Блог

Нормы источники и принципы международного права

§1. Понятие и принципы международного права.

Международное право — это совокупность норм и принципов, устанавливающих взаимные права и обязанности государств в процессе их общения, регулирующих международные отношения и выражающих согласованную волю государства, обусловленную действием

международных организаций на определенном этапе цивилизации.

Источниками международного права являются договоры, обычаи и принципы. Нормы международного права создаются в ходе переговоров между различными субъектами и оформляются соответствующими договорами. В нормы международного права преобразуются положения международных организаций. Эти нормы носят рекомендательный характер. Нормой обычного права признается сложившееся правило поведения, которое признается субъектами в качестве обязательного. Поскольку нормы обычного права являются неписаными, уяснению их материального содержания помогает доктрина международного права, а также решения судебных органов, которые использовали обычай для разрешения спора и отразили его в судебном решении. Кодификация международного права — это составление свода норм обычного права.

Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.

Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости (международной морали), которые соблюдаются субъектами международного права во взаимных отношениях. Если международно-правовые нормы — это юриди­чески обязательные правила поведения, то обыкновения, или нормы международной вежливости, лишены качества юридической обязательности.

Ряд норм международного права называют принципами, хотя это те же нормы международного права, но одни из них издавна назывались принципами, а другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно-правовом регулировании.

Принцип суверенного равенства государств означает полноту власти государства на своей территории и неподчинение любой иностранной власти. В этом отношении все государства равны.

Принцип неприменения силы и угрозы силой означает запрещение оккупации территории другого государства, предоставления государством своей территории другому государству для совершения агрессии против

третьего государства, участия в террористических актах в другом

государстве, поощрения банд и наемников для вторжения в другое государство.

Принцип нерушимости государственных границ — это признание существующих границ и отказ от территориальных притязаний.

Принцип территориальной целостности государств представляет собой запрет любых посягательств на тер-риторию суверенных государств, обязанность уважать территориальную целостность друг друга, политическую не- зависимость и единство любого государства.

Принцип мирного разрешения споров предполагает разнообразные способы решения споров: прямые переговоры, обследование (установления фактов), посредничество третьей стороны, арбитражное и судебное разбира­

Система международного права — это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных

принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм,

отраслей и институтов международного права. В этой системе находятся

также резолюции международных организаций, решения арбитражных и судебных международных органов.

3.1. Понятие, источники и основные принципы международного права

Глава 3. Основы международного права

3.1. Понятие, источники и основные принципы международного права

Помимо российского права (и внутреннего права других государств) издавна формировалось право, призванное упорядочивать взаимоотношения между государствами – международное (публичное) право. Сегодня международное право представляет собой систему договорных норм и правовых обычаев, регулирующих международные отношения.

Международное право создается, реализуется и обеспечивается, главным образом, по соглашению между государствами. Несомненно, оно обусловлено правовой культурой и политическими интересами государств и групп государств в конкретный исторический период. Так, классическое международное право XVII–XIX вв. признавало право войны как нежелательное, но законное средство разрешения международных конфликтов, касалось только государств (и только «цивилизованных» государств) и основывалось на диспозитивных принципах: помимо взятых на себя договорных обязательств, государство свободно действовало в международных отношениях. Как известно, договорных обязательств оказалось недостаточно для предотвращения и Первой, и Второй мировых войн. По окончании последней государства пересмотрели принципы международного права и закрепили их в Уставе созданной универсальной международной организации – Организации Объединенных Наций (ООН). С этого события принято отсчитывать становление современного международного права, которое основывается на отказе от права войны и равенстве всех государств, охватывает международные организации, а также содержит императивные нормы (отклонение от них недопустимо даже по соглашению между субъектами международного права).

К основополагающим императивным нормам международного права относятся прежде всего основные принципы международного права, которые обладают следующими признаками:

  • определяют главное содержание международного права;
  • обязательны для всех субъектов международного права;
  • характеризуются высшей юридической силой среди норм международного права;
  • обладают обратной силой.

Основные принципы международного права закреплены в международных документах и рассматриваются во взаимосвязи друг с другом. Приоритет одних принципов над другими не предусматривается. К числу основных принципов международного права относятся:

  • уважение прав и основных свобод человека (государства обязаны соблюдать и защищать права и основные свободы человека, предусмотренные международно‑правовыми актами);
  • равноправие и самоопределение народов и наций (любая нация или народ вправе изменить свой политический статус мирно, на основе переговорного процесса, по воле большинства народа и без умаления прав остального населения государства);
  • запрещение применения силы или угрозы силой (обязанность государств или их групп не применять друг против друга вооруженные силы или угрожать их применением, а также обязанность участвовать в санкциях против агрессора);
  • территориальная целостность государств (запрещаются посягательства с применением силы или угрозы силой на территорию государства, его составные части или природные ресурсы);
  • нерушимость государственных границ (признание и соблюдение существующих границ между государствами, отказ от любых посягательств на эти границы в будущем);
  • сотрудничество между государствами (постоянное взаимодействие с целью развития дружеских и добрососедских отношений между государствами, содействия международной безопасности и справедливости);
  • уважение суверенитета и суверенного равенства государств (признание равных прав и обязанностей всех государств в рамках международного права, недопустимость каких‑либо посягательств на суверенитет государств);
  • невмешательство во внутренние дела государства (обязанность воздерживаться от любых форм влияния (включая вооруженное вмешательство или угрозу такого вмешательства) на государство при осуществлении им внутренних функций в пределах своей компетенции);
  • мирное разрешение международных споров (обязывает государства прибегать к мирным средствам урегулирования соответствующих споров: переговорам, добрым услугам и посредничеству, примирению, судебным разбирательствам, обращению в международные организации и др.);
  • добросовестное выполнение международных обязательств (предписывает субъектам международного права неукоснительно придерживаться заключенных соглашений, обеспечивая тем самым стабильность миропорядка).

Развитие международного права немыслимо без формирования новых принципов, не вошедших в представленный классический перечень, но активно развивающихся и приобретающих черты основных принципов – международная защита окружающей среды, запрещение оружия массового уничтожения и другие.

Следует отметить, что и императивные, и диспозитивные международно‑правовые нормы существуют в форме источников международного права. Традиционно к ним относят следующие источники:

  • международные договоры (международные соглашения, заключенные между субъектами международного права в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или нескольких, а также независимо от его конкретного наименования (конвенция, пакт, протокол и др.);
  • международные обычаи (доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; особенно часто международный обычай используется в праве внешних сношений, в международном морском праве);
  • акты международных конференций и международных организаций (документы, которыми завершаются конференции или резолюции международных организаций могут носить обязательный для стран‑участниц характер в силу уставов организаций или целей конференции).

Правовая система России тесно связана с международным правом – общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры являются составной частью ее правовой системы. Согласно указанным международным нормам признаются и гарантируются права человека, устанавливается возможность их защиты в межгосударственных органах.

Источники, нормы и принципы международного права

Неотъемлемыми элементами системы международного права служат международно-правовые нормы. Они группируются в относительно самостоятельные комплексы, называемые отраслями и институтами международного права.

Международно-правовой институт — это группа правовых норм, которая регулирует однородные международные отношения, связан­ные между собой общим объектом (например, институт территори-

§ 2. Источники, нормы и принципы международного права 253

ального моря). Объектом отрасли является весь комплекс однород­ных международных отношений (например, международное воздуш­ное право). Существуют также отрасли и институты, общие для всего международного права. Это комплексы международно-правовых норм, касающиеся международно-правовой субъектности, ответственности. При этом границы между указанными отраслями и институтами до­вольно условны, что объясняется существенными изменениями, про­исходящими как в отдельных отраслях международного права, так и во всей его системе в целом.

Основной и главный источник международного права — междуна­родный договор, поскольку он в четкой, определенной форме выражает волю сторон, направленную на установление, изменение или прекра­щение их взаимных прав и обязанностей. Подавляющее большинство норм современного международного права имеет договорный харак­тер, и данные договорные нормы международного права признаны по­давляющим большинством его субъектов.

Другим источником международного права выступает междуна­родный обычай. Обычные нормы международного права — это нигде не зафиксированные, но юридически обязательные правила поведе­ния, которых государства и другие субъекты международного права придерживаются в силу сложившихся традиций.

Решения и постановления международных организаций, не являясь источником международного права, могут играть значительную роль в процессе формирования норм и стать правовой нормой только в слу­чае ее признания участниками международного общения. Совет Безо­пасности ООН в соответствии со ст. 25 Устава ООН принимает реше­ния, обязательные для государств — ее членов. Однако такие решения касаются отдельных случаев и должны быть основаны на действую­щих принципах и нормах международного права. Они представляют собой акты применения к какой-либо конкретной ситуации действу­ющих принципов и норм. Национальное законодательство, а также решения национальных судов имеют обязательную силу только для субъектов национального права, но отдельные их положения могут получить международное признание и стать либо договорными, либо обычными нормами международного права.

Все нормы международного права можно классифицировать по сфере действия на универсальные, локальные и региональные, а по нор­мативной силе действия — на императивные и диспозитивные.

Другие публикации:  Заявление о продлении разрешения на строительство образец

Универсальные нормы международного права регулируют отно­шения всех его субъектов. Главные отличительные признаки этих

254Глава XV. Международное право и международные конфликты

норм — глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом. Универсальные нормы образуют общее международное право.

Локальные нормы действуют среди ограниченного круга участни­ков. Их основным источником становятся договоры, которые регули­руют отношения, не охватываемые общим международным правом. Локальные нормы не входят в общее международное право.

Действие региональных норм распространяется на субъекты меж­дународного права в пределах определенных регионов. В связи с раз­витием интеграционных процессов эти нормы обеспечивают потреб­ности государств в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания такой его формы, как наднациональная (например, Европейский Союз).

К императивным относятся нормы, устанавливающие четкие, кон­кретные пределы определенного поведения. Субъекты международно­го права не могут по собственному усмотрению изменять объем и со­держание своих прав и обязанностей. Диспозитивными считаются нормы, в рамках которых субъекты международного права по взаим­ному соглашению могут сами в зависимости от обстоятельств опреде­лять свое поведение, права и обязанности.

Принципы международного права образуют его фундамент. Они об­ладают высшей юридической силой и представляют собой наиболее важные, системообразующие нормы международного права. Осталь­ные нормы и международные действия должны соответствовать им. Принципы международного права обязательны для всех субъектов. Они имеют универсальный императивный характер и служат крите­риями законности всех остальных международных норм. Принципы международного права взаимосвязаны, и за нарушением одного из них неизбежно следует несоблюдение других. Формируются они на осно­ве обычая и договора.

Первоначально принципы международного права выступали в фор­ме международно-правовых обычаев, но с принятием Устава ООН они обрели договорно-правовую форму. Однако и в этом документе прин­ципы международного права изложены еще в прежней форме, требую­щей более детального их раскрытия. В 1960-е гг. в ООН была проведе­на работа по кодификации основных принципов Устава, которая за­вершилась в 1970 г. принятием Генеральной Ассамблеей Декларации о принципах международного права, подлежащих применению с целью развития дружеских отношений и сотрудничества между государства­ми. В Декларации представлены все семь основных принципов:

§ 2. Источники, нормы и принципы международного права 255

1) принцип неприменения силы и угрозы силой;

2) принцип мирного разрешения споров;

3) принцип суверенного равенства государств;

4) принцип невмешательства;

5) принцип самоопределения народов;

6) принцип сотрудничества;

7) принцип добросовестного выполнения международных обяза­тельств.

К Заключительному акту Хельсинкского совещания по безопасно­сти и сотрудничеству в Европе добавлены еще три принципа: неруши­мость границ, территориальная целостность государств и уважение прав человека, его основных свобод.

Все принципы международного права можно разделить на две группы. Первая группа объединяет принципы сохранения мира и под­держания всеобщей безопасности: неприменения силы или угрозы си­лой; мирного разрешения международных споров; территориальной целостности государств; нерушимости границ.

Особое значение имеет принцип неприменения силы и угрозы си­лой. В соответствии с ним запрещаются любые виды прямых или кос­венных агрессивных действий одного государства против другого. В том числе запрещается вооруженное вторжение на чужую террито­рию и ее оккупация, бомбардировки и обстрелы, установление мор­ской и воздушной блокады, засылка вооруженных бандформирований, поощрение терроризма и т. д. Государство — жертва агрессии получает право на индивидуальную или коллективную самооборону, вплоть до применения вооруженной силы против агрессора.

Принцип мирного разрешения международных споров вытекает из принципа неприменения силы. Принцип территориальной целостно­сти и принцип нерушимости границ должны обеспечивать сохранение территории всех суверенных государств в рамках их признанных меж­дународным сообществом границ. Но если принцип территориальной целостности направлен против сепаратизма и его поощрения, то прин­цип нерушимости границ ставит заслон попыткам необоснованных территориальных претензий одних государств по отношению к дру­гим.

Вторая группа включает такие общие принципы:

♦ суверенного равенства государств;

256Глава XV. Международное право и международные конфликты

♦ равноправия и самоопределения народов;

♦ уважения прав человека;

♦ добросовестного выполнения международных обязательств. Принцип суверенного равенства означает:

♦ каждое государство обязано уважать суверенитет других госу­дарств;

♦ каждое государство обязано уважать территориальную целостность и политическую независимость других государств;

♦ каждое государство вправе свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

♦ все государства юридически равны независимо от различий их экономических, социальных и политических систем;

♦ каждое государство становится субъектом международного права с момента возникновения;

♦ каждое государство имеет право участвовать в разрешении между­народных вопросов, затрагивающих его интересы;

♦ каждое государство на международных конференциях и в между­народных организациях обладает одним голосом;

♦ государства создают нормы международного права путем соглаше­ния на равноправной основе, никакая группа государств не может навязывать другим государствам созданные ею международно-правовые нормы.

Принцип невмешательства связан с понятием государственного суверенитета. Если государства признают суверенитет друг друга, ес­ли они считают друг друга юридически равноправными субъектами, то у них нет оснований вмешиваться в те вопросы, которые относятся к внутренней компетенции властей других государств.

Принцип самоопределения народов первоначально был сформули­рован как один из политико-идеологических принципов либерализма и социализма, и только во 2-й половине XX в., после включения его в Устав ООН, закрепился как общий принцип международного права. В современных условиях содержание данного принципа таково:

все народы имеют право свободно, без вмешательства извне опре­
делять свой политический статус и осуществлять экономическое,
социальное и культурное развитие;

§ 2. Источники, нормы и принципы международного права 257

♦ все государства обязаны уважать это право;

♦ все государства обязаны содействовать осуществлению народами права на самоопределение;

♦ все государства обязаны воздерживаться от насильственных дейст­вий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость;

♦ в своей борьбе за самоопределение колониальные народы могут использовать все необходимые средства;

♦ запрещается подчинение народа иностранному господству.

Параллельно с принципом самоопределения утвердился и прин­цип уважения и соблюдения прав человека.

Принцип сотрудничества и принцип добросовестного выполнения международных обязательств представляют собой исторически наи­более ранние принципы международного права. Без этих принципов невозможно нормальное функционирование всей системы междуна­родных отношений.

Соблюдение норм и принципов международного права — одна из важнейших обязанностей всех суверенных государств. Однако приме­нение этих принципов и норм в реальном политическом процессе не так просто. Об этом свидетельствует не только история, но и практика международных отношений самого последнего времени. Нередко ме­ждународные нормы и принципы реализуются в условиях политиче­ской борьбы, несовпадения национальных интересов и целей различ­ных государств. Одним из примеров сложностей, возникающих на пути реализации норм и принципов международного права, служит проблема защиты и обеспечения прав и свобод человека.

В период холодной войны вопрос о правах человека был сильно идеологизирован и политизирован. Казалось бы, после ее окончания никаких проблем с международной охраной прав человека быть боль­ше не должно, ведь, согласно формуле Ф. Фукуямы, наступил «конец истории», который ознаменовался полной победой либеральных цен­ностей. Однако на практике ситуация с правами человека во многих странах не улучшилась, а ухудшилась. На смену нарушениям прав че­ловека по идеологическим и политическим причинам пришло нару­шение этих прав по причинам религиозного или этнического характе­ра. Так же, как в годы холодной войны, вопросы прав человека активно используются во внешней политике отдельных государств в целях, весьма далеких от осуществления самих этих прав. Двойные стандар­ты в этой сфере, пожалуй, даже усилились по сравнению с прошлым.

258Глава XV. Международное право и международные конфликты

Нарушение прав человека, особенно в результате этнополитических конфликтов, стало предлогом для выдвижения концепции «гумани­тарной интервенции», опирающейся, в свою очередь, на неолибераль­ные концепции «ограниченного суверенитета» и «приоритета безопас­ности личности над безопасностью государства». Практическим во­площением такого подхода стали действия НАТО против Югославии в 1999 г.

Идеологи «гуманитарного вмешательства» исходят из того, что принцип уважения прав человека выше принципов неприменения си­лы и угрозы силой, невмешательства, суверенного равенства государств. Здесь имеет место фундаментальное противоречие между принципом соблюдения и уважения прав человека и принципом невмешательства во внутренние дела других государств. Вопрос о соблюдении прав че­ловека неизбежно сталкивается со сферой внутренней политики суве­ренных государств. Следовательно, необходимо делать выбор между одним и другим принципом.

Подобная же коллизия возникает и тогда, когда принцип самооп­ределения наций сталкивается с принципом территориальной целост­ности государств. На принцип самоопределения активно ссылались в начале 60-х гг. XX в. для обоснования осуществлявшегося тогда про­цесса деколонизации. Когда большинство колоний получили незави­симость, на пути реализации этого принципа стали возникать препят­ствия.

Сложная ситуация сложилась в начале 1970-х гг. в связи с самооп­ределением населения Восточной Бенгалии. Эта территория в 1948 г. была включена в состав Пакистана, созданного искусственно, по рели­гиозному принципу. Территория нового государства состояла из двух частей, разделенных между собой географически и не имевших ничего общего, кроме того, что подавляющее большинство населения Восточ­ного и Западного Пакистана были мусульманами. Самой многочис­ленной этнической группой Исламской республики Пакистан оказа­лись бенгальцы, проживавшие в восточной части страны, а админист­ративные, политические и экономические центры находились в ее западной части. Среди правящей элиты Пакистана преобладали пенд­жабцы, пуштуны и представители других народов, населявших запад­ные провинции. Бенгальцы же были в меньшинстве, на их долю при­ходилось только10 % руководящих постов в государственном аппара­те и командных должностей в армии.

Такое положение создавало напряженность между двумя частями Пакистана. А в начале 1970-х гг. эта напряженность переросла в от-

§ 2. Источники, нормы и принципы международного права 259

крытый этнополитический конфликт. Ситуация осложнялась еще и тем, что немалое число бенгальцев, исповедовавших индуистскую рели­гию, проживало в Индии, с которой Пакистан с первых лет независи­мости находился в конфронтации. Весной 1971 г. лидеры победившей на выборах партии Авами лиг (Народная лига) призвали население Восточного Пакистана к борьбе за независимость и провозгласили создание Народной Республики Бангладеш. В ответ на эти действия пакистанские власти применили оружие, что, в свою очередь, вызвало вмешательство Индии, первой заявившей о признании независимости Бангладеш. Когда эта конфликтная ситуация рассматривалась в Орга­низации Объединенных Наций, обнаружилось, что существуют раз­ные мнения по поводу путей ее урегулирования. Индия, Советский Союз и еще ряд государств выступили за признание независимости Народной Республики Бангладеш, ссылаясь на принцип самоопреде­ления народов. США и КНР поддержали Пакистан, оправдывавший вооруженное насилие необходимостью защитить свою территориаль­ную целостность.

Другие публикации:  Приказ мчс 543 от 2019 года

Все стороны апеллировали к Уставу ООН и содержащимся в нем принципам международного права, однако ни Совет Безопасности, ни Генеральная Ассамблея так и не смогли принять однозначного реше­ния по обсуждавшемуся вопросу. Ситуация была урегулирована под воздействием скорее политических и военно-политических, а не пра­вовых факторов. Пакистанские вооруженные силы потерпели пораже­ние и фактически вынуждены были уйти с территории Восточной Бенгалии. Далее последовало признание Народной Республики Банг­ладеш большинством государств мира, с этим вынуждены были согла­ситься Соединенные Штаты и Китай.

В этом случае восторжествовал принцип самоопределения, но од­новременно в другой точке «третьего мира», в африканской стране Нигерии при схожей ситуации был реализован принцип территори­альной целостности государств. Там население одной из провинций, недовольное своим положением в рамках сложного по составу федера­тивного государства, также попыталось отделиться и провозгласить республику Биафра. Самопровозглашенная республика обращалась с просьбой о своем признании и к африканским странам, и к Соединен­ным Штатам, и к государствам Западной Европы, и к Советскому Союзу, но везде получила отказ. В итоге движение, названное сепара­тистским, было подавлено с не меньшей жестокостью, чем та, которую демонстрировали пакистанские власти в борьбе против национально-освободительного движения Восточной Бенгалии. Но мировое сооб-

260Глава XV. Международное право и международные конфликты

щество в этом случае предпочло закрыть глаза, поскольку территори­альные изменения могли стать опасным прецедентом на африканском континенте, где почти все границы были проведены еще в колониаль­ные времена искусственным образом, без учета этнических, экономи­ческих и физико-географических реалий.

После завершения деколонизации только еще один исторический период стал периодом интенсивного образования новых государств на основе реализации принципа равноправия и самоопределения наро­дов. На рубеже 80–90-х гг. XX в. в условиях кризиса и краха коммуни­стических режимов распались ЧССР, СФРЮ и СССР. Бывшие союз­ные республики, входившие в состав этих государств, беспрепятственно получили международно-правовое признание. Но дальнейшее дробле­ние вновь возникших независимых государств было признано между­народным сообществом нецелесообразным. Сложился неформальный консенсус, в соответствии с которым все самопровозглашенные рес­публики на территории бывших Югославии и Советского Союза не могли быть признаны официально. Этот консенсус действовал в Че­ченской республике во времена правления Д. Дудаева и А. Масхадова и действует в ситуации с сербскими «крайнами» в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Нагорным Карабахом в Азербайджане, Приднестровьем в Молдавии, Абхазией и Южной Осетией в Грузии.

Если сербский край Косово, находившийся в последнее время фак­тически под международным протекторатом, получит полную незави­симость и будет признан суверенным государством, возникнет опас­ный международно-правовой прецедент. Может резко обостриться си­туация во многих конфликтных регионах современного мира. Непризнанные государственные образования также станут претендо­вать на полный суверенитет, что чревато непредсказуемыми последст­виями для всей системы международных отношений.

В последние годы игнорирование рядом государств, в том числе и единственной оставшейся сверхдержавой — США, норм и принципов международного права породило мнения о его «смерти». Однако нару­шение водителями и пешеходами правил дорожного движения не сви­детельствует о том, что их вовсе не существует. Международное право имеет целый ряд серьезных недостатков, бывают и коллизии между его нормами и принципами. Но эти недостатки постепенно преодоле­ваются благодаря усилиям мирового сообщества, которые оно прикла­дывает к прогрессивному развитию международного права. Иного ин­струмента сохранения мира и поддержания безопасности человечест­во пока не выработало.

§ 3. Правовые средства мирного урегулирования конфликтов 261

§ 2. Источники, нормы и принципы международного права

Международно-правовой институт — это группа правовых норм, которая регулирует однородные международные отношения, связанные между собой общим объектом (например, институт территориального моря).

Основной и главный источник международного права — международный договор, поскольку он в четкой, определенной форме выражает волю сторон, направленную на установление, изменение или прекращение их взаимных прав и обязанностей. Подавляющее большинство норм современного международного права имеет договорный характер, и данные договорные нормы международного права признаны подавляющим большинством его субъектов.

Другим источником международного права выступает международный обычай. Обычные нормы международного права — это нигде не зафиксированные, но юридически обязательные правила поведения, которых государства и другие субъекты международного права придерживаются в силу сложившихся традиций.

Решения и постановления международных организаций, не являясь источником международного права, могут играть значительную роль в процессе формирования норм и стать правовой нормой только в случае ее признания участниками международного общения. Совет Безопасности ООН в соответствии со ст. 25 Устава ООН принимает решения, обязательные для государств — ее членов. Однако такие решения касаются отдельных случаев и должны быть основаны на действующих принципах и нормах международного права. Они представляют собой акты применения к какой-либо конкретной ситуации действующих принципов и норм. Национальное законодательство, а также решения национальных судов имеют обязательную силу только для субъектов национального права, но отдельные их положения могут получить международное признание и стать либо договорными, либо обычными нормами международного права.

Все нормы международного права можно классифицировать по сфере действия на универсальные, локальные и региональные, а по нормативной силе действия — на императивные и диспозитивные.

Универсальные нормы международного права регулируют отношения всех его субъектов. Главные отличительные признаки этих норм — глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом. Универсальные нормы образуют общее международное право.

Локальные нормы действуют среди ограниченного круга участников. Их основным источником становятся договоры, которые регулируют отношения, не охватываемые общим международным правом. Локальные нормы не входят в общее международное право.

Действие региональных норм распространяется на субъекты международного права в пределах определенных регионов. В связи с развитием интеграционных процессов эти нормы обеспечивают потребности государств в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания такой его формы, как наднациональная (например, Европейский Союз).

К императивным относятся нормы, устанавливающие четкие, конкретные пределы определенного поведения. Субъекты международного права не могут по собственному усмотрению изменять объем и содержание своих прав и обязанностей. Диспозитивными считаются нормы, в рамках которых субъекты международного права по взаимному соглашению могут сами в зависимости от обстоятельств определять свое поведение, права и обязанности.

Принципы международного права образуют его фундамент. Они обладают высшей юридической силой и представляют собой наиболее важные, системообразующие нормы международного права. Остальные нормы и международные действия должны соответствовать им. Принципы международного права обязательны для всех субъектов. Они имеют универсальный императивный характер и служат критериями законности всех остальных международных норм. Принципы международного права взаимосвязаны, и за нарушением одного из них неизбежно следует несоблюдение других. Формируются они на основе обычая и договора.

Первоначально принципы международного права выступали в форме международно-правовых обычаев, но с принятием Устава ООН они обрели договорно-правовую форму. Однако и в этом документе принципы международного права изложены еще в прежней форме, требующей более детального их раскрытия. В 1960-е гг. в ООН была проведена работа по кодификации основных принципов Устава, которая завершилась в 1970 г. принятием Генеральной Ассамблеей Декларации о принципах международного права, подлежащих применению с целью развития дружеских отношений и сотрудничества между государствами. В Декларации представлены все семь основных принципов: 1)

принцип неприменения силы и угрозы силой; 2)

принцип мирного разрешения споров; 3)

принцип суверенного равенства государств; 4)

принцип невмешательства; 5)

принцип самоопределения народов; 6)

принцип сотрудничества; 7)

принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

К Заключительному акту Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе добавлены еще три принципа: нерушимость границ, территориальная целостность государств и уважение прав человека, его основных свобод.

Все принципы международного права можно разделить на две группы. Первая группа объединяет принципы сохранения мира и поддержания всеобщей безопасности: неприменения силы или угрозы силой; мирного разрешения международных споров; территориальной целостности государств; нерушимости границ.

Особое значение имеет принцип неприменения силы и угрозы силой. В соответствии с ним запрещаются любые виды прямых или косвенных агрессивных действий одного государства против другого. В том числе запрещается вооруженное вторжение на чужую территорию и ее оккупация, бомбардировки и обстрелы, установление морской и воздушной блокады, засылка вооруженных бандформирований, поощрение терроризма и т. д. Государство — жертва агрессии получает право на индивидуальную или коллективную самооборону, вплоть до применения вооруженной силы против агрессора.

Принцип мирного разрешения международных споров вытекает из принципа неприменения силы. Принцип территориальной целостности и принцип нерушимости границ должны обеспечивать сохранение территории всех суверенных государств в рамках их признанных международным сообществом границ. Но если принцип территориальной целостности направлен против сепаратизма и его поощрения, то принцип нерушимости границ ставит заслон попыткам необоснованных территориальных претензий одних государств по отношению к другим.

Вторая группа включает такие общие принципы: ?

суверенного равенства государств; ?

равноправия и самоопределения народов; ?

уважения прав человека; ?

добросовестного выполнения международных обязательств. Принцип суверенного равенства означает: ?

каждое государство обязано уважать суверенитет других государств; ?

каждое государство обязано уважать территориальную целостность и политическую независимость других государств; ?

каждое государство вправе свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; ?

все государства юридически равны независимо от различий их экономических, социальных и политических систем; ?

каждое государство становится субъектом международного права с момента возникновения; ?

каждое государство имеет право участвовать в разрешении международных вопросов, затрагивающих его интересы; ?

каждое государство на международных конференциях и в международных организациях обладает одним голосом; ?

Другие публикации:  Пособие до трех лет за второго ребенка

государства создают нормы международного права путем соглашения на равноправной основе, никакая группа государств не может навязывать другим государствам созданные ею международноправовые нормы.

Принцип невмешательства связан с понятием государственного суверенитета. Если государства признают суверенитет друг друга, если они считают друг друга юридически равноправными субъектами, то у них нет оснований вмешиваться в те вопросы, которые относятся к внутренней компетенции властей других государств.

Принцип самоопределения народов первоначально был сформулирован как один из политико-идеологических принципов либерализма и социализма, и только во 2-й половине XX в., после включения его в Устав ООН, закрепился как общий принцип международного права. В современных условиях содержание данного принципа таково: ?

все народы имеют право свободно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие; ?

все государства обязаны уважать это право; ?

все государства обязаны содействовать осуществлению народами права на самоопределение; ?

все государства обязаны воздерживаться от насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость; ?

в своей борьбе за самоопределение колониальные народы могут использовать все необходимые средства; ?

запрещается подчинение народа иностранному господству

Параллельно с принципом самоопределения утвердился и принцип уважения и соблюдения прав человека.

Принцип сотрудничества и принцип добросовестного выполнения международных обязательств представляют собой исторически наиболее ранние принципы международного права.

Соблюдение норм и принципов международного права — одна из важнейших обязанностей всех суверенных государств. Однако применение этих принципов и норм в реальном политическом процессе не так просто. Об этом свидетельствует не только история, но и практика международных отношений самого последнего времени. Нередко международные нормы и принципы реализуются в условиях политической борьбы, несовпадения национальных интересов и целей различных государств. Одним из примеров сложностей, возникающих на пути реализации норм и принципов международного права, служит проблема защиты и обеспечения прав и свобод человека.

В период холодной войны вопрос о правах человека был сильно идеологизирован и политизирован. Казалось бы, после ее окончания никаких проблем с международной охраной прав человека быть больше не должно, ведь, согласно формуле Ф. Фукуямы, наступил «конец истории», который ознаменовался полной победой либеральных ценностей. Однако на практике ситуация с правами человека во многих странах не улучшилась, а ухудшилась. На смену нарушениям прав человека по идеологическим и политическим причинам пришло нарушение этих прав по причинам религиозного или этнического характера. Так же, как в годы холодной войны, вопросы прав человека активно используются во внешней политике отдельных государств в целях, весьма далеких от осуществления самих этих прав. Двойные стандарты в этой сфере, пожалуй, даже усилились по сравнению с прошлым.

Нарушение прав человека, особенно в результате этнополитических конфликтов, стало предлогом для выдвижения концепции «гуманитарной интервенции», опирающейся, в свою очередь, на неолиберальные концепции «ограниченного суверенитета» и «приоритета безопасности личности над безопасностью государства». Практическим воплощением такого подхода стали действия НАТО против Югославии в 1999 г.

Идеологи «гуманитарного вмешательства» исходят из того, что принцип уважения прав человека выше принципов неприменения силы и угрозы силой, невмешательства, суверенного равенства государств. Здесь имеет место фундаментальное противоречие между принципом соблюдения и уважения прав человека и принципом невмешательства во внутренние дела других государств. Вопрос о соблюдении прав человека неизбежно сталкивается со сферой внутренней политики суверенных государств. Следовательно, необходимо делать выбор между одним и другим принципом.

Подобная же коллизия возникает и тогда, когда принцип самоопределения наций сталкивается с принципом территориальной целостности государств. На принцип самоопределения активно ссылались в начале 60-х гг. XX в. для обоснования осуществлявшегося тогда процесса деколонизации. Когда большинство колоний получили независимость, на пути реализации этого принципа стали возникать препятствия.

Сложная ситуация сложилась в начале 1970-х гг. в связи с самоопределением населения Восточной Бенгалии. Эта территория в 1948 г. была включена в состав Пакистана, созданного искусственно, по религиозному принципу. Территория нового государства состояла из двух частей, разделенных между собой географически и не имевших ничего общего, кроме того, что подавляющее большинство населения Восточного и Западного Пакистана были мусульманами. Самой многочисленной этнической группой Исламской республики Пакистан оказались бенгальцы, проживавшие в восточной части страны, а административные, политические и экономические центры находились в ее западной части. Среди правящей элиты Пакистана преобладали пенджабцы, пуштуны и представители других народов, населявших западные провинции. Бенгальцы же были в меньшинстве, на их долю приходилось только10 % руководящих постов в государственном аппарате и командных должностей в армии.

Такое положение создавало напряженность между двумя частями Пакистана. А в начале 1970-х гг. эта напряженность переросла в открытый этнополитический конфликт. Ситуация осложнялась еще и тем, что немалое число бенгальцев, исповедовавших индуистскую религию, проживало в Индии, с которой Пакистан с первых лет независимости находился в конфронтации. Весной 1971 г. лидеры победившей на выборах партии Авами лиг (Народная лига) призвали население Восточного Пакистана к борьбе за независимость и провозгласили создание Народной Республики Бангладеш. В ответ на эти действия пакистанские власти применили оружие, что, в свою очередь, вызвало вмешательство Индии, первой заявившей о признании независимости Бангладеш. Когда эта конфликтная ситуация рассматривалась в Организации Объединенных Наций, обнаружилось, что существуют разные мнения по поводу путей ее урегулирования. Индия, Советский Союз и еще ряд государств выступили за признание независимости Народной Республики Бангладеш, ссылаясь на принцип самоопределения народов. США и КНР поддержали Пакистан, оправдывавший вооруженное насилие необходимостью защитить свою территориальную целостность.

Все стороны апеллировали к Уставу ООН и содержащимся в нем принципам международного права, однако ни Совет Безопасности, ни Генеральная Ассамблея так и не смогли принять однозначного решения по обсуждавшемуся вопросу. Ситуация была урегулирована под воздействием скорее политических и военно-политических, а не правовых факторов. Пакистанские вооруженные силы потерпели поражение и фактически вынуждены были уйти с территории Восточной Бенгалии. Далее последовало признание Народной Республики Бангладеш большинством государств мира, с этим вынуждены были согласиться Соединенные Штаты и Китай.

В этом случае восторжествовал принцип самоопределения, но одновременно в другой точке «третьего мира», в африканской стране Нигерии при схожей ситуации был реализован принцип территориальной целостности государств. Там население одной из провинций, недовольное своим положением в рамках сложного по составу федеративного государства, также попыталось отделиться и провозгласить республику Биафра. Самопровозглашенная республика обращалась с просьбой о своем признании и к африканским странам, и к Соединенным Штатам, и к государствам Западной Европы, и к Советскому Союзу, но везде получила отказ. В итоге движение, названное сепаратистским, было подавлено с не меньшей жестокостью, чем та, которую демонстрировали пакистанские власти в борьбе против национальноосвободительного движения Восточной Бенгалии. Но мировое сооб щество в этом случае предпочло закрыть глаза, поскольку территориальные изменения могли стать опасным прецедентом на африканском континенте, где почти все границы были проведены еще в колониальные времена искусственным образом, без учета этнических, экономических и физико-географических реалий.

После завершения деколонизации только еще один исторический период стал периодом интенсивного образования новых государств на основе реализации принципа равноправия и самоопределения народов. На рубеже 80-90-х гг. XX в. в условиях кризиса и краха коммунистических режимов распались ЧССР, СФРЮ и СССР. Бывшие союзные республики, входившие в состав этих государств, беспрепятственно получили международно-правовое признание. Но дальнейшее дробление вновь возникших независимых государств было признано международным сообществом нецелесообразным. Сложился неформальный консенсус, в соответствии с которым все самопровозглашенные республики на территории бывших Югославии и Советского Союза не могли быть признаны официально. Этот консенсус действовал в Чеченской республике во времена правления Д. Дудаева и А. Масхадова и действует в ситуации с сербскими «крайнами» в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Нагорным Карабахом в Азербайджане, Приднестровьем в Молдавии, Абхазией и Южной Осетией в Грузии.

Если сербский край Косово, находившийся в последнее время фактически под международным протекторатом, получит полную независимость и будет признан суверенным государством, возникнет опасный международно-правовой прецедент. Может резко обостриться ситуация во многих конфликтных регионах современного мира. Непризнанные государственные образования также станут претендовать на полный суверенитет, что чревато непредсказуемыми последствиями для всей системы международных отношений.

В последние годы игнорирование рядом государств, в том числе и единственной оставшейся сверхдержавой — США, норм и принципов международного права породило мнения о его «смерти». Однако нарушение водителями и пешеходами правил дорожного движения не свидетельствует о том, что их вовсе не существует. Международное право имеет целый ряд серьезных недостатков, бывают и коллизии между его нормами и принципами. Но эти недостатки постепенно преодолеваются благодаря усилиям мирового сообщества, которые оно прикладывает к прогрессивному развитию международного права. Иного инструмента сохранения мира и поддержания безопасности человечество пока не выработало.