Блог

Требования к развивающей предметно пространственной среде фгос до таблица

Таблица для анализа и оценки РППС группы

Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО

1. Соответствие объектов среды возрастным возможностям детей и содержанию программы.

2. Организация образовательного пространства и разнообразие объектов должны обеспечивать:

— активность в разных видах деятельности, проявление творчества;

поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

1. Возраст детей? Докажите (объектами среды, соответствующими данному возрасту), что ваша группа младшая, или средняя или.…

2. Ведущая деятельность? Какие задачи решаются в ведущей деятельности на данный момент? (например, в сюжетно-ролевой игре)

3.Какая тема реализуется по плану?

4.Каких результатов достигнут дети по окончании данной темы (конкретно: сколько и каких слов освоят, что научатся лепить, строить, танцевать — т.е. какой прирост произойдет у детей в разных видах деятельности по 5 образовательным областям: познание, речь, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное)

5. Какие объекты среды подготовлены в уголках (центрах) для решения поставленных задач темы?- по-возможности в каждом центре происходят изменения

6.Что имеется в группе для самостоятельной, независимой от взрослого деятельности (от задумки до результата) для мальчиков и девочек, а также в соответствии с интересами и уровнем развития детей

— Подбор материалов и оборудования в соответствии с темой, решаемыми образовательными задачами, ведущей деятельностью: в раннем- предметная, в дошкольном-игровая (с 3-5 лет сюжетно-ролевая, 6-7 лет игра с правилами).

— Материалы и оборудование д.б. интересны детям группы, стимулировать их активность в разных видах деятельности (от задумки до результата).

В группе имеются награды, подарки, модели лесенки успеха, экраны оценки и пр. атрибуты для оценки и самооценки.

-В РППРС: уголок уединения, тишины, порфолио ребенка, предметы инд. пользования, персональные предметы и игрушки (сокровищницы), семейные фотоальбомы, стенды добрых дел, почтовые ящики для переписки с родителями, специальное место в раздевалке, где можно поблагодарить, отметить инициативных, активных родителей.

— В группе имеются алгоритмы выполнения разных видов деятельности от задумки до результата (рисование, лепка, игра, конструирование, познавательная, поисковая и др.) для мальчиков и девочек с вариантами выбора задумки, средств, способов деятельности.

— Игры, игрушки, альбомы ит.п. создаются, преобразовываются в соответствии с принципом мини-макс (низкий, средний, высокий уровни)

-Выявить объекты, не востребованные детьми, понять причину, переработать их. Востребованные объекты необходимо доработать с учетом темы, интересов детей, дополнять их вариантами.

1. РППС изменяется:

— в соответствии с образовательной ситуацией,

— от меняющихся интересов и возможностей детей.

1.Какие зоны РППС являются: рабочей (учебной), активной, спокойной зоной? Как это обозначается для детей?

2. Какие маркеры (предметы-знаки ) имеются в группе для обозначения разных видов детской деятельности или поведения (правила рассматривания книги) или взаимодействия?

3.Какие разделители среды имеются для самоорганизации деятельности детей в группе, для формирования умения договариваться о пространстве группы (я здесь строю, мне здесь удобно и другим не мешаю)

-Короткова Н. А.- пространство группы: рабочая зона (30%), активной деятельности (50%), спокойной деятельности (20%).

В младшей и средней группе (начало года) педагог сам организует пространство в соответствии с задачами и содержанием ОП (расположение учебной зоны), учит детей организовывать пространство группы для совместной активной деятельности, учит находить место для индивидуальной спокойной деятельности (или небольшой группой), для уединения. Для этого в среде должны быть разделители (невысокие ширмы, перегородки, заборчики, коврики), маркеры среды — картинки, фото, модули и пр. предметы (стационарные, меняемые).

В старшем дошкольном возрасте дети сами организуют пространство среды.

1. В РППС объекты полифункциональны, т.е. выполняют разные функции, решают разные задачи; по-разному используются в детской деятельности;

2. Наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

1.Какие предметы вашей группы являются полифункциональными?

2.Какие задачи при помощи данного предмета (предметов) можно решать? (5 образовательных областей)

3.Какие предметы имеются для использования в качестве предметов-заместителей, пр. всего в игре для развития воображения?

Полифункциональные объекты среды должны стимулировать взаимодействие взрослых и детей, их разнообразную активность; обеспечивать развитие игровой деятельности, интеграцию разных видов деятельности.

1. Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

2.Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

3.Объекты среды отражают национально-культурные, климатические особенности региона.

1.Каким образом планируется сменяемость материалов среды? С чем это связано?

2. Какие объекты среды в наибольшей степени активизируют деятельность ваших детей, направлены на развитие их интересов?

3.Какие предметы (объекты) среды в каждом уголке (центре) отражают региональные компоненты культуры? (худож. лит-ра, музыка, архитектура, живопись, танец и т.п.)

4. Какие предметы (объекты) среды в каждом уголке (центре) отражают климатические особенности региона?

5.Как отражено в среде приоритетное направление деятельности детского сада, ваша методическая тема? Как отражена идея событийности?

— РППС структурируется и наполняется в соответствии с контингентом воспитанников (для коррекции недостатков речи, эмоций, движений ит.п.), интересами детей, их социальным опытом.

— Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, включают материалы праздников, выставок детского художественного творчества, празднование знаменательных дат.

— Объекты отражают культурно-художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, фото, видеопрезентации, видеофильмы, альбомы о театрах, о достопримечательностях, памятниках, скверах, известных людях и т.п. вашего города, Прикамья.

— Объекты отражают климатогеографические особенности природы, труда и быта, историю родного края и т.п. (фото, картины, видеофильмы, презентации, репродукции, книги, музыкальные, литературные произведения, коллекции, гербарии, инструменты и пр.). В группе представлены материалы и оборудование для детей в соответствии с приоритетным направлением ДОУ, методической темой педагога.

-Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, связанным с решением задач приоритетного направления.

— В центрах группы в соответствии с традициями имеются: материалы праздников (государственных, общественных, народных, национальных)- альбомы, фото, видеозаписи, продукты детской деятельности, костюмы, оформление; материалы с выставок детского художественного творчества; материалы, отражающие празднование знаменательных дат художников, музыкантов, писателей (книги, музыкальные произведения, репродукции, картины ит.д.); событийные недели, дни (театральные, здоровья, игры, сказки, любимой книги); события-традиции в программах (сладкий вечер, сенсорный праздник, физкультурные досуги совместно с родителями, встречи с интересными людьми и т. д.).

1.Доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;

2.Свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

1.Насколько доступно расположены оборудование, игрушки, детские поделки? (соразмерность)

2.Если в группе сеть дети с ОВЗ имеется ли необходимое оборудование, материалы для них?

Предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

1.Имеются ли соответствующие сертификаты?

2. Соответствует ли оборудование группы требованиям СанПин, безопасности пожарной, экологической и пр.?

Обращается внимание на то, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая, поэтому в группах должны быть представлены разнообразные игры, соответствующие данному возрасту, решаемым в данный момент задачам. Специалисты вместе с воспитателями разрабатывают или перерабатывают ИГРЫ: музыкальные, речевые, коммуникативные, релаксационные, подвижные и т.д.- в соответствии с особенностями контингента воспитанников. Специалисты готовят для воспитателей «шпаргалки» по нормам речевого, музыкального, психического развития.

Например, педагог-психолог: ранний возраст: формируются сенсорные эталоны цвета, формы, размера, развивается предметно-практическая деятельность; младший возраст: присуще целенаправленность детской деятельности, целеполагание средний возраст: интерес к знаковой системе, выходы за пределы действительности старший дошкольный возраст: формируется произвольность психических процессов.

Индивидуальный конкурс для родителей с детьми «Малыш-крепыш». Победитель — ребенок с максимальным количеством дней посещения ДОУ с октября 2018г. по апрель 2019 г.

Полную программу мероприятий смотреть здесь.

С уважением, администрация ДОУ

Последние новости

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных.
Информация, содержащаяся в разделе «Сведения об образовательной организации» является обязательной к размещению.

© 2019 Все права защищены. Использование материалов, опубликованных на сайте, возможно только с согласия правообладателя (МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 371»). E-mail: .

Другие публикации:  Нотариус елена в омске

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС дошкольного образования

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ

в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность

учет возрастных особенностей детей

возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых

возможность двигательной активности детей

возможность для уединения

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • содержательно-насыщенной
  • трансформируемой
  • полифункциональной
  • вариативной
  • доступной
  • безопасной

Развивающая предметно-пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности:

в младенческом возрасте (2 месяца — 1 год)

  • непосредственное эмоциональное общение с взрослым
  • манипулирование с предметами
  • познавательно-исследовательские действия
  • восприятие музыки, детских песен и стихов
  • двигательная активность и тактильно-двигательные игры

в раннем возрасте (1 год — 3 года)

  • предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
  • экспериментирование с материалами и веществами общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
  • восприятие смысла музыки, сказок, стихов рассматривание картинок
  • двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет)

  • игровая
  • коммуникативная
  • познавательно-исследовательская
  • восприятие художественной литературы и фольклора
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд
  • конструирование из разного материала
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
  • музыкальная
  • двигательная

Требования к предметно-пространственной среде

  • Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами;
  • Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
  • Двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • Возможность самовыражения детей.

Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

  • Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
  • Наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности
  • Наличие различных пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  • Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • Свободный доступ детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • Исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды

Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде

1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Развивающая предметно-пространственная среда предполагает:
•доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
•свободный подход воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Обязательными предметами являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Это развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее. В старшем дошкольном возрасте у детей должен быть большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, а девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь в группе большое количество «подручных» материалов: веревки, коробочки, проволока, колеса, ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В подготовительных к школе группах необходимо иметь различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная развивающая предметно – пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Принцип интеграции образовательных областей способствуюет формированию единой предметно- пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения с взрослыми. Действия детей с предметами обязательно сопровождаются речевым комментарием. Например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул, я. Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
• показ предмета и его называние;
• показ действий с предметами и их называние;
•предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Материал на тему:
Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Предварительный просмотр:

Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Работа над РППС группы

частично соответствует 1 балл

1. Соответствие объектов среды возрастным возможностям детей и содержанию программы .

2. Организация образовательного пространства и разнообразие объектов должны обеспечивать:

— активность в разных видах деятельности, проявление творчества;

— поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

— Подбор материалов и оборудования в соответствии с темой , решаемыми образовательными задачами, ведущей деятельностью: в раннем– предметная, в дошкольном-игровая (с 3-5 лет сюжетно-ролевая, 6-7 лет игра с правилами).

— Материалы и оборудование д.б. интересны детям группы, стимулировать их активность в разных видах деятельности (от задумки до результата). Материалы: мини-макс.

В группе имеются награды, подарки, модели лесенки успеха и пр. атрибуты для оценки и самооценки.

-В РППРС: уголок уединения, тишины, портфолио ребенка, предметы инд. пользования, персональные предметы и игрушки (сокровищницы), семейные фотоальбомы, стенды добрых дел, почтовые ящики для переписки с родителями, специальное место в раздевалке, где можно поблагодарить, отметить инициативных, активных родителей.

— Для этого в среде имеются алгоритмы выполнения деятельности от задумки до результата (рисование, лепка, игра, конструирование и др.) для мальчиков и девочек с вариантами выбора.

1. РППС изменяется:

— в соответствии с образовательной ситуацией,

— от меняющихся интересов и возможностей детей.

Короткова Н. А.- пространство группы: рабочая зона (30%), активной деятельности (50%), спокойной деятельности (20%).

В младшей и средней группе (начало года) педагог сам организует пространство в соответствии с задачами и содержанием ОП (расположение учебной зоны), учит детей организовывать пространство группы для совместной активной деятельности, учит находить место для индивидуальной спокойной деятельности (или небольшой группой), для уединения. Для этого в среде должны быть разделители (невысокие ширмы, перегородки, заборчики, коврики), маркеры среды (стационарные, меняемые).

Другие публикации:  Транспортный налог в курганской области на 2019 год

В старшем дошкольном возрасте дети сами организуют пространство среды.

1. В РППС объекты полифункциональны, т.е. выполняют разные функции, решают разные задачи; по-разному используются в детской деятельности;

2. Наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Полифункциональные объекты среды должны стимулировать взаимодействие взрослых и детей, их разнообразную активность; обеспечивать развитие игровой деятельности, интеграцию разных видов деятельности.

1. Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

2.Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

3.Объекты среды отражают национально-культурные, климатические особенности региона.

— РППС структурируется и наполняется в соответствии с контингентом воспитанников, интересами детей, их социальным опытом.

— Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, включают материалы праздников, выставок детского художественного творчества, празднование знаменательных дат.

— Объекты отражают культурно-художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, фото, видеопрезентации, видеофильмы, альбомы о театрах, о достопримечательностях Белгородчины, об известных людях и т.п.

Объекты отражают климатогеографические особенности природы, труда и быта, историю родного края и т.п. (фото, картины, видеофильмы, презентации, репродукции, книги, музыкальные, литературные произведения, коллекции, гербарии, инструменты и пр.). В группе представлены материалы и оборудование для детей в соответствии с приоритетным направлением ДОУ, методической темой педагога.

Детский сад комбинированного вида №4 «Золотая рыбка»

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

17 апреля 2014 г.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы -магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем). В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников — старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально — потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС).

1 Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС). Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе; в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия; учѐт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарѐм (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Другие публикации:  Заявление на деление квартиры

2 2)Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жѐстко закреплѐнным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре. 4) Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детейинвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детейинвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех еѐ элементов требованиям по обеспечению надѐжности и безопасности их использования. Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели,

3 предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды: Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и

4 действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.) Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект: — показ предмета и его называние; — показ действий с предметами и их называние; -предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование. Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить: 1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. 6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально — потребностной сферы. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и

5 эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.