Блог

Налог кыргызской республики

Законодательство Кыргызской Республики

База данных «Законодательство Кыргызской Республики» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Кыргызстана

Налоговые правоотношения в Кыргызской Республике регулируются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами, принятыми на его основе. К таким актам можно отнести постановления Правительства КР, которые регулируют различные аспекты налоговых отношений, а по некоторым налогам даже устанавливают ставки.

Общей частью Налогового кодекса КР урегулированы общие вопросы налогообложения. Так, подробно регламентирована процессуальная составляющая налоговых правоотношений, например, детально прописаны процедуры исполнения налоговых обязательств, заполнения и подачи налоговых деклараций, налогового контроля, зачета, возврата излишне уплаченных налогов и т.д. Имеются и разделы, посвященные ответственности за налоговые правонарушения, обжалованию неправомерных, по мнению заявителя, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Особенная часть целиком посвящена отдельным видам налогов и специальным налоговым режимам.

Закон выделяет в Кыргызстане два вида налогов:

Общегосударственные налоги

Подоходный налог. Плательщики – физлица. Объект – экономическая (кроме предпринимательской) деятельность, приносящая доход. База – разница между годовым доходом и установленным законодательством вычетом. Налоговая ставка одна из самых низких в мире – десять процентов не зависимо от размера дохода.

Налог на прибыль. Плательщики – юрлица и индивидуальные предприниматели. База – положительная разница между годовыми доходами и расходами. Ставка – десять процентов. С предприятий золотодобывающей отрасли налог не взимается. Для лизинговых компаний ставка составляет пять процентов.

Налог на добавленную стоимость. Косвенный налог, плательщиками которого являются лица, осуществляющие облагаемую налогом деятельность. Налогом облагается реализация (поставка) определенных работ, услуг и товаров, а также импорт. Ставка налога – двенадцать процентов.

Акцизный налог. Косвенный налог. Плательщики –импортеры и производители подакцизных товаров. К подакцизным киргизским законодательством традиционно отнесены: табачная и алкогольная продукция, нефтепродукты. Ставки варьируются от ста до двух тысяч сомов в зависимости от товара.

Налог за пользование недрами. Различают две разновидности таких налогов – бонусы и роялти. Бонус – единовременный платеж за право недропользования с целью разведки, поиска, разработки месторождений. Его плательщиками являются организации (как отечественные, так и иностранные), предприниматели, имеющие право на пользование недрами. База – количество (в том числе прогнозное) ископаемых в месторождении. Ставка устанавливается Правительством в зависимости от различных факторов, к коим, например, относят ценность ресурсов, площадь месторождения, степень его изученности и т.д. Для ее определения существуют специальные таблицы. Роялти – периодические (текущие) платежи за пользование недрами. Ставка зависит от выручки, полученной от реализации добытых ресурсов, их вида и объемов добычи

Налог с продаж. Косвенный налог. Плательщиками являются организации и предприниматели, реализующие работы, услуги и товары на территории страны. База – выручка от такой реализации. Ставка варьируется от полутора до пяти процентов в зависимости от вида деятельности.

Налог на имущество. Плательщики – собственники и законные владельцы недвижимого имущества или транспортных средств. Облагаемая стоимость определяется, исходя из стоимости квадратного метра и месторасположения объекта. Для транспорта – из его мощности либо балансовой стоимости. Ставка зависит от назначения недвижимого имущества и от объема двигателя (для транспортного средства).

Земельный налог. Плательщики – собственники земельных участков и землепользователи. База – площадь участка. Ставка зависит от района, в котором участок расположен, а также от его назначения.

Также налоговым законодательством Кыргызстана предусмотрен ряд специальных налоговых режимов, таких, как

  • обязательный и добровольный патенты
  • единый налог
  • налоговый контракт

Данные налоговые режимы введены для упрощения налогообложения организаций и предпринимателей в установленных законом сферах деятельности, заменяют собой уплату нескольких налогов, как правило, это НДС, налог на прибыль и налог с продаж (в разных вариациях для разных режимов). Цель введения данных специальных режимов – через упрощение процедуры сбора налогов повысить их собираемость и эффективность системы налогообложения в целом, что, как следствие, благотворно сказывается на пополняемости бюджета.

Особые налоговые режимы предусматривают ряд налоговых преференций для свободных экономических зон (их в стране четыре: «Бишкек», «Каракол», «Маймак» и «Нарын»), а также для Парка высоких технологий. Эти налоговые привилегии призваны стимулировать динамичное развитие подобных зон, способствовать притоку в них капитала.

Заключительные положения

Налоговое законодательство Кыргызстана можно охарактеризовать не только как современное, подробное и доступное для понимания, но и как одно из самых либеральных на пространстве всего бывшего СССР.

Отличительной его чертой являются чрезвычайно низкие налоговые ставки по основным налогам (подоходному, на прибыль, НДС) по сравнению с аналогичными ставками у соседей и партнеров по СНГ.

Количественная составляющая тоже не может не радовать налогоплательщиков: налогов, собираемых на территории государства, немного.

Например, в России граждане и организации уплачивают в бюджеты различных уровней гораздо больше налогов как по количеству наименований, так и в денежном выражении.

Такая мягкость налогового бремени, как правило, является привлекательной для развития бизнеса и иностранных инвестиций.

Разумная налоговая нагрузка, хорошая и современная общая часть налогового законодательства, наличие нескольких вариантов упрощенных налоговых режимов, преференции для особых экономических зон свидетельствуют о заинтересованности государства в повышении эффективности работы налоговой системы, борьбе с уклонениями от уплаты налогов, привлечении в страну иностранного бизнеса.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Главная | Законодательство КР | Налоговый Кодекс Кыргызской Республики

Статья 173. Ставка подоходного налога

Ставка подоходного налога устанавливается в размере 10 процентов.

Статья 174. Исчисление подоходного налога

Исчисление подоходного налога производится путем умножения налоговой базы по подоходному налогу на ставку подоходного налога.

Статья 175. Порядок исчисления, срок и место уплаты подоходного налога

1. Налогоплательщик подоходного налога производит окончательный расчет и уплачивает подоходный налог до даты представления единой налоговой декларации. Окончательная сумма подоходного налога определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммой налога, удержанного налоговым агентом.

2. Подоходный налог уплачивается по месту налоговой и/или учетной регистрации налогоплательщика.

Главная | Законодательство КР | Налоговый Кодекс Кыргызской Республики

Статья 47. Органы налоговой службы

1. Органы налоговой службы состоят:
1) из уполномоченного налогового органа;
2) из налоговых органов.
Органы налоговой службы имеют статус юридического лица и осуществляют налоговое управление в пределах компетенции, установленной законодательством Кыргызской Республики, а также участвуют в реализации налоговой политики Кыргызской Республики.

2. Налоговые органы не подчиняются местным государственным администрациям и органам местного самоуправления.

3. Запрещается вмешательство государственных органов и органов местного самоуправления в деятельность органов налоговой службы, уполномоченного государственного органа при осуществлении ими своих полномочий, установленных налоговым законодательством Кыргызской Республики.

4. Порядок прохождения службы, правовая и социальная защита сотрудников органов налоговой службы, присвоение им специальных званий определяются специальным законом.

5. Финансирование расходов органов налоговой службы производится за счет средств государственного бюджета, включая процентные отчисления от сумм фактически поступивших налогов, и целевых внебюджетных средств.

Статья 48. Должностное лицо органов налоговой службы

Должностным лицом органов налоговой службы является руководитель или сотрудник органов налоговой службы, обладающий полномочием, установленным настоящим Кодексом.

Статья 49. Задачи органов налоговой службы

На органы налоговой службы возлагаются следующие задачи:
1) контроль соблюдения налогового законодательства Кыргызской Республики;
2) оказание содействия налогоплательщику или его налоговому представителю по исполнению налогового обязательства в соответствии с требованиями, установленными налоговым законодательством Кыргызской Республики.

Статья 50. Права органов налоговой службы и их должностных лиц

1. Органы налоговой службы и их должностные лица имеют право:
1) разрабатывать и утверждать нормативные правовые акты, предусмотренные налоговым законодательством Кыргызской Республики в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2) осуществлять налоговый контроль в порядке, установленном настоящим Кодексом;
3) при осуществлении налогового контроля требовать от налогоплательщика представления документов по исчислению, удержанию и уплате налогов в бюджет;
4) при осуществлении налогового контроля требовать от налогоплательщика пояснений по заполнению документов по исчислению, удержанию и уплате налогов, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность удержания и уплаты налогов;
5) в ходе осуществления налогового контроля в порядке, определенном настоящим Кодексом, получать у налогоплательщика копии документов;
6) проводить в соответствии с настоящим Кодексом обследование любых территорий, помещений, документов и предметов, имеющих значение для полноты проведения налогового контроля;
7) по вопросам, связанным с налогообложением проверяемого налогоплательщика, получать, в порядке, установленном настоящим Кодексом, от банков сведения о наличии и номерах банковских счетов налогоплательщика, об остатках и движении денег на этих счетах с соблюдением установленных законодательством Кыргызской Республики требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую тайну;
8) определять налоговое обязательство налогоплательщика на основе косвенных методов оценки в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом;
9) Утратил силу в соответствии с Законом КР от 06.10.12 г. № 169 (см. стар. ред.)
10) предъявлять в суды иски, в том числе о ликвидации, включая принудительную, налогоплательщика по основаниям, предусмотренным законодательством Кыргызской Республики;
11) требовать устранения выявленных нарушений налогового законодательства Кыргызской Республики и контролировать выполнение указанных требований;
12) требовать и получать информацию от других государственных органов и органов местного самоуправления, связанную с объектами налогообложения и исчисления налоговых обязательств в соответствии с настоящим Кодексом;
13) осуществлять контроль по сбору налогов;
14) заключать налоговый контракт;
15) контролировать работу органов местного самоуправления по исполнению государственных полномочий, делегированных в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Для осуществления полномочий, установленных настоящим Кодексом, органы налоговой службы и их должностные лица имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и законодательством Кыргызской Республики.

Статья 51. Обязанности органов налоговой службы и их должностных лиц

1. Органы налоговой службы и их должностные лица обязаны:
1) соблюдать права и законные интересы налогоплательщика;
2) соблюдать налоговое законодательство Кыргызской Республики и требовать от налогоплательщиков его исполнения;
3) оказывать содействие налогоплательщикам в исполнении ими налоговых обязательств;
4) доводить до сведения налогоплательщика через официальные средства массовой информации формы установленной налоговой отчетности, порядок их заполнения, способ и сроки их представления в орган налоговой службы;
5) в случаях, предусмотренных налоговым законодательством Кыргызской Республики, предоставить ответ на письменный запрос налогоплательщика;
6) осуществлять налоговый контроль исполнения налогового обязательства;
7) вести учет налогоплательщиков, объектов налогообложения, начисленных и уплаченных налогов;
8) если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, предоставлять за счет бюджетных средств бланки установленных форм налоговой отчетности, в случае их выдачи органами налоговой службы;
9) разъяснять порядок заполнения форм установленной налоговой отчетности;
10) проводить налоговую проверку строго по предписаниям;
11) регистрировать налоговые проверки и другие формы налогового контроля в книге инспекторских проверок;
12) соблюдать служебную, коммерческую, налоговую, банковскую и иную тайну, охраняемую законодательством Кыргызской Республики;
13) вручать налогоплательщику решение об исполнении налогового обязательства в сроки и случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
14) по письменному запросу налогоплательщика не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем его получения, представлять решение о суммах и датах начисления и оплаты налогов, налоговых санкций, пени и процентов, а также решение органа налоговой службы, принятое в отношении налогоплательщика и/или его налогового обязательства, и/или его налоговой задолженности, в случаях, установленных настоящим Кодексом;
15) обеспечивать в течение 6 лет сохранность документов, подтверждающих факт исполнения налогового обязательства;
16) применять способы обеспечения исполнения налогового обязательства в порядке, установленном настоящим Кодексом;
17) налагать на налогоплательщика налоговые санкции согласно требованиям, установленным настоящим Кодексом, а также применять санкции в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики об административной ответственности;
18) рассматривать жалобы налогоплательщиков в порядке, установленном настоящим Кодексом.

2. Органы налоговой службы обязаны публиковать на открытом информационном веб-сайте уполномоченного налогового органа отчет о работе органов налоговой службы до первого марта года, следующего за отчетным календарным годом. Данный отчет должен содержать следующую информацию за отчетный календарный год:
1) наименование и суммы налогов, собранных органами налоговой службы;
2) суммы налоговой задолженности;
3) расходы, понесенные налоговыми органами в процессе сбора налогов;
4) статистические данные по предоставленным налоговым льготам, отсрочкам, рассрочкам по уплате налоговой задолженности;
5) описание достижений и недостатков в работе органов налоговой службы;
6) список фамилий и имен физических лиц, наименований организаций, которые имеют признанную налоговую задолженность в размере, превышающем 5000 расчетных показателей с указанием размера налоговой задолженности.

3. Если по итогам проведения налогового контроля в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, выявлены суммы неисчисленного налога, превышающие порог, с которого наступает уголовная ответственность, органы налоговой службы направляют на рассмотрение правоохранительных органов материалы налоговой проверки в случае:
1) если соответствующее решение вступило в законную силу и не обжаловано налогоплательщиком в уполномоченный налоговый орган в течение срока подачи налогоплательщиком жалобы, установленного настоящим Кодексом;
2) если в отношении жалобы налогоплательщика имеется вступившее в законную силу соответствующее решение уполномоченного налогового органа, подтверждающее, что сумма неисчисленного налога превышает порог, с которого наступает уголовная ответственность, и налогоплательщик не обратился с жалобой в суд в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику решения уполномоченного налогового органа;
3) если имеется вступившее в законную силу судебное решение, подтверждающее, что сумма неисчисленного налога превышает порог, с которого наступает уголовная ответственность.
Органы налоговой службы не имеют права принимать решение о направлении в правоохранительные органы информации о факте налогового правонарушения, если налогоплательщик в установленный срок погасил всю сумму налоговой задолженности, указанную в соответствующем решении уполномоченного налогового органа или суда.

4. Органы налоговой службы и их должностные лица выполняют также иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством Кыргызской Республики.

Статья 52. Полномочия таможенных органов в сфере налоговых правоотношений

Таможенные органы осуществляют взимание налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Кыргызской Республики в сфере таможенного дела и налоговым законодательством Кыргызской Республики.

Статья 52-1. Права и обязанности органов местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений

1. Органы местного самоуправления и их должностные лица имеют право:
1) осуществлять сбор налогов, предусмотренных разделами XIII и XIV, главами 53 и 54 настоящего Кодекса;
2) проводить налоговый контроль в соответствии с пунктами 4 и 5 части 2 статьи 93 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;
3) требовать устранения выявленных нарушений налогового законодательства Кыргызской Республики и контролировать выполнение указанных требований;
4) получать информацию от органов налоговой службы и других государственных органов, связанную с объектами налогообложения и исчисления налоговых обязательств по налогам, предусмотренным разделами XIII и XIV настоящего Кодекса;
5) получать у налогоплательщика копии документов в ходе осуществления налогового контроля в порядке, определенном настоящим Кодексом;
6) передавать в соответствии с законодательством материалы в правоохранительные органы, а также подавать в суд иски.

2. Органы местного самоуправления осуществляют рейдовый налоговый контроль соблюдения требований налогового законодательства Кыргызской Республики, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 1 статьи 108 настоящего Кодекса.

3. Органы местного самоуправления имеют право при осуществлении налогового контроля требовать от налогоплательщика представления документов по уплате налогов, предусмотренных разделами XIII и XIV, а также главами 53 и 54 настоящего Кодекса.

4. Органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны:
1) соблюдать права и законные интересы налогоплательщика;
2) соблюдать налоговое законодательство Кыргызской Республики и требовать от налогоплательщиков его исполнения;
3) оказывать содействие налогоплательщикам в исполнении ими налоговых обязательств;
4) применять способы обеспечения исполнения налогового обязательства в соответствии со статьями 74 и 75 настоящего Кодекса;
5) осуществлять налоговый контроль исполнения налогового обязательства по налогам, предусмотренным разделами XIII и XIV, а также главами 53 и 54 настоящего Кодекса;
6) при проведении рейдового налогового контроля руководствоваться частями 3 — 5 статьи 108, статьями 113 — 115 и 117 настоящего Кодекса;
7) регистрировать формы налогового контроля в книге инспекторских проверок;
8) соблюдать служебную, коммерческую, налоговую, банковскую и иную тайну, охраняемую законодательством Кыргызской Республики;
9) обеспечивать в течение 6 лет сохранность документов, подтверждающих факт исполнения налогового обязательства;
10) представлять в налоговый орган отчеты о начисленных и поступивших суммах налогов, об использовании квитанций и документов, а также о внесении сумм налогов в банк или органы местного самоуправления в порядке и сроки, устанавливаемые уполномоченным налоговым органом;
11) оказывать содействие органам налоговой службы в учете налогоплательщиков.

Другие публикации:  Доверенность gai

Статья 53. Конфликт интересов

1. Должностному лицу органов налоговой службы запрещается осуществление служебных обязанностей в отношении налогоплательщика:
1) если налогоплательщик является этому должностному лицу близким родственником, или
2) если это должностное лицо или близкий родственник этого должностного лица имеют прямую или косвенную финансовую заинтересованность, связанную с экономической деятельностью налогоплательщика или с исполнением его налогового обязательства.

2. Должностное лицо органа налоговой службы обязано принимать меры, чтобы не допускать возникновения конфликта интересов в своей деятельности.

Статья 54. Налоговая тайна

1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, налоговую тайну составляют любые полученные органом налоговой службы или его должностным лицом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
1) о реквизитах налогоплательщика (наименование или фамилия, имя и отчество налогоплательщика, адрес), а также об идентификационном номере налогоплательщика;
2) о регистрации налогоплательщика в качестве плательщика налога на добавленную стоимость;
3) о счетах-фактурах по налогу на добавленную стоимость и марках акцизного сбора;
4) о сумме налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком;
5) о нарушениях налогоплательщиком налогового законодательства Кыргызской Республики и мерах ответственности за эти нарушения, установленные вступившим в силу решением суда либо признанные налогоплательщиком;

2. Налоговая тайна не подлежит разглашению органами налоговой службы, их должностными лицами, за исключением случаев, когда сведения передаются:
1) другим должностным лицам органов налоговой службы, таможенных органов, уполномоченного государственного органа в ходе или в целях исполнения ими своих обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом или законодательством Кыргызской Республики в сфере таможенного дела;
2) правоохранительным органам, исключительно в отношении налогоплательщика, по которому возбуждено уголовное дело по факту налогового правонарушения;
3) суду в ходе судебного разбирательства по установлению налоговой задолженности налогоплательщика или его ответственности за налоговые правонарушения;
4) уполномоченному государственному органу по делам о банкротстве, администратору (временному администратору, специальному администратору, консерватору, внешнему управляющему) в целях осуществления ими полномочий, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики о банкротстве, по тем субъектам, в отношении которых возбужден процесс банкротства или в отношении которых вынесено решение об инициировании процесса банкротства;
5) уполномоченному государственному органу по делам государственной службы Кыргызской Республики в отношении лиц, обязанных представлять декларацию об имуществе и доходах в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о государственной службе;
6) депутатам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, аппарату Правительства Кыргызской Республики, Службе финансовой разведки Кыргызской Республики в случаях, установленных законодательством Кыргызской Республики, регулирующим их деятельность;
7) налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами, участником которых является Кыргызская Республика.

3. За исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, информацию относительно налогоплательщика, составляющую налоговую тайну, можно открыть другому лицу с письменного согласия налогоплательщика.

4. К разглашению налоговой тайны относятся использование или передача другому субъекту информации о налогоплательщике, ставшей известной должностному лицу государственных органов при исполнении им своих обязанностей, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Поступившие в органы налоговой службы сведения, составляющие налоговую тайну, должны иметь специальный режим хранения и доступа, который определяется письменным решением руководителя органа налоговой службы.

6. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, должны иметь должностные лица, определяемые письменным решением руководителя органа налоговой службы. Право доступа этих должностных лиц указывается также в предписании на проведение налоговой проверки.

7. Органы налоговой службы, их должностные лица, а также лица, ранее являвшиеся должностными лицами органов налоговой службы, обязаны хранить в тайне любую информацию относительно налогоплательщика, которая получена ими при исполнении служебных обязанностей.

8. За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, лицо, которому эти сведения известны в связи с профессиональной или служебной деятельностью, обязано полностью возместить ущерб, причиненный налогоплательщику, а также выплатить иную компенсацию.
За незаконное получение сведений, составляющих налоговую тайну, повлекшее причинение ущерба, лицо, которым эти сведения получены незаконно, обязано полностью возместить ущерб, причиненный налогоплательщику, а также выплатить иную компенсацию.
Незаконное получение сведений, составляющих налоговую тайну, не повлекшее причинение ущерба, влечет административную ответственность.

9. Запрещается государственным органам истребовать от органов налоговой службы информацию и документы, составляющую налоговую тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

10. Должностные лица государственных органов, нарушающие требования части 9 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Главная | Законодательство КР | Налоговый Кодекс Кыргызской Республики

Статья 337. Базовые ставки земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями

1. Базовые ставки земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями устанавливаются в следующих размерах:

2. Базовые ставки земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями в городах и населенных пунктах устанавливаются по ставкам, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, применяемым для близлежащих административных районов.

3. Базовые ставки земельного налога за пользование водоемами устанавливаются по ставкам, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, применяемым для орошаемой пашни соответствующего района.

4. Базовые ставки земельного налога за пользование землями, орошаемыми насосными станциями, устанавливаются по ставкам, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, применяемым для богарной пашни соответствующего района.

5. Для сельскохозяйственных угодий населенных пунктов, отнесенных Жогорку Кенешем Кыргызской Республики к высокогорным и отдаленным, при уплате земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями устанавливаются льготы в размере 50 процентов от базовой ставки земельного налога для данного района.

6. Местные кенеши имеют право увеличивать базовые ставки земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями с учетом балла бонитета почв, а также не использования сельскохозяйственных угодий, за исключением случаев непреодолимой силы, не чаще одного раза в течение календарного года и не более чем в три раза.

Статья 338. Ставки земельного налога за пользование придомовыми, приусадебными и садово-огородными земельными участками

1. Ставки земельного налога за пользование придомовыми, приусадебными и садово-огородными земельными участками устанавливаются в следующих размерах:

2. Утратила силу в соответствии с Законом КР от 27.07.09 г. № 255 (см. стар. ред.)

3. В случае если придомовой, приусадебный и/или садово-огородный земельный участок или их доля используются в предпринимательских целях, земельный налог по этим земельным участкам или их долям рассчитывается в соответствии со статьей 339 настоящего раздела.

Статья 339. Ставки земельного налога за использование земель населенных пунктов и земель несельскохозяйственного назначения

1. Ставки земельного налога за использование земель населенных пунктов и земель несельскохозяйственного назначения устанавливаются в следующих размерах:

2. Для земель несельскохозяйственного назначения, находящихся вне границы населенных пунктов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, применяются ставки, установленные для земель населенных пунктов численностью от 5100 до 10000 человек соответствующего района.

3. Ставки земельного налога, установленные частью 1 настоящей статьи, дифференцируются с применением зонального коэффициента для экономико-планировочных зон Кз и коэффициента коммерческого использования земельных участков Кк.

4. Значения зонального коэффициента Кз устанавливаются местными кенешами один раз в 3 года в срок не позднее 1 октября текущего года, в зависимости от особенностей экономико-планировочных зон, в размере:
1) в городе Бишкек — от 0,6 до 3;
2) в городе Ош — от 0,3 до 3;
3) в других населенных пунктах — от 0,3 до 1,2.

5. Коэффициент коммерческого использования Кк устанавливается равным 1,0 для части придомовых, земельных, приусадебных и садово-огородных земельных участков пропорционально доле, занятой жилыми строениями или частями строений, переданными собственником в аренду для проживания.

6. Коэффициент коммерческого использования Кк для земельных участков, принадлежащих на праве собственности или пользования организациям и индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в части, используемой для осуществления предпринимательской деятельности, устанавливается в следующем размере для земельных участков, предоставленных под:
1) магазины, киоски, ларьки и другие учреждения торговли в зависимости от площади:

Статья 340. Налоговый период

Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.

Главная | Законодательство КР | Налоговый Кодекс Кыргызской Республики

Статья 353. Общие условия применения налога на основе добровольного патента

1. Физическое лицо, осуществляющее деятельность согласно перечню, утверждаемому Правительством Кыргызской Республики по согласованию с профильным комитетом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, имеет право уплачивать налог на основе добровольного патента.

2. Физические лица, уплачивающие налог на основе добровольного патента (далее в настоящей главе — налогоплательщики), уплачивают налоги, установленные настоящим Кодексом, за исключением следующих видов налогов:
1) налога на прибыль;
2) налога с продаж.

3. Налогоплательщики удерживают и уплачивают с заработной платы наемных работников фиксированную сумму подоходного налога на каждого наемного работника, исчисленную исходя из минимального расчетного дохода, определяемого в соответствии со статьей 163 настоящего Кодекса.

4. Не имеют право на применение режима уплаты налога на основе добровольного патента:
1) физические лица, являющиеся налогоплательщиками НДС и/или у которых объем дохода за год превышает размер регистрационного порога по НДС;
2) организации.

5. В случае несоответствия условиям, установленным настоящей главой, налогоплательщик переходит на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов с 1 числа месяца, следующего за месяцем установления несоответствия. Сумма налога, уплаченная на основе добровольного патента и приходящаяся на период, начинающийся с момента перехода налогоплательщика на общеустановленный порядок, признается излишне уплаченной, зачет которой осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

6. При превышении регистрационного порога по НДС налоговое обязательство по НДС возникает в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Статья 354. Порядок определения суммы налога

1. Базовая сумма налога на основе добровольного патента по видам деятельности устанавливается Правительством Кыргызской Республики по согласованию с профильным комитетом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по представлению уполномоченного налогового органа.

2. В пределах базовой суммы налога уполномоченный налоговый орган вправе производить корректировку суммы налога в зависимости от сезонности, доходности, вида и места ведения деятельности.

3. Расчет и определение базовой суммы налога и ее корректировка производятся на основании хронометражных обследований.

4. Если налогоплательщик совмещает два или более видов деятельности, подлежащих налогообложению на основе добровольного патента, сумма налога устанавливается на каждый вид экономической деятельности отдельно.

Статья 355. Порядок представления налоговой отчетности. Порядок и срок уплаты налога

1. Уплата налога производится до начала осуществления деятельности путем приобретения патента.

2. Если иное не предусмотрено настоящей частью, патент может быть приобретен на 1, 2, 15, 30, 90 или 180 дней, следующих подряд. При приобретении патента на 90 дней, сумма налога снижается на 5 процентов, на 180 дней — на 10 процентов.
Патент, приобретаемый посредством платежного терминала, может быть приобретен на срок от 1 до 30 дней, следующих подряд.

3. Сумма налога является фиксированной и не подлежит пересчету после приобретения патента.

4. Налогоплательщик, осуществляющий деятельность на основе патента, не освобождается от предоставления единой налоговой декларации в отношении деятельности, предусмотренной патентом, в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, где указываются фактически полученные доходы по деятельности на основе добровольного патента без обязательного их подтверждения и пересчета уплаченной суммы налога, если иное не установлено настоящей главой. К единой налоговой декларации должны быть приложены копии патентов.

Статья 356. Особые положения

В случае если выручка от реализации товаров, работ и услуг налогоплательщика превышает регистрационный порог по НДС, данный налогоплательщик не имеет права на уплату налога на основе добровольного патента.

Налогообложение в Кыргызской Республике регулируется Налоговым кодексом Кыргызской Республики и иными нормативными правовыми актами. Органом, определяющим налоговую политику в Кыргызской Республике, является Министерство экономики Кыргызской Республики. Органом, осуществляющим контроль за соблюдением налогового законодательства, полной и своевременной уплатой налогов в бюджет является Государственная налоговая служба при Правительстве Кыргызской Республики.

Среди обязательных отчислений необходимо выделить страховые взносы в Социальный фонд Кыргызской Республики, которые регулируются Законом Кыргызской Республики «О государственном социальном страховании», Законом Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» и иными актами. См. информацию по страховым взносам, а также сборам и другим обязательным платежам в пунктах 6.9, 6.10 настоящего раздела.

Виды налогов

Ныне действующий Налоговый кодекс был принят в октябре 2008 года и вступил в силу с 1 января 2009 года.

Согласно ему на сегодняшний день в Кыргызской Республике в рамках общего налогового режима существуют следующие налоги:

Общегосударственные налоги:

o налог на прибыль;

o подоходный налог;

o налог на добавленную стоимость;

o акцизный налог;

o налоги за пользование недрами (бонус и роялти);

o налог с продаж.

Местные налоги:

o земельный налог;

o налог на имущество.

Юридические лица в целях налогообложения подразделяются на отечественные и иностранные организации. Под отечественной организацией понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, а под иностранной организацией понимаются корпорация, компания, фирма, фонд, учреждение или иное образование, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, или международная организация.

Иностранные организации, в свою очередь, подразделяются на иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение в Кыргызской Республике, и иностранные организации, не связанные с постоянным учреждением в Кыргызской Республике.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение в Кыргызской Республике

Иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное учреждение в Кыргызской Республике, становится налогоплательщиком наряду с отечественными организациями.

Постоянное учреждение означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется экономическая деятельность иностранной организации, и включает:

• шахту, нефтяную или газовую свкажину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов;

• строительную площадку или строительный, монтажный или сборочный объект или услуги, связанные с наблюдением за выполнением соответствующих работ (если только такие площадка или объект существуют в течение 183 и более календарных дней, или такие услуги оказываются в течение 183 и более календарных дней в течение любого 12-месячного периода);

• установку или сооружение, используемые для разведки природных ресурсов, или услуги, связанные с наблюдением за выполнением этих работ, или буровую установку или судно, используемые для разведки природных ресурсов (если только такое использование длится в течение 183 и более календарных дней или такие услуги оказываются в течение 183 и более календарных дней в течение любого 12-месячного периода);

• оказание услуг, включая консультационные услуги нерезидентом через персонал, нанятый этим нерезидентом (если персонал осуществляет такую деятельность на территории Кыргызской Республики в течение 183 и более календарных дней в течение любого 12-месячного периода).

Иностранные организации, не связанные с постоянным учреждением в Кыргызской Республике

В случае если экономическая деятельность иностранной организации не имеет признаков постоянного учреждения в Кыргызской Республике, но она получает доход из источника на территории Кыргызской Республики, то в целях налогообложения за ней признается статус иностранной организации, не связанной с постоянным учреждением в Кыргызской Республике. В таком случае предприниматель или юридическое лицо, выплачивающее такой иностранной организации доход, обязано исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доход иностранной организации из источника в Кыргызской Республике, не связанной с постоянным учреждением в Кыргызской Республике, без осуществления вычетов по следующим ставкам:

• страховые платежи, полученные по договорам страхования или перестрахования рисков (за исключением договоров обязательного страхования), доходы от телекоммуникационных и транспортных услуг в международной связи и перевозках между Кыргызской Республикой и другими государствами – 5 %;

Другие публикации:  Нотариус по буквам красноярск

• дивиденды и процентные доходы (за исключением процентных доходов, полученных от ценных бумаг, находящихся в листинге фондовой биржи Кыргызской Республики по наивысшей и следующей за наивысшей категориями листинга), страховые платежи по договорам обязательного страхования или перестрахования по обязательному страхованию рисков, авторские гонорары, роялти, доходы от услуг и работ – 10 %;

  • до 1 января 2017 года: (а) дивиденды и проценты, доходы от работ и/или услуг, полученные от лизинговой компании – 1 %; и (б) авторские гонорары, роялти, полученные от лизинговой компании – 0 %;
  • дивиденды иностранной организации, не связанной с постоянным учреждением в Кыргызской Республике, полученные в виде части прибыли, облагаемой налогом на прибыль по ставке 0 %, подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 0 % в случае, предусмотренном Налоговым кодексом.

Налог на прибыль

Плательщиками налога на прибыль являются отечественные организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение в Кыргызской Республике, индивидуальные предприниматели а также налоговые агенты, выплачивающие иностранной организации доход из источника в Кыргызской Республике, не связанный с постоянным учреждением в Кыргызской Республике.

Объектом налогообложения является осуществление экономической деятельности, в результате которой получен доход:

  • отечественной организацией или индивидуальным предпринимателем – из источника в Кыргызской Республике и/или из источника за пределами Кыргызской Республики;
  • иностранной организацией или физическим лицом-нерезидентом, осуществляющим свою деятельность через постоянное учреждение в Кыргызской Республике, – из источника в Кыргызской Республике.

Налоговой базой является прибыль, исчисляемая как положительная разница между совокупным годовым доходом налогоплательщика и расходами, подлежащими вычету согласно налоговому законодательству, рассчитанными за налоговый период. При этом субъект малого и среднего предпринимательства имеет право определять налоговую базу по налогу на прибыль в упрощенном порядке[1]. Налоговой базой для иностранных организаций, получающих доходы от источника в Кыргызской Республике, не связанных с постоянным учреждением в Кыргызской Республике, является доход без осуществления вычетов.

К совокупному годовому доходу относятся все виды доходов, определяемые в соответствии с правилами, установленными законодательством Кыргызской Республики о бухгалтерском учете.

В состав совокупного годового дохода не включаются необлагаемые доходы, к которым относятся:

стоимость имущества, полученного в качестве паевого вклада и/или вклада в уставный капитал и/или других видов вклада субъекта в организацию, в которой субъект является участником;

• стоимость безвозмездно полученных организацией основных средств и денежные средства на капитальные вложения по развитию ее собственной производственной базы по решению Правительства Кыргызской Республики или органов местного самоуправления, а также стоимость объектов (социально-культурного, жилищно-коммунально-бытового назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, котельных и тепловых сетей, газовых сетей, объектов гидроэлектростанций, тепловых электростанций, гидротехнических сооружений, водозаборных сооружений, горношахтного оборудования, объектов гражданской обороны, а также право пользования земельными участками), полученных безвозмездно в собственность хозяйственных обществ с государственной долей участия более 50 % и/или специализированных организаций, являющихся собственностью Кыргызской Республики, или органов местного самоуправления, осуществляющих использование и эксплуатацию указанных объектов по назначению;

• полученные некоммерческими организациями: (а) членские и вступительные взносы; (б) гуманитарная помощь и гранты, при условии их использования в уставных целях; (в) стоимость безвозмездно полученных активов при условии их использования в уставных целях; (г) оплата за услуги по техническому содержанию многоквартирных домов и обслуживающих их зданий и сооружений; (д) оплата за услуги по поставке поливной воды в рамках уставной деятельности, оказываемые ассоциациями водопользователей для своих членов; (е) доходы от оказания религиозных обрядов, ритуалов, церемоний, услуг по организации и проведению паломничества, а также добровольные пожертвования;

• дивиденды, полученные налогоплательщиками от участия в отечественных организациях;

• стоимость имущества, полученного простым товариществом в качестве вклада товарищей;

• стоимость имущества, принятого доверительным управляющим в доверительное управление;

• доход в виде превышения стоимости собственных акций над их номинальной стоимостью;

• доход от прироста стоимости при реализации собственных акций;

• процентный доход и доход от прироста стоимости ценных бумаг, находящихся на день реализации в листинге фондовых бирж по наивысшей и следующей за наивысшей категориям листинга;

  • до 1 января 2017 года доход, полученный по договору финансовой аренды (лизинга) от реализации основных средств.

К расходам, подлежащим вычету из совокупного годового дохода полностью или частично, относятся:

• расходы по уплате процентов по кредитам и займам;

• расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы;

• скидка на истощение недр;

• суммы амортизационных начислений по основным средствам (согласно нормативам);

• расходы на ремонт основных средств (в определенном размере);

• отчисления по государственному социальному страхованию;

• убытки, возникающие при реализации ценных бумаг;

• отчисления в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков, а также взносы банков в Фонд защиты депозитов;

• расходы на благотворительность (в определенном размере);

• расходы на подготовку и переподготовку кадров;

• расходы при служебных командировках;

• иные документально подтвержденные расходы, направленные на получение дохода.

При этом налоговое законодательство содержит перечень расходов, не подлежащих вычету из совокупного годового дохода, к которым относятся:

• налоговые санкции, пени и проценты, выплачиваемые в бюджет и Социальный фонд Кыргызской Республики;

  • расходы, связанные с производством, приобретением и установкой основных средств, и другие капитальные расходы;

• налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, не подлежащего зачету), налог с продаж (за исключением налога с продаж, уплачиваемого поставщикам при приобретении товаров, работ и услуг), акцизный налог (за исключением акцизного налога, не подлежащего вычету);

• расходы на приобретение, управление или содержание любого вида собственности, доход от которой не подлежит налогообложению согласно положениям Налогового кодекса Кыргызской Республики;

• любые расходы, понесенные за иное лицо, кроме случаев, когда существует подтверждение факта того, что данные расходы были произведены с целью оплаты оказанных услуг и вызваны производственной необходимостью;

• сумма естественных потерь и убылей сверх норм, установленных действующими на территории Кыргызской Республики нормативными правовыми актами;

• расходы, характер и размер которых не могут быть определены подтверждающими документами, за исключением случаев, установленных Налоговым кодексом Кыргызской Республики;

• суммы расходов, не связанных с получением дохода;

• расходы, связанные с получением доходов, не облагаемых налогом на прибыль;

• некоторые другие виды расходов.

Ставка налога на прибыль налогоплательщика, осуществляющего деятельность по добыче и реализации золотосодержащей руды, золотосодержащего концентрата, золотого сплава и аффинированного золота, устанавливается в размере 0 %[2]. Прибыль отечественной организации от осуществления в определенных сферах деятельности по производству и реализации товаров собственного производства, включая производство и реализацию товаров, полученных в результате переработки товаров на территории Кыргызской Республики, с использованием исключительно нового оборудования[3], может на протяжении 5 лет подряд облагаться налогом на прибыль также по ставке 0 % в случае, если налогоплательщик соответствует критериям, установленным Налоговым кодексом. С 1 января 2017 года до 1 января 2022 года ставка налога на прибыль для лизинговых компаний будет составлять 5 %. Некоторые субъекты пользуются освобождением от налога на прибыль (например: лизинговые компании до 1 января 2017 года, кредитные союзы, благотворительные организации, сельскохозяйственные производители и др.). Ставка налога на прибыль для всех других налогоплательщиков составляет 10 %.

6.2 Подоходный налог

Плательщиками подоходного налога являются физические лица-граждане Кыргызской Республики, физические лица-резиденты, не являющиеся гражданами Кыргызской Республики, физические лица-нерезиденты, не являющиеся гражданами Кыргызской Республики и получающие доход из источника в Кыргызской Республике, и налоговый агент (организация или индивидуальный предприниматель), выплачивающий физическим лицам доход из источника в Кыргызской Республике.

Объектом налогообложения является:

  1. осуществление экономической деятельности, за исключением предпринимательской деятельности, в результате которой получен доход:
  • из источника в Кыргызской Республике и/или из источника за пределами Кыргызской Республики – для гражданина Кыргызской Республики и физического лица-резидента, не являющегося гражданином Кыргызской Республики;
  • из источника в Кыргызской Республике – для физического лица-нерезидента, не являющегося гражданином Кыргызской Республики;
  1. получение любого другого дохода.

Налоговой базой является доход, исчисляемый как разница между совокупным годовым доходом, полученным налогоплательщиком за налоговый период, и вычетами, предусмотренными налоговым законодательством Кыргызской Республики, но в любом случае не менее размера минимального расчетного дохода за налоговый период по подоходному налогу, ежегодно устанавливаемого Государственной налоговой службой при Правительстве Кыргызской Республики.

Налоговым периодом по подоходному налогу является календарный год.

Ставка подоходного налога составляет 10 %.

6.3 Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в доход бюджета части стоимости всех облагаемых НДС поставок на территории Кыргызской Республики, включая облагаемые импортные поставки в Кыргызской Республике.

Плательщиками НДС являются облагаемые субъекты и/или субъекты, осуществляющие облагаемый импорт.

В соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики субъект становится облагаемым, если он зарегистрирован или обязан зарегистрироваться в органах налоговой службы как налогоплательщик НДС. Субъект, осуществляющий экономическую деятельность, обязан зарегистрироваться как плательщик НДС, если в течение 12 последовательных месяцев либо в течение периода, составляющего срок менее 12 последовательных месяцев, он осуществлял облагаемые поставки товаров, работ и услуг на территории Кыргызской Республики, стоимость которых составила сумму, превышающую 8 млн сомов. Субъект, который не обязан зарегистрироваться в качестве плательщика НДС, имеет право зарегистрироваться как плательщик НДС добровольно.

Объектом налогообложения являются:

  • облагаемые поставки;
  • облагаемый импорт.

Облагаемые поставки. В соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики к облагаемым поставкам относятся следующие поставки, осуществляемые облагаемым субъектом, за исключением необлагаемых поставок:

o поставки товаров на территории Кыргызской Республики;

o поставки работ и услуг в Кыргызской Республике за оплату;

o экспорт товаров из Кыргызской Республики.

Облагаемые поставки облагаются НДС по ставке 12 %, за исключением поставок, облагаемых НДС по нулевой ставке и по ставке 20 %.

К поставкам с нулевой ставкой НДС относятся:

o экспорт товаров, за исключением экспорта золотого и серебряного сплавов и аффинированного золота и серебра;

o международные перевозки пассажиров, багажа и грузов, за исключением перевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом;

o услуги по обслуживанию транзитных рейсов воздушных судов, а также связанные с международной перевозкой, за исключением услуг, связанных с международной перевозкой железнодорожным транспортом;

o услуги, связанные с электроснабжением насосных станций, занимающихся поливом сельскохозяйственных угодий, обеспечением населения питьевой водой.

К поставкам со ставкой 20 % относятся облагаемые поставки, осуществляемые облагаемым субъектом с 1 января 2009 года в отношении:

o остатков материальных ресурсов, за исключением основных средств, по состоянию на 1 января 2009 года, приобретенных и произведенных в течение периода, начиная со дня действия регистрации данного субъекта как плательщика НДС и заканчивая 31 декабря 2008 года;

o товаров, перемещенных через государственную границу Кыргызской Республики до 1 января 2009 года.

Облагаемый импорт. Облагаемый импорт означает ввоз товара на территорию Кыргызской Республики в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и/или законодательством Кыргызской Республики в сфере таможенного дела, за исключением ввоза товара, освобожденного от НДС на импорт.

Поставки товаров, относящиеся к облагаемому импорту, облагаются НДС по ставке 12 %.

Таким образом, если субъект зарегистрирован или должен быть зарегистрирован в качестве плательщика НДС, то он уплачивает НДС как с облагаемых поставок, так и с облагаемого импорта. Если субъект не зарегистрирован и не должен быть зарегистрирован в качестве плательщика НДС, то он уплачивает НДС только с облагаемого импорта.

Необлагаемые поставки включают в себя освобожденные поставки и поставки вне сферы действия НДС. Налоговое законодательство Кыргызской Республики содержит исчерпывающий перечень освобожденных поставок, к которым в том числе относятся:

o поставка земли, за исключением предоставления мест под торговые площади, а также для парковки и стоянки транспортных средств;

o поставка жилых сооружений и помещений, за исключением сдачи в аренду помещений гостиничного типа, пансионатов, здравниц для отдыха и лечения;

o поставка сельскохозяйственным производителем сельскохозяйственной продукции собственного производства, а также продуктов ее переработки;

o поставка товаров, работ и услуг предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности (кроме используемой для производства подакцизной группы товаров), перерабатывающих отечественное сельскохозяйственное сырье, по перечню, утверждаемому Правительством Кыргызской Республики;

o поставка физическому лицу для бытовых целей коммунальных услуг;

o поставка товаров собственного производства, работ и услуг исправительными учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы Кыргызской Республики;

o поставка протезно-ортопедических изделий, поставка специализированных товаров для инвалидов, включая их ремонт, а также поставка лекарственных средств по перечню, определяемому Правительством Кыргызской Республики;

o поставка финансовых услуг;

o поставка банками имущества, полученного в счет погашения задолженности заемщиков банка, в пределах суммы задолженности по кредиту;

o поставка услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию;

o поставка услуг по пенсионному обеспечению, услуг, связанных с выплатой пенсий, и услуг по управлению имуществом пенсионных фондов, за исключением сдачи имущества в аренду;

o транспортные пассажирские перевозки на территории Кыргызской Республики, за исключением перевозок легковым транспортом с количеством пассажирских мест менее 6;

o международная перевозка пассажиров, багажа и грузов, осуществляемая железнодорожным транспортом;

o поставка учебников, хрестоматий, научных, литературно-художественных книг, журналов, изданий для детей на государственном (кыргызском) языке;

o услуги по переработке товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и помещенных под таможенные процедуры переработки товаров на таможенной территории и переработки товаров для внутреннего потребления;

o поставка государственного имущества посредством приватизации;

o поставки, осуществляемые благотворительными организациями в благотворительных целях в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о меценатстве и благотворительной деятельности;

o поставка услуг дошкольными образовательными организациями (детскими садами, созданными на основе частной формы собственности);

о поставка услуг частными медицинскими учреждениями кардиохирургической направленности;

о поставки для социального обеспечения и защиты детей или малообеспеченных граждан преклонного возраста и поставки в сфере образования, медицины, науки, культуры и спорта, осуществляемые некоммерческой организацией за оплату, не превышающую расходы на осуществление этих поставок;

o передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного, физкультурно-оздоровительного, жилищно-коммунально-бытового назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, котельных и тепловых сетей, газовых сетей, объектов гидроэлектростанций, тепловых электростанций, гидротехнических сооружений, водозаборных сооружений, горно-шахтного оборудования, объектов гражданской обороны в собственность хозяйственных обществ с государственной долей участия более 50 процентов и/или специализированных организаций, являющихся собственностью Кыргызской Республики, или органов местного самоуправления, осуществляющих использование и эксплуатацию указанных объектов по назначению;

о передача на безвозмездной основе основных средств в собственность организаций по решению Правительства Кыргызской Республики или органов местного самоуправления;

о передача на безвозмездной основе инженерных сетей, обеспечивающих жизнедеятельность объектов жилья, организациям, осуществляющим их эксплуатацию в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики;

o поставка государственными или муниципальными организациями ритуальных товаров и оказание ритуальных услуг населению, связанных с захоронением или погребением;

o поставка минеральных удобрений, средств химической защиты растений, а также вакцин и лекарственных средств для животных по перечню, определяемому Правительством Кыргызской Республики;

o поставка отечественному сельскохозяйственному производителю сельскохозяйственной техники, производимой на предприятиях Кыргызской Республики, согласно перечню, утверждаемому Правительством Кыргызской Республики;

o поставка и экспорт золотого и серебряного сплавов и аффинированного золота и серебра;

  • поставки товаров, работ, услуг, осуществляемые частными партнерами и (или) проектной компанией в процессе реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, подлежащих утверждению Правительством Кыргызской Республики, в течение периода, установленного в соглашении о государственно-частном партнерстве;

o импорт определенных видов товаров;

o импорт некоторых основных средств хозяйствующими субъектами, зарегистрированными в качестве плательщика НДС, непосредственно для собственных производственных целей;

o экспорт работ и услуг.

Поставки, не входящие в перечень облагаемых поставок, облагаемого импорта и освобожденных поставок, не признаются поставками для целей НДС или признаются поставками вне сферы действия НДС. Примером могут служить: продажа предприятия или самостоятельно функционирующей части предприятия одним плательщиком НДС другому плательщику НДС или субъекту, который становится таковым в момент передачи; либо передача товара от налогоплательщика его агенту, за исключением случая, когда товары передаются налогоплательщиком агенту в качестве агентского вознаграждения.

Налоговой базой являются стоимость облагаемых поставок и стоимость облагаемого импорта.

6.4 Акцизный налог

Плательщиками акцизного налога являются субъекты, которые производят, в том числе на давальческой основе, подакцизные товары на территории Кыргызской Республики и/или импортируют подакцизные товары на территорию Кыргызской Республики:

Другие публикации:  Заявление на оформление загранпаспорта

• смеси алкогольных и безалкогольных напитков;

• табачные изделия и прочие изделия, содержащие табак;

• нефть и нефтепродукты.

Объектом налогообложения является производство на территории Кыргызской Республики и/или импорт на территорию Кыргызской Республики подакцизных товаров.

Налоговой базой являются:

o физический объем подакцизного товара, подлежащего обозначению маркой акцизного сбора; и/или

o цена реализации подакцизных товаров, без включения НДС налога с продаж и акцизного налога; и/или

o таможенная стоимость подакцизного товара, определяемая в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Кыргызской Республики в сфере таможенного дела; и/или

o рыночная цена товара без включения НДС налога с продаж и акцизного налога при передаче товаропроизводителем подакцизного товара в качестве натуральной оплаты, подарка, при передаче заложенных товаров в собственность залогодержателя или обменной операции, а также на безвозмездной основе; и/или

о физический объем реализованного подакцизного товара, не подлежащего обозначению маркой акцизного сбора.

Базовые ставки акцизного налога установлены Налоговым кодексом Кыргызской Республики.

Ставки акцизного налога могут изменяться Правительством Кыргызской Республики в размере, не превышающем размера базовой ставки акцизного налога.

6.5 Налог с продаж

Плательщиками налога с продаж (НсП) являются отечественные организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Кыргызской Республике через постоянное учреждение, и индивидуальные предприниматели.

Объектом налогообложения являются реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Налоговой базой является выручка от реализации товаров, работ, услуг, без учета НДС и НсП.

Ставка НсП составляет:

  • при реализации товаров, работ, услуг, облагаемых и/или освобожденных от НДС, которые оплачены в наличной форме (за исключением банков и деятельности в сфере сотовой связи):
  1. 1 % – для торговой деятельности[4];
  2. 2 % – для иной деятельности, помимо торговой деятельности;
  • при реализации товаров, работ, облагаемых и/или освобожденных от НДС, которые оплачены в безналичной форме (за исключением банков и деятельности в сфере сотовой связи) – 0 %;

при реализации товаров, работ, услуг, оплаченных в наличной форме, в случае, если такая реализация не является поставкой, освобожденной от НДС или облагаемой НДС:

  1. 2 % – для торговой деятельности;
  2. 3 % – для иной деятельности, помимо торговой деятельности.
  • для банков – 2 %;
  • для деятельности в сфере сотовой связи – 5 %.

6.6 Налоги за пользование недрами

Налогами за пользование недрами являются:

Бонусы – разовые платежи за право пользования недрами с целью геологического изучения и разработки месторождений полезных ископаемых.

Налогоплательщиками бонусов являются отечественные организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Кыргызской Республике через постоянное учреждение, а также индивидуальные предприниматели, имеющие право пользования недрами.

Налоговой базой является количество геологических запасов и прогнозных ресурсов, учтенных Государственным кадастром месторождений и проявлений полезных ископаемых Кыргызской Республики, а также глубина бурения гидрогеологических скважин.

Кроме этого, бонус также уплачивается в случае изменения доли собственности при смене участников в сумме 10 % и более в размере, исчисленном пропорционально изменению данной доли собственности, за исключением изменения доли собственности компаний, прошедших листинг на фондовых биржах.

Ставки бонусов и порядок их исчисления устанавливаются Правительством Кыргызской Республики по всем видам полезных ископаемых по классификационной таблице в зависимости в том числе от стадии изученности, ценности и масштаба месторождения и/или проявлений полезных ископаемых, а также размера площади для поисков месторождений полезных ископаемых и глубины бурения гидрогеологических скважин.

Роялти – текущие платежи за пользование недрами с целью разработки и/или отбора (извлечения из недр) подземных вод.

Налогоплательщиками роялти являются отечественные организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Кыргызской Республике через постоянное учреждение, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие:

  1. разработку месторождений полезных ископаемых;
  2. отбор (извлечение из недр) подземных вод;
  3. попутное извлечение нефти и газа в процессе опытных испытаний при поиске и разведке месторождений углеводородов;
  4. разовую добычу полезных ископаемых в целях опытно-промышленных испытаний и/или предотвращения или ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Налоговой базой являются:

• выручка без учета НДС и НсП, полученная от реализации полезных ископаемых или продукции, полученной в результате переработки полезных ископаемых;

• объем реализованной продукции в натуральном выражении;

• объем отбираемой воды из недр по водомеру – для налогоплательщиков роялти, за исключением специализированных организаций водоснабжения.

Ставки роялти определены Налоговым кодексом Кыргызской Республики в процентах от выручки или в сомах на единицу объема в зависимости от вида разрабатываемого (добываемого) полезного ископаемого и количества запасов месторождений.

6.7 Земельный налог

Плательщиками земельного налога являются субъекты, признаваемые собственниками земель или землепользователями, право землепользования которых удостоверено правоудостоверяющими документами установленного образца, а также фактические владельцы и/или пользователи земельных участков.

Объектом налогообложения является право собственности, временного владения и пользования на сельскохозяйственные угодья и земли, подлежащие обложению земельным налогом.

Налоговой базой является площадь земельного участка.

Базовые ставки земельного налога определены Налоговым кодексом Кыргызской Республики в зависимости от местности расположения земельных участков и их назначения.

Земельный налог рассчитывается по формулам, установленным Налоговым кодексом Кыргызской Республики, отдельно для:

земель сельскохозяйственного назначения;

• земель населенных пунктов и несельскохозяйственного назначения;

• придомовых, приусадебных и садово-огородных участков.

посредством умножения площади земельного участка на базовую ставку земельного налога и применимые коэффициенты.

6.8 Налог на имущество

Плательщиками налога на имущество являются организации и физические лица, имеющие в собственности облагаемое имущество:

o жилье (жилые дома, квартиры, дачные дома), предназначенные для постоянного или временного проживания, не используемое в предпринимательских целях (1 группа);

o жилье (жилые дома, квартиры, дачные дома), пансионаты, дома отдыха, санатории, курорты, производственные, административные, промышленные, другие здания и сооружения, предназначенные или используемые для осуществления предпринимательской деятельности

o временные помещения из металлических и других конструкций, используемые для осуществления предпринимательской деятельности, такие как киоски, контейнеры и прочее подобное имущество (3 группа);

o транспортные средства, включая самоходные машины и механизмы (4 группа).

Объектом налогообложения является имущество, находящееся в собственности.

Налоговой базой являются:

o для объектов имущества 1, 2 и 3 групп – налогооблагаемая стоимость объектов имущества, определяемая в порядке, установленном Налоговым кодексом Кыргызской Республики;

o для объектов имущества 4 группы:

а) для транспортного средства, работающего на двигателе внутреннего сгорания или не имеющего двигателя внутреннего сгорания, – рабочий объем двигателя или балансовая стоимость,

б) для транспортного средства, не имеющего двигателя внутреннего сгорания и балансовой стоимости, – стоимость, определяемая в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Ставка налога на имущество составляет:

o 0,35 % – в отношении объектов имущества 1 группы;

o 0,8 % – в отношении объектов имущества 2 и 3 групп;

o в отношении объектов имущества 4 группы:

  1. фиксированную денежную сумму за каждый 1 куб. см рабочего объема двигателя налогооблагаемого транспортного средства, установленную Налоговым кодексом Кыргызской Республики в зависимости от вида транспортного средства и срока его эксплуатации, либо 0,5 % балансовой стоимости транспортного средства – для транспортных средств, работающих на двигателях внутреннего сгорания или не имеющих двигателя внутреннего сгорания,
  2. 0,5 % стоимости, определяемой в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики, – для транспортных средств, не имеющих двигателя внутреннего сгорания и балансовой стоимости.

6.9 Отчисления в Социальный фонд Кыргызской Республики

Плательщиками страховых взносов по государственному социальному страхованию являются:

 юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их обособленные подразделения (филиалы и представительства);

 крестьянские (фермерские) хозяйства;

Размеры ставок и база для исчисления страховых взносов установлены Законом «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» и зависят от статуса плательщика, его налогового режима, вида деятельности и других факторов. В отношении работодателей ставки страховых взносов установлены в размере до 17,25 % от всех видов выплат, начисленных в пользу нанятых ими работников, принятых на постоянную или временную работу. В отношении работников ставки страховых взносов установлены в размере до 10 % от всех видов начисленных им выплат. При этом работдатели несут ответственность за надлежащее исчисление, удержание и уплату обеих частей страховых взносов.

6.10 Сборы и другие обязательные платежи

Законодательством Кыргызской Республики (в том числе в зависимости от статуса и видов деятельности соответствующего субъекта) могут дополнительно устанавливаться иные определенные сборы и обязательные платежи. К ним, например, относятся: таможенные платежи (см. раздел 15), лицензионные платежи, сбор за вывоз мусора, отчисления на развитие и содержание инфраструктуры местного значения и др.

6.11 Специальные налоговые режимы

Наряду с общим порядком налогообложения законодательство Кыргызской Республики предусматривает специальные налоговые режимы для отдельных категорий налогоплательщиков. К таким режимам относятся:

 упрощенная система налогообложения на основе единого налога;

 налог на основе обязательного патента;

 налог на основе добровольного патента;

 налоги на основе налогового контракта;

 налоговый режим в свободных экономических зонах;

 налоговый режим в парке высоких технологий.

Упрощенная система налогообложения на основе единого налога предусматривает право уплаты субъектами малого предпринимательства единого налога взамен налога на прибыль и НсП в отношении деятельности, подлежащей налогообложению.

Ставки единого налога составляют: (а) для переработки сельскохозяйственной продукции, производственной сферы и торговли – 4 % с выручки в случае оплаты в наличной форме и 2 % с выручки в случае оплаты в безналичной форме; (б) для остальных видов деятельности – 6 % с выручки в случае оплаты в наличной форме и 3 % в случае оплаты в безналичной форме. Налогоплательщик, осуществляющий несколько видов деятельности, исчисляет и уплачивает налог отдельно по каждому виду деятельности по ставкам, установленным для этих видов деятельности.

Субъект может добровольно выбрать упрощенную систему налогообложения, однако необходимо учитывать, что упрощенная система налогообложения не может применяться в отношении следующих категорий лиц: плательщиков НДС; плательщиков акцизного налога; субъектов, уплачивающих налог на основе патента; субъектов, оказывающих финансовые, страховые услуги; инвестиционных фондов; профессиональных участников рынка ценных бумаг; субъектов общественного питания; субъектов курортно-оздоровительной сферы.

Налог на основе обязательного патента устанавливается взамен налога на прибыль, НДС на облагаемые поставки и НсП и уплачиваются в обязательном порядке только в отношении следующих видов деятельности: услуги саун, бань, за исключением муниципальных бань; услуги бильярда; услуги обменного бюро; услуги дискотек и ночных клубов; услуги круглосуточных автостоянок; услуги ломбардов; услуги парикмахерских и салонов красоты; услуги частной стоматологии; услуги аренды рекламных щитов; услуги по мойке автотранспортных средств; услуги по экспорту сельскохозяйственной продукции.

Ставки налога на основе обязательного патента установлены Налоговым кодексом Кыргызской Республики.

Налог на основе добровольного патента устанавливается взамен налога на прибыль и НсП и может использоваться исключительно физическими лицами, не являющимися плательщиками НДС только в отношении видов деятельности, перечень которых определяется Правительством Кыргызской Республики. Базовые ставки налога на основе добровольного патента также определяются Правительством Кыргызской Республики.

Налоги на основе налогового контракта могут уплачивать организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Его сущность заключается в том, что налогоплательщик и уполномоченный орган налоговой службы заключают контракт, в котором определяют размер фиксированных сумм по налогу на прибыль, НсП и НДС, подлежащих уплате налогоплательщиком в следующем календарном году.

Налогоплательщиками на основе налогового контракта не могут являться следующие категории лиц: субъекты, уплачивающие налог на основе обязательного патента; субъекты, оказывающие кредитные, финансовые, страховые услуги; инвестиционные и пенсионные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; субъекты, имеющие налоговую задолженность; плательщики налога за недропользование; плательщики акцизного налога; субъекты, осуществляющие экономическую деятельность менее 3 лет (за исключением субъектов общественного питания, курортно-оздоровительной сферы и застройщиков жилья); субъекты общественного питания и курортно-оздоровительной сферы, осуществляющие деятельность менее 3 месяцев.

Налоговый режим в свободных экономических зонах применяется только в отношении субъектов СЭЗ Кыргызской Республики, осуществляющих производство и реализацию товаров (работ, услуг), за исключением производства и реализации подакцизных товаров, на территориях СЭЗ. Субъектами СЭЗ могут являться только организации, зарегистрированные в генеральной дирекции СЭЗ. Субъекты СЭЗ освобождаются от всех налогов, за исключением подоходного налога и других налогов, подлежащих удержанию и уплате у источника выплаты дохода, в отношении деятельности, осуществляемой ими на территории СЭЗ. За предоставление вышеуказанных налоговых льгот субъекты СЭЗ уплачивают в генеральную дирекцию СЭЗ плату в размере до 2 % от выручки. В отношении деятельности на остальной территории Кыргызской Республики и за ее пределами к субъектам СЭЗ применяется общий налоговый режим.

Налоговый режим в парке высоких технологий применяется только в отношении резидентов парка высоких технологий, осуществляющих хозяйственную или внешнеэкономическую деятельность, при условии соответствия требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики о парке высоких технологий. Субъекты парка высоких технологий освобождаются от налога на прибыль, НДС и НсП на срок, определяемый в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о парке высоких технологий, а для работников-резидентов парка высоких технологий устанавливается пониженная ставка подоходного налога в размере 5 %. Финансирование деятельности дирекции парка высоких технологий осуществляется за счет отчислений его резидентов в размере 1 % от выручки.

6.12 Соглашения об избежании двойного налогообложения

Кыргызская Республика заключила ряд двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал с такими странами, как[5]:

o Республика Казахстан;

o Республика Беларусь;

o Республика Украина;

o Республика Таджикистан;

o Республика Узбекистан;

o Российская Федерация;

o Монгольская Народная Республика;

o Республика Индия;

o Республика Польша;

o Турецкая Республика;

o Швейцарская Конфедерация;

o Исламская Республика Иран;

o Китайская Народная Республика;

o Республика Австрия;

o Финляндская Республика;

o Республика Молдова;

o Федеративная Республика Германия;

o Литовская Республика;

o Латвийская Республика;

o Республика Корея;

  • Объединенные Арабские Эмираты.

[1] Субъект малого предпринимательства – организация или индивидуальный предприниматель, у которых объем выручки за год не превышает размер регистрационного порога НДС.

Субъект среднего предпринимательства – организация или индивидуальный предприниматель, у которых объем выручки за год равен или превышает размер регистрационного порога по НДС, но составляет сумму не более 30 миллионов сомов.

[2] Налогоплательщики, осуществляющие деятельность по добыче и реализации золотосодержащей руды, золотосодержащего концентрата, золотого сплава и аффинированного золота, уплачивают налог на доходы, ставка которого зависит от стоимости золота и колеблется от 1 % до 20 %. Налоговой базой в этом случае является выручка без учета НДС и налога с продаж, полученная от реализации золотого сплава и аффинированного золота, и стоимость золота в золотосодержащей руде и золотосодержащем концентрате, исчисленная исходя из мировых цен, в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

[3] Под новым оборудованием понимаются основные средства, ввезенные на территорию Кыргызской Республики после и не использовавшиеся на ее территории до 1 мая 2015 года, а также используемое недвижимое имущество, которые являются собственностью отечественной организации или используются ею в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга). К новому оборудованию не относятся основные средства, ввезенные налогоплательщиком после 1 мая 2015 года и используемые для расширения или модернизации основных средств или производственного комплекса, приобретенных или произведенных налогоплательщиком до 1 мая 2015 года.

[4] Под торговой деятельностью понимается деятельность по реализации товаров, приобретенных с целью продажи.