Блог

Развод в древних афинах

Брак и семья в Древней Греции

Семья в Древней Греции считалась основой общества, а вступление в брак – гражданской обязанностью. При выборе невесты жених руководствовался социальным положением ее родственников, приданым, которое давал за ней отец или брат. Чувства редко принимались во внимание, а согласия девушки вообще никто не спрашивал, все решали родители жениха и невесты.

Обряду бракосочетания греки придавали очень большое значение. В доме невесты обязательно совершали жертвоприношения, обряд отлучения девушки от родительского очага, а в доме жениха невесту подводили к очагу, что символизировало ее вступление в новую семью. Размер приданого родители жениха и невесты обсуждали в присутствии свидетелей, хотя никаких письменных записей не делали. В случае развода муж обязан был вернуть жене приданое, чтобы она могла снова выйти замуж.

Отец был главным в семье, женщине отводилась второстепенная роль хозяйки дома. Она должна была следить за работой служанок и рабов, вести домашнее хозяйство. Вся ее жизнь проходила в женской половине дома, принимать участие в общественной и политической жизни она не могла, даже на улицу она могла выйти только в сопровождении рабов и служанок. Бедные женщины иногда были вынуждены заниматься торговлей, но это осуждалось обществом.

После смерти отца его имущество переходило сыновьям или человеку, указанному в завещании. Сын для греков символизировал продолжение рода, поэтому если у мужчины не было собственного сына, то он старался усыновить брата своей жены, мужа дочери или сына дочери, то есть собственного внука. В этом случае усыновленный мужчина считался главой семьи, то есть продолжателем рода и семейных традиций.

У древних греков были сильно развиты семейные культы и традиции. Старшему сыну обычно давали имя отца или деда, дочери – имя бабушки. Детям рассказывали историю семьи, таким образом семейные истории передавались из поколения в поколение.

Брачно-семейное право в Древней Греции

В Древней Греции, как правило, существовала моногамная семья. Однако в легендах описываются и более ранние формы брака (клановая, похищение невесты, полигамия), какие наблюдались у народов, стоящих на низшей ступени общественного развития. Герои Гомера часто имели внебрачных жен. В Спарте при сохранении элементов родового устройства господствовал парный брак, а в некоторых отношениях и его более ранняя ступень – брак групповой. Уже Сократ и его ученики ценили в браке полную общность жизни мужа и жены. Необходимым условием признания законности брака было достижение совершеннолетия – 18-20 лет (в Спарте – 30 лет), браки между гражданами разных греческих государств признавались действенными. Брак запрещался с душевнобольным и несвободным. Разрешались браки кровных родственников – брат женился на сестре, дядя – на племяннице. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. Лишь позднее, в эллинистических государствах наступит запрещение кровосмешения и браки между родственниками. Брачная процедура сводилась к заключению договора жениха с отцом или опекуном невесты, причем невеста рассматривалась как объект сделки. Жених был обязан уплатить за невесту, а она приносила в дом мужа приданое. После свадьбы законным представителем жены становился муж; женщина не могла от собственного имени заключать сделки и выступать в суде. Упрощенной была процедура заключения брака в Спарте (кстати, так же, как и развод). Можно было иметь две жены; несколько братьев могли иметь общую жену.

Положение греческой женщины в семье и в обществе было приниженным. Исключение представляла Спарта. Здесь женщины занимали важное положение в обществе, оказывали большое влияние на ход государственных дел, что объясняется главным образом остатками матриархата. С началом активного социального и имущественного неравенства положение женщины в спартанском обществе меняется, становится менее почетным, но именно женщины дали Спарте немало богатых людей. Близки по положению к спартиаткам афинские гетеры – женщины различных социальных рангов, ведущие свободный, независимый образ жизни. Известные гетеры были, как правило, хорошо образованы, знали музыку, философию, литературу и т.д., играли заметную роль в обществе (например, жена Перикла Аспазия).

Главное назначение женщины – рожать детей и прислуживать мужу. На улице она появлялась по большим праздникам – на пути в храм. Видеться с посторонним мужчиной, даже родственником, считалось зазорным. Основным занятием женщины были дети, кухня и прялка. По выражению Платона, женщину называли «госпожой челнока и прялки», с ее мнением не принято считаться. Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий, а для женщины, напротив, – она изгонялась из дому, ее приданое не возвращалось. Расторжение брака происходило в случае смерти одного из супругов, при утрате гражданства или разводе. Развод в греческом праве возник из возможности изгнания виновной (например, в прелюбодеянии) жены. В Спарте, в силу специфики семейных отношений, институт прелюбодеяния большого развития не получил. Расторжение брака с невиновной в случае бездетности осуществлялось в Спарте с начала V в. до н.э. Позже развод повсеместно стал возможен по инициативе жены или по взаимному согласию. В каждом таком случае приданое жене возвращалось.

Основу власти главы дома составляла сосредоточенная в его руках частная собственность на средства производства. В состав семьи входили лица, подчиненные хозяину дома – жена, дети, в том числе усыновленные, рабы. Институт усыновления получил широкое распространение в греческом праве. Так, по Гортинской правде, каждый взрослый мужчина, даже если он имел сыновей, мог принять в народном собрании обряд усыновления. В отличие от этого в Афинах право на усыновление полноправных граждан имели только те, кто не имел детей мужского пола. Власть отца над детьми сначала была почти неограниченной (в досолоновских Афинах отец мог продать детей в рабство), с течением времени ослабляется, но все же остается значительной. Отец мог лишить сына наследства за неповиновение или совершение позорящего поступка.

От XXVII до н.э. до V нашей эры

Женщины и семья

Не всех девушек воспитывали для роли жены. Некоторые из них становились гетерами — подругами богатых мужчин. Они вели обеспеченную жизнь и могли присутствовать на пирах вместе с мужчинами.

Супруг мог отослать жену обратно в родительский дом, оставив детей у себя. Для этого ему достаточно было отречься от нее при свидетелях. Женщине, чтобы развестись, надо было обратиться к архонту, чтобы тот официально оформил развод при условии, что для того имеются веские основания. Развод мог состояться по требованию третьих лиц – отца или брата жены.

Другие публикации:  Минимальные тарифы адвокатов

Положение женщины

В доме женщина играла главную роль. Она ведала расходами, вела хозяйство, наблюдала за рабами и собственными служанками, пряла и ткала, а также заботилась о детях и ухаживала за другими членами семьи, когда те болели.

Муж после свадьбы – становился опекуном жены: без его согласия она не могла распоряжаться своим
имуществом. Жизнь богатой замужней женщины в Афинах протекала в кругу семьи. Ей разрешалось посещать подруг или приглашать их к себе в гинекей на обед, но этим и ограничивался круг ее общения. У нее почти не было других предлогов, чтобы выйти из дома. Женщинам из бедных семей чаще удавалось покидать свой дом: они делали покупки на рынке и пополняли запасы воды, что давало возможность ближе познакомиться с настоящей жизнью.

День бракосочетания

В этот день обе семьи приносили жертвы богам и устраивали праздник – каждая семья в своем доме. Отец отрекал дочь от родительского дома и освобождал от всех уз, чтобы она могла вступить в новую семью. Жених или жрец («вестник») перевозил невесту, одетую в белое платье и с покрывалом, наброшенным на лицо, в новый дом на колеснице. Процессию сопровождали гимны в честь бога Гименея. Бедняки довольствовались простой повозкой и не нанимали музыкантов. Невеста не должна была входить в свое новое жилище сама: ее переносил через порог на руках муж в знак того, что она присоединяется к культу и домашним богам повой семьи. Продолжение »

За день до свадьбы невеста приносила в жертву богине Артемиде свои игрушки, что символизировало ее прощание с детством. Потом она омывалась водой из священного источника, принесенной в специальном сосуде под названием лутрофор.

Девушка выходила замуж около 15 лет, но муж ее мог быть значительно старше.
Философ Платон считал, что 30-35 лет – самый подходящий возраст для мужчины, чтобы обзаводиться семьей. Мужа для девушки выбирал отец, он же по доброй воле обеспечивал ее приданым -деньгами, недвижимостью или даже землей.

Женщины и семья

Женщины в Древней Греции вели весьма замкнутую жизнь даже по сравнению с другими древними цивилизациями. Они не принимали участия в политической жизни государства, зато обладали правом собственности на землю и прочее имущество. Их жизнь во многом контролировалась родственникахми-мужчинами: сначала отцом и братьями, затем мужем и даже сыновьями.

Свадьбы и брак в древней Греции

Свадебные обычаи древней Греции имеют богатую многовековую историю, любопытные факты и подробности, которые сохранились и дошли до наших дней в виде рисунков на античных вазах. Эти бесценные исторические эпизоды рассказывают, насколько разным было восприятие супружеской жизни между женщинами и мужчинами, насколько разными были законы для жен и мужей. Одним принадлежали господство и все удовольствия мира, другие довольствовались скромным радостями семейной жизни.

Так что же скрывалось за пышной свадьбой с цветами и лентами, колесницами и флейтами, песнями и плясками? Какая жизнь ожидала мужчин после свадьбы, и что было уготовлено для девушек? Давайте познакомимся поближе с обычаями и традициями свадьбы в древней Греции и постараемся воссоздать картину прошлых столетий.

Брак в древней Греции — Суровые законы вступления в брак

В древней Греции девушек выдавали замуж еще до полового созревания, пока они молоды и чисты. Не успев проститься с детскими игрушками, девочки в возрасте до 12 лет были вынуждены покинуть отчий дом и становиться женами юнош или мужчин старшие их на 12-15 лет.

Люди доживали примерно до 28-30 лет, в 40-летнем возрасте человек уже считался стариком. Редко кто умирал своей смертью: либо болезни уносили человеческие жизни (медицина находилась на очень низком уровне), либо многочисленные войны. Чем быстрее девушка выходила замуж, тем быстрее и больше она могла воспитать будущих воинов, на защиту которых рассчитывало государство.

В Древней Греции не знали ни запретов на секс, ни абортов. У каждого грека могло быть столько детей, сколько могла родить жена или жена + любовница. В среднем 10-12 детей. Однако в виду высокой смертности до детородного возраста выживало лишь 1-2 ребенка.

Еще об оной причине раннего вступления в брак мы расскажем чуть позже.

Брак в древней Греции сопровождался подписанием брачного договора, по которому девушка переходила в собственность своему мужу за определенную оплату. До появления чеканных монет в древней Греции использовались различные денежные единицы, находившиеся в обороте в том или ином веке. Это был и скот и натуральные продукты и драгоценные металлы. В зависимости от внешности невесты, ее работоспособности и достатка семьи за девушку могли отдать от 1 до 20 коров или овец или же мешок ячменя или 10-30 сиклей (единица измерения серебром, 1 сикль = 11,4 гр. серебра). С течением времени выкуп невесты носил уже символический смысл. Сегодня у некоторых народов покупка невесты по сей день является обязательным условием свадебного ритуала, даже если она носит обрядово-символический характер.

До современной Греции этот обычай дошел в символическом смысле: как и в России, жених платит выкуп за невесту ее подружкам.

Условно свадьбу в древней Греции можно поделить на три этапа: помолвка, пиршество в доме невесты, пиршество в доме жениха.

По традиции свадьбе в древней Греции предшествовала помолвка. Как говорилось выше, брак — это договор купли-продажи невесты, детали которого — размер оплаты и дата свадьбы — обсуждались на помолвке. Договор подписывался между отцом невесты и женихом, участие невесты при этом не требовалось. По местным обычаям невесту не знакомили с женихом до дня самой свадьбы.

Если заглянуть в историю древней Руси можно найти моменты, которые тесно переплетаются с древнегреческой историей. Так замужество на Руси — это взаимовыгодная сделка, заключаемая между родителями невесты и жениха. Родители девушки выбирали будущего родственника, исходя из сословных и имущественных интересов. На помолвке молодых знакомили, ну а далее — неизбежная свадьба. Мнение девушек, разумеется, при этом не учитывалось, жили по старинному убеждению: стерпится, слюбится.

Современная помолвка в Греции или обручение совершается за несколько месяцев или даже за год до свадьбы. Как и в древности, главная цель помолвки — подписание брачного контракта между родителями жениха и невесты. В этот же день происходит обмен сторон свадебными кольцами, назначается дата свадьбы.

Другие публикации:  Адвокат зайцев павел

Наряды жениха и невесты

В день свадьбы девушки одевали длинное, украшенное вышивкой, платье с застежками на плечах. Голова покрывалась головным убором или покрывалом (сегодня это называется фата). Наряд мужчины представлял собой прямоугольный кусок материи, также скрепленного на плечах застежками и не сильно отличался от женского.Одежда молодоженов в древней Греции была обязательно белого цвета, как символ чистоты и света. Кстати, традиция надевать на свадьбу белое платье зародилась именно тут.

В современной Греции, помимо белого платья невесты, сохранилась традиция покрывать голову венками: новобрачные надевают тонкие венцы, соединенные между собой шелковой белой лентой, символизирующие единство.

Свадьба в древней Греции

К алтарю молодожены отправлялись на украшенной цветами повозке в сопровождении гостей, флейтистов, барабанщиков и факельщиков.

В первый день праздник начинался в отчем доме невесты и заканчивался в доме жениха. Обязательными атрибутами свадьбы были шумное веселье, песни и пляски, которые, как верили греки, изгоняли злых духов. Актуально создание шума и в современной Греции: на свадьбе к машине привязываются жестяные банки.

Обычай праздновать свадьбу с размахом несколько дней постепенно утратил свою ценность. С течением времени пиршества становились все более скромными и расточительство уже не приветствовалось. Эта традиция дошла и до наших дней

Молодоженов на свадьбе осыпали монетами, финиками, фигами, орехами, что символизировало достаток и счастье в семье. Такая традиция сохранилась во многих странах.

В древней Греции жениху и невесте было непозволительно употреблять алкоголь. Не смотря на то, что вино греки делали отменное, употребляли они его в разбавленном виде. Пьянство считалось позором и каралось общественностью. Однако правила созданы для того, чтобы их нарушать, и нарушались они довольно часто: за стенами городов царила иная нравственность и мораль.

Интимная жизнь после свадьбы

По достижении половой зрелости юные девы, как считают историки, становились похотливыми самками, лишенными сдержанности и самоконтроля. За ними нужно было приглядывать, чтобы они хранили свое целомудрие. Самым верным решением считалось отдать девочку замуж. И до и после женитьбы девушки держались взаперти из страха прелюбодеяния.

Брак в древней Греции — это ничто иное как воспроизводство потомства. Незавидная судьба ожидала девушек после свадьбы: они практически приравнивались к рабыням, в том числе и в сексуальной жизни.

Замужняя женщина занималась хозяйством и воспитанием детей, соблазнительными их назвать было нельзя. Как говорилось в те времена — девочки для дела, мальчики — для удовольствий. Мужья предпочитали удовольствия на стороне — в стране процветали проституция и гомосексуализм.

Понравилась эта статья? Проголосуйте за нее (в самом начале страницы) или поделитесь в соц. сетях, а так же вы можете оставить свои комментарии. Будем благодарны вам!

Развод и девичья фамилия: как расторгали браки в древности

Люди встречаются, люди влюбляются, женятся. А после свадьбы судьбы новобрачных порой складываются совсем неожиданным образом. Одни живут долго и счастливо, другие, увы, расходятся. В наши дни развод, во всяком случае, с юридической точки зрения, является делом довольно заурядным. Но так было далеко не всегда. «Апрель» разбирается, как разводились люди в древности.


О том, как обстояли дела с супружеством в Междуречье, сегодня известно благодаря своду Законов Хаммурапи – одному из древнейших памятников права в мире, созданному в начале второго тысячелетия до н.э. Кодекс, названный в честь тогдашнего правителя Вавилона, включал, в том числе, раздел, посвященный семейному праву.

В Месопотамии женщины занимали подчиненное положение в обществе, что, конечно, не могло не сказаться на характере брачно-семейных отношений.

Согласно вавилонскому законодательству, мужчина имел право оставить жену по причине её болезни, бесплодия, измены и т.д. «Безнравственное поведение» супруги, включающее широкий спектр проступков («задумала уйти, расточительствовать принялась, дом свой разоряла, унижала своего мужа»), также являлось основанием для развода.

При этом за главой семьи оставался выбор: прогнать экс-супругу из дома, не вернув приданого и не дав никакой другой «разводной платы», либо оставить её в доме, но уже в качестве рабыни, и жениться на другой.


В случае, когда жена «возненавидела мужа» и отказала ему в интимной близости, дело подлежало детальному рассмотрению со стороны общины. Если в остальном поведение женщины не вызывало нареканий, а вот её супруг, напротив, совсем потерял совесть – изменял ей, унижал, вавилонянка могла забрать приданое и вернуться в дом отца. Если же отказ спать со своей «второй половиной» был вызван разгульным образом жизни женщины, её следовало утопить.

Вероятно, общество относилось к разведенным дамам без предубеждения, поскольку если женщине, которая разошлась с мужем, удалось избежать смертной казни или пожизненного рабства, вероятно, никакой вины в супружеской жизни за ней не значилось.


В отличие от многих других древних царств, в долине Нила женщины обладали почти равными с мужчинами правами – в том числе и имущественными. Поскольку египтянка могла единолично владеть собственностью, супруги в обязательном порядке заключали брачный контракт.

Первоначальный бюджет молодой семьи, как правило, складывался из состояния жениха и приданого невесты в приблизительном соотношении 70 к 30%. При расторжении брака – инициатором которого могла выступать женщина – жене, как правило, доставалась не менее трети совместно нажитого, то есть средства, внесенные египтянкой на этапе женитьбы, а также определенная сумма-компенсация.

Впрочем, единых правил распределения материальных благ в семье не существовало: соглашения составлялись индивидуально для каждого случая. Бывало и так, что по брачному контракту мужчина принимал на себя обязательство содержать экс-жену и детей, покуда есть подобная необходимость.

Что могло послужить причиной развода в Древнем Египте? В принципе, всё то же, из-за чего расходятся люди сейчас – несхожесть характеров, супружеская неверность. Не составляли исключения и побои.

Правда, из-за эпизодического избиения шум поднимать было не принято. Однако, если муж слишком уж увлекался демонстрацией своей физической силы, супруга могла подать в суд. Помимо симметричного физического наказания виновного ждали также финансовые потери – мужчину лишали права на долю в совместно нажитом имуществе.

В целом, египтяне относились к разводу довольно нейтрально, общество не осуждало разведенных женщин. Поскольку жить бобылем в Египте было не принято, люди часто женились во второй и более раз.


По сравнению с египтянками, женщины Древней Греции чувствовали себя куда менее вольготно как в браке, так и в разводе. По сути, ни о какой самостоятельности – ни в имущественном, ни в любом другом ключе – в жизни гречанки не могло быть и речи.

Другие публикации:  Доверенность аренду квартиры

В детстве девочка, подобно остальным членам семьи, находилась во власти отца. Повзрослев, из-под отцовского крыла она попадала под опеку мужа.

Расторжение брака по инициативе мужа проистекало предельно легко. Уличив жену в прелюбодеянии или в любом другом проступке, мужчина мог «отослать» супругу обратно в родительский дом.

Для совершения этого акта не требовалось присутствие официальных лиц, равно как и доказательства вины женщины. В случае развода по причине супружеской неверности, приданое не возвращалось.

Женщине расторгнуть брак было куда сложнее. Чтобы уйти от супруга с чистой совестью и не с пустыми руками, гречанке следовало обратиться к архонту (высший чиновник в типичном греческом полисе) и предоставить письменное обоснование своего решения.

Конечно, архонт мог и не удовлетворить требование женщины. В обществе в целом крайне негативно относились к дамам, дерзнувшим пойти поперек воли супруга, поэтому разводы по инициативе жены были скорее исключением, чем правилом.

Кстати, подать на развод могла также третья сторона. Отец невесты имел право развести её с мужем, если желал вернуть в свой дом или выдать замуж за другого. Законный супруг также мог отдать свою спутницу жизни в жены другому человеку, согласия женщины, по-видимому, не требовалось.


Первый задокументированный развод в Древнем Риме относится к концу четвертого столетия до н.э. Тогда, в период ранней республики, разводы были нечастым явлением: римляне осуждали тех, кто ставил личные интересы выше государственных и позволял своей «ячейке общества» распасться.

И все же супруг имел право изгнать провинившуюся (бесплодную, изменницу и т.д.) жену из дома. Женщины Древнего Рима в те времена находились в таком же зависимом положении от мужчин, как и гречанки, и едва ли могли ответить «своему господину» взаимностью.

Позже, ближе к началу Новой Эры, получила распространение более демократичная форма брака sine manu — «без руки», в которой замужняя женщина находилась под опекой отца или другого старшего родственника, но не мужа. После рождения третьего ребенка опека снималась полностью.

Супруги, таким образом, оказывались примерно в равном положении относительно друг друга. Женщина могла подать на развод и получить обратно свое приданое. Деньги не возвращались только в том случае, если у мужа имелись неопровержимые доказательства неверности своей второй половины.

Согласно законам императора Августа, разведенные дамы и вдовы должны были устроить свою личную жизнь не позднее, чем через 6 месяцев после расставания с прежним супругом.

Несмотря на то, что разводы и повторные браки в поздний период Римской республики и далее Империи были делом довольно привычным, разведенные дамы могли столкнуться с пренебрежительным отношением со стороны общества. Римляне считали развод признаком определенной моральной распущенности, и считали действительно добродетельными только женщин, которые состояли в браке лишь один раз.

Развод в древних афинах

Брачно-семейное право Древней Греции

Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый главой семьи. Развод для мужчин был свободен, для женщин, занимавших в семье подчиненное положение, развестись было сложно. Родительская власть, первоначально очень широкая, ослабляется с течением времени.

Господствующей формой брака становится в период империи брак без власти мужа. Обязательным условием установления брачных отношений признается свободно выраженное согласие брачующихся — как жениха, так и невесты. Брак по расчету — особенно в среде имущих классов общества — становится обыкновенным явлением. При этом господство мужа в семье (хотя и лишенное прежних атрибутов власти) признается как в праве, так и в обычае.

Освободившись от религиозных и моральных оков прошлой эпохи, брак сделался легкорасторжимым, непрочным. Император Август (27г. до н.э. — 14г. н.э.) пытался исправить положение с помощью репрессивного законодательства. Была установлена в числе прочего уголовная ответственность жены за супружескую неверность, ограничено право разводов. Лицам, не состоявшим в браке, было запрещено принимать наследство по завещанию. Лица, хотя и состоящие в браке, но не имеющие детей, могли принимать его в половинном размере.

Был, наконец, введен налог на безбрачие. Закон устанавливал, естественно, и брачный возраст: от 25 до 60 лет для мужчин, от 20 до 50 лет для женщин.

Несмотря на все эти меры цель достигнута не была. Напрасно Август настаивал на строгом исполнении закона. “Бурное сопротивление, — писал римский историк и юрист I — II веков н.э. Гай Светоний, — заставило Августа отменить или смягчить наказание”.

Раздельность имущества супругов становится общим правилом. Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены.

Меняется к лучшему и положение детей. Власть отца над ними ослабевает. Убийство детей признается преступлением. Освобождение сыновей из-под власти отца намного облегчается. Предоставление сыну особого имущества еще при жизни отца (пекулия) получает защиту претора. Облегчается порядок усыновления внебрачных детей и т.д.

Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей умершего отца. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали другие родственники. Наследование по завещанию вводится реформой Солона. Завещание считалось действительным, если при его составлении завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию. Завещать имел право лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.