Блог

Кто имеет право на досрочное голосование

Досрочное голосование на выборах президента РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 февраля 2018 года на судах, полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях России начнется досрочное голосование по выборам президента РФ. Со 2 марта досрочно смогут проголосовать избиратели, проживающие за рубежом — в странах, где нет российских дипломатических учреждений, или же в местностях, удаленных от российских посольств и консульств. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории и правилах досрочного голосования на выборах президента РФ.

История законодательного регулирования

Пост президента РСФСР (с 25 декабря 1991 года — президента Российской Федерации) был учрежден 17 марта 1991 года по итогам общероссийского референдума. 24 апреля 1991 года председатель Верховного совета РСФСР Борис Ельцин подписал первый закон, установивший правила президентских выборов. Его текст не содержал норм, регулирующих досрочное голосование. Однако в документе говорилось, что деятельность избирательных комиссий по проведению выборов «организуется в соответствии с требованиями» закона «О референдуме РСФСР» от 16 октября 1990 года. Статья 30 этого документа предусматривала, что граждане, которые менее чем за 15 дней до выборов узнали, что в день голосования будут находиться за пределами республики, могут воспользоваться избирательным правом досрочно. Для этого в участковом избиркоме было необходимо получить бюллетень, проголосовать, вложить заполненный бланк в конверт и в запечатанном виде передать комиссии. Вскрытие бюллетеней проводилось непосредственно в день выборов при подсчете голосов избирателей.

17 мая 1995 года был принят новый закон о выборах президента РФ. Избирательные комиссии субъектов Федерации получили право проводить досрочное голосование не ранее чем за 15 дней до дня основных выборов на судах, которые будут находиться в экспедициях, иностранных портах, автономном плавании, а также на полярных станциях и в отдаленных и труднодоступных районах. В следующем федеральном законе о выборах главы государства от 31 декабря 1999 года эти нормы не претерпели изменений.

25 июня 2002 года вступил в силу закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года, который отменил досрочное голосование на выборах в федеральные и региональные органы государственной власти. Оно сохранялось только на выборах в органы местного самоуправления и местного референдума.

Однако вскоре досрочное голосование на президентских выборах было возвращено. 10 января 2003 года был принят ныне действующий закон «О выборах Президента Российской Федерации», который содержит статью 70, регулирующую правила досрочного голосования. В первых редакциях документа избиркомы субъектов РФ могли назначать его не ранее чем за 15 дней до выборов. 1 июня 2017 года в закон была внесена поправка, согласно которой на судах, полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях граждане могли принять участие в выборах не ранее чем за 20 дней, а на зарубежных участках — не ранее чем за 15 дней до даты основного голосования.

Правила проведения

Согласно избирательному законодательству, досрочное голосование может проводиться как на избирательном участке в целом (например, на морском судне), так и для отдельных групп избирателей. В последнем случае используются предварительно опечатанные (опломбированные) переносные урны для голосования. Члены участкового избиркома с правом решающего голоса доставляют их в районы, лишенные регулярного транспортного сообщения с избирательными участками. О проведении досрочного голосования составляется акт, в котором указываются дата и время, количество избирателей, получивших бюллетени, фамилии членов комиссии и других лиц, присутствовавших при голосовании. Переносные урны вскрываются в участковой комиссии при подсчете голосов в день выборов президента РФ.

Статистика на выборах 2000-2012 годов

По итогам президентских кампаний 1991 и 1996 годах Центризбирком не публиковал отдельной статистики по досрочному голосованию. В выборах 26 марта 2000 года, по данным ЦИК, досрочно приняли участие 186,6 тыс. избирателей: 168,5 тыс. человек в 53 субъектах РФ и 18,1 тыс. в иностранных государствах. Наибольшее число досрочно проголосовавших пришлось на Чечню (64,4 тыс.), Северную Осетию (24,1 тыс.) и Ямало-Ненецкий автономный округ (10,4 тыс.).

Статья 66. Досрочное голосование

Статья 66. Досрочное голосование

1. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, а также на полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных местностях. В этом случае досрочное голосование проводится по правилам, установленным статьей 65 настоящего Федерального закона, и сразу по его окончании проводится подсчет голосов избирателей и устанавливаются итоги голосования в соответствии с требованиями статей 68 и 69 настоящего Федерального закона.

2. В случае, если отдельные группы избирателей, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях и тому подобное), и в связи с этим невозможно провести досрочное голосование по избирательному участку в целом в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе разрешить провести голосование этих групп избирателей досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования, в течение нескольких дней в порядке, установленном пунктами 3 — 9 настоящей статьи.

3. Для проведения досрочного голосования в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи используются переносные ящики для голосования, количество которых определяется соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. До проведения досрочного голосования пустые переносные ящики для голосования предъявляются в помещении участковой избирательной комиссии большинству ее членов, а также присутствующим лицам, указанным в пункте 5 статьи 21 настоящего Федерального закона, о чем составляется акт. После этого пустые переносные ящики для голосования опечатываются (пломбируются).

4. На лицевой стороне избирательного бюллетеня, выдаваемого голосующему досрочно избирателю, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии.

5. Досрочное голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, выписку из списка избирателей, содержащую сведения об избирателях, к которым они выезжают для проведения досрочного голосования, либо список избирателей, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем избирательного бюллетеня.

6. Избиратель, голосующий досрочно, расписывается в получении выдаваемого ему избирательного бюллетеня в выписке из списка избирателей либо в списке избирателей. В указанных выписке либо списке члены участковой избирательной комиссии, проводящие досрочное голосование, делают отметку о том, что избиратель проголосовал досрочно, проставляют дату и время голосования. Если избиратель расписывался в выписке из списка избирателей, то указанные отметки, а также серия и номер паспорта или заменяющего его документа после окончания проведения досрочного голосования вносятся в список избирателей. Указанная выписка из списка избирателей хранится вместе со списком избирателей.

7. Избиратель заполняет избирательный бюллетень и опускает его в переносной ящик для голосования в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Федерального закона.

8. О проведении досрочного голосования составляется акт, в котором указываются дата и время голосования, количество избирателей, получивших избирательные бюллетени для участия в досрочном голосовании, фамилии членов избирательной комиссии и других лиц, присутствовавших при голосовании. Указанный акт хранится вместе с переносным ящиком для голосования.

9. С момента окончания досрочного голосования прорези для избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования опечатываются председателем участковой избирательной комиссии. Хранение переносных ящиков для голосования обеспечивается секретарем участковой избирательной комиссии. Переносные ящики для голосования не вскрываются до начала подсчета голосов избирателей на избирательном участке. Переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, опущенными досрочно проголосовавшими избирателями, запрещается использовать для проведения голосования в день голосования.

10. При проведении досрочного голосования вправе присутствовать лица, указанные в пункте 5 статьи 21 настоящего Федерального закона. При проведении досрочного голосования с использованием переносных ящиков для голосования участковая избирательная комиссия должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными зарегистрированными кандидатами, равные с выезжающими для проведения досрочного голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения досрочного голосования.

11. Досрочное голосование проводится только в установленное решением соответствующей участковой избирательной комиссии время, что должно быть доведено до сведения избирателей и лиц, указанных в пункте 5 статьи 21 настоящего Федерального закона, через средства массовой информации и (или) иным образом.

12. При проведении досрочного голосования участковая избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателей, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при установлении итогов голосования.

Статья 65. Досрочное голосование

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 мая 2010 г. N 112-ФЗ статья 65 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Положения статьи 65 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 31 мая 2010 г. N 112-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов в органы местного самоуправления, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона, и референдумов, инициатива проведения которых выдвинута после дня вступления в силу названного Федерального закона

Статья 65. Досрочное голосование

1. В случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях. В случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе разрешить провести досрочно в течение нескольких дней (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование групп избирателей, участников референдума, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах) и где в связи с этим невозможно провести досрочное голосование в целом по избирательному участку, участку референдума. В случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, и (или) голосование групп избирателей, участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, на референдуме Российской Федерации досрочное голосование по иным основаниям, кроме предусмотренных настоящим пунктом, а также в порядке, аналогичном порядку, установленному в пунктах 2 — 9 настоящей статьи, не проводится.

2. При проведении референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, участнику референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на участке референдума, на котором он включен в список участников референдума, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования (за 15 — 4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования). В случае совмещения дня голосования на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме с днем голосования на выборах, референдуме Российской Федерации, в ходе которых законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, участник референдума может проголосовать досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) в помещении той комиссии, которая выдает открепительные удостоверения. Участник референдума, голосующий досрочно, подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Это заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших участников референдума. Комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления участника референдума, обеспечить сохранность бюллетеня и учет голоса участника референдума при установлении итогов голосования. Комиссия вправе проверить указанную в заявлении участника референдума причину досрочного голосования и в случае ее неподтверждения обязана отказать в выдаче бюллетеня.

Другие публикации:  Договор совместной деятельности между ооо и ооо образец

3. Если участник референдума голосует в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, то на лицевой стороне выдаваемого ему бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов соответствующей комиссии, которые заверяются ее печатью. Территориальная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования составляет список досрочно проголосовавших участников референдума. Указанный список вместе с бюллетенями досрочно проголосовавших участников референдума передается участковой избирательной комиссии, которая продолжает составление этого списка по соответствующему участку. Если досрочное голосование проводится только в помещении участковой комиссии, список досрочно проголосовавших участников референдума составляет участковая комиссия. Список досрочно проголосовавших участников референдума приобщается к списку участников референдума.

4. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно участником референдума, вкладывается участником референдума в конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования или участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии.

5. Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования — до момента передачи всех бюллетеней в участковую комиссию, в помещении участковой комиссии — до дня голосования.

6. Непосредственно после получения бюллетеней участковой комиссией в списке участников референдума напротив фамилий участников референдума, проголосовавших досрочно в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, делается отметка: «Проголосовал досрочно». Если участник референдума голосует досрочно в помещении участковой комиссии, указанная отметка делается в списке участников референдума при выдаче бюллетеня.

7. В день голосования председатель участковой комиссии после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов (при их использовании) и официального открытия помещения для голосования в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, перед началом голосования сообщает об общем количестве участников референдума, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями и список участников референдума, проголосовавших досрочно. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт.

8. Если число досрочно проголосовавших участников референдума составляет более одного процента от числа участников референдума, внесенных в список участников референдума на участке референдума (но не менее десяти участников референдума), на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших участников референдума, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии.

9. После совершения действий, указанных в пунктах 7 и 8 настоящей статьи, председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления участника референдума, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (в случае его использования). Если на конверте отсутствуют реквизиты, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы для голосования на референдуме по соответствующему вопросу референдума, все извлеченные из данного конверта бюллетени, содержащие этот вопрос, признаются недействительными, о чем составляется акт. На лицевую сторону каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от позиций «Да» и «Нет» («За» и «Против»), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.

См. комментарии к статье 65 настоящего Федерального закона

Кто имеет право на досрочное голосование

Возврат досрочного голосования создал условия для криминализации выборов

Заявление Псковского регионального отделения РОДП «ЯБЛОКО», 4 сентября 2015 года

В Псковской области во многих территориальных избирательных комиссиях 2 сентября началось массовое досрочное голосование граждан. В некоторых городах и районах его формы изначально приобрели уродливый характер.

Голосование во многих случаях организовано принудительно, составлены графики голосования целых трудовых коллективов.

В городе Великие Луки на дополнительных выборах депутата Псковского областного Собрания депутатов по одномандатному округу № 7 по состоянию на 14 часов 4 сентября проголосовало досрочно уже свыше 500 человек. Всего в округе около 29 тысяч избирателей. Организаторами досрочного голосования подготовлен график завоза работников в территориальную комиссию. В графике – учреждения системы образования, известные коммерческие предприятия, в частности, «Великолукский мясокомбинат», «Велмаш», ДЭУ-3, другие организации.

Поступила информация, что организаторы досрочного голосования в Великих Луках намерены доставить к местам голосования досрочно несколько тысяч избирателей и таким образом предрешить результат выборов.

Досрочное голосование в Великих Луках практически полностью криминализовано. Его результаты должны быть аннулированы.

В территориальной избирательной комиссии Невельского района (21 600 избирателей) массово голосуют сотрудники Великолукского свинокомплекса, работников привозят на автобусах с места работы. На утро 4 сентября проголосовали свыше 160 человек.

В территориальных комиссиях Островского (в районном центре 17 600 избирателей) и Пушкиногорского района (в городском поселении 4 700 избирателей) проголосовали досрочно уже около 100 человек в каждой из комиссий.

При открытии досрочного голосования в Острове и Пушкинских Горах не были оборудованы места для тайного голосования, то есть помещения есть не были оснащены в соответствии с Законом. Нарушения зафиксированы на фотографиях. Пришедшим гражданам выдавали бюллетени и предлагали заполнять их на столах территориальной комиссии, процесс голосования был полностью открытым и фактически контролировался членами территориальных комиссий.

Сами досрочно голосующие граждане сообщают, что получают от работодателей указание не только проголосовать досрочно и отчитаться об этом, но проголосовать именно за партию «Единая Россия» и выдвинутых ею кандидатов. За отказ от досрочного голосования угрожают увольнением с работы.

При возвращении досрочного голосования в федеральное и региональное законодательство отмечалось, что это позволит защитить избирательные права граждан, не имеющих возможности проголосовать в день голосования.

В Законе сказано, что избиратель имеет право проголосовать досрочно в том случае, если в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных
обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины).

При этом избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования.

Статистика массового досрочного голосования в Великих Луках, Невеле, Острове, Пушкинских Горах свидетельствует, что причины досрочного голосования избирателей в большинстве случаев фальсифицированы, являются надуманными и не соответствуют реальным обстоятельствам.

Вместо создания условий для свободного волеизъявления людей досрочное голосование превращено в механизм манипуляции выборами, криминализации всего избирательного процесса.

Псковское региональное отделение РОДП «ЯБЛОКО» требует от Избирательной комиссии Псковской области, территориальных избирательных комиссий неукоснительного соблюдения законодательства РФ и Псковской области.

В соответствии со статьей 141 Уголовного кодекса России воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается различными санкциями, вплоть до лишения свободы сроком до пяти лет.

Процесс политического насилия и подмены выборов принуждением, в который практически повсеместно превращено досрочное голосование, отражает высокую степень коррумпированности избирательных процедур и напрямую противоречит Конституции России.

С помощью криминальных выборов может быть выбрана только криминальная власть.

Псковское региональное отделение РОДП «ЯБЛОКО» направило в органы прокуратуры заявления с требованием проверить законность процедуры досрочного голосования в Псковской области на идущих в настоящее время выборах и принять меры прокурорского реагирования.

Председатель Псковского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО», депутат Псковского областного Собрания депутатов Лев Шлосберг
4 сентября 2015 года, Псков

Право на досрочное голосование могут вернуть всем гражданам РФ

Российским избирателям может быть возвращено право на досрочное голосование на выборах всех уровней. КС РФ рассмотрел 27 марта дело о проверке конституционности п. 1 ст. 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон) по запросу Законодательного Собрания Владимирской области. По мнению заявителей, закрепленный в нем ограниченный перечень случаев досрочного голосования лишает значительную часть граждан возможности реализовать активное избирательное право.

Напомним, в настоящее время досрочное голосование может быть разрешено для:

  • всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования);
  • групп избирателей, участников референдума, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах) и где в связи с этим невозможно провести досрочное голосование в целом по избирательному участку, участку референдума (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования);
  • всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории РФ, и (или) голосование групп избирателей, участников референдума, проживающих за пределами России при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума РФ (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования).

Заявители считают: поскольку Закон не предусматривает какого-либо пути реализации этого права для тех, кто не сможет прибыть на избирательный участок по уважительным причинам, например будет находиться в командировке или больнице, а единый день голосования (второе воскресенье сентября) приходится на период отпусков и активной сезонной миграции, он ущемляет конституционные права значительной группы избирателей.

Отметим, что действующая формулировка обжалуемого положения Закона была закреплена в нем на основании Федерального закона от 31 мая 2010 г. № 112-ФЗ. До этого момента избирателям и участникам референдума при проведении референдума субъекта РФ, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума предоставлялась возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования (не ранее чем за 15 и не позднее чем за 4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования). Для реализации этой возможности необходимыми были два условия: законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избиратель или участник референдума будет отсутствовать в день голосования по месту жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке или участке референдума, на котором он включен в список избирателей, по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья).

Представитель заявителей Сергей Контарчук сообщил, что одним из поводов для направления запроса в КС РФ стал тот факт, что около 35 тыс. жителей Владимирской области работают на постоянной основе в Москве и Московской области, в связи с чем не всегда могут явиться на свой избирательный участок для голосования. В связи с этим он настаивает на том, что всем избирателям должно быть предоставлено равное право на досрочное голосование на выборах всех уровней: федеральном, региональном и муниципальном, причем без выяснения причин невозможности голосования в день, на который назначены выборы.

Полномочный представитель Госдумы в КС РФ Дмитрий Вяткин подчеркнул, что нужно различать такие понятия, как ограничение права и дополнительные гарантии реализации права. Оспариваемая формулировка нормы п. 1 ст. 65 Закона не является неконституционной, поскольку никаких ограничений она не устанавливает, а только лишь предусматривает дополнительные гарантии для определенной категории граждан. В то же время, он поддерживает идею о том, что объем дополнительных гарантий должен быть одинаковым на выборах различного уровня и в части досрочного голосования, и при использовании открепительных удостоверений. В настоящее время на выборах федерального уровня по открепительному удостоверению можно проголосовать в любом регионе страны на любом избирательном участке, а на региональных или муниципальных выборах территория применения такой дополнительной гарантии, как открепительное удостоверение, сужается.

Другие публикации:  Договор подряда на штукатурные работы

Дмитрий Вяткин, полномочный представитель Госдумы в КС РФ:

«Расширение возможности применения различных дополнительных гарантий осуществления активного избирательного права, конечно же, можно и нужно приветствовать, это вне всякого сомнения. Но тут фантазия действительно может быть безгранична. Одно дело, когда мы говорим о применении досрочного голосования. Но мы знаем прекрасно, что уже давно появляются предложения организовать голосование в Интернете, с использованием sms-сообщений и иных технических средств, что вызывает определенные вопросы с точки зрения однозначной идентификации личности голосующего, а также реализации активного избирательного права без ухищрений и злоупотреблений, то есть этого голосования именно теми, кто имеет право голосовать, голосования один раз и только за себя, ну и так далее, это очевидно.

Не все технические возможности в полной мере соответствуют этим требованиям сейчас. Но еще раз повторюсь: установление дополнительных гарантий, расширение возможности, в том числе и досрочного голосования, вне всякого сомнения возможно, и это можно приветствовать, и здесь законодатель вполне может пойти навстречу предложениям, которые высказываются и нашими коллегами из регионов, и предложениям политических партий, общественных организаций, правозащитников и простых граждан, здесь, я думаю, у нас руки не связаны».

Представитель Совета Федерации Александр Саломаткин в свою очередь отметил, что институт досрочного голосования всегда вызывал дискуссию в обществе, поэтому законодательство неоднократно подвергалось изменениям. Оспариваемое положение появилось в Законе в связи с реализацией Послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г., в котором глава государства предложил установить для муниципальных выборов такой же порядок, как на выборах в органы государственной власти. Цель таких изменений – снизить количество нарушений, которые могут возникать при проведении досрочного голосования, в том числе по причине ограничения доступа наблюдателей на избирательные участки до начала официального голосования. Также Саломаткин подчеркнул, что законодательных предложений по изменению оспариваемой нормы, в том числе от заявителей, в Совет Федерации не поступало. По его словам, поиск оптимальной модели проведения выборов различного уровня ведется постоянно, и имеющиеся предложения по модернизации процедуры голосования могут быть рассмотрены в рамках федерального законодательного процесса.

Полномочный представитель Президента РФ в КС РФ Михаил Кротов назвал поднятую заявителями проблему безусловно заслуживающей внимания. Он отметил, что федеральный законодатель начиная с 2001 года постепенно ограничивал возможность проведения досрочного голосования, а в 2010 году фактически отменил досрочное голосование на местных выборах. Предусмотренная законодательством возможность голосования по открепительным удостоверениям, по его словам, не является альтернативой досрочному голосованию, поскольку в полном объеме она может быть реализована только на федеральном уровне. Кроме того, голосование по почте (п. 14 ст. 64 Закона) также не может полноценно заменить досрочное голосование по нескольким причинам. Во-первых, возможность голосования по почте должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ – в настоящее время ее предусмотрели совсем не многие регионы. Во-вторых, порядок проведения голосования в такой форме довольно трудоемкая для граждан процедура: избиратель должен заблаговременно подать письменное обращение в избирательную комиссию, причем либо лично, либо направив заявление и нотариально заверенные документы, подтверждающие отсутствие возможности прибыть на участок в день голосования. Кроме того, такая форма тоже не гарантирует защиту от нарушений при голосовании.

Таким образом, представитель президента считает необходимым предоставление региональному законодателю возможности самостоятельно, с учетом местных особенностей и интересов избирателей, определять форму голосования на выборах.

Михаил Кротов, полномочный представитель Президента РФ в КС РФ :

«Стремление законодателя обеспечить прозрачность выборов в Российской Федерации не означает, что институт досрочного голосования должен быть ликвидирован на выборах всех уровней, ибо в противном случае это не обеспечивало бы дополнительных гарантий реализации активного избирательного права существенного числа граждан Российской Федерации.

Как показала практика, повсеместное проведение досрочного голосования имело массу нареканий со стороны оппозиции и проигравших выборы кандидатов, заявлявших о массовых нарушениях на выборах. Между тем, статистика нарушений избирательных прав граждан на выборах при проведении досрочного голосования не дает оснований для подобного рода заявлений».

Полномочный представитель Правительства РФ в КС РФ Михаил Барщевский, напротив, не одобряет идею возвращения института досрочного голосования на выборах всех уровней. По его мнению, возможность проголосовать на 20 дней раньше ничем не поможет работающим не по месту жительства гражданам, а только создаст повод для сомнений в прозрачности выборов. Также он подчеркнул, что данный вопрос может быть урегулирован в процессе обычного нормотворчества – путем внесения соответствующего законопроекта, и выносить его на рассмотрение КС РФ было не обязательно.

С этой позицией согласилась и представитель Минюста России Мария Мельникова. Она также подчеркнула, что обжалуемая норма Закона не противоречит Конституции РФ, поскольку не устанавливает преференции для каких-либо категорий граждан, а только упорядочивает процедуру проведения выборов, исключающую серьезные нарушения.

Член ЦИК РФ Майя Гришина сообщила, что в комиссию периодически обращаются граждане с просьбой предоставить им право проголосовать досрочно в связи с особенностями их трудовой деятельности (работы вахтовым методом, например) или прохождения службы. Кроме того, отметила она и проблему еще одной категории граждан – лиц, организующих и обеспечивающих голосование: членов избирательных комиссий и представителей правоохранительных органов. Многие из них являются избирателями не того избирательного округа, на территории которого работают, и в связи с этим не могут проголосовать (на выборах муниципального уровня).

Майя Гришина, член ЦИК РФ :

«Возвращение института досрочного голосования для всех граждан способствовало бы обеспечению дополнительных гарантий реализации активного избирательного права существенного числа граждан Российской Федерации. При этом с учетом имеющегося опыта практической организации работы представляется допустимым его применение на выборах регионального и муниципального уровней по аналогии с регулированием регионального и муниципального референдума, который уже содержится в законе об основных гарантиях [Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» – Ред.].

С нашей точки зрения, законодатель вправе по ходу развития избирательных процессов вводить различные институты обеспечения прав граждан, в том числе находящихся вне места своего жительства, и должен предусматривать процедуры подачи голоса, в наибольшей степени учитывающие интересы избирателей, находящихся в день голосования вне места своего жительства, местную специфику, технические и организационные возможности обеспечения учета голосов, при этом, конечно, обеспечив принципы свободного личного и тайного голосования. Представляется, что на современном этапе в России в наибольшей степени этим критериям отвечает институт досрочного голосования в помещении участковой или территориальной комиссии».

Такую же точку зрения озвучила и советник Генерального прокурора РФ Татьяна Васильева. Она отметила, что ограничение права на досрочное голосование было введено без учета специфики выборов разных уровней, поэтому федеральный законодатель вправе предусмотреть норму о досрочном голосовании соответствующей категории граждан, которые не могут явиться в день голосования на избирательный участок, на котором они включены в списки избирателей.

Решение КС РФ по данному делу будет принято в закрытом совещании судей и провозглашено дополнительно.

Досрочное голосование

Досрочное голосование объединяет три процедуры разного характера:

  • досрочное голосование отдельных избирателей — проводится в помещениях избирательных комиссий;
  • досрочное голосование отдельных групп избирателей — организованное выездное голосование в отдаленных и труднодоступных местностях;
  • досрочное голосование всех избирателей на избирательном участке — организованное голосование на избирательных участках, расположенных в отдаленных и труднодоступных местностях.

Досрочное голосование (голосование избирателей до общего дня голосования) не следует путать с досрочными выборами (которые проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий органа власти или отдельного депутата).

Досрочное голосование отдельных избирателей [  ]

На протяжении нескольких лет досрочное голосование отдельных избирателей было практически отменено и предусматривалось лишь при проведении референдумов. Однако постановление Конституционного Суда РФ от 15.04.2014 № 11−П признало такое ограничение недопустимым, и уже 5 мая 2014 года федеральный законодатель внес соответствующие изменения в статью 65 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Сроки и место досрочного голосования [  ]

Место досрочного голосования (участковая комиссия или вышестоящая по отношению к ней), как правило, определяется сроком, остающимся до дня голосования. Как и все сроки, установленные избирательным законодательством, эти сроки могут быть сокращены по решению назначившего выборы органа, при проведении досрочных выборов (п. 7 ст. 10 ФЗГ). Максимальный коэффициент сокращения сроков составляет 1/3; иное сокращение сроков, хотя и допускается законом, но практически не встречается в реальности.

Досрочное голосование проводится в тех случаях, когда закон не предусматривает голосование по открепительным удостоверениям. В то же время закон учитывает ситуацию, когда при одновременном проведении выборов в несколько органов власти избирателю может потребоваться и получить открепительное удостоверение, и проголосовать досрочно. В этом случае место досрочного голосования привязывается исключительно к месту получения открепительных удостоверений.

Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что при совмещении выборов у участковых комиссий могут параллельно существовать несколько непосредственно вышестоящих комиссий (территориальная избирательная комиссия для федеральных или региональных выборов и одновременно одна или две избирательных комиссий муниципальных образований для муниципальных выборов). В этом случае досрочное голосование в вышестоящей комиссии будет происходить в разных местах — в ТИК территориальная избирательная комиссия и в ИКМО избирательная комиссия муниципального образования . Такая ситуация, в частности, была в Санкт-Петербурге в единый день голосования 14.09.2014, где досрочное голосование по выборам губернатора происходило в ТИК территориальная избирательная комиссия , а по выборам местных собраний — в ИКМО избирательная комиссия муниципального образования .

В последующих таблицах указаны периоды до назначенного дня голосования, когда досрочное голосование проводится той или иной комиссией. Если среди назначенных выборов имеются выборы, предусматривающие открепительные удостоверения, то местом досрочного голосования будет только комиссия, выдающая открепительные удостоверения.

Порядок работы комиссий [  ]

В соответствии с законом установленный график досрочного голосования должен предусматривать голосование не менее 4 часов по рабочим дням после 16:00 местного времени, а также в выходные дни. Информация о графике должна быть размещена на сайте организующей комиссии, на сайте ИКСРФ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации , опубликована или обнародована иным способом не позднее чем за 10 дней до начала досрочного голосования (п. 3.1 Методических рекомендаций), т. е. в пятницу за 3 недели до выборов.

Комиссии должны установить график дежурств членов с правом решающего голоса (не менее двух человек единовременно), а также предусмотреть возможность сбора заседания в течение суток (а накануне дня голосования — до окончания времени досрочного голосования).

В помещении для досрочного голосования должны иметься оборудованные места для тайного голосования, оно должно позволять размещение всех членов комиссии и участников наблюдения. Сохраняются общие требования к порядку голосования, установленные статьей 64 ФЗГ.

При проведении досрочного голосования и в участковых, и вышестоящих комиссиях вправе присутствовать обычный состав участников наблюдения. Следует обратить внимание на то, что и члены комиссий с правом совещательного голоса, и наблюдатели должны иметь мандат именно той комиссии, которая проводит досрочное голосование. (Формулировка пункта 6 статьи 30 закона допускает и более широкое прочтение, но для снижения риска недопуска пытаться использовать направление наблюдателя УИК участковая избирательная комиссия не рекомендуется.)

Основания досрочного голосования [  ]

Возможность досрочного голосования предоставляется избирателю при наличии уважительных причин, по которым он в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования. В качестве уважительных в законе указаны:

  • отпуск,
  • командировка,
  • режим трудовой и учебной деятельности,
  • выполнение государственных и общественных обязанностей,
  • состояние здоровья.

Закон оставляет перечень открытым и допускает иные уважительные причины.

Процедура досрочного голосования [  ]

Заявление о досрочном голосовании. Досрочно голосующий избиратель подает в комиссию заявление с указанием причины досрочного голосования; заявление должно также содержать имя и адрес места жительства избирателя. Заявление подается в произвольной форме (примерная форма содержится в приложении к Методическим рекомендациям, но она не является обязательной).

Другие публикации:  Двуязычный договор перевод

Действовавшая до 05.05.2014 редакция закона предусматривала, что комиссия вправе проверить указанную в заявлении участника референдума причину досрочного голосования и в случае ее неподтверждения обязана отказать в выдаче бюллетеня. Сейчас право проверять заявления у комиссий отсутствует.

В то же время указание любой причины, не предусмотренной явно законом, требует коллегиального рассмотрения и принятия решения избирательной комиссией (п. 4.2 Методических рекомендаций).

Список досрочно проголосовавших избирателей. В ТИК территориальная избирательная комиссия / ИКМО избирательная комиссия муниципального образования / ОИК окружная избирательная комиссия ведутся списки досрочно проголосовавших избирателей — отдельно по каждому избирательному участку; на каждом листе списка указывается наименование выборов, наименование списка, наименование избирательной комиссии, проводившей досрочное голосование, а также номер и адрес УИК участковая избирательная комиссия (п. 5.1 Методических рекомендаций). Форма списка аналогична форме списка избирателей (п. 5.2 рекомендаций), т. е. должна предусматривать порядковый номер, полное имя избирателя, его год рождения (для 18-летних — точную дату), место жительства, паспортные данные, место для подписи избирателя за каждый выдаваемый бюллетень и подписи выдавшего бюллетень члена комиссии, а также место для особых отметок.

Если досрочное голосование производится в участковой комиссии, то отметки о досрочном голосовании вносятся непосредственно в список избирателей.

Организация работы с бюллетенями. Бюллетени для голосования выдаются дежурным членам комиссии председателем комиссии (заместителем, секретарем) перед началом времени досрочного голосования под роспись в ведомости выдачи бюллетеней и возвращаются по окончании времени досрочного голосования.

Как и в случае обычного голосования, бюллетени заверяются подписями двух членов комиссии с правом решающего голоса и печатью комиссии. И подписи, и печати проставляются комиссией, выдающей бюллетень. В случае, если на участках будут использоваться КОИБ Комплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени , при досрочном голосовании в вышестоящих комиссиях ( ТИК территориальная избирательная комиссия , ИКМО избирательная комиссия муниципального образования , ОИК окружная избирательная комиссия ) используются прямоугольные печати, изготавливаемые специально для этих вышестоящих комиссий.

Методические рекомендации предписывают подписывать бюллетени и проставлять печать комиссии непосредственно перед выдачей избирателям (п. 6.2 рекомендаций). Такой порядок создает трудности и в вышестоящих комиссиях (руководители комиссий обычно опасаются отдавать печать рядовым членам комиссии), и, тем более, в УИК участковая избирательная комиссия , где из-за этого придется отложить до вечера субботы процедуру подписания и простановки оттисков печатей на всех бюллетенях.

Выдача бюллетеня. Перед выдачей бюллетеня принявший заявление член комиссии проверяет по списку, не голосовал ли данный избиратель ранее, и проставляет на заявлении дату и время голосования. (Методические рекомендации предписывают также при голосовании в ТИК территориальная избирательная комиссия проверять наличие избирателя в электронной копии основного списка избирателей, но не указывают никаких дополнительных действий по результатам этой проверки; между тем, для облегчения последующей обработки списка досрочно проголосовавших в участковой комиссии представляется целесообразным делать в таких случаях пометку в графе «Особые отметки» этого списка.)

Заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей (общему списку избирателей при голосовании в УИК участковая избирательная комиссия ). Избиратель (или, с его согласия, член комиссии) вносит в список паспортные данные. Затем избиратель расписывается и получает бюллетень. Для случаев, когда бюллетени в дальнейшем предполагается вводить в КОИБ Комплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени , методические рекомендации предписывают членам комиссии показывать избирателю и, с его согласия, намечать допустимые линии сгиба бюллетеней.

Упаковка заполненного бюллетеня. После заполнения бюллетеня избиратель получает у дежурного члена комиссии конверт и вкладывает в него бюллетень. Если предполагается использование КОИБ Комплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени , то следует обратить внимание избирателя, что линия сгиба бюллетеня не должна проходить через квадраты для отметок. Конверт заклеивается, на заклейке расписываются два члена комиссии с правом решающего голоса, а также желающие члены комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели; подписи заверяются печатью (п. 8 ст. 65 ФЗГ).

Конверты для голосования подготавливаются комиссией. Конверт должен быть изготовлен из непрозрачной бумаги светлого тона, на которой обеспечивается возможность нанесения надписи «избирательный участок № __» чернилами черного, синего или фиолетового цветов и печати (штемпельной краской). Возможно проставление надписи на конверте штампом или типографским способом (п. 3.5 Методических рекомендаций).

Хранение конвертов с бюллетенями осуществляет секретарь соответствующей комиссии.

Передача материалов досрочного голосования в УИК участковая избирательная комиссия . Передача в УИК участковая избирательная комиссия списка проголосовавших досрочно избирателей осуществляется, согласно новой редакции, не позднее дня, предшествующего дню голосования (субботы накануне дня голосования). Понятно, что на практике такая передача должна осуществляться до начала досрочного голосования в УИК участковая избирательная комиссия (если таковое проводится).

Согласно п. 5.3 Методических рекомендаций, список досрочно проголосовавших избирателей, составленный ТИК территориальная избирательная комиссия ( ИКМО избирательная комиссия муниципального образования , ОИК окружная избирательная комиссия ), заверяется председателем и секретарем ТИК территориальная избирательная комиссия ( ИКМО избирательная комиссия муниципального образования , ОИК окружная избирательная комиссия ) и передается по акту соответствующей участковой избирательной комиссии. Примерная форма акта приводится в приложении к рекомендациям. При передаче вправе присутствовать все члены и участники наблюдения из обеих комиссий, для чего их обязаны надлежаще уведомить.

На основании полученного списка и непосредственно после его получения члены комиссии проставляют отметки «Проголосовал досрочно» в списке избирателей (при необходимости дописывая отсутствующих в нем лиц). На заседании комиссии по вопросу готовности участка к дню голосования, определяется процент избирателей, проголосовавших досрочно (для определения необходимости маркировки бюллетеней).

Переданные в УИК участковая избирательная комиссия конверты хранятся секретарем участковой комиссии.

Обработка досрочного голосования утром в день голосования [  ]

Момент обработки конвертов досрочного голосования [  ]

Закон достаточно подробно описывает последовательность действий по обработке бюллетеней досрочного голосования утром в день голосования, но, к сожалению, не дает вполне однозначного ответа на вопрос, до или после открытия помещения для избирателей эти действия выполняются.

Согласно ст. 64, ящики опечатываются «непосредственно перед наступлением времени голосования». Слово «непосредственно» означает, что между двумя указанными событиями ничего иного (включая работу с бюллетенями досрочного голосования) не происходит. Согласно ст. 65, действия с конвертами выполняются «перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов (при их использовании)». Отметим, что неудачная формулировка «перед началом голосования» может толковаться и как «перед установленным временем начала голосования», и как «до голосования первого избирателя». Технические средства подсчета голосов (КОИБ) до установленного времени начала голосования не допускают ввода бюллетеней. В связи с этим большинство экспертов склонялись к выводу о том, что бюллетени досрочно проголосовавших избирателей следует опускать в ящики после 8 часов. Такое толкование в наибольшей степени соответствует нормам закона, пусть и недостаточно четко изложенным. Тем не менее вопрос оставался открытым: осенью 2014 года секретарь ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации Н. Е. Конкин в выступлении на совещании избиркомов в Сочи указал на существующую правовую неопределенность.

На практике встречаются оба варианта: при значительном объеме досрочного голосования работа с конвертами может потребовать очень много времени, и приостановка обслуживания избирателей на такой период недопустима.

В середине августа 2015 года ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выпустил методический документ — Типовой рабочий блокнот — где комиссиям предложено производить действия с конвертами до открытия участка. Рекомендовано даже в субботу устраивать тренировку для хронометрирования времени обработки конверта и определения на этой основе времени начала работы комиссии в день голосования [1] . (Вопрос о том, как это совмещается с КОИБами, там не рассмотрен.)

Порядок обработки [  ]

Председатель УИК участковая избирательная комиссия :

  • оглашает общее число избирателей, включенных в список; число досрочно проголосовавших избирателей, а также число проголосовавших досрочно в помещении вышестоящей комиссии; эта информация размещается на информационном стенде УИК участковая избирательная комиссия ;
  • предъявляет присутствующим для визуального ознакомления конверты с бюллетенями.

После этого конверты вскрываются. Если число проголосовавших досрочно избирателей более 10 человек и более 1% от числа избирателей в списке для голосования, то на обороте бюллетеней, извлеченных из конвертов, ставится печать избирательной комиссии. При использовании КОИБ Комплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени печать ставится так, чтобы она не просвечивала в зонах маркера, прямоугольной печати комиссии, квадратов для отметок избирателей.

Если в одном конверте содержится более одного бюллетеня одного вида, то бюллетени этого вида, извлеченные из конверта, признаются недействительными. Если конверт не подписан двумя членами комиссии, не опечатан, то недействительными признаются все содержащиеся в нем бюллетени. О признании бюллетеней недействительными составляется акт, а на самих бюллетенях на лицевой стороне поперек всех квадратов для голосования делается надпись (например, такая: «Бюллетень признан недействительным в соответствии с пунктом XX статьи 65 федерального закона»), которая заверяется подписью двух членов УИК участковая избирательная комиссия с правом решающего голоса и печатью комиссии. При использовании КОИБ Комплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени надпись о недействительности бюллетеня непременно должна пересекать все квадраты для голосования, но не выходить за пределы маркерной рамки на бюллетене. Подписи членов комиссии и печать выполняются на текстовой части бюллетеня, также в пределах маркерной рамки (см. приложение 3 к Инструкции по КОИБ).

Все бюллетени, включая признанные недействительными, опускаются в стационарный ящик для голосования (вводятся в КОИБ Комплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени в режиме «Стационарный»).

Вскрытые конверты сохраняются и в дальнейшем упаковываются в отдельный пакет, который после подсчета голосов хранится вместе с избирательными бюллетенями.

Особенности обработки при подсчете [  ]

Если число досрочно проголосовавших (как в помещении вышестоящей комиссии, так и в помещении УИК участковая избирательная комиссия ) составляет более 1% от числа включенных в список избирателей (но не менее 10 человек), то по требованию любого члена комиссии или наблюдателя производится отдельный подсчет бюллетеней проголосовавших досрочно избирателей (на этих бюллетенях проставлялась печать на обороте при опускании в ящик для голосования в соответствии с пунктом 8 статьи 65). Результаты такого подсчета оформляются актом.

Независимо от того, принято ли решение о ручном подсчете, в случае, когда число досрочно проголосовавших (как в помещении вышестоящей комиссии, так и в помещении УИК участковая избирательная комиссия ) составляет более 1% от числа включенных в список избирателей (но не менее 10 человек), по требованию любого члена комиссии или наблюдателя производится отдельный подсчет бюллетеней проголосовавших досрочно избирателей (на этих бюллетенях проставлялась печать на обороте при опускании в ящик для голосования в соответствии с пунктом 8 статьи 65). Для этого бюллетени извлекаются из накопительного отсека КОИБ Комплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени , и отделяются бюллетени с печатью комиссии на обороте. Затем производится их сортировка и подсчет [2] . Результаты такого подсчета оформляются актом, а бюллетени упаковываются в отдельные пачки.