Блог

Ответственность за нарушение пдд и эксплуатации транспортных средств

21.2. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

В соответствии с ч. I этой статьи нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, образует преступление, если оно повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

То же деяние, причинившее по неосторожности смерть человеку, влечет уголовную ответственность по ч. 2; деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, по ч. 3 ст. 264.

Статья содержит также примечание, в котором дается примерный перечень машин, относящихся к другим механическим транспортным средствам. Это троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.

В частности, к ним относятся специальные машины, выполняющие наряду с транспортными и другие функции. Это машины сельскохозяйственного назначения (например, комбайны), дорожные (автогрейдеры, асфальтоукладчики и др.), погрузочные (автопогрузчик, автокран) и другие.

Под нарушением правил движения понимается нарушение правил управления транспортным средством в процессе его движения. Движение начинается с трогания машины с места, заканчивается остановкой ее ходовой части.

Нарушение правил эксплуатации образует необеспечение организационных и технических мероприятий по безопасному использованию транспорта в соответствии с его предназначением и техническими возможностями. Нарушение правил безопасности эксплуатации транспортного средства может выражаться, например, в перевозке негабаритных грузов, стоянке автомашины в ненадлежащем месте, передаче управления ненадлежащему лицу, буксировке автомашины на слабом тросе, перевозке пассажиров на необорудованной транспортной машине и т.д.

Не признаются нарушением правил эксплуатации, обеспечивающих безопасность движения, неправильные действия водителя, вызвавшие вредные последствия, если они являются следствием нарушения общих правил предосторожности. В этих случаях действия виновного квалифицируются как нарушение правил безопасности производства определенных работ, техники безопасности, правил охраны труда либо как преступление против жизни и здоровья граждан. Например, при заправке автомашины бензин по недосмотру водителя пролился на двигатель, в процессе управления в результате неисправной электрической системы зажигания от искры произошло воспламенение автомашины и погиб пассажир. В этом случае содеянное образует состав преступления против личности.

Точно так же нет состава преступления, предусмотренного ст. 264, если лицо, работая на транспортном средстве специального назначения (автокран, экскаватор, скрепер и т.д.), причиняет вред, допуская нарушение в сфере использования машин по иному, нетранспортному предназначению, например, выполняет разгрузочную работу на автокране под электролинией ближе у c тановленных пределов, и строповщик поражается электротоком. Подобные нарушения техники безопасности возможны и в процессе движения машины, например, когда водитель автокрана перевозит висящий на крюке груз, которым, раскачав, ударяет и тяжело ранит рабочего. Поскольку правила безопасности движения нарушены не были, ответственность по ст. 264 исключается.

Составы преступлений включают в качестве обязательного признака наступление вредных последствий, указанных в ч. 1, 2, 3 ст. 264.

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств — преступление неосторожное.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 264, может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством и допустившее нарушение установленных правил движения или эксплуатации. Наличие или отсутствие у него удостоверения на право вождения транспорта, равно как и знаний и умений эксплуатировать транспортное средство, юридического значения не имеет.

При учебной езде на автомашине с двойным управлением ответственность за ошибочные действия курсанта, повлекшие последствия, предусмотренные данной статьей, несет не курсант, а инструктор.

В случае передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения либо не имеющему прав управления транспортным средством, водитель несет ответственность за нарушения правил эксплуатации транспортного средства, обеспечивающих безопасность движения, по ст. 264, а ненадлежащее лицо, управлявшее транспортом и допустившее нарушение правил вождения, повлекшее последствия, предусмотренный ст. 264, — за нарушение правил безопасности движения по этой статье.

Ответственность за нарушение водителем ПДД или правил эксплуатации транспортных средств могут ужесточить

Разработаны меры по борьбе с нарушителями ПДД. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму.

Предлагается внести ряд изменений в ст. 264 УК РФ, предусматривающую ответственность за нарушение ПДД и правил эксплуатации транспортных средств. Речь, в частности, идет об установлении нижних пределов санкций (в пределах от полутора до пяти лет лишения свободы) за нарушение водителем ПДД или правил эксплуатации транспортных средств, в том числе совершенное в состоянии опьянения и повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть человека, смерть двух или более лиц. Разработчики законопроекта считают, что отсутствие в действующей норме нижних пределов санкций влечет широкий простор для судебного толкования и возможность назначения крайне мягкого наказания, не соответствующего тяжести совершенного преступления.

Помимо этого, планируется исключить возможность назначения за указанные преступления наказания в виде принудительных работ, ограничения свободы и ареста. Такие наказания, по мнению авторов проекта, не отвечают восстановлению социальной справедливости, являясь несоразмерными характеру и степени общественной опасности совершенного преступления.

Кроме того, предлагается дополнить ст. 264 УК РФ новыми частями, устанавливающими наказание за:

  • нарушение водителем, находящимся в состоянии опьянения, ПДД или правил эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью малолетнего или иного лица, находящегося в беспомощном состоянии (такое деяние предлагается наказывать лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права управлять транспортным средством сроком на три года и штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех лет);
  • нарушение водителем, находящимся в состоянии опьянения, ПДД или правил эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть малолетнего или иного лица, находящегося в беспомощном состоянии, (наказывается лишением свободы на срок от шести до восьми лет с лишением права управлять транспортным средством сроком на три года и штрафом в размере до 1 млн 200 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до пяти лет).

Повышенная ответственность предусмотрена за деяние, совершенное находящимся в состоянии опьянения лицом, повлекшее по неосторожности смерть двух и более малолетних или иных лиц, находящихся в беспомощном состоянии.

С учетом характера и степени общественной опасности рассматриваемых преступлений предполагается расширить перечень установленных ч. 1-6 ст. 264 УК РФ санкций, включив в него дополнительное наказание в виде штрафа (вплоть до 1,5 млн руб. в зависимости от тяжести преступления). Также предусмотрено включение обязательного вида наказания в виде лишения права управления транспортным средством.

В обоснование необходимости внесения предлагаемых изменений авторы законодательной инициативы приводят данные статистики Госавтоинспекции, согласно которым только в 2011 году в России произошло 12 252 ДТП с участием водителей, находившихся в состоянии опьянения, что на 3,4% больше, чем в 2010 году. Число жертв в таких авариях возросло с 1 954 до 2 103 человек.

Текст законопроекта № 558787-6 «О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации» и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.

Другие публикации:  Лицензия инструкторов по вождению

Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Главная > Реферат >Государство и право

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ – НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 5

1.1 Объект и объективная сторона состава преступления – нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 5

1.2 Субъект и субъективная сторона состава преступления – нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 13

ГЛАВА II. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 20

2.1 Гражданская ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 20

2.2 Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 25

2.3 Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 39

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ – НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 45

3.1 Квалифицирующие признаки состава преступления — нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 45

3.2 Проблемы квалификации состава преступления — нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Количество автотранспортных преступлений каждый год неуклонно возрастает, что непосредственно связано с увеличением числа единиц автотранспорта на душу населения. Представляется, что динамика роста таких преступлений будет иметь тенденцию к росту и в дальнейшем. Рост количества преступлений порождает в свою очередь многообразие различных по обстоятельствам фактов дорожно-транспортных происшествий, в которых получили ранения или погибли люди.

События, происшедшие в результате нарушения тех или иных правил безопасности дорожного движения, в котором обязательно участвовал автомототранспорт, и после которого наступили вредные последствия, именуется дорожно-транспортным происшествием (ДТП).

В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организации регулирования уличного движения.

Те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых наступили серьезные вредные последствия, менее тяжкие или тяжкие телесные повреждения либо смерть потерпевшего, именуется дорожно-транспортными преступлениями, то есть деяниями, влекущими уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством.

Остальные случаи дорожно-транспортных происшествий являются, как правило, основанием дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.

Дорожно-транспортное происшествие, как правило, результат многих обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий. Установление истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта.

Таким образом, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является одним из наиболее распространенных видов правонарушений. Борьба с ними ужесточается из года в год, ответственность за совершение таких преступлений становится все серьезней. В этих условиях можно говорить об актуальности темы данной дипломной работы «Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: проблемы квалификации».

Основная цель работы – выявление проблем квалификации состава преступления — нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Для достижения данной цели в работе поставлен и решен ряд задач:

дать общую характеристику состава преступления — нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;

изучить объективную и субъективную сторону данного преступления;

определить меры ответственности за совершение указанного преступления;

выявить квалифицирующие признаки данного состава преступления;

проанализировать основные проблемы при квалификации такого преступления.

Объектом исследования является состав преступления — хулиганство, а предметом исследования – его уголовно-правовая характеристика.

Методологическую основу исследования составляют диалектический, системно-структурный, сравнительно-правовой, социологический и исторический методы.

Эмпирическую базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, международные и российские нормативные правовые акты.

Информационная база – материалы МВД РС (Я), статьи в средствах массовой информации и сети Internet.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ – НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

1.1 Объект и объективная сторона состава преступления – нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Рассмотрим объект преступления с точки зрения гражданского, уголовного и административного права.

С точки зрения гражданского права

Объекты гражданских прав — в праве — материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают гражданские правоотношения. В РФ объектами гражданских прав являются 1 :

работы и услуги;

результаты интеллектуальной деятельности;

Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

При нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств объектом преступления будут являться:

имущество, перевозимое транспортными средствами;

имущество пешеходов, здания, помещения, другие сооружения, пострадавшие в результате ДТП;

причиненный моральный вред, в т.ч. и вред здоровью.

С точки зрения уголовного права

Объект преступления — это охраняемые уголовным законом общественные отношения, блага и интересы, которым в результате преступления причиняются или может быть причинен вред 2 .

Объект преступления включает в себя также и предмет преступления.

Предмет — это признак отдельных преступлений, это то на что непосредственно воздействует преступник, осуществляя преступное посягательство на соответствующий объект 3 .

Предмет преступления — транспортное средство — им являются автомобиль, трамвай, другое транспортное средство (троллейбус, трактор, иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические средства). Иные самоходные машины- это любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, комбайн, автокран, скрепер, автопогрузчик, бульдозер и т.п.).

1. Определяет характер общественной опасности преступления;

2. Является основанием для разграничения преступлений между собой;

3. Является одним из элементов основания привлечения к уголовной ответственности;

4. Служит системообразующим критерием классификации преступлений.

Родовым объектом преступлений, содержащихся в главе 27 Особенной части Уголовного Кодекса, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта, это относится и к преступлению, предусмотренного ст.264 УК РФ. Поэтому преступления, включенные в главу 27 УК РФ, называют еще транспортными преступлениями. «Признание родовым объектом транспортных преступлений безопасности движения или эксплуатации транспортных средств более полно раскрывает существо преступного деяния, поскольку уголовно-правовые нормы в первую очередь имеют своей целью охрану безопасности функционирования транспорта. При этом какого-либо принципиального различия в характере общественных отношений между различными видами транспортных средств нет, так как транспорт выполняет единые задачи. В результате нарушений правил движения или эксплуатации такие последствия могут наступать на каждом из них» 4 .

Отличие состава преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ, от других преступлений, содержащихся в указанной главе, состоит в различии непосредственных объектов, на которые осуществляется посягательство.

Объектом преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ, будет являться безопасность дорожного движения и эксплуатация автомобильного транспорта и иных видов механических транспортных средств, участвующих в дорожном движении.

Это определение требует разъяснения некоторых понятий. Например, что понимать под дорожным движением и под иными видами механических транспортных средств.

Согласно ст.2 Федерального Закона РФ «О безопасности дорожного движения» от 15.11.1995 г. «дорожное движение — это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог».

Виды транспортных средств попадают под действие рассматриваемой статьи УК РФ. В примечании ст.264 УК указано, что «под другими механическими транспортными средствами понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины мотоциклы».

Другие публикации:  Заявление в загс реутов

Закон также не разъясняет, что понимается под иными транспортными средствами и иными самоходными машинами. Анализом действующего законодательства в частности, Правил дорожного движения, Закона РФ «О безопасности дорожного движения», Постановление Правительства «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники» можно наметить критерии, которые позволят разграничить транспортные средства, охватываемые составом ст.264 УК РФ, от других транспортных средств.

Определение – «механическое транспортное средство» содержится в п.1.1 Правил дорожного движения. Механическое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые трактора и самоходные машины. «Мопед»-двух или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим с рабочим объемом не более 50куб.см. и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и др. транспортные средства с аналогичными характеристиками. Таким образом, транспортные средства с характеристиками ниже либо равными указанным, уже не могут охватываться составом рассматриваемого преступления. Предоставляется, что в группу транспортных средств, охватываемых составом ст.264, необходимо включать также небольшие трактора, предназначенные для работ на дачных и приусадебных участках, если их двигатель имеет рабочий объем более 50 куб.см. или скорость не менее 50км/ч. Вместе с тем движение таких транспортных средств должно регулироваться Правилами дорожного движения.

Итак, все наземные транспортные средства, которые попадают под действие ст.264 УК можно разбить на 5 групп 5 :

Ответственность за нарушение пдд и эксплуатации транспортных средств

248000, г. Калуга, ул. Кутузова, 2а

Телефон доверия (4842) 57-49-81, 8-910-520-31-09

Территориальные органы прокуратуры

Уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекших тяжкий вред здоровью или смерть человека.

Статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекших наступление последствий в виде тяжкого вреда здоровью или смерти человека. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека — наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управления транспортным средством (ч. 1 ст. 264 УК РФ), то же деяние повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 3 ст. 264 УК РФ) наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет, если данное преступное деяние повлекло смерть двух и более лиц (ч. 5 ст. 264 УК РФ), водителю, может быть назначено наказание сроком до 7 лет лишения свободы с лишением права управления транспортным средством сроком. Федеральным законом № 20 — ФЗ от 13. 02. 2009г. в данную статью внесены изменения, которыми предусмотрено наказание за совершение водителем транспортного средства дорожно — транспортного происшествия в состоянии алкогольного опьянения (ч. 2 ст. 264 УК РФ), повлекшего причинение тяжкого вреда здоровью человека, до трёх лет лишения свободы с лишением права управления транспортным средством. Совершение водителем дорожно — транспортного происшествия В состоянии алкогольного опьянения повлекшего смерть человека (ч. 4 ст. 264 УК РФ) влечёт наказание сроком до 7 лет лишения свободы, с лишением права управления транспортным средством, если данное преступное деяние повлекло смерть двух и более лиц (ч. 6 ст. 264 УК РФ), водителю, находящемуся в нетрезвом состоянии может быть назначено наказание сроком до девяти лет лишения свободы с лишением права управления транспортным средством. Изменения в законодательстве, ужесточающие меры уголовного наказания пьяным водителям транспортных средств, вступили в силу с 27. 02. 2009г. и направлены на обеспечение общественной безопасности граждан, всех участников дорожного движения.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ)

Непосредственным объектом этого преступления является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект – жизнь и здоровье потерпевших.

Предметом преступления являются механические транспортные средства, за исключением мопедов с рабочим объемом двигателя не более 50 см3, имеющих возможность развивать максимальную скорость не более 50 км/ч.

Понятие механического транспортного средства частично раскрывается в диспозиции ст. 264 УК РФ, а также в примечании к ней. К ним относятся автомобили, трамваи, троллейбусы, трактора, иные самоходные машины, мотоциклы. Под иными самоходными машинами следует понимать любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаваторы, грейдеры, автокраны, скреперы, автопогрузчики и т.п.).

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается:

  • 1) в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств;
  • 2) наступлении последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека;
  • 3) причинной связи между деянием и последствием.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ

«О безопасности дорожного движения» определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ.

Под дорожным движением законодатель понимает совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Единый порядок дорожного движения в Российской Федерации установлен Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090.

Этим же постановлением утверждены и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Нарушение правил дорожного движения может состоять в превышении скорости движения, проезде на запрещающий сигнал светофора, нарушении правил обгона, несоблюдении правил проезда железнодорожных переездов, перекрестков, неправильном маневрировании.

Нарушение правил эксплуатации транспортных средств состоит в нарушении, несоблюдении норм, обеспечивающих надлежащее техническое состояние транспорта и соблюдение установленных правил его безопасной эксплуатации. Эго может быть осуществление движения с неисправной тормозной системой, рулевым управлением и т.п.

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств может совершаться путем как действия, так и бездействия. Для привлечения виновного к ответственности по ст. 264 УК РФ следует установить, какой конкретно пункт Правил дорожного движения или другого нормативного акта нарушило управляющее механическим транспортным средством лицо. Отсутствие указаний на конкретный пункт нарушенных правил влечет прекращение уголовного дела по ст. 264 УК РФ. Если же установлено, что нарушение правил эксплуатации транспортных средств произошло при производстве определенных работ, нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны труда, хотя эти нарушения и были допущены во время движения машины, действия виновного подлежат квалификации не по ст. 264, а по ст. 143 УК РФ, а в соответствующих случаях – по статьям, предусматривающих ответственность за преступления против жизни и здоровья граждан, уничтожение или повреждение имущества.

Последствием преступления в соответствии с ч. 1 ст. 264 УК РФ является причинение тяжкого вреда здоровью человека. Его содержание раскрывается в ст. 111 УК РФ. Между наступлением заказанных последствий и нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства должна быть установлена причинная связь. Установление причинной связи по делам подобной категории может представлять существенные трудности, поскольку причиненные последствия часто являются результатом сопричиняющих действий различных участников движения. Часто дорожно-транспортные происшествия совершаются по вине пешехода. При отсутствии в подобных случаях нарушения водителем Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств ответственность его исключается.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. Случаи умышленного причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего путем использования транспортных средств не могут быть квалифицированы по ст. 264 УК РФ, а требуют квалификации по статьям о преступлениях против личности.

Другие публикации:  Защита прав потребителей харьков адрес

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством. Для квалификации не важны значения, имело ли лицо право на управление транспортным средством, есть ли у него водительские права, управляло ли транспортным средством во время выполнения служебных обязанностей (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).

Не имеет значения и наличие или отсутствие права собственности на транспортное средство. Так, лицо, совершившее угон транспортного средства и нарушившее правила дорожного движения, если при этом наступили последствия, указанные в ч. 1 ст. 264 УК РФ, должно отвечать по совокупности преступлений (ст. 166 и ч. 1 ст. 264 УК РФ). В случае нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшего причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, учеником во время учебной езды на машине, оборудованной двойным управлением, ответственности подлежит лицо, обучающее вождению, т.е. инструктор. Однако если обучаемое лицо (курсант) пренебрег указаниями инструктора и грубо нарушил правила, он подлежит ответственности по ст. 264 УК РФ.

Часть 2 ст. 264 УК предусматривает ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

В ч. 3 данной статьи закреплено положение об ответственности за деяние, предусмотренное ч. 1 статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека.

В качестве квалифицирующих обстоятельств в ч. 4 ст. 264 УК РФ указано совершение деяния, предусмотренного ч. 1 статьи, лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Часть 5 данной статьи предусматривает ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Повышенную ответственность предусматривает ч. 6 ст. 264 УК РФ, предусматривающая ответственность за деяние, предусмотренное ч.1 настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Уголовная ответственность за преступления в сфере безопасности дорожного движения

Уголовная ответственность за преступления против безопасности движения установлена главой 27 Уголовного кодекса Российской Федерации, в которой содержится 11 статей (ст.ст. 263 – 271.1).
Ежегодно судами области в сфере безопасности дорожного движения рассматриваются уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 264 УК РФ – нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, ст. 264.1 УК РФ – нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию.
За указанные преступления уголовной ответственности подлежит достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования. К уголовной ответственности привлекается не только водитель, сдавший экзамены на право управления транспортом средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение ПДД, лицо, не имевшее либо лишенное права управления транспортным средством, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением. Для квалификации деяния не имеет значения, в чьей собственности находится транспортное средство.
Под механическими транспортными средствами в статьях 264 и 264.1 УК РФ понимаются автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, квадрициклы, мопеды, иные транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право, а также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины.

Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного по ст. 264 УК РФ дифференцируется в зависимости от наступивших последствий (тяжкий вред здоровью – ч. 1, смерти одного человека — ч. 3, двух или более лиц — ч. 5) и состояния опьянения (ч. ч. 2, 4 и 6).
Санкции указанных частей ст.264 УК РФ предусматривают возможность назначения наказания в виде ограничения свободы, принудительных работ обязательных работ, принудительных работ, лишения свободы. Кроме того, предусмотрено дополнительное наказание в виде с лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. При этом, для лиц, совершивших преступление в состоянии алкогольного опьянения, назначение дополнительного наказания обязательно.
Уголовный закон признает водителя находящимся в состоянии опьянения в случае установления факта употребления им вызывающих алкогольное опьянение веществ, что определяется наличием этилового спирта в концентрации, превышающей погрешность, установленную законодательством, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. К совершившим преступление в состоянии алкогольного опьянения также относится водитель, отказавшийся от прохождении медицинского освидетельствования.
Ответственности по статье 264.1 УК РФ подлежат водители, управляющие транспортным средством в состоянии опьянения, подвергнутые административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеет судимость за совершение преступления, предусмотренного частями 2, 4 или 6 статьи 264 или статьей 264.1 УК РФ.
Вид и размер наказания определяется судом в зависимости от обстоятельств совершения преступления, данных о личности виновного, с учетом тяжести наступивших последствий и размера причиненного вреда.
Например, за совершение преступления, предусмотренного ч.6 ст.264 УК РФ — нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
При этом в практике судов Сахалинской области в 2017 году – 1 квартале 2018 года отсутствуют примеры назначения осужденным по ч.6 ст. 264 УК РФ условного наказания.
Уголовным законом предусмотрена возможность привлечения к уголовной ответственности пассажиров, пешеходов или других участников движения (например, велосипедов) за нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, по статье 268 УК РФ. В настоящее время в Сахалинской области такая практика отсутствует.»