Блог

Аналитическое исследование и основные требования к нему

Содержание исследовательской деятельности

Обзорно-аналитическое исследование (систематизация и структурирование результатов, полученных другими исследователями).

Предполагает подбор и изучение литературы по теме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала, рассчитанного на то, чтобы в полном объёме представить и критически оценить исследования, посвящённые избранной теме. Основная задача состоит в том, чтобы по имеющимся литературным данным определить общее состояние дел, выделить вопросы, на которые ответы уже найдены, а также вопросы, на которые ещё предстоит найти ответы.

Обзорно-аналитическое исследование является наименее трудоёмким. К нему предъявляются обычно следующие основные требования: соотнесённость содержания анализируемой литературы с избранной темой; полнота списка изученной литературы; глубина проработки первичных литературных источников в содержании реферата; систематичность изложения имеющихся литературных данных; логичность и грамотность текста реферата, аккуратность его оформления и правильность с точки зрения имеющихся на данный день библиографических требований.

Объектом такого исследования является текст.

Обзорно-критическое исследование (обзор, разбор и критика).

Кроме обязательной обзорно-аналитической части в нём должны быть представлены подробная и аргументированная критика того, что уже сделано по проблеме, и соответствующие выводы. Критический анализ может содержать и собственные размышления автора реферата по поводу того, что описывается в нём, в том числе идеи, касающиеся возможного решения поставленной проблемы.

Объект: тексты других авторов.

Теоретическое исследование (формирует понятия и модели).

Кроме обзора и критического анализа литературы имеются собственные теоретические предложения автора, направленные на решение поставленной проблемы. К исследованию теоретического типа, кроме уже описанных, предъявляются следующие требования: точность определения используемых понятий и логичность, непротиворечивость рассуждений. Результатом являются теоретические понятия, модели, схемы и т.п.

Объект: тексты и логико-теоретическая работа автора.

Эмпирическое описательное исследование.

Опытным путём добываются, структурируются и описываются некоторые новые факты, касающиеся мало изученных объектов или явлений.

Объект: события и явления окружающего мира.

Включает в себя сбор и анализ фактов, а также построение объясняющих моделей. Такое объяснение содержит в себе выяснение причин и причинно-следственных зависимостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное.

Объект: события и явления окружающего мира.

В основу эмпирического, или опытного, исследования положены не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. Такое исследование обычно проводится с использованием определённых методов сбора и анализа фактов, поэтому, как правило, содержит в себе методическую часть. Эмпирическое исследование не предполагает создание искусственной, экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследовании подобного типа учёный или практик просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в жизни без их личного вмешательства

Основная цель заключается в том, чтобы разработать, обосновать и проверить на практике по критериям валидности, надёжности, точности и однозначности некоторую новую психодиагностическую методику или создать методику, формирующую некоторое психологическое качество.

Эксперимент о возможности формирования какого-то нового качества у субъекта в результате педагогического воздействия на него. Эксперимент – это особый вид исследования, направленного на проверку научных и прикладных гипотез – предположений вероятностного характера, требующих строгой логики доказательства, опирающегося на достоверные факты, установленные в эмпирических исследованиях. Без гипотез нет эксперимента, как нет его без убедительного теоретического и статистического доказательства, отвечающего современным требованиям

Другое о педагогике:

Требования к отбору дидактических игр
К отбору дидактических игр, используемых в процессе обучения детей на уроках, предъявляется ряд требований: целенаправленность применения; непродолжительность проведения (5-7 мин); эмоциональность; близость по тематике детскому кругозору; разнообразие по формам организации учащихся (индивидуальные, .

Организация и проведение коррекционной работы в экспериментальной группе
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, воспитателя, логопеда, желательно психолога. Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррек .

История развития метода проекта
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, .

Требования, предъявляемые к экономическому анализу и его виды

Экономический анализ в современной экономической теории имеет множество классификаций и типов. В зависимости от конкретной ситуации может применяться тот или иной вид анализа

Виды экономического анализа

В зависимости от количества изучаемых объектов анализ может быть полным (общим) и локальным (тематическим). Полный анализ охватывает все стороны работы анализируемого объекта. Его часто называют комплексным анализом. Полный анализ в связи с большой трудоемкостью может проводиться через достаточно длительные промежутки времени, он необходим при решении крупных задач. Так, например, полный анализ проводится по итогам календарного года, когда дается оценка деятельности, определяются масштабы вознаграждения коллектива и обосновываются планы производства на следующий период. Для большей целенаправленности работы при проведении полного анализа выделяются центральные направления, в которых изучение ведется особенно углубленно.

Тематический анализ имеет более узкую цель и задачу. Тематические анализы используются при обосновании конкретных решений и проводятся функциональными службами управления. Их задачей является изучение отдельных частей объекта: «узкого места», задерживающего развитие предприятия, звена, добившегося больших успехов, анализ работы которого проводится с целью изучения и распространения передового опыта и др.

Различается систематический, проводимый регулярно, через определенные периоды времени и эпизодический анализ, который проводится по мере возникновения в нем потребности. По отношению ко времени происходящих изменений анализ может быть предварительным (предупредительным), последующим (по результатам работы) и текущим, направленным на регулирование хода производства.

Предварительный анализ носит перспективную направленность и имеет прогностический характер. Он широко используется при обосновании управленческих решений. Особенность этого направления анализа связана с тем, что в его задачу входит выявление закономерностей развития объекта, определение возможных вариантов его поведения под влиянием определенных изменений.

Последующий анализ имеет задачу объяснения сложившихся условий и пропорций в анализируемом объекте, он базируется на изучении данных прошлых периодов. Его основной результат — объективная оценка деятельности анализируемого звена, выявление резервов производства.

Текущий (оперативный) анализ проводится по ходу производственной деятельности. Он позволяет осуществлять непрерывный контроль за ходом производства, быстро определять причины нарушений производственного процесса и ликвидировать их.

Разновидностью оперативного анализа является экспресс-анализ — тематическое ускоренное исследование работы отдельных звеньев производства, видов работ или ресурсов. Таким методом, например, может быть изучено использование оборудования, коэффициент сменности, выполнение норм выработки, непрерывность производства и т.д. Отличительными чертами этого метода являются быстрота и целенаправленность наблюдений и выводов.

Одним из видов анализа является диагностический, в задачу которого входит определение причинно-следственных зависимостей между изучаемыми объектами или явлениями. Диагностический анализ должен быть проведен особенно тщательно и всесторонне, так как выявленные зависимости ложатся в основу рекомендаций, разрабатываемых по результатам анализа.

Основные требования, предъявляемые к анализу

Познание предполагает разложение каждого процесса и явления на составляющие элементы и тщательное их изучение. Эта часть исследования связана с анализом. Для понимания сущности явления необходимо увидеть устойчивые связи между этими элементами и объединить их в единое целое, то есть синтезировать, на этой стадии формируются рекомендации. Анализ и синтез составляют две стороны общего процесса изучения.

Множественность и многогранность экономических явлений дает возможность широко использовать при их анализе индуктивные и дедуктивные методы. Первые позволяют на основе изучения множества единичных явлений и событий сделать общее заключение, вторые — от общих закономерностей — переходить к частным выводам. На этих логических методах базируются основные методы экономического анализа. Система экономического анализа включает количественный и качественный анализ.

Качественный анализ всегда носит диагностический характер. Он устанавливает причинные связи между явлениями. Методы причинно-следственных связей и абстракций определяют однонаправленные, взаимозаменяемые и противоречащие явления в изучаемом объекте. Однонаправленные и взаимозаменяемые явления изучаются в сопоставлении друг с другом. Кроме определения направлений и форм взаимосвязи между явлениями, необходимо установить причинные и следственные явления, то есть провести их ранжировку. Это ложится в основу ранжирования факторов в количественных методах анализа. При этом изучение явления может идти как от причины к следствию, так и от знания следствия к поиску причин.

Другие публикации:  Претензия в страховую компанию о занижении выплаты образец

Вместе с тем из числа причинных факторов необходимо выбрать те из них, которые имеют существенное значение, отличаются наибольшей силой, влияния, или, хотя в период изучения явления менее весомы, имеют перспективу усиления. Такое выделение ведущих звеньев ограничивает объект изучения, делает его более целенаправленным. «Надо уметь найти в каждый особый момент то особое звено цепи, за которое надо всеми силами ухватиться, чтобы удержать всю цепь и подготовить прочно переход к следующему звену. » — писал классик.

Выделение ведущего звена требует определения в каждом конкретном случае нескольких основных устойчивых причин, формирующих и определяющих изучаемое явление, — доминирующих авторов. Совокупность доминирующих факторов может меняться с изменением объективных условий функционирования объекта и задач экономического анализа.

Сущность экономических явлений предполагает их рассмотрение в динамике, то есть в движении и развитии. Экономисты неоднократно подчеркивали необходимость анализа экономических явлений как процессов в развитии, считая это неотъемлемой частью научного подхода.

На основе результатов качественного исследования развиваются и используются количественные методы экономического анализа. Соотношение качественного и количественного анализа — процесс диалектический. Качественный анализ должен предшествовать и служить базой количественного. Вместе с тем количественная оценка явления и его связей с другими часто позволяет установить связи, невидимые при логическом анализе, и приводит к необходимости дальнейшего развития и углубления качественного анализа. Однако приоритет всегда остается на стороне качественного анализа. Экономический анализ должен отвечать ряду требований, основными из которых являются объективность, комплексность, своевременность и действенность.

Объективность анализа предполагает точную характеристику исследуемого явления или объекта, что обеспечивается соответствующей системой показателей, репрезентативностью исходных данных, научными методами сбора и обработки материала, достоверностью и определенностью выводов.

Комплексность анализа предполагает всесторонность изучения самого объекта, его связей — как вертикальных (с вышестоящими подчиненными звеньями), так и горизонтальных (связи с контрагентами по сбыту, поставке сырья и материалов, строительными организациями, научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими органами и т.д.), учет социальных и политических условий, привлечение к анализу научно-технической информации и материалов о передовом опыте деятельности аналогичных звеньев. Комплексность — это неотъемлемая черта любого вида и направления анализа, так как ее нарушение приводит к необоснованности и нереальности выводов.

Своевременность анализа означает быстрое реагирование на изменения в производстве, то есть выявление в короткие сроки причин положительных и отрицательных отклонений в ходе произведенного процесса.

Действенность анализа обеспечивается его адресностью, количественной определенностью и ресурсным обеспечением его рекомендаций. Для этого необходимо, чтобы все выводы анализа были привязаны к конкретным функциональным отделам управления, а при наличии на предприятии развитой АСУП — к конкретным подсистемам. Это повышает ответственность конкретных лиц за реализацию рекомендаций и, следовательно, мобилизацию скрытых резервов производства. Особое значение имеет четкость и количественная определенность выводов анализа.

5. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Система должна иметь ресурс для гибкого, оперативного, иногда опережающего изменения номенклатуры переменных в первичных (полевых) документах в зависимости от ситуации, заданий руководства и т.п.;
б) подготовки аналитических и прогнозных материалов по актуальным проблемам состояния и развития собственно управляемого объекта (экспертные опросы, целевые исследования, выборочные данные, полученные по телекоммуникационным линиям связи, и т.п.);
в) разработки ситуационных моделей решения перспективных проблем;
г) оперативного (в кумулятивном режиме) получения оптимального объема информации в случае непредвиденных или чрезвычайных ситуаций (наличие средств подключения к соответствующим БД).
В настоящее время наиболее распространенными функциями информационно-аналитических структур являются: комплексный анализ развития политических и социальноэкономических процессов в регионах Российской Федерации с учетом различных факторов; анализ расстановки политических сил и тенденций развития общественных движений в России и ее регионах; подготовка информации и аналитических материалов по стратегии и

тактике ведения предвыборных кампаний, проведению референдумов, обсуждению основных положений, законопроектов и нормативных актов; социально-политическая экспертиза проектов нормативных документов, оценка политических, социально-экономических, культурных и международных последствий решений, принимаемых органами исполнительной и представительной власти; проведение мониторинговых исследований социальной и политической ситуации в регионах России на основе анализа материалов СМИ; проведение целенаправленных исследований, в том числе подготовки аналитических и концептуальных материалов по отдельным вопросам государственного управления и международной жизни.
Условно различают мониторинговые, инициируемые и кумулятивные аналитические исследования.
Мониторинговые исследования предназначены для длительного аналитического слежения за развитием определенной ситуации, чтобы априори иметь возможность синтеза управленческих решений, обеспечивая тем самым их превентивный характер.
Инициируемые аналитические исследования проводятся аналитическими службами по ранее незапланированным поручениям руководства или в результате выявления проблем при проведении мониторинговых исследований. Как правило, это — начальные стадии новых исследований.
Кумулятивные исследования характеризуются высокими требованиями к оперативности их проведения (один день—неделя, не более, включая развертывание и завершение исследования), дефицитом имеющейся исходной информации, применением специализированных методов обработки экспертной информации на основе совещательно-ситуационной автоматизированной обработки информации группами руководителей и/или экспертов-аналитиков. Основными методами, используемыми при осуществлении кумулятивных исследований, являются имитационное моделирование и различные методы экспертных оценок.

Социологическое исследование (10)

Главная > Реферат >Социология

Тема: «Социологическое исследование»

1. Виды и этапы социологического исследования………………………………………..4

2. Программа социологического исследования…………………………………………….6

2.1 Определение цели, задач, объекта социологического исследования………7

2.2 Гипотеза в социологическом исследовании………………………………………….10

Список использованной литературы………………………………………………………….17

В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование.

Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.

Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности. С его помощью можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы.

Социологическое исследование- один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах.

В данный момент в качестве примера использования социологического исследования можно привести опрос общественного мнения по распределению предпочтений граждан к кандидатам в городскую думу. В принципе и сам процесс голосования является большим государственным социологическим исследованием.

1. Этапы и виды социологического исследования

Проведение любого социологического исследования начинается с конкретного заказа и осуществляется целым коллективом участников.

Вся работа разделяется на пять крупных этапов:

Подготовительный (подготовка исследования)

Сбор первичной социологической информации.

Статистическая обработка собранной информации и обработка полученной информации на электронно-вычислительной машине.

Анализ обработанной информации, подготовку отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

В соответствии с характером поставленных целей и задач необходимо выбрать вид социологического исследования, которые можно классифицировать по различным критериям. В основном выделяют следующие основные виды социологических исследований.

Во-первых, по задачам выделяют:

Выбирая вид исследования, следует учесть, что разведывательное исследование — наиболее простой вид конкретно-социологического анализа. Его цель — получение оперативной социологической информации. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований.

Описательное исследование – сбор эмпирической информации с применением одного или нескольких методов сбора данных. Проводится в случае, когда объект исследований относительно велик и разнообразен (например, коллектив крупного предприятия).

Аналитическое исследование – самый сложный вид социологического анализа, Аналитическое исследование не только описывает объект, но и умеет видеть его системно, во всех его внешних и внутренних взаимосвязях и взаимозависимостях, выявляет причины породившие данное явление, различные условия его функционирования и развития, систему его внутренних противоречий.

Во-вторых, в зависимости от временных характеристик исследование может быть разовым и повторным. Разовое исследование дает возможность получить знание о состоянии социальных явлений и процессов на текущий момент. Повторное исследование рассматривает один и тот же объект через временной интервал и рассматривается по той же программе и методике. Это позволяет видеть процесс в динамике.

Другие публикации:  Возврат вагона на станцию приписки

По масштабности проведения различают международное, общенациональное, региональное, отраслевое и локальное исследования.

Проведение социологического исследования предполагает ряд этапов, которые разворачиваются в определенной последовательности:

Сбор первичной социологической информации

Обработка полученных данных;

Анализ и обобщение полученной информации;

2. Программа социологического исследования

Опираясь на научный опыт, можно создать четкую схему проведения социологического исследования: разработка программы, рабочего плана и вспомогательных документов, сбор эмпирических данных (полевой этап), наконец, обработка и анализ полученной эмпирической информации.

Программа социологического исследования является документом, содержащим методологические и методико-технические предпосылки научного поиска ответов на вопрос, поставленный в социологическом исследовании.

Методологический раздел программы начинается с формулировки проблемы исследования, определения объекта и предмета социологического познания. Выполнению этой задачи способствует анализ проблемной ситуации, которую можно определить как возникающие в процессе социально-исторического развития общества (общностей, групп и т.д.) противоречия между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных действиях и незнанием путей, средств и методов реализации этих необходимых действий.

Анализ проблемной ситуации должен начинаться с выявления противоречий, характеризующих данную ситуацию (например, между потребностью человека в трудоустройстве и возможностями современного рынка труда). При формулировке указанных противоречий большое значение имеют знания, научный опыт социолога и некоторая информация о предмете анализа (например, исследования других социологов по данной теме), позволяющая описать изучаемую ситуацию. Результатом анализа проблемной ситуации должна являться формулировка темы исследовательского проекта, которая обязательно содержит в себе указания на предмет анализа.

2.1 Определение цели, задач, объекта социологического исследования

Под объектом исследования, как правило, понимают область социальной реальности, включенную в процесс научного познания. Такими областями анализа могут быть: общности, группы, процессы, явления и т.д. В отличие от предмета исследования, который формулируется социологом в зависимости от целей, задач и предварительно изученных данных, объект исследования по своим эмпирическим свойствам не зависит от познающего субъекта. Одна и та же сторона социальной жизни может стать объектом различных наук. Так, преступность могут изучать юристы, криминологи, психологи, социологи. Однако каждый из них в этом явлении выделяет что-то свое, присущее специфике научного познания в данной отрасли знания. Например, социологи могут изучать факторы, способствующие росту преступности, психологи — установки преступников при совершении преступлений и т.д.

Под предметом социологического исследования мы понимаем существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых ставит своей целью социолог.

Например, среди факторов, стимулирующих рост преступности в обществе, могут быть как общесоциальные (экономический кризис, обнищание населения, снижение общего уровня культуры, интеллектуальная деградация общества, в том числе из-за ухудшения физического и психического здоровья населения в результате экологических катастроф), так и конкретно социальные (например, патология ближайшего социального окружения человека: пьющие родители, плохое семейное воспитание и т.д.).

Формулировка предмета исследования будет зависеть от тех свойств объекта, его характеристик, которые мы считаем необходимыми изучить, чтобы получить определенный ответ на интересующий нас вопрос. Подобное ограничение изучаемых сторон объекта необходимо, потому что ни одно самое крупное социологическое исследование не охватывает все многообразие взаимодействий, характеризующих, например, такое явление, как преступность. Итак, в предмете исследования обозначаются границы, в пределах которых изучается объект исследования.

Для облегчения социологического анализа целесообразно разграничить предмет теоретического и эмпирического исследования. Предмет теоретического анализа — это идеализированный объект, а вернее, модель, описывающая всю систему взаимодействий (как внутренних, так и внешних) в теоретических понятиях и конструктах. Предметом эмпирического анализа является изучение (несомненно, на базе теории) реальных свойств объекта познания, например типа лидерства в малой группе.

Так как социальные системы очень мобильны, постоянно видоизменяются, то можно говорить, что мы изучаем состояние нашего предмета анализа в какой-то конкретный временной период. Таким образом, предметная область исследования должна иметь как пространственные, так и временные ограничения.

Выделение объекта и предметной области анализа позволяет социологу на основе разработанной идеализированной модели описать (дать характеристику) изучаемого явления или процесса. Если мы говорим о социальных проблемах, носителями которых являются люди (индивиды, группы, общности), то мы характеризуем и состояние тех общностей, которые включены в структуру нашей системы, подлежащей изучению.

Теоретическое моделирование изучаемой проблемной ситуации, предметной области анализа позволяет перейти к следующему методологическому разделу программы — определению цели и задач исследования. Под целью исследования мы понимаем тот конечный результат, который намерены получить после завершения работы. Этот результат может быть теоретико-познавательным или прикладным, или тем и другим. Как правило, цель исследования определяется совместно с заказчиком и формулируется в договоре наряду с темой.

Под задачами исследования мы подразумеваем тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования. Таким образом, задачи исследования — это звенья, помогающие объединить в целостность явления или процессы, подлежащие изучению. Например, если целью нашего изучения является влияние семейного воспитания на формирование преступного поведения подростков, то среди задач исследования мы можем назвать такие, как:

— изучение ценностных ориентации семей, дети которых стали преступниками;

— определение роли отца и матери в формировании личности подростка;

— изучение влияния внутрисемейных отношений на формирование установок и ориентации несовершеннолетних преступников;

— изучение зависимости между противоправным поведением родителей и подростков и т.д.

В формулировке задач исследования неоценимую роль играет описанная нами модель предмета анализа. Она позволяет выявить, во-первых, основные факторы, определяющие проблемную ситуацию; во-вторых, факторы (или переменные), имеющие второстепенное или опосредующее влияние на состояние проблемы.

Выдвижение задач исследования связано непосредственно с характером анализа. Если речь идет о теоретико-познавательных проблемах, то задачи и выводы исследования будут определяться теоретическими положениями и новыми концепциями, полученными в результате анализа. Если речь идет о прикладных исследованиях, то задачи и выводы будут ориентированы на социальную диагностику проблемы, практические рекомендации.

Целесообразно также разграничивать содержательную (проблемную) сторону задач исследования и программные задачи (как логику методики получения социологической информации).

2.2 Гипотеза в социологическом исследовании

Процедура разработки гипотез начинается с формулировки частных познавательных задач исследования. Они фиксируются в форме отдельных предложений, отображающих зависимости между отдельными элементами концептуальной схемы. Эти зависимости будут служить основанием для формулировки гипотез. Например, изучая взаимосвязь преступного поведения подростков и семьи, можно поставить следующие вопросы:

— влияют ли межличностные отношения родителей на противоправное поведение подростка?

— существует ли прямая зависимость между отклоняющимся поведением родителей (или одного из них) и противоправным поведением подростков?

Разумеется, этот список вопросов можно было бы продолжить, чтобы изучаемую проблему увидеть со всех сторон. В каждом отдельном случае социолога может заинтересовать целый ряд связей и отношений, подчас выходящих за рамки разработанной концептуальной схемы объекта социологического анализа. Так, взаимосвязь преступного поведения и характера досуга подростка в молодежных компаниях, являясь косвенной по отношению к поставленной задаче, дает дополнительную информацию и углубляет исследуемую проблему.

Закончив процедуру формулировки частных познавательных задач исследования, нужно описать сами гипотезы. Гипотеза определяется как обоснованное научное предположение о непосредственно ненаблюдаемых связях, отношениях, причинах и т.д., приводящих к тем или иным явлениям.

Гипотеза определяется как «научное предположение, выдвигаемое для объяснения фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть».

Роль гипотез в социологическом исследовании, как и в любой другой области науки, очень важна. Д.И. Менделеев, обращаясь к ученым, указывал, что лучше держаться такой гипотезы, которая в результате может оказаться ложной, чем никакой. В чем же заключается ценность гипотез? Во-первых, гипотеза в той или иной мере аккумулирует опыт науки; во-вторых, в ней могут быть отражены положения социальной реальности; в-третьих, в ней отражаются знания и опыт самого исследователя; в-четвертых, гипотеза в социологическом исследовании служит переходным этапом от теории к разработке инструментария социологического познания.

С точки зрения задач исследования гипотезы классифицируются как основные и дополнительные, что соответствует основным и частным познавательным задачам исследования. По степени разработанности и обоснованности различаются первичные и вторичные гипотезы. Гипотезы разрабатываются в два этапа: при подготовке программы исследования и после пилотажа (пробного социологического исследования, проведенного на небольшой выборке опрошенных), когда они уточняются, корректируются и дополняются новыми.

Другие публикации:  Какой налог с ип по упрощенке

По содержанию предположений относительно изучаемого объекта различают гипотезы описательные, объяснительные и прогностические.

Описательные гипотезы — предположения о фактическом состоянии (структуре) объекта, его функциях, так как в данном случае анализируется статистическая и эмпирическая информация, относящаяся, прежде всего, к эмпирическим фактам. Если, например, исследуется взаимосвязь конфликтных семей и уровня преступности несовершеннолетних, то на основе имеющейся статистической информации (в органах МВД) можно установить, какая часть обследованных лиц имеет прямую зависимость, а какая этой зависимости не имеет. Выдвижение этого типа гипотез позволяет исследователю получить ожидаемые результаты в абсолютных числах, относительных долях (процентах), средних арифметических величинах.

Объяснительные гипотезы относятся к уровню аналитических исследований, представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. На основании объяснительных гипотез делаются попытки раскрыть причины социальных явлений, процессов, тенденций, установленных в результате подтверждения описательных гипотез.

Любое явление или событие, имеющее для социолога исследовательскую значимость, включено в цепь событий, происходящих в тотальной системе, поэтому оно может проявляться как тенденция или закономерность. Отсюда следует необходимость разрабатывать не только объяснительные, но и прогностические гипотезы, отражающие еще один, более высокий, уровень познания социальной реальности. Такие гипотезы позволяют отразить множество явлений, выявить некоторые тенденции или закономерности в развитии микро- и макросистем. В этом случае значение полученных выводов выходит далеко за рамки конкретных целей и задач и представляет ценность для конструирования статистических рядов, отражающих развитие социальных процессов в обществе. Например, в рассматриваемом нами вопросе влияния семьи на преступное поведение подростков мы можем спрогнозировать рост ожидаемой преступности в обществе и изменения, происходящие в современных семьях, имеющих несовершеннолетних преступников. Гипотеза в этом случае имеет не только внутреннее инструментальное, но и общечеловеческое значение, так как способствует некоторому научному вкладу в изучаемое направление.

Проверка объективности прогностической гипотезы по вполне понятным временным причинам происходит на более поздних этапах социального развития общества. Поэтому в выводах конкретного исследования она остается лишь гипотезой и часто недооценивается исследователями. В ряде случаев проверка и подтверждение гипотез дает описание того, что давно известно. Если строго подходить к этому моменту, то научное фиксирование (введение в научный аппарат) даже давно известных истин имеет смысл, так как наблюдаемые в социальной жизни, но не осмысленные наукой явления или процессы для ученых практически не существуют.

В качестве социального факта могут выступать: характеристики поведения людей, групп, общностей; продукты человеческой деятельности; вербальные (словесные) действия (мнения, взгляды); всевозможные взаимосвязи и взаимодействия. Поэтому изучение и введение в научный оборот ранее не изученных явлений или процессов также является задачей науки, в том числе социологии.

Для повышения подтверждаемости гипотез руководствуются следующими правилами:

— выдвигать возможно большее число (в том числе, взаимоисключающих) гипотез;

— указывать возможно большее количество эмпирических показателей для их проверки.

Общие требования, которым должна соответствовать гипотеза:

— она не должна содержать понятий, которые не имеют эмпирических индикаторов в рамках данного социологического исследования;

— она должна быть применима ко всему кругу явлений, которые она непосредственно объясняет;

— она должна быть принципиально проверяемой при существующем уровне теоретических знаний и методических возможностей;

— она должна быть простой и не содержать условий и оговорок, затемняющих ее смысл;

— она должна в своей формулировке содержать указание на способ ее проверки.

Окончание процесса формулировки гипотез дает исследователю возможность разработки инструментария, т.е. перехода от теоретических конструкций к эмпирическим показателям, которые выражаются в вопросах анкеты, интервью и т.д. Эти показатели должны быть доступны наблюдению и измерению и отражают различные социально-психологические характеристики объекта.

В момент разработки гипотез социолог переходит от теории к конкретному измеряемому уровню, представляющему социальный предмет (индивида, группу и т.д.). Каким бы точным не было измерение, оно, как правило, относится к какой-либо одной стороне объекта, которая всегда значительно беднее его самого как целостности.

В результате разработки системы показателей (индикаторов) социолог составляет задание для подготовки конкретных методик (инструментария). Здесь возникают новые проблемы, среди которых основной становится проблема отражения показателей в инструментарии — вопросах анкеты, интервью и т.д. Для того чтобы разрешить эту проблему, необходимо составить список показателей, которые целесообразно отобразить в анкете.

В используемом нами примере о влиянии семьи на преступное поведение несовершеннолетних подростков можно выделить следующие показатели:

— уровень конфликтов в семье,

— характер конфликтов между родителями и детьми и т.д. Завершить этот список должна группа показателей, относящихся к социально-демографическому блоку, т.е. характеризующих пол, возраст, социальный статус супругов и др. На основе этих данных разрабатываются анкеты, при помощи которых собирается необходимая эмпирическая информация об изучаемых объектах. Параллельно с инструментарием разрабатывается план выборки и другие вспомогательные документы, в том числе инструкции по проведению социологического (полевого) исследования.

Социологическое исследование — это комплекс мероприятий направленных на практическое решение социальных проблем.

В зависимости от глубины анализа различают 3 основных вида социологических исследований: разведывательное; описательное; аналитическое.

В зависимости от других критериев различают: сплошные и выборочные исследования в зависимости от величины выборки. В случае выборочного социального исследования изучается часть совокупности и результаты распространяются на всю совокупность; точечное (разовое) и повторное исследование. Точечные исследования дают информацию о состоянии объекта в момент изучения, повторные направлены на изучение объекта в динамике, т.е. проводится несколько исследований через промежутки времени.

Проведение социологического исследования состоит из последовательных этапов:

− сбор первичной социологической информации;

− подготовка к обработке материалов исследования и обработка на ЭВМ;

− анализ информации, подготовка отчета по итогам социологического исследования, выводы и рекомендации.

Социологическое исследование начинается с разработки программы, включающей теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного социального явления или процесса.

Программа включает ряд элементов, из которых выделим наиболее значимые. Это определение проблемы исследования, суть которой составляет реальное жизненное противоречие как частного, так и общего характера. Далее следует формирование темы и задач исследования. Важной составляющей является разработка гипотезы, т. е. предположения об изучаемом явлении, которое в результате исследования может быть подтверждено, либо опровергнуто. Могут быть основная и вспомогательные гипотезы. Сама по себе разработка гипотезы — сложный познавательный акт, требующий подготовки и основывающийся на предшествующем познании предмета исследования.

Программа включает также характеристику понятийных и эмпирических индикаторов, выявление объекта исследования, инструментарий.

Объект исследования составляет та или иная общность людей, отражающих какую-либо социальную проблему. Вся общность, на которую распространяются исследования, носит название генеральной совокупности.

Но поскольку абсолютное большинство исследований носит не сплошной характер, а выборочный, то очень важно грамотно, по определенным правилам отобрать необходимое количество людей для опроса, т. е. провести выборку. В этом случае микромоделью генеральной совокупности является выборочная совокупность, т. е. отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности, подлежащее непосредственному исследованию.

Список используемой литературы

1. Демидов Н.М. Основы социологии и политологии.- Москва — ACADEM’A – 2004. 380 с.

2. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. — Москва ИД ФОРУМ — ИНФРА-М – 2007. 468 с.

3. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования. – М., 1997 290с.

4. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1997. 450 с.