Блог

Требования по охране окружающей среды на предприятии

Требования по охране окружающей среды на предприятии

Сохранение биоразнообразия

Специфика горно — добывающего производства, а также работы по добыче россыпного золота связаны с расширением территорий, вовлекаемых в производственную деятельность, что создает негативные факторы воздействия на растительный и животный мир. Опосредованное воздействие действующее производство оказывает через выбросы в атмосферу, поверхностные и подземные воды, полигоны складирования отходов производства и потребления.

Снижение количества негативных факторов воздействия на растительный и животный мир достигается в рамках выполнения мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Охрана и рекультивация земель

При реализации проектов по строительству новых объектов, на стадии разработки проектной документации ведется разработка проектов по рекультивации нарушенных земель, реализация которых планируется после завершения добычи золотосодержащих руд и песков.
На действующих участках при производстве горных работ, в процессе вскрышных работ, применяются технологии, совмещённые с работами технического этапа рекультивации. Осуществляется частичная планировка-выравнивание поверхности с сохранением характерных особенностей рельефа нарушенных земель.

На предприятии осуществляется ежегодная инвентаризация и учѐт площадей нарушенных земель с целью их последующей рекультивации .

Охрана лесов при строительстве объектов предприятий осуществляется согласно требованиям Лесного кодекса РФ, в частности, от пожаров, незаконных порубок, от нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду.

Обращение с отходами производства и потребления

Более 90 % отходов, образованных в процессе производственной деятельности, относятся к неопасным отходам горно-обогатительного производства (IV, V класс опасности) — скальные и вскрышные породы, отходы промывки песков, твѐрдая фаза хвостов обогатительного производства. Вскрышные и другие незагрязненные породы транспортируются и размещаются на специально спроектированных и построенных объектах – отвалах, где обеспечивается их безопасное складирование. По заполнении отвалов породой до проектных показателей доставка породы прекращается и осуществляются работы по предотвращению воздействия ветровой, водной эрозии, по выполаживанию откосов, планировке гребней отвалов.

На предприятиях осуществляется обезвреживание циансодержащих растворов и пульп осуществляется с применением гипохлорита кальция Ca(OCl)2. Размещение основной массы производственных отходов осуществляется на специально возведенных сооружениях – площадках накопителях, обустроенных и эксплуатируемых в соответствии с требованиями российского законодательства по охране окружающей среды, по технологии полусухого складирования — штабельного складирования отфильтрованных хвостов флотации и сорбции.

Данная технология позволяет снизить поступление объѐма жидкой фазы и как следствие снизить динамику роста высоты уровня заполнения емкости площадки — накопителя оборотной водой и снизить интенсивность наращивания высоты ограждающей дамбы.

Часть образованных отходов используется как производства как строительный материал для собственных нужд.

Водопользование

Одним из важных направлений водопользования на предприятии стало эксплуатация систем замкнутого водоснабжения для основных производственных процессов при добыче и обогащении рудного и россыпного золота. Что позволяет минимизировать сбросы воды в водные объекты, а также забор воды из поверхностных и подземных источников на технологические нужды. На всех производственных объектах в период весеннего паводка осуществляются мероприятия по безаварийному пропуску паводковых вод.

Охрана атмосферного воздуха

Производственная деятельность ООО «Амур Золото» оказывает воздействие на атмосферу. Основные источники выбросов загрязняющих веществ связаны с технологией добычи золотосодержащей руд, буровзрывными работами, погрузкой, транспортировкой руды и вскрыши; с технологией дробления золотосодержащей руды, извлечения золота на ЗИОФ. Прочими факторами воздействия на атмосферу были работа котельных, ТЭЦ автотракторной техники, дизельных электростанций.

С целью минимизации воздействия на атмосферный воздух на предприятии обеспечиваются все мероприятия по охране атмосферного воздуха, предусмотренные проектной и природоохранной документацией.

Производственный контроль

Контроль за соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности осуществляется уполномоченными государственными органами надзора.

На производственных объектах определены ответственные специалисты и уполномоченные службы, в обязанности которых входит контроль соблюдения требований законодательства Российской Федерации, а также контроль выполнения внутренних нормативных документов в сфере экологической безопасности.

Эффективность природоохранной деятельности предприятия оценивается по результатам производственного экологического контроля, предусматривающего регулярный мониторинг загрязнения атмосферы, поверхностных и подземных водных бассейнов и почвенного покрова на закрепленном за предприятием земельном участке и на границе санитарно-защитной зоны. Производственный экологический контроль осуществляют сторонние аккредитованные лаборатории.

Состав документации по охране окружающей среды на предприятии с 2019 года

В 2019 году начинается очередной этап экологической реформы — полный переход на новую систему государственного экологического контроля и надзора.

С 01.01.2019 года уходят в прошлое такие проекты, как:

— проект нормативов предельно-допустимых выбросов (проект ПДВ)

— проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

— проект нормативов допустимых сбросов (проект НДС).

С 2019 года все юридические лица и индивидуальные предприниматели получают разрешительную экологическую документацию в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду, присвоенной такому объекту при постановке на государственный уче т.

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и образование и размещение отходов на объектах I категории, обязательно, будут осуществляться на основании комплексного экологического разрешения.

На объектах II категориина основании декларации о негативном воздействии на окружающую среду (НВОС).

На объектах III категории — юридические лица и индивидуальные предприниматели, в соответствии с установленным регламентом, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в уведомительном порядке, отчетность о выбросах/сбросах вредных (загрязняющих) веществ, отчетность об образовании и размещении отходов.

Объекты IV категории опасности освобождены от получения разрешительных документов.

Разрешительная документация на выбросы, сбросы, размещение отходов, выданная до 1 января 2019 года для объектов I (до получения КЭР), II и III категорий, может действовать до окончания установленного в ней срока.

Для объектов I категории предусмотрен переходный период на получение КЭР .

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 перечень объектов, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в РФ составляет не менее 60%, обязаны получить комплексное экологическое разрешение в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, НЕ включенных в утвержденный приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 перечень, обязаны получить комплексное экологическое разрешение в период с 1 января 2019 года по 1 января 2025 года включительно.

Для объектов второй II категории переходного периода не предусмотрено. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Общие требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации предприятия

Снижение негативного воздействие на СО достигается за счет совершения технологий и средств защиты СО с учетом экологических требований, экономических и социальных факторов.

Общие требования в области охраны ОС на предприятии установлены в главе 8 ФЗ «Об охране ОС»

закон определяет, что эксплуатация предприятий или других объектов должна осуществляться с учетом обеспечения экологической безопасности, включающей:

-защиту и рациональное природопользование;

-экологическую безопасность предприятия должны обеспечивать юридические и физические лица, ответственные за работу предприятия. Они должны соблюдать требования в области охраны ОС, обеспечивать соблюдение нормативов качества ОС за счет применения и грамотной эксплуатации технических средств.

Именно управление техническими средствами может уменьшить степень опасных выбросов, стоков и твердых отходов.

За нарушение требований экологического законодательства предусматривается имущественная дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Наложение административного штрафа на виновных не освобождает от возмещения вреда, причиненного ОС. Компенсация причиненного вреда осуществляется добровольно по решению суда. Размер вреда определяется исходя из практических затрат на восстановление ОС, в соответствии с проектами рекультивационных или иных восстановительных работ. При этом учитывается убытки в том числе — упущенная выгода.

Другие публикации:  Госпошлина калькулятор арбитраж

Нарушение требований в области охраны ОС влечет за собой приостановление или прекращение эксплуатации предприятия.

Выполнение предписаний об ограничении деятельность осуществляется по решению суда. Иск о компенсации ущерба ОС, причиненного нарушением законов об охране ОС может быть предъявлен в течении 20 лет.

Руководители предприятия и специалисты, ответственные за все принимаемые решения, поэтому они должны проходить подготовку и переподготовку о области экологической безопасности.

В целом, предприятие в области по экологической безопасности должно решать следующие задачи (УПОКК):

Учет — потребление ресурвос, источников вредных воздействий, номенклатуры и количества твердых, жидких и газообразных отходов, пылевых воздействий на природную среду и население.

Планирование— (на предприятиях все делается по плану) — по выполнении плана руководитель проверяет работу. Планирование предприятий по ресурсному сбережению, охране природы и ее восстановлению, а так же действий по предупреждению. экологических аварий и по ликвидации последствий.

Организация(организационная работа менеджеров в области охраны ОС) организация соблюдения:

-правил эксплуатации оборудования

-производственного контроля за соблюдением производственных нормативов

-внедрение малоотходных технологий и СЗСО

-проведение мониторинга состояния ОС на территории объекта и мест размещения отходов

-предоставление в установленном порядке необходимой информации в области обращения с отходами.

Координацияработы экологической службы предприятия с руководством, основным производством и с административными органами города/региона.

Контрольи выполнение требований природоохранного законодательства, норм и правил и тд.

Системы экологической безопасности предприятий должны охватывать не только рабочие зоны, но и всю территорию земельного отвода при необходимости прилегающую акваторию, а так же места транспортировки и складирования продукции и отходов.

Ответственность за решение в области экологической безопасности несет руководитель предприятия и/или назначенное им лицо инженер-эколог или экологическая служба предприятия, если нет инженера-эколога, то ответственность лежит на начальнике.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Требования к охране окружающей среды для предприятий торговли и общественного питания

Оказание услуги торговли не должно вызывать ухудшения характеристик окружающей природной среды (засоренность территорий, запыленность и загазованность воздуха и т.п.).

Предприятие торговли должно исключить возможность попадания опасных и вредных веществ в воздух, почву, водоемы, водопровод и канализацию в соответствии с установленными требованиями.

Система санитарной очистки и уборки территории должна соответствовать установленным требованиям.

Уровень шума транспортных средств, используемых предприятием торговли, не должен превышать установленных норм.

Не допускается применение способов переработки упаковки, которые могут нанести ущерб окружающей среде (сжигание древесной, бумажной, полимерной упаковки на открытых площадках, прилегающих к территории жилых домов, промышленных предприятий, транспортных и иных коммуникаций, нефтепроводов, газопроводов; выбрасывание упаковки в лесных массивах, вблизи водоемов, нефтепроводов, газопроводов).

Услуги общественного питания и условия их предоставления должны быть безопасны для жизни и здоровья потребителей, обеспечивать сохранность их имущества и охрану окружающей среды.

При предоставлении услуг в предприятиях общественного питания всех типов и классов, а также гражданами — предпринимателями должны обеспечиваться следующие требования безопасности:

Сырье и продовольственные товары, используемые для производства кулинарной продукции, а также условия ее производства, хранения, реализации и организации потребления должны отвечать требованиям соответствующей нормативно — технической документации (Сборникам рецептур блюд и кулинарных изделий, стандартам СанПиН N 42-123-5777-91 и N 42-123-4117-86), а также санитарно — гигиеническим, микробиологическим и медико — биологическим показателям, утвержденным Минздравмедпромом России.

Условия обслуживания при предоставлении услуг должны соответствовать требованиям действующей нормативной документации по уровню шума, вибраций, освещенности, состоянию микроклимата — требованиям СанПиН N 42-123-5777-91, архитектурно — планировочным и конструктивным решениям, показателям электро-, пожаро- и взрывобезопасности — требованиям СНиП 2.08.02-89.

Торгово — технологическое и холодильное оборудование, посуда, приборы и инвентарь, другие предметы материально — технического оснащения должны быть изготовлены из материалов, разрешенных Минздравмедпромом России для контакта с пищевыми продуктами, и отвечать требованиям СанПиН N 42-123-5777-91, эксплуатационной документации заводов — изготовителей и нормам технического оснащения предприятий общественного питания.

Производственный и обслуживающий персонал должен иметь соответствующую специальную подготовку и обеспечивать соблюдение санитарных требований и правил личной гигиены при производстве, хранении, реализации и организации потребления кулинарной продукции.

Экологическая безопасность услуги должна обеспечиваться соблюдением установленных требований охраны окружающей среды к территории, техническому состоянию и содержанию помещений, вентиляции, водоснабжению, канализации и другим факторам, согласно СанПиН N 42-123-5777-91, СНиП 2.08.02-89 и положений государственных стандартов системы безопасности труда (ССБТ).

Вредные воздействия на окружающую среду не должны наблюдаться как при производственном процессе предоставления услуги, так и при потреблении услуги.

В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

Лимиты на размещение отходов устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду в соответствии со своей компетенцией;

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

Общие требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации предприятий

в области охраны окружающей среды

при эксплуатации предприятий

Основные принципы охраны окружающей среды допускают воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду исходя из требо­ваний в области ее охраны. При этом снижение негативного воздействия хо­зяйственной и иной деятельности на окружающую среду должно достигаться на основе использования наилучших существующих технологий с учетом эконо­мических и социальных факторов.

В настоящее время список принятых технических регламентов, в которых имеются ссылки на наилучшие существующие технологии, в нашей стране ничтожно мал.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» требует обеспечить сочетание интегрированного и индивидуального подходов к установлению тре­бований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности.

Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации предприятий

Данные требования установлены в главе 7 Федерального закона «06 охране окружающей среды». В соответствии с нормами данного Федерального закона эксплуатация предприятий и иных объектов, ока­зывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружаю­щую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды; при этом должны быть предусмотрены меро­приятия по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление эксплуатации предприятий по предписаниям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды. Прекращение эксплуатации предприятий в полном объеме при наруше­нии требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда общей юрисдикции и (или) арбитражного • суда. Указанная мера применяется только в исключительных случа­ях (в частности, если это необходимо для предотвращения непосред­ственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантин­ными, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение соответствующих обстоятельств иначе невозможно).

В КоАП РФ в качестве обеспечительной меры (до вынесения судебного решения) предусмотрен временный запрет деятельности предприятия (либо его структурного под­разделения) на срок до пяти суток (статья 27.16).

Основания для приостановления деятельности и временного запрета деятельности одинаковые.

Временный запрет деятельности применяется в тех случаях, если за совершение адми­нистративного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности по статье 3.2 КоАП РФ. Под­робнее об основных положениях КоАП РФ см. раздел 1.2 главы 1.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей сре­ды устанавливается также имущественная, дисциплинарная, админист­ративная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Наложение административных штрафов на лиц, виновных в экологических правонарушениях, не освобождает их от обязанности возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде. Ком­пенсация вреда осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Размер вреда окружающей среде, причинен­ного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, определяется исходя из фактических затрат на восстановле­ние нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с про­ектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии — в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами испол­нительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного наруше­нием законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществля­ющие эксплуатацию предприятий, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, ра­ционального использования и воспроизводства природных ресурсов. На предприятиях должны соблюдаться нормативы качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезв­реживания и безопасного размещения отходов производства и потреб­ления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Другие публикации:  Слово адвоката в суде

В целях сохранения качества окружающей среды органами государ­ственного экологического контроля устанавливаются следующие нор­мативы допустимого воздействия на окружающую среду:

допустимых выбросов загрязняющих веществ;

допустимых сбросов загрязняющих веществ;

образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

допустимого изъятия компонентов природной среды.

Выбросы и сбросы вредных веществ осуществляются на основе раз­решения, выдаваемого органами государственного экологического контроля. В разрешении устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и другие условия, обеспечиваю­щие охрану окружающей природной среды и здоровья человека.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ для стационар­ных и передвижных источников воздействия на окружающую среду основаны на нормативах допустимой антропогенной нагрузки на окру­жающую среду, нормативах качества окружающей среды, а также технологических нормативах. Технологические нормативы устанавли­ваются на основе использования наилучших существующих техноло­гий с учетом экономических и социальных факторов. При невозмож­ности их соблюдения устанавливаются лимиты на выбросы и сбросы на основании разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших су­ществующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Лими­ты на выбросы и сбросы устанавливаются только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами государст­венного экологического контроля.

Нормативы образования отходов производства и потребления и ли­миты на их размещение устанавливаются органами государственного экологического контроля в целях предотвращения негативного воз­действия на окружающую среду.

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды уста­навливаются в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естест­венных экологических систем и предотвращения их деградации. Порядок их установления определяется законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окру­жающей среды и природопользования.

Лица, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду

Ответственность за принятие решений при осуществлении хозяйст­венной или иной деятельности, которая оказывает или может оказы­вать негативное воздействие на окружающую среду, несет руководи­тель предприятия и (или) назначенное им лицо.

На крупных предприятиях целесообразно создание экологической службы. На средних и мелких предприятиях назначается инженер по охране окружающей среды (эколог) предприятия.

В соответствии с Квалификационным справочником должностей

руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (с изменениями на 07.11.2006), в составе возможных должностей специалистов пред­усмотрена должность инженера по охране окружающей среды (эко­лога). Данный Квалификационный справочник рекомендован для при­менения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей независимо от форм собственности и организационно-пра­вовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Квалификационным справочником определены следующие должност­ные обязанности инженера по охране окружающей среды (эколога):

контроль за соблюдением экологического законодательства, ин­струкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды в подразделениях предприятия;

разработка проектов перспективных и текущих планов по охране окружающей среды;

контроль за выполнением планов по охране окружающей среды;

участие в качестве представителя предприятия в проведении эколо­гической экспертизы технико-экономических обоснований, проек­тов расширения и реконструкции действующих производств, новых технологий и оборудования, в разработке мероприятий по внедре­нию новой техники;

участие в проведении научно-исследовательских и опытных работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязне­ния окружающей среды, выбросов вредных веществ в атмосферу, уменьшению или полной ликвидации технологических отходов, ра­циональному использованию земельных и водных ресурсов;

контроль за соблюдением технологических режимов природоохран­ных объектов, за состоянием окружающей среды в районе располо­жения предприятия;

составление технологических регламентов, графиков аналитичес­кого контроля, паспортов, инструкций и другой технической доку­ментации;

участие в проверке соответствия технического состояния оборудо­вания требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования;

составление установленной отчетности о выполнении мероприятий по охране окружающей среды.

Инженер по охране окружающей среды (эколог) должен знать:

нормативные и методические материалы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

системы экологических стандартов и нормативов;

производственную и организационную структуру предприятия и пер­спективы его развития;

технологические процессы и режимы производства продукции пред­приятия;

порядок проведения экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов;

методы экологического мониторинга и средства контроля соответ­ствия технического состояния оборудования предприятия требова­ниям охраны окружающей среды и рационального природопользо­вания, действующие экологические стандарты и нормативы;

передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны окру­жающей среды и рационального использования природных ресурсов;

порядок учета и составления отчетности по охране окружающей среды;

основы экономики, организации производства, труда и управления;

средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

правила и нормы охраны труда.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей сре­ды» руководители предприятий и специалисты, ответственные за при­нятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятель­ности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

На практике случается, что документы, удостоверяющие прохождение курсов повышения квалификации, по тем или иным причинам не устраивают представителей контролирующих органов.

Перед прохождением обучения или повышением квалификации необходимо запросить документы и программу курса той организации, где будет проходить обучение.

Ознакомившись с образцами документов, их следует показать местному орга­ну экологического надзора, чтобы заручиться подтверждением, что они будут приняты.

Наиболее эффективны курсы, на которых лекции читают представители орга­нов экологического контроля и надзора.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

В современных условиях совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования имеет основополагающее значение. При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду является ре­гулятивным механизмом, стимулирующим природоохранную деятельность хозяй­ствующих субъектов за свой счет. Принцип платности негативного воздействия на окружающую среду заложен в природоохранном законодательстве (статья 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Перечислять соот­ветствующие взносы в бюджет обязаны все предприятия, учреждения, органи­зации, иностранные юридические и физические лица, чья деятельность связана с природопользованием.

Становление и этапы реформирования механизма платы

История развития законодательства о плате

Экономический механизм охраны окружающей среды законодательно был установлен в 1992 г. в связи с принятием Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Указанный механизм предусматривал платность пользования природными ресурсами, создание системы целевых внебюджетных фондов, аккумулировавших плату за негатив­ное воздействие на окружающую среду и направлявших собранные средства на осуществление природоохранных мероприятий, а также введение специального налогообложения экологически вредной про­дукции.

Во исполнение данного Закона были приняты нормативные право­вые акты Правительства РФ, регулирующие порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 63214), а также деятельность системы внебюджетных экологических фондов, которую возглавил Федеральный экологический фонд РФ (ФЭФ России) (По­становление Правительства РФ от 29.06.1992 № 442 — утратило силу).

Начиная с 1995 г. ФЭФ России был консолидирован в бюджет в це­лях сокращения дефицита федерального бюджета, а Федеральным законом от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и дру­гие виды вредного воздействия на окружающую среду была включена в раздел налоговых доходов бюджета.

В 1997 г. в Государственную Думу был внесен проект НК РФ, в части 2 которого содержалась глава по экологическому налогу, которая пре­дусматривала перевод платы за негативное воздействие в налоговую форму. Одновременно с внесением в Госдуму проекта НК РФ среди депутатов Госдумы было распространено издание Минфина России «Проект Налогового кодекса России в схемах», которое иллюстри­ровало отличия предлагаемой налоговой системы от существующей на тот момент.

В этом издании понятие платы за негативное воздействие на окружаю­щую среду заменялось понятием «экологический налог», а в качестве налоговой базы предлагалось рассматривать массу загрязнений.

В проектах федеральных законов о федеральном бюджете на 1997 и 1998 гг. в строке налоговых доходов Правительством РФ вводи­лось понятие экологического налога. Однако в результате поправок к проектам указанных законов принималась прежняя формулировка: «плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы за­грязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду».

В 2001 г. был упразднен Федеральный экологический фонд РФ. Систе­ма сбора платы за негативное воздействие, относящаяся к федераль­ному уровню, была полностью подчинена регулированию бюджетным законодательством.

Другие публикации:  Заявление о признании утратившим право пользования

В Федеральном законе от 07.05.2002 № 51-ФЗ «О внесении изме­нений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной клас­сификации Российской Федерации»» в разделе налоговых доходов бюджета была законодательно закреплена строка доходов в следую­щей редакции: «1050600 — Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов».

При разработке проекта федерального закона «Об охране окружаю­щей среды» и его согласовании в Правительстве РФ и Главном госу­дарственно-правовом управлении Президента РФ, т. е. еще до его при­нятия, из текста были изъяты нормы, регулирующие форму, порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружаю­щую среду, поскольку данная плата, по мнению согласующих органов, подпадала под действие бюджетного и налогового законодательства. В этом Федеральном законе установлено, что форма платы опреде­ляется федеральным законом, а порядок ее исчисления и взимания-подзаконными актами, принятыми во исполнение соответствую­щего федерального закона.

Правовой режим платы

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «Об охра­не окружающей среды» негативное воздействие на окружающую сре­ду является платным.

Среди принципов охраны окружающей среды, перечисленных в ста­тье 1 упомянутого Федерального закона, указаны такие, как платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Согласно пункту 2 статьи 16 данного Федерального закона к видам не­гативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганиз­мов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитны­ми, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду опре­деляются федеральными законами (пункт 1 статьи 16 Федерального . закона «Об охране окружающей среды»).

При этом в настоящее время федеральные законы, регламентирующие вопросы пла­ты за негативное воздействие на окружающую среду, отсутствуют. О возможном пути развития ситуации в области совершенствования законодательства о плате см. раз-дол 14.3.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ (пункт 3 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

К полномочиям органов государственной власти РФ в сфере отноше­ний, связанных с охраной окружающей среды, относится среди про­чего установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на нее (статья 5 Феде­рального закона «Об охране окружающей среды»).

В настоящее время действует Порядок определения платы и ее пре­дельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее — По­рядок определения платы), утвержденный Постановлением Прави­тельства РФ № 632.

Так, в пункте 5 статьи 20 данного Федерального закона было установ­лено, что порядок исчисления и применения нормативов платы за ис­пользование природных ресурсов определяется Правительством РФ. В статье 6 было указано, что Правительство РФ в области охраны окружающей природной среды устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресур­сами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отхо­дов, другие виды вредного воздействия.

Однако 28 марта 2002 г. было вынесено решение Верховного Су­да РФ № ГКПИ02-178, которым Постановление Правительства РФ № 632 было признано незаконным.

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 04.06.2002 № КАС 02-232 данное решение было оставлено в силе.

Впоследствии на основании запроса Правительства РФ было вы­несено определение Конституционного Суда РФ № 284-0 от 10.12.2002 (далее — определение Конституционного Суда РФ № 284-0) о соответствии Постановления Правительства РФ № 632 Конституции РФ.

В пункте 4 мотивировочной части определения Конституционного Су­да РФ № 284-0 установлено, что под законодательством РФ, указанным в пункте 3 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», понимаются не только федеральные законы, но и принима­емые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, а значит, и нормативные акты Правительства РФ.

В данном определении было отмечено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду по своей правовой природе яв­ляются не налогом, а фискальным сбором, ряд существенных при­знаков которого может быть указан в законе, а сам порядок упла­ты может определяться постановлением Правительства РФ в связи с делегированием ему полномочий федеральным законодателем. В определении также установлено, что сохраняется прежний поря­док взимания платежей за загрязнение окружающей среды и иные виды негативного воздействия на нее до введения в действие нового порядка их взимания.

В связи с вынесением Конституционным Судом РФ данного определе­ния Правительство РФ обратилось в Верховный Суд РФ, который 23 ян­варя 2003 г. вынес определение о пересмотре дела в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.

12 февраля 2003 г. состоялось новое рассмотрение дела по сущест­ву, и было вынесено решение Верховного Суда РФ № ГКПИОЗ-49

о признании незаконными только пункта 2 Постановления Правитель­ства РФ № 632, определяющего, что нормативы платы устанавлива­ются МПР России, и пункта 9 Порядка определения платы, в котором регламентировалась возможность взыскания платежей с природо-пользователей по истечении установленных сроков их перечисления в безакцептном порядке.

Верховный Суд РФ указал, что в определении Конституционного Су­да РФ № 284-0 сформулирована правовая позиция, предполагающая, что нормативы платы вводятся Правительством РФ.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы за­грязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены Поста­новлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 (далее — Поста­новление Правительства РФ № 344).

Необходимо отметить, что несмотря на вышеуказанную судебную прак­тику по вопросу правового режима платы за негативное воздействие на окружающую среду до настоящего времени существуют случаи применения к отношениям, возникающим при взимании этой платы, положений НК РФ.

Применение положений НК РФ к отношениям взимания платы за нега­тивное воздействие на окружающую среду не соответствует действу­ющему законодательству по следующим основаниям.

Сбором признается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совер­шения в отношении плательщиков сборов государственными орга­нами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (пункт 2 статьи 8 НК РФ).

В пункте 5 мотивировочной части определения Конституционного Суда РФ № 284-0 установлено, что любой платеж независимо от его названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога и сбора, предусмотренных законом. Платежи за негативное воз­действие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отно­шений) за осуществление государством мероприятий по охране окру­жающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на нее. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер.

Согласно пункту 3 статьи 1 НК РФ его действие распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено данным Кодексом.

В статье 12 НК РФ определено, что в Российской Федерации устанав­ливаются федеральные, региональные и местные виды налогов и сбо­ров. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены данным Кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено пунктом 7 данной статьи (о специальных налоговых режимах).