Блог

Образец заявления на списание переплаты по налогам

Оглавление:

Как зачесть или вернуть переплату по УСН-налогу

Как зачесть или вернуть переплату по УСН-налогу

Что делать, если вы сами переплатили налог

Переплатить налог можно по ошибке: например, вы или ваш бухгалтер ошиблись при расчете налога или заполнении платежного поручения.

Если произошла ошибка в расчете налога, то статья 81 Налогового кодекса требует подать в налоговую инспекцию уточненную декларацию по этому налогу, если ошибка привела к занижению налога. При переплате налога подавать «уточненку» – это право налогоплательщика, а не обязанность.

В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса переплату можно:

  • зачесть в счет последующей уплаты соответствующего вида налога;
  • зачесть в счет погашения задолженности по соответствующим видам налогов, пеней, штрафов;
  • вернуть на расчетный счет фирмы.

Для того чтобы налоговики зачли переплату в счет дальнейших платежей по тому же или другим налогам, фирма должна подать заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 3 марта 2015 года № ММВ-7-8/90@. Получив этот документ, налоговики в течение 10 дней примут решение о зачете. Еще пять дней дается инспекции для того, чтобы сообщить фирме о своем решении.

Приводим образец заявления на зачет «упрощенного» налога:

Если вы хотите погасить недоимку по одному налогу за счет переплаты по другому, подавать заявление не обязательно.

Инспекторы примут решение о таком зачете самостоятельно. Они сделают это в течение 10 дней после того, как обнаружат переплату, или после того, как ваша компания и инспекция подпишут акт совместной сверки уплаченных налогов.

Приняв решение, налоговики обязаны в течение пяти дней сообщить вам об этом. Однако это не означает, что, обнаружив переплату самостоятельно, вы должны дожидаться, пока это сделают налоговики.

Найдя «лишний» платеж раньше инспекторов, фирма может подать заявление о зачете недоимки. Возврат излишне уплаченного налога налоговая должна произвести в течение одного месяца со дня получения заявления.

Однако это произойдет после того, как переплату зачтут в счет погашения вашей задолженности перед другими налогами соответствующего вида.

В итоге (если у вас такая задолженность есть) на расчетный счет «вернется» разница между переплатой и погашенным долгом (если, конечно, сумма излишне уплаченного налога оказалась достаточной).

Если налоговая инспекция нарушит этот срок, ей придется заплатить вам проценты за каждый день просрочки исходя из ставки рефинансирования Банка России.

Зачесть излишне уплаченные суммы вы можете только в пределах налогов одного вида (п. 1 ст. 78 НК РФ). Например, федеральные налоги вы можете зачесть только в счет федеральных, региональные – в счет региональных, а местные – в счет местных. Направить переплату по федеральному налогу в счет регионального или местного налога не получится, и наоборот. Например, УСН, ЕНВД, НДФЛ относятся к федеральным налогам, а земельный — к местным налогам (ст. 13 и 15 НК РФ). Значит, направить переплату по УСН на погашение недоимки по земельному налогу нельзя (письмо Минфина России от 13 декабря 2011 г. № 03-05-06-01/86).

Кстати, допускается зачет переплаты налога в один бюджет и недоплаты этого же налога в другой бюджет.

Если переплату не зачли или не вернули, вы можете обратиться в арбитражный суд.

Часто налоговики отказывают в зачете или возврате переплаты, так как ее сумма по вине банка не поступила в бюджет или внебюджетный фонд.

Они неправы: налог считается уплаченным с того момента, когда банк принял у вас платежное поручение на его перечисление. Конечно, при условии, что денег на счете было достаточно.

Возврат излишне уплаченного налога

Порядок возврата излишне уплаченного «упрощенного» налога ничем не отличается от процедуры возврата любого другого налога, «переплаченного» в бюджет.

В настоящее время действуют типовые образцы заявлений на зачет и возврат налогов. Они утверждены приказом ФНС от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90@. До этого времени, напомним, компании и предприниматели подавали заявления о зачете или возврате налоговых платежей в свободной форме.

Вернуть переплату по УСН-налогу вы можете в двух случаях:

  • если вы сами переплатили налог;
  • если налоговики сделали вам доначисления, а вы оспорили их в ИФНС или в суде и доказали, что они незаконны.

В таких ситуациях вернуть переплаченные суммы вы можете только на расчетный счет. Наличными деньгами переплату не возвращают.

А предприниматели вправе указать в заявлении на возврат налога счет своей личной банковской карты (определение ВАС РФ от 17 сентября 2013 г. № ВАС-12390/13). При этом не должно пройти трех лет с момента уплаты излишней суммы налогов (п. 7 ст. 78 НК РФ). Три года исчисляйте с даты подачи декларации за год, но не позднее срока, установленного для ее представления (постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 17750/10, письмо Минфина России от 15 июня 2012 г. № 03-03-06/1/309).

Чтобы вернуть переплату, подайте в ИФНС заявление по форме, утвержденной в приложении № 8 к приказу ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90@.

В заявлении укажите наименование инспекции и свои реквизиты: название фирмы или фамилию, имя, отчество предпринимателя.

Также заполните основание для возврата – статью Налогового кодекса, в соответствии с которой производится возврат. Для излишне уплаченных сумм это статья 78 Налогового кодекса, а для излишне взысканных – статья 79. И отметьте вид переплаты – какую сумму вы хотите вернуть: излишне уплаченную или излишне взысканную.

Затем укажите налог, по которому образовалась переплата, и период, к которому она относится, КБК и ОКТМО, а также сумму, которую вы просите вернуть, в полных рублях, цифрами и прописью.

Приводим образец заявления на возврат «упрощенного» налога:

Инспекторы вернут переплату только на расчетный счет. Поэтому обязательно укажите в заявлении реквизиты этого счета, на который налоговики должны вам перечислить деньги: наименование банка, корсчет, БИК, ИНН, КПП, сам номер счета фирмы или бизнесмена. Кроме того, обязательно подчеркните в заявлении, кто именно возвращает переплату – налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент. Поставьте дату заполнения заявления и подпись лица, который возвращает переплату.

Заявление передайте в ИФНС на бумаге или в электронном виде (п. 4, 6 ст. 78 НК РФ). В течение 10 дней со дня получения вашего заявления о возврате налога или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговая инспекция должна принять решение о возврате излишне уплаченного или взысканного налога (п. 8 ст. 78 НК РФ). В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения налоговики обязаны сообщить вам о принятом решении (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Инспекция вернет переплату в течение месяца после того, как получит от вас заявление (п. 6 ст. 78 НК РФ). Но если у вас есть недоимки по налогам, выявленные в ходе сверки налогов, то в первую очередь будут погашены они. А уже остатки средств контролеры возвратят вам. Если же налоговые инспекторы нарушат месячный срок, то за задержку возврата вам положены проценты. Они начисляются за каждый календарный день просрочки исходя из ставки рефинансирования Банка России (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Что делать, если налоговая инспекция ошибочно взыскала с вас

Налоговая инспекция может в бесспорном порядке взыскивать со счетов фирм неуплаченные налоги, пени и штрафы.

Другие публикации:  Льготы на охоту

Может случиться, что налоговая инспекция списала деньги со счета вашей фирмы ошибочно (например, налог вы уплатили, но платежное поручение в налоговую инспекцию по каким-то причинам не поступило, и она сочла вас должником).

Если такое произошло, налоговики должны вернуть вам излишне взысканную сумму и начисленные на нее проценты (п. 5 ст. 79 НК РФ).

Если у вас есть долги перед бюджетом, куда взыскали налог, вам должны вернуть часть списанной суммы, оставшуюся после ее зачета в счет погашения долгов.

Для возврата денег, излишне взысканных налоговиками, подайте в налоговую инспекцию заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 3 марта 2015 года № ММВ-7-8/90@.

Заявление нужно подать в течение одного месяца со дня, когда вам стало известно о списании со счета вашей фирмы излишней суммы.

На практике этот срок отсчитывается со дня, следующего за днем списания денег со счета.

Если вы пропустите месячный срок, обращаться за возвратом денег придется в арбитражный суд. Сделать это можно в течение трех лет со дня, когда вам стало известно о списании.

Налоговая инспекция должна принять решение по вашему заявлению в течение 10 рабочих дней с момента его получения. В течение месяца, начиная с этого же момента, налоговики должны вернуть вам деньги.

То есть месяц – это срок, не позднее которого деньги должны оказаться на вашем счете.

Все время, начиная со дня списания денег по день их возврата включительно, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования Банка России.

Если переплату вам вовремя не вернули, вы можете обратиться в арбитражный суд.

Как вернуть переплату по налогу на прибыль по закрытому обособленному подразделению?

Компания на ОСН, зарегистрирована в Москве.

В Ярославле было открыто иное обособленное подразделение (без отдельного баланса, без р/счета), в Ярославль платили налог на прибыль (от доли прибыли).
В мае иное обособленное подразделение закрыли, но там осталась переплата по налогу на прибыль (ошибочно перечисленный платеж + аванс), 120 тыс. рублей.
Лицевая карточка в Ярославской ИФНС уже закрыта.

Где теперь наша переплата? Она не будет автоматически перечислена в Московскую ИФНС? Как вернуть деньги или перекинуть их в московскую ИФНС?
Подскажите, пожалуйста, алгоритм действий в этом случае.

Спасибо за полезную информацию!

Но мне это не подходит, так как иное обособленное подразделение закрыто. Лицевой счет закрыт.

Я предполагаю, что деньги зависли в ярославском казначействе. Как вы думаете? В ярославском ИФНС подсказать пока ничего не могут, ситуация впервые такая у них.

Цитата (subschet.ru): ПОРЯДОК ЗАЧЕТА ОБРАЗОВАВШЕЙСЯ ПЕРЕПЛАТЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

Проведение зачета суммы излишне уплаченного авансового платежа по налогу на прибыль организаций, зачисленного в бюджет субъекта Российской Федерации, в счет уплаты налога на прибыль организаций по месту нахождения головной организации в другом субъекте РФ является правомерным в случае соблюдения прочих условий, предусмотренных в ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Об этом Письмо УФНС РФ по г. Москве от 30.05.2011 N 16-15/052700.

В соответствии с п. 2 ст. 288 Налогового кодекса РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения уплата авансовых платежей за последующие отчетные периоды и налога за текущий налоговый период по бывшему месту нахождения этого обособленного подразделения не производится.

Учитывая, что налоговые декларации по налогу на прибыль организаций составляются нарастающим итогом с начала года, в целях правильного распределения прибыли по организации без обособленных подразделений и входящим в ее состав обособленным подразделениям налоговая база в целом по организации за последующие отчетные периоды и текущий налоговый период, подлежащая распределению, должна быть определена без учета налоговой базы закрытого обособленного подразделения в размере, исчисленном и отраженном в декларации за отчетный период, предшествующий кварталу (месяцу), в котором оно было закрыто.

В связи с этим налогоплательщик вправе представить уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за последний до закрытия обособленного подразделения отчетный период. В этих уточненных налоговых декларациях могут быть сняты ежемесячные авансовые платежи в бюджет субъекта РФ по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения, исчисленные на квартал, в котором произошло закрытие обособленного подразделения, и одновременно увеличены платежи в бюджет субъекта РФ по месту нахождения организации.

В Письме от 24.02.2009 N 03-03-06/1/82 Минфин России разъяснил, что если обособленное подразделение закрыто после наступления одного или двух сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей на квартал, в котором это обособленное подразделение закрыто, то в уточненных налоговых декларациях по ликвидированному обособленному подразделению могут быть сняты ежемесячные авансовые платежи только по ненаступившим срокам уплаты и одновременно увеличены на эти же суммы платежи по организации без входящих в нее обособленных подразделений.

Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н (действовал до сдачи отчетности за 2010 г.) утверждены форма и Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее — Порядок).

Начисление ежемесячных авансовых платежей по наступившим срокам уплаты в данном случае снимается в налоговой декларации по ликвидированному обособленному подразделению за следующий после его закрытия отчетный (налоговый) период по строке 110 Приложения N 5 к листу 02 с кодом 3 по реквизиту »Расчет составлен» по закрытым обособленным подразделениям.

Таким образом, для начисления ежемесячных авансовых платежей при закрытии обособленного подразделения налогоплательщик вправе представить уточненные налоговые декларации за I полугодие 2010 г.:

— по обособленному подразделению с указанием ежемесячных авансовых платежей на III квартал 2010 г. только по наступившим срокам уплаты;

— в целом по организации — с увеличением ежемесячных авансовых платежей в Приложении N 5 к листу 02 по организации без входящих в нее обособленных подразделений на суммы платежей ликвидированного обособленного подразделения по ненаступившим срокам уплаты III квартала 2010 г. и с одновременным уменьшением на эту же сумму платежей в Приложении N 5 к листу 02 по обособленному подразделению.

Одновременно с указанными изменениями должны быть внесены соответствующие поправки в разд. 1 уточненных налоговых деклараций.

Данные изменения должны быть учтены при формировании показателей строк 80 и 110 Приложения N 5 к листу 02 по ликвидированному обособленному подразделению и строк 80 и 100 (или 110 ) Приложения N 5 к листу 02 по организации без входящих в нее обособленных подразделений в налоговых декларациях за девять месяцев 2010 г.

Таким образом, при представлении декларации по налогу на прибыль за I полугодие 2010 г. по ликвидированному обособленному подразделению (в августе 2010 г.) по строке 080 Приложения N 5 к листу 02 отражаются начисленные ежемесячные авансовые платежи на III квартал 2010 г. по наступившим срокам уплаты 2010 г.

Пунктом 2.8 Порядка определено, что в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения уточненные декларации по указанному обособленному подразделению, а также декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период представляются в налоговый орган по месту нахождения (учета) организации.

При этом в титульном листе (листе 01) по реквизиту »По месту нахождения (учета)» указывается код 223 , а в верхней его части указывается КПП, который был присвоен организации налоговым органом по месту нахождения закрытого обособленного подразделения.

В разд. 1 указанных выше деклараций код ОКАТО/ qмуниципального образования, на территории которого находилось закрытое обособленное подразделение, указывается с учетом положений п. 4.1 Порядка.

Следовательно, начисленные и уплаченные ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль ликвидированного обособленного подразделения будут отражены в отдельной карточке расчетов с бюджетом организации с ОКАТО по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения.

При подтверждении излишней уплаты суммы авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, зачисленной в бюджет субъекта Российской Федерации, необходимо учитывать следующее.

В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

Другие публикации:  Пособия из фонда социального страхования в 2019 году

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, которые подлежат взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

При этом правила, которые установлены в ст. 78 Налогового кодекса РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов ( п. 14 ст. 78 НК РФ).

Инспекция не может списать переплату по налогу самовольно

Инспекция имеет право списать излишне уплаченный налог действующего предприятия только по его заявлению или по решению суда, это касается в том числе отмененных налогов. Для недействующих предприятий, которые не сдают в инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность, – другие условия. По мнению ФНС России, сумму переплаты, по которой истек срок исковой давности, в этом случае можно списать. Рекомендации основаны на том, что прямого запрета на такие действия в Налоговом кодексе нет. Основанием для списания послужит решение руководителя налогового органа или его заместителя.

Добросовестный налогоплательщик вправе вернуть излишне уплаченный налог. Для этого нужно написать соответствующее заявление в налоговую инспекцию (ст. 78 НК РФ). Это возможно, если нет недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету или внебюджетному фонду. Если же недоимка есть, то инспекция должна сначала зачесть переплату в счет погашения недоимки или задолженности, и только потом вернуть налогоплательщику оставшиеся денежные средства.

О каждом обнаруженном факте переплаты налоговая инспекция обязана сообщать налогоплательщику в течение 10 дней. Инспекция также обязана сообщать сумму излишне уплаченного налога (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога можно подать в течение трех лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Что делать, если в течение этого срока налогоплательщик так и не подал заявление, Налоговый кодекс не регламентирует. Поэтому ФНС России выпустила письмо от 1 ноября 2013 г. № НД-4-8/19645.

По мнению ФНС России, сумму переплаты, по которой истек срок исковой давности, можно списать. Рекомендации основаны на том, что прямого запрета на такие действия в Налоговом кодексе нет. Основанием для списания послужит решение руководителя налогового органа или его заместителя.

Речь идет о недействующих предприятиях. Налоговая испекция не имеет права списать излишне уплаченный налог работающей организации только на основании того, что она не подавала заявления о зачете или возврате переплаты, а срок подачи заявления истек. Если организация работает, то есть осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, сдает в налоговую инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность, то списать переплату нельзя даже по отмененным налогам. Только если налогоплательщик сам об этом не попросит, или есть вступившее в силу судебное решение об отказе налогоплательщику в востановлении срока давности возврата излишне уплаченного налога.

Итак, заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. После истечения этого срока ФНС России рекомендует списывать переплату на основании заявления от самого налогоплательщика. По мнению ФНС налогоплательщик может сам попросить списать деньги, которые он переплатил, в том числе по отмененным налогам.

Хочется отметить, что, по мнению Конституционного Суда РФ, выраженного в Определении от 21 июня 2001 г. № 173-О, пункт 8 статьи 78 Налогового кодекса не препятствует гражданину в случае пропуска указанного сро ка (три года со дня переплаты) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Е. Ирхина, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению, для журнала «Приложение к Практической бухгалтерии»

Налоговый учет и отчетность

В бераторе «Налоговый учет и отчетность» собрана воедино и правильно систематизирова полная и подробная информация о том, как организовать и вести налоговый учет.
Узнайте больше >>

Читайте также по теме:

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Как списать переплату по ЕСН в ФФОМС и ФСС, если срок трехлетней давности уже истек?

Вам в помощь свежее письмо налоговиков по рассматриваемому вопросу.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 1 ноября 2013 г. N НД-4-8/19645@

О СПИСАНИИ СУММ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОГО НАЛОГА

Федеральная налоговая служба в связи с многочисленными запросами налоговых органов и налогоплательщиков о возможности списания сумм излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов сообщает следующее.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Пунктом 3 статьи 78 Кодекса на налоговые органы возложена обязанность по сообщению налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Кодекс не определяет основания и порядок списания налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, со дня уплаты которых прошло более трех лет.
Вместе с тем Кодекс не препятствует списанию суммы излишне уплаченного налога, по которой истек срок исковой давности, на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, если налоговым органом обнаружена эта сумма излишне уплаченного налога, о которой в установленном порядке извещен налогоплательщик, не требуется ее направление на погашение недоимки по другим налогам, сборам, пеням, штрафам, налогоплательщик не подавал заявление о возврате (зачете) указанной суммы излишне уплаченного налога, не осуществлял финансово-хозяйственной деятельности и не представлял в налоговые органы бухгалтерскую и налоговую отчетность, в соответствии с которой возможно было произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей.
Кроме того, налоговые органы вправе произвести списание суммы излишне уплаченного налога на основании вступившего в силу судебного решения об отказе налогоплательщику в восстановлении срока давности возврата этой суммы налога.
Что касается списания суммы излишне уплаченного налога действующего юридического лица, то Кодекс не препятствует налоговому органу осуществить списание сумм, в отношении которых истек срок, указанный в пункте 7 статьи 78 Кодекса, при обращении налогоплательщика в налоговый орган с просьбой о списании указанных сумм, в том числе сумм отмененных налогов.
Вместе с тем списание налоговым органом сумм излишне уплаченных налогов, в отношении которых истек срок, указанный в пункте 7 статьи 78 Кодекса, у налогоплательщиков, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, представляющих в налоговый орган бухгалтерскую и налоговую отчетность и не направлявших в налоговый орган обращения с просьбой о списании указанных сумм, является неправомерным.

По какой форме подать заявление о списании переплаты за периоды более трехлетней давности?

Вопрос-ответ по теме

По какой форме подать заявление о списании переплаты за периоды более трехлетней давности.

Унифицированного бланка такого заявления нет, поэтому можете составить его в произвольной форме.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Другие публикации:  Нотариус витебске

Письмо ФНС России от 01.11.2013 № НД-4-8/19645@ О списании излишне уплаченных налогов»

«Федеральная налоговая служба в связи с многочисленными запросами налоговых органов и налогоплательщиков о возможности списания сумм излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов сообщает следующее.В соответствии со ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Пунктом 3 ст.78 Кодекса на налоговые органы возложена обязанность по сообщению налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Кодекс не определяет основания и порядок списания налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, со дня уплаты которых прошло более трех лет.* Вместе с тем Кодекс не препятствует списанию суммы излишне уплаченного налога, по которой истек срок исковой давности, на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, если налоговым органом обнаружена эта сумма излишне уплаченного налога, о которой в установленном порядке извещен налогоплательщик, не требуется ее направление на погашение недоимки по другим налогам, сборам, пеням, штрафам, налогоплательщик не подавал заявление о возврате (зачете) указанной суммы излишне уплаченного налога, не осуществлял финансово-хозяйственной деятельности и не представлял в налоговые органы бухгалтерскую и налоговую отчетность, в соответствии с которой возможно было произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей. Кроме того, налоговые органы вправе произвести списание суммы излишне уплаченного налога на основании вступившего в силу судебного решения об отказе налогоплательщику в восстановлении срока давности возврата этой суммы налога. Что касается списания суммы излишне уплаченного налога действующего юридического лица, то Кодекс не препятствует налоговому органу осуществить списание сумм, в отношении которых истек срок, указанный в п.7 ст.78 Кодекса, при обращении налогоплательщика в налоговый орган с просьбой о списании указанных сумм, в том числе сумм отмененных налогов.* Вместе с тем списание налоговым органом сумм излишне уплаченных налогов, в отношении которых истек срок, указанный в п.7 ст.78 Кодекса, у налогоплательщиков, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, представляющих в налоговый орган бухгалтерскую и налоговую отчетность и не направлявших в налоговый орган обращения с просьбой о списании указанных сумм, является неправомерным.»

В организации имеется переплата налога по УСН, которая образовалась в 2010 году. Так как прошло более трех лет, налоговый орган отказывается осуществить списание суммы переплаты в счет текущих платежей — утверждает, что надо представить письмо о списании переплаты в бюджет. Какими проводками необходимо отразить данную операцию в бухгалтерском учете (в каком периоде)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На дату списания в бюджет сумм излишне уплаченного налога, со дня уплаты которых прошло более трех лет, в бухгалтерском учете организация может сформировать следующую проводку:
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 68, субсчет «УСН»
— списана в бюджет переплата по УСН.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. При этом зачет и возврат суммы излишне уплаченного налога производятся на основании заявления налогоплательщика (п.п. 4, 6 ст. 78 НК РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах.
Отметим, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (п. 3 ст. 78 НК РФ).
НК РФ не определяет основания и порядок списания налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, со дня уплаты которых прошло более трех лет (письмо Минфина России от 11.02.2013 N 03-02-07/1/3225).
Вместе с тем при обращении налогоплательщика в налоговый орган с просьбой о списании указанных сумм, в том числе сумм отмененных налогов, НК РФ не препятствует налоговому органу осуществить списание соответствующих сумм, в отношении которых истек срок, указанный в п. 7 ст. 78 НК РФ (письма Минфина России от 27.09.2011 N 03-02-07/1-349, ФНС России от 01.11.2013 N НД-4-8/19645@).
Следует отметить, что при допущении налогоплательщиком переплаты налога налоговая база как один из элементов налогообложения искажена. Следовательно, переплаченный «налог» — исчисленный с искажённой налоговой базы — нельзя считать законно установленным налоговым платежом.
В случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. То есть можно сделать вывод, что суммы излишне уплаченного налога, для возврата которых из бюджета истек срок исковой давности, относятся к безнадежным долгам (смотрите также постановление ФАС Московского округа от 28.11.2013 N Ф05-13700/13 по делу N А40-155004/2012).
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) (далее — Инструкция) сумма переплаты по налогам и пеням отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
При этом на основании п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации» и п. 77 приказа Минфина России от 29.07.1998 N 34н суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания являются прочими расходами. Такие суммы в течение отчетного периода отражаются по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» (Инструкция).
Учитывая вышесказанное, считаем, что на дату списания в бюджет сумм излишне уплаченного налога, со дня уплаты которых прошло более трех лет, в бухгалтерском учете организация может сформировать следующую проводку:
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 68, субсчет «УСН»
— списана в бюджет переплата по УСН.

К сведению:
Отметим, что пропуск срока на обращение в инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм налога не препятствует обществу обратиться в суд с заявлением о возврате указанных сумм (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.10.2015 N Ф08-7339/15 по делу N А15-4133/2014).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Гусихин Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

31 марта 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.