Блог

Налог на прибыль по кгн

Налог на прибыль для ответственного участника КГН

Финансовое ведомство разъяснило порядок уплаты налога на прибыль ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков (КГН).

В письме от 13.10.2016 № 03-12-09/59777 специалисты Минфина России указали, что ответственный участник КГН определяет величину прибыли, приходящейся на каждого из участников КГН и на каждое из их обособленных подразделений, путем умножения доли прибыли каждого из участников или каждого обособленного подразделения участника КГН на совокупную прибыль этой группы. При этом уплату авансовых платежей и сумм налога ответственный участник КГН осуществляет по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по участникам этой группы и их обособленным подразделениям.

Что касается авансовых платежей и сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, приходящихся на каждого из участников КГН и на каждое из их обособленных подразделений, то они исчисляются по налоговым ставкам, действующим на территориях, где расположены соответствующие участники КГН и (или) их обособленные подразделения.

Это удобно: чтобы быть в курсе новостей сайта ЭЖ подпишитесь на нашу рассылку

Расчет сумм налога на прибыль участником КГН для целей налогового мониторинга

В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 105.26 НК РФ организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, если совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн руб.

Минфин России письмом от 02.03.2012 № 03-03-06/4/15, доведенным до налоговых органов письмом ФНС России от 21.03.2012 № ЕД-4-3/4756@, разъяснил, что в целях соблюдения участником консолидированной группы налогоплательщиков условий, установленных подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, определить сумму уплаченного налога на прибыль организаций, приходящуюся на каждого из участников, в общей сумме уплаченного налога возможно расчетным путем, используя данные налоговых деклараций за соответствующие отчетные (налоговые) периоды.

Если участнику КГН требуется при определении совокупной суммы налогов, указанных в подп. 1 п. 3 ст. 105.26 НК РФ, подлежащих уплате в бюджет, из общей исчисленной суммы налога на прибыль организаций в целом по КГН выделить сумму налога, приходящуюся на конкретного участника КГН, то приходящийся на данного участника КГН налог, подлежащий уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть рассчитан по налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, путем суммирования показателей строк 070 Приложений № 6а к Листу 02 Декларации с ИНН данного участника группы КГН.

Налог на прибыль организаций, исчисленный для уплаты в федеральный бюджет в целом по КГН, приводится по строке 190 Листа 02 Декларации. Часть этого налога, приходящаяся на участника КГН, может быть определена исходя из общей суммы налога и доли налоговой базы (%) участника КГН, которая применяется при распределении налоговой базы между участниками КГН и их обособленными подразделениями (строка 040 Приложения № 6а к Листу 02 Декларации с ИНН участника группы). Если организация — участник КГН имеет обособленные подразделения в разных субъектах Российской Федерации, то показатели строк 040 Приложений № 6а к Листу 02 Декларации с ИНН участника группы суммируются.

Распределение налога на прибыль кгн по бюджетам

«Налоговый вестник», 2012, N 10

Введенный в текущем году Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» институт налоговой консолидации меняет порядок и размер осуществления расчетов организациями — участниками консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль внутри этой группы.

Так, переложение обязанности по уплате налога в бюджет на ответственного участника КГН подразумевает появление новых схем взаиморасчетов между обычными и ответственными участниками. В договоре о создании КГН устанавливаются сроки осуществления компенсационных платежей (перечисления участниками КГН ответственному участнику группы денежных средств для уплаты за них налога в бюджет), их размер, порядок распределения между участниками группы разницы консолидации (разница между суммой самостоятельно рассчитанного участниками КГН налога на прибыль и фактически уплаченного за них в бюджет ответственным участником налога).

Однако не только новые особенности внутригрупповых расчетов изменили порядок перечисления налога на прибыль у организаций, вступивших с 2012 г. в консолидированные группы, теперь распределение консолидированного налога по бюджетам осуществляется централизованно ответственным участником КГН.

При подготовке к принятию Закона о КГН законодатели отмечали, что установление особого порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций для КГН создает ряд преимуществ как для налогоплательщиков, так и для государства. Так, использование консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций и уплата этого налога в целом исходя из финансового результата по КГН снижает стимулы для применения трансфертного ценообразования участниками КГН с целью минимизации сумм указанного налога. Соответственно, снижаются и негативные эффекты, связанные с перемещением налоговой базы между субъектами РФ (пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков»).

Особенности исчисления и уплаты налога (авансовых платежей) ответственным участником КГН в бюджет установлены новым введенным в НК РФ п. 6 ст. 288. Например, доля прибыли каждого участника группы и каждого из обособленных подразделений в совокупной прибыли КГН определяется ответственным участником как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого участника или обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по КГН; налог (авансовые платежи) в части, подлежащей уплате в федеральный бюджет, перечисляется ответственным участником группы по месту своего нахождения без распределения по участникам КГН и их обособленным подразделениям, а суммы налога (авансовых платежей), подлежащие зачислению в бюджеты субъектов РФ, приходящиеся на каждого из участников КГН и их обособленные подразделения, исчисляются по налоговым ставкам, действующим на территориях, где расположены эти участники и обособленные подразделения.

Минфин России в Письме от 02.04.2012 N 03-03-06/1/172 уточнил, что удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества участника группы определяется исходя из фактических показателей остаточной стоимости основных средств.

При этом если на территории одного субъекта РФ находятся несколько участников группы или их обособленные подразделения, то ответственный участник КГН вправе выбрать одного участника или обособленное подразделение, по месту нахождения которого будет перечисляться налог на прибыль по КГН в бюджет соответствующего субъекта РФ (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ). В таком случае ответственный участник вправе рассчитывать долю прибыли в целом по группе обособленных подразделений конкретного участника, находящихся на территории одного субъекта РФ (п. 3 Письма Минфина России от 12.04.2012 N 03-03-06/1/195, п. 1 Письма ФНС России от 03.05.2012 N ЕД-4-3/7428@).

Об указанном выборе ответственный участник обязан уведомить инспекцию по месту своего нахождения (или инспекцию по месту его учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, если он таковым является). По общему правилу уведомление направляется до 31 декабря года, в котором начинает действовать КГН (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ, п. 1 Письма ФНС России от 20.04.2012 N ЕД-4-3/6656@), а в 2012 г. — до наступления срока уплаты авансового платежа, следующего за регистрацией договора о создании КГН. Налоговое ведомство в п. 1 Письма от 20.04.2012 N ЕД-4-3/6656@ разъясняет, что указанное уведомление необходимо представить также в случае изменения участника или его обособленного подразделения, по месту нахождения которого уплачивается налог в бюджет субъекта РФ (например, при изменении состава КГН, закрытии обособленных подразделений). Кроме того, представить уведомление нужно и в случае изменения места уплаты налога, например при изменении места нахождения участника или обособленного подразделения в пределах одного субъекта РФ. Рекомендуемая форма такого уведомления направлена налогоплательщикам Письмом ФНС России от 26.04.2012 N ЕД-4-3/7006@.

Для представления ответственным участником группы в налоговый орган единой налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по КГН изменена форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций — включены два Приложения к листу 02 «Расчет налога на прибыль организаций»:

  • N 6 «Расчет авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации по консолидированной группе налогоплательщиков»;
  • N 6а «Расчет авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации по участнику консолидированной группы налогоплательщиков без входящих в него обособленных подразделений и (или) по его обособленным подразделениям» .

Приказ ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения».

Важно понимать, что создание КГН приведет к перераспределению налога на прибыль по субъектам — увеличатся поступления в регионы, где расположены участники группы с высокими производственными мощностями и большими штатами, за счет того, что при расчете на них перераспределяется доля прибыли от организаций, которые являются центром прибыли. До 01.01.2012 налоги с последних пополняли в основном бюджет по месту их регистрации, а теперь они перераспределяются в регионы, где расположены наиболее фондоемкие участники КГН с большой численностью работников. Даже выбор между показателями среднесписочной численности и расходами на оплату труда, а также региональные льготы, установленные в отношении отдельных участников КГН, при консолидированном расчете распределения налога на прибыль по бюджетам влияют на величину налога в конкретном субъекте.

Хотя законодатели в период разработки законопроекта ожидали, что в результате налоговой консолидации произойдет определенное перераспределение финансовых потоков между регионами РФ, однако масштаб изменений смогли оценить лишь после вступления Закона о КГН в силу. Так, заместитель министра Минфина России С.Д. Шаталов 28.06.2012 отметил, что «больше всего пострадали Москва и Санкт-Петербург, где центры прибыли создавались «Газпромом» и другими крупными компаниями». По его словам, потери бюджета Москвы «фантастические»: «если бы норма консолидации вводилась единовременно, то бюджет Москвы в течение одного года потерял бы 150 млрд руб.», — уточнил он.

Это примерно 10% доходной части столичного бюджета на текущий год (1,458 трлн руб.) . Можно представить, каким сложным вопросом это становится для Москвы в настоящее время в связи с необходимостью осуществления крупных проектов, например по расширению границ и обустройству Новой Москвы.

Журавлева Н. У столиц отбирают чужое// Деловая газета Взгляд. 28.06.2012 // www.vz.ru/economy/2012/6/28/585935.html.

Учитывая этот факт, законодатель в Федеральном законе от 30.03.2012 N 19-ФЗ «О внесении изменений в статью 67 части первой и статью 288 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрел введение для ответственного участника КГН, в состав которой входят организации, являющиеся собственниками объектов Единой системы газоснабжения (т.е. в отношении консолидированной группы, созданной компаниями «Газпрома»), особого механизма расчета и уплаты налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ, который заключается в применении поправочных коэффициентов к формуле расчета доли прибыли, приходящейся на каждого из участников КГН и каждое из их обособленных подразделений, находящихся на территории субъектов РФ, с учетом уровня налоговых платежей организаций — участников КГН за налоговый период 2011 г.

При этом ответственный участник определяет:

  1. показатели d и p для каждого субъекта РФ, рассчитываемые по следующим формулам:

d = d* : D, p = p* : P,

где d* — величина прибыли, приходящейся на каждого из участников КГН и на каждое из их обособленных подразделений;

Другие публикации:  Приказ со сроком

D — величина совокупной прибыли КГН;

p* — сумма налога, исчисленная по каждой из организаций, вступивших в КГН, и по каждому из их обособленных подразделений за 2011 г., подлежащая зачислению в бюджет соответствующего субъекта РФ и заявленная в налоговой декларации, представленной в налоговые органы в срок не позднее 28.03.2012 (без учета изменений, внесенных после указанной даты);

P — совокупная сумма налога всех участников КГН, исчисленная за 2011 г. по ставкам, установленным для налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, и определяемая на основании сведений, указанных в налоговых декларациях, представленных не позднее 28.03.2012 (без учета изменений, внесенных после указанной даты);

  1. долю прибыли каждого из участников КГН и каждого из их обособленных подразделений в совокупной прибыли этой группы как показатель g, рассчитываемый по следующим формулам:

в 2012 г. : g = 0,2 x d + 0,8 x p;

в 2013 г. : g = 0,4 x d + 0,6 x p;

в 2014 г. : g = 0,6 x d + 0,4 x p;

в 2015 г. : g = 0,8 x d + 0,2 x p;

  1. величину прибыли, приходящейся на каждого из участников КГН и на каждое из их обособленных подразделений, путем умножения показателя g на совокупную прибыль группы;
  2. сумму налога (авансовых платежей), приходящуюся на каждого из участников КГН и на каждое из их обособленных подразделений, по которым налог (авансовые платежи) уплачивается в бюджет соответствующего субъекта РФ, исчисляемую исходя из величины прибыли, рассчитанной из соответствующей величины прибыли и ставки налога, действующей на территории, где расположены участник КГН или его обособленное подразделение.

С одной стороны, применение этого механизма расчета приводит к более равномерному перераспределению налога на прибыль в региональные бюджеты в течение 2012 — 2015 гг., а с другой — требует от налогоплательщика дополнительных затрат в связи с необходимостью сбора подтверждающих данных и усложнением расчета распределения налога на прибыль по КГН в разрезе региональных бюджетов. Потери Санкт-Петербурга от введения норм налоговой консолидации и перераспределения налога на прибыль нефтяников в другие регионы гораздо ниже, чем в Москве, и по итогам 2012 г. могут составить 25 — 30 млрд руб., уточнил председатель бюджетно-финансового комитета петербургского парламента Константин Сухенко . По его данным, компенсировать эти потери Санкт-Петербургу федеральный бюджет пока не собирается, и городские власти вынуждены подготавливать и отправлять в Москву предложения по этому поводу, в частности предлагалось в связи с тем, что в Петербурге производятся большие объемы табачных изделий, оставлять у себя хотя бы часть табачных акцизов. В 2012 г. бюджеты 22 регионов РФ потеряли значительные составляющие своей доходной части из-за налоговой консолидации крупных холдингов. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга наибольшее снижение доходности отмечается у Красноярского края, Ханты-Мансийского округа, Тюменской и Вологодской областей. В свою очередь, 61 регион, наоборот, прирастят свои бюджеты. Среди них Ямал, Самарская и Иркутская область, регионы, где фактически размещено производство крупных сырьевых компаний . Однако в утешение регионов, существенно пострадавших от перераспределения налогов, С.Д. Шаталов заявил, что решение этого вопроса есть, и сообщил, что в федеральном бюджете заложены средства на сбалансированность бюджетов регионов, с помощью этого инструмента Минфин России и будет решать вопрос выпадающих доходов . Таким образом, из сложившейся ситуации видно, что запущенный в работу в 2012 г. механизм налоговой консолидации возлагает дополнительную организационную нагрузку и ставит новые административные вопросы не только перед самими участниками консолидированных групп, но и перед определенными структурами законодательной и исполнительной власти РФ. Есть надежда, что подобные трудности вызваны лишь начальным этапом функционирования новых правил консолидации и в дальнейшем будут исключены за счет принятия соответствующих управленческих решений.

Налог на прибыль: консолидированная группа налогоплательщиков

Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» (далее — Закон N 321-ФЗ) внесены изменения в налоговое законодательство, вступившие в силу с 01.01.2012. В российском налоговом законодательстве появилось новое понятие — консолидированная группа налогоплательщиков (КГН).
Общие положения о КГН определены гл. 3.1 «Консолидированная группа налогоплательщиков», дополнившей разд. II части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Что же такое КГН? Согласно п. 1 ст. 25.1 НК РФ это добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль — организаций на основе договора о создании КГН в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК РФ, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков.
При этом участником КГН признается организация, которая является стороной действующего договора о создании КГН, соответствует критериям и условиям, предусмотренным НК РФ для участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Порядок заключения, регистрации и действия договора о создании КГН определен ст. 25.3 НК РФ. Пунктом 1 этой статьи установлено, что в соответствии с договором о создании КГН организации, соответствующие установленным критериям, объединяются на добровольной основе без создания юридического лица.

Обратите внимание! Консолидированная группа налогоплательщиков создается не менее чем на 2 налоговых периода по налогу на прибыль организаций и подлежит регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации — ответственного участника КГН.

Для регистрации договора о создании КГН ответственный участник группы представляет в налоговый орган документы, перечень которых приведен в п. 6 ст. 25.3 НК РФ.

Необходимый пакет документов представляется в налоговый орган не позднее 30 октября года, предшествующего налоговому периоду, начиная с которого исчисляется и уплачивается налог на прибыль организаций по КГН (п. 7 ст. 25.3 НК РФ).

Пунктом 3 ст. 3 Закона N 321-ФЗ установлено, что для применения с 01.01.2012 положений гл. 3.1 НК РФ в части исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по КГН документы, предусмотренные п. 6 ст. 25.3 НК РФ, нужно было бы представить в налоговый орган не позднее 31.03.2012. В этом случае после регистрации договора о создании КГН в уполномоченном налоговом органе (в том числе в результате обжалования отказа налогового органа в регистрации такого договора) такая группа признается созданной с 01.01.2012.

Для проверки представленных документов налоговому органу отпущен 1 мес. со дня представления документов. В течение этого срока должна быть произведена регистрация договора либо принято мотивированное решение об отказе в регистрации (п. 8 ст. 25.3 НК РФ).

Если договор зарегистрирован, в течение 5 дней с даты регистрации налоговый орган обязан выдать один экземпляр этого договора с отметкой о его регистрации ответственному участнику КГН лично под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения (п. 9 ст. 25.3 НК РФ). Помимо этого, в этот же срок информация о регистрации договора направляется налоговым органом в налоговые органы по месту нахождения организаций — участников КГН, а также по месту нахождения обособленных подразделений организаций — участников КГН.

Консолидированная группа налогоплательщиков признается созданной с 1-го числа налогового периода по налогу на прибыль организаций, следующего за календарным годом, в котором налоговым органом зарегистрирован договор о создании этой группы.

Налоговый орган может отказать в регистрации договора о создании КГН. Отказ допускается исключительно при наличии обстоятельств, предусмотренных п. 11 ст. 25.3 НК РФ.

Договор о создании КГН может быть изменен в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 25.4 НК РФ.

В Письме Минфина России от 02.03.2012 N 03-03-06/4/15 отмечено, что договор о создании КГН имеет налогово-правовую природу. Договор в части положений, предусмотренных НК РФ, не может рассматриваться как договор оказания услуг. В части вопросов, не урегулированных законодательством о налогах и сборах, применяются общие положения о договорах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.

Кто может быть участником КГН, каким условиям они должны соответствовать? Согласно п. 2 ст. 25.1 НК РФ участником КГН признается организация, которая является стороной действующего договора о создании КГН, соответствует критериям и условиям, предусмотренным НК РФ для участников КГН.

Консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90%, при этом создавать КГН имеют право только российские организации, что следует из п. 1 ст. 25.2 НК РФ.

Соблюдение данных условий может подтверждаться выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, копиями учредительных документов, выпиской из реестров владельцев ценных бумаг, расчетом доли непосредственного и (или) косвенного участия, представляемого в налоговый орган ответственным участником группы, о чем сказано в Письме Федеральной налоговой службы от 29.12.2011 N АС-4-3-22569@ «О регистрации и изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков».

Кроме того, организация — сторона договора о создании КГН должна соответствовать ряду условий, перечисленных в п. 3 ст. 25.2 НК РФ. К уже созданной КГН могут присоединиться и новые организации, но при условии, что они соответствуют установленным требованиям.

Все в совокупности организации, являющиеся участниками КГН, также должны соответствовать определенным условиям, установленным п. 5 ст. 25.2 НК РФ:

  • совокупная сумма налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная в течение календарного года, предшествующего году, в котором представляются документы для регистрации договора о создании КГН, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 10 млрд руб.;
  • суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также от прочих доходов по данным бухгалтерской отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором представляются документы для регистрации договора о создании КГН, составляет не менее 100 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляются документы для регистрации договора о создании КГН, составляет не менее 300 млрд руб.

Перечень организаций, которые не могут являться участниками КГН, содержит п. 6 ст. 25.2 НК РФ.

Права и обязанности ответственного участника КГН, а также других участников группы определены ст. 25.5 НК РФ.

Ответственным участником признается участник КГН, на которого в соответствии с договором о создании КГН возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по КГН и который в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций (п. 3 ст. 25.1 НК РФ). Документом, подтверждающим полномочия ответственного участника группы, является договор о создании КГН.

В части второй НК РФ рассмотрены особенности определения доходов и расходов, признания убытков, формирования резервов, а также уплаты налога и представления налоговых деклараций консолидированной группой налогоплательщиков.

Участники КГН исполняют обязанности налогоплательщиков налога на прибыль организаций по этой группе в части, необходимой для его исчисления ответственным участником этой группы. В Письме Минфина России от 06.02.2012 N 03-03-06/1/65 указано, что участники КГН обязаны представлять ответственному участнику КГН документы, необходимые ему для исполнения обязанностей и осуществления прав налогоплательщика налога на прибыль организаций по КГН.

Прибылью для организаций — участников КГН признается величина совокупной прибыли участников группы, приходящаяся на данного участника и рассчитываемая в порядке, установленном п. 1 ст. 278.1 НК РФ и п. 6 ст. 288 НК РФ (Письмо Минфина России от 26.03.2012 N 03-03-06/1/158).

Статьей 251 НК РФ определен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. На основании пп. 44 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются в целях налогообложения прибыли денежные средства, полученные:

  • ответственным участником КГН от других участников этой группы для уплаты налога (авансовых платежей, пеней, штрафов) в порядке, установленном НК РФ для КГН;
  • участником КГН от ответственного участника этой группы в связи с уточнением сумм налога (авансовых платежей, пеней, штрафов), подлежащих уплате по этой группе налогоплательщиков.
Другие публикации:  Оформить кредитную карту скб банк

Соответственно, расходами, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, на основании п. 48.14 ст. 270 НК РФ признаются расходы в виде денежных средств, переданных:

  • участником КГН ответственному участнику этой группы для уплаты налога (авансовых платежей, пеней, штрафов) в порядке, установленном НК РФ для КГН;
  • ответственным участником КГН участнику этой группы в связи с уточнением сумм налога (авансовых платежей, пеней, штрафов), подлежащих уплате по этой группе налогоплательщиков.

В Письме Минфина России от 20.03.2012 N 03-03-06/1/143 обращено внимание на то, что порядок, суммы и сроки взаиморасчетов между участниками и ответственным участником КГН по перечислению денежных средств, необходимых для уплаты налога на прибыль ответственным участником, налоговое законодательство не регламентирует. Этот порядок, суммы и сроки могут определяться участниками в договоре о создании КГН.

В Письме Минфина России от 23.03.2012 N 03-03-06/1/153 специалисты финансового ведомства также отметили, что особенности определения налоговой базы, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций (авансовых платежей) ответственным участником КГН устанавливаются непосредственно НК РФ. Порядок и сроки взаиморасчетов между участниками по поводу уплаты налога на прибыль организаций определяются в договоре о создании КГН. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 27.02.2012 N 03-03-06/1/102.

При этом у участников КГН не возникает доходов (расходов), учитываемых при налогообложении налогом на прибыль организаций, независимо от условий такого взаиморасчета, о чем сказано в Письме Минфина России от 21.03.2012 N 03-03-06/1/144.

Налоговая база по прибыли, полученной участниками КГН, определяется ответственным участником этой группы в порядке, установленном ст. 274 НК РФ, с учетом особенностей, установленных ст. ст. 278.1 и 288 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 278.1 НК РФ налоговая база по доходам, полученным всеми участниками КГН (далее — консолидированная налоговая база), определяется на основании суммы всех доходов и суммы всех расходов участников группы, учитываемых в целях налогообложения, с учетом особенностей, установленных названной статьей. При этом в консолидированную налоговую базу не включаются доходы участников КГН, подлежащие обложению налогом у источника выплаты доходов.

В Письме Минфина России от 12.04.2012 N 03-03-06/1/195 обращено внимание на то, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в которых организация не являлась участником КГН, в текущем налоговом (отчетном) периоде, в котором данная организация является участником КГН, пересчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В силу п. 2 ст. 278.1 НК РФ налоговый учет операций, осуществляемых между участниками КГН, ведется в соответствии со ст. 321.2 НК РФ, которой определены особенности ведения налогового учета участниками КГН.

Согласно п. 2 ст. 321.2 НК РФ порядок ведения налогового учета КГН устанавливается в учетной политике для целей налогообложения КГН.

Статья 11 НК РФ определяет учетную политику для целей налогообложения как выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Учетная политика участников КГН не должна противоречить учетной политике для целей налогообложения КГН, на что обращено внимание в Письме Минфина России от 13.03.2012 N 03-03-06/1/124. Учетная политика группы утверждается ее ответственным участником до представления договора о создании КГН на регистрацию в налоговый орган.

Вместе с тем учетная политика для целей налогообложения КГН может включать только те положения, которые необходимы ответственному участнику для расчета консолидированной налоговой базы за отчетный (налоговый) период по налогу на прибыль организаций.

Участники КГН не формируют резервы по сомнительным долгам в соответствии со ст. 266 НК РФ в части задолженности одних участников этой группы перед другими участниками такой группы (п. 3 ст. 278.1 НК РФ). Участники КГН восстанавливают резерв по сомнительным долгам на сумму задолженности, относящейся к другим участникам этой группы. Соответствующие суммы включаются в состав внереализационных доходов в налоговом периоде, предшествующем налоговому периоду, в котором налогоплательщик стал участником КГН.

Участники КГН не формируют резервы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в соответствии со ст. 267 НК РФ в части реализации товаров (работ) другим участникам этой группы (п. 4 ст. 278.1 НК РФ). При вхождении налогоплательщика в состав группы резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию восстанавливается в части сумм резервов, относящихся к товарам (работам), реализованным другим участникам этой группы. При этом производится корректировка определяемого в соответствии с п. 3 ст. 267 НК РФ предельного размера резерва, исключающая операции между участниками одной КГН при определении показателей фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие 3 года, а также выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период.

Корректировка показателя выручки от реализации товаров (работ) за предыдущие 3 года до начала налогового периода, в котором налогоплательщик стал участником КГН, не производится. В налоговых периодах, в которых налогоплательщик является участником КГН, этот показатель не включает выручку от реализации указанных товаров (работ) другим участникам такой группы. Суммы восстановленных резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, в том числе в результате уменьшения предельного размера резерва, включаются в состав внереализационных доходов в налоговом периоде, предшествующем налоговому периоду, в котором налогоплательщик стал участником КГН.

Банки, являющиеся участниками КГН, не формируют резервы на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам, в соответствии со ст. 292 НК РФ в части задолженности одних участников группы перед другими участниками этой группы. Банки восстанавливают резерв на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам, на сумму задолженности, относящейся к другим участникам этой группы. Соответствующие суммы включаются в состав внереализационных доходов в налоговом периоде, предшествующем налоговому периоду, в котором банк стал участником КГН (п. 5 ст. 278.1 НК РФ).

Участники КГН, понесшие убытки, исчисленные в соответствии с гл. 25 НК РФ, в налоговых периодах, предшествующих налоговому периоду их вхождения в состав этой группы, не вправе уменьшить консолидированную налоговую базу на всю сумму понесенного ими убытка (на часть этой суммы), перенести убыток на будущее в порядке, установленном ст. ст. 275.1 и 283 НК РФ, начиная с налогового периода, в котором они вошли в состав такой группы. Не допускается суммирование убытков участников КГН (включая убытки, понесенные от использования объектов обслуживающих производств и хозяйств, в соответствии со ст. 275.1 НК РФ), понесенных ими до вхождения в состав этой группы, с консолидированной налоговой базой. Указанное положение распространяется также на убытки, понесенные организациями, которые вошли в состав КГН путем присоединения к участнику этой группы или слияния с участником такой группы (п. 6 ст. 278.1 НК РФ).

Нормативы принимаемых для целей налогообложения расходов, предусмотренные п. п. 16 и 24.1 ч. 2 ст. 255, пп. 6 п. 2 ст. 262, пп. 11 и 48.2 п. 1, п. п. 2 и 4 ст. 264, п. 4 ст. 266, пп. 4 п. 2 ст. 296 НК РФ, применяются каждым участником КГН (п. 7 ст. 278.1 НК РФ).

Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, установленные НК РФ для налогоплательщиков, не являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в части отдельного определения налоговой базы, а также в части уменьшения налоговой базы на сумму полученных убытков и переноса убытков на будущее применяются при исчислении консолидированной налоговой базы (п. 8 ст. 278.1 НК РФ).

Обратите внимание! Правила, установленные ст. 278.1 НК РФ, распространяются исключительно на определение налоговой базы, к которой применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 284 НК РФ, т.е. налоговая ставка 20% (п. 9 ст. 278.1 НК РФ).

Участники КГН самостоятельно определяют налоговую базу, к которой применяются иные налоговые ставки, такая налоговая база не учитывается при исчислении налога по КГН.

Статья 283 НК РФ, определяющая порядок переноса убытков на будущее, дополнена п. 6 Закона N 321-ФЗ, согласно которому в случае, если КГН понесла убыток (убытки) в предыдущем налоговом периоде или предыдущих налоговых периодах, ответственный участник такой группы вправе уменьшить консолидированную налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму убытка или на часть этой суммы.

Организация, являвшаяся участником КГН, после выхода из состава этой группы (прекращения действия этой группы):

  • не вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на сумму убытка, полученного указанной группой в период ее действия (на часть этой суммы);
  • вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на сумму убытка, полученного указанной организацией по итогам налоговых периодов (на часть этой суммы), в которых она не являлась участником КГН, в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 283 НК РФ. При этом срок, установленный п. 2 ст. 283 НК РФ, в течение которого налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее, увеличивается на количество лет, в течение которых такой налогоплательщик являлся участником КГН.

Если организация, являвшаяся участником КГН, в период своего участия в указанной группе была реорганизована в форме слияния или присоединения, после выхода из состава указанной группы (прекращения действия этой группы) эта организация вправе также уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на сумму убытка (на часть этой суммы), полученного организациями, правопреемником которых является организация, вышедшая из состава группы, по итогам налоговых периодов, в которых такие реорганизованные организации не являлись участниками КГН, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 283 НК РФ.

Если организация, являвшаяся участником КГН, в период своего участия в указанной группе была вновь создана путем разделения организации, после выхода из состава указанной группы (прекращения действия этой группы) эта организация также вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на сумму убытка (на часть этой суммы), полученного организацией, правопреемником которой является организация, вышедшая из состава этой группы, по итогам налоговых периодов, в которых такая реорганизованная организация не являлась участником КГН, в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 283 НК РФ, с учетом ст. 50 НК РФ.

В консолидированной группе налогоплательщиков сумма авансового платежа по этой группе исчисляется и уплачивается ответственным участником в соответствии с правилами, установленными п. 2 ст. 286 НК РФ.

Пунктом 8 ст. 286 НК РФ установлен порядок уплаты авансовых платежей по налогу, подлежащему уплате ответственным участником КГН в I квартале налогового периода, в котором начала действовать эта группа, для случаев выбора системы уплаты авансовых платежей по итогам отчетных (налогового) периодов с исчислением в течение отчетного периода ежемесячных авансовых платежей.

В частности, сумма ежемесячного авансового платежа определяется как сумма ежемесячных авансовых платежей всех участников этой группы, подлежащих уплате в III квартале налогового периода, предшествующего созданию этой группы. При этом порядок представления в налоговый орган информации о расчете сумм ежемесячных авансовых платежей с распределением их для уплаты в бюджеты субъектов Российской Федерации в НК РФ не определен. В этой связи при регистрации договора о создании КГН до истечения сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей на I квартал 2012 г. в карточке расчетов с бюджетом начисление ежемесячных авансовых платежей производится на основании полученного от ответственного участника КГН уведомления, представление которого предусмотрено п. 2 ст. 288 НК РФ, о чем сказано в Письме Минфина России от 10.02.2012 N 03-03-10/11.

При этом уведомление должно быть получено до срока уплаты ежемесячного авансового платежа, следующего за регистрацией договора о создании КГН.

Другие публикации:  Кто выплачивает пособие до 3 х лет

Типовая форма уведомления приведена в Письме ФНС России от 26.04.2012 N ЕД-4-3/7006@ «О рекомендуемой типовой форме уведомления N 3» (далее — уведомление N 3).

В силу п. 9 ст. 286 НК РФ в случаях, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах договор о создании КГН регистрируется уполномоченным налоговым органом после начала налогового периода, уплаченные участниками КГН авансовые платежи по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов подлежат зачету (возврату) соответствующему участнику этой КГН.

Таким образом, в карточках расчетов с бюджетом должны быть сложены начисленные по наступившим срокам уплаты ежемесячные авансовые платежи на I квартал и авансовые платежи по итогам I квартала, а также начисленные ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли по итогам истекших отчетных периодов, на что указано в Письме Минфина России от 10.02.2012 N 03-03-10/11.

Сложение начисленных авансовых платежей осуществляется налоговым органом по месту нахождения (месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) организаций — участников КГН, а также по месту нахождения их обособленных подразделений после получения информационного сообщения налогового органа по месту регистрации договора о создании КГН (форма информационного сообщения приведена в Письме ФНС России от 29.12.2011 N АС-4-3/22569@).

Пени на сумму недоимки, возникшей в результате определения консолидированной налоговой базы ответственным участником КГН по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов, начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения ответственным участником группы обязанности по уплате налога (авансовых платежей), следующий за установленным ст. 286 НК РФ днем уплаты налога (авансовых платежей) по итогам отчетного (налогового) периода, в котором КГН была зарегистрирована.

Вопрос о порядке зачета суммы излишне уплаченных ответственным участником КГН авансовых платежей по налогу на прибыль по итогам отчетных периодов, истекших с начала налогового периода и до регистрации этой КГН, рассмотрен Минфином России в Письме от 12.05.2012 N 03-02-07/1-127.

Статьей 78 НК РФ регламентирован порядок возврата (зачета) излишне уплаченных сумм налога (сбора, пеней и штрафа).

Пунктом 9 указанной статьи установлено, что возврат ответственному участнику КГН суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по КГН не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ.

В силу п. 6 ст. 78 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Таким образом, суммы излишне уплаченных ответственным участником КГН авансовых платежей по итогам отчетных периодов, истекших с начала налогового периода и до регистрации этой группы, могут быть зачтены в счет образовавшейся недоимки по такой КГН, недоимки указанного лица по иным налогам соответствующего вида, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также могут быть зачтены в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль организаций по КГН.

Статьей 288 НК РФ установлены особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения.

Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то он самостоятельно должен выбрать то обособленное подразделение, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет. О принятом решении (до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду) он должен уведомить налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения своих обособленных подразделений.

В уведомлении N 3 приводятся данные обо всех участниках и (или) обособленных подразделениях участников, по месту нахождения которых будет производиться уплата налога в соответствующие бюджеты субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что исходя из положений п. 2 ст. 288 НК РФ уведомление необходимо представлять также:

  • при изменении состава КГН;
  • при закрытии обособленных подразделений;
  • при изменении места нахождения участников или их обособленных подразделений;
  • по иным основаниям, приведшим к смене участника или обособленного подразделения участника, по месту нахождения которого уплачивается налог в бюджет субъекта Российской Федерации.

Представление уведомления N 3 требуется в случае изменения места уплаты налога, например при изменении места нахождения участника или обособленного подразделения в пределах одного субъекта Российской Федерации.

В указанных случаях в уведомление включаются только данные об участниках группы или их обособленных подразделениях, в отношении которых произошли названные выше изменения.

Обратите внимание! Если организации до образования КГН уплачивали налог на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации, то повторного уведомления налоговых органов о выбранных ими ответственных обособленных подразделениях не требуется.

При смене участником КГН ответственного обособленного подразделения, по месту нахождения которого не производится уплата налога, исчисленного по консолидированной налоговой базе, уведомление составляется в произвольной форме и направляется ответственным участником группы в налоговый орган по месту своего нахождения (месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика). На это указывают специалисты ФНС России в своем Письме от 20.04.2012 N ЕД-4-3/6656@.

Положения ст. 288 НК РФ применяются при уплате налога (авансовых платежей) ответственным участником КГН по этой группе с учетом особенностей, установленных п. 6 ст. 288 НК РФ, а при уплате налога (авансовых платежей) ответственным участником КГН, в состав которой входят организации, являющиеся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, — с учетом особенностей, установленных п. 7 ст. 288 НК РФ.

Согласно п. 6 ст. 288 НК РФ при определении доли прибыли, приходящейся на каждого участника КГН и каждого из их обособленных подразделений, используются данные средней арифметической величины доли среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и доли остаточной стоимости амортизируемого имущества этого участника или обособленного подразделения, соответственно, в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по КГН.

Указанные в п. 2 ст. 288 НК РФ доля среднесписочной численности работников и доля остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях гл. 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Таким образом, при определении доли прибыли участников КГН доля остаточной стоимости амортизируемого имущества определяется исходя из фактических показателей остаточной стоимости основных средств. Остаточная стоимость нематериальных активов и капитальных вложений в данных расчетах не учитывается. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 02.04.2012 N 03-03-06/1/172.

Ответственный участник КГН определяет величину прибыли, приходящейся на каждого из участников группы и на каждое из их обособленных подразделений, путем умножения определенной доли прибыли каждого из участников или каждого обособленного подразделения участника КГН на совокупную прибыль этой группы.

Ответственный участник КГН исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производит по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по участникам этой группы и их обособленным подразделениям.

Суммы налога (авансовых платежей), подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, приходящиеся на каждого из участников КГН и на каждое из их обособленных подразделений, исчисляются по налоговым ставкам, действующим на территориях, где расположены соответствующие участники КГН и (или) их обособленные подразделения. По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 02.03.2012 N 03-03-06/4/15, определить сумму уплаченного налога на прибыль, приходящуюся на каждого из участников, в общей сумме уплаченного налога возможно расчетным путем, используя данные налоговых деклараций за соответствующие отчетные (налоговые) периоды.

Отметим, что участники КГН, за исключением ответственного участника этой группы, не представляют налоговых деклараций в налоговые органы по месту своего учета, если они не получают доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу этой группы.

Если участники КГН получают доходы, не включаемые в консолидированную налоговую базу этой группы, они представляют в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации только в части исчисления налога в отношении таких доходов (п. 7 ст. 289 НК РФ).

Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения», согласованным с Минфином России, утверждены новая форма и Формат представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

В форму налоговой декларации специально для КГН к листу 02 включены:

  • Приложение 6 «Расчет авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации по консолидированной группе налогоплательщиков»;
  • Приложение 6а «Расчет авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации по участнику консолидированной группы налогоплательщиков без входящих в него обособленных подразделений и (или) по его обособленным подразделениям» для расчета налога, подлежащего уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Для определения налоговых обязательств в бюджет субъекта Российской Федерации суммируются показатели Приложений 6а, составленных по участникам и (или) обособленным подразделениям участников, находящимся на территории этого субъекта Российской Федерации. Сводные данные по Приложениям N 6а приводятся в одном Приложении 6.

Соответственно, карточка расчетов с бюджетом будет вестись налоговым органом по общей сумме налога, подлежащего уплате в бюджет субъекта Российской Федерации (Письмо ФНС России от 03.05.2012 N ЕД-4-3/7428@).

Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций по КГН по итогам отчетного (налогового) периода составляется ответственным участником этой группы на основе данных налогового учета и консолидированной налоговой базы в целом по КГН только в части исчисления налога в отношении консолидированной налоговой базы.

Ответственный участник группы, руководствуясь п. 8 ст. 289 НК РФ, обязан представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по КГН в налоговый орган по месту регистрации договора о создании такой группы в порядке и сроки, которые установлены ст. 289 НК РФ для налоговой декларации по налогу.

Следует обратить внимание на то, что особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом, установленные ст. 310 НК РФ, распространяются на исчисление и уплату налога российскими организациями, являющимися участниками КГН и выплачивающими доход иностранной организации.

Исчисление, удержание и перечисление в бюджет соответствующих сумм налога осуществляются организациями, являющимися участниками КГН, самостоятельно, без участия ответственного участника КГН (за исключением случаев, когда налоговым агентом по правилам ст. 310 НК РФ выступает такой ответственный участник).