Блог

Правовая экспертиза методика

Правовая экспертиза в госзакупках: методика проведения в военных организациях (Паскарь С.В.)

Дата размещения статьи: 12.06.2016

Методика — совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо. Метод — способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; прием, система приемов какой-либо деятельности; способ или образ действия .
———————————
Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. С. 538.

Под методикой экспертного исследования И.А. Ефремов понимает систему научно обоснованных методов, приемов и технических средств (приборов, аппаратуры, приспособлений) .
———————————
Ефремов И.А. Судебная экспертиза (краткое научно-практическое пособие для адвокатов). М.: Юстиция, 2013. С. 23.

Обозначая совокупность действий и операций, которые складываются вокруг осуществления правовой экспертизы, как экспертный процесс, И.А. Закиров отмечает, что он (экспертный процесс) образован из отдельных действий и операций, которые в свою очередь складываются в последовательно совершаемые процедуры, взаимосвязанные друг с другом, осуществляющиеся упорядоченно и предшествующие одна другой. Экспертный процесс протекает во временных рамках и именно поэтому можно говорить о его стадиях, включающих конкретные действия субъектов такого процесса. И.А. Закировым выделены следующие стадии экспертного процесса:
— назначение, поручение производства или заказ на производство правовой экспертизы;
— направление материалов для производства правовой экспертизы;
— подготовка к производству правовой экспертизы;
— производство экспертного исследования и оформление его результатов;
— направление результата экспертного исследования субъекту его назначившему, заказавшему или поручившему производство правовой экспертизы;
— исследование и оценка результатов правовой экспертизы .
———————————
Закиров И.А. Правовая экспертиза: Дис. . канд. юрид. наук; 12.00.01 Н. Новгород, 2008. С. 126 — 136.

В ходе практической реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) установлена необходимость юридического сопровождения каждой государственной закупки с момента их планирования до момента заключения государственного контракта, а нередко и до момента приемки товаров, работ или услуг. Практика показывает, что на любом из этапов осуществления закупки ответственные сотрудники государственных заказчиков могут допускать нарушения требований законодательства о контрактной системе, о защите конкуренции и др.
———————————
Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. N 14. Ст. 1652.

В связи с этим, по нашему мнению, правовой экспертизе в обязательном порядке подлежат проекты следующих документов, оформляемых в ходе осуществления закупок: извещений об осуществлении закупок; конкурсной документации, документации об электронном аукционе (о закрытом аукционе); протоколов, оформляемых в ходе закупок; разъяснений документации; государственных контрактов.
Обязательность правовой экспертизы проектов государственных контрактов в пограничных органах федеральной службы безопасности установлена Положением о юридических подразделениях, Типовым должностным регламентом сотрудника, замещающего должность в юридическом подразделении, юрисконсульта (далее — Типовой регламент), и Инструкцией об организации и ведении договорной работы . Указанными Положением и Регламентом также установлена обязательность осуществления правовой экспертизы и иных документов, представляемых на подпись, утверждение или согласование руководству органа безопасности.
———————————
Документы официально опубликованы не были.

Практикой выработаны определенные подходы, применяемые при проведении правовой экспертизы вышеуказанных документов. Ряд действий, осуществляемых в ходе правовой экспертизы договоров, нормативно закреплены в Инструкции об организации и ведении договорной работы.
В то же время нормативно закрепленной методики осуществления правовой экспертизы документов, оформляемых в ходе государственных закупок, не имеется.
В связи с изложенным перед юридической наукой стоит актуальная задача разработки научно и практически обоснованной методики проведения данной экспертизы, которая должна определять алгоритм и последовательность действий по выявлению и устранению выявленных нарушений законодательства.
Сформулируем основные методологические подходы к данному виду экспертной деятельности.
Каждый документ, оформляемый в ходе закупки, имеет определенную специфику, которую необходимо учитывать и которая не позволяет разработать единый для всех документов порядок действий при осуществлении их экспертизы.
Алгоритм действий юрисконсульта пограничного органа в ходе правовой экспертизы проекта извещения, документации об осуществлении закупки и (или) государственного контракта состоит из следующих стадий и операций, по результатам которых можно сделать вывод о соответствии (несоответствии) требованиям законодательства представленных на правовую экспертизу документов:
I. Основанием для проведения правовой экспертизы в сфере государственных закупок в пограничных органах является Положение о юридических подразделениях. Дополнительного решения для назначения такой экспертизы не требуется. Согласно Типовому регламенту срок проведения правовой экспертизы проекта документа устанавливается начальником органа безопасности. Исходя из практики и учитывая объем проверяемой документации, рекомендуемый срок для проведения правовой экспертизы составляет 1 — 3 рабочих дня.
Такие стадии экспертного процесса, как «назначение, поручение производства или заказ на производство правовой экспертизы; направление материалов для производства правовой экспертизы» в рамках правовой экспертизы в сфере государственных закупок не осуществляются, поскольку основанием для начала проведения экспертизы документов об осуществлении закупки является непосредственное их представление контрактной службой (контрактным управляющим) юрисконсульту.
II. Стадия «подготовка к производству правовой экспертизы». Здесь необходимо проверить состав документов, представленных на правовую экспертизу.
На правовую экспертизу контрактной службой (контрактным управляющим) пограничного органа представляются:
— при организации конкурса — проекты извещения о проведении конкурса, конкурсной документации с прилагаемым к ней проектом государственного контракта (в случаях, установленных ст. 85 Закона о контрактной системе, извещение не оформляется);
— при организации аукциона — проекты извещения об аукционе, документации об аукционе с прилагаемым к ней проектом государственного контракта (в случаях, установленных ст. 86 Закона о контрактной системе, извещение не оформляется);
— при организации запроса котировок — проект извещения о проведении запроса котировок с прилагаемым к нему проектом государственного контракта;
— при организации запроса предложений — проекты извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений с прилагаемым к ней проектом государственного контракта;
— при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — проект государственного контракта и документы, определенные Инструкцией об организации и ведении договорной работы.
Одновременно с указанными документами представляются также документы, подтверждающие выполнение расчета начальной (максимальной) цены контракта с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет .
———————————
См.: Приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2014. N 1, 2.

III. Стадия «производство экспертного исследования и оформление его результатов» включает в себя ряд следующих последовательных действий.
1. Проверка полномочий должностных лиц пограничного органа на подписание документации, извещения, государственного контракта.
Должностным лицом, уполномоченным действовать без доверенности от имени заказчика — пограничного управления с учетом требований ч. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и устава пограничного управления, являющегося государственным казенным учреждением, является начальник пограничного управления. Полномочия действовать от имени заказчика могут быть переданы иным лицам в порядке, установленном ГК РФ. В нашей практике имеют место случаи, когда на правовую экспертизу представлялись проекты документов, подготовленные к подписи неуполномоченными лицами, поэтому такие полномочия подлежат обязательной проверке.
———————————
Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 3. Ст. 145.

2. Уяснение того, что является объектом закупки (предмета контракта) и какими нормативными правовыми актами необходимо будет руководствоваться при проведении правовой экспертизы, проверка соответствия законодательству установленных требований к товарам, работам, услугам, закупка которых планируется, требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, требований к участникам закупки и перечня документов, представляемых в составе заявок.
Поскольку некоторые виды строительных работ могут выполняться только лицами, имеющими свидетельство о допуске, выданное соответствующими саморегулируемыми организациями, то, прежде всего, необходимо установить, относятся ли объекты закупки к таким видам работ.
Например, объектом закупки является капитальный ремонт санитарного узла, в объем работ которого входит «гидроизоляция строительных конструкций». Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Приказу Минрегиона от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» «гидроизоляция строительных конструкций» отнесена к виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, следовательно, в документации об осуществлении закупки должно содержаться требование о наличии у участников закупки соответствующего свидетельства о допуске к таким видам работ. Здесь необходимо иметь в виду, что лицо вправе участвовать в закупке, в том числе и при отсутствии у него допуска к выполнению конкретного вида работ, но при наличии такого допуска к «работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)» при условии привлечения к выполнению работ субподрядчика, имеющего право выполнять такие работы.
———————————
Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.
Российская газета. 2010. 26 апреля.

Согласно Федеральному закону от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» некоторые виды деятельности могут осуществляться только при наличии соответствующей лицензии. Определенные виды деятельности подлежат лицензированию в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности. Например, Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» установлено, что при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, необходимо наличие у контрагента лицензии на проведение работ с такими сведениями соответствующей степени секретности.
———————————
Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 19. Ст. 2716.
Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 41. Ст. 8220 — 8235.

Другие публикации:  Срок получения единовременного пособия по рождению ребенка

Также необходимо учитывать требования, установленные иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении государственных контрактов, заключаемых организациями, обеспечивающими безопасность государства , Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N 606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения» и т.п.
———————————
См. например: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2002 г. N 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 23. Ст. 2171; Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 г. N 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 48. Ст. 4658.
Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. N 28. Ст. 4053.

3. Проверка правильности выбора способа определения поставщика.
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации , за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
———————————
См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-р «О Перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. N 45. Ст. 5861.

Ст. 56, 57 Закона о контрактной системе установлено, в каких случаях заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием и вправе осуществлять двухэтапный конкурс, а ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83, ч. 1 ст. 93 указанного Закона — вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок, путем проведения запроса предложений и у единственного поставщика.
4. Проверка соответствия содержания документа, соответствие сроков, установленных документацией, положениям Закона о контрактной системе.
Содержание извещения, документации об осуществлении закупок, требования к государственному контракту установлены Законом о контрактной системе. Необходимо проверить наличие и соответствие обязательных элементов документации требованиям Закона о контрактной системе, отсутствие непредусмотренных элементов, а тем более отсутствие требований, установление которых не допускается Законом о контрактной системе. Необходимо помнить, что утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе, может повлечь аннулирование торгов и административную ответственность.
Государственный контракт помимо требований, установленных Законом о контрактной системе, должен соответствовать положениям ГК РФ и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2002 г. N 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства» установлены особые условия поставки газа, подачи электрической и тепловой энергии и их оплаты, которые в обязательном порядке включаются в государственные контракты на поставку газа, заключаемые государственными заказчиками с поставщиками газа, а также в договоры поставки газа и в договоры энергоснабжения, заключаемые газо- и энергоснабжающими организациями с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями — потребителями топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства (воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба); существенные условия договора теплоснабжения определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и т.п.).
———————————
Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. N 34. Ст. 4734.

5. Проверка соответствия описания объекта закупки законодательству, в т.ч. в части включения требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания и т.п., а также в части включения в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой; проверка отсутствия действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Предмет государственного контракта должен определяться путем описания товаров, работ, услуг, составляющих объект закупки, по правилам ст. 33 Закона о контрактной системе . Ст. 33 Закона о контрактной системе установлены обязательные правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки. Особое внимание необходимо обратить на указание функциональных, технических и качественных характеристик, в том числе на правильность указания в документации на товарные знаки. Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. Кроме того, необходимо учитывать антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, установленные ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» , согласно которой запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
———————————
Свининых Е.А. Примерные условия государственных контрактов по государственному оборонному заказу // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 10. С. 76 — 83.
Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434.

6. Проверка наличия согласования с ФАС России возможности применения таких торгов, а также соответствия условий закрытых способов определения поставщиков, изложенных в документации, условиям, согласованным с ФАС России (в случае проведения закрытых торгов).
Указанные способы применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление данных функций, которым является ФАС России.
В пограничных органах может возникнуть необходимость осуществления закрытых торгов в связи с закупкой товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах либо сведения о таких товарах, работах, услугах составляют государственную тайну.
7. Проверка соответствия положений проекта государственного контракта законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе по критериям действительности сделки и признания контракта заключенным (наличие в нем всех существенных условий, предусмотренных для данного вида договора) , ведомственным правовым актам; в случае осуществления закупки у единственного поставщика проверка правоспособности контрагента и полномочий на подписание контракта лиц, действующих от его имени.
———————————
О недействительности сделок см. параграф 2 главы 9 ГК РФ (часть 1) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
См., например: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2014 г. N 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными» // Вестник ВАС РФ. 2014. N 4.

Применительно к госзакупкам правоспособность означает, что поставщик (подрядчик, исполнитель) должен быть зарегистрирован, должен иметь необходимые лицензии и сертификаты, должен выполнять обязательства по уплате налогов, не должен находиться в состоянии реорганизации, против него не должно быть возбуждено дело о банкротстве и на его имущество не должен быть наложен арест .
———————————
Храмкин А.А. Управление процессом противодействия коррупции в системе государственных и муниципальных закупок: Дис. . канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2009. С. 28.

8. Выявление правовых рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) договорных обязательств в результате ненадлежащего формулирования условий договора.
«В каждом конкретном случае оценка уровня рисков и юридических механизмов их минимизации осуществляется индивидуально, и поэтому невозможно дать стандартные алгоритмы действий на все случаи жизни. Гражданско-правовые риски — это риски невыполнения обязательств по договору, взятие на себя нежелательных обязательств, риск расторжения договора в одностороннем порядке и пр.» .
———————————
Швецова Е. 33 способа проверки чистоты сделки [Интервью с Н. Андержановой] // Жилищное право. 2012. N 7. С. 7 — 27.

В целях недопущения таких рисков должны быть четко сформулированы:
— предмет контракта с указанием количества товара, объема работ, услуг (например, чтобы осуществить закупку стульев, недостаточно указать в контракте «поставить 10 стульев», обязательно описать их характеристики, размеры, материал, из которого они изготовлены, цвет и т.п.);
— условия поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (тара, получатель товаров (при необходимости), место доставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, способ доставки (поставщик доставляет за свой счет и (или) своими силами либо товар забирается в месте нахождения поставщика, вид транспорта), сроки поставки, начальный и конечный сроки выполнения работы, оказания услуги (при необходимости — промежуточные сроки));
— гарантийные обязательства контрагента;
— порядок приемки товаров, работ, услуг;
— условия об ответственности сторон в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Предусмотренная законодательством система привлечения к ответственности сторон государственного контракта на поставку товаров для нужд обороны позволяет добиться своевременного выполнения обязательств .
———————————
Зданович Ю.А. Правовые основания ответственности при поставках товаров для нужд обороны // Электронное научное издание «Военное право». 2013. N 2. URL: http://voennoepravo.ru/node/5083 (дата обращения: 20.03.2015).

Другие публикации:  Чем выгоднее патент или енвд

«Неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности в предпринимательской деятельности ложатся на лицо, заключившее такие сделки» . В целях обоснования должной осмотрительности, во-первых, следует проверить наличие регистрации контрагента в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Во-вторых, необходимо особое внимание уделить установлению полномочий лица, подписавшего документы от имени контрагента (в том числе, наличие таких полномочий в доверенности).
———————————
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 декабря 2009 г. по делу N А49-2910/2009 // Федер. арбитр. суды Рос. Федерации [сайт]. 2009. URL: http://kad.arbitr.ru (дата обращения: 10.03.2015).

Если в ходе правовой экспертизы не установлено нарушений законодательства, то оформлять заключение в виде отдельного документа нецелесообразно. Кроме того, Типовой регламент устанавливает, что юрисконсульт по результатам правовой экспертизы визирует соответствующие документы. Таким образом, оформление результатов экспертизы в данном случае заключается в проставлении визы юрисконсульта на документах. При этом рекомендуется визировать каждый лист представленных документов.
В случае выявления несоответствия представленных документов о закупке требованиям законодательства, юрисконсультом готовится мотивированное заключение с предложениями по устранению выявленных нарушений. Такое требование содержит Типовой регламент. Строго определенной формы заключения не установлено. В заключении рекомендуется указать следующее:
— сведения о документах, в отношении которых проводилась правовая экспертиза, о должностных лицах, представивших указанные документы;
— сведения о выявленных нарушениях законодательства;
— сведения о возможных последствиях таких нарушений (аннулирование торгов, признание сделки недействительной, привлечение к ответственности);
— предложения о разрешении рассматриваемых вопросов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. Стадии «направление результата экспертного исследования субъекту, его назначившему, заказавшему или поручившему производство правовой экспертизы» и «исследование и оценка результатов правовой экспертизы».
Представленные на правовую экспертизу документы вместе с результатами экспертизы направляются в контрактную службу (контрактному управляющему).
Исследование и оценку результатов правовой экспертизы при необходимости осуществляют сотрудники контрактной службы, а в случае отсутствия согласия с ее результатами — начальником пограничного органа. После устранения выявленных нарушений документы представляются на повторную правовую экспертизу.
При проведении правовой экспертизы проектов протоколов, оформляемых в ходе закупок, на стадии «производство экспертного исследования и оформление его результатов» необходимо:
1) перед заседанием комиссии по осуществлению закупок убедиться в наличии кворума, проверить наличие полномочий на принятие решения и подписание протокола;
2) проверить содержание протокола (соответствие и наличие обязательных элементов требованиям Закона о контрактной системе, отсутствие непредусмотренных элементов);
3) в зависимости от принимаемого решения оценить соответствие требованиям Закона о контрактной системе:
— отклонения заявки на участие в конкурсе;
— отказа в допуске к участию в аукционе;
— признания заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе;
— отстранения участника закупки от участия в конкурсе, аукционе;
— признания заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации;
— признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе;
— отстранения участника запроса предложений;
— определения победителя закупки путем проверки заявок участников закупки на соответствие требованиям Закона о контрактной системе (наличие и соответствие требованиям законодательства сведений и документов, установленных Законом о контрактной системе и документацией о закупке, отсутствие оснований для отказа в допуске, отклонения заявки, наличие полномочий на подачу заявок).
Остальные стадии аналогичны стадиям правовой экспертизы извещения, документации и контракта.
При проведении правовой экспертизы проекта разъяснения документации необходимо особое внимание обратить на полномочия лица, подписывающего разъяснение, соблюдение установленных Законом о контрактной системе сроков и на его содержание. При этом необходимо учитывать, что разъяснения положений документации не должны изменять ее суть.
Правовая экспертиза является одним из важнейших этапов осуществления государственных закупок. От правильного и эффективного исследования документов об осуществлении закупок на соответствие их требованиям законодательства зависят результаты такой закупки, поскольку это позволяет осуществить закупку, удовлетворить государственные нужды военных организаций без негативных последствий в виде аннулирования закупок и привлечения должностных лиц к ответственности.

Принципы правовой экспертизы

В основе понятия принципов правовой экспертизы лежит комплекс идей, применение которых помогает достигать качественных результатов при проведении юридического анализа документов.

Проведение правовой экспертизы опирается на общие принципы, характерные для проведения других видов экспертиз, например, экологической, научной, антикоррупционной и так далее.

Вот эти принципы:

Соблюдение прав и свобод физического или юридического лица. Эксперт в первую очередь обращает внимание на то, насколько документ соответствует международным и федеральным основам правовых норм. Дискриминирующий документ не может считаться законным.

Научность. Правовая экспертиза проводится на основе тщательно разработанной и выверенной научной методики. Алгоритм проверки четко определен.

Независимость. Эксперты, которые занимаются анализом документов, не должны быть заинтересованными лицами, поскольку это может привести к тому, что оценка будет субъективной. Из этого следует следующий принцип.

Объективность. Экспертиза проводится в соответствии с обоснованными и достоверными методами, которые применяются для получения и толкования результатов анализа. Эти методы исключают возможность субъективной оценки.

Профессионализм. Только квалифицированный эксперт имеет право проводить правовую экспертизу. Предпочтительнее, если он специализируется в той сфере юриспруденции, документы которой оценивает.

Своевременность. Правовая экспертиза носит превентивный характер, то есть документ нужно проверять до его подписания и вступления в силу. Ряд документов нужно также анализировать поствременно, если были отредактированы законы, которые касаются данного нормативного акта.

Полнота. Документ, проверяемый частично, может иметь ряд ошибок, которые эксперт упустит из вида, если перед ним будет стоять задание проверить только определенную часть документа или оценить нормативно-правовой акт по определенному критерию. С другой стороны, этот принцип не касается тех юридических экспертиз, которые проводятся повторно, если нужно проанализировать только какой-то спорный момент документа.

Соответствия заявленным вопросам. Правовая экспертиза не может считаться проведенной, если ряд пунктов остался без ответов. Эксперт обязан проводить экспертизу в первую очередь для выяснения тех вопросов, которые перед ним были поставлены заявителем.

Финансовая обеспеченность. Правовая экспертиза требует глубоких знаний, наличия информативной базы. Специалист затрачивает определенное время на анализ данных, поэтому любая экспертиза финансируется должным образом. Однако этот принцип является спорным на практике, поскольку в последнее время эксперты, анализирующие, например, судовые решения, должны это делать безвозмездно с целью исключения субъективности оценки.

Всеобщность или обязательность. Основополагающие документы обязательно должны проходить правовую экспертизу. Этот принцип не распространяется на локальные текущие документы, поскольку это усложнило бы внутреннее документопроизводство организаций.

Гласность. С результатами экспертизы имеет право ознакомиться любое заинтересованное лицо. Информация о результатах экспертизы также может быть доступной для общества, в том числе через СМИ.

Проверяемость. Результаты экспертизы должны быть четко обоснованными – каждую найденную ошибку эксперт обязан аргументировать. В случае необходимости правовая экспертиза может быть повторной, поэтому ее выводы должны иметь четкие ссылки на действующее законодательство.

Ответственность. Эксперт должен понимать, что выводы, которые он озвучивает в результате проверки, влияют на то, какое решение будут принимать лица, обратившиеся к нему. Отметим, что этот принцип в первую очередь касается экспертов госорганов, которые несут ответственность согласно законодательству.

Иерархия. Правовая экспертиза опирается на те нормативно-правовые акты, которые стоят на верхней планке законотворчества, в первую очередь – на Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, кодексы, законы и подзаконные акты президента, правительства, федеральных органов и так далее.

Взаимосвязь. Помимо принципа иерархии в процессе проведения правовой экспертизы важно также учитывать те нормативно-правовые акты, которые регулируют подобные отношения с проверяемым документом. Иногда именно сопоставление со смежными действующими и законными документами является одним из ключевых моментов для экспертного заключения.

Приведенные выше принципы правовой экспертизы являются межотраслевыми, поскольку характерны и для других видов экспертиз. Кроме того, данные принципы являются основными, но пока четко не прописаны на законодательном уровне.

Вам также может быть интересно:

Наши законы достаточно лояльны. Впрочем, определенно даже, когда нельзя шуметь после. Такие законы защищают интересы граждан и позволяют нам получить перспективы идеальной.

Получение гражданства — это важный шаг в отношениях с государством. Быть гражданином — значит, в полной мере.

© Правовой центр ВЕСТ, 2013-2016. Все права защищены.
Юридическая консультация онлайн. Круглосуточная юридическая помощь. Консультации юристов и адвокатов.
Тел. 8-800-555-23-32
west-pravo@yandex.ru

Данное предложение носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Правовая экспертиза и юридическая экспертиза

Правовая экспертиза, известная так же под названием юридической экспертизы, предназначена для проверки соответствия исследуемых документов текущему законодательству в той или иной области. Правовая экспертиза применяется в сложных случаях, когда необходимо установить легитимность юридических бумаг – договоров, уставов, приказов и пр. Эксперт в области юриспруденции может составить список вопросов, проясняющих содержание и специфику того или иного документа, подписываемого сторонами. Эксперт-юрист устанавливает перечень документов, необходимых для составления договора, а также содержание этих бумаг: приложений, актов, доверенностей, списков и перечней и так далее. Юридическая экспертиза проводится в следующих направлениях:

  • Установление конкретного нарушения того или иного законодательного акта в исследуемом документе.
  • Анализ отдельных пунктов договора, касающихся порядка расчетов, прав, обязанностей и ответственности заключающих договор сторон, порядка действий в случае наступления непредвиденных (форс-мажорных) обстоятельств и т.д.
  • Уровень детализации или расшифровки тех или иных положений договора или контракта.

Правовая экспертиза предназначена для проверки предоставленных документов на соответствие нормативным актам. Цель такой проверки заключается в выявлении разнообразных нарушений действующего законодательства, которые могут быть допущены по неосторожности, вследствие недостаточной компетентности лиц, подготавливающих бумаги, а также преднамеренно. На соответствие действующему законодательству могут быть исследованы, в том числе, муниципальные и региональные законодательные акты на предмет соответствия федеральному законодательству. Также анализируются приказы и постановления глав организаций – на предмет соблюдения прав и свобод сотрудников, обязанных выполнять положения приказов и постановлений. Юридическая экспертиза устанавливает соответствие следующим нормативным актам:

  • Федеральные законы.
  • Кодексы Российской Федерации (гражданский, уголовный, административный и др.).
  • Нормы и правила, утвержденные государственными органами, осуществляющими контроль в своей области.
  • Региональные и муниципальные законы.
  • Другие законы и подзаконные акты.
Другие публикации:  Трудовой договор гражданско правового характера налоги

Правовая экспертиза может быть инициирована в ходе судебного разбирательства по вопросам выполнения сторонами обязательств по договору, если одна из сторон считает положения договора не соответствующими закону. Также подачу документ на экспертизу может заявить сотрудник (или группа сотрудников) какой-либо организации, считающий, что трудовые договоры, контракты или приказы их администрации нарушают положения действующего законодательства или непосредственно нарушают его конституционные права. К юридической экспертизе документов прибегают превентивно, для проверки договоров или контрактов перед заключением долгосрочной и дорогостоящей сделки. Это делается для того, чтобы впоследствии избежать судебных процессов относительно неочевидных и непрозрачных пунктов и положений подписываемых бумаг. Правовая экспертиза проводится для установления соответствия заключаемых сделок основам нравственности и правопорядка.

Во многих случаях юридическая экспертиза призвана разъяснять те или иные положения заключаемых договоров с целью обозначить завуалированный юридический смысл и так называемые подводные камни, которые может не заметить неискушенный в юриспруденции человек. Дело в том, что выражения обиходного языка и сходные юридические формулировки могут иметь совершенно разный смысл. Это связано со специфической трактовкой понятий в юриспруденции, равно как и в любой другой узкоспециальной области. Человек, не имеющий специальных юридических знаний, может извлечь из фразы договора иной смысл, отличный от того, который вложил в нее создатель документа. Кроме того, опытный юрист при подготовке договора может замаскировать невыгодные условия таким образом, что контрагент их просто не заметит. Чтобы не попасть в правовую кабалу, стоит прибегнуть к правовой экспертизе подписываемых договоров и контрактов.

Ситуации, в которых необходимо проведение правовой экспертизы

Правовая экспертиза может быть осуществлена в любой ситуации, которая, так или иначе, сопровождается оформлением документов – договоров, контрактов, приказов, положений или иных бумаг. Любой документ лучше проверить на правильность составления и соответствие текущему законодательству, если он вызывает сомнения у его составителей или у сторон, обязанных выполнять его положения. Чаще всего к юридической экспертизе прибегают в следующих ситуациях:

  • Если уже начато судебное разбирательство относительно выполнения сторонами обязательств по заключенному ими договору или контракту.
  • Если заказчику предстоит крупная сделка в области недвижимости. В этом случае эксперт-юрист может снизить риск потери крупных объемов средств, дать рекомендации по жилищному праву, проанализировать чистоту подготовленной сделки.
  • Перед заключением брачного договора. Эксперт может проверить соответствие договора законодательству и дать рекомендации по изменению некоторых пунктов или добавлению новых – для соблюдения интересов заказчика экспертизы.
  • При подготовке договора дарения имущества, договора ренты, а также завещания для определения соответствия готовящихся бумаг действующему законодательству.
  • При подписания договоров, касающихся услуг кредитования. При взятии большой суммы денег в кредит, перед подписанием договора на ипотечное кредитование, при займах на осуществление предпринимательской деятельности. В подобных случаях исследуется не только экономическая составляющая договора – легитимность начисления процентов и выполнения условий договора, но и соблюдение прав заемщика при наступлении особых условий – форс-мажорных, необходимости досрочного погашения, наступления банкротства заемщика или банкротства кредитора, и так далее.
  • Если необходимо дополнить договор дополнительными документами, регламентирующими нюансы взаимоотношений сторон или детализирующие обязанности и права сторон в особых случаях. К таким документам относятся разнообразные приложения к договору, акты и пр.
  • Если необходимо установить соответствие действий юридического лица ограничениям, жестко установленным учредительными документами.

Документы, которые необходимо предоставить для проведения юридической экспертизы

Поскольку юридическая экспертиза проводится непосредственно по бумагам, то для ее осуществления необходимо предоставить сами бумаги в любой удобной форме – в бумажном виде, на электронном цифровом носителе, прислать по электронной почте, предоставить копии, полученные сканированием или ксерокопированием оригинальных бумаг. Второе, что нужно сделать для того, чтобы запустить процедуру выполнения правовой экспертизы, это четко обозначить предмет ее проведения, то есть перечень вопросов, на которые должен ответить специалист. Должным образом сформулированные вопросы во многом способствуют получению наиболее релевантных запросу клиента выводов специалиста-эксперта.

Процедура проведения юридической экспертизы

Юридическая экспертиза проводится специалистом в области современного права, обладающего необходимыми знаниями и должным уровнем компетентности. Специалист в области юриспруденции должен владеть всеми необходимыми понятиями своей предметной области, ориентироваться в последних редакциях нормативных актов, грамотно оперировать вспомогательными документальными базами данных для грамотного осуществления своей экспертной деятельности. Правовая экспертиза, как правило, проводится по сложившейся методике и состоит из следующих этапов:

  1. Постановка задачи исследования. На этом этапе заказчиком исследования в сотрудничестве с экспертом формулируется список вопросов, на которые будет дан ответ, зафиксированный в экспертном заключении. Эксперт участвует в подготовке перечня вопросов для того, чтобы отсечь вопросы, находящиеся за пределами сферы его компетенции.
  2. Анализ правильности составления документа, предоставленного для исследования. Формальная правильность составления документа важна для оценки его права на существование в принципе. Дело в том, что неверно сформулированные договоры, контракты, или иные бумаги могут быть признанными недействительными из-за допущенных авторами ошибок.
  3. Анализ соответствия исследуемого документа действующим законодательным актам. Документы проверяются на наличие пунктов, прямо противоречащих действующему законодательству. В случае обнаружения положений, не соответствующих нормативным актам, выполнение сторонами своих обязательств по договору признается невозможным, а сам договор – недействительным.
  4. Исследование документа по конкретному запросу заказчика экспертизы – для выявления конкретных ошибок или нарушений, которые могли быть допущены составителями бумаг.
  5. Составление экспертного заключения. Экспертное заключение может быть предоставлено заказчику экспертизы устно – в виде особого мнения эксперта и некоторых рекомендаций по исправлению исследуемого документа. Также экспертное заключение составляется по запросу заказчика в письменном виде. В таком случае, оно содержит копии всех проанализированных документов, описание проделанных экспертом исследований, и письменные выводы эксперта в виде ответов на поставленные заказчиков вопросы.

Правовая база проведения юридической экспертизы

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, юридическая экспертиза может проводиться негосударственными организациями и специалистами, имеющими должный уровень специализированных знаний и профессиональной компетенции в данной предметной области. Это положение закреплено в статье 41 Федерального закона № 73-ФЗ от 31.05.2001г., регламентирующего процесс экспертной деятельности в Российской Федерации.

Статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет недействительность заключенной сделки в том, случае, если она противоречит предписаниям законодательных актов.

Статья 169 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет недействительность сделки, противоречащей базовым принципам нравственности или правым основам законодательства.

Вопросы, которые следует поставить перед специалистом в области правовой экспертизы

Список вопросов в каждом конкретном случае вместе с экспертом – для того, чтобы перед специалистом были поставлены только те вопросы, которые лежат в сфере его профессиональной компетенции. Приведенный перечень вопросов является приблизительным и неполным. Он служит для формирования общего представления о спектре вопросов, на которые может ответить специалист по проведению правовой экспертизы. Вот типовые вопросы, которые задают эксперту-юристу:

  1. Правильно ли составлен исследуемый документ?
  2. Соответствует ли исследуемый документ требованиям нравственности и правопорядка?
  3. Каков риск признания исследуемого документа недействительным?
  4. Противоречит ли исследуемый документ действующему законодательству?
  5. Нарушает ли исследуемый документ конституционные права и свободы одного из контрагентов?
  6. Какие ошибки допущены при составлении исследуемого документа?
  7. Какие дополнительные документы надо подготовить для того, чтобы учесть интересы сторон?
  8. Какие пункты исследуемого документа подлежат изменению для того, чтобы документ был правильно составлен?
  9. Какие пункты следует добавить в исследуемый документ для соблюдения интересов сторон (или лица, инициировавшего экспертизу)?
  10. Какие пункты следует исключить из исследуемого документа?
  11. Каков юридический смысл данного пункта исследуемого документа?
  12. Какие обязанности на самом деле ложатся на сторону, подписывающую договор, в результате выполнения данного пункта договора?
  13. Необходима ли дополнительная детализация каких-либо частей исследуемого документа?
  14. Однозначно ли толкование данного пункта исследуемого документа?
  15. Как следует переформулировать пункт документа, чтобы ликвидировать юридическую неоднозначность его толкования?
  16. Содержит ли ошибки или неточности конкретный пункт (пункты) исследуемого документа?
  17. Является ли лицо, завизировавшее документ, уполномоченным для подписания подобных документов.
  18. Содержит ли исследуемый документ положения, ухудшающие положение одной из сторон по отношению к другой стороне?
  19. Может ли исследуемый документ в случае подписания повлечь за собой незапланированные расходы заказчика исследования (например, непредвиденные им налоговые отчисления)?