Блог

Административная ответственность научная статья

Административная ответственность научная статья

Административная ответственность несовершеннолетних на сегодняшний день является весьма актуальной темой и в юридической литературе этой проблеме уделяется немало внимания. Актуальность вопроса прежде всего состоит в особенности правового статуса несовершеннолетнего лица. Существует такое понятие как «специальный статус», которое означает статус лица, отнесенного к определенной категории граждан. К такой категории относятся и несовершеннолетние граждане, поскольку они имеют некие льготы и преимущества.

Целью данной статьи является изучение проблемы административной ответственности несовершеннолетних и поиск альтернатив в совершенствовании законодательства в данной отрасли.

В соответствии с целью, выделяются следующие задачи:

1. Раскрытие понятия административной ответственности несовершеннолетних;

2. Выделение особенностей административной ответственности несовершеннолетних исходя из их правового статуса.

К основным нормативным актам, регулирующим административную ответственность несовершеннолетних, относятся не только КоАП РФ, но и Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних от 3 июня 1967 г. (далее – Положение 1967 г.) и ряд других нормативных актов, включая положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на региональном уровне, которые также являются субъектами административной юрисдикции. Деятельность этих комиссий ограничена действием Положения от 1967 г. и нормами КоАП РФ. Такой подход к построению законодательства об административной ответственности приводит к возникновению коллизий, поэтому представляется целесообразным именно КоАП РФ считать единственным законодательным актом, регулирующим вопросы административной ответственности несовершеннолетних.

Административная ответственность несовершеннолетних представляет особый вид юридической ответственности. Можно дать следующее определение этого понятия:

Административная ответственность несовершеннолетних – это форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер.

Стоит отметить, что в действующем законодательстве отсутствует определение административной ответственности, хотя в КоАП РФ есть указание на то, что мерой административной ответственности является административное наказание, которое применяется с целью перевоспитания лица, совершившего административное правонарушение, и предотвращения совершения правонарушений.

При исследовании сущности административной ответственности несовершеннолетних можно выделить следующие дующие особенности данной категории.

В первую очередь это качается мер наказания, применяемых к несовершеннолетним.

Логично, что к несовершеннолетним не могут применяться такие же меры наказания, как и для взрослых правонарушителей. Например, это касается такого вида наказания, как административный арест. Согласно ст.3.9 п.2 КоАП РФ, административный арест не применяется к лицам, не достигшим 18-летнего возраста.

Анализируя меры воздействия, применяемые в отношении несовершеннолетних, можно сделать вывод о том, что чаще всего к несовершеннолетним применяются только два вида административного наказания – это предупреждение и административный штраф.

Также следует отметить, что КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, которые применяются только к несовершеннолетним, но всё же есть определенные особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

Рационально, по мнению некоторых ученых-административистов, введение в законодательство альтернативу такой мере административного взыскания, как штраф. В частности, предполагается ввести трехчасовую отработку несовершеннолетним правонарушителем на общественно-полезных работах, к примеру, по уборке общественных мест и благоустройству территории. По моему мнению, целесообразность введения данной меры вполне оправдано (прежде всего различными условиями материального положения несовершеннолетних и их семей). Административный штраф как мера наказания может назначаться, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка (или имущества). При отсутствии последнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП РФ). К тому же при определении административного наказания несовершеннолетнему стоит учитывать его возрастные, психические и индивидуальные особенности, поскольку стоит задача не столько реализовать само наказание, сколько провести с его помощью воспитательных функций.

В КоАП РФ существуют пробелы относительно вопросов, кем и в каком порядке определяется состояние невменяемости лица (несовершеннолетнего), которое совершило правонарушение. Так как КоАП РФ не указывает возможность проведения судебно-психиатрической экспертизы, некоторые учение предлагают закрепить в нем необходимость проведения психиатрического осмотра несовершеннолетних, если есть основания считать, что у них имеется психическое расстройство. Постановку вопроса перед соответствующими медицинскими учреждениями о проверке наличия у несовершеннолетнего психического расстройства целесообразно возложить на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, закрепив их права, обязанности и порядок направления на психиатрическую экспертизу в соответствующем нормативном акте. Также спецификой в данном вопросе обладают цели административной ответственности, применяемой к несовершеннолетним.

Меры государственного принуждения в отношении несовершеннолетних в большей степени, чем административная ответственность взрослых правонарушителей, имеют морально-воспитательные цели, поэтому перевоспитание и исправление правонарушителей возможны и без применения мер административной ответственности, ведь главное – это осознание «юным правонарушителем» своей вины и нанесенного вреда, посредством его действий.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет, производится в судебном порядке судами, которые наделены правом привлечения к административной ответственности этой категории субъектов, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут применять следующие меры воздействия воспитательного характера:

— объявление выговора или строгого выговора;

— передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей;

— направление в специальное лечебно-воспитательное учреждение;

— помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (специальную школу, специальное профессионально-техническое училище);

— установление обязанности для несовершеннолетнего принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему.

Рассматривая административно-правовые нормы, регулирующие административную ответственность несовершеннолетних, можно прийти к выводу о необходимости совершенствования действующего административного законодательства по следующим направлениям:

Во-первых, как предлагает Самигуллина Э.Ф. в своей научной статье «К проблеме административной ответственности несовершеннолетних», следует поставить вопрос о введении отдельной главы в КоАП РФ – «Административная ответственность несовершеннолетних». Для начала в этой главе необходимо дать определение самого понятия административной ответственности несовершеннолетних. Так же целесообразно выделить специфические меры наказания для подростков. Например, это может быть краткосрочный домашний арест или арест в помещении органа внутренних дел на непродолжительный период в пару часов. По-моему, мнению, в той же главе имеет место определить виды административных наказаний, порядок их применения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, а также освобождение от административной ответственности.

Во-вторых, необходимо разработать и включить в КоАП РФ комплекс мер воздействия принудительно-воспитательного характера. К примеру, общественно-полезные работы. Данные меры должны быть направлены на исправление несовершеннолетних правонарушителей и предупреждение совершения ими новых административных правонарушений и преступлений.

Есть пример судебного наказания в одном из штатов США. Группа детей ломала деревья, их привлекли к судебной ответственности. Судья определил им наказание, по которому они должны написать эссе на десяти страницах о пользе леса.

В-третьих, данные статистики показывают, что большое количество правонарушений совершаются лицами, не достигшими возраста административной ответственности. Это дает основания говорить о целесообразности снижения возраста административной ответственности до 14 лет, так как, я считаю, что несовершеннолетние в указанном возрасте, в силу своего физиологического и психического развития, полностью понимают суть и последствия своих поступков и могут руководить ими.

В-четвертых, многие авторы, например, Обыденнова Т.В., указывают на необходимость существенной дальнейшей доработки законодательства (на уровне федерации и субъектов федерации) о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, поскольку наблюдается несогласованность (а иногда и противоречивость) норм таких базовых актов, как КоАП РФ, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», все еще действующего Указа Президиума ВС РСФСР 1967 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» и множественного регионального законодательства. Очевидно, что единственный, существующий весьма формально федеральный специальный нормативный акт (Положение от 1967 г.) заставляет органы государственной власти субъектов РФ искать самостоятельное решение многих вопросов, что, соответственно, не позволяет говорить об унифицированном подходе при определении положения несовершеннолетних правонарушителей.

Таким образом, правовое регулирование института административной ответственности несовершеннолетних на сегодняшний день нуждается реформировании. Прежде всего требуют внимания меры, направленные на повышение эффективности действующего законодательства об административной ответственности несовершеннолетних, главным образом административной ответственности родителей и лиц, их заменяющих, ответственных за воспитание несовершеннолетних и не исполняющих свои конституционные обязанности. К тому же многие авторы научных работ по данной теме указывают, что также следует разработать более совершенную систему органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Другие публикации:  Транспортный налог корректирующий коэффициент

научная статья по теме О ПОНЯТИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

ЗАЦЕПИНА ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «О ПОНЯТИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ»

О ПОНЯТИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ

Коренная перестройка экономической и политической системы государства, которой была подвергнута Россия в последние десятилетие ХХ в., требовала приспособления, реформирования согласно новым реалиям и финансового права, а также и института ответственности за злоупотребления в указанной отрасли. Отмечается, что переход к новым формам государственного управления происходил в условиях противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в обществе экономических процессов.

В связи с переходом к рыночной экономике в российской правовой науке появились чёткие предпосылки к изменению оценки общественной опасности правонарушений в сфере финансов. Связано это, прежде всего, с тем, что нормы административного права, предусматривающие ответственность за финансовые правонарушения, как неотъемлемая часть российского законодательства, развивающегося в единстве всех своих сторон, «бесспорно, должны отражать экономические и политические особенности развития страны»1.

Финансовые отношения, финансы — «это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, предприятий, организаций, учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества»2.

1 Соловьёв И.Н. Налоговые преступления: практика работы органов налоговой полиции и судов. М., 2002. С. 11.

2 Финансовое право: Учебник / Ред. Н.И. Химичева. М., 2001. С. 19.

Необходимость административно-правовой охраны в регулировании этих отношений обусловлена особым значением финансов, выступающих в качестве необходимого условия решения задач, которые стоят перед государством. В последнее время совершение административных правонарушений, посягающих на установленный порядок совершения валютных операций, банковской деятельности, использования бюджетных средств, осуществления кассовых операций приобретает массовый характер, вред от таких правонарушений весьма значителен.

По сведениям Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в 2007 г. сумма денежных средств, использованных в поднадзорной сфере с нарушениями законодательства, оценивается в 190 млрд. рублей. Притом свыше 75% из этих 190 млрд. приходятся на средства федерального бюджета. Таким образом, сумма средств федерального бюджета, использованных с нарушениями в 2007 г., составила примерно 145 млрд. рублей, или 11,2% от суммы средств федерального бюджета, использование которых проверено.

Ответственность за правонарушения в области финансов обладает определённой особенностью. Интересно то обстоятельство, что за нарушение всевозможных правил, установленных в финансовой сфере, наступает, как правило, административная ответственность. Причина этому видится в том, что финансовое право наиболее тесно взаимодействует именно с административным правом. Эти отрасли формировались и развивались вместе, впоследствии обособившись друг от друга; тесная взаимосвязь административных и финансовых норм сохраняется и, по мнению некоторых авторов, даже усиливается — как отмечает Ю.А. Тихоми-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2009. № 2(50)

ров «взаимопроникновение и переплетение норм этих отраслей права становится более глубоким и масштабным»1.

Рассмотрение ответственности за правонарушения в финансовой сфере неразрывно связано с определением понятия юридической ответственности. Тема юридической ответственности, вне всякого сомнения, вопрос в правовой науке изученный достаточно хорошо и многосторонне, выработано достаточно много определений указанного правового института.2 Проанализировав сложившиеся в науке подходы к понятию юридическая ответственность, можно сделать вывод, что юридическая ответственность представляет собой сложное правовое явление, наступающее в результате нарушения лицом правовых норм и выражающееся в применении государством в лице его уполномоченных органов и должностных лиц, предусмотренных законом, отрицательных последствий к правонарушителю с целью его наказания, стимулирования правомерного поведения людей в обществе, укреплению законности и правопорядка, формирования гражданского общества и построения правового государства.

Попробуем конкретизировать понятие юридической ответственности к случаю нарушения субъектом норм финансового законодательства. Таким образом, юридическая ответственность за нарушения финансового законодательства — это своеобразный комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке.

Административная ответственность за нарушение в области финансов является составной частью системы юридической ответственности за противоправное поведение в финансовой сфере в целом и системы административной ответственности, в частности.

Административная ответственность представляет собой выступающий в качестве негативной реакции государства на противопра-

1 Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 105.

2 Следует отметить труды С.С. Алексеева, М.М. Агаркова, С.Н. Братуся, О.С. Иоффе, О.Э. Лейста, Н.С. Малеина, И.С. Само-щенко, М.Д. Шаргородского, О.М. Якубы и др.

вное поведение, характеризующийся невысокой степенью общественной опасности вид юридической ответственности, применяемый судьями или уполномоченными должностными лицами органов государственного управления в судебном либо внесудебном порядке на основании и в соответствии с нормами административного законодательства к физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение, и состоящий в наложении на правонарушителя и исполнении по результатам производства по делам об административных правонарушениях административного наказания, выступающего в качестве карательной меры правового государственного принуждения.

Как видим, последние пятнадцать лет, несмотря на кардинальные изменения, переосмысления множества базовых понятий в государстве, в правовой системе и правовой науке, подходы к институту административной ответственности остались прежними. К сожалению, на данный момент сложилась такая ситуация, что понимание административной ответственности, в том числе и административной ответственности за финансовые правонарушения, лежит в плоскости советского права.

Основанием привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения. Следуя содержанию п. 1 ст. 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Ответственность за административные правонарушения в области финансов установлена гл. 15 КоАП РФ «Административные правонарушения в области финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг».

Анализ данных статей позволяет прийти к выводу о том, что в качестве мер административной ответственности, непосредственно применяемых за совершение административных правонарушений в финансовой сфере, в большинстве случаев устанавливается наказание в виде административного штрафа. Административный штраф представляет собой администра-

тивное наказание имущественного характера и имеет денежную форму, которая выражается во взыскании с нарушителя в доход бюджета определённой суммы денежных средств.

По основаниям применения штраф подразделяется на абсолютно-определённый и относительно-определённый. Санкциями ст. 15.1.-15.16 КоАП РФ предусмотрен относительно-определённый штраф, который заключается в установлении границ возможного к применению размера, например, грубое нарушение правил бухгалтерского учёта, и предоставления бухгалтерской отчётности влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух до трёх тысяч рублей (ст. 15.11 КоАП РФ). Лишь за совершение одного вида правонарушения в области финансов, содержащего признаки административного правонарушения (ст. 15.12 КоАП РФ), в качестве дополнительного наказания предусматривается конфискация предметов административного правонарушения.

Определённой особенностью административных правонарушений в области финансов, которая отличает их от каких-либо иных правонарушений, является наличие в его составе одинакового объекта. При этом, в качестве общего объекта данного вида правонарушений следует рассматривать общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования, использования финансовых средств и контроля над их использованием. Родовым объектом будут отношения, возникающие при осуществлении налогового контроля, расходо-

вания бюджетных средств, банковской деятельности, выпуска и обращения ценных бумаг, которые регулируются финансовым законодательством. Непосредственными объектами деяний, содержащимися в гл. 15 действующего Кодекса об административных правонарушениях, являются разнообразные отношения. Это отношения, возникающие по поводу обращения наличных денег, порядка ведения кассовых операций, порядка открытия счетов в банках и в иных кредитных организациях и проч.

В рамках настоящей статьи мы рассмотрели наиболее общие вопросы административной ответственности за финансовые правонарушения. Реалии современной действительности свидетельствуют об исключительной важности дела создания эффективной и действенной системы ответственности за нарушения законодательства в области финансов, так как, к сожалению, уровень исполнительности финансовых предписаний среди граждан и юридических лиц всё ещё остаётся сравнительно низким, поэтому нарушения административно-правовых запретов является достаточно распространённым явлением. В то же время опасность нарушений, совершаемых в финансовой сфере, состоит в том, что они влекут за собой череду более общественно-опасных правонарушений — прес

Другие публикации:  Налог на земли снт 2019

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ

Секция: 10. Юриспруденция

IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ

За совершение правонарушений, относящихся к финансовой сфере, могут возникнуть различные виды ответственности. Одна из них — административная.

Под административной ответственностью принято понимать вид юридической ответственности граждан, должностных лиц и, разумеется, юридических лиц, за совершенное ими административное правонарушение.

В соответствии со ст. 10 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное, виновное действие (либо бездействие), посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, а также на установленный порядок управления [4].

За правонарушения в области финансовой сферы в основном несут ответственность юридические лица.

За совершение административных правонарушений могут применяться такие методы административного взыскания как предупреждение; штраф; лишение предоставленного гражданину специального права, конфискация предмета, являющегося орудием совершения правонарушения и его непосредственным объектом; административный арест; исправительные работы; административное выдворение иностранного лица или лица без гражданства за пределы Российской Федерации [3].

Принятие КоАП РФ решило многие проблемы в области правового регулирования. Например, законодательство об административной ответственности было приведено в соответствие с Конституцией России, установлены единые основания и правила привлечения к административной ответственности физических и юридических лиц, также были разграничены полномочия Российской Федерации и ее субъектов в данной области. Но, несмотря на это, многие вопросы остались нерешенными, в том числе среди них охрана общественных отношений, регулируемых финансовой сферой [2].

Под финансовой сферой понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе деятельности различных субъектов по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Потребность регулирования данных отношений определяется особым значением финансов, которые выступают в качестве необходимого условия решения задач, стоящих перед государством. Необходимость в административно-правовой охране соответствующих отношений можно объяснить тем фактом, что именно в данной сфере финансовые интересы государства часто сталкиваются с имущественными интересами граждан или организаций [2].

По мнению И.Д. Старовиковой проблема привлечения к рассматриваемой ответственности должна исследоваться не в отдельных ее аспектах, а комплексно. Автор полагает, что институт юридической ответственности в финансовой сфере довольно молод, а проблемы юридической ответственности в данной сфере многоаспектны, имеют межотраслевой характер и смежны с административным, банковским, бюджетным, валютным, гражданским, налоговым, предпринимательским, уголовным, финансовым и другими отраслями права.

В настоящее время административная ответственность, наряду с налоговой и бюджетной, является одной из официально закрепленных законодательством видом юридической ответственности в финансовой сфере. Многие ученые определяют финансовую ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности. Однако существует еще один подход, который также имеет очень много сторонников. Он заключается в том, что финансовую ответственность и ее разновидности, применяемые за противоправные деяния, совершенные в публично-правовой сфере, следует рассматривать как разновидность административной ответственности за правонарушения в финансовой сфере, а не как самостоятельный вид.

Специфику административной ответственности за данные правонарушения невозможно изучить без определения оснований ее возникновения. И.Д. Старовикова поддерживает мнение исследователя Д.Н. Бахраха, отметившего в одной из своих работ, что для того чтобы наступила реальная ответственность необходимо наличие трех оснований: нормативного, фактического и процессуального.

Нормативное основание можно определить как в узком смысле, так и в широком. Нормативное основание в узком смысле определяется законодательством об административных правонарушениях — это Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, а в широком смысле — законодательством об административных правонарушениях, налоговым законодательством, которое представлено Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), бюджетным, соответственно представленное Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ), а также некоторыми иными нормативно-правовыми актами, в которых закреплена рассматриваемая ответственность [1].

Под фактическим основанием понимают само административное правонарушение в финансовой сфере. Многие исследователи имеют сходные мнения относительно понимания правонарушения как единственно возможного основания для наступления соответствующего вида юридической ответственности [1].

И, наконец, процессуальное основание для наступления ответственности представляет собой стадийность производства. Производство по делам об административных правонарушениях — это очень сложное и многогранное явление, так как оно охватывает довольно широкий круг вопросов. С точки зрения теории и правоприменительной практики наиболее актуальными являются две стадии — это стадия возбуждения и стадия рассмотрения дела об административном правонарушении в сфере финансов [1].

Общий объект административных правонарушений в данной сфере — это общественные отношения, которые урегулированы не только нормами административного права, но также и нормами гражданского, предпринимательского, конституционного и финансового. Родовым объектом здесь будут выступать общественные отношения в области налогов и сборов, рынка ценных бумаг и финансов. В главе 15 КоАП РФ можно обозначить шесть групп правонарушений, которые объединены соответствующим видовым объектом.

Проанализировав объективную сторону административных правонарушений в финансовой сфере, которые закреплены в отдельных статьях БК РФ, НК РФ, КоАП РФ, и в некоторых других нормативно-правовых актах, можно сделать вывод об их частичном или полном совпадении.

В определенных случаях из-за дублирования составов могут возникнуть довольно серьезные сложности относительно привлечения к ответственности виновных лиц. В связи с этим, многие авторы исследуют проблемный вопрос о значимости дублирования норм административной и налоговой видов ответственности, о правовом соответствии одновременного применения вышеназванных видов юридической ответственности при совершении какого-либо правонарушения.

Изучение состава административного правонарушения имеет важное теоретическое и практическое значение, ввиду его содействия наиболее правильной квалификации совершенного деяния, эффективному применению различных административных наказаний, а также разграничению административных правонарушений и каких-либо других противоправных деяний.

Для административной ответственности большое значение имеют особенности неправомерного поведения длящихся правонарушений. Большинство административных правонарушений в сфере финансов не являются длящимся, учитывая существование конкретной даты их совершения.

В последние годы было опубликовано огромное количество диссертаций и научных статей, изданы монографии, посвященные рассматриваемому виду ответственности, в которых исследователи доказывают ее самостоятельную значимость, дают ей определения, рассматривают различные возможности применения финансовых санкций.

Принятый КоАП РФ, не снял, а наоборот, несколько усилил проблему существования финансовой ответственности и ее разновидностей — бюджетной, валютной, налоговой, и других.

Несовершенство некоторых отдельных статей КоАП РФ, а также их несогласованность со статьями иных нормативно-правовых актов — еще одна причина, которая не позволяет перейти к единой практике применения законодательных норм в финансовой и административной сферах, а теоретикам — разработать слаженную научную концепцию относительно наличия в сфере финансов единой административной ответственности за нарушение норм в области финансового законодательства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что административная ответственность за правонарушения в финансовой сфере представляет собой довольно многоаспектное и сложное явление и может рассматриваться как совокупность урегулированных нормами административного права отношений, которые направлены на исполнение субъектами обязанностей, возложенных на них в сфере формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

О понятии и признаках административного правонарушения

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 14.12.2014 2014-12-14

Статья просмотрена: 1027 раз

Библиографическое описание:

Никитина А. Н. О понятии и признаках административного правонарушения // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 525-527. — URL https://moluch.ru/archive/80/14361/ (дата обращения: 05.02.2019).

Всю свою жизнь человек постоянно принимает участие в различных общественных отношениях, участие в которых может приносить как значительную пользу, так и определенный вред. В связи с этим общество, в процессе своего исторического развития, устанавливает определенные рамки дозволенного социально значимого поведения. Указанные в праве отношения, выходящие за границы дозволенного, оцениваются как правонарушения. Для успешного решения задачи искоренения правонарушений требуется применение наиболее эффективных средств борьбы с ними, что указывает нам на необходимость более детального определения понятия и признаков правонарушений.

До недавнего времени вопрос определения понятия административного правонарушения и его характерных признаков в отечественной юридической литературе являлся мало разработанным. Чаще всего он лишь попутно проявлялся в отдельных работах, затрагивающих понятие преступления. Не редко в данных работах подчеркивалось сходство административного правонарушения с преступлением, и недостаточно определялись его специфические черты и особенности, отличные от преступления. [11]

Другие публикации:  Определение коллективный трудовой договор

А ведь надо не забывать, что точное определение понятия административного правонарушения и конкретных его признаков имеет не только теоретическое, но и очень важное практическое значение для сохранения правопорядка и осуществления законности в государстве.

Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, а в частности ч.1 ст.2.1 данного Кодекса, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

От иных социальных явлений административное правонарушение отличается рядом признаков. Это такие признаки как:

1) конкретное деяние физического или юридического лица (действие или бездействие);

5) общественная опасность.

Так в работах Лапиной М. А., Алехина А. П., Кармолицкого А. А., Стахова А. И., П. И. Кононова и других специалистов в области административного права наиболее выделяются следующие характеристики данных признаков административного правонарушения.

Административное правонарушение содержит конкретное деяние, т. е. противоправное поведение физического или юридического лица.

Это объясняется тем, что правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный в определенной объективной форме. Значимость этой черты может быть выражена в общепринятом положении «за мысли, намерения или цели не судят». Нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки мысли человека, его чувства, не только положительные, но и отрицательные. Мыслительные процессы не регулируются правом. [7]

Двумя возможными вариантами противоправных деяний физических и юридических лиц являются действие и бездействие:

— Действие (активное поведение) — это активное невыполнение законного требования, обязанности, нарушение установленного запрета (например, вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготовляемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ)

— Бездействие (пассивное поведение) — это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо. Совершение правонарушения в форме бездействия предполагает, что субъект правонарушения своевременно не предпринял действий, предписанных нормой административного права, т. е. бездействовал (например, несоблюдение санитарно- эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей).

Также административное правонарушение всегда противоправно, т. е. нарушает нормы действующего административного законодательства (например, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях).

Если деяние не является противоправным, то оно не может образовать административного правонарушения и, следовательно, повлечь административную ответственность.

Противоправность деяния представляет собой основной критерий административного правонарушения, его вторичным, производным от указанного, правовым критерием является оценка последствий деяния. Квалификация административного правонарушения осуществляется независимо от вредоносности деяния, однако в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, квалификация правонарушения возможна только при причинении имущественного ущерба, морального или физического (телесного) вреда.

Административное правонарушение может быть совершено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние является результатом свободного волеизъявления правонарушителя, его виновным поведением. [4]] Вина — это психическое отношение правонарушителя к совершенному деянию. Признать лицо виновным — означает установление того, что административное правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности. Так, в ст. 2.2 КоАП РФ разъясняются именно эти две формы вины: [1]

— Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

— Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть

В случае отсутствия вины юридического или физического лица административная ответственность к нему применяться не может. «Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина» (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

Административная наказуемость как признак административного правонарушения состоит в том, что за совершение противоправного деяния устанавливается возможность применения и реально применяется административное наказание. Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается в законе не всякое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусмотрена мера административной ответственности. В качестве таковой в соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ выступает административное наказание (система их закреплена в ст. 3.2 Кодекса).

В отличие от преступлений административные правонарушения часто не характеризуют как общественно опасные деяния. Тем не менее, есть основания считать, что административным правонарушениям присуща не вредность или вредоносность, а именно общественная опасность как материальный признак любого правонарушения.

Трудно, просто невозможно отказать в общественной опасности таким административным правонарушениям, которые посягают на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность (в результате этих нарушений ежегодно гибнут десятки тысяч людей), правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и других объектов. К ним, несомненно, необходимо отнести и многие экономические административные правонарушения.

Общественная опасность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние (действие или бездействие) является опасным для общества. Оно причиняет вред конституционным и иным интересам личности, общества, государства. [10]

В наше время основные усилия в борьбе с правонарушениями направлены на профилактику и устранение причин, их порождающих. Но, так или иначе, не исключается возможность использования правовых санкций в отношении лиц, совершивших административное правонарушение. Основанием применения наказания и возбуждения дела об административном правонарушении является наличие в содеянном административного проступка. Поэтому осуществление юрисдикции невозможно без глубокого знания понятия самого правонарушения. Необходимые знания помогут правильно квалифицировать административные правонарушения, принимать законные решения по делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан, общества и государства.

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.12.2014)// [Электронный ресурс] «Консультант плюс»

2. Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России//М.: «Зерцало-М», 2011. — 520 с.

3. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. //Административное право:— 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. — 816 с.

4. Дмитриев Ю. А., Полянский И. А., Трофимов Е. В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов.// — Система ГАРАНТ, 2008 г.

5. Под ред. А. В. Заряева, В. Д. Малкова. Ювенальное право: Учебник для вузов// — ЗАО Юстицинформ, 2005 г.

6. Под редакцией Ю. М. Козлова. Комментарии к кодексу РФ об административных правонарушениях.

7. Лапина М. А. Административное право. Курс лекций. //- 2009,- 149с.

8. Административное право России: учебник. (отв. ред. Попов Л. Л.). // — 2-е изд., перераб. и доп. — «Проспект», 2010 г.

9. П. П. Серков Судебная практика по делам об административных правонарушениях//М.: Норма, 2008.- 368 с.

10. Стахов А. И., Кононов П. И. Административное право России// М.: Издательство Юрайт, 2014–651 стр.

11. Якуба, О. М. О признаках административного правонарушения //Правоведение. -1964. — № 3. — С. 54–61

12. Административное право и процесс: Федер. научно-практический журнал// — М.: Издательская группа «Юрист»,2013