Блог

Ликвидация акционерного общества может быть принудительной

Основания для принудительной ликвидации юридического лица

Основания для принудительной ликвидации указаны в п.2 ст.61 ГК РФ, а также в иных федеральных законах.

Однако в п.23 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъясняется, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных п.2 ст.61 ГК РФ. Неисполнение указанным лицом требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.

Юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке по следующим основаниям.

1. При создании юридического лица допущены грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

В частности, согласно ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если при создании такого юридического лица были допущены грубые нарушения закона или иных правовых актов и эти нарушения носят неустранимый характер.

2. Осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает виды деятельности, подлежащие лицензированию.

3. Осуществление запрещенной законом деятельности.

В соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, федеральными законами может быть запрещено осуществление определенной деятельности.

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду. В соответствии с абз.2 п.2 ст.60 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

4. Осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно п.23 Постановления Пленума ВФ РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», неисполнение юридическим лицом требований, содержащихся в законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.

В частности, в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если юридическое лицо допустило грубые нарушения законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации.

Налоговые органы на основании вправе обращаться в суд с исками о ликвидации юридических лиц, в частности в случае неоднократного или грубого нарушения налогового законодательства.

Таким нарушением может быть, например, систематическое непредставление организацией отчетов о ее финансово-хозяйственной деятельности, а также документов и сведений для исчисления и уплаты налогов.

Однако при рассмотрении иска о ликвидации юридического лица в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона арбитражный суд должен установить, какие конкретно нарушения закона допущены, и оценить их характер, после чего решать вопрос о ликвидации.

В соответствии с ФЗ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» налоговые органы обязаны при повторном нарушении юридическим лицом указанного закона и Положения по применению контрольно-кассовых машин обращаться в суд с иском о ликвидации данного юридического лица с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банках.

Невыполнение решений учредителей (участников) или органа юридического лица о его добровольной ликвидации не может служить основанием для принудительной ликвидации юридического лица. Если учредители (участники) или уполномоченный орган юридического лица приняли решение о добровольной ликвидации юридического лица, но не назначили ликвидационную комиссию и не установили порядок и срок проведения ликвидации, это не является основанием для принудительной ликвидации юридического лица. Такие обстоятельства нельзя отнести к случаям, предусмотренным п.2 ст.61 ГК РФ, т.к. в действиях юридического лица не содержится грубого или неоднократного нарушения законодательства. Принятие учредителями или органом юридического лица решения о его добровольной ликвидации без назначения ликвидационной комиссии и определения порядка проведения ликвидации не является основанием к принудительной ликвидации юридического лица, если только в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения действующего законодательства.

5. Систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

Согласно п.1 ст.49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В п.2 ст.52 ГК РФ указано, что в учредительных документах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели ее деятельности.

6. Признание коммерческой организации, потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда несостоятельным (банкротом).

7. Если объединение коммерческих организаций (союз или ассоциация), хозяйственное общество или товарищество осуществляет координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции, федеральный антимонопольный орган (территориальный орган в пределах его компетенции) вправе предъявлять в суд иск о ликвидации такой организации.

8. Если число участников общества с ограниченной ответственностью будет более 50-ти, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.

Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке.

9. В случае если число акционеров закрытого акционерного общества превысит 50, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое.

Если число его акционеров не уменьшится до установленного предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

10. В случае неполной оплаты уставного капитала общества с ограниченной ответственностью в течение года с момента государственной регистрации общество должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о ликвидации общества.

Если общество в разумный срок не примет решения об уменьшении своего уставного капитала или о своей ликвидации, оно может быть ликвидировано в судебном порядке.

11. Акции акционерного общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. В случае неполной оплаты акций в течение указанного срока право собственности на акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме, переходит к обществу.

Такие акции должны быть реализованы обществом не позднее одного года после их приобретения обществом, в противном случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала.

Если общество в разумный срок не примет решения об уменьшении своего уставного капитала, оно может быть ликвидировано в судебном порядке.

12. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать такое уменьшение в установленном порядке.

Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации.

Если общество в разумный срок не примет решения об уменьшении своего уставного капитала или о своей ликвидации, оно может быть ликвидировано в судебном порядке.

13. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов акционерного общества оказывается меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов.

Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала, общество обязано принять решение о своей ликвидации.

Если общество в разумный срок не примет решения об уменьшении своего уставного капитала или о ликвидации, оно может быть ликвидировано в судебном порядке.

14. Индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации.

По истечении этого срока предприятия подлежат ликвидации в судебном порядке.

15. Общества с ограниченной ответственностью (товарищества с ограниченной ответственностью), созданные до введения в действие Федерального закона от 08.02.1998 № 14-Ф «Об обществах с ограниченной ответственностью», которые до 1 января 1999 года не привели свои учредительные документы в соответствие с указанным законом либо не преобразовались в акционерные общества или производственные кооперативы, могут быть ликвидированы в судебном порядке.

16. Уставы общественных объединений, созданных до вступления в силу Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», должны быть приведены в соответствие с указанным законом не позднее 1 июля 1999 года. По истечении указанного срока общественные объединения, не прошедшие перерегистрацию, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, регистрирующего общественные объединения.

17. Фонд может быть ликвидирован только по решению суда.

В соответствии с п.2 ст.119 ГК РФ решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц в следующих случаях:

Другие публикации:  Приказ 849 мвд 2012

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей, и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

в других случаях, предусмотренных законом.

18. Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случаях:

если цели или действия таких объединений направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

в случаях виновного нарушения своими действиями прав и свобод граждан;

в случаях неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

19. Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократного непредставления в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

20. Основаниями для ликвидации религиозной организации в судебном порядке являются:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

создание вооруженных формирований;

пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использование в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершение развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

21. Религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократного непредставления в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц «О свободе совести и о религиозных объединениях».

22. Создание, слияние, присоединение коммерческих и некоммерческих организаций, изменение состава участников некоммерческих организаций в нарушение установленного п.1 и 5 ст.17 Закона РФ «О конкуренции и ограничено монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 № 946-1 порядка, приводящие к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирования, а равно неисполнение предписания антимонопольного органа, которое выдано в соответствии п.4 и 6 ст.17 Закона РФ «О конкуренции и ограничено монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 № 946-1, является основанием для их ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

23. В случае, если юридическое лицо, зарегистрированное до 1 июля 2002 года, не позднее 31 декабря 2002 года не представит в регистрирующий орган сведения, предусмотренные пп.»а»-«д», «л» п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», это является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.

Использованы материалы «Консалтинг-Стандарт»

Ликвидация акционерного общества

Акционерное общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК Российской Федерации, с учетом требований Федерального закона «Об акционерных обществах» и Устава общества.

Акционерное общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК Российской Федерации (в случае неплатежеспособности – банкротства или нарушения акционерным обществом действующего законодательства).

Ликвидация акционерного общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Порядок ликвидации акционерного общества

В случае добровольной ликвидации совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого акционерного общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого акционерного общества принимает соответствующее решение и сообщает об этом органу, осуществившему государственную регистрацию.

При принудительной ликвидации акционерного общества ликвидационная комиссия назначается судом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества.

Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде. В случае, когда акционером ликвидируемого акционерного общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель или соответствующий комитет по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления.

При невыполнении этого требования орган, осуществивший государственную регистрацию АО, не вправе давать согласие на назначение ликвидационной комиссии.

Ликвидационная комиссия помещает в органах СМИ, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации акционерного общества, порядке и сроках предъявления требований кредиторами.

Срок для предъявления требований кредиторов не может быть менее 1 мес. с даты опубликования сообщения о ликвидации общества. Если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество распределяется между акционерами в соответствии со ст. 23 Закона «Об акционерных обществах».

Ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомить кредиторов о ликвидации акционерного общества.

По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторов, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого акционерного общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров по согласованию с органом, осуществившим государственную регистрацию ликвидируемого акционерного общества.

Если имеющихся у ликвидируемого общества денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплаты кредиторам ликвидируемого акционерного общества денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов 5-й очереди, выплаты которым производятся по истечении 1 мес. с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров по согласованию с органом, осуществившим государственную регистрацию ликвидируемого акционерного общества.

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в следующей очередности:

  • в 1 очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со ст. 75 Закона «Об акционерных обществах»;
  • во 2 очередь – выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом акционерного общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям;
  • в 3 очередь имущество ликвидируемого общества распределяется между акционерами – владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

Распределение имущества каждой очереди осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди. Выплата обществом определенной уставом акционерного общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям осуществляется после полной выплаты определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям предыдущей очереди.

Если имеющегося у акционерного общества имущества недостаточно для выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов и определенной уставом общества ликвидационной стоимости всем акционерам-владельцам привилегированных акций одного типа, то имущество распределяется между акционерами-владельцами этого типа привилегированных акций пропорционально количеству принадлежащих им акций этого типа.

Ликвидация общества считается завершенной, а акционерного общества – прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация акционерного общества: осуществим как надо

Ликвидация акционерных обществ влечет за собой прекращение деятельности, не подразумевающее перехода прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства. Организация может быть ликвидировано, во-первых, в добровольном порядке (в соответствии с Гражданским кодексом РФ), во-вторых, в принудительном порядке — по решению суда. Ну и, в-третьих, конечно же, закрытие акционерного общества может быть осуществлено альтернативным способом. Компания «ОПГ» предлагает закрывать организации, привлекая оффшорные корпорации. Это обеспечивает ряд неоспоримых преимуществ:

  • вся процедура займет не больше 1 месяца;
  • цена ликвидации составит 140 000 р. (€2030);
  • оффшор станет единственным владельцем, все остальные выйдут из состава собственников;
  • ни один из законов РФ не будет нарушен, а значит, не будет последствий для бывших акционеров;
  • в ходе ликвидации не будут проводиться налоговые проверки.

Добровольная ликвидация акционерного общества

Ликвидация акционерного общества может считаться завершенной, а организация – прекратившей существование после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ органом госрегистрации (налоговой инспекцией). Один из путей — принятие акционерами решения о добровольном закрытии предприятия и прекращении его хозяйственной деятельности.

Если у вашего акционерного общества нет финансовых проблем, и имеется достаточно средств для погашения имеющихся задолженностей перед кредиторами, то Вам подходит вариант добровольной ликвидации. В этом случае:

  • Проводится в обязательном порядке общее собрание акционеров, на котором принимается финальное решение о ликвидации акционерного общества и назначении членов ликвидационной комиссии.
  • К назначенной ликвидационной комиссии переходят все существующие полномочия по управлению делами ликвидируемой организации.
  • Комиссия сообщает в соответствующие государственные органы о начале процесса ликвидации, размещает сообщение в СМИ, утверждает ликвидационный баланс, распределяет между акционерами имущество ликвидируемого общества, оставшееся после завершения итоговых расчетов со всеми кредиторами, выполняет все иные необходимые действия.
  • Проводится обязательная налоговая проверка и в случае успешного прохождения происходит официальная ликвидация акционерного общества – его исключают из ЕГРЮЛ.

В случае необходимости ликвидационная комиссия выступает в суде от имени ликвидируемого ею юридического лица. Как правило, добровольная ликвидация акционерных обществ по срокам занимает не меньше 6 месяцев.

Принудительная ликвидация акционерного общества

Принудительная ликвидация может случиться независимо от желания акционеров. Осознанно стремиться к такому исходу не стоит, поскольку любая из причин, повлекшая такую ликвидацию акционерного общества, связана с нарушениями закона, а значит, последует привлечение к ответственности и наказание.

Акционерное общество может быть ликвидировано принудительно по решению суда в следующих случаях:

  • если при создании организации были допущены грубые нарушения закона (нарушения должны носить неустранимый характер);
  • организация осуществляет деятельность без лицензии, либо деятельность, запрещенную законом (или нарушающую Конституцию РФ);
  • иные грубые или неоднократные нарушения законодательства.

Альтернативная ликвидация акционерного общества

Если у Вашего предприятия есть финансовые трудности, а также чтобы сэкономить время и деньги, Вы можете воспользоваться альтернативным способом ликвидации акционерного общества, который предлагает компания «ОПГ».

Другие публикации:  Как встать на жилищный учет военнослужащих

Из-за принятия закона о вводе ответственности за реорганизацию акционерных и иных обществ с использованием подставных (номинальных) руководителей и «однодневных» фирм, присоединение и слияние выбыли из «списка благонадежности». Теперь единственный быстрый способ провести закрытие – привлечь иностранного акционера, оффшорную корпорацию. Процедура заключается в следующем:

  • Производится смена акционеров организации. В их состав входит оффшорная корпорация, а все остальные выходят. Изменения вносятся в реестр акционеров.
  • Затем осуществляется смена директора АО – данное решение принимается общим собранием акционеров, т.е. в данном случае его принимает оффшорная корпорация. Новым руководителем становится представитель оффшора.
  • Все, что нуждается в официальной регистрации, проходит ее в надлежащем порядке.

После этого, можно считать, что ликвидация акционерного общества прошла. К бывшим акционерам не будет никаких претензий, поскольку организация будет существовать дальше независимо от них.

Запрещенные законом способы ликвидации акционерного общества

Закрытие акционерной организации может быть осуществлено и путем реорганизации присоединением или слиянием, но только тогда, когда речь идет о двух успешно хозяйствующих юридических лицах, в противном случае все может закончиться уголовным наказанием.

В Уголовном кодексе, в новых статьях 173.1 и 173.2 появился запрет на осуществление реорганизации компаний (в том числе и акционерных), если одна из них при этом ликвидируются, и при этом задействованы номинальные лица и организации. Чаще всего для ликвидации акционерных и иных компаний юристами-регистраторами использовалась именно такая схема. Таким образом, под запретом:

  • слияние (создается новое общество, которому передаются все обязанности и права нескольких обществ и прекращением последних);
  • присоединение (прекращение одного общества с передачей его прав и обязанностей другому).

И если Вам до сих пор кто-то предлагает закрытие акционерного общества таким способом – не стоит «вестись» на их преимущества, поскольку, когда преступление всплывет – и Вы, и юрист-регистратор окажетесь за решеткой.

Принудительная ликвидация АО, ЗАО, ПАО

Принудительная ликвидация АО – обычное дело в судебной практике. Анализ многочисленных процессов, в ходе которых рассмотрено прекращение деятельности Обществ по ряду различных причин, может послужить неплохим информационным полем предпринимателям, желающим избежать подобной участи.

Недостаточность чистых активов может и не повлечь ликвидацию АО

Как гласит постановление КС РФ, если размер чистых активов предприятия становится ниже минимального установленного законодательно уровня уставного капитала, предприятие по решению суда подлежит ликвидации. В первую очередь это объясняется несостоятельностью организации. Ведь именно чистые активы дают гарантию исполнения обязательств фирмы перед кредиторами. Однако за организацией в этом случае остается законодательно закрепленное право поправить свое финансовое положение или самостоятельно принять решение о прекращении деятельности и начать ликвидационные действия.

Однако на практике встречаются случаи, когда недостаточность активов может и не повлечь за собой принудительную ликвидацию. Яркий пример – дело, рассмотренное в Арбитражном суде, по результатам которого государственному органу было отказано в удовлетворении иска об обязательной ликвидации общества. И хотя имело место явное превышение уставного капитала над чистыми активами, судьи встали на сторону предпринимателя, делая упор на факт активных действий организации по улучшению состояния финансового плана. Именно это право, упомянутое в постановлении КС, спасло АО от ликвидации в принудительном порядке. Кроме того, на основе анализа норм Гражданского кодекса РФ, был сделан вывод, что ликвидация организации – это вовсе не обязанность суда, а лишь его инициативное право.

Убыточная деятельность

Налоговый орган подал в суд иск о ликвидации АО, которое имело отрицательную величину чистых активов, все более возрастающую от периода к периоду. При этом задолженности по налогам и сборам не было, что объяснялось отсутствием налоговой базы, то есть дохода.

В ходе судопроизводства были затронуты положения Гражданского кодекса, требующие ликвидации предприятия в случае неоднократных, а также грубых нарушений, и закон «Об АО» в части показателя чистых активов.

Суд при вынесении решения ссылался:

  • во-первых, на то, что организации должен быть предоставлен законодательно закрепленный шанс на самостоятельный выход из кризисного состояния. Понижение чистых активов – вовсе не повод незамедлительного стирания организации с лица земли;
  • во-вторых, на объективность оценки показателей. По мнению судей, оценка положения общества должна быть адекватной и соразмерной. В рассматриваемом случае, несмотря на убыточную деятельность, не присутствовало долгов перед государственными органами и перед работниками, в собственности имелось недвижимое имущество. Требований кредиторов о досрочном исполнении или прекращении обязательств не поступало.

Все эти доводы позволили суду вынести решение в пользу предпринимателя.

Выпуск акций без государственной регистрации

Нарушение закона, регламентирующего выпуск акций до вступления в силу альтернативного закона «О рынке ценных бумаг» – веское основание для принудительной ликвидации Общества. Если документы на регистрацию акций не поданы своевременно, суд, скорее всего, пойдет на уступки, предложив в обязательном порядке исправить нарушение. При неисполнении указаний правонарушение перейдет в разряд грубых, и прекращения деятельности не избежать.

Однако сам по себе факт не оформленного надлежащим образом выпуска ценных бумаг может и не обернуться для предпринимателя плачевно. В практике российского судопроизводства много случаев, когда устранимый характер и отсутствие негативных последствий придавали незначительности факту нарушения правовых основ.

Недостоверный адрес как предпосылка принудительной ликвидации

Налоговые органы, призванные контролировать правильность постановки на учет организаций, подали в суд иск о ликвидации юрлица (акционерного общества) на основании неверно указанного его юридического адреса. Данные сведения были получены в ходе выездной проверки по указанному в учредительных документах месту.

Суд придерживался позиции неправомерности закрытия акционерного общества за одно нарушение законодательных требований. По мнению судей, подобные санкции могут применяться лишь в случае систематического нарушения нормативно-правовых актов и (или) существенного характера этих нарушений, то есть реальной угрозы для интересов и прав других лиц. К тому же доказательств того, что на момент регистрации Общества указанное местонахождение не совпадало с фактическим не было. Все допущенные организацией нарушения признаны устранимыми и недостаточными для принятия соответствующего решения о ликвидации в принудительном порядке.

Неприятные последствия принудительной ликвидации

Ликвидация АО в судебном порядке почти всегда влечет за собой новые судебные разбирательства, которые чаще всего связаны имуществом прекратившей деятельность организации.

Так, Арбитражным судом было рассмотрено требование акционеров о распределении имущества ЗАО после его принудительной ликвидации. В ходе процесса выяснилось, что предприятие было закрыто по причине признания его банкротом, и был назначен конкурсный управляющий. На момент обращения акционеров запись в ЕГРЮЛ уже была внесена.

По Гражданскому кодексу акционеры имеют право на имущество организации-банкрота лишь в порядке очереди. Первыми удовлетворяются требования кредиторов, а затем уже участников Общества. В рассмотренном случае все имущество было направлено на погашение задолженностей. Кроме того, была избрана неверная линия защиты своих прав. Акционеры предъявляли свои требования в адрес конкурсного управляющего, а с него были сняты все полномочия, как только завершился процесс ликвидации.

В каждой ситуации есть свои нюансы и особенности. Поэтому, всегда необходима индивидуальная консультация, с учетом сложившейся судебной практики. Позвоните нам 8 (495) 127-03-36 мы бесплатно ответим на вопросы с учетом вашей ситуации, какой бы сложной она не была.

Основания для принудительной ликвидации акционерного общества

2. Основания для принудительной ликвидации акционерного общества

Основные применимые нормы:

Разъяснения высших судов:

— п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация» (далее — Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 14-П);

— п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84).

Статьей 61 ГК РФ установлена возможность принудительной ликвидации общества в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона (если они неустранимы) либо ведения деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 3 Постановления от 18.07.2003 N 14-П, отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации общества, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушения правовых актов. Неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду — с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных нарушений и вызванных им последствий, — принять решение о ликвидации общества в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Кроме того, при рассмотрении заявлений о ликвидации общества по мотиву осуществления им деятельности с неоднократными нарушениями закона или иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и деятельность общества после совершения нарушений. Общество не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены (п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84).

Вместе с тем законодательство подробно не регламентирует, какие именно нарушения могут повлечь принудительную ликвидацию общества, что на практике приводит к множеству споров.

2.1. Вывод из судебной практики: Непредставление документов для государственной регистрации выпуска акций в срок, установленный Федеральным законом от 10.12.2003 N 174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации», может являться основанием для принудительной ликвидации, если обществом не были приняты меры по устранению указанного нарушения.

Другие публикации:  Оплата услуг нотариуса при вступлении в наследство

До принятия Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 90 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации» суды придерживались иной позиции. Согласно указанной позиции, непредставление документов для государственной регистрации выпуска акций в срок, установленный Федеральным законом от 10.12.2003 N 174-ФЗ, признавалось грубым нарушением и являлось основанием для ликвидации общества. По данному вопросу см. подробнее Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.08.2008 по делу N А29-8497/2006-3э; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.06.2006 по делу N А82-4582/2005-36; Постановление ФАС Московского округа от 12.07.2006 N КГ-А41/6077-06 по делу N А41-К1-26229/05.

Постановление Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 90 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации»

«…2. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 174-ФЗ акционерные общества, не представившие в срок, указанный в абзаце втором части 1 статьи 1 Закона, документы для государственной регистрации выпусков акций, подлежат ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.

При применении данной нормы судам необходимо учитывать, что невыполнение акционерным обществом обязанности по представлению документов для государственной регистрации выпуска акций в срок, установленный абзацем вторым части 1 статьи 1 Закона, не относится к нарушениям, имеющим неустранимый характер (абзац третий пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поэтому суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить обществу принять меры по устранению этого нарушения путем представления в регистрирующий орган необходимых для государственной регистрации выпуска акций документов (часть 1 статьи 134 и часть 1 статьи 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Суд может также отложить судебное разбирательство (статья 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), предложив обществу представить в регистрирующий орган необходимые документы не позднее установленного в определении суда срока. В случае невыполнения указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации соответствующего акционерного общества, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении части 1 статьи 1 Закона, допущенном обществом при осуществлении своей деятельности (абзац третий пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации)…»

2.2. Вывод из судебной практики: Если стоимость чистых активов общества в течение длительного времени меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, это не является безусловным основанием для принудительной ликвидации общества.

Согласно п. 4 ст. 99 ГК РФ (ред. от 17.07.2009), если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала (п. 1 настоящей статьи), общество ликвидируется.

Статьей 61 ГК РФ установлено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона (если они неустранимы) либо ведения деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Таким образом, если в течение длительного времени стоимость чистых активов общества меньше минимального размера уставного капитала, регистрирующий орган может обратиться в суд с требованием о принудительной ликвидации.

Вместе с тем на практике суды, рассматривая данные споры, исходят из того, что несоответствие стоимости чистых активов уставному капиталу общества при наличии обстоятельств, свидетельствующих об осуществлении обществом финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности, отсутствии задолженности перед работниками и бюджетом, при отсутствии требований к нему со стороны кредиторов, а также при наличии положительной динамики изменения стоимости чистых активов не является основанием для принудительной ликвидации.

Следует отметить, что с 01.01.2010 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 27.12.2009 N 352-ФЗ в п. 4 ст. 99 ГК РФ и ст. 35 Закона об акционерных обществах.

Согласно п. 4 ст. 99 ГК РФ, если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, общество должно принять меры, предусмотренные Законом об акционерных обществах.

Пунктом 11 ст. 35 данного Закона предусмотрено, что, если по истечении второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного ст. 26 указанного Закона, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года обязано принять решение о ликвидации.

Кроме того, в соответствии с п. 12 ст. 35 Закона об акционерных обществах орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества.

Таким образом, с 01.01.2010 уменьшение стоимости чистых активов до величины менее чем минимальный размер уставного капитала является безусловным основанием для принудительной ликвидации акционерного общества.

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация»

«…В жалобе ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация» оспаривается конституционность примененных в его деле пунктов 3, 5 и 6 статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах». На основании содержащихся в них норм Арбитражный суд города Москвы, рассматривавший дело в первой и апелляционной инстанциях, удовлетворил иск некоммерческой организации «Негосударственный пенсионный фонд «Лукойл-Гарант», являющейся акционером ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация», о ликвидации ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация», сославшись на то, что стоимость его чистых активов в течение трех лет подряд была существенно ниже величины минимального уставного капитала, предусмотренного для закрытого акционерного общества. Эти решения, отмененные постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа, оставлены в силе Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду — с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, — принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Взаимосвязанные положения пункта 4 статьи 99 ГК Российской Федерации и пунктов 5 и 6 статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах» не предполагают, что акционерное общество подлежит незамедлительной ликвидации, как только чистые активы стали уменьшаться, а позволяют акционерам принять необходимые меры по улучшению его финансового состояния. Отрицательное значение чистых активов является чрезвычайным событием для акционерных обществ, в том числе осуществляющих деловые проекты с длительными сроками окупаемости, и свидетельствует об их возможной несостоятельности.

Взаимосвязанные положения части второй пункта 4 статьи 61 и статьи 65 ГК Российской Федерации предусматривают, что если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в результате признания его банкротом. При этом статьей 9 Федерального закона от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» установлена обязанность общества-должника обратиться в суд с соответствующим заявлением, если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами. Следовательно, акционеры должны принять решение об обращении в суд с заявлением о признании акционерного общества банкротом в случае, если стоимость чистых активов акционерного общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала и имеются предусмотренные законом основания для возбуждения процедуры банкротства; признание акционерного общества банкротом влечет его ликвидацию…»

Аналогичная судебная практика:

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.04.2008 по делу N А11-8727/2007-К1-15/143

«…Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Владимирской области (далее — Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о ликвидации закрытого акционерного общества «Моя реклама» (далее — Общество, ЗАО «Моя реклама») и возложении обязанности по осуществлению процедуры ликвидации на учредителя общества — закрытое акционерное общество «Издательский дом «Пронто-Центр» (далее — ЗАО «ИД «Пронто-Центр»).

Требование основано на статьях 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 35 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1996 N 208-ФЗ (далее Закон об акционерных обществах)