Блог

Полномочия россии и ее субъектов в области экологии

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

См. Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г., утвержденные Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.

разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

определение порядка организации и осуществления государственного экологического надзора;

установление порядка создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее также — государственный фонд данных), перечня видов включаемой в него информации, порядка и условий ее представления, а также порядка обмена такой информацией;

создание и эксплуатация государственного фонда данных;

установление порядка подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;

подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления см. постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344

организация и проведение государственной экологической экспертизы;

взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;

ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;

ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий;

осуществление федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

установление перечня нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде;

установление для целей государственного экологического надзора категорий хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, исходя из критериев и (или) показателей негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в том числе показателей высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды.

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Лекция 4. Организационный механизм охраны окружающей среды

4.2. Полномочия Российской Федерации, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды

Полномочия органов власти и местного самоуправления указаны в гл.II Федерального закона «Об охране окружающей среды» – «Основы управления в области охраны окружающей среды».

Ст. 5 Закона к полномочиям органов государственной власти относит:

– обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

– разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

– разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

– объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

– координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

– установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга, порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга, формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

– определение порядка организации и осуществления федерального государственного экологического надзора;

– установление порядка создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга, перечня видов включаемой в него информации, порядка и условий ее представления, а также порядка обмена такой информацией;

– создание и эксплуатация государственного фонда данных;

– установление порядка подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

– установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

– обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ;

– установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

– подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

– установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

– утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним;

– организация и проведение государственной экологической экспертизы;

– взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

– установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

– предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

– организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

– обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

– образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, формирование Перечня объектов природного наследия, рекомендуемых РФ для включения в Список всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги РФ;

– ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

– ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

– экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

– экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;

– установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

– осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

– осуществление федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством РФ в ведении РФ, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

– установление перечня нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде;

– установление для целей государственного экологического надзора категорий хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, исходя из критериев и (или) показателей негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также определение показателей высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды;

– государственное регулирование обращения озоноразрушающих веществ;

– установление перечня загрязняющих веществ;

– установление перечня областей применения наилучших доступных технологий;

– установление порядка разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;

– установление порядка выдачи комплексных экологических разрешений, внесения в них изменений, их переоформления и отзыва;

– установление критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I-IV категорий.

Другие публикации:  Приказ к дню геолога

При этом нормативно установленный перечень не является закрытым. Также за Российской Федерацией может быть предусмотрено осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами полномочий.

Ст. 6 Закона определяет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отражая их региональный характер относительно полномочий Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления ст. 7 Закона относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Тема 9. Компетенция российской федерации, субъектов российской федерации и муниципальных образований в сфере природопользования и охраны окружающей среды

9.1. Понятие компетенции и полномочий в сфере природопользования и охраны окружающей среды и необходимость их разграничения

Под компетенцией понимается предусмотренная правовыми актами возможность того или иного субъекта, прежде всего органа публичной власти, участвовать в регулировании общественных отношений в той или иной сфере путем принятия значимых, обязательных для исполнения другими субъектами решений. В свою очередь полномочия рассматриваются как способ реализации своих компетенционных возможностей соответствующим субъектом. Применительно к сфере природопользования и охраны окружающей среды также необходимо очертить круг компетенции и характер полномочий соответственно Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Говоря о компетенции, следует в первую очередь обратиться к Конституции, ст. 71 которой относит к исключительному ведению Российской Федерации вопросы:

установления основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

охраны и использования природных ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

обращения с радиоактивными отходами.

В то же время согласно ст. 72 Конституции большинство вопросов в рассматриваемой сфере относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, в том числе:

защита прав и свобод человека и гражданина;

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Однако данная конституционная норма не дает четких критериев, в каких случаях и каким образом соответствующая сфера регулируется собственно Российской Федерацией, а когда этим вправе заняться регионы.

В ряде случаев возникает необходимость перераспределения полномочий в сторону как федерального центра, так и регионов. Этим целям служит заключение договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче осуществления части полномочий. Возможность заключения таких соглашений в рассматриваемой сфере прямо допускается ст. 9 Закона об охране окружающей среды.

9.2. Компетенция Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Круг правомочий Российской Федерации в рассматриваемой сфере определяется прежде всего в ст. 71 Конституции, п. «а» которой относит к исключительному ведению России принятие и изменение федеральных законов, в том числе экологического характера, контроль за их исполнением, а п. «е» — установление основ федеральной политики, разработку и реализацию федеральных программ экологического развития Российской Федерации.

Конкретизация компетенционных возможностей России находит свое закрепление в федеральных законах природоохранного блока, среди которых в первую очередь выделяется Закон об охране окружающей среды, ст. 5 которого оставляет за Российской Федерацией вопросы:

объявления и установления правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории РФ; координации и реализации мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

установления:

порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды;

порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроля за обеспечением радиационной безопасности;

порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществления;

обеспечения:

охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ;

населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

ведения государственного учета:

объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификации в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;

особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

организации и проведения государственной экологической экспертизы.

Такого же рода нормы содержатся также в ст. 3 Закона об особо охраняемых природных территориях, ст. 4 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», ст. 5 Закона об экологической экспертизе, ст. 5 Закона об отходах производства и потребления, ст. 9 ЗК, ст. 24 ВК и в ряде других законодательных актов федерального уровня.

К сказанному следует добавить, что отмеченные выше и иные компетенционные правомочия реализуются высшими государственными органами РФ, исходя из их роли, закрепленной в Конституции и некоторых законодательных актах.

Перечень прав и полномочий, предоставляемых субъектам РФ в порядке совершенствования разграничения полномочий

Правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием разграничения полномочий», внесенный в Госдуму около месяца назад, готовится к рассмотрению в первом чтении в ноябре. Комитет по делам Федерации и региональной политике в своем заключении на проект федерального закона отмечает, что концептуально он проработан слабо, содержит много неопределенных положений и формулировок. В частности, депутаты заметили, что преимущественно речь идет о возможном делегировании прав и гораздо меньшей части полномочий. Тем не менее, законопроект рекомендован к принятию в первом чтении.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

1. Создание условий для устойчивого функционирования систем обеспечения жизнедеятельности населения, принятия мер по предупреждению (предотвращению) ситуаций нарушения функционирования систем обеспечения жизнедеятельности населения, носящих массовый характер, и ликвидации их последствий.

2. Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам в образовательных учреждениях, отнесенных федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации.

3. Государственная охрана и популяризация объектов культурного наследия регионального значения, сохранение и использование объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

4. Организация и обеспечение охраны исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.

5. Осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

7. Организация и осуществление региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе научными учреждениями и организациями субъектов РФ (новая редакция).

8. Предоставление начального среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях) (новая редакция).

9. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной адресной поддержки отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

10. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости подростков.

В сфере образования.

11. Организуют обеспечение образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, за исключением федеральных государственных образовательных учреждений и образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, бланками документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

12. Организуют предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждениях).

13. Организуют предоставление дополнительного профессионального образования в государственных образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации, а также дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения.

14. Создают, реорганизуют и ликвидируют образовательные учреждения субъектов Российской Федерации, а также осуществляют лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений, за исключением образовательных учреждений, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация которых отнесены к компетенции Российской Федерации.

15. Организуют проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся по образовательным программам основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений, а также государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования).

16. Проводят аттестацию педагогических работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

17. Имеют право осуществления надзора и контроля в области образования и исполнения государственных образовательных стандартов за муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями вне зависимости от форм собственности, за исключением федеральных образовательных учреждений.

В сфере культуры.

18. Государственная охрана и популяризация объектов культурного наследия регионального значения, сохранение и использование объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

В сфере ветеринарии.

19. Участвуют в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации.

20. Организуют проведение на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению.

Другие публикации:  Когда придут приставы если не платить кредит

21. Защищают население от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

22. Регистрируют специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью.

23. Контролируют деятельность специалистов в области ветеринарии.

24. Решают иные вопросы в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В сфере охраны здоровья граждан.

25. Имеют право устанавливать региональные стандарты медицинской помощи на уровне не ниже стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.

26. Участвуют в осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи, оказываемой организациями независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности в части реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

27. Устанавливают тарифы на условия по передаче тепловой энергии.

28. Устанавливают плату за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям.

29. Осуществляют в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в тарифы, регулируемые государством.

В сфере охраны и использования объектов животного мира.

30. Принимают законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в области охраны и использования объектов животного мира в соответствии с настоящей статьей, а также контролируют их исполнение.

31. Учреждают и ведут Красную книгу субъекта Российской Федерации.

32. Разрабатывают и реализуют региональные программы по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания.

33. Организуют охрану, воспроизводство и регулирование численности объектов животного мира, охрану среды их обитания, вводят ограничения (лимиты, нормативы) на использование и предоставление прав пользования на объекты животного мира, за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов, объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

34. Участвуют в осуществлении государственного контроля за использованием объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов, объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

35. Организуют и ведут государственный учет численности, государственный мониторинг и государственный кадастр объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

36. Участвуют в разработке и реализации федеральных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания.

37. Участие в реализации международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира в порядке, согласованном с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В сфере естественных монополий.

38. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов участвуют в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

39. Органы регулирования естественных монополий вправе устанавливать правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий.

40. Органы регулирования естественных монополий вправе рассматривать в досудебном порядке споры и разногласия, связанные с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности естественных монополий. Порядок досудебного рассмотрения споров и разногласий, связанных с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности естественных монополий утверждается Правительством Российской Федерации.

В сфере использования и охраны водных объектов.

41. Имеют права владения, пользования, распоряжения обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами), находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

42. Принимают законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующих водные отношения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с федеральным законодательством, а также контролируют их исполнение.

43. Готовят и осуществляют противопаводковые мероприятия на территории субъекта Российской Федерации.

44. Устанавливают водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и режимы их использования на водных объектах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

45. Заключают договоры пользования водным объектом, соответствующих условиям лицензий на водопользование и согласованных с иными заинтересованными органами исполнительной власти.

46. Участвуют в разработке и реализации федеральных государственных, в том числе бассейновых, программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также федеральных государственных программ по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод.

47. Разрабатывают, утверждают и реализуют государственные программы субъектов Российской Федерации по использованию, восстановлению и охране водных объектов, находящихся в государственной собственности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

48. Участвуют в подготовке, заключении и реализации бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности.

49. Участвуют в разработке и согласовании схем комплексного использования и охраны водных ресурсов на территории субъекта Российской Федерации.

50. Осуществляют государственный региональный контроль за использованием и охраной водных объектов на территории субъекта Российской Федерации.

51. Согласуют лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) гражданам и юридическим лицам в пределах лимитов, установленные субъекту Российской Федерации в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, устанавливают лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) в отношении обособленных водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

52. Участвуют в работе межведомственных групп по регулированию режимов наполнения и сработки водохранилищ, пропуска паводков на водных объектах.

53. Обращаются в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и запрещении эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на обособленные водные объекты, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации.

54. Обращаются в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и запрещении использования обособленных водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

55. Резервируют источники питьевого водоснабжения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

56. Разрешают в исключительных случаях использование водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, для питьевого водоснабжения населения или иных целей по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, федеральным органом исполнительной власти в области управления курортами, а по подземным водным объектам, содержащим природные лечебные ресурсы, — и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр.

57. Утверждают правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах.

58. Утверждают правила охраны жизни людей на воде.

59. Организуют и обеспечивают охрану исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов при использовании водных объектов.

В сфере экологической экспертизы.

60. Субъекты Российской Федерации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, могут организовывать и проводить государственную экологическую экспертизу регионального уровня. Перечень объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня, которая может организовываться и проводиться субъектами Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.

В сфере социальной защиты и социальной поддержки инвалидов

61. Имеют право участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации.

62. Имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

63. Имеют право участия в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий.

64. Имеют право разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в обществе, осуществления контроля за их реализацией.

65. Имеют право осуществления обмена с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информацией о предоставлении мер государственной социальной помощи инвалидам.

66. Имеют право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

67. Имеют право содействия трудовой занятости инвалидов, включая создание специальных рабочих мест для их трудоустройства.

68. Имеют право осуществления деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов.

69. Имеют право финансирования научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов.

70. Имеют право оказания содействия общественным объединениям инвалидов.

В сфере высшего и послевузовского профессионального образования.

71. Имеют право осуществлять управление, реорганизацию и ликвидацию высших учебных заведений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2004 года. Реорганизация и ликвидация указанных высших учебных заведений осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

72. Утверждать соответствующим органом исполнительной власти в создаваемом федеральном или реорганизуемом государственном высшем учебном заведении до формирования ученого совета устав государственного высшего учебного заведения на срок не более чем один год. С ректором такого высшего учебного заведения заключается трудовой договор (контракт) на тот же срок.

В сфере государственной поддержки кинематографии.

73. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут участвовать в осуществлении мер государственной поддержки кинематографии.

В сфере науки и государственной научно-технической политики.

74. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают уставы государственных научных организаций субъектов Российской Федерации.

75. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать для государственных научных организаций субъектов Российской Федерации государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.

76. Имеют право принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по осуществлению их деятельности в научной и (или) научно-технической сфере.

77. Имеют право создания, управления, реорганизации, ликвидации государственных научных организаций субъектов Российской Федерации.

78. Имеют право принятия и реализации научных, научно-технических и инновационных программ и проектов субъектов Российской Федерации.

79. Организуют проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.

80. Вправе в соответствии с законами субъектов Российской Федерации финансировать осуществление региональных научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе создание и деятельность государственных научных организаций субъектов Российской Федерации.

Другие публикации:  Графа штраф в квитанции

В сфере мобилизационной подготовки и мобилизации граждан.

81. Создавать призывную комиссию по мобилизации граждан с целью призыва граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени. Порядок ее создания, деятельности и порядок призыва определяется Правительством.

В сфере лесного кодекса.

82. Принимают законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

83. Разрабатывают, утверждают и реализуют региональные государственные программы использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

84. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, осуществляется в лесах первой группы при переводе для строительства линейных объектов, а также в лесах второй и третьей групп.

85. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования.

86. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства.

В сфере актов гражданского состояния

87. За субъектами РФ закрепляются полномочия на государственную регистрация актов гражданского состояния, финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

88. Иные полномочия, возложенные на органы записи актов гражданского состояния нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В сфере обращения с отходами.

89. Участвуют в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

90. Принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением.

91. Осуществляют государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

92. Участвуют в организации обеспечения населения информацией в области обращения с отходами.

В сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

93. Принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, контроль за их соблюдением.

94. Разрабатывают, утверждают и реализуют региональные программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, контроль за их реализацией.

95. Вводят и отменяют на территории субъекта Российской Федерации ограничительные мероприятия (карантин) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

96. Осуществляют меры по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни.

97. Обеспечивают своевременное информирование населения соответствующего субъекта Российской Федерации о возникновении или угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях.

98. Участвуют в проведении социально-гигиенического мониторинга субъекта Российской Федерации.

В сфере охраны атмосферного воздуха.

99. Принимают законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществляют контроль за их исполнением.

100. Участвуют в проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории субъекта Российской Федерации.

101. Принимают законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществляют контроль за их исполнением.

102. Принимают и реализуют региональные программы в области охраны атмосферного воздуха, в том числе с целью уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых загрязняет атмосферный воздух, и стимулирования производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.

103. Организуют и проводят государственный контроль (государственный экологический контроль) за охраной атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

104. Вводят ограничения на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В сфере отношений с соотечественниками.

105. Разрабатывают и принимают законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

106. Разрабатывают, принимают и реализуют программы субъектов Российской Федерации.

107. Осуществляют другие полномочия, определенные федеральными законами.

В сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

108. Принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

109. Разрабатывают, утверждают и реализуют региональные программы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

110. Осуществляют, в том числе совместно с соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, контроль и надзор, а также мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов.

В сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

111. Участвуют в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.

112. Участвуют в реализации государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.

113. Принимают законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральном законодательством, а также осуществляют контроль за их исполнением.

114. Принимают и реализуют региональные программы в области охраны окружающей среды.

115. Осуществляют в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг), в том числе формирование и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.

116. Осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

117. Утверждают перечень должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации).

118. Выдают разрешения на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов и установление лимитов на размещение отходов для объектов хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

119. Организуют и развивают систему экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации.

120. Привлекают лиц, виновных в нарушении законодательства в области охраны окружающей среды, к административной ответственности.

121. Обращаются в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

122. Предъявляют иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

123. Ведут учет объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации.

124. Контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. 125. Образуют особо охраняемые природные территории регионального значения, управляют и контролируют охрану и использование таких территорий.

126. Участвуют в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.

127. Организуют проведение экономической оценки воздействия на окружающую среду, осуществление экологической паспортизации территории.

128. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе организовывать и проводить государственную экологическую экспертизу регионального уровня за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов).

В сфере культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ

129. Субъекты Российской Федерации вправе за счет средств своих бюджетов принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, находящихся в федеральной собственности.

130. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

131. Осуществляет выдачу разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, касающихся объектов культурного наследия федерального значения, за исключением особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

В сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов

132. Утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации. Осуществляет ведение реестра рыбопромысловых участков для прибрежного рыболовства.