Блог

Живые пойте о нас это не просьба это приказ

«Живые! Пойте о нас!» — Это не просьба, это приказ!»

Программа торжественного мероприятия включала в себя две части. Во время первой — дети рассказывали стихи о героических подвигах советского народа, пели песни военных лет, а также исполняли авторские произведения педагогов интерната, посвященные юбилею Победы.

Во второй части руководитель профсоюзной организации Управления ФНС России по Чеченской Республике Лейла Умарова рассказала детям о малоизвестных эпизодах из жизни отдельных героев Великой отечественной войны. Она по поручению руководителя республиканского налогового органа Ислама Вазарханова подарила интернату книгу «Память» об участниках Великой Отечественной войны, призванных в действующую армию из бывшей Чечено–Ингушской АССР, подготовленной к изданию Архивным управлением Правительства Чеченской Республики. По словам Лейлы Умаровой «это первый том издания и в него вошли имена 25 тысяч человек».

-Всего в Великой Отечественной войне с фашистскими агрессорами сражались свыше 40 тысяч чеченцев, ингушей и представителей иных национальностей, проживавших в те годы в ЧИАССР. Сведения о них войдут уже в последующие издания книги «Память», — сказала Лейла Умарова.

Накануне в интернате прошли тематические часы, в ходе которых педагоги ознакомили детей с героическими подвигами отдельных участников войны, навеки вписавших свои имена в историю России. Кроме того, в интернате был открыт уголок славы, посвященный героям Советского Союза, отличившихся в борьбе с фашизмом в 1941-1945 годах. На стенде уголка отмечены: Абухаджи Идрисов, Хаваджи Магомед-Мирзоев, Ханпаша Нурадилов, Мовлади Висаитов и другие.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Хормейстер Людмила Устюжанинова в Кунгуре пела в оперетте

Людмила Сергеевна Устюжанинова много лет занимается народной музыкой. 35 лет была хормейстером известного народного коллектива «Уральские зори», создала хор ветеранов войны и труда «Сударушка».

Но известна она в городе еще и как актриса оперетты.

— Здравствуйте, девушка с голубыми глазами, — до сих пор так её приветствуют кунгуряки, которые помнят, как в начале 60-х годов ставились оперетты на сцене ДК машиностроителей. Главные роли исполняла Людмила Устюжанинова. Она блистала в постановках «Простор широкий», «Севастопольский вальс», «Девушка с голубыми глазами», «У моря Обского», «Ошибка Наташи».

Режиссер и директор ДК Валентин Ятцелев пригласил Людмила в оперетту благодаря тому, что у неё с юности – оперный голос.

Склонность к академическому пению проявилась еще в студенческие годы, когда она училась в сельхозтехникуме на землеустроителя. Пела даже в столь далеком от музыки учебном заведении.

— У нас была поющая семья. И вся деревня пела, — вспоминает Людмила Сергеевна, в девичестве Позолотина.

Родная деревня её – называется Позолотино, это в Кировской области, в Халтуринском районе.

ПЕЛА И МОЛИЛАСЬ ЗА ПАПУ

Первые её музыкальные впечатления: как они – трое ребятишек от 2 до 6 лет – с мамой Ниной молятся за папу. Он часто присылал с фронта письма в стихах, эти письма становились их песнями.

— Стихи его мы распевали, как молитву, — говорит Людмила Сергеевна.

Сергей Федорович Позолотин на фронте был связистом, воевал до Победы, принял участие и в Японской войне. Вернулся домой в 1946 году.

— Вашими молитвами я спасся, — говорил он жене и детям.

Людмила была маленькой, но хорошо помнит военные годы:

— Тяжелое было время, но в деревне всегда пели. Женщины со всего села собирались у нас дома. Вместе читали письма – фронтовые весточки. Плачут, голосят… И поют тут же. А то, бывало, заслонкой печной, ложками начинают ритм отбивать, глядишь, и ногами притопывают. Нельзя было долго горевать, иначе не выжить.

С того героического времени у Людмилы Сергеевны сложилось стойкое убеждение: песня нужна человеку, как воздух. И понятие «патриотизм» для неё выстрадано, им пронизана вся её жизнь.

«Живые, пойте о нас! Это не просьба, это приказ». Эту цитату из песни она воспринимает как наказ от тех, кто пережил страшное лихолетье войны. И не понимает, как можно сейчас сокращать любимые кунгуряками хоровые коллективы, которые своим творчеством выполняют этот наказ и не позволяют угаснуть огоньку памяти…

«ПЕЛА В СЕЛЬХОЗТЕХНИКУМЕ»

Юность Людмилы шла по проторенной в сельской местности тропинке: после окончания семилетки в 1951 году заодно с подружками отправилась в город Халтурин — сейчас это город Орлов — поступать в сельхозтехникум на землеустроителя (основной аргумент – там дают стипендию!). Она поступила, а подружки – нет…

Ответственная и добросовестная студентка училась и …плакала. Потому что поняла: учится не там, где хотелось бы. Ей нужна только музыка.

— Зачем ты сюда поступила? – изумлялась пианистка, которая была в преподавательском составе сельхозтехникума и очень ценила дивный голос студентки Позолотиной. – Людмила, тебе надо учиться в консерватории!

И заставляла её разучивать оперные арии.

Людмила пела, слушала по радио классическую музыку, представляла себя на сцене… Но девушке надо было расстаться с мечтой: родители её не поддержали, а она была покорной дочерью.

«ПЕЛА СРЕДИ ПОЛЕЙ»

Консерватория осталась где-то в большом городе, а певунья Людмила Позолотина отправилась после окончания техникума в 1955 году по распределению за три тысячи километров от родного села – в город Кунгур. Трудилась в составе землеустроительного отряда от Молотовского управления землеустройства (тогда Пермская область называлась Молотовской).

Другие публикации:  Исковое заявление об установлении факта владения земельным участком

Ездила по полям с деревянным циркулем и картой, определяла границы города, сельсоветов, совхозов, составляла планы севооборота для сельского хозяйства.

Был у Людмилы Сергеевны такой факт профессиональной биографии: именно она выдавала руководству Кунгурского машзавода акт на пользование землей под будущий пионерский лагерь им. И. Сосновского.

— Интересная была работа: с ранеей весны до позднй осени на свежем воздухе, — улыбается она, вспоминая свой землеустроительный период. – Я была загорелая, как шоколадка. По полям в то время на лошади ездили. В Голдыревском сельсовете, помню, был кучер Александр Николаевич Котельников, страшно любил петь. Едем на телеге и поём дуэтом!

СЕМЕЙНЫЙ ДУЭТ

Поездки по сельской местности и пение она совмещала не очень долго – пять лет. Но за это время сложился и семейный дуэт: в Кунгур прибыл однокурсник и земляк Евгений Устюжанинов, тоже землеустроитель по специальности. Он после окончания техникума отслужил три года в армии и отправился вслед за любимой Людмилой. Студенческая дружба продолжилась. А 30 декабря 1959 года – 57 лет назад – они поженились.

И вскоре оба поменяли профессию. Евгений Дмитриевич ушел на машзавод. А у Людмилы Сергеевны наконец-то исполнилась мечта. Её пригласили на работу в новый ДК машзавода — руководить детским хором. И она вновь начала учиться: в музыкальной школе, в педагогическом училище, в культпросветучилище. Осваивала тонкости профессии музыканта-хоровика на многочисленных курсах в Перми и в Москве.

С благодарностью вспоминает своего первого учителя музыки – хормейстера ДК машиностроителей Акселя Яновича Кринсаара.

СОЛИСТКА ОПЕРЕТТЫ, РУКОВОДИТЕЛЬ ХОРА

А еще она стала актрисой. Наиболее полно её певческий, музыкальный, артистический талант воплотился в опереттах, которыми в начале 60-х годов блистал ДК машиностроителей.

Ставил замечательные музыкальные спектакли директор ДК и режиссер Валентин Семёнович Ятцелев. Небольшой творческий коллектив вполне профессионально играл двух-трехактные оперетты, собирал полные залы, прививал зрителям любовь к хорошей музыке.

Но хоровое пение оставалось для Людмилы главным. В 1965 году она стала хормейстером легендарного ансамбля «Уральские зори». Коллектив под её руководством многого достиг, получил звание народного. И в полном составе – в количестве 35 человек – побывал в круизе по западному побережью Африки с российской делегацией, призванной привлечь африканскую молодежь в Советский Союз для участия во Всемирном фестивале молодёжи и студентов, который проводили в Москве в 1985 году.

Людмила Устюжанинова руководила хором 28 лет. В 1993 году хормейстером ансамбля «Уральские зори» стала Татьяна Рудакова. Много лет они вместе работали с этим знаменитым творческим коллективом. А Людмила Сергеевна параллельно руководила еще и созданным ею хором ветеранов войны и труда «Сударушка».

До сих пор она продолжает разучивать любимые композиции с «Сударушкой», в составе которого действуют два ансамбля: «Рябиновые бусы» и «Кунгурские судари». В октябре прошлого года коллективу хора «Сударушка» исполнилось уже 35 лет.

Они часто выступают на городских мероприятиях, праздниках, занимают призовые места в ветеранских творческих конкурсах Пермского края.

Заслуженного работника культуры Людмилу Сергеевну Устюжанинову по праву называют берегиней русской песни.

1965 год. 28-летняя Людмила стала хормейстером народного ансамбля «Уральские зари»

Героиня оперетты «Девушка с голубыми глазами». В роли Мэри Ив

Людмила Устюжанинова с известной актрисой Кларой Лучко, которая в начале 70-х годов приезжала в Кунгур

Людмила Пятилова

ИЗ БИОГРАФИИ

Людмила Сергеевна Устюжанинова (Позолотина) родилась 2 июля 1937 года в селе Позолотино Халтуринского района Кировской области.

В 1955 году закончила Халтуринский сельхозтехникум, получила специальность землеустроителя. Приехала по распределению в Кунгур, трудилась землеустроителем. Занималась в художественной самодеятельности. 1 февраля 1961 года поступила на работу в ДК машиностроителей в качестве руководителя детского хора. Заочно закончила Кунгурское педучилище и Пермское культурно-просветительное училище. С 1965 года руководила хором ансамбля «Уральские зори». Одновременно несколько лет была хормейстером в Доме культуры поселка Комсомольского. В 1980 году организовала хор ветеранов войны и труда «Сударушка», которым руководит по настоящее время.

Вместе с мужем Евгением Дмитриевичем воспитала дочь Ольгу и сына Сергея. В семье трое внуков и одна правнучка.

«Слава тех не умирает, кто за Отечество умрет»

(Позывные “Широка страна моя родная”)

Все встают. В зале полусвет)

(Диктор на фоне “Реквиема” Моцарта из-за кулис зачитывает посвящение)

(Р. Рождественский Реквием).

Я этих слов позабыть не могу. Всегда мы у них в неоплатном долгу. “Живые, пойте о нас!” Это не просьба, это приказ!

(В.Азаров. Живые, пойте о нас).

(На экране слайды с изображением возложения цветов к памятникам погибших воинов. Все в зале садятся).

На экране фрагмент фильма о начале Великой Отечественной войны.

(В. Лебедев-Кумач. Боевые знамена склоните).

На экране кадр с изображением плаката.

“Родина – мать зовет”.

Музыка “Священная война”, музыка А.Александрова, слова Лебедева-Кумача

(Якуб Колас. На разоренной земле)

(На экране кадры с видами Белогорья).

(На экране фото Н.Ф.Ватутина)

(Рассказ чтецов сопровождается фотографиями на экране:

1. с.Ватутино. Дом, в котором родился Н.Ф.Ватутин.

2. г.Валуйки. Здание земского училища, где учился Н.Ватутин в 1914-1916 годах.

3. Н.Ф.Ватутин с женой Татьяной Романовной.

4. Н.Ф.Ватутин с женой, сыном и дочерью. Лето 1943 год.

5. Генерал армии Н.Ф.Ватутин у входа в блиндаж).

Когда он сердцем обращен к Отчизне И для себя не представляет жизни Без русских нив и величавых рек,

Без мужества, отвергнувшего страха.

(На экране кадры с изображением военного Сталинграда).

(Песня о Днепре, последний куплет. Муз. М.Фрадкина, сл.Е.Долматовского).

Осенью 1943 года развернулись бои на Днепре. Генерал армии Ватутин назначается командующим 1 Украинским Фронтом.

Другие публикации:  Выплата пособия по беременности и родам студентам

(На экране карта с показом Корсунь-Шевченковской операции)

Звучит музыка (А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова)

(На экране кадры боев за Берлин)

Участники композиции выходят на сцену.

Рванулась грозная лавина Стальной пехоты и машин Стремительно, неудержимо

С одною мыслью – на Берлин!

(А. Сурков. Аллея победы)

(Звучит песня “День Победы” Муз. Д. Тухманова, ел. В. Харитонова)

«Я родом не из детства – из войны. Прости меня – в том нет моей вины…»

«Я родом не из детства – из войны.
Прости меня – в том нет моей вины…»
Ю. Друнина
Живые, пойте о нас!
В черном пласту петергофской земли
Матросскую флягу как-то нашли.
Была в ней записка в несколько строк:
«Бились… Погибли …» А поперек
Слова, что огнем обжигают сейчас:
«Живые, пойте о нас!»

Знаем, как в воздухе пули снуют.
Взрывы фонтанами в парке встают.
Вот захлебнулся злой пулемет,
Флягу балтиец в руки берет.
Море колотит о берег баркас…
«Живые, пойте о нас!»

Я этих слов позабыть не могу.
Всегда мы у них в неоплатном долгу.
Слова, что огнем обжигают сейчас:
«Живые, пойте о нас!»
Это не просьба, это приказ:
«Живые, пойте о нас!»
Л. Хаустов.

Интерес к истории Великой Отечественной войны не ослабевает со временем, потому что бессмертна сама память людская о великом подвиге народа во имя Родины.
Время неумолимо. Мужественные солдаты, громившие врага под Москвой и Тулой, Орлом и Белгородом, штурмовавшие рейхстаг и освободившие Западную Европу – сегодня люди преклонных лет.
Как же мало их осталось – тех, кто вынес на своих плечах неимоверную тяжесть потерь, поражений, отступлений, не дрогнул, не сдался, переломил ход войны, принес народам долгожданный мир.
Спустя многие годы после войны, среди множества мирных дел и забот мы должны всегда помнить о том поколении, которое прошло войну, встретилось в смертельной схватке с фашизмом и победило.

Навигация по записям

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

«Живые! Пойте о нас!» — Это не просьба, это приказ!»

Программа торжественного мероприятия включала в себя две части. Во время первой — дети рассказывали стихи о героических подвигах советского народа, пели песни военных лет, а также исполняли авторские произведения педагогов интерната, посвященные юбилею Победы.

Во второй части руководитель профсоюзной организации Управления ФНС России по Чеченской Республике Лейла Умарова рассказала детям о малоизвестных эпизодах из жизни отдельных героев Великой отечественной войны. Она по поручению руководителя республиканского налогового органа Ислама Вазарханова подарила интернату книгу «Память» об участниках Великой Отечественной войны, призванных в действующую армию из бывшей Чечено–Ингушской АССР, подготовленной к изданию Архивным управлением Правительства Чеченской Республики. По словам Лейлы Умаровой «это первый том издания и в него вошли имена 25 тысяч человек».

-Всего в Великой Отечественной войне с фашистскими агрессорами сражались свыше 40 тысяч чеченцев, ингушей и представителей иных национальностей, проживавших в те годы в ЧИАССР. Сведения о них войдут уже в последующие издания книги «Память», — сказала Лейла Умарова.

Накануне в интернате прошли тематические часы, в ходе которых педагоги ознакомили детей с героическими подвигами отдельных участников войны, навеки вписавших свои имена в историю России. Кроме того, в интернате был открыт уголок славы, посвященный героям Советского Союза, отличившихся в борьбе с фашизмом в 1941-1945 годах. На стенде уголка отмечены: Абухаджи Идрисов, Хаваджи Магомед-Мирзоев, Ханпаша Нурадилов, Мовлади Висаитов и другие.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

  • Новые поступления
  • Журналы
    • ЖУРНАЛЬНЫЙ ЗАЛ
    • Арион
    • Вестник Европы
    • Волга
    • Дружба Народов
    • Звезда
    • Знамя
    • Иностранная литература
    • Нева
    • Новая Юность
    • Новый Журнал
    • Новый Мир
    • Октябрь
    • Урал
    • НОН-ФИКШН
    • Вопросы литературы
    • НЛО
    • Неприкосновенный запас
    • НОВОЕ В ЖЗ
    • Homo Legens
    • Prosōdia
    • ©оюз Писателей
    • День и ночь
    • Дети Ра
    • Зеркало
    • Иерусалимский журнал
    • Интерпоэзия
    • Крещатик
    • Новый Берег
    • АРХИВ
    • ВОЛГА-ХХI век
    • Зарубежные записки
    • Континент
    • Критическая Масса
    • Логос
    • Новая Русская Книга
    • Новый ЛИК
    • Отечественные записки
    • Сибирские огни
    • Слово\Word
    • Старое литературное обозрение
    • Студия
    • Уральская новь
  • Проекты
    • Вечера в Клубе ЖЗ
    • Египетские ночи
    • Премия «Поэт»
    • Премия Алданова
    • Премия журнала «Интерпоэзия»
    • Поэтическая премия «Anthologia»
    • Страница Литературной премии И.П.Белкина
    • Страница Литературной премии им. Ю.Казакова
    • Академия русской современной словесности
    • Страница Карабчиевского
    • Страница Татьяны Тихоновой
  • Авторы
  • Выбор читателя
  • О проекте
  • Архив
  • Контакты

Опубликовано в журнале: Нева 2015, 7

Глеб Пагирев. Геннадий Морозов. Владимир Загорулько. Леонид Хаустов. Всеволод Азаров. Николай Браун

Осколок под сердцем
Уже на запад покатился фронт,
а в нем врачи копались, как в кургане,
в слепые раны загоняя зонд
и подбираясь к самой главной ране.

А там осталось лишь ее пройти,
но до чего был путь к победе долог,
пока лежал в конце того пути
под сердцем затаившийся осколок!

И вот осколок извлечен на свет —
опять врачи явили миру чудо.
С тех пор прошло, считайте, двадцать лет,
все зажило.
А боль тогда откуда?
(1968)

Разговор с другом
Михаилу Дудину
Возобладало доброе начало,
недоброе — распалось, разошлось:
нас на одних путях с тобой качало,
один буран прохватывал насквозь.

Сиротский хлеб. Соленый вкус работы.
Ребяческие первые рубли…
Нелегкие тревоги и заботы
на наши души сызмальства легли.

А мы росли, мы озорными были,
но соблюдали правила игры
и никогда лежачего не били,
он выходил из боя — до поры.

Беда пришла, когда мы стали старше:
война в лицо дохнула горячо.
Но знали: обессилевший на марше
мог навалиться на твое плечо.

Другие публикации:  Образец заявления на увольнение по собственному желанию пенсионера

Одной волной нас закрутило круто,
одной жарой палило. Не забудь:
в леса Сегежи и снега Гангута
солдата вел один и тот же путь.

Иди в огонь и не ищи поблажки!
Но мы еще судьбу благословим:
не раз она спасала от промашки —
мы никогда не били по своим.

Один упал, другой шагает дальше,
с утра был жив, а к вечеру — убит.
Такое время не терпело фальши,
Заносчивости, сплетен и обид.

Солдат не предавался пустословью
над свежими могилами друзей,
и партбилеты, залитые кровью,
сдавались не в архивы, а в музей.
(1968)

Геннадий Морозов

Победная весна
А я лежал в траве, в ромашках
и в небо пристально глядел.
Склонилась надо мной мамаша,
запричитала: «Похудел!
Родимый мой!»
И плачет, плачет.
Война. Угарный дым. Огонь.

А я не знал, что это значит —
И носом тыкался в ладонь.
И не просил краюху хлеба…
Я в ту
победную весну
все зорче вглядывался в небо,
и прорастал я
сквозь войну.
(1970)

Владимир Загорулько

Победа

Над миром салютом .взметнулась Победа.
Не знаю вместимее слова, чем это
Такое весеннее звонкое слово,
Которое в сердце стучится мне снова…
И снова я вижу далекие дали,
Рубеж, где нас крылья Победы подняли,
Ту грань, за которою ваши солдаты
Увидели солнце таким, как когда-то.
И тихо трава на земле зеленеет,
И ветер пьянящею мятою веет,
И тянется руки сраженного пулей
К цветам, что свои лепестки развернули.
(1970)

Живые, пойте о нас

В черном пласту петергофской земли
Матросскую флягу как-то нашли.

Была в ней записка в несколько строк:
«Бились. погибли. » А поперек

Строчка из «Максима», бьющая в глаз:
«Живые, пойте о нас!»

Я этих слов позабыть не могу,
Они, словно пули, засели в мозгу.

Живые, пойте о нас!
Это не просьба — это приказ.
(1970)

Всеволод Азаров

Колесница Победы

‹. ›
А началось все это в день печальный,
В то лето сорок первого, когда
От сельсовета и до хаты дальней
По Загребелью пронеслась беда.

Чернело небо в пламени и дыме,
И люди поднялись со всех сторон,
Так, не простившись с близкими своими,
Ушел на фронт Дьяченко Харитон.

Он впряг в телегу Мальчика и Зубра,
Своих любимых вороных коней.
Военный писарь внес в одну из рубрик
Начало одиссеи грозных дней.

О, греки, вы дрались на колесницах,
Сшибались кони на полях войны,
А этим, вороным, пришлось трудиться
В боях у Дона, Волги и Двины.

Они стремились сквозь Ростов вслепую,
И Сиваша они узнали зной,
Чтобы снаряды на передовую
Израненный доставил ездовой.

И кони на войне страдали тоже.
Забыв родную степь, тенистый сад,
В подвале прятал, укрывал рогожей,
Им отдавал последнее солдат.

Отодвигалась тьма, в полях пылая,
В путь колесница трогалась’опять.
Быть может, с ними возле Шяуляя
Мне тоже доводилось проезжать.

Там ехали сестра и пехотинцы,
И до сих пор колес видны следы
У берегов, где ледяной, балтийской
Мы зачерпнули в котелок воды.

Нет, я не знал Дьяченко Харитона,
Запомнил быль и рассказал о ней —
Он не хотел сменить на першеронов
Служивших честно боевых коней.

Но и сегодня сны его тревожат,
И не сдержать ему порою слез,
Он слышит конский храп на бездорожье,
Он слышит на дорогах скрип колес.

Идет солдат туда, где колесница
По-прежнему надежна и крепка,
И кажется — а может, только снится —
Незримых грив касается рука.
(1971)

Кто ж первый тот.

Победы день незабываем,
Тот день ликующих сердец.
…Кровь, слезы, вопли, прах развалин,
И злость, и гнев.
И вот — конец.
Конец. А где его начало,
Его невидимый исток?
И как бы ни был он далек,
Нельзя, нельзя, чтоб умолчала
О нем История.
Ведь он
Овеян славой небывалой
И кровью мертвых окроплен.
Кто ж первый выстрел дал ответный
И ни на шаг не отступил?
Пусть он остался незаметным,
Но все ж не он ли первым был,
Не им ли первым был он начат,
Тот путь к победе, полный бед,
Не им либыл он обозначен
Предвестьем будущих побед?
Еще не грянули «катюши»
Испепеляющим огнем,
А он, врага прикладом руша,
Уже ловил победы гром.
А перед ним уже маячил
Берлин, поверженный во прах.
Кто ж первый тот, кем обозначен
Победы нашей первый шаг?
(1971)