Блог

Полномочия глав государств зарубежных стран

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Конституционное право

В законодательной сфере глава государства созьівает парламент на очередные и внеочередные сессии; обращается с посланием или выступает с программной речью; распускает однопалатный парламент или его нижнюю палату и назначает выборы; подписывает и публикует законы,используя (во многих странах) право вето; обращается в орган конституционного контроля (надзора, суда, трибунала) в отношении законодательных и иных актов, противоречащих, по его мнению, конституции.

В сфере исполнительной власти глава государства принимает участие в формировании правительства, назначает премьер-министра и принимает его отставку; по предложению премьер-министра назначает и смещает министров; в некоторых странах глава государства созывает заседания совета министров и председательствует на нем;

является верховньм главнокомандующим вооруженными силами страны; созывает совет национальной безопасности и председательствует на нем; объявляет чрезвычайное или военное положение (с дальнейшим утверждением этого решения парламентом); издает нормативные акты и др.

Главе государства принадлежит право решения вопросов гражданства, предоставления убежища иностранцам.

4. Полномочия главы государства 281

В судебной сфере глава государства назначает (или предлагает парламенту кандидатуры) судей Верховного и других судов, генерального прокурора, если такая должность есть, и др. Глава государства осуществляет право помилования.

Глава государства представляет свою страну в международных отношениях, назначает дипломатических представителей и принимает верительные грамоты от зарубежных представителей; заключает международные договоры; объявляет войну и заключает мир и т. д.

В парламентарных республиках роль главы государства, который хотя и обладает формально значительными полномочиями, на практике является по существу номинальной. Рассмотрим это на конкретных примерах. В соответствии со ст. 87 Конституции Италии «Президент Республики является главой государства и представляет национальное единство.

Он может направлять палатам послания.

Назначает выборы новых палат и определяет день первого заседания.

Санкционирует представление палатам правительственных законопроектов.

Промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона, и постановления.

Назначает народный референдум в случаях, предусмотренных Конституцией.

Назначает в случаях, указанньїх законом, должностных лиц государства.

Аккредитует и принимает дипломатических представителей, ратифицирует международные договоры, в соответствующих случаях — с предварительного разрешения палат.

Является командующим вооруженными силами, председательствует в созданном согласно закону Верховном совете обороны, объявляет, по решению палат, состояние войны.

Председательствует в Высшем совете магистратуры.

Может даровать помилование и смягчать наказания.

Жалует знаки различия Республики».

Президент Италии может, заслушав председателей палат, распустить обе палаты или одну из них. Правда, он не может использовать это право в последние шесть месяцев своих полномочий.

Однако, как отмечается в Конституции Италии, «никакой акт Президента республики не действителен, если он не контрассигнован предложившими его министрами, которые за этот акт ответственны.

Акты, имеющие силу закона, и другие указанные в законе акты контрассигнуются также председателем Совета министров» (ст. 89).

Глава XIV. Глава государства

Аналогичная норма имеется и в Основном законе ФРГ: «Для действительных приказаний и распоряжений федерального президента необходима их контрассигнатура федеральным канцлером или компетентным федеральным министром» (ст. 58).

В парламентарных монархиях положение аналогично. Так, формально Великобритания управляется монархом, который имеет обширные полномочия. Все законодательные, исполнительные и судебные органы формально получают власть от монарха. Однако фактически страной управляет правительство.

Реальной властью обладает глава государства в президентской республике, поскольку он является одновременно и главой исполнительной власти. Президент назначает и освобождает премьер-министра (если он есть), министров (нередко, правда, с согласия парламента или одной из его палат).

Так, исполнительная власть в соответствии со ст. II Конституции США, осуществляется Президентом США. Компетенция президента чрезвычайно обширна.

Близкий к этому конституционно-правовой статус имеют президенты ряда латиноамериканских стран с президентской формой правления.

Полномочия главы государства в странах со смешанной формой правления — в полупрезидентских республиках — так же разнообразны, как разнообразны сами эти формы.

Рассмотрим статус и полномочия президента Французской республики. В соответствии с конституцией этой страны, «Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичньїх властей, а также преемственность государства.

5. Особенности конституционного статуса Президента Российской Федерации 283

Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и международных договоров» (ст. 5). «Президент Республики назначает Премьер-министра. Он прекращает исполнение его функций по представлению им заявления об отставке Правительства.

По предложению Премьер-министра он назначает других членов Правительства и прекращает исполнение их функций» (ст. 8). Президент председательствует в Совете министров. Он промульгирует законы и может потребовать от парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей. Президент может передать на референдум любой законопроект. После консультаций с премьер-министром и председателями палат может объявить о роспуске Национального собрания. Он подписывает ордонансы и декреты, рассмотренные в Совете министров и т. д. Кроме этих прав, осуществляемых в нормальных условиях, Президент Франции «в случае возникновения для Республики непосредственной угрозы» выполняет чрезвычайные полномочия.

В Российской Федерации, имеющей так же как и Франция смешанную форму правления, конституционно-правовой статус президента во многом аналогичен положению главы государства во Франции.

Полномочия глав государств зарубежных стран

1. Место и роль главы государства в системе власти

Во всех современных государствах имеется институт главы государства. Г лава государства рассматривается как высшее должностное лицо, считающееся носителем исполнительной власти и верховным представителем государства в сфере международных отношений.

Обычно главой государства выступает либо выборный президент (в республиках) либо наследственный монарх. Реже встречаются монархи, замещающие свой пост путем избрания (Малайзия, ОАЭ).

В системе высших органов власти зарубежных стран глава государства занимает юридически первое место, хотя его фактическая роль в большинстве случаев отнюдь не соответствует этому положению.

Реальное место и роль и главы государства в осуществлении государственной власти зависит от формы правления и сложившегося политического режима в стране. Глава государства может стоять вне ветвей государственной власти, может быть включен в исполнительную власть и стоять во главе ее, а может быть включен и в законодательную, и в исполнительную, и даже в судебную ветви власти.

Институт монархического главы государства сохранился во многих странах Западной Европы, Ближнего Востока, Японии. В Канаде, Австралии, Новой Зеландии главой государства является британский монарх, представленный генерал-губернатором.

В странах с монархической формой правления — главой государства является монарх.

Особенности правового статуса монарха:

власть монарха непроизводна от какой-либо другой власти, он властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти;

все государственное управление осуществляется от имени монарха;

власть монарха наследственна. Существует три системы престолонаследия:

Салическая — наследование престола осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследия исключаются полностью (Швеция).

Традиционная кастильская — трон передается и по мужской, и по женской линии, но женщина наследует только в том случае, если у монарха нет сыновей — младший брат исключает старшую сестру (Великобритания, Испания).

Современная кастильская — трон наследует первый ребенок монарха — сын или дочь «на равных» (Швеция, Норвегия).

Габсбургская -женщина наследует только при полном отсутствии наследников-мужчин в роду. (Россия до 1917 г.)

Австрийская — не исключает женщин, но дает мужским линиям преимущество во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.

в случае вакантности престола, малолетства, болезни или длительного отсутствия монарха устанавливается регентство , т.е. правление за монарха (либо единолично, либо — коллегией);

личность монарха признается неприкосновенной и даже священной;

уголовное законодательство предусматривает особые составы преступлений, направленные против личности монарха или его достоинства;

монарх обладает целым рядом почетных прав и прерогатив, не свойственных президенту:

атрибуты монархической власти: корона, мантия, трон, скипетр и держава;

денежное содержание монарха складывается от его личного имущества и бюджетных ассигнований, определяемых парламентом;

монарх имеет право на резиденцию, при нем состоит значительное число чиновников (королевский двор), составляющих его штат;

прерогатива монарха является своеобразным конституционным резервом, который может быть использован в критических случаях.

В странах с республиканской формой правления главой государства является президент. Президент, в отличие от монарха, должностное лицо, избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на срок обычно от 4 до 7 лет. Им может стать любой гражданин страны, достигший определенного возраста (как правило, 35-40 лет, в Италии — 50 лет). В конституциях указываются и другие обязательные требования: определенный срок проживания на территории данной страны, наличие высшего образования, возрастной «потолок» и др.

Особенности правового статуса президента:

всегда избирается, за исключением случаев, когда пост занимается в результате государственного переворота;

власть президента производна — он получает мандат либо от парламента, либо от избирательного корпуса;

роль президента в осуществлении государственного управления обществом тем больше, чем больше парламент отстранен от его избрания (в чисто парламентарных республиках роль президента в практической политике сугубо номинальна);

увеличение реальных полномочий президента парламентарной республики всегда происходит за счет ущемления полномочий премьер-министра;

в случае государственной измены или другого тяжкого преступления президент может быть освобожден от своей должности.

4. Компетенция главы государства

Главы государств в зарубежных странах в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности. Выделим наиболее общие.

1. В области государственного управления:

право участия в формировании правительства (носит номинальный характер), часто — в решении вопроса о его отставке. Участвует он и в формировании органов судебной власти.

почетная прерогатива верховного главнокомандующего;

право объявления чрезвычайного положения на всей территории страны или ее части.

2. В законодательной области:

созыв парламента на очередные и чрезвычайные сессии, возможность прерывания при определенных условиях сессии;

право роспуска нижней палаты (очень редко обеих палат);

назначение внеочередных или очередных выборов;

право законодательной инициативы (у президента — в виде посланий, у монарха — тронная речь);

право санкционировать, промульгировать и опубликовывать законы, возможность обращения в орган конституционного контроля в случае сомнения в конституционности представленного на подпись закона.

право вето (отказ дать санкцию на законопроект):

абсолютное, или резолютивное вето — окончательный и безусловный отказ утвердить законопроект и преодолеть его нельзя;

относительное, или отлагательное вето — запрет, который может быть преодолен парламентом, либо носит временный характер;

выборочное вето — возможность опротестовывать лишь отдельные статьи, одобряя законопроект в целом (явление довольно редкое);

право назначать членов верхних, а иногда и нижних палат парламента.

3. Во внешнеполитической области:

высший представитель страны в сфере внешних сношений;

назначение послов, посланников и иных дипломатических агентов;

право ведения международных переговоров, заключение и ратификация (иногда с согласия парламента) международных договоров и соглашений;

право объявления войны и заключения мира (на практике осуществляется правительством);

4. Во внутриполитической деятельности:

право предоставления, восстановления гражданства и дачи разрешения на выход из него, право предоставления убежища иностранцам;

право помилования, смягчения или замены наказания, изменения приговора;

право награждения орденами, медалями и иными знаками отличий;

право присвоения почетных званий и титулов;

участие в церемониях и празднествах (военные парады, открытие школ и университетов).

Конституции зарубежных государств наделяют главу государства свойством безответственности, юридическим выражением которого является институт контрасигнатуры, который существенно ограничивает полномочия главы государства.

Оценку подлинной роли главы государства по букве конституции дать нельзя, т.к. между тем, что записано в конституции, и действительностью — дистанция огромного размера. Юридически глава государства почти всемогущ и всесилен. Практически он низведен до некоего символа, ибо реальных возможностей воздействия на государственную политику он лишен (особенно в парламентарных странах). А если же глава государства выйдет из повиновения правящей элиты, есть различные средства — конституционные ( импичмент ) и неконституционные (свержение), с помощью которых можно обуздать непокорного либо удалить неугодного президента или монарха.

Глава государства в зарубежных странах

Место и роль главы государства в системе власти

Институт главы государства есть во всех современных странах. Глава государства обычно рассматривается как высшее должностное лицо, считающееся носителем исполнительной власти, осуществляемой либо им единолично, либо совместно с правительством, и верховным представителем государства во внутриполитической жизни и в сфере международных отношений. Понятие «глава государства» включено в конституции социалистических стран, однако в этом случае речь идет не столько об институте главы государства как таковом, сколько об органах государственной власти, выполнявших функции главы государства.

Другие публикации:  Иск об увеличении исковых требований

Конституционно-правовой институт главы государства в современных странах обычно складывается из норм, которые определяют место и роль главы государства в государственном механизме и его взаимоотношения с другими органами государства, устанавливают порядок замещения поста главы государства, предусматривают возможную ответственность главы государства за государственную измену и нарушение конституции, закрепляют полномочия главы государства. Включенные в конституции, они детализируются текущим законодательством.

Реальное место и роль главы государства в осуществлении государственной власти зависит от формы правления, характера политического (государственного) режима, соотношения сил в стране в тот или иной период времени, а порой и от личных качеств лица, занимающего данный пост. Глава государства может находиться вне государственной власти, быть включенным в исполнительную власть (возглавлять ее) или законодательную и даже судебную ветви власти.

Глава государства чаще всего осуществляет единоличное управление, но встречается и институт коллегиального главы государства. Функции главы государства редко выполняются коллегиальным органом (например, регентский совет, выполняющий функции монарха до достижения наследником престола возраста совершеннолетия). Как правило, полномочия главы государства разделены между коллегиальным органом и его председателем (например, Йемен, 1990 г.).

Особый механизм исполнительной власти функционирует в Швейцарии, где полномочия правительства и главы государства осуществляются коллегиальным органом – Федеральным советом, избираемым парламентом. В состав совета входят семь членов, один из которых ежегодно выдвигается на пост президента (председателя Федерального совета). Последний осуществляет сугубо представительские функции и не имеет никаких прерогатив.

В большинстве конституций мира главой государства выступает либо выборный президент (в республиках), либо наследственный монарх. Реже встречаются монархи, замещающие свой пост путем избрания (Малайзия, ОАЭ).

В системе высших органов власти зарубежных стран глава государства юридически занимает первое место, хотя его фактическая роль в большинстве случаев отнюдь не соответствует этому положению.

Монарх. Институт монархического главы государства сохранился во многих странах Западной Европы, Ближнего Востока, Японии. Определенным своеобразием отличается механизм исполнительной власти ряда стран Британского Содружества Наций (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Ямайка и др.). В них главой государства является британский монарх. Его функции выполняет генерал-губернатор, а условия назначения, смещения и объем полномочий определяются национальным законодательством.

В странах с монархической формой правления главой государства является монарх. Хотя конституции монархических стран традиционно закрепляют за главой государства весьма широкие полномочия, действительное положение монарха в государственном механизме чаще всего отличается от формально декларируемого.

В парламентских монархиях (Великобритания, Испания, Малайзия) подавляющее большинство полномочий главы государства осуществляется другими органами, прежде всего правительством и его главой. В государствах, сочетающих черты абсолютной и дуалистической монархий (Саудовская Аравия, Оман), а также дуалистической и парламентской монархий (Иордания, Марокко), большинство традиционных полномочий главы государства реализуются монархом самостоятельно. Происходит своеобразное разделение государственной власти между парламентом и монархом при доминирующей роли последнего.

Наиболее распространенной моделью монархии является парламентская монархия, в которой реальные властные полномочия государства в значительной степени ограничены. Все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, как правило, в случае контрассигнации их главой правительства или соответствующим министром, которые несут за них ответственность. Хотя конституции большинства подобных монархий наделяют монарха широкими полномочиями, он может осуществлять их только по совету правительства (данное положение может непосредственно закрепляться законодательным путем либо «вытекать» из смысла конституции). В Западной Европе значительными полномочиями обладает только князь Лихтенштейна.

Особенности правового статуса монарха. Власть монарха непроизвод- на от какой-либо другой власти, он властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти.

Все государственное управление осуществляется от имени монарха.

Власть монарха является наследственной. Существует шесть систем престолонаследия:

  • салическая – наследование престола осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследия исключаются полностью (Швеция);
  • традиционная кастильская – трон передается и по мужской, и по женской линии, но женщина наследует только в том случае, если у монарха нет сыновей; младший брат исключает старшую сестру (Великобритания, Испания);
  • современная кастильская – трон наследует первый ребенок монарха – сын или дочь «на равных» (Швеция, Норвегия);
  • габсбургская – женщина наследует только при полном отсутствии наследников-мужчин в роду (Россия до 1917 г.);
  • австрийская – не исключает женщин, но дает мужским линиям преимущество во всех степенях родства. Женщины наследуют престол только при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий;
  • – особая процедура замещения поста главы государства существует в выборных монархиях (Малайзия, ОАЭ), монарх избирается специальным Советом на определенное число лет (например, в Малайзии на пять лет Советом правителей).

В случае вакантности престола, малолетства, болезни или длительного отсутствия монарха устанавливается регентство, т.е. правление за монарха (либо единолично – регент, либо коллегией – регентский совет). Например, конституция Иордании предусматривает, что в случае передачи престола лицу моложе 18 лет королевским декретом (если монарх еще жив) или указом совета министров назначается регент или регентский совет. В Швеции регентом может быть член королевской семьи; если такового нет, регентом становится тальман риксдага (председатель парламента) или вице-тальман.

Персона монарха признается неприкосновенной и даже священной.

Уголовное законодательство предусматривает особые составы преступлений, направленные против личности монарха или его достоинства.

Монарх обладает целым рядом почетных прав и прерогатив, не свойственных президенту:

  • – атрибутами монархической власти являются корона, мантия, трон, скипетр и держава;
  • – денежное содержание монарха складывается из его личного имущества и бюджетных ассигнований, определяемых парламентом;
  • – монарх имеет право на резиденцию, при нем состоит значительное число чиновников (королевский двор), составляющих его штат;
  • – прерогатива монарха является своеобразным конституционным резервом, который может быть использован в критических случаях.

В некоторых странах обязательным условием вступления на престол является принадлежность к господствующей религии (в Великобритании – к англиканской церкви, в Дании и Норвегии – к евангелически- лютеранской, в Швеции – к истинно-евангелической, в Таиланде – к буддистской).

Президент. В странах с республиканской формой правления главой государства является президент. Президент в отличие от монарха – должностное лицо, избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на определенный срок: на четыре года (США, Венгрия, Румыния, Коста-Рико), пять лет (Франция, Германия, Греция, Португалия, Чехия), шесть лет (Австрия, Египет, Мексика, Финляндия), семь лет (Италия, Индонезия, Египет, Филиппины). Им может стать любой гражданин страны, достигший определенного возраста (в Никарагуа – 25 лет, в Венесуэле и Доминиканской Республике – 30 лет, в Австрии, Венгрии, Мексике, США и Португалии – 35 лет, в Германии, Египте, Греции – 40 лет, в Италии, Нигерии – 50 лет). В конституциях указываются и другие обязательные требования: срок проживания на территории данной страны, предшествующий выборам (не менее 14 лет в США), наличие определенного образования (в Нигерии президенту достаточно иметь среднее образование, в Турции – высшее), принадлежность к правящей партии, возрастной «потолок» (в Мозамбике – 65 лет) и др.

Особенности правового статуса президента:

  • – всегда избирается, за исключением случаев, когда пост занимается в результате государственного переворота;
  • – власть президента производна – он получает мандат либо от парламента, либо от избирательного корпуса;
  • – роль президента в осуществлении государственного управления обществом тем больше, чем больше парламент отстранен от его избрания (в чисто парламентарных республиках роль президента в практической политике сугубо номинальна);
  • – увеличение реальных полномочий президента парламентарной республики всегда происходит за счет ущемления полномочий премьер- министра;
  • – в случае государственной измены или другого тяжкого преступления президент может быть освобожден от своей должности.

Президент играет значительную роль в механизме исполнительной власти президентских республик. Глава государства обычно избирается независимо от парламента (прямым или косвенным голосованием) и совмещает полномочия главы государства и главы правительства. Пост премьер-министра в этом случае либо отсутствует, либо является вспомогательным. Классическую модель президентской республики представляют собой США.

В отличие от главы государства в президентских республиках президент в парламентарных республиках, как правило, не располагает реальной исполнительной властью и его правовой статус в значительной мере напоминает статус монарха в парламентарной монархии. Полномочия главы государства, за исключением сугубо церемониальных, представительских, здесь обычно осуществляются с согласия и по инициативе правительства. Предусматривается институт конрассигнатуры актов главы государства соответствующими министрами (например, ст. 89 Конституции Италии 1947 г.).

В смешанной республике (Франция, Финляндия, Португалия) власть президента является очень сильной и осуществляется в условиях несколько меньшей степени разделения властей, чем в президентских республиках. Полномочия президента и главы государства пересекаются, поэтому для принятия решений требуется согласие их обоих. Объем полномочий президента зависит от расстановки сил на внутриполитической арене.

Для функционирования механизма исполнительной власти существует особый порядок переизбрания президента и прекращения его полномочий. При этом в Мексике, КНДР, Боливии повторное избрание на должность президента невозможно. Большинство конституций ограничивает ротацию президента двумя сроками. Обычно пост президента занимает одно из следующих лиц:

  • – вице-президент (США, Бразилия, Индия, Колумбия);
  • – премьер-министр (Австрия, Тунис, Финляндия, Шри-Ланка);
  • – председатель парламента или одной из его палат (Германия, Франция, Монголия, Пакистан).

Существуют два вида вакансии должности президента: временная – в случае его временной неспособности по каким-либо причинам осуществлять свои функции; и постоянная – в случае смерти, отставки или постоянной неспособности осуществлять свои функции.

Конституционное право стран с республиканской формой правления чаще всего формулирует общий принцип неответственности президента, не исключая при этом его возможную юридическую (судебную) ответственность за совершение тяжких правонарушений – импичмент (в Италии президент ответствен за государственную измену или посягательство на конституцию, в Германии – за умышленное нарушение Основного закона или другого федерального закона). Импичмент чаще всего возбуждается парламентом, но по существу решается соответствующей судебной инстанцией. В США, странах Латинской Америки парламент решает вопрос и о привлечении президента к ответственности, и о его виновности. В Австрии и Исландии президент может быть смещен с поста по инициативе парламента на основании всенародного референдума.

Компетенция главы государства

В зарубежных странах главы государств в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности. Выделим наиболее характерные.

В области государственного управления:

  • – право участия в формировании правительства (носит номинальный характер), часто – в решении вопроса о его отставке. Участвует он и в формировании органов судебной власти;
  • – почетная прерогатива верховного главнокомандующего;
  • – право объявления чрезвычайного положения на всей территории страны или ее части.

В законодательной области:

  • – созыв парламента на очередные и чрезвычайные сессии, возможность прерывания сессии при определенных условиях;
  • – право роспуска нижней палаты (очень редко обеих палат);
  • – назначение внеочередных или очередных выборов;
  • – право законодательной инициативы (у президента – в виде посланий, у монарха – тронная речь);
  • – право санкционировать, промульгировать и опубликовывать законы, возможность обращения в орган конституционного контроля в случае сомнения в конституционности представленного на подпись закона;
  • – право вето (отказ дать санкцию на законопроект):

ü абсолютное, или резолютивное, вето – окончательный и безусловный отказ утвердить законопроект и преодолеть его нельзя;

ü относительное, или отлагательное, вето – запрет, который может быть преодолен парламентом либо носит временный характер;

ü выборочное вето – возможность опротестовывать лишь отдельные статьи, одобряя законопроект в целом (явление довольно редкое);

– право назначать членов верхних, а иногда и нижних палат парламента.

Во внешнеполитической области:

  • – высший представитель страны в сфере внешних сношений;
  • – назначение послов, посланников и иных дипломатических агентов;
  • – право ведения международных переговоров, заключение и ратификация (иногда с согласия парламента) международных договоров и соглашений;
  • – право объявления войны и заключения мира (на практике осуществляется правительством).

Во внутриполитической деятельности:

  • – право предоставления, восстановления гражданства и дачи разрешения на выход из него, право предоставления убежища иностранцам;
  • – право помилования, смягчения или замены наказания, изменения приговора;
  • – право награждения орденами, медалями и иными знаками отличий;
  • – право присвоения почетных званий и титулов;
  • – участие в церемониях и празднествах (военные парады, открытие школ и университетов).

Конституции зарубежных государств наделяют главу государства свойством безответственности, юридическим выражением которого является институт контрассигнатуры, который существенно ограничивает полномочия главы государства.

Оценку подлинной роли главы государства по букве конституции дать нельзя, так как между тем, что записано в конституции, и действительностью – огромная разница. Юридически глава государства обладает практически безграничной властью. Он низведен до некоего символа, ибо лишен реальных возможностей воздействовать на государственную политику (особенно в парламентарных странах). Если глава государства выйдет из повиновения правящей элиты, есть различные средства воздействия – конституционные (импичмент) и неконституционные (свержение), с помощью которых можно обуздать либо вовсе удалить неугодного президента или монарха.

Другие публикации:  Приказ мз рф 240 от 2001

Полномочия глав государств зарубежных стран

Поскольку глава государства — это такая государственно-правовая и политическая фигура, которая имеет присущую только ей специфику и характерные черты, поскольку можно выделить общие полномочия главы государства, то и раскрой. Ивате их можно в общем плане, не привязывая к конкретным формам республики или монархии. Необходимо уточнить, являются ли эти полномочия действительно универсальными и характерными как для монарха, так и для пр езидента, или в некоторых глав государств их нетє.

Наиболее универсальными и характерными полномочиями является представительские функции (функции представительства). Обычаи, правила и нормы, согласно которым глава государства представляет свою страну во внут. Тришна и внешних сношениях, достигают древности, поскольку с давних времен в лице главы государства (когда-то в абсолютной монархии) воплощались основные права и полномочия государства. Монарх персониф икував свое государство и представлял ее в контактах с представителями других госуав.

Представительские функции осуществляются в соответствии с правилами, которые насчитывают много веков. Глава государства, например, председательствует на различных торжественных церемониях, на празднование национальных праздников. Он звертаеть ься с приветствием и посланием к народу по поводу знаменательных дат или важных событий. Глава государства может выступать с официальными обращениями к парламенту. Эти послания могут иметь ритуальный характер, а статью ь связано с какими-то событиями в жизни страны. По той же многовековой традиции глава государства аккредитует своих дипломатических представителей в иностранных государствах, подписывает и выдает специальные верительные игра моти. Он принимает иностранных представителей, и они вручают ему верительные или отзывные грамоты. Иностранные послы считаются»аккредитованными в стране пребывания при главе государства (президенту или монархуабо монарху).

Глава государства делает официальные визиты, встречается с другими главами государств, посещает различные международные форумы, где присутствуют его коллеги — главы других государств, представляющих страны мира. Во время офиц ных визитов главы государств имеют право на почетную встречу: выстраивается почетный караул, осуществляется салют, выполняется гимн страны. Такие визиты олицетворяют международные контакты, а торжественная встреча подков реслюе уважение принимающей страны гостя в страну, которую представляет визитер — глава государствви.

Глава государства имеет право проводить переговоры, подписывать международные договоры и соглашения. Для этого ему не нужно специальных поручений со стороны правительства: он имеет право по должности (ex officio)

Американские исследователи именуют эти полномочия полномочиями главы государства как главного дипломата. Хотя такое определение весьма удачным, все-таки точнее говорить о функции представительства. Глава где ержавы при исполнении своих полномочий всегда представитель государства, нации, народа в разных контактах в самом широком смысле — как внутри страны, так и за рубежом. Поэтому функции представительства пере дбачають и включают функции главного дипломата страны (ведь дипломат — это представитель своей страныни).

Иногда некоторые из полномочий обозначаются как полномочия в сфере международных отношений или внешней политике. Если это»сильный»президент или абсолютный монарх, то его полномочия в международных отно. Осин, в сфере внешней политики очень важны и конкретные. Это представительство»первого порядка;першого порядку».

Если это так называемый слабый президент парламентской республики или монарх в конституционной монархии, то все эти действия он проводит по поручению исполнительной и законодательной власти, т.е. сильных отраслей власти. В этом случае у главы государства будет представительская функция»второго порядкарядку».

Вторую группу полномочий можно обозначить как полномочия главы государства в сфере государственного управления. Эти полномочия можно расшифровать так: глава государства, так или иначе, участвует в назначении правительство ду и в его отставке, то есть в формировании исполнительной власти. Это право может быть реальная или номинальнаяим.

В парламентарных республиках и монархиях глава государства обязан (согласно закону, обычаю) назначить премьер-министром, главой правительства лицо, пользующееся доверием парламента. Как правило, это л лидер партии, победившей на выборах. Классическим примером является. Великобритания. Королева. Великобритании назначает премьер-министром лидера партии, победившей на выборах в нижнюю палату парламента — палат у общин. Монарх связан результатами выборов, и собственного выбора он не имеет має.

В тех странах, где глава государства исполнительную власть, где существует модель «сильного» президента, такие полномочия есть более весомыми и широкими. В президентских республиках президент олицетворяет исполнительную власть, назначает всех министров — членов кабинета и, как правило, сам возглавляет этот кабинет. Там правило»парламентского большинства»не действует, и президент в любом случае возглавит правительство, для чего ему не пот рибно опираться на большинство в парламенте. Конечно, есть или могут закрепляться дополнительные условия и правила назначения или увольнения министров, но они существенно не влияют на полномочия главы гос авноваження глави держави.

Например, в. США министры (государственные секретари) назначаются президентом»по совету и с согласия»сената. В 90% случаев сенат не находит возражений против президентских назначений в. Италии — парламентарии нтський республике — президент утверждает любой список правительства, если он поддержан большинством парламентов. Глава государства имеет право назначать других должностных лиц, не обязательно высшего уровня. В так их должностных лиц можно отнести представителей судебной власти. В некоторых странах назначения судей оформляется актами, издаваемыми главой государства или от имени главы государстві глави держави.

В ряде стран важнейшие акты исполнительной власти могут выдаваться от имени главы государства. Единственное правило — нужна процедура контрассигнации

Следующая важнейшая группа полномочий может быть обозначена как полномочия главы государства, связанные с деятельностью парламента и в законодательной сфере. Иногда эти полномочия разделяют, но это очень близкими ки понятия, поскольку если это полномочия в сфере парламента, то это всегда сфера контактов с законодательными органамим.

Глава государства в некоторых странах имеет право созывать парламент на очередные или внеочередные сессии, открывать или закрывать сессию, в ряде случаев распускать палату или обе палаты и назначать новые парл ламентськи выборы тощ.

В. Федеративной. Республике. Германии (а также в. Чехии,. Болгарии,. Румынии) крайней формой влияния президента на парламент, что отказывается утвердить новый состав кабинета министров, является роспуск главой где ержавы высшего законодательного органа или его нижней палаты (верхние палаты никогда не распускаются) и назначение новых парламентских выборов. Иногда глава государства распускает палату по требованию кабинета, щ в таким образом реагирует на вынесении ему вотума недоверия. Это право характерно для некоторых полупрезидентских и парламентарных республиік.

К. Основного закона. Германии введена намеренно усложненная норма, направленная на сохранение стабильности государственной власти. Она предоставляет президенту право на роспуск бундестага, если по инициативе федерально ого канцлера ставится на голосование вопрос о доверии главе правительства, и большинство парламентариев ему в этом доверии отказывают. Тогда на предложение канцлера федеральный президент распускает бундестаг и п ризначае новые парламентские выборы. Однако если бундестаг, выразив недоверие канцлеру, сразу большинством голосов избирает нового главу правительства, президент, согласно ч 1 от 68. Основными закона. ФРГ, в трачае право на роспуск этой палаты немецкого парламентменту.

В условиях парламентарной республики контроль парламента за действиями президента осуществляется с учетом ограниченных полномочий главы государства. Федеральный президент заключает международные договоры с другими дер ржавый, но эти договоры должны быть одобрены бундестагом. Кроме того, законодатели имеют право предъявить главе государства обвинения, которые, если их поддержит. Федеральный конституционный суд, становятся. Длит таво для устранения президента от должностейди.

Практически во всех странах мира глава государства имеет определенные (достаточно существенные из правовых позиций) непосредственные права в сфере законодательства: право законодательной инициативы, право утверждения законов и их в подписи или, как чаще говорят, право промульгации законов. Право законодательной инициативы принадлежит не всем главам государств, но в большинстве краев мира оно в, и есть даже термин -«президентская и нициатива»Хотя чаще бывает правительственная законодательная инициатива ініціатива.

Иногда правительство пользуется тем, что глава государства имеет право законодательной инициативы, и свои законы (точнее говоря, проекты законов) проводит через главу государства; глава государства от своего имени вносит в парламент законопроекты, которые, как правило, является законопроектами правительство.

Вообще права главы государства в сфере законодательства сосредоточены в начале и конце законодательного процесса. Кроме законодательной инициативы важным является последний этап законодательного процесса — реализация пра ав главы государства в стадии промульгации. Во многих странах у главы государства есть право отказаться от подписи законопроекта, от утверждения законопроекта и тем самым отклонить. Это право называется правом вето. Различают два главных разновидности вето — абсолютное и отложено (относительноесне).

Абсолютное вето означает, что закон или законопроект после наложения вето (после отказа от подписи) больше не рассматривается. Но абсолютное вето — это элемент прошлого, элемент дуалистической или абсол февральские монархии. В современном мире абсолютное вето практически не применяется. Формально правом абсолютного вето обладают монарх в. Великобритании, генерал-губернаторы в странах, входящих в дружественных ости, но на практике оно не реализуется. По выражению. АА. Мишина, юридически такое право существует, но фактически оно находится»в состоянии летаргического снаічного сну».

Отложенное вето означает, что подписанный главой государства закон возвращается для повторного рассмотрения парламентом. Есть два варианта отлагательного вето: простое и затруднено

Простое отлагательное вето означает, что для того, чтобы закон вступил в силу без подписи главы государства, требуется повторное принятие его парламентом, причем с помощью той же процедуры, которой он был принимать йнятий в первый раз. Предположим, если первый раз этот закон был принят обычной (или абсолютной) большинством голосов, то точно такой же большинством голосов он должен быть принят вновь, т.е. происходит ется повторная процедура принятия. Такой вариант вето применяется во. Францииії.

Затрудненное отлагательное вето означает сложную процедуру, которую необходимо провести парламента, чтобы преодолеть вето главы государства. Как правило, для преодоления осложненного вето необходимо квалифицированное большинство голосов;. Например, в. США, если президент применил вето к принятому закону, требуется повторное принятие закона двумя третями голосов обеими палатами. Конгресса -. Палата представителей и. Сенатм.

Кроме указанных разновидностей вето применяют еще два срока. Используется термин»выборочное вето», который означает, что президент согласен не со всем законом как полным документом, а с какой-то его части иною. Выборочное вето означает, что для того, чтобы президент подписал закон, нужно изменить какую-то статью или часть законстину закону.

Есть американский термин»карманное вето»Понятие»карманное вето»не записано в законе. Речь идет об использовании правил регламента. Суть этого явления в том, что на подписание закона, принятого. Конгрессом ом, президенту дается 10 дней. Если. Конгресс предоставил президенту закон менее чем за 10 дней до конца сессии, а президент его не подписал, этот закон»погибает», потому что нет времени для его повторного ро згляду -«Карманное вето»применяется довольно часто. Некоторые сенаторы пользуются такой возможностью, чтобы затянуть время (чтобы президенту не осталось полных десяти дней для процедурного»обдумывания»), зная, что президент»на их стороне и не подпишет законаючи, що президент «на їхньому боці і не підпише заков.

Некоторые авторы относят к полномочиям главы государства в законодательной сфере право определенных глав государств (президентов или монархов) назначать членов верхних и нижних палат парламента. Например, существует право монарха. Великобритании назначать членов палаты лордов. Генерал-губернатор, представляющий британского монарха в. Канаде, который фактически является главой государства, назначает от имени монарха всех членов верхней й палаты парламента — сената. Похоже право имеют президенты. Индии и. Италии: они назначают нескольких членов верхней палатати.

Полномочия главы государства, которые есть практически у любого главы государства — это право издания различных нормативных и ненормативных (имеющих персональный характер) актов. Эти акты могут называться декретам мы, прокламациями, исполнительными приказами и т.д.. Не следует путать право издания актов с законодательными полномочиями главы государства или с участием в законодательной деятельности, потому что законы издаются парламентарии том, и он участвует в этом процессе. А право издания актов — самостоятельная деятельность (функция) глав государства, потому что их акты по природе имеют подзаконный характер. В ряде случаев акты исполнительной в лады, в том числе акты главы государства, могут иметь законодательный характектер.

В парламентарных республиках и монархиях акты, издаваемые от имени главы государства, практически всегда являются актами правительства, который использует главу государства, чтобы оформить свои акты его именем

В президентских республиках и дуалистических монархиях акты главы государства имеют вполне самостоятельный характер, и глава государства, наделенный правительственной властью, — это важный творец права. В определенных случаях е др. имеет свою сферу правового регулирования, и эта сфера (возможно, менее важная, чем та, которая охватывается деятельностью парламента) занимает свое место в жизни страни.

Другие публикации:  Как написать заявление в рэс

Важная часть полномочий главы государства — это военная сфера. В большинстве стран мира формально (юридически) глава государства провозглашается верховным главнокомандующим. Конституции многих стран предусматривать предусматривают среди важнейших обязанностей президента обеспечение независимости, суверенитета и безопасности своего государства. Отсюда органически вытекает принцип сочетания тем самым должностным лицом поста главы. Дер дарства и поста верховного главнокомандующего вооруженными сисил.

Однако реальный объем властных полномочий президента по армии напрямую зависит от его общего статуса в системе высших органов исполнительной власти

В случае кризисной ситуации или начала военных действий за подписью главы государства будут выдаваться специальные военные акты, законы, директивы, которые будут определять стратегию деятельности страны. Верховный голов внокомандувач, за западными традициями, — это не профессиональный военный, стоящий над картой военных действий. Это человек, который определяет приоритеты для своей страны в военной сфере, определяет союзников, и речь ирних противников тощщо.

В странах с»сильным»президентом и монархом решения ряда военных вопросов — это реальное право главы государства. Например, американцы четко выделяют эту сферу прав президента, называя его верхо овним главнокомандующим. Президент принимает парады, поздравляет ветеранов, инспектирует войска. Повседневные полномочия в этой сфере осуществляются профессиональными военными: генеральным штабом, министерств ом обороны, разными штабами родов войск и др.. Глава государства координирует работу этих профессиональных служфесійних служб.

Президент исполняет обязанности верховного главнокомандующего и в некоторых парламентарных республиках (Индия,. Венгрия,. Словакия,. Латвия), но фактическое руководство армией за парламентарной системы осуществляется юють премьер-министр и министр обороны, а президент лишь номинально является верховным главнокомандующим. Основной закон. ФРГ вообще не предоставляет президенту каких-либо полномочий в руководстве армией, но н адиляе главу военного ведомства такими прерогативами:»Федеральный министр обороны вправе издавать приказы и командовать вооруженными силамиилами».

Следует выделить такую ??группу, как права главы государства в сфере вопросов войны и мира. Это объявление войны, заключение мира. В большинстве случаев на такие действия требуется санкция парламента, но персонифицируются эти и действия именно в лице главы государства. Вия выступает в наиболее кризисных ситуациях, сообщает народа решение о том, что объявляется военное положение, вводятся войска или прекращаются военные диії.

Так называемые»сильные»президенты. США несколько раз использовали такое право, даже превышая свои полномочия. По инициативе президента в 1845 г. США начали войну против

Мексики, в 1898 г по инициативе президента. Мак-Кинли войну с. Испанией, а санкцию на эту войну. Конгресс дал уже после ее окончания так же начинались войны против. Кореи в 50-е годы и в 70-е годы против. Вьетнамму.

Важная группа полномочий принадлежит главе государства в сфере правосудия или в судебной сфере. К ним относится назначение на высшие судебные должности, хотя это может быть отнесено также к сфере государственного управле иння. В. ФРГ, чисто парламентарной республике, президент (как и в. Австрии) назначает федеральных судей. Но это конституционное право имеет преимущественно формальный характер, поскольку кандидатуры на должность судьи в исуваються правительством, и президент назначает их по представлению министров. Это отражено в статьях 60 и 95. Конституции. ФРГ. В целом зарубежное конституционное право провозглашает принцип невмешательства президента и вз. Агали исполнительных, а также законодательных органов в прерогативы судебной власти. Однако в политической практике этого принципа придерживаются не всегда, и суды часто испытывают на себе ощутимое политическое давление стороны других ветвей государственной властей влади.

К полномочиям главы государства относится также председательство в различных советах и ??консультативных органах, которые решают вопросы сферы осуществления правосудия. Глава государства практически во всех странах имеет право ум любования и иногда — отсрочка исполнения приговора. В некоторых странах президент имеет право смягчения наказания, замены наказания и даже изменения приговора. Право помилования и право отсрочки приговоров реал ьно рассматриваются и готовятся специальными органами и лицами — профессиональными юристами, которые принимают решения по этим вопросам. А оформляются эти решения актами главы государствжави.

Есть важная группа отношений, именуют полномочиями главы государства в сфере личного статуса. Речь идет о полномочиях, касающихся отдельных граждан. Это награждение орденами и медалями, присвоение разных званий, предоставление гражданствва.

Глава государства во многих странах мира решает вопрос о предоставлении гражданства иностранцам. От имени главы государства лицо может быть, наоборот, лишена гражданства. Актом главы государства или от его име карманы гражданство может быть восстановлено. Аналогичным способом может быть предоставлено политическое притворелок.

Главе государства в большинстве случаев относятся определенные права и в сфере государственной безопасности — это проявляется в координации вопросов, связанных с разведкой, контрразведкой, борьбой с подрывными проявлениями т.д.. Главы государств часто возглавляют специальные межведомственные органы, занимающиеся этой сферой (совета национальной безопасности и др.). При главах государств есть специальные органы, которые занимаются этими делами, помощники с национальной безопасности и т.д.. Это также одна из сфер деятельности главы государствжави.

В ряде стран законодательство предоставляет главе государства право введения или назначения чрезвычайного положения. Таким образом, можно выделить группу полномочий, которые можно назвать полномочиями в сфере надзвич чайных ситуаций, или чрезвычайными полномочиями главы государства. В большинстве стран эти полномочия предусмотрены или соответствующими статьями конституции (во. Франции это в 16), а в некоторых странах есть специальное е законодательство. В. ФРГ есть целый пакет законов, посвященных чрезвычайном законодательству. Однако следует отметить, что если наступят предусмотренные этим законодательством события и в стране будет объявлено чрезвычайное состояние, то во главе страны, по немецким законам, становится не президент, а канцлер — глава правительства, потому что. ФРГ — парламентская республикбліка.

Стоит назвать еще одну специфическую группу полномочий, что, как правило, не называется и не выделяется среди других. Но это очень реальная группа полномочий ее можно назвать полномочиями главы государства в в сфере определения экономического курса страны, в сфере выбора экономических. Это очень важные полномочия, особенно для современного мира. Выбор экономических направлений, экономической стратегии часто является главным приоритетом в деятельности того или иного главы государства. Например,. Рональд. Рейган, будучи кандидатом в президенты, выдвинул тезис»рейганомики», т.е. перераспределения налогового бремени, освободите ния крупного бизнеса от слишком тяжелых налогов и сокращение государственных расходов на социальную помощь. Эти идеи действительно были экономической стратегией, и принятых президентом. Рейганом меры способствовали повышению эк ономичнои активности, росту во всех направлениях и сферах экономики-Выбор экономической стратегии часто определяет судьбу страны и ее граждан на длительное время. Поэтому полномочия главы государства в сфере экономи ческой стратегии следует выделить в отдельную группу. Естественно, такие полномочия принадлежат главе государства, наделенный сильной полномочной властью: это президент президентской республики или монарх абсолютной или дуалистической монархии. По парламентских форм правления президент не является»главным экономистомot;головним економістом».

В некоторых источниках называют еще дискреционные полномочия главы государства — выборочные полномочия, или те полномочия, которые глава государства применяет по собственной инициативе их сфера очень незначительная. Найчасти ише приводят пример»спящих полномочий»монарха, то есть полномочий, которые не действуют в обычной ситуации, а возникают лишь в кризисные моменты. Например, известно, что премьер-министром. Великобритании за с вича становится лидер партии, победившей на выборах. Но в послевоенной истории страны была ситуация, когда ни одна из партий не одержала победу, голоса разделились пополам, количество консерваторов в палате общин равно количеству лейбористов, и оказалось два претендента на пост премьер-министра:. Макмиллан и. Батлер. Перед королевой встал выбор, но королева обратилась за советом к опытным поле политических деятелей. Великобритании. Уинстона. Черчилля и лорда. Солсбери. Они посоветовали выбрать. Гарольда. Макмиллана, который и стал премьер-министромрем’єр-міністром.

Отношения между президентом и местными органами являются органическим элементом комплекса отношений между центральной и местной властью. Характер этих отношений во многом зависит от того, является ли государство федератов ивною или унитарным, демократическим или авторитарным, президентской, полупр-зидентською или парламентарной республикой. Для всех демократических стран, независимо от формы их государственного устройства и с истема правления, характерна высокая степень автономии и значительные права местных выборных органов власти время авторитарным политическим системам свойственны жесткий контроль центра над местными властями и ограничение прав местного самоуправления. Под воздействием этих факторов и формируются полномочия относительно органов местного самоуправленияання.

Прекращение полномочий президента

В заключение следует остановиться на вопросе об отстранении главы государства от должности. Поскольку монарх — это пожизненная должность, то отстранении его практически невозможно за исключением тех случаев, когда мона арх причине душевной болезни или физическое нездоровье не может выполнять свои функции в этих случаях является институт регентства, когда назначают кого-либо из видных политических деятелей регентом (то есть опеку ном), и он выполняет функции главы государства или при больном и недееспособному монарху, или при малолетнем. В некоторых случаях парламент может принять решение об отстранении монарха от власти или это пит. Ання решает династия, королевская семья на предложение законодательных органов или по совместному решению законодательной и исполнительной властейади.

Относительно президента, то чаще по ним вспоминают процедуру импичмента. Импичмент — это устранение главы государства (президента) от власти за допущенные нарушения конституции, закона, какие-либо правопоруше ения, т.е. за совершение действий, не совместимых с высокой должностью главы государства. Слово»импичмент»- английский термин, появившийся еще в конце XIV в и называл высших должностных лиц британской монархии к которым применялся осуждение. Срок позаимствовали американцы, и они внесли эту процедуру в конституцию. Президент. США, например, может быть подвергнут процедуре импичмента в случае совершения измены, хабарницт ва или иного тяжкого преступления. Процедуру импичмента осуществляет парламент -. Конгресс. США. Нижняя палата — палата представителей — возбуждает дело и рассматривает конкретные обстоятельства, а затем принимает решение о в инности, выступая как суд присяжных. Конгрессмены решают голосованием, виновен президент. Если вину президента подтвердит нижняя палата, то дело будет рассматривать. Сенат под председательством главы. Верх вного судави. Верховного суду.

Для того чтобы»утвердить статьи импичмента», необходимо простое большинство голосов палаты представителей, а решение об осуждении принимается 2/3 голосов членов сената, только в этом случае президент усувает ться от власти. Если сенаторы не наберут 2/3 голосов, президент остается на посадя на посаді.

Другие конституции также предусматривают варианты привлечения главы государства к ответственности. Такой порядок в. Конституции. Франции. Дело о правонарушении, совершенное главой государства, рассматривается в обоих п палатах парламента, обе палаты должны подтвердить обвинения 2/3 голосов. Затем формулу обвинения рассматривать. Верховный сусуд.

Аналогичные процедуры установлены конституциями других стран. Процедуру импичмента, например, было реализовано в. Бразилии. В результате импичмента за допущенные правонарушения в 1995 г. был отстранен от вла ады президент. Фернандо. Коллор где. Мэлллло.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается юридическое содержание поста главы государства?

2Назвить и охарактеризуйте полномочия главы государства

3. Какими правами и привилегиями обладает монарх?

4. Опишите системы престолонаследия

5. Какие есть основания для прекращения полномочий монарха?

6. В чем отличие статуса монарха от статуса ре-и?

7. Как строятся отношения президента, высшего законодательного органа и правительства зависимости от вида республики?

8. Как реализуется право вето президента?

9. Опишите процедуру импичмента

10. В каких государствах существует коллегиальный глава государства?

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая