Блог

Налог за услуги в республике беларусь

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это один из самых распространенных косвенных налогов (иначе – налогов на потребление). Его суть состоит в добавлении к цене при продаже определенного процента налога. Этот налог уплачивается покупателем продавцу, а тот переводит его в бюджет государства. Взимается в большинстве государств мира. Поскольку налог относится к категории косвенных – то, по умолчанию, включается в стоимость практически любого товара или услуги.

Для лучшего понимания сути НДС можно представить цену любого товара как сумму добавленных стоимостей, т.е. увеличений цены в процессе превращения какого-либо исходного сырья в готовый продукт.

Например: уплачивается процент НДС от продажной стоимости зерна, затем от стоимости, произведённой из него муки, затем выпеченного хлеба и, наконец, из цены, проданной в магазине буханки. Поскольку налог на добавленную стоимость включается в цену продукта в каждом звене цепочки, его полная сумма будет уплачена конечным потребителем товара. Однако, уплата (изъятие) налога в бюджет произойдет не при оплате потребителем конечного товара единовременно, а частями, после каждой продажи исходного сырья, полуфабриката, готового продукта. Полностью НДС будет выплачен уже из суммы, полученной от последней продажи готового товара.

Налог на добавленную стоимость в Беларуси

При расчете налога на добавленную стоимость объектами налогообложения в Республике Беларусь считаются:

  • выраженные в денежной форме суммы оборота при продаже товаров, работ, услуг и имущественных прав на территории Республики;
  • стоимость товаров ввозимых на территорию Беларуси.

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

  • юридические лица, в том числе иностранные, ведущие экономическую деятельность и вставшие на налоговый учет в Республике Беларусь;
  • доверительные управляющие по оборотам связанным с управлением вверенным имуществом;
  • индивидуальные предприниматели, в тех случаях, если объем выручки за квартал превысил установленную сумму, либо предприниматель сам начал производить выплату НДС;
  • физические лица, в определенных законодательством случаях.

Для иностранных организаций, не состоящих на налоговом учете в Республике Беларусь, но осуществляющих деятельность на ее территории без открытия постоянного представительства обязанности по уплате НДС не возникает. Налог уплачивается приобретающими у таких предприятий товары и услуги белорусскими организациями и предпринимателями.

При расчете НДС налоговой базой признается сумма, полученная от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, исчисленная исходя из:

  • цен на товары (работы, услуги, имущественные права) с учетом акцизов (для соответствующих товаров), без включения в них налога на добавленную стоимость;
  • розничных цен регулируемых государством.

При ввозе товаров в Республику Беларусь налоговая база, определяется таможенными органами как сумма следующих составляющих:

  • указанной таможенной стоимости;
  • сумм таможенных пошлин подлежащих уплате;
  • для подакцизных товаров — обязательных к уплате сумм акцизов.

В настоящий момент в Республике Беларусь установлены следующие ставки налога на добавленную стоимость:

  • 20 % — общая ставка при реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и при их экспорте;

Однако может применяться ставка 0% — при экспорте за пределы Республики Беларусь товаров и услуг*.

  • 10% — при реализации, произведенной в Республики Беларусь продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства;
  • 10% — при ввозе в Республику продовольственных товаров и товаров для детей из утвержденного Президентом перечня;
  • 9,09% или 16,67% — от продажи товаров по регулируемым розничным ценам с учетом НДС;
  • 0,5% — при ввозе в Беларусь из государств — членов Таможенного союза алмазов и других драгоценных камней для производственных нужд;

* При экспорте товаров из Республики Беларусь как в в страны, входящие в Евразийский экономический союз, так и за его пределы применяют нулевую ставку НДС при наличии соответствующих документов (подпункт 1.1.1 п. 1 статьи 102 Налогового кодекса Республики Беларусь). За более подробной информацией и разъяснениями, в каких случаях предприятие может воспользоваться нулевой ставкой НДС, обращайтесь в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

Налоговым периодом по НДС является календарный год. Отчетным периодом, по выбору плательщика, назначаются календарный квартал или календарный месяц.

Налоговые декларации предоставляются плательщиками в инспекцию министерства по налогам и сборам не позднее 20 числа следующего за отчетным периодом месяца. Уплата производится, соответственно, не позднее 22 числа этого же месяца.

НДС начисляется зачетным методом, т.е. умножением суммы налоговой базы на ставку налога.

Одним из ключевых моментов при расчете налога на добавленную стоимость является понятие налогового вычета.

Для примера представим себе сделку по перепродаже товара для дальнейшей реализации: Сумма НДС, подлежащая уплате, рассчитывается как разница между содержащейся в продажной цене товара суммой налога, и суммой НДС, уже выделенной поставщиками этого товара в документах — это и называется вычетом.

В соответствии со статьей 107 Налогового кодекса, подлежат вычету следующие суммы НДС:

  • суммы, предъявленные плательщику продавцами, являющимися плательщиками в Республике Беларусь, при приобретении плательщиком на территории Беларуси товаров (работ, услуг, имущественных прав);
  • суммы НДС уже уплаченные при импорте товаров в Республику Беларусь;
  • суммы налога, уплаченные при приобретении у иностранных организаций, не состоящих на налоговом учете в Республике Беларусь.

Основанием для налогового вычета являются первичные учетные и расчетные документы в установленном законодательством порядке полученные от продавцов, а также документы, подтверждающие факт уплаты НДС при импорте товаров в Беларусь.

Если сумма налогового вычета оказывается больше общей суммы налога к уплате, плательщик НДС не уплачивает, разница же между суммой вычетов и общей суммой налога подлежит возврату в установленном Налоговым кодексом порядке.

В статьях 93, 94 и 96 Налогового кодекса определен список отдельных операций, товаров, работ, услуг и имущественных прав обороты, по которым не облагаются налогом на добавленную стоимость.

При кажущейся теоретической простоте расчета, при исчислении и уплате НДС может возникнуть множество неожиданных нюансов. Это можно живо проиллюстрировать следующими примерами:

Организация – плательщик НДС покупает товар у организации или предпринимателя, НДС не уплачивающего; обе организации делают свою наценку при продаже товара, но — плательщик НДС уплатит всю его стоимость из свой выручки, а неплательщик участвовать в этом не будет вообще, оставив себе всю полученную прибыль.

Если же в этой ситуации продавец и покупатель поменяются местами, то – первый продавец уплатит НДС от суммы своей выручки, второй по-прежнему не платит его.

Известно достаточно случаев, когда организации становились плательщиками налога на добавленную стоимость в результате собственных ошибок при ведении учета, например выделения НДС в документах, когда этого не следовало делать.

Исходя из вышеизложенного, всем организациям имеет смысл тщательно изучить Главу 12 Особенной части Налогового кодекса, комментарии и разъяснения налоговых органов к соответствующим разделам Кодекса и, для надежности, обратиться к квалифицированным специалистам. Так как наличие так называемой, «циклической ошибки», т.е. повторяемой несколько оборотов подряд, может привести к астрономическим суммам налогов к доплате и штрафам.

Налог за услуги в республике беларусь

  • Azerbaijan 9728
  • Egypt 303
  • Finland 244
  • Ghana * 9720
  • Morocco * 9722
  • Mozambique * 9723
  • Namibia * 9724
  • Nigeria * 9725
  • Tanzania * 9726
  • Австрия 152
  • Белоруссия 155
  • Бельгия * 164
  • Болгария 174
  • Великобритания 203
  • Венгрия 188
  • Германия 246
  • Греция * 187
  • Грузия 5729
  • Дания 10017
  • Замбия * 151
  • Индонезия 161
  • Испания 208
  • Италия 191
  • Казахстан 285
  • Кения 9721
  • Кипр * 181
  • Латвия 192
  • Литва 193
  • Люксембург * 10018
  • Маврикий * 147
  • Молдавия 232
  • Нидерланды * 196
  • Норвегия * 10019
  • Польша 221
  • Португалия * 220
  • Россия 200
  • Румыния 219
  • Сербии 5695
  • Словакия 209
  • Словения 211
  • Тунис * 150
  • Турция 7109
  • Украина 204
  • Франция 185
  • Хорватия 179
  • Чехия 182
  • Швейцария 206
  • Швеция 207
  • Эстония 183
  • Эфиопия 10688
  • ЮАР 148
  • Вы находитесь здесь:
  • home >
  • Unsere Artikel >
  • Налоги в Беларуси: главные изм.

Налоги в Беларуси: главные изменения с 01.01.2017

Каждый новый календарный год начинается в Беларуси со вступления в силу актуализированной редакции Налогового Кодекса Республики Беларусь (далее по тексту НК РБ). 2017 год не стал исключением – в НК РБ внесено множество изменений. В данной статье речь пойдет про основные и самые существенные изменения белорусского налогового законодательства, вступившие в силу с 01.01.2017 и затрагивающие практически всех налогоплательщиков в Республике Беларусь (включая иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство).

Новшества в общей части НК РБ

Использование личного кабинета налогоплательщика.

С 2017 года практически весь обмен информацией и документами с белорусскими налоговыми органами будет проходить в электронном виде через Личный кабинет на сайте МНС РБ (www.nalog.gov.by).

Другие публикации:  Выходное пособие судей в 2019 году

Через Личный кабинет можно контролировать состояние расчетов с бюджетом, заполнять налоговые декларации и отправлять их в налоговую инспекцию, подавать заявления, получать уведомления и сообщения от налоговой инспекции.

Для доступа в Личный кабинет нужен личный ключ электронной цифровой подписи. Он используется и для подписи отправляемых в налоговую инспекцию электронных документов.

Теперь практически все подлинные электронные документы и информацию в электронном виде налоговая инспекция будет размещать в Личном кабинете. В бумажном виде останутся только отдельные документы, вручение которых прямо предусмотрено законодательством. Например, при проведении выездной налоговой проверки такими документами будут копия акта изъятия документов, акт или справка проверки, решение по акту проверки.

Уточнения в определении взаимозависимости лиц — важно при применении правил тонкой капитализации.

С 2017 года учредители одной организации считаются взаимозависимыми лицами, если доля участия каждого из них в этой организации составляет не менее 20%. Ранее для признания учредителей взаимозависимыми лицами размер доли не имел значения. Данное изменение в НК РБ позволит сократить перечень операций, попадающих под правила тонкой капитализации.

Также с 2017 года законодательно закреплено, что прямое или косвенное участие государства в организациях не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми лицами. Эти организации могут признаваться взаимозависимыми по отношению друг к другу и к иным лицам, если наступают основания, предусмотренные ст.20 НК РБ. Аналогичный подход применялся на практике и в 2006 году.

Изменения в процедуре принудительной уплаты налогов в бюджет.

С 2017 года суммы налогов, доначисленных в ходе налоговой проверки, будут «блокироваться» на банковских счетах налогоплательщиков через приостановление операций до вынесения решения по акту проверки в пределах доначисленных платежей. Т.е. «арест» будет наложен только на сумму налогового долга, а не все имеющееся на расчетном счете денежные средства, как это происходило до 2017 года, что позволит налогоплательщикам распоряжаться остальными денежными средствами на счетах без ограничений.

Списки налогоплательщиков, имеющих долги перед бюджетом, будут ежемесячно публиковаться в интернете.

С 2017 года на официальном сайте МНС РБ (www.nalog.gov.by) не позже 15-го числа каждого месяца будут публиковаться списки налогоплательщиков, имеющих на 1-е число месяца долги по налогам. В списках будут отражаться название и УНП должника без указания размера налогового долга. Таким образом, у налогоплательщиков появилась дополнительная возможность проверки своих контрагентов перед заключением договоров и совершением сделок с ними.

Основные изменения по электронным счетам-фактурам (ЭСЧФ)

Исключается возможность принимать к вычету «входящий» НДС по первичным учетным документам на бумажных носителях без оформления ЭСЧФ, как это было разрешено делать в течение «переходного периода» с 01.07.2016 по 31.12.2016 включительно.

С 2017 года одним из обязательных условий для вычета «входящего» НДС будет наличие правильно оформленного и подписанного ЭСЧФ.

При сбоях в работе Портала МНС надо будет создавать и выставлять ЭСЧФ не позднее 5 рабочих дней со дня возобновления работоспособности Портала.

Общий срок выставления ЭСЧФ переносится с 5-го на 10-е число месяца, следующего за месяцем дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, что повышает шансы налогоплательщиков осуществить трудоемкий процесс выставления ЭСЧФ вовремя.

Обратите внимание: к налогоплательщикам, которые не будут своевременно выставлять (направлять) ЭСЧФ, могут быть применены меры административного взыскания. Так, например, за непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений предусмотрена административная ответственность по ст. 13.8 КоАП РБ до 30 базовых величин (690 BYN или примерно 345 EUR).

Основные изменения по НДС

На 2017 год продлевается ограничение вычета сумм «таможенного / ввозного» НДС в отношении товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь из-за пределов ЕАЭС. По сравнению с 2016 годом в 2017 году вычет «таможенного / ввозного» НДС будет производиться с отсрочкой не в 90, а в 60 дней. Т.е. теперь принимать к вычету такой НДС можно будет на 30 дней раньше (внесены соответствующие изменения в Указ от 26.02.2015 № 99 «О взимании налога на добавленную стоимость»).

С 2017 года территория Республики Беларусь будет признаваться местом реализации услуг, с помощью которых осуществляется поиск и (или) предоставляется заказчику информация о потенциальных покупателях, если такие услуги оказываются для белорусского заказчика. Это значит, что с 2017 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в белорусских налоговых органах, при приобретении таких услуг, оказываемых иностранными организациями, не состоящими на налоговом учете в Республике Беларусь, должны будут исчислить и уплатить в бюджет НДС от их стоимости. Например, к названным услугам могут относиться посреднические услуги, предоставляемые иностранными организациями с использованием веб-сервисов, приложений для онлайн-бронирования и заказов (например, посреднические услуги, оказываемые белорусским перевозчикам компанией «Uber B.V» посредством мобильного приложения Uber).

С 2018 года вводится обязанность начисления и уплаты НДС для иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме для физических лиц. Под такими «электронными услугами» будут пониматься услуги, оказанные иностранной организацией через интернет автоматизировано с использованием информационных технологий, в т.ч. с привлечением посредника в расчетах. К таким услугам можно отнести, например, рекламные услуги в интернете, услуги по размещению объявлений в интернете, услуги по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях, услуги по поддержке электронных ресурсов, а также хранению и обработке информации, хостингу, предоставляет через Интернет права на использование программ для компьютеров и прочее.

При продаже «электронных услуг» физическим лицам непосредственно сами иностранные организации (исполнители) будут обязаны исчислять и уплачивать НДС в Республике Беларусь. Следовательно, до начала оказания таких услуг иностранная организация (исполнитель) должна будет стать на налоговый учет в Республике Беларусь, ежеквартально подавать налоговые декларации по НДС, исчислять и уплачивать в белорусский бюджет НДС по ставке 20%. При этом выставлять ЭСЧФ иностранная организация не обязана.

Если в расчетах с физическими лицами (потребителями услуг) участвует иностранный посредник, он признается плательщиком НДС и должен будет стать на учет в налоговом органе и платить налог в белорусский бюджет.

Если посредником является белорусская организация или ИП, постоянное представительство иностранной компании на территории Беларуси, непосредственно участвующие в расчетах, то уплатить НДС обязан этот белорусский посредник, состоящий на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

Основные изменения по налогу на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство на территории Республики Беларусь

С 2017 года расширен перечень объектов налогообложения налогом на доходы за счет включения в него услуг:

  • по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
  • по обеспечению доступа к базам данных.

Основные изменения по налогу на прибыль

С 2017 года при налогообложении прибыли разрешено учитывать расходы на дополнительные поощрительные отпуска, установленные актами Президента Республики Беларусь. Это значит, что отпуск за работу по контракту по подп. 2.5 Декрета Президента № 29 от 26.07.1999 опять можно включать в учитываемые при налогообложении прибыли затраты, как было до 2016 года. Расходы на иные дополнительные поощрительные отпуска не будут учитываться в расчете налога на прибыль, как и в 2016 году.

Ликвидируемым организациям с 2017 года разрешено переносить убытки на прибыль за период с начала текущего календарного года до момента ликвидации. До 2017 года ликвидируемые организации имели право переносить убытки только на прибыль по итогам года при подаче налоговой декларации за IV квартал. Соответственно, при ликвидации в середине года налогоплательщик не мог воспользоваться механизмом переноса убытков. Ему приходилось либо ждать окончания года, либо вовсе отказаться от переноса накопленного ранее убытка.

С 2017 года при налогообложении прибыли учитываются только экономически обоснованные затраты. При расчете налога на прибыль нельзя учитывать:

  • стоимость объектов, которые фактически не поступили в организацию (т.е. когда хозяйственная операция по покупке произошла только на бумаге и этот факт выявлен и доказан при налоговой проверке);
  • стоимость работ (услуг), выполненных (оказанных) индивидуальным предпринимателем, если он является одновременно работником вашей организации, и эти работы (услуги) относятся к его трудовым обязанностям;
  • стоимость работ (услуг), выполненных (оказанных) организацией-учредителем или «дочерней» организацией (организацией, по отношению к которой ваша организация является учредителем), если эти работы (услуги) входят в трудовые обязанности работников вашей организации.

Чтобы исключить в будущем споры с налоговиками при налоговых проверках, мы рекомендуем:

  • правильно оформлять договоры и первичные бухгалтерские документы;
  • иметь «расшифровки», отчеты к счетам (актам) с подробным описанием оказанных услуг, выполненных работ;
  • быть готовыми к нестандартному, но набирающему популярность в Беларуси методу проверки – опросу налоговиками сотрудников вашей организации и организации-исполнителя;
  • быть особенно внимательными при осуществлении и оформлении сделок по приобретению работ (услуг) с вашими учредителями либо учрежденными вами «дочерними» компаниями, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися одновременно сотрудниками вашей компании. Важно не допустить совпадения (дублирования) предмета договоров на выполнение работ (оказание услуг) с трудовыми функциями ваших штатных сотрудников, указанных, как правило, в должностных инструкциях и трудовых контрактах.
Другие публикации:  Приказ мвд 18092019

Илона Евтухович, аудитор, руководитель отдела бухгалтерских услуг, ИООО «Рёдль и партнеры Аудит»

Марина Караженец, аудитор, главный бухгалтер ИООО «Рёдль и партнеры Аудит»

Как правильно платить налоги за приобретение рекламных услуг, когда ведешь рекламу самостоятельно

1. При импорте рекламных услуг юридические лица и индивидуальные предприниматели на УСН 1 и ОСН 2 обязаны перечислять в бюджет НДС независимо от того, являются ли они плательщиком НДС по своей деятельности.

  • Поставщиком услуг должна быть иностранная организация, не осуществляющая деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящая в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь.
  • Местом реализации услуг должна быть территория Республики Беларусь.

2. Если юридические лица и индивидуальные предприниматели на УСН и ОСН приобретают рекламные услуги у нерезидента – государства-члена ЕАЭС 4 (сюда относятся: ВКонтакте, Одноклассники, myTarget), также они обязаны перечислить в бюджет НДС независимо от того, являются ли они плательщиком НДС по своей деятельности.


Для справки
. Для целей Протокола рекламными являются услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к юридическому или физическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме.

  • Комиссия за зачисление средств на рекламные кампании – 0%.
  • Бонус до 300 USD (по курсу НБРБ) при самостоятельном ведении рекламных кампаний в Яндексе и Google.
  • Отсрочка платежа.
  • Зачисления день в день.
  • Работа по безналичному расчету и в белорусских рублях.
  • Вопросы с закрывающими документами для налоговой и бухгалтерии мы берем на себя.
  • Бесплатный чек-лист по настройке и запуску рекламной кампании.
  • Регулярные консультации и проверка качества рекламной кампании от экспертов Webcom Performance.
  • Бесплатный SEO-аудит вашего ресурса.
  • Скидка на обучение в Webcom Academy.
  • Возможность получить комплексное продвижение в одной компании.

4 ЕАЭС — Евразийский экономический союз.

3. Порядок уплаты НДС при импорте рекламных услуг

4. Последствия неуплаты НДС при импорте рекламных услуг

  • административная (Ст. 13.6 КоАП);
  • уголовная ответственность (Ст. 243 УК) должностных лиц юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — в случае причинения ущерба в крупном размере * (ущерб в 1 000 раз превышающий размер базовой величины, установленный на день совершения преступления).

Так как факт уклонения от уплаты сумм налогов и сборов организациями, применяющими УСН, может быть установлен только в ходе проведения проверки, нарушение будет установлено в любом случае. Вопрос заключается только во времени (когда будет выявлено нарушение) — в период деятельности или в процессе ликвидации организации. Если нарушение будет выявлено на стадии ликвидации, учитывая продолжительность нарушения, размер ущерба может быть существенным.

5. Оплата рекламных услуг (например, таргетированной рекламы в социальных сетях) физическими лицами, с местом нахождения в Республике Беларусь


Юридическая квалификация деятельности физического лица в качестве предпринимательской либо не имеющей признаков предпринимательской осуществляется только судом, исходя из конкретных обстоятельств ее осуществления и имеющихся доказательств.

Наше предложение:

  • от 0% комиссия за зачисление средств;
  • отсрочка платежа;
  • все самоуправленцы, работающие с нами по рекламе в Google и Яндексе, получают бонус до 300 USD (по курсу НБРБ)

Если самостоятельное ведение рекламы – это не про вас, доверьте всю работу профессионалам: опытные эксперты агентства контекстной рекламы Webcom Performance подберут оптимальный микс инструментов для решения ваших бизнес-задач. Узнайте больше о преимуществах и вариантах сотрудничества с Webcom Performance по услуге контекстная реклама.

Помощь: Налог на добавленную стоимость при взаимоотношениях с нерезидентами Республики Беларусь

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С НЕРЕЗИДЕНТАМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В соответствии с п.1 ст.2 Закона РБ от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон) с 1 января 2008 г. объектами обложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ.

Статьей 1-2 Закона предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет налога возлагается на состоящих на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст.21 и 22 Общей части Налогового кодекса РБ (далее — НК РБ).

Согласно п.2 ст.2 Закона место реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется в соответствии со ст.32 и 33 НК РБ и международными договорами, действующими для Республики Беларусь. Порядок исчисления НДС во взаимоотношениях с нерезидентами РБ с учетом приведенных норм законодательства рассмотрим на конкретных ситуациях.

Необходимо ли облагать налогом на добавленную стоимость суммы, уплаченные патентным поверенным (иностранным организациям, не состоящим на учете в налоговых органах РБ) за услуги, оказанные на территории РБ белорусским клиентам?

На основании подп.1.4.1 п.1 ст.33 НК РБ местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория РБ, если покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории РБ и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь. Приведенное положение применяется в отношении получения, поддержания в силе патентов, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, перехода прав на объекты интеллектуальной собственности.

Таким образом, местом реализации оказанных резиденту РБ услуг по получению, поддержанию в силе патентов является территория РБ.

Исходя из этого при приобретении услуг иностранных патентных поверенных белорусскому заказчику следует произвести исчисление и уплату НДС на территории РБ.

Организация является арендодателем транспортного средства вместе с экипажем. Арендатором этого объекта аренды является резидент Итальянской Республики, который не состоит на учете в налоговом органе РБ.

Следует ли в данном случае арендатору производить исчисление НДС в Республике Беларусь?

В соответствии с Законом объектами налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ.

Таким образом, если местом реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав является территория РБ, то исчисление НДС производится в Республике Беларусь.

Статьей 33 НК РБ установлено, что местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория РБ, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя осуществляется на территории РБ и (или) местом их нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь и ими выполняются работы, оказываются услуги, реализуются имущественные права (за исключением имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности), не предусмотренные подп.1.1-1.4 п.1 ст.33 НК РБ.

Приведенное положение применяется, в частности, в отношении услуг по перевозке товаров, пассажиров и их багажа, аренды, лизинга транспортных средств, включая аренду (фрахт) транспортных средств с экипажем.

Следовательно, при сдаче в аренду транспортного средства вместе с экипажем, арендодателем которого является белорусская организация, арендодателю необходимо исчислить и уплатить НДС в Республике Беларусь, так как в данном случае местом реализации признается территория РБ.

Итальянская организация рекламирует на территории Итальянской Республики товары по заказу белорусской организации.

Подлежат ли эти услуги обложению НДС на территории РБ?

Подпунктом 1.4 п.1 ст.33 НК РБ установлено, что местом реализации работ (услуг) признается территория РБ, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РБ. Положение указанного подпункта применяется, в частности, при оказании рекламных услуг.

Поскольку покупателем рекламных услуг является белорусский заказчик, местом реализации таких услуг признается территория РБ.

Исходя из этого при оказании рекламных услуг иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговом органе РБ, белорусскому заказчику следует производить исчисление и уплату НДС в Республике Беларусь, так как в данном случае местом реализации признается территория РБ.

Белорусская организация привлекла иностранную организацию для оказания услуг по оценке находящегося на балансе здания с целью определения его реальной рыночной стоимости. Здание находится в Литовской Республике. Подрядчик не осуществляет деятельности на территории РБ.

Следует ли в данном случае заказчику производить исчисление НДС?

Согласно подп.1.1 п.1 ст.33 НК РБ местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория РБ, если работы, услуги непосредственно связаны с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РБ.

Поскольку оценка недвижимого имущества связана с этим имуществом, а недвижимость расположена за пределами Республики Беларусь, то местом реализации таких услуг не признается территория РБ.

Следовательно, белорусский заказчик по данному виду услуг НДС в Республике Беларусь не исчисляет и не уплачивает.

Белорусская организация заказала иностранной организации, не состоящей на учете в налоговом органе РБ, разработку web-сайта.

Следует ли белорусскому заказчику производить исчисление и уплату НДС в Республике Беларусь в этом случае?

В соответствии с подп.1.4.4-2 п.1 ст.33 НК РБ местом оказания услуг (выполнения работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации признается территория РБ, если покупатель (приобретатель) данных услуг осуществляет деятельность на территории РБ и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь.

Поскольку web-сайт представляет собой программу для ЭВМ, местом реализации услуг по разработке web-сайта в данном случае будет признаваться территория РБ, так как заказчиком выступает резидент РБ.

Следовательно, белорусскому заказчику необходимо произвести исчисление и уплату НДС в Республике Беларусь.

Андрей Недоступ, аудитор

Журнал «Главный Бухгалтер» № 28, 2008 г.

Расчеты с предпринимателем за услуги, оказанные на территории Республики Беларусь

Гражданско-правовые отношения

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ). Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

Бухгалтерский учет

Расходы по оплате услуг, оказанных индивидуальным предпринимателем, в бухгалтерском учете признаются расходами по обычным видам деятельности и отражаются на счете 44 «Расходы на продажу» (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). Данные расходы признаются на дату оказания услуг (п. п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

В связи с тем что договор возмездного оказания услуг заключен с индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным и проживающим на территории Республики Беларусь, организации необходимо учитывать нормы Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество». Согласно ст. 1, пп. «г», «д» п. 1 ст. 3 Соглашения в каждом из Договаривающихся Государств индивидуальные предприниматели другого Договаривающегося Государства рассматриваются в качестве предприятия (см. также Письма Минфина России от 27.12.2002 N 04-04-06/262, от 20.04.2006 N 03-08-07/Белар., ФНС России от 11.02.2009 N 3-5-03/142).

В рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель оказывает российской организации услуги по приемке товара на территории Республики Беларусь. Взимание косвенных налогов при оказании услуг между хозяйственными субъектами, являющимися членами Таможенного союза (РФ и Республики Беларусь), осуществляется в порядке, установленном Протоколом от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе». Территория РФ признается местом оказания услуг в отношении услуг, перечисленных в пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола. Услуги, оказываемые белорусским индивидуальным предпринимателем в отношении товара, находящегося за пределами территории РФ, не указаны в пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола. Следовательно, местом их оказания территория РФ не признается и у российской организации не возникает обязанностей налогового агента по НДС (п. п. 1, 2 ст. 161 Налогового кодекса РФ). Местом оказания данных услуг является территория Республики Беларусь. Аналогичный вывод следует из Писем Минфина России от 03.07.2007 N 03-07-08/169, УФНС России по г. Москве от 28.11.2006 N 19-11/103884, от 17.02.2005 N 19-11/10148.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя в иностранном государстве в соответствии с его национальным законодательством, в целях применения положений гл. 23 НК РФ в РФ признается в качестве индивидуального предпринимателя. То есть российская организация не является налоговым агентом и у нее не возникает обязанности по удержанию НДФЛ с дохода, выплачиваемого белорусскому индивидуальному предпринимателю (пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.09.2008 по делу N А56-1937/2008).

Кроме того, как сказано выше, Соглашение распространяется на индивидуальных предпринимателей. На основании норм ст. 5, п. 1 ст. 7 Соглашения доходы белорусского индивидуального предпринимателя от оказания услуг подлежат налогообложению на территории Республики Беларусь. Такой же вывод следует из Писем ФНС России N 3-5-03/[email protected], Минфина России от 02.08.2005 N 03-08-05, от 15.07.2004 N 03-05-06/201.

Страховые взносы

Вознаграждение, причитающееся белорусскому индивидуальному предпринимателю, не признается объектом обложения страховыми взносами в ПФР — на обязательное пенсионное страхование, в ФСС РФ — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в ФФОМС и ТФОМС — на обязательное медицинское страхование (ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

Налог на прибыль организаций

Расходы по оплате услуг, оказанных белорусским индивидуальным предпринимателем, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату оказания услуг (пп. 41 п. 1 ст. 264, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

О налогообложении доходов, полученных от работы за границей

Если вы живете и работаете в Республике Беларусь – то обязаны уплачивать с доходов подоходный налог. Это правило касается как граждан Республики Беларусь, так и иностранцев, которые проживают в стране. Плательщиком подоходного налога или налоговым резидентом считается человек, который находится на территории Беларуси более 183 дней в календарном году.

Эта информация — для белорусских налогоплательщиков, которые получают доход из-за границы.

В Республике Беларусь подоходный налог у вас удерживает работодатель и оплачивает в налоговую инспекцию. А вот на доходы из-за границы вы обязаны подать декларацию о доходах сами, не позднее 1 марта за предшествующий календарный год.

Что такое двойное налогообложение и как его избежать?

Представьте, вы работаете вахтовым методом за рубежом. То есть вы примерно полгода находитесь на работе, а остальную часть времени на территории РБ. В таком случае вы являетесь налоговым резидентом Беларуси. Но и многие другие государства по закону удерживают с вашего заработка налоги. Так работает налогообложение в России, Германии, Франции, Великобритании, США и других государствах. Получается, что вы оказываетесь должны двум странам сразу. Это и есть двойное налогообложение.

О двойном налогообложении в Налоговом Кодексе РБ

В Налоговом Кодексе РБ есть статья о том, как избежать двойного налогообложения. По закону вы имеете право на вычет из подоходного налога суммы, уже уплаченной в бюджет другой страны.

Право дается, если вы:

  • являетесь налогоплательщиком в РБ,
  • официально работаете за рубежом,
  • платите налоги с зарплаты в бюджет иностранного государства.

Как провести такой взаимозачет?

  • Приходите в налоговую инспекцию по месту прописки с декларацией о доходах.
  • Напишите заявление на вычет из суммы подоходного налога в РБ.
  • Предоставьте документы: о доходах из заграничного источника и об уплаченных в бюджет другого государства налогах.

Важно! Если вы заплатили в бюджет другого государство больше, чем вам начислили в РБ, белорусские налоговые службы разницу не возвращают. И учтите, декларацию о доходах нужно подавать, даже если налог иностранному государству полностью покрывает сумму подоходного налога в Беларуси.

Налогообложение для белорусов, работающих в Польше

Если вы работаете в Республике Польша, то полностью освобождаетесь от подоходного налога на польский заработок. Это правило работает, если вы уплатили налоги с дохода в бюджет Польши. Но декларацию о доходах вам подавать вам все же необходимо.

Мы постарались рассказать вам об обязанностях налогоплательщика и о возможности снизить налог в РБ на доходы из иностранных источников. Надеемся, что наша статья поможет вам честно зарабатывать по обе стороны белорусской границы.