Блог

Ликвидация ао в рк

Порядок добровольной ликвидации юридического лица

Юридическое лицо в связи с прекращением деятельности может в добровольном порядке ликвидироваться. В какие сроки производится ликвидация? В какие органы и с какими документами необходимо обратиться для осуществления указанной процедуры?

Общий порядок ликвидации юридических лиц предусмотрен Гражданским кодексом Республики Казахстан, в части исполнения налоговых обязательств — Налоговым Кодексом. В ходе ликвидации необходимо пройти следующие этапы:

Принятие решения о ликвидации

В первую очередь орган, уполномоченный в соответствии с законодательством или учредительными документами (например, общее собрание участников ТОО или его единственный участник) в соответствии с установленной процедурой принимает решение о ликвидации. В данном решении необходимо также рассмотреть вопросы о назначении и составе ликвидационной комиссии, определении порядка и сроков ликвидации.

Уведомление органа юстиции о принятом решении

Орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязан незамедлительно письменно сообщить об этом органу юстиции по месту регистрации (пункт 1 статьи 50 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть)).

Уведомление налогового органа о принятом решении

Юридическое лицо-резидент в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации письменно сообщает об этом налоговому органу по месту своего нахождения (пункт 1 статьи 37 Налогового кодекса Республики Казахстан).

Уведомление органа по вопросам занятости о предстоящем высвобождении работников

В соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 147 Трудового кодекса Республики Казахстан работодатель обязан предоставлять уполномоченному органу по вопросам занятости информацию о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией работодателя-юридического лица, количестве и категориях работников, которых оно может коснуться, с указанием должностей и профессий, специальностей, квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников и сроках, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за 2 месяца до начала высвобождения.

Публикация объявления о ликвидации

Ликвидационная комиссия публикует информацию о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления претензий его кредиторами в официальных печатных изданиях центрального органа юстиции. Срок заявления претензий не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса).

Составление промежуточного ликвидационного баланса

После истечения 2-месячного срока для предъявления претензий кредиторами (см. предыдущий пункт) ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами претензий, а также результатах их рассмотрения (пункт 4 статьи 50 Гражданского кодекса).

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Составление ликвидационной налоговой отчетности

Ликвидационная налоговая отчетность составляется по видам налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям, по которым ликвидируемое юридическое лицо является плательщиком и (или) налоговым агентом, за период с начала налогового периода, в котором представлено заявление о проведении документальной налоговой проверки, до даты представления такого заявления.

В случае, если срок представления очередной налоговой отчетности наступает после представления ликвидационной налоговой отчетности, представление такой очередной налоговой отчетности производится до даты представления ликвидационной налоговой отчетности (пункт 3 статьи 37 Налогового кодекса).

Подача ликвидационной отчетности и заявлений в налоговый орган

Общеустановленный порядок

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Налогового кодекса в течение 3 рабочих дней со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидируемое юридическое лицо представляет в налоговый орган по месту своего нахождения одновременно:

  • налоговое заявление о проведении документальной проверки;
  • ликвидационную налоговую отчетность;
  • свидетельство о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость (при его наличии) или пояснение на бумажном носителе при его утере или порче;
  • налоговое заявление для снятия с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость (при его наличии).

Документальная проверка должна быть начата налоговым органом не позднее 20 рабочих дней после получения заявления ликвидируемого юридического лица (пункт 5 статьи 37 Налогового кодекса).

Специальный порядок прекращения деятельности по результатам камерального контроля без проведения налоговой проверки

Данный порядок применяется в соответствии со статьей 37-1 Налогового кодекса для ликвидируемых юридических лиц, которые одновременно соответствуют следующим условиям:

  • не является плательщиком налога на добавленную стоимость;
  • не применяет специальный налоговый режим для юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских кооперативов;
  • не реорганизован или не является правопреемником реорганизованного юридического лица;
  • не включен в план налоговых проверок на основании результатов мероприятий системы оценки рисков.

Юридическое лицо должно соответствовать указанным условиям в течение 5-летнего срока исковой давности, установленного в статье 46 Налогового кодекса. либо период с его даты создания должет быть менее, чем указанный срок.

В случае соответствия указанным условиям юридическое лицо после принятия решения о ликвидации представляет в налоговый орган по месту нахождения одновременно:

  • налоговое заявление о прекращении деятельности;
  • налоговое заявление о снятии с регистрационного учета по отдельным видам деятельности при наличии такого учета;
  • ликвидационную налоговую отчетность;
  • налоговое заявление о снятии с учета контрольно-кассовой машины (если на учете имеется контрольно-кассовая машина).

Налоговый орган в течение 3 рабочих дней со дня получения налогового заявления направляет запросы в уполномоченные государственные органы — о сделках и имуществе юридического лица; в таможенные органы — о внешнеторговых сделках, и отсутствии задолженности по таможенным платежам и налогам; в банки — об остатках и движении денег на банковских счетах.

Вв течение 10 рабочих дней со дня получения всех указанных сведений, налоговый орган осуществляет камеральный контроль и составляет заключение, в котором отражаются результаты камерального контроля и состояние расчетов по налогам и другим обязательным платежам и взносам. Один экземпляр заключения вручается не позднее 3 рабочих дней после его подписания ликвидируемому юридическому лицу под роспись или направляется ему по почте заказным письмом с уведомлением.

Специальный порядок прекращения деятельности на основании аудиторского заключения

Данный порядок применяется в соответствии со статьей 37-2 Налогового кодекса для ликвидируемых юридических лиц-резидентов, которые одновременно соответствуют следующим условиям:

  • общая сумма совокупных годовых доходов с учетом корректировок ликвидируемого юридического лица или индивидуального предпринимателя, прекращающего деятельность, за период срока исковой давности, установленного статьей 46 Налогового кодекса составляет не более 60 000-кратного МРП, действующего на 1 января соответствующего финансового года;
  • имеют в наличии аудиторское заключение по налогам, составленное аудиторской организацией не более чем за 20 календарных дней до даты предоставления в налоговый орган налогового заявления о прекращении деятельности.

При этом, если по результатам аудиторского заключения возникают налоговые обязательства, они должны быть исполнены ликвидируемым юридическим лицом в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем вручения аудиторского заключения.

В случае соответствия указанным условиям юридическое лицо после принятия решения о ликвидаци представляет в налоговый орган по месту нахождения одновременно:

  • налоговое заявление о прекращении деятельности;
  • налоговое заявление о снятии с регистрационного учета по отдельным видам деятельности при наличии такого учета;
  • ликвидационную налоговую отчетность;
  • аудиторское заключение по налогам, составленное аудиторской организацией;
  • свидетельство о постановке на регистрационный учет по НДС (при наличии) или пояснение на бумажном носителе при его утере или порче;
  • налоговое заявление для снятия с регистрационного учета по НДС (если стоит на учете по НДС);
  • налоговое заявление о снятии с учета контрольно-кассовой машины (при наличии ККМ).

Налоговый орган не позднее 10 рабочих дней со дня получения указанных документов обязан осуществить камеральный контроль. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля ликвидируемому юридическому лицу вручается уведомление об устранении нарушений.

Уплата налогов и обязательных платежей, отраженных в ликвидационной отчетности

Ликвидируемое юридическое лицо уплачивает налоги, другие обязательные платежи в бюджет, социальные отчисления, перечисляет обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы, отраженные в ликвидационной налоговой отчетности, не позднее 10 календарных дней со дня представления в налоговый орган ликвидационной налоговой отчетности (пункт 4 статьи 37, пункт 4 статьи 37-1, пункт 4 статьи 37-2 Налогового кодекса).

В случае, если срок уплаты налогов, других обязательных платежей в бюджет, а также социальных отчислений, перечисления обязательных пенсионных взносов, отраженных в налоговой отчетности, представленной перед ликвидационной налоговой отчетностью, наступает после истечения срока, указанного в предыдущем абзаце, уплата (перечисление) производится не позднее 10 календарных дней со дня представления в налоговый орган ликвидационной налоговой отчетности.

Удовлетворение требований кредиторов

Начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия производит выплату денег кредиторам ликвидируемого юридического лица в порядке очередности, установленной статьей 51 Гражданского кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. Если денег для удовлетворения требований кредиторов недостаточно, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (пункты 5, 6 статьи 50 Гражданского кодекса).

Другие публикации:  Мировой суд ишимбай участок 3

Передача оставшегося имущества учредителям

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его собственнику или учредителям (участникам) в соответствии с пунктом 5 статьи 51 ГК РК либо направляется на цели, указанные в учредительных документах (пункт 8 статьи 50 ГК РК).

Распределение имущества между участниками в ликвидируемом ТОО

В соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» участник ТОО вправе получить в случае ликвидации товарищества стоимость части имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или, по соглашению всех участников товарищества, часть этого имущества в натуре. Таким образом, после расчетов с кредиторами участникам ТОО выплачивается стоимость части имущества, соответствующей их долям, а если всеми участниками достигнуто соответствующее соглашение — то имущество распределяется между ними в натуре.

Распределение имущества между акционерами в ликвидируемом АО

Статьей 89 Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах» установлено, что оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в следующей очередности:

  • в первую очередь — выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены у акционеров (в ряде случаев, предусмотренных статьей 27 Закона «Об акционерных обществах» АО обязано выкупить акции у своих акционеров);
  • во вторую очередь — выплаты начисленных и невыплаченных дивидендов по привилегированным акциям;
  • в третью очередь — выплаты начисленных и невыплаченных дивидендов по простым акциям

Оставшееся имущество распределяется между всеми владельцами акций пропорционально количеству принадлежащих им акций. То есть распределение происходит не по принципу «каждому акционеру — равная доля», а по принципу «каждому акционеру — доля в имуществе, равная доле его акций в общем количестве».

При этом согласно пункту 2 статьи 13 Закона «Об акционерных обществах» акционеры — собственники привилегированных акций имеют преимущественное право перед акционерами — собственниками простых акций на часть имущества при ликвидации общества. Поэтому распределение передача имущества владельцам простых акций производится только после окончания расчетов с владельцами привилегированных акций.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Если имущества ликвидируемого общества недостаточно для выплаты начисленных, но невыплаченных дивидендов и возмещения стоимости привилегированных акций, указанное имущество полностью распределяется среди этой категории акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акций.

Продажа имущества ликвидируемого юридического лица

В ряде случаев закон допускает продажу имущества ликвидируемого юридического лица. Так, например, согласно подпункту 4) пункта 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» участники ТОО вправе получить в случае его ликвидации стоимость части имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или, по соглашению всех участников товарищества, часть этого имущества в натуре. Таким образом, предполагается, что ликвидационная комиссия после расчетов с кредиторами должна реализовать имущество с целью выплаты участникам его стоимости, если только все участники не решат принять имущество в натуральном выражении. Специальных требований к процедуре реализации имущества не установлено. В соответствии с общей целью создания коммерческих организаций — извлечением дохода, предполагается, что ликвидационная комиссия должна сделать это с максимальной выгодой для юридического лица.

Составление ликвидационного баланса

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (пункт 7 статьи 50 Гражданского кодекса).

Ликвидационный баланс должен быть утвержден не позднее 3 рабочих дней со дня завершения документальной проверки (пункт 12 статьи 37 Налогового кодекса).

Закрытие банковских счетов

Закрытие банковского счета производится банком по заявлению клиента в любое время. Порядок закрытия счета регулируется главой 7 Правил открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов в банках Республики Казахстан.

Счет в банке должен быть закрыт не позднее 3 рабочих дней со дня завершения документальной проверки (пункт 12 статьи 37 Налогового кодекса).

Представление в налоговый орган ликвидационного баланса и справки о закрытии банковских счетов

После завершения документальной проверки и погашения налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям в полном объеме ликвидируемое юридическое лицо в соответствии с пунктом 12 статьи 37 Налогового кодекса одновременно представляет в налоговый орган по месту нахождения:

  • ликвидационный баланс;
  • справку банка и (или) организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, о закрытии имеющихся банковских счетов.

Указанные документы представляются в течение 3 рабочих дней со дня завершения документальной проверки в случае одновременного соблюдения следующих условий:

  • отсутствие налоговой задолженности и задолженности по другим оязательным платежам и взносам;
  • отсутствие излишне уплаченных сумм налогов, платы и пеней;
  • отсутствие ошибочно уплаченных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов;
  • отсутствие превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, подлежащего возврату;
  • отсутствие неисполненного налогового заявления на проведение зачета и (или) возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пеней, взимаемых таможенными органами.

Если указанные условия не соблюдены, то ликвидируемое юридическое лицо представляет ликвидационный баланс и справку о закрытии счетов, в течение 3 рабочих дней с даты, которая наступит последней:

  • с даты погашения налоговой задолженности, задолженности по обязательным взносам и отчислениям;
  • с даты возврата излишне уплаченных сумм налогов, плат, пеней;
  • с даты возврата ошибочно уплаченных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов;
  • с даты возврата превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, подлежащего возврату;
  • с даты возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пеней, взимаемых таможенными органами.

Получение справки об отсутствии задолженности по таможенным пошлинам, налогам и таможенным сборам

Необходимость получения указанной справки при ликвидации юридического лица установлена подпунктом 1) пункта 2 статьи 142 Кодекса о таможенном деле Республики Казахстан.

Данная справка выдается территориальным подразделением таможенного органа не позднее 5 рабочих дней с момента регистрации заявления на получение справки (пункт 5 указанной статьи). Срок действия данной справки — 30 календарных дней с момента выдачи (пункт 4 указанной статьи).

Выдаче указанной справки предшествует получение акта сверки расчетов по таможенным пошлинам, налогам, таможенным сборам и пеням. Данная услуга оказывается территориальными таможенными органами в течение 10 рабочих дней с момента подачи соответствующего заявления (пункт 4 Стандарта государственной услуги «Выдача акта сверки расчетов по таможенным пошлинам, налогам, таможенным сборам и пеням»).

Уничтожение печати

Уничтожение печатей производится в фирмах, которые занимаются их изготовлением. После уничтожения будет выдан соответствующий акт.

Будьте осторожны! Не уничтожьте печать раньше времени. Проверьте правильность всех составленных и заверенных ею документов. В случае обнаружения недостатков в них органом юстиции для исправления ошибок, возможно, придется изготавливать печать снова (чтобы потом опять уничтожить).

Регистрация ликвидации в органе юстиции

На завершающей стадии юридическое лицо представляет в орган юстиции (через Центр обслуживания населения) следующие документы:

  • заявление по установленной форме;
  • решение о ликвидации юридического лица собственника имущества юридического лица или уполномоченного собственником органа либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, скрепленное печатью (при ее наличии);
  • документ, подтверждающий публикацию в официальных печатных изданиях Министерства юстиции информации о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявления претензий кредиторами;
  • справка об отсутствии задолженности по таможенным пошлинам, налогам и таможенным сборам;
  • свидетельство об аннулировании выпуска акций (для акционерных обществ);
  • документ об уничтожении печати юридического лица (при ее наличии);
  • квитанция или иной документ, подтверждающие уплату в бюджет регистрационного сбора за государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица, за исключением юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства;
  • учредительные документы (при наличии).

(пункт 64 Инструкции по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств).

Документы представляются в оригиналах, и при необходимости нужно оставить у себя их копии.

Если в процессе проверки представленного пакета документов не выявлены нарушения установленного порядка ликвидации регистрирующий орган в течение 10 дней регистрирует прекращение деятельности юридического лица.

Получение копии приказа о ликвидации юридического лица

Результатом оказания государственной услуги по регистрации прекращения деятельности юридического лица является выдача приказа о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица на бумажном носителе (пункт 6 Стандарта государственной услуги «Государственная регистрация прекращения деятельности юридического лица, снятие с учетной регистрации филиала и представительства».) Данный приказ выдается в ЦОНе.

Все об АО в РК, об акционерных обществах в Казахстане.

Все об акционерном обществе в РК

Акционерное общество — это юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности. Акционеры акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Другие публикации:  Образец претензии на возврат денежных средств за телефон образец

Акционерное общество обладает имуществом, обособленным от имущества своих участников, несет ответственность по своим обязательствам в пределах своего имущества и не отвечает по обязательствам своих участников.

Акционеры корпоративных накопительных пенсионных фондов несут солидарную ответственность по обязательствам названных фондов в порядке и на условиях, установленных законодательством о пенсионном обеспечении.

Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Правовое положение акционерного общества, права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательными актами. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных предприятий или контрольный пакет акций которых принадлежит государству, определяются законодательными актами Республики Казахстан.

В случаях, предусмотренных законодательством, в организационно-правовой форме акционерного общества могут создаваться некоммерческие организации.

Учредительные документы АО.

Учредительными документами акционерного общества являются учредительный договор (решение единственного учредителя) и устав.

Учредительные документы акционерного общества должны содержать сведения, определенные настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

Учредительные документы акционерного общества подлежат нотариальному удостоверению.

Действие учредительного договора (решения единственного учредителя) прекращается со дня государственной регистрации выпуска объявленных акций.

Порядок утверждения устава акционерного общества устанавливается законодательными актами Республики Казахстан.

Уставный капитал акционерного общества в РК.

Минимальный размер и порядок формирования уставного капитала акционерного общества, а также порядок его увеличения определяются законодательными актами Республики Казахстан.

1. Уставный капитал общества формируется посредством оплаты акций учредителями (единственным учредителем) по их номинальной стоимости и инвесторами по ценам размещения, определяемым в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, и выражается в национальной валюте Республики Казахстан.

Уставный капитал общества, созданного в результате реорганизации, формируется в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом.

2. Размер предварительной оплаты акций, вносимой учредителями, должен быть не менее минимального размера уставного капитала общества и полностью оплачен учредителями в течение тридцати дней с даты государственной регистрации общества как юридического лица.

3. Увеличение уставного капитала общества осуществляется посредством размещения объявленных акций общества.

Минимальный размер уставного капитала АО составляет 50 000 — кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Требования по минимальному размеру уставного капитала общества, установленные частью первой настоящей статьи, не применяются к обществу, осуществлявшему свою деятельность в качестве инвестиционного приватизационного фонда.

Выпуск (эмиссия) акций АО и размещение ценных бумаг

1. Виды ценных бумаг, выпускаемых акционерным обществом, определяются законодательными актами.

2. Порядок государственной регистрации выпуска объявленных акций и их размещения определяется в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

3. Акционерное общество вправе выпускать обеспеченные облигации и облигации без обеспечения. Акционерное общество вправе выпускать купонные и дисконтные облигации. Условия и порядок выпуска облигаций определяются законодательством о рынке ценных бумаг.

4. Форма, способ и порядок выплаты дохода по ценным бумагам определяются уставом акционерного общества или проспектами выпуска ценных бумаг с учетом особенностей, предусмотренных законодательными актами.

5. Акционерное общество не вправе выплачивать дивиденды по акциям общества:

при отрицательном размере собственного капитала или если размер собственного капитала общества станет отрицательным в результате выплаты дивидендов по его акциям;

если оно отвечает признакам неплатежеспособности или несостоятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о банкротстве, либо указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов по его акциям.

Законодательными актами Республики Казахстан могут быть предусмотрены и иные основания, запрещающие выплату дивидендов по акциям акционерным обществом.

6. Акционерное общество вправе выпускать производные ценные бумаги, опционы и конвертируемые ценные бумаги в порядке, определяемом законодательством.

Организация и органы управления АО в РК.

1. Высшим органом акционерного общества является общее собрание его акционеров.

2. Исключительная компетенция общего собрания акционеров определяется законодательными актами.

3. Решение вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не может быть передано иным органам акционерного общества.

4. В акционерном обществе создается совет директоров, который осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных настоящим Кодексом, законодательными актами и уставом акционерного общества к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Вопросы, отнесенные настоящим Кодексом, законодательными актами и уставом акционерного общества к исключительной компетенции совета директоров, не могут быть переданы для решения исполнительному органу акционерного общества.

В случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан, в акционерном обществе с одним акционером уставом общества может быть предусмотрена возможность управления акционерным обществом без создания совета директоров.

5. Исполнительный орган акционерного общества может быть коллегиальным (правление) или единоличным (директор, генеральный директор, президент). Он осуществляет текущее руководство деятельностью акционерного общества и подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров.

К компетенции исполнительного органа акционерного общества относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов общества, определенную законодательством или учредительными документами.

6. В акционерном обществе могут быть созданы иные органы в соответствии с законодательными актами.

7. Компетенция органов акционерного общества, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и учредительными документами.

Финансовая годовая отчетность АО и аудит

Порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности общества устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Годовая финансовая отчетность АО.

Исполнительный орган ежегодно представляет общему собранию акционеров годовую финансовую отчетность за истекший год, аудит которой был проведен в соответствии с законодательством Республики Казахстан об аудиторской деятельности, для ее обсуждения и утверждения. Помимо финансовой отчетности, исполнительный орган представляет общему собранию аудиторский отчет.

Годовая финансовая отчетность подлежит предварительному утверждению советом директоров не позднее чем за тридцать дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.

Окончательное утверждение годовой финансовой отчетности общества производится на годовом общем собрании акционеров.

Общество обязано ежегодно публиковать в средствах массовой информации консолидированную годовую финансовую отчетность, а в случае отсутствия дочерней (дочерних) организации (организаций) — неконсолидированную годовую финансовую отчетность и аудиторский отчет в сроки, установленные уполномоченным органом, или в порядке и сроки, установленные Национальным Банком Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным органом, в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Общество обязано проводить аудит годовой финансовой отчетности. Аудит общества может проводиться по инициативе совета директоров, исполнительного органа за счет общества либо по требованию крупного акционера за его счет, при этом крупный акционер вправе самостоятельно определять аудиторскую организацию. В случае проведения аудита по требованию крупного акционера общество обязано предоставлять всю необходимую документацию (материалы), запрашиваемую аудиторской организацией.

Если исполнительный орган общества уклоняется от проведения аудита общества, аудит может быть назначен решением суда по иску любого заинтересованного лица.

физическое лицо, состоящее в близком родстве (родитель, брат, сестра, сын, дочь), браке, а также свойстве (брат, сестра, родитель, сын или дочь супруга (супруги) с физическим лицом, являющимся крупным акционером либо должностным лицом, за исключением независимого директора, общества;

должностное лицо общества или юридического лица, указанного в подпунктах 1, 4, 9 настоящего пункта, за исключением независимого директора;

юридическое лицо, которое контролируется лицом, являющимся крупным акционером либо должностным лицом общества;

юридическое лицо, по отношению к которому лицо, являющееся крупным акционером либо должностным лицом общества, является крупным акционером либо имеет право на соответствующую долю в имуществе;

юридическое лицо, по отношению к которому общество является крупным акционером или имеет право на соответствующую долю в имуществе;

юридическое лицо, которое совместно с обществом находится под контролем третьего лица;

лицо, связанное с обществом договором, в соответствии с которым оно вправе определять решения, принимаемые обществом;

лицо, которое самостоятельно или совместно со своими аффилиированными лицами владеет, пользуется, распоряжается десятью и более процентами голосующих акций общества (долей участия организации), либо юридических лиц, указанных в подпунктах 1, 4-8 настоящего пункта;

иное лицо, являющееся аффилиированным лицом общества в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Следует помнить, что контролем над обществом или иным юридическим лицом является возможность определять решения, принимаемые соответственно обществом или иным юридическим лицом.

Не являются аффилиированными:

лица, являющиеся крупными акционерами (участниками) некоммерческой организации или кредитного бюро;

Другие публикации:  Лицензия на право осуществления нотариальной деятельности выдается

недееспособные и ограниченно дееспособные лица.

АО обязано доводить до сведения своих акционеров информацию о деятельности общества, затрагивающую интересы акционеров общества. Информацией, затрагивающей интересы акционеров общества, признаются:

1) решения, принятые общим собранием акционеров и советом директоров, и информация об исполнении принятых решений;

2) выпуск обществом акций и других ценных бумаг и утверждение уполномоченным органом отчетов об итогах размещения ценных бумаг общества, отчетов об итогах погашения ценных бумаг общества, аннулирование уполномоченным органом ценных бумаг общества;

3) совершение обществом крупных сделок и сделок, в совершении которых обществом имеется заинтересованность;

4) получение обществом займа в размере, составляющем двадцать пять и более процентов от размера собственного капитала общества;

5) получение обществом лицензий на осуществление каких-либо видов деятельности, приостановление или прекращение действия ранее полученных обществом лицензий на осуществление каких-либо видов деятельности;

6) участие общества в учреждении юридического лица;

7) арест имущества общества;

8) наступление обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, в результате которых было уничтожено имущество общества, балансовая стоимость которого составляла десять и более процентов от общего размера активов общества;

9) привлечение общества и его должностных лиц к административной ответственности;

9-1) возбуждение в суде дела по корпоративному спору;

10) решения о принудительной реорганизации общества;

11) иная информация, затрагивающая интересы его акционеров, в соответствии с уставом общества.

2. Публичная компания обязана разместить на корпоративном веб-сайте информацию, указанную в подпунктах 1), 2), 3), 4), 5), 6), 7), 9) и 9-1) пункта 1.

3. Предоставление информации о деятельности общества, затрагивающей интересы акционеров, осуществляется в соответствии с настоящим Законом и уставом общества.

Информация о возбуждении в суде дела по корпоративному спору должна быть предоставлена акционерам в течение семи рабочих дней с даты получения обществом соответствующего судебного извещения (вызова) по гражданскому делу по корпоративному спору. Общество обеспечивает обязательное ведение списка работников общества, обладающих информацией, составляющей служебную или коммерческую тайну.

Документы АО, касающиеся его деятельности, подлежат хранению обществом в течение всего срока его деятельности по месту нахождения исполнительного органа общества или в ином месте, определенном его уставом.

Хранению подлежат следующие документы:

1) устав общества, изменения и дополнения, внесенные в устав общества;

2) протоколы учредительных собраний;

3) учредительный договор (решение единственного учредителя), изменения и дополнения, внесенные в учредительный договор (решение единственного учредителя);

4) свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) общества как юридического лица;

5) лицензии на занятие обществом определенными видами деятельности и (или) совершение определенных действий;

6) документы, подтверждающие права общества на имущество, которое находится (находилось) на его балансе;

7) проспекты выпуска ценных бумаг общества;

8) документы, подтверждающие государственную регистрацию выпуска ценных бумаг общества, аннулирование ценных бумаг, а также утверждение отчетов об итогах размещения и погашения ценных бумаг общества, представленные в уполномоченный орган;

9) положение о филиалах и представительствах общества;

10) протоколы общих собраний акционеров, материалы по вопросам повестки дня общих собраний акционеров;

11) списки акционеров, представляемые для проведения общего собрания акционеров;

12) протоколы заседаний (решений заочных заседаний) совета директоров, материалы по вопросам повестки дня совета директоров;

13) протоколы заседаний (решений) исполнительного органа;

14) кодекс корпоративного управления при его наличии.

2. Иные документы, в том числе финансовая отчетность общества, хранятся в течение срока, установленного в соответствии с законодательством РК.

3. По требованию акционера общество обязано предоставить ему копии документов, предусмотренных настоящим Законом, в порядке, определенном уставом общества, при этом допускается введение ограничений на предоставление информации, составляющей служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Размер платы за предоставление копий документов устанавливается обществом и не может превышать стоимость расходов на изготовление копий документов и оплату расходов, связанных с доставкой документов акционеру.

Документы, регламентирующие отдельные вопросы выпуска, размещения, обращения и конвертирования ценных бумаг общества, содержащие информацию, составляющую служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, должны быть представлены для ознакомления акционеру по его требованию.

Реорганизация и ликвидация

1. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано по решению собрания акционеров. Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества определяются настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

2. Акционерное общество вправе преобразоваться в хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

1. Ответственность учредителя акционера АО по обязательствам организации является ограниченной. Вы отвечаете перед кредиторами АО лишь в пределах стоимости неоплаченной части вклада в уставный капитал принадлежащих вам акций АО. Однако, если вы, как учредитель, своими действиями вызвали банкротство юридического лица, на вас может быть возложена дополнительная ответственность по обязательствам товарищества в случае недостаточности его имущества. В той части, в которой вы оплатили вклад в уставном капитале или принадлежащие вам акции, вы несете риск убытков, связанных с деятельностью юридического лица.
2. Если у вас есть партнеры по бизнесу, АО могут реализовать ваши совместные планы, поскольку эти организационно-правовые формы допускают возможность иметь несколько учредителей (участников). При этом количество учредителей (участников) не ограничено.
3. АО может быть преобразовано в юридическое лицо другой формы (например, в ТОО), может быть подвергнуто процедурам слияния, выделения, присоединения, разделения. Это дает большие возможности для приспособления к текущим потребностям бизнеса.
4. АО может открыть филиал или представительство, то есть обособленное структурное подразделение в другом городе, области или даже стране.

1. АО платит большое количество налогов и по высоким ставкам. Корпоративный подоходный налог составляет 20% от полученного дохода, за минусом вычетов, связанных с получением дохода и убытками (ст. 135 НК РК). Социальный налог составит 11% от фонда заработной платы юридического лица (ст. 317 НК РК). Впрочем, при применении специального налогового режима – упрощенной декларации (что возможно для юридических лиц – субъектов малого бизнеса) доход АО будет облагаться по ставкам 3% от суммы выручки. В этом случае произведенные расходы во внимание не принимаются, а суммы налогов уплачиваются равными долями в виде корпоративного подоходного и социального налогов.
Относительно НДС условия те же: налог на добавленную стоимость уплачивается в случае, если будет превышен минимум оборота по реализации товаров, работ и услуг, составляющий 30000-кратную величину МРП, в течение любого периода (не более 12- месячного). Также АО обязано перечислять индивидуальный подоходный налог с зарплаты своих работников и взносы в накопительные пенсионные фонды за них, но эти суммы удерживаются из зарплаты самих работников.
2. У АО сложный бухгалтерский и налоговый учет.
3. АО необходимо кроме налоговых органов сдавать отчетность в органы статистики.

4. Процедура государственной регистрации АО сложная.
5. Расходы на регистрацию АО довольно-таки высокие — необходимо уплатить сбор за регистрацию юридического лица, который составляет 2 МРП для организаций-субъектов малого предпринимательства, и 6,5 МРП — для всех остальных. Разработка учредительных документов на государственном и русском языках зачастую не под силу непрофессионалам, поэтому и ее скорее всего придется оплатить в специализированной юридической организации. Ваши расходы также составит стоимость нотариального удостоверения устава и учредительного договора, копий документов для регистрирующих органов и банка, образцов подписей и печати в банк. Также необходимо будет оплатить стоимость изготовления печати и штампов и открытия счета в банке, если эта процедура платная. И еще один момент, касающийся расходов. Учредители юридического лица обязаны оплатить его уставный капитал.
6. АО в процессе деятельности приходится иметь дело с большим количеством документов. Для совершения и регистрации любой сделки потребуются решения и протоколы собрания учредителей, постоянное изготовление копий устава, свидетельства о регистрации, статистической карточки, свидетельства налогоплательщика и тд.