Блог

Смена юридического адреса отчетность

Куда сдавать отчетность в период смены юридического адреса?

Здравствуйте. Компания хочет сменить юридический адрес. Подала заявления на его смену. По старому адресу уже снята с учёта, а по новому ещё не зарегистрирована. Куда сдавать отчетность? Разные города.

Ответы юристов (1)

Валерий, после того как новая налоговая инспекция выдаст свидетельство о постановке на налоговый учет, организация должна будет сдавать отчетность уже в эту инспекцию.

В промежутке между снятием и постановкой на учет организация будет работать в обычном режиме. И всю отчетность будет сдавать уже в свою будущую ИФНС, а также указывать все ее реквизиты в платежных поручениях. Организация считается поставленной на налоговый учет с того числа, когда были внесены изменения в ЕГРЮЛ, что подтверждается выпиской из реестра и свидетельством о внесении изменений в учредительные документы компании. И так как карточка по расчету с бюджетом заведена именно в новой налоговой инспекции, то и платить нужно по новому месту.

На практике бухгалтеры многих организаций подстраховывают себя и сдают отчетности в обе инспекции. Как оказывается позже, не зря… Так как прежняя налоговая может за несданную отчетность приостановить все операции по счетам.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Смена юридического адреса: куда сдавать отчетность?

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Cветланы (г. Москва)

После перерегистрации ООО и смены юр.адреса 30 ноября 2009г, в какую налоговую надо сдавать годовую отчетность: в прежнюю или в новую?

Отчетность сдается по месту постановки на учет (п. 3 ст. 80 НК РФ). Соответственно, после смены адреса Вам необходимо подъехать в новую налоговую и получить свидетельство о постановке на налоговый учет. С даты получения этого свидетельства Вы сдаете отчетность в новую налоговую.

Получить персональную консультацию по регистрации и перерегистрации фирм в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях специалиста.

Как сдавать 2-НДФЛ и 6-НДФЛ при смене юридического адреса: новый подход налоговиков

Смена юридического адреса для любой компании довольно хлопотное занятие в целом, но еще больше вопрос возникает при необходимости подачи деклараций, расчетов, сведений в горсорганы и уплаты налогов. Рассмотрим ситуацию о том, как подавать сведения по 2-НДФЛ и 6-НДФЛ при смене юридического адреса компании. Актуально это еще и потому, что с недавних пор в установленном порядке произошли радикальные изменения.

Какие КПП и ОКТМО указывать?

По форме 6-НФДЛ компании обязаны подавать сведения каждый квартал, по форме 2-НДФЛ — раз в год. В обоих унифицированных бланках предусмотрено обозначения реквизитов КПП и ОКТМО. Логично, что при переезде компании эти реквизиты меняются. О том, как заполнять обсуждаемые формы, в том числе и при смене адреса, говорится в разъяснительных положениях, которые периодически выпускают налоговики.

В частности, пункт 1.10 порядка, утвержденного приказом Налоговой службы РФ от 14.10.15 № ММВ-7-11/450, устанавливает, что при подготовке формы 6-НДФЛ коды ОКТМО нужно указывать по каждому адресу осуществления деятельности компании отдельно. Так, компании — налоговые агенты по НДФЛ должны прописать коды ОКТМО муниципальных образований, на территории которых располагаются и обособленные подразделения, и головной офис. Таким образом, имея несколько мест регистрации в Налоговой по разным ОКТМО, компании придется подать форму 6-НДФЛ в каждое место налогового учета. Такая необходимость возникает при наличии у компании обособленных подразделений, а также при осуществлении деятельности в рамках специального налогового режима по единенному вмененному налогу.

В отношении реквизита КПП у чиновников также имеются разъяснения. Приведены они в пункте 2.2 того же Порядка. Регламенты пункта гласят, что подавая сведения по форме 6-НФДЛ, нужно указать КПП, действующий на момент представления сведений и обозначенный в свидетельстве о постановке на налоговый учет. Такие требования актуальны и для обособленных подразделений, и для головного офиса компании.

Аналогичный порядок действует и в отношении формы 2-НДФЛ, порядок представления сведений налоговикам при смене адреса изложен в абз. 2 и 7 раздела III Порядка, утвержденного приказом ФНС РФ от 30.10.15 № ММВ-7-11/485, а также в письме Минфина РФ от 19.11.15 № 03-04-06/66956.

Ранее чиновники придерживались мнения о том, что формы 6-НДФЛ и 2-НФДЛ при смене юридического адреса нужно представить налоговикам только по новому месту расположения юрлица.

Таким образом, из действующих положений ФНС и Минфина можно сделать очевидный вывод: переезжая, компания подает одну отчетность по обеим формам, в которой нужно отразить информацию и до момента переезда, и после него. Сведения направляются в Налоговую по новому адресу, следовательно, и реквизиты КПП с ОКТМО прописываются «новые».

Мнение чиновников изменилось кардинально!

Такой порядок действовал до конца прошлого года, но в своем письме от 27.12.2016 № БС-4-11/25114 налоговики радикально изменили свой подход к приему отчетности по НДФЛ от компаний, сменивший адрес регистрации.

Так, согласно новому письму, при смене юридического адреса за данный период отчетности, налоговый агент обязан представить сведения по формам 6-НДФЛ и 2-НДФЛ и по «старому» адресу налогового учета, и по «новому».

Получается, что нужно направить налоговикам два комплекта сведений, при этом по прежнему месту учета в формах указываются сведения до момента переезда, а по новому месту — после переезда. Более того, в формах нужно указывать разные коды ОКТМО, но один только «новый» КПП.

Как платить налоги и сдавать отчетность при смене юридического адреса

Для бухгалтера смена юридического адреса компании — дело достаточно хлопотное. Надо вовремя внести изменения в ЕГРЮЛ, провести сверки по налогам, получить новое свидетельство и т.п. Но и окончание переезда не означает, что все проблемы позади. Уже на новом месте бухгалтера поджидают каверзные вопросы о порядке уплаты налогов и сдаче отчетности за периоды, предшествующие смене адреса. Ситуация осложняется тем, что в конце прошлого года регулирование этих вопросов заметно изменилось. Не ошибиться с уплатой налогов и представлением отчетности при переезде поможет наша статья.

Согласно п. 1 ст. 83 Налогового кодекса, организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации и месту нахождения ее обособленных подразделений. Из этого со всей очевидностью следует, что изменение места нахождения организации влечет также и снятие с налогового учета по прежнему месту нахождения и постановку на налоговый учет по новому.

Данная операция проводится налоговыми органами самостоятельно, в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 84 НК РФ. Так, налоговый орган по старому адресу в течение 5 рабочих дней со дня внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ должен снять компанию с учета и переслать документы в новую инспекцию. Налоговый орган по новому адресу, получив эти документы, должен поставить организацию на налоговый учет. При этом свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту нахождения, признается недействительным и не представляется в налоговый орган по новому месту нахождения. Датой постановки организации на учет по новому месту нахождения является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юридического лица (п. 3.6.3 Приложения № 1 к приказу МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178).

Определяющим фактором при переезде является дата отражения в ЕГРЮЛ нового адреса: до этой даты компания продолжает числиться на налоговом учете по старому адресу, а со дня внесения изменения в ЕГРЮЛ — уже по новому. (Это правило применяется, несмотря на то, что на фактическую пересылку дела НК РФ отводит 5 дней и нового свидетельства у налогоплательщика еще может не быть).

Так что ответ на вопрос о порядке уплаты налогов и представления отчетности, по общему правилу, зависит от того, будет ли внесена на дату соответственно уплаты или представления запись в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения юридического лица. Контролировать внесение записи необходимо по соответствующей выписке из реестра. Благо, что заказать ее теперь не составляет труда, не выходя из офиса.

Определившись с общим правилом, давайте подробнее остановимся на каждом налоге в отдельности, поскольку правил без исключений не бывает.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 288 НК РФ налогоплательщики — российские организации, имеющие обособленные подразделения, производят исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата авансовых платежей, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

Как видим, НК РФ связывает перечисление авансовых платежей с местом нахождения организации на момент их уплаты. А значит, сумма авансового платежа перечисляется организацией в бюджет по месту своего прежнего нахождения, если платеж производится до момента внесения в ЕГРЮЛ записи о смене места нахождения. После появления такой записи налог нужно платить уже в бюджет по новому адресу. Это правило действует при перечислении любых авансовых платежей (как квартальных, так и ежемесячных, в т. ч. рассчитываемых по фактической прибыли), а также при уплате налога по итогам года.

Несколько сложнее с отчетностью по налогу на прибыль, поскольку она всегда сдается за прошедший период (п. 1 ст. 289 НК РФ). Но при этом в НК РФ говорится, что такую декларацию надо представить в налоговые органы по месту нахождения организации и месту нахождения каждого ее обособленного подразделения. А в порядке заполнения декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 19.10.16 № ММВ-7-3/572@) эти положения конкретизируются. В частности, в п. 3.2 Порядка говорится, что в декларации указывается КПП, который присвоен организации тем налоговым органом, в который представляется декларация. При этом КПП организации по месту ее нахождения указывается согласно документу, подтверждающему постановку на учет организации в налоговом органе.

Значит, и при сдаче отчетности будет применяться приведенное выше общее правило. Если отчетность сдается до момента внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения юридического лица, то ее надо отправить в «старую» инспекцию (ведь именно этот КПП указан в действующем свидетельстве о постановке на учет). А если отчетность приходится сдавать уже после переезда (то есть когда старое свидетельство уже утратило силу), то ее надо подать в «новую» ИФНС, даже если относится эта декларация к периодам, предшествующим переезду.

Например, если организация сменила адрес в феврале 2017 года (дата внесения записи в ЕГРЮЛ — 20 февраля), то годовую налоговую декларацию за 2016 год она должна подать в старую инспекцию, если делает это до 19 февраля включительно. А с 20 февраля такая декларация должна представляться уже в налоговый орган по новому адресу, с указанием соответствующих КПП и ОКТМО (п. 4.1.2 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Неверное заполнение кода ОКТМО не является основанием для отказа в приеме налоговой декларации (п. 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы, утв. приказом Минфина России от 02.07.12 № 99н, письмо ФНС России от 25.02.2014 № БС-4-11/3254). Также неверное указание КПП и (или) ОКТМО при уплате налога не влечет начисления пеней или штрафов (см. «Что делать, если в платежке на уплату налогов допущена ошибка»).

Уплата налога при УСН и авансовых платежей по нему, согласно п. 6 ст. 346.21 НК РФ, производится по месту нахождения организации. По месту нахождения представляется и налоговая декларация (п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

Эти формулировки означают, что «алгоритм ЕГРЮЛ» без каких-либо оговорок применяется при смене адреса компаниями, находящимися на УСН: пока в реестре числится старый адрес, налог и (или) декларация платится и сдается в «старую» налоговую (с указанием соответствующего КПП и ОКТМО). А с даты внесения изменений в реестр деньги и отчетность должны направляться в инспекцию по новому месту нахождения компании с указанием новых КПП и ОКТМО. Подтверждение вновь находим в порядке заполнения декларации по УСН (утв. приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). В п. 3.2 Порядка, также как и в случае с налогом на прибыль, говорится, что надо указать КПП именно того налогового органа, в который сдается декларация. А взять этот КПП нужно из свидетельства о постановке на учет.

Другие публикации:  Договор на услугу по заправке картриджей

Согласно п. 2 ст. 174 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах. То есть и в этом случае действует выведенное нами общее правило. Если НДС перечисляется в бюджет до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о смене места нахождения, налог уплачивается организацией по реквизитам «старой» инспекции. Если же налог платится после внесения в реестр указанной записи, то его следует перечислять по реквизитам «новой» ИФНС.

Подтверждение этому правилу снова находим в порядке заполнения декларации по НДС (утв. приказом ФНС России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@). Пункт 18 Порядка говорит, что КПП для отражения в декларации нужно брать из свидетельства о постановке на учет. А п. 34.1, что в декларации указывается ОКТМО той территории, где уплачивается налог (т. е. по месту нахождения организации — ст. 174 НК РФ).

Транспортный налог

Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. В силу пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения транспортных средств (кроме водных и воздушных) признается место нахождения организации или ее обособленного подразделения, по которым в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство. Регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации. Это предусмотрено подпунктом 24.3 «Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» (утв. приказом МВД России от 24.11.08 № 1001).

Получается, тут вроде бы тоже должен действовать общий порядок уплаты налога при переезде. Однако в отношении транспортного налога есть свои тонкости.

Дело в том, что согласно п. 1 ст. 83 НК РФ, организация подлежит постановке на налоговый учет по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств. Причем, такая регистрация проводится не по заявлению организации, а в автоматическом режиме, на основании данных ГИБДД (п. 5 ст. 83 НК РФ). Значит, при изменении места нахождения фирма продолжает находиться на учете в «старом» налоговом органе в качестве владельца транспортного средства до момента поступления от регистрирующего органа данных о снятии с регистрационного учета транспортных средств в связи с изменением места нахождения налогоплательщика. Получается, что какое-то время организация должна уплачивать налог и отчитываться одновременно перед двумя налоговыми: перед «новой» в силу прямого указания в статье 363 НК РФ, и перед «старой», т.к. до поступления данных из ГАИ состоит в ней на учете по месту нахождения транспортных средств.

Что касается отчетности, то выход из этой коллизии находим в п. 5.1 Порядка заполнения декларации по транспортному налогу (утв. приказом ФНС России от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@). Там сказано, что в случае изменения места нахождения организации и снятия с учета в течение налогового периода транспортного средства на территории, подведомственной инспекции по предыдущему месту нахождения организации, декларация представляется в инспекцию по новому месту нахождения организации и регистрации транспортного средства. При этом раздел 2 декларации представляется по каждому ОКТМО, на территории которых на налогоплательщика зарегистрированы (были зарегистрированы) в налоговом периоде транспортные средства с учетом коэффициента, определяемого по коду строки 160 декларации.

Что же касается уплаты налога, то мы считаем, здесь нужно руководствоваться положениями ст. 363 НК РФ. То есть и с момента смены адреса в ЕГРЮЛ уплачивать налог (в т. ч. и за период до переезда) по новому месту нахождения. Ведь смена места нахождения организации в силу п. 5 ст. 83 НК РФ влечет автоматическую смену места нахождения транспортных средств для целей налогообложения. И никакой зависимости от действий ГАИ и постановкой налогоплательщика на учет по месту нахождения транспорта в данном случае НК РФ не устанавливает.

Налог на имущество

Согласно п. 3 ст. 383 НК РФ, в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации. При этом по объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по месту нахождения объекта недвижимого имущества (п. 6 ст. 383 НК РФ).

В силу ст. 384 НК РФ, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений. А ст. 385 НК РФ требует, чтобы организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивала налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.

Мы видим, что налог на имущество имеет разные правила уплаты в зависимости от типа объекта налогообложения. Поэтому тут бухгалтеру нужно быть вдвойне внимательным. Но в общем случае налог на имущество тоже подчиняется общему правилу, которое мы вывели выше. Согласно п. 4.2 порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество (утв. приказом ФНС России от 24.11.11 № ММВ-7-11/895), в разделе 1 декларации по строке 010 указывается код по ОКТМО, по которому подлежит уплате сумма налога. Значит, после внесения записи в ЕГРЮЛ в этой строке указываем ОКТМО нового адреса.

Исключение составляют суммы налога (авансовых платежей), уплачиваемого в отношении объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также которые располагаются вне места нахождения организации или ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс. По данным объекта недвижимости налог на имущество всегда уплачивается в бюджет по месту их нахождения. Туда же представляется и налоговая декларация (п. 1 ст. 386 НК РФ).

Как платить НДФЛ

В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ сума налога, удержанная налоговым агентом, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. При этом налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Из сказанного следует, что порядок перечисления НДФЛ «завязан» на место нахождения организации. Поэтому в данном случае наш «алгоритм ЕГРЮЛ» будет в полной мере применяться и в отношении удержанных сумм НДФЛ: если срок, установленный п. 6 ст. 226 НК РФ, наступает в период, когда по данным ЕГРЮЛ организация еще не переехала, то суммы надо отправить в бюджет по старому ОКТМО. А если на дату наступления срока перечисления налога в ЕГРЮЛ числится уже новый адрес, то следует указать соответствующий ему ОКТМО. При этом суммы, уплаченные до переезда, не пропадут, т. к. после снятия компании с учета «старая» инспекция передаст в «новую» карточку расчетов с бюджетом налогового агента по соответствующему ОКТМО (письмо ФНС России от 27.12.16 № БС-4-11/25114@).

Как сдавать 2-НДФЛ и 6-НДФЛ: новый подход ФНС

Отдельно нужно остановиться на правилах представления отчетности по НДФЛ. Дело в том, что тут недавно произошли кардинальные изменения, вызванные упомянутым выше письмом налоговой службы о передаче между инспекциями карточек РСБ при переезде компании. Но обо всем по порядку.

Как известно, налоговые агенты по НДФЛ должны отчитываться перед налоговыми органами ежеквартально по форме 6-НДФЛ и ежегодно по форме 2-НДФЛ. Обе формы предусматривают указание КПП и ОКТМО, которые меняются при переезде организации. Правила заполнения и представления обеих форм при смене места нахождения организации достаточно легко «извлекаются» из утвержденных ФНС России порядков заполнения 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.

Так, согласно п. 1.10 порядка заполнения расчета 6-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 14.10.15 № ММВ-7-11/450@), форма расчета заполняется по каждому ОКТМО отдельно. При этом указано, что организации, признаваемые налоговыми агентами, указывают код по ОКТМО того муниципального образования, на территории которого находится организация или обособленное подразделение организации.

Как видим, Порядок предусматривает предоставление нескольких расчетов 6-НДФЛ только при одновременном наличии у организации нескольких мест постановки на налоговый учет по разным основаниям, причем, места эти должны относиться к разным ОКТМО. Например, при наличии у организации обособленных подразделений, или ведении деятельности, облагаемой единым налогом в рамках ЕНВД. Если же в течение квартала ОКТМО меняется в связи со сменой места нахождения организации, то оснований для представления двух расчетов 6-НДФЛ (по новому и старому ОКТМО отдельно) в силу п. 1.10 Порядка не имеется.

Что касается КПП, то он, согласно п. 2.2. Порядка указывается согласно Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации или ее обособленного подразделения. То есть, при переезде в расчете 6-НДФЛ указывается действующий на момент сдачи КПП.

При сдаче 2-НДФЛ организацией, которая меняла адрес в течение года, аналогичный подход применяется на основании абз. 2 и 7 раздела III порядка заполнения справки 2-НДФЛ. Этот порядок утвержден приказом ФНС России от 30.10.15 № ММВ-7-11/485@ и приведен в письме Минфина России от 19.11.15 № 03-04-06/66956.

То есть буквальное толкование обоих порядков, поддержанное Минфином, говорит: при переезде организация представляет единую отчетность по НДФЛ, которая включает в себя данные как за период до переезда, так и после него. Отчетность сдается в налоговую инспекцию по новому месту нахождения. Соответственно, указываются КПП и ОКТМО «новой» инспекции.

Однако в конце прошлого года ФНС России выпустила письмо (от 27.12.2016 № БС-4-11/25114@), где приводится совершенно иной порядок представления «подоходной» отчетности теми организациями, которые изменили адрес. Согласно письму, такой налоговый агент представляет в «новую» инспекцию расчеты 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ с указанием ОКТМО как по прежнему, так и по новому месту нахождения (за соответствующие периоды).

По сути, сдается два комплекта отчетности, в первый из которых включаются данные о доходах и налоге за период до переезда. А во втором комплекте указываются сведения, начиная с момента постановки на учет по новому месту нахождения. При этом комплекты должны отличаться только кодом ОКТМО, т. к. налоговики предписывают указывать КПП «новой» инспекции. Соответственно, если переезд произошел до момента представления 2-НДФЛ за прошлый год, то по новым правилам, предложенным ФНС России, справки за прошлый год сдаются в «новую» инспекцию с указанием ее КПП и «старого» ОКТМО.

Компания переезжает в новый офис: куда сдавать отчетность

Переезд компании в новый офис чреват не только мероприятиями технического характера (организация перевозки имущества, подготовка рабочих мест и т.п.), но и требует значительного юридического сопровождения. Так, нужно уведомить об этом работников, внести поправки в устав, известить ИФНС, банк и контрагентов, а также подготовить и представить налоговую отчетность. Последнее, как показывает практика, — самое сложное.

Порядок действий компании, задумавшейся о смене места нахождения, зависит от того, где именно будет располагаться новый офис. Причем с юридической точки зрения имеет значение лишь тот факт, находится ли офис в том же населенном пункте или нет.

При внутригородском переезде юридические действия достаточно просты и совершаются после фактической смены места офиса. В частности, потребуется в течение трех рабочих дней с момента переезда подать в налоговую инспекцию, в которой компания регистрировалась в качестве юридического лица, заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме Р14001 (утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@). Если новый адрес курирует другая ИФНС, компания будет автоматически перерегистрирована и в рамках налогового учета. В этом случае потребуется провести сверку расчетов по налогам и страховым взносам. Кроме урегулирования отношений с налоговиками, после переезда нужно будет уведомить банк и прочих контрагентов.

Другие публикации:  Понятие рабочих мест и требования к их организации

Если же переезд предполагается в другой населенный пункт (даже расположенный в непосредственной близости от месторасположения компании), процедура значительно усложняется.

Междугородный переезд

В случае с междугородным переездом начинать юридические процедуры нужно еще до фактического перемещения вещей и оборудования в новый офис. В этом случае потребуется внесение изменений в кадровую документацию. Ведь место работы (а именно — населенный пункт) является обязательным элементом трудового договора (ст. 57 ТК РФ). А значит, при переезде в другой город нужно будет внести изменения в трудовые договоры.

Процедура изменения трудового договора в случае с переездом регламентирована ст. 72.1 ТК РФ. В этой норме указано, что перевод сотрудников в другую местность вместе с работодателем допускается только с письменного согласия работника. К сожалению, порядок получения такого согласия не установлен. В результате остается не ясным, нужно ли в этом случае соблюдать предусмотренную ст. 74 ТК РФ процедуру, в частности, уведомлять работника о предстоящих изменениях и причинах, вызвавших необходимость таких изменений, не менее чем за два месяца.

Нет по данному вопросу и устоявшейся судебной практики. Некоторые суды считают, что правила ст. 74 ТК РФ при переезде не применяются (см., например, Апелляционное определение Московского областного суда от 30.09.2013 по делу № 33-19078/2013). Другие, напротив, приходят к выводу, что в ст. 74 ТК РФ закреплен универсальный порядок, который нужно соблюдать, в том числе и при переводе в связи с переездом (см., например, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 19.05.2014 по делу № 11-4933/2014).

Таким образом, работодателю, дабы избежать возможных претензий со стороны работников и контролирующих органов, можно рекомендовать уведомить работников о предстоящем переводе в связи с переездом не позднее чем за два месяца. Заметим, что такие же последствия могут ждать работодателей и при переезде в рамках одного населенного пункта, если в трудовом договоре с сотрудниками указан конкретный адрес (а не населенный пункт) работы. Ведь в этом случае переезд даже в соседнее здание также потребует изменения условий трудового договора. А это делается либо по соглашению сторон, либо опять же по правилам ст. 74 ТК РФ.

Вернемся к междугородным переездам. Если работник не возражает продолжить работу в новом офисе, оформляется перевод, а в случае отказа — увольнение по п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Обратите внимание, что увольнение по данному основанию влечет обязанность выплатить выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (абз. 5 ч. 3 ст. 178 ТК РФ). Так что в смету на переезд нужно заложить и некую сумму на выплату пособий сотрудникам, отказавшимся от продолжения работы.

Также отметим, что по правилам ст. 169 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику расходы по его переезду, переезду членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения), а также по обустройству на новом месте жительства. При этом стоимость проезда членов семьи и провоза их имущества выплачивается в том случае, если они переезжают на новое место жительства работника до истечения одного года со дня его переезда. Понятно, что эти правила действуют только в случае, когда новый офис расположен на значительном удалении от прежнего и требуется фактическая смена жительства сотрудниками, согласившимися на перевод.

Следующим этапом юридической части междугородного переезда будет внесение поправок в устав в отношении места нахождения организации. Напомним, что согласно ст. 54 ГК РФ в учредительных документах достаточно указать только наименование населенного пункта (местонахождение) организации, а не конкретный адрес офиса.

А значит, если устав оформлен именно так, то править его потребуется только при междугородном переезде. При переезде же в пределах одного населенного пункта, как уже говорилось, достаточно будет внести сведения о новом адресе в ЕГРЮЛ. В то же время на практике у многих организаций в уставе указан конкретный адрес, по которому находится фирма. В этом случае им при любом переезде (даже если новый офис располагается буквально через дорогу) придется внести изменения в устав. Соответственно, таким компаниям рекомендуем не наступать на те же грабли дважды и указать в новой редакции устава именно место нахождения (а не адрес) компании, то есть ограничиться указанием только населенного пункта, где будет «жить» фирма.

Внесение правок в устав требует регистрации этого факта в ЕГРЮЛ. Поэтому в течение трех рабочих дней после утверждения устава в новой редакции нужно представить в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, соответствующие документы, необходимые для регистрации изменений в уставных документах в связи с изменением места нахождения организации (п. 5 ст. 5, п. 6 ст. 17 и п. 4 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон № 129-ФЗ). Обратите внимание, что документы подаются в налоговый орган по новому месту нахождения. Поэтому эти действия можно проводить, уже запустив процедуру фактического переезда.

Напомним, что для регистрации изменений в учредительные документы в связи со сменой местонахождения организации в налоговый орган представляются:

— заявление по форме № Р13001 (утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@);

— решение об изменении места нахождения и о внесении в связи с этим изменений в учредительные документы (подп. «б» п. 1 и п. 6 ст. 17 Закона № 129-ФЗ);

— изменения, вносимые в учредительные документы (подп. «в» п. 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ), то есть это может быть либо устав в новой редакции, либо отдельное решение о внесении изменений в устав;

— документы, подтверждающие право пользования помещением по новому месту нахождения организации (п. 6 ст. 17 Закона № 129-ФЗ) и документ об уплате государственной пошлины (подп. «г» п. 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ).

Уведомление регистрирующего органа о смене места нахождения повлечет также снятие организации с налогового учета по прежнему месту нахождения и постановку на налоговый учет по новому месту нахождения. Заметим, что выполнить этот шаг может потребоваться и при переезде в рамках одного населенного пункта, если новый адрес курирует другая инспекция.

Смена налогового органа, в котором состоит на учете организация, означает необходимость провести сверку расчетов. Это прямо закреплено в п. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@. Срок проведения сверки, формирования и оформления акта в случае отсутствия расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать десяти рабочих дней. При выявлении расхождений указанный срок продлевается на пять рабочих дней. В установленных сроках не учитываются дни, приходящиеся на доставку актов сверки расчетов налогоплательщика, если они направляются по почте.

Сама операция по снятию и постановке на учет проходит без участия налогоплательщика — на основании сведений из ЕГРЮЛ (п. 4 ст. 84 НК РФ). Так, налоговый орган по старому адресу в течение пяти рабочих дней со дня внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ (и после проведения сверки) осуществит снятие компании с учета и организует пересылку документов в новую инспекцию. ИФНС по новому адресу, получив эти документы, проведет постановку организации на налоговый учет. При этом свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту нахождения, признается недействительным и не представляется в налоговый орган по новому месту нахождения. А датой постановки организации на учет по новому месту нахождения является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юридического лица (п. 3.6.3 Приложения № 1 к приказу МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178).

Так что каких-то дополнительных заявлений и сообщений в этом случае подавать не требуется (ни в прежнюю, ни в новую инспекцию).

Завершающим этапом юридического оформления будут действия, которые совершаются уже после того, как компания фактически перенесла свою деятельность в новый офис. Теперь нужно официально уведомить об изменении местонахождения компании обслуживающий банк и контрагентов.

Порядок уведомления банка обычно устанавливается договором банковского счета либо отдельным документом, принятым банком (подп. 1 и 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 № 1307/10). Контрагентам же достаточно направить простое информационное письмо.

А вот уведомлять о смене места нахождения организации государственные внебюджетные фонды нет необходимости, так как эта информация представляется им налоговым органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия (п. 3.1 ст. 11 Закона № 129-ФЗ).

Налоги и отчетность

Итак, компания обустроилась по новому адресу, но проблемы на этом не закончились: предстоит заплатить налоги за «переходный» период и подать соответствующую отчетность. И правила уплаты налогов и сдачи отчетности могут отличаться в зависимости от налога.

Отчетность по налогу на прибыль, НДС и налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН

Начнем с налога на прибыль, НДС, налога при УСН. Для всех этих налогов правила уплаты поставлены в зависимость от места нахождения компании (ст. 288 НК РФ для налога на прибыль, п. 6 ст. 346.21 для УСН, п. 2 ст. 174 НК РФ для НДС).

Место нахождения компании для налоговых целей определяется местом ее налогового учета по правилам ст. 83 НК РФ. Как мы уже упоминали, процедура налоговой перерегистрации компании, сменившей адрес, происходит без участия налогоплательщика. Дело компании на основании сведений из ЕГРЮЛ пересылается из одной ИФНС в другую. При этом до даты отражения в ЕГРЮЛ нового адреса компания продолжает числиться на налоговом учете по старому адресу, а со дня внесения изменения в ЕГРЮЛ — уже по новому. Другими словами, момент «налогового переезда» зависит не от момента получения дела новой ИФНС и не от момента выдачи нового свидетельства о постановке на учет, а исключительно от даты внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Получается, что при переезде бухгалтеру нужно отслеживать, внесены ли на момент перечисления налога изменения в ЕГРЮЛ. Сумма налога перечисляется в бюджет по месту прежнего нахождения, если платеж производится до момента внесения в ЕГРЮЛ записи о смене места нахождения. После же появления такой записи налог нужно платить в бюджет по новому адресу. Это правило действует при перечислении как налога, так и любых авансовых платежей (как квартальных, так и ежемесячных, в том числе рассчитываемых по фактической прибыли).

Схожим образом обстоит ситуация и с декларациями по этим налогам. Порядки заполнения деклараций по налогу на прибыль, УСН и НДС содержат одинаковые положения о том, что в отчетности нужно указать КПП, который присвоен организации тем налоговым органом, в который представляется декларация. При этом КПП указывается согласно документу, подтверждающему постановку на учет организации в налоговом органе (см. п. 3.2 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, утвержденного приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@, п. 18 Порядка заполнения декларации по НДС, утвержденного приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, п. 3.2 Порядка заполнения декларации по УСН, утвержденного приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@).

Таким образом, правила представления декларации аналогичны правилам уплаты налога. Ведь постановка на учет зависит от даты внесения изменений в ЕГРЮЛ. Так что если декларация сдается до момента внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения юридического лица, то она направляется в прежнюю налоговую инспекцию с указанием действующего на этот момент КПП, присвоенного этой инспекцией. А все декларации, которые подаются после изменения сведений в ЕГРЮЛ, направляются уже в новую инспекцию с указанием присвоенного ей КПП. При этом не важно, к какому периоду относится декларация: до переезда или после. Единственное, на что еще нужно обратить внимание, — код ОКТМО.

Другие публикации:  Исковое заявление долг по договору аренды

Тут правила отличаются. В декларации по УСН есть специальные строки (030—060 раздела 1.1), где отражается факт смены места нахождения в течение года с указанием соответствующих кодов ОКТМО — текущего и предыдущего, действовавшего на момент перечисления налога (п. 4.2 Порядка заполнения декларации по УСН). А вот в декларациях по НДС и налогу на прибыль таких строк нет. В этих декларациях нужно указывать ОКТМО той территории, на которой осуществляется уплата налога (см. п. 34.1 Порядка заполнения декларации по НДС и п. 4.1.2 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль). А значит, если налог был уплачен до переезда, а декларация подается после, то нужно указать прежний ОКТМО.

Предположим, организация, применяющая ОСН, сменила адрес в июле 2017 г. (дата внесения записи в ЕГРЮЛ — 20.07.2017).

Налоговую декларацию по налогу на прибыль за полугодие компания должна была подать в прежнюю инспекцию, если делает это до 19.07.2017 включительно. А с 20 июля такая декларация должна представляться уже в налоговый орган по новому адресу с указанием соответствующих КПП и ОКТМО (п. 4.1.2 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Аналогично и с декларацией по НДС. Декларация за II квартал должна быть подана в прежнюю ИФНС, если отправка происходит до 19.07.2017 включительно. А после этой даты декларация сдается в новую налоговую инспекцию с указанием ее КПП и ОКТМО (п. 34.1 Порядка заполнения декларации по НДС).

Отчетность по НДФЛ

В пункте 7 ст. 226 НК РФ сказано, что сумма налога, удержанная налоговым агентом, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. При этом налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Как видим, ключевым моментом, определяющим ИФНС, куда надо перечислить налог, является место нахождения организации. А значит, действует тот же принцип, что и у рассмотренных нами выше налогов: если срок перечисления (а он, напомним, установлен п. 6 ст. 226 НК РФ), наступает в период, когда по данным ЕГРЮЛ организация еще не переехала, то НДФЛ уходит в бюджет на реквизиты прежней инспекции. А если на дату наступления срока перечисления налога в ЕГРЮЛ числится уже новый адрес, то и налог перечисляется на соответствующие ему реквизиты. При этом суммы, уплаченные до переезда, не пропадут, так как после снятия компании с учета прежняя инспекция передаст в новый налоговый орган карточку расчетов с бюджетом налогового агента по соответствующему ОКТМО (письмо ФНС России от 27.12.2016 № БС-4-11/25114@).

С порядком такой передачи карточек и связаны особенности представления отчетности по НДФЛ, к которой у налоговых агентов, напомним, относится ежеквартальный расчет по форме 6-НДФЛ и годовые справки по форме 2-НДФЛ. Обе эти формы предусматривают указание КПП и ОКТМО, которые меняются при переезде организации. Причем в новой налоговой карточке суммы НДФЛ, перечисленные по разным ОКТМО, не объединяются, что накладывает особенности на сдачу отчетности.

Эти особенности детально разобраны в письме ФНС России от 27.12.2016 № БС-4-11/25114@. В нем говорится, что налоговый агент, сменивший место нахождения, отчетность по НДФЛ сдает в налоговый орган по новому месту нахождения. Но при этом расчет по форме 6-НДФЛ и справки по форме 2-НДФЛ подаются отдельно за период до переезда и после с указанием ОКТМО по прежнему и по новому месту нахождения (за соответствующие периоды). То есть при переезде надо будет сдать два комплекта отчетности, в первый из которых включаются данные о доходах и налоге за период до переезда, а во второй — с момента постановки на учет по новому месту нахождения. При этом отличие состоит только в коде ОКТМО.

Воспользуемся условиями примера 1.

Расчет по форме 6-НДФЛ за полугодие сдается в прежнюю или в новую инспекцию в зависимости от даты представления (до 19 июля — расчет должна получить прежняя ИФНС, а после — новая). При этом в нем указывается соответствующий инспекции, в которую сдается расчет, КПП и старый ОКТМО.

Когда же подойдет срок подачи расчета за девять месяцев 2017 г., необходимо будет представить в налоговую инспекцию по новому месту нахождения два расчета. При этом в первом из них будет указан ОКТМО по прежнему месту нахождения организации и отражены операции за период с 1 по 19 июля. А во втором будет указан ОКТМО по новому месту нахождения и отражены операции за период с 20 июля по 30 сентября.

Схожим образом оформляются и справки по форме 2-НДФЛ, которые организация будет подавать в новую инспекцию в 2018 г.: за период с 1 января по 19 июля доходы отражаются в одной справке (с прежним ОКТМО), а за период с 20 июля по 31 декабря — во второй (с новым ОКТМО).

Отчетность по cтраховым взносам

Согласно п. 11 ст. 431 НК РФ взносы перечисляются по месту нахождения организации. Значит, до момента смены адреса в ЕГРЮЛ взносы уплачиваются по прежнему месту нахождения, а после — по новому.

А вот с отчетностью на данный момент полной ясности нет. В соответствии с п. 5.2 Порядка заполнения расчета по страховым взносам (утвержден приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@) при заполнении поля «Код по ОКТМО» указывается код муниципального образования, межселенной территории, населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, на территории которого осуществляется уплата страховых взносов. Таким образом, исходя из буквального толкования Порядка заполнения расчета по страховым взносам, при переезде плательщику придется представить отдельные расчеты с разбивкой по кодам ОКТМО, на территории которых уплачивались страховые взносы. То есть получается, что в данном случае нужно действовать по аналогии с отчетностью по НДФЛ.

Будем надеяться, что в ближайшее время ФНС России или Минфин России разъяснят данный вопрос и снимут имеющуюся неопределенность.

Отчетность по региональным налогам

Начнем с налога на имущество организаций. Напомним, что согласно п. 3 ст. 383 НК РФ по месту нахождения организации налог платится в отношении имущества, находящегося на балансе организации. Но если на балансе есть объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи нужно уже перечислять в бюджет по месту нахождения таких объектов (п. 6 ст. 383 НК РФ). Точно так же нужно поступать и с объектами недвижимости, в отношении которых налог рассчитывается по среднегодовой стоимости, если эти объекты располагаются вне места нахождения компании (ст. 385 НК РФ). Наконец, в силу ст. 384 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений.

Из всего этого многообразия только в отношении налога, уплачиваемого в соответствии с п. 3 ст. 383 НК РФ (то есть по месту нахождения организации), действует то же самое правило, что и в отношении налога на прибыль (НДС, налога при УСН): место перечисления налога определяется по данным ЕГРЮЛ. Во всех остальных случаях переезд компании никак не влияет на место уплаты налога.

Сложнее обстоит ситуация с декларацией по налогу на имущество. Согласно п. 4.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество (утвержден приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895) в разделе 1 декларации по строке 010 указывается код по ОКТМО, по которому подлежит уплате сумма налога. Выходит, что если налог был уплачен по месту нахождения организации до переезда, а декларация подается после, то нужно указать старый ОКТМО.

Перейдем теперь к транспортному налогу. Здесь правила уплаты установлены п. 1 ст. 363 НК РФ. В этой норме сказано, что налог перечисляется в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Местом нахождения транспортных средств (кроме водных и воздушных) на основании подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ признается место нахождения организации или ее обособленного подразделения, по которому в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство. В свою очередь, п. 24.3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждены приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001) предусмотрено, что регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации.

Вроде бы все просто: транспортные средства регистрируются за организациями по месту их нахождения. Соответственно, и налог надо платить там же. Это так, но есть один важный нюанс, вытекающий из правил налогового учета, установленных в ст. 83 НК РФ. Так, в п. 1 этой нормы сказано, что организация подлежит постановке на налоговый учет по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств. А проводится такая регистрация налоговиками самостоятельно на основании данных, поступающих из ГИБДД (п. 5 ст. 83 НК РФ).

Получается, что при изменении места нахождения компания перестает числиться в прежней ИФНС как налогоплательщик по месту нахождения, но продолжает находиться там на учете как владелец транспортного средства. Такой учет будет вести прежняя инспекция вплоть до получения из ГИБДД данных о снятии с регистрационного учета транспортных средств в связи с изменением места нахождения компании. Такой двойной учет означает, что формально организация должна уплачивать налог и отчитываться одновременно перед двумя налоговыми инспекциями: перед новой в силу прямого указания в ст. 363 НК РФ и перед прежней, так как до поступления данных из ГИБДД состоит в ней на учете по месту нахождения транспортных средств.

Ответ на вопрос о том, как же все-таки поступить, содержится в п. 5.1 Порядка заполнения декларации по транспортному налогу (утвержден приказом ФНС России от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@). В нем сказано, что в случае изменения места нахождения организации и снятия с учета в течение налогового периода транспортного средства на территории, подведомственной налоговому органу, по предыдущему месту нахождения организации, декларация представляется в налоговый орган по новому месту нахождения организации и регистрации транспортного средства. При этом раздел 2 декларации представляется по каждому ОКТМО, на территории которых зарегистрированы (были зарегистрированы) в налоговом периоде на налогоплательщика транспортные средства с учетом коэффициента владения транспортным средством, определяемого по коду строки 160 декларации.

Как видим, ФНС России в части отчетности не делает поправки на двойной учет налогоплательщика. Полагаем, что эту же логику можно применить и в части уплаты налога. Поэтому, на наш взгляд, нужно руководствоваться положениями ст. 363 НК РФ и с момента смены адреса в ЕГРЮЛ уплачивать налог (в том числе и за период до переезда) по новому месту нахождения. Подтверждает это и ст. 83 НК РФ, из положений п. 5 которой можно сделать вывод, что смена места нахождения организации влечет также и смену места нахождения транспортных средств для целей налогообложения. Без какой-либо зависимости от постановки на учет налогоплательщика по месту регистрации транспортных средств.