Блог

Как оформить обобщение опыта учителя

Как оформить обобщение опыта учителя

Материал предоставила Л. М. Буняева, методист МОУДО «ИМЦ»

Опыт — это:

1. Совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков;

2. Полученное в результате активного практического взаимодействия с объективным миром отражение в сознании людей законов этого мира и общественной практики (словарь С.И.Ожегова).

Педагогический опыт — целостная характеристика практики решения учителем педагогических задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности; способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов.

Что значит обобщить? Это значит сделать выводы; выразить основные результаты в общем положении (на основе изучения) — словарь С.И.Ожегова.

Под обобщением опыта понимается его осмысление с более общих научных эмпирических (греч. эмпирио — опыт) или теоретических позиций.

Обобщение опыта — это формирование его теоретических оснований, а значит более глубокое и полное осмысление учителем достигнутого и выявление перспектив для дальнейшего развития.

Обобщение педагогического опыта :

1. Вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого — либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщенное и систематизированное его описание;

2. Результат методической деятельности, ее продукт;

3. Педагогический опыт возникает как диалогическая потребность педагога к совершенствованию собственной деятельности.

Обобщить свой собственный опыт — это значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить с научной точки зрения, каким образом достигаются Вами как педагогом положительные результаты в учебно — воспитательном процессе. Для обобщения собственного опыта Вам необходимо постараться увидеть свою деятельность как бы со стороны, то есть встать в позицию внешнего эксперта. Но при этом очень важно, чтобы сущность, то главное, что составляет основу опыта, принципы, на которых вы строите учебный процесс, не заслонялись излишними мелкими деталями.

При обобщении и описании опыта необходимо ответить на вопросы:

1. Что я делаю? (предмет деятельности)

2. Для чего я это делаю? (какова цель?)

3. Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)

4. Какой это дает результат?

5. За счет чего этот результат достигнут?

При описании опыта сначала нужно определить и выделить те основания, на которых происходило его обобщение. Далее должно следовать описание самого опыта как представление частного случая этого общего. Например, Вы можете описать опыт работы по системе развивающего обучения Л.В. Занкова и показать, как в своей практике Вы опираетесь на основные дидактические принципы данной системы, и в чем состоит именно Ваша, индивидуальная манера работы. Аналогично может быть раскрыта система работы по профильному обучению, где показано не только то, каким образом Вами реализуется авторская концепция учебника, но и какова Ваша собственная трактовка содержания учебного материала, что Вы внесли своего, чем при этом руководствовались и какие получили результаты.

Обобщение опыта — это аналитическая деятельность. По существу, найдя основания для обобщений, Вам необходимо мысленно провести всю ту работу, которую выполняет аналитик при проведении системного анализа, когда он соотносит идеальную систему с реальной и определяет степень ее полноты и целостности. При этом очень важно, чтобы не произошло смешение реального, то есть того, что Вы делаете на самом деле, и идеального, то есть того, с чем вы соотносите свою собственную деятельность. Сложность процесса самостоятельного обобщения опыта состоит в том, что педагогам далеко не всегда верно удается определить то общее, с которым соотносится их собственный опыт, так как, обобщая свой собственный опыт, человек нередко выдает желаемое за действительное, соотносит свою собственную практику с какой — нибудь новой модной технологией и находит в ней общие элементы.

Обобщению и описанию может подлежать система или отдельные компоненты вашего педагогического опыта, которые стабильно дают положительные результаты. Важно отразить, на какие научные исследования Вы опирались, кто из ученых, ведущих практиков наиболее успешного обучения и воспитания детей был для вас предшественником.

Осмысливая свой педагогический опыт и описывая его, Вам необходимо:

вычленить противоречия (например, противоречие между необходимостью освоения большого объема учебного материала и недостаточно сформированными общеучебными умениями и навыками школьников), которые побудили Вас пересмотреть взгляды и выстроить иную иерархию (иерархия — это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему) целей, задач и условий по сравнению с традиционной, предлагаемой в существующих программах и методиках;

1) определить и сформулировать сущность своего опыта (новаторского или традиционного), ведущую идею;

2) дать «теоретическую и практическую интерпретацию (понимание) опыта» с отражением следующих составляющих: сущность опыта, результативность, трудоемкость осуществления, возможность и условия освоения;

3) описать каждую составную часть концепции, факторы успешности, которые содержатся в системе Вашей работы (например: постановка целей (задач) обучения, воспитания; формирование у учащихся положительной мотивации создание комфортных условий обучения; применение эффективной методики объяснения (закрепления, отработки и т.д.) нового материала, контроля знаний учащихся и т.д.; методы, приемы, формы, средства системы Вашей педагогической деятельности; педагогические технологии, применяемые Вами в образовательном процессе; другие факторы;

4) описать условия обеспечения успешной деятельности Ваших учащихся, воспитанников.

Представлять педагогический опыт в оргкомитет конкурса необходимо в виде краткого, конструктивного описания, которому должны быть присущи логическая завершенность, информативность, точность трактовки педагогических понятий, научность описываемых категорий. В опыте следует отразить, зафиксировать оригинальные приемы, методы, средства обучения, творческие находки, которые Вы используете в своей практической деятельности.

Требования , предъявляемые к описанию опыта:

1. Ясность изложения;

2. Точность словоупотребления;

4. Строгое соблюдение научной терминологии;

5. Последовательность изложения позиций;

7. Взаимность положений.

Кроме представления общей картины, в описание педагогического опыта необходимо включить Ваши личные разработки, подтверждающие и иллюстрирующие сущность обобщенного опыта: планирование учебных занятий, материалы для текущего и итогового контроля, творческие задания, наглядно — иллюстративные материалы, сценарии уроков и т.д.

Критерии оценки педагогического опыта .

1. Актуальность (степень соответствия современным тенденциям развития образования).

2. Концептуальность

a) Своеобразие и новизна опыта;

б) Обоснованность выдвигаемых педагогических принципов и подходов.

З. Целостность

a) Необходимость и достаточность материала

б) Логическая завершенность

4. Результативность

a) Ориентированность успеха на конкретный результат

б) Успехи и достижения обучаемых

Типичные ошибки при обобщении и описании опыта:

1. Обобщение опыта подменяется описанием реального плана деятельности педагога;

2. Не находится истинная основа для обобщения;

3. В результате неверных оснований для обобщения малоценный опыт определяется как ценный;

4. При обобщении опыта происходит углубление в детали, не принадлежащие существу обобщаемого опыта;

5. Описывается не существующее, а желаемое;

6. Опыт обобщен не по тем основаниям, которые имеют место на самом деле.

Обобщение педагогического опыта — это одна из форм самореализации и самовыражения учителя. Поэтому сегодня Вам необходимо включиться в работу по самодиагностике, анализу своей творческой деятельности, так как это ведет к повышению Вашей самооценки, формирует чувство собственной значимости. Все это будет способствовать активизации Вашей творческой деятельности, научит глубже анализировать свои достижения, бережно относиться к собственным методическим находкам, систематизировать, закреплять и развивать их.

Критерии оценки предоставления опыта педагогической деятельности (теоретический тур).

1 . Обоснование актуальности педагогической проблемы, умение выделить и сформулировать ведущие идеи опыта.

2. Теоретическая интерпретация опыта (опора на психолого-педагогические теории; культура использования научной литературы).

3. Аргументированность преобразований в сфере организации образовательного процесса, в выборе педагогического инструментария.

  1. Раскрытие путей реализации педагогического опыта.
  2. Обоснование использования предлагаемых технологий, их описание, показатели результативности в сравнении с традиционными методиками обучения (воспитания).
  3. Своеобразие и новизна предлагаемого опыта работы.

7. Приложения, иллюстрирующие педагогический опыт (разработки уроков, занятий, мероприятий, дидактический материал, методические рекомендации).

8. Культура представления материала (грамотность, структурирование материала).

Алгоритм осмысления и описания личного педагогического опыта.

> Вычленить противоречия, которые побудили пересмотреть взгляды и выстроить иную иерархию целей, задач и условий по сравнению с традиционной, предлагаемой в существующих программах и методиках.

> Определить и сформулировать сущность своего опыта (новаторского или традиционного), ведущую идею.

> Описать «теоретическую интерпретацию опыта» с отражением следующих составляющих: сущность опыта, результативность, трудоемкость осуществления, возможность и условия освоения.

> Описать каждую составную часть концепции, факторы успешности.

> Описать условия обеспечения успешной деятельности учащихся, воспитанников.

Обобщение педагогического опыта (один из вариантов на основе методики А.Капитанской)

1. Сформулируйте, какие цели и задачи обучения, воспитания Вы решаете в своей педагогической деятельности.

2. Выделите (сформулируйте) основные противоречия, решаемые в Вашем опыте, и определите пути их решения (проблема).

3. Выделите ведущую идею (идеи) своего опыта, если возможно, разделите на составные части и выстройте их в иерархической последовательности.

4. Приведите теоретические (научные) источники обоснования Вашего опыта.

5. Какие, на Ваш взгляд, факторы успешности содержатся в системе Вашей работы? Например:

  • постановка целей (задач) обучения, воспитания;
  • формирование у учащихся положительной мотивации, создание комфортных условий обучения;
  • применение эффективной методики объяснения (закрепления, отработки и т.д.) нового материала, контроля знаний учащихся и т. д.;
  • методы, приемы, формы, средства системы Вашей педагогической деятельности;
  • педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе;
  • другие факторы.

6. Опишите факторы успешности в следующем порядке:

  • название фактора успешности;
  • состав (структура: основные компоненты);
  • с какой целью Вы их применяете, в какой последовательности;
  • какой результат дает применение этого фактора (факторов);
  • за счет чего (именно каких элементов, условий) Вы получаете высокие результаты?

7. Проанализируйте результаты Вашей педагогической деятельности, соотнесите их с целями и задачами.

8. Опишите трудоемкость осуществления на практике Ваших идей (для учителя и учащихся), возможность и условия тиражирования.

9. Отредактируйте текст, удалив из него малоэффективные рассуждения, повторы, сократив громоздкие словосочетания, обратив внимание на соответствие основной идее, принципам его реализации, содержанию и технологичности изложения.

Статья по теме:
Примерная схема оформления передового педагогического опыта в форме описания

Примерная схема оформления передового педагогического опыта в форме описания

Под верхним полем без переноса набирается название вышестоящей организации, например: УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА. Ниже печатается название учреждения дошкольного образования, например: УЖРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ №…(ЯСЛИ-САД №…, ДЕТСКИЙ САД «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ» №…, ДЕТСКИЙ САД-ШКОЛА №… и т.д.). Тема опыта набирается в свободном редакторе и шрифте посередине листа. Далее вниз от правого поля печатается: фамилия, имя и отчество автора, должность, квалификационная категория, контактный телефон. Перед нижним полем набирается(на середине строки) Минск 2011.

Другие публикации:  Земельному налог ст 394

Аннотация должна содержать:

— описания основной идеи опыта;

— цель обобщения опыта;

— адресность опыта (для кого данный опыт может быть рекомендован(полезен)).

Портфолио представляет собой некоторые сведения об авторе. Например: Ф.И.О., фото, образование, квалификационная категория, педагогический стаж, стаж в должности, приоритетные направления в работе, публикации, педагогическое кредо, награды и т.д.

— обосновывается выбор темы опыта, ее актуальность и значимость, перспективность опыта, его значения для совершенствования образовательного процесса;

— характеризуются условия возникновения, формирования опыта, трудности, которые испытывали в период создания передового педагогического опыта;

— раскрываются противоречия в практике работы, на разрешения которых был направлен творческий поиск педагога;

— указываются цель и задачи передового педагогического опята.

Основная часть описания может включать в себя главы (теоретическая, практическая), в которых могут быть выделены разделы. Каждая глава (раздел) должна начинаться с новой страницы.

В теоретической части дается краткий реферативный обзор литературы по теме опыта, раскрываются ее теоретические аспекты.

В конце теоретической части делается вывод о степени разработанности темы с учетом той цели и задач, которые ставил перед собой автор.

В практической части дается описание системы работы педагога по теме опыта (раскрывается сущность опыта, его технология, система конкретных педагогических действий, форм, приемов работы, анализ специфических особенностей, теоретических находок, показываются преимущества данных методов и приемов перед уже существующими). Раскрываются способы преодоления трудностей, возникающих при достижении цели, даются практические рекомендации, предложения по разрешению исследуемой проблемы.

Особое внимание уделяется раскрытию эффективных форм и методов работы с детьми, описанию и анализу нового, оригинального, подтвержденного конкретными фактами. В тексте приводятся ссылки на то или иное приложение.

В работе должны быть логические связки, обеспечивающие переход от одного раздела к другому. Все заголовки в описании должны совпадать с указанными заголовками в содержании (оглавлении).

Примечание. Описание должно представлять собой не столько демонстрацию достижений, сколько раскрытие причинно-следственных связей и путей, приведших к результатам.

— формулируются выводы о результативности и оптимальности опыта;

— отображаются достигнутые результаты, раскрываются преимущества методики работы с детьми;

— представляется основная педагогическая идея, вытекающая из данного опыта (выделяется главное, наиболее существенное в деятельности автора);

— определяются проблемы и перспективы развития опыта.

Глоссарий представляет собой терминологический словарь по теме опыта. После приведенных терминов в квадратных скобках указывается номер источника из списка литературы […].

Содержание приложений должно четко соответствовать теме опыта. В приложениях могут быть представлены следующие материалы:

— сценарии, конспекты, перспективные планы;

— образцы дидактических материалов;

— разработанные автором методические рекомендации;

— фото, анкеты, таблицы, диаграммы, схемы, графики, отображающие эффективность методов и приемов работы педагога, результативность опыта и др.

Содержание приложений нумеруются, продолжая общую нумерацию страниц работы. Располагаются приложения в порядке появления ссылок на них в тексте описания. Каждое из приложений имеет заголовок и в правом верхнем углу нумеруется (Приложение 1 и т.д.)

Каждая таблица нумеруется (Таблица 1 и т.д.), имеет название, которое прописывается на середине страницы.

Таблицы, иллюстрации, графики, диаграммы служат дополнением к описанию и включаются в том случае, если этого требует материал изложения.

Список литературы (библиография) представляет собой перечень источников, на которые в работе приводятся ссылки.

Список нумеруется и располагается в алфавитном порядке фамилий первых авторов или названий книг (в случае, если автор не указан).

Содержание (оглавление) начинается с Предисловия(введения) и включает в себя названия всех глав, разделов и подразделов опыта с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть работы.

Логическая структура (композиция) материала о передовом опыте определяется автором (составителем) в соответствии с поставленной задачей, а также может модифицироваться в зависимости от конкретного материала.

Все главы нумеруются римскими цифрами, разделы и подразделы опыта — арабскими цифрами. После заголовков каждой структурной части точка не ставится.

Нумерация страниц начинается с титульного листа, хотя на титульном листе и оглавлении номер страницы не ставится. На всех последующих страницах (начиная с Предисловия — с.3) номера страниц ставятся арабскими цифрами на верхнем или нижнем поле без точки в конце.

Ссылки на литературу (после цитаты, описания фактов и др.) заключаются в квадратные скобки […].

Текст набирается в редакторе MS Word шрифтом Time New Roman, формат А-4, не допускаются сокращения названий (кроме принятых аббевиатур) с соблюдением следующих параметров: левое поле 3 см, правое поле 1 см, верхнее и нижнее поля по 2 см, высота 14 пт., междустрочный интервал 1,5, количество строк на странице 40-42. Весь текст выравнивается по ширине.

Следует обратить внимание на эстетическое оформление представляемых материалов.

Предварительный просмотр:

Примерная схема оформления передового педагогического опыта в форме описания

Под верхним полем без переноса набирается название вышестоящей организации, например: УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА. Ниже печатается название учреждения дошкольного образования, например: УЖРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ №…(ЯСЛИ-САД №…, ДЕТСКИЙ САД «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ» №…, ДЕТСКИЙ САД-ШКОЛА №… и т.д.). Тема опыта набирается в свободном редакторе и шрифте посередине листа. Далее вниз от правого поля печатается: фамилия, имя и отчество автора, должность, квалификационная категория, контактный телефон. Перед нижним полем набирается(на середине строки) Минск 2011.

Аннотация должна содержать:

— описания основной идеи опыта;

— цель обобщения опыта;

— адресность опыта (для кого данный опыт может быть рекомендован(полезен)).

Портфолио представляет собой некоторые сведения об авторе. Например: Ф.И.О., фото, образование, квалификационная категория, педагогический стаж, стаж в должности, приоритетные направления в работе, публикации, педагогическое кредо, награды и т.д.

— обосновывается выбор темы опыта, ее актуальность и значимость, перспективность опыта, его значения для совершенствования образовательного процесса;

— характеризуются условия возникновения, формирования опыта, трудности, которые испытывали в период создания передового педагогического опыта;

— раскрываются противоречия в практике работы, на разрешения которых был направлен творческий поиск педагога;

— указываются цель и задачи передового педагогического опята.

5. Описание опыта

Основная часть описания может включать в себя главы (теоретическая, практическая), в которых могут быть выделены разделы. Каждая глава (раздел) должна начинаться с новой страницы.

В теоретической части дается краткий реферативный обзор литературы по теме опыта, раскрываются ее теоретические аспекты.

В конце теоретической части делается вывод о степени разработанности темы с учетом той цели и задач, которые ставил перед собой автор.

В практической части дается описание системы работы педагога по теме опыта (раскрывается сущность опыта, его технология, система конкретных педагогических действий, форм, приемов работы, анализ специфических особенностей, теоретических находок, показываются преимущества данных методов и приемов перед уже существующими). Раскрываются способы преодоления трудностей, возникающих при достижении цели, даются практические рекомендации, предложения по разрешению исследуемой проблемы.

Особое внимание уделяется раскрытию эффективных форм и методов работы с детьми, описанию и анализу нового, оригинального, подтвержденного конкретными фактами. В тексте приводятся ссылки на то или иное приложение.

В работе должны быть логические связки, обеспечивающие переход от одного раздела к другому. Все заголовки в описании должны совпадать с указанными заголовками в содержании (оглавлении).

Примечание. Описание должно представлять собой не столько демонстрацию достижений, сколько раскрытие причинно-следственных связей и путей, приведших к результатам.

— формулируются выводы о результативности и оптимальности опыта;

— отображаются достигнутые результаты, раскрываются преимущества методики работы с детьми;

— представляется основная педагогическая идея, вытекающая из данного опыта (выделяется главное, наиболее существенное в деятельности автора);

— определяются проблемы и перспективы развития опыта.

Глоссарий представляет собой терминологический словарь по теме опыта. После приведенных терминов в квадратных скобках указывается номер источника из списка литературы […].

Содержание приложений должно четко соответствовать теме опыта. В приложениях могут быть представлены следующие материалы:

— сценарии, конспекты, перспективные планы;

— образцы дидактических материалов;

— разработанные автором методические рекомендации;

— фото, анкеты, таблицы, диаграммы, схемы, графики, отображающие эффективность методов и приемов работы педагога, результативность опыта и др.

Содержание приложений нумеруются, продолжая общую нумерацию страниц работы. Располагаются приложения в порядке появления ссылок на них в тексте описания. Каждое из приложений имеет заголовок и в правом верхнем углу нумеруется (Приложение 1 и т.д.)

Каждая таблица нумеруется (Таблица 1 и т.д.), имеет название, которое прописывается на середине страницы.

Таблицы, иллюстрации, графики, диаграммы служат дополнением к описанию и включаются в том случае, если этого требует материал изложения.

Список литературы (библиография) представляет собой перечень источников, на которые в работе приводятся ссылки.

Список нумеруется и располагается в алфавитном порядке фамилий первых авторов или названий книг (в случае, если автор не указан).

  1. Содержание (оглавление) начинается с Предисловия(введения) и включает в себя названия всех глав, разделов и подразделов опыта с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть работы.

Логическая структура (композиция) материала о передовом опыте определяется автором (составителем) в соответствии с поставленной задачей, а также может модифицироваться в зависимости от конкретного материала.

Все главы нумеруются римскими цифрами, разделы и подразделы опыта — арабскими цифрами. После заголовков каждой структурной части точка не ставится.

Нумерация страниц начинается с титульного листа, хотя на титульном листе и оглавлении номер страницы не ставится. На всех последующих страницах (начиная с Предисловия — с.3) номера страниц ставятся арабскими цифрами на верхнем или нижнем поле без точки в конце.

Ссылки на литературу (после цитаты, описания фактов и др.) заключаются в квадратные скобки […].

Текст набирается в редакторе MS Word шрифтом Time New Roman, формат А-4, не допускаются сокращения названий (кроме принятых аббевиатур) с соблюдением следующих параметров: левое поле 3 см, правое поле 1 см, верхнее и нижнее поля по 2 см, высота 14 пт., междустрочный интервал 1,5, количество строк на странице 40-42. Весь текст выравнивается по ширине.

Следует обратить внимание на эстетическое оформление представляемых материалов.

Другие публикации:  Восстановить срок вступления в наследство

Рекомендации по разработке самообразовательной темы (программы). Обобщение педагогического опыта

Главная > Памятка

Мотивы, побуждающие к самообразованию.

Основные принципы самообразования.

Основные направления самообразования.

Составляющие процесса самообразования.

Организация процесса самообразования.

Структура папки по самообразованию.

Рекомендации по разработке самообразовательной темы (программы).

Обобщение педагогического опыта.

Что такое педагогический опыт?

Этапы работы учителя над обобщением собственного опыта.

Представление педагогического опыта.

Требования к педагогам, обобщающим свой опыт.

Памятка учителю, обобщающему опыт работы.

Приложение 1.Оформление титульного листа (образец).

Приложение2.Технологический план-график самообразования (образец).

Приложение 3. Примерные темы для самообразования.

Учитель – это человек, который учится всю

жизнь, только в этом случае он обретает право учить.

Качество обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Эффективность курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без постоянного самообразования учителя. Самообразование как процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности является потребностью творческого и ответственного человека любой профессии, тем более педагога. Учитель должен учиться постоянно, потому что перед ним в лицах его учеников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога, на основании которыхучитель 21 века — это:

— гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

— тот, кто умеет отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

— тот, ктоспособенорганизовать рефлексивную деятельность;

— тот, кто обладает высокой степенью профессиональной компетенции.

Самообразование – это непрерывная целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных достижений педагогической и психологической наук. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает у него определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Способность к самообразованию учитель не получает вместе с дипломом вуза. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого педагога, но не в меньшей степени она вырабатывается в процессе работы с источниками информации, путем самоанализа, мониторинга своей деятельности, анализа опыта коллег.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

Желание творчества. Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.

Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!

Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Основные принципы самообразования:

единство общей и профессиональной культуры;

взаимосвязь и преемственность;

перманентность перехода от низкой ступени к высшей;

вариативность и др.

Основные направления самообразования:

профессиональное (предмет преподавания);

психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

интересы и хобби.

В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Источники получения знаний:

литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

семинары и конференции;

мероприятия по обмену опытом;

экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

курсы повышения квалификации;

Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Составляющие процесса самообразования учителя

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования:

систематический просмотр определённых телепередач;

чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;

обзор в интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;

решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;

посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

изучение информационно-компьютерных технологий;

посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;

ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

В личном плане самообразования учителя обязательно сообщается список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок. Результаты самообразования отслеживаются педагогом на каждом этапе работы.

Самообразовательная деятельность должна привести к следующим результатам:

— приобретение теоретических знаний;

— повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

— разработанные или изданные методические пособия, аналитические статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

— разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

— доклады, выступления на МО, семинарах, форумах и т.д.;

— разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

— создание учебных комплектов;

— выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

— разработка и проведение открытых уроков, внеурочных мероприятий по собственным, новаторским технологиям;

— создание педагогических разработок;

— обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;

педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);

программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;

педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Организация процесса самообразования

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1-й этап – установочный. Он предусматривает:

создание определённого настроя на самостоятельную работу;

выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы;

формулирование личной индивидуальной темы;

осмысление последовательности своих действий, т.е. составление личного плана работы по самообразовательной теме.

2-й этап – подготовительный. На данном этапе осуществляется:

теоретическое исследование проблемы путём изучения психолого-педагогической и методической литературы;

создание тезисной картотеки изученной литературы;

выступление на заседаниях МО, педсоветах по выбранной проблеме образования;

отчёт по теме самообразования.

3-й этап – практический.В ходе этого этапа происходит:

накопление педагогических фактов, их отбор и анализ;

апробирование новых методов работы, постановка экспериментов;

краткое описание полученных результатов;

отчёт по теме самообразования.

4-й этап — заключительный.Он предусматривает:

анализ и оценку результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и рекомендаций для коллег;

литературное оформление материалов работы по самообразованию(брошюра, аналитическая статья, обобщение опыта работы и т.д.);

отчёт о полученных результатах перед коллегами (открытый урок, творческий отчёт, семинар-практикум, мастер-класс и др.)

Структура папки по самообразованию

Технологический план-график самообразования.

Оценка эффективности самообразовательной работы.

Механизм презентации достигнутых результатов.

Список использованных источников (литература, ресурсы интернета и др.).

Рекомендации по разработке самообразовательной темы (программы)

Оформление титульного листа (в верхней части страницы указывается учреждение образования; по центру – тема самообразования; ниже справа – ФИО и должность занимающегося самообразованием; в нижней части по центру – место и год выполнения работы).

Название темы должно исходить из профессиональной проблемы учителя. Её формулировка должна быть короткой, ёмкой, отражающей содержание предстоящей самообразовательной деятельности. Например: «Технология обучения школьников культуре речевого общения»

— обоснование выбора темы (проблемы), уровень её решённости на момент создания программы, актуальность её решения, новизна работы для самообразующегося и для всего образования;

— принципы работы по самообразованию;

— тезаурус (словарь основных понятий по теме самообразования).

Цель: в глобальном масштабе

в общепедагогическом плане

в дидактическом плане.

Например: 1. Создать условия для адаптации учащихся к постоянно изменяющимся требованиям общественного развития (глобальная).

2. Приобщить учащихся к культурным ценностям (общепедагогическая).

3. Создать условия для развития творческих способностей учащихся (общепедагогическая).

4. Овладеть умениями для решения проблемы … (дидактическая).

5. Повысить эффективность учебного процесса за счёт … (дидактическая).

Задачи: (должны ответить на вопрос «Как достичь цели?»)

Ключевые слова для формулировки задачи (оказать, отработать, освоить, организовать, создать, внедрить и т. д.)

Теоретический базис программы представляет собой указание изученных трудов и их основных положений, т.е. создание тезисной картотеки изученной литературы.

Ценностный блоксодержит информацию о том, что было для самообразующегося важным, и прогнозируемые результаты.

Технологический план-график самообразования

Другие публикации:  Требования безопасности в мастерских

Механизм реализации (как освоить содержание: методы и формы)

Механизм презентации достигнутых результатов: выступления на заседаниях МО, форумах, семинарах, педсоветах, сообщения, доклады, участие в конукрсах, открытые мероприятия, собеседования и др.

Аналитическая статья (доклад), написанная на основе изучения ряда теоретических и практических источников.

Практико-методические материалы, разработанные или обнаруженные в литературе (таблицы, планы, методические рекомендации, практические разработки и др.)

Обобщение педагогического опыта

Что такое педагогический опыт?

Передовой педагогический опыт является важнейшим средством фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности. В современных условиях он выступает важнейшим инструментом повышения качества образования.

Педагогический опыт в широком смысле — это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного учителя, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников образовательных учреждений. Высокие результаты достигаются лишь тогда, когда педагог учитывает действующие закономерности в обучении и воспитании школьников или воспитанников, творчески использует научно-методические рекомендации, педагогически целесообразно учитывает специфику условий образовательного процесса. В данном случае педагогическая деятельность учителя не отличается принципиальной новизной, но характеризуется высоким репродуктивным профессионализмом. Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности. Общепринято передовым педагогическим опытом (ППО) считать такой опыт учителей, работников образования и образовательных учреждений, при котором достигаются лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся ресурсов и оптимальной организации педагогического процесса. Необходимо учитывать следующие признаки ППО: более высокая результативность в обучении, воспитании и развитии учащихся; более экономичная организация обучения и воспитания с точки зрения затрат времени, усилий, средств; умение находить оптимальные варианты решения педагогических задач. Передовой педагогический опыт может носить комплексный характер или отражать преимущественно отдельные из основных направлений педагогической деятельности — процесс обучения, процесс воспитания, процесс управления школой и т.д. Необходимо различать ППО по широте круга его носителей: источником опыта может быть отдельный учитель или группа учителей, предметное методическое объединение или методическое объединение классных руководителей, весь педагогический коллектив или региональная система образования в целом. На разном уровне находится ППО и с точки зрения его творческой новизны. Он может носить репродуктивный характер, когда учитель-практик вносит элементы новизны в уже известный опыт или в педагогическую практику. Это само по себе уже ценно, так как происходит адаптация ППО, присвоение его идеологии педагогом. Наибольшую ценность имеет опыт, носящий исследовательский характер, когда учитель или педагогический коллектив моделируют будущее качество педагогического процесса, т.е. практически осуществляют экспериментальную исследовательскую работу. Необходимо учитывать и фактор времени: длительность функционирования ППО является одним из доказательств его надежности и эффективности. Источником педагогического опыта выступает известная повторяемость (регулярность, цикличность) педагогической практики.

Для характеристики педагогов — носителей педагогического опыта чаще всего употребляются понятия «профессиональное мастерство», «новаторство», «исследовательский подход». Учитель-мастер свободно владеет профессиональной технологией, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании. Учитель-новатор отличается качествами мастера и наряду с этим вносит в работу новые формы, методы, средства, повышающие эффективность педагогического процесса. Для такого учителя как творца характерны оригинальность стиля работы, рационализаторство, прогрессивные новации. Работа учителя-исследователя характеризуется не только мастерством, новаторством и творчеством, но и элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, прогнозированием и моделированием педагогического процесса, высоким развитием педагогического мышления, педагогической эрудиции. Такой учитель владеет педагогическими исследовательскими умениями и навыками педагогического анализа.

Педагогический опыт— это уже свершившаяся, как бы «остановленная», педагогическая практика. Определить главную причину состоявшегося опыта не всегда возможно, но можно провести анализ фактов, обусловивших этот опыт. Такой анализ необходим для содержательной характеристики и обоснованной оценки опыта, возможностей и границ его использования. При анализе педагогического опыта необходимо понять, почему педагог действует именно так, а не иначе.

Этапы работы учителя над обобщением собственного опыта:

1.Выбор темы для обобщения собственного опыта.Осуществление дифференцированного подхода учителя к своему опыту, отбор для методической обработки определенной части своего опыта, представляющей наибольший интерес и актуальность.

2.Ознакомление с литературой по избранной теме.Это необходимо для теоретического осмысления темы и сопоставления своего опыта с опытом других учителей по данной проблеме, отраженным в литературе.

3. Планирование работы над описанием собственного опыта по избранной теме.

4. Сбор и обработка материала.Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.

5.Анализ и обобщение материала, накопленного по теме.Выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей и педагогических закономерностей, извлечение методических выводов.

6. Соответствующее литературное оформление.Работа над докладом или статьей включает:освещение принципиальных положений, исходя из которых учитель решилобобщать свой опыт; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся опытом.

Требования к педагогам, обобщающим свой опыт

Глубокие и разносторонние знания своего предмета и смежныхдисциплин.

Знание современных методикпреподавания; владение методиками анализа учебно-методической работы по предмету; умениекорректировать и адаптироватьбазовые программы и методики;умение разрабатывать авторскиеобразовательные программы.

Знание теории педагогики и возрастной психологии школьника,использование в работе различныхформ психолого-педагогическойдиагностики.

Владение способами индивидуализации обучения, умение использовать элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей учащихся при реализации дифференцированного подхода.

Умение анализировать свою деятельность (видит свои недостатки, пробелы и просчеты в работе;понимает их причины и исправляет недостатки; усиливает позитивные моменты в своей работе и находит эффективные решения).

Умение активизировать познавательную деятельность учащихся,которое включает в себя созданиеусловий, способствующих формированию положительной мотивацииучения; умение интересно преподавать учебный материал, активизировать учащихся через использование поисковых и проектно-исследовательских методик.

Обеспечение высоких учебныхрезультатов (учащиеся показываютхорошие, близкие к максимально соответствующим их возможностям, результаты по итогам проверочных работ, экзаменов; демонстрируют знания теоретических и практических основ предмета; учащиеся являются призерами олимпиад, турниров различных уровней).

Подтверждение устойчивых и постоянных успехов (учащиеся показывают положительную динамику по результатам учебно-воспитательной работы).

Памятка учителю, обобщающему свой опыт

Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы. Постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее.

Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические материалы, тексты сочинений и контрольные работы учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьников. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.

Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографические списки по интересующим вас вопросам.

Приведите в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных заданий для учащихся и др.),сопроводив их краткими разъяснениями.

Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

Определите форму обобщения. Это могут быть доклад, статья, методическая разработка или рекомендации.

Набросайте краткий план темы(3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план. В нем должна быть заложена основная идея и логика изложения темы.

Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.

Главный критерий хорошего опыта— результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.

10. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках.

При оформлении доклада или статьи тщательно работайте не только над содержанием, но и над текстом рукописи. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать наукообразно. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. Следите за связанностью и правильностью речи. Проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок в тексте, описывающем ваш опыт.

Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и др.).

Работая над обобщением собственного опыта, старайтесь поддерживать связь с учреждениями повышения квалификации (институтом повышения квалификации, институтом усовершенствования учителей, институтом развития образования), обращайтесь к руководителю школьного или районного (городского) методического объединения, а также к руководителям вашего образовательного учреждения и методистам отдела (управления) образования.

Представляйте материалы для обобщения вашего педагогического опыта заранее, одновременно с заявлением в аттестационную комиссию. Помните, что результативность вашей аттестации на квалификационную категорию напрямую зависит от содержания и качества представления вашего индивидуального педагогического опыта.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИДСКОГО РАЙИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«Средняя школа №4 г. Лиды»

«Внеурочная работа с одарёнными учащимися по русскому языку и литературе»

Тема по самообразованию

Винчо Алины Михайловны,

учителя русского языка и литературы.

Адрес учреждения образования:

231300 г. Лида, ул. Мицкевича, 22а,

Технологический план-график самообразования по теме «Внеурочная работа с одарёнными учащимися по русскому языку и литературе»