Блог

Полномочия государственной думы рф статья

Статья 103. К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия.

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой*(22);

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Государственная Дума

Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная Дума (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Государственная Дума

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Государственная Дума

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Государственная Дума

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Статья 8. Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления

Статья 8. Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления

1. Срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Устанавливаемый срок не может составлять более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 81 1 настоящего Федерального закона, – второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – день голосования на указанных выборах). Если второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта или второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, днем окончания срока, на который избираются указанные органы или депутаты, является соответственно первое воскресенье марта, первое воскресенье октября. Совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов, не допускается.

2. Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается, за исключением случая, установленного пунктами 6 и 9 статьи 81 1 настоящего Федерального закона. Норма об изменении (продлении или сокращении) установленного федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срока, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы.

3. Если срок полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истекает в период действия чрезвычайного или военного положения, то указанные органы и депутаты исполняют свои полномочия до прекращения действия чрезвычайного или военного положения и избрания нового состава указанных органов или депутатов.

1. Срок, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также срок их полномочий самым тесным образом связаны с обязательностью и периодичностью выборов, обновлением состава органов публичной власти, а также с реализацией гражданами Российской Федерации своих избирательных прав.

В комментируемой статье, а также в статьях 9 и 10 комментируемого Федерального закона предусмотрены следующие возможные способы установления сроков полномочий в представительных органах: 1) установление срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, под которым подразумевается срок, на который единовременно избирается весь депутатский корпус указанного органа одного созыва; 2) срок полномочий представительного органа не устанавливается, поскольку депутаты избираются не единовременно, а в порядке ротации: в таком случае можно говорить лишь о конкретном, устанавливаемым в соответствии с комментируемым Федеральным законом, сроке полномочий депутатов. С учетом того, что типичным для Российской Федерации является первый способ, в дальнейшем в комментарии к статьям 8–10 в основном будут рассмотрены вопросы, связанные с реализацией норм комментируемого Федерального закона в случае, когда конституцией (уставом), законом установлен срок полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Что касается установления срока полномочий депутатов представительного органа, избираемого всем составом единовременно, то комментируемой статьей 8 связанные с этим вопросы специально не регулируются. Как правило, этот срок устанавливается в соответствующих законах о статусе депутатов. Например, согласно части второй статьи 3 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1 срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.

Комментируемый пункт предусматривает предельный срок, на который могут быть избраны органы государственной власти, органы местного самоуправления, и, соответственно, предельный срок их полномочий – не более пяти лет. Учитывая, что в отношении федеральных органов государственной власти – Президента Российской Федерации и Государственной Думы – этот срок определяется Конституцией Российской Федерации и составляет четыре года (статьи 81 и 96), пятилетний срок может быть реализован только на региональном и местном уровнях. Следует отметить, что для органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации устанавливается не только максимальный, но и минимальный срок их полномочий – не менее двух лет (статья 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Конкретный срок полномочий определяется уставами муниципальных образований и не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Закрепление на федеральном уровне данных положений является существенной гарантией не только эффективной деятельности названных органов, но и самого права граждан на местное самоуправление.

_________
1 СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74; 1999. № 28. Ст. 3466.

Законодательство Российской Федерации различает срок, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, и срок их полномочий. В первом случае речь идет о фиксированном сроке, определяющем периодичность выборов, во втором – о менее жестком временном периоде, смещенном, как правило, по отношению к сроку избрания и не всегда совпадающим с ним по своей продолжительности. Например, четырехлетний срок, на который избирается Президент Российской Федерации, начинается со дня его избрания и завершается в день голосования на следующих общих выборах главы государства, проводимых во второе воскресенье того же месяца, в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации (статья 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации») 1 . Что касается срока президентских полномочий, то он начинается с момента принесения Президентом Российской Федерации присяги и прекращается по истечении срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации (статья 92 Конституции Российской Федерации).

Смещение срока полномочий может быть обусловлено не только параметрами его исчисления, но и принципами организации избирательного процесса. Так, принцип альтернативности выборов предполагает возможность проведения повторного голосования (статья 71 комментируемого Федерального закона), а также отложение выборов для дополнительного выдвижения кандидатов или списков кандидатов (пункт 33 статьи 38 комментируемого Федерального закона), в результате чего продлеваются полномочия действующих органов. Аналогичные последствия наступают и в случае признания выборов несостоявшимися или недействительными.

Более существенные различия между сроком, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, и сроком их полномочий возникают в связи с продлением или сокращением сроков полномочий действующих органов и депутатов, допускаемым в случаях, предусмотренных комментируемым Федеральным законом (ранее такое продление или сокращение было возможно при совмещении выборов (статья 82 комментируемого Федерального закона), а в настоящее время допускается только продление сроков полномочий в соответствии с пунктами 6 и 9 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона), а также в связи с досрочным прекращением полномочий, влекущим за собой назначение внеочередных (досрочных) выборов.

___________
1 СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

В целях обеспечения преемственности власти сроки проведения внеочередных выборов являются довольно краткими. Так, при досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации выборы должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий (статья 92 Конституции Российской Федерации). Фактически те же сроки проведения выборов предусматриваются и при роспуске Государственной Думы. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска палаты (статья 6 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Назначение выборов на указанный день позволяет вновь избранной Государственной Думе собраться не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска Государственной Думы прежнего созыва с соблюдением конституционного требования о проведении первого заседания не позднее тридцати дней после избрания (статьи 99 и 109 Конституции Российской Федерации).

При досрочном прекращении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления досрочные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий соответствующего органа (статья 10 комментируемого Федерального закона).

Как указывалось выше, с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ изменились основания для изменения продолжительности сроков полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по отношению к сроку их избрания. Речь идет об установлении единых дней голосования на региональных и местных выборах: как правило – второе воскресенье марта, а в ряде случаев – второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов (статья 10 комментируемого Федерального закона), и определении на федеральном уровне дня окончания срока, на который избираются эти органы. В целом вышеуказанный Федеральный закон предусматривает поэтапный переход к проведению выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в единые дни голосования 1 .

_____________
1 При введении норм о переходе к единым датам (дням) голосования предусматривалось исключение из этого правила, допускающее проведение выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, сроки полномочий которых или сроки полномочий депутатов которых истекают в период до 1 января 2006 года, в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, если законом субъекта Российской Федерации не будет определено, что соответствующие выборы проводятся во второе воскресенье марта 2006 года (12 марта) ряд субъектов Российской Федерации воспользовались этим правом и в силу пункта 6 статьи 811 комментируемого Федерального закона продлили срок полномочия своих законодательных (представительных) органов, что, однако, не противоречит положениям федерального законодательства, согласно которым устанавливаемый конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления не может составлять более пяти лет, поскольку предусмотренное пунктом 6 статьи 811 комментируемого Федерального закона продление срока полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления является однократным и не требует изменения положений конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования о сроке полномочий указанного органа.

Другие публикации:  Пособие до 3 лет пенза

Для органов, избранных во второе воскресенье марта, днем окончания срока, на который избираются эти органы и депутаты, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок их полномочий. В случаях, когда выборы проводились в иные дни (эти случаи оговорены в пункте 8 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона), днем окончания срока избрания устанавливается второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва – день голосования на данных федеральных выборах. Если второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов, совпадает с нерабочим праздничным днем или иным днем, на который не может быть назначено голосование (пункт 6 статьи 10 комментируемого Федерального закона), днем окончания срока избрания является соответственно первое воскресенье марта и первое воскресенье октября.

Переход к единым дням голосования потребовал изменения продолжительности сроков полномочий ряда органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, которые были избраны на выборах, назначенных до вступления в силу положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ, устанавливающих единые дни голосования, по отношению к сроку их избрания. Поскольку выборы указанных органов в значительном числе субъектов Российской Федерации проводились в иные дни, в связи с чем окончание срока их избрания не будет приходиться на второе воскресенье марта или второе воскресенье октября соответствующего года, полномочия этих органов продлеваются с тем, чтобы следующие выборы проводились в единые дни голосования, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва – в день голосования на этих выборах (статья 81 1 комментируемого Федерального закона).

К изменению продолжительности срока полномочий по отношению к сроку избрания приводит также перенос выборов на более поздний срок (пункт 4 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона). Основанием тому является устанавливаемый комментируемым пунктом запрет на совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать более чем по четырем избирательным бюллетеням (за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов). Таким образом, в случае превышения на совмещенных выборах разного уровня указанного числа избирательных бюллетеней выборы в органы местного самоуправления переносятся на следующий единый день голосования. Следует отметить, что ограничение возможности совмещения дней голосования на выборах разного уровня, впервые установленное комментируемым Федеральным законом, направлено на защиту избирательных прав граждан, поскольку при совмещении большого числа выборов повышается вероятность ошибок при подведении итогов голосования и определении результатов выборов.

Переход в соответствии со статьей 81 1 комментируемого Федерального закона к единым дням голосования и возможность в связи с этим установления различных сроков полномочий избираемых органов разного уровня могут привести к ситуации, когда на какой-либо единый день голосования в субъекте Российской Федерации или в определенном муниципальном образовании придется более четырех избирательных бюллетеней. В целях исключения подобной ситуации на практике в законе субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены специальные нормы, предотвращающие такое совпадение дней голосования на региональном и местном уровне.

2. В комментируемом пункте закрепляется общее правило о неизменности срока полномочий действующих органов государственной власти, органов местного самоуправления. Следование этому правилу означает, что норма об изменении (продлении или сокращении) срока полномочий указанных органов, или срока, на который они избираются, может применяться только к органам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы. Эти положения впервые были предусмотрены в прежнем Федеральном законе и в дальнейшем получили свое закрепление в комментируемом Федеральном законе. В связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ правовая формула комментируемого пункта претерпела некоторые изменения. В частности, учтено, что переход к единым дням голосования, порядок которого определен в статье 81 1 комментируемого Федерального закона, требует продления срока полномочий действующих органов и депутатов, избранных на выборах, назначенных до вступления в силу соответствующих положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ. Такая же потребность возникает и при переносе выборов в органы местного самоуправления на более поздний срок в связи с ограничением возможности совмещения дней голосования на выборах разного уровня (пункт 1 комментируемой статьи и пункт 4 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона). Случаи, когда допускается продление срока полномочий действующих органов, указанные в пунктах 6 и 9 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона, предусмотрены в качестве исключения из общего правила о неизменности срока полномочий действующих органов. Помимо этих случаев в пункте 3 комментируемой статьи устанавливаются особенности продления сроков полномочий действующих органов и депутатов в период чрезвычайного или военного положения.

3. В комментируемом пункте предусматривается продление срока полномочий действующих органов в период действия чрезвычайного или военного положения, если истечение этого срока приходится на указанный период.

Чрезвычайное и военное положение – это особые правовые режимы, вводимые в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В условиях действия этих правовых режимов допускается ограничение конституционных прав и свобод граждан, в том числе их избирательных прав, что базируется на конституционных нормах, предусматривающих возможность ограничения федеральным законом прав и свобод граждан в конституционно значимых целях (статья 55 Конституции Российской Федерации). При этом в условиях чрезвычайного положения такие ограничения допускаются только в соответствии с федеральным конституционным законом (статья 56 Конституции Российской Федерации). Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» 1 срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях – 60 суток. По истечении указанного срока чрезвычайное положение считается прекращенным. Однако если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не будут достигнуты, Президент Российской Федерации своим указом может продлить действие чрезвычайного положения (статья 9). На территории, где введено чрезвычайное положение, выборы не проводятся (статья 14), поэтому в случае истечения в указанный период срока полномочий действующих органов и депутатов эти полномочия продлеваются до прекращения действия чрезвычайного положения (если только они не будут приостановлены в порядке, предусмотренном пунктом «а» статьи 11 указанного Федерального конституционного закона).

__________
1 СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

Продолжительность военного положения не ограничивается конкретными сроками. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении» 1 период действия военного положения начинается с даты и времени, которые устанавливаются указом Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем прекращения действия военного положения, которые определяются указом Президента Российской Федерации об отмене военного положения (статьи 1 и 21). На территории, где введено военное положение, выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся (пункт 4 статьи 7). Несмотря на то, что указанный Федеральный конституционный закон не содержит специальной нормы, предусматривающей продление срока полномочий действующих органов и депутатов в случае его истечения в период военного положения, на это указывает организация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению режима военного положения (статьи 6 и 15).

В соответствии с комментируемым пунктом окончание срока продления полномочий действующих органов и депутатов связывается не только с прекращением действия чрезвычайного или военного положения, но и с формированием нового состава органов государственной власти и органов местного самоуправления. Тем самым обеспечивается преемственность власти, постоянное действие выборных органов, а также их легитимность в период после отмены соответствующего правового режима и до избрания нового состава указанных органов. Следует отметить, что чрезвычайное и военное положение рассматриваются как обстоятельства, исключающие не только проведение, но и назначение выборов, поскольку в этих условиях невозможно обеспечить гарантированные Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан. После отмены чрезвычайного или военного положения выборы, назначение которых не могло состояться в период действия соответствующего правового режима, должны назначаться в максимально краткие сроки с тем, чтобы не допустить нарушения избирательных прав граждан. Данный вывод подтверждается в частности тем, что выборы Президента Российской Федерации проводятся в первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после прекращения действия чрезвычайного или военного положения (статья 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).

_________
1 СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

55. Полномочия Государственной Думы

55. Полномочия Государственной Думы

Существуют три основные группы полномочий Государственной Думы, которые установлены Конституцией РФ: относящиеся к исключительному ведению палаты (ст. 102 и 103); связанные с организацией деятельности палаты (ст. 101); по принятию федеральных законов (ст. 105).

К исключительному ведению Государственной Думы относятся:

— дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

— решение вопроса о доверии Правительству РФ;

— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

— выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ.

Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Государственная Дума принимает свой регламент, который содержит общие положения, определяющие принципы деятельности палат, их структуру и правовую основу, а также главы и статьи, закрепляющие статус и полномочия руководящих органов палат, комитетов и комиссий, порядок формирования повестки дня, проведения заседаний, принятия решений по вопросам компетенции палат.

Государственная Дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции, которые вступают в силу после одобрения Советом Федерации, подписания Президентом и опубликования. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов. Двумя третями (300 голосов) Дума преодолевает вето Совета Федерации или Президента; одобряет федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции.

Глава 29. Назначение специальных представителей ГД в международных межпарламентских и общественных организациях

(глава 29 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 октября 2017 года № 2368–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 42, ст. 6131)

1. Для представления позиции Государственной Думы в международных межпарламентских и общественных организациях Государственная Дума вправе назначать специальных представителей. Кандидатура специального представителя Государственной Думы в международных межпарламентских и общественных организациях рассматривается палатой по предложению Совета Государственной Думы.

2. Решение о назначении специального представителя Государственной Думы в международных межпарламентских и общественных организациях оформляется постановлением Государственной Думы, проект которого вносится на рассмотрение палаты Комитетом Государственной Думы по контролю и Регламенту.

3. При рассмотрении вопроса о назначении специального представителя Государственной Думы в международных межпарламентских и общественных организациях депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре.

Другие публикации:  Счет возврат денежных в кассу

(Статья 212 1 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 октября 2017 года № 2368–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 42, ст. 6131)

1. Полномочия специального представителя Государственной Думы в международных межпарламентских и общественных организациях определяются положением о специальном представителе Государственной Думы, утверждаемым Председателем Государственной Думы.

2. Срок полномочий специального представителя Государственной Думы в международных межпарламентских и общественных организациях не может превышать срок полномочий Государственной Думы данного созыва.

3. Полномочия специального представителя Государственной Думы в международных межпарламентских и общественных организациях могут быть прекращены досрочно по предложению Совета Государственной Думы. Решение о прекращении полномочий специального представителя Государственной Думы в международных межпарламентских и общественных организациях оформляется постановлением Государственной Думы, проект которого вносится Комитетом Государственной Думы по контролю и Регламенту.

(Статья 212 2 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 октября 2017 года № 2368–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 42, ст. 6131)

Полномочия Председателя Государственной Думы

Регламент Государственной Думы ФС РФ

Глава 1. Председатель Государственной Думы. Первые заместители Председателя Государственной Думы. Заместители Председателя Государственной Думы

(наименование главы в ред.постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 декабря 2003 года N 6-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 1, ст. 6)

1. Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя Государственной Думы и заместители Председателя Государственной Думы избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 декабря 2003 года № 6-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 1, ст. 6).

2. Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать фракции (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

3. В ходе обсуждения, которое проводится по всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться на должность Председателя Государственной Думы, кандидаты выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов Государственной Думы. Представители каждой фракции, выдвинувшей своего кандидата, имеют право высказаться за или против кандидата, после чего обсуждение прекращается (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

1. В список для голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые на должность Председателя Государственной Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования.

2. Депутат считается избранным Председателем Государственной Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае, если на должность Председателя Государственной Думы избран депутат Государственной Думы, являющийся руководителем фракции, он вправе совмещать пребывание на указанной должности и руководство фракцией (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 декабря 2003 года № 11-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 1, ст. 11; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

3. В случае, если на должность Председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы может голосовать только за одного кандидата.

4. Избранным на должность Председателя Государственной Думы по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы.

5. Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов депутатов Государственной Думы, Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы либо принимает решение о выборах первых заместителей Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы. Повторные выборы Председателя Государственной Думы проводятся в соответствии со статьями 8 и 9 настоящего Регламента. При этом допускается выдвижение кандидатов, которые выдвигались ранее (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 декабря 2003 года N 6-IV ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 1, ст. 6).

6. Если Государственная Дума принимает решение о переходе к выборам первых заместителей Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы, то после избрания по крайней мере одного из заместителей Председателя Государственной Думы Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы. Решение о переходе к выборам первых заместителей Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 декабря 200 3 года N 6-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 1, ст. 6).

7. Решение об избрании Председателя Государственной Думы оформляется постановлением Государственной Думы без дополнительного голосования.

8. Решение об освобождении Председателя Государственной Думы, первых заместителей Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы от должности принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 декабря 2003 года N 6-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 1, ст. 6).

1. Председатель Государственной Думы:

а) ведет заседания палаты;

б) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с Конституцией Российской Федерации и полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом;

в) организует работу Совета Государственной Думы;

г) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;

д) назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя Руководителя Аппарата и заместителей Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 февраля 2004 года № 66-IV ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 8, ст. 612; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 25, ст. 2480; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 апреля 2008 года № 250–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 15, ст. 1452; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767);

д 1 ) принимает решение о предоставлении отдельных полномочий Руководителя Аппарата Государственной Думы, в том числе предусмотренных настоящим Регламентом, первому заместителю Руководителя Аппарата Государственной Думы (пункт «д1» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 2016 года № 9491–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4397);

д 2 ) принимает решение о предоставлении Аппарату Государственной Думы отдельных бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов федерального бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета (пункт «д2» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 2016 года № 9491–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4397);

д 3 ) утверждает бюджетную смету Государственной Думы на очередной финансовый год (пункт «д3» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 2016 года № 9491–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4397);

е) представляет палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации), Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетной палатой Российской Федерации, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2004 года № 4718–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № , ст. 3719);

ж) участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

з) направляет поступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему во фракции для сведения и в комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения (далее — профильный комитет) (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 мая 2004 года № 554-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 22, ст. 2137; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981);

з 1 ) поручает Научному совету по правотворчеству, созданному в соответствии с частью шестой настоящей статьи, провести экспертизу находящегося на рассмотрении Государственной Думы законопроекта (пункт «з1» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719);

з 2 ) направляет заключение по результатам экспертизы законопроекта, проведенной в соответствии с пунктом «з1» настоящей части, в комитет Государственной Думы, назначенный в соответствии с частью первой статьи 108 настоящего Регламента ответственным по указанному законопроекту (пункт «з2» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719);

з 3 ) направляет поступившие в соответствии с пунктом «б» части шестой статьи 112 настоящего Регламента документы об отзыве законопроекта в профильный комитет или в комитет Государственной Думы, назначенный в соответствии с частью первой статьи 108 настоящего Регламента ответственным по указанному законопроекту (пункт «з3» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 мая 2017 года № 1523–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 21, ст. 2985);

и) подписывает постановления Государственной Думы;

к) направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной Думой проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 сентября 2002 года № 3093-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 40, ст. 3901);

л) направляет Президенту Российской Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии со статьей 105 (часть 5) Конституции Российской Федерации;

м) издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

н)(пункт «н» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16 июля 1998 года № 2833-IIГД -Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3699; утратил силу на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 февраля 2004 года № 85-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 8, ст. 629);

о) направляет внесенный в Государственную Думу проект постановления Государственной Думы и материалы к нему в профильный комитет для рассмотрения и устанавливает срок подготовки проекта постановления Государственной Думы к рассмотрению палатой (пункт «о» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 мая 2004 года № 554-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 22, ст. 2137);

Другие публикации:  Настоящий федеральный закон о гражданстве

п) (пункт «п» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 марта 2006 года № 2882-IV ГД -Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1269; утратил силу на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 28 января 2009 года № 1643–5 ГД -Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 5, ст.569);

р) направляет заключение Общественной палаты Российской Федерации (далее – Общественная палата) по результатам экспертизы законопроекта в комитет Государственной Думы, назначенный в соответствии с частью первой статьи 108 настоящего Регламента ответственным по указанному законопроекту (пункт «р» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 марта 2006 года № 2882-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст.1269; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 28 января 2009 года № 1643–5 ГД -Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 5, ст. 569);

р 1 ) направляет поступившие в Государственную Думу проекты государственных программ Российской Федерации, в том числе федеральных целевых программ, и предложения о внесении изменений в государственные программы Российской Федерации, в том числе в федеральные целевые программы, в профильные комитеты и Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам для рассмотрения (пункт «р 1 »введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 2013 года № 2484–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 26, ст. 3241; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 февраля 2015 года № 6185–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 9, ст. 1299);

р 2 ) направляет поступившие в Государственную Думу проект основных направлений бюджетной политики Российской Федерации, проект основных направлений налоговой политики Российской Федерации, проект основных направлений таможенно-тарифной политики Российской Федерации и проект бюджетного прогноза (проект изменений бюджетного прогноза) Российской Федерации на долгосрочный период в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам для рассмотрения (пункт «р 2 » введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 2013 года № 2484–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 26, ст. 3241; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 февраля 2015 года № 6185–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 9, ст. 1299);

р 3 ) в период между сессиями Государственной Думы направляет проект основных направлений бюджетной политики Российской Федерации, проект основных направлений налоговой политики Российской Федерации, проект основных направлений таможенно-тарифной политики Российской Федерации и проект бюджетного прогноза (проект изменений бюджетного прогноза) Российской Федерации на долгосрочный период в Совет Федерации (пункт «р 3 » введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 2013 года № 2484–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 26, ст. 3241; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 февраля 2015 года № 6185–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 9, ст. 1299);

р 4 ) направляет поступившую в Государственную Думу информацию Правительства Российской Федерации о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами, в профильные комитеты (пункт «р 4 » введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 февраля 2015 года № 6185–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 9, ст. 1299);

р 5 ) направляет поступивший в Государственную Думу доклад Правительства Российской Федерации об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции за отчетный период в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (пункт «р 5 » введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 февраля 2015 года № 6185–6 ГД- Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 9, ст. 1299);

р 6 ) направляет поступившие в Государственную Думу предложения Счетной палаты Российской Федерации о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля) в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (пункт «р 6 »введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 февраля 2015 года № 6185–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 9, ст. 1299);

с) в период между сессиями Государственной Думы направляет в трехдневный срок с момента получения заключения Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановыйпериод и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в комитеты, комиссии Государственной Думы и во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации (пункт «с» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 апреля 2007 года № 4464–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 18, ст. 2138; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981);

т) в период между сессиями Государственной Думы назначает Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам ответственным по проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и проектам федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и профильные комитеты по указанным проектам федеральных законов для подготовки их к рассмотрению палатой (пункт «т» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 апреля 2007 года № 4464–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 18, ст. 2138);

у) в период между сессиями Государственной Думы включает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую либо на очередную сессию (пункт «у» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 апреля 2007 года № 4464–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 18 , ст. 2138);

ф) в период между сессиями Государственной Думы принимает решение на основании заключения Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам о возвращении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Правительство Российской Федерации на доработку (пункт «ф» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 апреля 2007 года № 4464–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 18, ст. 2138);

х) приглашает федерального министра (федеральных министров), иных должностных лиц для ответов на вопросы депутатов Государственной Думы (пункт «х» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 декабря 2009 года № 3065–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 1, ст.71);

х 1 ) вносит представления о назначении представителей Государственной Думы в наблюдательных советах организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, иных органах и организациях, если наличие представителей Государственной Думы в таких органах и организациях предусмотрено федеральными законами, а также о досрочном прекращении полномочий указанных представителей (пункт «х 1 » введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 2013 года № 2484–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 26, ст. 3241; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 мая 2017 года № 1523–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 21, ст. 2985);

х 2 ) направляет приглашение Правительства Российской Федерации принять участие в работе правительственной комиссии по расследованию причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий (далее – правительственная комиссия) в профильный комитет для подготовки предложений по составу представителей Государственной Думы в правительственной комиссии (пункт «х 2 » введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 2013 года № 2484–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 26, ст. 3241);

ц) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Регламентом (пункт «ц» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 апреля 2012 года № 268–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 17, ст. 1902).

2. Государственная Дума вправе отменить любое распоряжение, поручение Председателя Государственной Думы.

3. Председатель Государственной Думы вправе по собственному усмотрению включать в проект порядка работы Государственной Думыследующие вопросы:

а) о выборах на вакантную должность заместителя Председателя Государственной Думы;

б) о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях Государственной Думы.

4. Председатель Государственной Думы или по его поручению один из его заместителей представляет Государственной Думе доклады о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию. По указанным докладам Государственная Дума может принимать постановления (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 сентября 2002 года N 3093-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 40, ст. 3901).

5. Председатель Государственной Думы вправе выступать на заседании Государственной Думы по вопросам, отнесенным к его полномочиям настоящим Регламентом, и вопросам, отнесенным к ведению Государственной Думы Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Председателю Государственной Думы для выступления предоставляется до десяти минут(часть пятая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 апреля 2012 года № 268–6 ГД- Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 17, ст. 1902).

6. Председатель Государственной Думы вправе решать вопросы экспертного, научного, консультативного и иного обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы. По вопросам, связанным с экспертным сопровождением законотворческого процесса в Государственной Думе и совершенствованием законодательства Российской Федерации, Председатель Государственной Думы создает Научный совет по правотворчеству (часть шестая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 апреля 2012 года № 268–6 ГД Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 17, ст. 1902; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719).