Блог

Страховка восьмеркой

Страховка восьмеркой

Устройство в виде восьмерки, выполненное из прочного алюминиевого сплава. Применяется как элемент трения при верхней и нижней страховке и как элемент фиксации при фиксирующей страховке и самостраховке.

На соревнованиях допускается стандартная восьмерка, изготовленная по технологиям, исключающим наличие в металле пустот и трещин. Она должна соответствовать прочности страховочного карабина.

Верхняя и нижняя страховка отдельного участника осуществляется следующим образом: Восьмерка малым кольцом пристегивается к карабину на беседке страхующего участника. При верхней страховке с нижней площадки восьмерка может закрепляться на карабине пункта площадки. Страховочная веревка проводится в большое кольцо восьмерки и пристегивается к ее карабину. Веревка должна иметь два перегиба — на карабине и на ее большом кольце. Руки страхующего участника должны быть без рукавиц и удерживать страховочную веревку по разную сторону от восьмерки (Рис.18, п-1).

Удерживать страховочную веревку необходимо так, чтобы исключить слабину веревки и провис карабина. При провисе страховочный рывок складывает карабин и восьмерку, и приходится на самое слабое место карабина, на его защелку. Защелка карабина может быть сорвана.

Верхняя страховка участника с грузом осуществляется через шейку восьмерки. Восьмерка закрепляется на пункте страховки или на беседке страхующего участника. В последнем случае веревка должна иметь перегиб на карабине пункта или на верхнем карабине маршрута страхуемого. Руки страхующего участника должны быть без рукавиц и удерживают веревку по разную сторону от восьмерки (Рис.18, п-2).

Верхняя страховка пары «пострадавший + спасатель» (или др. тяжелого объекта) осуществляется через шейку восьмерки, закрепленную на пункте страховки.

При подъеме страхуемой пары веревка выбирается руками без рукавиц. Руки страхующего находятся по разные стороны от восьмерки. При выдаче (спуске) объекта, руки страхующего могут удерживать веревку и по одну, и по разную сторону от восьмерки.

Верхняя фиксирующая страховка восьмеркой. Применяется при подъеме страхуемого участника или на его маятнике. Восьмерка работает в режиме фиксации страховочной веревки. К карабину пункта или беседки страхующего участника она пристегивается за большое кольцо. Страховочная веревка проводится через большое кольцо восьмерки и накидывается на ее шейку так, что тяга или рывок со стороны страхуемого защемляет веревку и останавливает срыв.

При фиксации двойной веревки каждая веревка проходит в режиме автоматической фиксации через отдельную восьмерку. При этом недопустимо перекручивание веревок.

Восьмерка в режиме спуска по веревке. Восьмерка может работать, как в скользящем режиме, так и режиме автоматической фиксации (Рис.18, п-1). Восьмерка пристегивается к карабину беседки участника, соответственно, либо за малое кольцо, либо за большое.

В скользящем режиме спуска веревка проводится через большое кольцо и охватывает либо карабин (режим скоростного спуска без рюкзака и грузов), либо шейку восьмерки, при обычном спуске и спуске с грузом (Рис.18, п-1, п-2).

В режиме автоматической фиксации (Автостоп). Веревка производится в большое кольцо и накидывается на шейку восьмерки так, что при срыве участника она самозащемляется и останавливает срыв. (Рис.18, п-3,4,5). При спуске, одна рука участника должна постоянно удерживает нижнюю часть веревки. Другой рукой участник выводит восьмерку из фиксации, поворачивая малое ее кольцо вниз (Рис.18, п-5). При остановке участник поворачивает малое кольцо вверх или просто отпускает его. Восьмерка автоматически фиксируется (Рис.18, п-4).

Автоматическая фиксация обеспечивает страховку участника на веревке.

ProClimbing.ru: Записки альпиниста…

Мобильная версия блога. Ничего лишнего 🙂

Опасности “восьмерки”.

Набрел я тут, други, на любопытный документ на сайте УИАА, который озаглавлен как “Разрушение карабина при использовании “восьмерки”. Интригует?

Очень вольный перевод предлагаю ниже. Желающим почитать оригинал на вражеском языке – ссылка!
Кстати, там описано несколько душещипательных историй, которые я опустил в своем переводе.
Итак, попытаемся разобраться что же у них там происходило!

Уже много лет все, от новичка до инструктора, используют для спуска по веревке и для страховки устройство “восьмерка”. Конечно, используя при этом муфтованный карабин. И никаких особых проблем не возникало.
Нет, конечно, происходили инциденты на спуске – разваливались станции, перебивалась веревка, терялся контроль за спуском и т.д и т.п. Но чтобы причиной инцидента была “восьмерка” или карабин – нет, такого не было.
Но, конечно, же все “хорошее” когда-нибудь случается.
В конце 90-х начали происходить несчастные случаи, иногда со смертельным исходом, причиной которых было разрушение муфты карабина. Это происходило из-за того, что “восьмерка” в какой-то неконтролируемый момент вставала на муфту карабина, образовывался рычаг, который и выламывал муфту.
Очень часто это происходило при спуске (особенно, если имело место периодическое снятие нагрузки с восьмерки, что давало возможность “восьмерке” встать на муфту), а так же, во время страховки, когда страхующий не уделял большого внимания расположению страховочного устройства в карабине.
Таким происшествиям способствовало неправильное встегивание карабина – не за кольцо, соединяющее пояс и ножные петли, а параллельно ему.

Справедливости ради, стоит заметить, что и правильное встегивание страховочного устройства (карабин в кольцо) иногда приводило к трагедии. Дело в том, что даже при правильном встегивании, может возникнуть ситуация, когда восьмерка встанет на муфту.

И что же предлагают нам делать мужи из УИАА?
1. Они говорят, что использование “восьмерки” для страховки – не лучшая идея. И вообще, по их словам, она была разработана для спуска, а не для страховки.
2. При спуске нужно использовать подстраховку схватывающим узлом.
3. Не встегивать карабин одновременно в пояс и ножные петли (как делает большинство. )
4. Использовать специальную защиту от самопроизовольного перемещения “восьмерки” по карабину. Например, DMM Belay master.
5. Если необходимо, присоединять “восьмерку” к системе с помощью Maillon Rapide.
6. И наконец, очень внимательно следить за тем, чтобы “восьмерка” не вставала на муфту карабина. И по возможности, держать восьмерку под нагрузкой, не давая ей съезжать на муфту.

От себя добавлю, пользуйте “стаканчики” и будет вам счастье.

Как правильно страховать ?

Как правильно страховать через восьмерку, произведенную в России?

Вопрос возник достаточно поздно, учитывая 26 летний опыт путешествий и 22 — летний опыт соревнований)))
Но все же прошу помочь решить данную проблему.

гиды запретили использовать второй вариант. Только первый!
******

второй куда быстрей и опасней.
трения значительно меньше.
Но с российскими восьмерками. мб. и пойдет. смотря с какими, разные есть.

Это на спуске такое случилось? Я думаю при страховке такое не должно случаться, потому что нет продолжительного трения и нагрева спускового устройства как при спуске. А на спуске от такого должен спасти пруссик или авто-блок.

Но, да, меня всегда пугают наполовину стертые восьмерки, я бы не стал ими пользоваться.

пользуюсь обоими вариантами.
Первым — если веревка тонкая, «скользкая», а страхуемый тяжелый.
Вторым — если веревка толстая, «шершавая», а страхуемый легкий.

И, действительно, если восьмерка самопальная, то лучше второй вариант при любых раскладах.

в нее влазит дубовая (заледеневшая в т.ч.) веревка) в отличие от стаканов и реверс.
Когда нужно сдюльферять на 10-15-20 веревок по сн-лд склону, на 6-10 чел разница ощущается.

Если че, есть и восьмерка и аст-хр, и реверсы двух поколений, и гри-гри в своем пользовании. Имею перед глазами почти все типы приспособ в клубе. В горы берут либо 8, либо аст-хр/новая реверсо. Остальное — разве что на попробовать.

х.з. думаю что в туризме просто требования к жесткости веревки выше, чем в альпинизме. А в альпинизме выше к требование к эластичности на скалах. Все таки у меня перед глазами турклуб, хотя многие в нем и альпинисты и туристы.
Справедливости ради — на скалах в основном все стаканоподобное.
Ну и вес у 8 обычно побольше, легкую искать нужно. Те кто нашли, ходят в горы с ней. Те, кто не нашли — со стаканоподобным.

Вопрос же был зачем юзать ее вообще.
так еще один плюс — встегивать двойную можно не снимая приблуду с карабина, в случае варианта 2. Потому вариант 2 юзается намного чаще.

Вобщем восьмерка в варианте два — удел грязных туристов, толкающих ручку 🙂

>>> в туризме просто требования к жесткости веревки выше, чем в альпинизме

В альпинизме, верёвка — это, скорее, средство поймать, при срыве. Значит, нужна эластичность, чтобы погасить рывок.
В туризме, верёвка — это, скорее, средство для перемещения (перила). Значит, нужна жесткость для опоры.
Пробовал кто перила эластичной верёвкой, на косом спуске по крутому льду?
Было как то раз. Удовольствие ниже среднего.
А наша — «дубовая» — то, что надо.

По теме: на наших верёвках, 10 мм, мы всегда применяли 2-й вариант.

Мы запретили пользоваться восьмеркой на скалодроме «BigWall»

Мы считаем, что восьмерка самый опасный вид страховочного устройства в руках новичка и начинающего скалолаза!

Поэтому, с целью повышения общей безопасности на скалодроме «BigWall» мы запрещаем пользоваться этим девайсом для всех посетителей нашего скалолазного центра.

Разрешается гри-гри, «стакан» и прочие подобные устройства имеющие сертификат УИАА.

А что думает вы про использовании ВОСЬМЕРКИ на скалодроме?

«Мы считаем, что восьмерка самый опасный вид страховочного устройства в руках новичка и начинающего скалолаза!»
Ага, он может его внезапно съесть, а остальные страховычные устройства перевариваются гораздо лучше)))

Все девайсы одинаково опасны, если не умеешь ими пользоваться.

Другие публикации:  Стаж программа 14

Панацеи нет.
И стакан и гри-гри можно использовать неправильно:
Обзор же есть.
http://www.risk.ru/users/vgr/14222/

«Комиссия по безопасности DAV убеждена в том, что сократить число аварий в горах и на скалодромах можно прежде всего осознанием опасностей ошибок при страховке и качественным обучением технике страховки. К таким же выводам, независимо от DAV, пришли и преподаватели итальянской школы альпинизма CAI. Комиссиями по безопасности этих школ в сети опубликованы видеоуроки, демонстрирующие приемы работы с страховочными устройствами.»

У вас на скалодроме жертвы были?

По собственному опыту отмечу, что в разы опаснее для новичка и в руках новичка гри-гри, нежели восьмерка. Единственный косяк — веревку крутит, но зато пользоваться удобнее и проще освоить человеку недавно занимающемуся скалолазанием.

Неистово плюсую. на спуске парашютиком новичок придерживая после срыва двумя пальцами тормозной конец (если он его вообще держать не забудет) нажмет на рычаг и «фиють твою бабушку»

Простые решения самые правильные.

В нашем народе всегда живет дух протеста. Неважно, что запретили — надо протестовать. Уверен, если — бы запрет коснулся например не сертифицированных UIAA обвязок, эффект был бы тот же. «Я 10 лет использую и ничего. «

А сама идея мне кажется правильной

во-во, я поначалу тоже в самопальной обвязке ходил, сшитой из ремней безопасности самолета. Мандражно было, конечно. когда она на спусках «кряхтеть» начинала в швах, но что делать — бюджет тогда не позволял что-то реальное иметь. Эт позже уже пошли бренды. а поначалу — все удовольствие в виде самоделок испытать пришлось.

Кстати, шикарно мозги развивает, когда понимаешь. что снаряга у тебя ничерта не сертифицирована. а карабины вааще советские «бобы» — на скалах ведешь себя с умом)))

У меня папа еще в совейские времена провернул операцию Ы — съездил на какой то парашютный завод и купил у них капрона (каландра и обычного), авизента, строп и даже тормозной парашют где то нарыл. Из этого хозяйства мама сшила два анатомических рюкзака на 120л, со своим я ходил потом лет 10 с гаком. А из строп (нормальные 45мм ширины стропы, бухта мягкой и бухта жесткой) я руководствуясь книгой «самодельное туристическое снаряжение» и советами старших товарищей шил обвязки. ну нравилось мне шить обвязки. Шил, пробовал и дарил кому нить. Ничего нигде не кряхтело, шить надо правильно правильными нитками;-) Верх вот тока и остался.

Обвязка моя промальповская с интегрированным седлом (куда лучше навахо — моя компактней гораздо, точка встежки ниже см на 20ть ->больше шаг и мобильность) лет 7 мне служила в хвост и в гриву, а потом тоже подарил когда из промальпа ушел. А сейчас никто ничего подобного не делает, шьют какую то херню, смотреть противно;-(

PS даже с сертифицированной снарягой надо вести себя с умом. Удовольствия мало, побиться о стену будучи увешанным карабинами с лейбом УИАА;-)

PS даже с сертифицированной снарягой надо вести себя с умом. Удовольствия мало, побиться о стену будучи увешанным карабинами с лейбом УИАА;-)

Согласен, бесспорно))) Просто часто бывает так, что когда ты видишь значок сертификации — какая-то психологическая разрядка наступает, расслабляется человек. А когда лезешь в шитом-скроенном собственноручно или тем-более кем-то — порой думаешь «А вот если не выдржит при срыве то как тогда?»

Крепче держаться начинаешь и не лезешь хрен знает куда)))

Страховочные устройства: проблемы и решения.

Вручную или автоматически?

Какое страховочное устройство лучше всего? Обсуждение этого вопроса – настоящая религиозная война. Одни горячо ратуют за полуавтоматы – такие как Cinch или Grigri, другие яростно выступают против, считая такие устройства источником аварий. Действительно, только за 2009/2010 годы DAV зафиксировала 7 аварий при страховке через Cinch, не говоря уже о многочисленных авариях с гораздо более распространенным Grigri. Тем не менее, трагические случаи происходят и при страховке через традиционные динамические устройства – восьмерки, стаканы и HMS (узел УИАА). Сколько таких аварий удалось избежать, благодаря использованию полуавтоматов, просто невозможно установить. Для лучшего понимания преимуществ и недостатков этих классов страховочных устройств, напомним особенности их работы.

Полуавтоматические страховочные устройства останавливают или притормаживают падение независимо от силы страхующего. По требованию стандарта УИАА, такие устройства, должны срабатывать, даже если страхующий рефлекторно выпустит веревку из рук, например, из-за столкновения со скалой при рывке или попав под камнепад. И все же, для надежной страховки через полуавтомат, не рекомендуется выпускать из рук страховочный конец веревки. (Кстати, ни одно выпускаемое на сегодняшний день полуавтоматическое страховочное устройство не сертифицировано на соответствие упомянутому стандарту УИАА-129). У большинства полуавтоматических устройств блокировка срабатывает при быстром проскальзывании веревки или резком ее рывке. Если сильный рывок отсутствует, например, при большом трении веревки о рельеф или удержании рукой входящей в устройство ветви веревки, то блокировка может и не сработать. В этих случаях для ее срабатывания необходимо с некоторым усилием держать тормозящей рукой страховочный конец веревки, выходящий из устройства.

С другой стороны, слишком легкое срабатывание блокировки становится неудобным на практике, если необходимо быстро выдать веревку лидеру, например, при вщелкивании в промежуточную точку страховки. В этом случае необходимо кратковременно отключить блокировочный механизм, что при неправильной технике работы с устройством, может легко привести к аварии. Поэтому, для нижней страховки через полуавтоматическое устройство жизненно важно владеть техникой быстрой выдачи веревки, позволяющей при срыве лидера в этот момент надежно остановить падение.

Работа динамических страховочных устройств – таких как восьмерка, «стаканчик» или HMS, очень сильно зависит от силы страхующего. При определенных обстоятельствах, удержать сорвавшегося лидера возможно, только обладая сильной хваткой рук. Особенно опасно сочетание использования слабым страхующим тонкой веревки и страховочного устройства с небольшой степенью торможения!
Кроме того, эффективная страховка для большинства динамических устройств зависит и от положения тормозящей руки (например, при страховке через «стакан», размещенный на беседке, тормозящая рука должна находиться ниже страховочного устройства). Опытный страхующий может регулировать положением руки степень торможения для того, чтобы быстро выдать необходимую длину веревки или мягче удержать срыв легкого лидера. Но в итоге страхующий все равно должен вернуть тормозящую руку в правильную позицию, даже если рывок страховочной веревки поднимает его вверх или бросает на стену. Если страховочный конец веревки будет выпущен из руки или степень торможения окажется, из-за неправильного положения тормозящей руки, слишком мала — авария неизбежна.

Статистика использования страховочных устройств.

В 2009 году DAV и спортивный институт г. Кельна провел опрос 1038 немецких альпинистов и скалолазов. Итоги: 92 % опрошенных используют динамичные устройства страховки, в том числе: 56 % предпочитают «стаканы», 25 % — узел УИАА и 15 % восьмерку. Лишь 8 % опрошенных используют полуавтоматы (7 % Grigri, и 1 % Cinch). Интересно, что 55 % скалолазов учились страховать через узел УИАА. Полуавтоматы используются в основном, тремя группами пользователей:

·Люди, опасающиеся допустить ошибку, особенно случайно отпустить страховочный конец веревки (неопытные страхующие, дети и юноши).

·Страхующие, которые намного легче своих партнеров. Их очень сильно подбрасывает рывком при срывах. Часто более легкие страхующие имеют небольшую силу рук и при использовании полуавтоматов, они могут сконцентрироваться на точной работе с веревкой, без необходимости изо всех сил стискивать ее рукой.

·Люди, страхующие партнеров, часто зависающих для отдыха на промежуточных точках страховки. Комфорт блокирующихся страховочных устройств в этом случае весьма ценен.

Примеры аварий из-за неправильного использования страховочных устройств.

·При спуске «парашютиком» с использованием «стакана», страхующий не удержал скалолаза и уронил его с высоты 8 метров на пол зала. Рука страхующего, держащая страховочный конец, находилась выше устройства. Скалолаз получил тяжелые переломы ног.

·В DAV отмечено 2 случая, в которых степень торможения «стаканчика» оказалось недостаточной, несмотря на правильное положение рук при страховке: В одном случае падение удалось лишь слегка притормозить, но не удержать полностью, в другом, из-за использования тонкой веревки при спуске дюльфером, катастрофы удалось избежать лишь благодаря самостраховке прусиком.

·В трех случаях, страхуя через «стаканчик» или узел УИАА, страхующие девушки роняли своих более тяжелых партнеров на пол на скалодромах.

·Используя узел УИАА, страхующий защемил себе пальцы между веревкой и карабином и выпустил страховочный конец веревки. Перехватив рефлекторно веревку выше узла, он все же смог несколько затормозить падение, но при этом обжег руки. Скалолаз, упав на пол зала, отделался легкой контузией.

·В ряде случаев, благодаря использованию полуавтоматических устройств, удалось избежать тяжелых травм. Пример: скалолаз сорвался с высоты 13 м над землей. Намного более легкий страхующий стоял слишком далеко от стенда, и рывок веревки бросил его на стенку. При этом он полностью выпустил из рук страховочную веревку. Благодаря сработавшей блокировке Cinch`а, сорвавшийся скалолаз, пролетев почти до земли, отделался легким испугом, а страхующий при столкновении со стеной лишь разбил себе нос.

·В 2009 году дважды отмечались падения из-за прижатия рычага Grigri в момент выдачи веревки. Оба упавших получили переломы ног.

·За 2009 и 2010 года в DAV отмечено 7 аварий при страховке через Cinch, причем при участии очень опытных людей. В некоторых случаях устройство не заблокировалось, хотя выходящий из устройства страховочный конец и контролировался рукой. Страхующие получили ожоги рук, упавшие – переломы ног и позвоночника.

Анализ причин аварий

Сотрудник цюрихского альпинистского клуба „Gaswerk“ Вальтер Бричги провел наблюдение за случайно выбранными 180 страхующими различной квалификации. Итог исследования оказался настораживающим: 50 % скалолазов страхуют с ошибками! Наблюдаемые отчасти неправильно работали со страховочным устройством, отчасти на доли секунды выпускали страховочную веревку из рук. Кроме того, обнаружилось, что наблюдаемые или все время страховали правильно, или раз за разом повторяли свои ошибки. Человек оказывается рабом своих привычек и по отношению к технике страховки.
Проанализировав произошедшие аварии, Бричги пришел к выводу, что ни одну из них нельзя объяснить тем, что страхующий просто «прозевал» срыв напарника. Причины лежат, скорее, в ошибочном использовании страховочных устройств. С одной стороны, это происходит из-за недостаточных знаний, с другой – из-за усвоенных ошибочных привычек, таких как полное освобождение страховочного конца веревки или недостаточно надежное его удержание.
Выводы Вальтера Бричги:
· В основе безопасной страховки лежит правильная работа со страховочным устройством.
· Одного внимательного наблюдения за напарником на маршруте недостаточно.
· Выбор страховочного устройства играет второстепенную роль.

Другие публикации:  Настоящий федеральный закон о гражданстве

По оценке Бричги, по меньшей мере, треть начинающих учится технике страховки у своих друзей. При этом важно не только компетентность обучающих, но и их количество. Двоих человек – скалолаза и страхующего – однозначно, слишком мало! Для контроля и подстраховки новичка — страхующего обязательно требуется еще один человек. Обучение хорошей технике страховки требует немалого времени и пока не выработается безошибочная реакция, в том числе, в стрессовых ситуациях, контроль и исправление погрешностей в технике необходимы. По понятным причинам, лезущий трассу скалолаз не в состоянии непрерывно контролировать действия своего страхующего.

Комиссия по безопасности DAV убеждена в том, что сократить число аварий в горах и на скалодромах можно прежде всего осознанием опасностей ошибок при страховке и качественным обучением технике страховки. К таким же выводам, независимо от DAV, пришли и преподаватели итальянской школы альпинизма CAI. Комиссиями по безопасности этих школ в сети опубликованы видеоуроки, демонстрирующие приемы работы с страховочными устройствами.

Три правила безопасной страховки

Вальтер Бричги сформулировал три правила, которые всегда должны соблюдаться для надежной страховки:

·Правило торможения рукой: как минимум, одна рука должна всегда охватывать страховочный конец веревки, выходящей из страховочного устройства, по меньшей мере, тремя пальцами. Это правило в полной мере справедливо и для полуавтоматов.
·Правильная механика торможения: в процессе страховки должно обеспечиваться нормальное функционирование страховочного устройства. Веревка должна быть правильно заправлена в устройство, тормозящая рука должна находиться в соответствующем положении. Например, для «стаканчика», при нижней страховке тормозящая рука должна находиться ниже устройства.
·Правило рефлексов: естественные рефлексы человека не должны угрожать функционированию страховочного устройства.

Эти три правила можно сравнить с правилом трех точек опоры, например для трехногого стола. Ни одну из опор нельзя убрать, иначе стол упадет. Если не соблюдается одно из правил страховки, рано или поздно произойдет авария с человеком.

Логика трех правил позволяет, как под микроскопом, изучить страховочное устройство и технику работы с ним. При этом важно рассматривать все ситуации – выбирание и выдачу веревки, быструю выдачу веревки для вщелкивания в промежуточную точку страховки, спуск. Если одно из правил не соблюдается хотя бы в одной ситуации, необходимо пересмотреть технику работы или поменять само страховочное устройство.

Пользуясь этой логикой, рассмотрим далее различные модели страховочных устройств.

Полуавтоматические страховочные устройства.

Комиссия по безопасности DAV в 2010 году провела сравнительные испытания восьми самых распространенных моделей полуавтоматических страховочных устройств и представила свои выводы. Для большей наглядности здесь представлены также видеоролики, наглядно демонстрирующие приемы работы с этими страховочными устройствами.

Grigri: классика для знатоков

Рис.1
Благодаря огромной популярности, Grigri можно назвать «королем полуавтоматов». Аварии при страховке с этим устройством довольно часты, но если сопоставить их число с частотой применения, Grigri – не выделяется из общего ряда полуавтоматов.

Опасности: Устройство чувствительно к ошибочным рефлекторным действиям как при быстрой выдаче веревки лидеру, так и при спуске. Из-за фиксации блокировочного механизма (полного нажатия рычага), произошло уже немало аварий, в том числе, с весьма опытными скалолазами. Без дополнительного торможения страховочного конца веревки рукой, при маленьких падениях и большом трении в оттяжках или о рельеф, устройство блокировки не срабатывает, так как для этого надо преодолеть значительное сопротивление пружины рычага. Таким образом, правильная техника работы довольно сложна и не очень понятна интуитивно.

Типичные ошибки страховки с Grigri:

Рис.2
При спуске «парашютиком», страхующий слишком сильно нажимает на рычаг. Скорость спуска резко возрастает и человек рефлекторно еще сильнее рвет рычаг на себя, полностью разблокируя устройство. К сожалению, Grigri конструктивно подвержен паническому рефлексу. Другая ошибка – выходящий конец веревки не перекинут через щечку устройства, что сильно снижает степень торможения. Сочетание этих ошибок приводит в лучшем случае, к ожогу руки страхующего. В худшем случае, страхующий отпускает веревку, обжигающую ему руку и продолжает рефлекторно давить на рычаг. Последствия ясны.

Рис.3
На рис. 3 показано неправильное положение Grigri. В горизонтальном положении его держать нельзя, так как натянувшаяся при рывке веревка не поворачивает рычаг, и устройство не блокируется. Чаще всего такое положение получается, если карабин Grigri присоединен к беседке параллельно страховочному кольцу, подобно связочной веревке. Хотя в инструкции и указано, что карабин должен присоединяться только к страховочному кольцу беседки, это правило порой опрометчиво нарушается.

Другой источник проблем – при нижней страховке через Grigri довольно трудно быстро выдать веревку, Для облегчения жизни несознательные страхующие сжимают устройство в кулаке, постоянно удерживая блокировочный рычаг, как показано на рис. 3. При срыве, рука держащая Grigri рефлекторно сжимается, не давая сработать блокировке…

Чтобы ослабить действие панического рефлекса, ранее предлагалось в момент выдачи веревки, нажимать на рычаг лишь одним пальцем или ладонью, как показано на рис. 4. Однако первое правило – торможения рукой, при этом нарушается. Хотя бы на короткий момент, но рука не удерживает страховочный конец веревки, выходящий из устройства. Если срыв произойдет в этот момент, перехватить веревку практически невозможно.

Более рациональный способ удержания Grigri показан на рис. 5. Страховочный конец постоянно удерживается в руке, блокировочный рычаг придерживается большим пальцем правой руки. Предложенный несколько лет назад этот «самодеятельный» способ (немцы называют его «метод Gaswerk») в настоящее время рекомендуется и изготовителем – фирмой Petzl.

Демонстрацию приемов страховки через Grigri можно увидеть на роликах:
DAV

Итог: Устройство достойно рекомендации при условии достаточной практики спуска «парашютиком» и работе методом „Gaswerk“ при нижней страховке. При правильной работе, это – вполне надежное страховочное устройство.
———————————

Cinch: — не для чайников!

Рис. 6
7 аварий при страховке Синчем за год при относительно небольшой распространенности – это слишком много для случайности. Все аварии были вызваны ошибками при использовании устройства. Это можно объяснить коварной механикой работы с Cinch и опасной рекомендацией в инструкции производителя.

Опасности: поскольку при выдаче веревки для нижней страховки спусковой рычаг не используется, выдать веревку можно только в «открытом» положении устройства. Если держать Синч так, как показано в руководстве (рычаг с правой стороны и устройство находится ниже точки подвески), как показано на рис. 7, прямолинейное прохождение веревки сокращает трение почти до нуля. Даже при отчетливом рывке веревки, блокировки не происходит.

До блокирования не доходит, даже если тормозящая рука придерживает страховочный конец веревки, как показано на рис.8! Страхующий при срыве в лучшем случае, отделается ожогом рукм, в худшем — «уронит» напарника.

Устройство может блокироваться только если точка подвески находится ниже пустотелой оси Синча, или нагруженный конец веревки проходит перпендикулярно спусковому рычагу, как показано на рис. 9.

Для страховки через Cinch, рекомендуется подвешивать его на беседку рычагом налево и удерживать его развернутым на 90 градусов, как показано на рис. 10. Веревка выдается при этом в левую сторону.

В режиме спуска трение веревки в устройстве очень незначительно, поэтому нужно рекомендовать дополнительный перегиб тормозного конца веревки через карабин.
Страховка через Cinch показана на видеороликах:
DAV

Вывод: Очень сложное в работе устройство, имеющее высокий потенциал для аварий. Cinch крайне чувствителен к ошибкам при его использовании, поэтому его можно рекомендовать только после хорошей практики страховки.
———————————-

Eddy: идеально подходит для верхней страховки.

Очень массивное устройство со сложным механизмом. Явным достоинством является «антипанический» механизм, не дающий возможности полного разблокирования при нажатии на рычаг «до упора». Веревка выбирается через «eddy» без всяких проблем, но быстро выдать ее довольно затруднительно.
Опасности: Для работы с устройством нужна некоторая практика. Для быстрой выдачи веревки, устройство плохо приспособлено, так как при этой операции одной рукой надо вытягивать веревку, другой удерживать блокировочный рычаг, а чтобы при этом еще и надежно контролировать выходящий из устройства конец веревки, нужна третья рука. Поэтому возможность ошибочного обслуживания очевидна.

Страховка через Эдди демонстрируется на видео:
DAV

Вывод: Превосходное устройство для верхней страховки, подходит даже для детей и начинающих. Для нижней страховки устройство плохо приспособлено, так как или должен нарушаться принцип удержания веревки рукой, или страховка иногда становится крайне неудобной.
———————————————————-

Sum: сложен и коварен в использовании.

Мало распространенное устройство. Из-за слабой пружины блокировка срабатывает уже при незначительной силе тяги. Поэтому быстрая выдача веревок толщиной более 10 мм, становится неудобной.
Опасности: Чтобы выдать веревку, страхующему нужно вытягивать ее по направлению к себе, удерживая при этом устройство в горизонтальном положении. Если повернуть устройство вертикально, блокировка при рывке веревки не срабатывает. Устройство обязательно должно иметь возможность свободно вращаться в карабине, иначе, при перекосе Sum в карабинах некоторых форм, блокировка перестает работать. Кроме того, к аварии может привести положение устройства поперек карабина, приводящее к нажатию на блокировочный рычаг. При выдаче веревки, открытие блокировочного механизма может привести к авариям, обусловленным паническим рефлексом. Эти опасные моменты показаны на видео:

Другие публикации:  Сбербанк распечатать договор

Страховка через Sum демонстрируется на видеоролике DAV

Вывод: Из-за неочевидных тонкостей устройство потенциально опасно. Рекомендовать Sum можно только для опытных страхующих.
——————————————————-

Zap-O-Mat: креативный концепт

По принципу действия, Zap-O-Mat очень похож на страховочное устройство Sirius фирмы TRE (в настоящее время Sirius выпускается фирмой Kong), но работает только с одинарной веревкой. (Оба устройства действуют по принципу «пластины гида» — за счет прижима входящей ветви веревки выходящей ветвью – прим. пер.) Особенность Zap-O-Mat в том, что порог срабатывания блокировки можно переключать, приспосабливая устройство к диаметру используемой веревки: толстая веревка – большое усилие срабатывания, тонкая веревка – малое усилие.

Опасности: сработает ли блокировка, зависит от позиции тормозящей руки. При использовании Zap-O-Mat тормозящая рука должна находиться ниже устройства, хотя производитель и допускает другую возможность. Чтобы выдать веревку, нужно потянуть устройство на себя, вследствие чего оно является подверженным авариям, обусловленным паническим рефлексом.

Страховка через Zap-O-Mat демонстрируется на видеороликах DAV:
1
и
2

Вывод: Некоторая зависимость от человеческих рефлексов и необходимость установки порога срабатывания требуют времени для освоения приемов безопасной работы. Приемлемое устройство для опытных страхующих.
————————————————

Nine: много шансов ошибиться

Мы тестировали прототип, предоставленный фирмой Salewa, который, впрочем, соответствует серийному устройству, выпускаемому в настоящее время. По принципу действия – стопорению веревки в клиновидной щели, Nine очень похож на Logic фирмы Cassin. На первый взгляд, устройство кажется примитивным, но на самом деле, все обстоит не так просто.

Опасности: уже заправка веревки в устройство вызывает некоторые затруднения. Мы насчитали 7 возможных вариантов заправки, причем некоторые из них являются опасными. Даже если заправка произведена правильно, остается вероятность того, что во время страховки веревка займет опасное положение, резко снижающее степень торможения. Если нарушается принцип торможения рукой, блокировочная функция срабатывает только случайно. В нашем испытании на способность к самоблокировке Nine сработал только после проскальзывания через устройство 176 см веревки. Способность к блокировке зависит также и от положения тормозящей руки. При разблокировании устройства степень торможения меняется очень резко, что является проблемой при переходе от страховки к спуску.
Страховка через Nine:

Вывод: Из-за перечисленных проблем, «девятку» можно рекомендовать только после длительной практики.
————————————————

Click-Up: функционирование зависит от используемого карабина

Рис. 15
Это – самое новое страховочное устройство из всех, рассматриваемых здесь. Страховка через Click-Up производится точно так же, как и через обычный стаканчик. Благодаря высокому усилию, необходимому для срабатывания блокировки, выдача веревки происходит без всяких проблем. Конструкция и исполнение устройства очень хороши, и работа с ним оставляет приятное впечатление.

Опасности: Из- за того, что блокировка срабатывает только при сильном импульсе, соблюдения правила торможения рукой особенно важно! Если тормозящая рука находится выше устройства, блокировочный механизм не срабатывает. Функционирование устройства зависит от применяемого карабина. При использовании сильно изогнутых D-образных карабинов блокировка не работает. Если карабин слишком тонок, при сильных рывках устройство заклинивается намертво и разблокировать его можно только после разгрузки. Поэтому при страховке должен использоваться только рекомендованный производителем карабин, идущий в комплекте с устройством.
Страховка через Click-Up демонстрируется на роликах:
DAV 1,

Итог: К сожалению, функционирование устройства сильно зависит от формы и поперечного сечения карабина. При условии применения с рекомендованным карабином мини-HMS, Click-Up можно рекомендовать всем группам пользователей.
——————————————————

Smart: почти идеальное устройство.

Конструктивно Смарт очень прост и похож по принципу действия на описанный выше Click-Up. Карабин при рывке перемешается в щели и заклинивает выходящий конец веревки. По такому же принципу работают страховочные устройства Yo-Yo фирмы Camp и SRC фирмы Wild Country.

Усилие протравливания веревки через заблокировавшийся Смарт всего 60…90 кг. При большом трении веревки в карабинах промежуточных точек устройство блокирует веревку автоматически. Однако, учитывая малое усилие протравливания, удерживать страховочный конец тормозящей рукой необходимо, особенно для тонких веревок.

Для выдачи веревки и спуска напарника, надо приподнять «хобот» устройства.

Опасности: необходимо тщательно следить за соблюдением правильной позиции рук. Если тормозящая рука находится выше устройства, Смарт не блокируется. При нарушении правила торможения рукой, устройство срабатывает только после очень большого проскальзывания веревки. Smart надежно функционирует только при использовании с овальными карабинами HMS традиционной формы. При работе с D-образными или облегченными HMS карабинами малого сечения, степень торможения становится слишком мала! Удобство спуска сильно зависит от диаметра используемой веревки и отчасти, формы поперечного сечения карабина. В некоторых случаях, спуск весьма некомфортен.

Страховка через Смарт показана на видеороликах:
DAV 1,

Итог: Конструкторы Smart приняли во внимание необходимость интуитивного обслуживания и учитывали человеческие рефлексы, так что устройство мало чувствительно к ошибкам страхующих. Из-за зависимости степени торможения от используемого карабина и трудного дозирования усилия при спуске, устройство, к сожалению, не идеально, но в данный момент Smart можно считать самым безопасным устройством из рассмотренных нами.

Характеристики всех протестированных устройств представлены в таблице.

Примечания к таблице:
1. Устройство не блокируется полностью, а лишь многократно увеличивает усилие ручного торможения, поэтому не является полноценным полуавтоматом, (производителем устройства об этом не сообщается).
2. Для оценки, мы пользовались прототипом устройства, предоставленным изготовителем.
3. Указанный на устройстве диапазон диаметров веревок 10-11 мм, но согласно руководству по эксплуатации, допустимо использование более тонких веревок, диаметром до 9,7 мм.
4. Устройство имеет переключатель усилия срабатывания на 2 положения. Для тонких веревок нами использовалось положение малого усилия срабатывания, для более толстых – положение большого усилия.
5. Измерялось протравливание самой тонкой веревки, допустимой руководством по эксплуатации соответствующего устройства, при падении груза массой 88 кг с высоты 2 метра без удержания веревки рукой. (Smart , Zap-O-Mat, Click-Up, Nine, Eddy, и Sum испытывались с веревкой Beal «Joker» 9,1 мм; Grigri — с веревкой Beal «Booster» 9,7 мм; Cinch — с веревкой Beal «Stinger» 9,4 мм).
6. Устройство очень чувствительно к условиям срыва. При малом трении (верхней страховке, малом числе промежуточных точек), без притормаживания страховочного конца веревки рукой, эффективность очень мала и устройство не останавливает падение. Напротив, при нижней страховке и наличии промежуточных точек, падение надежно останавливалось устройством даже без удержания рукой страховочного конца веревки.

Испытания: (расшифровка оценок: ++ очень хорошо, + хорошо, +/- средне, — плохо,
— очень плохо).
7. Удобство в эксплуатации: Сопротивление при быстрой выдаче для новой веревки 9,1 мм и старой веревки 10,3 мм.
8. Спуск «парашютиком»: Поведение устройства при использовании самой тонкой допустимой руководством веревки.
9. Сила удержания: Для двух разных веревок измерялась сила протравливания через заблокировавшееся устройство.
10. Функция автоблокировки A: Останавливает ли устройство падение при верхней страховке без удержания веревки рукой (при нормальном трении веревки)?
11. Функция автоблокировки Б: Останавливает ли устройство падение при нижней страховке при выходе на 1 м над точкой страховки без удержания веревки рукой, и насколько велико при этом проскальзывание веревки через устройство до его блокирования?
12. Сложность быстрой выдачи веревки: Насколько сложно быстро выдать веревку через устройство, используя рекомендованный изготовителем способ?
13. Зависимость от удержания веревки рукой: Насколько вероятно выпустить из руки веревку (A) и насколько фатальны последствия этой ошибки (B)?
14. Предрасположенность к рефлекторным ошибкам: Насколько устройство восприимчиво к рефлекторным действиям пользователя, например паническому нажатию блокировочного рычага?
15. Предрасположенность к ошибкам тормозного механизма: Насколько восприимчиво устройство к ошибочному положению тормозящей руки или неблагоприятному положению самого устройства?
16. Зависимость от используемого карабина: Насколько функционирование устройства зависит от формы и диаметра прутка карабина.
17. Целевая группа: A = начинающие, G = опытные, E = эксперты, J = дети и юноши (10-16 лет).

Поскольку «чилавеку свойствинно ашибацца», идеальное страховочное устройство должно быть полностью автоматическим. Проект такого автомата, созданный творческим гением художника и альпиниста Георга Зоера, показан в эпиграфе к этой статье. Увы, пока производители могут предложить лишь полуавтоматы, зависящие от действий и ошибок пользователя. Поэтому, остается лишь дать полезный совет: «Учите матчасть и будьте бдительны