Блог

Требования предъявляемые к содержанию нормативно-правовых актов

Глава III. Структура и содержание нормативных правовых актов (ст.ст. 15 — 22)

Глава III. Структура и содержание нормативных правовых актов

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

§ 1. Требования к содержанию нормативных актов (содержательные правила)

Нормативные акты должны быть содержательными и эффективными. Правильное наполнение их содержания означает прежде всего верное решение вопроса, способны ли общественные отношения подвергнуться правовому регулированию.

Требование законности означает, что любой нормативный акт по содержанию должен соответствовать общепризнанным нормам и принципам международного права, Конституции, нормативным актам, имеющим более высокую юридическую силу. Этот правило основано на существующей иерархии правотворческих субъектов (см. табл. нас. 150).

Требования законности с точки зрения содержания нормативных актов следующие: 1)

нормативный акт должен издаваться в пределах компетенции правотворческого субъекта. Это означает, что нормативный акт должен быть посвящен вопросу, который входит в предмет ведения данного органа. Если это правило нарушено, дальнейший анализ нормативного акта теряет смысл; 2)

должны соблюдаться права и свободы человека и гражданина. В соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а задачей государства является их защита. Следовательно, принятие нормативных актов в соответствии с правами и свободами граждан является конституционным требованием.

В качестве примера нарушения прав и свобод можно привести: —

их ограничение или ущемление; —

установление дополнительных формальностей; —

перенесение бремени проблем по их реализации с государственного органа наличность, как, например, требование предоставить новые документы; —

увязывание решения конкретного вопроса с выполнением ка- ких-либо условий; —

усложнение процедуры реализации гражданами принадлежащих им прав путем корректировки предусмотренных механизмов такой реализации и др.

Однако в литературе существует расширенное понимание правила о соблюдении прав и свобод человека и гражданина. Так, некоторые ученые предлагали установление этого правила законода тельной техники в следующей вариации: нормативные акты должны приниматься в интересах граждан20. Это требование гораздо шире вышеуказанного. Несмотря на то что оно, по существу, возражений не вызывает, с воплощением его в реальности будут большие сложности. Прежде всего потому, что оно имеет оценочный характер: очень сложно установить, соответствует ли нормативный акт интересам тех, кому адресован, или нет. Кроме того, поскольку данное правило, касающееся содержания нормативного акта, выводится из законодательства и прямо в нем не закреплено, то фактически отсутствует его правовое закрепление как императива, обращенного к правотворческим субъектам.

Требование соответствия нормам морали

Пока нельзя сказать, что мораль в нашей жизни имеет основополагающее значение. Главную нагрузку по регулированию общественных отношений несет право. Однако моральные нормы все же являются значимым регулятором в обществе, и с этим надо считаться. Если в обыденной жизни люди нарушают нормы морали, то общество их категорически осуждает. Законодатель в отличие от простых людей, которые подвержены страстям, не имеет права поступать вразрез с нормами морали. Отсюда следует безусловное правило: нормативные акты, противоречащие нормам морали, не имеют права на жизнь.

В советское время встречались нормативные положения, идущие вразрез с нормами морали. Вот одно из них. Независимо от того, доводился человек родственником подсудимому или нет, абсолютно все граждане были обязаны свидетельствовать в уголовном процессе, если привлекались в качестве свидетелей. За отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний родственники подсудимого наравне с другими гражданами привлекались к уголовной ответственности.

Нормативный акт должен в наибольшей степени отвечать соответствующим интересам (общества, государства, граждан) в реаль- ных условиях, т. е. отвечать требованию целесообразности.

Практика показывает, что бесплатное высшее образование не всегда позволяет определить, сколько специалистов той или иной квали фикации требуется на деле. Если бы контингент студентов комплектовался с участием организаций, заинтересованных в получении нужных специалистов и оплачивающих их обучение, высшее образование действительно работало бы на общество. Однако в реальности в России использовать исключительно такую систему подготовки кадров не представляется возможным. Вот почему оптимальным на сегодняшний день является подход, который зафиксирован в Законе РФ «Об образовании»: в России допускается как бесплатное, так и платное образование. Процентное соотношение этих видов высшего образования корректирует сама жизнь.

Требование обоснованности означает, что нормативные акты должны приниматься с учетом объективных и субъективных факторов в соответствии с закономерностями и тенденциями развития общества.

Это требование включает необходимость тщательного исследования и учета в целях надлежащей правовой регламентации действия экономических, политических, экологических и других закономерностей развития жизни общества, его социальных потребностей. При этом необходимы не только анализ существующих потребностей в принятии нормативных актов, но и правильное прогнозирование последствий принимаемых решений, а также предупреждения побочных последствий, не отвечающих целям правового регулирования. Помочь в этом могут как научные методы исследования российской действительности, так и опыт подобного правового регулирования в зарубежных государствах.

Требование обоснованности может касаться не только экономической, политической, социальной составляющих, но и правовой обоснованности принятия нормативных актов, которая означает четкое выражение основания и цели издания норм права, а также юридические последствия, вызываемые изданием нормативного акта. Правовое обоснование включает как использование достижений правовой науки, так и наличие оснований принятия нормативных актов в виде иных правовых актов.

Требование обоснованности наделе реализуется в виде представления вместе с проектом нормативного акта пояснительной записки, определяющей необходимость принятия нормативного акта, проведения правовой экспертизы и др.

Эффективность может рассматриваться и как явление, связанное с процессом управления, и как правовая категория, и как один из критериев качества нормативных актов, и как требование к содержанию нормативных решений. Что же такое эффективность нормативных актов?

Эффективность акта означает, что все его цели — и ближайшая, и отдаленная, и конечная — выполнены с наименьшим ущербом для различных социальных ценностей, с меньшими экономическими затратами, в наиболее короткие сроки.

Нельзя упускать и целевой компонент эффективности норма- тивныхактов, а именно то, как соотносятся между собой фактические результаты их действия и социальные цели, для достижения которых они приняты.

Таким образом, эффективный нормативный акт — это акт, в результате принятия которого с наибольшим результатом достигаются цели, лежащие в основе его принятия.

Для исследования эффективности нормативных актов требуется использование статистических данных, социологических, математических методов, привлечение не только юристов, но и социологов, математиков, экономистов и других специалистов. Однако в настоящее время говорить о систематических исследованиях эффективности и об использовании теоретических выводов на практике довольно сложно.

Требование своевременности означает, что содержащиеся в нем правовые предписания должны соответствовать времени издания акта, быть необходимыми и важными именно на данном этапе общественного развития.

Нормативные акты должны приниматься, когда их исполнение принесет наилучший результат.

Рассматриваемое требование включает и требование своевременности замены устаревших актов, иначе создаются ненужная множественность и противоречивость нормативных актов.

Своевременность перекликается с требованием эффективности, поскольку только своевременный нормативный акт будет по- настоящему эффективным. Своевременность тесно связана и с требованием обоснованности принятия акта, так как несвоевременность акта означает, что он принят без учета всех объективных факторов, определяющих необходимость его принятия, и в связи с этим не может считаться обоснованным.

Другие публикации:  Когда заключают трудовой договор с генеральным директором

Стабильность содержания нормативного акта связана с необходимостью регулирования не только существующих общественных отношений, но и отношений, которые возникнут в будущем. Такой подход к созданию правовых норм дает возможность применять их в течение более или менее длительного времени, накапливать и использовать предыдущий опыт, укрепляя законность. Слишком частые изменения способны привести к ослаблению не только автори- тетаданного нормативного акта, но и авторитета права в целом.

Требование стабильности нормативных актов непременно должно учитываться при их выработке, когда принимаются во внимание не только ближайшие по времени результаты правового регулирования, но и возможность решения перспективных задач. Однако на практике нормативные акты часто принимаются исходя не из перспективного плана, а из сиюминутной необходимости, что сказывается на качестве нормативно-правовой базы.

Особенно часто изменяются нормативные акты, касающиеся структуры исполнительных органов власти. Например, после объявления Президентом о начале административной реформы (в марте 2004 г.) в Указ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» было внесено более 10 изменений. В частности, изменено одно из важных правил, которым, как мы говорили выше, отличается данная административная реформа: право принимать ведомственные нормативные акты было предоставлено только министерствам. Но прошло не более года, и практически все вернулось на круги своя, и теперь опять нормативные акты могут издавать не только министерства, но и федеральные службы и агентства.

Под экономичностью нормативного акта понимается соотношение между ценностью результата, полученного вследствие действия акта, и произведенными на его создание затратами. Эконо мичность предполагает необходимость выявления и применения рационального способа достижения поставленной в акте цели и означает, что полученный результат должен дать обществу значительно больше, чем было затрачено времени и средств. Поэтому необходимо представить экономическое, финансовое обоснование проекта нормативного акта, что позволит определить предполагаемые затраты и эффективность действия.

Наиболее сложный момент — проверка того, насколько было соблюдено требование экономичности: каким образом реализуются нормативные акты, достигаются ли цели их принятия и каковы затраты на их реализацию.

По признанию первого заместителя Председателя Государственной Думы Л. К. Слизки в интервью на радио «Эхо Москвы» (4 марта 2006 г.), на реализацию непродуманного Закона о замене льгот денежными компенсациями было затрачено в три раза больше денег, чем предполагалось.

Экономичность можно также понимать как определение оптимального соотношения нормативных актов по их количеству и по размеру документа к реализации поставленных в них целей. На практике нередка ситуация, когда один вопрос регулируется множеством актов, порой они дублируют друг друга (ведомственные акты особенно часто дублирует законы), что ведет к снижению их значимости и соответственно к затруднению понимания и исполнения. Нормативные акты не должны издаваться, когда без них можно обойтись. Количественное упрощение права, направленное на облегчение его усвоения, означает уменьшение массы нормативного материала без вреда для получаемого результата.

Реализация этого требования основана на точном учете нормативных актов. Большое значение в этом плане имеет и систематизация нормативных актов, одно из основных правил которой гласит: вместо многих конкретизированных нормативных актов лучше принять один нормативный акт общего характера.

Требование реальности означает выполнимость нормативного акта, осуществимость его предписаний и выражается в обеспеченности нормативного акта материальными, финансовыми, трудовыми, техническими ресурсами, в установлении необходимого ко личества времени для его выполнения. Для реализации актов в связи с этим необходим учет возможностей, существующих в конкретных условиях общественного развития. Нормативный акт, не обеспеченный необходимыми ресурсами, превращается в эфемерный.

В конце 2005 г. были объявлены национальные проекты, один из которых направлен на улучшение участкового медицинского обслуживания. Предполагалось, что с 1 января 2006 г. участковые врачи будут получать существенную надбавку к заработной плате. Однако прошло несколько месяцев, но надбавки у участковых врачей не появилось. Оказывается, в регионах нет денег на выплату надбавки, кроме того, губернаторы сочли, что данный проект имеет национальный характер, следовательно, должен бьпь обеспечен из федерального бюджета Но федеральный бюджет на 2006 г. был утвержден еще до обнародования данного национального проекта.

В целях гарантированности соблюдения требования реальности нормативных актов при подготовке их проектов необходимо представление заключения соответствующих государственных органов об обеспеченности принимаемого решения экономическими, финансовыми и другими ресурсами или согласование ими проектов актов.

Содержащиеся в проектах нормативных актов предложения должны быть конкретными и реальными, обеспечиваться необходимыми материально-техническими средствами и финансированием, исключать необходимость выпуска дополнительных нормативных актов в связи с неполнотой или недоработкой предыдущего акта. Действенным является только тот нормативный акт, который не только точно и конкретно определяет права и обязанности субъектов правоотношений, но и четко формулирует меры по их обеспечению.

Необходима выработка наилучшего варианта нормативного акта при данных условиях и ресурсах, что отвечает требованию оптимальности.

Процесс оптимизации нормативного акта есть самостоятельный процесс поиска и применения наилучшей формы правового упорядочения определенного фрагмента социальной жизни, требующей от его разработчиков особых интеллектуальных усилий.

Содержание нормативного акта должно быть таким, чтобы он был способен принести ощутимый результат в данных условиях. Оптимальность содержания нормативных актов способствует и наиболее эффективной регламентации общественных отношений (требование эффективности), обеспечению взаимосвязей данного нормативного акта с другими актами (требование обоснованности) и обеспечению его действительной реализации (требование реальности).

Рассмотренные требования к содержанию нормативных актов существуют в неразрывном единстве, связаны между собой. Последовательное воплощение их в правотворческой практике способно привести к созданию качественных нормативных актов.

Правовая наука не стоит на месте, поэтому, возможно, в будущем перечень требований к содержанию нормативных актов расширится. Не исключено, что некоторые из них потеряют свою значимость.

Нормативно-правовые акты, их виды и требования к ним

Раскрывая сущность нормативно-правовых актов и требований, предъявляемых к ним, следует отметить, что содержание норм права выражается в статьях законов. Совокупность статей, сгруппирован­ных по определенным принципам, представляет отдельный норматив­но-правовой акт.

Санкционированному обычаю государство придает обязательное значение, и соблюдение его гарантирует своей принудительной силой. В настоящее время такая форма права почти не используется.

Судебный прецедент — придание конкретному решению суда обя­зательного значения. На это решение суда можно ссылаться как на ста­тью закона при решении аналогичных дел. Само слово «прецедент» пе­реводится как «факт, имевший пример в прошлом». Такая форма права широко распространена в Великобритании. В Российской Федерации судебный прецедент не является формой права.

Нормативный договор — это либо международный договор, либо договоры о разграничении предметов ведения между субъектами фе­дерации. Данная форма права больше относится к выполнению внеш­них функций государства и к организации формы государственного устройства.

От нормативно-правовых актов следует отличать индивидуально­правовые акты.

Индивидуально-правовые акты имеют три характерных признака:

• в них не содержатся правила поведения (т. е. нормы);

• они являются актами одноразового и кратковременного дей­ствия;

• носят строго адресный, персонифицированный характер, т. е. об­ращены к конкретным лицам.

Акты применения норм права отличаются от нормативно-право­вых актов тем, что акты применения норм права имеют исключитель­но повелительный характер. Нормы, содержащиеся в них, отличают­ся категоричностью. Это либо императивные, либо запретительные нормы права. Они не дают права выбора лицу, в отношении которо­го применяются.

Акт применения норм права — официальный правовой документ, со­держащий индивидуальное государственно-властное предписание ком­петентного органа, которое формулируется на основе норм права в от­ношении конкретных обстоятельств или персонально определенных лиц (например, акты парламента, главы государства, органов исполни­тельной власти, судебные решения, акты прокурорского надзора и др.).

Другие публикации:  Льготы налог на транспорт физических лиц в 2019 году

Следует ориентироваться в видах нормативно-правовых актов и знать, что все нормативно-правовые акты делятся на законы и подза­конные акты. Ведущая роль принадлежит закону.

Закон — нормативно-правовой акт, обладающий высшей юри­дической силой, принимаемый в особом порядке для регулирования наиболее важных, с точки зрения государственного и общественно­го интереса, отношений.

Высшая юридическая сила закона означает, что все другие право­вые акты должны исходить из законов и не противоречить им.

Правом принятия законов в Российской Федерации обладают:

• Федеральное Собрание РФ (законы принимаются Государствен­ной Думой, одобряются Советом Федерации, а затем Президентом РФ);

• законодательные органы субъектов Российской Федерации;

• граждане, имеющие право избирать и участвовать в референду­ме (п. 2 ст. 32 и ст. 60 Конституции РФ).

Основные — Конституция РФ и Конституции субъектов Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы — законы, регулирующие наиболее важные в стратегическом плане общественные отношения, которые определяют форму государства и всю его политическую си­стему.

Федеральные законы призваны регулировать конкретные сферы деятельности. Для комплексного регулирования наиболее значимых групп общественных отношений и удобства работы с нормативными документами формируются кодексы: Гражданский кодекс РФ, Трудо­вой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и др.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют социальную. экономическую, культурную, научную и другие сферы общественной жизни в рамках отдельных регионов государства. Эти законы прини­маются представительными законодательными органами субъектов РФ и действуют только на их территории.

Законы принимаются в порядке законодательной инициативы. Право законодательной инициативы — это право выдвигать предложе­ние о необходимости принятия закона и вносить в законодательный орган проект закона. В Российской Федерации правом законодатель­ной инициативы обладают:

• депутаты Государственной Думы;

• Совет Федерации и члены Совета Федерации;

• законодательные (представительные) органы субъектов Россий­ской Федерации;

• высшие судебные органы (Конституционный Суд, Верховный Суд) по вопросам их ведения.

Студент должен знать, что законы — это первичные нормативно-пра­вовые документы, так как они содержат нормы, которых до их приня­тия не было.

Вторичными нормативно-правовыми актами являются подзаконные акты.

Подзаконный акт — это нормативно-правовой акт, который созда­ется для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов в целях облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов. Подзаконные акты характеризуются двумя признаками:

• содержат только те нормы, которые уже закреплены в законах. Новые нормы подзаконные акты вводить не могут;

• обладают меньшей юридической силой, чем закон (если нормы, содержащиеся в подзаконном акте, противоречат нормам закона, то применяется закон).

По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются:

• на нормативные указы Президента;

• ведомственные нормативные акты;

• подзаконные акты органов местного самоуправления;

У студента должны быть представления о формах систематизации законодательства, которые включают:

• кодификацию: кодексы, уставы и др. Наиболее распространен­ный вид — кодексы (например, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс и т. п.);

• инкорпорацию, которая в отличие от кодификации представля­ет собой объединение действующих нормативных актов в сборники путем их репродуцирования, т. е. без их переработки. Инкорпорация бывает хронологической, когда нормативные акты в сборниках распо­ложены в зависимости от времени их принятия (например, «Собрание актов Президента и Правительства»), и систематической, когда приня­тые, например, за истекший месяц нормативные акты группируются в сборниках по предметному признаку, т. е. по отраслям права;

• консолидацию — объединение нескольких нормативно-право­вых актов, действующих в одной и той же области общественных от­ношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

Требования, предъявляемые к структуре и содержанию проектов нормативных правовых актов.

В целом о правилах юридической техники, включая общие правила и специальные средства, существуют специальные учебники, тем не менее в рамках этого пособия следует отметить следующее.

Общие требования, предъявляемые к структуре и содержанию проектов нормативных правовых актов, можно классифицировать таким образом:

а) Требования, предъявляемые к реквизитам нормативных

1) На первом листе нормативного документа в соответствии

Государственным стандартом организационно-распорядительной документации должны быть указаны: форма (вид) документа; его название, кратко раскрывающее его содержание; название органа власти, принявшего нормативный акт; дата принятия акта; порядковый номер; изображение Государственного герба

2) В конце документа указывается место его принятия; ставится подпись лица, принявшего акт, включающая личную подпись (только на подлиннике), его фамилию, инициалы, в ведомственных нормативных актах указывается также и специальное звание.

б) Требования, предъявляемые к преамбулам нормативных

Преамбулы, т. е. вступительные части нормативных актов создаются законодателями в тех случаях, когда существует необходимость разъяснения целей и мотивов принятия нормативного акта. В преамбуле отмечается актуальность принимаемого акта, обозначается политическая обстановка, причины принятия акта, правовые последствия его принятия. Однако, обозначая причины принятия того или иного законопроекта, следует использовать унифицированные термины.

Не следует включать во вступительную часть и нормативные положения. В преамбулах не должно присутствовать деление на статьи, пункты и подпункты.

в) Требования, предъявляемые к структурному построению нормативного материала. Нормы права, содержащиеся в законах и подзаконных актах излагаются не сплошным текстом. Для более четкого и ясного понимания норм права тексты нормативных актов подразделяются на составные части.

г) Требования, предъявляемые к приложениям нормативных актов. Приложения располагаются после текста нормативного документа, им присваивается соответствующий порядковый номер арабскими цифрами. Если в проекте нормативного акта приводятся таблицы, графики, образцы документов, бланки, то они помещаются в приложениях и в тексте проекта делаются ссылки на них.

56.Требования, предъявляемые к правовым актам управления

Важнейшим условием юридической силы правового акта является его соответствие установленным требованиям, предъявляемым как к его юридическому содержанию, так и к порядку принятия (издания). Сущность этих требований заключается в обеспечении законности правовых актов управления.

Так, с позиции юридического содержания правовой акт управления должен отвечать следующим основным требованиям:

а) соответствовать Конституции РФ, действующему законодательству, нормативным актам Президента РФ;

б) основываться на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти РФ и аналогичными органами субъектов Федерации;

в) учитывать правовые акты вышестоящих исполнительных органов;

г) издаваться полномочным органом исполнительной власти (должностным лицом), т.е. в рамках закрепленной за ним компетенции;

д) издаваться с соблюдением установленной для него формы и процедуры подготовки, принятия и издания;

е) быть юридически обоснованным, так как его содержание составляют властные волеизъявления исполнительного органа (должностного лица). В силу этого в нем должны быть четко выражены цели издания, а также основания и юридические последствия;

ж) акт не должен ограничивать либо нарушать компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы государственного управления;

з) акт не должен ограничивать либо нарушать установленные действующим законодательством права и законные интересы граждан и негосударственных формирований в сфере государственного управления.

Естественно, что самым значительным требованием, пронизывающим содержание каждого из перечисленных, является недопустимость нарушений установленных и гарантированных Конституцией РФ, а также конституциями и уставами субъектов РФ демократических прав и свобод человека и гражданина.

К правовым актам управления могут предъявляться и иные требования, влияющие на их качество.

Правовые акты управления независимо от их юридического содержания (правило поведения или конкретное предписание) не являются актами законодательного характера, что не умаляет их значения в системе правового регулирования общественных отношений и оправдывает строгие требования, предъявляемые к ним, поскольку от их соблюдения либо несоблюдения прямо зависит юридическая сила этих правовых актов, т.е. их действие.

Другие публикации:  Посмотреть свой страховой стаж

В связи с изложенным важное значение приобретают следующие два конституционных правила.

Во-первых, в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом исполнительного органа субъекта Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Федерации и ее субъектов, действует акт, принятый на уровне субъекта Федерации (ст. 76 Конституции РФ). В иных случаях при наличии противоречий действуют федеральный закон или нормативный акт федерального органа исполнительной власти.

Во-вторых, правовой акт нормативного характера, затрагивающий права, свободы и обязанности граждан, не может применяться, если он не был опубликован официально для всеобщего сведения (ст. 15 Конституции РФ).

Определенные требования предъявляются и к порядку издания правовых актов. В их числе, например, необходимость согласования проектов актов с заинтересованными сторонами; соблюдение установленного официально наименования акта; наличие установленных реквизитов (штампы, печати, подписи, исполнители, сроки исполнения, контроль за исполнением и т.п.).

Важное значение для механизма действия правовых актов имеют установленные процедуры, в рамках которых осуществляется их подготовка, издание и вступление в законную силу. В данном случае акцент должен быть сделан на подготовке проектов актов, их обсуждении, визировании и правовой экспертизе, процедуре принятия, подписания и т.п.

Общие требования, предъявляемые к оформлению проектов нормативных правовых актов.

Единого унифицированного нормативного правового акта, содержащего требования, предъявляемые к оформлению проектов нормативных правовых актов нет. Вместе с тем, различные органы государственной власти разрабатывают свои акты.

Как правило, проект нормативного правового акта оформляется, как правило, на установленных бланках и стандартных листах бумаги формата А4 (210 x 297 мм). Текст проекта нормативного правового акта печатается на одной стороне листа.

Проекты нормативных правовых актов, изготавливаемые с использованием печатающих устройств средств вычислительной техники, печатаются в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифтом Times New Roman размером N 14, через 1 — 1,5 интервала.

Табличные документы могут быть изготовлены также с использованием редактора Microsoft Excel и шрифта Arial. Размер шрифта разработчиком проекта выбирается самостоятельно, но не может быть менее N 10.

Для выделения части текста документа, заголовка, примечания могут использоваться шрифты других типов и размеров, начертание, курсив, измененный (увеличенный или уменьшенный) интервал между строками, смещение относительно границ основного текста.

При размещении текста документа на листе оставляются верхние и нижние поля в размере 20 мм, левое — 30 мм, правое — 20 мм от края листа.

Текст печатается от левой границы текстового поля документа и выравнивается по левой и правой границам текстового поля документа (выравнивание по ширине). Первая строка абзаца начинается с абзацного отступа на расстоянии 1,25 — 1,5 см от левой границы текстового поля документа.

В случае необходимости документ может иметь верхний и нижний колонтитулы, находящиеся на расстоянии 10 мм от края листа.

Проект нормативного правового акта должен иметь: заголовок, дату, порядковый номер и другие необходимые реквизиты, предусмотренные Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.

Проекты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, должны иметь изображение Государственного герба Российской Федерации размером 17 x 17 мм.

Первый лист оформляется на бланке установленного образца, содержащем изображение Государственного герба Российской Федерации.

Заголовок проекта нормативного правового акта должен быть предельно кратким и отражать содержание документа.

Заголовок проекта помещается внутри ограничительных рамок соответствующих бланков установленного образца. Заголовок проекта нормативного правового акта, издаваемого в виде устава, положения, наставления, инструкции, правил и иных нормативных правовых актов, оформляется по центру листа с одинаковыми интервалами от левой и правой границ текста в 2 — 3 интервалах перед текстом проекта.

В отдельных случаях разрешается оформление заголовков проектов нормативных правовых актов, издаваемых в виде уставов, положений, наставлений, инструкций, правил и иных нормативных правовых актов, посредством оформления титульных листов проектов нормативных правовых актов данных видов. В этом случае заголовок оформляется по центру титульного листа с одинаковыми интервалами от левой и правой границ текста и на удалении 100 мм от нижней границы углового реквизита приложения.

Точка в конце заголовка не ставится.

Например, датой издания ведомственного нормативного правового акта является дата его регистрации в Управлении делами МВД России после подписания уполномоченным на то должностным лицом.

Дата издания нормативного правового акта оформляется словесно-цифровым способом в местах, установленных для реквизитов даты. Например: 4 апреля 2002 г.

В угловых реквизитах приложений дата издания нормативного правового акта оформляется цифровым способом — арабскими цифрами в следующей последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляются двумя парами цифр, разделенных точкой, год — четырьмя цифрами. Например, дата 4 апреля 2002 года в угловых реквизитах приложений оформляется следующим образом: 04.04.2002.

При написании даты в реквизитах нормативных правовых актов с применением словесно-цифрового способа после написания цифр соответствующего года используется обозначение «г.», с использованием цифрового способа данное обозначение не применяется. При написании даты вне реквизитов нормативного правового акта используется словесно-цифровой способ с отображением после написания цифр обозначения

соответствующего года слова «года».

Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, иными

государственными органами и организациями, должен иметь соответствующий номер и единую дату.

Номер нормативного правового акта, изданного совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, состоит из регистрационных номеров, присвоенных данному нормативному правовому акту каждым федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом, организацией). При этом регистрационные номера распределяются в порядке указания федеральных органов исполнительной власти, иных

государственных органов и организаций, издавших совместный нормативный правовой акт, и разделяются косой чертой. Например: 025/014/362с.

Единая дата нормативного правового акта, изданного совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, соответствует дате последней регистрации данного нормативного правового акта.

При изготовлении документов на двух и более листах вторая и последующие страницы должны быть пронумерованы. Номера страниц проставляются в верхнем колонтитуле листа посредине текстового поля документа. При этом на первом листе проекта нормативного правового акта номер листа не ставится.

Проект нормативного правового акта и все входящие в его состав приложения должны иметь сквозную (сплошную) нумерацию листов.

Текст проекта нормативного правового акта излагается с соблюдением правил русского языка, доступно и просто, по возможности короткими фразами.

В проект нормативного правового акта не подлежат включению различного рода рекомендации, советы, цитаты из книг или другие подобные тексты.

В целях исключения неоднозначного понимания норм и предписаний в тексте проекта не допускается употребление многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор и так далее.