Блог

Как встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в рб

Как встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в рб

адвокат юридической консультации г.Фаниполя

1. Реализовать право на улучшение жилищных условий в Республике Беларусь могут только граждане Республики Беларусь. Поэтому в дальнейшем под словом «гражданин» в тексте настоящей статьи будет подразумеваться именно гражданин Республики Беларусь.

2. По общему правилу, правом стоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий обладают лица, достигшие совершеннолетия, со дня его наступления. Несовершеннолетние могут стоять на таком учете только в составе семьи совместно с их родителями.

Исключением являются эмансипация и вступление в брак до достижения совершеннолетнего возраста. В этих случаях соответственно с даты принятия решения об эмансипации либо с даты вступления в брак несовершеннолетний получает право стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3. Гражданин, имеющий регистрацию по постоянному месту жительства, может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по своему месту жительства. Ведется такой учет администрациями районов в городах или исполнительными комитетами по месту жительства (как правило, специалистом отдела жилищной политики).

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в отношении лиц без определенного места жительства (ранее проживавших в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий), зарегистрированных по месту пребывания в органах внутренних дел, ведется администрациями районов в городах или исполнительными комитетами по месту нахождения пункта регистрации и учета таких лиц.

Гражданин, желающий стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, по его выбору вправе стать на такой учет как сам, так и вместе с членами своей семьи. Действующее жилищное законодательство (статья 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 22 марта 1999 г. № 248-З) к членам семьи гражданина относит супруга (супругу), их детей и родителей. Здесь важно подчеркнуть, что семья может стоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий только по месту жительства одного из супругов, если они зарегистрированы по месту жительства в разных населенных пунктах, разных районах населенного пункта. Причем супруги самостоятельно по своему выбору определяют место постановки на соответствующий учет. И в данном случае при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства не требуется регистрация супругов и их несовершеннолетних детей в одном населенном пункте.

4. У граждан также есть право стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и по месту работы (если такой учет ведется по месту работы).Гражданин может стать на такой учет сам либо с членами своей семьи. Семья вправе стоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы каждого члена семьи. При принятии граждан на такой учет по месту работы не требуется регистрация членов семьи, с которыми гражданин принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в одном населенном пункте.

При наличии к тому оснований гражданин может реализовать свое право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и одновременно стоять на соответствующем учете и по месту жительства, и по месту работы.

5. Резюмируем, правом стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий обладают граждане Республики Беларусь (1), достигшие совершеннолетия (2), имеющие регистрацию по постоянному месту жительства (3.1.) или регистрацию по месту пребывания в органах внутренних дел (3.2.), либо работающие (проходящие службу) в государственных органах, других организациях, их филиалах и представительствах (в том числе по совместительству) (3.3.). Однако и этого не достаточно.

Гражданин, соответствующий указанным требованиям, может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий только в том случае, если он будет признан нуждающимся в улучшении своих жилищных условий в соответствии с нормами Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» (далее – Положение).

Хотелось бы отметить, что правом подать заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий обладает любой гражданин Республики Беларусь. Он самостоятельно не должен определять, есть ли у него основания для соответствующей постановки или нет. Этот вопрос решается на заседании администрации районов в городах или на заседании исполнительного комитета при рассмотрении заявлений граждан о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Но во избежание недоразумений советуем заранее осведомиться о наличии или отсутствии в каждом конкретном случае оснований для постановки на соответствующий учет. Признаки определения нуждаемости в улучшении жилищных условий содержатся в пункте 3 Положения, случаи, когда граждане не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, – в пункте 6 Положения.

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий

Содержание статьи

Для решения проблем нуждающихся в улучшении жилищных условий создали специальную жилищную программу по расширению и улучшению жилой площади.

Достаточно встать на учет и распределение жилья, и возникнет возможность воспользоваться определенными льготами в приобретении собственной квартиры или иного жилья. Только дело в том, что круг лиц, которые могут воспользоваться данной привилегией, ограничен рядом условий.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с жилищными условиями, то вам следует помнить, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Жилая программа

Жилая программа нуждающихся в улучшении жилищных условий является одной из списка дополнительных методов государственной системы помощи соответствующему населению. Он была утверждена министерствами труда и соцзащиты, строительства и ЖКХ, Министерством финансов.

Граждане, ставшие участниками данной программы, обретают возможность получить частичную или полную помощь государства для строительства, приобретения новой жилплощади либо улучшения условий жилья, которое уже есть.

Как стать нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Какие семьи нуждаются в улучшении жилищных условий? Какие условия нужно соблюсти, чтобы получить соответствующие льготы? В законодательстве указано, что, прежде всего, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в конкретном районе, должны иметь прописку и проживать на данной территории определенный период времени.

Кого признают нуждающимися в улучшении жилищных условий? На постановку на учет нуждающихся претендуют:

    съемщики либо собственники жилплощади, которая не соответствует минимальным нормам площади на одного человека.

Если на него приходится менее нормы, указанной в законе, то гражданин, который является членом данной семьи, может претендовать на государственную помощь в приобретении подходящего жилья. Однако все члены семьи должны быть прописаны в этом жилом помещении;

хозяева жилплощади, техническое состояние которой не соответствует нормам безопасности и условиям к жилым площадям, установленным законодателем.

Для быстрой постановки на учет являются весомые причины в виде аварийного состояния или несоответствие затребованным нормативам к жилому помещению;

проживающие в одной квартире несколько семей, не имеющих родственных связей.

Общежития, коммуналки, или просто дележ одной жилой площади осложняют условия проживания. Потому данная причина тоже рассматривается как веский аргумент в пользу представления льгот жилищной программы;

  • живущие в одной квартире несколько семей, в которой имеются члены, страдающие хроническим заболеванием.
  • Данное положение вещей угрожает здоровью остальных проживающих или не соответствует санитарным нормам помещения.

    Также можно выделить из этого перечня категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий вне очереди в срочном порядке.

    1. Лица, которые проживают в непригодных условиях для жизни помещениях.
    2. Лица, имеющие хронические болезни в тяжелой форме.
    3. Дети и сироты, лишившиеся родительского содержания.

    Признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий

    Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и желающие встать на учет, должны собрать необходимый перечень документации, который подтверждает его право на участие в жилищной программе, а также составить заявление и подать его в местный орган самоуправления.

    В данном списке находится основной пакет бумаг.

    1. Паспорта и иные удостоверения личности.
    2. Справки с места трудоустройства и учебы.
    3. Подтверждения о регистрации в квартире по каждому члену семьи.
    4. При необходимости копии документации на собственность.
    5. План жилого помещения. Его необходимо заказать в БТИ.
    6. Данные лицевого счета.
    7. Выписка из домовой книги.
    8. Справка об отсутствии собственности на жилплощадь.

    В остальном нужно отталкиваться от требований, на основании которых граждане претендуют на социальную помощь, и прилагать документы, подтверждающие данные аргументы. К примеру, медицинские справки понадобятся тем, кто из-за болезни стремится получить жилье для безопасности членов семьи.

    Важно! Основания и требования для улучшения жилищных условий указаны в ст.51 ЖК РФ.

    Критерии нуждаемости в улучшении жилищных условий

    В чем заключаются критерии нуждаемости в улучшении жилищных условий?

      Недостаточные нормы площади.

    Согласно жилищным нормам, которые установлены в РФ, на каждого члена семьи должна приходиться определенное количество квадратных метров. Практически на отдельного проживающего человека обязано получаться не менее десяти квадратов, в данном случае жилищные условия считаются удовлетворительными.

    Если это число менее требуемой нормы, семья может подать заявление на получение муниципального жилья.

    Аварийно опасная жилплощадь.

    Немало россиян живет в старых зданиях, а такое жилье, как правило, уже давно не подлежит ремонту. В том случае, если здание находится с технической и инженерной точки зрения в плачевном состоянии, то подобную ситуацию рассматривают как угрожающую жизни.

    Важно! Заявления от лиц с подобными проблемами рассматривают вне очереди и в срочном порядке. В данном случае можно рассчитывать на государственную поддержку.

    Несоответствие жилья нормам проживания.

    Данный факт имеет место, если жилплощадь не имеет каких-либо минимальных требуемых критериев обеспечения нормальной жизнедеятельности. Это могут быть неисправность или отсутствие электропроводки либо отопительной системы, также отсутствие сантехники либо ее несоответствие условиям проживания, нарушение санитарных норм вплоть до угрозы здоровью проживающих.

    Наличие хронических заболеваний.

    Когда члены семьи делят одну квартиру с тяжелобольным человеком — любой представитель данной семьи имеет право обратиться в местный орган самоуправления с пакетом нужной документации и заявлением на становление на учет жилищной программы улучшения условий жилья. Эта заявка будет рассмотрена в срочном порядке.

    Порядок признания нуждающимся в улучшении жилищных условий

    После обращения с пакетом документов проводятся необходимые проверки жилищно-коммунальной комиссией на наличие требований, которые дают возможность предоставить права на участие в специальной программе. Оформляется акт обследования. Далее по истечении времени окончательное решение выносит соответствующий местный орган и выдается справка о нуждаемости в улучшении жилищных условий.

    Другие публикации:  Приказ о выходном дне 4 ноября 2019

    Если озвученный вердикт не устроит подателя прошения, можно оспорить решение в судебном порядке или в Управлении ДЖП (департамент жилищной политики).

    Социальная программа дает возможность обратиться к государству за помощью и получить частичную или полную материальную поддержку в обретении собственного жилья нуждающимися гражданами.

    Если вы попадаете хотя бы под одно из оснований и под любой из критериев, которые позволяют подать заявление, то ваше обращение не останется без внимания.

    ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

    Дмитриева Ирина

    Эксперт в области жилищных и наследственных споров. Добилась множества судебных решений по жилищным вопросам (проблемы выселения и приватизации, принудительный раздел жилья, материальные претензии) в пользу обратившихся.

    Нуждающиеся в улучшении жилищных условий

    Содержание статьи

    Для решения проблем нуждающихся в улучшении жилищных условий создали специальную жилищную программу по расширению и улучшению жилой площади.

    Достаточно встать на учет и распределение жилья, и возникнет возможность воспользоваться определенными льготами в приобретении собственной квартиры или иного жилья. Только дело в том, что круг лиц, которые могут воспользоваться данной привилегией, ограничен рядом условий.

    Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с жилищными условиями, то вам следует помнить, что:

    • Каждый случай уникален и индивидуален.
    • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
    • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

    Жилая программа

    Жилая программа нуждающихся в улучшении жилищных условий является одной из списка дополнительных методов государственной системы помощи соответствующему населению. Он была утверждена министерствами труда и соцзащиты, строительства и ЖКХ, Министерством финансов.

    Граждане, ставшие участниками данной программы, обретают возможность получить частичную или полную помощь государства для строительства, приобретения новой жилплощади либо улучшения условий жилья, которое уже есть.

    Как стать нуждающимся в улучшении жилищных условий?

    Какие семьи нуждаются в улучшении жилищных условий? Какие условия нужно соблюсти, чтобы получить соответствующие льготы? В законодательстве указано, что, прежде всего, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в конкретном районе, должны иметь прописку и проживать на данной территории определенный период времени.

    Кого признают нуждающимися в улучшении жилищных условий? На постановку на учет нуждающихся претендуют:

      съемщики либо собственники жилплощади, которая не соответствует минимальным нормам площади на одного человека.

    Если на него приходится менее нормы, указанной в законе, то гражданин, который является членом данной семьи, может претендовать на государственную помощь в приобретении подходящего жилья. Однако все члены семьи должны быть прописаны в этом жилом помещении;

    хозяева жилплощади, техническое состояние которой не соответствует нормам безопасности и условиям к жилым площадям, установленным законодателем.

    Для быстрой постановки на учет являются весомые причины в виде аварийного состояния или несоответствие затребованным нормативам к жилому помещению;

    проживающие в одной квартире несколько семей, не имеющих родственных связей.

    Общежития, коммуналки, или просто дележ одной жилой площади осложняют условия проживания. Потому данная причина тоже рассматривается как веский аргумент в пользу представления льгот жилищной программы;

  • живущие в одной квартире несколько семей, в которой имеются члены, страдающие хроническим заболеванием.
  • Данное положение вещей угрожает здоровью остальных проживающих или не соответствует санитарным нормам помещения.

    Также можно выделить из этого перечня категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий вне очереди в срочном порядке.

    1. Лица, которые проживают в непригодных условиях для жизни помещениях.
    2. Лица, имеющие хронические болезни в тяжелой форме.
    3. Дети и сироты, лишившиеся родительского содержания.

    Признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий

    Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и желающие встать на учет, должны собрать необходимый перечень документации, который подтверждает его право на участие в жилищной программе, а также составить заявление и подать его в местный орган самоуправления.

    В данном списке находится основной пакет бумаг.

    1. Паспорта и иные удостоверения личности.
    2. Справки с места трудоустройства и учебы.
    3. Подтверждения о регистрации в квартире по каждому члену семьи.
    4. При необходимости копии документации на собственность.
    5. План жилого помещения. Его необходимо заказать в БТИ.
    6. Данные лицевого счета.
    7. Выписка из домовой книги.
    8. Справка об отсутствии собственности на жилплощадь.

    В остальном нужно отталкиваться от требований, на основании которых граждане претендуют на социальную помощь, и прилагать документы, подтверждающие данные аргументы. К примеру, медицинские справки понадобятся тем, кто из-за болезни стремится получить жилье для безопасности членов семьи.

    Важно! Основания и требования для улучшения жилищных условий указаны в ст.51 ЖК РФ.

    Критерии нуждаемости в улучшении жилищных условий

    В чем заключаются критерии нуждаемости в улучшении жилищных условий?

      Недостаточные нормы площади.

    Согласно жилищным нормам, которые установлены в РФ, на каждого члена семьи должна приходиться определенное количество квадратных метров. Практически на отдельного проживающего человека обязано получаться не менее десяти квадратов, в данном случае жилищные условия считаются удовлетворительными.

    Если это число менее требуемой нормы, семья может подать заявление на получение муниципального жилья.

    Аварийно опасная жилплощадь.

    Немало россиян живет в старых зданиях, а такое жилье, как правило, уже давно не подлежит ремонту. В том случае, если здание находится с технической и инженерной точки зрения в плачевном состоянии, то подобную ситуацию рассматривают как угрожающую жизни.

    Важно! Заявления от лиц с подобными проблемами рассматривают вне очереди и в срочном порядке. В данном случае можно рассчитывать на государственную поддержку.

    Несоответствие жилья нормам проживания.

    Данный факт имеет место, если жилплощадь не имеет каких-либо минимальных требуемых критериев обеспечения нормальной жизнедеятельности. Это могут быть неисправность или отсутствие электропроводки либо отопительной системы, также отсутствие сантехники либо ее несоответствие условиям проживания, нарушение санитарных норм вплоть до угрозы здоровью проживающих.

    Наличие хронических заболеваний.

    Когда члены семьи делят одну квартиру с тяжелобольным человеком — любой представитель данной семьи имеет право обратиться в местный орган самоуправления с пакетом нужной документации и заявлением на становление на учет жилищной программы улучшения условий жилья. Эта заявка будет рассмотрена в срочном порядке.

    Порядок признания нуждающимся в улучшении жилищных условий

    После обращения с пакетом документов проводятся необходимые проверки жилищно-коммунальной комиссией на наличие требований, которые дают возможность предоставить права на участие в специальной программе. Оформляется акт обследования. Далее по истечении времени окончательное решение выносит соответствующий местный орган и выдается справка о нуждаемости в улучшении жилищных условий.

    Если озвученный вердикт не устроит подателя прошения, можно оспорить решение в судебном порядке или в Управлении ДЖП (департамент жилищной политики).

    Социальная программа дает возможность обратиться к государству за помощью и получить частичную или полную материальную поддержку в обретении собственного жилья нуждающимися гражданами.

    Если вы попадаете хотя бы под одно из оснований и под любой из критериев, которые позволяют подать заявление, то ваше обращение не останется без внимания.

    ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

    Дмитриева Ирина

    Эксперт в области жилищных и наследственных споров. Добилась множества судебных решений по жилищным вопросам (проблемы выселения и приватизации, принудительный раздел жилья, материальные претензии) в пользу обратившихся.

    Кто нуждается в улучшении жилищных условий по закону?

    Понятие «очередь на жильё» родом из ещё СССР. Тогда эта очередь была главной возможностью получить квартиру побольше и получше (вторым способом были жилищно-строительные кооперативы, но для подавляющего большинства такая роскошь была недоступна). Сегодня получить социальное жильё от государства граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, тоже могут. Давайте выясним, кто входит в эту категорию нуждающихся.

    Иллюстрация: Полина Васильева

    Кто может стать в очередь на получение жилья в 2016 году?
    Вопросы предоставления социального жилья нуждающимся регулируются Жилищным кодексом РФ. В нём говорится, что на получение такого жилья вы можете претендовать, если соответствуете следующим условиям:

    • являетесь гражданами РФ (для семей, где один из супругов – иностранец, правила предоставления жилья отличаются в разных регионах, семьям без гражданства РФ социальное жилье не положено);
    • получили статус малоимущей семьи;
    • признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий;
    • непрерывно зарегистрированы в своем населенном пункте в течение 10 лет, из них 5 лет – по нынешнему адресу проживания (для некоторых регионов сроки могут отличаться);
    • в течение пяти последних лет не совершали никаких специальных действий, которые ухудшили ваши жилищные условия (прописывали посторонних лиц, меняли квартиру на меньшую по площади).

    Если с тремя из перечисленных пунктов всё более-менее ясно, то получение статуса малоимущей семьи и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий – вопросы, требующие пояснения.

    Как получить статус малоимущей семьи?

    Для получения такого статуса вам нужно обратиться в органы соцзащиты по месту жительства. В разных регионах условия будут разными. Органы соцзащиты при определении статуса учитывают официальные суммарные доходы всех членов вашей семьи (зарплата, пенсия, алименты, доход с банковского вклада и т.д.) и стоимость недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в их собственности. Эти сведения предоставляет Росреестр и другие органы, регистрирующие соответствующее имущество. Справки должны будете получить вы сами. Если имущество нигде не зарегистрировано, оно не будет учтено.

    После проверки всех данных сотрудники соцзащиты определяют, имеет ли возможность ваша семья в течение 20 лет приобрести квартиру на свои средства. Для этого сумма возможных ваших накоплений за указанный срок и стоимость имеющегося у вас имущества сравнивается с ценой жилья необходимого вам метража в вашем регионе. Только в том случае, если двадцати лет вам будет не хватать для покупки квартиры, вы получаете статус малоимущего, о чём вам выдается официальный документ. А вот в ситуации, когда ваша семья имеет низкий доход, но обладает, допустим, дачей, гаражом и автомобилем, вас могут не причислить к малоимущим.

    Кто признается нуждающимся в улучшении жилищных условий?

    Для того, чтобы встать в очередь на получение жилья, статуса малоимущего недостаточно. Необходимо ещё быть нуждающимся в улучшении жилищных условий и получении жилья. Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях приведены в статье 51 ЖК РФ. Эти требования достаточно часто редактируются.
    На 2016 год вы будете признаны нуждающимся в жилых помещениях по социальному найму, если:

    • не являетесь собственником жилья или нанимателем жилья по договору социального найма, или членом их семьи (то есть, не имеете жилья в собственности и по социальному найму, а снимаете жильё по коммерческому найму или живёте в общежитии);
    • являетесь нанимателем социального жилья или членом его семьи, но в вашей квартире площадь проживания, приходящаяся на одного человека, ниже нормы для региона;
    • ваше жильё не соответствует санитарным нормам или нормам безопасности ( аварийное, подлежащее сносу и т.д.);
    • вы живёте в квартире, где проживает несколько семей, и в одной из них есть больной, проживание с которым по медицинским показателям невозможно (существует специальный установленный перечень таких заболеваний).
    Другие публикации:  Приставы москвы по району обслуживания

    Существует несколько норм жилья, по величине они разные. При признании нуждающимся и постановке на учёт применяется учётная норма жилья, которая отличается по регионам. Например, для Москвы это 15 кв.м. для коммуналок и 10 кв.м. для отдельных квартир, для Омска -15 кв.м., Ярославля – 12 кв.м., Воронежа -11 кв.м.

    Если у вас или членов вашей семьи есть жильё по нескольким договорам соцнайма, то уровень вашей обеспеченности квадратными метрами высчитывается с учётом всех этих площадей.

    Перечень документов, представляемых для постановки на учёт

    После признания малоимущим и нуждающимся в улучшении бытовых условий вам нужно подать пакет документов в в местное управление Департамента жилищной политики. В пакет входят:

    • заявление о постановке на учёт, подписанное всеми членами семьи;
    • документы, удостоверяющие личность заявителей и семейные отношения, а также идентификационные коды членов семьи;
    • справка из Росреестра о наличии или отсутствии у членов вашей семьи жилья в собственности;
    • справка из налоговых органов о доходах, выписки с банковских счетов;
    • документы, подтверждающие льготы, если они имеются.

    В различных регионах в конкретных случаях могут понадобиться и другие документы.

    После подачи заявления о постановке на учёт

    В течение месяца Департамент жилищной политики принимает решение о постановке семьи на учёт, о чём извещает заявителя. После вы должны ежегодно предоставлять сведения о материальном положении и бытовых условиях. В случае, если они улучшатся, из очереди на получение жилья вас могут исключить.

    Стоит ли овчинка выделки?

    Практика показывает, что получение очередником муниципального жилья – дело почти безнадёжное. В Москве в 2015-2016 годах подошла очередь вставших на учет в 1990 году. Очередники сетуют на то, что очередь в последние два года замерла и не двигается совсем. Всё жильё из городского фонда уходит на расселение ветхих пятиэтажек. Поэтому многие не встают в очередь, считая это бесполезным. Так происходит не только в Москве, но и в других регионах, ситуация во многих из которых не лучше московской.

    Что касается Москвы, то здесь при расселении пятиэтажек квартиры получили за время действия программы около 24 тысяч семей. Программа близится к завершению, в пяти московских округах она уже полностью завершена. Оживится ли после этого очередь на получение бесплатного жилья – вопрос открытый.

    На самом деле, польза от постановки на учёт может быть даже в том случае, если бесплатного жилья вы не дождётесь. Дело в том, что сейчас государственная жилищная политика переходит от предоставления гражданам бесплатного муниципального жилья к программам, субсидирующим покупку гражданами недвижимости. Например, по федеральным и региональным программам при покупке жилья семьям может быть выдана субсидия, покрывающая до 35% его стоимости, а для многодетных семей – вплоть до 100%. Существуют программы социальной ипотеки с льготной ставкой. Действуют специальные программы для военнослужащих, чернобыльцев, вынужденных переселенцев, многодетных семей, молодых семей, молодых учёных, инвалидов. Справка о постановке на учёт как очередника в получении жилья будет для участия в этих программах совсем не лишней. Минус многих из таких программ в том, что для участия в них нужно обладать либо достаточно высоким совокупным доходом, достаточным для получения банковской ипотеки, либо иметь сбережения, покрывающие до 70% будущих затрат на приобретение жилья.

    Что касается очередников, то, по данным Департамента городского имущества Москвы, в 2016 году более 6 тысяч семей очередников получили предложение об улучшении жилищных условий путём покупки с помощью субсидии, и 500 из них воспользовались этим предложением. Правда, для Москвы такая цифра выглядит довольно скромно. Особенно если учесть, что в очереди на жильё здесь стоит больше 85 тысяч семей.

    Нуждающиеся в улучшении жилищных условий

    ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН
    НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

    Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются:

    – не имеющие жилых помещений в собственности и (или) в пользовании* в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы), а граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, – по месту пребывания (далее – населенный пункт по месту принятия на учет);

    *Под отсутствием у граждан в пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых гражданами:

    по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда;

    проживающими в качестве членов (бывших членов) семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, собственника, члена организации застройщиков и имеющими право пользования жилым помещением наравне с нанимателем, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков;

    по договорам найма, аренды, безвозмездного пользования или иным договорам, заключенным в соответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договоров создания объекта долевого строительства, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 396 «О долевом строительстве многоквартирных жилых домов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 93, 1/7676).;

    – обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров (в г. Минске – менее 10 кв. метров) на одного человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске – исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи в г. Минске и Минском районе).

    При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании у них, а также у совместно проживающих с ними членов их семей в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске – исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании у них, а также у совместно проживающих с ними членов их семей в г. Минске и Минском районе), за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет;

    – проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям;

    – проживающие в общежитиях, за исключением граждан, вселившихся в общежитие в связи с обучением, сезонных и временных работников;

    – проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договору поднайма жилого помещения или в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения;

    – проживающие в служебных жилых помещениях или в жилых помещениях специального служебного жилищного фонда, а также проживающие в жилых помещениях социального пользования государственного жилищного фонда на основании договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, заключенного на срок до 10 лет в соответствии с частью третьей пункта 67 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 № 565 (далее – Положение)

    – проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с другими гражданами и имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате или однокомнатной квартире, а также проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с другими гражданами, имеющими заболевания, перечисленные в этом перечне

    – проживающие в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, если их собственность выделена в установленном порядке (произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или с выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и в общей долевой собственности), и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров (в г. Минске – менее 10 кв. метров) на каждого члена семьи;

    – проживающие в неизолированных (смежных) жилых комнатах при отсутствии близкого родства. Под близким родством понимаются отношения между супругами, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками;

    – проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола (в том числе независимо от близкого родства), кроме супругов;

    – относящиеся к молодым семьям*, впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимает объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в соответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства в населенном пункте по месту принятия на учет

    *Для целей Положения молодыми семьями признаются семьи, в которых хотя бы один из супругов находится в возрасте до 31 года на дату принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

    – родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, овдовевшие супруги, воспитывающие детей, не вступившие в новый брак, не имеющие в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не являющиеся нанимателями квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимающие объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в соответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства в населенном пункте по месту принятия на учет.

    Другие публикации:  Бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета

    – проживающие в жилых помещениях специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов, имеющие несовершеннолетних детей, а также граждане, проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, которым при переосвидетельствовании установлена III группа инвалидности либо инвалидность снята, или признанные в установленном порядке дееспособными, если за ними не сохранилось или они не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли;

    – специалисты, прибывшие по распределению учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, или по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/кв. км;

    – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если они:

    — не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений;

    — проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3.1.2–3.1.10 Положения;

    — при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3.1.2–3.1.10 Положения;

    — не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.

    Невозможность вселения в жилое помещение устанавливается по решению местного исполнительного и распорядительного органа в случаях утраты жилого помещения (гибели, уничтожения), систематического (три и более раза в течение года) нарушения гражданами, проживающими в данном жилом помещении, правил пользования жилым помещением, наличия неблагоприятных или опасных условий проживания с родителями, лишенными родительских прав, и другими гражданами, проживающими в данном жилом помещении, а также в иных случаях. Порядок принятия решений о невозможности вселения в жилое помещение определяется облисполкомами, Минским горисполкомом (решение от 06.01.2011 № 50)

    – лица, которые на день вступления в силу настоящего Положения обучались в государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования в дневной форме получения образования, утратили статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет и не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в общежитиях указанных учреждений образования.

    Граждане, имеющие в собственности в данном населенном пункте жилые помещения, в которых они не проживают, не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным подпунктами 3.1.2-3.1.13, 3.2 пункта 3 Положения, за исключением случаев, если при вселении в эти жилые помещения они станут нуждающимися в улучшении жилищных условий.

    Граждане не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

    – непредставления документов, указанных в подпункте 12.1 части четвертой пункта 12 Положения;

    – ухудшения ими либо членами их семей своих жилищных условий путем уничтожения, повреждения, отчуждения жилого помещения либо его части, перевода жилого помещения в нежилое, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 кв. метров (в г. Минске – 10 кв. метров) на одного человека, либо вселения в него других граждан (кроме вселенных в установленном порядке, не имевших до этого в собственности или в пользовании жилого помещения в данном населенном пункте, в котором они были обеспечены общей площадью жилого помещения 15 кв. метров и более (в г. Минске – 10 кв. метров и более) на одного человека, и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных* детей, нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей), вселения в общежитие, заключения договора найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда или договора поднайма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда, если граждане ранее были обеспечены жилым помещением общей площадью 15 кв. метров и более (в г. Минске – 10 кв. метров и более) на одного человека, отвечающим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям в данном населенном пункте. При этом граждане, ухудшившие свои жилищные условия, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение 5 лет со дня ухудшения их жилищных условий;

    *Для целей Положения под нетрудоспособными понимаются инвалиды I и II группы, а также лица, достигшие пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет).

    – прибывшие в г. Минск из других населенных пунктов, в течение 10 лет со дня регистрации их по месту жительства в г. Минске (за исключением супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, а также вселенных в установленном порядке и проживающих совместно нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве членов семьи гражданина, имеющего место жительства в г. Минске, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и направленных на работу по распределению, независимо от даты их прибытия, граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, в г. Минск из других населенных пунктов, а также иных лиц в соответствии с законодательными актами);

    – по месту работы (службы), прибывшие в г. Минск из других населенных пунктов, а также работающие в организациях, расположенных в г. Минске, рабочее место которых находится в другом населенном пункте, в течение 10 лет со дня начала работы (службы) в организациях, расположенных в г. Минске (за исключением указанных в абзаце четвертом настоящего пункта детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, в г. Минск из других населенных пунктов, а также иных лиц в соответствии с законодательными актами);

    – прибывшие в населенные пункты Минского района из других населенных пунктов, в течение 5 лет со дня регистрации их по месту жительства в населенных пунктах Минского района (за исключением супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, а также вселенных в установленном порядке и проживающих совместно нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве членов семьи гражданина, имеющего место жительства в населенном пункте Минского района, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и направленных на работу по распределению, независимо от даты их прибытия, граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, в населенные пункты Минского района из других населенных пунктов, а также иных лиц в соответствии с законодательными актами);

    – по месту работы (службы), прибывшие в населенные пункты Минского района из других населенных пунктов, а также работающие в организациях, расположенных в населенных пунктах Минского района, рабочее место которых находится в другом населенном пункте, в течение 5 лет со дня начала работы (службы) в организациях, расположенных в населенных пунктах Минского района (за исключением указанных в абзаце шестом настоящего пункта детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, в населенные пункты Минского района из других населенных пунктов, а также иных лиц в соответствии с законодательными актами).

    Порядок учета граждан, нуждающихся улучшении жилищных условий

    Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами по их месту жительства, а граждан без определенного места жительства (ранее проживавших в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий), зарегистрированных по месту пребывания в органах внутренних дел, – местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного места жительства.

    Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, работающих (проходящих службу) в государственных органах, других организациях, их филиалах и представительствах (в том числе по совместительству), ведется по месту работы (службы) этих граждан, а по их желанию – также и по их месту жительства.

    Семья вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, а также по месту работы (службы) каждого ее члена.

    В случае, если супруги зарегистрированы в разных населенных пунктах или в разных районах населенного пункта, постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий производится в местном исполнительном и распорядительном органе по месту жительства одного из супругов по их выбору.

    При принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства не требуется регистрация супругов и несовершеннолетних детей в одном населенном пункте, а по месту работы (службы) – членов семьи, с которыми гражданин принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий