Блог

Федеральная комиссия по фондовому рынку требования к кандидату

Федеральная комиссия по фондовому рынку требования к кандидату

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) осуществляет регулирование рынка ценных бумаг в России. Государственное регулирование рынка ценных бумаг обеспечивает реализацию и защиту прав инвесторов и свободу деятельности участников рынка в рамках правил, предусмотренных законодательно-нормативной базой. Как федеральный орган исполнительной власти, ФКЦБ России проводит государственную политику в области развития рынка ценных бумаг, контролирует деятельность эмитентов и участников рынка и обеспечивает раскрытие информации на рынке ценных бумаг.

В настоящее время в центре внимания комиссии — улучшение норм корпоративного управления российских компаний, содействие их переходу на международные стандарты финансовой отчетности, развитие института коллективных инвестиций, в частности паевых инвестиционных фондов, оптимизация налогообложения инвесторов и участников рынка. Одно из важных направлений деятельности для ФКЦБ России сегодня – реализация пенсионной реформы и обеспечение сохранности и защиты средств, которые будут переданы под управление отобранных по конкурсу управляющих компаний.

Разработка законодательной и нормативной базы рынка ценных бумаг – одно из основных направлений деятельности ФКЦБ России. Комиссией разработаны поправки к закону “О рынке ценных бумаг”, к Уголовному Кодексу и Кодексу об административных нарушениях, направленные на пресечение манипулирования ценами и использования инсайдерской информации.

Основные направления деятельности:

  • разработка основных направлений развития российского рынка ценных бумаг;
  • лицензирование и контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров, управляющих компаний, клиринговых организаций, депозитариев, регистраторов, организаторов торговли на рынке ценных бумаг, включая фондовые биржи), инвестиционных фондов, управляющих компаний и спецдепозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; выдача разрешений на деятельность саморегулируемым организациям (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг и надзор за их деятельностью; контроль за соблюдением эмитентами законодательных и иных правовых актов о ценных бумагах;
  • аттестация руководителей и сотрудников профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • регистрация выпусков и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг и проспектов ценных бумаг;
  • обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
  • разработка законодательной и нормативной базы рынка ценных бумаг: законопроекты; правила осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами; стандарты эмиссии и порядок регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг; обязательные требования к операциям с ценными бумагами и др.

Полномочия ФКЦБ России не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов РФ. Это входит в ведение Министерства финансов РФ.

Постановления ФКЦБ России подлежат обязательному опубликованию, вступают в силу со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в установленном порядке.

Состав ФКЦБ России:

Членами ФКЦБ России являются 11 человек.

Председатель ФКЦБ России Костиков Игорь Владимирович обладает статусом федерального министра и назначен на должность Указом Исполняющего обязанности Президента Российской Федерации В.В. Путина от 1 февраля 2000 года №297.

В состав ФКЦБ России входят:

Колесников Геннадий Исаакович – первый заместитель председателя;
Зуев Константин Эдуардович – статс-секретарь – заместитель председателя;
Катаева Елена Георгиевна – заместитель председателя;
Захарова Надежда Николаевна – секретарь ФКЦБ России;
Глазунов Дмитрий Анатольевич – член ФКЦБ России;
Плешаков Александр Владимирович – член ФКЦБ России;
Шаронов Алексей Владимирович – член ФКЦБ России;
Харламов Сергей Константинович – член ФКЦБ России;
Профатилов Сергей Николаевич – член ФКЦБ России.

Структура органов ФКЦБ России

В рамках Центрального аппарата ФКЦБ России действуют следующие управления, организованные в соответствии с основными направлениям деятельности Комиссии:

  • управление методологии финансовой информации и отчетности;
  • управление контроля за проведением операций с ценными бумагами;
  • управление регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • управление регулирования выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг;
  • управление взаимодействия с регионами;
  • управление регулирования деятельности регистраторов, депозитариев и клиринговых организаций;
  • управление регулирования инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • управление взаимодействия с саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвесторами;
  • юридическое управление;
  • учебно-методическое управление;
  • управление внешних связей;
  • управление делами;
  • управление бухгалтерского учета;

14 региональных отделений (РО ФКЦБ России)

Региональные отделения комиссии образуются решением ФКЦБ России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и действуют на основании положения, утверждаемого комиссией. РО обеспечивают выполнение установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка, практическую реализацию принимаемых ФКЦБ России решений и контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. В настоящее время РО функционируют в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов, Владивосток, Красноярск, Орел, Омск, Самара, Челябинск, Саратов, Иркутск.

Коллегия ФКЦБ России

Коллегия ФКЦБ России состоит из 15 человек. В состав коллегии входят председатель ФКЦБ России, первый заместитель и три заместителя председателя ФКЦБ России, секретарь ФКЦБ России, пять представителей федеральных органов исполнительной власти, в том числе в обязательном порядке представитель Министерства финансов РФ, представитель Центрального банка РФ, председатель экспертного совета ФКЦБ России, представители палат Федерального Собрания РФ. Коллегия утверждает регламент работы и деятельности экспертного совета.

Экспертный совет при ФКЦБ России

При ФКЦБ России создан постоянно действующий консультативно-совещательный орган – экспертный совет. В состав совета входят представители администрации Президента Российской Федерации, Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом, Министерства по налогам и сборам РФ, Центрального банка РФ и Российского фонда федерального имущества, а также представители профессиональных участников рынка ценных бумаг, СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, их союзов, ассоциаций и других общественных объединений, независимые эксперты.

Экспертный совет проводит подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, связанных с исполнением полномочий ФКЦБ России, разрабатывает предложения по основным направлениям регулирования рынка ценных бумаг, рассматривает проекты постановлений ФКЦБ России.

ФКЦБ России существует в разных статусах с 1993 года. В соответствии с Распоряжением Президента Российско Федерации № 163-рп от 09 марта 1993 г. “О Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации” была образована Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года №1009 «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» комиссия была преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг.

Функции и полномочия ФКЦБ России определены Федеральным законом от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и соответствующим Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 2000 года № 620 «Вопросы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» утвердил новую редакцию Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и привел его в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации. Новая редакция Положения определяет функции ФКЦБ России по регулированию рынка ценных бумаг и подтверждает ее статус как федерального органа, отвечающего за проведение государственной политики в области защиты прав инвесторов.

Федеральная комиссия по фондовому рынку требования к кандидату

&nbspФондовый рынок / Законодательство / Ценные бумаги

Вся власть — Федеральной комиссии!

В ближайшее время вступит в силу закон «О рынке ценных бумаг», который перевернет существующую систему регулирования фондового рынка. Россия станет еще ближе к Европе. Но не сразу.

De jure
Новый закон вместе с законом «О банках и банковской деятельности» утверждает в России так называемый посекторный принцип регулирования финансового рынка, переход к которому активно идет в странах Евросоюза и Восточной Европы. Это означает появление единых для всех правил, которым на фондовом рынке должны теперь следовать все институты независимо от их характера. За пределами фондового рынка особенности функционирования таких институтов будут определять специально посвященные им законы. Так, например, в принятом недавно законе «О банках и банковской деятельности» фондовые операции выведены за рамки банковских, следовательно, теперь при осуществлении фондовых операций надзор за деятельностью банков формально переходит к Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, которая должна регулировать ее на общих для всех профессиональных участников рынка основаниях. Во всем остальном работа банков подлежит регулированию со стороны ЦБ. Новые полномочия несут и новое название: в законе Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку переименована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).
Альтернативой функциональному, или посекторному, принципу регулирования, предполагающему общие правила игры для всех участников данного рынка, является институциональный. Суть его заключается в том, что особые правила игры устанавливаются не для рынков со всеми их участниками, а для финансовых институтов, каждому из которых предписывается свой кодекс поведения на определенном рынке. Именно такой подход и практиковался до последнего времени в Германии и России. В англосаксонских странах и Японии существовал сплав двух типов регулирования. Посекторный принцип в наиболее последовательном виде ныне воплощается в странах Европейского Союза: согласно новым нормам регулирования рынка ценных бумаг, которые вступили в силу с 1 января 1996 года и распространяются на все страны — члены ЕС, участник данного финансового рынка должен под деятельность на нем выделить часть своего уставного капитала (или весь, если такая деятельность для него исключительна) и специальные резервы в соответствии с нормативами рисков для этого рынка. Применение посекторного принципа регулирования в столь чистом виде позволяет банкам заниматься любой деятельностью, разрешенной законодательством. Это делает их фактически универсальными, правда, на иных принципах, чем это было до сих пор в классической немецкой модели. Поэтому в последние пару лет Германия постепенно подтягивала свое банковское регулирование к нормам ЕС: для операций на тех или иных рынках банки стали создавать дочерние фирмы с обособленными уставными капиталами.

Другие публикации:  Как внести изменения в исковые требования

De facto
Первейшее условие посекторного регулирования — наличие единого для данного сектора рынка регулирующего органа. Такой орган на фондовом рынке есть в большинстве развитых стран. В России же до принятия закона «О рынке ценных бумаг» фондовый рынок оставался разбитым на удельные княжества нескольких ведомств — Минфина, ЦБ, Госкомимущества, ФКЦБ. Ни создание в конце 1994 года Федеральной комиссии по ценным бумагам, ни придание ей статуса министерства три месяца спустя положения не изменили, поскольку другие ведомства сохраняли прежние полномочия по регулированию фондового рынка. Федеральная комиссия лишь брала под свой патронаж вновь создаваемые на фондовом рынке институты, но бразды правления всем рынком в 1995 году ей так и не достались, несмотря на тот факт, что тогда ее непосредственным руководителем был первый вице-премьер Анатолий Чубайс.
И вот теперь положение юридически меняется кардинально: закон «О рынке ценных бумаг» устанавливает на фондовом рынке единоначалие, передавая Федеральной комиссии широкий круг полномочий, принадлежавших ранее другим органам. Оговорка «юридически» не напрасна, поскольку Федеральная комиссия в ближайшее время вряд ли справится с водопадом новых полномочий. Правда, по чисто техническим причинам. Многие функции она, судя по всему, пока будет вынуждена временно оставить за другими ведомствами. Закон предусматривает две возможности делегировать им полномочия ФКЦБ. Во-первых, определяется переходный период в один год, в течение которого характер деятельности и лицензии участников рынка должны приводиться в соответствие с этим законом. Причем комиссия вправе продлить его до двух лет. Во-вторых, закон вводит так называемую «генеральную лицензию», которая выдается Федеральной комиссией федеральным органам исполнительной власти (первые кандидаты — ЦБ и Минфин) и по сути представляет собой право лицензировать и контролировать профессиональную деятельность на фондовом рынке.
Таким образом, несмотря на тихую революцию в вопросах регулирования, на фондовом рынке во многом сохранится status quo. Однако только до тех пор, пока Федеральная комиссия не нарастит мускулы.

Регулирование фондового рынка будет централизовано

Что меняет закон

— Вводит посекторное регулирование фондового рынка.
— Централизует регулирование и контроль.
— Определяет статус саморегулируемых организаций — профессиональных участников РЦБ. Они вправе устанавливать требования к своим членам в рамках законодательства, контролировать их деятельность, но не лицензировать, как это предполагалось в ранней версии Закона о РЦБ.
— Определяет характер информации, предоставляемой профессиональным участником, эмитентом и владельцем ценных бумаг.
— Устанавливает новые виды профессиональной деятельности на рынке: деятельность по управлению ценными бумагами и по организации торговли, подвидом которой считается биржевая.
— Исключает консультационную деятельность из числа самостоятельных видов профессиональной деятельности на РЦБ.
— Меняет принципы лицензирования. Большинство участников рынка (кроме реестродержателей) будут получать универсальную лицензию профессионального участника РЦБ.
— Разделяет фондовые и товарные биржи. Это ведет к ликвидации (преобразованию) фондовых отделов товарных бирж.
— Дает возможность фондовым биржам организовываться в форме некоммерческого партнерства. Ранее биржа была единственной некоммерческой организацией в форме акционерного общества (закрытого типа).
— Меняет состав членов фондовой биржи: ими могут быть любые профессиональные участники РЦБ, определенные в законе.
— Закрепляет обязанность дилера соблюдать объявленные существенные условия сделки: цену, количество, срок действия объявления.
— Разрешает осуществлять деятельность брокера и деятельность по управлению ценными бумагами физическим лицам (индивидуальным предпринимателям).
— Делает реальной эмиссию без проспекта, которая в последние годы существовала только на бумаге (максимальный объем ее составлял абсолютную величину 50 млн руб.) Теперь проспект эмиссии требуется, если число заранее известных владельцев превышает 500 или объем эмиссии — 50 тыс. минимальных зарплат.
— Определяет, что держателем реестра акционеров может быть само акционерное общество, если число акционеров не превышает 500, а не 1000, как до сих пор.

Что закон оставляет в принципе неизменным

— Нормы регистраторской деятельности, в частности условия предоставления реестродержателем информации и ее характер, оплату его услуг, несовместимость регистрационной деятельности с другими видами деятельности и т. д.
— Ряд особенностей первичного размещения выпуска ценных бумаг, в частности сроки.

Что остается за рамками закона

— Эмиссия государственных ценных бумаг Федерации и ее субъектов, которая будет регулироваться отдельным законом.
— Неэмиссионные ценные бумаги (векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты). Их выпуск и обращение будут регулироваться банковским законодательством.
— Деятельность инвесторов.
— Требования к инвестиционным институтам (условия учреждения и т. д.).
— Инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды. Их деятельность будут регулировать законы «Об инвестфондах» (разработка начата в марте) и «О негосударственных пенсионных фондах».
— Возможность совмещения видов профессиональной деятельности на РЦБ, за исключением регистраторской, определенной как исключительная.
— Требования к профессиональным участникам рынка, ограничивающие риски по фондовым операциям (минимальный размер собственных средств, резервы и т. д.).
— Органы, регистрирующие выпуски ценных бумаг.
— Акции на предъявителя. Долю их в уставном капитале предоставлено определять ФКЦБ самостоятельно.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (далее — ФКЦБ или Федеральная комиссия) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг.

Организацию, основные функции и компетенцию ФКЦБ в основном регламентирует Закон РФ «О рынке ценных бумаг». Федеральная комиссия является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, расчетный счет и иные счета, включая валютный. Место нахождения ФКЦБ — город Москва. Руководитель Федеральной комиссии является по должности федеральным министром. Должности пяти членов ФКЦБ (первого заместителя председателя, заместителей председателя, секретаря Федеральной комиссии) являются государственными должностями государственной службы и замещаются в установленном порядке. Деятельность ФКЦБ строится на коллегиальной основе. Коллегия Федеральной комиссии состоит из 15 членов, включая председателя Федеральной комиссии, первого заместителя и заместителей председателя, секретаря Федеральной комиссии. Пять членов коллегии Федеральной комиссии являются представителями федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, связанные с рынком ценных бумаг. В их состав в обязательном порядке включается представитель Министерства финансов Российской Федерации. Один член коллегии Федеральной комиссии является представителем Центрального банка Российской Федерации, два члена коллегии представляют палаты Федерального собрания Российской Федерации. По должности входит в состав коллегии Федеральной комиссии председатель Экспертного совета при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Экспертный совет при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг — консультативно-совещательный орган, который создается Федеральной комиссией и в который входят 25 членов: представители государственных органов и организаций, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка и рынка ценных бумаг, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных

18 Положение о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг: Постановление ФКЦБ РФ от 01.07.97.

бумаг, их союзов, ассоциаций, иных общественных объединений и независимые эксперты.

Своих кандидатов в Экспертный совет при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг избирают профессиональные участники рынка ценных бумаг на всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг, организуемой Федеральной комиссией. Избранные кандидаты утверждаются решением Федеральной комиссии. Председатель Экспертного совета избирается членами Экспертного совета и утверждается председателем Федеральной комиссии. Порядок представления кандидатур для избрания в члены Экспертного совета, проведения и подведения итогов голосования устанавливается решением всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг. Кандидаты в Экспертный совет от государственных органов представляются этими государственными органами и утверждаются решением Федеральной комиссии. Член Экспертного совета назначается сроком на два года с возможностью назначения любое количество раз.

Работа в коллегии Федеральной комиссии и Экспертном совете при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг представителей государственных органов и иных организаций, указанных в настоящей статье, осуществляется на безвозмездной основе. Коллегия Федеральной комиссии самостоятельно утверждает регламент работы и деятельности Экспертного совета.

Федеральная комиссия для осуществления своих полномочий создает территориальные органы. Региональные отделения Федеральной комиссии образуются решением Федеральной комиссии по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для обеспечения выполнения установленных законодательством Российской Федерации норм, правил и условий функционирования фондового рынка, практической реализации принимаемых Федеральной комиссией решений и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Региональное отделение Федеральной комиссии действует на основании Положения, утверждаемого Федеральной комиссией. Председатель регионального отделения утверждается Федеральной комиссией на основании совместного представления главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и председателя Федеральной комиссии.

Федеральная комиссия имеет рабочий аппарат. Расходы, связанные с деятельностью Федеральной комиссии, финансируются из средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти.

Функции Федеральной комиссии:

осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности. Правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются Федеральной комиссией совместно с Министерством финансов Российской Федерации;

Другие публикации:  Договор дарение образец составления

устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра;

устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

7) выдает генеральные лицензии на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии. Аннулирование генеральной лицензии, выданной уполномоченному органу, не влечет аннулирования лицензий, выданных им профессиональным участникам рынка ценных бумаг;

устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирует указанные лицензии при нарушении требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией;

определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией;

обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;

обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

13) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к пер- соналу этих организаций, организует исследования по воп- росам развития рынка ценных бумаг;

разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу;

разрабатывает соответствующие методические рекомендации по практике применения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

осуществляет руководство региональными отделениями Федеральной комиссии;

ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;

устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;

обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации;

осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;

устанавливает соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала.

Федеральная комиссия вправе: 1) выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также на осуществление контроля на рынке ценных бумаг федеральным органам исполнительной власти (с правом делегирования функций по лицензированию их территориальным органам);

2) квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами;

в случаях неоднократного или грубого нарушения профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах принимать решение о приостановлении или аннулировании лицензии, выданной на осуществление профессиональной деятельности с ценными бумагами.

по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, отказать в выдаче лицензии саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, аннулировать выданную ей лицензию с обязательным опубликованием сообщения об этом в средствах массовой информации;

организовывать или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проводить проверки деятельности, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Федеральной комиссии;

8) направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по воп-

росам, отнесенным к компетенции Федеральной комиссии (включая недействительность сделок с ценными бумагами);

9) принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений Федеральной комиссии;

применять меры к должностным лицам и специалистам, имеющим квалификационные аттестаты на право совершения операций с ценными бумагами, в случае нарушения законодательства Российской Федерации;

устанавливать нормативы, обязательные для соблюдения эмитентами ценных бумаг, и правила их применения.

Федеральная комиссия принимает решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах. Эти решения принимаются в форме постановлений, подписываются председателем Федеральной комиссии, а в его отсутствие — его первым заместителем.

Принятие постановлений Федеральной комиссии без предварительного рассмотрения их на Экспертном совете при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг не допускается. Экспертный совет при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг осуществляет:

подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, связанных с исполнением полномочий Федеральной комиссии;

разработку предложений по основным направлениям регулирования рынка ценных бумаг;

предварительное рассмотрение проектов постановлений, принимаемых Федеральной комиссией, и их публикацию по требованию любого члена Экспертного совета при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Экспертный совет вправе большинством голосов его членов приостано-

вить на срок до шести месяцев введение в действие постановлений Федеральной комиссии.

Постановления Федеральной комиссии подлежат обязательному опубликованию. Подготовка и принятие документов, в которых Федеральной комиссией специально выделяется кредитная организация, производятся по согласованию с Центральным банком РФ. Регулирование операций с валютными фондовыми ценностями производится Федеральной комиссией по согласованию с Центральным банком РФ. Нормативные акты по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг принимаются федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции только по согласованию с Федеральной комиссией.

Постановления Федеральной комиссии по вопросам, отнесенным к ее компетенции, обязательны для исполнения федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями. Вместе с тем постановления Федеральной комиссии могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами в суд или в арбитражный суд.

Научная электронная библиотека

Топсахалова Ф. М.-Г.,

5. Регулирование рынка ценных бумаг

Под регулированием рынка ценных бумаг понимают упорядочение деятельности на нем всех участников и сделок между ними со стороны уполномоченных организаций.

Внутреннее регулирование — это подчиненность участников рынка ценных бумаг (эмитентов, инвесторов, профессионалов) собственным нормативным документом, т.е. уставу, правилам и стандартам осуществления деятельности.

Внешнее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации нормативным актом государства, других организаций, международным соглашением.

Различают также следующие виды регулирования:

  • государственное регулирование;
  • общественное регулирование;
  • рыночный надзор;
  • саморегулирование.

Нормальное функционирование рынка ценных бумаг наряду с ин­формационной, депозитарно-клиринговой и регистраторской инфра­структурой обеспечивает также регулятивная инфраструктура. Она включает в себя следующие подсистемы:

  • регулятивные органы, т.е. органы государственного регулирова­ния и саморегулируемые организации;
  • регулятивные (законодательные, регистрирующие, лицензион­ные, контрольные и т.д.) функции и действия;
  • правовое обеспечение, т.е. законодательная и нормативная базадеятельности фондового рынка;
  • этика рынка ценных бумаг.

Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующим функциям:

  1. Идеологическая и законодательная функции (концепция развитиярынка, программа ее реализации, управление программой, законода­тельные и нормативные акты для запуска и развития рынка, установле­ние требований к участникам, операционных и учетных стандартов).
  2. Стимулирующая функция (создание эффективного механизмаперераспределения денежных ресурсов в наиболее важные и значимыесекторы экономики).
  3. Административная функция (прямое административное регули­рование рынка, применение санкций).
  4. Контрольная и надзорная функции (контроль за экономическойбезопасностью рынка, регистрация и контроль за входом на рынок,регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвес­тиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контрольза соблюдением правовых и этических норм).
  5. Арбитражная функция (разрешение споров между участникамирынка через систему судебных органов).

Таким образом, являясь одним из основных регуляторов фондового рынка, государство способствует выполнению таких задач, как:

  • создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаги обеспечение ее открытости для инвесторов;
  • формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том чис­ле государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
  • предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
  • предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства.

Кроме регулятора, государство выступает также в качестве участни­ки рынка ценных бумаг, т.е.:

  • является эмитентом облигаций федеральных, субфедеральных имуниципальных займов в лице органов федеральной, субфедеральноймуниципальной власти;
  • является инвестором на рынке фондовых инструментов как вла­делец закрепленных в федеральной и муниципальной собственности Пакетов акций приватизированных предприятий;
  • выполняет функции профессионального участника в лице Цент­рального банка РФ, являющегося посредником в размещении государ­ственных ценных бумаг и в лице Российского фонда федерального имущества, организующего аукционы по продажам акций приватизи­рованных предприятий.

Существуют следующие модели регулирования государством рынка ценных бумаг:

Первый вариант — регулирование фондового рынка преимуще­ственно сосредотачивается в государственных органах, лишь неболь­шая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством так называемым саморегулируемым органи­зациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг). Пример — Франция.

Второй вариант — максимально возможный объем полномочий пе­редается саморегулируемым организациям, значительное место в конт­роле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, ин­дивидуальные согласования с участниками рынка, при этом государ­ство сохраняет за собой основные контрольные, функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример — Великобритания.

Другие публикации:  Учередительный договор

Фондовый рынок России имеет сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих этот рынок. Это объясняется масштабной приватизацией, в ходе которой значительная часть государственных предприятий становятся акционерными обществами, создаются инвестиционные фонды, осуществляется первичное разме­щение огромного количества акций приватизированных предприятий, что, в свою очередь, вызывает активное вмешательство в регулирова­ние рынка ценных бумаг Госкомимущества, а также смешанной (бан­ковской и небанковской) моделью фондового рынка, в результате чего регулирующими рынок инстанциями выступают одновременно и Центральный банк, и небанковские государственные органы.

К органам государственного регулирования рынка ценных бу­маг относятся:

Высшие органы власти — Государственная Дума, Президент, Правительство;

Государственные органы министерского уровня — Федеральная ко­миссия по рынку ценных бумаг, Министерство финансов РФ, Цент­ральный банк РФ, Государственный комитет по антимонопольной по­литике, Государственный страховой надзор.

ФКЦБ имеет следующие основные полномочия:

1.Идеология и координация

  • разрабатывает основные направления развития фондового рынка;
  • координирует деятельность других государственных органов нарынке ценных бумаг.
  • устанавливает правила и стандарты работы на рынке ценных бу­маг, требования к его участникам, включая технические функции:учет, отчетность, регистраторская, депозитарная и расчетно-клиринговая деятельность.

3.Лицензирование, аттестация и регистрация

  • лицензирует все виды деятельности на рынке ценных бумаг испециализированные организации на нем;
  • регистрирует ценные бумага нерезидентов и иностранных государств.

4.Контроль и надзор

  • контролирует деятельность профессиональных участников рын­ка ценных бумаг, создаваемых ими организаций, а также эмитентов;по вопросам выпуска ценных бумаг;
  • направляет им обязательные предписания.
  • обеспечивает публичное раскрытие информации о российском рынкеценных бумаг (его участниках, эмитентах, ценных бумагах и т.д.).

6.Образование и исследования

  • устанавливает квалификационные требования для лиц, ведущихпрофессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  • содействует развитию образования и организует исследованияв этой области.

Министерство финансов на рынке ценных бумаг является государ-11мшным органом регулирования этого рынка, а также выполняет все функции эмитента по выпуску государственных — на федеральном уров­не ценных бумаг. В качестве последнего Минфин РФ разрабатывает не и п и условия выпуска ценных бумаг, заключает договора на их пер-иичпое размещение, оказывает организационно-техническое воздействие и со дании первичного и ликвидного вторичного рынков государствен­ных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос 1м них, определяет цены вторичного размещения и т.п.

Центральный банк России также является государственным орга­ном регулирования фондового рынка, с одной стороны, а с другой — профессиональным участником, активно ведущим операции с цен­ными бумагами.

В соответствии с Законом «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», а также норматив­ными актами Банка России, им выполняются определенные функции по регулированию рынка ценных бумаг, а именно: установление для банков правил совершения операций на рынке ценных бумаг, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами, лицензирование, ргулирование и контроль операций банков с ценными бумагами (в настоящее время такие операции признаны банковскими и включены в общебанковскую лицензию, поэтому получение специальной лицензии не требуется), регистрация выпусков ценных бумаг банков, регулирова­ние совместно с Минфином РФ выпуска и обращения государственных ценных бумаг, ведение реестра ценных бумаг банков, регистрация и ведение реестра акционерных обществ-банков, подготовка специалис­тов по ценным бумагам через систему банковского образования.

Кроме этого, в соответствии с Законом РФ «О валютном регулиро­вании и валютном контроле» Банк России регулирует обращение цен­ных бумаг, валютных ценностей как части банковских, так и небан­ковских операций. Значительная часть вышеперечисленных регулирую­щих функций передана Центральным банком РФ своим территориальным управлениям.

Такие важнейшие функции и задачи государственного регулирова­ния фондового рынка, как: создание единой нормативно-правовой базы, способов и параметров регулирования рынка; обеспечение защи­ты прав участников рынка от недобросовестности, мошенничества; обес­печение открытости информации; отказ от привилегий для отдельных участников рынка, — осуществляются путем прямого вмешательства в функционирование рынка ценных бумаг.

Меры косвенного воздействия государства на фондовый рынок осуществляются через систему налогообложения, денежную политику, го­сударственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.

Под общественным регулированием понимают воздействие общества на участников рынка ценных бумаг посредством механизма общественного мнения. Причиной некоторых регулирующих действий со сторон м государства или саморегулируемых организаций нередко является именно общественный резонанс.

Рыночное регулирование — настройка процесса движения фондового капитала под влиянием действия закона стоимости и цен.

Рыночное регулирование тесно связано с рыночным надзором, ос­новным смыслом организации которого является поддержание спра­ведливого и эффективного рынка ценных бумаг, соблюдение этики фондового рынка. Этика фондового рынка как элемент регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг представляет собой правила добросовестной профессиональной деятельности, основанные на общече­ловеческих моральных и нравственных нормах, понимании значимос­ти общественных интересов и необходимости признания и соблюдения в практической деятельности правопорядка всеми профессиональными участниками рынка. С этой целью к организаторам торговли предъяв­ляются требования по разработке мер для предотвращения манипули­рования ценами и использования инсайдерской информации.

Под манипулированием ценами понимают действия участников тор­гов, направленные на создание ложных ценовых ориентиров с целью ввести в заблуждение участников фондового рынка, что в конечном итоге приводит к дестабилизации рынка ценных бумаг.

Манипулирование ценами предполагает:

  • осуществление фиктивных сделок с ценными бумагами, т.е. одновременных покупок и продаж ценных бумаг для создания видимойактивности на рынке;
  • сделки по договоренности, т.е. совершение двумя контрагентамисделки по заранее оговоренной цене с целью изменить ситуацию нарынке в свою пользу;
  • сделки корнеров, совершаемые группой торговцев, сконцентрировавших в своих руках большое количество ценных бумаг данноговида, позволяя им диктовать свои цены;
  • тайный сговор профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • использование «утечки информации» о ценных бумагах;
  • пулы, т.е. манипулирование ценами на коллективной основе;
  • вовлечение других участников торгов в процесс покупки цен бумаг по более высоким ценам путем демонстрации фиктивной тенденции роста курсовой стоимости;
  • «отмывание» денег путем заключения договорных сделок купли-продажи ценных бумаг без фактического изменения собственника;
  • игнорирование интересов и обман клиентов при совершении сделок;
  • продажа/покупка ценных бумаг представителями высшего руководства эмитента до опубликования официальной информации эмитента;
  • изменение цен закрытия в свою пользу.

Инсайдерской информацией является информация, недоступная ши­рокой публике. Использование привилегированной информации преследует целью незаконное получение прибыли участниками инсайдерских сделок.

К основополагающим принципам ведения бизнеса на фондовом рын­ке относятся:

  • честность и справедливость;
  • надлежащее исполнение профессиональной деятельности;
  • обеспечение высокой квалификации персонала организаций -профессиональных участников;
  • получение информации о клиентах;
  • предоставление информации клиентам;
  • регулирование конфликта интересов, под которым следует по­нимать отсутствие независимости профессионального участника рынкак результате объективных и субъективных обстоятельств (например,финансовое участие профессионального участника в делах клиента).

Поддержание стабильности рынка с помощью рыночного надзора состоит в следующем:

  • идентификация манипулирования рынком, использования инсайдерской информации и нарушений правил торговли;
  • обоснование манипулирования рынком;
  • информирование регулирующих органов с целью расследованиясостоявшихся нарушений, а также в профилактических целях;
  • контроль за соблюдением правил добросовестной профессиональной деятельности на фондовом рынке, добросовестной работы с клиен­тами, ведения внутреннего учета профессиональных участников рынка;
  • контроль за соблюдением норм раскрытия информации всемиучастниками рынка, добросовестной деятельности в рекламе на финансовых рынках.

Саморегулирование рынка ценных бумаг осуществляют саморегулируемые организации.

Саморегулирование представляет собой систему санкций со стороны саморегулируемых организаций к нарушениям нормативных требо­ваний и стандартов. Саморегулирование является частью системы мно­гоуровневого контроля за деятельностью на фондовом рынке.

Саморегулируемые организации являются добровольным объединением профессиональных участников фондового рынка, действующим на осно­ве федеральных законов на принципах некоммерческой организации.

Основными признаками саморегулируемой организации являются:

  • добровольное объединение;
  • членство — профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • функции — саморегулирование, установление формальных пра­вил ведения бизнеса;
  • отношения с государством — государство передает организации часть своих функций.

Цели саморегулируемых организаций:

  • обеспечение условий профессиональной деятельности;
  • защита интересов владельцев ценных бумаг и других членов организации;
  • установление правил и стандартов проведения операций с цен­ными бумагами и контроль за их соблюдением;
  • разработка программ подготовки профессионалов рынка цен­ных бумаг.

Организация, созданная профессиональными участниками рынка цен­ных бумаг, приобретает статус саморегулируемой на основе разрешения, выданного Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Саморегули­руемая организация регулярно представляет в ФКЦБ отчеты о своей дея­тельности и другую необходимую информацию. В России к саморегули­руемым организациям относятся Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР- контролирует осуществление участниками брокерской и дилерской деятельности) и профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД- участвует в лицензировании регистраторов и контроле за их деятельностью).

Период становления российского рынка ценных бумаг продемонст­рировал его зависимость от экономической нестабильности, уязви­мость со стороны недобросовестных и неквалифицированных участни­ков, обнажил и другие недостатки.

Именно это подчеркивает необходимость организации системы, обес­печивающей взаимодействие государственных регистрирующих, над­зорных, правоохранительных органов и регуляторов рынка.