Блог

Заявление на возбуждение розыскного дела

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • УКАЗАНИЕ Генпрокуратуры РФ N 15-16-92, МВД РФ N 1/5152 от 22.12.92 «О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОННОСТИ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О БЕЗВЕСТНОМ ИСЧЕЗНОВЕНИИ ГРАЖДАН»
  • На момент включения в базу документ опубликован не был

УКАЗАНИЕ Генпрокуратуры РФ N 15-16-92, МВД РФ N 1/5152 от 22.12.92 «О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОННОСТИ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О БЕЗВЕСТНОМ ИСЧЕЗНОВЕНИИ ГРАЖДАН»

Обеспечение безопасности граждан, защита их жизни и здоровья от преступных посягательств, предупреждение нарушений законности в уголовно-процессуальном производстве требуют решительного улучшения решительного улучшения деятельности органов внутренних дел и прокуратуры по раскрытию преступлений, связанных с безвестным исчезновением граждан.

Изучение материалов уголовных, розыскных дел и положения на местах свидетельствуют, что руководители органов внутренних дел и прокуратуры нередко продолжают относиться к фактам безвестного исчезновения граждан без должного внимания.

Нарушается установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о пропавших без вести. Не принимаются экстренные меры к выяснению причин и обстоятельств исчезновения. Дежурные службы вместо незамедлительного реагирования предлагают заявителям выжидать или своими силами осуществлять розыск.

При проведении проверок по заявлениям зачастую формально осматриваются место последнего нахождения и личные вещи пропавшего. Лица, располагающие сведениями об исчезнувшем, опрашиваются поверхностно, глубоко не изучаются взаимоотношения с близкими, сослуживцами, знакомыми. Версия о том, что пропавший мог стать жертвой преступления, практически не отрабатывается. Между тем, как показывает практика, преступники все чаще маскируют убийства под безвестное исчезновение граждан. Особенно это относится к случаям, когда жертвами становятся дети, владельцы автотранспорта, сотрудники правоохранительных органов, работники коммерческих структур.

Даже при наличии признаков, свидетельствующих, что исчезнувший стал жертвой преступления, уголовные дела по материалам проверок своевременно не возбуждаются. Как правило, это происходит лишь после неоднократных жалоб родственников в вышестоящие правоохранительные органы или после обнаружения трупов пропавших. В связи с этим утрачивается реальная возможность установления виновных, обнаружения и процессуального закрепления доказательств. В результате большая часть таких преступлений остается нераскрытыми.

Не используется предоставленное ст. 119 УПК РСФСР органам дознания право при наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, возбуждать уголовные дела, проводить неотложные следственные и оперативно-розыскные действия по закреплению следов преступления.

В целях повышения уровня организации работы по розыску без вести пропавших граждан, прокурорского надзора за разрешением таких заявлений и сообщений, своевременного раскрытия убийств —

1. Заявления и сообщения о безвестном исчезновении граждан, поступающие в органы внутренних дел и прокуратуры регистрировать в книгах учета заявлений и сообщений о преступлениях и рассматривать их в порядке ст. 119 УПК РСФСР. При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступлений, незамедлительно возбуждать уголовные дела и проводить тщательное расследование.

2. Достаточным основанием для решения вопроса о возбуждении дела по материалам проверки о безвестном исчезновении могут быть следующие признаки, которые прямо или косвенно указывают на то, что без вести пропавший стал жертвой преступления:

— отсутствие данных о намерении уехать, причин для сокрытия от близких своего отъезда либо ухода из дома на длительное время, наличие личных документов и вещей, без которых человек не может обойтись в случае длительного отсутствия;

— малолетний возраст пропавшего, отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентировки во времени или пространстве;

— исчезновение с автотранспортом или крупной суммой личных денег, ценностей;

— постоянные конфликты в семье, угрозы в адрес исчезнувшего лица, преступные связи;

— противоречивые объяснения и нелогичное поведение тех кто контактировал с пропавшим перед исчезновением;

— обнаружение в ходе розыска следов, получение иных сведений, свидетельствующих о возможном совершении преступления.

3. Руководителям городских, районных и линейных отделов внутренних дел о каждом заявлении об исчезновении граждан, заведении розыскного дела на без вести пропавшего письменно информировать надзирающего прокурора. При наличии признаков, указывающих на возможное совершение преступления, решать вопрос о возбуждении уголовного дела.

4. Прокурорам обеспечить постоянный надзор за соблюдением законности при рассмотрении заявлений и сообщений о без вести пропавших, своевременным возбуждением уголовного дела по каждому факту безвестного исчезновения граждан, дающим основание полагать, что они стали жертвой преступления. Не реже одного раза в месяц проверять исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о безвестном исчезновении граждан. В случае нарушения законности, сокрытия таких заявлений и сообщений, непринятия мер по своевременному розыску и решению вопроса о возбуждении уголовного дела принимать строгие меры в отношении виновных должностных лиц.

Считать недействующим указание Прокуратуры СССР и МВД СССР от 3 ноября 1986 года N 101/15/81.

Генеральный прокурор
действительный государственный
советник юстиции
В. СТЕПАНКОВ

РФ Министр
внутренних дел РФ
генерал-полковник внутренней
службы
В. ЕРИН

На сайте «Zakonbase» представлен УКАЗАНИЕ Генпрокуратуры РФ N 15-16-92, МВД РФ N 1/5152 от 22.12.92 «О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОННОСТИ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О БЕЗВЕСТНОМ ИСЧЕЗНОВЕНИИ ГРАЖДАН» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете УКАЗАНИЕ Генпрокуратуры РФ N 15-16-92, МВД РФ N 1/5152 от 22.12.92 «О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОННОСТИ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О БЕЗВЕСТНОМ ИСЧЕЗНОВЕНИИ ГРАЖДАН» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать УКАЗАНИЕ Генпрокуратуры РФ N 15-16-92, МВД РФ N 1/5152 от 22.12.92 «О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОННОСТИ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О БЕЗВЕСТНОМ ИСЧЕЗНОВЕНИИ ГРАЖДАН» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Общие вопросы организации работы на первоначальном этапе раскрытия и расследования преступлений

Действия работников милиции и следователей при получении информации о событии, имеющем признаки преступления

Сведения о совершенных или подготавливаемых преступлениях, раскрытие которых относится к обязанностям аппаратов уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, а также расследование которых входит в компетенцию следователей, работники соответствующих служб получают в основном из заявлений и сообщений граждан, организаций, учреждений, предприятий, должностных лиц либр в результате непосредственного обнаружения признаков уголовно наказуемых деяний.

Под заявлениями и сообщениями о преступлении понимается письменное или устное заявление гражданина, сообщение учреждения, предприятия, организации (государственной или общественной), должностного лица, поданное в установленном законом порядке, в котором указываются сведения о конкретном преступлении либо говорится о фактах и событиях, содержащих в себе признаки совершенных или подготавливаемых преступных деяний.

Поступающие в органы внутренних дел заявления и сообщения о безвестном исчезновении граждан рассматриваются так же, как заявления и сообщения о преступлениях.

Заявления и сообщения о преступлении, поступающие по почте, вначале рассматриваются начальником органа внутренних дел (отделения милиции). В подразделение уголовного розыска, БЭП или непосредственно оперативному уполномоченному соответствующей службы заявление или сообщение о преступлении передается в тех случаях, когда начальник придет и выводу о необходимости проведения проверки с использованием оперативно-розыскных мер. Если проверка может быть осуществлена только процессуальными действиями, ее поручают инспекторам по дознанию или участковым инспекторам милиции.

Заявление или сообщение, поступившее от гражданина в дежурную часть, принимает оперативный дежурный, который регистрирует его в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях (в т. ч. поступившие по телефону). Действия оперативных работников в этой ситуации сводятся к следующему. Если работник уголовного розыска включен в состав следственно-оперативной группы на время дежурства и группа направляется для осмотра места происшествия, в его обязанность входит оказание помощи следователю в производстве данного следственного действия, выполнение его поручений и проведение розыскных мероприятий (опросы граждан, преследование преступника «по горячим следам» и его задержание, организация прочесывания местности, поквартирный обход и т.д.).

В случаях, когда заявитель направлен начальником органа внутренних дел (его заместителем) или дежурным к оперативному уполномоченному уголовного розыска или БЭП, они знакомятся с письменным заявлением о преступлении, уточняют детали и обстоятельства события либо составляют протокол об устном заявлении по правилам ст. 110 УПК РСФСР.

При анализе поступившей информации оперативный уполномоченный делает один из следующих выводов: о достаточности данных для возбуждения уголовного дела либо наличии оснований для отказа в его возбуждении или проведения досудебной подготовки материалов в протокольной форме; о необходимости проведения проверки, включая, если это требуется, осмотр места происшествия; о возможности направления заявления (сообщения) по подследственности или в суд, если усматривается факт преступления частного обвинения.

О результатах рассмотрения заявления или сообщения о преступлении работник уголовного розыска (БЭП) докладывает начальнику органа дознания (органа внутренних дел, отделения милиции) и в дальнейшем действует по его указанию.

Сведения о преступлениях нередко сообщаются по телефону. Инструкцией по организации работы дежурной части органа внутренних дел (отделения милиции) предусмотрено право оперативного дежурного в необходимых случаях направить работника уголовного розыска для проверки достоверности сведений о преступлении, сообщенных по телефону. Если они подтвердились и возможно встретиться и побеседовать с лицом, звонившим в дежурную часть, работник уголовного розыска либо составляет протокол принятия устного заявления, либо получает его в письменном виде. Когда позвонивший в дежурную часть сообщил о себя вымышленные данные, но следы преступления налицо, составляется рапорт. О результатах выезда по телефонному звонку работник уголовного розыска должен поставить в известность оперативного дежурного и действовать в соответствии со сложившимися обстоятельствами (принять меры к охране места происшествия до прибытия следственно-оперативной группы, приступить к осмотру, начать розыскные действия).

Если в заявлении и сообщении о преступлениях достаточно данных для возбуждения уголовного дела, материалы проверки направляют в следственное подразделение органа внутренних дел. Приказ МВД России «О неотложных мерах по улучшению деятельности следственных аппаратов органов внутренних дел» от 15 июня 1992г. № 197 предусматривает, что заявления и сообщения, содержащие данные о совершении преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел, сначала рассматривает начальник следственного подразделения. Если он пришел и выводу, что заявления и сообщения, поступившие из органа дознания, нуждаются в предварительной проверке для установления признаков преступления, то материалы возвращаются начальнику органа дознания.

В случае, когда начальник следственного подразделения убедился в том, что заявление (сообщение) содержит объективные данные о совершении преступления, подследственного следователям органов внутренних дел, он принимает решение согласно требованиям ст. 109 УПК РСФСР.

Заявления и сообщения о преступлениях принимаются следователем к рассмотрению после регистрации их в дежурной части органа внутренних дел и получения соответствующих письменных указаний руководителя следственного подразделения. В дальнейшем следователь действует в зависимости от характера указания начальника следственного подразделения: возбуждает дело, отказывает в его возбуждении, направляет заявление (сообщение) по подследственности или проводит проверочные действия.

Заявления и сообщения о преступлениях могут поступать непосредственно следователю (во время дежурства, проведения розыскных действий и т.д.). В этих случаях следователь обязан безотлагательно зарегистрировать заявление (сообщение) о преступлении в дежурной части и принять решение в соответствии с законом. Если в заявлении (сообщении) содержатся данные о преступлении, по которому предварительное следствие не обязательно, то оно передается по подследственности органу дознания. При наличии сведений о признаках преступления, подследственного следователю, он докладывает о нем начальнику следственного подразделения и действует в соответствии с его указаниями.

Сведения о преступлении могут поступить к оперативному работнику или следователю в результате явки с повинной. В этих случаях составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление. Наличие у явившегося письменного заявления о совершении им преступления не исключает необходимости составления протокола.

После составления протокола явки с повинной необходимо выяснить, было ли преступление ранее зарегистрировано, ведутся ли по данному факту проверка или предварительное следствие (дознание). В последнем случае о явке с повинной информируется следователь (орган дознания), в производстве которого находится уголовное дело, а судьба заявителя решается в зависимости от наличия или отсутствия оснований для задержания или избрания меры пресечения.

О событиях, имеющих признаки преступления, работникам уголовного розыска и аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями нередко становится известно в результате целенаправленных оперативно-розыскных мер. Непосредственное обнаружение признаков преступления является одной из обязанностей этих служб.

При получении оперативно-розыскной информации о совершении или подготовке преступления оперативный работник докладывает об этом начальнику органа внутренних дел (милиции). Начальник органа дознания решает вопрос о направлении представленных материалов (рапорт, объяснения и другие документы) в следственные подразделения либо о предварительной проверке, осуществляемой в рамках оперативно-розыскной деятельности на этапе, предшествующем возбуждению уголовного дела.

В тех случаях, когда в результате проверки, проведенной органом дознания, обнаружены признаки совершенного (подготавливаемого) преступления, орган дознания направляет материалы в следственное подразделение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Затем материалы изучают начальник следственного подразделения и следователь, которому предстоит возбудить уголовное дело и начать расследование.

Проверка поступившей информации и решение вопроса о возбуждении уголовного дела

Проверка по заявлениям и сообщениям о преступлениях проводится в случаях, когда без получения дополнительных данных невозможно принять обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Работникам оперативных аппаратов проверка поручается, если возникает необходимость в использовании оперативно-розыскных мер. Но наряду с ними могут применяться и способы получения данных, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, а также выработанные практикой. Производство следственных действий (кроме осмотра места происшествия) в ходе проверки запрещается законом. По поступившим заявлениям и сообщениям могут быть истребованы необходимые материалы и получены объяснения (ст. 109 УПК РСФСР).

Под материалами понимаются документы и предметы – носители информации. Истребование предметов и документов осуществляется посредством направления письменного запроса адресату, в распоряжении которого они находятся. К этому способу проверки следует прибегать, если нет опасений в возможности уничтожения запрошенных материалов заинтересованными лицами. Наиболее часто оперативным работникам и следователям приходится запрашивать справки о результатах судебно-медицинского освидетельствования лиц, которым причинены телесные повреждения, привлечении лиц к административной ответственности (необходимые для определения признаков преступления с административной преюдицией), о судимостях, материалы ревизий и инвентаризаций.

Другие публикации:  Положения цб рф 431-п о правилах осаго

Объяснения могут быть получены от любых лиц, имеющих отношение к событию, в связи с которым проводится проверка. Однако следует учитывать, что неоправданное расширение круга лиц, приглашаемых к даче объяснений, чревато опасностью преждевременной утечки информации. Если преступление действительно было совершено, преступники, осведомленные о том, что их действия оказались в поле зрения милиции, могут уничтожить следы преступления или скрыться от следствия и суда. Поэтому необходимо особенно осторожно подходить к получению объяснений от лиц, заподозренных в совершении преступлений.

При проверке поступившей информации о преступлении, по общему правилу, лицо для дачи объяснений вызывается в орган внутренних дел (отделение милиции) письменным уведомлением, по телефону, телеграфу.

За отказ явиться по вызову каких-либо санкций закон не предусматривает, поэтому вызов должен носить характер приглашения, просьбы, а не требования. При отказе явиться оперативный работник или следователь может попытаться встретиться с гражданином по месту работы, учебы, жительства.

При получении объяснений для правильной оценки сообщенных сведений или преодоления стремления лица уклониться от дачи правдивой информации допустимо оглашение ранее полученных объяснений, предъявление документов, содержащих данные, свидетельствующие об осведомленности лица или его попытках ввести оперативного работника или следователя в заблуждение.

Объяснения с внесенными дополнениями или поправками удостоверяются подписями давшего их лица.

В целях проверки информации о деянии, имеющем признаки преступления, лицо, которому поручена проверка, может непосредственно знакомиться с документами, находящимися в учреждении, организации, предприятии.

Допустимо установление интересующих обстоятельств с помощью специалистов (например, какова степень тяжести телесных повреждений, причиненных пострадавшему заявителю, пригоден ли к стрельбе добровольно сданный или изъятый пистолет и т.д.). Такого рода исследования (в юридической литературе они получили наименование «специальных» или «предварительных» в отличие от судебных экспертиз) проводятся по письму начальника органа внутренних дел (отделения милиции) или его заместителя либо следователя работниками экспертно-криминалистических подразделений, судебно-медицинскими экспертами и специалистами других учреждений. Результаты исследования фиксируются специалистом в виде справки или акта.

Срок проверки заявления (сообщения) о преступлении ограничен законом и продлению не подлежит. Однако иногда необходимы объемные проверки. В этих случаях целесообразно составление плана проверки, включающего в себя версии, обстоятельства, которые требуется установить, последовательность, место и время проведения проверочных действий, состав их участников.

Версии определяются на основе первичной информации, содержащейся в заявлении (сообщении) о преступлениях, уточняются и конкретизируются с учетом сведений, полученных с помощью проверочных и оперативно-розыскных действий.

Проверка должна завершаться принятием решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. Основание для принятия решения о возбуждении уголовного дела появляется, когда собранные данные указывают на то, что преступление имело место, а версия о наличии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (например, деяние, подпадающее под признаки преступления, совершено подростком, не достигшим возраста уголовной ответственности), не подтвердилась либо ее невозможно проверить без производства следственных действий.

Основанием для отказа в возбуждении уголовного дела являются данные, позволяющие с достоверностью установить одно из обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу.

При установлении основания для возбуждения уголовного дела, подследственного следователю органов внутренних дел, оперативный работник составляет рапорт и докладывает материалы проверки начальнику органа дознания. При согласии последнего с мнением оперуполномоченного рапорт с соответствующей резолюцией и материалы проверки направляются в следственное подразделение (непосредственно следователю) для возбуждения уголовного дела и производства предварительного расследования. Бели же из-за высокой загруженности следователей или каких-либо других объективных причин невозможно немедленно начать предварительное следствие, хотя имеются основания для производства неотложных следственных действий, оперативный работник по указанию начальника органа дознания сам выносит постановление о возбуждении уголовного дела и приступает к дознанию.

При установлении признаков преступления, подследственного следователю прокуратуры, материалы проверки направляются по подследственности, но при условии, что необходимости в производстве неотложных следственных действий нет.

Если не установлено основание для отказа в возбуждении уголовного дела, работник уголовного розыска или подразделения БЭП выносит соответствующее постановление и представляет его с материалами проверки начальнику органа дознания.

При непосредственном обнаружении признаков преступления работниками аппаратов уголовного розыска и БЭП в результате осуществления оперативно-розыскных мер вопрос о возбуждении уголовного дела разрешается следующим образом. Оперативный уполномоченный докладывает начальнику своего подразделения (начальнику органа внутренних дел) о достаточности данных для возбуждения уголовного дела. Начальник подразделения уголовного розыска или БЭП, контролирующий разработку, проверяет готовность материала не только с точки зрении достаточности собранных данных для возбуждения уголовного дела, но и в части своевременности принятия этого решения и реализации оперативно-розыскной информации.

Если согласие на реализацию оперативных данных получено, оперативный работник составляет рапорт на имя начальника (его заместителя) горрайлиноргана внутренних дел и готовит материалы для передачи их в следственное подразделение или следователю.

К рапорту приобщаются материалы проверочных действий, кино- и видеодокументы, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности.

При получении оперативно-розыскным путем информации о преступлениях, подследственных следователям прокуратуры, материалы вместе с рапортом представляются работником подразделения уголовного розыска или БЭП начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Схема 1. Порядок рассмотрения заявлений или сообщений о преступлениях, поступивших в орган внутренних дел

Заявление на возбуждение розыскного дела

Адвокат по уголовным делам

Наведение справок — это сбор информации об интересующих оперативные подразделения субъектах, в том числе о лицах, причастных к преступной деятельности, хранящихся в местных, региональных и общероссийских информационно-поисковых системах а также различных документах.

Наведение справок может быть как гласным , так и негласным . Оно предполагает сбор сведений о самых разных аспектах жизни проверяемых лиц, в том числе об их биографиях, связях, образовании, умениях и навыках, о роде занятий, имущественном положении, местах проживания, фактах совершения в прошлом административных правонарушений , преступлений и т.п. Весь перечень данных, которыми могут заинтересоваться оперативные подразделения, привести затруднительно.

Для наведения справок используются информационно-поисковые системы МВД, а также любых других государственных учреждений и организаций. В необходимых случаях запросы о наведении справок в других министерствах и ведомствах должны оформляться руководителями органов внутренних дел. Полученная информация при условии соблюдения требований ч.6 ст.5, ст.12 Ф ед ерального закона «Об оп еративно-розыскной деятельности» , а также ст. ст.74 — 84 , ст. ст.86 — 89 УПК РФ может приобщаться к материалам уголовного дела. Одно из требований допуска полученной информации в качестве источника доказательств — возможность проверки и перепроверки документа в ходе следственных действий или посредством судебной экспертизы.

Наведение справок производится как лично оперативным сотрудником, так и по его поручению другим лицом. Основное отличие наведения справок как оперативно-розыскного мероприятия от следственного действия , направленного на сбор инфор мации, состоит в том, что истинные цели оперативно-розыскного мероприятия могут «легендироваться» либо вовсе скрываться.

Результаты изучения документов оформляются либо рапортом (как правило, для внутриведомственного документооборота), либо справкой. В последнем случае справка вместе с подлинниками документов, поступившими из информационно-поисковых систем (требование из ИЦ о судимости, справка ОВД об административных правонарушениях и т.п.), могут приобщаться к материалам уголовного дела.

Согласно Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания , следователю , прокурору или в суд, утвержденной Приказом МВД, ФСБ, ФСО , ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН, Минобороны 368/185164/481 32/184 97/147 от 17.04.2007 г. представление результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору, в суд для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 и 145 УПК РФ , а также для приобщения к уголовному дел у осуществляется на основании п остановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (на чальником или его заместителем). Представление результатов оперативно-р озыскной деятельности, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах , о штатных негласных сотрудни ках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий. При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты оперативно-розыскной деятельнос ти, руководителем органа, осуществляющего оперативно -розыскную деятельность (начальником или его заместителем), выносится поста новление о р ассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей. В иных случаях результаты оперативно-розыскной деятельности содержащие сведения, составляющие государ ственную тайну , представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

Несоблюдение процессуальных норм при проведении оперативно-розыскного мероприятия может привести к признанию доказательства недопустимым.

Адвокат вправе участвовать при проведении любых гласных оперативно-розыскных мероприятий.

На практике встречаются случаи, когда сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не допускают адвокатов к проведени ю оперативно-розыскных мероприятий, мотивируя это тем, что ад вокат, якобы нужен только после возбуждения уголовного дела . Такое утверждение, как полагает адвокат по уголов ным делам, является нарушением конст итуционных прав и интересов г ражданина. Оно нарушает закон прямого дей ствия – ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации о том, что «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи ».

Данное обстоятельство подробно описано в Постановлении К онституционного суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 4 7 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова»: «По буквальному смыслу положений, закрепленных в статьях 2, 45 и 48 Конст итуции Российской Федерации , право на по лучение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу, независимо от его формального процессуального ста туса, в том числе от признания задержанны м и подозреваемым , если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприк основенность, включая свободу передвижения, удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность».

Адвокат по уг оловным делам даст юридическим и физическим лицам полезный совет и окажет квалифицированную юридическую помощь по различным вопросам, связанным с оперативно-розыскными действиями, в том числе требованиями, предъявляемыми к порядку наведения справок и оформлению его результатов, порядку обжалования в случае нарушения требова ний Закона, прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Заявление на возбуждение розыскного дела

Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет собой устное или письменное обращение физического лица в правоохранительный орган с информацией о готовящемся или совершенном преступлении и, как правило, соответствующей просьбой принять необходимые меры, поскольку в принятии таких мер заявитель заинтересован лично. По делам частного и частно-публичного обвинения заявление должно содержать ясно выраженную просьбу о привлечении виновного к уголовной ответственности, без чего оно (заявление) не имеет юридического повода к возбуждению уголовного процесса.

Предусматривается несколько различных конкретных ситуаций, связанных с заявлением о преступлении. Когда такое заявление сделано в письменном виде, то независимо от способа доставки в правоохранительный орган заявление подлежит регистрации, а затем рассмотрению компетентными лицами. Когда заявление сделано устно лицом, прибывшим в правоохранительный орган, оно заносится в специальный протокол. Когда заявление о преступлении сделано при производстве следственного действия, например на допросе, оно заносится в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Если заявление сделано устно, причем заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (например, в больнице и т.д.), по этому поводу должен быть составлен рапорт.

В органах внутренних дел с их круглосуточно функционирующими дежурными частями, принимающими подавляющее большинство заявлений и сообщений о преступлениях, действует детальнейшая Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях (утверждена Приказом МВД России от 13 марта 2003 года №158), основные правила которой должны быть отображены в виде письменной информации в местах, доступных для посетителей органов внутренних дел. Если сообщение о преступлении поступило при личном обращении в орган внутренних дел, должен быть выдан специальный талон — уведомление о регистрации его сообщения в КУСП (Книге учета сообщений о преступлениях). Аналогичные инструкции действуют в органах федеральной службы безопасности, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

29 декабря 2005 года Генеральной прокуратурой РФ, МВД России, МЧС России, Минюстом России, ФСБ России, Минэкономразвития России и Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков издан совместный Приказ «О едином учете преступлений», который, не отменяя вышеупомянутых ведомственных инструкций, установил единый порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, действующий теперь в органах, входящих в систему вышеперечисленных ведомств. Интенсивное ведомственное нормотворчество является реакцией на застарелую болезнь — укрывательство заявлений о преступлениях от учета в целях искусственного упрощения криминогенной обстановки и повышения показателей правоохранительной деятельности по профилактике и раскрытию преступлений.

В силу прямого указания закона анонимные заявления не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Однако данное положение не означает, что анонимные заявления вообще не принимаются во внимание правоохранительными органами государства. Всякое заявление, содержащее сведения о готовящемся или совершенном преступлении, может и должно быть проверено органом дознания, к компетенции которого относится раскрытие данного преступления, прежде всего путем проведения соответствующих гласных или негласных оперативно-розыскных мероприятий, по результатам которых вопрос о возбуждении уголовного дела решается по правилам ст. 143 УПК.

Прокурор отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью Дурягин Д.Н.

Научная электронная библиотека

Брылев В. И., Шевелев Н. С., Кулькова Е. В.,

2.2. Оптимизация реализации оперативно-розыскных материалов на стадии возбуждения уголовного дела

После сбора, анализа и накопления оперативно-розыскной информации, полученной после проведения оперативно-розыскных мероприятий, принимается решение о возбуждении уголовного дела и проведения по нему расследования. На данной стадии реализуются задачи по выявлению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их совершающих или совершивших.

Согласно статьи 11 ФЗ РФ «Об ОРД» результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.

Другие публикации:  Какое пособие у инвалида 3 группы

Под поводом для возбуждения для уголовного дела в уголовно-процессуальном законодательстве следует понимать источники информации о совершенном преступлении, которые являются побудительной причиной для начала уголовного судопроизводства[63].

В статье 140 УПК РФ указано, что поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающие на признаки преступления.

По смыслу ч. 2 ст. 11 ФЗ РФ «Об ОРД» результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить одновременно поводом и основанием для возбуждения уголовного дела. Это подтверждают результаты анкетирования следователей и дознавателей, приведенных в юридической литературе: 51 % считают, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы в качестве повода и основания одновременно[64].

О том, что результаты оперативно-розыскной деятельности служат поводом и основанием для возбуждения уголовного дела в УПК РФ прямо не говорится. Однако п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ предусматривает получение сообщения о совершенном или готовящемся преступлении из иных источников, не связанных с заявлением о преступлении или явкой с повинной, в том числе и из оперативно-розыскных. Законодатель не дает понятия иных источников, но мы можем предположить, что такими источниками могут являться сообщения конфидентов, результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий, результаты анализа оперативной информации, указывающие на признаки преступления.

Однако, как отмечается в литературе, результаты оперативно-розыскной деятельности или поступившая оперативная информация еще не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, поскольку они должны быть проверены с использованием процессуальных и оперативно-розыскных методов и должна быть дана их оценка с точки зрения достоверности, достаточности
и допустимости[65].

Сегодня единственно приемлемым для реализации результатов оперативно-розыскной деятельности как повода для возбуждения уголовного дела является рапорт об обнаружении признаков преступления, составленный лицом, получившим соответствующую информацию (ст. 143 УПК РФ)[66].

Это согласуется с п. 6 «Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» от 27 сентября 2013 года, в которой говорится, что результаты оперативно-розыскной деятельности представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности (приложение 1 к Инструкции).

В соответствии с п. 7 Инструкции рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со статьей 143 УПК РФ и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В рапорте указывается в адрес какого руководителя поступил рапорт, время, место и иные обстоятельства совершенного преступления (кража, разбой, грабеж), причиненный ущерб, сведения о подозреваемых, источник получения информации. Если источник информации не подлежит рассекречиванию, то указывается, что информация получена из негласных источников в результате проведения оперативно-розыскной деятельности. Рапорт подписывает должностное лицо с указанием времени составления, должности, звания.

В соответствии с п. 14 Инструкции, при необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты оперативно-розыскной деятельности, руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну и их носителей (приложение 3 Инструкции).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, – к материалам номенклатурного дела.

В иных случаях результаты оперативно-розыскной деятельности, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

Представляется, что в целях обеспечения безопасности конфидентов, следует в ст. 143 УПК РФ включить норму, разрешающую оперативному работнику, получившему сообщение о преступлении, указывать в рапорте псевдоним конфидента, по аналогии с ч. 9 ст. 166 УПК РФ, в которой следователь для обеспечения безопасности свидетеля и других лиц в протоколе следственного действия вправе указывать их псевдоним[67].

Следует отметить, что рапорт в качестве повода для возбуждения уголовного дела по результатам оперативно-розыскной деятельности должен составляться в момент получения первичной информации, которой вполне достаточно для принятия обоснованного решения. Это обусловлено тем, что в данных о преступлении, полученных в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности изначально могут отсутствовать сведения о заявителе преступления, о признаках конкретного преступления. Информация о признаках преступления является поводом для возбуждения уголовного дела только после того, как оперативный работник убедится, что полученные им оперативные материалы содержат сведения о совершении деяния, подпадающего под признаки преступления. Иногда возникает необходимость в проведении дополнительной проверки по первичным материалам, которая осуществляется в рамках оперативно-розыскной деятельности. Поводом для возбуждения уголовного дела могут быть результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные оперативным работником в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий по проверке заявлений или оперативной информации.

Сообщение о результатах оперативно-розыскной деятельности оформляется на бланке оперативного органа с указанием должностного лица, на имя которого направляется сообщение, цели направления материалов (для решения о возбуждении уголовного дела, подготовки и осуществления следственных действий, для доказывания по уголовному делу), в результате какого оперативно-розыскного мероприятия и какие именно получены результаты, когда и кем они санкционированы.

В соответствии с п. 16 Инструкции к рапорту или сообщению прилагаются (при наличии) полученные (выполненные) при проведении оперативно-розыскных мероприятий материалы фото- и киносъемки, аудио- видеозаписи и иные носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами. При этом информация о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, должна быть отражена в сообщении (рапорте).

В случае необходимости описание индивидуальных признаков указанных материалов, документов и иных объектов может быть изложено в отдельном приложении к сообщению (рапорту).

В соответствии с п. 17 Инструкции, органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, при подготовке и оформлении для передачи уполномоченным должностным лицам (органам) материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие). При представлении фонограммы к ней прилагается бумажный носитель записи переговоров.

Допускается представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных частей (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении (рапорте) и на бумажном носителе записи переговоров. В этом случае оригиналы материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, если они не были в дальнейшем истребованы уполномоченным должностным лицом (органом), хранятся в органе, осуществившем оперативно-розыскное мероприятие, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу, либо до прекращения уголовного дела (уголовного преследования).

Представляется, что эти основные положения должны быть закреплены в УПК РФ, т.к. результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в доказывании по уголовным делам лишь «в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, регламентирующим собирание, проверку и оценку доказательств».

Представленные следователю материалы оперативно-розыскной деятельности могут войти в уголовный процесс в форме показаний лиц, осуществляющих оперативно-розыскное мероприятие или участвующих в нем, они могут стать предметом экспертного исследования. В результате производства следственных действий (допроса, осмотра, экспертизы), указанные материалы могут стать вещественными доказательствами либо иными документами.

Процедура представления результатов оперативно-розыскной деятельности в виде сообщения (рапорта) осуществляется в соответствии с правилами, установленными пунктами 8–16 указанной Инструкции, и включает в себя:

– рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах оперативно-розыскной деятельности, и их носителей;

– оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов оперативно-розыскной деятельности.

Результаты оперативно-розыскной деятельности представляются следователю для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 УПК РФ «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении» и 145 УПК РФ «Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении», а также для приобщения к уголовному делу. Представление результатов оперативно-розыскной деятельности осуществляется на основании постановления (приложение 2 к Инструкции), утвержденного руководителем органа (подразделения), осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (начальником или его заместителем). Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченным должностным лицам (органам), а второй – приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам номенклатурного (литерного) дела (п. 9 Инструкции).

На наш взгляд, если направляются оперативные материалы, с которыми следователь должен ознакомиться, прежде чем принять решение о наличии достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, то постановление выносить обязательно. Если же оперативные материалы представляются следователю в ходе оперативного сопровождения предварительного расследования, то каждый раз выносить постановление, чтобы ознакомить следователя с материалами оперативно-розыскной деятельности, нецелесообразно, поскольку решаются общие цели и задачи.

В случае представления следователю результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий
(п. 12 Инструкции).

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности, содержащих сведения об организации и тактике проведения
оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий и осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению со сведениями, составляющими государственную тайну (п. 13 Инструкции).

Способ фактической передачи результатов оперативно-розыскной деятельности уполномоченному должностному лицу (органу) (пересылка по почте, передача с нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства (п. 15 Инструкции).

Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно (п. 18 Инструкции):

– сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены (кража, грабеж, разбой и др.);

– при каких обстоятельствах имело место их обнаружение;

– сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), и очевидцах преступления (если они известны);

– о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу;

– о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с п. 20 Инструкции результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны:

– позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств;

– содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при возбуждении уголовного дела возможно при участии следователя в определенных действиях во время проведения оперативно-розыскных мероприятий либо сразу после них, на стадии возбуждения уголовного дела. Такими действиями могут быть консультации, совместное обсуждение эффективного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, планирование следственных действий сразу после проведения оперативных мероприятий и т.п.[68] На практике решение о реализации оперативно-розыскных материалов и возбуждении уголовного дела согласовывается со следователем или его руководителем на предмет законности и надлежащей организации дальнейших действий с целью получения необходимых доказательств[69]. Это позволяет профессионально провести оперативно-розыскные мероприятия, закрепить результаты оперативно-розыскной деятельности путем проведения следственных действий, сформировать необходимые доказательства.

Следует подчеркнуть, что для решения вопроса о возбуждении уголовного дела достаточно установить отдельные признаки, отражающие наиболее существенные свойства конкретного состава преступления. Поэтому результаты оперативно-розыскной деятельности должны содержать лишь достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Задача полного и всестороннего установления конкретных лиц, форм вины, способа, обстановки и других обстоятельств совершения преступления может быть решена только в досудебной и судебной стадии уголовного процесса. Вопрос о достаточности фактических данных решается следователем с учетом всей совокупности и качества собранных материалов, позволяющих ему обосновать предположение о совершении или подготовке к совершению деяния, указывающего на признаки преступления и принять решение о возбуждении уголовного дела.

В целях оптимизации реализации оперативно-розыскных материалов (дела оперативного учета) возможен следующий алгоритм действий:

1) анализ и оценка следователем оперативно-розыскных материалов, постоянное ознакомление с вновь поступающей оперативной информацией;

2) планирование вместе с оперативными работниками тактической операции по реализации имеющихся материалов и задержанию преступников;

3) при наличии признаков преступления возбуждение уголовного дела по оперативно-розыскным материалам, задержание преступников и собирание доказательств их виновности;

4) обсуждение результатов выполнения комплекса оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, и с учетом вновь возникших следственных ситуаций наметить мероприятия направленные на их разрешение.

Необходимым условием оптимизации данной работы является утверждение плана реализации оперативно-розыскных материалов (дела оперативного учета), который должен предусматривать:

– тактику, способы и время реализации материалов;

– расчет сил, привлекаемых к проведению реализации материалов;

– необходимые технические средства;

– подробный инструктаж каждого участника операции по реализации и постановка конкретных задач.

Важным этапом является анализ результатов реализации оперативно-розыскных материалов.

Как мы уже отмечали, прежде чем решить вопрос об использовании в доказывании оперативно-розыскных материалов следователю необходимо тщательно проверить законность и правомерность их получения. Как отмечается в литературе, для определения допустимости в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности необходимо проверить выполнение следующих основных положений ФЗ РФ «Об ОРД»[70]:

1. Соблюдена ли цель осуществления оперативно-розыскной деятельности?

В соответствии со ст. 1 Закона эта деятельность может осуществляться в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Ст. 2 данного закона указывает следующие задачи оперативно-розыскной деятельности: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Что касается положений запретительного характера, то согласно ч. 2 ст. 5 не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законом. Ч. 8 этой статьи прямо запрещает проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного или религиозного объединения. Безусловно, недопустимо также и проведение оперативно-розыскных мероприятий в интересах тех или иных физических или юридических лиц.

Другие публикации:  Независимая государственная экспертиза автомобиля

2. Проведены ли оперативно-розыскные мероприятия органом, уполномоченным на то настоящим законом?

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы (ч. 3 ст. 13). Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами (ч. 6 ст. 6).

3. Предусмотрены ли законом оперативно-розыскные мероприятия, в результате проведения которых получена представленная оперативно-розыскная информация?

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся только те оперативно-розыскные мероприятия, которые предусмотрены ч. 1 ст. 6 Закона.

4. Имелись ли предусмотренные законом основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий?

Статья. 7 ФЗ об ОРД содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий.

5. Имелись ли дополнительные условия, предусмотренные законом для проведения некоторых оперативно-розыскных ме-
роприятий?

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий установлены ст. 8 ФЗ РФ «Об ОРД».

Оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 7 ст. 8).

6. Получено ли судебное решение на проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина?

В соответствии с Конституцией РФ ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища допускается только
на основании судебного решения (ст.ст. 23 и 25 Конституции РФ). Эти положения конкретизированы в ч. 2 ст. 8 ФЗ РФ «Об ОРД».

К числу оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих указанные права, относятся: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи (ч. 1 ст. 6 ФЗ РФ «Об ОРД»).

Кроме того, право на ограничение жилища может быть ограничено такими оперативно-розыскными мероприятиями, как наблюдение и сбор образцов для сравнительного исследования, если они сопровождаются проникновением в жилище.

Анализ положений ФЗ РФ «Об ОРД» и УПК РФ, изучение практики позволяет сделать вывод, что на основе полученных оперативно-розыскных материалов формируются такие виды доказательств, как показания свидетелей, реже подозреваемых, вещественные доказательства и иные документы.

Как справедливо отмечает О.В. Левченко, для формирования отдельных доказательств по делу результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы следующими способами[71]:

1. Лицо, осуществляющее оперативно-розыскные мероприятия, или лицо, оказывающее содействие оперативно-розыскному органу на конфиденциальной основе, может быть допрошено в качестве свидетеля, если оно непосредственно воспринимало обстоятельства, имеющее значение для дела.

2. Когда лицо, осуществляющее оперативно-розыскные мероприятия, или лицо, оказывающее содействие оперативно-розыскному органу на конфиденциальной основе, обнаруживает предметы и документы, имеющие значение для дела и представляет их субъекту доказывания в порядке ст. 86 УПК РФ.

3. При проведении оперативно-розыскных мероприятий получена доказательственная информация путем использования информационных систем, видео- и аудиозаписей, кино- и фотосъемки, других технических средств. Такие предметы и документы представляются субъекту доказывания и приобщаются к уголовному делу в качестве вещественных доказательств или иных документов.

В первой ситуации в ходе оперативно-розыскной деятельности действительно оперативный работник или лицо, оказывающее содействие оперативно-розыскному органу, может лично, непосредственно наблюдать те или иные факты, события, действия, имеющие значение для дела, входящие в предмет доказывания (ст. 73 УПК РФ). Например:

1) в процессе наблюдения за действиями и поведением подозреваемых лиц в совершении преступления;

2) при оперативном внедрении в преступную группу; и т.п.

Полученная таким образом оперативная информация может быть введена в уголовный процесс только посредством допроса лица, которому эти сведения стали известны, в качестве свидетеля либо в качестве подозреваемого, когда речь идет об участнике преступной группы, согласившегося оказывать конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В юридической литературе отмечено, что если в материалах, представленных оперативными службами, полученная указанными лицами информация сообщается без указания источника, она не может использоваться в доказывании[72]. Как было отмечено, необходимо допросить лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению истины по делу. Если нельзя рассекретить лицо, получившего информацию в связи с участием в оперативно-розыскной деятельности, и нельзя обеспечить его безопасность, такая информация не должна представляться для использования в доказывании.

Вторая ситуации возникает, когда оперативный работник или лицо, оказывающее конфиденциальное содействие, при проведении оперативно-розыскных мероприятий обнаруживает те или иные предметы или документы, которые могут иметь значение для дела. Например, при контроле почтовых отправлений выявлено письмо, в котором участники преступной группы обмениваются преступными планами; в ходе обследования помещения обнаружено похищенное имущество, оружие и т.п.

Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ РФ «Об ОРД» при проведении оперативно-розыскного мероприятия изъятие предметов, материалов и сообщений допускается в случае возникновения непосредственной угрозы здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Если такой угрозы нет, то отсутствуют законные основания для изъятия.

Поэтому, на практике лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при невозможности изъятия найденных предметов обычно фотографируют их на месте обнаружения либо проводят видеозапись или киносъемку. Полученное отображение представляет собой по существу копию обнаруженного предмета или документа, обладающего признаками вещественного доказательства. Если к моменту возбуждения уголовного дела и начала расследования изъять подлинные материалы не удается, полученное, в ходе оперативно-розыскных мероприятий отображение, введенное в уголовный процесс, может рассматриваться как производное вещественное доказательство. Такая позиция находит подтверждение в юридической литературе[73].

Обнаруженные и изъятые предметы, и документы (их отображения), представленные в соответствии с установленным порядком, осмотренные и приобщенные к делу согласно требованиям ст. 81 УПК РФ, могут получить статус вещественных доказательств, при наличии в деле информации о происхождении соответствующего предмета или документа, обстоятельствах его обнаружения.

В третьей ситуации, в доказывании часто используются результаты фиксации значимых для дела обстоятельств при помощи оперативно-технических средств. Часть 3 ст. 6 ФЗ РФ «Об ОРД» допускает использование в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий информационных систем, видео- аудиозаписи,
кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств, не наносящих ущерб жизни и здоровью людей, и не причиняющих вред окружающей среде. Полученные в результате этого материалы
(аудиозапись телефонных переговоров, видеозаписи или фотографии, сделанные в ходе наблюдения и т.п.) могут помочь проверить и правильно оценить показания допрашиваемых по делу участников оперативно-розыскных мероприятий, подтвердить или опровергнуть их, а нередко имеют и самостоятельное значение.

Современные технические средства позволяют проводить аудио- видеоконтроль за подозреваемыми лицами на определенных открытых территориях. Однако порядок их осуществления, правовые границы, статус полученной информации и возможности ее использования не урегулированы правовыми актами, не создано единой системы оперативно-розыскной информации[74].

Следует подчеркнуть, что перечисленные варианты формирования доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности на практике могут применяться в комплексе.

Оперативно-розыскную информацию, содействующую выполнению задач доказывания, в литературе делят на результаты:

1) о возможных видах доказательств по делу;

2) об обстоятельствах, имеющих значение для организации и планирования расследования по делу и тактики производства отдельных следственных действий[75].

Использование таких результатов оперативно-розыскной деятельности тесно связано со способами оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений и наиболее оптимальными формами взаимодействия следователя и оперативных работников. При использовании оперативно-розыскных возможностей должен осуществляться постоянный обмен информацией, полученной в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Проведенное интервьюирование показало, что оперативные работники редко привлекают следователей для ознакомления с оперативно-розыскными материалами, что связано с боязнью расшифровки источников оперативной информации. Это затрудняет принятия решения о возбуждении уголовного дела по материалам оперативных разработок и возможность производства следственных действий в целях легализации оперативных данных и закрепления их в качестве доказательств[76].

В литературе высказывается, заслуживающее внимание, предложение разрешить следователю знакомиться с оперативно-розыскными материалами, в следующих вариантах[77]:

1) ознакомление в полном объеме под роспись в списке лиц, ознакомившихся с материалами – для следователей, имеющих допуск к работе с секретными документами;

2) частичное ознакомление, только со справкой-меморандумом – для следователей, не имеющих данного допуска.

Данный подход позволит, на наш взгляд, обеспечить принцип конспирации и уберечь от расшифровки негласных сотрудников.

Получая оперативно-розыскную информацию от оперативного работника, следователь в свою очередь также должен в необходимых пределах ознакомить с имеющимися в деле материалами оперативных сотрудников, работающих над раскрытием данного преступления. Ни для следователя, ни для оперативного сотрудника для ознакомления и обменом информацией не должно быть ограничений на всех этапах работы.

Как показало проведенное интервьюирование следователей и оперативных работников, обмен сведениями позволяет скоординировать совместные действия в соответствии с вновь поступившей информацией и способствует установлению преступника (почти 100 % опрошенных). Однако, не все используют такую возможность на практике. Почти 15 % следователей и 5 % оперативных работников не располагали оперативной или следственной информацией, а те, кто располагал информацией, в 20 % случаев использовали
ее крайне редко[78].

Говоря об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в формировании доказательств, следует еще раз обратить внимание на несогласованность уголовно-процессуального законодательства о доказательствах и оперативно-розыскного – о результатах оперативно-розыскной деятельности. В частности:

1. Ряд авторов (Т.В. Аверьянова, А.А. Хмыров, Н.П. Водько и др.) указывали на несовершенство статьи 89 УПК РФ «Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности», которая с одной стороны допускает возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании, а с другой, ограничивает их использование в качестве доказательств. Нормы данной статьи не согласованы со ст. 11 ФЗ РФ «Об ОРД», что порождает противоречия в процессе их реализации.

Так, Т.В. Аверьянова отмечает, что в «УПК не создан механизм реализации в судопроизводстве оперативной информации, в результате чего важнейшие оперативные данные остаются нереализованными и не используются в целях раскрытия преступлений», и далее «Статья 89 УПК РФ, если она остается без изменений, не способна обеспечить надлежащего взаимодействия различных подразделений правоохранительных органов»[79].

А.А. Хмыров подчеркивает, что «…представляется неоправданным отсутствие в новом УПК норм, регулирующих порядок использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам»[80].

Н.П. Водько также объясняет несовершенство ст. 89 УПК
РФ тем, что:

1) наименование данной нормы находится в смысловом противоречии с содержанием;

2) результаты ОРД не могут отвечать требованиям, предъявляемым к доказательствам, поскольку они еще не доказательства, а требования, предъявляемые к ним, регламентируются ФЗ РФ
«Об ОРД». Требования, предъявляемые к доказательствам, закреплены в ст. ст. 85-90 УПК РФ[81].

Представляется, что следует согласиться с мнением ученых о необходимости принятия Оперативно-розыскного кодекса[82], в котором в полном объеме должны содержаться порядок направления результатов оперативно-розыскной деятельности органам расследования и в суд, основные нормы и требования, предъявляемые к материалам ОРД, условия и пределы использования оперативно-розыскной информации в доказывании по уголовному делу и т.д.

2. В ст. 11 ФЗ РФ «Об ОРД» «Использование результатов оперативно-розыскной деятельности» и ст. 89 УПК РФ «Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности», отсутствует понятие результатов ОРД.

В соответствии с п. 36.1 ст. 5 УПК РФ под результатами оперативно-розыскной деятельности понимаются сведения, полученные в соответствии с ФЗ РФ «Об ОРД», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Предлагается в ст. 11 ФЗ РФ «Об ОРД» и ст. 89 УПК РФ включить понятие «результаты оперативно-розыскной деятельности», в формулировке статьи 5 УПК РФ.

3. Ст. 86 УПК РФ предусматривает представление доказательств подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителем, защитником. В то же время УПК РФ не называет субъекты ОРД, которые фактически активно участвуют в собирании доказательств, т.е. не называет оперативно-розыскную деятельность как источник получения доказательств, поэтому предлагается дополнить перечень субъектов представления доказательств оперативными подразделениями субъектов ОРД[83].

4. В ст. 6 ФЗ РФ «Об ОРД» предусмотрено оперативно-розыскное мероприятие «прослушивание телефонных переговоров», а в ст. 186 УПК РФ следственное действие «контроль и запись телефонных и иных переговоров, которые по своему содержанию ничем не отличаются, поскольку их осуществление выполняет один и тот же субъект – оперативное подразделение.

Следует согласиться с мнением А.Е. Чечетина, что правила проведения прослушивания телефонных переговоров и контроля и записи телефонных или иных переговоров должны быть едины[84].

В заключении следует еще раз подчеркнуть, что следователь должен четко представлять характер и возможности оперативно-розыскной работы. Непосредственное ознакомление следователя с оперативно-розыскными материалами создает благоприятные условия для всестороннего анализа и критической оценки оперативно-розыскной информации, позволяет принять решение о возбуждении уголовного дела, наметить более верные следственные версии, избрать правильную тактику следственных действий. Все это в итоге способствует полному и всестороннему расследованию преступлений.