Блог

Подоходный налог 2010 год

Оглавление:

Подоходный налог для богатых британцев повысят до 50 процентов

Великобритания с апреля 2010 года повысит ставку подоходного налога для граждан страны, зарабатывающих более 150 тысяч фунтов стерлингов в год, до 50 процентов.

Об этом, сообщает AFP, заявил глава Минфина Великобритании Алистер Дарлинг, выступивший в среду, 22 апреля, в парламенте с бюджетным посланием. В настоящий момент британцы, зарабатывающие свыше 39 тысяч 825 фунтов стерлингов в год, платят подоходный налог по ставке в 40 процентов.

О планах по повышению подоходного налога для состоятельных британцев Дарлинг сообщал еще в ноябре 2008 года. Однако тогда ставку подоходного налога предполагалось установить на уровне 45 процентов. Нововведение должно было вступить в силу лишь с апреля 2011 года.

Глава Минфина Великобритании также сообщил, что с конца апреля 2009 года на 2 процента повышаются акцизы на алкогольную и табачную продукцию. Кроме того, с сентября 2009 года будут на 2 пенса за литр повышены акцизы на бензин.

В бюджетном послании парламенту Алистер Дарлинг также сообщил, что в 2009 году падение ВВП Великобритании может достичь 3,5 процента, что станет наихудшим показателем с 1945 года. В 2010 году рост ВВП, по мнению главы Минфина, не превысит 1,25 процента. Ранее прогнозировалось, что в 2009 году британская экономика снизится не более чем на 1,25 процента, а в 2010 году продемонстрирует рост в 1,5-2 процента.

Дефицит бюджета 2009-2010 финансового года, по оценке Дарлинга, составит 175 миллиардов фунтов стерлингов (256 миллиардов долларов), или более 12 процентов ВВП.

В конце февраля 2009 года власти Великобритании признали, что экономика страны впервые с 1991 года впала в состояние рецессии. В четвертом квартале 2008 года ВВП Великобритании снизился на 1,5 процента по сравнению с третьим кварталом, что стало рекордным падением с начала 1980-х годов.

Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению

Сколько подоходный налог с зарплаты в 2018 году – как рассчитать?

Актуальные налоговые ставки сегодня зафиксированы в положении статьи 224 действующего НК РФ. В соответствии с положениями указанной статьи в России фиксированный подоходный налог с любой получаемой зарплаты сегодня составляет 13%. Но у условных работников часто возникают практические вопросы в этом отношении, ответы на которые будут даны далее.

Подоходный налог с физических лиц в 2018 году с зарплаты — изменения

В текущем году процент для удержания с любых выплат остался неизменным. Его размер составляет 13% в минимальном выражении. В некоторых случаях налог может быть рассчитан по повышающим коэффициентам, но максимальная величина сегодня составляет 35%. В 2018 году каждый гражданин России, официально получающий зарплату, обязан перечислять подоходный налог по фиксированной ставке в 13%. Данное требование является основным, но оно не распространяется на ИП и нерезидентов.

С 2010 года в отношении работодателя была установлена еще одна обязанность, заключающаяся в самостоятельном перечислении подоходного налога с выдаваемой зарплаты. Получается, что сотрудник может рассчитывать на прибыль, уже с вычетом фиксированного подоходного налога. Помимо этого предполагаемый оклад в заключаемых трудовых соглашениях указывается заранее с обозначенным вычетом.

Срок перечисления НДФЛ с заработной платы в 2018 году

В соответствии со статьей 221-ой формальный работодатель должен перечислить фиксированную величину подоходного налога с выдаваемой зарплаты не позднее 1-го числа текущего месяца. При этом расчет производится с окончательных сумм, без поэтапного перечисления. Ранее организации были обязаны производить расчет с выдаваемого аванса по зарплате.

Соответственно, общий вычет разбивался на две части: обе части составляли по 6,5%. Сегодня такой обязанности у организаций нет, поэтому они оформляют все отчисления с общего размера. Производить перечисление можно практически в любое время в последнюю неделю месяца, но не позднее 1-го числа. Данное правило устанавливается с той целью, что в новом месяце нужно будет переводить новые отчисления. Более удобно и целесообразно ежемесячно исполнять свои налоговые обязанности.

Какая сумма не облагается налогом на ребенка при расчете зарплаты?

Любые суммы облагаются формальным подоходным налогом. Если сотрудник получает материальную адресную помощь на ребенка, то данная сумма лишь уменьшает предполагаемую налоговую базу.

В соответствии со статьей 224 можно привести определенный пример:

если сотрудник получает, к примеру, 5 000 руб, а помощь на ребенка составляет 1 000 руб., то в данном случае общая налоговая база будет составлять 4000 руб. Если посчитать на калькуляторе предполагаемую ставку, то она составит 520 руб. Без детей условный сотрудник пользуется правом на вычет в размере 400 руб в своем отношении. Соответственно база составляла бы в данном случае уже 4600 руб. Получается, что конечная заставка будет предполагается в размере 598 руб.

Соответственно, получаемая материальная помощь только уменьшает налоговую базу без затрагивания фиксированных процентов. Подоходный налог с физических лиц в 2018 году с зарплаты на детей всегда остается неизменным.

Как заполнить 6 НДФЛ если налог перечислен раньше чем выдана зарплата?

В данном случае используются проводки по установлению соотношения между отчислением и предполагаемым окладом. В декларации 6 НДФЛ указывается та сумма, которая прописана в трудовом соглашении без предполагаемых премий. На практике используется следующий метод: если отчисления были произведены ранее, то его размер, который должен быть прописан в декларации 6 НДФЛ, устанавливается путем умножения на 13%. Рассчитать это можно в любой версии 1С. Но желательно производить отчисления после того, как выдается зарплата. Это наиболее удобный метод, используемый в большинстве организаций.

Как посчитать подоходный налог с зарплаты?

Примерный расчет налогов с зарплаты в 2018 году можно произвести следующим образом:

  • Если окончательный размер приводится в сумме 5 000 рублей, то для начала нужно от них рассчитать 13%. Сумма составит 598 рублей.
  • Далее складываем эти две величины — получается 5 598 рублей. Это и будет начальный размер оклада еще до вычета необходимых отчислений.
  • Если же требуется произвести расчет со стороны работодателя, то от суммы всех денежных вознаграждений вычитаются фиксированные 13%, которые затем переводятся на счет территориальной ФНС (10 000х13%=1 300).

Подоходный налог в Германии (Einkommensteuer)

Физические лица-владельцы недвижимости являются плательщиками подоходного налога в Германии, если они получают доход от сдачи недвижимого имущества в аренду (в пользование), а также от его отчуждения. Они могут как являться налоговыми резидентами Германии («unbeschränkt einkommensteuerpflichtig» nach § 1 Abs. 1 EStG ) , так и не являться. В последнем случае их статус как налогоплательщиков носит ограниченный характер («beschränkt einkommensteuerpflichtig» nach § 1 Abs. 4 EStG ).

Доходы от сдачи недвижимого имущества в аренду (в пользование) определяются в соответствии с § 2 Abs. 1 Satz 1 Nr. 6 i.V.m § 21 EStG как «Einkünfte aus Vermietung und Verpachtung«. Налогооблагаемый доход по ним определяется на основании § 2 Abs. 2 Nr. 2 EStG (для налоговых нерезидентов — § 50 Abs. 1 Satz 1) как разница между полученными за аренду (пользование) недвижимости платежами (Einnahmen) и произведёнными затратами (Werbungskosten). Перечень принимаемых к вычету расходов (Werbungskosten) регламентируется § 9 EStG. При этом они должны находится в непосредственной связи с деятельностью по сдаче недвижимости в аренду (пользование). К таким затратам, в частности, относятся амортизационные отчисления, начисленные проценты по использованным заёмным средствам (ссудам или банковским кредитам), расходы по управлению недвижимостью, налог на имущество, выплаты по страховым договорам, коммунальные платежи и другие расходы, не переложенные на арендаторов.

Доходы от отчуждения недвижимого имущества определяются в соответствии с § 22 Nr. 2 i.V.m § 23 EStG как “private Veräußerungsgeschäfte”.Они рассчитываются как разница между выручкой от отчуждаемого имущества и расходами, связанными с его приобретением, уменьшенными на сумму амортизационных отчислений, ранее принятыми в качестве затрат при расчёте подоходного налога от сдачи недвижимого имущества в аренду (в пользование).

Данные доходы не облагаются подоходным налогом, если за год составляют сумму, меньшую чем 600 (Шестьсот) Euro, а также если недвижимое имущество использовалось исключительно для целей личного проживания всё время с момента приобретения или в год отчуждения и за два предшествующих года до этого.

Важно: если с момента приобретения до отчуждения недвижимого имущества прошел срок более 10 (десяти) лет (Spekulationsfrist nach § 23 Abs. 1 Satz. 1 Nr. 1 EStG), то доходы от его отчуждения не облагаются подоходным налогом!

Сумма подлежащего уплате подоходного налога в Германии определяется налоговой службой (Finanzamt) на основании предоставляемой налогоплательщиком налоговой декларации (Einkommensteuererklärung), которая, начиная с налоговой декларации за 2018 год, должна быть подана в налоговые органы в соответствии с § 149 Abs. 2 Satz 1 AO до истечения 7 (семи) месяцев после окончания календарного года, по результатам которого она предоставляется, т.е. до 31 июля следующего года (ранее — в течение 5 месяцев, т.е. до 31 мая следующего года). По издаваемому в начале года постановлению финансового ведомства сроки подачи налоговой декларации в соответствии с § 109 AO продлеваются ещё на срок до 7 (семи) месяцев, т.е. вплоть до конца февраля второго года, следующего за отчётным (ранее — только до 31 декабря следующего года), в случае её подготовки (составления) сертифицированными налоговыми специалистами (Steuerberater).
Исключением является ситуация, когда удержание подоходного налога с дохода в Германии производится непосредственно у источника дохода (например, налог на доходы с капитала — Kapitalertragsteuer). В этом случае предоставление налоговой декларации налогоплательщиком не требуется.

Ставка подоходного налога в Германии определяется § 32a EStG и имеет прогрессивный характер. Начинаясь с 14%, налоговая ставка доходит до 42%, а для доходов, превышающих с 01.01.2016 года 254.447 Euro, составляет 45%. Но она не выражена в фиксированных процентах и определяется на основании тарифной сетки (Grundtabelle). Т.о. можно говорить об эффективной налоговой ставке (налоговой нагрузке), имеющей нелинейный характер . Приведённая ниже таблица 1 иллюстрирует прогрессивную зависимость налоговой нагрузки от величины налогооблагаемого годового дохода для налоговых резидентов Германии (unbeschränkt Einkommensteuerpflichtige). Нижеследующая таблица 2 показывает сумму подоходного налога, подлежащего уплате налоговыми нерезидентами Германии (beschränkt Einkommensteuerpflichtige) .

Важным аспектом является наличие необлагаемого подоходным налогом минимального годового дохода (steuerliche Grundfreibetrag) для налоговых резидентов, установленный в следующем размере (начиная с 2007 года):

  • 2020 год — 9408 Euro
  • 2019 год — 9168 Euro
  • 2018 год — 9000 Euro
  • 2017 год — 8820 Euro
  • 2016 год — 8652 Euro
  • 2015 год — 8472 Euro
  • 2014 год — 8354 Euro
  • 2013 год — 8130 Euro
  • 2012 год — 8004 Euro
  • 2011 год — 8004 Euro
  • 2010 год — 8004 Euro
  • 2009 год — 7834 Euro
  • 2008 год — 7664 Euro
  • 2007 год — 7664 Euro

Оплата подоходного налога в Германии производится по высылаемым налоговыми органами уведомлениям. Налоговыми органами также может быть установлена предварительная оплата подоходного налога в текущем году путём внесения авансовых платежей.

Важно: с 2010 года отменена минимальная налоговая ставка подоходного налога в Германии для нерезидентов, которая раньше в соответствии с § 50 Abs. 3 Satz 2 EStG составляла 25%. В настоящее время эффективная налоговая ставка подоходного налога для нерезидентов начинается от 14% (см. Таблицу 2). Эта мера значительно повышает привлекательность инвестиций в Германию для инвесторов с небольшим и средним капиталом, что, в свою очередь, уже начало оказывать влияние на рост спроса на немецкую недвижимость со стороны иностранных инвесторов.

Отдельная ставка подоходного налога в 25% (Kapitalertragsteuer) существует c 01.01.2009 для полученных доходов с капитала (Einkünfte aus Kapitalvermögen), например, начисленных процентов по банковским вкладам или переданным в заём средствам. Удержание налога по данным видам доходов производится, как правило, самим субъектом, осуществляющим выплату дохода (например, банком).

Налоговый вычет (Grundfreibetrag) может быть также предоставлен налоговым нерезидентам (beschränkt Einkommensteuerpflichtige), если они получают в Германии заработную плату, с которой начисляются установленные законодательством социальные страховые взносы. При этом они могут иметь также иные доходы на территории Германии.

Следует иметь в виду, что при определённых условиях (§ 1 Abs. 3 EStG) иностранцы могут обратиться с соответствующим заявлением в налоговые органы Германии, чтобы они рассматривались как налоговые резиденты (unbeschränkt Einkommensteuerpflichtige), т.е. им будет предоставлен соответствующий вычет (Grundfreibetrag) из подлежащего обложению налогом дохода. Это возможно, например, когда доходы налогоплательщика за пределами Германии не превышают величины Grundfreibetrag (при этом надо также учесть действующее соглашение об избежании двойного налогообложения и общий уровень жизни в стране получения дохода).

Налоговая надбавка в поддержку солидарности (Solidaritätszuschlag)
в соответствии с Solidaritätzuschlaggesetz (SolZG)

Данный налоговый сбор представляет собой налоговую надбавку к подоходному налогу (Einkommensteuer nach EStG) и налогу с корпораций (Körperschafsteuer nach KStG).

Другие публикации:  Нет выплаты по осаго что делать

Для физических лиц налогооблагаемой базой является начисленная сумма подоходного налога, если она превышает 972 Euro.

Ставка налога с 1998 года — 5,5% от суммы начисленного подоходного налога, но не более 20% от разницы между суммой начисленного подоходного налога и необлагаемого налоговой надбавкой минимума в 972 Euro.

Совершенствование подоходного налога в Республике Бларусь

Бурак Т. В., Шикуло О. С., научный руководитель Зорина Н.Н.

Полесский государственный университет

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета Республики Беларусь, из которой впоследствии идет финансирование расходов на развитие народного хозяйства, оборону страны и прочие затраты. Не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в Республике Беларусь облагаются такими видами налогов, как подоходный налог, налог на недвижимость, земельный налог, и иными налогами.

Действующая система налогообложения доходов граждан в Республике Беларусь представлена основным налогом — подоходным. Он не только занимает ведущее место в системе налогов с населения, но и оказывает значительное влияние на формирование местных бюджетов, так как относится к разряду собственных (закрепленных) налогов и полностью оседает на территории местных Советов. К тому же подоходный налог обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста доходов граждан

Так в течение 2010-2012 гг. наблюдается рост поступлений по подоходному налогу в бюджет. В 2012 его сумма составила 19 318 млрд. р. по сравнению с 2011 г. поступления увеличились на 10 002,5 млрд. р или на 107%. Темп роста к 2010 году составил 359,1% Основными причинами можно назвать увеличение доходной базы плательщиков, увеличение количества плательщиков, состоящих на налоговом учете. Так налоговые декларации о доходах за 2012 год в Беларуси подали свыше 25 тысяч граждан, по сравнению с прошедшем годом налоговые декларации о доходах за 2011 год в Беларуси подали 24,8 тыс. физических лиц. Если рассматривать долю подоходного налога в совокупности денежных доходов населения в 2012 г., то она увеличилась на 1% и составила 6%, по сравнению с 2010 г., что наглядно видно на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика роста налоговой нагрузки на физических лиц за 2010-2012 гг,%

Для снижение уровня налоговой нагрузки в Республике Беларусь на физических лиц в течение последних лет Беларусь активно реформирует налоговую систему, так было упразднено ряд налоговых платежей, произошло сокращение объектов налогообложения и исключение отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, проиндексированы стандартные налоговые вычеты.

Как показала практика данные мероприятия не принесли ожидаемых результатов. Поэтому, с целью дальнейшего совершенствования, необходимо внести предложение об уменьшении ставки подоходного налога на 1–2%, как, например, в Казахстане, где она составляет 10%.

Данная преференция с одной стороны позволит населению оставить в распоряжении дополнительные суммы денежных средств, с другой стороны это будет сопряжено с потерями для доходной части бюджета, особенно местных, где доля подоходного налога достигает 50%. Поэтому стремясь к снижению налоговой нагрузки, уменьшая ставку, государству надо чем-то компенсировать выпадающие доходы казны, например, за счет косвенных налогов. Например, имея на руках часть зарплаты, физическое лицо потратит ее в магазинах на товары отечественного производителя, в отпускную цену которых уже включены налог на добавленную стоимость и акциз.

Необходимо отметить и тот факт, что при снижении налоговой ставки государство будет стимулировать работодателей легально выплачивать зарплаты. Это принесет дополнительные поступления в бюджет, так как часть дохода выйдет из тени.

Что касается дальнейшего совершенствования налогообложения физических лиц в целом, то в ближайшей перспективе необходимо расширить ряд новых электронных сервисов и услуг, в том числе направление физическим лицам извещений об уплате имущественных налогов и об объектах налогообложения; уплату налогов с использованием интернет-банкинга.

Таким образом, для совершенствования налогообложения физических лиц необходимо уменьшать налоговую нагрузку на доходы облагаемые подоходным налогом путем снижения налоговой ставки на 1-2%. Соответственно снижая налоговую нагрузку, предоставляя плательщикам преференции и оставив тем самым в распоряжении плательщиков дополнительные суммы денежных средств, государство вправе ожидать дополнительных поступлений в бюджет за счет косвенного налогообложения и выход из тени части дохода физических лиц.

1. Киреева, Е. Ф. Налоги и налогооблажение: учеб. пособие/ Е. Ф. Киреева. – Минск БГЭУ, 2012 г. -417с.

2. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, принят Палатой представителей 1. 01.2009 г.; одобр. Советом Республики 18. 01. 2009 г. с учетом изменений, вступающих в силу 01.01.2011 // Консультант Плюс: Бела­русь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2013. — Дата доступа: 20.04.2013.

Подоходный налог: менять или не менять?

Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.

Идея отмены «плоской», то есть одинаковой для всех граждан, 13- процентной ставки НДФЛ (налога на доходы физических лиц), возникает все чаще. На прошлой неделе на международной конференции в Высшей школе экономики эксперты пытались ответить на вопрос, поможет ли изменение правил налогообложения физлиц сократить разрыв между прослойкой состоятельных и малоимущих россиян?

Бедных стало больше

В кризисном 2009 году число россиян, живущих за чертой бедности, выросло на 700 тысяч человек — до 19,7 млн. Это составляет 14% от общей численности населения страны, говорится в отчетности Росстата. За тот же период в рейтинге Forbes количество российских миллиардеров увеличилось почти вдвое – с 32 до 62 человек. Разрыв между бедными и богатыми в последние год хоть и сократился, но все равно остался значительным. По данным Росстата, в 2005 году высокооплачиваемые сотрудники получали в 24 раза больше, чем низкооплачиваемый персонал. В прошлом году зарплаты этих категорий работников в среднем по стране отличались в 14,7 раза, в Москве – в 16 раз. Месяц назад глава Минфина Алексей Кудрин, выступая на правительственном часе в Совете Федерации, посетовал, что расслоение по уровню доходов населения в России «выше, чем принято» и отметил, что это может привести к социальной напряженности.

Решить проблему разрыва доходов между богатыми и бедными можно путем изменения налогообложения граждан.

Сейчас все россияне, вне зависимости от размера зарплат, платят 13% НДФЛ, но все чаще звучит идея замены плоской шкалы налога на прогрессивную. При этой системе ставка налога увеличивается с ростом дохода. К примеру, в прошлом году такое предложение озвучил спикер Совета Федерации Сергей Миронов, настаивавший также на введении особого налога на богатых – налога на роскошь. Сторонником отмены унифицированной ставки НДФЛ является глава Счетной палаты Сергей Степашин и даже теперь уже экс-глава ФНС Михаил Мокрецов. В середине 2009 года главный налоговик говорил, что должно быть, по крайней мере, две ставки НДФЛ: 13% и 20%. Последняя должна взиматься «с какого-то приличного уровня доходов».

«Плоскую» ставку НДФЛ защищает правительство

Против увеличения налогообложения состоятельных граждан выступает кабинет министров. В ответ на предложение Сергея Миронова премьер Владимир Путин заявил, что он не считает целесообразным вводить прогрессивную шкалу подоходного налога, а Алексей Кудрин пообещал, что плоская шкала в ближайшие три года пересматриваться не будет.

Она проста в применении и удобна как для граждан, так и для фискалов. Отказываясь пересмотреть принципы налогообложения зарплат россиян, чиновники говорят, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ станет дестимулирующим фактором для получения высоких доходов.

При действующей системе более состоятельные граждане в абсолютном выражении и так платят больше, говорит Кудрин. К примеру, с зарплаты в 120 тысяч рублей в год, россиянин заплатит 14-15 тысяч рублей НДФЛ ***. Тот, чей доход достигнет 100 млн рублей, должен будет перечислить в бюджет уже 13 млн рублей.

Кроме того, по словам Кудрина, препятствием для замены плоской шкалы на прогрессивную является слабое администрирование налогов и не слишком эффективная работа правоохранительных органов.

Шкала несбывшихся надежд

Единая ставка НДФЛ была введена с 1 января 2001 года. Правительство рассчитывало на рост поступлений налога и выход зарплат из тени. Проанализировав статистику, можно утверждать, что ожидания власти оправдались лишь частично.

По данным Министерства по налогам и сборам (ведомство было переименовано в Федеральную налоговую службу в 2004 году), в 2001 году поступления НДФЛ в казну возросли на 46,7%. При этом, по данным Росстата, рост реальных доходов населения составил всего 8,8%. То есть в первый год после нововведения результат был, и существенный (37,9%).

При этом эксперты говорят, что причиной роста поступлений налога в бюджет стало не только изменение шкалы НДФЛ, но и эффект от реформирования других налогов. К примеру, в 2001 году страховые взносы, чья суммарная ставка доходила до 39,5%, были заменены на ЕСН, ставка которого снизилась до 35,6%. Также с 2001 года были снижены «оборотные» налоги, уплачиваемые предприятиями, на содержание жилищного фонда и на пользователей автодорог.

«Снижение ставок других налогов привело к росту фонда оплаты труда, и, соответственно, расширению базы НДФЛ», — утверждает Евсей Гурвич, научный руководитель Экономической экспертной группы. Кроме того, с 2001 года уплачивать НДФЛ обязали 3 млн военнослужащих и прокурорских работников. Эта мера также способствовала росту показателей собираемости налога. Работодатели, зная о снижении налогов, перенесли выплату бонусов за 2000 год на начало 2001, чтобы заплатить небольшой налог, что также отразилось на показателях сбора, считает Леонид Григорьев, президент Института энергетики и финансов.

Однозначно утверждать, что унификация ставки стала стимулом для обеления зарплат, тоже нельзя. По данным Экономической экспертной группы, доля «серой» зарплаты в 2001 году по сравнению с дореформенным 2000 годом сократилась с 35% до 32%. При этом, доля зарплат в «конверте» в 1997 году достигала 28%, в посткризисном 1999 году она выросла до 34% , а после введения плоской шкалы НДФЛ уже много лет держится на уровне 31% — 32%. Евсей Гурвич полагает, что «обеление» зарплат после унификации ставки НДФЛ было всего лишь коррекцией на докризисный уровень, а не благодарностью бизнеса за уменьшение ставки.

Что предлагает Минфин?

Методично отбивая атаки на «плоскую» шкалу НДФЛ, чиновники, тем не менее, понимают, что налогообложение бедных и богатых граждан не должно быть одинаковым. Министр финансов заявил в марте, что «разными методами налогового администрирования и разных налогов мы, конечно, суммарно должны работать над тем, чтобы постепенно повышать налоговую нагрузку на граждан, получающих высокие доходы». На прошлой неделе Илья Трунин, начальник департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина, пояснил, что ведомство Алексея Кудина будет увеличивать фискальную нагрузку на состоятельных граждан через реформирование имущественного налога.

Сейчас ставка налога на имущество физлиц определяется региональными властями и зависит от инвентаризационной стоимости имущества, которую определяет бюро технической инвентаризации (БТИ). За имущество стоимостью до 300 тысяч рублей налог составит до 0,1%, от 300 до 500 тысяч рублей — от 0,1% до 0,3%, а если цена имущества превышает полмиллиона рублей, то размер налога составит от 0,3% до 2%.

Другие публикации:  Адвокат невинномысска

Минфин предлагает взимать налог либо с реальной рыночной стоимости имущества, либо с расчетной (приближенной к рыночной, рассчитанной, например, за несколько лет). Недорогое имущество от такого налога может быть вообще освобождено. Таким образом, состоятельные россияне – владельцы дорогих домов и квартир – будут платить в казну намного больше, чем обладатели «хрущевок» на окраинах. «Это существенный элемент повышения прогрессивности налогообложения», — говорит Илья Трунин.

По всей видимости, в Минфине полагают, что проконтролировать уплату имущественного налога с недвижимости будет легче, чем отследить правильность отчисления НДФЛ с дохода. Ведь зарплату можно получать в «конверте», а особняк от фискалов спрятать не получится.

Правда, если планам Минфина и суждено быть реализованными, то не в ближайшие годы. Дело в том, что методики рыночной оценки имущества граждан в России не существует. Ее подготовкой чиновники занимаются уже много лет, но безрезультатно. По словам Ильи Трунина, сейчас над решением задачи работают в Минэкономразвития.

Почему нужна прогрессивная шкала НДФЛ?

Эксперты говорят, что замена «плоской» шкалы НДФЛ на прогрессивную — лишь вопрос времени. «Опыт западных стран показывает, что введения прогрессивной шкалы избежать не удастся, — говорит Виктор Полтерович, заведующий Лабораторией математической экономики ЦЭМИ РАН. — Во всех странах, совершивших в последние десятилетия экономический рывок, разрыв между богатыми и бедными был умеренным».

Слишком большое неравенство, имеющее место в российском обществе, препятствует экономическому росту, считает Полтерович. «Проблема неравенства – это уже не вопрос справедливости, а вопрос эффективности», — говорит он.
Не стоит бояться ни сложностей в администрировании «прогрессивного» НДФЛ (эксперты считают их преувеличенными), ни опасности, что при росте ставок работодатели и сами граждане перейдут на расчеты по «серым» схемам. «В Скандинавии самые высокие ставки налогов и самый низкий уровень уклонения», — говорит Евсей Гурвич. Максимальная ставка подоходного налога, например, в Норвегии достигает 51,3%, в Швеции — 56%. Значит, дело не только в величине ставок, но и во взаимодействии государства, бизнеса и общества, в эффективности госуслуг и госрасходов.

Предложенное Минфином реформирование налога на имущество не решит проблему перераспределения доходов внутри общества. Во-первых, не каждый россиянин с высоким доходом имеет в собственности недвижимость. Во-вторых, налогообложение имущества по рыночной стоимости приведет к росту коррупции: за «правильную» оценку квартиры или дома чиновники будут брать большие взятки.

Получается, что сохранение «плоской» шкалы налога лишь замораживает проблему. Сохранение существенного разрыва между бедными богатыми будет вновь и вновь возвращать общество к вопросу о реформировании подоходного налога.

Правда, реформировать НДФЛ будет непросто еще и потому, что принятие решения окажется в руках тех, по кому оно ударит в первую очередь.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

НДФЛ (налог на доходы физических лиц)

НДФЛ — это налог, который взимается с зарплаты и других доходов физических лиц, а также с доходов индивидуальных предпринимателей на общей системе налогообложения (устаревшее название — «подоходный налог»). В большинстве случаев ставка налога составляет 13%. Сегодня мы публикуем статью, посвященную главе 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». В ней доступно, простым языком описаны порядок расчета и уплаты НДФЛ, ставки налога, налоговые вычеты по НДФЛ и сроки сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

Плательщики НДФЛ

Начнем с ответа на вопрос, кто является налогоплательщиками НДФЛ. Налог на доходы физических лиц платится лично (или налоговыми агентами за счет личных средств налогоплательщиков) следующими лицами:

  • гражданами, которые являются налоговыми резидентами РФ (то есть физических лиц, фактически находящихся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев). У резидентов под налогообложение подпадают доходы, полученные как в РФ, так и за ее пределами.
  • гражданами, которые не являются налоговыми резидентами РФ (то есть физических лиц, фактически находящихся в России менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев). У нерезидентов под налогообложение подпадают только доходы, полученные от источников в России.

Налоговая база по НДФЛ (на что начисляется налог)

НДФЛ начисляется на доходы, которые делятся на две категории: полученные от источников в РФ и полученные от источников за пределами России. К «российским» доходам по НДФЛ относится заработная плата, вознаграждение за работы и услуги, выполненные в нашей стране, дивиденды и проценты, выданные российскими компаниями, выручка от продажи или сдачи в аренду имущества, находящегося в РФ, и некоторые другие виды выплат.

Перечень является открытым, и в нем есть такой пункт, как «иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации».

Список доходов от зарубежных источников напоминает перечень «отечественных» доходов. Он тоже является открытым и содержит пункт об «иных доходах».

Какие доходы не облагаются НДФЛ

В посвященной налогу на доходы физических лиц главе 23 Налогового кодекса перечислены доходы, освобожденные от НДФЛ. Среди них государственные пособия (за исключением больничных) и установленные законом компенсационные выплаты.

В частности, не облагаются НДФЛ компенсации, связанные с увольнением (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск), и возмещение командировочных расходов. При этом некоторые виды командировочных не облагаются НДФЛ в полном объеме (например, проезд до места назначения и обратно), другие — в пределах определенного лимита. Так, от НДФЛ лимитировано освобождаются суточные. При российских командировках не более 700 руб. в день, при зарубежных — не более 2 500 руб. в день.

В списке упомянуты и другие виды необлагаемых доходов. Добавим, что перечень является закрытым.

Основная ставка НДФЛ составляет 13 процентов. Именно она применяется к доходам в виде заработной платы и в виде выручки от предпринимательской деятельности, полученной ИП. Такая же ставка с 2015 года применяется и к дивидендам, выплаченным резидентам РФ.

Для некоторых видов дохода введены другие значения. Например, для выигрышей и призов в сумме свыше 4 000 руб. в год — ставка 35 процентов.

Для расчета НДФЛ нужно определить налоговую базу (то есть сумму облагаемых налогом доходов) и умножить ее на соответствующую налоговую ставку. В результате вы получите сумму НДФЛ. По доходам, подпадающим под разные ставки, базы определяются отдельно. Обратите внимание: налоговую базу по дивидендам необходимо определять отдельно от иных доходов. То есть, при исчислении НДФЛ с дивидендов и НДФЛ с зарплаты следует рассчитывать две разные налоговые базы (несмотря на то, что ставка по этим выплатам с 2015 года одинаковая).

Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, который равен одному календарному году. Иными словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет налоговой базы начинается с нуля.

Для выплат, облагаемых по ставке 13 процентов, база уменьшается на так называемые налоговые вычеты. В этом случае нужно просуммировать все налогооблагаемые доходы, отнять налоговые вычеты, и полученную цифру умножить на 13 %. Если оказалось, что доходов меньше, чем вычетов, то база принимается равной нулю. При этом отрицательная разница между доходами и вычетами в общем случае на следующий год не переносится, а убытки прошлых лет не уменьшают налоговую базу текущего периода.

Для выплат, облагаемых по другим ставкам, налоговые вычеты не применяются. Здесь величина НДФЛ определяется прямым перемножением облагаемого дохода и ставки. В отношении доходов от долевого участия в организации (то есть, дивидендов, полученных налоговыми резидентами РФ) налоговые вычеты применять тоже нельзя (хотя ставка по ним 13%).

Налоговые вычеты по НДФЛ

Существует пять видов налоговых вычетов по НДФЛ: стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные.

Стандартные вычеты перечислены в статье 218 Налогового кодекса. Согласно ей все граждане, имеющие детей, вправе ежемесячно получать вычет в размере 1 400 руб. на первого ребенка, 1 400 руб. на второго ребенка и по 3 000 руб. на третьего и каждого последующего ребенка. «Детские» вычеты предоставляются вплоть до месяца, в котором зарплата сотрудника у данного работодателя, исчисленная нарастающим итогом с начала года, превысила 350 000 руб.

Стандартные вычеты по НДФЛ распространяются только на доходы, полученные от одного из работодателей по выбору налогоплательщика. Другими словами, если человек трудится на двух или более работах, стандартные вычеты он может получить лишь на одной из них.

Профессиональные вычеты полагаются индивидуальным предпринимателям и тем, кто занимается частной практикой. Также право на данный вид вычетов имеют лица, выполняющие работы или услуги по договорам подряда, и те, кто получает авторское вознаграждение (ст. 221 НК РФ).

Профессиональные вычеты по сумме равны документально подтвержденным расходам, связанным с соответствующей деятельностью. По сути, определение таких вычетов для ИП аналогично определению расходов при налогообложении прибыли организации. Если же документы, подтверждающие расходы, отсутствуют, вычеты предоставляются по нормативам (для предпринимателей это 20 процентов от полученных доходов).

Социальные и имущественные вычеты по НДФЛ заинтересуют тех, кто слышал о возврате или возмещении НДФЛ — например, о возврате НДФЛ за обучение. На социальные вычеты могут претендовать лица, потратившие деньги на обучение, лечение, благотворительность, негосударственное пенсионное страхование, добровольное страхование жизни и дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии (ст. 219 НК РФ).

Имущественные вычеты предоставляются тем, кто понес затраты в связи с продажей, покупкой или строительством недвижимости (ст. 220 НК РФ).

С 1 января 2015 года НК РФ дополнен статьей 219.1 «Инвестиционные налоговые вычеты». Инвестиционный вычет возможен, в частности, в размере положительного финансового результата, полученного от реализации (погашения) обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, если они находились в собственности у физического лица более трех лет.

Когда налогоплательщик самостоятельно исчисляет НДФЛ

Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (нотариусы, адвокаты и пр.) сами учитывают доходы от своей деятельности, начисляют НДФЛ и платят его в бюджет.

В общем случае самостоятельно исчисляют налог и те, кто получает доход от продажи и сдачи в аренду имущества, доход в виде выигрыша в лотерею или в другие азартные игры, а также доход от любых заграничных источников (последнее относится только к резидентам).

Кроме того, собственноручно посчитать и перевести в бюджет налог должны лица: получившие подарки от физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП (за исключением имущества, машин и акций, подаренных родственниками); наследники авторских прав на произведения искусства, научные открытия и т д.

Наконец, заплатить НДФЛ обязаны физические лица, получившие деньги от работодателя (или иного налогового агента), который по той или иной причине не удержал налог. В 2015 году и ранее от гражданина требовалось самостоятельно расчитать сумму налога и подать декларацию. Начиная с 2016 года расчеты производят налоговики. Полученную величину они фиксируют в уведомлении, которое направляют в адрес физического лица. Последнему остается лишь перечислить деньги на основании полученного уведомления. Представлять декларацию при этом не нужно.

Когда исчислением НДФЛ занимается налоговый агент

Организации и предприниматели, выплачивающие заработную плату своим сотрудникам, являются по отношению к ним налоговыми агентами по НДФЛ. Это значит, что именно работодатели (а не сами работники) должны начислить НДФЛ на сумму зарплаты, удержать налог и перечислить его в бюджет. Такое же правило действует и в отношении дивидендов, которые компания выплачивает своим учредителям — физическим лицам.

На практике исчислением, а также удержанием НДФЛ и его уплатой обычно занимается бухгалтерия.

Приведем пример. Допустим, вознаграждение сотрудника Федорова за отработанный месяц составило 40 000 руб. Бухгалтерия рассчитала, что налог с зарплаты Федорова равен 5 200 руб. (40 000 руб. х 13 %*). Эту сумму бухгалтеры перечислили в бюджет, а Федорову на руки выдали 34 800 руб. (40 000 — 5 200).

Другие публикации:  Пособия на предприятии отцу

При исчислении НДФЛ бухгалтерия организации — налогового агента (или ИП –налогового агента) не берет в расчет суммы, выплаченные сотруднику другими организациями или предпринимателями. При этом в отношении собственных выплат нужно соблюдать условие: величина удержанного налога не должна превышать 50 процентов суммы выплаты сотруднику. Агенты обязаны вести учет доходов, вычетов и удержанного налога по каждому физическому лицу в специально разработанных налоговых регистрах. Как правило, за основу такого регистра принимают форму 1-НДФЛ и добавляют в нее сведения о датах удержания и перечисления налога в бюджет.

Кроме того, агенты должны по требованию физических лиц выдавать им справки о доходах.

Агенты не вправе перечислять налог на доходы физлиц за счет собственных средств. Также не разрешается прописывать в договорах, что агент берет на себя обязательство по уплате НДФЛ. Если же агент по каким-либо причинам не смог удержать налог из доходов физического лица, то не позднее 1 марта следующего года бухгалтеру необходимо письменно сообщить об этом как физическому лицу, так и в свою налоговую инспекцию (для этого используется обычная справка о доходах по форме 2-НДФЛ).

Если агент удержал излишнюю сумму налога, он должен в течение 10 дней сообщить об этом работнику. Тот в свою очередь вправе написать заявление на возврат, и агент обязан вернуть деньги в течение трех месяцев. Возврат возможен за счет предстоящих платежей по НДФЛ, причем не только по данному работнику, но и по другим сотрудникам компании. В случае, когда этих денег не хватает для возврата, агент может подать заявление в свою ИФНС, и та перечислит недостающую сумму из бюджета.

Уплата НДФЛ предпринимателем, нанявшим работников

Индивидуальный предприниматель, который выплачивает зарплату наемным работникам, выступает в двух качествах. Он должен самостоятельно начислить налог на свой доход, а также удержать НДФЛ из зарплаты персонала. Таким образом, ИП одновременно является и налогоплательщиком и налоговым агентом. Соответственно, ему необходимо выполнить обязанности, относящиеся к исчислению «своего» налога (рассчитать, заплатить в бюджет и отчитаться перед инспекцией), а также в полной мере исполнить обязанности агента.

Как платить НДФЛ физическому лицу, у которого несколько источников дохода

Некоторые физические лица не только получают зарплату, но и имеют другие источники дохода (например, занимаются бизнесом, сдают в аренду имущество и пр.). В этом случае нужно разграничить доходы, по которым надо начислять налог самостоятельно, и доходы, из которых налог удерживается силами агента-работодателя. По «самостоятельным» доходам необходимо начислить НДФЛ, заплатить его в бюджет и отчитаться перед налоговой инспекцией.

Когда и куда перечислять НДФЛ

Теперь расскажем, от чего зависят сроки перечисления НДФЛ в бюджет. В общем случае налоговые агенты перечисляют НДФЛ ежемесячно не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода. Исключение сделано для отпускных и пособий по временной нетрудоспособности (в том числе по уходу за больным ребенком). Удержанный с этих выплат налог следует перечислять в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором они выплачены

Налог на доходы нужно платить в бюджет по месту учета налогового агента. Если у организации-работодателя есть обособленное подразделение, то налог с зарплаты его сотрудников надо переводить в бюджет по месту нахождения подразделения. В случае, когда обособленное подразделение заключило гражданско-правовой договор, НДФЛ с вознаграждения следует перечислять в бюджет по месту нахождения подразделения. Предприниматели на ПСН и «вмененке» должны перечислять налог с зарплаты своих сотрудников по месту ведения деятельности (а не по месту жительства).

При уплате НДФЛ агенты должны соблюдать следующее правило. Сумму налога, превышающую 100 руб., следует перечислять в обычном порядке, а сумму менее 100 руб. платить позже, вместе с налогом за следующий месяц.

Предприниматели и те, кто занимается частной практикой, три раза в год перечисляют авансовые платежи по НДФЛ. Первый раз — за январь-июнь не позднее 15 июля текущего года, второй раз — за июль-сентябрь не позднее 15 октября текущего года и третий раз — за октябрь-декабрь не позднее 15 января следующего года. Основанием для перечисления НДФЛ служит налоговое уведомление, присылаемое инспекцией. Сумму авансовых платежей налоговики рассчитывают сами на основании декларации, поданной предпринимателем. Итоговую сумму НДФЛ за налоговый период нужно перечислить по месту учета ИП не позднее 15 июля следующего года.

Лица, которые самостоятельно исчисляют НДФЛ, но не занимаются предпринимательством или частной практикой (арендодатели, наследники авторских прав и т д.), не делают авансовых платежей. Они перечисляют деньги один раз (не позднее 15 июля следующего года) по месту своего жительства.

Штрафы и пени по НДФЛ

В случае, когда налоговый агент перечислил налог с опозданием, он обязан заплатить пени по НДФЛ за каждый календарный день просрочки. Первым днем просрочки считается дата, следующая за днем, когда работодатель должен был перечислить (на не перечислил) налог на доходы. Последним днем просрочки считается дата, предшествующая дате перечисления налога.

Размер пеней зависит от действующей ставки рефинансирования Центробанка. Налоговые агенты — физические лица (в том числе предприниматели) должны платить пени за каждый день просрочки в сумме одной трехсотой ставки рефинансирования, умноженной на сумму недоимки по НДФЛ.

Для налоговых агентов-организаций установлены следующие правила. Если просрочка не превышает 30 календарных дней, сумма пеней за каждый календарный день просрочки составляет одну трехсотую ставки рефинансирования, умноженную на величину недоимки по НДФЛ. Если просрочка превышает 30 календарных дней, пени складываются из двух частей. Первая часть равна одной трехсотой ставки рефинансирования, умноженной на величину недоимки по НДФЛ, за каждый календарный день просрочки, начиная с 1-го и заканчивая 30-м (включительно). Вторая часть равна одной стопятидесятой ставки рефинансирования, умноженной на величину недоимки по НДФЛ, за каждый день просрочки, начиная с 31-го.

Добавим, что пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования за каждый календарный день просрочки должны платить и те физические лица, которые сами перечисляют НДФЛ со своих доходов.

Кроме того, налоговым агентам, не удержавшим налог из зарплаты сотрудников и (или) не перечислившим его вовремя в бюджет, инспекторы назначат штраф по НДФЛ. То же самое произойдет, если налог на доходы будет удержан и (или) перечислен не в полном объеме. Данный штраф предусмотрен статье 123 НК РФ и составляет 20% от суммы налога, подлежащего удержанию и (или) перечислению.

Не исключено, что налоговому агенту, который не удержал из зарплаты работников НДФЛ, и перевел его в бюджет из собственных средств, также придется заплатить штраф по статье 123 НК РФ. То же относится и к работодателям, которые перечислили налог на доходы до того, как выдали зарплату. Хотя об этом прямо не говорится в Налоговом кодексе, но именно так считают инспекторы. Судебная практика противоречива. Есть решения, принятые в пользу ИФНС (см. «Арбитражный суд МО: перечисление налоговым агентом суммы НДФЛ из собственных средств не является уплатой налога»), но есть и решения, принятые в пользу работодателей (см. «Арбитражный суд: досрочная уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не приводит к образованию недоимки»).

Для предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, также предусмотрен штраф за неуплату или неполную уплату НДФЛ. Размер штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога. Если инспекторы сочтут, что налог не был уплачен умышленно, то величина санкции составит 40 % от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ).

Декларация по НДФЛ и сроки сдачи отчетности

Самый важный для налогоплательщика или бухгалтера вопрос — сроки сдачи отчетности по НДФЛ. Давайте посмотрим, кто,как и когда отчитывается по налогу на доходы физических лиц.

Предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, обязаны сдавать налоговые декларации. Те, кто начал получать доход в середине года, подают декларацию с указанием предполагаемого дохода. Если впоследствии окажется, что фактический доход более чем на 50 процентов отклоняется от предполагаемого (или от дохода за прошлый год), необходимо подать еще одну декларацию, где следует указать новый предполагаемый доход.

По итогам года ИП и «частники» подают декларацию не позднее 30 апреля следующего года. В случае, когда деятельность прекратилась в середине года, предоставить декларацию необходимо в пятидневный срок с даты прекращения (налог, начисленный по такой декларации, нужно перечислить не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи декларации).

Лица, которые самостоятельно исчисляют НДФЛ, но не занимаются предпринимательством или частной практикой, обязаны предоставить декларацию по итогам налогового периода не позднее 30 апреля следующего года. Кроме того, годовую декларацию сдают те, кто претендует на социальные или имущественные вычеты.

Налоговые агенты должны раз в год не позднее 1 апреля сдать в инспекцию справки о доходах за прошедший налоговый период по форме 2-НДФЛ. Их в общем случае заполняют на каждого гражданина, получившего доход от данной компании или предпринимателя. Кроме того, начиная с 2016 года налоговые агенты обязаны представлять ежеквартальный расчет по форме 6-НДФЛ. В него включается обобщенная информация по всем физическим лицам, получившим доход от налогового агента. Расчет представляется в течение месяца, следующего за первым кварталом, полугодием и девятью месяцами. По итогам года 6-НДФЛ представляется не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Если у компании есть обособленное подразделение, то отчетность по налогу на доходы физлиц в общем случае следует представлять по месту учета таких подразделений. Предприниматели, применяющие ПСН или «вмененку», сдают отчетность в инспекцию, где они состоят на учете по месту ведения деятельности.

Налоговый агент, который выплатил доход в пользу 25 человек и более, обязан сдавать справки по форме 2-НДФЛ и расчеты по форме 6-НДФЛ строго через интернет. В остальных случаях отчетность допустимо представить на бумажных носителях.

Какие штрафы предусмотрены для тех, кто несвоевременно отчитался по НДФЛ

Налоговые агенты, не сдавшие вовремя справки по форме 2-НДФЛ, должны заплатить штраф в размере 200 руб. за каждую справку (п. 1 ст. 126 НК РФ). Для налоговых агентов, не представивших своевременно расчет по форме 6-НДФЛ, предусмотрена санкция по пункту 1.2 статьи 126 НК РФ. Ее размер составляет 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для сдачи расчета.

Если налоговый агент, обязанный отчитываться по НДФЛ в электронном виде, представит справки или расчеты «на бумаге», ему начислят штраф по статье 119.1 НК РФ. Сумма штрафа составляет 200 руб. за каждую справку и каждый расчет.

Плательщиков НДФЛ, которые самостоятельно сдают отчетность по данному налогу, также привлекут к ответственности за несвоевременное представление декларации по форме 3-НДФЛ. Размер штрафа равен 5% неуплаченной вовремя суммы налога на доходы, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, который установлен для сдачи декларации. При этом размер санкции не может превышать 30% от данной суммы, и не должен быть менее 1 000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

* Для простоты мы рассмотрели ситуацию, когда работнику не предоставляются налоговые вычеты.