Блог

Размер компенсация родственникам погибших

Цена жизни: за погибших в авиакатастрофах просят больше

Компенсации за погибших в авиакатастрофах предлагают повысить до $250 тыс.

В Госдуме рассмотрят предложение о существенном увеличении страховых выплат родственникам жертв авиакатастроф, произошедших на внутренних рейсах в России. Как стало известно «Газете.Ru», соответствующее обращение поступило в парламент 14 февраля. Сейчас компенсация семьям погибших составляет чуть более 2 млн рублей, ее предлагается поднять до 8-10 млн рублей. Эксперты называют инициативу своевременной, однако подчеркивают, что чаще всего небольшой размер компенсации связан не с законодательством, а со стремлением авиакомпаний сэкономить.

Катастрофа пассажирского Ан-148 под Москвой, унесшая жизни 71 человека, вновь подняла вопрос о выплатах родственникам жертв трагедии. Семьям погибших в крушении полагается суммарная компенсация в размере двух млн рублей: по миллиону от Оренбургской и Московской областей. Кроме того, определенную сумму людям, потерявшим своих близких, выплатят и «Саратовские авиалинии», которым принадлежал самолет.

Общественная организация «Коллективная защита» в среду, 14 февраля, направила обращение в Госдуму с предложением увеличить сумму, выплачиваемую близким жертв авиакатастроф, произошедших на внутренних рейсах. «Сейчас страховое возмещение составляет 2,025 млн рублей. Между тем РФ не так давно ратифицировала Монреальскую конвенцию, по которой возмещение составляет на наши деньги 8-10 миллионов рублей, но эта конвенция касается только международных перевозок», — рассказал «Газете.Ru» руководитель «Коллективной защиты» Марат Аманлиев.

По его словам, нынешний размер выплат не позволяет говорить о достаточной компенсации потери близкого. «Математика здесь простая. Вот, например, ребенок остался без мамы и папы. Его бабушке полученных двух миллионов рублей на сколько хватит? Ведь ей придется теперь воспитывать ребенка до того момента, пока он не станет совершеннолетним. Кроме того, сумма именно в два миллиона была установлена несколько лет назад, тогда это были совершенно другие деньги. Сейчас инфляция существенно «съела» эту сумму, так что ее явно недостаточно для компенсации потери кормилица или кормильцев.

Сейчас мы через суд добиваемся помощи женщине, которая потеряла своих близких в катастрофе Boeng 737 в Ростове-на-Дону авиакомпании Flydubai. Ей выплатили лишь 15 тыс. рублей,

она считает, что этого явно недостаточно», — рассуждает Аманлиев.

Документ, поданный правозащитниками, поступит в профильный комитет Госдумы (по транспорту и строительству), который в течение 30 дней примет решение о дальнейшей его судьбе.

Обязательное страхование жизни авиапассажиров было введено в России 7 июля 1992 года указом президента РФ Бориса Ельцина. Документ предусматривает, что страховой взнос включается в стоимость проездного документа, а страховая сумма составляет до 120 минимальных размеров оплаты труда (что в 2018 году соответствует 1,139 млн рублей). Данное положение касается только внутренних рейсов.

Кроме того, в марте 1997 года был принят новый Воздушный кодекс РФ, по которому перевозчик обязан застраховать жизнь и здоровье пассажиров, а также багаж в соответствии с нормами российского и иностранного законодательства. Авиакомпания обязана выплатить родственникам погибшего пассажира 2 млн рублей (в редакции кодекса от 4 декабря 2007 года), не считая компенсации за багаж и ручную кладь (до 11 тыс. рублей, или 600 рублей за кг веса, или в размере объявленной ценности).

Помимо этого, осенью 2014 года была принята поправка в Налоговый кодекс России, освободившая от налогообложения выплаты родственникам погибших при чрезвычайных ситуациях. Поводом к принятию этой нормы закона стала катастрофа самолета Як-42Д компании «Як Сервис» под Ярославлем 7 сентября 2011 года, на борту которого находился хоккейный клуб «Локомотив».

Все перечисленные выше правила и положения касаются только тех случаев, когда авиакатастрофа произошла на российской территории, причем рейс был внутренним. Для жертв международных трагических инцидентов в сфере авиации действует иная система, которая сложилась из положений Монреальской конвенции — ее Россия ратифицировала в августе 2017 года. Этот документ установил максимальные компенсации от авиакомпаний за нарушение правил перевозки — опоздания, перенос рейса, повреждение или потерю багажа, и тем более — за гибель человека. И они в разы больше тех выплат, которые есть сейчас в России. Компенсации привязаны к искусственному платежному средству — специальным правам заимствования (СПЗ). Их курс формируется на основе корзины из четырех валют — доллара, евро, йены и фунта стерлингов. В случае гибели пассажира по вине авиакомпании выплаты родственникам погибшего могут доходить до 113,1 тыс. СПЗ, то есть более 9 млн рублей на начало 2018 года.

Адвокат Игорь Трунов, неоднократно представлявший интересы родственников жертв авиационных происшествий, рассказал «Газете.Ru», что в сфере страховых выплат в России ситуация остается сложной.

«У нас сейчас действует двойной стандарт — для международных рейсов и для внутрироссийских. При этом разницы в цене билетов на самолет нет.

В цену билетов, как мы знаем, входит и цена страхования. Получается, что страховые компании получают сверхприбыль — они ведь перестраховывают свою ответственность и потом в соответствии с международными лимитами получают выплаты. В общем-то в правовых системах других странах мира эта ситуация расценивается как нарушение закона, в США есть даже отдельная отрасль права, которая занимается вопросами злоупотребления страховыми компаниями своим правом с целью получения сверхприбыли», — рассуждает эксперт.

В то же время он обратил внимание на то, что основная проблема в России не в законодательстве, а в нежелании его исполнять. «Авиакомпании и страховщики зачастую пытаются уйти от ответственности. Юристы страховых компаний сразу начинают спорить об истинных причинах: мол, это был теракт. И приходится доказывать, что самолет сам по себе был в плохом состоянии, у него были проблемы с хвостовой частью и что если бы он был в лучшем состоянии, то, возможно, он бы не упал даже при взрыве на борту. В общем, это крайне сложная ситуация, она усугубляется тем, что в России очень мало судей и прокуроров, которые компетентны вести разбирательства по таким делам, так как здесь стык страхового и воздушного права, и многие международные документы составлены на английском языке», — рассказал Трунов.

По его словам, при подобных спорах лучше всего переводить их из юрисдикции российских судов в юрисдикцию международных, как это было с самолетом А-310, который сгорел на летном поле в Иркутске. «Тогда можно получить гораздо большую компенсацию», — заключил адвокат.

Практика судебных решений по искам о денежном возмещении семьям погибших пассажиров в российском праве уже сформировалась. Первый подобный иск был рассмотрен и удовлетворен 16 ноября 2001 года. Тогда суд постановил выплатить родственникам некоторых из погибших в катастрофе Ту-154 3 июля 2001 года компании «Владивосток-Авиа» под Иркутском более 500 тыс. рублей. Большинство семей погибших заключили мировое соглашение с авиаперевозчиком и получили только от 100 до 300 тыс. рублей.

Впоследствии подобные судебные тяжбы происходили регулярно. Так, в июне 2010 года семья Героя России Геннадия Трошева, погибшего в катастрофе самолета Boeing 737 «Аэрофлот-Норд» в сентябре 2008 года, отсудила у авиаперевозчика 16,3 млн рублей. Родственники доказали, что Трошев летел пересадочным рейсом из-за рубежа и его семья могла претендовать на больший размер компенсации, чем у остальных пассажиров.

Однако нередко родственники жертв различных авиакатастроф сталкиваются с проблемами при выплате компенсаций. Одной из самых громких судебных тяжб сейчас является иск семей пассажиров, погибших в крушении самолета А-321 компании «Когалымавиа». Самолет был взорван террористами в небе над Синаем. На сегодняшний день по три миллиона рублей получили близкие всех погибших, однако не для всех этот процесс был простым. Так, в этой катастрофе погибла всея семья Шеиных: Ольга и Юрий, а также трое их детей. Дедушка и бабушка этих внуков были вынуждены добиваться выплаты через суд.

Еще порядка 70 семей, с которыми работал Трунов, получат дополнительно по миллиону долларов от американской лизинговой компании International Lease Finance Corporation, владельца разбившегося аэробуса. Это предприятие согласилось осуществить выплаты во внесудебном порядке.

Кроме того, после трагедии часть родственников погибших обратилась с исками к страховым компаниям «Ингосстрах», «Альянс Глобал Корпорэйт энд Спешиэлти», туристической компании Brisco, авиаперевозчику «Когалымавиа» (буквально на днях признанному банкротом), а также компании «Эиркап». По словам представителя истцов Анатолия Кучерены, общая сумма исков составляет более 93,15 млрд рублей. Как рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь Замоскворецкого суда Москвы Эмилия Хиль, сейчас все иски находятся на рассмотрении, следующее заседание по ним пройдет 26 февраля. «При этом представители «Ингосстраха» подали ходатайство о слушании дела в закрытом порядке, оно было удовлетворено», — пояснила Хиль.

Другие публикации:  Патент как посмотреть

«Сейчас в России создалась следующая система: компенсацию компании выплачивают, вычитая сумму из своей прибыли, а потому они создают всевозможные юридические препоны, чтобы платить как можно меньше или не заплатить вовсе. Различные социальные службы руководствуются схожей философией, так что получить все причитающиеся по закону деньги близким погибшего зачастую проблематично», — рассказал «Газете.Ru» адвокат Александр Карабанов. Тем не менее, он уверен, что инициатива о повышении суммы страховых выплат поступила в Госдуму своевременно. «По сравнению с общемировыми стандартами, у нас компенсации за смерть человека, в том числе и в авиакастрофе, самые маленькие в мире. Эту планку надо поднимать, так как она является, помимо всего прочего, и отражением ценности жизни человека в нашем обществе», — сказал юрист.

Компенсации жертвам авиакатастроф в России: порядок и размер выплат. Досье

Законодательство о компенсациях

Обязательное страхование жизни пассажиров авиационного транспорта было введено в России 7 июля 1992 г. указом президента РФ Бориса Ельцина. Документ предусматривает, что страховой взнос включается в стоимость проездного документа, а страховая сумма составляет до 120 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ, что в 2015 г. соответствует 715 800 руб.). Данное положение касается внутренних рейсов.

Согласно положениям Воздушного кодекса РФ, подписанного президентом РФ Борисом Ельциным 19 марта 1997 г., перевозчик обязан застраховать жизнь и здоровье пассажиров, а также багажа в соответствии с нормами российского и иностранного законодательства. Также авиакомпания обязана выплатить родственникам погибшего пассажира 2 млн руб. (в редакции кодекса от 4 декабря 2007 г.), не считая компенсации за багаж и ручную кладь (до 11 тыс. руб., или 600 руб. за кг веса, или в размере объявленной ценности).

Сумма, выплачивая родственникам

Сумма компенсации жертвам авиакатастроф российских авиакомпаний включает в себя:

  • 2 млн руб. ответственности авиакомпании;
  • не менее 715 тыс. 800 руб. (120 МРОТ) обязательного страхования жизни;
  • компенсация за утраченный багаж и ручную кладь;
  • дополнительные выплаты от федеральных и местных органов исполнительной власти;
  • выплаты страховых компаний за добровольное страхование жизни, если погибшие заключали соответствующие договоры.

Сумма может быть еще выше, если авиакатастрофа произошла за рубежом — в этом случае размеры страховой компенсации регулируются международными договорами и иностранным законодательством — например, суммами обязательного страхования зарубежного государства, на территории которого произошла катастрофа.

Налог на компенсации родственникам погибших

В соответствии с поправками, внесенными 29 ноября 2014 г. в Налоговый кодекс РФ (п. 3 ст. 217), компенсационные и страховые выплаты родственникам погибших в авиакатастрофах или в результате других чрезвычайных ситуаций и терактов освобождены от налогообложения. Инициатором поправок в сентябре 2011 г. был президент РФ Дмитрий Медведев. Он поручил освободить такие компенсации от налогов после авиакатастрофы самолета Як-42Д компании «Як Сервис» под Ярославлем 7 сентября 2011 г., на борту которого находился хоккейный клуб «Локомотив».

Судебные иски о размере компенсаций

Родственники жертв авиакатастроф могут также требовать возмещения морального ущерба и оспаривать размер компенсаций в суде. Впервые подобный иск был удовлетворен 16 ноября 2001 г. Тогда суд постановил выплатить родственникам некоторых из погибших в катастрофе Ту-154 3 июля 2001 г. компании «Владивосток-Авиа» под Иркутском более 500 тыс. руб. компенсации. При этом основная часть семей заключили мирное соглашение с авиаперевозчиком и получили только 100-300 тыс. руб. Впоследствии подобные судебные тяжбы происходили регулярно. Так, в июне 2010 г. семья Героя России Геннадия Трошева, погибшего в катастрофе самолета Boeing 737 «Аэрофлот-Норд» 14 сентября 2008 г., отсудила у авиаперевозчика 16,3 млн руб. Родственники доказали, что Трошев следовал пересадочным рейсом из-за рубежа и его семья могла претендовать на больший размер компенсации, чем у остальных пассажиров.

Также сумма компенсаций может быть выше, если вина за катастрофу лежит на иностранном государстве. Так, 4 октября 2001 г. войска украинской ПВО сбили над Черным морем самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», следовавший рейсом из Тель-Авива в Новосибирск. В 2003 г. по итогам межправительственных переговоров Украина согласилась заплатить $200 тыс. каждой семье погибших граждан России и Израиля.

Какой должна быть компенсация за смерть человека и работника?

Ирина Фаст/для Ведомостей

Адвокат Ирина Фаст о необходимости зафиксировать минимальный размер выплат на законодательном уровне

Из-за отсутствия в законе минимальной планки компенсации ее размер каждый раз определяется в суде/Ведомости Двадцать пятого сентября 2017 г. в центре Москвы машиной со спецномерами был сбит инспектор ДПС 32-летний старший лейтенант полиции Сергей Грачев. Спустя месяц вдова Грачева Екатерина сообщила «Медузе», что получила выплату в размере 2 млн руб. Месяц спустя, 25 октября 2017 г., Ленинским райсудом Нижнего Новгорода было рассмотрено гражданское дело по иску дочери пожилого мужчины, сбитого в декабре 2016 г. поездом прямо на пешеходном переходе. В ее пользу было взыскано 85 000 руб.

Почему в одном случае родственники погибшего получили 2 млн руб., а в другом – 85 000 руб.? Кем и как определяется размер компенсаций за смерть и потерю здоровья в России?

Часть компенсаций, которые получают в России граждане в случае причинения вреда жизни или здоровью, фиксированная. К ним относятся утраченный заработок, выплаты по потере кормильца, расходы на лечение – поряд ок их назначения четко прописан в законе и практически одинаков для всех.

Другой вид фиксированных выплат – специализированные, например, в случае терактов, авиакатастроф, гибели военнослужащих и силовиков: именно такую выплату получила Грачева, а также родственники погибших при взрывах в петербургском метро и в авиакатастрофе под Сочи.

Есть субсидиарные выплаты – средства, которые региональные власти и ведомства выплачивают пострадавшим и родственникам погибших по собственной инициативе. Они никак не регулируются законом, их размер определяют сами плательщики на свое усмотрение.

Наконец, четвертый вид выплат – это моральный вред, который закон определяет как нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т. п.), или нарушающими его личные имущественные или неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и др.). Размер компенсации морального вреда устанавливается судом (если стороны не достигли соглашения), однако четкие законодательные критерии его определения в законах фактически отсутствуют. Суды руководствуются, как это определено ст. 1101 ГК РФ, требованиями «разумности и справедливости». Формально при определении размера компенсации морального вреда суд должен учитывать характер и степень причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальные особенности потерпевшего – при этом ни понятие «степень страданий», ни ее «единица» законом не определены, что делает эти критерии скорее психологическими, чем правовыми. В результате «разумность и справедливость» в схожих случаях воплощаются в совершенно разные суммы, порой унизительно маленькие.

Например, в 2017 г. разными судами страны было рассмотрено два дела, в которых матери обращались за компенсацией морального вреда в связи с гибелью сыновей в ДТП. При практически идентичных обстоятельствах Нижегородским райсудом Нижнего Новгорода в пользу матери было взыскано 500 000 руб., а Пролетарским райсудом Ростова-на-Дону – 70 000 руб. За смерть новорожденного в результате некачественного оказания медпомощи при родовспоможении Приморским райсудом Санкт-Петербурга в пользу матери взыскано 15 млн руб., а в схожем деле Павловским горсудом Нижегородской области – 400 000 руб. 20% утраты трудоспособности как следствие профессионального заболевания на вредном производстве Ленинский райсуд Кирова оценил в 20 000 руб., а Московский райсуд Нижнего Новгорода – в 120 000 руб.

О какой-то общей логике при принятии судами решений, которую показала бы правоприменительная практика, говорить не приходится, но некоторые закономерности все же прослеживаются. Так, компенсация морального вреда в большинстве случаев выше при причинении вреда в результате уголовного преступления, однако компенсация взыскивается с осужденного, который, как правило, не обладает по понятным и очевидным причинам средствами для выплаты. В рамках гражданского судопроизводства большие суммы встречаются редко. Большой резонанс в медиа не всегда влияет на размер компенсации. Субъективные факторы (многодетность, личные и профессиональные характеристики погибшего или пострадавшего, обстоятельства случая) играют незначительную роль: разница может составлять от нескольких тысяч рублей до нескольких десятков тысяч.

Другие публикации:  Приказ мвд no 845

Как оценить моральный вред?

Во всем мире компенсация морального вреда – одна из самых сложных тем, которую во многих странах пытаются решить, вводя для судов различные цифры-ориентиры. Например, в Германии и Испании суды руководствуются специализированными таблицами для различных случаев причинения вреда: медицинские ошибки, ДТП и проч., в Чехии действует схожая система пунктов. По-разному решается вопрос определения размера компенсации, например, ограничением верхнего (США, Япония) и нижнего (Англия, Франция) пределов компенсации морального вреда, иногда в сочетании с установлением тарифов (Англия, Франция, Италия), причем в некоторых странах (Франция, Италия) суммы компенсаций за конкретный причиненный вред установлены законодательно. В Англии компенсация морального вреда за причинение телесных повреждений выплачивается, как правило, в бесспорном порядке, а если вред был причинен в результате преступления, то ее сумма рассчитывается по специальной тарифной схеме. В США, где подходы разнятся по штатам, большое значение имеет форма вины причинившего вред. Если он был причинен умышленно или в результате грубой неосторожности, то вред будет компенсирован, даже если потерпевший испытал только нравственные переживания; если же вызван неправомерными, но неосторожными действиями, то моральный вред по общему правилу не компенсируется.

В России таких цифр-ориентиров нет – и неудивительно, что правоприменительная практика так неоднородна. Размеры минимальных и максимальных присуждаемых компенсаций, по нашим подсчетам, могут отличаться в 3127 раз по категории тяжкого вреда здоровью и в 7 раз – по категории легкого вреда. Но очень большие компенсации морального вреда скорее исключение, нежели правило. Понимание о текущих тенденциях дают медианные значения, которые, например, для смертельных случаев составляет мизерные с учетом масштаба трагедии 70 000 руб.

В условиях сегодняшней правовой реальности единственной возможностью сформировать качественную судебную практику могут быть только четко и однозначно сформулированные нормы права и их соблюдение именно в том смысле, который подразумевал законодатель. Очевидно, что и для расчета компенсации морального вреда необходим четкий ориентир – минимум, на который смогут ориентироваться суды, виновник и потерпевшие. Введение минимального размера компенсации морального вреда даст возможность соотносить его с уровнем жизни, приблизит Россию к адекватным международным стандартам и позволит реализовать основную функцию института морального вреда – компенсировать нравственные страдания справедливой выплатой.

Автор Ирина Фаст – адвокат юридического объединения «Гражданские компенсации».

Компенсации родственникам погибших в авиакатастрофах. У них и у нас

В Америке выплаты родственникам погибших в авиакатастрофе порой достигают нескольких миллионов долларов. В среднем на Западе страховка — 170 тысяч долларов. По текущему курсу это свыше 10 миллионов рублей. В России — в пять раз меньше, два миллиона рублей. Может ли цена жизни быть выше уровня жизни. И почему?

Фото: PhotoXPress

Страховая компания Allianz выплатила 110 миллионов долларов родственникам пассажиров «Боинга» «Малайзийских авиалиний», который пропал в начале прошлого года. Рейсом, следовавшим из Куала-Лумпура в Пекин, летело 239 пассажиров. Средний размер компенсации составил 460 тысяч долларов — то есть больше 28 миллионов рублей. Но на практике, выплаты семьям варьировались от 50 тысяч до нескольких миллионов долларов.

На размер компенсации влияет гражданство пассажира, а также страна, в которую летел самолет, и над территорией которой произошла авиакатастрофа. Говорит председатель президиума коллегии адвокатов «Трунов, Айвар и партнеры» Игорь Трунов.

Игорь Трунов председатель президиума коллегии адвокатов «Трунов, Айвар и партнеры» «К примеру, европейские правила страхования или Монреальская конвенция говорят о том, что, если самолет летит над территорией государства, где действуют правила Монреальской конвенции, самолет должен быть застрахован по этим правилам. Аналогичная ситуация и в Америке: самые высокие ставки страхования, и если самолет летит над территорией Америки, то он должен быть застрахован по американским правилам. Поэтому многие компании летят в обход американского воздушного пространства, чтоб сэкономить деньги на страховании».

Жизнь каждого пассажира при международных перевозках по упомянутой Монреальской конвенции застрахована на сумму около 300 тысяч долларов. Размер ответственности номинирован в специальных правах заимствования (250 000 прав специальных заимствований — SDR), поэтому сумма в долларах и евро немного меняется от года в год. Но не сильно. По текущему курсу это около 22 миллионов рублей. Но Россия эту конвенцию не подписала, единственная из G20 и стран БРИКС, говорит Игорь Трунов.

Игорь Трунов председатель президиума коллегии адвокатов «Трунов, Айвар и партнеры» «Мы, наверное, сегодня единственная страна, которая живет по чикагской конвенции 30-х годов, когда еще аэропланы летали с этими устарелыми принципами страхования. Поэтому у нас столько проблем. Потому что материальная ответственность всегда стимулирует вложения в безопасность и в новый парк самолетов. Поэтому в случае с авиакатастрофой «аэробуса» в Египте, которую ФСБ признала терактом, выплаты родственникам составляют два миллиона рублей за пассажира. Это страховая выплата. Каждый авиаперевозчик обязан страховать свою ответственность. И в данном случае произошел страховой случай. Помимо этих денег, правительство Петербурга пообещало выплатить по миллиону рублей семьям погибших».

Но далеко не всегда работа адвокатов бывает успешной, и родственники жертв получают астрономические компенсации. Некоторые просто тратят время, и суды им отказывают. Здесь все зависит от обстоятельств. Каждый случай индивидуален.

Семьям погибших при крушении Ан-148 выплатят по 4 миллиона рублей

Родственники людей, погибших 11 февраля в авиакатастрофе в Подмосковье, получат денежные компенсации в размере более 4 миллионов рублей

12 Февраль 2018 11:42

11 февраля губернатор Московской области Андрей Воробьев сообщил, что родственники погибших при крушении самолета Ан-148 получат по 1 миллиону рублей. Деньги на компенсации выделят из регионального бюджета.

Еще по 1 миллиону рублей семьи получат на каждого погибшего от властей Оренбургской области, где проживали многие пассажиры разбившегося самолета, сообщил губернатор региона Юрий Берг.

Все, кто находился на борту самолета, были застрахованы компанией «Альфа-Страхование». Размер страховых выплат на каждого погибшего составит 2 миллиона рублей. Кроме того, в каждом случае выделят еще 25 тысяч рублей на похороны, сообщил министр труда РФ Максим Топилин.

Кроме того, о дополнительных выплатах сообщили власти Москвы и Саратовской области. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что в авиакатастрофе погибли 11 москвичей. Их семьям будет выплачено по одному миллиону рублей, рассказала пресс-секретарь мэра Гульнара Пенькова.

Губернатор Саратовской области Валерий Радаев также решил выплатить по одному миллиону рублей родственникам погибших в авиакатастрофе. В сообщении на сайте губернатора отмечается, что в крушении самолета погибли 4 жителя Саратовской области из числа членов экипажа. Однако из сообщения неясно, получат ли выплаты родственники всех пассажиров или только тех, кто жил в Саратовской области.

11 февраля после вылета из Домодедово в Подмосковье разбился самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний», летевший из Москвы в Орск в Оренбургской области. Погибли 65 пассажиров и 6 членов экипажа.

Компенсация родственникам погибших в авиакатастрофе

Чуть больше месяца назад мир был поражён чрезвычайным происшествием. Российский аэробус упал над Синайским полуостровом. Теперь родственникам погибших пассажиров предстоит опознание, захоронение останков и процедура оформления компенсаций.

Несчастный случай в небе

Произошедшее недавно падение Airbus A 321 авиакомпании «Когалымавиа» в Египте, повлекло за собой смерть 224 пассажиров, среди которых находилось 25 детей и 7 человек экипажа. Если исходить из юридической терминологии, то подобные события называются несчастным случаем. Под этим термином подразумевается непредвиденное событие или стечение обстоятельств, которое повлекло за собой смерть человека или различные телесные повреждения.

Авиалайнер, на борту которого находились российские туристы, утром 31.10.2015 года вылетел в сторону России. Однако на 23 минуте своего полёта самолет пропал с экранов радаров. Спустя некоторое время его обломки были найдены в центре Синайского полуострова. Первой на место происшествия прибыла египетская поисковая группа.

РосАвиация незамедлительно предоставила свою версию происшествия. Это было сделано исходя из расположения тел погибших пассажиров и экипажа, а также с учетом размещения обломков авиалайнера. Разрушение аэробуса началось с хвостовой части. После того, как она отломилась от основной части самолёта, люди, находящиеся в этом отсеке выпали наружу. Происшествие произошло на высоте более восьми с половиной тысяч метров.

Президент РФ В. В. Путин выразил родственникам и близким погибших соболезнование и прокомментировал ситуацию следующим словами: «Для того чтобы выяснить причину катастрофы нужно провести соответствующие следственные мероприятия, а вопрос по оказанию помощи семьям погибших должен решиться как можно скорее».

Это крушение является крупнейшим в истории России.

Другие публикации:  Увольнение в 1с8

Возмещение ущерба

Для выяснения официальной причины крушения нашего лайнера потребовалось три недели. По истечении этого срока представитель пострадавшей стороны сообщил, что самолёт с российскими туристами потерпел крушение в результате террористического акта. При этом официальным собственником туристического холдинга ТН&C в составе которого находится авиакомпания «Когалымавиа» является Исмаил Лепиев.

Он прокомментировал следующее:

«Нам интересны все варианты решения проблемы, включая финансовый и политический аспект. Россия и Египет очень многого добились, благодаря сотрудничеству. Эти отношения строились на протяжении нескольких десятков лет, поэтому мы попытаемся договориться о выплате полной компенсации без судебных разбирательств. На данный момент мы ждём результатов официального расследования и объявления результатов».

Стоит отметить, что конкретную сумму глава холдинга не озвучил.

Заполнение товарной накладной ТОРГ 12 требует скрупулезности. Помощь здесь.

Как родственникам погибших получить компенсацию?

По поводу оказания материальной помощи членам семей погибших под Синаем первой отреагировала администрация города Санкт-Петербурга. Правительство области тоже пообещало не оставить без внимания этот несчастный случай и оказать материальную помощь семьям жителей области. Спустя несколько дней было вынесено соответствующее постановление от 02.11.2015 года № 980. На основании этого решения родственники погибших получат по 1 млн. руб., вне зависимости от региона постоянной регистрации. На данный момент уже выплачено 148 млн. руб.

Вице-президент петербургской палаты адвокатов Татьяна Тимофеева заявила, что профессиональные юристы помогут в сборе и подготовке необходимых документов, а также в составлении и подаче заявлений о предоставлении помощи. Также не исключена поддержка в судебных разбирательствах.

В своем комментарии газете «Комсомольская Правда» директор по связям с общественностью СК «Ингосстрах» Карен Асоян заявил следующее: «Некоторые высказывания в наш адрес по поводу обещанного упрощённого порядка были неправильно поняты. Мы имели в виду, что получение авансовой выплаты, которая составляет 100 тыс. руб. будет проходить по упрощенной форме.

Для получения основной суммы компенсации потребуется предоставление всех необходимых документов. Без них просто невозможно провести основную выплату. Так как мы обязаны соблюдать процедуры верификации. Что касается страховых выплат, то все потерпевшие крушение граждане были застрахованы компанией «Ингосстрах».

По данным предоставленным страховщиком, на 07 декабря 2019 года компания полностью выплатила страховую премию лишь 36 семьям погибших туристов. Общая сумма составляет 70 млн. 609 тыс. руб. Всего о полной выплате суммы компенсации поступило 76 заявлений.

По предварительным данным можно сказать следующее: родственникам 168 погибших было выплачено 16 млн. 800 тыс. руб.

Сбор документов

По закону о страховании жизни, чтобы получить компенсацию от страховщика необходимо подготовить следующие документы:

  1. паспорт супруга (и), детей, родителей, братьев или сестёр погибшего;
  2. свидетельство о смерти погибшего;
  3. документ о рождении погибшего;
  4. свидетельство о рождении детей погибшего;
  5. документы о рождении братьев и сестёр погибшего;
  6. документы, подтверждающие, что выгодоприобретатель имеет законные основания на компенсацию в случае утери кормильца или наоборот, того, что погибший был иждивенцем:
    • справка о доходах 2 НДФЛ за 2019 и 2019 годы;
    • выписка из домовой книги;
    • справка с места учёбы, работы;
    • пенсионное удостоверение;
    • копия трудовой книжки;
    • справка об инвалидности.

Выплата производится из средств городского бюджета.

Для подачи заявления на выплату жителям Санкт- Петербурга нужно обратиться с аналогичным списком документов в администрацию района по месту постоянной или временной регистрации погибшего. Для подачи заявления на компенсацию за погибшего из другого региона, список документов подаётся в социальные органы защиты населения или в многофункциональный центр (МФЦ) по месту регистрации погибшего.

Сумма и сроки выплат

Спустя некоторое время родственники погибших начали осознавать случившееся и задумываться над вопросом, какую получат они компенсацию за потерю своих родных. По закону сумма страховой выплаты родственникам погибших в катастрофе составляет не менее 2 млн. руб. Дополнительная компенсация за потерю или порчу багажа не должна превышать 23 тыс. руб. Компенсация родственникам на похороны пострадавшего составляет 25 тыс. руб. Суммируя все эти цифры можно сделать вывод, что общая компенсационная выплата будет достигать 2 – 2,5 млн. руб. на одного пассажира авиалайнера А 321.

Сразу после сообщения о катастрофе, представители страховщика объявили о своей готовности выплатить дополнительную компенсацию родственникам погибших. Была организована упрощенная и ускоренная выдача авансовых платежей в размере 100 тыс. руб. на одного пассажира. Выплата предназначена на неотложные издержки, связанные с катастрофой. Руководство «Ингосстраха» в лице Карена Асояна выразило своё соболезнование по поводу случившегося и гарантировало, что все необходимые выплаты будут произведены в 30-дневный срок. Что касается семи членов экипажа авиалайнера, то они отношения к «Ингосстраху» не имеют. По требованиям обязательного страхования жизни членов экипажа воздушного судна они были застрахованы в ОАО СК «Альянс».

Сумма страхового возмещения определяется ст.132 Воздушного Кодекса и составляет 100 тыс. руб.

Официальный представитель страховщика заявил, что страховая выплата будет произведена в пользу родственников погибших в ближайшее время.

Фонд Социального Страхования РФ сообщил о своем намерении осуществить дополнительные единовременные выплаты, связанные со смертью работника. В этом случае компенсация в пользу семьи погибшего составляет 1 млн. руб. Если у погибшего имеются несовершеннолетние дети, сумма делится пропорционально: 50% получает вдова (вдовец) погибшего работника и столько же его ребёнок. Помимо этого, Фонд гарантирует получение ежемесячной компенсации всем несовершеннолетним детям или их официальным попечителям. Конкретная сумма определяется исходя их размера заработной платы работника.

Сумма, на которую было застраховано потерпевшее крушение воздушное судно, руководство страховой компании и авиаперевозчика не называет. По версии Николая Галушина, руководителя конкурирующей компании страховщика – «СК СОГАЗ», средняя стоимость выплаты по факту крушения данного борта составляет от 500 млн. до 1 млрд. долларов. Кроме всех вышеперечисленных участников происшествия фигурирует название туристической компании «Бриско». Её клиенты были в числе граждан потерпевших крушение и застрахованы компанией «ВСК».

Но в их договоре было конкретно указано, что риск авиакатастрофы не относится к страховому случаю, поэтому претензий основанных на законе, к ним предъявляться не может.

Зарубежная практика

Анализируя практику других стран по выплате материальной компенсации, эксперты признают лучшей французскую систему. Правительство этой страны создаёт условия для улучшения жизни людей, чьи родственники погибли в результате несчастного случая или теракта.

Во Франции еще в 1986 году была создана ассоциация S. O. S. Attentat, в ней накапливаются бюджетные и благотворительные деньги, предназначенные для оказания помощи семьям погибших. При этом в случае гибели члена семьи, помощь не ограничивается единовременной и страховой выплатой. Семья получает стабильное ежемесячное пособие, которое зависит от её материального положения, а также количества детей.

Компенсация работающим пенсионерам не радует. Почему?

Какие документы необходимы для регистрации ООО с одним учредителем? Смотрите здесь.

В июле 2002 года в Германии произошло столкновение пассажирского лайнера Ту-154 и грузового Boeing-757. Российский самолет принадлежал компании «Башкирские авиалинии». В результате столкновения погибло 57 пассажиров, включая 45 школьников и 12 членов экипажа. Родственники погибших получили компенсацию в размере от 100 до 300 тыс. долларов. Выплата денег производилась из специального фонда, который профинансировало правительство Германии и Швейцарии. Также в выплате компенсации принимала участие служба воздушного движения Skyguide. Причиной катастрофы стала ошибка их диспетчера.

Созданный после террористической атаки на башни близнецы фонд «September 11th Victim Compensation Fund» и в настоящее время занимается выплатой компенсаций. Тогда семьям погибших граждан из средств фонда были произведены выплаты в размере не менее 2 млн. долларов. Что примечательно, спасатели и монтажники, работающие на руинах, недавно подали иск о нанесённом вреде здоровью. Прецедент был вызван обострением легочных заболеваний из-за обилия пыли.