Блог

Рекомендации о свободе осуществления профессии адвоката

Защита для защитников

24 января 2018 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы (далее – ПАСЕ, Парламентская Ассамблея) утвердила Рекомендацию 2121 (2018) по разработке Европейской конвенции о профессии юриста (далее – Рекомендация 2121 (2018)). Проект этой Рекомендации был разработан Комитетом ПАСЕ по правовым вопросам и правам человека (далее – Комитет) и включен в отчет, опубликованный 12 декабря 2017 г. Сама же инициатива по разработке отдельного международного договора, касающегося защиты представителей юридической профессии, была сформулирована еще в 2016 г. группой участников Парламентской Ассамблеи. Как следует из содержания отчета Комитета, идея принятия такого договора получила поддержку в связи с растущим давлением и увеличением количества нарушений профессиональных прав адвокатов в государствах – членах Совета Европы.

Необходимость защиты

Комитет указывает несколько причин, которые свидетельствуют о необходимости принятия отдельного международного договора, направленного на защиту профессии юриста. Прежде всего такое повышенное внимание обусловлено той ролью, которую юрист играет в системе отправления правосудия. В этом отношении Парламентская Ассамблея соглашается с подходом Европейского Суда по правам человека, который рассматривает юристов в качестве посредников между судами и обществом и признает их ключевую роль в поддержании доверия населения к судебной системе.

Парламентская Ассамблея указывает на отсутствие эффективного механизма по контролю за вмешательством государства в деятельность юриста. Увеличение числа нарушений в отношении адвокатов, в том числе случаев применения физического насилия, и примеры недобросовестного расследования таких случаев свидетельствуют о том, что стандарты защиты, установленные в Рекомендации (2000) 21 Комитета министров Совета Европы о свободе осуществления профессии адвоката (далее – Рекомендация (2000) 21), недостаточно эффективны. Это подтверждается отчетом Комитета, в котором содержится обобщение основных проблем, характерных для европейского региона, и приведены примеры наиболее серьезных нарушений, свойственных только некоторым государствам. К последним, в частности, относятся факты убийств и исчезновений адвокатов и ненадлежащее расследования таких случаев, допросы адвокатов в качестве свидетелей по делам их клиентов, использование дисциплинарного производства как метода давления в отношении адвоката, нарушение адвокатской тайны в ходе проведения обысков и выемок. Специальный докладчик отмечает, что такие нарушения систематически происходят в Азербайджане, России (особенно на Северном Кавказе), Турции, на Украине. Отдельное упоминание России в качестве государства, где распространены различные способы давления на адвокатов, является показательным для оценки масштаба тех проблем, с которыми российские адвокаты сталкиваются на практике.

Парламентская Ассамблея считает, что ситуацию можно изменить, если придать положениям Рекомендации (2000) 21 обязательный характер и предусмотреть механизм контроля за их соблюдением. Кроме того, отмечается, что такая Конвенция может стать источником обязательных стандартов не только на региональном, но и на международном уровне. Предполагается, что для государств, не являющихся членами Совета Европы, Конвенция будет предусматривать возможность и процедуру присоединения.

Содержание предлагаемой Конвенции

Отмечается, что перечень гарантий и прав должен определяться с учетом уже существующих международных стандартов. Поскольку в качестве единственного недостатка нынешнего регулирования указан необязательный характер Рекомендации (2000) 21, вполне вероятно, что многие положения этого документа войдут в текст Конвенции. В частности, в Конвенцию могут быть включены принципы, касающиеся юридического образования, доступности услуг адвоката, формирования профессиональных объединений, проведения дисциплинарных разбирательств.

В то же время Совет адвокатур и юридических ассоциаций Европы (далее – Совет) предлагает избирательно подойти к дублированию положений, уже закрепленных в других международных актах, в частности в Рекомендации (2000) 21 и Европейской конвенции по правам человека. Совет отмечает, что некоторые принципы, изложенные в Рекомендации (2000) 21, уже подпадают под защиту положений Европейской конвенции в соответствии с тем толкованием, который им дает Европейский Суд. По мнению Совета, необходимо избежать лишнего дублирования одинаковых по содержанию обязательств. Принципы, гарантированные Европейской конвенцией, следует изложить в преамбуле, тогда как сами положения Конвенции о профессии юриста должны представлять собой более конкретный и исчерпывающий перечень гарантий, учитывающий специфику профессиональной деятельности юриста.

Парламентская Ассамблея обозначила, что предлагаемая Конвенция должна предусматривать гарантии по следующим приоритетным вопросам: доступ адвоката к клиенту, находящемуся под стражей; защита адвокатской тайны; конфиденциальность общения адвоката с клиентом; иммунитет адвоката от преследований за заявления, сделанные в ходе осуществления профессиональной деятельности. Следует отметить, что первоначальный проект Рекомендации, одобренный профильным Комитетом, не включал в себя вопрос о защите права адвоката на свободу выражения мнения. Вероятно, Парламентская Ассамблея приняла во внимание обширную практику Европейского Суда, которая свидетельствует о распространенности проблемы привлечения адвокатов к дисциплинарной или уголовной ответственности за высказывания, сделанные в ходе судебного разбирательства или в СМИ.

Представление о содержании и структуре Конвенции, а также о том, какие вопросы могут стать проблемными для составителей, может дать отчет Комитета от 12 декабря 2017 г. Прежде всего специальный докладчик обращает внимание на определение круга тех, кто будет подлежать защите. Должна ли Конвенция распространять свою защиту на практикующих юристов, не имеющих статуса адвоката? Например, Рекомендация (2000) 21, на которую так часто ссылаются в тексте документа, гарантирует защиту только тем представителям юридических профессий, которые оказывают юридические услуги и являются членами адвокатских корпораций.

В то же время в отчете Комитета отмечается, что Конвенция может частично затрагивать и положение практикующих юристов, не имеющих статуса адвоката, по таким вопросам, как доступ к профессии и сохранение конфиденциальности общения с клиентами. Так, например, в Азербайджане и Сербии в связи с небольшим количеством адвокатов, официально зарегистрированных в адвокатских объединениях, люди часто вынуждены обращаться к юристам, не имеющим такого статуса. При этом такие юристы, хотя и обладают достаточной компетенцией, лишены права представлять интересы клиента в судах. Эта ситуация, как отмечает специальный докладчик, ограничивает доступ лиц к юридическим услугам, которые в принципе могут быть предоставлены квалифицированными специалистами без статуса адвоката.

Специальный докладчик выразила обеспокоенность в отношении штатных юристов компаний и организаций. Так, в отчете отмечается, что неоднозначным является вопрос о распространении гарантий адвокатской тайны на коммуникации юристов с менеджментом и руководством компании. Учитывая, что Рекомендация (2000) 21 в принципе не затрагивает указанную категорию юристов, вопрос о частичном распространении гарантий, связанных со статусом адвоката, будет предметом отдельного рассмотрения при составлении Конвенции.

Механизм контроля

Согласно Рекомендации 2121 (2018), приоритетным вариантом контроля за соблюдением предлагаемой Конвенции является механизм направления периодических докладов государствами группе экспертов Парламентской Ассамблеи. При этом отмечается, что для представителей гражданского общества и профессиональных объединений юристов должна быть предусмотрена возможность направлять свои соображения о соблюдении государством обязательств по защите профессиональных прав юристов.

Совет адвокатур и юридических ассоциаций Европы предлагал предусмотреть возможность направления обращений о нарушениях предлагаемой Конвенции в Парламентскую Ассамблею в соответствии с правилом 67 Правил процедуры Парламентской Ассамблеи. Однако специальный докладчик скептически отнеслась к такому предложению Совета, указав, что этот механизм редко используется и содержит ограничения, исключающие большое количество индивидуальных обращений. В частности, Парламентская Ассамблея признает ходатайство неприемлемым, если обращение сводится к исправлению конкретного нарушения, дело находится на рассмотрении в национальном суде либо доступны иные механизмы правовой защиты, например обращение в Европейский Суд по правам человека. Таким образом, предложение Совета о закреплении двух вариантов контроля за исполнением Конвенции в окончательный проект Рекомендации профильного Комитета не вошло.

Другие публикации:  Региональный материнский капитал оренбург

В качестве альтернативы специальный докладчик предложила создать платформу, аналогичную той, которая действует с 2014 г. для журналистов. Платформа Совета Европы по содействию защите и безопасности журналистов не является контролирующим конвенционным механизмом. Она прежде всего предназначена для «оперативного реагирования», сбора и распространения информации о нарушениях свободы СМИ и угрозах безопасности журналистов в государствах – членах Совета Европы.

Значение Рекомендации 2121 (2018) для российских адвокатов

Активные обсуждения Конвенции о профессии юриста в Парламентской Ассамблее в конце 2017 – начале 2018 г. и принятие Рекомендации 2121 (2018) свидетельствуют о том, что появление международного договора о защите прав юристов является видимой перспективой. Сложно предположить, сколько времени потребуется для разработки текста Конвенции Комитету министров и принятия ее государствами. Еще более неоднозначным представляется вопрос о возможности участия России в этом международном договоре. С учетом масштабной реформы юридической профессии на национальном уровне вопрос о соответствии тем стандартам, которые будут закреплены в Конвенции, остается открытым.

Тем не менее отчет профильного Комитета ПАСЕ представляет собой интересное, хоть и неисчерпывающее обобщение проблем, с которыми сталкивается профессиональное сообщество в европейском регионе, а также дает общее представление о приоритетных направлениях работы в сфере защиты прав адвокатов.

* Заметка была подготовлена в рамках пилотного проекта Института права и публичной политики «Использование механизмов конституционного и международного правосудия для укрепления правозащитного потенциала российской адвокатуры». С августа 2017 г. юристы Института осуществляют мониторинг нарушений профессиональных прав адвокатов, исследуют практику Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека по отдельным вопросам защиты прав адвокатов, проводят консультации об оценке перспектив обращения в указанные органы, а также помогают в выработке стратегии ведения общественно значимых дел, связанных с нарушением профессиональных прав адвокатов.

Международные стандарты регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности

Устав ООН, принятый 26 июня 1945 г., провозгласил право людей различных наций без разделения по признакам пола, языка, религий на создание условий, в которых бы уважались права человека, и соблюдалась законность.

В декабре 1948 г. Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой утверждались принципы равенства всех перед законом, вводились презумпция невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела в суде и, самое главное, гарантии защиты, что очень важно для деятельности национальных адвокатур в разных странах.

Следующим по значению документом стал Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в Нью-Йорке 19 декабря 1966 г. Этот Пакт подтвердил основные положения предыдущих документов и детализировал их, он утверждал право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом. Каждому арестованному при аресте должны быть сообщены причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение. Каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке должно доставляться к судье или к другому должностному лицу, которому по закону принадлежит право осуществлять судебную власть. Арестованные или задержанные имеют право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение.

При этом содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки в суд, явки на судебное разбирательство в любой другой его стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора.

Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой.

Следующим по значению стал документ, принятый в 1950 г. в Риме. Он назывался Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

В ней, в частности, подтверждалось право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе, как в определенных случаях в порядке, установленном законом.

Конвенция провозгласила, что каждый обвиняемый в совершенном преступлении имеет следующие права:

  • быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного обвинения;
  • иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;
  • защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, получить защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия.

В декабре 1988 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН был утвержден «Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме».

В соответствии с этим Сводом принципов, любое задержанное лицо имеет право на получение юридической помощи со стороны адвоката. Вскоре после ареста оно информируется компетентным органом о своем праве, и ему предоставляются разумные возможности для осуществления этого права.

Если задержанное лицо не имеет адвоката по своему выбору, оно во всех случаях имеет право воспользоваться услугами адвоката, назначенного для него судебным или иным органом, без оплаты его услуг, если это лицо не располагает достаточными денежными средствами.

Следующий принцип состоит из пяти пунктов:

  1. предусматривается право задержанного или находящегося в заключении лица связываться и консультироваться с адвокатом (п. 1);
  2. задержанному или находящемуся в заключении лицу должны быть предоставлены необходимое время и условия для проведения консультаций со своим адвокатом;
  3. право задержанного или находящегося в заключении лица на его посещение адвокатом, на консультации и на связь с ним без промедления или цензуры и в условиях полной конфиденциальности не может быть временно отменено или ограничено, кроме исключительных обстоятельств, которые определяются законом или установленными в соответствии с законом правилами, когда по мнению судебного или иного органа это необходимо для поддержания безопасности и порядка;
  4. свидания задержанного или находящегося в заключении лица с его адвокатом могут иметь место в условиях, позволяющих должностному лицу правоохранительных органов видеть их, но не слышать;
  5. связь задержанного или находящегося в заключении лица с его адвокатом не может использоваться как свидетельство против обвиняемого или находящегося в заключении лица, если она не имеет отношения к совершаемому или замышляемому преступлению.

В феврале 1996 г. Комитет министров Совета Европы принял Резолюцию «О юридической помощи по гражданским, торговым и административным делам» (18.02.1996. № 76).

Цель принятия этого документа — устранить препятствия экономического характера для доступа к правосудию неимущих и малоимущих.

Эта Резолюция рекомендует правительствам предоставлять юридическую помощь всем на тех же условиях, что и своим гражданам.

Регламент Европейского суда по правам человека, принятый 4 ноября 1998 г., содержит положение, согласно которому каждая сторона имеет право получить помощь от советников и адвокатов.

Другие публикации:  Социальная пенсия в белоруссии в 2019 году

На VIII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 г.) были приняты основные принципы, касающиеся роли юристов. Эти принципы сформулированы и в ряде положений, которые страны-участники должны выполнять. Эти положения касаются:

  • доступа к юристам и юридическим услугам;
  • специальных гарантий в вопросах уголовного правосудия;
  • квалификации и подготовки кадров;
  • функций и обязанностей;
  • гарантий в отношении выполнения юристами своих обязанностей;
  • свободы убеждений и ассоциаций;
  • профессиональных ассоциаций юристов;
  • дисциплинарных мер, принимаемых в случае ненадлежащего выполнения юристами своих обязанностей.

В августе 1990 г. в Нью-Йорке на VIII Конгрессе ООН были приняты основные положения о роли адвокатов по предупреждению преступлений, в частности, так же, как для адвокатов других развитых государств, где существуют правовые системы, и для российского адвоката имеют существенное значение такие гарантии правительства, предоставляемые адвокатам, как:

  • возможность исполнять все свои профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства;
  • возможность свободно путешествовать и консультировать клиента в своей стране и за границей; невозможность наказания или угрозы такового и обвинения, административных, экономических и других санкций за любые действия, осуществляемые в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этическими нормами;
  • там, где безопасность адвокатов находится под угрозой в связи с исполнением профессиональных обязанностей, они должны быть адекватно защищены властями;
  • адвокаты не должны идентифицироваться со своими клиентами и делами клиентов в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей;
  • суд или административный орган не должны отказывать в признании права адвоката, имеющего допуск к практике, представлять интересы своего клиента, если этот адвокат не был дисквалифицирован в соответствии с национальным правом и практикой его применения;
  • адвокат должен обладать уголовным и гражданским иммунитетом от преследований за относящиеся к делу заявления, сделанные в письменной или устной форме при добросовестном исполнении своего долга и осуществлении профессиональных обязанностей в суде, трибунале или другом юридическом или административном органе;
  • обязанностью компетентных властей является обеспечение адвокату возможности своевременного ознакомления с информацией, документами и материалами дела, а в уголовном процессе — не позднее окончания расследования до судебного рассмотрения;
  • правительства должны признавать и соблюдать конфиденциальность коммуникаций и консультаций между адвокатом и клиентом в рамках их отношений, связанных с выполнением адвокатом своих профессиональных обязанностей (ст. 16-22 Основных положений).

Названные принципы призваны помогать государствам в развитии и конкретизации той роли, которую адвокат должен выполнять в обществе.

Серьезное внимание профессии адвоката и деятельности адвокатуры уделено и на уровне Европейского Союза. Совет Европейского Сообщества в последнее время также принял ряд Директив, позволяющих взглянуть на адвокатское сообщество как на организацию, полностью независимую от государства. К ним относятся в первую очередь Рекомендации Комитета Министров Совета Европы «О свободе осуществления профессии адвоката» .

В данном документе осуществление адвокатской деятельности рассматривается в тесной связи с культурным, социальным, политическим и историческим контекстом каждого общества. В любом демократическом обществе адвокаты призваны играть важнейшую роль в деле отправления правосудия, в предотвращении и разрешении споров, а также в защите прав человека и основных свобод. В последнее десятилетие практика права значительно эволюционировала, и практикующие юристы вынуждены подходить к своей деятельности с более коммерческих позиций. Однако при этом они всегда должны оставаться представителями независимой профессии.

Основные принципы адвокатской деятельности и адвокатуры: Видео

Український юридичний портал

Серьезное внимание профессии адвоката и деятельности адвокатуры уделено и на уровне Европейского Союза. Совет Европейского Сообщества в последнее время также принял ряд Директив, позволяющих взглянуть на адвокатское сообщество как на организацию, полностью независимую от государства. К ним относятся в первую очередь Рекомендации Комитета Министров Совета Европы «О свободе осуществления профессии адвоката» (в России опубликованы в журнале ГРА «Адвокатские вести» в N 2 за 2001 г.).

В данном документе осуществление адвокатской деятельности рассматривается в тесной связи с культурным, социальным, политическим и историческим контекстом каждого общества. В любом демократическом обществе адвокаты призваны играть важнейшую роль в деле отправления правосудия, в предотвращении и разрешении споров, а также в защите прав человека и основных свобод. В последнее десятилетие практика права значительно эволюционировала, и практикующие юристы вынуждены подходить к своей деятельности с более коммерческих позиций. Однако при этом они всегда должны оставаться представителями независимой профессии.

В выводах многосторонней встречи, проводившейся Советом Европы (Будапешт, 9-11 декабря 1997 г.), указывалось, в частности, что адвокаты во всех странах обязаны соблюдать определенные принципы. В их числе — независимость, порядочность, конфиденциальность, предотвращение коллизий интересов, воздержание от всякой деятельности, несовместимой с независимым исполнением их миссии, гласность, защита интересов клиента и уважение к правосудию. В рамках указанных на этой встрече рекомендаций по повышению справедливости и эффективного правосудия, и, в частности, по сокращению неоправданных задержек в ходе судебного разбирательства (в соответствии со ст. 6 Европейская Конвенция по правам человека), Европейский комитет по правовому сотрудничеству (CDCY) предложил Экспертному комитету по эффективности правосудия составить проект указанных выше Рекомендаций о свободе осуществления адвокатской деятельности, который и был принят Комитетом Министров Совета Европы.

Ниже приводятся эти принципы без раскрытия их полного содержания, хотя и с некоторыми краткими комментариями, наиболее необходимыми для первоначального этапа деятельности адвокатуры по новому закону, т.е. в «свободном плавании».

Принцип I. Общие принципы свободы осуществления адвокатской деятельности

Здесь, наряду с важнейшими положениями об обеспечении права на защиту, реального доступа к услугам независимой адвокатской профессии, имеется следующее указание: «Чтобы реально справляться со своей ролью в защите прав доверенных лиц, адвокаты должны быть в состоянии давать советы своим клиентам и представлять их в соответствии с законодательством соответствующих государств, а также с установившимися профессиональными нормами, не подвергаясь необоснованным ограничениям, влияниям, давлению, угрозам и вмешательству с чьей бы то ни было стороны» (принцип I.4). Кроме того, в этом принципе Рекомендаций упоминается о праве доступа адвокатов ко всем необходимым документам для надлежащего выполнения ими своей роли. Уточняется, что ни одно дело не может быть доступно для одной стороны и недоступно для другой (принцип равенства возможностей в ходе судебного разбирательства — принцип 1.7).

Принцип II. Профессиональное юридическое образование, повышение квалификации и доступ к адвокатской профессии

В этой части Рекомендаций содержатся важные нормы, которые государства должны применять для обеспечения адвокатам надлежащей профессиональной подготовки и регламентации их доступа к профессиональной деятельности. Признается, что юридическое образование, повышение квалификации и опыт являются основными факторами для обеспечения, сохранения и повышения уровня требуемых специальных знаний.

Принцип III. Роль и обязанности адвокатов

Рекомендации исходят из того, что любое лицо или группа лиц вправе потребовать помощи адвоката для защиты или отстаивания своих прав и интересов в рамках закона, а адвокату в этом случае надлежит сделать все от него зависящее, действуя честно и независимо. Разумеется, адвокаты не должны подвергаться дискриминации со стороны властей в зависимости от того, кто является их клиентом (или от характера дела их клиента).

Таким образом, в изложенном содержится напоминание о важности профессиональных и деонтологических (внутренних профессиональных правил, кодексов чести и проч.) норм, которые следует разрабатывать адвокатским коллегиям или другим профессиональным ассоциациям адвокатов для того, чтобы адвокаты защищали интересы своих клиентов абсолютно независимо, усердно и справедливо (принцип 111.1).

Другие публикации:  Трудовой договор индивидуального предпринимателя с продавцом

В принципе Ш.З.а. указывается, что адвокаты обязаны давать советы своим клиентам относительно их прав и обязанностей, а также по поводу вероятного исхода дела, включая финансовые издержки. Часть финансовых издержек клиента на ведение адвокатом дела может составить гонорар адвоката. Именно поэтому адвокаты должны информировать своих клиентов о расходах в течение всего разбирательства.

Принцип Ш.З.д. требует от адвоката не брать на себя больше работы, чем он в состоянии реально выполнить, поскольку он не сможет работать на желаемом оперативном уровне.

Адвокат должен проявлять должное уважение к магистратуре и содействовать нормальному и справедливому функционированию судебной системы (принцип III.4).

Принцип IV. Право всех граждан на консультацию с адвокатом

Существует тесная связь между свободой осуществления адвокатской деятельности и обязанностью адвокатов предоставлять свои услуги всем членам общества, отстаивать права человека -как гражданские и политические, так и экономические, социальные, культурные. Равный доступ богатых и бедных к закону необходим для обеспечения правового государства. Вот почему необходимо реально обеспечивать правовые услуги всем тем, чьи права находятся под угрозой, включая и тех, кто не в состоянии их оплатить. Это вытекает из того, что в правовом государстве каждый обвиняемый имеет право защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, иметь назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия. В то же время адвокаты, оказывающие экономически незащищенным лицам юридические услуги, полностью или частично оплачиваемые из государственных фондов, должны оставаться независимыми как представители независимой профессии (принцип IV. 5).

Принцип V. Ассоциации (организационное строение)

Принцип VI. Дисциплинарные меры (О данном принципе будет сказано в гл. VIII).

Итак, здесь перечислены наиболее важные международные документы, в которых детализированы основные положения и принципы деятельности адвокатуры правового государства. В основном дух и содержание многих перечисленных норм вошли в принятый в РФ Закон об адвокатской деятельности. В частности, его концепция и указанная выше ст. 3 как раз и основаны на международных стандартах независимости адвокатуры. Однако в более детализированном виде эти нормы в Законе не упоминаются. Более того, ряд его положений можно смело отнести к несоответствующим международной практике регламентирования роли адвокатов и основных принципов деятельности адвокатуры. Поэтому при возникновении правовых коллизий по данному вопросу следует руководствоваться п. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Рекомендации о свободе осуществления профессии адвоката

Интересно, полезно, важно

  • АДУКАЦЫЙНЫ ПРАЕКТ

Развіцце права і правоў чалавека на беларускіх землях. Подробнее

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ

Пятнадцать лет назад Беларусь стала свидетелем ряда тревожных событий, которые потрясли страну. Подробнее

БДЦ В АРХИВАХ

Наши находки из истории репрессий, тюрем, преступлений. Подробнее

ЧТО, КАК И ГДЕ ИСКАТЬ?

Поиск сведений о репрессированных родственниках. Подробнее

АДВОКАТ РАЗЪЯСНЯЕТ

Как коснется декрет каждого гражданина. Подробнее

Документальный фильм

Фильм-расследование о фактах внезапных смертей и исчезновений в Беларуси политических оппонентов режима. Подробнее

Цена беларуской свободы (инфографика)

Рейтинг штрафов белорусских активистов. Подробнее

Х-файл

Медицина в местах заключения

Потеря здоровья или скорая смерть после освобождения. К сожалению, многих осужденных в Беларуси ожидает именно такая участь. Качество медицинского обслуживания в местах лишения свободы и профессиональный уровень врачей очень низкие. Подробнее

Для кого писан закон? Мы выяснили (Инфографика)

Кому служит Закон об обращениях граждан? Гражданам или чиновникам. Подробнее

Госконтроль по Могилевской области возложил свои функции на МВД

Невероятную скорость по рассмотрению сообщений граждан о подозрительном использовании государственных средств, выделяемых на содержание колоний, а. Читать дальше

01.02.2019

Госконтроль проверит начисления коммунальных платежей в колонии

Долгие годы Людмила Кучура, жена осужденного Петра Кучуры, борется за права своего мужа, отбывающего наказание в ИК-15 г. Могилева. В настоящее. Читать дальше

01.02.2019

Нужна помощь. Вернуть Юлю

Программа Белсат «Размова дня» с Раисой Михайловской о труде в заключении, ресоциализации и информационной общественной кампании «Вернуть. Читать дальше

31.01.2019

Безнаказанность торжествует: Расследование дел Ю.Захаренко, В.Гончара и А.Красовского приостановлено

Уведомления о приостановлении предварительного расследования получили родственники исчезнувших политиков Ирина Красовская, Зинаида Гончар и. Читать дальше

Республика Беларусь считает неприемлемой жалобу Ульяны Захаренко в КПЧ

22 августа 2017 года государство-участник представило Комитету по правам человека ООН информацию по индивидуальному сообщению Ульяны Захаренко, зарегистрированном за №2991/2017, в которой указало, что ею не были исчерпаны все доступные средства. Читать дальше

Мать умершего осуждённого требует возбудить уголовное дело в отношении должностных лиц ИК №13

Белорусский документационный центр ранее сообщал о том, что юристы Центра оказывают правовую помощь Надежде Кирейковой, сын которой, отбывавший наказание в ИК №13, 4 января 2017 года умер в машине «скорой помощи». Постановлением следователя. Читать дальше

Государство отказывает Ульяне Захаренко исполнить соображения Комитета по правам человека

Ранее Белорусский документационный центр сообщал о том, что 17 марта 2017 года Комитет по правам человека ООН принял Соображения по индивидуальному моему и Елены Захаренко сообщению по делу Юрия Захаренко, зарегистрированному за № 2586/2015. Читать дальше

Автор: Дмитрий Дрозд. Кровавый ХХ век привёл всех нас к некоторой потере человечности. Придавленные смертями миллионов человек, мы практически.
Читать дальше

Автор: Дмитрий Дрозд Возможно, что лет через 10 кто-нибудь вспомнит: «Слушай, а за что тогда сняли этого Давитьку?» — «Да он накануне 100-летия.
Читать дальше

Автор: Дмитрий Дрозд Говоря о советской власти, для исторической правды стоило бы слово советская брать в кавычки. Так как Советы рабочих.
Читать дальше

Автор: Дмитрий Дрозд Пытаюсь понять людей, страдающих по развалу СССР, и не могу. Вот если бы сейчас каким-то волшебным образом это государство.
Читать дальше