Блог

Возрастная анатомия и физиология учебное пособие

Год публикации: 2008

Библиографическая ссылка:: Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебное пособие. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. — 92 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» входит в структуру общепрофессиональных дисциплин и является обязательным для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». В качестве базовой цели изучаемой дисциплины выступает общетеоретическая подготовка специалиста в области анатомии, физиологии и гигиены человека вообще и специфики детского организма на разных возрастных этапах в частности. Пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов 1 курса отделения социальной педагогики факультета философии и психологии.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» входит в структуру общепрофессиональных дисциплин и является обязательным для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». В качестве базовой цели изучаемой дисциплины выступает общетеоретическая подготовка специалиста в области анатомии, физиологии и гигиены человека вообще и специфики детского организма на разных возрастных этапах в частности. Пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов 1 курса отделения социальной педагогики факультета философии и психологии.

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени), он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Возрастная анатомия и физиология».

Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Возрастная анатомия и физиология учебное пособие

В настоящее время образование сталкивается с актуальной проблемой – подготовкой высококвалифицированных педагогов. Уязвимым местом в реформировании всей системы образования остается вопрос повышения качества обучения и подготовки специалистов. Возникла потребность в педагоге нового типа, который смог бы организовать учебный процесс таким образом, чтобы помочь каждому ребенку достичь максимального успеха в умственном и творческом развитии, сохраняя при этом высокий уровень здоровья.

На современном этапе развития системы высшего образования повышаются требования к уровню профессионализма педагога, возрастает роль его личной ответственности за результативность своего труда. В этих условиях проблема совершенствования педагогического мастерства, развития творческого потенциала педагога выступает не только как объективная социальная потребность, но и как субъективная потребность педагога в росте профессиональной компетентности. Образовательным учреждениям нужны педагоги, имеющие медико-педагогическую подготовку, знающие основные закономерности роста и развития детей и подростков, владеющие разнообразными методическими средствами, понимающие психофизиологические особенности детей и способные организовать учебный процесс с учетом индивидуальных характеристик ребенка.

Современный педагог должен не только успешно справляться с умственными, эмоциональными, нравственными и физическими нагрузками в процессе работы, но и оптимально строить учебный процесс, внедряя здоровьесберегающие технологии.

Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» посвящен проблеме формирования систематизированных знаний в области возрастной физиологии и гигиены в условиях педагогической деятельности.

Программа курса предназначена для осуществления подготовки бакалавров на педагогических и психологических специальностях.

Представленное учебное пособие составлено в соответствии с планами рабочих программ дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», разработанных на основе требований ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» для профилей квалификации «Бакалавр».

В представленном учебном пособии рассмотрены все разделы дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Основное внимание уделено строению и функционированию организма в различные возрастные периоды онтогенеза. Изложены анатомо-физиологические особенности роста и развития детей и подростков, обоснованы гигиенические требования к факторам внешней среды при воспитании и обучении, отражены вопросы укрепления здоровья подрастающего поколения.

Другие публикации:  Штраф за страховку если просрочена 2019

Наиболее подробно изложены темы:

1. Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Основные периоды развития.

2. Организм человека как целостная система.

3. Закономерности роста и развития детского организма.

4. Опорно-двигательная система.

5. Кровь и сердечно-сосудистая система.

6. Строение, функции и гигиена органов дыхания.

7. Строение, функции и гигиена органов пищеварения.

8. Обмен веществ и питание.

9. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы.

10. Размножение и развитие организма на начальных этапах онтогенеза.

11. Выделительная система.

12. Иммунитет, его механизмы и способы укрепления.

13. Строение и функции основных сенсорных систем.

14. Взаимодействие сенсорных систем.

15. Значение и структурно-функциональная организация нервной системы.

16. Условно-рефлекторный характер и типы высшей нервной деятельности.

17. Функции высшей нервной деятельности.

Представленные в учебном пособии материалы базируются на известных трудах основоположников отечественной анатомии, физиологии и гигиены, а также на оригинальных работах авторов.

Учебный материал направлен на формирование у студентов естественно-научного мышления, изложен доступным для студентов, в том числе небиологических специальностей, языком, иллюстрирован таблицами, что облегчает усвоение учебного материала. Изложение материла в книге сопровождается большим количеством рисунков, в наглядной форме поясняющих строение изучаемых органов и систем. Все это делает учебное пособие доступным даже для неподготовленного читателя.

Учебное пособие предназначено для бакалавров педагогического и психолого-педагогического образования, может быть полезно также студентам средних медицинских заведений, практическим психологам, врачам-педиатрам, педагогам и всем интересующимся вопросами строения и функционирования организма человека на разных возрастных этапах.

12-09-2014_19-55-04 / Возрастная анатомия и физиология. И.М Прищепа

анатомия и физиология

Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов небиологических специальностей учреждений, обеспечивающих

получение высшего образования

МИНСК ООО «НОВОЕ ЗНАНИЕ» 2006

УДК [611+612](075.8) ББК 28.706/707я73

Р е ц е н з е н т ы :

кафедра анатомии, физиологии и валеологии Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка

(зав. кафедрой — доктор медицинских наук Ю.М. Досин ); кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии человека и животных

Белорусского государственного университета Г.И. Захаревская

П77 Возрастная анатомия и физиология : учеб. пособие / И.М. Прищепа. — Минск : Новое знание, 2006. —416 с.: ил.

Подробно рассмотрены основные разделы курса «Возрастная анатомия и физиология». Особое внимание уделено вопросам становления и развития физиологических функций организма на каждом возрастном этапе. Терминологический аппарат соответствует международным анатомической и гистологической номенклатурам. Значительное количество иллюстраций облегчает восприятие учебного материала. Указатель терминов позволяет использовать пособие в качестве справочника.

Для студентов небиологических специальностей («Психология», «Логопедия», «Дефектология», «Социальная педагогика», «Социальная работа», «Дошкольное образование» и др.), преподавателей педагогических и медицинских вузов, колледжей и училищ. Может быть полезно педагогам, практическим психологам и социальным работникам.

УДК [611+612](075/8) ББК 28.706/707я73

Прищепа Инна Михайловна

Возрастная анатомия и физиология

Ведущий редактор Л.Л. Крупич Редактор В. А. Скоробогатая

Подписано в печать с готовых диапозитивов 28.08.2006. Формат 60×84 1 / 16 . Бумага газетная. Гарнитура Ньютон. Печать офсетная. Усл. печ. л. 24,18.

Уч.-изд. л. 24,53. Тираж 2010 экз. Заказ № 2795

Общество с ограниченной ответственностью «Новое знание». ЛИ № 02330/0133439 от 30.04.2004. Минск, пр. Пушкина, д. 15, ком. 16. Почтовый адрес: 220050, Минск, а/я 79.

Телефон/факс: (10-375-17) 211-50-38. E-mail: nk@wnk.biz

В Москве: Москва, Колодезный пер., д. 2а. Телефон (495) 234-58-53. E-mail: ru@wnk.biz http://wnk.biz

ГУП РК «Республиканская типография им. П.Ф. Анохина». 185005, г. Петрозаводск, ул. Правды, 4.

© Прищепа И.М., 2006

© Оформление. ООО «Новое знание», 2006

Введение в возрастную анатомию и физиологию

1. Возрастная анатомия и физиология как наука, ее задачи

2. Методы исследования в анатомии и физиологии

3. Краткий очерк развития анатомии и физиологии

4. Развитие анатомии и физиологии в Беларуси

5. Основные этапы развития возрастной анатомии и физиологии . 25

Другие публикации:  Приказ по школе об оставлении на повторный год обучения

6. Развитие возрастной анатомии и физиологии в Беларуси

7. Анатомическая терминология

1. Организм человека и составляющие его структуры

Химическая организация клетки

1.3. Органы, системы и аппараты органов

1.4. Особенности развития, роста и строения человека

2. Строение, функции и возрастные особенности скелета

2.1. Строение и классификация костей

2.2. Соединение костей скелета

2.3. Строение скелета

Скелет верхней конечности

Скелет нижней конечности

2.4. Развитие скелета в онтогенезе

3. Строение, функции и возрастные особенности мышц

3.1. Строение мышцы

3.2. Классификация мышц

3.4. Вспомогательный аппарат мышц

3.5. Мышцы туловища

3.7. Мышцы головы

3.8. Мышцы верхней конечности

3.9. Мышцы нижней конечности

3.10. Работа и сила мышц

3.11. Утомление мышцы

3.12. Развитие мышечной системы в онтогенезе

4. Строение, функции и возрастные особенности дыхательной

4.1. Дыхательные пути

Обмен газов в легких

Обмен газов в тканях

4.3. Регуляция дыхания

4.4. Развитие дыхания в онтогенезе

5. Строение, функции и возрастные особенности пищеварительной

5.1. Строение пищеварительной трубки

Пищеварение в полости рта

Пищеварение в желудке

5.6. Тонкий кишечник

Пищеварение в кишечнике

5.7. Поджелудочная железа

5.9. Толстый кишечник

Пищеварение в толстом кишечнике

6. Обмен веществ и энергии и их возрастные особенности

6.1. Обмен белков

6.3. Обмен углеводов

6.5. Обмен минеральных веществ

6.7. Обмен энергии

Обменные процессы в онтогенезе

Изменение терморегуляции в онтогенезе

7. Строение, функции и возрастные особенности выделительной

Механизм образования и выделения мочи

Физико-химические свойства мочи

7.2. Мочевыводящие пути

7.3. Выделение в онтогенезе

8. Строение, функции и возрастные особенности репродуктивной

8.1. Внутренние мужские половые органы

8.2. Наружные мужские половые органы

8.4. Внутренние женские половые органы

8.5. Наружные женские половые органы

8.8. Половое созревание девушек

8.9. Половое созревание юношей

9. Строение, функции и возрастные особенности сосудистой системы . 242

9.1. Строение кровеносных сосудов

Нагнетательная функция сердца

9.5. Кровоснабжение плода

9.7. Кровообращение в онтогенезе

9.8. Лимфатическая система

10. Иммунная система

10.1. Центральные органы иммунной системы

10.2. Периферические органы иммунной системы

10.4. Развитие иммунитета в онтогенезе

11. Гормональная регуляция функций организма и ее возрастные

11.1. Особенности гормональной регуляции функций

11.2. Классификация желез

11.3. Строение и функции желез внутренней секреции

Диффузная эндокринная система (APUD-система)

11.4. Гормональный статус новорожденного

12. Нервная регуляция функций организма и ее возрастные

12.1. Структурно-функциональная организация и значение

12.2. Строение, функции и возрастные особенности отделов

центральной нервной системы

Кора головного мозга

Электрическая активность мозга и ее возрастные

Развитие мозга в онтогенезе

12.3. Строение, функции и возрастные особенности

периферической нервной системы

12.4. Проводящие пути головного и спинного мозга

12.5. Вегетативная нервная система

Центральная часть вегетативной нервной системы

Периферическая часть вегетативной нервной системы

Метасимпатическая нервная система

Влияние симпатической и парасимпатической систем

на деятельность внутренних органов

Вегетативная нервная система в онтогенезе

13. Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности

13.1. Виды условных рефлексов

13.2. Механизм замыкания условного рефлекса

13.3. Условно-рефлекторная деятельность в онтогенезе

13.4. Виды и механизмы памяти

13.5. Торможение условных рефлексов

13.6. Координация рефлексов в коре головного мозга

13.7. Типы высшей нервной деятельности

13.8. Высшая нервная деятельность ребенка

14. Строение, функции и возрастные особенности анализаторов

14.1. Функции анализаторов

14.2. Зрительный анализатор

Механизм образования зрительного образа

Оптическая система глаза

Показатели восприятия пространства

Зрение в онтогенезе

Вспомогательный аппарат органа зрения

14.3. Слуховой анализатор

Механизм образования звука

Слух в онтогенезе

14.4. Вестибулярный анализатор

Развитие вестибулярного анализатора в онтогенезе

14.5. Вкусовой анализатор

Механизм образования вкуса

Вкус в онтогенезе

14.6. Обонятельный анализатор

Обоняние в онтогенезе

14.7. Хемосенсорный анализатор

14.8. Соматосенсорный анализатор

Соматосенсорный анализатор в онтогенезе

14.9. Двигательный анализатор

Проприорецепция в онтогенезе

14.10. Висцеральный анализатор

Висцеральный анализатор в онтогенезе

14.11. Взаимодействие анализаторов

Указатель анатомических и физиологических терминов

Обучение будущего социального работника, психолога или дефектолога начинается с дисциплин медико-биологического блока. Одной из них является «Возрастная анатомия и физиология».

Другие публикации:  Ресо осаго белгород

В пособии изложены вопросы нормальной, общей и частной анатомии и физиологии человека с учетом современных достижений биологических и медицинских наук. Особое внимание уделено изучению процессов становления и развития физиологических функций на каждом возрастном этапе. Все это позволяет создать целостное представление о строении и функциях органов и систем человека.

Материал учебного пособия представлен в традиционном для анатомии и физиологии виде. Каждая глава посвящена одному из разделов классической анатомии (остеологии, миологии, спланхнологии, неврологии и т.д.). При этом сначала дано подробное, четко структурированное описание морфологии и анатомии соответствующих органов и систем, затем раскрыты их физиологические функции, а также рассмотрены их возрастные особенности.

Пособие снабжено указателем анатомических и физиологических терминов, что позволяет при необходимости пользоваться им как кратким справочником.

Издание содержит большое количество иллюстраций, что значительно облегчает усвоение теоретического материала.

Автор выражает искреннюю благодарность доктору медицинских наук, заведующему кафедрой анатомии, физиологии и валеологии Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка Ю.М. Досину и кандидату биологических наук, доценту кафедры физиологии человека и животных Белорусского государственного университета Г.И. Захаревской за внимательное ознакомление с рукописью и полезные замечания, что способствовало более качественной разработке учебного пособия.

Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебное пособие

Воронеж 2008, 87 с. Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» входит в структуру общепрофессиональных дисциплин. В соответствии с Государственным образовательным стандартом, он включает в себя широкий круг проблем, касающихся анатомо-физиологических особенностей и гигиенических аспектов воспитания детей различного возраста. Данное пособие поможет студентам овладеть теоретическими основами курса.

Общие закономерности роста и развития детей и подростков
Закономерности роста и развития организма ребенка
Возрастные периоды развития ребенка. Характеристика возрастных периодов
Здоровье и физическое развитие ребенка
Анатомо-физиологические особенности систем органов
Опорно-двигательная система
Система крови
Органы кровообращения
Органы дыхания
Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии
Кожа. Выделительная система
Нервная система. Высшая нервная деятельность
Анализаторы
Эндокринная система
Гигиенические основы здорового образа жизни
Гигиена отдельных органов и систем. Гигиена нервной системы. Режим дня
Гигиена зрения
Гигиена органов дыхания и голосового аппарата
Гигиена органов пищеварения и мочевыделения
Гигиена кожи
Гигиеническая организация физических упражнений. Физкультурные занятия. Подвижные игры
Спортивные виды физических упражнений
Воспитание осанки и предупреждение плоскостопия
Закаливание. Сущность закаливания
Принципы закаливания
Закаливание воздухом
Закаливание солнцем
Водные процедуры
Гигиена питания детей. Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание
Смешанное и искусственное вскармливание
Питание детей от года до 7 лет
Гигиенические требования к детской одежде. Назначение одежды
Одежда детей первого года жизни
Одежда и обувь дошкольника

Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Картышева С.И. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена

Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: Учебно-методическое пособие.– Воронежский государственный педагогический университет, 2007.– 44 с.

В учебно-методическом пособии представлены методы оценки физического и умственного развития детей и подростков, функциональных возможностей организма, гигиенических ус.