Блог

Учебный план программа учебник пособие

Учебные программы, планы, учебники и учебные пособия

В статье будет рассказано еще о нескольких документах, определющих содержание образования.

Учебные программы и планы

Следующим документом, определяющим содержание образования является программа — это документ, определяющий по каждому учебному предмету обязательный объем и содержание знаний, умений и навыков, указывающий содержание отдельных разделов и тем с распределением их по годам обучения. В связи с реформой содержания образования потребовался пересмотр всех учебных программ как для инвариантной части базисного учебного плана, так и для вариантной, а также подготовки учебников. Программы создаются на базе образовательных стандартов.

Учебники и учебные пособия

Учебник — это книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями обучения, учебной программой и требованиями дидактики. Учебник должен предусматривать не только последовательность изложения материала, но и доступность языка изложения, наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, хорошее оформление.

Материал в программах и учебниках может располагаться по: линейному принципу, когда изложение материала осуществляется последовательно, на основе уже известного, без возвращения к нему на следующих этапах обучения; и по концентрическому принципу, когда часть учебного материала повторно изучается на нескольких ступенях обучения, но с разной степенью глубины.

Реформирование содержания, создание новых учебных программ и учебников есть трудное и дорогое дело.

Достаточно провести такие примеры, что с I по XI класс принято около 200 новых учебных пособий для учащихся.

Если учитывать идеи перестройки, что обучение должно быть дифференцированным, то нужно иметь 4-5 комплектов разноуровневых и разнообразных, альтернативных учебников.

Следует добавить, что помимо учебников нужны средства обучения, широкий шлейф дополнительной литературы для учеников и учителей, наглядные пособия.

Кроме того, до массового внедрения в школу нового содержания образования необходима его экспериментальная проверка в отдельных школах и регионах, для чего потребуется штат высококвалифицированных преподавателей.

Массовый переход на новое содержание образования требует переподготовки всего учительского корпуса страны.

Вопрос о необходимости пересмотра и реформирования содержания среднего общего образования — это объективная потребность даже безотносительно к тем социально-экономическим переменам, которые происходят сейчас в стране.

Учебный план программа учебник пособие

Учебный план, программы, учебники

Государственные стандарты образования положены в основу документов, определяющих содержание образования. Главными документами этого уровня являются учебный план и учебные программы.

Учебный план — это документ, в котором определены состав учебных предметов, изучаемых в данном типе образовательных учреждений, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет.

Основные виды учебных планов: базисный учебный план, типовые федеральные учебные планы, региональные учебные планы и учебный план школы. Эти планы отражают федеральный (т. е. общий для всей Федерации), национально-региональный и школьный (конкретный для данного образовательного учреждения) компоненты образования. Кроме того, все содержание образования подразделяется на инвариантную, базовую, обязательную для всех, часть, которая обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, обязательные занятия по выбору (часто они связаны с выбором профиля обучения в старшем звене), и вариативную часть, включающую свободно избираемые факультативные, индивидуальные и групповые занятия.

Базисный учебный план является частью государственного образовательного стандарта и служит основой для разработки рекомендованных Минобразованием России примерных учебных планов для разных типов школ (дневных, вечерних, с русским родным языком обучения, с родным (нерусским) языком обучения и др.), базисных региональных учебных планов школы (см. таблицу 1). В базисном плане выделены фундаментальная и технологическая (до-профессиональная) подготовка. Предметы сгруппированы по образовательным областям: филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технология. Это облегчает разработку интегрированных курсов внутри выделенных областей (например, обобщенного курса естествознания).

Базисный учебный план обеспечивает определенный баланс между естественно-научным и гуманитарным знанием с некоторым приоритетом гуманитарного цикла в начальной и основной школе и небольшим перевесом обязательных занятий по естественно-научным дисциплинам в звене полного среднего образования. Следует заметить, что приоритет гуманитарного образования на первых двух этапах оправдан тем, что именно гуманитарная культура и гуманитарное образование составляют основу развития личности на этих этапах, а приоритет естественно-научного содержания в 10 — 11-х классах объясняется необходимостью и возможностью осуществить традиционно присущую отечественному образованию глубокую подготовку по циклу естественных и математических дисциплин.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации

Утвержден
Министерством общего и профессионального
образования Российской Федерации
9 февраля 1998 г.

Количество часов в неделю

Нужно сказать, что реальное соотношение основных блоков изучаемых дисциплин для конкретного учащегося может быть скорректировано за счет вариативной части плана. Этот план предполагает большую по сравнению со всеми ранее действовавшими учебными планами свободу выбора занятий учащимися и свободу для инициативной разработки новых курсов со стороны школы.

К недостаткам базисного и многих разработанных на его основе планов можно отнести сравнительно «скромную» представленность в обязательной части образовательных сфер «Искусство» и «Физическая культура», а также отсутствие целостной образовательной области «Человек». Недостатки эти могут быть компенсированы за счет вариативной части.

Гораздо более сложной представляется проблема, обозначенная в начале главы, а именно проблема синтеза, интеграции образовательных областей, в первую очередь гуманитарного и естественно-научного знания, выход учащихся, оканчивающих среднюю школу, а в еще большей степени студентов высших учебных заведений на интегрированную картину мира и глобальное мышление, охватывающее в единстве природу, человека, технику, духовный мир — мир чувств, идей, идеалов, способы сохранения и разумного преобразования человеческих отношений и самого человека.

Об этом очень убедительно пишет академик Н. Н. Моисеев: «В нынешних условиях широта образования должна достигаться в первую очередь за счет объединения гуманитарного и естественно-научного знания. Пришло время, когда человечество должно ликвидировать пропасть между двумя «цивилизациями» — гуманитарной и естественно-научной инженерной. » Он считает, что «надо учить не наукам, не предметам, а системе знаний, отдельные предметы должны стать ее фрагментами, закрепленными на некотором общем каркасе. Для нас в те годы таким каркасом была физика. Но не физика отдельных фактов, а модели физики. Теперь таким фактом должна стать экология» 1 .

Над разрешением этой проблемы работают и практики (интегрированные курсы, интегрированные уроки, комплексные экскурсии), и ученые (В.А.Игнатова, И. Т. Суравегина, Л.В.Тарасов, А. В. Хуторский и др.), но проблема эта очень сложна и решить ее быстро невозможно.

Конкретное содержание образования по образовательным областям и отдельным предметам определяется учебными программами и учебниками.

Содержание учебных предметов конкретизируется в учебных программах, которые представляют собой документ, устанавливающий

состав, структуру, последовательность предъявленного к изучению материала по каждому предмету с распределением его по годам обучения, по разделам и темам. По каждой теме обозначаются объем знаний (понятия, факты, основные законы, теоремы, рекомендации), способы деятельности (виды упражнений, типы задач, умения и навыки). В программах указываются предполагаемые результаты обучения, определяются межпредметные связи, опорные знания, необходимые для успешного изучения темы или раздела. Нередко задается и примерная методическая модель изучения материала (опорные понятия, логика и общие методы работы).

Типовые учебные программы, которые утверждаются Министерством образования Российской Федерации, раскрывают ведущие положения науки, практики, искусства, техники и носят рекомендательный характер.

Школьные рабочие программы отражают национально-региональный и школьный компоненты, а также образовательный потенциал школы, творческие возможности учителей. Мастера педагогического труда создают оригинальные авторские программы, главным образом по курсам, вводимым именно в данном образовательном учреждении. Такие программы проходят рецензирование и утверждаются либо экспертными комиссиями отделов (управлений) образования, либо советом школы.

Любая программа должна содержать: объяснительную записку, в которой определяются цели и основные направления работы по курсу, выделяются ведущие идеи, ключевые подходы, наиболее общие методы изучения; тематический план с примерным распределением часов по темам; раздел, раскрывающий содержание каждой темы с выделением подлежащих изучению фактов, доказательств, законов, теорем, теорий, следствий, прикладных объектов, а также обязательных для овладения умений и навыков; методические указания о способах изучения разделов курса (методы, основные демонстрации, лабораторные работы и т. д.); библиографию с указанием основной и дополнительной литературы.

Исторически сложилось две системы построения учебных программ: линейная и концентрическая. Линейное построение означает последовательное поэтапное изучение материала без возвращения к изучаемой теме. Оно логично, экономно, однако не позволяет в должной мере обеспечить глубину и осознанность проработки изучаемого в силу возрастных ограничений, особенно в младших классах. Концентрическое построение предполагает, что ведущие закономерности, понятия, факты могут изучаться несколько раз, что к ним возвращаются после их элементарного изучения на более высоком уровне по мере взросления учащихся, их развития, обогащения опытом. Концентризм отнимает больше времени, но зато позволяет добиться более глубокого овладения знаниями и более существенного продвижения в развитии.

Другие публикации:  3 Трудовой кодекс рф 2019

Негативные стороны линейного и концентрического построения программ удается нейтрализовать, а сильные стороны сохранить при использовании так называемого спиралевидного расположения материала. Особенность такого подхода в том, что изучаемая исходная проблема разрешается постепенно — на основе расширения и углубления круга знаний, познавательного опыта. Процесс идет непрерывно, а не путем эпизодических, часто с перерывом в несколько лет, возвращений к тем или иным проблемам (Ч. Купсиевич).

К сожалению, пока в программах не удается в должной мере отразить основной результат обучения — уровень развития, степень самостоятельности обучаемых, подготовку их к творческой деятельности. Основная трудность заключается в том, что эти показатели очень вариативны, индивидуальны и их унификация или лимитирование очень опасны для живой практики.

И наконец, об учебнике. Учебник и учебные пособия наполняют обучение конкретным материалом, дают ориентиры построения курса педагогу и материал для самостоятельной работы учащимся. В идеале программа и учебник должны в своих исходных основаниях и по логике изложения соответствовать друг другу. Этого было проще добиться, когда существовала одна официально утвержденная программа по предмету и один стабильный и тоже официально одобренный учебник. Теперь ситуация сложнее. Учебников и пособий по каждому курсу несколько, они вариативны, что дает школе и педагогу свободу выбора, но требует от педагогов и методических служб большой работы по согласованию учебников и программ.

Учебник должен содержать систематическое изложение материала, быть достаточно обобщенным, научно безупречным и в то же время доступным, популярным, интересным. Он должен способствовать овладению методами познания, стимулировать развитие интереса и мыслительных способностей. Для этого полезно проблемное построение материала, а также достаточное количество фактического материала и иллюстраций. Очень продуманным должен быть методический аппарат учебника: вопросы, задания, словари, таблицы, шрифтовые выделения, рисунки, списки литературы и др. Дополнениями к учебнику, позволяющими расширять кругозор, овладевать методами самостоятельной работы, служат хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы, книги для внеклассного чтения, энциклопедии, фонохрестоматии, электронные обучающие программы и другие источники.

Вопросы для размышления и контроля

1. Верна ли формула: школьники изучают основы наук? Выберите верный ответ и обоснуйте его:

а) формула верна: всю науку в школе не осилить, изучаются только основы наук;

б) данная формула верна, но неполна: школьники овладевают не только основами наук, но и основами деятельности, опытом человечества, основами искусства, изучая обычаи и традиции;

в) формула неверна: в школе изучаются учебные предметы — особые дидактические конструкции, содержащие материал, отобранный в соответствии с утвержденным учебным планом и проектами.

2. Следует ли формируемые на определенной ступени образования способы деятельности, отношения и ценностные ориентации считать элементами содержания образования?

При любом ответе дайте его обоснование.

3.Какими критериями следует руководствоваться при отборе содержания материала учебных дисциплин?

4.Как определить развивающий потенциал того или иного учебного материала?

5.Какова роль стандартов в образовании? Какие опасения вызывает стандартизация в образовании? К чему приводит отсутствие стандартов?

6.Каковы роль и специфика гуманитарного и естественно-научного компонентов образования? Каково оптимальное соотношение между ними? Бесспорен ли призыв к гуманитаризации образования?

7.Раскройте сильные и слабые стороны линейного и концентрического построения учебных программ.

8.Чем школьный учебник должен отличаться от книги для чтения, от научно-популярных изданий, от научной литературы?

Беспалъко В. П. Теория учебника. — М., 1989.

Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. — М., 1982.

Леднев В. С. Содержание образования. — М., 1989.

Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М., 1991.

Зорина Л. Я. Программа — учебник — учитель. — М., 1989.

Зуев Д. Д. Школьный учебник. — М., 1989.

Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В.Краевского, И. Я. Лернера. — М., 1983.

Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. — М., 1967.

Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. — М., 2000.

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. — М., 1984.

Скаткин М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. — М., 1981.

§ 6. Учебные программы, учебники, учебные пособия

Учебная программа — это нормативный документ, в котором четко очерчивается объем систематизированных знаний, умений и 122

навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, подлежащих усвоению по каждому учебному предмету, последовательность овладения ими школьниками.

В связи с развитием процесса дифференциации образования[93] [94] разрабатываются различные (альтернативные) варианты учебных программ. В любом образовательном заведении могут одновременно применяться несколько вариантов учебных программ. Решение об этом принимают школьные советы.
Содержание образования подробно раскрывается в учебниках и учебных пособиях, которые составляются на основе учебных планов и программ. Учебник — это книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету[95] в соответствии с учебной программой и требованиями дидактики и предназначенная для целей обучения. В учебниках воплощаются основные компоненты содержания образования: научные знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности, понятия, теории и законы, методологические и ценностно-ориентированные сведения. Именно поэтому учебники рассматриваются в дидактической теории и образовательной практике не только как носители информации, но и в качестве дидактических средств. Известно, что под средствами обучения понимаются все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания школьников[96]. Иными словами, средства обучения — это источники учебной информации, с помощью которых учитель учит, а ученик учится. Школьные учебники служат в свете данного подхода основным источником знаний в орга- низации самостоятельного труда учащихся. В учебниках содержатся указания, относящиеся к организации учебной работы школьников. В них обычно даются вопросы для самопроверки, сводные хронологические таблицы, материал для тренировочных упражнений. Умение учителей и учащихся пользоваться учебником как одним из важнейших дидактических средств оказывает значительное влияние на конечные результаты учебно-воспитательной работы.
От качества учебников зависит результат обучения, поэтому к ним предъявляется множество требований (к отбору содержания учебного материала, его структурированию и логике изложения; иллюстрациям, вопросам и заданиям для самостоятельной работы учащихся и др.). Характерной особенностью современного этапа развития дидактической теории и образовательной практики является создание практически по каждому учебному предмету нового поколения учебников. Это объективно обусловлено обновлением содержания образования, его гуманизацией и гуманитаризацией и стандартизацией.
Содержание образования подробно раскрывается кроме учебников и в другой учебной литературе: хрестоматиях по литературе, физике, химии; сборниках упражнений по языкам; исторических и

географических картах; кинофильмах, слайдах и т. д. Такие пособия служат вспомогательным дидактическим средством при проведении учебных занятий и подготовке к ним учащихся.
Таким образом, учебник и учебные пособия фиксируют объем и систему знаний, подлежащих изучению в соответствии с целями и задачами обучения и применительно к уровню образовательной подготовки учащихся. Вместе с тем они представляют собой своеобразную информационную модель обучения, ориентированную на развитие взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и обеспечивающую формирование личности школьников с социально заданными качествами.

Учебные планы и программы, их характеристика. Учебник и учебные пособия. Вариативность учебных планов, программ, учебников

Содержание начального образования. Государственный образовательный стандарт начальной школы и его функции

Содержание образования является одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры. В зависимости от существующих подходов к образованию, понятие «содержание образования» приобретает разные смыслы.

В традиционном знаниево-ориентированном подходе содержание образования рассматривается как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы» [Педагогический словарь, 1960].

В этом подходе знания становятся абсолютной ценностью, главным смыслом образования. При этом интересы самого человека, его потребности не учитываются, возникает явление «отчуждения» знаний от личности, школы от жизни.

В свете нового, личностно-ориентированного подхода к образованию, его содержание понимается как педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). В этом случае содержание образования направлено на развитие целостной личности: его природных особенностей (здоровья, способностей), его социальных качеств (гражданина, деятеля) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).

Идея развития целостной человеческой личности, возращение человека самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится сегодня доминирующей и определяющей содержание современного образования.

В отборе содержании образования можно выделить две основные теории, которые сложились в конце ХVIII – начале ХIХ в.в.:

· теория материального образования (или энциклопедизма) − Я.А. Коменский, Дж. Мильтон);

· формального образования (или дидактического формализма) − А. Дистервег, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.

Другие публикации:  Судебные приставы г спасск дальний

Сторонники теории материального образования (или энциклопедизма) считают, что главное назначение образования состоит в передаче обучающимся как можно большего объема знаний из разных наук. При этом они придерживаются точки зрения Я.А.Коменского о том, что выпускник должен быть энциклопедически образованным.

Главной задачей формального образования (или дидактического формализма) является развитие умственных способностей и познавательных интересов учащихся. При этом основным средством этого развития выступало изучение математики и иностранных языков (Дж. Локк, А. Дистервег, И. Г. Песталоцци).

Критика рассмотренных выше подходов была дана в ХIХ в. К.Д. Ушинским. Он утвердил в российской педагогике идею обеспечения единства формального и материального подходов к отбору содержания образования.

В современной педагогике эта идея нашла отражение в принципах формирования содержания образования, разработанных В.В. Краевским. Это принципы:

ü соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности;

ü единства содержания и организации образования;

ü гуманитаризации содержания образования (нацеленность на создание условий для развития личности, приоритет дисциплин гуманитарного цикла и пр.);

ü фундаментализации образования (нацеленность на обучение способам добывания знаний, на изучение законов, освоение методологических подходов).

Данные подходы определяют современные требования к содержанию образования. В ст. 14 Закона «Об образовании» подчеркивается, что оно должно быть ориентировано на:

Ÿ обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации;

Ÿ укрепление и совершенствование правового государства.

Принципы формирования содержания образования позволяют выделить критерии отбора содержания образования и его элементы.

Критерии отбора содержания образования принятые в современной российской школе предложены Ю. К. Бабанским:

† целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личности и формирование ее базовой культуры;

† научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук;

† соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;

† соответствие объема содержания учебного предмета имеющемуся времени на его изучение;

† учет международного опыта построения содержания общего среднего образования;

† соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

В содержании образования выделяют четыре элемента (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин):

1. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности. Их усвоение обеспечивает формирование в сознании учащихся естественно-научной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.

2. Система умений и навыков, т.е. приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера, а также умений и навыков, специфических для того или иного учебного предмета.

3. Опыт творческой деятельности призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности.

4. Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющиеся вместе со знаниями и умениями, условиями формирования убеждений и идеалов, системы ценностей духовной сферы личности.

Элементы содержания образования в начальных классах имеют свою специфику.

Прежде всего, в них учитывается опыт ребенка и те представления об окружающем мире, которые сложились до школы. Теоретические знания в начальной школе связываются с практическими упражнениями. Система практических умений и навыков в начальных классах дается при ведущей роли теоретических знаний. Кроме того, содержание учебного материала отбирается таким образом, чтобы формировать нравственные качества младших школьников, их эстетические вкусы, способствовать становлению эмоционально-ценностных отношений.

В педагогике существуют разные структуры изложения учебного материала:

Линейная структура – учебный материал располагается как непрерывная последовательность взаимосвязанных между собой звеньев. Предполагаемый материал излагается только один раз и следует один за другим.

Концентрическая структура – это повторение одного и того же материала, когда изучение нового строится на основе уже изученного. При этом новые знания углубляются, расширяются.

Спиральная структура – в отличие от предыдущих структур здесь имеет место логическое развертывание проблемы; рассматриваемая проблема всегда остается в поле зрения обучающегося, постепенно расширяя и углубляя знания, с ней связанные.

Смешанная структура – является комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. В начальной школе все чаще используется именно эта структура содержания образования. Объясняется это тем, что она позволяет маневрировать при организации содержания, позволяет излагать его части различным способом.

К основным тенденциям развития содержания образования относятся: гуманизация, демократизация, повышение культуросообразности школьного образования, широкая дифференциация содержания образования и его стандартизация.

Стандартизация образования вызвана необходимостью сохранения единого уровня общего образования в условиях разнообразия типов образовательных учреждений и вариативности учебных программ.

Стандарт − в переводе с английского «мерило», «образец».

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В. С. Леднев).

Стандарт образования определяет содержание образования на каждой из его ступеней, обеспечивающее необходимую образовательную подготовку обучающегося; требования к обязательному минимуму подготовки учащихся в рамках указанного содержания; максимально допустимый объем учебной нагрузки на школьников.

В Законе «Об образовании» (ст.7) указывается, что в РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых определяет единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в мировое образовательное пространство.

Национально-региональный компонент содержит нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области изучения родного языка, литературы, истории, искусства и пр.).

Компонент образовательного учреждения отражает специфику и направленность образования в конкретном образовательном учреждении (лицее, гимназии).

Для начальной школы авторским коллективом под руководством доктора пед.наук Н.Ф. Виноградовой разработан временный образовательный стандарт начального образования. В нем подчеркнуто, что содержание образования ориентировано на общечеловеческие ценности и обеспечивает гуманизацию и гуманитаризацию начального образования, снятие избыточной идеологизации и политизации обучения.

В стандарте определены важнейшие задачи начального образования:

Ø адаптация к окружающей природной и социальной среде, формирование нового социального статуса – ученика, школьника;

Ø овладение разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной и др.);

Ø формирование личностного отношения к окружающему, этических, нравственных норм, самоконтроля и самооценки;

Ø определенный уровень общей эрудиции, характеризующий готовность к дальнейшему обучению.

Временный образовательный стандарт начальной школы разработан на двух уровнях:

Ÿ обязательный минимум содержания начального образования (уровень предъявления содержания);

Ÿ требования к уровню подготовки учащихся.

Цель начального образования – воспитание личности ребенка на основе формирования учебной деятельности. Реализация общей цели начального образования проходит по основным содержательным линиям:

ä язык и литература;

Разработка образовательного стандарта не по учебным предметам, а по образовательным областями, дает возможность создания разнообразных программ, учебных планов с вариативным набором предметов. Однако в каждом учебном предмете должно найти место решение задач развития основных деятельностей, присущих ребенку этого возраста (учебной, коммуникативной, читательской, изобразительной, трудовой и др.), причем существенное значение приобретает направленность предметного обучения на формирование ведущей деятельности младшего школьника – учебной.

Сущность стандарта образования раскрывается через его многообразные функции. Среди них следует выделить: функции социального регулирования, гуманитаризации образования, управления, повышения качества образования.

Вопросы и задания

1. Как рассматривается с содержание образования в традиционном и личностно-ориентированном подходах?

2. Каковы принципы формирования содержания образования?

3. Назовите компоненты содержания образования?

4. Что такое стандарт образования? Назовите его функции.

5. Какие компоненты содержат государственные образовательные стандарты?

6. Охарактеризуйте временный образовательный стандарт начального образования.

В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы. Базисный учебный план для основной школы Государственной думой, а для полной средней школы — Министерством образования Российской Федерации.

Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как часть государственного стандарта включает следующие нормативы:

a продолжительность обучения (в учебных годах), общая и по каждой из его ступеней;

a недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, для обязательных занятий по выбору учащихся и для факультативных занятий;

a максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;

a суммарная оплачиваемая государством нагрузка педагога, учитывающая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на подгруппы.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования Российской Федерации.

Учебный план школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существуют два типа таких планов: собственно учебный, разрабатываемый на длительный период на основе государственного базисного учебного плана и отражающий особенности конкретной школы (в качестве его может быть принят один из типовых учебных планов), и рабочий учебный, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

Другие публикации:  Образец акта на увольнение за прогул

Структура учебного плана средней общеобразовательной школы определяется теми же факторами, что и содержание общего образования в целом. Прежде всего в учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования, выделяются федеральный, национально региональный и школьный компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как математика и информатика, и частично — окружающий мир, искусство, технологию, в которых выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального значения.

Национально-региональный компонент учитывает образовательные потребности и интересы народов страны в лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как родной язык и литература, второй язык, и частично — остальные области, в большинстве которых выделяются учебные курсы или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры.

Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального компонентов находят отражение в школьном компоненте учебного плана.

Структура учебного плана школы содержит инвариантную и вариативную части.

Инвариативная (ядро) часть учебного плана обеспечивает приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям с целью формирования базовой культуры школьников.

Вариативная часть учитывает личностные особенности, интересы и склонности учащихся и позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Учебный план школы — это документ, определяющий:

† продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;

† полный перечень предметов, изучаемых в начальной школе;

† распределение предметов по годам обучения;

† количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;

† количество часов в неделю на изучение каждого предмета.

В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, намеченные цели, концепция формирования содержания. Он разрабатывается на основе требований государственного стандарта.

Может быть несколько вариантов учебного плана. Их составляют на основе типового (базисного, базового) плана с учетом:

ü возрастных возможностей детей,

ü объема учебного времени,

ü соблюдения принципов последовательности и доступности.

Самостоятельный выбор школами учебных планов — шаг к демократизации и гуманизации. Этот документ школа утверждает на совместном заседании педагогического и родительского советов. Индивидуальное обучение школьников осуществляется по отдельным учебным планам.

Содержание учебного процесса определяется учебными плана­ми, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации.

На основе учебного плана составляются учебные программы по предметам.

Учебная программа содержит:

a объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учеников, рекомендуемых формах и методах обучения;

a тематическое содержание изучаемого материала;

a ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов;

a перечень основных элементов содержания;

a указания по реализации межпредметных связей;

a перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

a рекомендуемую литературу.

В связи с углублением процессов дифференциации разрабатываются альтернативные варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному и тому же предмету, которые предлагаются для усвоения в соответствии с интересами и возможностями учеников.

Учебные программы могут быть:

û типовые − в их основу положены требования государственного образовательного стандарта;

û рабочие − построенные на основе типовых с учетом конкретных материальных, методических и др. условий;

û авторские − учитывают требования государственного образовательного стандарта, но содержат авторскую логику построения учебного предмета, выражают авторскую точку зрения на концепцию обучения, на построение изучаемых явлений и процесс, а также способов организации процесса обучения.

Исторически в построении учебных программ сложились два способа: концентрический и линейный.

При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения, постепенно расширяя и углубляя знания учащихся.

При линейном способе развертывания содержания учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, по одной восходящей линии,; новое излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

Содержание учебных дисциплин раскрывается в учебниках.

Учебник представляет собой изложение и характеристику содержания учебного предмета в соответствии с программой.

Учебник — главный источник знаний по учебному предмету.

От качества учебников зависит успешность усвоения знаний школьниками. Учебник должен обеспечивать полное усвоение знаний, сознательное и активное участие школьников в процессе обучения.

Учебник выполняет следующие дидактические функции (Д. Д. Зуев):

Ø информационная функция, которая обеспечивает обучающихся необходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, представления о ценностях культуры и науки;

Ø трансформационная функция связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптируются в соответствии с дидактическими принципами научности, систематичности и последовательности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой;

Ø систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;

Ø функция закрепления и самоконтроля связана с предоставлением возможности повторного изучения материала;

Ø интегрирующая функция. В учебнике представлен материал, который приращивает знания из смежных наук;

Ø координирующая функция заключается в привлечении в процесс работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, иллюстрации, фильмы и т.д.);

Ø воспитывающая и развивающая функция учебника состоит в духовном ценностном влиянии его содержания на учащихся.

И. П. Подласый, автор «Педагогики начального образования», выделяет три дидактические функции учебника:

a мотивационную, заключающуюся в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;

a информационную, позволяющую учащимся расширить объем знаний всеми доступными средствами преподнесения информации;

a контрольно-корректирующую (тренировочную), предполагающую возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнения тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Основными признаками хорошего учебника являются:

û доступное научное изложение, формирующее у ученика логичность, доказательность мышления, познавательную активность и интересы;

û ведущая роль теоретических положений, определяющих систему и характер практических навыков и умений;

û удачный подбор фактов, пояснений, примеров, иллюстраций, позволяющих усвоить содержание научного материала;

û интересные упражнения, практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли; хорошее оформление;

û соответствие учебника школьной программе.

Может быть несколько учебников по одному и тому же предмету, которые излагают одну и ту же программу по-разному; в них применяются различные методы анализа материала, разные средства и приемы доказательств, упражнения, примеры.

Вопрос о выборе учебника для работы в классе предоставляется учителю. Он должен определить насколько принятый им учебник будет соответствовать выбранной концепции обучения, отвечать дидактическим психологическим, эстетическим, гигиеническим требованиям.

Учебные пособия — печатные, графические, изобразительные и другие материалы, предназначенные для обеспечения наглядного восприятия изучаемых предметов и явлений, облегчения овладения двигательными умениями и т.д. К ним относятся:

ü словари и справочники,

ü таблицы, карты и картины, макеты,

ü модели и муляжи,

ü коллекции минералов, микроскоп и различные физические приборы,

ü простейшие измерительные и чертежные инструменты,

ü геометрические тела и фигуры и т.д.

Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения: информационных, тренировочных, проверочных и т.д.

Вопросы и задания

1. Какие типы учебных планов используются в практике общего среднего образования?

2. Что такое базисный учебный план? Какие нормативы он включает?

3. Что определяет учебный план школы?

4. Какова структура учебной программы? Назовите виды учебных программ.

5. Что такое учебник? Какие требования предъявляются к этому источнику знаний?

6. Что относится к учебным пособиям? Каково их назначение?

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно