Блог

Требования к ремонту в школе

Руководство по оформлению школ

Исследование архитектуры московских школ

По заказу Департамента образования Москвы Студия Артемия Лебедева и Московский архитектурный институт (МАрхИ) разработали руководство по оформлению типовых школ, предварительно проведя масштабное исследование. В результате сформулированы принципы хорошего дизайна образовательной среды, которые помогут сделать школы красивыми и удобными для учителей и учеников.

Руководство по оформлению школ (бета-версия) (ПДФ, 105 МБ)

1. Общие рекомендации

2.5 Типовые учебные кабинеты средней школы
2.6 Специализированные кабинеты средней школы
2.7 Столовая
2.8 Спортивные залы
2.9 Актовый и танцевальные залы
2.10 Библиотека
2.11 Медицинский кабинет
2.12 Административные кабинеты
2.13 Санузлы

Комплексный подход

Руководство включает рекомендации по планировке и отделке помещений, подбору освещения, закупке мебели и оборудования. Представлены решения по графическому оформлению пространства.

Комплексный подход экономит бюджет, сокращает время на этапе проектирования и способствует формированию цельной визуальной среды.

Выделение функциональных зон

Система зонирования пространства помогает организовать помещения для учебы, отдыха, игр, хранения инвентаря и места ожидания для родителей.

Разделы сопровождаются иллюстрациями образцовых интерьеров, которые разработаны на основе проведенного исследования и знакомства с европейскими школами.

Ремонтные работы

Разные типы помещений представлены в отдельных разделах. Подробно рассказано об оформлении учебных кабинетов начальных и старших классов, столовой, актового и спортивного залов, санузлов, коридоров, рекреаций, библиотеки, гардероба, медицинского и административных кабинетов.

У каждого из них есть свои особенности, и это учтено в документе. Например, на входе, в столовых и санузлах напольное покрытие должно быть влагостойким, а в спортзале — амортизирующим.

Описаны преимущества и недостатки материалов, срок их службы, особенности монтажа и требования к закупкам. Для ясности приводятся фотографии школьных интерьеров с удачной и неудачной отделкой. Наглядный материал помогает учесть нюансы и избежать распространенных ошибок, допускаемых в процессе ремонта.

Готовые палитры для отделочных работ учитывают назначение помещений и особенности их освещения.

Много внимания в руководстве уделяется мебели: подробно объясняется, как подбирать предметы с нужными характеристиками, рационально их компоновать и безопасно расставлять.

Характеристики
Цвет: однотонный, яркий или нейтральный, без орнаментов и принтов
Материал: фанера, ДСП, МДФ в сочетании с пластиком, ламинацией или покраской
Рекомендованная высота: до 220 см — для удобства использования

Расположение
Вдоль задней стены в зоне хранения. Если там располагается вывод воды, то верхний ряд модулей размещается над раковиной

Компоновка
Необходимые модули подбираются в зависимости от потребностей учителя

Парты подобраны с учетом эргономики.

Тип 1
Соединенная конструкция
Открытая зона хранения с крючком
Ценовой диапазон: 2000–3000 руб.

Тип 2
Раздельная конструкция
Отдельный крючок для рюкзака
Ценовой диапазон: 3000–4000 руб.

Тип 3
Раздельная конструкция
Регулировка высоты парты и стула
Регулировка угла наклона столешницы
Открытая зона хранения с крючком
Ценовой диапазон: 6000–8000 руб.

Тип 4
Раздельная конструкция
Регулировка высоты парты и стула
Регулировка угла наклона столешницы
Закрытая зона хранения с крючком
Ценовой диапазон: 8000–10 000 руб.

Лампы, рекомендуемые в документе, соответствуют санитарным нормам и практичны в эксплуатации.

Работа над деталями

Руководство учитывает все мелочи интерьера и даже советует, как разместить крючки, вешалки, мусорные ведра, мягкие подушки. Внимательный подход к деталям делает школьные помещения удобными и уютными.

Спроектированы таблички для размещения в любой школе. Они помогают новым ученикам и родителям найти нужный кабинет или зал, а также разнообразят пространство коридоров и рекреаций.

Графические материалы

Подробные рекомендации помогают гармонично подобрать и разместить схемы, карты, таблицы и плакаты.

Декорирование стен

Созданы материалы для оформления коридоров и кабинетов — банк с изображениями доступен для всех школ. С помощью готовых трафаретов стены оформляются яркими и познавательными иллюстрациями, отобранными архитекторами и дизайнерами на конкурсной основе.

Полезная информация на стенах

Правила, схемы и формулы превращаются в элементы графического оформления интерьера. Сложный материал, проиллюстрированный примерами из повседневной жизни, лучше усваивается и запоминается.

Шаблоны для документов

Готовые макеты упрощают работу в текстовом редакторе и привносят порядок в визуальное пространство школы. Для подготовки содержательной части сформулированы рекомендации по составлению текстов.

Образцовая типографика в документах облегчает восприятие информации и приучает детей к хорошему стилю.

Для объявлений и расписания используется единый шрифт и набор пиктограмм. Небольшие изображения не бросаются в глаза, но разбавляют текст и сглаживают формализм официальных объявлений.

Разработчики рады мнениям специалистов и приглашают инженеров, преподавателей и администраторов школ оставлять отзывы и пожелания через форму обратной связи.

Поборы в школах: должны ли родители платить за учебники, ремонт и охрану?

Съемочная группа НТВ объехала пять регионов, проверила десятки школ. И в каждой из них учителя предупреждают: «Будьте готовы раскошелиться».

Кроме вступительных взносов, родителям приходится платить за учебники, уборщицу, охрану, ремонт. И это, не считая регулярных подарков для любимого классного руководителя.

Элла Александрович, бывшая учительница истории: «Многоуважаемые родители! Огромное спасибо за мое скромное (5000) поздравление на 8 Марта! Честно, очень хочу вернуть обратно. Это ваша оценка моего отношения к нашим детям. Я так понимаю, что нужно сменить классного руководителя, чтобы понять, что и как».

Это сообщение учитель истории сочинской школы Элла Александрович отправила в родительском чате. Разгорелся скандал. Педагога уволили. Учитель уверяет: ее просто неправильно поняли.

Элла Александрович: «Открыв открытку, я увидела эти лежащие пять тысяч, которые меня просто оскорбили. Потому что для меня это… Не того я ждала. Абсолютно».

По всей стране прокуратура проверила десятки тысяч колледжей, лицеев и школ. Выявили более 150 тысяч нарушений. В отношении учителей и директоров возбудили почти сотню уголовных дел. Но даже масштабные прокурорские проверки педагогов не пугают.

На кадрах видео, которое попало в Сеть, видно, как учитель английского языка останавливает урок. С учеников требует деньги на оплату уборщицы.

Мыть или не мыть? Ответ на этот вопрос ученики 10-го класса пошли искать в прокуратуру. Ведь по закону учебники, рабочие тетради, ремонт, охрана, и уборка школьных помещений финансируются из федерального бюджета. Поэтому требовать деньги с учеников просто не имеют права.

Собранные деньги директора школы обязали вернуть родителям. Но сумеют ли теперь школьники, обратившиеся в прокуратуру, доучиться до конца, они и сами уже не знают. Учителя перешли в наступление: занижают оценки, стращают экзаменами.

Андрей, ученик 10-го класса школы №16 г. Жигулёвск: «Все эти докладные понеслись только после прокурорской проверки. И мы не можем это назвать по-другому , кроме как травлей».

Школьники вновь ищут защиту у прокурора. Очередное заявление и новая прокурорская проверка. Учителя оказались между двух огней. Ведь собранные деньги они отдают директорам. А те, как правило, ссылаются на недостаточное финансирование. Поэтому затраты перекладывают на семейный бюджет родителей.

Александр Куренной, официальный представитель генеральной прокуратуры РФ: «Далеко не всегда эти деньги идут, кстати, куда должны идти. Собирают якобы на тетради. А потом появляется ремонт в кабинете у директора».

На кадрах очередной записи, попавшей в Сеть, директор элитной саратовской гимназии хвалится ремонтом с иголочки. Но на какие деньги ремонтировалась школа, директор умалчивает. Вскоре выяснилось: элитным здесь считался не только ремонт, но и зарплата учителей. И все за счет родителей.

Кристина Слепова, мама ученицы 2-го класса: «Судья зачитал мне справку о сборах. И там была одна из статей затрат — премия учителям и налоги с этих премий».

Это выяснилось уже в суде. Каждый месяц родители платили за уборку, охрану, бытовую химию, принтер, Интернет, огнетушители, столы, стулья, парты и даже участие детей в конференциях и конкурсах. Но на все это выделялись бюджетные средства. Таким образом, за каждый учебный год собирали до шести миллионов рублей. Директора осудили. Но ситуация повторяется и в других саратовских школах.

Ольга, мама ученика 1-го класса: «Нам сказали: „Если вы не готовы платить, то уходите отсюда. Вы знали, куда вы идете. Вы знали, что здесь такое будет“».

Когда речь идет о миллионах, вряд ли все деньги принадлежат одному лишь директору.

Константин Халин, директор центра журналистских расследований города Саратова: «Грубо говоря, собирается наличка. Ее можно пустить не на ремонт, а отправить куда-то наверх уже, в какие-то властные структуры, а ремонт закрыть за счет бюджетных денег».

Крупные финансовые махинации в сфере образования привлекли внимание сотрудников ФСБ. Саратовские спецслужбы провели масштабную спецоперацию. Громкие обыски, выемки, аресты. Сначала в районной администрации, затем в областном министерстве образования. Возбуждено уголовное дело. Министра Марину Епифанову подозревают в махинациях на сумму более чем в 260 миллионов рублей.

Из-за школьных поборов и постоянного издевательства учителей пыталась уйти из жизни 13-летняя ученица воронежской школы. Учитель истории, словно коллектор, требовала погасить долг. Уже в суде одноклассники подтвердили: «Да, оскорбляла. Да, унижала. Да, требовала деньги». Но своей вины педагог в этом не видит.

Другие публикации:  На кого распространяется административная ответственность

Светлана Лебедева, подсудимая: «Мама не сдавала деньги на охрану. Ее никто не тряс. И на родительский комитет она не сдавала деньги. Единственный раз она сдала деньги в 5-м классе на одно окно. В 5-м классе, вы представляете себе!»

До конца учебного года осталось несколько недель. Как всегда, на родительских собраниях начнется массовый сбор денег: на выпускной вечер, ремонт школы, подарки учителям. Но какую сумму сдавать и сдавать ли вообще, решает не школа, а сами родители. И никто не вправе требовать денег за то, что и так уже оплачено государством.

Школьные поборы: как не платить за бесплатное?

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Согласно Конституции России, государством гарантируется право на бесплатное и общедоступное образование, в том числе общее. Однако на практике родители школьников вынуждены платить немалые суммы на различные цели. Несмотря на широкую огласку, данная проблема остается актуальной и в настоящее время.

Сколько и за что платят родители?

Покупка учебников, тетрадей, штор, ремонт класса, ремонт школы, уборка и охрана – это далеко не полный перечень того, что вынуждены оплачивать родители. Учитывая, что к началу учебного года нужно также купить школьную форму, тетради и канцелярские принадлежности, школьные поборы серьезно подрывают семейный бюджет родителей.

Считается, что проблема поборов в школах происходит из 90-х годов прошлого века, когда «добровольные» взносы родителей были необходимы в силу критического недофинансирования сферы образования. Несмотря на то, что сейчас финансирование школ куда лучше, чем два десятилетия назад, проблема остается. Более того, запрашиваемые суммы многократно возросли.

Масштабы проблемы обширны. Так, в 2017 г. Общественная палата РФ организовала «горячую линию» по вопросам поборов, на которую за 4 месяца обратились более тысячи человек с жалобами.

Цели, на которые организуется сбор денег, обычно включают в себя:

  • нужды школы или класса – текущий ремонт, покупка парт, мела, моющих средств;
  • оплата систем безопасности – школы приобретают турникеты и оплачивают работу сотрудников охраны;
  • покупка учебников и рабочих тетрадей – в школьную программу включаются не все необходимые (по мнению учителей) учебники, недостающие приобретают родители;
  • оплата питания – бесплатное питание предоставляется только отдельным категориям школьников.

В среднем по стране суммы школьных сборов варьируются от 1 до 5 тысяч рублей с ученика в год. Как показывают жалобы родителей, в некоторых школах собирают по 3 тысячи рублей за год на новые окна, на учебные пособия – по 3,5 тысячи рублей в год, на нужды школы и класса, соответственно, по 3 и 2 тысячи рублей за полугодие. Еще во многих школах собирают по 70-100 рублей в месяц за уборку и оплату услуг по охране.

Но самый необычный случай поборов отмечен в городе Кукмор (Татарстан) – руководство школы предложило родителям привезти по 16 килограмм картофеля или аналогичную денежную сумму.

«Добровольные» взносы: на что можно собирать деньги

Российское законодательство однозначно запрещает всякие поборы в школах. В частности, это закрепляется в Конституции РФ, а также в Федеральном законе N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Также Министерство образования и науки в 2015 г. подготовило и распространило письмо N ВК-2227/08 «О недопущении незаконных сборов денежных средств». В этом документе указано, что в образовательных учреждениях не допускается установление любых форм денежных взносов и материальной помощи в процессе обучения.

Это означает, что руководство школ не вправе требовать от родителей сдавать деньги на такие цели, как:

  • учебные материалы и рабочие тетради – все предусмотренные обязательной учебной программой учебники должны быть бесплатными;
  • хозяйственные принадлежности школы – ремонт и все необходимые для него материалы оплачиваются за счет бюджета;
  • мебель, окна, оснащение – все эти статьи затрат финансируются за счет бюджета;
  • спортивный инвентарь – также должен предоставляться школой на безвозмездной основе.

Важно отметить, что школа может принять Положение о школьной форме. В таком случае родители обязаны обеспечить своих детей школьной формой, соответствующей требованиям. Однако требования приобрести школьную форму только у конкретного производителя – незаконны!

Кроме того, запрещено требовать от учеников и их родителей собирать деньги на подарок учителям. Зачастую такой сбор объявляется родительским комитетом, однако, в соответствии с Письмом Минобразования, родители не обязаны следовать указаниям родительских комитетов и сдавать деньги на подарки. Это возможно только на добровольной основе.

Несмотря на довольно обширный список целей, на которые запрещено собирать деньги в школах, на определенные цели собирать деньги можно. В частности, школы могут организовывать дополнительные задания, секции, кружки.

В соответствии с законодательством, разрешен сбор денег на такие цели:

  • оплата обучения по дополнительным программам. Сюда относятся некоторые внеклассные занятия, платные кружки и курсы;
  • плата за дополнительные занятия по расширенному и углубленному изучению отдельных учебных предметов;
  • оплата репетиторства в случае, если учителя предлагают такие услуги;
  • плата за преподавание специальных курсов и предметов, не входящих в обязательную учебную программу;
  • плата за другие услуги, которые не предусматриваются государственными образовательными стандартами.

Как видно, разрешено принимать оплату только за дополнительные занятия и преподавание дополнительных и специальных предметов, а также занятия в платных кружках.

Основное требование к ним – они должны быть добровольными, при этом в школе должны быть организованы также бесплатные факультативы и кружки. Кроме того, платные занятия не могут быть частью обязательной образовательной программы и должны проводиться во второй половине дня.

Законы разрешают школам принимать добровольные (благотворительные) взносы. Взносы могут быть перечислены только на расчетный счет школы и не могут быть обязательными. Родители могут затем обратиться в школу и указать, на что можно тратить перечисленную сумму. После завершения отчетного периода школа должна предоставить отчет об использовании благотворительных взносов. Как правило, такой отчет размещается на сайте школы.

Платные услуги школа может оказывать исключительно на основании договора, причем этот договор заключается с каждым из родителей индивидуально, а договоры с родительскими комитетами не имеют юридической силы.

К сожалению, в российской практике случаи незаконных школьных поборов нередки. Так, отдельные учителя могут навязывать свои услуги по репетиторству, угрожая снизить оценки тех, кто откажется от них. В некоторых школах учителя, директор и представители родительского комитета могут организовать «травлю» учеников, родители которых принципиально отказываются платить поборы. Разумеется, все подобные случаи противозаконны.

Как не платить и кому жаловаться на поборы?

Как правило, в российских школах сбор денег организуется через родительские комитеты. Нужно учитывать, что материальное положение семей очень отличается, и несущественная сумма для одного может быть неподъемной для другого. В связи с этим возникают ситуации, когда родители не могут или не желают платить «добровольные» взносы в школе.

С учетом того, что законодательство достаточно жестко регламентирует денежные вопросы, родительские комитеты могут прибегать к нестандартным мерам взимания денег. Так, зачастую родителей мотивируют «скидываться» на ремонт, подарки и мероприятия, чтобы их ребенок не отделялся от коллектива. Очень непросто противостоять подобным требованиям, однако многие родители не соглашаются с решениями комитетов. Поскольку родители имеют полное право не платить ни копейки, проблема принуждения имеет психологический характер. Обычно инициаторы поборов – немногие из родителей, остальные же вынужденно соглашаются платить.

Учитывая, что суммы поборов составляют десятки тысяч рублей в год, вполне резонным является вопрос – как отказаться платить.

На родительских собраниях для подкрепления своей позиции можно использовать такие аргументы:

  1. Любые поборы – незаконны, никто не может обязать родителей оплачивать нужды школы.
  2. Решения родительского комитета не имеют юридической силы, а носят лишь рекомендательный характер.
  3. Благотворительные взносы школа может принимать только на расчетный счет, а за их использование – отчитываться.
  4. Сбор денег учителями и работниками школы, не подкрепленный договорами платных услуг, уголовно наказуем и может быть основанием для прокурорской проверки.

Материальное снабжение российских школ оставляет желать лучшего, даже в условиях, когда ежегодно из бюджетов разных уровней на образование выделяют все больше денег. Поэтому многие родители положительно относятся к идее улучшить условия обучения за свой счет. Важно при этом не принуждать других родителей, а также учитывать, что не каждая семья может выделить на это деньги. Следовательно, нужно увязывать возможности родителей с потребностями школы.

Если родитель не может или не желает платить по решению родительского комитета, он может не платить и даже не обязан ничего объяснять. Это решение не должно никаким образом повлиять на положение ребенка в школе. Если же такое происходит – следует обратиться в соответствующие органы.

Подать жалобу на школьные поборы можно в разные инстанции:

  • прежде всего, необходимо обратиться к классному руководителю или директору школы (если они не в курсе деятельности родительского комитета);
  • также можно подать жалобу в управление образование городской или районной администрации;
  • в случае, когда на ребенка оказывается давление из-за решения родителей не платить – нужно обращаться в прокуратуру;
  • эффективным будет обращение к руководителю городской или районной администрации, а также в приемную губернатора региона;
  • существует вариант обращения с жалобой к представителям Общероссийского народного фронта, которые возьмут на контроль проверку по представленной в жалобе информации.
Другие публикации:  Гта 5 на комп требования

Также периодически на федеральном и региональном уровнях организуются горячие телефонные линии по вопросам школьных поборов. Информация о них, как правило, размещается на официальном сайте школы, управления образования, Министерства образования, а также на сайте Общественной палаты России.

Ответственность за вымогательство в школах

Школьные поборы по своей сущности близки к вымогательству, ведь родителям прямым текстом озвучиваются суммы, которые необходимо периодически сдавать на разные цели. Однако даже в случае несогласия родителей платить, учителя и директоры школ редко несут ответственность в соответствии с законом.

Как отмечено выше, родители могут жаловаться на поборы в школах как в вышестоящие инстанции, так и в правоохранительные органы. Во втором случае, как правило, производится прокурорская проверка. По результатам школу и директора могут привлечь к дисциплинарной или административной ответственности.

В практике отмечены случаи, когда по результатам проверки прокуратура внесла представление об устранении нарушений на имя директора школы, в которой с учеников собирали деньги на приобретение рабочих тетрадей и на косметический ремонт. Также был случай, когда за систематическое требование оплатить добровольные взносы директору школы был сделан выговор.

Кроме дисциплинарной, может быть принято решение о привлечении виновных к административной ответственности (штраф). Так, есть прецедент, когда в школах устанавливались обязательные суммы пожертвований на хозяйственные нужды. По результатам проверки было возбуждено несколько административных производств. В другом случае, за аналогичные нарушения мировой суд обязал школу выплатить штраф в размере 100 тысяч рублей.

Уголовная ответственность за школьные поборы не исключена, однако подобные прецеденты достаточно редки. Однако в случае доказательства вины должностных лиц, им может грозить лишение свободы на срок до 4 лет.

Известен случай, когда руководство лицея принуждало родителей делать благотворительные взносы в городской общественный фонд развития этого лицея. По результатам проверки было возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество».

В целом, школьные поборы по большей части незаконны, однако зачастую «крайними» в разбирательствах становятся рядовые «исполнители» – учителя. Важно, чтобы при выявлении нарушений были наказаны прежде всего те, кто отвечает за обеспечение учебного процесса всем необходимым.

На комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Каковы требования к сбору добровольных пожертвований на нужды школы?

Любые благотворительные родительские взносы — дело исключительно добровольное. Принуждение в любой форме, в том числе применение каких-либо санкций по отношению к ребенку, может быть обжаловано в прокуратуру.

Нужно иметь в виду, что администрация школы имеет полное право обращаться к родителям с просьбой о добровольных пожертвованиях. Но решение об оказании благотворительной помощи принимается родителем добровольно, а сумма благотворительных взносов является произвольной, с учетом финансовой возможности семьи.

По данным прокуратуры, на практике распространены следующие виды нарушений:

  • нарушение принципа добровольности при привлечении средств родителей обучающихся: принудительный сбор денег на ремонт, охрану, на приобретение учебников и др.;
  • принуждение к получению платных образовательных и иных услуг;
  • требование внесения так называемого «вступительного взноса» при приеме ребенка в образовательную организацию;
  • привлечение к сбору благотворительных пожертвований классных руководителей;
  • расходование привлеченных средств без согласованной с органами общественного самоуправления сметы доходов и расходов;
  • сбор денежных средств наличным путем, без оформления надлежащих кассовых документов;
  • административное вмешательство со стороны руководителей школ в деятельность общественных и благотворительных некоммерческих организаций (фондов).

Привлечение и расходование добровольных пожертвований на нужды образовательной организации должно производиться только в соответствии с требованиями законодательства. Порядок привлечения добровольных пожертвований регулируется Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Добровольные пожертвования могут предоставляться юридическими и физическими лицами в наличной и безналичной форме, а также в виде товаров, работ, услуг. Непременным условием добровольных пожертвований является принцип добровольности, в противном случае данная деятельность будет считаться незаконной.

Решения родительского комитета, совета школы, попечительского совета или управляющего совета о внесении родителями средств в качестве благотворительной помощи носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения.

Прием средств может производиться на основании письменного заявления благотворителя на имя руководителя образовательной организации либо договоров дарения и пожертвования, заключенных в установленном порядке, в которых должны быть отражены:

  • сумма взноса;
  • конкретная цель использования средств, если благотворителем не определены конкретные цели использования средств, пути направления благотворительного взноса определяются руководителем учебного заведения совместно с органом общественного самоуправления в соответствии с потребностями, связанными исключительно с уставной деятельностью учреждения;
  • реквизиты благотворителя;
  • дата внесения средств.

Руководитель образовательной организации должен обеспечить:

  • поступление денежных средств благотворителей на расчетные внебюджетные счета образовательных организаций;
  • оформление в виде акта с подписями руководителя, материально ответственного лица образовательной организации и благотворителя отчета о расходовании благотворительных средств не позднее чем через 1 месяц после использования средств;
  • оформление постановки на отдельный баланс имущества, полученного от благотворителей и (или) приобретенного за счет внесенных им средств;
  • представление ежегодно публичных отчетов о привлечении и расходовании дополнительных финансовых средств в образовательных организациях;
  • запрещение работникам образовательных организаций сбора наличных денежных средств.

В школе нет профессиональной охраны, собственных средств школы хватает только на зарплату техничке, которая не может обеспечить достаточного уровня безопасности. Может ли школа привлекать добровольные родительские пожертвования для оплаты услуг профессиональной охраны?

Действующее законодательство не предусматривает обязанность родителя вносить плату за охрану образовательной организации.

Родители могут, с согласия администрации школы, в целях повышения безопасности обучающихся, привлечь профессиональную охрану, используя платные услуги частных охранных предприятий или вневедомственной охраны. Договорные обязательства с охранным предприятием заключаются школой. При этом школа вправе использовать для оплаты услуг добровольные пожертвования от родителей, спонсоров, стоимость которых должна быть четко прописана в договоре.

По всем вопросам организации охраны в школе необходимо, прежде всего, обратиться к директору школы и председателю управляющего совета.

Для исключения возможности нецелевого расходования средств школой родителям следует перечислять денежные средства через банк по квитанциям установленной формы с указанием, например, «добровольное пожертвование для оплаты охранных услуг».

Следует отметить, что, в соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация при реализации образовательных программ должна обеспечить охрану здоровья обучающихся. Охрана здоровья обучающихся включена в образовательный стандарт образования. В соответствии со статьей 5 указанного закона гарантируется предоставление бесплатного и общедоступного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Школа По СанПиН: Как должно быть?

Мы уже разбирали, каким по санитарным нормам должен быть детский сад, теперь же обратимся к следующей образовательной ступени. Школьные годы чудесные также проходят под бдительным контролем санитарных врачей: учебный процесс, обустройство классов, столовых и спортзалов, освещение и порядок уборки – всё самым подробным образом разбирается в СанПиНе. Выбираем из правил самое важное и интересное и разбираемся, какой должна быть школа с точки зрения официального документа.

Photo: Alexey Ivanov

Санитарно-эпидемиологические требования крайне требовательны к месту постройки. Ряд из них объективен и понятен: школы нельзя строить на автомагистралях, в зонах железнодорожных путей и метрополитена. В документе уточняется (на всякий случай), что здание МОУ не должно располагаться на месте взлёта и посадки воздушного транспорта. Но помимо этого, и, думается, к удивлению обитателей спальных районов, есть указание на то, что школа не может располагаться вблизи гаражей и автостоянок.

Скропулезно составители СанПиН подошли к просчёту удалённости и пешеходной допустимости. Проще говоря, при проектировании школы нужно учитывать, как долго ребёнок будет до неё добираться. Так, для Москвы и Московской области удалённость школы от жилых кварталов не должна превышать 500 метров. Норма для сельских территорий доходит до 2 до 3 километров. В случае, если и эта норма не соблюдается, администрации должно организовать транспортное обслуживание до общеобразовательного учреждения и обратно. Но время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону. Если и этот показатель превышен, рекомендуется обустраивать при школе интернат со спальными местами и не мучить детей долгой дорогой.

Photo: Peretz Partensky

Редко кому из родителей или учеников приходит в голову измерить помещение учебного класса. В конце концов, класс – это ведь не группа в детском саду, от переполнения страдает редко. На взгляд обывателя, с размерами комнаты всё в порядке, если за партами не сидят по трое-четверо (к слову, количество обучающихся в классе строго регламентировано — не более 25 человек). А вот санитарные нормы к метражу строги. Размер класса должен быть не менее 2,5 м 2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий (это такие, на которых учитель объясняет у доски урок, а ученики имеют возможность сидеть и внимать) и не менее 3,5 м 2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий (там, где возникает необходимость подвигаться, переставить столы, провести командный тренинг). Кстати, площадь учебных кабинетов принимается без учёта расстановки дополнительной мебели: шкафов, тумбочек и стеллажей. Так что если вы помножите количество учащихся в классе своего ребёнка на 2,5, примерно поймёте, насколько внимательны к СанПиНу именно в вашей школе.

Другие публикации:  Договор на проведение лабораторных испытаний продукции

Интересно и то, что классы для первоклашек рекомендуется размещать не выше второго этажа, а для обучающихся 2-4 классов — не выше третьего. На вершине учебного Олимпа – старшеклассники.

Photo: DENker

В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение, чтобы, в первую очередь, в тетрадках всё было видно правшам, а вот левши со стороны санитарных врачей оказываются несколько дискриминированы. Но если ширина класса более шести метров, нужно подсвечивать его ещё и справа. В СанПиНе используется понятие «световой коэффициент». Он обозначает отношение площади остеклённой поверхности к площади пола и должен составлять не менее 1:6.

Школьные туалеты – тема деликатная, неприятная, но необходимая и заслуживающая особого ацента хотя бы потому, что в СанПиНе она имеет несколько фантастический уклон. Представьте типичную школьную уборную. Представили? А теперь прочтите следующее: «Количество санитарных приборов определяется из расчёта: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков». Сколько уборных было в вашей школе? Немного меньше, не правда ли? И ещё пункт-откровение: «В санитарных узлах устанавливают педальные вёдра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещают электрополотенце или приспособление для бумажного полотенца. Рядом с умывальными раковинами должны быть мыло и полотенца». Мыло! И полотенце! Но подождите, есть кое-что посильнее. Для учащихся II и III ступени (с 5 по 11 класс) в уборных оборудуют «комнаты личной гигиены с биде или поддоном с гибким шлангом, унитазом и умывальной раковиной с подводкой холодной и горячей воды». Для многих читающих документ воспоминания о туалетах без унитазов, с проточным сливом и, чего уж скрывать, без дверей в кабинках, могут оказаться слишком горьки.

Парта – то есть стол с наклоном рабочей поверхности – основа основ. Столы для школьников, спроектированные ещё в XIX веке Фёдором Эрисманом, должны располагаться в классах младших школьников. Для периода обучения письму СанПиН рекомендует использовать наклон 7-15 сантиметров. Сам стол должен регулироваться по высоте под рост ученика. В классах постарше можно использовать и стандартные ученические столы.

Photo: vow

Продолжительность непрерывной работы за партой для обучающихся I ступени образования (начальная школа) не должна превышать 7-10 мин, а для обучающихся II — III ступени образования (средняя и старшая) — 15 минут. Как это возможно со средней продолжительностью урока в 40-45 минут? Об этом расскажем чуть ниже.

Ответ на вопрос «как сидеть» важен, как и вопрос «за чем сидеть». СанПиН настаивает: дети с нарушением слуха должны сидеть в первом ряду, с нарушением зрения — на ближних к классной доске партах. А вот детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены. Имеет смысл подумать об этом, если близорукий двоечник обосновался на «камчатке», а вечно болеющего школьника посадили у окна.

Кстати, постоянно пересаживать учеников — прямая обязанность учителей. По нормам, менять место школьников следует не менее двух раз за учебный год, особенно это касается детей, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт). Такая тасовка определяется нормами трудовой гигиены и необходима для нормального зрения учеников.

Научить ребёнка правильно сидеть за партой – тоже задача учителя. СанПин говорит: «учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчёркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола)». В приложении к документу даётся рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз или комплекс упражнений физкультурных минуток, чтобы сидение за партой не стало причиной неправильной осанки и близорукости. Ну, чтобы учитель хотя бы попытался этого избежать. Собственно, на это и должны прерываться увлекательные уроки на тему валентности химических элементов и «Евгения Онегина» как энциклопедии русской жизни.

Photo: A.Savin

«На доске — тема урока», «Внимательно посмотрите на доску» и коронное «К доске пойдёт…» — роковые, несменяемые фразы учителей всех поколений. Без доски класс – не класс. К тому, как и где её располагать, тоже есть требования, которые очень досконально прописаны в СанПиНе. Итак, цитируем:

  • «От первой парты до учебной доски — не менее 240 сантиметров».
  • «Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860 сантиметров».
  • «Высота нижнего края учебной доски над полом — 70-90 сантиметров».
  • «Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырёхрядной расстановке мебели — не менее 300 сантиметров».
  • «Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II-III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования».

В общем, правильно повесить доску в классе – ужасно увлекательная история для педагогического состава, и если кому-то это всё-таки удалось, нужно не забыть в обязательном порядке доску подсветить — ради соблюдения норм освещения и сохранения зрения будущего страны.

Photo: Taken

Кому-то может быть и невдомёк, но отопление в школе может быть только газовым: ни паровые котлы, ни печки с дровами не допускаются (это тоже на всякий случай). Как и обогреватели, которыми грешат некоторые замерзающие в межсезонье учителя. В целом, СанПиН рекомендует протапливать школу следующим образом: спортзалы прогревать до 17-20°С, классы до 18-24°С. Влажность воздуха следует удерживать на отметке 40-60%. О том, что в такой влажной и жаркой атмосфере молниеносно размножаются вирусы и бактерии, давно и эмоционально кричит телеврач Евгений Комаровский, но к его мнению разработчики норм не очень-то прислушиваются.

Много интересного в документе посвящено самому главному – жизни детей в стенах МОУ. Во-первых, оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Приём детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Во-вторых, уроки не должны начинаться ранее 8 часов утра, проводить «нулевые» уроки запрещается. В-третьих, как говорилось выше, в классе должно быть не более 25 человек.

Обозначены и нормы количества уроков: в первом классе — 4 урока в день и один день в неделю — не более пяти уроков за счёт урока физкультуры ; в 2-4 классах — не более пяти уроков и один раз в неделю шести уроков за счёт урока физкультуры; в средней школе — не более шести уроков; а в старшей — не более семи.

Photo: Mor

Чтобы неделя проходила легко, но продуктивно, а точнее «для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели», обучающиеся должны иметь облегчённый учебный день в четверг или пятницу.

Особенно много внимания в документе уделяется первоклашкам. Специально для них – только первая смена, сорокаминутная «динамическая пауза» в середине учебного дня, безоценочная система, дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти и ещё дневной сон, прогулки и трёхразовое питание для посетителей группы продлённого дня.

Допустим, вы прочитали СанПиН и поняли: в школе вашего ребёнка всё не так, как надо. Что делать? К кому обращаться и куда жаловаться? Как и в детсадовской схеме, есть несколько путей решения проблемы:

  • Отправить жалобу в Роспотребнадзор. Это стоит делать в том случае, если вы заметили грубые нарушения санитарно-эпидемиологических требований. Обращение можно отправить онлайн на официальном сайте организации.
  • Отправить жалобу в Министерство образования. Это так же можно сделать онлайн.
  • Отправить жалобу в прокуратуру – к такому решительному шагу стоит прибегать в самых крайних случаях, среди которых могут быть: нарушения трудового законодательства, нарушение режима питания, воспитательной и образовательной деятельности детей, денежные вымогательства или несчастные случаи, допущенные по халатности сотрудников.
  • Поговорить с завхозом или директором. Быть может, замеченные вами нарушения – чистая случайность и недоработка сотрудников? Прежде чем начинать визиты по вышестоящим инстанциям, нужно зафиксировать своё недовольство у руководства школы. Вероятно, проблема решится быстрее, чем можно себе представить.

О визитах паспортисткам, безосновательных слухах и собственниках без права голоса