Блог

Собственность рф на территории других государств

Электронная библиотека

Как уже отмечалось, государство обладает иммунитетом собственности. Это означает неприкосновенность государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства, включая случаи, когда она находится во владении лица, не обладающего иммунитетом.

Иммунитет присущ любому государству и является проявлением суверенитета государства. Поэтому собственность России за рубежом пользуется полной и безусловной правовой защитой, обеспечиваемой государством, на территории которой находится. Отступление от такого порядка может представить угрозу дружественным отношениям между странами и миру.

Что касается права собственности российских физических и юридических лиц за рубежом, то все вопросы решаются на основе коллизионных норм государства, на территории которого находилось имущество, если иное не предусмотрено международным договором или внутренним законодательством государства.

Вопросы права собственности России, ее граждан и юридических лиц встали достаточно остро после прекращение существования СССР как государства и образования независимых государств на его территории. В связи с этим государствами СНГ были подписаны четыре соглашения:

1) Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР от 6 июля 1992 г.;

1) Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 г.;

2) Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом от 6 июля 1992 г.;

3) Соглашение о взаимном признании и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 г.

Участниками первых двух соглашений являются: Азербайджан, Армения, Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина.

Стороны, исходя из принципа целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятельности высших государственных структур бывших Российской Империи и Союза, которые хранятся в государственных архивах, находящихся за пределами их территорий, не претендуют на правовладения этими комплексами документальных материалов. Они взаимно признают осуществленный в соответствии с национальным законодательством переход под их юрисдикцию государственных архивов и других архивов союзного уровня, находящиеся на их территории.

Каждому из государств представлено право на возвращение тех фондов, которые образовались на их территории и в разное время оказались за их пределами. В случае, когда отсутствует возможность физического выделения комплекса документов, каждая из них имеет право доступа к ним и получения необходимых копий.

В случае, когда страной-владельцем передается право использования архивных документов, затрагивающих интересы другой страны, иностранным государствам, юридическим или физическим лицам, право на пользование этих документов сохраняется за страной, интересы которой затрагивает этот документ.

Стороны приняли на себя обязательство участвовать в погашении и несении расходов по обслуживанию государственного внешнего долга СССР в указанных долях, и только при условии его исполнения они имеют возможность реализовать права собственности на причитающуюся долю в собственности бывшего СССР за рубежом.

Указанным договором и Соглашением от 6 июля 1992 г.

Данные государства признали право каждого из них на владение, пользование и распоряжение причитающейся ему фиксированной долей имущества бывшего СССР за рубежом, а также право на ее выделение в натуре при соблюдении прав и интересов других стран, а также законов государств, на территории которых находится это имущество. Возможность раздела имущества в натуре должна осуществляться с надлежащим учетом обеспечения нормального функционирования объектов собственности.

Каждая сторона Соглашения от 9 октября 1992 г. признала осуществляемый в соответствии с национальным законодательством переход в их собственность имущества, в том числе финансовых ресурсов, предприятий, учреждений, организаций, их структурных единиц и подразделений бывшего союзного подчинения, расположенных на территориях сторон.

Более того, каждое из государств признало право собственности другого государства, его граждан и юридических лиц по отношению к расположенным на его территории предприятиям, учреждениям, организациям и другим объектам, находившимся на 1 декабря 1990 г. в ведении органов государственного управления других бывших союзных республик в составе СССР, а также являвшимся собственностью иных юридиче

ских и физических лиц, за исключением объектов, построенных в целях ликвидации последствий форс-мажорных обстоятельств. Однако объекты социальной сферы (санатории, санатории-профилактории, дома и базы отдыха, пансионаты, гостиницы, кемпинги, туристические базы, детские оздоровительные учреждения), находящиеся на территории одной стороны, но строительство которых осуществлялось за счет республиканских бюджетов других сторон, а также средств предприятий и организаций республиканского и бывшего союзного подчинения, расположенных на территории других сторон, являются собственностью этих сторон или их юридических и физических лиц.

Право собственности на землю и другие природные ресурсы регулируется законодательством страны, на территории которой находятся объекты собственности, если иное не предусмотрено другими международными отношениями.

Собственность одного государства, его юридических и физических лиц пользуются полной и безусловной правовой защитой, обеспечиваемой государством, на территории которой она находится. Эта собственность не может быть подвергнута принудительному изъятию, кроме как в исключительных случаях, предусмотренных законодательными актами. При принудительном изъятии ее владельцу государством выплачивается компенсация, соответствующая реальной стоимости изымаемой собственности, в сроки, установленные законодательством страны, где находится эта собственность.

Собственность рф на территории других государств

Иные статьи по теме

  • Мельниченко Р. Г. Словарь международного публичного права. [электронный ресурс].
  • Анисимов А.П., Мельниченко Р. Г. Вредные учебные задачи по юридическим дисциплинам. 2009. — 64 с.
  • Анисимов А. П. , Мельниченко Р. Г. и др. Экологическое право. Курс лекций: Учебное пособие /Под ред. А. П. Анисимова. — М., 2003 (раздел Международное экологическое право).
  • Продолжающаяся земельная реформа и не нескончаемые дискуссии среди политиков, журналистов и юристов о целесообразности разрешения апатридам, иностранным гражданам и юридическим лицам приобретать земельные участки в собственность заставляют обратить внимание на такой малообсуждаемый вопрос, как существование еще одного субъекта прав на земельные участки в границах Российской Федерации – иностранных государств. Не менее интересным является и рассмотрение «обратной стороны» данного явления – возможности приобретения в собственность (или на иных правах) земельных участков Российской Федерацией в зарубежных странах.

    Актуальность изложенной проблематики заключается еще и в том, что Конституция России, провозглашая многообразие форм собственности на землю (ст.9), упоминает «иные формы собственности», не раскрывая понятие последних. В связи с этим, некоторые авторы отмечали, что в соответствии с ч.1 ст. 9 Конституции РФ, природные ресурсы выступают как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а, значит, собственником государственного имущества выступает народ (который является еще и единственным источником власти)1.

    Такая позиция была подвергнута обоснованной критике, поскольку применение таких понятий, как «народ» или «достояние народов» в сфере правового регулирования приведет к расплывчатости и неконкретности, появлению споров и конфликтов. Собственность государства является общенародной лишь постольку, поскольку интересы государства соответствуют интересам общества в целом 2. Более того, собственность в юридическом смысле предполагает персонификацию, следовательно, народ для того, чтобы выступать субъектом права собственности, должен иметь юридически оформленное организационное единство, а таковым могут являться государство, юридические лица и т.д.3.

    В связи с этим, куда более обоснованной представляется позиция Г.В. Чубукова, отмечавшего, что новые формы собственности могут появиться в будущем, поскольку экономика выше права. Уже сейчас говорят о собственности казачьих обществ, общин коренных малочисленных народов и т.д.4. В.В. Демьяненко, например, доказывает необходимость понимания в качестве «иных форм собственности» кооперативной собственности, которая не является ни частной, ни государственной, ни муниципальной5.

    Ряд авторов идет еще дальше, утверждая, что «иные формы собственности, предусмотренные Конституцией РФ, — это коллективная (корпоративная) и личная собственность. Коллективная (корпоративная) собственность есть собственность одного субъекта, кол¬лектива членов юридического лица»6.

    Не разделяя последнюю концепцию, пытающуюся возродить представления о собственности времен развитого социализма, заметим, что перечень всех возможных «иных форм» собственности на землю является отдельной темой научных исследований. При этом представляется, что в качестве «иной формы» собственности на землю могла бы выступать собственность иностранных государств на земельные участки в границах территории России.

    Действующее земельное законодательство не содержит однозначной нормы относительно такой возможности. Согласно ст.5 Земельного кодекса РФ, участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Кроме того, ЗК РФ регламентирует вопросы приобретения в собственность земельных участков иностранными гражданами и юридическими лицами. Иностранные государства в ЗК РФ не упоминаются. Это же положение можно наблюдать и в гражданском законодательстве. Так, согласно ч. 2 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а так же Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Здесь так же, как и в земельном законодательстве, иностранные государства не упоминаются в качестве субъектов права, но уже в отношении собственности на имущество в целом.

    Между тем, на территории России располагаются десятки посольств и консульств иностранных государств, причем как на территории г. Москвы, так и по всей стране. Например, в г. Санкт-Петербург находится генеральное консульство Республики Кипр; в городах Екатеринбург и Ростов-на-Дону (с канцелярией в г. Новороссийске) находятся консульства Республики Болгария; в г. Екатеринбург находится также Генеральное консульство Чешской республики и Генеральное консульство Великобритании; в г. Владивосток находятся Генеральные консульство Японии и США и т.д.

    При этом возникает вопрос о правовом режиме земельных участков, занятых дипломатическими учреждениями, а также земельных участков с расположенными на них объектами, призванных обеспечивать нужды их сотрудников (например, участки под зданиями, где проживают дипломатические сотрудники, их дачи, школы для детей и т.д.).

    Нормы международного права внешних сношений напрямую не регулируют вопрос о возможности

    приобретения государством в собственность земли, находящейся под комплексом зданий посольств и консульств. Этот вопрос отдан на откуп национального права страны принимающего государства (государства, где находится дипломатическое или консульское представительство). Однако международно-правовая практика свидетельствует о том, что ряд государств предоставляют земельные участки в собственность другого государства под дипломатические нужды. Это обстоятельство отмечают многие юристы-международники: «Гражданско-правовой статус (аренда, приобретение в собственность) здания и земельного участка, занимаемых представительством, не влияет на иммунитеты и привилегии последнего»7. Рассматривая правовой режим таких участков, следует исходить из важной методологической предпосылки о том, что государство может выступать в правовых отношениях в двух ипостасях: как публично-правовое образование, обладающее государственным суверенитетом, и как субъект гражданских правоотношений. В последнем качестве государственные образования самостоятельно участвуют во внешнеэкономических связях, в том числе как собственники земельных участков, расположенных на них зданий, занимаемых посольствами, консульствами и иными объектами.

    Другие публикации:  Нотариус переоформление автомобиля

    В этой связи необходимо разделять публичные (международные) и частные (внутригосударственные) отношения государств между собой по поводу земли. Так, история международного права знает примеры обмена участками территорий между сопредельными государствами. Например, по договору между СССР и Польшей от 15 февраля 1951 г. обе стороны обменялись равноценными по размеру пограничными участками. Более того, известны случаи, когда участки государственной территории уступались и на компенсационной основе. Обычно это небольшие земельные участки, но случались и неприятные для современной России исключения, например, уступка Аляски. Все эти примеры не могут рассматриваться в контексте земельного права России. Внешне они могут имитировать земельные и гражданско-правовые отношения, например, быть оформлены договором купли-продажи, но, по сути, они остаются публичными договорами и ни в коей мере не подлежат национальному регулированию

    Существует весьма распространенное мнение о том, что «предоставление иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права собственности на землю умаляет (ограничивает) территориальную основу жизни и деятельности народов Российской Федерации, создает возможность отторжения земли иностранному государству (курсив наш – авторы) посредством сделок или предъявления территориальных претензий к Российской Федерации, может привести к нарушению суверенитета Российской Федерации»8.

    Последняя позиция уже была предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, где не встретила поддержки, с чем в данном случае следует согласиться. Представляется, что как таковое наличие земельных участков в собственности иностранных граждан и юридических лиц как таковое не влечет посягательств на государственный суверенитет, поскольку все указанные участки попадают под режим использования и охраны, установленных российским земельным законодательством. Из этого следует, что на правообладателей таких участков распространяются все те же требования и обязанности, что и на российских субъектов. Например, по этим участкам осуществляется государственный (или муниципальный) земельный контроль в общем порядке, а в случае выявления нарушений земельного законодательства правообладателям таких участков государственные (муниципальные) земельные инспектора выносят предписания об их устранении в общем порядке и т.д. Что же касается возможных территориальных претензий иностранных государств, то, как показывает политическая история России, их предъявление имеет крайне мало взаимосвязей с характером землепользования иностранных граждан, и обусловлено причинами совершенно иного порядка.

    Для выявления особого правового статуса земельных участков, используемых иностранными государствами в России, следует обратить внимание на международно-правовой режим дипломатических учреждений, предусмотренный Венской конвенцией о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.). Согласно ст.31 данной Конвенции, «власти государства пребывания не могут вступать в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения, иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица или главы дипломатического представительства представляемого государства». Иными словами, территория консульства или посольства юридически является территорией соответствующего государства, и этот аспект их деятельности не вызывает вопросов. Однако данные дипломатические учреждения неизбежно участвуют и в гражданско-правовых отношениях, а, следовательно, нуждается в правовом регулировании порядок оформления прав на соответствующие земельные участки. В повседневной действительности постоянно возникает необходимость о вступлении иностранных государств в земельно-правовые отношения в целях покупки (аренды) участков на территории России, например, для строительства посольства.

    Анализ земельного законодательства (главным образом, ЗК РФ) позволяет сделать вывод о том, что иностранные государства не рассматриваются в качестве субъектов земельных отношений, и не могут ни приобретать в собственность, ни даже арендовать земельные участки в России для размещения своих дипломатических учреждений либо иных нужд.

    Между тем, анализ двусторонних международных соглашений о размещении на территории России иностранных дипломатических учреждений свидетельствует об обратном. Например, Распоряжением Правительства РФ от 2 октября 2006 г. № 1361-р «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об условиях предоставления объектов недвижимого иму-

    щества в гг. Франкфурте-на-Майне, Мюнхене и Москве для нужд генеральных консульств Российской Федерации в Федеративной Республике Германия и Посольства Федеративной Республики Германия в Российской Федерации» предусматривается предоставление Германской Стороне в аренду на 99 лет для использования Посольством Федеративной Республики Германия в Российской Федерации здания и строений, а также занятого ими земельного участка, с установлением арендной платы за пользование этой недвижимостью в размере 1 рубль (один рубль) в год. В аналогичных соглашениях с Республиками Казахстан и Таджикистан, в собственность последних были переданы здания и сооружения, занимаемые посольствами республик, с передачей в аренду соответствующих земельных участков сроком на 49 лет.

    В вопросах землепользования иностранных государств примечателен зарубежный опыт регулирования данных отношений. Например, Кодекс Республики Беларусь о земле 1999 г., определяет (ст.2), что «собственность на землю выступает в государственной и частной формах. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Земельные участки могут передаваться в собственность иностранным государствам в порядке и на условиях, установленных Кодексом о земле и иными актами земельного законодательства»9. Согласно ст.47 Конституции Литовской Республики 1992 г., земельные участки на праве собственности в соответствии с установленными законами порядком и условиями могут принадлежать иностранному государству — для основания его дипломатических и консульских учреждений. Приведенные примеры не являются единственными.

    Исходя из подобных разрешений, существует обширная практика приобретения в собственность Российской Федерацией земельных участков на территории ряда зарубежных стран. Как правило, такая необходимость возникает при открытии в иностранном государстве посольств или консульских учреждений Российской Федерации. Например, согласно п.16 Указа Президента РФ от 5 ноября 1998 г. № 1330 «Об утверждении Положения о Консульском учреждении Российской Федерации», являющиеся собственностью Российской Федерации земельные участки, здания, сооружения и другое имущество Консульского учреждения закрепляются за ним в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.16 Указа Президента РФ от 28 октября 1996 г. № 1497 «Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации», являющиеся собственностью Российской Федерации земельные участки, здания, сооружения и другое имущество Посольства закрепляются за ним в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    От имени Российской Федерации правами владения, пользования, и распоряжения собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом, выступают Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти, в компетенции которого находятся полномочия на осуществление функций управления и распоряжения государственным имуществом.

    Существует и достаточно примеров таких покупок земельных участков. Так, Распоряжением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 1061-р разрешено МИДу России приобрести в собственность Российской Федерации земельный участок площадью 922 кв. метра в г. Лондоне; Распоряжением Правительства РФ от 22 сентября 1994 г. № 1514-р предложено осуществить переоформление на Российскую Федерацию права собственности на земельный участок в г. Иерусалиме для строительстве на нем за счет иностранных инвестиций служебно-жилого комплекса зданий; Распоряжением Совета Министров — Правительства РФ от 14 мая 1993 г. № 832-р поручено МИДу России провести переговоры с Израильской Стороной о восстановлении права собственности Российской Федерации на здание Сергиевского Подворья (г. Иерусалим) и соответствующий земельный участок; Распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 1722-р было разрешено осуществить продажу здания бывшей школы Посольства Российской Федерации в Венгерской Республике с земельным участком площадью 0,44 гектара. Таким образом, в собственности России за рубежом находятся не только земельные участки, занятые непосредственно дипломатическим учреждениями, но и участки иного целевого назначения.

    Практикуется и обмен объектов недвижимости на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации за рубежом. Так, Распоряжением Правительства РФ от 28 мая 2001 г. № 731-р было одобрено приобретение в собственность Российской Федерации служебных помещений общей площадью 1960 кв.метров и 20 парковочных мест для автомобилей на подземном этаже здания «Экуитэбл Бэнк», расположенного в г. Манила (Республика Филиппины) путем обмена на находящиеся в федеральной собственности земельный участок площадью 4223 кв.метра, расположенные на нем здания общей площадью 350 кв.метров и два не завершенных строительством объекта служебно-жилого комплекса зданий бывшего Торгового представительства СССР в Республике Филиппины.

    Факт наличия у Российской Федерации в собственности земельных участков за рубежом свидетельствует о возможности приобретения иностранным государствами земельных участков на территории нашего государства. Это утверждение основывается на присущем международному праву принципу взаимности. Так, если России предоставлено право на приобретение земли в собственность за границей

    (и оно этим правом активно воспользовалось), то тем самым наше государство корреспондирует себе обязанность поступить также и по отношению к другим государствам. Юридически это можно обосновать ссылкой на п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой, общепризнанные принципы и нормы международного права обладают большей юридической силой, чем национальное законодательство России. То есть, не смотря на отсутствие в российском гражданском и земельном законодательстве права собственности на землю иностранных государств, общепризнанная международная практика позволяет это сделать. При этом ссылка на национальное законодательство будет ничтожной.

    Наряду с правом собственности, у Российской Федерации могут возникать и другие права на земельные участки в иностранных государствах. Так, Правительством Словацкой Республики были переданы Правительству Российской Федерации в собственность за плату здания в г. Братиславе, ул. Маротиго, 5, и ул. Порубского, 10, для нужд дипломатического представительства Российской Федерации, а также переданы в бессрочное и бесплатное пользование прилегающие к этим зданиям земельные участки, включая участки, расположенные под зданиями.

    Другие публикации:  Истек срок действия пароля на сбербанк аст

    Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об условиях размещения Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь и Генерального консульства Российской Федерации в г. Бресте (Москва, 17 ноября 1997 г.) (с изменениями от 4 марта 2005 г.) России переданы в собственность различные объекты недвижимости. Земельные участки, занятые дипломатическими учреждениями, жилыми домами и иными объектами (включая даже дачу Посла Российской Федерации) – на 99 лет в безвозмездное пользование.

    Практикуется и передача земельных участков Российской Федерации в аренду. Например, в уже упомянутом выше соглашении между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия, Российской Стороне был предоставлен в аренду на 99 лет для использования Генеральным консульством Российской Федерации в г. Франкфурте-на-Майне комплекс зданий и занимаемый ими земельный участок.

    Таким образом, российское законодательство не предусматривает право собственности иностранных государств на земельные участки, даже под дипломатическими учреждениями, в отличие от сложившейся практики ряда зарубежных стран, допускающих существование собственности Российской Федерации в их границах. Более того, очевидно, что иностранные государства в силу заключенных международных соглашений реально выступают в качестве арендаторов земельных участков, расположенных под дипломатическими учреждениями, хотя Земельный кодекс РФ такого субъекта земельных отношений, как «иностранное государство» не упоминает в принципе. В этой части представляется целесообразным привести его в соответствие со сложившимися реалиями правовой жизни.

    Обобщим все доводы за и против наличия на территории Российского государства земли, находящейся в собственности другого государства.

    Основными доводами, отрицающими такое положение, являются:

    1. отсутствие в земельном законодательстве России такого субъекта, как иностранное государство;

    2. исчерпывающий перечень субъектов права собственности в гражданском законодательстве, не включающий иностранные государства;

    3. отсутствие современной практики предоставления иностранным государствам земли в собственность на территории России.

    О возможности возникновения права собственности иностранного государства на земельные участки говорят следующие обстоятельства:

    1. Конституция РФ упоминает «иные формы собственности», под которыми следует понимать именно право собственности на земельный участок другого государства;

    2. предоставление права другому государству приобретать в собственность землю, не может умалить суверенитет Российской Федерации на этой территории;

    3. принцип взаимности обязывает Российское государство предоставлять право собственности на землю иностранному государству.

    В одном из проектов Земельного кодекса РФ, была включена норма следующего содержания: «3. Иностранные юридические лица, предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, иностранные государства пользуются земельными правами и несут земельные обязанности наравне с российскими юридическими лицами, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другими федеральными законами». Кроме того, по тексту проекта отмечалось, что «земельные участки могут быть сданы в аренду их собственниками физическим и юридическим лицам, международным организациям, иностранным государствам по договору аренды земельного участка без изменения основного целевого назначения земельного участка»10.

    Авторам представляется, что включение в современное земельное законодательство подобной нормы было бы разумным шагом, и соответствовало бы не только Конституции РФ, но и международным обязательствам Российской Федерации.

    1 Зинченко С.А., Бондарь Н.С. Собственность. Свобода. Право. – Ростов-на-Дону, 1995. – С. 101.

    2 Прокаев А.В. Право государственной собственности на недра // Юрист. – 2004. — № 1. – С. 37.

    3 Прохорова Н.А. Понятие «управление» в земельном праве // Государство и право. – 2003. — № 6. – С.93.

    4 Чубуков Г.В. Природоресурсное право Российской Федерации: Учебное пособие. – М., 2003. – С.34.

    5 Демьяненко В.В. Крестьянская производственная кооперация в современной России: правовые проблемы становления и развития: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — Саратов, 2004. – С.11.

    6 Тархов В.А., Рыбаков В.А., Фатеев М.А. О коллективной (кооперативной) форме собственности // Юрист. – 2006. — № 12. – С. 27.

    7 Международное право: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Отв. ред . Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – М., 1998. — С.252.

    8 Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» // СЗ РФ. 2004. № 18. Ст. 1833.

    9 Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев // Справочная правовая система «Гарант». Версия от 3 февраля 2007 г.

    10 См.: Проект Земельного кодекса Российской Федерации (внесен депутатами ГД В.В.Похмелкиным, В.И.Головлевым, Г.А.Томчиным) // Справочная правовая система «Гарант». Версия от 3 февраля 2007 г.

    Иные статьи по теме

  • Мельниченко Р. Г. Словарь международного публичного права. [электронный ресурс].
  • Анисимов А.П., Мельниченко Р. Г. Вредные учебные задачи по юридическим дисциплинам. 2009. — 64 с.
  • Анисимов А. П. , Мельниченко Р. Г. и др. Экологическое право. Курс лекций: Учебное пособие /Под ред. А. П. Анисимова. — М., 2003 (раздел Международное экологическое право).
  • Ссылки и комментарии к настоящей статье.

    Уважаемые авторы! Если материалы настоящей статьи были полезны в Ваших работах, укажите, пожалуйста, в каких именно.

    Приобретение и использование земельных участков иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами на территории Российской Федерации

    Страницы в журнале: 63-67

    В.А. БАКУЛИНА,

    аспирант Московского городского университета управления Правительства Москвы

    Исследуется правовое регулирование приобретения земельных участков иностранными субъектами; анализируются вопросы, сопряженные с имеющимися в законодательстве Российской Федерации ограничениями, связанными с приобретением земельных участков иностранными юридическими и физическими лицами, а также пробелы, существующие в законодательстве и требующие разрешения.

    Ключевые слова: право собственности, земельный участок, иностранные физические лица, иностранные юридические лица, аренда земельных участков.

    Acquisition and use the ground areas foreign citizens and foreign legal bodies in territory of the Russian Federation

    Legal regulation of acquisition of the ground areas by foreign subjects is investigated; the questions interfaced with available in legislation of the Russian Federation by restrictions, connected with acquisition of the ground areas foreign legal and physical persons, and also the blanks existing in the legislation and demanding the permission are analyzed.

    Keywords: ownership right, land lot, foreign natural entities, foreign legal entities, lease of land lots.

    Собственностью граждан и юридических лиц могут являться земельные участки, право собственности на которые приобретается на основании общих положений гражданского и земельного законодательства Российской Федерации. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю — этот принцип закреплен в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ. Гарантией реализации данного принципа служат положения земельного и гражданского законодательства страны, которыми не закрепляются препятствия к приобретению земельных участков гражданами России. Однако законодательство Российской Федерации определило ряд ограничений при покупке земельных участков гражданами и юридическими лицами других государств. Тема приобретения земельных участков иностранными субъектами получает свою актуальность и так или иначе отражена в работах таких ученых-юристов, как О. Раскина, Н.Н. Мисник, С.А. Боголюбов, А.П. Анисимов и др.

    В российском законодательстве содержится достаточное количество норм, которые определяют статус иностранного гражданина и иностранных юридических лиц на территории нашего государства, в том числе существуют положения, регулирующие права и обязанности иностранных граждан и юридических лиц на территории Российской Федерации. Рассмотрим эти нормы и определим порядок использования земельных участков, находящихся на территории Российской Федерации, иностранными гражданами и юридическими лицами.

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин — это физическое лицо, «не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства». Иностранное юридическое лицо, наряду с иностранной организацией, подпадает под понятие иностранного инвестора, введенное ст. 2 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»: «иностранный инвестор — иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. »

    В свою очередь Конституция РФ определяет порядок осуществления прав и исполнения обязанностей иностранными гражданами: «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» (ч. 3 ст. 62). Конкретизация данной нормы закреплена в п. 2 ст. 5 ЗК РФ, подтверждающем, что «права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами».

    Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ «правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом». Соответственно порядок приобретения земельных участков иностранными гражданами и юридическими лицами закреплен в земельном законодательстве, а именно в п. 3 ст. 15 ЗК РФ, согласно которому «иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами». Так, в развитие этой нормы Президентом РФ был издан Указ от 09.01.2011 № 26 «Об утверждении Перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» (далее — Указ № 26), определяющий перечень муниципальных образований, на территории которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

    Другие публикации:  Льготы учитель сельской школы

    И все-таки норма, содержащаяся в п. 3 ст. 15 ЗК РФ, до принятия постановления КС РФ от 23.04.2004 № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной думы», признавшего ее не противоречащей Конституции РФ, не раз вызывала споры среди правоприменителей.

    Таким образом, правоспособность физических и юридических иностранных лиц в вопросах приобретения прав собственности на земельные участки строго регламентирована, и из-за ограничения права иностранные граждане, в отличие от граждан Российской Федерации, не могут быть собственниками земельных участков на приграничных территориях, на иных установленных особо территориях Российской Федерации согласно федеральным законам. Отметим, что такие особенности установлены в отношении только земельных участков, в свою очередь Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не определяет каких-либо особенностей для участия иностранных лиц в процессе приватизации независимо от территории Российской Федерации.

    Проблема прав иностранных граждан и иностранных юридических лиц в отношении земельных участков продолжает оставаться дискуссионной в земельном законодательстве в связи с имеющимися формулировками правовых норм разного периода. Так, первоначально в Законе РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» было указано, что иностранным гражданам земельные участки в собственность не передаются (п. 3 ст. 4). Такое же ограничение было зафиксировано в Законе РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ст. 4). Действовавшая тогда Конституция РСФСР 1978 года с последними изменениями и дополнениями, внесенными в нее 10 декабря 1992 г., умалчивала о правах иностранных элементов на земельные участки, что было равносильно запрету такого права собственности в России. В Земельном кодексе РСФСР 1991 года содержалось указание на то, что иностранным гражданам земельные участки в собственность и пожизненное наследуемое владение не передаются (ст. 7). Право иностранных граждан на получение земельного участка в собственность было ограничено Законом РФ от 23.12.1992 № 4196-1 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства»[1]. Таким образом, в законах, установивших право частной собственности на землю и положивших начало земельным преобразованиям в Российской Федерации, иностранные граждане были лишены этого права.

    ЗК РФ окончательно решил данный вопрос. Теперь указанные категории граждан вправе получить земельный участок в собственность, однако их права на его получение носят по сравнению с гражданами Российской Федерации ограниченный характер. Так, граждане иностранных государств и иностранные юридические лица не могут иметь на праве собственности земли сельскохозяйственного назначения. Эта категория земель может принадлежать гражданам иностранных государств и иностранным юридическим лицам лишь на праве аренды (ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), но при этом, если в собственности указанных лиц по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в общей собственности на земельный участок из земель этой категории, такой участок или доля должны быть отчуждены собственником в сроки, определенные законом, что отражает положение гражданского законодательства, закрепленное в ст. 1194 ГК РФ: «Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц».

    Помимо указанного ограничения предоставление земельных участков иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам в аренду и в собственность осуществляется только на платной основе. Указанное правило является ограничением действия общей нормы, предусматривающей возможность бесплатной передачи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 22, п. 12 ст. 30 ЗК РФ). «Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с настоящей статьей земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается настоящим Кодексом» (п. 5 ст. 28 ЗК РФ).

    Однако Президент РФ согласно положениям земельного законодательства вправе установить перечень видов зданий, строений, сооружений, на которые это правило не распространяется (п. 5 ст. 35 ЗК РФ). Аналогичным образом может быть выкуплен в собственность земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если на нем расположены объекты собственности иностранных граждан и иностранных юридических лиц (п. 9 ст. 36 ЗК РФ).

    Необходимо отметить, что, в отличие от большинства стран, Россия предоставила иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам широкие права в сфере земельных правоотношений, в том числе право приобретения земельных участков на территории Российской Федерации в собственность. Например, в Таиланде гражданин иностранного государства может владеть землей на основе документально оформленной долгосрочной аренды или через компании, контроль над которыми осуществляет государство и на имя которых приобретается земля. Других способов владения землей иностранными гражданами в этом государстве нет. В то время как, например, в Австрии для покупки земли иностранцам требуется получение разрешения местных или центральных органов власти и к различным иностранцам предъявляются неодинаковые требования. Законодательство США не ограничивает приобретение любой недвижимости иностранными гражданами.

    Как видно из вышеизложенного, земельным законодательством Российской Федерации предусмотрены ограничения в отношении земельных участков, находящихся на приграничных территориях, и в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Но целесообразен ли этот подход, учитывая не совсем рациональное использование сельскохозяйственных земель в Российской Федерации? Данный вопрос остается дискуссионным, особую актуальность от приобрел после принятия Указа № 26.

    По некоторым оценкам, в нашей стране минимум треть когда-то возделываемых полей простаивают, не используя свои ресурсы, вместе с тем Россия находится на третьем месте в мире по запасам сельскохозяйственных угодий. С принятием Указа № 26 положения ЗК РФ в отношении покупки земельных участков иностранными субъектами были ужесточены, и на сегодняшний день покупка сельскохозяйственных земель в Российской Федерации запрещена в 48 субъектах, в составе которых 380 муниципальных образований и городских округов (имеются в виду не только приграничные территории). В свою очередь многие специалисты в области земельного права утверждают, что эти положения не столь эффективны даже для физических иностранных лиц. Например, земельный участок может быть зарегистрирован на супругу, которая имеет российское гражданство, в то время как ее супруг, являющийся гражданином иностранного государства, осуществляет все возможные и допустимые законодательством операции с земельным участком. Для более крупных субъектов права функционируют свои механизмы. Например, не исключено создание дочерних иностранных организаций, деятельность которых по приобретению прав собственности законодательно не урегулирована; контролировать же деятельность подобных субъектов довольно сложно. Используя похожие механизмы, иностранные компании имеют возможность приобретать отечественные земли сельскохозяйственного назначения.

    Подводя итог, отметим следующее: на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации существуют ограничения для иностранных юридических и физических лиц в праве приобретения земельных участков на территории Российской Федерации (п. 3 ст. 15, п. 5 ст. 28, п. 5 ст. 35 ЗК РФ). Лимитированием прав иностранных элементов в области земельных отношений можно также считать наличие в п. 12 ст. 30 ЗК РФ положения о том, что земельные участки для строительства могут быть предоставлены иностранцам только с учетом ограничений, предусмотренных п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 22, пунктами 4 и 5 ст. 28 ЗК РФ.

    Таким образом, права на приобретение и использование земельных участков на территории Российской Федерации не кажутся такими широкими, как на первый взгляд. Указанные запреты на приобретение земельных участков иностранными гражданами и юридическими лицами кажутся излишними, ведь земельные участки никто никуда не увезет, и чем больше различных ограничений, тем больше возможностей для недобросовестных субъектов. В Российской Федерации нет дефицита земли для продажи, как в других странах, наоборот, наблюдается избыток такой земли, и думается, что нужно использовать это обстоятельство при проведении экономической политики. Также можно добавить, что население, проживающее вблизи районов, где в основном располагаются земли сельскохозяйственного назначения, избыточно и социально слабо обеспечено. Естественно, ограничения необходимы, например, можно связать покупателей инвестиционными условиями, обязать к действующему производству на этой земле, в случае неиспользования земли в течение определенного периода понуждать к обязательной продаже и др.