Блог

Договор спортивная подготовка

Договор оказания услуг по спортивной подготовке — новый субинститут гражданского права. Статьи по предмету Гражданское право

ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ — НОВЫЙ СУБИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Р.Р. РОМАНОВ

В конце 2011 года были внесены изменения в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», имеющие значение не только для спортивного, но и для гражданского права. Законодательные поправки окончательно сформировали в системе российского права институт под названием «спортивная подготовка», а также непосредственно связанную с ним конструкцию гражданского права — договор оказания услуг по спортивной подготовке. Указанные правовые образования можно назвать новациями и в науке, поскольку на теоретическом уровне они не разрабатывались. На практике отношения по спортивной подготовке, конечно, существовали, но почти никак не были урегулированы, подобные договоры заключались в силу принципа свободы договора. Поэтому анализ договора спортивной подготовки проводится, вероятно, впервые. Это актуально, поскольку поправки вступят в силу с 1 июля 2012 года.
Для начала нужно определить место договора оказания услуг по спортивной подготовке (далее — договор по спортподготовке либо договор) в системе гражданского права. Из названия видно, что он включается в группу договоров по оказанию услуг и относится к обязательственному праву.
Договор по спортподготовке вводится (регулируется) ст. 34.2 — 34.4 Федерального закона «О физический культуре и спорте в Российской Федерации» (в редакции, вступающей в силу с 01.07.2012) (далее — Закон о спорте). Из положений ч. 1 и 2 ст. 34.2 следует, что по договору исполнитель (организация, осуществляющая спортивную подготовку) обязуется осуществить спортивную подготовку лица, направляемого заказчиком, а заказчик (физкультурно-спортивная организация, не осуществляющая спортивную подготовку) обязуется оплатить услуги.
То есть предметом договора по спортподготовке является совершение исполнителем за плату деятельности по осуществлению спортивной подготовки определенного заказчиком физического лица. Под спортивной подготовкой (далее — спортподготовка) законодатель (в ст. 2 Закона о спорте) понимает планируемый тренировочный процесс, включающий обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направленный на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства проходящих ее лиц и осуществляемый на основании государственного (муниципального) задания или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки. Указанные программы, определяющие основные направления и условия поэтапной подготовки физических лиц по соответствующим видам спорта (спортивным дисциплинам), будут разрабатываться и реализовываться организациями, осуществляющими спортподготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки, утверждаемыми Минспорттуризмом РФ.
Объектом договора являются услуги по спортподготовке, представляющие осуществление спортивно-тренировочного процесса в отношении конкретного человека. Результатом оказания таких услуг является получаемый заказчиком полезный эффект нематериального характера — физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства направляемого им лица. По объекту рассматриваемый договор схож с договором оказания услуг на обучение.
По всем признакам договор относится к институту возмездного оказания услуг, являясь его новым самостоятельным субинститутом. Отсюда следует, что договор является возмездным, консенсуальным и двусторонним, то есть содержащим права и обязанности для обоих участников.
Субъектный состав договора ограничен. Исполнителем могут быть только организации, осуществляющие спортподготовку. Закон о спорте в ст. 34.1 устанавливает исчерпывающий перечень их видов: 1) физкультурно-спортивные организации, для которых осуществление спортподготовки является одной из целей деятельности (в частности, центры спортивной подготовки); 2) образовательные учреждениями в области физкультуры и спорта дополнительного образования детей (ДЮСШ, СДЮСШОР, ДЮСАШ) и 3) среднего профессионального образования (училища (техникумы) олимпийского резерва). Заказчиком услуг являются физкультурно-спортивные организации, самостоятельно не осуществляющие спортподготовку.
Важный субъект, который не является самостоятельной стороной по договору, но фигурирует в предмете договора, — физическое лицо, направляемое заказчиком для прохождения спортподготовки. Закон о спорте устанавливает, что между ним и заказчиком заключается соглашение, правовая природа, сущность, содержание которого не определены. Указывает
ся лишь то, что одним из его условий может быть обязанность направляемого лица заключить трудовой договор с заказчиком, в случае невыполнения которой — возместить произведенные заказчиком расходы на его спортподготовку. Здесь законодатель только лишь обозначает общие контуры. Формулирование предмета соглашения остается на усмотрение сторон. Не указано, как повлияет незаключение или прекращение такого (отдельного) соглашения на договор по спортподготовке.
Договор о спортподготовке не является трехсторонним, поскольку по общим правилам договор оказания услуг только двусторонний, а также потому что отсутствует соглашение между исполнителем и лицом, проходящим спортподготовку. Обязанности последнего возникают на основании ст. 34.4 Закона о спорте. При этом в указанной статье имеется правовая коллизия: «лицо, проходящее спортивную подготовку, обязано исполнять обязанности, возложенные на него локальными нормативными актами организации, осуществляющей спортивную подготовку, и (или) договором оказания услуг по спортивной подготовке». По мнению автора доклада, это явный просчет законодателя. Ведь получается, что договором по спортподготовке могут возлагаться обязанности на лицо, которое не достигает соглашения с исполнителем, что противоречит общим положениям о договорных обязательствах.
Исполнитель обязан осуществить спортподготовку не в отношении самого заказчика, а в отношении направляемого им третьего лица. Получается, по своей сути в силу п. 3 ст. 308 и 430 ГК РФ это договор в пользу третьего лица, которое должно выразить намерение воспользоваться своим правом по договору. То есть согласно п. 2 ст. 430 ГК РФ лицо, направляемое для прохождения спортподготовки, имеет право требовать от исполнителя исполнения обязательства.
Еще один недостаток рассматриваемых новшеств — отсутствие в силу ст. 422 ГК РФ у заказчика-гражданина возможности заключить договор по спортподготовке в отношении себя. Такая сделка будет ничтожной. Конечно, на практике можно найти способ обойти это законодательное препятствие, применяя принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ), например, заключить договор смешанного типа с элементами услуг на обучение.
Законом о спорте установлена обязательная письменная форма договора. Минспорттуризм РФ будет утверждать примерную форму (условия) договора по спортподготовке, поэтому в силу ст. 427 ГК РФ в договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, содержащимися в этой форме.
В Законе о спорте указано на условия, которые договор должен содержать, то есть существенные (в дополнение к предмету договора): 1) указание этапа, этапов спортподготовки (ст. 32 Закона о спорте), на которых она будет осуществляться; 2) сроки прохождения спортподготовки или ее этапов; 3) вид или виды спорта (дисциплины), по которым она будет осуществляться; 4) условия оплаты услуг; 5) условия возмещения расходов на медицинское и материально-техническое обеспечение лица, проходящего спортподготовку (в т.ч. спортивной экипировкой, оборудованием и инвентарем), на проезд к месту проведения спортмероприятий и обратно, питание и проживание в период их проведения; 6) права и обязанности сторон; 7) основания и порядок изменения и расторжения договора.
Ст. 34.3 Закона о спорте императивно устанавливает перечень (открытый) прав и обязанностей организаций, осуществляющих спортподготовку, который распространяется на исполнителя по договору.
В п. 2 ст. 779 ГК РФ приводится открытый перечень услуг, поэтому на данный договор распространяются правила гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». Так, исполнитель обязан оказать услуги по спортподготовке лично либо вправе, если это предусмотрено договором, привлечь субисполнителя — иную организацию, осуществляющую спортподготовку.
Также, если иное не предусмотрено договором по спортподготовке, действуют следующие правила:
1) в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме;
2) в случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Односторонний отказ исполнителя возможен лишь при условии полного возмещения заказчику убытков, расчет которых может вызвать затруднения на практике ввиду особенностей объекта договора.
Применяются также
общие положения о подряде и бытовом подряде (ст. 702 — 729, 730 — 739 ГК РФ), если они не противоречат ст. 779 — 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора по спортподготовке.
В докладе проведено неполное рассмотрение договора по спортподготовке. Существует много нюансов, в том числе и практического характера, которые могут стать темами дальнейших исследований.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 637 г. Москва «Об утверждении примерной формы договора оказания услуг по спортивной подготовке»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 9 октября 2013 г.
Регистрационный N 30130

В соответствии с частью 3 статьи 34.2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2011, N 50, ст. 7354) и подпунктом 4.2.29 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 607 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3525; 2013, N 30, ст. 4112), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую примерную форму договора оказания услуг по спортивной подготовке.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации Ю.Д.Нагорных.

Министр В.Л.Мутко

Прим. ред.: приказ опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 43, 28.10.2013.

Необходимо заполнить новую форму договора на оказание услуг по спортивной подготовке (в двух экземплярах)

Уважаемые родители и спортсмены!

Обращаем Ваше внимание –

спортсменам, которым исполнилось

необходимо заполнить новую форму договора на оказание услуг

по спортивной подготовке (в двух экземплярах).

Форму можно скачать на сайте школы msgolf . ru

или получить в спортивном отделе (каб.302, 3 этаж), а так же у

Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Спортивная школа олимпийского резерва «Московская школа гольфа» Департамента спорта и туризма города Москвы

Договор спортивная подготовка

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 августа 2013 года N 637

Об утверждении примерной формы договора оказания услуг по спортивной подготовке

1. Утвердить прилагаемую примерную форму договора оказания услуг по спортивной подготовке.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации Ю.Д.Нагорных.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации

9 октября 2013 года,

регистрационный N 30130

Примерная форма договора оказания услуг по спортивной подготовке

Организация, осуществляющая спортивную подготовку

(полное наименование организации)

именуемая в дальнейшем «Исполнитель», в лице

(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии)

действующего на основании Устава, с одной стороны, и физкультурно-спортивная организация, не осуществляющая спортивной подготовки

(полное наименование организации)

выступающая заказчиком услуг по спортивной подготовке и именуемая в дальнейшем «Заказчик»,

(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии)

действующего на основании Устава, с другой стороны (далее при совместном упоминании — Стороны), заключили настоящий договор (далее — Договор) о нижеследующем.

I. Предмет Договора

1. Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется осуществить спортивную подготовку лица (далее — Спортсмен), направляемого Заказчиком для прохождения спортивной подготовки.

2. Спортивная подготовка со Спортсменом осуществляется в соответствии с Программой (Программами) спортивной подготовки по виду (видам) спорта (далее — Программы спортивной подготовки).

3. Сроки прохождения Спортсменом спортивной подготовки на этапах

(указать этапы спортивной подготовки)

(указать период времени)

II. Взаимодействие Сторон

4. Исполнитель обязуется:

а) качественно и в полном объеме обеспечивать прохождение Спортсменом спортивной подготовки под руководством тренера (тренеров) соответствии с реализуемой Программой спортивной подготовки;

медицинское обеспечение в объеме

(указать объем и условия медицинских услуг)

материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение:

Другие публикации:  Мировой суд советского района г красноярска участок

спортивной экипировкой оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки

(указать объемы и условия материально-технического обеспечения)

проезд к месту проведения спортивных мероприятий и обратно;

питание и проживание в период проведения спортивных мероприятий;

в) реализовывать меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним, в том числе своевременно проводить со Спортсменом мероприятия, на которых информировать об установленных общероссийских антидопинговых правилах и антидопинговых правилах, утвержденных международными антидопинговыми организациями; о последствиях допинга для здоровья Спортсмена, об ответственности за нарушение указанных антидопинговых правил;

г) знакомить Спортсмена под роспись с нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями, правилами соответствующих видов спорта, положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, антидопинговыми правилами, условиями договоров с организаторами спортивных мероприятий в части, касающейся участия спортсменов в соответствующем соревновании;

д) направлять Спортсмена в соответствии с заявками общероссийских спортивных федераций или организаций, осуществляющих спортивную подготовку и созданных Российской Федерацией, для участия в спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях;

е) предоставлять запрашиваемую Заказчиком информацию по исполнению настоящего Договора и Программ спортивной подготовки;

ж) своевременно информировать Заказчика об известных Исполнителю обстоятельствах, по которым Спортсмен может прекратить или временно не осуществлять прохождение спортивной подготовки у Исполнителя или прекратил или временно перестал осуществлять прохождение спортивной подготовки. Срок предоставления указанной в настоящем подпункте информации составляет

(не может составлять менее 5 рабочих дней)

5. Исполнитель имеет право:

а) самостоятельно определять формы и методы спортивной подготовки Спортсмена, а также уровень его подготовленности для участия в спортивных мероприятиях;

б) привлекать по согласованию с Заказчиком к осуществлению спортивной подготовки Спортсмена другие организации и (или) физических лиц, в том числе на условиях кластерного взаимодействия;

в) другие права, указываемые в настоящем Договоре;

6. Заказчик обязуется:

а) своевременно оплачивать услуги по спортивной подготовке, оказываемые Исполнителем, в соответствии с условиями Договора.

б) своевременно передавать Исполнителю необходимые для зачисления на Программы спортивной подготовки документы Спортсмена.

7. Заказчик имеет право:

а) контролировать исполнение Программ спортивной подготовки, осуществляемых Исполнителем в отношении Спортсмена;

б) получать у Исполнителя информацию по вопросам, касающимся организации оказания услуг по спортивной подготовке, деятельности по организации тренировочного процесса Исполнителя и перспектив ее развития, а также сведения о результатах подготовки Спортсмена;

в) другие права, указываемые в настоящем Договоре.

Детская школа по хоккею ООО «ПХК ЦСКА» является структурным подразделением профессионального хоккейного клуба ЦСКА. Обучение в школе — бесплатное.

Тренировочный процесс школы проходит на домашней арене хоккейного клуба ЦСКА — в Ледовом спортивном комплексе ЦСКА им. В. М. Боброва. Тренировки юных спортсменов проходят в 12 группах для детей 5-16 лет. Продолжительность тренировок для детей составляет 60-90 минут. Тренировки проводятся от четырех до шести раз в неделю с сентября по май (в зависимости от возрастной группы).

Начиная с 10 лет, родители учащегося заключают со школой договор спортивной подготовки и находятся на полном обеспечении хоккейного клуба, а в 17 лет с лучшими воспитанниками подписывается профессиональный контракт. Спортивные сборы и поездки на различные турниры осуществляются за счет ООО «ПХК ЦСКА».

Занятия проводятся на двух площадках (канадская и большая площадки). Также в тренировочном процессе используются тренажерный и игровые залы. Два раза в год учащиеся проходят бесплатное медицинское обследование во врачебно-спортивном диспансере ЦСКА.

  • Юниорская команда принимает участие в Открытом чемпионате г. Москвы среди юниоров;
  • команды 2002-2006 г.р. — в Открытом Первенстве г. Москвы;
  • команды 2007-2009 г.р. — в Кубках г. Москвы;
  • команда 2010 г.р. — в Кубке Федерации хоккея г. Москвы.

Матчи проводятся по средам, субботам и воскресеньям в период с сентября по апрель.

Учащиеся нашей школы являются членами сборных России своих возрастов. После окончания школы наиболее перспективные воспитанники приглашаются в молодежную команду «Красная Армия».

Организация отбора в СДЮШОР

Отбор в Детскую школу по хоккею ООО «ПХК ЦСКА» начинается с пятилетнего возраста. Основные критерии — хорошая физическая форма, отсутствие медицинских противопоказаний для занятия хоккеем, хорошая координация, ловкость, мышление, способность к обучению, дисциплина и желание самого ребенка заниматься хоккеем. Для детей 5-ти летнего возраста умение кататься на коньках приветствуется, но не является обязательным требованием. Для детей всех остальных возрастов умение кататься на коньках обязательно. Первичный отбор начинающих заниматься детей происходит в зале ОФП

Просмотр ребят младших возрастов (2008 г.р. — 2013 г.р.) производится по предварительной записи по тел.: 8 (499) 761-13-91; 8 (499) 517-77-17 (доб. 206).

Кандидаты, приехавшие на просмотр, должны иметь при себе свидетельство о рождении, спортивную страховку и медицинскую справку об отсутствии медицинских противопоказаний для занятий хоккеем.

Просмотр игроков старших возрастов (2002 г.р. — 2007 г.р.) производится по предварительному согласованию со скаутской службой Детской школы по хоккею.

Для этого необходимо отправить резюме хоккеиста на эл. почту nemkov@cska-hockey.ru с указанием Ф.И.О, роста, веса, амплуа, хвата, команды, города, фамилии тренеров, у которых проходил обучение, статистики за карьеру (можно ссылки), в каком звене играл, причин перехода, другой полезной информации об игроке, телефона.

Кандидаты, приехавшие на просмотр, должны иметь при себе свидетельство о рождении или паспорт, медицинскую справку, спортивную страховку, спортивную форму для занятий на льду и в зале.

Адрес: 125167, Москва, Ленинградский проспект, д.39, стр. 41, Ледовый спортивный комплекс ЦСКА, 3-й этаж.

Проезд: м. Аэропорт, м. Динамо троллейбус № 12; 70; 86 до остановки «ул. Константина Симонова» или «Дворец спорта ЦСКА».

Договор спортивная подготовка

Развитие спорта и спортивного движения в нашей стране всегда рассматривалось как дело государственной важности. Перед системой спортивных школ стояли и стоят две основные задачи — воспитание здорового подрастающего поколения и подготовка резерва для спорта высших достижений.

Понятие «спортивные резервы» в широком смысле слова неразрывно связано с социально обусловленными факторами, включающими всю совокупность достижений общества в воспитании молодежи, развитии массовой физической культуры и спорта, а также демонстрации высшего спортивного мастерства, завоевании ведущих позиций на международной спортивной арене. В более узком понимании, спортивные резервы — это спортсмены, достигшие определенного, в соответствии с возрастом и поставленными задачами, уровня мастерства и охваченные современными организационно-методическими формами подготовки, обеспечивающими дальнейший рост спортивных результатов.

В настоящее время принята следующая классификация спортивных резервов.

Действующий резерв — контингент перспективных спортсменов высокого класса, являющихся кандидатами или членами сборных команд страны. Они должны соответствовать уровню требований мастеров спорта международного класса, успешно выступать на чемпионатах мира, Европы и других международных соревнованиях олимпийского цикла.

Ближайший резерв — контингент одаренных спортсменов, способных в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. При определении ближайшего спортивного резерва учитывается комплекс показателей, определяющих дальнейший рост спортивных результатов, а также возможность успешного выступления на юношеских и юниорских первенствах мира, Европы и других международных и всероссийских соревнованиях. В характеристике ближайшего резерва учитываются возрастные требования к спортсменам, стажу тренировочной и соревновательной подготовки, соответствие модельным характеристикам.

Потенциальный резерв — контингент юных спортсменов, занимающихся тем или иным видом спорта в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, спортивных секциях общеобразовательных школ, спортивных коллективах.

Современная подготовка спортивных резервов ведется на основе научно-методических положений, разработанных отечественными учеными. Результаты исследований последних лет внесли положительный вклад в совершенствование организационно-методических основ подготовки юных спортсменов. Основные методические положения предусматривают преемственность задач, средств и методов занятий с детьми, подростками, юношами, юниорами и взрослыми, неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки при соблюдении оптимального их соотношения на разных квалификационно-возрастных этапах, должную взаимосвязь объема и интенсивности тренировочных нагрузок, строгое соблюдение принципа по­степенности в процессе многолетней тренировки. Эти положения составляют основу программно-методических документов, регламентирующих работу спортивных школ различного типа.

Порядок получения дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта:

1) Объявляется набор государственным образовательным учреждением дополнительного образования детей в группу начальной подготовки для всех желающих, подходящих по возрасту и не имеющих медицинских противопоказаний.

2) Ребенок переводится на этап учебно-тренировочной подготовки в случае соблюдения следующих условий: получен допуск по итогам проверки в рамках Программы медицинского обследования лиц, пройдена необходимая подготовка не менее 1 года, выполнены требования по общефизической и специальной подготовке.

3) Перевод на этап спортивного совершенствования осуществляется в случае выполнения учащимся норматива спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, а по командным видам спорта – не ниже 1 юношеского разряда.

4) Перевод на этап высшего спортивного мастерства осуществляется в случае перспективности учащегося, наличия у него звания мастер спорта, его зачисления в основной или резервный состав сборной команды субъекта Российской Федерации, стабильно высоких результатов.

На получение дополнительного образования в области физической культуры и спорта имеют право:

На начальном этапе все категории детей от 6 до 11 лет в зависимости от вида спорта в соответствии с уставом. В случае, если количество мест в группе на этапе начальной подготовки в спортивной школе ограничено, проводится конкурс.

Перечень документов, необходимых для получения дополнительного образования в области физической культуры и спорта:

— заявление родителей по форме учреждения;

— медицинская справка по форме общеобразовательной школы, дошкольного образовательного учреждения о годности к физическим нагрузкам.

К основным программно-методическим документам, регламентирующим работу спортивных школ относятся: Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации, типовое положение об учреждении дополнительного образования детей, Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», закон Российской Федерации «Об образовании», типовые образовательные программы по видам спорта для спортивных школ и училищ олимпийского резерва, Единая всероссийская спортивная классификация и правила соревнований по видам спорта (где, в частности, оговаривается использование того или иного инвентаря в зависимости от возраста занимающихся). Эти и ряд других документов определяют нормативно-правовые, организационно-управленческие, научно-методические и материально-технические стороны работы спортивных школ.

Наряду с этим к программно-методическим документам следует отнести разработанную федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и утвержденную Правительством Российской Федерации в августе 2009 г. Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

Вопросы, связанные с открытием школ и руководством ими, подбором и расстановкой кадров, ведением документальной отчетности, являются организационными вопросами. К методическим вопросам относятся: порядок комплектования контингента учащихся спортивных школ, организация учебно-тренировочного процесса, регламентация режимов учебно-тренировочной работы и набора в группы, планирование подготовки спортивных резервов и др.

Спортивным школам рекомендовано организовывать образовательный и учебно-воспитательный процесс в соответствии с научно разработанной системой многолетней спортивной подготовки, обеспечивающей преемственность задач, средств и методов, организационных форм подготовки спортсменов всех возрастных групп.

3.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов

Организационная структура отечественного спортивного движения включает в себя государственные и общественные спортивные организации, которые на федеральном, территориальном и местном уровнях осуществляют управление подготовкой спортивных резервов. К таким организациям относят: Министерство спорта, туризма и молодежной политики, система территориальных органов управления физической культурой и спортом; специализированные подразделения отдельных отраслевых министерств; Олимпийский комитет России; Всероссийские и территориальные федерации по видам спорта; физкультурно-спортивные общества и спортивные клубы. Непосредственная подготовка спортивных резервов ведется в подведомственных им учреждениях, к которым относятся ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, специализированные спортивные классы общеобразовательных школ, ШВСМ, МЦОП.

ДЮКФП (детско-юношеские клубы физической подготовки) открывают на базе общеобразовательных школ, в системе профессионально-технического образования, по месту жительства и в других детско-юношеских учреждениях для проведения спортивно-оздоровительной работы с детьми в возрасте 6-15 лет.

ДЮСШ, СДЮШОР. Основные задачи специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и детско-юношеских спортивных школ:

— развитие видов спорта в регионе;

— привлечение максимального числа детей к систематическим занятия спортом, выявление их склонности и пригодности для дальнейших занятий спортом, воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;

— организация физкультурно-оздоровительной, спортивной и воспитательной работы среди детей, подростков и молодежи края, направленной на всестороннее физической развитие;

Другие публикации:  Статья ук рф 111 часть 4

— обеспечение повышения уровня общей и специальной физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта.

— формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, помощь в гармоничном развитии личности, воспитание ответственности и способности к профессиональному самоопределению в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся;

Виды деятельности специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и детско-юношеских спортивных школ:

— дополнительное образование детей, подростков и молодежи, реализуемое в соответствии с учебно-тренировочным процессом на основе научно разработанной системой многолетней спортивной подготовки;

— внедрение современных методик тренировок с применением технических средств обучения и восстановительных мероприятий;

— организация и обеспечение учебно-тренировочных и теоретических занятий;

— проведение медико-биологических обследований, восстановительных, профилактических и оздоровительных мероприятия;

— проведение воспитательной и психологической работы со спортсменами с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

ДЮСШ (детско-юношеские спортивные школы) открывают в системе органов управления физической культурой и спортом, а также органов народного образования, в системе профессионально-технического образования, в структуре ФСО, при спортивных клубах, учебных заведениях и при других физкультурно-спортивных организациях для проведения учебно-тренировочной работы с детьми и подростками. Спортивные школы создают в целях реализации программ дополнительного образования детей. ДЮСШ могут быть как комплексными (проводящими работу по нескольким видам спорта), так и ориентированными на какой-то один вид спорта. Структурные подразделения спортивной школы рекомендуется создавать в виде отделений по виду (видам) спорта или этапу подготовки. Количество учебных групп (секций) в отделении, а также количество специалистов (тренеров-преподавателей, хореографов, концертмейстеров и др.), привлекаемых спортивной школой для работы с обучающимися, определяется учреждением исходя из утвержденной учредителем сметы доходов и расходов. Обязательными условиями для открытия спортивных школ является наличие собственной или арендуемой спортивной базы для проведения учебно-тренировочного процесса, административных и вспомогательно-хозяйственных помещений, обеспеченность финансированием, руководящими и тренерскими кадрами.

С 2000 г. в системе спортивных школ стали активно создаваться различные учреждения дополнительного образования для инвалидов. В спортивных школах разного уровня открывают отделения или отдельные группы, в которых занимаются лица с ограниченными возможностями. Организуются детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки.

СДЮШОР (специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва) создают на базе существующих ДЮСШ, в которых администрация и тренерско-преподавательские кадры достигли высокого уровня работы по подготовке квалифицированных спортсменов. Обоснованием открытия спортивной школы в виде СДЮШОР, как правило, является необходимость обеспечения целенаправленной подготовки спортивного резерва для сборных команд (команд по игровым видам спорта) муниципального образования или субъекта Российской Федерации по олим­пийским видам спорта.

Рекомендуемые условия функционирования СДЮШОР:

— наличие образовательных программ спортивной подготовки повышенного уровня (спортивное совершенствование и высшее спортивное мастерство), в том числе экспериментальных и авторских;

— наличие высококвалифицированных тренерских кадров, обеспечивающих реализацию данных образовательных программ;

— наличие региональной системы соревнований по культиви­руемому (олимпийскому) виду спорта (дисциплине), позволяющей выполнять юным спортсменам установленные нормативные требования по видам спорта;

— традиционность и популярность данного вида спорта в регионе, наличие в регионе спортивных клубов, команд мастеров, ШВСМ или центров спортивной подготовки, в которых обучающиеся СДЮШОР могли бы продолжить спортивную деятельность.

СДЮШОР, так же как и ДЮСШ, могут иметь одно или несколько отделений по смежным видам спорта. Поэтому слово «специализированная» нельзя относить к понятию профиля школы (то есть школа по легкой атлетике, школа по плаванию и т.д.). Имеется в виду, что в специализированных школах, в отличие от ДЮСШ, ведется большая работа по подготовке спортсменов высокого класса для пополнения сборных команд по олимпийским видам спорта, что является основным показателем их деятельности.

После окончания олимпийского цикла сеть СДЮШОР должна переаттестовываться с учетом итогов работы и вклада каждой школы в подготовку спортсменов высокого класса. В СДЮШОР предусмотрена повышенная (по сравнению с ДЮСШ) оплата труда тренеров-преподавателей и руководящих работников.

В отличие от более ранних инструктивных документов, фиксировавших должные возрастные параметры спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, действующие документы, регламентирующие деятельность ДЮСШ и СДЮШОР, устанавливают лишь рекомендуемый минимальный возраст зачисления учащихся в отделения по видам спорта.

При соблюдении организационно-методических и медицинских требований спортивная школа может осуществлять набор детей более раннего возраста (начиная с четырехлетнего возраста).

Условиями данного набора является:

наличие письменного заявления одного из родителей ребенка;

наличие образовательной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;

наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или свидетельства о прохождении специальных курсов повышения квалификации.

Рекомендуемый максимальный возраст обучающихся в спортивной школе — 18 лет (для учащейся молодежи -21 год).

Инструктивными документами определено, что ДЮСШ и СДЮШОР обладают правами юридического лица. На базе ведущих ДЮСШ и СДЮШОР могут создаваться республиканские, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга спортивные школы, на которые дополнительно возлагаются обязанности организационно-методического руководства деятельностью других спортивных школ, а также проведение спортивно-массовых мероприятий на соответствующей территории.

В последние годы значительно усложнили требования к организации подготовки квалифицированных спортсменов. Это привело к поиску новых, более эффективных форм работы спортивных школ.

Еще в 1971 г. в нашей стране начали работу первые общеобразовательные школы-интернаты спортивного профиля (ОШИСП),созданные по примеру бывшей ГДР. В условиях школы-интерната дети находились круглосуточно на полном обеспечении. Условия компактного проживания юных спортсменов и возможности более рациональной организации учебы, быта, тренировки и восстановительных мероприятий позволяли повысить эффективность подготовки спортивного резерва.

Сеть ОШИСП постоянно расширяли, их укрепляли наиболее квалифицированными тренерскими кадрами. Создавали ОШИСП, как правило, в крупных спортивных центрах (чаще всего — областных), при наличии современной материальной базы. Кадровый вопрос помогала решать и весьма выгодная система начисления заработной платы тренерам-преподавателям ОШИСП при условии совмещения тренерской и воспитательной работы.

С 1989 г. и в последующий период все ОШИСП преобразованы в училища олимпийского резерва (УОР), по существу с сохранением их структуры, но с некоторым изменением состава решаемых задач. Под крышей УОР теперь объединены три организации: общеобразовательная и спортивная школа, а также среднее профессиональное учебное заведение, где помимо подготовки спортивной смены осуществляют подготовку физкультурно-спортивных кадров среднего звена (тренеров по спорту). Такие организационные изменения позволяют начинать работу с более старшими по возрасту и квалификации спортсменами — учащимися старших классов и продлить срок пребывания сильнейших спортсменов в стенах училищ до возраста 21-22 года и старше.

Основные задачи училищ олимпийского резерва:

— обеспечение круглогодичной специализированной подготовки высококвалифицированных спортсменов, кандидатов в члены и членов сборных команд Российской Федерации;

— обеспечение условий получения образовательной и профессиональной подготовки высококвалифицированных спортсменов;

— удовлетворение потребности спортсмена в интеллектуальном развитии и обеспечение его социальной адаптации посредством получения среднего профессионального образования;

— удовлетворение потребностей общества в специалистах физической культуры и спорта со средним профессиональным образованием.

Училища олимпийского резерва имеют возможность самостоятельно определять формы и методы организации учебной, учебно-тренировочной и воспитательной работы, сроки начала занятий и проведения каникул, вводить экстернат по определенным предметам, организовывать группы с углубленной программой по специальным дисциплинам. Кроме работы со своими учащимися УОР имеют возможность организовывать учебно-тренировочные сборы с переменным составом спортсменов-кандидатов на поступление в училище общим сроком до 60 дней в году.

Учащиеся УОР обеспечиваются бесплатно общежитием, питанием, учебниками, табельной спортивной формой и средствами восстановления. Для обеспечения учебного процесса в период проведения учебно-тренировочных сборов УОР может направлять в места их проведения преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин.

Такая форма организации занятий позволила подготовить многих выдающихся спортсменов (чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр). Наряду с этим, к сожалению, в работе отдельных УОР (как и в работе большинства прежних ОШИСП) четко проявилась тенденция к систематическому форсированию подготовки юных спортсменов, что выражается в излишне специализированном ее характере на ранних этапах занятий, пренебрежении к средствам ОФП, в неоправданно высоких объемах осваиваемых спортсменами тренировочных и соревновательных нагрузок и т.д. Такой подход должен быть исключен из практики тренерской работы в УОР. Ведь именно в них в настоящее время сосредоточены самые способные юные спортсмены — наш золотой фонд, к которому должно быть самое бережное отношение.

Начиная с 1974 г. получили развитие специализированные классы по видам спорта, с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом. Они являются совместной формой работы спортивных школ и общеоб-разовательных учреждений (учреждений начального и среднего профессионального образования) с целью обеспечения условий для рационального сочетания обучения с углубленным учебно-тренировочным процессом. Специализированные классы открывают в образовательных учреждениях по договору со спортивной школой и согласованию с учредителями при условии финансового обеспечения, наличия собственной или арендуемой спортивной базы. Специализированные классы, как правило, комплектуют из числа наиболее перспективных в спортивном отношении обучающихся, имеющих предварительную спортивную подготовку не менее одного года.

Режим учебного дня, расписание занятий и учебно-тренировочный процесс для специализированных классов устанавливают администрация образовательного учреждения совместно с администрацией спортивной школы. Учебно-тренировочные занятия для обучающихся специализированных классов рекомендуют проводить не реже двух раз в день (не менее 10 раз в неделю). При проведении двухразовых учебно-тренировочных занятий планирование первых уроков (занятий) по общеобразовательным предметам переносят на более позднее время.

Обучающихся специализированных классов, не выполнивших требования по уровню спортивной подготовки, рекомендуется переводить в другие классы данного учреждения или другое образовательное учреждение только по окончании учебного года.

Оплата труда тренеров-преподавателей и других специалистов спортивного профиля, осуществляющих работу с обучающимися специализированных классов, как правило, производится за счет спортивной школы, им может быть установлена доплата за счет собственных или привлеченных средств общеобразовательного учреждения.

По замыслу, преимущество этой формы заключается в создании прочного контакта между учителями и тренерами, а также в сохранении постоянной связи детей с семьей. Однако практика показывает, что добиться такого прочного контакта участвующих сторон удается, к сожалению, далеко не везде. Объединенными усилиями учителей, тренеров и родителей можно добиться многого, если помнить об идее создания спецклассов — создании условий для подготовки высококвалифицированных спортсменов.

ШВСМ (школы высшего спортивного мастерства) создают при городских, областных, краевых и республиканских органах управления физической культурой и спортом.

Основные задачи Школы высшего спортивного мастерства:

— подготовка сильнейших спортсменов Красноярского края, а также их ближайшего резерва;

— разработка и реализация программ развития видов спорта в Красноярском крае и научно обоснованных методик подготовки спортсменов высокого класса;

— привлечение оптимального числа перспективных спортсменов для специализированной подготовки на учебно-тренировочных сборах для участия в официальных соревнованиях, согласно краевого, всероссийского и международного календарных планов спортивных мероприятий;

— достижение высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд Красноярского края, России;

— информационно-методическое обеспечение и организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации тренерских кадров спортивных школ Красноярского края;

Основные виды деятельности Школы высшего спортивного мастерства:

— организация тренировочного процесса тренерами, привлечение ведущих ученых, тренеров и специалистов, для проведения консультационной и информационной работы по внедрению современных достижений науки, техники, медицины и спорта в подготовку спортсменов;

— проведение стажировок, семинаров, конференций, с ведущими тренерами края по проблемам подготовки спортсменов сборных команд края;

— внедрение современных методик тренировок с применением технических средств обучения и восстановительных мероприятий;

— организация учебно-тренировочных сборов, групповых учебно-тренировочных и теоретических занятий, занятий по индивидуальным планам;

— организация и участие в краевых, региональных, республиканских соревнованиях;

— проведение медико-биологические обследований, восстановительных, профилактических и оздоровительных мероприятий, тестирований, обеспечение спортсменов сборных команд края медицинскими средствами, предметами санитарной гигиены, восстановительными и фармакологическими средствами, лекарственными препаратами;

— организация работы по экипировке, обеспечению современными материально-техническими ресурсами, спортивной формой, спортивным инвентарем основные и резервные составы сборных команд края;

ШВСМ осуществляет работу со спортсменами — кандидатами или членами сборной команды России, их комплектуют из числа лучших выпускников ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, секций спортивных организаций. Они ведут работу по принципу межведомственного организационно-методического и учебно-тренировочного центра подготовки кандидатов в сборные команды страны. Тренеры ШВСМ работают со спортсменами постоянного (регулярно тренирующимися под их руководством) и переменного состава (привлекаемыми на время учебно-тренировочных сборов и соревнований и постоянно занимающимися под руководством тренеров, не работающих в штате ШВСМ). Тренеры-преподаватели ШВСМ призваны оказывать методическую помощь тренерам ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ФСО и ведомственных физкультурных организаций в их практической работе.

Другие публикации:  Пошлина ввоз иномарок

МЦОП (межведомственные центры олимпийской подготовки) являются учебно-тренировочными, спортивно-методическими подразделениями региональных федераций по видам спорта. Они формируются на базе учащихся СДЮШОР, УОР, ШВСМ и функционируют в режиме постоянно действующего сбора с переменным составом спортсменов, к работе с ними привлекают их личных тренеров или сильнейших тренеров соответствующих регионов.

Задачами МЦОП являются:

подготовка спортсменов, способных в течение олимпийского цикла войти в состав сборной команды страны и достичь уровня результатов международного класса;

организация для сильнейших спортсменов региона централизованной подготовки, профилактических и восстановительных мероприятий, углубленных медико-биологических обследований;

разработка единой организационной концепции отбора и многолетней подготовки спортсменов региона, координация планирования и управления подготовкой спортивных резервов по виду спорта;

организация работы по повышению профессиональной квалификации тренерско-преподавательских кадров путем проведения стажировки и открытых занятий.

В соответствии с научно обоснованными этапами многолетней подготовки (предварительной подготовки, начальной специализации, углубленной тренировки, спортивного совершенствования и высшего мастерства) учебно-тренировочный процесс учащимися спортивных школ подразделяется на несколько этапов: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. В настоящее время эти этапы законодательно закреплены в Федеральном законе «О физической культуре и спорте Российской Федерации». Каждый этап обучения является звеном в общей системе многолетней подготовки спортсмена, имеет конкретные задачи и связан с определенным возрастом и квалификацией занимающихся, а также с решаемыми задачами в конкретной спортивной школе того или иного типа.

В спортивных школах разного типа, согласно Положению о них, открывают группы определенного контингента:

ДЮКФП — спортивно-оздоровительной и начальной подготовки, а при наличии условий и возможностей (по решению учредителей) учебно-тренировочные;

ДЮСШ — начальной подготовки и учебно-тренировочные, а при наличии условий и возможностей рекомендуется открытие и групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства;.

СДЮШОР — учебно-тренировочные, спортивного совершенствования (группы начальной подготовки и высшего спортивного мастерства — рекомендуются при наличии условий и возможностей);

ШВСМ, УОР, МЦОП — спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства (учебно-тренировочные группы — рекомендуются при наличии условий и возможностей).

Разделение контингента учащихся на группы не является условным, а определяет целенаправленность и законченность курса обучения на данном этапе подготовки. Для всех групп предусмотрена система отбора, перевода и выпуска учащихся.

В принятых в 2006 г. Методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации определены условия зачисления в спортивную школу и перевода занимающихся на последующие годы обучения:

на спортивно-оздоровительной этап подготовки зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний, а также те, кто уже занимается спортом, но не имеет по каким-либо причинам возможности продолжить занятия на других этапах подготовки;

на этап начальной подготовки зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний. При невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор рекомендуется производить по результатам сдачи контрольных нормативов. Порядок проведения отбора устанавливается учреждением и доводится до сведения общественности (продолжительность этапа 1-3 года);

на учебно-тренировочный этап подготовки зачисляются на конкурсной основе только здоровые и практически здоровые спортсмены, прошедшие не менее одного года занятий, при выполнении ими требований по общей и специальной подготовленности. Перевод по годам обучения происходит при условии положительной динамики общей и специальной физической подготовленности и спортивных результатов в соответствии с требованиями образовательных программ (продолжительность этапа — 4-5 лет);

на этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены, выполнившие норматив кандидата в мастера спорта (по игровым видам спорта — не ниже первого спортивного разряда); перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей (продолжительность этапа — 3 года);

— на этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены, вошедшие й основной или резервный состав сборной команды субъекта Российской Федерации и выполнившие (подтвердившие) норматив мастера спорта и мастера спорта международного класса (возраст спортсмена не ограничивается, если его результаты стабильны и соответствуют требованиям этого этапа).

Перевод обучающихся в группу следующего года или этапа спортивной подготовки рекомендуется проводить решением тренерского совета на основании стажа занятий, выполнения контрольных нормативов, а также заключения врача. Учащимся, не выполнившим предъявляемые требования, рекомендуется предоставлять возможность продолжить обучение повторно на том же этапе или в спортивно-оздоровительных группах.

В настоящее время в России функционируют более 5 тыс. образовательных учреждений спортивной направленности (326 ДЮКФП, 3502 ДЮСШ, 1293 СДЮСШОР, 44 УОР, 99 ШВСМ). В них проходят подготовку около 3,3 млн юных спортсменов, из которых 11,1 тыс. задействованы в спорте высших достижений. Подготовку обеспечивают 103,2 тыс. тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования, из них более 43%имеют профессиональное образование, 34% — высшую и первую квалификационные категории.

Учреждения спортивной направленности развивают более 110 видов спорта. Самыми популярными среди них являются такие виды спорта, как футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки (более 200 тыс. занимающихся). Около 10,8 тыс. спортивных сооружений находится на балансе спортивных школ.

Таким образом, действующая в Российской Федерации организационная структура обеспечивает необходимые условия для многолетней подготовки спортсменов — от новичков до мастеров спорта международного класса, позволяя решать при этом оздоровительные и воспитательные задачи с достаточно большими контингентами детей, подростков и молодежи.

3.4. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах

Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией. В каникулярное время спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или дневным пребыванием.

Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивной школы проводят в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 рабочих недель непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель -в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; работа по индивидуальным планам (на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства); медико-восстановительные мероприятия; тестирование и медицинский контроль; участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах; инструкторская и судейская практика учащихся.

Подготовку спортсменов по различным видам спорта в образовательных учреждениях дополнительного образования детей,

образовательных учреждениях среднего профессионального образования и других организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, проводят в соответствии с учебно-тренировочными программами. Организация учебно-тренировочной деятельности без использования учебно-тренировочных программ подготовки спортсменов не допускается.

Программы подготовки спортсменов разрабатываются тренерами-преподавателями спортивных школ на основе программно-методических документов и утверждаются на тренерских советах отделений, а также директором спортивной школы.

Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления наиболее благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.

Штатное расписание спортивной школы определяют самостоятельно в зависимости от целей и задач, финансовых возможностей, учета квалификации работников, определяемой на основе тарифно-квалификационных характеристик, установленных для работников физической культуры и спорта, а также расчета количественного состава занимающихся, попадающих по уровню мастерства и стажу занятий на те или иные этапы подготовки в текущем учебном году.

Среди инструментов организационно-методического управления важная роль принадлежит разработке и обоснованию основных направлений деятельности, которые должны быть представлены в документации по планированию и учету работы спортивной школы.

Основным документом, регламентирующим работу спортивной школы в течение учебного года, является Годовой план спортивной школы, утверждаемый вышестоящей организацией. Он включает: задачи на учебный год; разделы организационной, учебной, спортивно-массовой, воспитательной и агитационной, финансово-хозяйственной работы; медицинское обеспечение учащихся; повышение квалификации кадров; задачи в работе с родителями и с общеобразовательной школой.

В раздел учебной работы должны быть включены: расчет количественного состава занимающихся, попадающих по уровню мастерства и стажу занятий на те или иные этапы подготовки в текущем учебном году; распределение нагрузки тренерам и уточнение списочного состава их групп; утверждение программ подготовки спортсменов; расписание занятий, график участия в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах и т.д.

В разделе воспитательной работы планируют беседы и диспуты на морально-этические темы, встречи с победителями и призерами крупнейших международных и республиканских соревнований, проведение с ними совместных тренировочных занятий, показательные выступления учащихся в спортивных и общеобразовательных школах, проведение открытых первенств УОР, СДЮШОР и ШВСМ с приглашением спортсменов из различных спортивных школ региона и т.д. В числе других особого внимания заслуживает направление, которое связано с поддержанием контактов с выпускниками спортивной школы.

Эффективность управления подготовкой юных спортсменов во многом определяется профессиональной подготовленностью тренерско-преподавательского состава. Поэтому работа по повышению квалификации тренеров является весьма существенным звеном в деятельности спортивных школ. Она осуществляется в основном через проведение открытых тренировочных занятий и методическую учебу. Опыт работы многих школ показывает, что одна из действенных форм повышения знаний — ежемесячные методические занятия с докладами тренеров по запланированной на год тематике. После обсуждения и внесения корректив тренер готовит реферат, который хранится в методическом кабинете. Такой подход дает возможность в сравнительно короткий срок накопить ценный материал, включающий в себя не только современную научно-методическую информацию, но и опыт работы самих тренеров. Другая форма повышения знаний — все шире практикуемая в настоящее время на занятиях стажировка ведущих специалистов на учебно-тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях.

Организационные аспекты управления тесно связаны с принятием определенных решений. В целях практического осуществления их коллегиальности в спортивных школах под председательством директора создается педагогический совет, в состав которого входят заместители директора, старшие тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты, медицинские работники, представители спортивных организаций и родительского комитета. Педагогический совет собирается не реже одного раза в квартал и обсуждает основные вопросы работы школы, опыт подготовки юных спортсменов, итоги деятельности по различным направлениям. В отделениях по видам спорта создаются тренерские советы, которые анализируют методику подготовки, обсуждают комплектование команд и т.д.

Врачебный контроль за занимающимися на этапе начальной подготовки, включая спортивно-оздоровительные группы, осуществляет врач спортивной школы, а при его отсутствии — кабинет врачебного контроля соответствующей территориальной поликлиники.

Врачебный контроль за обучающимися, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, осуществляет врачебно-физкультурный диспансер не менее двух раз в год, а также дополнительные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях и после болезней и травм. Кроме того, необходимо вести контроль по использованию занимающимися фармакологических средств. В случае наличия в спортивной школе штатных медицинских работников рекомендуется возложить на них непосредственный медицинский контроль за учебно-тренировочным процессом и в период соревнований.