Блог

Требования к связующим

Требования к связующим материалам

Связующие материалы предназначены для обеспечения сил связи между зернами наполнителя в формовочной или стержневой смеси. Чтобы смеси обладали необходимыми механическими и технологическими свойствами, связующие должны обеспечивать:

• высокую удельную прочность смеси, представляющую собой прочность смеси в расчете на 1 % применяемого связующего. Чем больше удельная прочность смеси, тем меньший расход связующего необходим для обеспечения заданной прочности смеси;

• сохранение прочности смеси в процессе ее нагрева после заливки формы на необходимом уровне до тех пор, пока не образуется достаточная с точки зрения обеспечения жесткости твердая корка металла;

• текучесть смеси, обеспечивающую при выбранном способе уплотнения необходимое качество форм при наименьших затратах энергии;

• неприлипаемость смеси к поверхности модели или стержневого ящика;

• получение качественной поверхности отливок без пригара, ужимин и других дефектов;

• максимальное разупрочнение смеси после затвердевания отливки для обеспечения податливости форм и стержней и легкой выбиваемости их из отливок;

• живучесть смеси, возможность ее регенерации и многократного использования;

• необходимый уровень производительности изготовления форм и стержней при соответствующей данному связующему технологии упрочнения;

Важно также, чтобы связующие имели низкую стоимость и были недефицитными.

Несмотря на то что количество известных в настоящее время связующих превышает 100 и их число непрерывно увеличивается, практически нет связующих, удовлетворяющих всем указанным требованиям.

Обработка дерева и металла

Способность краски сохранять свою сплошность и прочно удерживаться на окрашенной поверхности после удаления растворителя при нормальных и повышенных температурах обеспечивается введением в ее состав связующих материалов. По П. П. Бергу различают три механизма образования прочности: удаление растворителя (высыхание связующего); затвердевание после расплавления; химические процессы. Упрочнение краски в результате удаления растворителя при тепловой обработке проявляется, например, в водных красках, содержащих глину или жидкое стекло. Упрочнение красочного слоя в результате затвердевания связующего после нагрева до расплавления имеет место в красках, содержащих канифоль, битумы или пеки. Упрочнение слоя краски в результате химических процессов наблюдается при полимеризации связующего и химического взаимодействия различных компонентов покрытия. При высыхании полимерного связующего молекулы его объединяются в длинные цепи или трехмерные сетки и образуют прочную пленку.

Некоторые материалы полимеризуются при комнатной температуре во время испарения растворителя (поливинилбутираль). Такие связующие для приготовления красок очень ценны, так как содержащие их покрытия после нанесения на окрашиваемую поверхность приобретают прочность в кратчайший срок без тепловой обработки. Другие же связующие материалы полимеризуются только при температуре 300—350° С. Следовательно, после испарения растворителя процесс упрочнения красок еще не заканчивается и прочность покрытия бывает недостаточной. Если связующее с повышенной температурой полимеризации входит в состав поджигаемой краски, то ее упрочнение может заканчиваться также быстро за счет теплоты сгорающего растворителя. Примером удачного связующего для поджигаемых красок может быть пуль-вербакелит.

Учитывая условия работы упрочняющих, противопригарных и защитных покрытий литейных форм, к связующим предъявляют следующие требования: максимальное сохранение прочности при высоких температурах заливки (термостойкость); термопластичность при температурах просушки и заливки форм, чтобы предотвратить отслаивание и растрескивание покрытия; минимальная газотворность; негигроскопичность.

При всем разнообразии известных связующих вряд ли можно подобрать такое, которое удовлетворяло бы всем предъявленным требованиям, поэтому качество связующих оценивают по соответствию его главным требованиям: максимальному сохранению прочности при высоких температурах и газотворности.

Неорганические связующие. В качестве неорганических связующих для приготовления покрытий применяют формовочные глины, жидкое стекло, коллоидный кремнезем, натрий-алюмо-фосфаты и др.

Глины формовочные ( ГОСТ 3226—65) — материалы из горных пород, состоящие в основном из тонкодисперсных частиц водных алюмосиликатов, способных в присутствии воды образовывать клейкие суспензии. По минералогическому составу глины классифицируются на каолиновые, гидрослюдистые, монт-мориллонитовые и полиминеральные. В литейном производстве чаще применяют каолиновые и монтмориллонитовые глины.

По соображениям сохранения прочности покрытия после сушки форм глины как связующие для водных красок надо выбирать прочносвязующие и наиболее термостойкие. В этом отношении предпочтение должно быть отдано каолиновым глинам, которые теряют связующую способность только при нагреве свыше 300—400° С. Монтмориллонитовые глины как менее термостойкие применять в красках для форм, просушиваемых при повышенных температурах, не рекомендуется, так как некоторые сорта бентонитов теряют связующие свойства уже при нагревании до 200° С.

Глина в водных красках помимо связующего действия способствует седиментационной устойчивости суспензии. Однако повышенное содержание глины увеличивает склонность покрытия к растрескиванию, отслоению и пригару.

Жидкое стекло ( ГОСТ 8264—56) — водный раствор силикат-глыбы (силиката натрия растворимого). Силикат-глыба ( ГОСТ 8263—56) представляет собой твердый аморфный сплав растворимого стекла состава R20 -mSi02 (где R — натрий или калий, т — число молекул Si02, приходящееся на одну молекулу окисла R20). Жидкое стекло выпускают трех марок: А — с модулем 2,00—2,30; Б — с модулем 2,31—2,60 и В — с модулем 2,61—3,00. Удельная прочность жидкого стекла около 2,5 кг/(смМ%).

Металлофосфатные связующие применяют -для приготовления водных противопригарных красок преимущественно в сталелитейном производстве. Связующие практически не выделяют газов при нагревании и хорошо совмещаются с графитом, корундом, цирконом и другими наполнителями.

Алюмохромофосфатное связующее АХФС (ТУ 34-4620—73) по внешнему виду представляет собой вязкую темно-зеленую жидкость, прозрачную в тонких слоях, без пузырьков и твердых включений. Плотность 1,57 г/см3. Вязкость по вискозиметру ВЗ-4 30—80 с. Связующее содержит (% по массе): 32—39 Р206; 8— 10 А1203; 3,2—4,5 Сг203; до 0,9 Сг03. Водородный показатель Р’Н — 1. Связующее применяют в сочетании с кислыми или нейтральными наполнителями преимущественно для приготовления кокильных защитных покрытий и клеев. Разведение АХФС водой недопустимо.

Этилсиликат ( ГОСТ 5.1174—71, ТУ 6-02-895—74) предназначен для применения в литейном производстве в качестве связующего материала форм. Перед использованием в качестве дисперсионной среды красок этилсиликат обрабатывают в две стадии: первая — гидролиз в присутствии катализатора (соляной кислоты) в количестве ОДЕ—0,20% по массе от количества растворителя на первой стадии и 15—17% воды от общей массы растворителя; вторая — разбавление гидролизованного раствора водой или органическим растворителем до содержания в растворе 6—12% двуокиси кремния. В приготовленный гидролизованный раствор этилсиликата вводят наполнитель. Связующее, приготовленное на воде, отверждают при нагреве. Спиртовые растворы этилсиликата применяют для быстросохнущих красок. Температура плавления выделяющегося при отверждении геля кремнезема близка к 1713° С.

Органические связующие. В институте проблем литья АН УССР разработана классификация органических связующих, которая отражает большинство требований, предъявляемых к связующим литейных покрытий. Исходя из химической структуры связующих в состоянии связки и температуры термодеструкции, известные органические связующие разделили на три класса [48]: I — гетероатомные и карбоцепные предельные структуры — нетермостойкие (температура термодеструкции 185—380° С); II — карбоцепные непредельные, полимеризующиеся в трехмерную углеродную структуру — термостойкие (температура термодеструкции 250—500° С); III—элементоорганические связующие Si, Ti, Zr, образующие термостойкую окисную связку (средняя температура термодеструкции 600° С).

Связующие I класса обладают низкой температурой термодеструкции и сравнительно высокой газотворностью и ‘гигроскопичностью. Поглощение воды этими связующими из влажного воздуха достигает 50% и более от массы связующего пленки, что резко снижает прочность и повышает газотворность связующего, поэтому они не могут быть рекомендованы для приготовления покрытий, работающих в тяжелом тепловом режиме. При разработке термостойких покрытий следует отдавать предпочтение связующим II класса, а также кремнийорганическим связующим. Характеристики органических связующих I и II классов приведены в табл. 14 и 15.

Связующие III класса представляют собой элементоорганические соединения. Элементоорганическими называют соединения, которые содержат в своем составе какой-либо элемент (металл или металлоид), непосредственно связанный с атомом углерода. Среди многих элементоорганических соединений для приготовления литейных красок опробованы наиболее термостойкие крем-нийорганические смолы: полифенилсилоксановая (Ф-1), полиме-тилфенилсилоксановая (К-9) и полиметилсилоксановая (КМ-9К). Смолы Ф-1 и К-9 растворяются в ацетоне и растворителе № 646. Смола КМ-9К растворяется также и в спирте. Для приготовления цирконовых красок на кремнийорганических смолах рекомендуют вводить 3—5% связующего к массе циркона или применять 13—16%-ные растворы смол в выбранных растворителях.

Газотворность красок на кремнийорганических связующих не превышает газотворности обычных спиртовых красок с поли-винилбутиралем. По стойкости при мгновенных нагревах они занимают промежуточное положение между красками, содержащими органическое связующее поливинилбутираль и неорганическое — жидкое стекло; лучше противостоят размывающему действию жидкого металла, нежели краски на органических связующих.

Свойства элементоорганических соединений как связующих для литейных красок еще далеко не изучены.

Характеристика деятельности связующего игрока в волейболе

На сегодняшний день для игр сильнейших команд характерен рост темпа проведения атак. Команды почти перестали применять высокие передачи для нападающих ударов, но значительно увеличилось количество атак, проводимых с низких и быстрых передач. Желание увести нападающих игроков от блока связано с тем, что в каждой команде имеется много высокорослых волейболистов, способных выстроить мощную броню над сеткой. Вот эту-то задачу и решают связующие игроки за счёт нестандартных и разумных технико-тактических действий.

Другие публикации:  Характеристика водителя по месту требования

По мнению абсолютного большинства специалистов волейбола, боеспособность команды в значительной мере зависит от мастерства связующих игроков. Если кто-то из нападающих не играет в полную силу по различным причинам, то это положение можно поправить путём замены его, временно выключив из атак, и др. Но, если срывается диспетчер команды, то её потенциал заметно снижается, что приводит к поражению в игре.

Ведущая роль связующего игрока в ведении игры бесспорна, и он в гораздо большей степени (нежели игроки других амплуа) несёт ответственность за результат игры. Современная игра в волейбол протекает в условиях активного противодействия соперников, при непрерывном потоке информации о движущихся объектах (мяч, партнёр, соперник и др.) когда необходимо быстро и точно выполнить передачу для нападающего удара. Развитый объём поля зрения является основой тактического мастерства связующего.

Связующий выполняет технико-тактические действия в условиях жёсткого лимита времени, что предъявляет большие требования к развитой быстроте реакции.

Без точной оценки времени, скорости, темпа, развиваемых мышечных усилий, (чувство мяча, чувство сетки, чувство площадки — специализированные восприятия) невозможно эффективно выполнить передачи.

Динамичность игры (высокая скорость полёта мяча, быстрые перемещения, внезапные смены игровых ситуаций) предъявляет к вниманию связующего игрока повышенные требования. От того на сколько оно интенсивно, как распределяется в игровых фрагментах игры, во многом зависит качество атакующих действий.

Скоротечность многочисленных игровых атакующих эпизодов, неточная доводка мяча до связующего игрока требуют от него проявления высокой скорости передвижения и скоростной выносливости. Если связующий игрок правильно воспринимает и анализирует ту или иную игровую ситуацию, то при высоком уровне развития двигательных качеств и совершенном владении техникой второй передачи тактическая задача будет решена успешно. Помимо своих основных функций связующий по необходимости должен уметь выполнять нападающие удары и постоянно принимать участие в блокировании. В игре из пяти партий он выполняет 50-60 блокирований.

Деятельность связующего игрока в игре характеризуется:

  • Высоким уровнем владения рациональной техникой второй передачи
  • Развитым тактическим мышлением (объём поля зрения, память, переключение внимания, скорость переработки информации).
  • Постоянной соревновательной активностью (максимальное напряжение психических и физических качеств)
  • Хорошей ориентировкой на площадке и взаимодействием с партнёрами
  • Высоким уровнем развития прыгучести, скорости передвижения и скоростной выносливости
  • Вариативностью тактических действий

Это опытный, авторитетный и достаточно высокий игрок.

Для достижения высокого уровня подготовленности связующего игрока необходимо постепенное совершенствование знаний, умений, способностей, необходимых для выполнения функций диспетчера команды.

На начальных стадиях обучения будущий диспетчер должен овладеть рациональной техникой передач сверху двумя руками и её разновидностями, параллельно развивая психофизиологические способности (объём поля зрения, скорость переработки информации, память, концентрация, распределение и переключение внимания, быстрота реакции) и физические качества. По мере усвоения передачи спортсмен с помощью тренера должен приобретать знания по теории техники и тактики игры, по анализу тактических действий, по основам взаимодействия 2,3,4 игроков.

Основным «арсеналом» связующего игрока являются передачи вперёд-назад с опоры в прыжке. По высоте передачи могут быть высокие, средние, низкие; по скорости полёта мяча – взвешенные, полупрострельные, прострельные; по расстоянию — длинные (через зону), короткие (из зоны в зону), укороченные (в одной зоне); передачи из глубины площадки (4-5 метров и более от сетки).

Передача мяча в прыжке дезориентирует противника, мешая ему разгадать направление атаки и вовремя поставить блок. Путь мяча от рук связующего до точки, в которой нападающий наносит удар, уменьшается, а значит, атака проходит стремительнее. В игре из пяти партий выполняется 60-70 передач в прыжке.

Техническая подготовка связующего игрока

Вторые передачи должны соответствовать (по направлению, длине, высоте и скорости) передачам, которые используются в игре. Но и в специализированной подготовке необходимо соблюдать принцип постоянного усложнения задания. Постоянно напоминать связующим:

  • Перед выполнением передачи всегда стараться контролировать различные предметы, находящиеся слева и справа, не поворотом головы, а движением глаз
  • Перед выполнением передачи, когда определено место встречи с мячом, взгляд – на сторону соперника и на своего нападающего (нападающих)
  • В этом виде подготовки совершенствовать и технику передачи, стоя спиной к сетке, в прыжке.

После усвоения взаимосвязи с одним нападающим игроком переходят к упражнениям с участием двух-трёх нападающих игроков. Пасующий выполняет передачу по самостоятельному решению или по заданию (сигналу) тренера, когда мяч приближается к рукам связующего. Следует заметить, что при взаимодействии двух трёх нападающих с пасующим уже проявляются элементы тактики в разучивании комбинации.

Развитие специальных физических качеств и способностей связующего игрока

Развитие физических качеств осуществляется в такой последовательности:

  1. Общая физическая подготовка, включающая специфику волейбола и функциональные особенности связующего игрока, как база для успешного развития его специальных физических качеств и способностей.
  2. Специальная физическая подготовка, способствующая развитию качеств, принимающих участие в выполнении технических действий связующего игрока для исполнения передачи нападающему игроку.
  3. Средства комплексного воздействия в жестких временных и пространственных интервалах (количество передач за определенное время, с определённой скоростью на заданные расстояния).

Приоритетными физическими качествами для связующего являются: быстрота с её разновидностями, «взрывная» сила, скоростная выносливость, ловкость.

Быстрота двигательной реакции

  1. Рывок по сигналу из различных исходных положений. Сигнал – брошенный мяч из-за спины связующего игрока. Переместиться под мяч и выполнить передачу по заданию.
  2. Подвижные игры «День и ночь», «Охотники и утки», «Наступление», «Вызов номеров»
  3. Передвижение различными способами по сигналу. В конце дистанции выполнить передачу.
  4. Зеркальное выполнение упражнений в парах лицом друг к другу через сетку (блокирование, имитация защиты и т.д.).
  5. Передача мяча по заданию. Связующий стоит спиной к партнеру в 4-6 м. Партнер ударом в пол в разных направлениях предлагает выполнить передачу. Связующий выходит под мяч и выполняет передачу.
  6. Приём мяча по низкой траектории на связующего игрока. Выполнить передачу по заданию.
  7. Приём мяча на связующего игрока, стоящего в 2-4-х метрах от принимающего. Выполнить передачу по заданию.
  8. Связующий находится в одной из зон 1, 6, 5, тренер у сетки набрасывает мяч в одну из зон 2, 3, 4. Связующий быстро перемещается к мячу и выполняет передачу.
  9. Передачи в стену: на скорость (скоростные), сокращая и увеличивая дистанцию (средние, длинные).
  10. Бег с места с ускорениями и остановками по сигналу в пределах площадки. После остановки наброс мяча связующему и передача по заданию.

Быстрота передвижения

  1. Бег на скорость с высокого и низкого старта на различные отрезки (10—20 м).
  2. Бег на скорость различными способами с изменением направления.
  3. Бег «елочкой», «челночный» бег (отрезки 5— 10 м), то же, но с набивными мячами в руках.
  4. Бег в шеренгах, дистанция между шеренгами 1-2 м. По сигналу вторая шеренга догоняет первую.
  5. Бег с остановками и ускорениями с места в пределах границ площадки: например, бег из-за лицевой линии к сетке, остановка, передвижение спиной вперед до линии нападения, остановка и бег вперед к сетке и т.д.
  6. Передвижения на скорость в структуре «выходов» связующего: например, бег из зоны 1 к сетке, остановка, передвижение приставными шагами левым боком до зоны 6, остановка, бег к зоне 4, остановка, передвижение спиной в зону 1 и т. д.
  7. Преодоление специальной полосы препятствий (передвижение различными способами, выполнение имитационных и акробатических упражнений, прыжков, падений и т. д.).
  8. Эстафеты, включающие различные способы передвижений, изменение направления бега, остановки, толчки набивных мячей.

Скоростная выносливость – способность связующего игрока выполнять передвижения для второй передачи с высокой скоростью на протяжении всей игры.

Дозировка физической нагрузки:

  • Продолжительность одной серии – 30 сек. – 2 минуты.
  • Интенсивность – высокая
  • Отдых между сериями – 1-2 минуты
  • Количество серий – 6-8.
    1. Челночный бег с касанием рукой линии нападения и лицевой линии.
    2. Выполнение верхней передачи с предварительным выходом из зоны 1, (5). После передачи быстро возвратиться в зону 1, (5). (8-10 передач)
    3. Выполнить поочередно по 5 передач из зон 2 и 4. После каждой передачи быстро сменить зоны.
    4. Выход из зоны 1 – передача по заданию; переместиться в зону 4 – передача по заданию; имитация блокирования в зоне 4 – передача по заданию; переместиться в зону 2, имитация блокирования – передача по заданию. Серию повторить 3 – 4 раза.
    5. Выход из зоны 1 – передача по заданию; переместиться в зону 6 – довести мяч по заданию; переместиться в зону 1 – выход к сетке – передача по заданию; переместиться в зону 6 – довести мяч по заданию.

Взрывная сила Для выполнения передачи двумя руками необходимо проявление взрывной силы. Для этого необходимо комплексное развитие силы мышц кистей, плечевого пояса, туловища, ног. Дозировка нагрузки: число повторений в серии (10-15), отдых между сериями (2-3 минуты), количество серий (4-6).

  1. Быстрое сгибание и выпрямление рук в упоре лежа на пальцах.
  2. В упоре лёжа передвижения влево-вправо, отталкиваясь руками и ногами от опоры.
  3. Сжимание кистевого эспандера.
  4. Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, поймать перед грудью.
  5. Бросок набивного мяча двумя руками между ног за спину.
  6. Вращательные движения кистями в лучезапястных суставах с гантелями (1-2 кг.) в руках (вариант: руки подняты вверх и движения происходят вперед-назад).
  7. Выталкивания набивного мяча партнеру, меняющему своё местоположение.
  8. Передача в стену футбольного мяча.
  9. Передача над собой набивного мяча.
  10. В наклоне, попеременная тяга руками к голени резинового амортизатора (вариант: круговые движения руками).
  11. Резиновый амортизатор закреплен над головой, руки вверху–разведение рук в стороны (вариант: опускание рук вперед-вниз).
  12. Из упора сидя рывком поднять ноги вверх.
  13. Лежа на бедрах на скамейке, руки за голову, ноги держит партнер – рывком прогнуться назад (вариант: с поворотом туловища).
  14. «Салки» в парах, прыжками на одной ноге.
  15. Пружинистая ходьба на носках со штангой на плечах.
  16. Прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольный щит, кольцо (после прыжка – передача).
  17. Прыжки из глубокого приседа (после серии прыжков 3-5 передач в цель).
  18. Прыжки со скакалкой на двух ногах в различных вариантах.
  19. Запрыгивание на тумбу и спрыгивание с тумбы. После одного захода серия передач в цель.
  20. Иммитация блокирования – передача по заданию; имитация нападающего удара – передача.
Другие публикации:  Налог с продажи имущества по наследству

Ловкость – способность выбрать и выполнить нужные движения (действия) правильно, быстро, точно.

Ловкость связующего игрока проявляется в координации движений, быстроте и точности действия, способности распределять и переключать внимание, в устойчивости вестибулярных реакций.

Решающую роль в развитии ловкости связующего игрока играет природная ловкость (навыки движений, координация движений, подвижность, чувство равновесия, способность мускулатуры к расслаблению и другие факторы). Поэтому способность быстро и точно овладеть новыми движениями во многом зависит от запаса двигательных навыков, приобретённых при занятиях разнообразными физическими упражнениями из лёгкой атлетики, гимнастике, спортивных и подвижных игр.

При развитии ловкости необходимо помнить и соблюдать следующие положения:

  • Ловкость как физическое качество тесно связано с взрывной силой, разновидностями быстроты движений, выносливостью, гибкостью и проявляется только в комплексе с ними
  • Упражнения на ловкость требуют повышенного внимания, точности и поэтому лучше всего их проводить в начале основной части тренировки
  • При развитии ловкости необходимо изменять исходные положения, пространственные границы, скорость или темп движений, переключаться с одного движения на другое
  • Объём упражнений и длительность серий в рамках одной тренировки должны быть небольшими, так как они быстро утомляют нервную систему, в результате чего снижается тренирующее воздействие
  • При развитии ловкости важным является психологический настрой на конечный результат (превзойти свой результат в следующей попытке, результат партнёра).
    1. Кувырок вперед, назад и передача мяча с опоры или в прыжке по заданию.
    2. Передача мяча в мишень после отскока от стены (мяч бросает в стену партнер, находящийся за спиной связующего).
    3. У стены передача в стену двух мячей поочередно после отскока от пола.
    4. Прыгая боком вправо и влево через скамейку, передача мяча по заданию; при приземлении с одной стороны; при приземлении с двух сторон; перелетая скамейку в полете.
    5. Прыжки через длинный качающийся шнур (около 9 м.) с передачей мяча по заданию.
    6. Прыжок с толчком от невысокого возвышения (около 40 см.) с передачей в прыжке (мяч набрасывает партнер), передачу можно давать в цель.
    7. Передача мяча с опоры по заданию после прыжка с поворотом на 180*, 360*.
    8. То же, но после рывка с поворотом и остановки.
    9. Перед выходом к сетке поочерёдно из зон 1, 6, 5 кувырок вперед-назад, выход к сетке и передача мяча в прыжке по заданию.
    10. Выход из зоны 1 к сетке. Передача в прыжке в зону 4. После приземления передача назад за голову.
    11. Рывок из зоны 1 к сетке, поворот на 360* — передача за голову; рывок к центру площадки и обратно, поворот на 360* — передача вперед по заданию; рывок в зону 5 и обратно, поворот на 360* — передача за голову в прыжке.
    12. После блокирования, передача по заданию из глубины площадки.

Тактическая подготовка связующего игрока

В тактическую подготовку связующего игрока входят тактические действия, связанные с передачей мяча для нападающего удара после приёма подачи и при доигрывании; первая передача после касания мяча блокирующими или вторая передача в прыжке после имитации нападающего удара. Тактические действия связующего игрока строятся в соответствии с тактическими знаниями (основы взаимодействия с нападающими игроками, тактические комбинации в нападении, индивидуальная тактика, система игры в нападении), техникой владения мячом при передачах, уровнем развития физических, психических качеств и с другими компонентами.

Психомоторные процессы тактического действия связующего игрока проходят следующие фазы:

  • Восприятие и анализ игровой ситуации
  • Мыслительное решение тактической задачи
  • Двигательное решение тактической задачи

Ведущее место в тактической подготовке связующего игрока занимают упражнения по индивидуальной, групповой и командной тактике, игровая подготовка, упражнения для развития ориентировки, упражнения на переключение внимания с одних действий на другие.

Примерные упражнения

  1. Передачи в цифровую мишень по заданию (в момент подлета мяча, к рукам пасующего назвать или показать номер мишени).
  2. Передача в парах – на сигнал (звуковой, визуальный) партнера, передачи с различной скоростью и траекторией полёта мяча.
  3. Передача в мишень по заданию тренера после отскока мяча от стены (удар в пол – отскок от стены – передача).
  4. Связующий в зоне 6, тренер из зоны 3 подбрасывает мяч на высоту 3-5 м. в пределах площади нападения – выполнить передачу по заданию (сигналу).
  5. Связующий располагается в зоне 2. После передачи над собой направить мяч в одну из зон 3 или 4 с заданной траекторией, где загорается лампочка определенного цвета – визуальный сигнал (вариант: в прыжке).

Главная задача связующего игрока после подачи – оценить качество приёма, а далее взаимодействовать с нападающими игроками. Перед выполнением передачи для нападающего удара связующий игрок должен:

  • Перед приёмом подачи зафиксировать расположение блокирующих по росту и качеству блокирования и защитников противника движением глаз
  • Оценить качество первого приёма
  • В момент подлёта мяча к рукам зафиксировать в памяти расположение нападающих игроков, мысленно проиграть действия нападающих и свои действия и осуществить их
  • Учитывать, кто из нападающих игроков наиболее результативен в данной игре
  • Знать манеру игры нападающих игроков с различных передач, их физические кондиции и психическое состояние
  • Учитывать счёт игры и напряжённость игрового момента
  • Избегать однобокости во взаимодействиях с нападающими игроками
  • Использовать всю ширину сетки
  • Из трудных положений не рисковать
  • Быть активным на протяжении всей игры

Обучение и совершенствование тактики игры связующего игрока

Главная цель тактической подготовки связующего игрока – добиться согласованности действий с нападающими игроками по времени и месту действия для получения положительного результата.

Методические приёмы тактической подготовки следующие: назвать тактическое взаимодействие, показать это взаимодействие на схемах, плакатах, видео и т.д. с анализом действий, показать место начального расположения и путь игроков в данном взаимодействии, сымитировать это взаимодействие, практически выполнить взаимодействие с первой передачи от атакующего игрока, затем с первой передачи игрока зоны 6.

После усвоения основ взаимодействия связующего игрока с одним – двумя нападающими задания усложняются и к процессу совершенствования подключаются игроки, принимающие подачу (или принимающие мяч после нападающих ударов), блокирующие игроки и нападающие различных зон. Разыгрываются комбинации в нападении с использованием низких, высоких, быстрых и других передач, после приёма подач и в доигрываниях.

Групповые взаимодействия: отрабатываются в следующей последовательности:

  • Связующий в зоне 3(2,4) с одним нападающим игроком в зоне 4(3,2)
  • Связующий в зоне 3(2,4) с двумя нападающим игроком в зонах 4-2; 4-3; 3-2
  • Выход связующего из зоны 1(6,5) с двумя нападающими игроками в зонах 2-3, 3-4, 4-2
  • Выход связующего из разных зон с тремя нападающими игроками

Командные взаимодействия

Командная тактика нападения состоит из определённых систем командных действий:

  • Система игры в нападении через связующего игрока передней линии
  • Система игры в нападении через связующего игрока, выходящего с задней линии
  • Система игры в нападении с первых передач и откидок

Применение того или иного варианта этих систем зависит от места расположения связующего игрока перед выполнением передачи и от исходных позиций нападающих игроков.

После освоения каждого взаимодействия связующего с нападающими игроками необходимо их закрепление в тренировочных играх, турнирах, не принимая во внимание результаты встреч. После каждой игры разбирают причины возникновения ошибок при выполнении той или иной комбинации при активном анализе связующим игроком. Он должен ответить на вопросы: какая допущено ошибка, какова причина возникновения, как её исправить.

Другие публикации:  Коллективная служебная записка на повышение заработной платы

Варианты комбинаций при всех системах нападения должны отрабатываться в расчёте на условный сигнал связующего нападающим игроком.

Успешной будет такая комбинация, при которой противник до самого последнего момента не знает, в каком месте, каким игроком и когда будет нанесён завершающий удар.

Используемая литература

  1. Слупский С.Г. Волейбол: игра связующего. – М., 1979.
  2. Комплексная тренировка связующего игрока. Методическое пособие Всероссийской федерации волейбола. Авторы-составители пособия: Шляпников С.К. Кривошеин А.А. – Москва: ВФВ, 2011
  3. «Тренировка связующего игрока». Методическое пособие/сост. Беляев А.В. Москва 1997г.
  4. Волейбол: Учебник для вузов физ. культуры /Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. – М., 2002.

§ 10. Требования к связующим для производства древесностружечных плит

В качестве связующих в производстве древесностружечных плит используют вещества, обладающие способностью при воздействии тепла и давления склеивать между собой древесные частицы. Основные связующие — синтетические смолы (полимеры). Для производства древесностружечных плит применяют термореактивные конденсации смолы. Эти смолы под влиянием высокой температуры (около 100°С) или отвердителей (катализаторов), а чаще при одновременном воздействии этих факторов превращаются в твердые, неплавкие (необратимые) и нерастворимые вещества.

Связующие для производства древесностружечных плит должны отвечать определенным экономическим и технологическим требованиям:

быть дешевыми и изготовляться из недефицитного сырья. В настоящее время доля связующего в общей стоимости плит составляет 25-30%; использование связующих низкой стоимости приведет к снижению себестоимости древесностружечных плит;

не быть легковоспламеняющимися и взрывоопасными и обладать минимальной токсичностью;

вязкость рабочего раствора связующего должна быть такой, чтобы он свободно распылялся сжатым воздухом при давлении

2- 4 кгс/см; обычно вязкость находится в пределах 14-22 с (по вискозиметру ВЗ-4);

сохранять свою жизнеспособность (вязкость, обеспечивающую возможность их применения) в течение не менее двух месяцев, так как при короткой жизнеспособности их перевозка, хранение и использование затруднены;

быстро (в течение 30-120 с) отверждаться при температуре І00°С, что достигается путем добавления специальных отвердителей (катализаторов), а при комнатной температуре возможно дольше (не менее 3 ч) оставаться жидкими, пригодными для использования;

в результате горячего прессования прочно склеивать древесные частицы между собой. Прочность склеивания древесных частиц обычно определяют испытаниями готовых плит;

иметь светлую окраску. У плит, склеенных темными смолами, грязная пятнистая поверхность, что исключает возможность применения их в необлицованном виде.

Связующие вещества в промышленности

Развитие производства оказало существенное влияние на формирование большого разнообразия технологических процессов. Каждый из таких процессов, как известно, имеет свою специфику, экономическое и технологическое своеобразие.

Для обеспечения требований, связанных с этими процессами необходимы специальные связующие добавки, называемые связующими веществами. Как правило, это смеси цементов, тонкодисперсных и ультрадисперсных заполнителей, тиксотропных, диспергирующих, пластифицирующих добавок и компонентов, которые регулируют процессы схватывания и твердения.

Связующее вещество обеспечивает возможность придания необходимой конфигурации изделиям в процессе формовки, позволяет сохранить такие определяющие свойства заполнителя, как его огнеупорность, термостойкость, газопроницаемость в процессе эксплуатации готовой формы и на заключительном этапе.

Универсального связующего вещества для формовочных и стержневых смесей не существует, поскольку любой технологический процесс имеет свои особенности.

Однако требования, предъявляемые к связующим веществам едины, это:

— обеспечение требуемой прочности формы стержня в заданные сроки;

— санитарно-гигиенические требования при изготовлении формы и при заливке;

— легкая выбиваемость смеси после заливки;

— возможность регенерации отработанной смеси.

Связующие вещество должно обладать быстро нарастающей прочностью, то есть конечное значение прочности должно получаться за короткое время.

Связующие вещества применяются:

— в процессе формирования изложниц для литья, добавки к противопригарным краскам;

— в качестве пластификатора цемента и связующего материала;

— для регулирования параметров буровых растворов;

— при изготовлении песчаных стержней машинной и ручной формовки, для изготовления форм в литейном производстве, отливок из чугуна, стали и цветных сплавов;

— для литья алюминиевых и магнитных сплавов, тонкостенных чугунных отливок, для укрепления грунтов в строительстве.

В производстве огнеупорных материалов на российских предприятиях используются различные виды связующих и их комбинации. Среди них – лигносульфонаты, фосфорные связующие, наиболее распространены — порошкообразное фенольное связующее, жидкие фенольные смолы и бакелит, а также их смеси.

В производстве шамотных огнеупоров в качестве основного связующего используется глина.

В среднетемпературном процессе преимущественно используются низкомолекулярные новолачные фенолоформальдегидные смолы.

В случае холодного смешения используются растворы резольных или новолачных фенолоформальдегидных смол.

Виды и многообразие связующих веществ.

Для легковыбиваемых смесей разработано три основных типа связующих:

I тип связующего — высокопрочные связующие. Они обеспечивают требуемый набор прочности формы стержня при их низком содержании- менее 3% в составе смеси. Примером может служить кварц.

II тип связующего —высокоогнеупорные связующие. Они характеризуются появлением расплава при высоких, свыше 1400 °С, температурах, а также отсутствием низкоплавких эвтектик с кварцевым наполнителем.

В качестве примера этого типа связующего можно привести связующие на основе низкоосновного алюмината кальция, которые характеризуются температурой появления расплава выше 1450 °С при нормальной огнеупорности связующего больше 1600 °С, а также разработкой высокоизвесткового связующего с еще большей огнеупорностью.

III тип связующего — так называемые терморазупрочняющиеся связующие, то есть связующие, снижающие свою прочность при нагреве и при последующем охлаждении.

Существует несколько видов огнеупорных связующих, различающихся между собой свойствами и областью применения.

Алюмохромофосфатное связующее – АХФС — металлофосфатное связующее. Оно представляет собой вязкую темно-зеленую жидкость плотностью 1570 кг/м3. Это высокотемпературный клей, который используется при монтаже и ремонте футеровок огнеупорных печей, крепления высокотемпературных датчиков, для кладки огнеупорного кирпича в печах.

АХФС выдерживает температуры до 1800 °С, стойкость его в 3-4 раза выше по сравнению со связками на основе жидкого стекла.

Алюмохромофосфатные связующие применяют в стержневых смесях, в красках с кислыми или нейтральными наполнителями, при изготовлении суспензии в литье по выплавляемым моделям и т. п.

Фосфат алюминия однозамещенный, АФС марка А, используется, для изготовления шамотной и высокоглинистой массы, применяется в качестве флюса в производстве керамики, добавки для цемента, высокотемпературного дегидратирующего агента, для выпуска специальных сортов стекла, как катализатор в органическом синтезе.

Антипригарный огнеупорный состав, АОС, на основе диоксида циркония используется для защиты поверхностей изложниц, кокилей и жаропрочных бетонов, соприкасающихся с расплавленным металлом.

Алюмоборфосфатный концентрат, АБФК, используется при производстве огнеупоров, набивных масс, приготовления кладочных растворов.

Жидкое стекло- самый распространенный вид литейного связующего.

Стекло жидкое очень широко распространено в литейном производстве, поскольку оно недефицитно и обладает способностью достичь требуемые технические свойства форм и стержней.

Использование жидкого стекла в качестве связующего для литейных форм и стержней основано на процессе отвердевания жидкого стекла, который сопровождается проявлением адгезионных свойств к огнеупорному наполнителю.

Отвердевание жидкого стекла может быть естественным- на воздухе, или искусственным — нагрев, продувка теплым воздухом, высушивание смеси, или же за счет введения специальных химических добавок — отвердителей жидкого стекла.

Для различных формовочных смесей в литейном производстве применяют натриевое жидкое стекло.

В литейном производстве жидкое стекло применяется в качестве связующего в составе форм и стержней для литья в разовые формы, которое является ведущим технологическим процессом. Кроме того, жидкое стекло используются также для приготовления противопригарных красок и для литья по выплавляемым моделям.

Современные рыночные условия диктуют свои требования к определенной широте номенклатуры выпускаемой продукции, поэтому большинство предприятий при выпуске своих изделий используют несколько видов связующих.

Компания «ОгнеупорЭнергоХолдинг» предлагает своим клиентам большой выбор связующих по выгодным ценам. Мы предлагаем огнеупоры и строительные материалы от 45 российских производителей и поставщиков.

Уважаемые коллеги! Компания «ОгнеупорЭнергоХолдинг» поздравляет с Рождеством Христовым! В этот светлый праздник желаем мира и добра, любви и счастья, благополучия, успеха и крепкого здоровья. Пусть ангел-хранитель оберегает Вас и Ваших близких от всех бед, а в душе воцарятся вера, покой и благодать. Со светлым праздником Рождества!