Блог

С лета осаго будет электронным

Про оформление электронного ОСАГО

Срок окончания полиса ОСАГО на мой автомобиль подкрался незаметно, а я как раз собиралась на дачу к друзьям и никак не успевала съездить в офис страховой компании. Решила оформить электронный полис через сайт страховой компании — такая возможность есть у россиян с прошлого года. Взяла Топ-10 российских страховщиков по версии сайта inguru.ru и пошла по порядку. Однако в процессе выяснилось, что все весьма запутанно. Например, если вы живете в Москве, как я, или в Санкт-Петербурге и видите на сайте страховой компании раздел «оформить ОСАГО онлайн», это в большинстве случаев не новый электронный полис — еОСАГО, а просто возможность купить обычный полис через сайт с последующей доставкой курьером бумажного бланка. Тоже вариант! Посмотрим, как обстоят дела у Топ-10 страховщиков хотя бы с этой функцией.

«Росгосстрах»

В разделе ОСАГО на сайте висит новость: «Будущее наступило! С 1 октября 2015 г. вы можете продлить ОСАГО на нашем сайте, даже если вы — клиент другой страховой компании. Выполните расчет на сайте, оплатите банковской картой через защищенное соединение и получите полис на ваш email. Легко! При этом никаких офисов, очередей или страховых агентов».

Ввожу все данные, появляется расчет стоимости и показатель КБМ (коэффициент бонус-малус). Все похоже на правду (свой КБМ можно проверить самостоятельно на сайте РСА), но купить полис не удается. Сначала система выдала ошибку «Проверка диагностической карты невозможна из-за отсутствия связи с РСА», а потом «Не найдена действующая диагностическая карта на машину». При этом нигде в анкете не было пункта, куда этот номер можно было бы ввести вручную (в отличие от пары других компаний, о которых ниже).

Поэтому мне не удалось добраться до пункта, где можно было бы выбрать обычное ОСАГО или электронное, хотя «Росгосстрах» была одной из первых компаний, которая летом прошлого года, после вступления в силу закона о еОСАГО, предложила клиентам эту услугу. Тогда, в первые дни и недели, происходило множество технических сбоев, отказов от базы РСА и т.д. Прошло полгода, но проблемы устранены не все.

«Согаз»

Увы – мимо. Компания не предоставляет услугу по оформлению полисов ОСАГО онлайн.

«Ингосстрах»

Из всего Топ-10 лишь в этой компании можно через сайт оформить полис ОСАГО не только на легковой автомобиль, но и на мотоцикл, грузовик и другую технику.

Одна проблема — анкета не работает в браузере Chrome на ноутбуке Mac: не комильфо для такой крупной организации, как «Ингосстрах»!

Тем не менее, сменив браузер, мне удалось успешно оформить полис по цене 11 415 р. (70–100 л. с., неограниченное количество водителей, регион Москва, класс страхователя — 9). Система, как и в «Росгосстрахе», сначала не обнаружила данных диагностической карты на мой автомобиль, но, в отличие от «Росгосстраха», позволила ввести их вручную и завершить процесс. Но для чистоты эксперимента я решила сразу полис не покупать, а проверить остальные компании из Топ-10.

«Ресо-Гарантия»

Эксперимент затянулся — сайт этой страховой не мог соединиться с базой РСА для проверки данных в течение двух дней… Потом я бросила его обновлять, заполнять заново, ждать.

«Альфа Страхование»

Данные по автомобилю и водителю система проверила быстро и рассчитала стоимость полиса ОСАГО в размере 9 513 р. — это мне нравится! Но оформление застопорилось на тех же пресловутых данных диагностической карты, только на этот раз система требовала номер талона техосмотра! А после введения диагностических карт талоны выдают только по желанию автомобилиста. У меня такого желания не было, поэтому в наличии только номер ДК, а его ввести некуда.

ВСК

Такая же история, как с «Ресо»: сайт не мог соединиться с базой РСА для проверки данных в течение двух дней. Ну и не надо!

«ВТБ Страхование»

Красиво оформленная, удобная анкета, но — что ж ты будешь делать! — опять проблемы с проверкой данных по базе РСА! То не может соединиться, то опять не находит номер ДК и не предлагает его ввести вручную… До свидания!

«Согласие»

Купить онлайн полис ОСАГО нельзя, только каско. При этом понять это сразу по сайту невозможно, так что я потратила время на заполнение анкеты (VIN автомобиля, данные владельца и ПТС уже выучила наизусть!) и потом на тщетные попытки разобраться, почему нет кнопочки «Продолжить». Пришлось звонить в офис.

«Альянс» (бывшая «Росно»)

Эта компания вообще не оформляет полисы ОСАГО.

«Ренессанс Страхование»

Ура! Наконец, пройдя Топ-10 до конца, я успешно оформила полис ОСАГО за правильную цену – 9 513 р.! Правда, не электронный, а обычный, но с доставкой (эта услуга есть и у «Ингосстраха», и у некоторых других), потому что к этому моменту мой приятель, не так давно работавший в страховой компании, отговорил меня оформлять электронный полис, мотивируя это тем, что сотрудники ГИБДД пока весьма настороженно относятся к таким полисам…

Хотя по прошлогоднему закону электронный или распечатанный полис ОСАГО равносилен оригиналу и принимается всеми учреждениями Российской Федерации, до января этого года у ГИБДД не было доступа к базе данных полисов ОСАГО, соответственно, проверить подлинность полиса сотрудник дорожной полиции не мог! И автовладелец мог попасть в неприятную ситуацию, хотя множественных сообщений о выписанных штрафах по электронным полисам к страховым не поступало.

Я связалась с отделом пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и выяснила, что с 1 января 2016 года ГИБДД получила-таки доступ к базе, по которой можно проверить полис ОСАГО. Теперь сотрудник, остановивший вас на дороге, может по рации связаться со стационарным постом и попросить коллег «пробить» вашу ОСАГО. Интересно, все ли сотрудники ГИБДД в «полях» находятся в радиусе действия рации от стационарного поста. Кроме того, как это, к сожалению, нередко случается, из ПДД забыли убрать пункт о том, что водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Таким образом, распечатка еОСАГО может «прокатить», а может и нет, так как не является оригиналом.

Интересно было узнать и мнение страховых компаний о сложившейся ситуации. Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах», рассказал следующее:

«Как анонсировал на днях Российский союз автостраховщиков (РСА), в январе текущего года число продаваемых Е-полисов ОСАГО превысило 1000 штук в сутки. В Москве за весь период предоставления сервиса продано около 2000 полисов, лидером по продажам, по данным Союза, является Краснодарский край — более 7400 полисов, реализованных онлайн. Эксперты объясняют растущую популярность услуги в регионах удобством — за счет существенной экономии времени на дорогу до районных и областных центров. Тем не менее, пока наш прогноз остается прежним: мы не ожидаем, что в ближайшие пять лет доля электронных договоров ОСАГО будет превышать 10% от общего объема обязательной «автогражданки».

Вместе с тем «Ингосстрах» пока не запускал продажи Е-полисов ОСАГО — мы, как и ряд других страховщиков, продолжаем занимать выжидательную позицию. Компания, несмотря на полную техническую готовность к реализации сервиса, не планирует запуск продаж, пока не будут налажены механизмы информационного взаимодействия между IT-системами ГИБДД, РСА и страховщиков. Также стоит отметить, что по-прежнему наблюдается ряд проблем с технической стабильностью сервиса, возникают операционные неполадки. Запуск «Ингосстрахом» системы онлайн-продаж Е-полисов будет напрямую зависеть от сроков решения указанных проблем».

По словам сотрудника «Ренессанс Страхования», примерно в 80% случаев от РСА приходит отказ в оформлении еОСАГО. По каким причинам система не дает оформить электронный полис, неизвестно. Возможно, это связано, как у меня, с тем, что она не может найти данные диагностической карты или с какими-то другими причинами.

А 22 января от РСА пришло информационное письмо:

«Российский союз автостраховщиков информирует о временных перебоях в работе ряда сервисов. В настоящее время ограничена возможность приобретения полиса ОСАГО в электронном виде. Проблема возникла в результате наведения порядка в данных, содержащихся в АИС РСА, требуемых для корректного расчета проверки коэффициента «бонус-малус». Загрузка большого массива исправленных исторических данных привела к образованию очереди на обработку. РСА принимает необходимые меры для ускорения этого процесса, работа ведется в круглосуточном режиме и в ближайшее время будет завершена».

В общем, мой приятель был прав: оформление еОСАГО пока несет водителям только дополнительные сложности. И жителям Москвы и Санкт-Петербурга я, пожалуй, рекомендую воспользоваться возможностью оформить полис онлайн с доставкой бумажного варианта. Правда, как вы читали выше, онлайн-покупка доступна далеко не везде.

Что касается регионов, для жителей которых еОСАГО — серьезное подспорье, надеюсь, что все технические проблемы и юридические коллизии скоро будут исправлены.

ОСАГО онлайн сегодня

Выберите тип транспортного средства

Можно по-разному относиться к электронным онлайн сервисам. Конечно, далеко не всегда перевод тех или иных функций на виртуальную территорию является актуальным. Тем не менее, подобные шаги получили широкое распространение и крайне востребованы в сфере ОСАГО, и онлайн инструменты в этой области призваны упростить взаимодействие страхователей и страховщиков.

В силу обязательности на «автогражданку» приходится львиная доля сборов крупных компаний. В то же время, этот вид страхования требует существенных ресурсов для реализации всех необходимых процессов. Одно дело – заключить договор по страхованию ответственности опасного объекта с премией 100 000 рублей, и совсем другое – двадцать договоров по ОСАГО с тем же объёмом финансовых поступлений. Каждый договор требует отдельного сопровождения и индивидуального подхода. Кроме того, в «автогражданке» значительно выше частота страховых случаев по сравнению с другими видами страхования.

Причины «виртуализации»

В последнее время страхователи всё чаще сталкиваются с проблемами при звонках в call-центры страховщиков. Кроме того, автомобилисты отмечают увеличение времени обслуживания при визите в офис страховых компаний. Уже стало привычным повсеместное затягивание сроков рассмотрения выплатных дел. В конечном счете, это может привести к дополнительным потерям самого страховщика, скажем, в виде судебных издержек и неустоек за задержку выплаты. В такой ситуации онлайн ОСАГО может стать полезным инструментом как для страховых компаний, так и для их клиентов.

Страхователи получают доступ к нужной информации без необходимости посещать офис страховщика или ожидать ответа оператора. Если часть страхователей может решить свои вопросы с помощью интернет-ресурсов, остальные клиенты потратят заметно меньше времени на ожидание при личном или телефонном обращении. Вероятно, страховая компания даже получит возможность уменьшить затраты на персонал без ухудшения качества сервиса.

Онлайн калькуляторы страховки ОСАГО

Сегодня онлайн калькулятор полиса ОСАГО можно найти практически на каждом страховом сайте. Его предоставляют виртуальные площадки конкретных компаний, интернет-ресурсы страховых посредников и профильные информационные порталы. Сложно поверить, что когда-то посчитать страховую премию можно было только по телефону или в представительстве страховщика. Как говорится, к хорошему быстро привыкаешь.

Сейчас совершенно естественной воспринимается возможность предварительно узнать цену страховки ОСАГО онлайн. Электронный инструмент страховщика в любое время дня и ночи позволяет страхователю получить необходимую информацию.

В 2016 году онлайн калькуляторы ОСАГО станут ещё популярнее. В течение 2015 года изменились территориальные коэффициенты, повысились базовые ставки и был введён тарифный коридор. На фоне столь значимых ценовых изменений расчёт суммы премии в интернете оказывается крайне востребованным. Во многом эта возможность явилась спасительной для клиентов, позволяя сориентироваться в последних нормативных новшествах. Обычно для получения результата предлагается ответить на несколько вопросов, выбрав из списков подходящие позиции (для своего автомобиля).

Заявления о страховых случаях: удалённый контроль

Всё более распространена услуга электронного информирования потерпевших касательно статуса рассмотрения страхового случая. С одной стороны, высокую степень интереса заявителей здесь понять немудрено: они стремятся как можно быстрее получить законную компенсацию. В этой связи проявление некоторой нетерпеливости вполне объяснимо. Но, с другой стороны, ежедневные звонки в страховую компанию зачастую отвлекают специалистов. Время уходит на телефонное информирование, а не на непосредственное урегулирование убытков. А если текущие страховые случаи по ОСАГО исчисляются десятками тысяч?

Как правило, крупные страховые организации используют комплексные компьютерные программы для обработки обращений по страховым событиям в сфере ОСАГО. Порой большое количество таковых побуждает компании тратить весьма приличные суммы на электронную организацию соответствующих процессов. В рамках подобных инструментов пострадавшие получают возможность проверять «судьбу» своего заявления без каких-либо ограничений или неудобств. А специалисты отдела урегулирования убытков (или операторы call-центра) тратят гораздо меньше времени на информирование страхователей о ходе рассмотрения дел.

Полезные возможности онлайн ОСАГО в 2016 году

Веянием времени можно считать популяризацию сервисов по проверке полисов или агентов онлайн. Страхование ОСАГО, к сожалению, становится всё более привлекательной областью для разного рода мошенников (будь то физические лица или какие-нибудь «клубы» в сети интернет). В этой связи все участники рынка заинтересованы в оперативном выявлении и пресечении любых противоправных действий соответствующей направленности.

В числе прочего, часто на сайтах страховщиков можно встретить сервис, позволяющий заказать полис ОСАГО онлайн через соответствующую форму.

Здесь может быть предложено заполнить необходимые данные для оформления, либо предоставить сведения о предыдущей страховке в этой же компании (если данные не менялись). Достаточно полезными оказываются некоторые «приятные мелочи», такие как:

  • заявка на «обратный звонок»;
  • получение консультации по ОСАГО онлайн.
Другие публикации:  План рассадки гостей на свадьбе как оформить

В первом случае страхователь не тратит время на ожидание соединения с оператором. Сотрудник страховщика сам позвонит заявителю, когда будет готов обслужить клиента. А во втором примере любой желающий получает возможность привычного чата со специалистом в режиме реального времени без каких-либо телефонных звонков.

Что предлагают страховщики?

Среди компаний из первой двадцатки по объёмам страховой премии ОСАГО за 2015 год онлайн сервисы представлены следующими инструментами.

Таблица 1. Онлайн-инструменты на сайтах крупных страховых компаний.

Данная таблица даёт общее представление о текущей активности страховщиков ОСАГО в виртуальной сфере. Информация актуальна на июнь 2015 года. На момент написания настоящей статьи были недоступны некоторые сервисы онлайн «Росгосстраха» – ОСАГО в этой компании невозможно было приобрести в связи с приостановкой действия соответствующей лицензии. Однако уже летом 2015 года весь функционал был восстановлен. Скорее всего, на период санкций страховщик временно заблокировал отдельные инструменты на своём сайте, повинуясь решению ЦБ. В этой связи в таблице учтена возможность заказа страховки и присутствие онлайн калькулятора ОСАГО «Росгосстраха» за 2016 год, несмотря на временную неработоспособность сервисов летом 2015 года.

12 декабря 2014 года Центробанк ограничил лицензию на «автогражданку» СК «Альянс». Однако, если на портале «Росгосстраха» онлайн калькулятор ОСАГО представлен активной ссылкой, то интернет-ресурс «Альянса» такового вовсе нет. Впрочем, в начале 2016 года компания объявила о возвращении в сегмент ОСАГО, поэтому в течение года ситуация наверняка поменяется. Свернула работу в регионах «СГ МСК», что не могло не сказаться на уровне обслуживания в сегменте розницы. Из предложенных на официальном сайте страховщика инструментов для страховки ОСАГО остался только онлайн калькулятор. Никаких дополнительных «удобств» электронного характера для клиентов не предусмотрено.

«Онлайн» – не всегда онлайн!

Стоит отметить, что «содержание» интернет-сервиса может заметно отличаться от его названия. Например, на «виртуальных просторах» уже давно можно найти предложения, позволяющие приобрести полис ОСАГО онлайн. Между тем, даже официально подобная возможность предусмотрена только с 1 июля 2015 года. До этой даты полис ОСАГО онлайн купить невозможно. Да и после неё далеко не все подобные предложения будут подразумевать именно покупку электронной страховки. Чаще такой сервис предусматривает заявку на покупку, после чего в лучшем случае организуется бесплатная доставка полиса по указанному адресу.

«Онлайн консультант» на самом деле может оказаться обычной формой обратной связи, предусматривающей ответ по электронной почте в течение какого-то времени. Инструмент для определения КБМ онлайн на практике может всего лишь предложить оставить запрос. Ответ на него можно будет ожидать, скажем, в течение суток. Встречаются также нерабочие инструменты и сервисы, функционирующие с техническими сбоями. Не редки случаи ограничения тех или иных онлайн возможностей определёнными регионами (например, расчёт стоимости ОСАГО только для Москвы и Московской области). Подобные «сюрпризы» могут стать неприятной неожиданностью для страхователей.

Автолюбителю на вооружение

На этом фоне позитивным фактом видится появление электронных инструментов на базе Российского Союза Автостраховщиков (РСА). С их помощью неискушённый страхователь может хоть немного сориентироваться в «дебрях» ОСАГО за 2016 год. Онлайн сервисы союза автостраховщиков полезны и практичны применительно к различным ситуациям. А главное, они доступны без регистрации. Можно выделить основные из них, вызывающие наибольший интерес:

  1. Проверка бланка полиса на подлинность и принадлежность страховой компании по номеру.
  2. Проверка статуса (включая срок действия) договора ОСАГО по номеру бланка.
  3. Проверка текущего КБМ.
  4. Определение номера договора и страховщика по регистрационному знаку транспортного средства. Также сервис предоставляет информацию о лицах, допущенных к управлению ТС.
  5. Проверка стоимости запасных частей, нормо-часов и материалов (данные используются при расчёте компенсации ущерба по страховому случаю).
  6. Калькулятор ОСАГО.

Данные возможности, в том числе, представляют собой способ контроля страховых компаний. Каждый может проверить правильность информации по страховке, занесённой в электронную базу. Не составит труда убедиться в справедливости расценок на детали, используемых при расчёте убытка. В то же время, подобные сервисы являются верным «союзником» в борьбе с поддельными страховыми бланками. Таким образом, инструменты онлайн для ОСАГО в 2016 году становятся всё более актуальными в различных направлениях. А в некоторых случаях – практически необходимыми.

Полис ОСАГО можно будет возить в смартфоне

Таким образом, жизнь отечественного автомобилиста станет еще чуть комфортнее, хотя до высоких американских стандартов, когда с собой нужно возить только «права», еще далековато. К тому же водителям, которые только получили свое первое удостоверение, купили новый автомобиль или оформляют полис ОСАГО впервые, все равно придется ехать в страховую компанию для идентификации их личности при заключении договора. Но в общем и целом новация положительная, к тому же она даст страховщикам возможность сэкономить на размерах офисов и персонале, что в итоге, если бизнесмены от страхования поумерят свою алчность, может привести даже к снижению стоимости полиса. Кроме того, это устранит проблему торговли фальшивыми полисами, процветающую рядом с каждым МОТОТРЭР.

Впрочем, некоторые из страховщиков нововведению не рады. Как заявил заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов, введение электронных полисов. увеличит риск мошенничества. Например, при оформлении так называемого европротокола. Скажем, один участник мелкого ДТП не имеет ОСАГО и, тут же купив полис через интернет, предлагает оппоненту оформит аварию завтрашним числом, чтобы тот не мыкался по разным РСА и судам. Г-н Иванов не видят плюсов и в отказе от брокеров и агентов, которые, по его словам, «продают полисы возле подразделений ГИБДД также довольно эффективно». Позиция, заметим, довольно странная, особенно если учесть, что само страховое сообщество не устает жаловаться на мошенников, действующих под видом брокеров. Да и история с европротоколом выглядит надуманной, и даже если подобные схемы и будут иметь место, то явно не в массовом порядке и «распутать» их не составит труда не то, что компетентным органам, но просто службам безопасности страховых компаний. Но если вспомнить, что страховщики не устают жаловаться на тяжелейшее бремя содержания офисов и ведение бумагооборота, на которые списывают значительные суммы, то все становится на свои места.

ОСАГО может подорожать до 30 тыс. рублей к 2020 году

18 октября, 2017

Поделиться в социальных сетях:

Российский союз автостраховщиков (РСА) подготовил концепцию перехода ОСАГО на нерегулируемые государством тарифы с 2020 года. Пока же максимальную ставку базового тарифа предлагается увеличить с 4118 рублей до 30 тыс. рублей.

Фото: ТАСС/Донат Сорокин

Идеи страховщиков изложены в документе под названием «Предложения по переходу к свободному образованию тарифов по ОСАГО», который страховщики уже направили в Банк России. Об этом сообщает «Коммерсант».

Основной сценарий предполагает, что с 1 июля 2018 года ЦБ прекратит регулировать пять коэффициентов из восьми, которые он устанавливает сегодня. Страховщики по своему усмотрению будут устанавливать КТ (коэффициент территории преимущественного использования транспортного средства), КВС (коэффициент возраста и стажа водителя), КО (коэффициент ограничения по допуску за руль), КМ (коэффициент мощности двигателя) и КПр (коэффициент использования автомобиля с прицепом).

При этом Центробанк (ЦБ) будет регулировать только коэффициенты использования машины, аварийности и нарушений ПДД. Кроме того, он по-прежнему сможет устанавливать максимальную ставку базового тарифа. Например, 30 тыс. рублей, отмечают авторы документа. Для сравнения, сейчас максимальная базовая ставка тарифа ОСАГО для легкового автомобиля составляет 4118 рублей.

Вторым шагом должен стать полный отказ Банком России от регулирования тарифов ОСАГО. Страховщики считают, что это должно произойти с 1 января 2020 года, после чего Центробанк сможет лишь устанавливать нижнюю границу тарифного коридора, чтобы бороться с демпингом, и минимальный перечень обязательных факторов риска, которые страховщики обязаны учесть при установлении тарифов. Другими словами, если сейчас максимальная цена полиса не может быть больше трехкратного базового тарифа с территориальным коэффициентом, то с 2020 года страховщики смогут устанавливать стоимость ОСАГО без верхнего предела.

Страховщики представили и второй, более мягкий вариант либерализации ОСАГО. Он подразумевает, что на первом этапе ЦБ откажется от регулирования лишь четырех коэффициентов вместо пяти − возраста, стажа, ограничения по допуску за руль и прицепного, а максимальный базовый тариф для легковых автомобилей физлиц увеличится «всего» до 20 тыс. рублей. Но и в этом сценарии предусматривается, что с 1 января 2020 года все коэффициенты и полную стоимость полиса страховщики будут устанавливать по своему усмотрению.

Представители РСА уверяют, что многие автовладельцы от этого только выиграют, поскольку сегодня, например, для многих городов завышен территориальный коэффициент, и страховщики смогут это исправить. Однако автолюбители отнюдь не обрадованы предложениями страховщиков. «На рынке может произойти монополистический сговор − цены на ОСАГО рискуют взлететь в несколько раз, − заявил председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин в комментарии URA.RU. − Это обернется настоящим коллапсом − многие люди просто откажутся приобретать полисы». Похмелкин уверен, что государство должно устанавливать не только нижнюю, но и верхнюю границу стоимости ОСАГО, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны страховщиков.

Автолюбители в комментариях также отмечают, что в новых условиях будут вообще ездить без полиса или «напечатают полис сами». Как отмечает один из комментаторов, в новых условиях «покупать настоящий полис ОСАГО будет иметь смысл только тем, кто не реже раза в год совершает аварии на сумму не менее 60 тыс. рублей».

Напомним, что в сентябре свой вариант либерализации ОСАГО представил Минфин. В законопроекте, подготовленном ведомством, также предполагается отказ от регулирования некоторых коэффициентов − территории и мощности двигателя, но при сохранении контроля ЦБ за базовой ставкой тарифов.

Помимо этого предлагается ввести два новых варианта полиса. Если сейчас можно застраховаться только с лимитом выплат 500 тыс. рублей по вреду здоровью и 400 тыс. рублей по вреду имуществу, то Минфин хочет добавить тарифы с лимитами 1 млн и 2 млн рублей по каждой категории. Стоимость полиса для этих случаев предлагается устанавливать по договоренности между страховщиком и автовладельцем.

Еще одно новшество от Минфина − возможность снижать тариф ОСАГО для тех, кто придерживается безопасного стиля вождения. По замыслу авторов законопроекта, страховые компании будут по просьбе водителей устанавливать в машинах оборудование, которое фиксирует параметры движения, и использовать эти данные для установления более справедливых тарифов.

Сейчас специалисты Центробанка анализируют оба варианта либерализации ОСАГО – и от РСА, и от Минфина. Скорее всего, в итоге будет разработан некий гибридный документ, сочетающий предложения обоих разработчиков.

Как продлить полис ОСАГО?

Рассчитайте стоимость пролонгации ОСАГО на ваше авто

Пролонгация полиса ОСАГО

Каждый автомобилист рано или поздно сталкивается с необходимостью продления периода использования ОСАГО. Так происходит, потому что обязательное страхование, или как его еще называют, автогражданка, является обязательным видом страхования. То есть, каждый человек, который приобретает машину, должен за срок не более 10 дней оформить и страховой полис ОСАГО. А после первого года использования автогражданки встает вопрос уже о пролонгации полиса ОСАГО.

Узнать стоимость продления ОСАГО на свой автомобиль вы можете с помощью нашего калькулятора. Сравните предложения ведущих страховых компаний и выберите ту организацию, где ОСАГО дешевле:

Стоимость продления ОСАГО обычно составляет цену за новый полис за вычетом понижающего коэффициента, если водитель за предыдущий год не попадал в аварию. В ряде случаев оформляется ОСАГО на срок от 3 месяцев, а не на весь год, тогда продление периода использования автогражданки будет стоить меньше. Напомним, что продление ОСАГО с апреля 2015 года выросло в цене, ввиду решения законодательных органов. Наш калькулятор пролонгации ОСАГО поможет вам определить точную цену полиса. Вы можете продлить страховку ОСАГО в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, воспользовавшись нашими услугами.

Какие документы нужны для продления ОСАГО?

Правила продления ОСАГО говорят, что для этого необходимы следующие документы:

  • Предыдущий полис автогражданки;
  • Паспорт владельца автомобиля и водительские удостоверения всех людей, которые будут управлять машиной;
  • Талон о техническом осмотре авто, ПТС и свидетельство регистрации машины;
  • В случае, если пролонгацией полиса автогражданки занимается не владелец авто, необходима доверенность от владельца;
  • Также необходимо заполнить бланк заявления на продление ОСАГО.

Эти документы нужны для традиционного способа продления ОСАГО, когда для этого нужно ехать в офис страховой компании. Однако с лета 2015 года водителям доступна возможность перейти на электронное ОСАГО. Для этого не нужно ехать к Страховщику, чтобы продлить автогражданку. Достаточно зайти на сайт страховой организации через интернет и заполнить нужную информацию. Заполнение занимает совсем немного времени, и вы сразу получаете электронный полис ОСАГО, который можете, например, распечатать или просто записать его номер и начинать им пользоваться.

Можно ли оформить ОСАГО заранее?

Часто встает вопрос, за сколько дней можно продлить полис ОСАГО. Ведь бывает так, что человек в период окончания действия полиса может быть очень занят и просто забыть о нем. И для него легче позаботиться об этом вопросе заранее.

В законодательстве сказано, что приобретение полиса ОСАГО заранее возможно не более чем за 30 дней до окончания срока действия предыдущего полиса. То есть, например, если у вас заканчивается действие автогражданки 31 мая, то вы можете сделать досрочное продление ОСАГО уже с 1 мая.

Если вы, скажем, забыли продлить ОСАГО, то вы рискуете в двойном размере. Во-первых, езда без полиса запрещена законами РФ. За отсутствие полиса полагается денежный штраф или запрет езды на незастрахованном транспортном средстве. Во-вторых, вы в этом случае не застрахованы и при аварии можете остаться с большими долгами перед страховой компании потерпевшей стороны, если вы были виновником ДТП.

Во избежание неприятных инцидентов, пользуйтесь тем, что можно оформить ОСАГО заранее. Для этого есть все условия. Продлить ОСАГО можно и в другом городе, и в другом регионе: в любом населенном пункте, где есть офис вашей страховой компании.

ОСАГО в вопросах и ответах. В «АиФ» прошла онлайн-конференция

Тема обязательного автострахования животрепещущая и интересующая многих. Изменение тарифов, программ и оформления страховок — то, что беспокоит автолюбителей всегда. Тем более что законодательство в данном вопросе очень изменчиво.

Как меняется ОСАГО, насколько программа доступна в регионах, как будут повышаться тарифы и что делать с европротоколом — вопросов по данному виду страхования накопилось очень много. В «АиФ» прошла онлайн-конференция, где на вопросы читателей ответил глава Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Другие публикации:  Лимит выплаты осаго 2019

— Сегодня существует проблема оформления ОСАГО в регионах. Планируется ли какое-то решение этой проблемы?

— Проблема была в 2015 — начале 2016 года, сейчас она уже не стоит так остро, несмотря на то, что источник проблемы — недобросовестная деятельность — никуда не делся. Для решения проблемы доступности было запущено сразу несколько инструментов. В проблемных регионах запущена система «Единый агент РСА», которая позволяет в офисе одной страховой компании оформить полис ОСАГО другого страховщика. Электронное ОСАГО позволяет оформить «автогражданку» онлайн. Если возникли технические сбои при заключении договора в электронном виде, разработанная РСА система «Е-Гарант» предлагает страхователю перейти на сайт союза, где гарантированно можно будет заключить договор.

— Чем «Е-Гарант» отличается от Е-ОСАГО? Как его оформить?

— И в том, и в другом случае заключается электронный договор ОСАГО. Е-ОСАГО оформляется непосредственно на сайте страховщика. Но бывают технические сбои. Бывает, что серверы перегружены, что сайты «подвисают», у страховщика могут закончиться номера для заключения электронных договоров ОСАГО, и если система выдает ошибку, то пользователю предлагается перейти на официальный сайт Российского союза автостраховщиков, где можно оформить договор с другим страховщиком. А страховщик же, чей полис будет оформлен с помощью сайта РСА, выбирается так же, как и в системе «Единый агент РСА», то есть случайным образом по номеру ПТС. Это и есть «Е-Гарант»: система, гарантирующая приобретение полиса онлайн на сайте РСА, несмотря ни на какие технические сбои.

— Хотел оформить полис через сайт страховой, а он все время пересылает на сайт РСА. Это нормально? Могу ли я при этом оформить полис в той страховой, в которой хочу?

— Можете. Для этого нужно зайти на сайт страховой компании (только нужно убедиться, что это официальный портал, а не один из сайтов-дублёров, никакого отношения к нему не имеющих) и на сайте компании начать оформление полиса. Порой случаются технические сбои, серверы бывают перегружены. И, как я говорил раньше, система может предложить перейти на сайт Российского союза автостраховщиков. Там по номеру ПТС система случайным образом выберет для вас другого страховщика, ОСАГО которого там же, на сайте РСА, вы и оформите. Так что нет повода для беспокойства: все легитимно и официально. При этом всегда можно оформить договор в офисе страховой компании.

— Последнее время много разговоров про мошенников и недобросовестных автоюристов. Вы как-нибудь с ними боретесь?

— Борьба с недобросовестной деятельностью, наносящей ущерб и страховщикам, и страхователям, сегодня входит в число приоритетных задач РСА. Потому что это бедствие, которое принимает угрожающие масштабы и которое способно уничтожить рынок ОСАГО полностью. Он и так находится в состоянии перманентного кризиса.

Видов жульничества в сфере страхования великое множество. Фиктивные ДТП и имитация страховых случаев. Попытки оформить ОСАГО задним числом. «Черные автоюристы», выезжающие на место ДТП раньше сотрудников ГИБДД и предлагающие наивным автовладельцам наличные в обмен на переуступку прав требования. Изготовители подложных документов. Интернет-жулики, создатели сайтов-дублеров официальных сайтов страховых компаний и продающие там фальшивые полисы. Изготовители и распространители поддельных бланков ОСАГО. Перечислять могу до утра. К сожалению, от недобросовестной деятельности на протяжении многих лет страдали не только страховые компании, но и невнимательные граждане. В последнее время более пристальное внимание к вопросам противодействия такой деятельности стали проявлять правоохранительные органы и региональные власти. Работа проводится онлайн и офлайн, пресекается деятельность целых преступных группировок. Но мы ждем от местных администраций и правоохранительных органов большей кооперации. И, разумеется, сами автовладельцы не должны терять бдительности. Нужно помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

— Действительно ли по европротоколу делают нормальные выплаты? Их теперь увеличили до 100 тыс. или до 400 тыс.? Не могу разобраться.

— Вплоть до последнего времени максимальная выплата по европротоколу составляла 50 000 рублей, но с 1 июня 2018 года эта сумма выросла в два раза и составляет 100 000 рублей. Раньше европротокол можно было оформить, если участники аварии сошлись во мнении по поводу обстоятельств ДТП и о том, на каком автомобиле что именно повреждено в результате этого ДТП, а с этого момента это условие не является обязательным. Однако, если есть разногласия, надо зафиксировать факт ДТП и координаты машин в момент аварии с помощью глобальной навигационной спутниковой системы или же сфотографировать оба авто и передать данные в систему ОСАГО с помощью специального мобильного приложения, интегрированного с Единой системой идентификации и аутентификации.

Если же участников ДТП относительно европротокола все же терзают смутные сомнения, всегда есть вариант позвонить в ГИБДД, рассказать об обстоятельствах аварии и следовать дальнейшим указаниям сотрудников полиции по телефону.

Что же до лимита в 400 тысяч, то он действует только для жителей Москвы, Петербурга, Подмосковья и Ленинградской области. Но там важное условие, пока технически, к сожалению, не всем доступное: страховщику должна быть предоставлена некорректируемая информация о ДТП.

Напомню, что европротокол можно оформить, если в ДТП «встретились» не более двух авто, не нанесен ущерб другому имуществу, если нет пострадавших и у каждого из автомобилистов есть полис ОСАГО. Оформляют сегодня европротокол все чаще, на сегодняшний день это порядка трети попавших в ДТП, порядка 540 тысяч человек в прошлом году.

— Кому положено натуральное возмещение, а кому — денежное? Получается, что если натуральное возмещение, то мне машину будут ремонтировать в непонятном сервисе и непонятно какими деталями? Я могу отказаться и забрать деньгами, как раньше?

— Вместо направления на ремонт автовладелец получит денежную выплату в ряде случаев, оговоренных в законе. Например, если автомобиль не подлежит ремонту. если потерпевший получил средние или тяжелые травмы, если он является инвалидом, если стоимость ремонта выше максимальной выплаты, то есть 400 000 рублей. Денежную выплату получают родственники погибшего в ДТП.

Теперь что касается ремонта. К его срокам и качеству проведения законом предъявляются очень высокие требования. Так, мастерские обязаны использовать при проведении ремонта только новые детали, и денежные расчеты со страховщиком за такой ремонт идут без учета износа. На сам ремонт отводится не более 30 суток. Если же сроки нарушаются, то на страховщика налагаются штрафные санкции. Если потребителя не устроили результаты проведенного ремонта, то он может обратиться к страховщику с соответствующим заявлением.

Теперь про «непонятные сервисы». Автовладелец сам вправе самостоятельно выбрать наиболее подходящую мастерскую из предоставляемого страховой компанией перечня. И срок ремонта рассчитывается со дня представления потерпевшим своего автомобиля на СТО или передачи поврежденного автомобиля страховщику, если автомобиль не может доехать до СТО своим ходом и страховщик организует его транспортировку до СТО.

— Ходили разговоры, что, мол, штраф за езду без полиса хотят увеличить до 5000 руб. Потом вроде сказали, что не прошел закон. То есть не будут увеличивать штраф? Или будут, но не до 5000? Откуда вообще такая цифра? Почему так много?

— В Госдуму действительно был внесен законопроект об увеличении штрафа за отсутствие ОСАГО до 5000 рублей. Позже он был отозван на доработку. Насколько мне известно, его планировалось внести уже при новом составе правительства РФ.

Инициатива это не наша, но РСА ее в целом поддерживает. Сегодня штраф за езду без полиса ОСАГО 800 рублей. Если оплатить в течение 20 дней после ДТП, то и вовсе 400. Еще поди знай, остановят тебя или нет, попросят ли предъявить страховку. Тогда как средняя цена полиса «автогражданки» — 5800 рублей. И поэтому очень многие наши сограждане считают, что выгоднее пару раз оплатить штраф, чем заключать договор ОСАГО. Таких, по нашим оценкам, в стране сегодня порядка 1 миллиона. Но они при проведении своих «расчетов» совершенно не принимают во внимание тот ущерб, который сами наносят законопослушным автомобилистам. Потому что в случае ДТП с таким «экономистом» они уже не могут отремонтировать авто за счет страховщика.

Штраф, безусловно, нужно повышать. Но не так сильно, тут я согласен. Наше предложение — до 2,5 тыс. рублей.

— Повысятся ли в 2018 году тарифы на ОСАГО?

— В 2018 году не планируется повышения тарифов по ОСАГО. Стоимость полиса может измениться только при изменении данных автомобиля или количества вписанных водителей. Также скажется отсутствие или наличие аварий в истории водителя.

Однако в целом все идет к тому, чтобы система ценообразования была более дифференцированной, а цены при этом устанавливались не государством, а рынком. Рассчитываем, что обсуждение соответствующих изменений начнется уже в этом году.

Наши исследования показывают, что из-за несбалансированного тарифа убыточные водители недоплачивают премии, а безубыточные фактически покрывают образующийся недобор страховых взносов. Соответственно, решить проблему простым повышением тарифов опять для всех не удастся. Нужно распределение по справедливости, переход от устоявшейся модели к свободным тарифам по ОСАГО.

Особенно ярко сложную для рынка ситуацию можно проследить на примере территориальных коэффициентов, которые в ряде регионов занижены. Это является одной из причин сложившейся ситуации с убыточностью в некоторых субъектах РФ, которая привела к проблемам с доступностью ОСАГО.

Наши предложения следующие: для начала государство должно перестать устанавливать фиксированные значения ряда коэффициентов. Такое право нужно установить за страховщиком. Ведь страховщик, условно говоря, «знает» каждого водителя и может применить к нему индивидуальный подход.

Вторым этапом предлагается полная либерализация тарифов ОСАГО. Эта мера направлена на то, чтобы сделать всю систему ОСАГО более справедливой и сбалансированной. Для тех, кто ездил аккуратно и не допускал аварий, цены даже упадут. И наоборот, для злостных нарушителей ПДД и виновников аварий стоимость ОСАГО возрастет, что вполне справедливо. И «хорошие» водители не будут платить за «плохих».

— Что делать, если страховая развалилась, а у меня полис еще полгода действовать должен? Мне теперь новый покупать?

— Нет, ничего покупать не нужно. Если страховщик обанкротился или у него была отозвана лицензия, если виновник ДТП неизвестен или у него не было полиса ОСАГО, то компенсационные выплаты по жизни и здоровью осуществляются Российским союзом автостраховщиков. Что касается возмещения вреда имуществу, то РСА будет платить только в случае банкротства или отзыва лицензии компании.

Если вы виновник ДТП, то алгоритм действий стандартный: сообщите потерпевшему информацию о полисе (серию и номер, наименование страховщика, Ф.И.О. страхователя). Просто сделайте копию своего полиса и передайте его пострадавшему, не забыв заверить его подписью. Пострадавший может отказываться брать копию полиса, сославшись на то, что ваша страховая компания обанкротилась. Но он может обратиться в РСА, где ему подтвердят, что все в рамках закона. Будьте внимательны: если другой участник ДТП требует от вас отдать ему оригинал полиса, вызывайте представителя страховщика или полицию. Такие требования незаконны.

Если же вы пострадавшая сторона, а у виновника аварии полис в компании, которая либо обанкротилась, либо лишилась лицензии, то, наоборот, возьмите у него всю информацию о его полисе. Для получения страхового возмещения вам понадобятся: справка ГИБДД по форме № 748; копии протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если вам их выдали в ГИБДД; страховое извещение о ДТП, которое должно быть заполнено на месте аварии; информация о полисе ОСАГО виновника (номер полиса и дата его выдачи, название страховой компании, телефон представительства страховой компании).

С этими данными и обращайтесь в РСА за дальнейшими инструкциями и выплатой.

— Я слышал, что для аккуратных водителей с нормальным стажем хотят вводить скидки на полис. Будет ли это и когда?

— Сейчас обсуждается возможность сделать систему ценообразования на ОСАГО более персонифицированной и гибкой, привязанной к стажу и водительскому мастерству, дисциплинированности водителя и многим другим параметрам. Сегодня есть дисбаланс: дисциплинированные и аккуратные водители, по сути, расплачиваются за тех, кто игнорирует ПДД и постоянно допускает аварии. Обсуждаемые изменения исправят ситуацию. Но для этого, конечно, тариф должен быть свободным, чтобы страховые компании имели возможность поощрять аккуратную езду своих клиентов, конкурировать между собой. А любая конкуренция, как известно, приводит к улучшению условий и повышению качества сервиса.

Кстати, социологи из «Ромир» провели опрос и выяснили, что большинство автомобилистов поддерживают проект либерализации тарифов ОСАГО: «за» проголосовало 58% опрошенных, что, к слову, больше, чем показал результат их прошлого исследования. При этом 71% высказавшихся считают, что сейчас добросовестные водители платят за недобросовестных и за тех, кто злоупотребляет правом. Респонденты верят, что справедливый тариф поможет снизить стоимость ОСАГО для «хороших» водителей и увеличить — для «лихачей».

— Я купил полис онлайн. Как проверить, не подделка ли это? И как его ГИБДД показывать? Распечатанный полис — это законно?

— Заходим на сайт РСА. Раздел «ОСАГО / Сведения для страхователей и потерпевших», вкладка «Сведения для страхователей о статусе бланков и дате заключения договоров». Если по итогам запроса данные отсутствуют или не соответствуют действительности, то стоит лично обратиться к страховщику.

Представлять же сотруднику ГИБДД распечатанный на принтере полис ОСАГО абсолютно законно и легитимно. Проверить его подлинность он сможет с помощью мобильных устройств, обеспечивающих доступ к единой базе данных РСА.

— Не могу понять, из чего складывается стоимость полиса и как проверить коэффициенты.

— Цена складывается из двух показателей: базовый тариф и коэффициенты. Базовый тариф зависит от вида и цели использования авто, а также от юридического статуса его владельца. Ставка для легкового авто, которое используется для личных нужд, ниже, чем, скажем, для принадлежащих юридическим лицам большегрузов, автобусов, бетономешалок и так далее.

Полная стоимость страховки по ОСАГО равняется сумме, полученной в результате умножения величины базового тарифа на все специальные коэффициенты: мощность авто, регион регистрации, возраст и стаж водителя, количество водителей ТС, срок действия договора, история аварий. На последнем пункте хотелось бы заострить внимание, так как это фактор, на который повлиять проще всего, если хотите снизить стоимость полиса ОСАГО. КБМ (коэффициент бонус-малус), в зависимости от числа допущенных аварий, может быть как понижающим, так и повышающим.

Другие публикации:  Бух отчетность за 2019 год при усн

Каждый год безаварийного вождения обеспечивает дополнительные 5% скидки на полис ОСАГО. Таким образом, к примеру, для водителей, относящихся ко второму классу, КБМ составляет 0,95 (то есть 5% скидки), для третьего — 0,9 (10% скидки). Для автомобилистов, относящихся к последнему, самому высокому, тринадцатому классу, КБМ уже 0,5 (то есть 50% скидки). При аварии КБМ растет. И, соответственно, растет цена страховки. Нюанс: если для того, чтобы снизить стоимость ОСАГО, нужно аккуратно и безаварийно ездить из года в год, то чтобы повысить, достаточно одной аварии. Вот такой дополнительный резон строго соблюдать ПДД. Проверить свой КБМ можно на официальном сайте РСА.

ЦБ РФ обещает, что уже этим летом начнется большая реформа ОСАГО и тарифы изменятся. Пока схема расчета цены останется прежней, изменятся только некоторые показатели (расширится тарифный коридор и увеличится количество сегментов коэффициента возраст-стаж). Мы идем по пути индивидуализации тарифа, по пути установления максимально справедливого тарифа для каждого водителя. К 2020 году, согласно проекту ЦБ, должна произойти полная либерализация тарифов ОСАГО, и тогда система изменится полностью. Это позволит компенсировать издержки по рисковому сегменту, при этом хорошие водители перестанут платить за плохих.

— Почему страховщики жалуются, что ОСАГО — убыточный бизнес? Вся страна же платит, а в ДТП единицы попадают.

— Причин убыточности ОСАГО очень много. Во-первых, в ряде регионов территориальный коэффициент занижен и объективно не соответствует местным реалиям. Во-вторых, недобросовестная деятельность, деятельность «черных автоюристов»: только за 2017 год были возбуждены сотни уголовных дел, тогда как основная часть даже не доходит до суда., убытки для страховщиков исчисляются десятками миллиардов рублей. В-третьих, эффект от повышения тарифов был исчерпан почти сразу, средняя выплата за последние два года удвоилась, а средняя цена за полис ОСАГО почти не изменилась. В-четвертых, несколько лет назад страховщики, чтобы снизить собственные убытки, старались уходить из некоторых регионов, приносивших им убытки, а с появлением Е-ОСАГО и «Единого агента» это стало практически невозможно.

— Имеет ли смысл брать у автоюристов деньги, которые они предлагают прямо на месте ДТП? В чем выгода, в чем подводные камни?

— Если вы хотите подарить свои деньги жуликам, то имеет. Это давно отработанная схема. На место аварии еще до сотрудников ГИБДД прибывают «черные автоюристы» (могут представляться «страховыми комиссарами»). Оценив «на глазок» размер ущерба, предлагают автомобилисту в обмен на переуступку прав требования «возместить ущерб на месте».

И передают ему тут же определенную сумму денег: 10, 15, 20 тысяч рублей. Дальше они подают в суд на страховую компанию, прилагая завышенные результаты экспертизы, стоимости своей работы, требования о выплате штрафа по закону о защите прав потребителей и так далее. То, что выплачивает страховщик, забирают себе. Что самое интересное, их на то уполномочил сам пострадавший автовладелец, когда подписывал договор цессии. В тех же договорах указано, что выплата налогов на полученные деньги (то есть то, что выплатит страховщик), ложится на плечи страхователя. А страхователь, как правило, до поры до времени ни о каких налогах даже не знает. Пока ему не приходит штраф за их неуплату.

Ну и в целом. Глупо все же довольствоваться тем, что платят жулики, если официальная выплата по ОСАГО сегодня составляет в среднем уже 70 тысяч рублей. В несколько раз больше того, что предлагают они. Просто нужно не реагировать на уговоры внезапно появившихся на месте ДТП жуликов, а обратиться в официальную страховую компанию.

— Живу в Ульяновске, все время слышу, что наш регион «токсичный» по ОСАГО. Что это значит? Можно ли продолжать покупать полисы у местных страховых?

— Не местные страховщики влияют на «токсичность» того или иного региона, а недобросовестные посредники и «черные автоюристы», которые с помощью ряда полулегальных и нелегальных схем, использования фальшивых документов по ДТП, наносят колоссальные убытки страховщикам: десятки миллиардов рублей в год. Чаще всего «мухлюют» с европротоколом. Но убытки от действий жуликов — головная боль не только страховщиков: в «токсичных» регионах они, стремясь минимизировать многомиллионные убытки, могут спровоцировать сокращение продаж ОСАГО, что может приводить к дефициту.

Что же до Ульяновской области, то в прошлом году регион несколько улучшил свои позиции. Это могло произойти как по причине снижения недобросовестной деятельности, так и просто потому, что некоторые регионы стали еще более токсичными и на их фоне область выглядит сносно. Не исключено, что и региональные власти и правоохранительные органы стали активнее бороться с проблемой недобросовестных посредников.

Но закон об ОСАГО продолжает действовать: соответственно, страховку нужно покупать.

— Добрый день. Знаю, что тарифы ОСАГО регулирует Центробанк. Почему тогда в разных страховых компаниях страховка для меня стоит по-разному?

— В отношении базовой ставки ОСАГО действует так называемый тарифный коридор, в пределах которого страховые компании могут устанавливать стоимость на «автогражданку». Такой тарифный коридор был введен в 2015 году для того, чтобы предоставить страховщикам возможность предлагать лучшие условия для клиентов, конкурировать между собой. На финальную стоимость полиса влияют также КБМ, возраст, стаж, регион прописки и ряд других коэффициентов.

Этим летом, согласно проекту как раз-таки ЦБ РФ, должна начаться модернизация тарифов ОСАГО, в результате которой к 2020 году тариф станет полностью свободным. То есть право устанавливать тарифы должно будет полностью перейти к страховщикам. Бояться этого не стоит: международный опыт показывает, что такое освобождение тарифов не влечет за собой их увеличения. Наоборот, аккуратные водители получат меньший тариф, а нарушители правил — больший. Хорошие водители перестанут расплачиваться за «ошибки» плохих.

На первом этапе либерализации изменения планируются небольшие: расширится тарифный коридор на 20% вверх и 20% вниз, а сегментов по коэффициенту возраст-стаж станет значительно больше (с 5 до 50). Это уже сделает тарифы более индивидуальными.

— Скажите, пожалуйста, могу ли я электронный полис оплатить с электронного кошелька?

— Конечно, можете. Если хотите обогатить недобросовестных посредников. Только они предлагают заплатить за Е-ОСАГО с помощью электронного кошелька. Страховщики же предлагают оплату только с помощью банковских карт. Вообще же поддельных сайтов-дублеров появляется все больше и больше, на них правоохранители и страховщики ведут настоящую охоту, блокируют «пачками», но вместо одних появляются другие. Жулики полностью копируют архитектуру, стиль, дизайн оригинальных сайтов и даже названия страховых компаний, но могут «разбавлять» их тире, цифрами, нижними подчеркиваниями.

Для того чтобы не ошибиться, лучше зайти на сайт РСА и в разделе об электронном ОСАГО посмотреть перечень официальных сайтов и страниц, через которые можно оформить полис.

Некоторые жулики даже не пытаются копировать сайты, а называют себя посредниками, якобы предлагающими услуги оформления Е-ОСАГО или оформление «автогражданки» с доставкой полиса на дом. Посредничество в электронном ОСАГО запрещено законом.

— Недавно ввели какие-то новые правила, и сейчас вроде полис ОСАГО при регистрации автомобиля спрашивать не должны. Так ли это и куда обращаться, если все равно требуют показать полис?

— Действительно, до 10 июля 2017 года водитель должен был предоставить бумажный полис ОСАГО при обращении в ГИБДД, однако теперь «автогражданка» исключена из перечня обязательных документов. ГИБДД имеет доступ к Автоматизированной информационной системе ОСАГО (оператором является РСА), получить информацию о наличии страховки они могут оттуда.

Однако это не означает, что можно не иметь ОСАГО в принципе. Этого правила никто не отменял. Поэтому для минимизации вопросов просто возьмите полис с собой.

— Я собираюсь менять права по истечении срока их действия. Скажите, пожалуйста, как правильно переоформить страховку в этом случае? Нужно ли оформлять ее заново?

— Договор ОСАГО менять не придется, но вот страховщика о смене водительского удостоверения уведомить нужно, чтобы внести изменения (новый номер в/у) в полис ОСАГО. Тогда никаких проблем не будет. Договор ОСАГО после замены водительского удостоверения останется прежним, но в офисе страховой компании на бланке могут поставить штамп или оформить дубликат с новыми данными.

— У меня вопрос такой: ходят слухи, что планируется установка камер по определению наличия полисов ОСАГО, считаю эту затею преждевременной, ибо у нас много авантюристов среди страховщиков. Бардак в страховании кто-то желает повесить на водителей. Объясните, пожалуйста, кто с недобросовестными страхователями борется? Нам внизу кажется, что им дана полная свобода по вымогательству денег. Что делает РСА по этому вопросу?

— РСА, безусловно, осуществляет контроль за деятельностью страховщиков. В рамках этого контроля мы собираем и консолидируем жалобы и предложения от потребителей. Любой желающий в поисках справедливости и защиты своих интересов может обратиться в РСА, чтоб получить квалифицированную помощь в разрешении возникших вопросов. Мы, в свою очередь, проводим работу со страховыми компаниями, если это необходимо. Если жалобы единичны, то обычно хватает обращения РСА к руководству компании для разрешения вопроса. Если же жалобы потребителей носят системный характер, мы направляем запрос в ЦБ, который уже по запросу осуществляет проверку и применяет соответствующие меры вплоть до отзыва лицензии у страховой компании.

К этому стоит добавить, что большинство страховщиков заботятся о своей репутации и предпочитают решать возникающие вопросы без привлечения регулятора, предлагают решения, удовлетворяющие все стороны.

Что касается введения системы автоматической фиксации такого нарушения, как управления транспортным средством без полиса ОСАГО, то здесь нужно понимать следующее. ОСАГО — это средство защиты водителей. С одной стороны, виновник аварии не платит пострадавшему из своего кармана, за него это делает страховая компания. А пострадавший получает гарантию выплаты страхового возмещения. А теперь представьте, что у виновника нет полиса ОСАГО. Не думаю, что это может понравиться хоть кому-нибудь из автовладельцев. Поэтому использование камер автоматической фиксации правонарушений — вполне разумный шаг. И в первую очередь данная мера носит воспитательный характер. Законопослушным автомобилистам бояться здесь нечего. А нарушителей заставит задуматься.

— Добрый день! Смогут ли страховщики работать с ОСАГО, если он не будет навязываться законом? На рыночных условиях, как и с КАСКО? Или только выкручивая руки автомобилистам можно делать бизнес?

— У нас нет оснований предполагать, что, если страхование автогражданской ответственности перестанет быть обязательным, оно перестанет быть востребованным. Наличие большой линейки страховых продуктов, которые успешно в интересах и страхователя, и страховщика работают на рынке, свидетельствует, что ОСАГО сможет выжить и на рыночных условиях. Большинство потребителей признают необходимость и важность этого инструмента страхования, понимая, что ОСАГО защищает их от ответственности перед третьими лицами в случае ДТП. Последние социологические опросы показали, что респонденты признают, что страхование — необходимый элемент финансовой защиты, полезный для потребителей (77%, РОМИР, апрель 2018 г.)

Кроме того, хочется отметить, что риск попасть в ДТП — один из самых вероятностных рисков в страховании.

Страховое сообщество выступает как раз за то, чтобы такой продукт, как ОСАГО, регулировался исключительно рыночными методами. И это, к слову, общемировой тренд. Если сейчас, когда тарифы устанавливаются государством, страховые компании, по сути, лишены возможности делать льготные тарифы для безаварийных водителей и устанавливать более высокие для водителей «плохих», то при рыночной системе это будет возможным. И только тогда мы сможем увидеть, как в конкурентной борьбе страховые компании начнут предлагать нам наиболее интересные варианты и условия по ОСАГО. Единственное условие, которое, конечно, должно остаться общим для всех участников рынка, — это лимиты выплат.

— Есть расчете ОСАГО такая позиция, как преимущественное использование дорог (по собственнику ТС). Имея домик в деревне, многие страхуют автомобиль по заниженному тарифу, хотя используют его в городе. Как будет меняться эта ситуация?

— Речь идет об указании места регистрации транспортного средства. Здесь есть две возможные схемы. Первая — если страхователь намерено указывает неверное место регистрации ТС, чтобы сэкономить на страховке. В таком случае он, конечно, нарушает закон, предоставляя ложные сведения. Такое, к сожалению, бывает. Страховщики со своей стороны вынуждены тратить много сил и времени для проверки подобных деталей или рисковать и доверять страхователям на слово.

Мы со своей стороны инициируем масштабную работу совместно с органами охраны правопорядка для профилактики и предотвращения в том числе и подобных злоупотреблений. В ряде регионов нам удалось добиться хороших результатов. Для решения вопросов с недобросовестной деятельностью в ОСАГО в начале 2017 года во многих регионах удалось объединить усилия правоохранительных органов, страховых организаций, представителей субъектов Российской Федерации. Это взаимодействие позволило значительно снизить напряженность на рынке ОСАГО и уровень недобросовестной деятельности.

Во втором случае страхователь указывает реальное место регистрации автомобиля и полностью соблюдает законодательство и все формальные требования.

Я добавлю, что индивидуализация тарифа — цель, которую себе поставил ЦБ РФ — даст возможность страховым компаниям разрабатывать более гибкие условия для каждого клиента. Страховые компании сами смогут решать, в каких случаях страховка будет стоить меньше, а в каких — больше. Стоимость страховки в большей степени будет зависеть от самого страхователя, и автовладелец сможет пойти в ту компанию, где ему будет выгоднее страховать машину.