Блог

Налог на имущество и транспортный налог 2019

Оглавление:

Налоги с 1 января 2019 года

С 1 января 2019 года ожидается повышение налоговой нагрузки на граждан России. Федеральной Налоговой службой анонсировано поднятие ставок на определенные виды налогов. Какие же будут налоги в 2019 году? К чему готовиться предпринимателям и обычным гражданам страны? Какими окажутся льготы по налогообложению в 2019 году или правительство вовсе их снимет?

КАКИЕ НОВЫЕ НАЛОГИ В 2019 ГОДУ ПРИДУМАЮТ ДЛЯ РОССИЯН?

Уже в начале года правительство протестирует налог на самозанятость. Под понятие «самозанятый» попадают все индивидуальные предприниматели, которые работают сами на себя, не имея наемных работников в подчинении. Уплата налогов самозанятых лиц на виды деятельности осуществляется по упрощенной схеме.

Сейчас в России насчитывается порядка 15 млн. человек, которые получают доход и при этом не зарегистрированы, как индивидуальные предприниматели. К ним относятся:

  • лица, реализующие продукцию, произведенную у себя дома;
  • швеи-надомницы;
  • таксисты на своем автомобильном транспорте, а также, взявшие в аренду;
  • копирайтеры, дизайнеры, работающие на дому;
  • фотографы;
  • мастера, оказывающие салонные услуги на дому;
  • мастера, оказывающие услуги по установке и монтажу;
  • лица, сдающие в аренду свою жилплощадь.

В первую очередь налог внедрят в таких регионах, как: Москва, Татарстан и Калуга. Если самозанятый сотрудник работает с частными лицами, ставка налога будет равняться 3%. Предприниматели, работающие с юридическими лицами, будут возлагаться налогом в 6%. Годовая сумма доходов самозанятых лиц не должна превышать 10 млн. рублей. В случае превышения обозначенной годовой суммы, виды деятельности облагаются по стандартной фискальной схеме.

С 2019 года новые налоги коснутся не только самозанятых лиц, не имеющих людей в подчинении. Так с начала 2019 года будет рассмотрен законопроект об отчислении налогов с трудоустроенных лиц в негосударственный Пенсионный Фонд. Со времени вступления в силу закона, будут сформированы обязательные негосударственные пенсионные фонды, куда в обязательном порядке будут отчисляться налоги с каждого трудоустроенного сотрудника. Однако проектом предусмотрено, что налоговые обязательства лягут на работодателя, а сотрудник будет выступать 3 лицом в подписании трехстороннего договора между работодателем НПФ и наемным работником. Работодатели, чьи сотрудники работают на опасных работах, а также во вредных условиях, обязаны отчислять в негосударственный фонд до 4% за каждого работника. Тем самым увеличивается сумма выплат при выходе работника на пенсию.

Сейчас рассматривается две схемы, по которым может осуществляться налогообложение:

  • создать фиксированную ставку (с 2019 года – 1%);
  • ставка будет варьироваться в зависимости от количества наемных работников.

Ставка налога будет постепенно повышаться в ближайшие пять лет. Уже в 2025 году прогнозируется повышение ставки до 3% и охватит индивидуальных предпринимателей, чей штат сотрудников составляет более 100 человек.

Параллельно с внедрением новых налогов в 2019 году государство собирается постепенно переводить граждан на накопительную пенсионную систему. Так получением пенсий станут два обязательных условия:

  • соответствующий возраст, предусматривающий получение пенсий;
  • взносы в негосударственный Пенсионный Фонд на протяжении периода, установленного государством.

ОНЛАЙН-КАССЫ — ЧТО ЭТО?

Помимо внедрения новых налогов, значительные изменения понесут уже действующие. Какие же будут налоги в 2019 году, и какие еще нововведения постигнут российских предпринимателей – узнаем у экспертов.

Одним из главных событий для предпринимателей станет создание, так называемых, общих онлайн-касс. Онлайн-кассы выполняют такие же функции, как и рассчетно-кассовый аппарат. Отличием считается только то, что все кассовые операции регулируются и осуществляются через Интернет. Онлайн-касса передает всю информацию в Федеральную Налоговую Службу, а именно: от кого и кому совершается платеж и какова сумма платежа. Данное внедрение станет новым этапом к легализации бизнеса в Интернете. А также, за счет онлайн-касс государство увеличивает поступления в бюджет, за счет онлайн-предпринимательства.

Законопроект о внедрении онлайн-касс был рассмотрен в 2017 году. В 2018 были первые попытки принятия закона, однако, государство приняло закон об отсрочке перехода к онлайн-касса. И только в 2019 году окончательно было принято решение к переходу на онлайн-кассовый расчет. Онлайн-кассы должна быть установлены уже в июле 2019 года.

Основное, что нужно знать из этого законопроекта:

  • Индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, получили от государства отсрочку до июля 2019 года.
  • Индивидуальные предприниматели, которые имеют в своем штате привлеченных сотрудников, не получат отсрочку от государства.
  • Также не получают отсрочку те предприниматели, которые занимаются торговлей и общественным питанием.
  • Предприниматели, которые работают в торговле, обязаны установить онлайн-кассу в течение месяца после подписания ТД с первым наемным работником.

Так же коснуться изменений такие налоги, как: транспортный, налог на имущество, экологический, подоходный и другие. Какие же будут налоги в 2019 году? Рассмотрим каждый налог в отдельности.

КАКИЕ НАЛОГИ ИЗМЕНЯТСЯ В 2019 ГОДУ?

Транспортный налог

В 2019 году транспортный налог кардинально изменится, а вместе с тем, изменится и сам порядок его зачисления. На сегодняшний день ставка транспортного налога варьируется в зависимости мощности двигателя транспортного средства: чем слабее двигатель, тем ниже ставка налога. Например, легковые автомобили, чьи двигатели составляют 100 и меньше литров платят в казну 12 рублей, а вот автомобили с мощностью двигателя 250 литров платят фиксированную сумму в размере 150 рублей.

Со ставками транспортного налога автомобилей различных категорий можно подробнее ознакомиться на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

В 2019 году транспортный налог будет взиматься исходя из пробега автомобиля. Это совсем не означает, что нужно ездить в налоговую и отчитываться за каждый пробег. Государство решило включить сумму транспортного налога в стоимость бензина. Поэтому с 2019 года повышение цен на бензин неминуемое явление. Теперь каждый автовладелец будет уплачивать транспортный налог в зависимости от того, насколько часто он эксплуатирует свой автомобиль.

Несмотря на, вроде, выраженную справедливость уплаты транспортного налога в 2019 году, государство пока не приняло решение, какой именно установить метод зачисления суммы налога. Государство опасается, что резкое поднятие цены на бензин и другие виды топлива сильно ударит по карманам населению со средним и низким уровнем жизни.

Налог на имущество

В 2019 году налог на имущество, приобретенное еще в 2012 году, полностью отменят. Такой законопроект был выдвинут еще в 2018 году и в 2019 году налог на имущество всё-таки аннулируется. В 2018 году, когда законопроект только рассматривался, уже была введена нулевая ставка на некоторые виды движимого имущества. Тогда следовало в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти для предоставления льготной ставки. В 2019 году налог на имущество полностью исключат из налогооблагаемой базы, поэтому никаких льготных ставок уже не предусматривается. Так же государством запланирована отмена движимого имущества предприятий.

Это, что касается движимого имущества. Теперь рассмотрим, как изменятся условия уплаты за недвижимое имущество. Ранее на предприятиях и организациях раз в год проводилась инвентаризация для подсчета оценочной стоимости недвижимого имущества, по которой и уплачивался налог. Налоговая ставка постепенно, на протяжении пяти лет уменьшалась с 0,2 до 0,8. С 2019 года налог на имущество будет носить фискальный характер и, при его подсчете будет использоваться коэффициент.

Если ранее отчет об инвентаризации подписывался и заверялся на предприятиях, то теперь оценочную стоимость будут проводить органы фискальной службы, дабы избежать разбежности в оценочной и кадастровой стоимости. Если же собственник не будет согласен с начисленной оценочной стоимостью своего имущества, посчитав ее слишком завышенной, он может обратиться в специальные службы по оспариванию либо в суд.

Налог на доходы

Ставка налога на доходы в 2019 году останется без изменений, по крайней мере, самим президентом не выдвинут ни один законопроект об увеличении налога на доходы. Однако экспертами прогнозируется увеличение ставки до 15 % – что является, на сегодняшний день, лишь голословными заявлениями. Народные депутаты только выдвинули заявление о том, чтобы ставка была пропорциональна сумме получаемых доходов.

В 2019 году по налогу на доходы утверждено увеличение срока освобождения от уплаты лицам, которые работают сами на себя, но не имеют в подчинении людей (не индивидуальные предприниматели). Также снимаются с уплаты НДФЛ матерям, которые родили либо усыновили второго ребенка.

Подоходный налог

По указу Президента РФ подоходный налог в 2019 году затронут не будет. Так как подоходный налог исчисляется от всех доходов за минусом зарегистрированных расходов, то, при повышении ставки уменьшается доход, который получает сотрудник на руки. Это может привести к теневой выплате заработной платы («в конвертах»), да и пополнение бюджета, после увеличения налога, будет незначительным. Во избежание таких явлений на местах, государство приняло решение подоходный налог в 2019 году не повышать.

Экологический налог

Налогоплательщиками экологического налога являются все граждане России и нерезиденты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории России, оказывающую негативное воздействие на экологию. Все плательщики налогов стоят на учете в Федеральной Налоговой Службе и уплачивают ежемесячно экологический налог (ежеквартально – для крупного бизнеса, с учетом авансовых платежей).

При расчете ставки учитывается масса и объем наносимого вреда окружающей среде. С 2019 года экологический налог будет уплачиваться в зависимости от существующего объекта загрязнения. Налог рассчитывается и уплачивается самостоятельно собственником, исходя из принятого классификатора экологического налога в 2019 году.

Земельный налог

Земельный налог в 2019 году так же правительство повышать не намерено. Рыночную стоимость квартир и земельных участков так же не будут перепроверять, так как информация по ним еще свежая. Однако в перспективе создать отдельную негосударственную структуру, органы которой будут оценивать кадастровую стоимость земли. Развитие Единой кадастровой службы будет осуществляться совместно с изменением базы рынка недвижимости и процентной ставкой.

Сейчас ставка земельного налога не превышает 1,5 %, и 0,3% для земельных участков. Так же земельный налог в 2019 году не затронет льготников. По льготной упрощенной выплате земельного налога будут проходить такие объекты:

  • Земельные участки, выкупленные под церкви и храмы;
  • Земельные участки под тюрьмами и колониями исправительного режима;
  • Благотворительные и общественные организации, дома для престарелых, а также службы по уходу за инвалидами;
  • Земельные участки, которые сдаются под художественную деятельность;
  • Организации, чья деятельность направлена на улучшение дорог, автодоры.

НДС

Поскольку уплата НДС лежит на конечном потребители, то всех граждан, без исключения, коснется повышение налога НДС с 2019 года до 20 %. Повышение налога всего лишь на 2% дадут приток средств в государственный бюджет около 500 миллиардов рублей. Однако, повышение ставки не коснется детских товаров и товаров для инвалидов. Ставка в 2019 году будет неизменной. Также сохранены льготные условия для внутренних межрегиональных перевозок.

Повышение НДС приведет к поднятию цен абсолютно всех товаров. Больше всего повышение НДС отразиться на подакцизных товарах, их цены сильно возрастут. Большое количество граждан России просто не смогут позволить себе прежнюю жизнь. Из пресс-конференции Премьер-Министра России Медведева было выделено то, что группы консолидированных налогоплательщиков в течение пяти последующих лет будут ликвидированы полностью. Под консолидированными группами подразумевается временное объединение юридических лиц сроком, не больше, чем на год, для совместной уплаты налогов. Тем самым правительство хочет полностью индивидуализировать уплату налогов.

Другие публикации:  Договор страхования гарант

Такая длительная пролонгация (до 2023 года) необходима для того, чтобы подготовить физические и юридические лица к смене налогообложения. Проблема консолидированных групп тянется с 2010 года и, скорее всего, в ближайшем времени будет решена.

Так же стоит отметить, что лицам, которые осуществляют экспортную деятельность, будут возмещать НДС, чтобы снизить нагрузку налогообложения. Экспортерам будет предоставлен льготный режим в виде ускоренного и облегченного прохождения проверок вывозимой продукции. По «скорому» возврату НДС будет снижен на 5 млрд. рублей, по сравнению со старым фискальным режимом.

Какие льготы и размеры имущественных налогов

КАК УЗНАТЬ СТАВКУ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА в Москве, Санкт Петербурге, Нижнем Новгороде, своем РЕГИОНЕ, области, республике и льготы

На сайте налоговой службы есть новый интернет-сервис «Имущественные налоги: ставки и льготы». Он позволит найти всю актуальную информацию по вопросам применения ставок и льгот по транспортному налогу.

Необходимые документы в базе можно найти с 2009 по 2015 год. Чтобы найти в при помощи сервиса необходимые данные достаточно выбрать один из следующих критериев:

  • с убъект Российской Федерации ;
  • вид налога — поставьте точку «транспортный налог»
  • налоговый период — выберите год
  • муниципальное образование.

Региональные льготы по транспортному налогу

В каждом регионе России (области, крае и т. д.) могут быть установлены льготы по налогу для некоторых категорий граждан. Перечень льготников утверждается законами субъектов РФ (области, края, республики). Это следует из пункта 3 статьи 12, статей 14 и ст.356 Налогового кодекса РФ.

Например, льготы по транспортному налогу для жителей Москвы утверждены статьей 4 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33 .

Льготы по транспортному налогу для жителей Московской области утверждены Законом Московской области от 24 ноября 2004 г. № 151/2004-ОЗ.

Если имеете право на льготу, то, чтобы ее получить, подайте в инспекцию заявление на льготу по налогу по типовой форме, приведенной в письме ФНС России от 16 ноября 2015 г. № БС-4-11/19976.

КАКАЯ СТАВКА ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА в Москве, Санкт Петербурге, Нижнем Новгороде льготы и ставки Земельный налог, Налог на имущество ФЛ, многодетные семьи

Транспортный налог в Москве 2019 г.

Депутаты Мосгордумы решили с 2013 года повысить ставку транспортного налога, которая действует на территории столицы. Горожанам придется платить на 5 — 7 рублей больше с лошадиной силы.

В основном повышение налога коснется владельцев машин мощностью от 100 до 200 лошадиных сил. Такие транспортные средства составляют примерно 90 процентов всего автопарка Москвы.

Транспортный налог зависит от мощности двигателя и рассчитывается на основании ставок на одну лошадиную силу. Прежние тарифы сохранятся для мотоциклов, мотороллеров, снегоходов и мотосаней. А малолитражки мощностью до 70 лошадиных сил по-прежнему не будут облагать налогом.

Поправки в закон города Москвы № 33 от 9 июля 2008 г. «О транспортном налоге» вступят в силу с 1 января 2013 г. (спустя месяц после подписи мэра и публикации).

Новые ставки транспортного налога в Москве 2019

Закон г. Москвы «О транспортном налоге» (в ред. законов г. Москвы от 24.11.2010 N 50, от 14.11.2012 №55, от 19.03.2014 №11,от 01.04.2015 «N 15») установил ставки транспортного налога для города Москва на 2019 год и предписывает оплатить налоги за 2019 год:

  • для физических лиц не позднее 01.12.2020
  • для организаций не позднее 05.02.2020

Отмена транспортного налога в России 2019: правда или вымысел

Отмена транспортного налога — это мечта любого автолюбителя. И вот уже несколько недель со всех сторон сыплются сообщения о том, что транспортный налог для граждан все же решено отменить, что даже принят особый закон об отмене транспортного налога с 2019 года. Правда ли это?

Каждый автовладелец, вне зависимости от того, что у него стоит в гараже — феррари или запорожец (а может и гаража не быть), является плательщиком транспортного налога. Есть официально стоящий на государственном учете транспорт? Если да, то плати налог, даже если не используешь автомобиль. Избежать этой обязанности по закону можно, только если автомобиль угнали. Поэтому когда по интернету и СМИ расползлись слухи об отмене транспортного налога (мол Президент России Путин подписал закон об отмене транспортного налога в России, и теперь мы за автомобили ничего платить не будем…), многие автовладельцы испытали желание открыть бутылку шампанского на радостях. Еще бы, им больше не придется отдавать ежегодно некую сумму в бюджет.

Но вот есть ли он, этот повод, для радости? Отменили ли транспортный налог в 2019 году?

Налог на движимое имущество действительно отменили!

Автомобиль движется? Конечно! Значит, он является движимым имуществом. А с 01.01.2019 в Налоговом кодексе РФ больше нет главы о налоге на движимое имущество, как и самого налога. Его отменили, и Президент России Владимир Путин уже давно подписал соответствующий Федеральный закон. Но радоваться всем гражданам-автовладельцам по этому поводу рано. Ведь плательщиками пока еще являются не физические, а юридические лица, то есть организации. Именно они могут забыть об этих выплатах с нового года. А для граждан…

…Транспортный налог никто не отменял

Да, попытки такие были, и даже законопроекты, которым предусмотрена отмена транспортного налога в России, в Госдуму поступали. Их авторы напоминали чиновникам о том, что когда были введены акцизы на топливо, они должны были заменить транспортный налог. Поскольку транспорт заправляют именно топливом, то и акцизы будут платить владельцы автомобилей, которые ездят по дорогам. Да и средства от акцизов, как и от выплат, должны идти на ремонт и строительство дорог и улучшение инфраструктуры в этой области.

Но денег, как всем известно, много не бывает. Поэтому и акцизы ввели (и регулярно повышают), и налог сохранили. Ведь он идет в местные бюджеты, которым и без его отмены постоянно не хватает средств. Поэтому глава 28 НК РФ о транспортном налоге для физлиц очень важна для местных бюджетов. И отменить ее в ближайшей перспективе, к сожалению для всех автолюбителей, пока вряд ли получится. А ведь многие налогоплательщики уверены, что закон уже подписан и начал действовать. Значит, для них это будет плохая новость. Однако, кое-какие положительные новости, связанные с отменой этого вида выплат, все же есть.

Так что, увы, но Указ Президента об отмене транспортного налога – это фикция. Его не существует на сегодняшний день.

Гражданам списали недоимку

Все плательщики имущественных налогов физлиц, в том числе и транспортного, по распоряжению Владимира Путина получили налоговую амнистию. Был принят Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ, в соответствии с которым органы ФНС должны списать налогоплательщикам недоимку:

образовавшуюся по состоянию на 01.01.2015. Именно такая отмена долгов по транспортному налогу 2019 года была объявлена в стране в конце позапрошлого года. И за 2018 год все такие недоимки уже должны были быть списаны.

При этом те налогоплательщики, которые задолжали за 2014 год, могут пока не радоваться, ведь специалисты ФНС разъяснили, что недоимка и пени физических лиц по транспортному налогу, образовавшиеся за 2014 год, не подлежат списанию. Это связано с особенностью уплаты имущественных налогов гражданами: за прошлый год их платят до 1 декабря текущего года, а квитанции на уплату налоговики рассылают летом и в начале осени года, следующего после завершения налогового периода. Так как за 2014 год нужно было заплатить не позже 01.12.2015 (статья 363 НК РФ), то и недоимка у тех, кто этого не сделал, возникла по состоянию не на 01.01.2015, а на 1 декабря.

Вот такой не очень приятный сюрприз. А вот более ранние долги, например за 2013 и 2012 годы, действительно спишут, если специалистам ФНС до сих пор не удалось их взыскать с неплательщиков.

Когда в 2019 году платить налог на автомобили?

Мы с вами разобрались, что новости о том, что отменили транспортный налог 2019 года, – неверные. Все остается по-старому, а значит, все автовладельцы должны этот налог уплатить в срок.

Этот срок – 2 декабря. К этому времени всем владельцам ТС придут квитанции с расчетом суммы и реквизитами, по которым надо совершить платеж. Хотя бывает, что эти письма не доходя до адресатов, поэтому рекомендуем прочитать нашу статью о том, как заплатить, если не пришла квитанция.

Как ужесточат сбор налогов в 2019 году

Чего ждать налогоплательщикам от органов исполнительной власти и местного самоуправления, от ревизоров и инспекторов всех специализаций, жанров и мастей в 2019 году? Ответ на этот вопрос можно найти в письме Минфина России от 31.10.2018 № 06-04-11/01/78417. И ответ этот прост – ничего хорошего.

Почти как в том анекдоте: «Доктор, я жить буду?» – «Будете, но вряд ли вам такая жизнь понравится». Потому что на всех на нас предписано охотиться, как, скажем, на зайцев, причем с той же целью.

Минфин рекомендует

Руководство по такой охоте Минфин России как раз и направил в субъекты РФ вышеупомянутым письмом. Полное название документа: «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Фолиант на 45 страниц. Не хочется лишний раз тревожить дух Гете с его «Фаустом», но штука у чиновников действительно получилась сильная.

Все предлагаемые финансистами меры по обеспечению «сытости» бюджетов разделены на четыре раздела. Проанализируем рекомендации, которые касаются практически нас всех.

Повышение эффективности администрирования доходов

Местным властям рекомендуется, в частности, расширять составы комиссий по снижению неформальной занятости, мониторингу уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях и в организациях. Активизировать работу по выявлению случаев сдачи в аренду жилья без заключения договора аренды и уплаты налога на доходы физических лиц, а также деятельность по легализации иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов. Предпринимать должные и своевременные меры по профилактике налоговых нарушений и предотвращению банкротства предприятий и организаций. Неусыпно мониторить финансовое состояние крупных предприятий с целью прогнозирования налоговых поступлений.

Из всего вышесказанного следует, что:

  • активизируют свою работу так называемые «зарплатные комиссии», где работодателя будут убеждать платить «белую» зарплату, а также комиссии «банкротные». Рекомендуется обращать внимание на выявление задолженностей по выплате заработной платы, занижение уровня заработных плат и занижение численности работников (по сравнению со средними уровнями по отрасли). В качестве критического уровня по зарплате Минфин России рекомендует ориентироваться на уровень в две трети от среднего уровня зарплаты по отрасли. А упор на критерий «среднеотраслевой численности» означает, что «под одну гребенку» могут попасть крупный завод и маленький частный цех с тем же ОКВЭД, крупное агентство и семейная фирмочка, где работают только муж и жена;
  • увеличится количество проверок, проводимых миграционной службой, а соответственно – и количество штрафов. Финансовое ведомство рекомендует активизировать работу по легализации трудовой деятельности иностранных граждан, не имеющих разрешительных документов, что даст возможность увеличить сборы по НДФЛ, а также страховые сборы по обязательному медицинскому, социальному и пенсионному страхованию. Особенно эффективными может оказаться проведение рейдов с участием участковых инспекторов, сотрудников территориальных органов МВД по вопросам миграции, налоговых органов, органов местного самоуправления;
  • к работе по выявлению случаев сдачи в аренду жилья без заключения договора аренды и уплаты НДФЛ будут привлекать управляющие компании и наиболее «доброжелательных», неравнодушных и социально активных жителей многоквартирных домов, почитающих за благо «утопить» ближнего своего. В качестве механизма, позволяющего заинтересовать управляющие компании выявлять подобные случаи и сообщать о них, изобретательные федеральные чиновники советуют местным властям выдавать из местных бюджетов стимулирующие гранты. Ну и конечно организовывать «горячие линии», где любой гражданин сможет создать своему соседу кучу неприятностей, просто сообщив по телефону, что его квартира сдается «в обход налога». После получения информации о том, что та или иная квартира сдается в наем, представители соответствующей комиссии, включающей специалистов налоговых органов, могут проводить рейдовые мероприятия, чтобы официально зафиксировать сложившуюся ситуацию;
  • при банкротстве всеми правдами и неправдами в первую очередь будет погашаться задолженность по налогам, в том числе и за счет привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц;
  • в отношении крупных компаний фактически открытым текстом разрешается устанавливать пресловутые «планы» по налогам (хотя ни для кого не секрет, что негласно они действуют и сейчас).
Другие публикации:  Исковое заявление на алименты матери

Выявление потенциальных доходных источников бюджетов

Если у кого-то чего-то не хватает, значит он – правильно – просто плохо ищет. Претворяя этот тезис в жизнь, Минфин России советует «регионалам» активизировать работу по выявлению незарегистрированных средств водного транспорта и уплаты налога на эти транспортные средства, развивать систему видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Запускать в эксплуатацию больше платных парковок и платных автодорог. Не скупиться на повышение ставок налога на имущество организаций и увеличение ставок транспортного налога для мощных, дорогих и элитных автомобилей. Полагая, что этой возможностью могут увлечься чрезмерно, чиновники как бы заранее предостерегают: «В пределах, установленных федеральным законодательством».

Наконец, предлагается поскорее запустить «единую методику оценки налоговых льгот» и «активнее внедрять передовой опыт регионов по реализации проектов, частично финансируемых за счет добровольных пожертвований граждан» а также развивать институты «софинансирования и самообложения граждан».

Говоря более понятным языком, предлагается следующее:

  • перевести на коммерческую основу (передать коммерческим организациям) системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения и взыскания штрафов. То есть всем нам наконец откровенно и официально разъяснили, что камеры ставятся вовсе не для безопасности движения и сохранения человеческих жизней, а исключительно «для штрафов»;
  • уничтожить бесплатные парковки там, где они почему-то еще остались;
  • повысить ставки транспортного налога и налога на имущество до максимально возможного предела;
  • снизить до минимально возможного предела количество налоговых льгот (еще лучше – извести их «под корень);
  • что касается рекомендации по внедрению «передового опыта добровольных пожертвований», то она при умелой трактовке может существенно расширить возможности для самоуправства на местах и фактически легализовать «чиновничий беспредел» или даже «институт завуалированного взяточничества» как таковой. Хрестоматийно же все: «А не будут брать – отключим газ!» Цель – благая, значит и средства оправданы. В качестве примера «самообложения» и добровольного пожертвования рискну привести следующий, совсем недавний: «Прокуратура Смоленской области не нашла нарушения в приобретении администрацией региона автомобиля Lexus LS 500. Иномарку властям Смоленской области безвозмездно передала микрокредитная организация ’’Смоленский фонд поддержки предпринимательства’’». В ведомстве добавили, что «Смоленский фонд поддержки предпринимательства» является некоммерческой организацией. «Действующим законодательством не предусмотрен запрет на безвозмездное принятие имущества от некоммерческих организаций. Оснований для вынесения актов прокурорского реагирования не выявлено», – уточнили в прокуратуре. Ну ежику же понятно, что не взятка никакая!

Развитие экономического потенциала регионов

Подзаголовок вроде бы вполне нейтральный. Наполнение, однако, достаточно пугающее. Предписано, во-первых, активизировать работу по проверке соответствия фактического использования земельных участков разрешенным видам использования, а также выявлению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. А во-вторых – проводить предварительную оценку эффективности предлагаемых к внедрению мер поддержки бизнеса (налоговые льготы, технопарки, бизнес-инкубаторы и т. д.).

В переводе сие означает не что иное, как усиление контроля за целевым использованием земельных участков с санкциями вплоть до изъятия земель и поддержку бизнеса только при условии увеличения налоговых поступлений. Что будет с тем, кого поддержали, а он, что называется, не оправдал, остается только догадываться. Бесплатный сыр – только в мышеловке, а Уголовного кодекса у нас на всех хватит.

Совершенствованию подходов к межбюджетному регулированию

Этот сказ как бы не про нас, но на самом деле только на первый взгляд. На самом деле в этом подразделе как раз и сокрыта вся суть. Предлагаемые меры:

  • развитие системы стимулирования органов местного самоуправления к увеличению доходной базы местных бюджетов путем составления рейтингов органов местного самоуправления;
  • совершенствование системы стимулов для местных властей к увеличению налоговых доходов от источников на своей территории.

Переводим и переосмысливаем: если местная власть не будет выполнять рекомендации, то и никакой помощи от центра не получит. «Держаться» придется без денег. Так что выполнить их ей придется. И нам с вами – тоже.

Нелирическое отступление

Цель документа – увеличение доходов регионов путем роста экономического и налогового потенциалов. Минфин России рекомендует регионам в поисках нужных им средств «поскрести по сусекам» (как в сказке о Колобке) и хорошенько «тряхнуть» налогоплательщиков. Или, может, лучше – «растрясти»? Ну, как Алиса с Базилио трясли «богатенького Буратино». Правда, ожидаемого эффекта это, помнится, не принесло. Да и «буратины» нынче уж не те пошли – с кого есть что взять – изворотливые, а кто попроще да почестнее (глупее) – с тех и взять-то нечего. Но скрести по сусекам и трясти всех кого попало все же придется.

Напрягите ухо, и вы услышите равномерное гудение, похожее то на голодный вой, то на бурчание в утробе давно не евшего существа. Это не собака Баскервилей. Это подает голос его величество Бюджет. Тот самый, всегда встающий из-за стола с легким чувством голода. Смотрящий, словно волк, в лес, как бы его ни кормили. Робин Бобин Барабек, скушавший уже не сорок, а миллионы раз по сорок человек, коров, быков и кривых мясников. Бездонная Марианская впадина, где ни черта не видно. И он не угомонится, даже если слопает доходы всех самозанятых (хотя вряд ли они дадут ему это сделать). Он не насытится, если ему скормят все «забытые» вклады граждан.

Вклады «до невостребования»

Поясняем: речь идет о предложении передавать в бюджет невостребованные банковские вклады, которое сейчас рассматривает Комитет Госдумы по финансовому рынку. Объем «зависших» средств на счетах «спящих» клиентов оценивается в миллиарды рублей. Клондайк. Эльдорадо. Особенно принимая во внимание то, что многие фактические владельцы таких вкладов «спят» не просто в фигуральном смысле, но еще и вечным сном. Ведь чаще всего «зависшими» становятся счета умерших, о наследстве на имущество которых не заявили родственники. Согласно пункту 1 статьи 1152 и пункту 1 статьи 1154 Гражданского кодекса РФ, наследники имеют право принять наследство в течение шести месяцев с даты смерти. Причем сам банк такой счет закрыть не может.

«Также данная участь может коснуться средств номинальных держателей ценных бумаг и тех участников акционерных обществ, которые себя никак не проявляют, соответственно, не получают дивиденды. Суть заключается в том, чтобы определиться с этими ресурсами», – заявил глава комитета Анатолий Аксаков. «Определиться», разумеется, надо – чего добру пропадать. И нынешняя попытка – далеко не первая. Вот только раньше все эти невостребованные средства предлагалось перенаправлять на благотворительность, но сейчас, понятное дело, не до нее. Если посмотреть на Запад, мы увидим что-то подобное, но тоже с оговоркой. К примеру, такая практика с 2015 года существует в Швейцарии: там невостребованные вклады передают в пользу государства, но только в том случае, если по ним не было никаких движений в течение 60 лет. Мы же, традиционно любящие быструю езду, так долго ждать не можем. Поэтому нашим «невостребованным» и 10 лет – это слишком много. Нам бы попроще: годика три и «было ваше – стало наше». Предупреждаем, у нас длинные руки – из могилы достанем.

А если дело «конфискации» забытого наладится, то руки рачительных государственных «освоителей» могут дойти и до недвижимости. Может, и ее тоже кто-нибудь забудет.

Государственный интерес – пополнить казну в условиях, когда другие источники ее пополнения явно оскудевают, – вполне объясним. А тут 300 миллиардов рублей или даже больше. А с акциями – так, может, и целый триллион. Неплохая прибавка к бюджету, который, по официальным данным, и так уже «накормлен», то есть профицитен в этом году. Бюджет профицитен, а вот в отношении граждан и бизнеса продолжают изобретать все новые и новые поборы вместо того, чтобы своим профицитом поделиться. Ну да ладно, на то они и изобретатели.

В своей «методичке» Минфин России советует региональным властям искать конвертные схемы в компаниях, которые письменно не отчитываются о приеме на работу по заявленным вакансиям в ЦЗН, устанавливать побольше камер на дорогах, чтобы собирать побольше штрафов и «покончить» наконец с бесплатными парковками. Предлагается так же давать гранты управляющим компаниям, которые «стучат» на тех, кто сдает квартиры неофициально и стимулировать граждан заниматься «самообложением».

Вот только изъян «конфискационной» новации заключается в самой ее концепции. Да, допустим, человек ушел в мир иной, не оставив точного и исчерпывающего описания своего наследства. И часть его действительно осталась невостребованной. Как быть? Искать? В законопроекте упомянуты некие попытки найти обладателя или наследника «забытого вклада». Но какие попытки будут считаться исчерпывающими? Может, будет достаточно того, чтобы, скажем, банк послал уведомление по адресу регистрации вкладчика и, не получив ответа, спокойно позвал «экспроприаторов»? У нас миллионы людей живут не по месту регистрации. У нас давно уже судебные и многие другие органы считают, что человек «уведомлен», если ему отправили заказное письмо. Даже если оно потом пришло обратно. Судебные решения в отсутствие ответчика выносятся. Теперь таким же «облегченным образом» будут обходиться с собственностью на сотни миллиардов. Притом, что найти наследника еще труднее, чем непосредственного владельца. Кто будет этим озабочен? Банк? Зачем ему этот надо? Особенно если введут новую графу отчетности по части перечисления «невостребованных вкладов».

Нам кивают на Запад. Мы уже посмотрели на Швейцарию с ее 60-летним «сроком невостребования», теперь давайте глянем на другие страны, где сроки эти гораздо меньше. Но там (в тех же США, к примеру) наследники такой собственности или сами владельцы имеют бессрочное (это ключевое слово) право потребовать свои деньги обратно. После того, как деньги поступили в какую-нибудь программу «на общественное благо», их все равно можно найти и вернуть. Для это к услугам граждан как федеральный ресурс – специальный портал, где собраны все случаи, так и услуги всевозможных частных компаний, которые за 10% найдут вам ваши деньги. Или вашим наследникам, заподозрившим, что они что-то недополучили. После чего средства возвращаются в полном размере (за вычетом комиссии посредникам и поисковикам). Из казны штата. Еще раз повторим – без срока давности.

Другие публикации:  Заявление на изготовление карты

Если такой же порядок, гарантирующий безусловное и именно бессрочное право на восстановление прав собственности законными владельцами, будет прописан в российском законе, то это будет самой главной гарантией того, что частная собственность в стране охраняется законом. В противном случае это рискует превратиться в произвольные конфискации с массой «заинтересованных» контрагентов, как у нас водится в таких случаях. Кроме того, должен быть четко прописан обязательный порядок поиска владельцев и наследников. Но наши законотворцы ничего подобного не предлагают: еще чего не хватало – конфискации обратную силу придавать. Упало – пропало.

Есть и еще одна опасность: прослышав о том, что в Госдуме готовится некий закон о «конфискации» вкладов, многие не станут разбираться в деталях и тонкостях. Особенно если эта история обрастет паническими слухами. Почувствовав очередной подвох от государства, граждане могут начать совершать массовые «набеги на банки», изымая – на всякий случай – оттуда свои деньги и складируя их «под матрасом».

Так что нельзя исключать, что результатом панической, основанной на глубоком недоверии граждан ко всему, что делает власть, реакции на новый закон станет не выгода бюджету и финансовой систему в целом, а сплошной убыток. К тому же многие, прознав, что их кровные деньги даже теоретически могут попасть в казну и пущены потом невесть на что, а то и разворованы, предпочтут «назло врагам» изъять их, не дожидаясь собственного отправления в вечность.

Взятки: вред и… польза

Но даже если «экспроприация невостребованного» все же состоится, упомянутые невостребованные миллиарды, повторимся, переварятся в желудке нашего Барабека очень быстро. И – снова сусеки, скребок, пот со лба, надежды на лучшее, напряженная работа разума. Гениальная мысль подкралась незаметно, быстро оформившись сначала в законопроект № 544566-7, а затем и в Закон от 03.10.2018 № 351-ФЗ. Заработает с 1 января 2019 года. Суть предельно проста: конфискованные у коррупционеров средства будут перечислять в бюджет ПФР (это как бы младший брат нашего федерального Робина-Бобина). На благое дело, то есть, пойдут. Гуманистический принцип «убил бобра – спас дерево» наконец обрел достойное место в российском законодательстве.

Давая взятку чиновнику здесь и сейчас, ты обеспечиваешь себе (да и не только себе) достойное существование в будущем. Важно только правильно «сдать» коррупционера и не попасться самому. Круг замкнулся. Делая что-то как бы плохое (давая или вымогая взятку) ты в конечном счете поступаешь как бы хорошо.

Осталось только наловить взяточников – побольше и покрупнее. Но за этим, скорее всего, дело не станет. Например, при отделениях полиции можно создать подразделения «тайных взяткодателей» (по аналогии с тайными покупателями). Будут шастать из кабинета в кабинет и предлагать деньги – в надежде, что кто-нибудь да «поведется». Или тайком засовывать пачки купюр прямо в карманы. С «засудить», конечно, посложнее будет. А вот в том, что этим денежным конфискатом бюджет ПФР насытится – большие сомнения. Разве что чувство голода притупит, червячка заморит.

В общем, по большому счету, все эти методы – экзотика и популизм. Накормить бюджет могут только налоги, квазиналоги и еще раз налоги. Которые руководство страны обещало не увеличивать, а они почему-то растут.

Правительство развернули лицом к налогам

Ну да, как ту избушку на курьих ножках. Получается, что до этого оно стояло к ним если не задом, то вполоборота, что ли. Ну, в общем, так, чтобы не смотреть правде в глаза и не видеть, как они повышаются.

Так вот, однажды Михаил Викторович нажаловался Владимиру Владимировичу, что россиян фактически задушили налогами, и тот поручил Дмитрию Анатольевичу со всем этим разобраться. Мы не издеваемся – на самом деле все так и было, но некоторые подробности, конечно, не помешают.

Глава государства Владимир Путин встретился с руководителем Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) и узнал от него о якобы сильном росте «фискальной и квазифискальной нагрузки на население». «В последнее время растут различные обязательные выплаты, неоправданно повышаются штрафы, в том числе за нарушение ПДД, цены на бензин, налоги по кадастровой стоимости на земельные участки и недвижимость. И это на фоне роста цен в магазинах в связи с инфляцией. Все это болезненно воспринимается людьми», – отметил Михаил Шмаков. Дабы удостовериться в правдивости слов профсоюзного лидера, президент и подключил к делу главу правительства Дмитрия Медведева: «Надо провести анализ того, что происходит по отраслям и по регионам, понимать, что реально, в реальной жизни там происходит. Не на бумажках, а в реальной жизни». В общем, отправил главу кабмина за МКАД и дальше – посмотреть, растет ли в реальности налоговая нагрузка на российских граждан в регионах по отдельным отраслям или все это г-ну Шмакову во сне привиделось. И теперь все зависит от того, будет ли г-н Медведев смотреть на ситуацию нормальными глазами («широко закрытыми» уже не получится) или традиционно – через розовые очки. И как он отрапортует президенту. Ведь что мы имеем сейчас: граждане России платят НДФЛ, налог на имущество, землю и транспорт. Акцизы, НДС и прочие сборы включаются в стоимость товаров и услуг, которые приобретаются населением, а страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медстрахования и Фонд соцстрахования платит работодатель.

Что имеется в виду под квазифискальными платежами? Финансово-экономический блок правительства и экспертное сообщество до сих пор ведут дискуссию по этому поводу. Теоретически к квазифискальной нагрузке можно отнести платежи за жилищно-коммунальные услуги, включая взносы за капремонт. Можно учитывать непрямые налоги. Так, например, акцизы на бензин включаются в конечную цену и переносятся на потребителя. Бремя уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), который с 2019 года повышается до 20%, тоже несет потребитель. Сам г-н Шмаков в качестве примера квазифискальной нагрузки привел исполнительский сбор 7% за взыскание штрафов за нарушение ПДД судебными приставами.

Формально правительство ставки для населения не повышает. Оно действует тоньше. Например, с помощью перехода на кадастровую стоимость при исчислении налога на имущество. Это привело к резкому скачку фискальной нагрузки. По данным ФНС России, если в 2013 году граждане заплатили 22 миллиарда рублей налога на имущество, то в 2017 году почти в семь раз больше – 144,7 миллиарда.

«Исходя из принимаемых мер по повышению доходов федерального бюджета можно увидеть, что налоговая нагрузка на бизнес и население в следующем бюджетном цикле будет возрастать как за счет роста ставок отдельных налогов и неналоговых (квазифискальных) платежей, так и за счет ужесточения налогового администрирования», – утверждают эксперты Российского экономического университета имени Плеханова.

Чуть менее агрессивно власти корректировали фискальную политику в области транспорта и земли. Но и тут нагрузка существенно возросла. С 2013 года в 1,6 раза выросли сборы транспортного налога с физических лиц (до 127,6 млрд руб.) и в 1,2 раза повысились поступления от земельного налога (до 186 млрд руб.).

Очень неплохо государство «заработало» на разгоне ставок акцизов. Они начисляются на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию, пиво и другой алкоголь, табачную продукцию, нефтепродукты. Если в 2013 году консолидированный бюджет получил акцизов на 952,5 млрд рублей, то в 2017 году доходы по этой статье подскочили в 1,6 раза и составили 1,521 трлн рублей.

Весь текущий год росли цены на бензин. По данным Росстата, к 6 ноября литр Аи-95 в среднем подорожал на 9,5%, а литр дизеля подскочил в цене на 11,5%. Правительство разработало на следующий год специальный компенсационный механизм для нефтяников, а крупнейшие игроки отрасли подписали специальное «бензиновое» соглашение. Но дать 100-процентную гарантию того, что это поможет остановить повышение цен, нельзя. Ранее Счетная палата РФ и Федеральная антимонопольная служба высказывали опасение, что очередное повышение акцизов с 1 января 2019 года не позволит остановить этот рост.

Что касается ставки НДФЛ (подоходного налога), то она с начала нулевых годов нового века составляет 13%. Минфин России категорически против введения прогрессивной шкалы. Рост налоговых сборов здесь идет в основном благодаря увеличению зарплат (в частности, за первые девять месяцев этого года они выросли в номинальном выражении на 11,1%), а также действиям правительства и налоговиков по выводу доходов из тени в легальный сектор.

По итогам 2017 года ФНС России собрала 3,251 трлн рублей НДФЛ, что на 7,7% выше, чем в 2016 году. За январь-август этого года собрано 2,281 трлн рублей. Это 16,8% от общего объема налоговых поступлений. Больше дали только налог на добычу полезных ископаемых (27,7%) и налог на прибыль (20%).

НДС также не повышался. Но все изменится уже с 1 января 2019 года, когда ставка вырастет с 18 до 20%. Это приведет к скачку инфляции и негативно скажется на доходах населения, признавало ранее Минэкономразвития. Зато бюджет дополнительно получит около 620 млрд рублей.

Из-за повышения НДС вырастут тарифы на жилищно-коммунальные услуги. С 1 января 2019 года они будут проиндексированы на 1,7%, а с 1 июля того же года – на 2,4%. «Самостоятельно» увеличится для граждан плата за мусор. Ряд регионов, где заработали проекты по новой системе обращения с твердыми бытовыми отходами, уже ощутили рост «мусорного тарифа».

Например, Ивановская область уже перешла на новую систему. Если ранее стоимость услуги по вывозу коммунальных отходов составляла 2,5 рубля с квадратного метра, то теперь с человека берут в районе 86 рублей. По данным участников Комитета Госдумы по ЖКХ, плата за вывоз твердых бытовых отходов в коммунальном секторе повысилась на 12%.

Менее конкретен вице-премьер Виталий Мутко: «Рост, конечно, есть, и в некоторых регионах очень серьезный. Страшно сказать». Конечно, страшно, потому что даже такой закаленный человек, как г-н Мутко, не может не содрогаться от голодного воя не столько недокормленного, сколько ненасытного бюджета.

Остается надеяться, что глава правительства изучит ситуацию досконально, переборет все свои страхи и доподлинно расскажет президенту, как оно там, не на бумажке, а в реальной жизни. А там поглядим. В конце концов, в любом абсурде есть своя система.

Владимир Кирюхин, корреспондент «ПБ»

Электронная версия журнала
«ПРАКТИЧЕСКАЯ БУХГАЛТЕРИЯ»

Лучшее предложение для тех, кому нужен минимальный бюджет и практическая информация по учету и налогам.