Блог

Сетевой договор определение

Сетевой договор определение

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[1] (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Такой форме реализации образовательных программ посвящена статья 15 комментируемого федерального закона, в которой содержатся базовые принципы организации сетевой формы реализации образовательных программ. Комментируемая статья предусматривает сетевую форму реализации любого вида образовательных программ.

В соответствии с частью 1 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодателем выделено два типа организации сетевой формы реализации образовательных программ (далее – сетевая форма):

1) реализация программы только одной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием ресурсов других организации, в том числе иностранных. В соответствии с подпунктами 18–20 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к организации, осуществляющей образовательную деятельность, относят образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение (см. подробнее комментарий к статье 31 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Таким образом, первый тип сетевой формы может быть реализован организациями, осуществляющими образовательную деятельность и имеющими лицензию на осуществление такой деятельности. Именно такая организация и ведёт образовательную деятельность в рамках сетевой формы. В рассматриваемой ситуации, образовательная программа разрабатывается и утверждается непосредственно организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая реализует свою образовательную программу с использованием ресурсов других организаций. Иные же организации могут не иметь лицензии на осуществление образовательной деятельности, поскольку используются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, предоставляют некоторые необходимые для организации такой образовательной деятельности ресурсы, и непосредственно образовательной деятельностью не занимаются. К таким организациям могут быть отнесены научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. В этом случае необходимо отметить несовершенство юридической техники Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которая не позволяет в некоторых случаях отграничить договор сетевой формы реализации образовательных программ от обычного гражданско-правового договора. На практике, например, это приводит к резонному вопросу: если организация только предоставляет помещение или оборудование для проведения занятий, то является ли это сетевой формой реализации образовательных программ? С точки зрения изложенного выше, это договор сетевой формы с привлечением ресурсов сторонней организации, так как такая организация непосредственно образовательной деятельностью не занимаются. С другой стороны, с точки зрения гражданского законодательства это арендные или подобные им отношения, а значит, нормы комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не применимы. Ещё больше усиливает коллизионность в рассматриваемом ракурсе норма пункта 6 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[2] заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Представляется необходимым внести в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» изменения, которые позволили чётко разграничить договор сетевой формы реализации образовательных программ от обычного гражданско-правового договора;

2) реализация образовательной программы совместно несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В такой ситуации образовательная программа разрабатывается и утверждается названными организациями совместно. При этом каждая из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, самостоятельно реализует определенную договором о сетевой форме часть образовательной программы. В этом случае требование о наличии лицензии на ведение образовательной деятельности предъявляется к любой организации, на которую возложена даже частичная реализация образовательной программы.

Комментируемая статья также предусматривает реализацию с использованием сетевой формы дополнительных профессиональных программ. Согласно Письму Минобрнауки России от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06[3] «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» сетевая форма реализации дополнительных профессиональных программ – это организационное решение, обеспечивающее использование ресурсов одновременно нескольких образовательных и иных организаций в реализации процесса дополнительного профессионального образования в целях профессионального развития и личностного совершенствования педагогических и руководящих работников системы образования. В письме Минобрнауки также подчёркивается, что при реализации дополнительных профессиональных программ в сетевой форме могут быть использованы ресурсы зарубежных организаций, при условии заключения соответствующего договора между зарубежной организацией и российской организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

2. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи использование сетевой формы осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 комментируемой статьи. Договор о совместной деятельности образовательных и иных организаций составляет правовую основу сетевой формы реализации образовательных программ. Предметом такого договора является сотрудничество сторон в процессе реализации образовательных программ.

Обращаясь к теории гражданского права, отметим, что договор о сетевой форме относится к непоименованным договорам. В поддержку своей позиции приводим пункт 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс РФ), согласно которому стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса РФ) к отдельным отношениям сторон по договору.

Экономическое содержание сетевого взаимодействия организаций, участвующих в процессе реализации образовательных программ, составляет оказание услуг (предоставление ресурсов) организациями, располагающими необходимыми для реализации образовательной деятельности, организации-исполнителю, заключившей договор об образовании с заказчиком. Договоры, на основании которых осуществляется взаимодействие между организациями, совместно реализующими образовательные программы в сетевой форме при оказании платных образовательных услуг, в практике хозяйственной деятельности представляют собой договоры возмездного оказания услуг.

Как уже отмечалось, организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие образовательные программы совместно посредством сетевой формы также совместно разрабатывают и утверждают такие образовательные программы.

3. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи договор о сетевой форме реализации образовательных программ должен содержать указание на:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы. В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы. При этом согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» уровень образования – это завершённый цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. В соответствии с пунктом 25 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» направленность (профиль) образования – это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая её предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

2) статус обучающихся (см. подробнее комментарий к Главе 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») в организациях, указанных в части 1 комментируемой статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы. Локальным нормативным актам, содержащим нормы, регулирующие образовательные отношения, посвящена статьи 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 комментируемой статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы. Одним из часто задаваемых вопросов в этой области является: если обучающиеся организаций, участвующих в сетевом взаимодействии, обучаются за счет средств бюджета, то как в этом случае делится норматив финансирования между данными организациями? Представляется, что ответ на вопрос зависит от распределения обязанностей между организациями, указанными в части 1 комментируемой статьи, а также используемого объёма ресурсов в соответствии с договором о сетевой форме. Таким образом, приведённый вопрос должен быть урегулирован договором о сетевом взаимодействии, согласно которому часть норматива одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, перечисляется другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, в качестве оплаты по договору;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы. Документам об образовании и (или) о квалификации, а также документам об обучении посвящена статья 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также:

— Письмо Минобрнауки России от 2 сентября 2013 года № АК-1879/06 «О документах о квалификации»[4];

— Письмо Минобрнауки России от 21 февраля 2014 года № АК-316/06 «О направлении рекомендаций»[5] вместе с «Методическими рекомендациями по разработке, заполнению, учету и хранению бланков документов о квалификации»;

— Письмо Минобрнауки России от 12 марта 2015 года № АК-610/06 «О направлении методических рекомендаций»[6] вместе с «Методическими рекомендациями по разработке, порядку выдачи и учету документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования»;

— Письмо Минобрнауки России от 4 июня 2015 года № 05-2038 «О документах, подтверждающих наличие образования»[7];

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Сетевой договор: понятие, характеристика, виды

Договор в электронной форме может быть заключен путем обмена электронными документами, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Согласно действующему законодательству любое соглашение не может быть признано незаключенным или недействительным только на том основании, что оно заключено с использованием электронных документов. В любом договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия включаются в него путем отсылки к другому электронному документу. Данные условия не могут быть признаны недействительными только на том основании, что они установлены путем отсылки.

Договор в электронной форме должен содержать следующие обязательные условия: процедуру (технологию) его заключения; технологию и процедуру использования аналогов собственноручной подписи; порядок внесения изменений при согласовании его условий; способ и порядок акцепта; способ и порядок отзыва возможного ошибочного акцепта; указания на условия, включаемые в договор, путем отсылки к иному электронному документу и порядок технического доступа к соответствующей отсылке; способ хранения и предъявления электронных документов, а также случаи и условия предоставления бумажных копий электронных документов.

Другие публикации:  Ломоносовский мировой суд участок 1

Условия договора в электронной форме должны быть сформулированы четко и недвусмысленно на русском языке и представлены в форме, доступной для восприятия лицом, не обладающим специальными знаниями, а также позволяющей клиенту хранить и воспроизводить договор. Информация об условиях договора должна предоставляться клиентам до его заключения.

Современное товарное обращение представляет собой высокотехнологичный обмен средств производства и предметов потребления, осуществляемый посредством купли-продажи в целях удовлетворения производственных и личных потребностей. Для такого развитого товарного обращения характерно существование не только покупателей и продавцов, но и крупных торговых посредников разных форм собственности. Товародвижение на сегодняшний день невозможно без внедрения современных технологий, электронных платежей и денег, а также конкуренции.

Следует отметить, что для обслуживания каждой из сфер товарного обращения существуют свои особые специализированные организации. Все большее развитие получает оптовая и розничная торговля товарами через специальные интернет-магазины, посредством интернет-торгов и аукционов.

В научной литературе в последнее время часто стали употребляться термины «сетевой договор», «контракт», «электронная сделка». Принимая во внимание различные подходы в отношении предмета данных соглашений, считаем все же наиболее правильным введение в оборот информационного права категории «сетевой договор». Эта категория наиболее полно отражает суть электронных сетевых обменов, а также является равнозначной и без потери смысла переводится на другие языки.

В целях дальнейшего анализа представляется возможным выделить сетевой договор в узком и широком смыслах.

В широком смысле сетевой договор представляет собой соглашение двух и более лиц, направленное на установление, изменение и прекращение прав и обязанностей, вытекающее из деятельности субъектов с использованием сетей различной природы на основе принципов равенства сторон и приоритета интересов потребителей информации. Сюда же можно включить и торговые договоры, если речь идет об обычных продавцах, покупателях и торговых посредниках, работающих вне Интернета (офлайн).

В узком смысле сетевой договор есть особое обязательство, определяющее субъективные права и обязанности договорных контрагентов в сфере электронного документооборота (торгового оборота).

Сетевой договор выступает средством планирования. С его помощью реализуется бизнес-программа организации, осуществляются прогнозирование и последующая стратегия в том или ином сегменте рынка. В настоящее время даже небольшая интернет-площадка (магазин) заключает в год не менее 500 различных договоров, что способствует взаимной заинтересованности контрагентов, обеспечению организованности в сфере электронной торговли. Сегодня наблюдается расширение сферы применения сетевого договора как одного из важнейших оснований возникновения обязательств.

Сетевой договор имеет следующие присущие ему признаки или черты.

1. Сетевой договор – это соглашение (синонимом слова «договорились» является слово «согласились»), в котором должно быть не менее двух сторон. Сетевое соглашение заключается в интерактивном режиме, а информация представлена в электронно-цифровой форме.

Обычно соглашение сторон является волевым актом, отражающим волеизъявление граждан, а также юридических лиц. Вместе с тем содержание этих волевых актов зависит не только от усмотрения сторон, но и от государства, со стороны которого оно испытывает регулирующее воздействие различной степени. Нужно отметить, что в информационном обществе это регулирующее воздействие зависит от субъектов, объекта и вида договора. Сетевые договоры в разных странах подвергаются разной степени правовой регламентации, вместе с тем в регулировании можно отметить больше диспозитивных, нежели властных, императивных начал.

  • 2. Сетевой договор – это юридический факт. В сетевом договоре соглашение сторон направлено на установление прав и обязанностей (например, покупая через Интернет железнодорожный билет, лицо приобретает право на проезд на этом виде транспорта), их изменение (например, в случае раздела имущества сетевой компании) или прекращение (например, когда в результате интернет-торгов акционер продал свои акции).
  • 3. Сетевой договор предполагает свободное волеизъявление сторон. Для того чтобы воля сторон была закреплена в договоре, субъект договорных отношений должен быть свободен от воздействия других лиц. Это вытекает из общего правила: субъекты свободны в выборе партнера при заключении договора. Не допускается понуждение к заключению договора, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством. Свобода договора предполагает возможность выбора сторон и вида заключаемого соглашения.

В сетевом договоре стороны юридически равны, т.е. не подчинены друг другу, вправе по своему усмотрению определять условия договора в порядке и пределах, предусмотренных законодательством. Правовое регулирование договорных отношений в сфере электронной торговли должно основываться на принципах юридического равенства участников, свободы договора и беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности с использованием электронных средств на всей территории РФ.

Условия договора, по поводу которых стороны достигли соглашения, могут быть направлены на различные правовые цели: на передачу права собственности от одного лица к другому (в результате дистанционной купли-продажи, покупки лицензионного программного обеспечения через Интернет и т.д.); передачу права пользования информационным продуктом другому лицу (например, по договору сервис-провайдера со своим клиентом); оказание услуг (договор о разработке интернет-сайта, осуществлении интернет-банкинга и др.); перемещение материальных благ (например, по договору поставки товара, заключаемого в электронной форме) и т.д.

Таким образом, данный договор является одним из видов юридического факта, который выражает согласованную волю сторон, направленную на цели, не противоречащие российскому законодательству, а также законодательству других стран, если он заключается между гражданами различных государств и они сами выбирают право, применимое к сделке.

Виды сетевых договоров. Договоры, заключаемые в сфере электронной торговли, можно подразделить на отдельные виды и подвиды.

По соотношению прав и обязанностей можно выделить односторонние и двусторонние сетевые договоры. В односторонних сетевых договорах одна сторона имеет только права, а другая – только обязанности. В двустороннем (взаимном) договоре у каждой стороны имеются как права, так и обязанности (договор дистанционной купли-продажи, договор о разработке информационного продукта и т.д.). В сфере интернет-торговли большинство договоров носит двусторонний (многосторонний) характер, что обусловлено спецификой интернет-отношений.

В зависимости от характера перемещения материальных благ признаются возмездные и безвозмездные договоры. По возмездному договору одна сторона получает плату за исполнение своих обязанностей. В безвозмездном договоре одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы. Большинство договоров в Интернете носят возмездный характер, вместе с тем в последнее время создается впечатление (особенно в сфере авторского права на информационные продукты), что в интернет-пространстве никто ни за что не платит.

По времени возникновения правоотношения различают консенсуальные и реальные договоры. Для заключения консенсуального договора достаточно соглашения сторон по всем существенным условиям (договоры купли-продажи, подряда, поручения и т.п.). Для заключения реального договора кроме соглашения сторон необходима еще и передача предмета договора (например, заем). Следует отметить, что в Интернете заключаются в основном консенсуальные договоры.

В зависимости от юридической направленности можно выделить основные и предварительные сетевые договоры. Большинство договоров в Интернете – это основные договоры, непосредственно закрепляющие права и обязанности сторон, связанные с передачей права на использование сайта или информационного продукта, выполнением работ, оказанием услуг и многим другим. Предварительный сетевой договор – это соглашение сторон о заключении основного договора в будущем; он должен содержать срок, в который стороны обязуются заключить основной договор, и существенные условия последнего.

В рамках заключаемых при помощи информационно-коммуникационных сетей сделок различаются основной и дополнительные (вспомогательные) договоры, например договор пользователя и сервис-провайдера. Дополнительные договоры могут также заключаться во исполнение основного (договор поставки программного обеспечения, оборудования и др.). В данном случае речь идет о сложном сетевом договоре, заключаемом в рамках отдельной сделки, включающей в себя ряд договорных отношений. В связи с этим сделка в электронной форме – более широкая категория, чем сетевой договор.

Таким образом, обычная сделка в Интернете может включать в себя несколько видов договоров:

  • 1) предварительные договоры с целью заключить в дальнейшем основной договор;
  • 2) основной (сетевой) договор;
  • 3) дополнительные и (или) вспомогательные договоры, заключаемые для надлежащего выполнения или во исполнение основного.

Например, большинство правовых проблем, связанных с заключением и (или) исполнением сделок в Интернете, решается участниками сделки, как правило, посредством специального предварительного соглашения, которое имеет различные названия: об электронном обмене данными, об использовании электронных документов и др. Условия данного соглашения являются дополнительными по отношению к основному договору, например купли-продажи, поставки, перевода денежных средств и др. Следует отметить, что дополнительные (вспомогательные) соглашения не регламентируют исполнение основных договорных обязательств, поскольку последние содержат собственный предмет и набор условий.

Сетевые договоры могут быть имущественными, организационными и комбинированными. Они отличаются друг от друга в зависимости от правовой связи, положенной в их основу. Так, договоры, в силу которых возникает имущественно-правовая связь, являются имущественными и составляют подавляющее большинство. Организационным является договор, направленный на формирование организационно-правовых связей между его участниками; таких договоров по сравнению с имущественными значительно меньше. К ним, в частности, относятся договоры в сфере интернет-торговли об организации перевозок товаров, поставки товаров, на выполнение определенной работы.

В том случае, когда отношения заключенного соглашения содержат в себе элементы имущественного и организационного характера, т.е. наблюдается переплетение двух рассмотренных видов в рамках одного и того же договора, последний можно называть комбинированным. Таких соглашений немало в исследуемой сфере.

Сетевое взаимодействие

Сетевое взаимодействие — это сотрудничество образовательных организаций, благодаря которому студенты используют для обучения их научные, культурные, физкультурно-спортивные ресурсы.

Сетевая форма реализации образовательных программ применяется в целях повышения качества образования, расширения доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения, предоставления обучающимся возможности выбора различных профилей подготовки и специализаций, углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, формирования актуальных компетенций, совершенствования профессиональных компетенций за счет изучения и освоения опыта ведущих образовательных организаций, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов, повышения конкурентоспособности выпускников образовательной организации на российском и международном рынках образовательных услуг и труда.

Публичный договор

Публичный договор заключается коммерческой организацией и устанавливает обязанность компании по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении любого обратившегося к ней лица.

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другими в отношении заключения публичного договора и условий публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Публичный договор не требует нотариального заверения.

Сущность публичных договоров

При заключении публичного договора, любая сторона, являющаяся покупателем, получает товар или услугу по фиксированной цене.

Публичный договор имеет ряд характерных признаков.

Во-первых, одной из сторон соответствующих контрактов выступает коммерческая организация.

Другие публикации:  Нотариус с Изумрудное

Во-вторых, характер деятельности организации должен выражаться в осуществлении продаж, оказании услуг или выполнении тех или иных работ.

В-третьих, положения договора должны отражать обязанность организациию:

вступать в правоотношения с любыми обратившимися лицами (продавать товары, оказывать услуги);

брать одинаковую плату за одни и те же товары или услуги, поставляемые разным клиентам.

Компания, составившая публичный договор, также берет на себя ряд предусмотренных законом обязательств. В частности, касающихся недопустимости отказа в предоставлении услуг или поставке товаров, если на то нет объективных причин.

Субъекты публичного договора

В качестве одного из субъектов публичного договора должна выступать коммерческая организация (унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество, либо производственный кооператив).

Отметим, что к числу субъектов публичного договора относятся не все коммерческие организации, а только те, которые выполняют определенные (публичные) виды деятельности.

Такого рода стороной в сделке могут выступать как юридические лица, так и ИП. Основное условие здесь – осуществление предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Некоммерческие организации и физические лица не могут заключать публичные договоры.

Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно, производимых или осуществляемых коммерческой организацией.

Условия публичного договора

Чтобы договор был признан публичным, он должен удовлетворять совокупности признаков таких договоров.

Такими признаками являются:

состав субъектов договора, ограниченный только коммерческим предприятием–продавцом и покупателем–потребителем товаров, работ или услуг;

коммерческое предприятие предоставляет свои услуги и осуществляет свою деятельность в отношении любого физического или юридического лица, обратившегося к ней в качестве покупателя;

установление единой стоимости товаров, работ или услуг для каждого покупателя.

Преимущества публичного договора для потребителя

Преимущества публичного договора для потребителя заключаются в следующем.

Во-первых, потребителю не могут отказать в заключении договора.

Во – вторых, цены на товары, работы и услуги в публичном договоре устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Из пункта 2 ст.426 ГК следует, что цена может быть снижена (предоставлены льготы) для отдельных категорий потребителей (участники войны, многодетные матери). Нарушение требования о цене договора закон признает недействительным (ничтожным) условием публичного договора.

Кроме этого, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора коммерческая организация обязана возместить потребителю убытки, возникшие у него при необоснованном отказе от заключения договора. Не исключается и возмещение морального вреда.

Примеры публичных договоров

Характерные правовые признаки публичного договора приводятся в статье 426 ГК РФ.

Так публичным договором является гражданско-правовой договор, заключаемый продавцом – коммерческой организацией, реализующей товары, выполняющей определенные виды работ, оказывающей услуги, которые она должна предоставлять любому, кто к ней обратится в качестве покупателя.

К таким видам торговли, работ, услуг Гражданский кодекс относит розничную торговлю, перевозки общественным транспортом, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, туристическое, гостиничное обслуживание.

На законодательном уровне в качестве публичных договоров определены следующие:

Договор купли-продажи (розничной);

Договор оказания медицинских услуг;

Договор подряда, в том числе бытового;

Договор хранения на складе;

Договор банковского вклада для граждан в кредитных организациях;

Договор хранения вещей и иного имущества граждан в ломбарде;

Договор перевозки пассажиров общественным транспортом;

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Таким образом, примерами публичных договоров также являются договор розничной купли-продажи, договор проката, договор бытового подряда, договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, договор личного страхования.

Порядок заключения публичных договоров

Существует несколько вариантов заключения публичного договора:

Вариант 1. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от стороны, для которой заключение этого договора является обязательным.

В целях заключения договора по данному варианту коммерческая организация должна направить потребителю проект договора в письменной форме. Если в течение тридцати дней потребитель не направит коммерческой организации протокол разногласий, то договор будет считаться заключенным.

Если же потребитель, получив проект договора, направит протокол разногласий коммерческой организации, то договор может быть заключен путем согласования условий сторонами, либо (в случае спора) – путем определения спорных условий договора судом.

Вариант 2. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от потребителя.

В этом случае при несогласии коммерческой организации с условиями проекта договора, направленного потребителем, она вправе направить протокол разногласий.

После получения протокола разногласий, если потребитель не обратится в суд в течение тридцати дней, договор будет считаться заключенным на условиях, предложенных коммерческой организацией.

В случае обращения потребителя в суд договор будет заключен на условиях, определенных решением суда.

Вариант 3. Заключение договора в упрощенном порядке.

Необходимо отметить, что в определенных законом случаях заключение публичного договора возможно в упрощенном порядке, если потребителем по договору выступает гражданин.

Так, согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети».

С учетом ст. 548 ГК РФ приведенное положение п. 1 ст. 540 применяется к отношениям по снабжению тепловой энергией, водой, газом иными товарами через присоединенную сеть, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Соответственно, с момента первого фактического подключения гражданина к присоединенной сети договор энергоснабжения с таким гражданином считается заключенным на условиях, установленных коммерческой организацией и применявшихся при заключении договоров с другими потребителями в период фактического подключения этого гражданина.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Сетевой договор определение

Новый этап социально-экономического развития страны ставит перед системой высшего образования новые стратегические задачи. Указ Президента России № 599 [6] и Постановление Правительства России № 211[3] направлены на вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов, согласно мировому рейтингу университетов. С первого сентября текущего года вступила в силу новая редакция Закона об образовании [7].

К ключевым мероприятиям, направленным на продвижение вузов в международных рейтингах, относятся реализация совместных образовательных программ с другими зарубежными вузами, привлечение иностранных профессоров для обучения наших студентов, развитие международной академической мобильности для студентов и преподавателей вузов и др.

Сетевая форма образовательных программ [7] дает возможность реализации программ международной и внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических работников в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и других форм; внедрения в вузах новых образовательных программ совместно с ведущими зарубежными и российскими университетами и научными организациями; привлечения студентов из ведущих иностранных университетов для обучения в российских вузах, в том числе путем реализации партнерских образовательных программ с иностранными университетами и ассоциациями университетов.

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) является победителем открытого конкурса, объявленного 8 мая 2013 года в рамках реализации положений Указа Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 [6]. Помимо этого НИЯУ МИФИ является стратегическим партнером и базовым вузом Госкорпорации «Росатом» в сфере кадрового и научно-инновационного обеспечения атомной отрасли, призванной оказать мультипликативный эффект на экономику России и упрочнить ее позиции на мировых рынках. Укрепление конкурентоспособности НИЯУ МИФИ является научно-образовательной частью стратегии развития Госкорпорации «Росатом». Одним из ключевых аспектов развития университета является активная диверсификация и укрепление позиций не только в области ядерных, но и других технологий, таких как ядерная медицина, радиационно-стойкая электроника, композиты, сверхпроводящие устройства, кибернетические технологии, а также в области менеджмента и экономики. Диверсификация позволит в дальнейшем упрочить позиции НИЯУ МИФИ как ведущего мультидисциплинарного мирового образовательного и исследовательского центра [5].

В этой связи, анализ различных моделей взаимодействия организаций, направленных на реализацию сетевых образовательных программ высшего образования, в том числе на международной основе, и формирование нормативно-методической базы взаимодействия является особо актуальным с точки зрения повышения конкурентноспособности не только НИЯУ МИФИ, но и всего отечественного высшего образования.

Задачи сетевого обучения и сетевые образовательные программы

В соответствии с новой версией Федерального закона об образовании [7], сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность ее освоения обучающимся с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Основными характеристиками сетевой формы обучения являются следующие:

  • организуется преимущественно по перспективным (уникальным) образовательным программам, как правило, междисциплинарного характера в целях подготовки кадров для крупных отраслевых, научных и иных проектов;
  • позволяет сформировать уникальные компетенции, востребованные, прежде всего, в быстроразвивающихся отраслях экономики;
  • обеспечивает возможность использования в образовательной деятельности наряду с ресурсами образовательных организаций, материальных и кадровых ресурсов иных организаций: научных, производственных, медицинских, организаций культуры и др.

Задачами сетевого обучения являются:

  • подготовка кадров с уникальными компетенциями, востребованными на рынке труда приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;
  • повышение качества образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами;
  • внедрение лучших образцов отечественных и зарубежных практик в образовательный процесс для развития прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по сетевой образовательной программе, порядок организации академической мобильности обучающихся, осваивающих сетевую образовательную программу;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

В сетевой форме реализации образовательных программ могут участвовать, согласно закону об образовании:

  • образовательные организации, т.е. организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность, в том числе иностранные, т.е. образовательные организации и организации, осуществляющие обучение (организации, осуществляющие на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности);
  • иные (ресурсные) организации, как то: научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и т.д., т.е. обладающие необходимыми ресурсами для реализации обучения, практики и т.д.
Другие публикации:  Системные требования kaspersky internet security 2019

На основании вышесказанного, предлагаются к рассмотрению следующие основные модели сетевой формы реализации образовательных программ:

  • образовательная организация ­– образовательная организация, когда обе имеют лицензии на реализацию программ высшего образования;
  • образовательная организация – организация, осуществляющая обучение. В этом случае для второй организации обучение не является основным видом деятельности и она может иметь лицензию на реализацию только дополнительных профессиональных программ. К этой же категории относятся иностранные организации, осуществляющие образовательную деятельность.
  • образовательная организация – ресурсная организация, не имеющая лицензии на реализацию образовательных программ.

Сетевая форма реализации образовательных программ допустима для всех уровней образования. В соответствии с Приказом Минобрнауки России N 499 г. [4], повышение квалификации может осуществляться не только для людей, имеющих квалификацию, но для студентов старших курсов. Наиболее гибкие возможности предоставляются для сетевой формы на уровне магистратуры и аспирантуры (ординатуры, адъюнктуры), так как в этом случае возможна выдача документов об усвоении дополнительных профессиональных программ (переподготовка).

Сетевая образовательная программа – образовательная программа, совместно реализуемая образовательными, научными, производственными и иными организациями на основе договора по единому учебному плану. Организация обучения по сетевой образовательной программе может быть охарактеризована следующим образом.

  • Цели, задачи, содержание сетевой образовательной программы, порядок ее реализации регулируются договором (соглашением), который подписывают все организации-партнеры.
  • В учебном плане сетевой образовательной программы указываются организаторы организации-партнеры, ответственные за конкретные модули (дисциплины, циклы дисциплин).
  • Набор на сетевую программу осуществляет базовый вуз, который координирует мероприятия по реализации программы, контролирует выполнение учебного плана, организует итоговую аттестацию.
  • По итогам обучения студенту выдается диплом базового вуза. В приложении к диплому перечисляются модули, дисциплины, практики, которые студент прошел в других вузах или организациях (с указанием количества академических кредитов).
  • Общая продолжительность обучения в базовом вузе должна составлять не менее 40% нормативного срока (трудоемкости) освоения всей образовательной программы.
  • Срок обучения по сетевой образовательной программе не может превышать сроки освоения образовательной программы соответствующего направления подготовки (специальности).
  • В случае обучения по программе совместных или двойных дипломов составляется два учебных плана для двух различных вузов, где ряд учебных дисциплин взаимно засчитываются, а ряд дисциплин может реализовываться совместно (научно-исследовательская работа, выпускная квалификационная работа и т.д.). По результатам обучения студенту выдается два диплома. В этом случае продолжительность обучения в каждом вузе должна составлять не менее 40% нормативного срока (трудоемкости) освоения образовательной программы, а общее увеличение трудоемкости для учащегося не превышает 25% в год.

Направленность сетевых образовательных программ

Для реализации сетевых образовательных программ в самом вузе, заключающем партнерские соглашения, расширяется функционал инновационно-образовательных центров и подразделений, включая ДПО; учебно-методических советов; центров повышения квалификации преподавателей; региональных и отраслевых центров компетенций; служб маркетинга и трудоустройства выпускников. По своей направленности сетевые образовательные программы могут быть:

  • компетентностно-ориентированные, направленные на формирование уникальных компетенций для подготовки квалифицированных кадров для приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;
  • научно-инновационные, ориентированные на развитие прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона;
  • отраслевые, предназначенные для подготовки высококачественных выпускников по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития на основе международных образовательных и профессиональных стандартов.

В случае создания компетентностно-ориентированных сетевых образовательных программ партнерские структуры расширяются центрами и подразделениями довузовской подготовки, центрами профориентации, профильными учебными классами и кабинетами, для того, чтобы начинать формирование уникальных компетенций как можно раньше.

В случае научно-инновационных сетевых образовательных программ очень важна создаваемая инновационная инфраструктура, когда ресурсы вуза объединяются с ресурсами учебно-исследовательских центров, центров коллективного пользования научным оборудованием, технопарков и бизнес-инкубаторов. В этом случае создается информационная научно-образовательная среда, неотъемлемым участников которой становится вуз (рис. 1).

Рис. 1. Взаимодействующие организации в рамках сетевых научно-инновационных образовательных программ

Для реализации отраслевых сетевых образовательных программ в структуре вуза создаются учебно-производственные центры и подразделения, включая отраслевые (базовые) кафедры; опытно-конструкторские производства и инновационно-технологические центры отраслевой направленности. Таким образом, создается лабораторно-производственная база для совместного обучения (рис. 2).

Рис. 2. Взаимодействующие организации в рамках сетевых отраслевых образовательных программ

Совместные и двойные дипломы при сетевой форме обучения

С точки зрения международной практики, существует несколько определений понятия «совместный диплом». На официальном сайте Болонского процесса под совместным дипломом понимается свидетельство о высшем образовании (квалификация, степень), выданное совместно двумя или более вузами на основе совместной программы обучения [2]. Совместный диплом может выдаваться в виде:

  • отдельного документа, выдаваемого в дополнение к одному или нескольким национальным вузовским дипломам;
  • общего единого документа, выданного вузами, осуществлявшими обучение по данной образовательной программе, не сопровождаемого выдачей национальных дипломов;
  • одного или более национальных дипломов, выдаваемых параллельно и одновременно в подтверждение полученной квалификации.

Как правило, такие образовательные программы могут быть междисциплинарными, основанными на принципах интеграции содержания образования в различных предметных областях, профилях, направлениях подготовки, находящихся на стыке отраслей знаний. Такие программы называют одноуровневые двойные (или более) образовательные программы.

Одноуровневые двойные программы реализуются как две образовательные программы разных направлений на одном уровне подготовки, при этом присваивается две степени по разным направлениям подготовки. В этом случае формируется интегрированный учебный план, где базовые дисциплины удовлетворяют обоим направлениям подготовки и являются взаимозаменяемыми (взаимнозачитываемыми). Вариативные дисциплины позволяют разработать гибкие программы подготовки по двум направлениям одновременно.

Привлекательность одноуровневых двойных программ, по сравнению с последовательным обучением по двум разным программам, состоит в экономии времени обучения, углублении универсальных компетенций (общенаучных, инструментальных) за счет увеличения объема фундаментальной подготовки, расширении профессиональных компетенций за счет одновременной специализации в двух избранных сферах деятельности, а также в снижении финансовых затрат на обучение[1].

Виды учебной деятельности сетевых образовательных программ, реализуемых организациями совместно

В соответствии со Статьей №15 Федерального закона об образовании [2], для реализации образовательной программы заключают договор о сотрудничестве организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Для каждой образовательной программы выделяются академическая (теоретическое обучение) и исследовательская составляющие. Исследовательская составляющая включает в себя научно-исследовательскую работу студентов, различные виды практик, подготовку выпускной квалификационной работы и т.д. Таким образом, при сетевой форме обучения, с учетом типов взаимодействующих организаций и наличие у них образовательных лицензий, можно выделить следующие виды учебной деятельности, которые могут реализовываться совместно: теоретическое обучение; научно-исследовательская работа; обучение в виде стажировки; практика в виде стажировки; научно-исследовательская работа в виде стажировки.

Необходимость введения стажировок в данном случае связана с тем, что в качестве партнера вуза могут выступать организации, реализующие дополнительные профессиональные программы: программы повышения квалификации и переподготовки.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России N 499 [4], дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Стажировка в данном случае является правомерным видом учебной деятельности, носит индивидуальный или групповой характер и может включать в себя:

  • самостоятельную работу с учебными изданиями;
  • приобретение профессиональных и организаторских навыков;
  • изучение организации и технологии производства, работ;
  • непосредственное участие в планировании работы организации;
  • работу с технической, нормативной и другой документацией;
  • выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера) и т.д.

Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ. Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно, исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится. По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

При реализации дополнительных профессиональных программ организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Условия и порядок осуществления образовательной деятельности в рамках сетевой формы взаимодействия прописывается в заключаемом договоре. А именно: устанавливаются условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы; указываются выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы.

Модель взаимодействия «образовательная организация – образовательная организация»

В этом случае обе организации имеют лицензии на реализацию как программ высшего образования, так и дополнительных профессиональных программ. Виды учебной деятельности, по которым возможно сотрудничество между двумя вузами: теоретическое обучение; научно-исследовательская работа; обучение в виде стажировки; практика в виде стажировки; научно-исследовательская работа в виде стажировки, выполнение выпускной квалификационной работы.

Используя сценарный подход, определим минимальные значения на длительность различных видов образовательной деятельности, реализуемых партнерами вуза.

Сценарий № 1 (антисимметричное взаимодействие). Данный сценарий ориентирован на повышение мобильности учащихся. Рассматриваем двух партнеров:один – основной вуз, куда зачисляются студенты. Партнером выступает второй вуз, который предоставляет свою ресурсную базу для краткосрочного обучения (Табл. 1).

Табл. 1. Совместная реализация видов учебной деятельности двумя вузами при антисимметричном взаимодействии