Блог

Комплексная судебная медико-психологическая экспертиза

21.1. Комплексная медико-психологическая экспертиза

В данном случае объекты изучения в базовых науках соотносятся как часть и целое; в психологии — это психика человека, в медицине — здоровье человека.

С предметом комплексной медико-психологической экспертизы тесно связана ее компетенция. Под компетенцией КМПЭ следует понимать совокупность задач, которые ставятся перед экспертами, их возможностей и полномочий.

Нормативные акты, регулирующие назначение и производство экспертизы, рассчитаны на большое число случаев и являются универсальными. К тому же многие действующие сегодня в этой области нормы приняты двадцать — тридцать лет тому назад. Понятно, что они не учитывают возможностей современной науки, в частности психологии, отдельные отрасли которой зародились совсем недавно. В этом плане представляет интерес работа П.А. Колмакова [17].

В юрисдикции действуют общие условия, характерные для назначения экспертизы, однако здесь имеется и определенная специфика: экспертиза не должна касаться специальных познаний в области юриспруденции.

Единоличная экспертиза высококвалифицированного врача-специалиста бывает недостаточной, если имеется потребность « глубоком узконаправленном исследовании объекта. Усложнение объектов исследования, растущая специализация медицинских знаний нередко делают необходимым обращение к специалистам различных областей знаний или одной отрасли знания, но разных научных школ и течений. Это дает возможность разнообразить формы и методы экспертизы, разрабатывать четкие варианты решений, минимизировать затраты времени и средств, обеспечить коллегиальность высказываемых мнений.

К примеру, существенное влияние на психическую деятельность индивида могут оказать эндокринные и другие заболевания. Для экспертного исследования этих лиц необходимо назначение КМПЭ, перед которой могут быть поставлены следующие вопросы.

• Какие особенности психики могут быть обусловлены данным видом заболевания?

• Могло ли данное лицо правильно воспринимать события или правильно их воспроизводить?

• Имеется ли у обследуемого лица сенсорная недостаточность?

• Могло ли подэкспертное лицо в результате определенной болезни сознавать значение своих действий и руководить ими?

Комплексная медико-психологическая экспертиза назначается постановлением следователя, судьи, другого полномочного органа или мотивированным определением суда. В этих процессуальных документах указываются: основания для назначения данного вида экспертизы; фамилии экспертов или наименование учреждения, где должна быть проведена экспертиза; вопросы, подлежащие экспертному исследованию, а также материалы, предоставляемые в распоряжение экспертов. Указывается также лицо, подлежащее экспертному исследованию, описываются его процессуальный статус и обстоятельства дела. В отношении лица, совершившего правонарушение, КМПЭ в уголовном процессе целесообразно проводить после предъявления обвинения или перед составлением обвинительного заключения.

Если комплексную медико-психологическую экспертизу проводят в специальном экспертном учреждении, то дознаватель, следователь или суд направляют постановление или определение о назначении экспертизы и необходимые для этого материалы руководителю учреждения, который поручает проведение данной экспертизы нескольким своим сотрудникам. Он разъясняет экспертам их права, обязанности и ответственность, берет у них об этом подписку, которую вместе с заключением экспертов направляет следователю.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством следователь может присутствовать при производстве любой назначенной им экспертизы, в том числе и медико-психологической.

Хотя в любом из видов юрисдикции следователь, судья или другое полномочное лицо должны иметь возможность присутствовать при проведении медико-психологической экспертизы, но пользоваться этим правом они должны лишь в исключительных случаях. Присутствие следователя, судьи, другого лица, особенно на стадии экспериментального обследования, не только нежелательно, но в большинстве случаев вредно. Как показывает опыт, эти лица, как правило, вмешиваются в ход эксперимента, подсказывают испытуемым решения, а в тех случаях, когда они занимают наблюдательную позицию, уже своим присутствием отрицательно влияют на испытуемых, нарушая атмосферу доверительности, необходимую для проведения медико-психологической экспертизы.

Важным моментом в назначении КМПЭ является выбор экспертов. Экспертизу должна проводить экспертная комиссия в составе не менее двух-трех специалистов. Предпочтение в привлечении в качестве экспертов следует отдавать научным и педагогическим работникам, имеющим ученые степени, и крупным специалистам-практикам. Важно правильно выбрать эксперта — специалиста узкого профиля. В экспертной комиссии необходимо участие специалистов по общей медицине, медицинской судебной психологии, патопсихологии и врачей — специалистов по профилю болезни испытуемого. Все члены комиссии обладают равными правами, обязанностями и несут равную уголовную ответственность.

Все назначенные эксперты на координационном совещании определяют такую оптимальную последовательность исследования объекта, которая гарантирует сохранение информации на каждом последующем этапе. Экспертиза может проводиться как амбулаторно, так и стационарно. Преимущества последней состоят в том, что она позволяет проводить наиболее полные и неоднократные обследования. Время проведения экспертизы не имеет жестоких ограничений.

Результаты КМПЭ оформляются актом (заключением). Если мнения экспертов совпадают, то составляется общее заключение. Высказывается точка зрения, согласно которой по результатам лично проведенных исследований каждый специалист должен составить самостоятельное заключение. Такой порядок нам представляется наиболее целесообразным и юридически правильным, поскольку, подписывая общее заключение, эксперт невольно подтверждает результаты не только своих исследований, но и исследований, проведенных другими специалистами, для оценки которых он не имеет необходимых знаний. Однако закон указывает, что при расхождении мнений каждый эксперт оформляет отдельное заключение с обоснованием своей точки зрения (ст. 80 УПК РСФСР).

В заключении КМПЭ приводятся сведения в отношении подэкспертного и указываются данные, послужившие основанием для назначения экспертизы. В анамнестической части содержатся сведения (субъективные и объективные, в том числе почерпнутые из материалов истории болезни) о прошлой жизни и истории настоящего заболевания (если таковое имеется), описание физического, неврологического и психического состояния, установленного в ходе обследования подэкспертного. Заключительная часть состоит из выводов экспертов и их обоснований. Выводы экспертов должны быть даны в категорической форме, предположительные заключения не допускаются. Поскольку экспертное заключение предназначено для судебно-следственных органов, оно должно быть понятно не только врачам-психологам и врачам общей медицины, но и неспециалистам. Поэтому по возможности в заключении следует избегать специальных терминов, а там, где их использование необходимо, —

Экспертная информация должна быть прежде всего научно достоверной, полученной в результате применения апробированных методов исследования.

Заключение комплексной медико-психологической экспертизы подлежит оценке следователем и судом. Экспертное заключение не является обязательным для судебно-следственных органов, однако несогласие с экспертными выводами должно быть мотивировано.

Медицина и психология оказывают взаимное влияние друг на друга. Специфичность материала медико-психологического исследования требует использования медициной знаний психологии. Возникает необходимость внесения в медицину ряда новых для психологии и ценных для нее фактов, понятий и методов, вновь выявленных закономерностей. Таким образом, объединяясь, медицина и психология взаимообогащаются.

Заключение комплексной медико-психологической экспертизы подписывается всеми экспертами, проводившими исследование.

КОМПЛЕКСНЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (КСППЭ) назначается в отношении обвиняемых (свидетелей, потерпевших), выявляющих пограничные состояния психического здоровья. К пограничным состояниям могут быть отнесены минимальная мозговая дисфункция, последствия органического поражения головного мозга, интеллектуальное недоразвитие в форме олигофрении степени дебильности, психопатии, неврозы и некоторые другие. Необходимо развеять заблуждение некоторых следователей, полагающих, что быстрее и проще назначить КСППЭ, чем проводить две экспертизы — психиатрическую и психологическую. Не следует забывать, что комплексная экспертиза — это не механическое соединение двух видов экспертиз. Она имеет свои собственные задачи, предмет, объект и методы. Основными задачами КСППЭ, по мнению И.А. Кудрявцева, являются: 1) квалификация психического состояния испытуемого, определение природы, вида и типа психической патологии, ее тяжести и личностного выражения, установление взаимоотношения психопатологического и нормально-психологического в психике, взаимодействия явления “полома”, недостаточности с проявлениями компенсации, защиты в процессе нормальной или патологической психической адаптации к требованиям ситуации; 2) определение некоторых устойчивых психологических свойств, личностных черт и динамических состояний психики испытуемого с “пограничной” психической нормой или “пограничной” патологией психики: вида и глубины эмоциональных реакций в интересующий правоохранительные органы момент, индивидуальнопсихологических особенностей аномальных или акцентуированных личностей, природы и степени пограничной умственной отсталости; 3) определение влияния выявленных характеристик личности и особенностей психического состояния испытуемого с “пограничными” проявлениями нормы и психопатологии на его возможность отражать окружающее, рефлексировать и регулировать свое криминальное или виктимное поведение в конкретной ситуации (13). Поэтому назначать КСППЭ следует в отношении лиц, имеющих пограничные состояния психического здоровья (о чем могут свидетельствовать медицинская документация, показания свидетелей об их отклоняющемся поведении, а также само поведение обвиняемого (свидетеля, потерпевшего) в ходе следствия.

На разрешение КСППЭ можно поставить следующие вопросы:

  1. Страдает ли испытуемый психическим заболеванием, если да, то каким?
  2. Выявляет ли испытуемый признаки пограничный проявлений нормы и психопатологии, если да, то в чем конкретно они выражаются?
  3. Учитывая состояние психического здоровья испытуемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он полностью осознавать значение своих действий?
  4. Учитывая состояние психического здоровья испытуемого и особенности исследуемой ситуации, в какой мере он мог руководить своими действиями?

Говоря о КСППЭ, нельзя не упомянуть и о другом виде комплексных экспертиз — о медико-психологической. Ее следует назначать, если обвиняемый (свидетель, потерпевший) обнаруживают сенсорную недостаточность, обусловленную недоразвитием органов чувств (зрения, слуха и пр.).

Другие публикации:  Страховка на авто или водителя

Комплексная судебная психолого-искусствоведческая экспертиза

Целесообразность проведения данного вида экспертизы возникает, в частности, в том случае, когда необходимо установить направленность и степень воздействия произведения искусства на сознание и/или бессознательную сферу личности или населения в целом. Как показывает практика, чаще всего в этой связи комплексной комиссии предлагаются для исследования объекты, содержание которых лишь условно позволяет отнести их к собственно “произведениям искусства”. Хотя apriori об этом можно только догадываться. Таковыми являются журналы, книги, брошюры, видеокассеты порнографического или садистского содержания.

На разрешение КСПИЭ здесь можно поставить следующий вопрос:

1. Носят ли представленные на экспертизу (видеофильмы, журналы, книги и т.п.) на видеокассетах порнографический (садистский, провоцирующий особую жестокость и пр.) характер?

Приведем пример анализа содержания представленных КСПИЭ предметов.

На экспертизу были представлены следующие предметы: две видеокассеты с записанными на них фильмами. Комиссия в составе эксперта-психолога В.Ф.Зарецкого, эксперта-искусствоведа Коваленко Н.Б. и доцента кафедры педагогики КГПУ им. К.Э.Циолковского Борисовой Г.А. произвела просмотр и комплексное научное исследование представленных на экспертизу видеофильмов. Видеокассеты пронумерованы комиссией. Просмотр видеоматериала производился с использованием видеомагнитофона «SONY». В процессе производства экспертизы использовались метод экспертной оценки и методика подпадения под дефиницию.

Описание представленных на экспертизу объектов:

Видеокассета N 1 в картонной упаковке с суперобложкой черного и красного цветов. На упаковке текст: «SAMSUNG E-180». На торцевой стороне кассеты накладка с надписью, выполненной шрифтом принтера: «Суперэротика с переводом”.

Видеоизображение: показаны отдельные, сюжетно не связанные между собой кадры группового секса, в которых присутствуют мастурбация, минет, анальный коитус, вагинальный коитус, экскрементофилия, семяизвержение в рот. В качестве полового члена используются различные предметы (расческа, бутылка и т.п.), а также фаллоимитатор (искусственный половой член). Эти сексуальные действия постоянно повторяются и чередуются исполнителями ролей. Далее показан титр «Розовая любовь», указаны исполнители ролей. В этом фильме присутствуют лесбийские сцены, совершение коитуса женщинами после взаимного возбуждения пальцами и ртом. В другой сцене показаны групповые лесбийские ласки, поцелуи в гениталии и анус.

Видеокассета N 2 в картонной упаковке с суперобложкой черного и красного цветов. На упаковке текст: «SAMSUNG E-180». На торцевой стороне кассеты накладка с надписью, выполненной шрифтом принтера: «Суперэротика с переводом».

Видеоизображение: титр фильма «На приеме у врача». Герой фильма — врач, который ведет прием посетителей. В ходе приема врач осматривает вошедшую женщину, осмотр мало-помалу превращается в ласкание ее тела, затем в раздражение сосков ее груди и гениталий. В процессе начавшегося сексуального общения герой мастурбирует, дает возможность делать ему фелляцию и эякулирует в рот партнерше. Несколько позднее то же самое начинает происходить и с другими пациентами врача. Врач, его жена и пациенты занимаются групповым сексом. Показаны вагинальный и анальный коитус, мужская и женская мастурбации. Во втором фильме показаны сцены сексуального общения почтальона и домохозяйки, половых актов, совершаемых директором больницы и медсестрой, кунилингуса, совершаемого женщиной и ее партнером мужчиной. Демонстрируется семяизвержение в рот, на грудь партнерши, на половые органы других участников событий. Далее следуют многочисленные сцены группового секса.

На основании комплексного научного исследования представленных на экспертизу видеоматериалов комиссия констатирует, что вся исследованная видеопродукция представляет собой самоцельное воспроизведение половых актов исключительно для возбуждения сексуальных побуждений вне каких-либо социально-культурных ограничений. Сюжеты в фильмах либо отсутствуют, либо имеют формальный характер, выполняя функцию связывания отдельных сексуальных сцен. В исследуемых видеофильмах кинематографическими средствами фиксируется широкий диапазон реально происходящих физиологических актов сексуального характера вне решения художественных, либо иных задач. Половые органы, их взаимодействие, выделения из них преднамеренно крупным планом показываются зрителю. В отдельных фильмах показаны сексуальные извращения, в частности, садизм, мазохизм, экскрементофилия. Персонажи не имеют каких-либо личностных особенностей и выступают лишь в качестве носителей сексуальных ролей. На основании вышеизложенного комиссия установила, что во всех видеофильмах на всех представленных на экспертизу видеокассетах имеются содержательные признаки порнографической видеопродукции — циничного, непристойного изображения половой жизни людей кинематографическими средствами.

Вывод: Видеофильмы на всех представленных на экспертизу видеокассетах носят порнографический характер.

Комплексная судебно-психологическая экспертиза.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

В юридическом процессе психолог может привлекаться в качестве эксперта и специалиста. Как и остальные экспертные заключения, результаты судебно-психологической экспертизы направлены на повышение объективности и всестороннего решения юридически значимой проблемы и являются одним из источников доказательств.

Наиболее часто встречаются в практике комплексные экспертизы. Выделяют различные виды комплексных экспертиз в зависимости от характера отраслей знаний, совокупность которых используется в процессе исследований:

-психолого-криминалистическая. Проводится психологами+криминалистами, которые отвечают за достоверность источников доказательств (при самоубийстве);

-психолого-автотехническая. Назначается по факту отношений человек-машина. Проводят психологи + инжинеры (при жд авариях специалисты жд…);

— психолого-светотехническая. Назначается при автокатастрофах например.;

— медико-психологическая. В некоторых случаях проводится стационарно. Участвуют психологи + врачи определенной области медицины в которой необходимо установление психологического статуса лица;

— психолого-искусствоведческая. Для у становление психологического портрета вандала или автора произведения. Проводится совместно с искусствоведами;

— психолого-педагогическая. Проводится психологами + учителями при необходимости установить умственную отсталость несовершеннолетнего, педагогическую запущенность;

— психолого-лингвистическая. Проводится психологами + филологами + графологами. По форме является заочной.

Комплексная судебная медико-психологическая экспертиза

Существенное влияние на психическую деятельность индивида могут оказать эндокринное к другие заболевания, соматическая ослабленность, возникшая в результате перенесенных заболеваний 1 .

Для экспертного исследования этих лиц необходимо назначение комплексной судебно-медико-психологической экспертизы (КСМПЭ).

Перед КСМПЭ могут быть поставлены вопросы:

1. какие особенности психики могут быть обусловлены данным видом соматического заболевания;

2. могло ли данное лицо правильно воспринимать события и правильно их воспроизводить;

3. имеется ли у обследуемого лица сенсорная недостаточность;

4. могло ли подэкспертное лицо в результате соответствующей болезни сознавать значение своих действий и руководить ими.

III. Психология судебного разбирательства

1. Психологическая характеристика участников судебного процесса

2. Психология судебного следствия и судебных прений

Судебное следствие — часть судебного разбирательства, в которой суд с участием подсудимого, защитника, потерпевшего и обвинителя непосредственно исследует доказательства, собранные на стадии предварительного следствия и предъявленные суду участниками судебного разбирательства или сообщенные самим судом.

Для формирования внутреннего убеждения судей судебное следствие имеет решающее значение (участники прений в дальнейшем могут ссылаться только на материалы судебного следствия). Суд основывает приговор только на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном следствии.

Каждая заинтересованная сторона стремится выделить те стороны обстоятельств, которые соответствуют ее интересам. Противоречивые интересы сторон могут порождать напряженные ситуации и конфликтное противоборство. Задача судьи — придать взаимодействию сторон конструктивно-познавательный характер, предоставлять им процессуально гарантированные права и возможности, обеспечивать состязательный характер судопроизводства.

Следует пресекать все проявления грубости и нетактичности в межличностных отношениях, охранять процесс от ненужных эмо­циональных всплесков и вводить его в рациональное русло. Следует избегать нравоучительных замечаний, нотаций и поучений.

Когнитивная (познавательная) деятельность судьи в ходе судебного следствия отличается многоплановостью, перегруженно­стью оперативной памяти, предвосхищением различных вариантов возможного развития судебного следствия, оперативным анализом поступающей информации и ее правовой концептуализацией.

Сложные, запутанные ситуации подвергаются схематизации (иногда — графическому отображению). Обращается внимание на стратегию и тактику поведения сторон, их установочные позиции, добросовестность в освещении фактов. Тенденциозные, заранее подготовленные тактические приемы сторон могут быть нейтрализованы судебными следственными действиями.

Судебное заседание на стадии судебного следствия должно соответствовать процессуальным и судебно-ритуальным требованиям. Однако следует помнить, что чрезмерно строгая обстановка суда может вызвать излишнюю психическую напряженность отдельных его участников, заторможенность их психической деятельности, снизить их интеллектуальные и мнемические возможности.

Первоначальное обращение судьи к аудитории должно отличаться некоторым релаксационным (успокоительным) эффектом: предупредительностью, уважительностью и, во всяком случае, подчеркнутой нейтральностью. Необходимо всемерно снимать так называемую социальную ингибицию, т. е. угнетающее, подавляющее воздействие социальной общности на поведение отдельного индивида.

Искусство судопроизводства — прежде всего искусство допроса. Показания подсудимого и потерпевшего в известной мере ограничены совокупностью имеющихся доказательств. Показания же свидетелей более «свободны». Однако и свидетели, часто впервые присутствующие на суде, плохо осведомлены о своих правах и часто проявляют конформность и робость в условиях перекрестного допроса.

В целях ситуативной адаптации лиц, дающих показания, пер­воначальные вопросы должны быть максимально простыми, до­ходчивыми, но не Допускающими односложных ответов (да — нет). Эти вопросы должны активизировать речевую дея­тельность проходящих по делу лиц.

Недопустимы невнимательность, длительные переговоры меж­ду судьями, неуважительные реплики, проявление нетерпеливо­сти. Вопросы судьи не должны нести в себе иронии, насмешли­вости. Вызвав легкомысленную реакцию присутствующих, они могут сбить с толку лицо, дающее показание, снизить общий де­ловой настрой судебного заседания. Следует иметь в виду, что любая массовая реакция может иметь внушающее воздействие.

Другие публикации:  Договор между рамсесом 2 и хаттусили 3

Все вопросы к допрашиваемым лицам должны строго контро­лироваться судом. Отклоняются не только наводящие, но и про­воцирующие, запутывающие, демагогические вопросы.

Система задаваемых на суде вопросов должна разрешать опре­деленную судебно-поисковую и судебно-удостоверительную задачу. Формулировки вопросов должны давать возможность для кон­кретных ответов. На вопрос: это та самая шапка? — может после­довать ответ: не знаю. А на вопрос, похожа ли эта шапка на ото­бранную у подсудимого, более вероятен утвердительный ответ.

Особого мастерства и психологической интуиции требуют во­просы, направленные на диагностику и преодоление ложных пока­заний. Лжесвидетельство на суде — нередкое явление. Еще чаше встречается подозрение в даче ложных показаний, если человек, дающий показания, замешкался, краснеет и бледнеет, говорит заикаясь и неуверенно. Стоит свидетелю дополнительно вспом­нить о чем-нибудь, как сразу возникает вопрос: что же вы рань­ше этом умолчали?

Трудности воспроизведения, его проблематичность, неуверенность следует отчленять от лжесвидетельства. Любая напорИстость, наступление на допрашиваемое лицо граничат с неправо­мерным психическим воздействием, могут вызвать внушение й самовнушение.

Допрашиваемый говорит правду, если содержание показаний невозможно выдумать, если он знает тончайшие подробности воспринимавшегося им события, если не затрудняется описать его в разной последовательности. В правдивых показаниях встре­чается множество подсознательных проявлений — эмоциональных реакций, мимических нюансов, непроизвольных переживаний.

Ложь же безэмоциональна, однообразно тупа и нейтральна по отношению к личности лгущего: как бы отчуждена от нее. В ложной легенде все продуманно, в ее воспроизведении все гладко, нет ничего случайного. В правдивом изложении множест­во случайных оговорок; сомнений, размышлений. Опросите не­скольких лиц, показав им одно и то же событие. Вы получите Различные описания. Попросите их договориться о ложном сооб­щении, и вы получите бледную однообразную схему вымышлен­ного события. Чем больше четких, хорошо продуманных утвер­ждений, тем больше вероятность их вымышленности.

Ложность показаний диагностируется по ряду признаков:

— бедности эмоционального фона показаний, схематичности, заученности их вербальной структуры;

• лексическим особенностям показаний, не соответствующим личностным особенностям допрашиваемого лица;

• «проговоркам» в высказываниях, указывающим на осведом­ленность лица относительно скрываемых им обстоятельств;

• стереотипному совпадению показаний нескольких лиц;

• неспособности детализировать описание события;

• повышенной самореабилитации, уклончивости ответов на прямые вопросы, незнанию обстоятельств, которые должны были войти в поле непроизвольного восприятия и запоминания.

Разоблачению лжесвидетельств содействуют получение инфор­мации из различных источников, повторные допросы с примене­нием уточняющих, детализирующих и контрольных вопросов.

Ко лжи чаще всего прибегают отдельные обвиняемые и свидетели. Потерпевшие же в массе своей склонны к преувеличенному искажению событий. Обвиняемый и потерпевший в судебном процессе образуют единую систему. Без выявления характероло­гических особенностей потерпевшего невозможно раскрыть суще­ство дела. Поведение потерпевшего может быть неосмотритель­ным, рискованным, легкомысленным, провокационным. Провоци­рующие особенности потерпевшего существенны для выяснения степени ответственности обвиняемого. Суд выявляет юридически значимые особенности потерпевшего, характеризующие личность потерпевшего; тяжесть телесных повреждений; беспомощное, опасное для жизни и болезненное состояние; социальные призна­ки личности (материальное положение, социальный статус и др.); правомерность-неправомерность поведения; взаимоотношения с обвиняемым (отношения родства, опеки, служебная, материаль­ная и иная зависимость).

Поведение потерпевшего влияет, как известно, на квалифика­цию преступления. Так, квалификация убийства из хулиганских побуждений будет отвергнута, если убийство совершено на почве личных неприязненных отношений.

Провоцирующее поведение потерпевших суды должны при­знавать основанием для смягчения наказания.

Судебное следствие допускает использование средств приемов правомерного воздействия на лиц, умышленно противодействую­щих достижению истины.

Всем допрашиваемым может быть оказана мнемическая по­мощь: напоминание об отправных событиях, их последовательности, опора на эмоционально окрашенные обстоятельства, привязка к жизненно важным для- данного индивида событиям, побуждение к установлению ассоциативных связей.

Суд вправе проводить все следственные действия, предусмотренные законом. Протоколы следственных действий, проведенных в предварительном следствии, подлежат критической оценке. Тщательно исследуются материалы судебных экспертиз, а эксперты могут быть допрошены.

Судебные деятели должны обладать определенной профессио­нальной компетентностью при оценке качества судебных экспертиз.

Психология судебных прений и судебной речи

Самостоятельной частью судебного разбирательства являются судебные прения, в которых каждое участвующее в деле лицо излагает свою точку зрения на обстоятельства дела и предстоящие разрешению вопросы на основе доказательств, проверенных в ходе судебного следствия.

В своих речах заинтересованные стороны:

• обосновывают доказанность или недоказанность (полностью или частично) обвинения, предъявленного подсудимому;

• предлагают свою квалификацию совершенного деяния, если оно подтверждено собранными доказательствами;

• выявляют смягчающие или отягчающие ответственность об­стоятельства;

• анализируют причины преступления;

• дают характеристику личности подсудимого и потерпевшего.

В судебных прениях участвуют государственный и обществен­ный обвинитель, защитник и подсудимый (если защитник в су­дебном заседании не участвует). По делам частного обвинения (о причинении легкого телесного повреждения, побоях, клевете без отягчающих обстоятельств, оскорблении) в судебных прениях участвуют потерпевший и его представитель.

Последовательность выступлений обвинителей и защитника устанавливается судом. Продолжительность судебных прений не ограничивается. Однако председательствующий вправе останавливать участников судебных прений, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к делу. После произнесения речи лицо может выступить еще один раз с репликой. Право последней реплики принадлежит защитнику и подсудимому.

Участники судебных прений анализируют в речах свою версию рассматриваемого события, стремясь повлиять на благоприятный для себя исход дела, опровергают модель события или его элементы, отстаиваемые другими участниками судебных прений, излагают свои предложения относительно возможного наказания или оправдания подсудимого.

Судебные прения — форма публичного, официального обще­ния посредством судебной речи.

Искусство судебной речи — искусство убеждения, способ­ность систематизации фактов, убедительной их оценки. Мастер­ство судебной речи связано с глубиной логического анализа и образностью изложения. Значительную роль в убедительности судебной речи играют психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего, характеристика их устойчивых поведен­ческих особенностей, чрезвычайность обстоятельств, в условиях которых произошло правонарушение.

Язык судебного общения выполняет ряд взаимосвязанных функций — познания, общения, психического воздействия. Строгий официально-деловой стиль общения здесь перемежается с элементами разговорного, научного и литературно-художествен­ного языка. Неофициальная, бытовая сторона жизни людей обсуждается простым разговорным языком, что придает судебной ре­чи доступность, понятность, жизненную реальность. Научно-абстрактные аспекты дела требуют использования научных терминов, юридических и психологических категорий, норм закона, унифи­цированных языковых формулировок.

Эмоционально воздействующая функция судебной речи реали­зуется образностью изложения, различными эмоционально-оце­ночными средствами. Все это делает судебную речь особым видом речи, требующим специального психологического описания и анализа.

Различаются структура судебной речи, ее стиль и язык.

Структура судебной речи — ее композиционный план, логика и психология построения, соответствие ее частей задачам и цели судебных прений.

Цель судебной речи — убедительно, аргументированно воздей­ствовать на суд, формировать внутреннее убеждение судей. Задачи же судебной речи различны на разных ее этапах.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

§ 4. Комплексные судебные экспертизы

проводится одновременно и совместно экспертом-психологом и экспертом-психиатром.

21035-75. Система «человек— машина». Рабочая средарабочего места человека-оператора.

Соответствующими ГОСТами регламентированы эргономические требования к штурвалам (ГОСТ 21752-76), рычагам управления (ГОСТ 21753-76), сигнализаторам звуковых неречевых сообщений (ГОСТ 21786-76), к кодированию зрительной информации (ГОСТ 21822-76), к повторным выключателям и переключателям (ГОСТ 22613-77), к кнопочным выключателям и переключателям (ГОСТ 22614-77), к тумблерам (ГОСТ 32615-77), к пультам управления (ГОСТ 23000-78) и др. Ряд требований к безопасности труда оператора регламентируется также по линии устранения психического дискомфорта: шумового (ГОСТ 12.1.007-76), вибрационного (ГОСТ 12.1.012-78), ультразвукового (ГОСТ 12.1.001-75), электромагнитных полей радиочастот (ГОСТ 12.1.006-76) и др. 468 Глава 16. Производство судебно-психологической экспертизы

На разрешение экспертов могут быть поставлены следующие вопросы: •

имеются ли у лица аномальные особенности умственной деятельности, которые могли затруднить осознание им значения своих противоправных действий и руководить своими действиями в ситуации совершения правонарушения; •

какие особенности психопатической личности могли повлиять на совершение ею правонарушения?

Особая разновидность патологической обусловленности противоправного поведения — состояние алкогольного опьянения. Известно, что большинство преступлений против личности и многие другие преступления совершаются в этом состоянии.

При определении субъективных сторон состава преступления (вина, цель, мотивы), совершенного в состоянии алкогольного опьянения, возникает ряд трудностей, если не учитывать это состояние как состояние патологическое. Индивидуальное своеобразие данного состояния также требует экспертного психолого-психиатрического исследования.

Раскрытие психолого-психиатрической экспертизой структуры личности подэкспертного лица (содержания и иерархии его основных мотивационных образований) может быть использовано судом и при анализе мотивов противоправного деяния.

В ряде случаев субъективная сторона так называемых безмотивных преступлений раскрывается на основе исследования особенностей мотивационной сферы личности.

Комплексная судебная медико-психологическая экспертиза. Существенное влияние на психическую деятельность индивида могут оказать различные заболевания, соматическая ослаблен-ность в результате перенесенных болезней. Для экспертного исследования лиц, проходящих по уголовному делу, возможно назначение комплексной судебной медико-психологической экспертизы. Перед экспертизой могут быть поставлены следующие вопросы: •

Другие публикации:  Государственная пошлина за переоформление документа подтверждающего наличие лицензии

какие особенности психики могут быть обусловлены данным видом соматического заболевания; •

могло ли данное лицо правильно воспринимать события и правильно их воспроизводить; •

имеется ли у обследуемого лица сенсорная недостаточность; •

могло ли подэкспертное лицо в результате соответствующей болезни сознавать значение своих действий и руководить ими?

§ 4. Комплексные судебные экспертизы 469

Возможна постановка и более конкретных вопросов в зависимости от характера соматической болезни подэкспертного лица. Так, для больных сахарным диабетом характерны внезапно возникающие неврозоподобные, даже аффективные расстройства, нарушения сознания с психомоторным перевозбуждением, неадекватные реакции при гипогликемических состояниях, состояние эпизодического психоза.

В заключение отметим, что

судебно-психологическая экспертиза проводится с целью выявления психического состояния обвиняемых, свидетелей и потерпевших не только во время совершения преступления, но и в период всего процесса судопроизводства.

психолого-искусствоведческая экспертиза (КСПИЭ). На разрешение КСПИЭ ставится вопрос: носят ли представленные на экспертизу объекты (видеофильмы, журналы, книги, записи на видеокассетах) порнографический характер? Приведем пример производства КСПИЭ из книги В. Ф. Енгалычева и С. С. Шипшина «Судебно-психологическая экспертиза: Методическое руководство» (Калуга; М., 1997).

На экспертизу были представлены две видеокассеты с записанными на них фильмами. Комиссия в составе эксперта-психолога В. Ф. За-рецкого, эксперта-искусствоведа Н. Б. Коваленко и доцента кафедры педагогики Кі’ПУ им. К. Э. Циолковского Г. А. Борисовой произвела просмотр и комплексное научное исследование представленных на экспертизу видеофильмов. В процессе производства экспертизы ис-, пользовался метод экспертной оценки.

Описание представленных на экспертизу объектов.

Видеокассета № 1 в картонной упаковке с суперобложкой черного и красного цветов. На упаковке текст: «SAMSUNG Е-180». На торцевой стороне кассеты накладка с надписью, выполненной шрифтом принтера: «Суперэротика с переводом».

Видеоизображение: показаны отдельные, сюжетно не связанные между собой кадры группового секса, в которых присутствуют мастурбация, минет, анальный коитус, вагинальный коитус. В качестве по-| лового члена используются различные предметы, а также фаллоимита-тор (искусственный половой член). Эти сексуальные действия постоянно повторяются и чередуются исполнителями ролей. Далее показан титр «Розовая любовь», указаны исполнители ролей. В этом фильме присутствуют лесбийские сцены, совершение коитуса женщинами после взаимного возбуждения пальцами и ртом. В другой сцене показаны групповые лесбийские ласки, поцелуи в гениталии и анус. 470

Глава 16. Производство судебно-психологической экспертизы

Видеокассета № 2 в картонной упаковке с суперобложкой черного и красного цветов. На упаковке текст: «SAMSUNG Е-180». На торцевой стороне кассеты накладка с надписью, выполненной шрифтом принтера: «Суперэротика с переводом».

Видеоизображение: титр фильма «На приеме у врача». Герой фильма — врач, который ведет прием посетителей. В ходе «приема» врач осматривает вошедшую женщину, осмотр мало-помалу превращается в ласкание ее тела, затем в раздражение сосков ее груди и гениталий. В процессе начавшегося сексуального общения герой мастурбирует, дает возможность делать ему фелляцию и эякулирует в рот партнерше. Несколько позднее то же самое начинает происходить и с другими пациентами врача. Врач, его жена и пациенты занимаются групповым сексом.

На основании комплексного научного исследования представленных на экспертизу видеоматериалов комиссия констатирует, что вся исследованная видеопродукция представляет собой самоцельное воспроизведение половых актов исключительно для возбуждения сексуальных побуждений вне каких-либо социально-культурных ограничений. Сюжеты в фильмах либо отсутствуют, либо имеют формальный характер, выполняя функцию связывания отдельных сексуальных сцен. В исследуемых видеофильмах кинематографическими средствами фиксируется широкий диапазон реально происходящих физиологических актов сексуального характера вне решения художественных либо иных задач. Половые органы, их взаимодействие, выделения из них показываются зрителю преднамеренно крупным планом, В фильмах показаны сексуальные извращения, в частности садизм, мазохизм, экскрементофилия. Персонажи не имеют каких-либо личностных особенностей и выступают лишь в качестве носителей сексуальных ролей.

На основании вышеизложенного комиссия установила, что на всех представленных на экспертизу видеокассетах имеются содержательные признаки порнографической видеопродукции — циничного, непристойного изображения половой жизни людей кинематографическими средствами.

Вывод: видеофильмы на всех представленных на экспертизу видеокассетах носят порнографический характер.

В заключение отметим, что в судопроизводстве психолог может выступать не только в качестве эксперта, но и в качестве § 4. Комплексные судебные экспертизы 471

специалиста. В этом качестве он может быть привлечен к участию в производстве следственных действий — допроса, обыска, осмотра места происшествия, следственного эксперимента и др.

Психолог-специалист может дать ряд полезных рекомендаций об учете поведенческих особенностей

разыскиваемого преступника, о личностных особенностях проходящих по делу лиц, об установлении с ними коммуникативного, контакта, о выявлении особенностей их мотивационной сферы, рекомендовать наиболее эффективные приемы правомерного психического воздействия на них, способы диагностики и преодоления ложных показаний и др.

Незаменима помощь специалиста-психолога при взаимодействии следователя с лицами, страдающими психическими аномалиями, несовершеннолетними правонарушителями, малолетними свидетелями. При расследовании половых преступлений необходима помощь психолога-сексолога. При расследовании серийных преступлений существенное значение приобретают знания психолога-специалиста об особенностях маниакального поведения, а при расследовании происшествий на производстве, транспорте, взаимодействия человека с техникой существенна помощь психолога — специалиста в области эргономики и инженерной психологии.

Ученые — специалисты в области юридической психологии могут внести существенный вклад в развитие общей теории расследования, в разработку проблемы эвристической деятельности следователя, в исследование психологии участников судопроизводства.

Значительна роль психологов в эффективной организации деятельности пенитенциарной системы по ресоциализации осужденных, психологической коррекции лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Психологи — специалисты по системной организации деятельности должны сформировать компактные блок-схемы основных видов юридической деятельности.

Производство предварительного следствия заканчивается составлением обвинительного заключения или постановления о Направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо постановления о прекращении дела.

Если уголовное дело возбуждено обоснованно и проведено в соответствии с требованиями закона, на основе научно разрабо-

472 Глава 16. Производство судебно-психологической экспертизы

тайной методики и тактики расследования, то дело, как правило, заканчивается составлением обвинительного заключения.

Следователь объявляет обвиняемому, что следствие по его делу закончено и что он имеет право на ознакомление со всеми материалами дела как лично, так и с помощью защитника, на заявление ходатайства о дополнении предварительного следствия.

При ознакомлении с материалами дела обвиняемый вправе делать необходимые выписки. Закон не ограничивает обвиняемого каким-либо сроком для ознакомления с материалами дела. (Однако в случае злоупотребления обвиняемым этим правом следователь специальным постановлением определяет срок завершения его ознакомления с делом.) Ходатайства обвиняемого и его защитника могут касаться не только вопроса о дополнительных доказательствах, но и об изменении меры пресечения, изменении квалификации состава преступления,

снятии ареста на имущество и т. п.

Обвинительное заключение состоит из описательной и резолютивной частей. В описательной части излагаются место и время совершения преступления, его способы и мотивы, последствия и другие существенные обстоятельства, доказательства, которые подтверждают наличие преступления и виновность обвиняемого, доводы, приводимые обвиняемым в свою защиту, и результаты их проверки. В резолютивной части приводятся сведения о личности обвиняемого и излагается формулировка предъявленного обвинения с указанием статьи закона, предусматривающей данное преступление. После подписания обвинительное заключение передается прокурору. На основании обвинительного заключения обвиняемый предается суду.

Статья 300 УК РФ. Незаконное освобояедение от уголовной ответственности: «Незаконное освобождение от уголовной ответственности лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, прокурором, следователем или лицом, производящим дознание,—

наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет».

Комментарий. Действия судьи, состоящие в принятии им незаконного решения об освобождении от уголовной ответственности, могут образовать преступление, предусмотренное ст. 305 УК РФ (Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта).