Блог

Заявление ано в минюст

ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ Ф № Р11001

ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ Ф № Р11001 Заявление при создании 2

Юридический и почтовый адрес: 390006, г. Рязань, ул. Либкнехта, д. 18

Формы заявлений для государственной регистрации и образцы их заполнения

С 04.07.2013 вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2013 № 454 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Таким образом с 04.07.2013 вступает в силу приказ Минюста России от 07.05.2013 № 68 «Об определении форм документов, предоставляемых в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций» (далее – приказ № 68).

С указанной даты при государственной регистрации некоммерческих организаций будут применяться единые формы документов для юридических лиц всех организационно-правовых форм, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Оформление документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций, по формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (далее – постановление № 212), после 04.07.2013 является основанием для приостановления государственной регистрации некоммерческой организации в соответствии с пунктом 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Вместе с тем оформление документов по формам, утвержденным постановлением № 212, если такие документы были направлены в Минюст России или его территориальные органы до вступления в силу приказа № 68, а поступили после, не будет рассматриваться как основание для принятия решения о приостановлении государственной регистрации.

Формы заявлений применяемые с 04.07.2013

Заявления о государственной регистрации некоммерческих организаций, а также о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, и внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, составляются с 04.07.2013 по формам, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Не всякий агент нежелателен

Представители НКО часто жалуются на сложность бюрократических процедур. Речь вообще про все подобные организации, чем бы они ни занимались. Надо оформлять массу документов, и малейшая ошибка в процедуре или какой-то форме может принести массу проблем.

Дмитрий Ермак: Думаю, еще не все руководители НКО знают о новых возможностях электронного правительства и в целом о последних изменениях в данной сфере. Правительством страны принят ряд существенных нормативно-правовых актов в части развития электронных госуслуг. Минюст также поэтапно проводил и проводит работу, в том числе в сфере государственной регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций.

К чему в итоге вы пришли?

Дмитрий Ермак: Подать документы на регистрацию НКО можно через портал госуслуг. На этом портале есть все формы необходимых документов. Предусмотрена возможность получения ответов в электронном виде. Также при осуществлении государственных услуг по государственной регистрации некоммерческих организаций минюст активно включается в систему межведомственного электронного взаимодействия. Например, мы активно взаимодействуем с Федеральной налоговой службой, Пенсионным фондом, казначейством.

Дмитрий Ермак: Допустим, если НКО не предоставил документа об оплате госпошлины, мы сами запрашиваем подтверждение факта оплаты из федерального казначейства. В других случаях мы самостоятельно направляем соответствующие запросы в электронной форме в Пенсионный фонд.

То есть людей не развернут, если они забудут принести какие-то документы?

Дмитрий Ермак: Принести документ об оплате госпошлины — это право, а не обязанность организации. Если такой документ не представлен, не поступил такой документ и в пакете с заявлением на государственную регистрацию, мы запросим информацию сами в казначействе.

Расскажите пошагово, как зарегистрировать НКО через портал госуслуг.

Дмитрий Ермак: Сначала сам заявитель должен зарегистрироваться на портале. После того как пройдет идентификация, человек получает доступ к ресурсам портала для подготовки и направления документов. Первый шаг регистрации — нужно выбрать адресат заявления.

Это элементарная вещь, вряд ли стоит о ней даже говорить.

Дмитрий Ермак: Нет, это важный этап. Надо определить, куда направляется заявление. Министерство юстиции и отдельно территориальные органы минюста самостоятельно уполномочены для принятия решения по соответствующим категориям НКО. В законе есть такое основание для отказа, как направление документов в ненадлежащий уполномоченный орган.

Понятно. Значит, ошибиться здесь нельзя. И кто за что отвечает?

Дмитрий Ермак: Центральный аппарат министерства юстиции регистрирует общероссийские общественные объединения, политические партии, централизованные религиозные организации, имеющие местные представительства на территории двух и более субъектов РФ. Территориальные органы принимают решения по тем НКО, которые действуют в рамках конкретного субъекта Российской Федерации.

Второй этап: заполняется наименование НКО. Выбираются виды регистрационного действия. Третий этап: прикрепляется так называемый транспортный контейнер с документами для подачи вместе с заявлением. Программа транспортного контейнера подготовлена совместно с Федеральной налоговой службой. Она использует условия, предлагаемые ФНС для всех юридических лиц, что проходят государственную регистрацию, и сведения о которых заносятся в Единый государственный реестр юридических лиц. Программа копируется на рабочий компьютер заявителя, позволяет прикрепить все документы, необходимые для государственной регистрации, в сканированном виде и заверять их усиленной квалифицированной электронной подписью.

Как вам больше нравится: получать заявления по Интернету, почте или нарочным?

Дмитрий Ермак: При правовой экспертизе у нас нет различия, поступил пакет документов через портал госуслуг, по почте или принят на личном приеме уполномоченным сотрудником. Отношение одинаковое. Ежегодно нам поступает до 60 тысяч заявлений в год по всем видам регистрации, не только при создании новых НКО, при внесении изменений в уставы организаций, при смене руководителя, адреса организации. В электронном виде подавать документы удобнее, поэтому рекомендуем руководителям НКО чаще пользоваться порталом госуслуг.

Допустим, с регистрацией все стало проще. Но ведь заморочить людям голову можно и другими процедурами, например отчетностью. Даже особенно — отчетностью.

Дмитрий Ермак: Министерством юстиции обеспечены условия для публикации некоммерческими организациями отчетов на информационном портале минюста. Отчеты о деятельности, отчеты о расходовании средств и т.п., то есть все отчеты, которые необходимо регулярно подавать в минюст. Организация может самостоятельно размещать отчеты на информационном портале минюста.

Публикация отчетов на сайте минюста не требует дополнительного представления документов на бумажном носителе. Как только организация загрузила документы на наш сайт, мы берем их в работу и проверяем.

Также мы бесплатно оказываем такую госуслугу, как выдача информации о зарегистрированном НКО. Любой человек или любая организация могут обратиться к нам как письменно, так и в электронной форме и получить сведения о зарегистрированной некоммерческой организации.

После принятия закона о нежелательных организациях многие представители общественности заговорили о том, что теперь регистрация НКО в качестве иностранных агентов потеряла смысл.

Дмитрий Ермак: Регистрация организации в качестве выполняющей функции иностранного агента не делает ее нежелательной. С помощью регистрации мы фиксируем и придаем гласности только тот факт, что эти организации ведут политическую деятельность, получая при этом финансирование из иностранных источников.

А проверяет минюст или прокуратура? Сколько сегодня внесено организаций в реестр?

Дмитрий Ермак: И органы минюста, и прокуратура. Всего за два года в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, было внесено 88 организаций. Из них 7 были зарегистрированы на основании заявлений самих организаций. За шесть месяцев этого года было подано 9 заявлений, в основном об исключении из реестра, часть из них еще рассматривается.

Другие публикации:  Налоговая декларация для индивидуальных предпринимателей 2019

Из остальных организаций 59 были зарегистрированы в качестве иностранных агентов по результатам надзора за деятельностью НКО, проводимого министерством юстиции. 22 организации были включены по представлениям органов прокуратуры.

Регистрация некоммерческих организаций в России: пошаговая инструкция

Выбор формы юридического лица — важный вопрос для любого будущего социального предпринимателя. Некоммерческая организация (НКО) — один из наиболее приемлемых решений в таком случае. Сегодня государство относится к НКО с особым вниманием: разработаны и уже применяются на практике особые меры поддержки социально ориентированных НКО как на федеральном, так и региональном уровнях.

Если вы остановили выбор именно на НКО, прежде всего изучите основ-ные требования со стороны государства, сравните их со своими целями и задачами и убедитесь, что все установочные документы в порядке и мо-гут быть поданы своевременно. Тогда удастся избежать массы возможных проблем с отчетностью и требованиями законодательства.

Согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях», некоммерческой организацией (НКО) признается «организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками».

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено в уставе организации — ее основном учредительном документе.

Цели создания некоммерческой организации должны быть направлены на достижение общественных благ. К ним относятся, например, следующие цели:

  • социальные
  • благотворительные
  • культурные
  • образовательные
  • научные
  • управленческие
  • охрана здоровья граждан
  • развитие физической культуры и спорта
  • удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан
  • защита прав, законных интересов граждан и организаций
  • разрешение споров и конфликтов
  • оказание юридической помощи

На данный момент государство допускает создание НКО в виде:

  • общественных или религиозных организаций (объединений)
  • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации
  • казачьих обществ
  • некоммерческих партнерств
  • учреждений
  • автономных некоммерческих организаций
  • социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов

Кто может создать НКО?

Участником некоммерческой организации могут стать как физические лица — граждане России или иностранцы, так и юридические лица. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено. У НКО может быть вообще один учредитель (кроме случаев создания некоммерческих партнерств, ассоциаций или союзов).

Учредительные документы НКО

Учредительные документы некоммерческой организации — главный источник информации о целях, структуре и условиях работы вашей будущей организации. Именно по ним контролирующие органы дадут первую оценку вашей заявке на регистрацию, а от этого во многом будет зависеть исход всей процедуры оформления НКО.

Согласно федеральному закону, основным учредительным документом НКО является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения.

В учредительных документах НКО должны содержаться:

  • наименование организации с указанием характера деятельности и организационно-правовой формы
  • юридический адрес
  • предмет и цели деятельности
  • порядок управления деятельностью
  • права и обязанности участников
  • сведения о филиалах и представительствах организации
  • условия приема и порядок выхода участников из НКО
  • порядок внесения изменений в учредительные документы
  • источники формирования имущества и порядок его использования

Регистрация НКО: куда обращаться?

На данный момент вопросами регистрации некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции Российской Федерации. Минюст и его территориальные отделения принимают решения о госрегистрации НКО, включая вопросы ее создания, реорганизации или ликвидации. Все изменения в учредительные документы НКО и включение конкретной организации в Единый государственный реестр юридических лиц также осуществляется Минюстом.

Какие документы необходимы для регистрации НКО?

Пакет документов, обязательных для регистрации некоммерческой организации, включает в себя:

  • Заявление — 2 шт.
  • Учредительные документы, иными словами, устав будущей некоммерческой организации (Устав) — 3 шт.
  • Решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов (Протокол) — 2 шт.
  • Сведения об учредителях — 2 шт.
  • Документ об уплате государственной пошлины — оригинал и копия.
  • Сведения об адресе (о местонахождении) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (Договор об аренде, свидетельство собственности и др.).
  • При использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование.
  • Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.
  • Заявление о включении некоммерческой организации в предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента

NB! Министерство юстиции не вправе требовать предоставления других документов, кроме вышеперечисленных (Проверить перечень документов, актуальный в данный момент, можно в Федеральном законе «О некоммерческих организациях»).

Порядок регистрации НКО

Пошаговая инструкция регистрации НКО в 2016 году включает в себя ряд этапов:

1. Выбор учредителя/учредителей НКО

  • Участником некоммерческой организации может стать как гражданин России, так и иностранец, а также юридические лица.

2. Определение рода деятельности

  • Выбранный род деятельности должен соответствовать целям создания НКО, указанным в уставе.
  • В уставе НКО необходимо указать все виды планируемой деятельности.
  • В реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) необходимо предоставить сведения о виде деятельности каждого типа организации некоммерческого характера.

3. Выбор наименования НКО

  • Название НКО — строго на русском языке.
  • Наименование должно содержать в себе указание на организационно-правовую форму и характер деятельности НКО.
  • Зарегистрировав название НКО, вы будете иметь исключительное право на его использование.
  • Необходимо быть осторожным с использованием наименований Россия и Российская Федерация. В данном случае есть несколько нюансов, ознакомиться с которыми можно в ФЗ «О некоммерческих организациях» и в особом постановлении правительства.

4. Выбор юридического адреса

  • Необходимо указать действующий юридический адрес.
  • Если помещение берется в аренду — в Минюст требуется предоставить договор об аренде, если офис состоит в собственности учредителя, необходим документ, подтверждающий это

5. Подготовка документов

6. Оплата госпошлины на регистрацию НКО

7. Предоставление документов в Минюст

  • Необходимо подать пакет документов не позднее 3 месяцев с момента принятия решения об открытии НКО.
  • Подать документы можно через портал госуслуг, где есть все формы необходимых документов.

8. Получение свидетельства о регистрации НКО

  • В случае положительного решения, Минюст выдает Свидетельство о регистрации НКО в течение одного месяца. Данный документ гарантирует то, что НКО успешно прошла регистрацию. В нем указывается наименование организации, ее юридический адрес и индивидуальный код — номер регистрации.

Госпошлина на регистрацию НКО

За регистрацию некоммерческой организации взимается государственная пошлина. В 2016 году предусмотрены следующий порядок и размер взимания госпошлины:

Как составить отчетность НКО

15 апреля — последний срок подачи отчетности некоммерческих организаций в территориальные органы Министерства юстиции. Мы решили обратить внимание на распространенные ошибки, которые допускают некоммерческие организации при составлении отчетности.

Некоммерческая организация может упростить свою отчетность в Минюст, если будет удовлетворять трем условиям (изменения в ФЗ «О некоммерческих организациях» вступили в силу с 01 января 2010 года):

  • учредителями (участниками, членами) НКО не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства;
  • в НКО не было за прошедший год поступлений имущества и (или) денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства;
  • годовой оборот денежных средств или иного имущества не превысил трех миллионов рублей.

Только в таком случае Вы можете подать отчетность по упрощенной форме в виде заявления, подтверждающего соблюдение вышеуказанных условий и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности!

Другие публикации:  Претензия от туриста туроператору образец

При соблюдении 3-х условий такие НКО обязаны ежегодно размещать в сети Интернет на портале Минюста или предоставлять СМИ для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности (п.3.2. ст.32 ФЗ «Об НКО»). В случае размещения на портале Минюста отчетности за 2010 год не требуется сдавать отчеты лично или по почте (однако это приветствуется).

Подробнее о формах отчетности и сроках их предоставления в территориальные органы Минюста Вы можете ознакомиться в справке юристов Ресурсного правозащитного центра.

Для размещения отчетности на портале Минюста, необходимо зарегистрироваться на портале Минюста. После заполнения регистрационной формы и получения подтверждения о регистрации можно будет либо загрузить уже заполненные формы отчетности, либо заполнить их на портале. Пожалуйста, не затягивайте до последнего дня с размещением отчетов, так как Вы можете не найти свою организацию в базе или можете столкнуться с техническими сложностями.

По всем техническим вопросам, возникшим при регистрации или публикации отчетности на портале, можно обращаться к Васильевой Светлане Михайловне, программисту отдела внедрения и сопровождения программного обеспечения информационных систем ФГУ НЦПИ при Минюсте России по электронной почте — svasilieva@scli.ru или по телефону +7 (495) 994-93-55 (доб. 7021).

По вопросам форм отчетности, порядке подготовки отчетов и другим правовым вопросам в деятельности НКО, Вы можете обращаться к юристам Ресурсного правозащитного центра на Федеральную прямую линию по правовой поддержке НКО (+7 (800) 333-30-68) с 11 до 17 часов мск по рабочим дням. Звонки с любых телефонов — бесплатны.
Рекомендации юристов Ресурсного правозащитного центра – размещение объявления в газете объявление: Организация Х приглашает всех желающих ознакомиться с отчетом о ее деятельности в указанные часы по указанному адресу: город N, улица Z.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ обязаны публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с ним.

Образцы отчета НКО

ОБРАЗЕЦ 1. Заявление НКО в упрощенной форме
В____________ Управление Министерства юстиции РФ
по _____________________
(указать субъект РФ)
От ________________
(Название организации)
Заявление
название организации, ОГРН
информирует о продолжении своей деятельности в следующем, 2010 году и сообщает, что в соответствии со п.3.1. статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», что в 2009 году в
— учредителями (участниками, членами) не являлись иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства,
— не было поступлений имущества и (или) денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства,
— годовой оборот денежных средств или иного имущества не превысил 3-х миллионов рублей
Руководитель организации
Ф.И.О. (подпись, печать, дата)

ОБРАЗЕЦ 2. Уведомление о продолжении деятельности общественного объединения
В____________ Управление Министерства юстиции РФ
по _____________________
(указать субъект РФ)
От ________________
(Название организации)
Уведомление о продолжении деятельности
___________(название общественного объединения) осуществляла деятельность в ______ году и намерена продолжать свою деятельность в следующем году.
Название постоянно действующего руководящего органа:
Место нахождения постоянно действующего руководящего органа: _____________________
Члены постоянно-действующего органа (ФИО, паспортные данные, место регистрации, ИНН, телефон, дата рождения – полные данные для общественной организации, для иных общественных объединений только ФИО) _____________________
Руководитель (ФИО, паспортные данные, место регистрации, ИНН, телефон, дата рождения) _____________________
Контактный телефон организации: ______________________
Руководитель организации
Ф.И.О. (подпись, печать, дата)

Некоммерческие организации в форме фондов, частных учреждений, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций, ассоциаций (союзов) и пр. в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ “О некоммерческих организациях” обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности в срок до 15 апреля о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме ОН0001, ОН0002 за исключением НКО, сдающих отчетность в упрощенной форме.

Все благотворительные организации (благотворительные общественные организации, благотворительные (общественные) фонды, благотворительные движения, благотворительные (общественные) учреждения) дополнительно ко всем вышеперечисленным отчетам согласно своей организационно-правовой форме предоставляют в территориальные органы Минюста лично или по почте в срок до 30 марта следующего за отчетным годом, отчет, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» все общественные объединения (общественная организация, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности) обязаны ежегодно предоставлять в регистрирующий орган или подготавливать следующие документы:

  • письмо о продолжении деятельности организации (предоставляется лично или по почте в срок до 31 марта следующего за отчетным годом).
  • обязаны публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с ним.
  • отчет по форме ОН0001 до 15 апреля. Отчет предоставляется лично или по почте в территориальное управление Министерства юстиции по субъекту Российской Федерации.

Все общественные объединения ежегодно представляют:

  • до 15 апреля письмо о продолжении деятельности организации;
  • до 15 апреля информацию об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества по форме ОН0003, утвержденной Постановлением Правительства 212 от 15 апреля 2006 г.

Датой представления некоммерческой организацией указанных документов считается дата их фактического получения Главным управлением, если документы представлены непосредственно, или дата отправки почтового отправления с описью вложения, если документы представлены в виде почтового отправления с описью вложения.

Ошибки, допускаемые некоммерческими организациями при заполнении отчетов

1. Представлен неполный комплект форм отчетности
2. Противоречия и расхождения между сведениями, указанными в формах ОН0001 и ОН0002 и материалами ведомственного реестра
2.1. Форма №ОН0002 не заполнена, хотя в форме №ОН0001 указаны проведенные мероприятия или в материалах ведомственного реестра содержатся косвенные указания на то, что деятельность велась
2.2. В форме №ОН0002 в пунктах 1, 2 указаны поступившие средства, а не расходы организаций
2.3. В форме №ОН0001 указаны целевые поступления, однако, в форме №ОН0002 указаны сведения о расходовании нецелевых средств
2.4. Отмечен пункт 3.10 формы №ОН0001 «Доходы от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг», но не указаны виды товаров, работ, услуг в пункте 2.1 формы №ОН0001
3. Иные ошибки – не пронумерованы страницы, документы не сшиты, не заверены подписью руководителя и/или печатью организации, неоговоренные исправления и подчистки.

При подготовке отчетности надо руководствоваться несколькими простыми правилами:

  • Отчетность должна быть сдана в должном виде в должное место и вовремя.
  • Смысл отчетности состоит в том, чтобы дать государственному органу информацию о том, чем занималась организация и на что она тратила деньги.
  • Отчетность должна быть достоверной и полной, но, в то же время достаточно сжатой, без излишней детализации.

Предоставить сведения можно
непосредственно по адресу: Москва, ул. Кржижановского, д. 13, корп. 1 (понедельник-четверг с 09.00 до 18.00, пятница с 09.00 до 16.30, обед 12.00–14.00)
а также по почте по адресу: 117997, Москва, ул. Кржижановского, д. 13, корп. 1.

Контактный телефон Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве: +7 (495) 650-17-28.

Заявление о соответствии некоммерческой организации пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Уведомление о продолжении деятельности.

Также рекомендуем книгу Павла Гамольского, председателя Клуба бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций, «Некоммерческие организации. Образцы документов (договоры, протоколы, положения, акты и другие) с краткими комментариями — см. Раздел 5 “Иные документы, оформляющие операции по финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций (отчеты, ведомости, акты, приказы и др.)”. В книге образцы документов предваряются комментариями, в которых дается общая характеристика вопроса, объясняются термины, показываются налоговые последствия составления того или иного документа. Некоторые из документов, представленных в книге, являются уникальными авторскими разработками. Все сведения, начиная с регистрации НКО, представленные в книге, основаны на законодательстве Российской Федерации, регулирующем деятельность HKO, по состоянию на 1 января 2010 г. Книга предназначена для руководителей и бухгалтеров некоммерческих организаций, не имеющих в штате профессионального юриста и кадровика, а также для тех, кто планирует создать некоммерческую организацию.

Другие публикации:  Ломбард под залог авто актау

Разъяснения Минюста по вопросам регистрации некоммерческих организаций при создании, а также по вопросу изменения состава учредителей НКО

При регистрации некоммерческих организаций (далее НКО) часто вставал вопрос: как правильно заполнять заявление Р11001 о создании НКО, а именно листы, в которых содержатся сведения об учредителях.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» говорит о том, что при регистрации НКО в Минюст должны подаваться «сведения об учредителях», но закон не уточняет, в каком виде они должны представляться.

В требованиях к заполнению заявления о регистрации юридического лица при создании по форме Р11001 (раздел II приложения 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (Далее Приказ)) в п.2.12 сказано, что листы А, Б, В, Г, Д заявления (листы, содержащие сведения об учредителях) заполняются в отношении учредителей хозяйственных товариществ и обществ, учреждений, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов.

Получается, если следовать этим требованиям, при создании, например, общественной организации, листы заявления Р11001 на учредителей можно не заполнять.

Подтверждением этой мысли является то, что при регистрации в налоговой фермерского хозяйства, не указанного в перечне в Приказе, не заполняли листы на учредителей вообще, и налоговая все благополучно зарегистрировала.

Вопрос необходимости заполнения в заявлении сведений об учредителях НКО приобретает дополнительную актуальность, если учесть, что часто возникает вопрос выхода из состава учредителей НКО, необходимость убрать из ЕГРЮЛ сведения о тех, кто больше не имеет никакого отношения к управлению НКО.

Ранее Минюст однозначно отвечал, что внесение таких изменений невозможно.

В январе 2016 года в Федеральный закон «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» были внесены изменения, в соответствии с которыми в ЕГРЮЛ могут быть зарегистрированы изменения в сведениях об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, а именно о выходе таких учредителей (участников) из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц.

С целью получения разъяснений на эти вопросы, я обратился напрямую в Министерство юстиции.

Прошу Вас разъяснить следующую ситуацию по вопросу регистрации при создании НКО и регистрации изменений в НКО:

При регистрации создания НКО используется форма заявления Р11001, утвержденная Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (Далее Приказ).

В требованиях к заполнению формы Р11001 (раздел II приложения 20 к Приказу) в п.2.12 сказано, что листы А, Б, В, Г, Д заявления (листы, содержащие сведения об учредителях) заполняются в отношении учредителей хозяйственных товариществ и обществ, учреждений, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов.

Таким образом, если следовать указанным требованиям, при регистрации, например, Фонда, АНО или Ассоциации, листы, содержащие сведения об учредителях, заполнять и прикладывать не нужно.

Это подтверждается практикой регистрации налоговой, например, крестьянских (фермерских) хозяйств и ТСЖ, когда в ЕГРЮЛ не вносятся сведения об учредителях, так как листы о них не заполняются и не прикладываются.

Сотрудники региональных управлений Минюста при рассмотрении документов о регистрации НКО требуют заполнять данные листы, в связи с чем в дальнейшем возникает сложность, когда кто-то из учредителей хочет уйти от управления НКО, а в ЕГРЮЛ сведения об учредителях действующей НКО не вносятся. Эта проблема приводит к недопониманию, например, в банках или при трудоустройстве (часто — при трудоустройстве на гос. службу).

Прошу Вас разъяснить: требуется ли заполнять указанные листы заявления, если требования к заполнению заявления Р11001 говорят об обратном. Можно ли выполнять требования ФЗ об НКО о предоставлении сведений об учредителях иным путем, например, указывая эти сведения в протоколе о создании НКО.

2) Второй вопрос — о регистрации изменений в НКО плотно связан с первым вопросом.

В январе 2016 года в Федеральный закон №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» были внесены изменения, а именно, был внесен п.2.2 в ст.17.

Пункт 2.2 ст.17 гласит: «Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц.»

Таким образом, действующий закон о регистрации юр. лиц позволяет вносить изменения в сведения об учредителях отдельных форм НКО. При этом сотрудники региональных управлений при устных консультациях отвечают, что это невозможно.

Прошу Вас разъяснить порядок регистрации изменений в состав участников отдельных форм НКО с учетом нового законодательства».

Из полученного ответа Министерства юстиции можно сделать следующие основные выводы:

1) Заполнение листов заявления Р11001, содержащих сведения об учредителях НКО, обязательно для всех видов НКО, а не только для указанных в Приказе.

2) Изменения в сведения об учредителях, содержащиеся в ЕГРЮЛ могут быть внесены только в отношении указанных в Федеральном законе «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» видов НКО.

3) В отношении остальных видов НКО изменения в сведения об учредителях не вносятся, такие сведения в ЕГРЮЛ играют роль «истории» НКО, информации о ее создателях, такая информация может не иметь отношения к лицам, фактически управляющим НКО, если те, кто создавал НКО, отошли от ее управления.

Дополнительно Минюст разъяснил, что:

1) Выход из НКО носит уведомительный характер, заявление о выходе не имеет строгой формы и требований к его заверению;

2) Изменение сведений об учредителях НКО, в случае выхода из НКО (если это возможно в соответствии с Федеральным законом «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), относится к полномочиям Федеральной налоговой службы (ее территориальных органов)).

Тут стоит отметить, что регистрирующим органом для НКО является регионального управление ФНС, а не районные (межрайонные) инспекции.

3) Изменение сведений об учредителях АНО в случае входа новых учредителей по решению всех остальных учредителей относится к полномочиям Минюста (его территориальных органов).

Полный текст ответа Минюста доступен по ссылке .