Блог

Государственная пошлина является закупкой

Вопрос: Подпадает ли под действие 44-ФЗ оплата услуг нотариуса, государственная пошлина?

Вопрос: Подпадает ли под действие 44-ФЗ оплата услуг нотариуса, государственная пошлина?

Ответ: Позиция госоргана: < Вопрос: О применении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к отношениям по выбору заказчиком нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, оплате госпошлины за нотариальные действия; о возможности осуществления подотчетным лицом заказчика закупки услуг у единственного поставщика; о возможности оплаты заказчиком поставленного товара на основании выставленного счета при осуществлении закупки в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ. (Письмо Минэкономразвития России от 20.07.2015 N Д28и-2023) < КонсультантПлюс >>
В соответствии со статьей 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее — Основы), за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 Основ, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

За совершение действий, указанных в части первой статьи 22 Основ, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 Основ, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ.

Расходы заказчиков на оплату государственной пошлины не входят в предмет регулирования Закона N 44-ФЗ.

С учетом изложенного, по нашему мнению, предусмотренные Законом N 44-ФЗ процедуры не применяются к отношениям, связанным с выбором заказчиком нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, оплатой государственной пошлины по установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах ставкам за осуществление нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма.

При этом расходы заказчиков на оплату иных нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, в том числе услуг правового и технического характера, должны осуществляться с соблюдением требований Закона N 44-ФЗ.

Согласно пункту 4 части 1 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

При этом закупка услуг подотчетным лицом осуществляется для нужд заказчика и относится к закупке услуг, осуществляемых заказчиком у единственного поставщика.

Вместе с тем согласно части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ указанным законом, в частности, регулируются отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора (далее по тексту Закона N 44-ФЗ — контракт), предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.

Следует отметить, что в соответствии с нормами статей 432 и 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается в любой форме, предусмотренной для совершения сделок (если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма), посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Таким образом, оплаченный счет является формой гражданско-правового договора и при осуществлении закупки в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе оплатить поставленный товар на основании выставленного счета.

С учетом изложенного, по мнению Департамента, предусмотренные Законом N 44-ФЗ процедуры не применяются к отношениям, связанным с выбором заказчиком нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, оплатой государственной пошлины по установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах ставкам за осуществление нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма.

При этом расходы заказчиков на оплату иных нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, в том числе услуг правового и технического характера, должны осуществляться с соблюдением требований Закона N 44-ФЗ.

Данная информация содержится в документах из Информационного Банка:
«Вопросы-ответы (Финансист)».

Подготовлено на основе материалов СПС Консультант Плюс.
Нет КонсультантПлюс? Закажите полную версию документа!

Является ли госпошлина закупкой по 223-ФЗ?

Добрый день! Прошу помочь разобраться в следующем вопросе: в письме

ФАС России от 08.09.2014 г. № АЦ/36256/14 «О рассмотрении обращения» Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращения гражданки Власовой Е.С., направленные письмом Московского УФАС России от 22.08.2014 №ИК/24988(1), о даче разъяснений по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) и сообщает следующее: Регламентированный частью 4 статьи 1 Закона о закупках перечень отношений, на которые не распространяются требования Закона о закупках, не включает отношения, связанные с оплатой работ или услуг, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, в том числе с оплатой государственной пошлины.

Другие публикации:  Сварной шов технические требования

Таким образом, при осуществлении данных закупок, заказчик обязан руководствоваться требованиями Закона о закупках.

Вопрос: действительно ли госпошлина является закупкой по 223-ФЗ?

Считается ли «закупкой» по смыслу Закону № 223-ФЗ уплата государственной пошлины?

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Конституционный Суд РФ в постановлении от 28.02.2006 г. № 2-П указал, что сборы, как и налоги, являются конституционно допустимым платежом публичного характера, уплачиваемым в бюджет в силу обязанности, установленной законом, а не договором, при этом взимание обязательных платежей допустимо, только если оно санкционируется федеральным законодателем (см. также Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2007 г. № 326-О-П).

В Налоговом кодексе РФ названы виды сборов, соответствующие определению сбора как обязательного взноса, взимаемого с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. Таким сбором является и государственная пошлина (ст. 333. 16 Налогового кодекса РФ).

Так что уплата государственной пошлины никак на закупку «не тянет».

Оплата госпошлины является закупкой в рамках 223-ФЗ?

Является ли оплата госпошлины (например, за регистрацию права хозяйственного ведения на объект) закупкой в рамках Закона № 223-ФЗ?

Нет. Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 28.02.2006 г. № 2-П указал, что сборы, как и налоги, являются конституционно допустимым платежом публичного характера, уплачиваемым в бюджет в силу обязанности, установленной законом, а не договором. При этом взимание обязательных платежей допустимо, только если оно санкционируется федеральным законодателем (см. также Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2007 г. № 326-О-П).
В Налоговом кодексе РФ названы виды сборов, соответствующие определению сбора как обязательного взноса, взимаемого с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления юридически значимых действий. Таким сбором является и государственная пошлина (ст. 333. 16 Налогового кодекса РФ).
На этом основании уплата государственной пошлины – это не закупка.

milashka » 29 янв 2014, 09:47

agladkov » 29 янв 2014, 13:28

Morgan » 02 фев 2014, 04:27

Заказчик2013 » 02 фев 2014, 16:57

ТРИНА » 02 фев 2014, 17:23

Всегда на страже » 02 фев 2014, 17:26

Morgan » 02 фев 2014, 18:11

Morgan » 02 фев 2014, 18:16

Всегда на страже » 02 фев 2014, 18:20

milashka » 03 фев 2014, 12:24

Kati » 14 фев 2014, 09:04

И как тогда ее проводить?

beards » 14 фев 2014, 09:06

Kati » 14 фев 2014, 10:05

Anna-28n » 18 мар 2014, 09:41

«уплата госпошлины (сбора) не является закупкой»

То есть расходование идет не из лимита бюджетных обязательств, выделенных на год? или как? поясните пожалуйста.

ТРИНА » 18 мар 2014, 15:03

Всегда на страже » 18 мар 2014, 15:06

Anna-28n » 19 мар 2014, 15:17

вообщето лимиты устанавливаются на все расходы КУ- и на заработную плату, и на закупки, и на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей. госпошлина оплачивается из последних (упомянутых мной), а не из лимитов на закупки. см.ст.70 БК[/quote]

Да, да. спасибо. выяснила.

Vega » 17 ноя 2017, 09:54

KiViNs » 17 ноя 2017, 12:01

Оплата госпошлины

Вопрос-ответ по теме

Можно ли оплату госпошлины в суд, осуществлять как закупку у единственного исполнителя, кроме п. 4 части 1 статьи 93 ФЗ № 44?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Оплата госпошлины регулируется ст. 333.18 Налогового Кодекса РФ и не попадает под действие Федерального закона № 44-ФЗ. Госпошлина – это не товар, не работа, не услуга, а сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.14 Налогового кодекса РФ.

В качестве обоснования ответа прикладывается рекомендации об отражение в плане-графике судебных расходов.

Отражение в плане-графике судебных расходов

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (далее – Гражданский процессуальный кодекс).

Другие публикации:  Оформить землю в собственность по решению суда

Согласно ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (далее – Арбитражный процессуальный кодекс) также судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Процессуальными издержками являются связанные с производством по уголовному делу расходы, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства (ч. 1 ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (далее – Уголовно-процессуальный кодекс).

В соответствии с ч. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса РФ государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.14 Налогового кодекса РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Также в Налоговом Кодексе РФ (глава 25.3) установлены размеры государственных пошлин.

В соответствии со ст. 70 Бюджетного кодекса РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает в себя:

  • оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
  • закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
  • уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
  • возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Как видно из вышесказанного, у казенных учреждений в Бюджетном кодексе четко разграничены закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и уплата налогов, сборов (в том числе и госпошлины) и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. У бюджетных учреждений нет такого четкого разграничения в Бюджетном кодексе. В то же самое время в п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 44-ФЗ говорится о том, что Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует, в том числе, отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, ч. 4 и ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что, так как госпошлина – это не товар, не работа, не услуга, а сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.14 Налогового кодекса РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, то, по нашему мнению, оплата госпошлины регулируется ст. 333.18 Налогового кодекса РФ и не попадает под действие Федерального закона № 44-ФЗ. Поэтому вы можете оплатить госпошлину по указанным реквизитам через подотчетное лицо.

Издержки, связанные с рассмотрением дела

Согласно ст. 94 Гражданского процессуального кодекса к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:

  • суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;
  • расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд;
  • расходы на оплату услуг представителей;
  • расходы на производство осмотра на месте;
  • компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со ст. 99 Гражданского процессуального кодекса;
  • связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами;
  • другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Согласно ч. 2 ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса к процессуальным издержкам относятся:

1) суммы, выплачиваемые потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым, а также адвокату, участвующему в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, на покрытие расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием (расходы на проезд, наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

Другие публикации:  Ликвидация загрязнений почвы с помощью специальных растений

1.1) суммы, выплачиваемые потерпевшему на покрытие расходов, связанных с выплатой вознаграждения представителю потерпевшего;

2) суммы, выплачиваемые работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым в возмещение недополученной ими заработной платы за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд;

3) суммы, выплачиваемые не имеющим постоянной заработной платы потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым за отвлечение их от обычных занятий;

4) вознаграждение, выплачиваемое эксперту, переводчику, специалисту за исполнение ими своих обязанностей в ходе уголовного судопроизводства, за исключением случаев, когда эти обязанности исполнялись ими в порядке служебного задания;

5) суммы, выплачиваемые адвокату за оказание им юридической помощи в случае участия адвоката в уголовном судопроизводстве по назначению;

6) суммы, израсходованные на демонтаж, хранение, пересылку и перевозку (транспортировку) вещественных доказательств, а также на перевозку (транспортировку) трупов и их частей;

7) суммы, израсходованные на производство судебной экспертизы в экспертных учреждениях;

8) ежемесячное государственное пособие в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, выплачиваемое обвиняемому, временно отстраненному от должности в порядке, установленном ч. 1 ст. 114 Уголовно-процессуального кодекса;

9) иные расходы, понесенные в ходе производства по уголовному делу и предусмотренные настоящим Кодексом.

Существует совместное письмо Министерства экономического развития Российской Федерации, ФАС России от 05.2014 года № 4332-ЕЕ/Д28и/ АЦ/7864/14, которое разъясняет на примере Уголовно-процессуального кодекса:

«В соответствии с ч. 1, 2 ст. 1 Уголовного-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается УПК РФ, основанным на Конституции Российской Федерации; порядок уголовного судопроизводства, установленный УПК РФ, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.

Порядок назначения экспертов, привлечения специалистов и переводчиков в уголовном судопроизводстве определен положениями УПК РФ, которые не позволяют применять Закон № 44-ФЗ для целей регулирования правоотношений между органами предварительного следствия, органами дознания и назначаемыми (привлекаемыми) экспертами, специалистами, переводчиками.

Так, например, ч. 1 ст. 162 УПК РФ установлено, что предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

Согласно ст. 69, 70, 71 УПК РФ предусмотрена возможность отвода дознавателем, следователем, прокурором или судом переводчиков, экспертов, специалистов.

Статьей 198 УПК РФ установлено, что при назначении и производстве судебной экспертизы подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, представитель вправе заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении, а также ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении.

Кроме того, учитывая, что работы (услуги) осуществляются указанными лицами в целях охраны прав и свобод обвиняемого (подозреваемого), их нельзя квалифицировать как работы (услуги) в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Учитывая вышеизложенное, к отношениям, связанным с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства, положения Закона № 44-ФЗ не применяются.»

Заказчикам следует провести аналогию с Гражданским процессуальным кодексом и Арбитражным процессуальным кодексом.

Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240 утвержден порядок и размер возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований конституционного суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов совета министров РСФСР и правительства Российской Федерации, которым и должны руководствоваться заказчики, а не Законом № 44-ФЗ.

Таким образом, можно сделать вывод, что судебные расходы – это не закупка по Закону № 44-ФЗ, поэтому вносить в план-график данные расходы не требуется.