Блог

Пособие по як-130

Минобороны закупит 20 двигателей для Як-130 за 2,6 млрд рублей

МОСКВА, 7 ноября. /ТАСС/. Минобороны России планирует закупить 20 двигателей АИ-222-25, использующихся на учебно-боевых самолетах Як-130, за 2,6 млрд рублей. Поставки планируется осуществить в ноябре 2020 года, говорится в соответствующем документе на портале госзакупок.

«Министерство обороны Российской Федерации. извещает о проведении закрытого аукциона на поставку блоков, агрегатов и комплектующих изделий для эксплуатации самолетов согласно перечню, утверждаемому Минобороны: двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-222-25», — говорится в документе.

Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 2 млрд 625 млн 728 тыс. 362 рублей. Заказ разделен на три части: в 2018 году планируется выделить 1,3 млрд рублей, в 2019 году — 364,8 млн рублей и в 2020 году — 948 млн рублей.

Поставка двигателей должна быть осуществлена в два этапа: 10 двигателей должны быть поставлены в 2019 году и еще 10 — не позднее 10 ноября 2020 года. Исполнителя контракта выберут 29 ноября 2018 года.

Учебно-боевой самолет Як-130

Учебно-боевой самолет Як-130 (Mitten по классификации НАТО) начал разрабатываться ОКБ имени А. С. Яковлева в начале 1990-х годов. В 1996 году совершил первый полет, в 2002 году выбран базовым самолетом ВВС для подготовки летчиков.

Як-130 имеет следующие технические характеристики: длина фюзеляжа 11,49 м, размах крыла 9,72 м, высота 4,76 м, максимальная взлетная масса 9 т, практический потолок 12,5 тыс. м, максимальная скорость 1050 км/ч, дальность полета 1,85 тыс. км. Экипаж — два человека.

Самолет имеет шесть узлов подвески оружия, может нести управляемые и неуправляемые ракеты «воздух-земля», «воздух-воздух», бомбы, пушечные контейнеры и прочее. Серийное производство Як-130 ведется на Иркутском авиазаводе.

Учебно-боевой самолет

Двухместный учебно-боевой самолет Як-130 обеспечивает основную и повышенную подготовку летчиков современных и перспективных боевых самолетов, в том числе, сверхманевренных истребителей поколений «4++» и «5».

Комплекс управляемого и неуправляемого вооружения позволяет эффективно применять Як-130 в ходе обучения и при решении боевых задач.

Высокий ресурс и низкая стоимость эксплуатации Як-130 минимизируют расходы на обучение и поддержание боеспособности пилотов боевой авиации.

Самолет разработан «ОКБ им. А.С.Яковлева» (в составе ПАО «Корпорация «Иркут»). Работы по развитию самолета ведет Инженерный центр им. А.С. Яковлева – ведущее конструкторское подразделение ПАО «Корпорация «Иркут».

Серийно выпускается на Иркутском авиационном заводе, успешно эксплуатируется ВВС России и за рубежом.

«Учебник» или штурмовик: сможет ли учебный Як-130 выполнять боевые задачи?

Сложное испытание На учениях «Кавказ-2016» Як-130 Краснодарского военного авиационного училища протестировали систему ПВО Южного военного округа. На КП радиотехнического батальона мне довелось по приборам наблюдать выход эскадрильи этих самолетов на учебную цель. «Стотридцатые» применяли все качества воздушных бойцов — со средних высот они уходили на предельно малые, сокращали интервалы и дистанции боевого строя.

Командир локаторщиков признал, что эта учебная дуэль была очень сложным испытанием для его подчиненных. Двухместный реактивный самолет нового поколения Як-130 имеет классификацию учебно-боевого.

Предприятия «Ростеха» для него разработали, произвели и интегрировали в единый цифровой комплекс авионики передовые системы навигационного, пилотажного и боевого бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), создав самолет без аналоговых приборов.

В реализации учебной составляющей бортовая электроника Як-130 имитирует особенности полета почти всех типов современных истребителей и штурмовиков, начиная с МиГ-29 и Су-30 и заканчивая F-22 и F-35. Большим преимуществом Як-130 можно считать и комплексную систему управления, которая позволяет обучать полетам на больших углах атаки и выполнять фигуры высшего пилотажа.

Электроника предохраняет пилота от ошибок, к примеру, она автоматически уводит самолет от непроизвольного снижения ниже заданной высоты. — Як-130 как учебно-тренировочный авиакомплекс, безусловно, можно назвать лучшим в мире, — считает заслуженный летчик РФ, начальник Краснодарского авиаучилища полковник Виктор Ляхов.

— Потрясающий в управляемости самолет. К тому же он позволяет нашим выпускникам быстро осваивать новейшие авиакомплексы.

Вооружен, но не защищен

Что касается боевой составляющей, то Як-130 имеет ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность», а также авиабомбы управляемые и свободного падения, неуправляемые ракеты, системы пассивных помех. Его боевая нагрузка может достигать 3 тонн.

Другие публикации:  Арбитражный суд г ростов на дону официальный сайт

Старший инспектор Краснодарского авиационного училища летчик 1-го квалификационного разряда подполковник Сергей Селезнев считает, что современные системы Як-130 позволяют использовать этот самолет как боевой.

Что наглядно подтвердил представленный корпорацией «Иркут» вариант легкого штурмовика с лазерным дальномером для стрельбы по наземным целям. Но по бронезащите эта модель — не конкурент Су-25. А ведь на сверхмалых высотах даже автоматная очередь может быть губительна и для летчика, и для электронной начинки «Яка».

Заместитель командира штурмового авиаполка летчик 1-го квалификационного разряда подполковник Павел Шутай уверен, что модернизированный Су-25СМ с новой системой спутниковой навигации и системой наведения, улучшенной бортовой электроникой, станцией радиотехнической разведки и прочими инновационными компонентами стал лучшим штурмовиком в мире.

Не случайно именно эти самолеты столь эффективно справляются с задачей авиационной поддержки в Сирии. Летчики-инструкторы Борисоглебской учебной авиабазы, имеющие опыт эксплуатации Су-25СМ и Як-130, считают, что первый, кроме эффективной бронезащиты пилота и основных узлов авиакомплекса, резервирования ряда важных систем и прикрытия их менее важными, имеет преимущества и в виде нового прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ «Барс», в состав которого входят система обработки и отображения информации, система спутниковой навигации, ближней навигации, автоматический радиокомпас, бортовая система сбора, обработки и регистрации полетной информации «Карат-Б-25».

США уже испытали три больших шока от российского оружия

Все это позволяет Су-25СМ работать в любое время суток за пределами действия ПВО противника и применять высокоточное оружие. Як-130 при неплохой для легкого штурмовика боевой загрузке подобной защищенностью при выполнении задач по наземным целям не обладает.

Как считают войсковые авиаинженеры, дополнительное оборудование для этих целей будет отнимать полезную боевую нагрузку «Яка». Поэтому пилоты, имевшие сравнительную возможность учебно-боевого применения Су-25 и Як-130, склоняются к тому, что «сто тридцатый» целесообразнее в боевых условиях использовать в качестве самолета-разведчика или самолета радиоэлектронной борьбы, а не штурмовика.

При этом дополнительные защитные функции приобретут и встроенный автопилот, позволяющий посадить машину при ранении пилота, и два двигателя, работающие независимо друг от друга. Возможно и создание на базе «Яка» перспективного ударного беспилотного летательного аппарата. Но, как подсчитали специалисты, при этом требуется внесение в базовую модель изменений на уровне 60%.

Перспектива есть

Конечно же, в рассмотрении перспектив Як-130 в качестве легкого штурмовика необходимо учитывать мнение российских и зарубежных специалистов, которые считают легкие боевые самолеты перспективным оружием в условиях конфликтов низкой интенсивности и контртеррористических операций.

Недаром в последнее время на международном рынке вооружений возникает пристальное внимание именно к легким штурмовикам, так сказать, экономкласса. Ведь возможности подобных самолетов действительно позволяют эффективно бороться с такими целями, как малоскоростные и беспилотные летательные аппараты, слабо защищенные средствами ПВО автомобили, легкобронированная техника, точечные наземные объекты.

При этом затраты на их применение станут на порядок ниже, чем для тех же «Су» или «МиГов». Вполне возможно, что в таком качестве боевая модификация Як-130 нашла бы применение и в боевом строю российских ВКС.

Як-130: умная русская «Рукавица», которую копирует весь мир

В настоящее время стоимость современного истребителя 5-го поколения достигает нескольких сотен миллионов долларов. Поэтому летать на них должны серьезно подготовленные летчики-профессионалы. Для их подготовки служат так называемые учебно-тренировочные (УТС) или учебно-боевые самолеты (УБС).

Однако многие из существующих на сегодня машин подобного типа устарели морально и технически или имеют малый остаточный ресурс до списания. Именно поэтому во многих странах мира авиаконструкторы пытаются создать перспективные УТС/УБС последнего поколения.

По оценке западных и российских экспертов, мировой объем фактического экспорта УТС/УБС в стоимостном выражении в 2018—2023 годах составит не менее 8 млрд долларов.

Какое место занимает Россия на этом рынке? Весьма достойное — пятое, со стоимостью поставки самолетов в этот же период времени примерно в 440 млн долларов (5,34% рынка).

На рынке УТС представлены самолетом Як-130, разработанным в ОКБ им. А. С. Яковлева и предназначенным для замены в ВВС России учебно-тренировочных самолетов чешского производства Л-39. Это первый абсолютно новый самолет, построенный в современной России, по классификации НАТО Mitten («Рукавица»).

Тем не менее Як-130 позволяет на самом современном уровне обучать пилотов для российских и зарубежных боевых самолетов поколения 4+ и даже пятого. В учебно-тренировочный комплекс входит сам Як-130, интегрированная система объективного контроля, учебные компьютерные классы, пилотажные и специализированные тренажеры.

Другие публикации:  Судебные приставы по району братеево

Первый полет опытный образец Як-130 совершил 25 апреля 1996 года под управлением летчика-испытателя 1-го класса, Героя Российской Федерации Андрея Синицына. В дальнейшем испытания продолжил Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель РФ Роман Таскаев.

Государственные испытания этого УТС, включая вооружение (может быть установлено на самолет в случае его боевого применения), были завершены в декабре 2009 года. Уже через год первые Як-130 поступили на вооружение российских ВВС, после чего началась их интенсивная эксплуатация в учебно-авиационном центре ВВС России в Борисоглебске Воронежской области.

По оценкам российских аналитиков, потребность ВВС России в УТС оценивается в 250 единиц, а потребность мирового рынка — в десять раз больше. Предварительная стоимость Як-130 превышает 15 млн долларов. В настоящее время в ВВС России эксплуатируется примерно 106 Як-130.

Есть эти самолеты и за рубежом. В Алжире — 16 Як-130, Бангладеш — 13 Як-130 (по состоянию на 2018 год), всего было получено 16 самолетов, но в катастрофах погибло 3 машины. В Белоруссии — 8 Як-130. В Мьянме — 6.

Как ни фантастически это звучит, у Як-130 есть братья-близнецы или даже клоны. Особенно интересна история итальянского УБС М-346. Дело в том, что в свое время Як-130 начал разрабатываться совместно с итальянской компанией Aermacchi. Однако по ряду причин совместная работа России и Италии была остановлена, но тем не менее каждая из компаний получила документацию на базовую версию будущего самолета. В результате появились два похожих друг на друга как две капли воды УБС Як-130 и М-346, спроектированный на базе Як-130Д.

М-346 — это самолет, предназначенный для повышенной летной подготовки пилотов ВВС Италии и других стран. Первый полет он совершил в июле 2004-го. На самолете установлены два турбореактивных двигателя F-124-GA-200, которые позволяют ему достичь скорости до 1050 км/ч. УБС может нести ракеты и бомбы весом до 3 тонн на пяти узлах подкрыльевых подвесок.

На вооружении ВВС Италии есть уже 18 таких самолетов, Сингапура — 12, Израиля — 30, Польши — 8. Азербайджан закупил около 10 таких самолетов, еще 15 самолетов заказанo.

К сожалению, испытания и ввод в эксплуатацию этого УБС не обошлись без потерь. 18 ноября 2011 года прототип, который участвовал в показе на Dubai Airshow, разбился после отлета из Дубая в Италию. 11 мая 2013-го еще один самолет разбился спустя 20 минут после взлета из-за неполадок с двигателем.

Китайский клон Як-130

Однако особый интерес по ряду причин представляет китайский сверхзвуковой УТС L-15, прямой конкурент на рынке учебно-тренировочных самолетов не только Як-130, но и М-346.

Во-первых, он также напоминает по облику российский самолет. И это не удивительно. Ведь ОКБ Яковлева принимало активное участие в создании этого самолета в качестве консультанта конструкторов китайской компании AVIC-2 — разработчика L-15.

Во-вторых, на китайском УТС стоят два форсированных турбореактивных двигателя АИ-222-25Ф украинской разработки, которые позволяют достичь сверхзвуковой скорости. На Як-130 установлены аналогичные, но бесфорсажные моторы АИ-222-25.

В 2013 году стало известно о долгосрочном контракте с «Мотор Сич» на поставку 1920 двигателей АИ-222-25Ф и ремонт 3840 единиц до 2041 года на общую сумму 5,7 млрд долларов.

И в третьих, стоимость L-15 составляет 11 млн долларов, что ниже стоимости не только Як-130, но и М-346. Первый полет китайского УТС состоялся в марте 2006 года.

Он стоит на вооружении ВВС КНР под обозначением JL-10, Замбии — 6 L-15, Венесуэлы — 24 L-15

Южнокорейский УБС Т-50 Golden Eagle («Беркут»), двухместный сверхзвуковой реактивный самолет, был разработан южнокорейской фирмой KAI совместно с американской компанией Lockheed Martin. Он поднялся первый раз в воздух в августе 2002-го. В вооружение самолета входят ракеты «воздух — воздух» AIM-9 Sidewinder, AIM-120 AMRAAM, «воздух — земля» AGM-65 Maverick и бомбы со спутниковым наведением JDAM.

В ВВС Южной Кореи сегодня летает более 50 самолетов T-50. В настоящее время он принят на вооружение таких стран, как Индонезия — 15 T-50i, Филиппины. Во время авиашоу 20 декабря 2015 года на острове Ява в районе города Джокьякарта потерпел катастрофу самолет Т-50 ВВС Индонезии. Самолет упал недалеко от взлетно-посадочной полосы. Оба летчика погибли.

Американский УТС Т-Х

Американская корпорация Boeing и шведская группа Saab AB в сентябре этого года сообщили, что совместно разработанный ими самолет нового типа Т-Х одержал победу в тендере ВВС США на перспективный учебно-тренировочный самолет по программе Т-Х, предназначенный для замены учебно-тренировочного самолета повышенной подготовки Northrop T-38 Talon.

Другие публикации:  Законно ли страховка по кредиту

По итогам конкурса корпорация Boeing получила контракт ВВС США стоимостью 813 млн долларов на НИОКР, изготовление, поставку, отработку и испытания пяти опытных самолетов Т-Х и семи наземных тренажеров в рамках этапа EMD (Еngineering and manufacturing development), с поставкой на авиабазу Сан-Антонио — Рэндолф (штат Техас) в 2023 году.

Корпорация «Иркут» наращивает боевые возможности самолетов Як-130

САНТЬЯГО (Чили), 1 апр — РИА Новости, Александр Ковалев. Боевые возможности самолетов Як-130 продолжают наращиваться за счет применения в их составе лазерных дальномеров и бортового комплекса обороны, сообщил РИА Новости глава департамента регионального маркетинга корпорации «Иркут» Виктор Личаев на авиакосмическом салоне FIDAE-2016, проходящем в столице Чили Сантьяго.

«Многие потенциальные заказчики Як-130, в том числе, и в странах Латинской Америки, интересуются перспективой наращивания его боевых возможностей. «Иркут» в настоящее время в инициативном порядке проводит работы в этом направлении», — отметил представитель корпорации.

bmpd

Как сообщил 21 ноября 2018 года Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации, Воздушно-космические силы завершили перевооружение эскадрильи учебной авиабазы Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков им. А.К. Серова в Кущевском районе Кубани на новейшие учебно-боевые самолеты Як-130.

Самолеты Як-130 доставлены на Кущевскую авиабазу впервые. В настоящий момент перебазировано 10 единиц авиационной техники, тем самым ГОЗ-2018 на поставку самолетов данного типа выполнен полностью.

Один из переданных ВКС России учебно-боевых самолетов Як-130 постройки Иркутского авиационного завода ПАО «Корпорация «Иркут» (бортовой номер «35 красный» , серийный номер 1413) по Гособоронзаказу 2018 года. Июль 2018 года (с) Илья Соловей / russianplanes.net ( ссылка )

Предварительно летный и инженерно-технический состав прошел теоретическое и практическое переучивание. В плановых полетах учебной авиабазы в Кущевской самолеты Як-130 будут задействованы с декабря.

Ранее самолеты Як-130 поставлялись на аэродромы в городах Борисоглебск и Армавир.

Комментарий bmpd. Таким образом, учебная авиационная база в Кущевской (Краснодарский край) восстановленного Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) имени А. К. Серова стала третьей учебной авиационной базой, получившей учебно-боевые самолеты Як-130, после учебных авиабаз того же КВВАУЛ в Борисоглебске и Армавире.

Предположительно, авиабаза в Кущевской получила десять самолетов Як-130 постройки 2018 года Иркутского авиационного завода (ИАЗ) ПАО «Корпорация «Иркут» с красными бортовыми номерами с «30» по «39», переданных ВКС с июня по октябрь 2018 года.

Всего к настоящему времени Министерство обороны России получило 109 серийных самолетов Як-130 — из них 12 первых двух серий были построены на АО «Нижегородский авиационный завод «Сокол», а еще 97 — на Иркутском авиационном заводе. Из этого числа, по имеющимся данным, в составе учебной авиационной базы КВВАУЛ в Борисоглебске числятся сейчас 40 самолетов Як-130 (в том числе восемь фактически неэксплуатируемых машин нижегородской постройки), в составе учебной авиационной базы КВВАУЛ в Армавире — 45 единиц, а теперь 10 самолетов находятся в составе учебной авиационной базы КВВАУЛ в Кущевской. Также, по имеющимся сведениям восемь самолетов Як-130 находятся в Ахтубинске. Еще четыре самолета потеряны в летных происшествиях и два борта нижегородской постройки используются в качестве наземных учебных пособий.