Блог

Скороговорки оформить

Веселые скороговорки с картинками

ВЕСЕЛЫЕ СКОРОГОВОРКИ С КАРТИНКАМИ

(составлено Мамаевой Н.В. по материалам Интернет)

Всем известно, что самым простым и эффективным способом развития дикции (четкого, внятного произношения) являются скороговорки.

Скороговорки представляют собой простой ритмичный текст, в котором сочетаются звуки, затрудняющие легкое произношение слов. Скороговорки бывают разные: простые и сложные, веселые и смешные. С давних пор они создавались для забавы детей. Произношение скороговорок улучшает подвижность языка, развивает внимание. Это своеобразный речевой тренажер.

Эти скороговорки с картинками мы предлагаем для детей старшего дошкольного возраста, которые уже научились произносить все звуки правильно. Цель в данном случае – тренировка четкости и внятности произношения при быстром повторении с заучиванием наизусть. Детям с трех лет лучше подойдут более простые чистоговорки.

Первый шаг изучения любой скороговорки – ее отчетливое произношение и понимание смысла текста пока без учета скорости. Второй шаг – заучивание текста скороговорки, а затем – тренировка в проговаривании с ускорением темпа речи. Забавные картинки помогут ребенку быстрее запомнить текст.

Сборник скороговорок своими руками

Любовь Кузьменко
Сборник скороговорок своими руками

Книжка кукла сделана из картона. Дети назвали её «Скороговорилка«

Предложили детям сочинить скороговорки со своими именами и записать их в эту книжечку. Все с большим азартом принялись за дело:

«Андрей и Карина пошли за малиной, а вместо малины набрали калины»;

«Максим у осин строит магазин. Максим, не строй магазин у осин»;

«Наша Поля шла по полю, видит в поле кто — то полет»;

«Рослый Рустам нашёл рябчика в кустах»;

«Нашла Соня поясок, поясок на туесок. Подвязала поясок и попрыгала в лесок»;

Дети уже выучили практически все придуманные ими скороговорки.

Таким образом мы и играем и развиваем речь дошкольников.

Оформление групповой комнаты. «Аквариум» из коробки 1. Для изготовления аквариума нам понадобится обыкновенная коробка 2. На цветном принтере распечатываем картинки с изображением моря,.

Тишина книжка Цель:Развивать память,речь,мышление,мелкую моторику пальцев рук. Развивать любознательность. Учить детей составлять короткие рассказы по.

App Store Скороговорки на картонке. Улучшаем дикцию себе и детям

У кого-то хорошая дикция от природы, а кто-то думает, что она у него хорошая… пока не попробует записать свой голос для чего бы то ни было и потом прослушать результат. Не верите? А вы попробуйте на диктофон смартфона надиктовать, например, шуточный обзор чашечки кофе, который пьете, читая этот материал, или же активно поглощаемого бутерброда. А еще лучше записать текст на бумажку и потом качественно надиктовать его. Мои первые пробы были печальны: окончания проглатывались, голосок дрожал, язык спешил, да еще внезапно обнаружился могучий «хохляцкий акцент». Не могу сказать, что все проблемы победил, но теперь процесс пойдет немного бодрее. Отличным тренажером для дикции являются скороговорки, и впервые такой инструмент появился для iOS. Вопрос лишь в том, а есть ли у электронных «Скороговорок на картонке» какие-то преимущества в сравнении с бумажными версиями? Давайте попробуем выяснить это вместе.

По факту, «Скороговорки на картонке» создавались в основном для детей, чтобы помочь устранить дефекты дикции и развить хорошую скорость речи и улучшить ее качество. Но как показала личная практика, программа подойдет и взрослым, для которых важно ораторское искусство, а также умение четко и «сыто» разговаривать в кадре или на публике. Она получилась действительно универсальной с разными «завлекаловками» для детей и с нужными инструментами для взрослых. Но обо всем по порядку.

Приложение отвечает своему названию и действительно выполнено в виде карточек, со стилизованной соответствующим образом графикой. Взрослому-то по большей части все равно, ему главное — информация, а вот ребенку нужна веселая картинка, причем желательно интерактивная.

Есть тут и веселости, и интерактив. Причем об этом рассказывается на стартовом экране, да и попробовать можно тоже. Если таки остались вопросы, то поможет наглядная справка:

Как видите, помимо, собственно, скороговорки, присутствует и пара инструментов, отличающих электронный вариант от бумажного. Во-первых, можно прослушать скороговорку, надиктованную профессиональным диктором, причем сделать это на двух скоростях: медленно и быстро.

Кстати, как по мне, то оба варианта не особо шустрые, но зато произнесены они с чувством, толком и с расстановкой — то, что надо для детей. Второй инструмент — это встроенный диктофон. Записали себя и потом можно прослушать, чтобы сравнить результат. Единственный нюанс — дается лишь по одной записи для каждой скороговорки. То есть, следить за своим прогрессом в рамках одного задания не получится. Также отмечу еще один момент — это скорость сохранения звукового файла. Не знаю, в каком формате записывается результат, но прежде чем его можно будет прослушать, придется подождать 3–5 секунд.

Что касается интерактива, то практически каждая карточка содержит активные элементы, реагирующие на наклоны планшета и на касание. Это приятная мелочь, позволяющая заинтересовать малыша, ну а в процессе изучения «живых картинок» он поучится правильному произношению.

Бесплатно предлагаются восемь карточек, за остальные придется доплатить $2. Мне лично приложение понравилось, а вот 3-летнего сына в нем заинтересовали лишь мини-игры. Вероятно, мал еще, чтобы дикцию себе улучшать. Но важен сам факт того, что малыш обратил внимание на приложение и провел с ним какое-то время, а не сразу закрыл в поисках своих любимых игр. То есть, в процессе игры он будет слушать правильную речь и потихоньку запоминать. Как приложение «Скороговорки на картонке» работает вживую, смотрите в видеообзоре ниже:

(Нет голосов)

Как оформить книгу скороговорки на согласную букву

Мой пристрой. СП: другие товары

Ближайшие встречи (подробности по почте): Пятница, 19 сентября, 11.30, м.Таганская радиальная, Пятница, 19 сентября, 19.00, м.Таганская радиальная, Суббота, 20 сентября, с 10.30 до 11.00, м.Тульская у Правды Записывайтесь. А ВОТ ПРИСТРОЙ: МЯГКИЕ ИГРУШКИ СО СКАЗКАМИ. Мягкие игрушки сами рассказывают сказки: Репку, Теремок, Курочку Рябу и Сказку про храброго барана (две сказки мужским голосом, две женским). Продолжительность одной сказки 3-4 мин. Все игрушки рассказывают эти 4 сказки. Голос.

Другие публикации:  Отличие инкассового поручения платежного требования

Сам себе логопед. Ребенок от 1 до 3

Дима до 5 лет не выговаривал букву «л», говорил вместо нее «в» — «вошадь», «гваз» и т.п. Нас послали к логопеду, а я не пошла. Придумала Диме скороговорку: «У Лешки галошки, надел галоши Леша, сел на лошадь и поскакал, глядит с лошади Лешка — нет ли блинов да лепешек». Не очень умная, но других слов, где проговаривались бы все сочетания с буквой «л» я придумать не смогла. Димке очень понравилось проговаривать каждую букву, через несколько дней проблем не стало, выговаривает все.

Книга Успенской Л.П. и М.Б. Успенского
«Учитесь говорить правильно»

лы-лы-лы, лы-лы-лы
забивали мы голы,
лу-лу-лу,лу-лу-лу
возле окон на полу.
ла-ла-ла, ла-ла-ла
не заметили стекла.

лу-лу-лу,лу-лу-лу
мы не били по стеклу,
ла-ла-ла, ла-ла-ла
только нет в окне стекла.

и так на все буквы алфавита!

Озвученный плакат УМКА — АЗБУКА Новый 600 руб.. Продам детское

УМКА «ВИННИ ПУХ И ЕГО ДРУЗЬЯ. АЗБУКА» Знакомимся с алфавитом. Учим новые слова (из учебника Букварь школьная программа). Стихотворения про алфавит и цифры. Песенки Винни Пуха. Серия озвучена профессиональными актерами. Плакат можно вешать на стену. Влагозащитная поверхность. Работает от 3-х батареек «AAA». Батарейки в комплект не входят. От 3-х лет. Для детей от 3 лет до 6 лет Описание: Вместе с говорящей азбукой ваш ребенок легко выучит алфавит, научится правильно произносить буквы, выучит.

Девочки, а где можно взять госстандарт -. Ребенок от 7 до 10

Девочки, а где можно взять госстандарт — программу по русскому и математике за 4 кл. Т.е. интересует что ребенок должен знать и уметь к концу 4 кл. — очень нужно. Буду также благодарна за ссылки на любые олимпиадные задания за 4 кл. Марафон нынешний уже есть. Спасибо.

Вот. Это не 4 класс, а к концу начальной школы.

Русский язык и литература

Фонетика и графика
Гласные звуки, гласные буквы; согласные звуки звонкие и глухие, парные и непарные, твердые и мягкие, согласные буквы; гласные ударные и безударные. Ударение, слог. Русский алфавит.
Морфология
Имя существительное. Род, изменение имен существительных по числам, падежам. Правописание падежных окончаний существительных. Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Правописание падежных окончаний прилагательных. Глагол. Неопределенная форма глагола. Время, лицо, число глагола. Спряжение глагола. Правописание «не» с глаголами. Личные местоимения. Предлог. Состав слова. Значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Однокоренные слова.
Синтаксис и пунктуация
Предложение. Предложения повествовательные и вопросительные. Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды); однородные члены предложения. Союзы «и, а, но» при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Орфография
Употребление больших букв. Правописание ь и ъ. Правописание предлогов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глагола.
Техника чтения и понимание прочитанного
Осознанное правильное чтение художественного и научно — популярного текста целыми словами вслух и про себя. Понимание основного содержания текста. Главная мысль произведения и соотнесение ее с заглавием. Постановка вопросов к тексту и ответы по прочитанному содержанию. Простой план. Пересказ прочитанного по плану.
Читательский кругозор и ориентация в мире книг
Русские народные сказки, сказки народов мира (волшебные, бытовые, о животных). Литературные сказки русских и зарубежных авторов. Детский игровой фольклор, мифы и предания народов России и мира. Произведения русской классики, вошедшие в круг детского чтения. Произведения современной детской русской и зарубежной литературы. Библиографические сведения о книге (автор, оглавление, аннотация). Знакомство с учебными словарями.
Литературоведческая пропедевтика
Жанры произведений: рассказ, сказка (народная или литературная), басня, стихотворение, повесть, пьеса. Жанры фольклора: загадки, скороговорки, песенки, пословицы и поговорки. Тема произведения. Основная мысль. Сюжет. Герой — персонаж, его характер, поступки. Писатель, автор — рассказчик. Средства художественной выразительности в тексте — эпитеты, сравнения; в стихах — звукопись, рифма.
Речевое развитие
Постановка вопросов и ответы на них. Пересказ произведения подробно, выборочно, кратко. Связный рассказ о персонажах произведения по плану. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Заучивание стихотворений (с опорой на ключевые слова, воображаемые картины, иллюстрации) и их чтение с соблюдением пауз, логического ударения, интонации. Письменный ответ на вопрос. Изложение. Письмо текста на определенную тему.

Числа и вычисления. Числа натурального ряда в пределах миллиона. Число 0. Запись и чтение числа в десятичной системе счисления.
Сложение, вычитание, умножение, деление целых неотрицательных чисел. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения). Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания; таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Приемы устных вычислений. Алгоритмы письменных вычислений: сложение и вычитание; умножение и деление на однозначное и на двузначное число.
Доли, нахождение доли числа и числа по его доле, числовые выражения. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих 2 — 3 действия (со скобками и без них). Буквенные выражения.
Простые и составные текстовые задачи.
Геометрические фигуры и величины. Точка. Отрезок. Луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Многоугольник (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат). Окружность, круг. Центр и радиус окружности (круга).
Длина. Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Измерение длины отрезка. Вычисление длины ломаной, периметра многоугольника (треугольника, прямоугольника, квадрата).
Площадь. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр. Площадь прямоугольника.
Масса. Единицы массы: граммы, килограммы, центнер, тонна. Единица объема: литр.
Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, год, век. Соотношение между единицами величин. Зависимости между величинами: скорость, время, длина пути при равномерном движении; цена, количество, стоимость товара; работа, производительность труда, время.

Не выговаривает буквы . Ребенок от 1 до 3

Девочки, нужен ваш совет! Ситуация такая — дочке 1.11, говорит много, знает миллион стишков, песенки — наше все. Но — не выговаривает некоторые согласные (з, с, р). Учим скороговорки, стишки на развитие речи, но прогресс, если честно, никакой. Вопрос — нам пора к логопеду или еще можно подождать? (Бабушки меня уже запинали, что дочка будет картавить, а я совсем с младшим сынишкой закрутилась, ничего не успеваю (((

Другие публикации:  Права имеющих судимость

Короткие скороговорки на русском языке для детей 7–8 лет

Обучение детей процесс сложный и трудоёмкий, к тому же в нём обязательно должны присутствовать игровые моменты и возможность чередования процесса постижения знаний и отдыха. Скороговорки на русском языке являются одним из способов учиться с удовольствием.

Польза скороговорок

Согласно словарю – это ритмичный, несложный и шуточный текст, собранный из таких слов, чтобы произносить их быстро было затруднительно. Относится этот вербальный жанр к народному творчеству.

Разучивание и проговаривание таких фраз и стишков помогает активному обучению в приятной игровой форме, это способствует:

  • развитию памяти;
  • улучшению речи;
  • совместным играм с родителями и обсуждению вопросов на разные темы;
  • устранению проблем с дикцией;
  • концентрации внимания;
  • передаче народных традиций следующему поколению;
  • пробуждению чувства ритма, считается, что он присущ каждому человеку, но неиспользуемый в быту дремлет.

Причём делать это можно с юмором, ведь многие скороговорки имеют шуточный смысл. Специалисты по детскому развитию рекомендуют совмещать разучивание этих коротких фраз с подвижными играми. Вот несколько сценариев:

  • можно попросить малыша ритмично ударять по мячу во время проговаривания текста;
  • отбивать ритм ладошками;
  • показывать пантомимы на героев и события в тексте.

Скороговорки проговаривают в медленном ритме, со средней скоростью, в быстром ритме и очень быстром. Обязательно нужно следить, чтобы ребёнок выговаривал все слоги, не глотал окончания и чётко разделял слова.

Дети, как правило, очень эмоциональны, их психика только учится справляться с волнами чувств, поэтому рассказывая или отвечая на вопросы родителей, они иногда спешат, не полностью проговаривают слова или же теряют нить разговора. Разучивание скороговорок способствует концентрации, осмысленному чтению, умению анализировать короткий текст, находить параллели и выстраивать ассоциации. Ребёнку обязательно пригодятся все перечисленные навыки в последующем обучении в школе, да и в повседневной жизни.

Если малыш научится переключаться с одного осознанного действия на другое, концентрироваться на определённом действии или предмете, то уже с детства у него улучшится усидчивость и запустится формирование волевых процессов.

Кроме того, речь очень важный инструмент социализации. Правильная речь помогает донести свои мысли и установить контакт с другими людьми. Такой навык, закладываемый в детстве, сформирует определённое мировоззрение у ребёнка.

Есть несколько типов восприятия мира:

  1. я плохой — мир плохой;
  2. я плохой — мир хороший;
  3. я хороший — мир плохой;
  4. я хороший — мир хороший.

Психологи считают, что одна из таких картин мира формируется с самого детства под влиянием родителей, близкого окружения, а потом и посторонних людей. Со временем человек осознанно может изменить своё отношение к миру и пересмотреть интерпретацию отношения окружающих к нему.

Пересматривать свои суждения сложнее, чем формировать их изначально более адекватными и соответствующими реальной жизни. В детском возрасте и происходит закладка многих шаблонов и установок.

Если малыш получает одобрение от родителей при обучении, то приходит важное для него понимает собственной ценности. Примерно к восьми годам, при контактах с другими детьми самооценка такого ребёнка будет более адекватной, появится уверенность в себе. При таком положении дел ему легче признавать свои ошибки. Если знаний недостаточно, он менее конфликтен и стремится их получить, вместо того, чтобы обороняться или проявлять агрессию.

Обучение воспринимается не как повинность, а как игра, приятная и интересна, если с детства ребёнок усвоил лёгкость от самого процесса постижения знаний. Самооценка очень важна для общения и способности дружить и достигать целей.

Виды скороговорок

Скороговорки, которые помогают проработать трудные звуки, известны давно. Условно можно разделить скороговорки на такие виды:

Скороговорки с определённой буквой

Хорошая дикция, правильное произношение, большой запас слов и умение ими пользоваться, навыки, которые нужно развивать не только дикторам, ораторам или преподавателям. В современном мире общение и умение коммуницировать становится всё более важным навыком. Поэтому скороговорки на русском языке помогут сформировать красивую и правильную речь ребёнка, которая будет способствовать развитию и успешной реализации в разных сферах жизни.

На букву Б:

Белые бараны били в барабаны.

На букву К:

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

На букву Р:

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Скороговорки стихи

Детям 7-8 лет можно давать стишки более длинные. Такие упражнения помогут развивать память, а также концентрировать внимание и задерживать его на длинных предложениях, с чем иногда возникают проблемы при обучении в школе. Можно подобрать картинку или целый визуальный ряд вместе с ребёнком, это поможет развить фантазию и творческие способности малыша. К тому же формируя ассоциативный ряд, процесс запоминания происходит легче и быстрее. А находить картинки, которые соответствовали бы темам скороговорок может стать занимательной и весёлой игрой.

Примера таких стихов приведены ниже.

Грачиха говорит грачу:

— Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!

Карасёнку раз карась Подарил раскраску.

И сказал Карась: «Раскрась, Карасёнок, сказку!»

На раскраске Карасёнка – Три весёлых поросёнка:

Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать и будем выговаривать

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Скороговорки, дошедшие до нас из глубины веков, передают самобытность языка. Динамика изменений в современном мире оказывает влияние на речь, приводит и к появлению новых слов, и к утрате редко употребляемых. Разучивая наследие нашего богатого и прекрасного языка можно передавать народные традиции, чтобы не прерывалась связь поколений.

Примеры скороговорок на старый лад приведены ниже.

Архип осип. Осип охрип.

На мели мы налима лениво ловили, меняли налима вы мне на линя.

О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня?

От топота копыт пыль по полю летит.

Привила при изучении

Многие считают, что проговаривать скороговорки нужно только быстро. Специалисты рекомендуют определённую последовательность при обучении:

  1. Прочесть медленно, чтобы проговорить все буквы и слоги.
  2. Осмыслить содержание, чтобы легче запомнить смысловую часть фразы или стиха.
  3. Проговорить сначала медленно, затем пару раз в среднем темпе, чтобы запомнить последовательность слов.
  4. Контролировать дыхание при произношении в разных темпах.
  5. Проговорить несколько раз подряд в очень быстром темпе.
Другие публикации:  Патент по пермскому краю

Для детей 6-7 лет такая схема может занять два дня, важно, чтобы ребёнок не уставал. Создайте ребёнку комфорт при обучении, делайте паузы и хвалите не только за результаты, но и за сам процесс. Малыш будет рад, что его поощряют, даже если у него не получается воспроизводить фразы правильно ни первого, ни со второго раза.

Скороговорки при всей своей простоте могут стать прекрасным инструментом для улучшения дикции, лёгкого и полезного общения, улучшению понимания между родителями и детьми. Главное, регулярность занятий на первых порах, повторение для восстановления навыка и хорошее настроение от времени проведённого с малышом.

Скороговорки в речевом тренинге

В словаре С.И.Ожегова мы можем прочитать: «Скороговорка — это искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь».

Обычно именно так и рассматривают скороговорки, считая, что их использование ограничивается лишь сферой отработки дикции. Однако любой практикующий специалист по сценической речи может внести в данное определение существенные дополнения, которыми нам и хочется поделиться с вами.

Да, конечно, скороговорки являются верными и надежными помощниками для абитуриентов и студентов в нелегкой работе на пути налаживания и оформления артикуляции, улучшения и оттачивания дикции. Но кроме этого они являются прекрасным материалом для тренинга на телесное и дыхательное освобождение; для работы по голосоведению и освоению резонаторной системы, расширению звуковысотного и темпоритмического диапазонов, совершенствованию фонематического слуха, развитию чувства ритма и т. д.

От других тренировочных текстов скороговорку отличают краткость, емкость, динамичность и ритмичность высказывания. Кроме того, в скороговорке обязательно присутствует игра звуков, которые путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются, дразня и предлагая померяться с ними силами, испытать свою память, сообразительность и подвижность артикуляционного аппарата. Специально подобранные по звуковому составу слова, соединяющиеся в забавные оригинальные, коротенькие истории, могут быть простыми предложениями, а могут быть зарифмованы в небольшие стихотворения.

В детстве скороговорка — это веселая, занимательная учеба для детей, а позже — отличная школа дикционных упражнений для взрослых, чья профессия немыслима без полноценного речевого общения.

Скороговорки придумываются поэтами и писателями, рождаются в народе, откликаясь на нелепости и несуразности казенного языка:

Крепче крепить крепость крепежной крепи.

Спикер у спикера спёр скипетр.

Протокол про протокол протоколом запротоколировал.

Нужен риэлтеру электорат, как импичмент спичрайтеру.

Приватизировали, да не выприватизировали.

Многие скороговорки возникают в стенах театральных вузов и училищ на уроках по сценической речи. Чаще всего их придумывают студенты по заданию педагога.

Вот, например, рассказ-скороговорка студента, стремящегося улучшить произнесение звука Ш:

«Шесть шажков шишку до шеф-повара. Спешил шишок, тушил в горшке картошку, сушил шиповник, и, шмыгая, швырял в мешок. Шумит камыш, у шишка на шампуре шипит шашлык. Зашумели крылышки, и мушка шмякнулась на шашлык. Шасть мушка по картошке, прошмыгнула, что мышка, по шанежкам и сушкам. Шишок шибко спешил, шустро зашиб мушку в сушках. Засушил, потушил, перемешал с кашей и вермишелью и вышел в лучшие шеф-повары».

Или стихотворение студентки, также занимающейся исправлением «шепелявости»:

Сочиняя тренировочные тексты, окунаясь в мир фонетики, звукового разнообразия слов, словосочетаний, фраз, студенты начинают с большим интересом, бережнее и осмысленнее относиться к каждому звуку, тем самым обогащая и расширяя свой словарный запас, активизируя мышление и воображение. Это, конечно, вносит в процесс обучения элемент творческого поиска и личностной заинтересованности.

Попробуйте сочинить небольшие тексты в прозе или в стихах. Постарайтесь использовать как можно больше слов, содержащих необходимый для тренинга звук.

Огромную пользу приносят скороговорки при обучении иностранных студентов. Говорящие на других языках учащиеся удивляются количеству, разнообразию и изобретательности русских скороговорок. Почти каждый день появляющиеся в тренинге новые сложные тексты — для них «и мука, и отрада». Все это позволяет улучшить качество владения русским языком, познать поэтику звука, познакомиться с юмором и самобытностью народных высказываний, расширить лексический запас.

Кстати, следует отметить, что и для русскоговорящих студентов во многих скороговорках встречаются неизвестные слова и понятия, для расшифровки которых необходимо обратиться к словарю:

Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

Рододендроны из дендрария.

Инженеры нивелировали да не вынивелировали.

Антиквары отдают приоритеты раритетам.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Знакомство с подобными скороговорками дает повод для самостоятельной работы студентов со словарями и другой справочной литературой. Большую пользу приносит подготовка небольших сообщений об узнанном с приведениями примеров из научной и художественной литературы.

1. Впишите ниже значение слов:

2. Составьте с этими словами новые скороговорки:

Для учащихся, имеющих говорные отклонения, скороговорки могут стать первыми текстами для письменного и устного орфоэпического разбора. В любой из взятых в работу скороговорок обязательному контролю должны подвергаться гласные А и О, а также Е и Я, редуцирующиеся (то есть изменяющие свое качественное и количественное звучание) в определенных позициях (предударных и заударных). Но в данном пособии мы не будем рассматривать эту проблему. Подробнее о работе над исправлением говоров вы можете узнать в специальной литературе по предмету.