Блог

Требования к медпункту в организации

Как организовать медпункт на предприятии

Человек проводит на рабочем месте довольно большой отрезок своей жизни, и важно, чтобы это время было для него максимально безопасным. Забота о здоровье сотрудников – обязательная инициатива для ряда предприятий и организаций, обоснованная в Трудовом кодексе. Одной из форм ее проявления является организация медицинских пунктов (здравпунктов), действующих на непосредственно на территории.

Что нужно для того, чтобы такой здравпункт начал функционировать? Какие нормы для этого предусмотрены законом РФ? На что обязательно обратить внимание, какие нюансы учесть? Проясним в статье.

Кто по закону обязан организовать медпункт

Ряд предпринимателей считают себя ответственными за здоровье своих работников, некоторые считают, что этот вопрос должен заботить самих сотрудников. Между тем законодательство РФ в обязательном порядке декларирует эту форму охраны здоровья в отдельных организациях:

  1. Трудовой Кодекс РФ гарантирует обеспечение от работодателя трудоустроенным гражданам:
    • отсутствие опасности в условиях труда (ч. 1 ст. 212 ТК РФ);
    • сервис для сотрудников в соответствии с принятым регламентом санитарно-бытовых, профилактических и оздоровительных мероприятий (ч.2 ст.212 ТК РФ).
  2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» говорит о том, что такой пункт должен быть непременной частью системы охраны здоровья работников средних и крупных компаний.
  3. СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» в п. 5.27 уточняет, на каких предприятиях обязательно размещение такого пункта:
    • со среднесписочной численностью от 50 до 300 штатных сотрудников – медпункт;
    • с работниками в количестве более 300 человек – фельдшерский (врачебный) пункт.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ряд организаций, даже не достигающих заявленной численности, обязаны организовать постоянный доступ сотрудников к медицинским услугам в силу своей отраслевой специфики. Например, работники транспорта получают меддопуск перед выходом в рейс и осматриваются после окончания смены (Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Закон предписывает организацию собственных медицинских (фельдшерско-врачебных) пунктов предприятиям следующих отраслей:

  • добыча нефти и газа на Крайнем Севере и приравненных к нему территориях, а также при бурильных работах на море;
  • охранные услуги (военизированные);
  • производство пищевой продукции;
  • услуги общепита (стационарные и в транспорте);
  • предприятия транспорта;
  • ряд услуг (образовательные, некоторые бытовые и др.).

Могут ли организовать медпункт другие предприниматели?

Закон оговаривает безусловную необходимость здравпунктов для крупных и средних фирм. Другие предприниматели могут позаботиться о здоровье своих сотрудников по собственной инициативе, приняв в штат медработников и организовав для них рабочее место. Следует помнить, что это невозможно без получения двух важных разрешительных документов:

  • лицензии на медицинскую деятельность;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение.

ВАЖНО! При открытии медпункта без лицензии, что обнаружится при проверке, руководители получат серьезный штраф, а если случится что-то серьезное, то и уголовную статью.

Часто признается более целесообразным заключение договора с определенным действующим медицинским учреждением. В рамках которого и решается вопросы с медицинским обслуживанием персонала.

Здравпункт – зачем?

Необходимость здравпункта, заключающаяся в заботе о здоровье сотрудников, очевидна.

Основные функции «местного» медпункта:

  • первая и неотложная помощь при необходимости;
  • организация плановых медосмотров сотрудников;
  • контроль над вакцинацией работников, а иногда и членов их семей;
  • учет медицинских документов, медкнижек;
  • покупка и учет лекарственных средств первой необходимости;
  • медицинское освидетельствование перед допуском к работе, если специфика деятельности это предусматривает (например, водителей перед выходом в рейс).

Но в чем преимущества здравпункта именно на предприятии перед привлечением услуг сторонней медорганизации?

  1. Экономия рабочего времени. Если для прохождения диспансеризации или оказания первой помощи сотрудникам не придется обращаться в другое медучреждение, это существенно сократит временные затраты. Вторая выгода по времени связана с тем, что график рабочего времени у медпункта и предприятия, как правило, совпадает.
  2. Профилактика производственных увечий. Сотрудники медпункта могут оказать не только необходимую первую помощь, но и организовать квалифицированный инструктаж и обучение.
  3. Исключение симуляций. Врач на предприятии объективно определит, действительно ли работнику нужна помощь или он просто хочет уклониться от труда под видом болезни. Немаловажным фактором является освидетельствование на случай алкогольного или наркотического опьянения.
  4. Раннее выявление профзаболеваний. При регулярных осмотрах обнаружить коварные недуги можно значительно раньше, а значит, и эффективно с ними бороться, не утрачивая полезного сотрудника по медицинским причинам.
  5. Упорядочивание вопросов с временной нетрудоспособностью. Все оформления больничных, полисов медстрахования и связанных с ними документов можно препоручить сотрудникам здравпункта.
  6. Льготы по налогам. Расходы на организацию и содержание здравпункта снизят налогооблагаемую базу, если это для предпринимателя является законодательной обязанностью, а также если за этой услугой собственник обратился к сторонней организации. Самостоятельная инициатива такого налогового бонуса не предусматривает (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). С точки зрения налогового законодательства, эти траты относятся к «прочим расходам, связанным с производством и реализацией».

К СВЕДЕНИЮ! Гражданский кодекс РФ санкционирует заключение договоров с медучреждениями, но не передачу помещения в обмен на безвозмездные медицинские услуги. Это не запрещено, но окажется гораздо накладнее с точки зрения налогообложения.

Что необходимо для медпункта на предприятии

Нормы, предусмотренные в специализированных законодательных актах, требуют, чтобы для организации здравпункта руководством предприятия было выделено:

  • два помещения с площадью не менее 15-20 кв. м;
  • в обоих помещениях должны быть окна (дневное освещение);
  • пол и стены должны быть отделаны материалами, которые легко мыть;
  • хотя бы в одной из комнат должна быть канализация и доступ к водопроводной воде (холодной и горячей).

Потребуется набор мебели, хотя б минимальный:

  • стол;
  • стулья;
  • кушетка;
  • шкафчики для лекарств и документов;
  • холодильник для хранения медпрепаратов.

Оборудование должно включать в себя:

  • компьютер;
  • весы;
  • ростомер;
  • прибор для измерения артериального давления;
  • глюкометр;
  • аппаратуру для физиопроцедур;
  • другие медицинские аппараты по желанию и специфике организации.

Естественно, нужно будет периодически приобретать ряд медицинских препаратов, своевременно обновляя те, у которых истекает срок годности. В бюджете нужно предусмотреть затраты на оплату труда медицинского штата: обычно это врач (фельдшер) и медсестра.

План действий по регистрации медпункта

Если все необходимое имеется в наличии и предприниматель не хочет доверять организацию здравпункта сторонней организации, ему предстоит сделать ряд шагов:

  1. Собрать пакет учредительной документации организации.
  2. Обратиться в Роспотребнадзор за разрешением на открытие медицинского пункта.
  3. Получить лицензию на меддеятельность либо заключить договор с уже существующей медицинской организацией на оказание профильных услуг.
  4. Прописать в учетной политике организации Положение о медицинском (фельдшерском, врачебном, оздоровительном) пункте на предприятии. Разработать должностные инструкции для штатных медицинских работников.

Требования к медпункту в организации

Медицинский холдинг МЕДЭП- Регионы предлагает услуги по организации медицинских кабинетов и медицинской службы на территории предприятия и перевод на себя от Заказчика всех вопросов, связанных с медициной.

  • Работа медпункта подстраивается под рабочий график предприятия, в том числе и при круглосуточном режиме, медицинская служба доступна для обращений в течение всей смены.
  • Обеспечение средствами медицинского назначения, медикаментами, пополнение аптечек;
  • Оснащение медпункта необходимой мебелью, аппаратурой, медицинским оборудованием по согласованию;
  • Обслуживание по программе «Врач офиса», «Цеховой врач» – выезд специалиста на предприятие (от 4-х часов в день) для медицинского обслуживания сотрудников, прием сотрудников без отрыва от работы с возможностью оформления больничных листов, выдачей справок;
  • Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств;
  • Проведение плановых профосмотров лиц, работающих на вредном и опасном производстве с возможностью оформления и продления личных медицинских книжек;
  • Проведение вакцинаций сотрудников по эпидемиологическим показаниям, иммунопрофилактика против гриппа;
  • Обеспечение санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий на предприятии, бракераж блюд в столовой организации;
  • Проведение плановых тренингов персонала навыкам первой помощи пострадавшим на производстве;
  • Дежурство врача или фельдшера на корпоративных мероприятиях;
  • Аутсорсинг медицинских услуг — передача имеющегося на предприятии медпункта, как непрофильных активов, на профессиональное управление медицинской организации;
  • Помощь в сертификации и лицензировании медицинского кабинета;

Преимущества наличия на предприятии Медицинской службы:

  • Снижение риска производственных травм, связанных с физическим или психическим здоровьем человека.
  • Предрейсовые осмотры водителей позволяют выявить нарушения и заболевания, оценить состояние здоровья работника и предотвратить последствия принятия алкоголя или наркотических веществ, которые могут привести к плачевным последствиям и ставят по угрозу не только имущество предприятия, но и жизни людей.
  • Организация медпункта позволяет приблизить оказание медицинских услуг непосредственно к рабочему месту, что, соответственно, позволит сократить потери рабочего времени персонала.
  • Оптимизация деятельности предприятия.
  • Затраты предприятия по содержанию медпункта, согласно подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, что ведет к оптимизации налогов.

Наши постоянные клиенты:

На протяжении нескольких лет мы заботимся о здоровье сотрудников таких компаний как: Knauff, LG, Coca-Cola, PepsiCo, Pilkington, NESTLE, FM-Logistic, Avon, Ferrero, RockWool, Unilever, ВиммБилльДанн, Valio, о посетителях крупнейших в России торговых центров МЕГА, IKEA, Метрополис, гостиница «Park Hyatt». География наших медицинских кабинетов насчитывает более 20 городов, в том числе Москва, Владимир, Новосибирск, Троицк (Челябинская обл.), Санкт-Петербург.

Другие публикации:  Норма рабочего времени трудовой кодекс

В зависимости от особенностей деятельности Вашего предприятия и потребности в медицинских услугах, компания «МЕДЭП-Регионы» предлагает Вам различные варианты обслуживания (в том числе и с возможностью выезда на предприятие заказчика).
При необходимости компания «МЕДЭП-Регионы» сформирует для Вашей организации индивидуальный пакет медицинских услуг, в том числе дающий возможность предоставить Вам медицинские услуги различной сложности в разветвленной сети предприятий.

Мы будем рады обсудить с Вами потребности Вашего предприятия в медицинском обслуживании по телефонам: (499) 143-25-36, (499) 147-90-03 .

Отличительной особенностью компании МЕДЭП-Регионы во всех реализуемых проектах является:

  1. прозрачность деятельности;
  2. гибкость, высокая способность к интеграции;
  3. индивидуальный подход к Клиенту (учет специфики деятельности, особенностей корпоративных традиций Клиента и т.д.);
  4. сосредоточение особого внимания на потребностях и пожеланиях Клиента;
  5. реализация ожиданий Заказчика.

Мы оформляем договора на организацию оздоровительных пунктов как напрямую с работодателями, так и через страховые компании. Здоровье сотрудников — это капитал предприятия!

Тел.: (499) 143-25-36, (499) 147-90-03 .
(многоканальный круглосуточный alarm-центр)

Медпункт на предприятии. Врач офиса.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДПУНКТОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ / ВРАЧ НА ФИРМУ / ВРАЧ В ОФИС

Основной фунционал медпункта в организации / врача в офисе

Оказание первой медико-санитарной помощи.
Осуществление предрейсовых осмотров водителей.
Приобретение и учет лекарственных средств.
Вакцинации сотрудников.
Ведение и учет медицинской документации.
Контроль медицинских книжек.
Противоэпидемические мероприятиях при инфекциях.
Экспертиза временной нетрудоспособности.

Одной из задач здравпункта является поддержание здоровья работников. Поэтому заинтересованность в его работе должны проявлять работодатели, у которых на производстве имеется большое количество вредных факторов. Ведь именно они наиболее сильно влияют на здоровье людей. Речь идет, прежде всего, о предприятиях, занимающихся добычей нефти, газа. Кроме того, существует ряд производств, в которых состояние здоровья сотрудника влияет на качество выпускаемой продукции. Например, производство продуктов питания, оказание услуг общепита, образовательных, транспортных услуг и прочее.

Доверьте это проффесионналам полностью берет на себя следующие этапы организации медицинского пункта:

Медицинский контроль пунктов питания
Медпункт на предприятии (врач организации)

Основная ценность предприятия — это трудовой коллектив. Мало кто станет спорить с этим утверждением. Одним из способов проявления заботы о сотруднике является организация медпункта на предприятии. Его профилактическая функция позволит значительно сократить количество больничных листов, у работников останется значительно больше времени на выполнение своих прямых обязанностей. Повысит социальную ответственность бизнеса с итоговой прибылью на предприятии.
Клиника «ВИТА МЕД» организовывает медицинские медпункты и кабинеты врачей организации на предприятии под ключ (от подачи заявки в соответствующие учреждения до сдачи лицензируемого объекта в эксплуатацию). В дальнейшем управляет ими, подбирает кадры врачей предприятия, оформляет их в свой штат, закупает требуемые медикаменты и осуществляет надзор текущей за работой согласно действующих норм законодательства.
Трудовой кодекс определяет обязанность работодателя предоставить работникам медицинское обеспечение и санитарно-бытовое обслуживание (ст. 212 ТК РФ). В рамках выполнения данного требования наряду с комнатами отдыха и санитарно-бытовыми помещениями необходим минимум один оборудованный кабинет первой медицинской помощи (ст. 223 ТК РФ). На предприятии, численность сотрудников которого составляет свыше 300 человек, предусматривается наличие фельдшерского пункта (СНиП2.09.04-87). Работодатель вправе заключить договор на обслуживание с медучреждением способным организовать работу медпункта.

Нужен ли медпункт на предприятии, требования к медпунктам на предприятии.

Наши медпункты полностью соответствуют нормам и стандартам здравоохранения, санитарно-эпидемиологического надзора и иным требованиям, предъявляемым к данным объектам. Согласно трудовому законодательству, некоторые компании должны иметь медпункты на предприятии в обязательном порядке. Например, транспортные компании, имеющие численность свыше 150 человек, где водители перед выходом в рейс обязаны пройти осмотр медработником. Приведем несколько примеров требований согласно законодательства и Сан.Пин для организации медпунктов на предприятии:
-Сан.Пин 44.13330.2011.
-СанПиН 2.1.3.2630-10
-Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291
-Приказ Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н

Оборудование и оснащение медпункта

Чтобы организовать здравпункт, необходимо руководствоваться Правилами организации деятельности врачебного здравпункта (приказ Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н). Врачебный медпункт создается в виде структурного подразделения организации, которое, наряду с основной (уставной), занимается медицинской деятельностью. Для его размещения нужно выделить помещение.

Требования к нему установлены в СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания» (утверждены приказом Мин региона России от 27 декабря 2010 г. № 782).Состав и площадь помещений врачебного здравпункта определены в таблице 5 СП 44.13330.2011.Помещения, в которых будет осуществляться медицинская деятельность, также должны соответствовать СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18 мая 2010 г. № 58).

Создание здравпункта в организации

Трудовой кодекс (ст. 213) говорит о необходимости для работников определенных категорий проходить обязательные предварительные, периодические, а в ряде случаев и внеочередные медицинские осмотры. В связи с этим многие организации стремятся иметь собственный здравпункт для контроля за здоровьем сотрудников, соблюдением безопасных условий труда. В настоящее время ведется работа по упорядочению функционирования здравпунктов. В предыдущем номере мы назвали виды деятельности, занятие которыми диктует необходимость или целесообразность для организаций создавать собственные здравпункты, напомнили об отраслевом законодательстве, регулирующем их работу. Речь шла о целях и задачах здравпунктов, об особенностях бухучета и налогообложения в данном случае. Сегодня мы продолжим тему собственного здравпункта и прежде всего поговорим о получении лицензии на такой вид деятельности.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как получить лицензию на осуществление медицинской деятельности
  • как определяется правовой статус здравпункта
  • какие услуги не входят в функции здравпунктов
  • какие затраты в области медицинских услуг могут быть учтены в целях налогообложения прибыли

С чего начать? С лицензии!

Обратите внимание!
Медицинская деятельность подлежит лицензированию

Номер журнала в подарок!

Лицензию на осуществление медицинской деятельности здравпунктом выдают органы исполнительной власти субъектов РФ или Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) сроком на 5 лет.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности выдается соискателю, отвечающему следующим обязательным требованиям:

  • наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным требованиям;
  • наличие у руководителя (его заместителя) юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, высшего (среднего – в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
  • наличие в штате соискателя лицензии или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг). При этом специалисты должны повышать свою квалификацию не реже одного раза в 5 лет;
  • соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством РФ;
  • соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;
  • наличие в штате соискателя лицензии специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;
  • ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации и т. д.

Более подробное разъяснение смотрите в видео:

Как видим, одним из непременных условий получения лицензии является наличие помещения, специально оборудованного под медицинское обслуживание и отвечающего установленным санитарным и гигиеническим требованиям.

Лицензирование и контроль медицинской деятельности здравпунктов организаций

Организация имеет право оказывать медицинские услуги (медицинскую помощь) только при наличии лицензии, выданной соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом исполнительной власти Российской Федерации. Данное требование установлено ст. 37.1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.93 № 5487-1 и закреплено в ст. 17 Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).

Основные требования, предъявляемые к материально-техническому обеспечению, а также санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму в лечебных учреждениях, установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. СанПиН 2.1.3.1375–03», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.06.03 № 124.

Лицензирование медицинской деятельности осуществляется Росздравнадзором или органами исполнительной власти субъектов РФ в зависимости от формы собственности и территориальной принадлежности организации.

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.

В соответствии с Законом о лицензировании лицензирующие органы имеют право:
1) проверять деятельность лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;
2) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;
3) составлять акты (протоколы) на основании результатов проверок с указанием конкретных нарушений;
4) принимать решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, и устанавливать сроки их устранения;
5) выносить предупреждение лицензиату.

В отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, могут применяться следующие виды контрольных мероприятий: проверки возможности выполнения лицензионных требований и условий (как правило, при получении лицензии) и проверки соблюдения лицензионных требований и условий.

Другие публикации:  Оформить российское гражданство ребенку

Мероприятия по контролю до 30 июня 2009 г. назначались и проводились в соответствии с Федеральным законом от 08.08.01 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». С 1 июля 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым значительно усилена ответственность контролирующих органов и расширены права объектов контроля.

Из информационной справки Росздравнадзора

Требования к помещению

Обычно здравпункт состоит из трех-пяти кабинетов. По санитарным нормам они должны иметь определенный метраж: например, процедурный кабинет – не меньше 12 кв. м, кабинет для массажа и физиотерапии – не меньше 16 кв. м. Полный список требований к помещениям можно найти в СНиП 2.09.04–87 «Строительные нормы и правила. Административные и бытовые здания» и СНиП 2.08.02–89 «Строительные нормы и правила. Общественные здания и сооружения» (приложение «Пособие по проектированию учреждений здравоохранения»).

При проектировании и размещении здравпункта на промышленном предприятии надо учитывать, что он должен находиться в местах, где влияние вредных производственных факторов минимально.

Отметим, что помещение под здравпункт можно взять в аренду. Лучше это сделать в учреждении, оказывающем медицинские услуги, так как в этом случае помещение не придется переоборудовать и приводить в соответствие установленным требованиям к помещениям с таким целевым назначением. Кроме того, у арендодателя можно арендовать и другое медицинское оборудование.

Договор аренды лучше заключить на длительный срок. Тем самым лицензирующая организация убедится в серьезности намерений соискателя. Ведь лицензия выдается сроком на 5 лет, поэтому как минимум на этот срок организация должна быть обеспечена всем необходимым. Тем более что к заявлению о выдаче лицензии организация должна приложить копии документов, подтверждающих, что лицензиат на момент обращения за лицензией уже имеет в своем распоряжении все необходимое: помещение, оборудование, медицинскую технику, персонал и др. Кроме того, для получения лицензии на осуществление деятельности здравпункта нужно представить карты обследования всего медицинского оборудования и приборов, в т. ч. измерительных, сделанные в учреждениях и организациях, уполномоченных делать выводы об их соответствии установленным требованиям.

Виды работ и услуг

Работодатель должен серьезно обдумать вопрос, какими видами работ (услуг) будет заниматься здравпункт. Наименования этих работ (услуг) необходимо указать в заявлении о предоставлении лицензии. После успешного прохождения лицензирования лицензирующий орган перечислит в лицензии (ее приложении) наименования тех работ (услуг), по которым здравпункту разрешена медицинская деятельность.

В частности, лицензированию подлежат работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в т. ч. первичной медико-санитарной) помощи, работы (услуги) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим, предрейсовым, послерейсовым, предполетным, послеполетным), профпатологии, экспертизе временной нетрудоспособности, профпригодности, экспертизе связи заболеваний с профессией, а также медицинскому массажу, психиатрии-наркологии, рентгенологии, терапии, травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, физиотерапии и др.

За осуществление медицинской деятельности без лицензии в соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ работодатель несет административную ответственность в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб. А за занятие медицинской деятельностью с нарушением условий, предусмотренных лицензией, должностные лица подлежат штрафу на сумму от 3 тыс. до 4 тыс. руб., юридические лица – от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

За осуществление медицинской деятельности с нарушением лицензионных требований (нарушение санитарно-эпидемиологических правил) законодательством РФ предусмотрена и уголовная ответственность (ст. 236 УК РФ).

За занятие частной медицинской практикой лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 235 УК РФ.

Правовой статус здравпункта

Согласно Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.05 № 627, здравпункты и медпункты в качестве самостоятельных учреждений не предусмотрены, но могут входить в состав организаций на правах структурных подразделений. Однако, как видно из названия, эта номенклатура относится только к государственным и муниципальным учреждениям, а значит, она не подходит для коммерческих организаций. Кроме того, это перечень именно учреждений, а здравпункт как составная часть организации не может быть самостоятельным учреждением. Тот факт, что здравпункты могут входить в состав организаций и образовательных учреждений на правах структурных подразделений, подтверждает и позиция Минфина России (письма от 09.07.04 № 03-03-05/1/69, от 14.12.04 № 03-03-01-04/1/175).

По мнению Минздрава России (письмо от 15.12.02 № 02-5-08/20-АР602), функционирование здравпунктов как структурных подразделений хозяйствующих субъектов возможно при условии отражения в их уставе медицинской деятельности. Таким образом, организационно здравпункт может быть оформлен как структурное подразделение организации, либо руководство организации может вынести решение о регистрации самостоятельного юридического лица, которое будет заниматься оказанием медицинских услуг. Очень часто по такому пути идут крупные страховые компании, когда медицинская организация имеет статус их дочерней фирмы.

Для успешного функционирования здравпункта желательно создать локальный нормативный акт, определяющий его статус и основные направления деятельности. За образец такого документа можно взять, например, Типовое положение о здравпункте таможни, утв. приказом Федеральной таможенной службы (ФТС) России от 19.04.07 № 491. В таком локальном нормативном акте важно определить среди прочего структуру управления здравпунктом, его подчиненность, порядок взаимодействия с иными медицинскими учреждениями, график работы.

На федеральном железнодорожном транспорте функционируют линейные амбулатории. В состав амбулатории могут входить: медпункты, здравпункты и фельдшерско-акушерские пункты; врачебные кабинеты для амбулаторного приема, кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры и другие лечебные кабинеты; рентгеновский кабинет, лаборатории и другие диагностические кабинеты; регистратура. Такая линейная лаборатория может иметь статус юридического лица, а может являться структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения. Если линейная лаборатория зарегистрирована как юридическое лицо, то она может воспользоваться для организации своей деятельности примерным уставом, утв. МПС России (указание от 30.12.99 № В-2980у).

В рамках организации здравпункта необходимо разработать должностные обязанности специалистов-медиков. Нужно иметь в виду, что обязанности ряда медицинских работников установлены нормативными правовыми актами.

Так, глава 10 Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ (утв. приказом Роскомрыболовства от 30.08.95 № 140) содержит круг обязанностей судового врача и фельдшера на судах рыбопромыслового флота.

Прежде чем устанавливать круг обязанностей медицинских работников, необходимо определить, каково должно быть оптимальное число специалистов медицинского профиля. Медицинская специализация работников должна отвечать тем видам деятельности, которыми планирует заниматься здравпункт.

По мнению Минфина России, выраженному в письме от 05.03.05 № 03-03-01-04/1/90, здравпункт должен иметь в штате хотя бы одного медицинского работника (медсестру, фельдшера, врача). При расчете штатов здравпунктов целесообразно опираться на Штатные нормативы медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек, утв. приказом Минздрава СССР от 11.10.82 № 999. Исходя из положений этого приказа, организация может иметь на своей территории в качестве структурного подразделения фельдшерский или врачебный здравпункт. В зависимости от этого в штате организации должна быть предусмотрена ставка фельдшера или врача-терапевта.

Штатная численность медицинского персонала на водном транспорте определена приказом Минздрава СССР от 06.04.83 № 386. В частности, в этом нормативном документе указаны нормативы численности медицинского персонала фельдшерских здравпунктов и медицинских пунктов на судах и плавучих производственных объектах, на судах флота рыбной промышленности.

Расходы на оплату труда штатного медперсонала здравпункта для целей налогообложения осуществляются в соответствии с положениями ст. 255 НК РФ.

Подбирая сотрудников для здравпункта, надо знать, что специальности медперсонала должны соответствовать работам (услугам) по оказанию медицинской помощи.

Так, согласно Приложению 1 к приказу Минздравмедпрома России от 14.03.96 № 90 обязательные медицинские осмотры предусмотрены для работников определенных профессий и только у соответствующих врачей-специалистов.

Например, участие пульмонологов в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров не предусмотрено. А вот врач-рентгенолог нужен: при предварительном медицинском осмотре обязательно осуществляется рентгенограмма органов грудной клетки в прямой проекции, при периодическом медицинском осмотре – один раз в три года.

При проведении предварительных и периодических медицинских осмотров женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований. Сроки осмотров совпадают со сроками периодических медицинских осмотров (но не реже одного раза в год).

В функции здравпунктов не входит оказание стоматологических услуг работникам организации, так как стоматологические услуги не относятся к услугам по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи. Так рассуждает Минфин России (письма от 05.03.05 № 03-03-01-04 / 1 / 90; от 22.10.03 № 04-02-03/131).

В то же время приказом Минздравмедпрома России от 14.03.96 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» предусмотрено участие стоматолога в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников отдельных отраслей один раз в год при работе с фтором и его неорганическими соединениями (п. 1.7.2 Приложения 1), а также с ртутью и ее соединениями (п. 1.24 Приложения 1). В этом случае присутствие стоматолога и соответствующего оборудования в медпункте (здравпункте) экономически оправданно.

Таким образом, только затраты на проведение в здравпункте медицинских осмотров у определенных специалистов, а также необходимых лабораторных и функциональных исследований могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.

Помимо врачей, для оказания медицинской помощи также понадобится персонал для оформления медицинской документации (медицинский регистратор и др.).

Другие публикации:  Закон о митингах фз

Наиболее тщательно следует подбирать специалиста на должность заведующего пунктом. По мнению ФТС России (письмо от 25.05.07 № 01-06/19610), врач-специалист, исполняющий обязанность заведующего здравпунктом таможни, наряду с обязанностями руководителя подразделения выполняет трудовую деятельность по имеющейся у него медицинской специальности врача-специалиста. Поэтому преимущество при приеме на работу на должность заведующего здравпунктом предоставляется лицам, имеющим профессиональную переподготовку по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» и сертификат специалиста по этой специальности.

При отсутствии кандидата на должность заведующего здравпунктом, имеющего указанную медицинскую специальность, следует предусматривать в трудовом договоре врача, занимающего должность заведующего здравпунктом и не имеющего профессиональной переподготовки по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)», обязанность в течение первых 12 месяцев работы в должности пройти профессиональную переподготовку по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» и получить сертификат специалиста по этой специальности.

В целом требования к уровню подготовки и квалификации медицинского персонала изложены в ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 5487-1.

Так, право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием.

Врачи, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций.

Работники со средним медицинским образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций.

К работе в медпункте можно привлечь и студентов вузов медицинского профиля. Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку, в порядке, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 15.01.07 № 30.

Следует обратить внимание: лица, получившие медицинскую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности на территории России после экзамена в соответствующих учебных заведениях РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (постановление от 07.02.95 № 119), а также после получения лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Заключение трудового договора

Как уже отмечалось, для минимизации налогов надо, чтобы здравпункт являлся структурным подразделением предприятия и находился строго на его территории. Если руководствоваться этими правилами, то самый оптимальный вариант – принять медицинский персонал на работу по трудовому договору, включив штат сотрудников здравпункта в общее штатное расписание организации.

Медицинских работников, как и любых других, можно принимать на работу на условиях совместительства. При этом надо учитывать, что постановлением Минтруда России от 30.06.03 № 41 установлены особенности работы по совместительству медицинских работников. Они вправе работать по совместительству по аналогичной должности, специальности, профессии, а также в случаях, когда им установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

Заключая трудовые договоры с медицинскими работниками, необходимо помнить, что труд медицинского персонала имеет и свои особенности. Так, в соответствии со ст. 350 ТК РФ для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 39 часов в неделю. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.02.03 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» для отдельных категорий медицинских работников установлена и более сокращенная продолжительность рабочего времени (24–36 часов в неделю). Тем не менее время работы здравпункта желательно устанавливать с учетом режима работы предприятия, учреждения, организации, при которых создан здравпункт.

Некоторые медицинские работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеют право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска. При определении таких категорий работников нужно руководствоваться Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22.

Так, согласно п. 168 раздела XL «Здравоохранение» данного Списка врач здравпункта имеет право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней, тогда как фельдшер здравпункта в данном пункте не назван. В то же время пп. 164 и 171 этого раздела предусматривают дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу подземных здравпунктов и здравпунктов на искусственных островах нефтеразработок.

С отдельными специалистами-медиками в ряде случаев возможно заключение срочных трудовых договоров.

Заключение срочного трудового договора оправданно в том случае, когда присутствие врача соответствующей специальности требуется не для ежедневной медицинской помощи, а для медицинских осмотров (обследований), имеющих определенную периодичность (например раз в год).

Лица, работающие в здравпункте, должны быть ознакомлены под роспись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью (в частности с должностной инструкцией).

Имеет право на существование и другой вариант привлечения медицинского персонала: помещение здравпункта оборудовать всем необходимым и заключить договор на оказание медицинских услуг с районной поликлиникой или иным медицинским учреждением. На балансе предприятия будут находиться помещение и оборудование здравпункта. Расходы, понесенные предприятием в рамках договора оказания услуг, заключенного с таким медицинским учреждением, также можно учесть при налогообложении прибыли.

Оснащение здравпункта

В соответствии с ч. 1 ст. 223 ТК РФ обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем создаются в т. ч. и санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи.

В настоящее время единого утвержденного набора лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи не существует. Однако есть ведомственные нормативные правовые акты, а также нормативные правовые акты регионов и отдельных городов, которыми утверждены перечни лекарственных средств и изделий медицинского назначения, входящих в аптечки первой медицинской помощи:

  • приказом Минздравмедпрома от 20.08.96 № 325 утвержден состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила оказания само- и взаимопомощи;
  • приказом Минздрава СССР от 16.07.87 № 896 утвержден Перечень вложений, входящих в аптечку первой помощи для спасательных шлюпок и плотов морских судов;
  • распоряжением премьера Правительства Москвы от 29.12.00 № 1292-РП установлены Перечни медикаментов и медицинских средств, входящих в коллективную аптечку первой помощи, для организаций, предприятий и учреждений (кроме предприятий торговли и питания) и для предприятий торговли и питания г. Москвы (из расчета 100 работников);
  • постановлением губернатора Костромской области от 20.02.02 № 67 утвержден Примерный перечень медикаментов и медицинских средств, входящих в аптечку коллективную первой помощи, для организаций, предприятий и учреждений Костромской области;
  • постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 17.08.01 № 555 утверждены перечени медикаментов и медицинских средств, входящих в коллективную аптечку первой помощи, для организаций, предприятий и учреждений (кроме предприятий торговли и питания) и для предприятий торговли и питания Республики Татарстан на каждые 100 человек работающих;
  • приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 20.04.01 № 249-Д утвержден состав аварийной аптечки при оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным;
  • постановлением администрации города Костромы от 16.10.01 № 3688 утвержден Перечень медикаментов и медицинских средств, входящих в коллективную аптечку первой помощи, для предприятий г. Костромы (расчет на 10 и на 100 человек) и т. д.

Сравнивая составы аптечек, указанные в таблице, и учитывая особенности своей деятельности, работодатели могут самостоятельно установить для себя набор аптечек первой медицинской помощи.