Блог

2 полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. 1008 с.

Статья 227. Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу

1. По поступившему уголовному делу судья принимает одно из следующих решений:

1) о направлении уголовного дела по подсудности;

2) о назначении предварительного слушания;

3) о назначении судебного заседания.

2. Решение судьи оформляется постановлением, в котором указываются:

1) дата и место вынесения постановления;

2) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление;

3) основания принятого решения.

3. Решение принимается в срок не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд. В случае, если в суд поступает уголовное дело в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, судья принимает решение в срок не позднее 14 суток со дня поступления уголовного дела в суд. По просьбе стороны суд вправе предоставить ей возможность для дополнительного ознакомления с материалами уголовного дела.

4. Копия постановления судьи направляется обвиняемому, потерпевшему и прокурору.

1. Стадия подготовки к судебному заседанию в новом Кодексе заменила собой стадию предания суду (полномочия судьи до судебного разбирательства дела), о которой говорилось в прежнем уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 109, 127, 254, 314, 374 УПК РСФСР). Главная цель, которую преследовала стадия предания суду, состояла в определении судьей достаточности доказательств для рассмотрения дела в судебном заседании. По смыслу комментируемой статьи такая задача перед судом теперь не стоит. Вопрос о достаточности доказательств может здесь рассматриваться судьей в форме предварительного слушания лишь по вопросу о наличии оснований для приостановления или прекращения уголовного дела (ст. 238, 239). Таким образом, вопрос о достаточности доказательств для рассмотрения дела в судебном разбирательстве решает прокурор, направляя дело в суд в порядке ст. 222, п. 1 ч. 1 ст. 226). Это позволяет говорить о переходе российского уголовного судопроизводства в основном к т.н. обвинительной модели предания суду, когда данный вопрос относится к компетенции обвинителя и решается им при окончании стадии предварительного расследования, еще до поступления дела в суд. Вместе с тем, все же нельзя утверждать, что решение прокурора о направлении уголовного дела в суд окончательно предрешает вопрос о рассмотрении данного дела в стадии судебного разбирательства, поскольку судья в данной стадии вправе направить дело по подсудности, возвратить дело прокурору при обнаружении нарушений требований закона, связанных с обвинительным заключением; приостановить, а по ряду оснований даже прекратить производство по делу (ст. 236), непосредственно влияя таким негативным образом на решение вопроса о предании обвиняемого суду. Поэтому будет, на наш взгляд, правильным сказать, что нынешняя форма предания суду в российском уголовном процессе имеет комплексный (межстадийный) и смешанный характер, включая в себя элементы обвинительной и судебно-ревизионной форм.

2. Стадия подготовки к судебному заседанию имеет две формы: а) общий порядок подготовки к судебному заседанию (гл. 33) и б) предварительное слушание (гл. 34).

Задачи подготовки к судебному заседанию в общем порядке можно разделить на следующие виды:

· контрольно-ревизионные – проверка соблюдения прокурором сугубо процессуальных условий, при которых данное дело может слушаться в судебном разбирательстве: подсудно ли уголовное дело данному суду, вручены ли копии обвинительного заключения или обвинительного акта, в соответствии с требованиями ст. 222 и 226, обвиняемому, защитнику, потерпевшему (п. 1, 2 ст. 228);

· правообеспечительные – подлежит ли отмене или изменению избранная мера пресечения, подлежат ли удовлетворению заявленные ходатайства и поданные жалобы, приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, и возможной конфискации имущества (п. 3-5 ст. 228);

· распорядительные – решение вопроса о том, имеются ли предусмотренные ч. 2 ст. 229 основания для проведения предварительного слушания, а также вопросов, связанных с назначением судебного разбирательства, которые перечислены в ч. 2 ст. 231.

3. Основанием для принятия судьей решения о назначении судебного заседания в общем порядке, является соблюдение названных выше процессуальных условий (подсудно ли уголовное дело данному суду, вручены ли копии обвинительного заключения или обвинительного акта), при которых дело может слушаться в судебном разбирательстве, а также отсутствие оснований для проведения предварительного слушания. Таким образом, основания для назначения судьей судебного заседания являются формальными, а не содержательными, и сфера судебного контроля за качеством предварительного расследования сведена к минимуму, ограничиваясь проверкой правильности вручения копий обвинительного заключения (акта). В этой связи следует заметить, что состязательный принцип построения уголовного процесса вовсе не предполагает обязательного лишения суда права контролировать достаточность доказательств для рассмотрения дела в судебном разбирательстве, поскольку отсутствие или явный недостаток доказательств, представленных стороной обвинения, фактически делает беспредметным само судебное состязание. Поэтому в некоторых мировых системах судопроизводства (например, английской или американской) судебная инстанция наделена правом прекращать уголовное дело в стадии, где решается вопрос о предании суду, ввиду того, что «обвинение не стоит ответа», т.е. когда сторона обвинения не представила доказательств виновности обвиняемого, убедительных хотя бы на первый взгляд ( prima facie evidence ). Это снижает вероятность направления стороной обвинения дел в суд при явной недостаточности доказательств виновности обвиняемого, а значит, и возможность напрасной судебной волокиты и нарушения прав граждан.

4. В данной статье говорится о вопросах, разрешаемых судьей по делу, которое поступило к этому судье, а не в суд. При поступлении дела в суд оно регистрируется в канцелярии суда, после чего распределяется между судьями председателем суда. Как и прежнее уголовно-процессуальное законодательство, УПК РФ не устанавливает правила, регламентирующие распределение поступивших в суд уголовных дел среди судей. На практике председателями судов используются для этого различные критерии: специализация судей, когда она установлена в данном суде, опыт судьи, его стаж работы, загруженность судей другими делами, производительность судей, очередность ухода судей в отпуск, болезнь судей и т.д. Вместе с тем отсутствие нормативно-правовой регламентации порядка распределения дел в суде создает почву для воздействия на судей со стороны председательствующего в нарушение принципа независимости судей, а нередко и для злоупотреблений. В Рекомендациях Комитета Министров государств – членов Совета Европы «О независимости, эффективности и роли судей» указано, что «на распределение дел не должны влиять желания любой из сторон в деле или любые лица, заинтересованные в исходе данного дела. Такое распределение может, например, проводиться с помощью жеребьевки или системы автоматического распределения в алфавитном порядке или каким-либо аналогичным образом… Дело не может быть отозвано у того или иного судьи без веских оснований, каковыми являются, например, серьезная болезнь или конфликт интересов. Такие основания и процедуры отзыва должны предусматриваться законом и не зависеть от интересов правительства или администрации» (пункты «е», « f » раздела «Общие принципы независимости судей»). Следует заметить, что справедливая и объективная процедура распределения дел между судьями имеет не меньшее (а иногда даже большее) значение для целей отправления правосудия, чем другие гарантии независимости судей, поэтому пробел в законодательном регулировании данного вопроса особенно чувствителен.

Другие публикации:  Приказ от 17 май 2012 г n 562н

5. УПК РФ не дает ответа на вопрос, какой судья принимает указанные в настоящей статье решения – тот, который в дальнейшем будет рассматривать данное уголовное дело, или другой. На практике указанные решения принимают судьи, которые затем рассматривают это же самое дело. С одной стороны, такой подход дает судье возможность заранее изучить материалы дела, однако, с другой – чреват формированием у него предустановленного мнения по делу, основанного на обычно беглом ознакомлении с представленными письменными материалами, которое не всегда может быть достаточно объективным. Вот что писал по этому поводу известный российский правовед И.Я. Фойницкий: «Если судом предварительно решается вопрос о том, может ли данное лицо быть предано суду, этим уже в некоторой степени предрешается вопрос о виновности; так что обвиняемый является перед судом, долженствующим рассматривать дело по существу, уже с печатью подозрения» (Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб: «Альфа», 1996. Т. II . С. 405). Этот недостаток в определенной мере предупреждается тем, что, как было отмечено выше, судья по УПК РФ более не принимает в данной стадии решения по вопросу о достаточности доказательств для назначения судебного заседания.

6. П о просьбе стороны суд вправе предоставить ей возможность для дополнительного ознакомления с материалами уголовного дела. Хотя стороны и имели возможность ознакомиться с материалами дела в ходе предварительного расследования и при его окончании, следует иметь в виду, что это правило распространяется только на предварительное следствие, причем для гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей — не в полном объеме, а только в той части материалов дела, которая относится к гражданскому иску (ч. 1 ст. 216). Что же касается дознания, то по буквальному толкованию закона гражданский истец, гражданский ответчик и их представители при окончании расследования не знакомятся с материалами дела – это право предоставлено лишь обвиняемому, его защитнику, потерпевшему и его представителю (ч. 2-3 ст. 225). Поэтому гражданский истец, гражданский ответчик и их представители впервые могут получить возможность ознакомиться со всеми материалами в полном объеме лишь после его поступления в суд. Кроме того, в уголовном деле, уже после его поступления в суд, могут произойти определенные изменения, ранее не известные сторонам: например, отменена или изменена судьей избранная на предварительном расследовании мера пресечения, удовлетворены ходатайства и жалобы участников судопроизводства, назначен защитник, приняты решения о единоличном или коллегиальном рассмотрении уголовного дела; о рассмотрении его в закрытом судебном заседании, что делает для сторон желательным ознакомиться с материалами дела заблаговременно, до начала судебного заседания.

7. Решения, указанные в части 1 комментируемой статьи, могут быть обжалованы сторонами в апелляционном (для решений мировых судей), кассационном и надзорном порядке.

Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу

Правовое регулирование общего порядка подготовки к судебному заседанию имеет своей задачей осуществление всех необходимых подготовительных действий для проведения судебного разбирательства в условиях полного соблюдения требований процессуального закона.

Подготовка к судебному заседанию в соответствии ст.

Изучение судьей письменных материалов уголовного дела производится с целью установления соблюдения законности проведения следственных действий при дознании и предварительном следствии, выполнения всех требований процессуального закона при подготовке и направлении уголовного дела для его рассмотрения в суде.

В соответствии и на основании ст. 227 УПК РФ законодателем определяются главные полномочия и обязанности суда при проведении подготовки судебного заседания. Основной функцией стадии подготовки к рассмотрению дела в судебном заседании как формы непосредственного судебного контроля за соответствием действий органов дознания и предварительного следствия требованиям уголовно-процессуального закона является установление соблюдения должностными лицами этих органов всех обязанностей по направлению дела в суд, обеспечения прав участников уголовного судопроизводства, устранения обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела судом. В данной стадии судопроизводства в силу действия принципов осуществления правосудия только судом и презумпции невиновности не решается вопрос о виновности обвиняемого.

Решение о направлении судьей уголовного дела по подсудности предполагает установление в процессе подготовки к судебному заседанию правильности определения в досудебной стадии судопроизводства признаков конкретного уголовного дела и суда, правомочного его рассматривать. Правила о распределении компетенции судов на рассмотрение уголовных дел, изложенные в нормах ст. 31 — 36 УПК РФ, строятся с учетом содержания и объема полномочий судов, занимаемого ими места в судебной системе Российской Федерации.

Следует обратить внимание, что закрепляемые правила о подсудности преследуют цель обеспечить быстрое, полное и объективное рассмотрение дела. Эти правила основаны на конституционных положениях о праве на правосудие, равенстве граждан перед законом и судом, признании права обвиняемого на рассмотрение его дела компетентным судом.

Установив наличие оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 229 УПК РФ и представляющих возможное препятствие для судебного разбирательства, судья принимает решение о назначении предварительного слушания.

При отсутствии препятствий для последующего рассмотрения уголовного дела, правильном определении подсудности дела в стадии подготовки судьи к судебному заседанию судья принимает решение о назначении судебного заседания.

Указанные виды решений судьи оформляются постановлением судьи, в котором обязательно приводятся данные, излагаемые в ч. 2 ст. 227 УПК РФ. Реквизиты постановления, названные в ч. 2 ст. 227, носят общий характер и должны соблюдаться при вынесении всех видов постановлений, принимаемых при разрешении и иных вопросов предусмотренных УПК РФ: о направлении дела по подсудности, о возвращении дела прокурору для устранения препятствий к рассмотрению дела судом, о приостановлении производства по делу, о прекращении дела, о назначении судебного заседания.

Установление законом краткого срока для принятия одного из решений, названных в ст. 227 УПК РФ, по делам в отношении лиц, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу, обязывает судей стремиться к сокращению периода досудебного ограничения свободы обвиняемого лица.

Следует заметить, что указанная статья отдельно рассматривает вопрос о возможности заявления заинтересованной стороной ходатайства о дополнительном ознакомлении с материалами уголовного дела, находящегося в суде в установленный ч. 3 ст. 227 срок. По просьбе стороны суд вправе предоставить ей возможность для дополнительного ознакомления с материалами уголовного дела.

Статья 227 УПК РФ. Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу (действующая редакция)

1. По поступившему уголовному делу судья принимает одно из следующих решений:

1) о направлении уголовного дела по подсудности;

2) о назначении предварительного слушания;

3) о назначении судебного заседания.

2. Решение судьи оформляется постановлением, в котором указываются:

1) дата и место вынесения постановления;

2) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление;

3) основания принятого решения.

3. Решение принимается в срок не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд. В случае, если в суд поступает уголовное дело в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, судья принимает решение в срок не позднее 14 суток со дня поступления уголовного дела в суд. По просьбе стороны суд вправе предоставить ей возможность для дополнительного ознакомления с материалами уголовного дела.

3.1. В случае, если с уголовным делом поступило постановление о сохранении в тайне данных о личности участника уголовного судопроизводства, судья принимает меры, исключающие возможность ознакомления с указанным постановлением иных участников уголовного судопроизводства.

4. Копия постановления судьи направляется обвиняемому, потерпевшему и прокурору.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст
Другие публикации:  Отмена дарения и отказ от исполнения договора дарения

Комментарий к ст. 227 УПК РФ

1. По смыслу ком. статьи перед судьей не стоит задача определения достаточности доказательств для рассмотрения дела в судебном заседании. Вопрос о достаточности доказательств может рассматриваться здесь в форме предварительного слушания лишь по вопросу о наличии оснований для приостановления или прекращения уголовного дела (ст. ст. 238, 239 УПК РФ). Таким образом, вопрос о достаточности доказательств для рассмотрения дела в судебном разбирательстве решает прокурор, направляя дело в суд в порядке ст. 222, п. 1 ч. 1 ст. 226). Основанием для принятия судьей решения о назначении судебного заседания в общем порядке, является соблюдение процессуальных условий (подсудно ли уголовное дело данному суду, вручены ли копии обвинительного заключения или обвинительного акта), при которых дело может слушаться в судебном разбирательстве, а также отсутствие оснований для проведения предварительного слушания.

2. В данной статье говорится о вопросах, разрешаемых судьей по делу, которое поступило к этому судье, а не в суд. При поступлении дела в суд оно регистрируется в канцелярии суда, после чего распределяется между судьями председателем суда. УПК РФ не устанавливает правила, регламентирующие распределение поступивших в суд уголовных дел среди судей. На практике председателями судов используются для этого различные критерии: специализация судей, когда она установлена в данном суде, опыт судьи, его стаж работы, загруженность судей другими делами, производительность судей, очередность ухода судей в отпуск, болезнь судей и т.д. Вместе с тем отсутствие нормативно-правовой регламентации порядка распределения дел в суде создает почву для воздействия на судей со стороны председательствующего в нарушение принципа независимости судей, а нередко и для злоупотреблений. В Рекомендации Комитета министров государств — членов Совета Европы «О независимости, эффективности и роли судей» указано, что «на распределение дел не должны влиять желания любой из сторон в деле или любые лица, заинтересованные в исходе данного дела. Такое распределение может, например, проводиться с помощью жеребьевки или системы автоматического распределения в алфавитном порядке или каким-либо аналогичным образом. Дело не может быть отозвано у того или иного судьи без веских оснований, каковыми являются, например, серьезная болезнь или конфликт интересов. Такие основания и процедуры отзыва должны предусматриваться законом и не зависеть от интересов правительства или администрации» (пункты «e», «f» раздела «Общие принципы независимости судей»). Следует заметить, что справедливая и объективная процедура распределения дел между судьями имеет не меньшее (а иногда даже большее) значение для целей отправления правосудия, чем другие гарантии независимости судей, поэтому пробел в законодательном регулировании данного вопроса особенно чувствителен.

Положение ч. 1 ст. 30 УПК допускает использование для формирования состава суда, рассматривающего конкретное дело, автоматизированной информационной системы, однако эта норма еще практически не применяется.

3. По просьбе стороны суд вправе предоставить ей возможность для дополнительного ознакомления с материалами уголовного дела. Хотя стороны и имели возможность ознакомиться с материалами дела в ходе предварительного расследования и при его окончании, следует иметь в виду, что это правило распространяется на гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей — не в полном объеме, а только в той части материалов дела, которая относится к гражданскому иску (ч. 1 ст. 216).

69. Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу. Виды принимаемых решений судом и судьей.

Производство в суде первой инстанции начинается с реализации полномочий судом по поступившему в суд уголовному делу. Судья единолично изучает поступившее к нему уголовное дело с обвинительным заключением или обвинительным актом, проверяет, соблюдены ли требования процессуального закона при производстве предварительного расследования и направлении дела в суд и при отсутствии препятствий для рассмотрения дела в судебном разбирательстве назначает судебное заседание и выполняет необходимые подготовительные действия для рассмотрения дела в судебном заседании.

Из содержания вопросов, подлежащих выяснению по поступившему в суд уголовному делу, следует, что судья проверяет, подсудно ли ему дело, соблюдены ли правила собирания доказательств, составлено ли обвинительное заключение или обвинительный акт, определяющие предмет и пределы судебного разбирательства по уголовному делу, в соответствии с законом. Судья должен также рассмотреть и разрешить заявленные ходатайства и поданные жалобы для обеспечения прав участников уголовного процесса.

Деятельность судьи в данной стадии процесса является гарантией защиты прав и законных интересов граждан, преградой для назначения судебного заседания уголовного дела, по которому предварительное расследование проведено с нарушениями закона.

В отличие от ранее действовавшего порядка назначения судебного заседания УПК предусматривает два вида порядка назначения судебного заседания, а именно: общий порядок подготовки к судебному заседанию в форме единоличного рассмотрения судьей материалов поступившего в суд уголовного дела (гл. 33) и в форме проведения судьей предварительного слушания (гл. 34).

Рассмотрение дел в стадии назначения судебного заседания завершается вынесением судьей постановления. Судья вправе вынести одно из следующих постановлений: 1) о направлении дела по подсудности; 2) о назначении судебного заседания; 3) о назначении предварительного слушания (ст. 227 УПК).

Решение должно быть принято судьей не позднее 30 суток со дня поступления в суд дела, а если обвиняемый содержится под стражей, то в срок не позднее 14 суток со дня поступления дела.

В постановлении судьи о направлении дела по подсудности должно содержаться решение, принятое на основе правил о подсудности. В этом случае судья не вправе разрешить другие вопросы, связанные с назначением судебного заседания (ст. ст. 227, 228 УПК) и с подготовкой к рассмотрению дела в судебном заседании (ст. 231 УПК); все эти вопросы должны быть разрешены судом, куда поступит дело по подсудности.

Постановление судьи о назначении судебного заседания без проведения предварительного слушания выносится при условии, что дело подсудно данному суду, выяснены вопросы, содержащиеся в ст. 228 УПК, и отсутствуют основания для проведения предварительного слушания. При этом стороны должны быть извещены о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за пять суток до его начала.

Постановление о назначении предварительного слушания судья выносит при условии, что дело подсудно данному суду и при наличии оснований для его проведения (ст. 229 УПК), что подробнее будет рассмотрено в следующей главе.

Закон предъявляет требования к содержанию и форме постановления судьи (ст. ст. 227, 231 УПК). Постановление судьи состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной. Во вводной части указываются время и место вынесения постановления, наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление; рассматриваемое дело, данные об обвиняемом с указанием статей уголовного закона, по которым ему предъявлено обвинение. В описательной части приводятся основания и мотивы принятого решения. В резолютивной части излагается существо принятых решений.

По результатам предварительного слушания судья вправе принять одно из следующих решений: 1) о направлении уголовного дела по подсудности; 2) о возвращении уголовного дела прокурору; 3) о приостановлении производства по уголовному делу; 4) о прекращении уголовного дела; 5) о назначении судебного заседания (ст. 236 УПК).

В ходе судебного разбирательства все вопросы, исключая осуждение виновного или оправдание невиновного, разрешаются судом или судьей путем вынесения определений суда или постановлений судьи (ч. 1 ст. 256 УПК).

По своему содержанию определения (постановления), выносимые судом в судебном разбирательстве, могут быть: 1) временно прерывающими судебное разбирательство; 2) завершающими его; 3) связанными с осуществлением отдельных судебных действий в ходе разбирательства; 4) частными.

Другие публикации:  Украина пенсия по старости

Определения (постановления), временно прерывающие судебное разбирательство. К этой группе относятся определения об отложении разбирательства и о приостановлении производства по делу.

Тема 26. Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу

Тема 26. Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу

Производство в суде первой инстанции начинается с реализации полномочий судом по поступившему в суд уголовному делу.

Стадии производства в суде:

1. Судья единолично изучает поступившее к нему уголовное дело с обвинительным заключением или обвинительным актом.

2. Судья проверяет, соблюдены ли требования процессуального закона при производстве предварительного расследования и направлении дела в суд, подсудно ли ему дело, соблюдены ли правила собирания доказательств, составлено ли обвинительное заключение или обвинительный акт. Порядок производства в этой стадии имеет особенности применительно к делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей (ст. 325, 326 УПК РФ), и по делам, подсудным мировому судье (ст. 319 УПК РФ).

3. Судья назначает судебное заседание и выполняет необходимые подготовительные действия для рассмотрения дела в судебном заседании. Эта стадия является контрольной, проверочной, а также – подготовительной. Закон предусматривает два вида порядка назначения судебного заседания, а именно: общий порядок подготовки к судебному заседанию в форме единоличного рассмотрения судьей материалов поступившего в суд уголовного дела (гл. 33 УПК РФ) и в форме проведения судьей предварительного слушания (гл. 34 УПК РФ).

Виды решений, принимаемых судьей по поступившему в суд уголовному делу.

Рассмотрение дел в стадии назначения судебного заседания завершается вынесением судьей постановления.

Судья вправе вынести одно из следующих решений:

1) о направлении дела по подсудности;

2) о назначении судебного заседания;

3) о назначении предварительного слушания (ст. 227 УПК РФ).

Решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления в суд дела, а если обвиняемый содержится под стражей, то в срок не позднее 14 суток со дня поступления дела.

В постановлении судьи должно содержаться решение, принятое на основе правил о подсудности.

Постановление судьи состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Во вводной части указываются время и место вынесения постановления, наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление; рассматриваемое дело, данные об обвиняемом с указанием статей уголовного закона, по которым ему предъявлено обвинение.

В описательной части приводятся основания и мотивы принятого решения.

В резолютивной части излагается существо принятых решений.

Подготовительные действия судьи к судебному заседанию после назначения судебного заседания:

1. Судья вправе по просьбе стороны (прокурора, подсудимого и его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей) предоставить ей возможность дополнительно ознакомиться с материалами дела (ч. 3 ст. 227 УПК РФ), даже если они знакомились с материалами дела при окончании предварительного расследования.

2. Судья обязан обеспечить вручение подсудимому, потерпевшему и прокурору копии постановления о назначении судебного заседания не менее чем за пять суток до начала судебного заседания (ч. 4 ст. 227, ч. 4 ст. 231 УПК РФ). Если при назначении судебного заседания была изменена мера пресечения, то подсудимому вручается и копия постановления об этом. Если подсудимый не владеет языком судопроизводства, то копия данного постановления должна быть вручена ему в переводе на его родной язык или на другой язык, которым он владеет.

3. Судья обязан сделать распоряжение о вызове в судебное заседание лиц, указанных в его постановлении о назначении судебного заседания, обеспечить своевременное вручение им судебных повесток, а также принять иные меры по подготовке судебного заседания (ст. 232 УПК РФ). Подсудимый, находящийся под стражей, вызывается в судебное заседание через администрацию места содержания под стражей.

4. Судья должен проверить, осуществлены ли судебным приставом-исполнителем меры по обеспечению гражданского иска, если принятие таких мер возложено на него постановлением судьи.

5. Согласно ст. 233 УПК РФ дело должно быть начато рассмотрением в судебном заседании не позднее 14 суток со дня вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания, но не ранее семи суток со дня вручения обвиняемому копии обвинительного заключения или обвинительного акта.

6. Судья также должен выяснить, не будут ли нарушены сроки содержания подсудимого под стражей во время рассмотрения дела в судебном заседании.

Статья 227 (УПК РФ). Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу

ч. 1. По поступившему уголовному делу судья принимает одно из следующих решений:

1) о направлении уголовного дела по подсудности;

2) о назначении предварительного слушания;

3) о назначении судебного заседания.

ч. 2. Решение судьи оформляется постановлением, в котором указываются:

1) дата и место вынесения постановления;

2) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление;

3) основания принятого решения.

ч. 3. Решение принимается в срок не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд. В случае, если в суд поступает уголовное дело в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, судья принимает решение в срок не позднее 14 суток со дня поступления уголовного дела в суд. По просьбе стороны суд вправе предоставить ей возможность для дополнительного ознакомления с материалами уголовного дела.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)

ч. 4. Копия постановления судьи направляется обвиняемому, потерпевшему и прокурору.

Статья 228 признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку содержащиеся в ней положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего уголовно-процессуального регулирования не допускают возможность содержания обвиняемого под стражей без судебного решения после направления прокурором или вышестоящим судом уголовного дела на рассмотрение в суд Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.03.2005 N 4-П.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.03.2005 N 4-П статья 228 в части, устанавливающей порядок разрешения судьей в стадии подготовки к судебному заседанию вопроса о мере пресечения, признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку содержащиеся в ней положения по своему конституционно-правовому смыслу предполагают необходимость обеспечения обвиняемому права участвовать в рассмотрении судом вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей или об оставлении данной меры пресечения без изменения, изложить свою позицию и представить в ее подтверждение необходимые доказательства.

О конституционно-правовом смысле статьи 228 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.03.2005 N 4-П.