Блог

Налог на прибыль нефть 2019

В 2019 году вводится новый налог на добычу полезных ископаемых

Получение коммерческого предложения

Скачайте ваше коммерческое предложение по ссылке ниже

В ближайшее время сотрудники нашей компании свяжутся с Вами для
обсуждения деталей.

Если у вас возникли вопросы звоните по БЕСПЛАТНОМУ телефону
горячей линии 8-800-3333-619

Мобильное приложение

Мы специально разработали мобильное
приложение, чтобы Вам было еще проще
найти нужную АЗС.

Топливные карты и АЗС

Чтобы заказать топливную карту
заполните форму заявки:

Выбираете топливные карты?

Наши эксперты с удовольствием Вам помогут!
Подберем карты специально для Вашего автопарка и ответим на все Ваши вопросы!

Позвоните нам на номер 8-800-3333-619 или оставьте
ваш E-MAIL и мы вышлем Предложение о сотрудничестве, договор и образцы бухгалтерских документов

В ближайшее время сотрудники нашей компании свяжутся с Вами для
обсуждения деталей

Если у вас возникли вопросы звоните по БЕСПЛАТНОМУ телефону
горячей линии 8-800-3333-619

Получение коммерческого предложения

Для получения коммерческого предложения заполните
пожалуйста поля ниже:

Скачайте ваше коммерческое предложение по ссылке ниже

В ближайшее время сотрудники нашей компании свяжутся с Вами для
обсуждения деталей.

Если у вас возникли вопросы звоните по БЕСПЛАТНОМУ телефону
горячей линии 8-800-3333-619

Как рассчитать НДПИ на нефть в 2019 году

Следующая статья: Ставка НДПИ

Добыча нефти-сырца регулируется государством. Контроль сводится к учету выработки скважин, налогообложению, что постоянно подвергается оптимизации.

Содержание

В 2019 году были изменены ставки по добыче во взаимосвязи с уменьшением акцизов на экспорт.

Что нужно знать: ↑

Налогообложение в отношении пользователей недр в отношении добычи нефти регулируется ст. 334 НК РФ, порядок деятельности определяется ФЗ «О недрах».

Лица, занимающиеся использованием ресурсов недр, должны иметь лицензию.

Состав налогоплательщиков состоит из ИП и юридических лиц, которые занимаются добычей ископаемых ресурсов и являются пользователями недр.

Контроль налоговых органов в отношении добытчиков нефти имеет особенности:

  1. Постановка на учет в качестве налогоплательщика производится через 30 дней после получения лицензии.
  2. Плательщиком в ИФНС представляется декларация по НДПИ, срок сдачи – последнее число месяца, следующего за истекшим периодом. Данные формируются только по месячному периоду, накопительные суммы не применяются с помощью Порядка.
  3. Налоговым периодом по НДПИ считается календарный месяц. Обязанность подачи сведений возникает с момента начала добычи углеродного ископаемого.
  4. Представление отчетности для организаций и ИП, действующих в рамках соглашения о разделе имущества, производится в региональную ИФНС по месту нахождения недр.
  5. Основные или крупные налогоплательщики подают декларацию НДПИ по месту учета. В случае расположения места добычи в экономической зоне или на континентальном шельфе контроль производится также налоговой инспекцией, где компания поставлена на учет.

Налог, рассчитанный по итогам календарного месяца, уплачивается в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующим за отчетным периодом.

Уплата НДПИ производится отдельно по каждому месторождению по месту его нахождения. Налог в отношении углеводородного сырья является полностью федеральным.

Объект налогообложения

Определение объекта налогообложения для пользования недр по добыче нефти служит натуральный показатель, выраженный в тоннах.

В качестве ископаемого ресурса принимается нефть в обессоленном, обезвоженном или стабилизированном виде.

К полезным ископаемым, попадающим под действие законодательства по использованию недр, относятся ресурсы, добытые на территории РФ, вне ее пределов или добытые из отходов перерабатывающих производств.

От какой суммы платится налог с продажи квартиры, смотрите здесь.

Рассчитывается НДПИ на нефть за рубежом, добытую компаниями страны, в том же порядке, что и при расчете ресурсов, полученных на территории государства.

На основании международных договоров налогоплательщикам могут предоставляться в аренду площади иностранных государств для разработки шельфов.

Качество добываемого сырья должно соответствовать российским стандартам. Не признается природным ресурсом и полезным ископаемым продукция, которая добыта путем обогащения.

При определении объекта налогообложения законодательством исключается часть процессов добычи, в том числе не учитываются добычи:

  • при получении материала из отходов собственной переработки. Условием служит оплата, произведенная ранее за добытый ресурс;
  • в случае принадлежности полученного сырья к геологическим образцам;
  • добытые в момент использования, реконструкции геологических объектов, имеющих культурное или научное значение;
  • в случае использовании недр, которые не числятся на балансе государства, а добытое ИП сырье используется в личных целях.

Все действия, производящиеся налогоплательщиком по разработке полезных ископаемых, контролируются Роснедром.

Любое неправомерное действие в отношении недр и полезных ископаемых РФ трактуется как вред, нанесенный экономике государства.

Налогооблагаемая база для расчета НДПИ по добыче нефти определяется на основании: количества или стоимости добытой нефти.

Для исчисления количества добытого сырья допускается применение 2-х способов:

  1. Прямой, основанный на данных измерительных показателей.
  2. Косвенный, который основывается на показателе содержания нефти в общем количестве получаемого сырья.

Косвенный метод расчета применяется только при отсутствии возможности расчета добываемого количества прямым методом.

Фото: государство и нефть

Используемый в определении налога метод выбирается один раз, не меняется и применяется в течение всего использования месторождения.

Выбранный способ закрепляется в учетной политике. Изменить вариант подсчета можно только при внесении изменений в технологический процесс и технический проект разработки.

При использовании прямого метода расчета налоговой базы можно использовать расходы, перечень которых включает:

Выручка от продажи полезных ископаемых определяется как цена, уменьшенная на стоимость доставки.

Размер НДПИ на нефть в 2019 году ↑

В настоящий момент НК РФ имеет четкие указания в статье 342 документа на ставки НДПИ, которые приняты на 2019 год (493 рубля), 2019 год (530 рублей) и далее на 2019 год (559 рублей).

Минфином опубликован законопроект по нефтяному маневру на обсуждение. В настоящее время проект прошел несколько чтений и утвержден Президентом РФ.

Предлагается перераспределить налоговую нагрузку с экспортеров на добытчиков нефти. Правительством планируется снизить экспортные пошлины и увеличить НДПИ, начиная с 2019 года.

Налог будет изменен с 530 до 775 рублей в 2019 году, с 559 до 856 рублей в 2019 году, а в 2019 принять 918 рублей за тонну.

Цель ввода законопроекта – увеличение конкурентоспособности на мировом рынке, поскольку экспортная пошлина включается в стоимость продукта.

Нагрузка компаний в виде повышения ндпи на нефть может привести к сворачиванию ряда проектов, требующих капиталовложений.

Применяемая при расчете НДПИ на добычу нефти ставка рассчитывается исходя из базовой ставки и плавающих коэффициентов, определяющие индивидуальные условия места добычи и динамику цен на нефть в зависимости от мировых показателей.

Базовая ставка определяется НК РФ на основании постановлений, принятых правительством РФ.

Для корректировки ставки применяются:

Для нефтяников введен новый налог на добычу

С этого года для компаний, которые занимаются разработкой некоторых категорий месторождений нефти в России, начинает действовать новый тип налога — на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья.

Дополнительным доходом признается расчетная выручка от реализации углеводородного сырья, добытого на участке недр, уменьшенная последовательно на величину фактических и расчетных расходов по добыче. Ставка налога — 50 процентов.

За каждую тонну обессоленной, обезвоженной и стабилизированной нефти, добытой на участках недр, где компания уплачивает НДД, ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) составит один рубль, умноженный на коэффициент, характеризующий уровень налогообложения нефти, добываемой на этом участке недр.

НДД будет действовать в пилотном режиме на четырех группах месторождений, причем компании могут после апробирования системы сделать выбор — остаться на текущей схеме налогообложения или перейти на новую. Если отказавшаяся от НДД компания захочет вновь присоединиться к эксперименту, понадобятся изменения в законодательстве. Основное новаторство закона в том, что налоговая нагрузка на нефтекомпании увеличивается с выходом проекта на окупаемость.

Госдума приняла закон о налоге на дополнительный доход для нефтяной отрасли

МОСКВА, 5 июля. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон о поправках в Налоговый кодекс, которые касаются введения налога на дополнительный доход (НДД) в нефтяной отрасли. Он подразумевает старт с 1 января 2019 года пилотного проекта новой налоговой системы для нефтяной отрасли, пока ограниченной определенным перечнем месторождений и рядом условий.

Сейчас нефтяные компании платят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины, которые взимаются с выручки. Налог на дополнительный доход должен частично заменить НДПИ. Ставка НДД составит 50%, в отличие от НДПИ он будет взиматься не с объемов добываемой нефти, а с дохода от ее продажи за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку.

Другие публикации:  Требования к наружным стенам зданий

В течение нескольких лет новая система налогообложения будет реализована в рамках пилотного проекта на ограниченном количестве месторождений. Только после этого будет принято решение нужно ли распространять его на всю отрасль.

По оценке Минфина, добыча с режимом НДД будет в первые годы составлять около 22 млн тонн, или 4% от годовой добычи России, большая часть приходится на месторождения Западной Сибири.

Перечень пилотных проектов из действующих месторождений Западной Сибири включает в себя 35 лицензионных участков, разрабатываемых «Роснефтью», «Лукойлом», «Газпром нефтью», «Сургутнефтегазом» и другими компаниями. Совокупная добыча нефти в 2016 году по этим участкам составила 14,7 млн тонн, извлекаемые запасы нефти оцениваются в размере около 900 млн тонн.

  • Категория:Финансы

Новый, 2019 год принесет изменения в налоговом законодательстве. «Всё о новостройках» узнал, какие налоги появятся, и что изменится в уплате существующих.

Согласно поправкам к Налоговому кодексу, в 2019 году появятся три новых налога: экологический налог, налог на самозанятых и туристический налог.

Плательщиками экологического налога станут все организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, которые ведут хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду в результате: выброса в атмосферу веществ, загрязняющих воздух; сброса сточных вод в реки и другие водные объекты; образования отходов, захоронения, размещения продуктов жизнедеятельности и т. д.

При расчете ставки учитывается масса и объем наносимого вреда окружающей среде. С 2019 года экологический налог будет уплачиваться в зависимости от существующего объекта загрязнения. Налог рассчитывается и уплачивается самостоятельно собственником, исходя из принятого классификатора экологического налога в 2019 году.

Налог на самозанятых будут платить физические лица, которые не прошли процесс регистрации ИП в соответствующих органах налоговых служб, и при этом занимаются различными видами деятельности без привлечения наемных рабочих, получая доход.

Лица, которые до 2019 года зарегистрировали ИП, смогут выбирать – перейти на новый вид налогообложения или оставаться на старом режиме. Для плательщиков налогов будет создаваться приложение для смартфонов, исключающее необходимость являться в налоговые конторы для регистрации. С помощью этой программы можно зарегистрировать ИП дистанционно и после этого вносить соответствующие платежи со своих банковских карт или счетов.

В Правительстве России разработан пилотный проект, в свете которого нужно отработать этот налог с 2019 года. Пилотными регионами станут Москва, Московская и Калужская области, а также Татарстан. В дальнейшем система будет работать во всех регионах страны. Ожидается, что самозанятые граждане по приложению смогут оплачивать все налоговые взносы без походов в налоговую инспекцию, а также без сбора и сдачи различных документов. Одна из целей проекта – увеличение получения платежей в доход государства, их своевременность и прозрачность.

Утвержден еще один закон, который предусматривает сбор платежей с путешествующих граждан. Туристический налог будет представлять собой аналог курортного сбора, который на сегодняшний день уже существует в некоторых регионах, например, в Крыму, Краснодарском крае и Республике Алтай.

Проект также является пилотным, в связи с чем с 2019 года он начнет свою работу в Санкт-Петербурге. Поскольку в северной столице наблюдается снижение доходов бюджета, данный вид налога очень кстати в связи с огромным туристическим потоком. Если Санкт-Петербург за 2019 год покажет положительные результаты, то с 2020 года данный вид налога «заработает» во всех 85 регионах РФ.

Повышение ставки НДС

С 1 января 2019 года вступит в силу закон, предусматривающий повышение налога на добавленную стоимость с 18 до 20 %, а также новые тарифы социальных взносов. По мнению властей, эта новация позволит увеличить доходы бюджета на 620 млрд руб. в год.

Напомним, НДС является косвенным налогом, т. е. этот налог уплачивают юрлица на всех этапах производства и продажи товара или услуги. Сумму уплаченного налога закладывают в конечную цену продуктов или услуг, и фактически ее платят потребители. Ставка НДС 18 % действует с 1 января 2004 года.

Повышение налога связано в том числе с потерей доходов федерального бюджета из-за снижения цен на нефть с 2014 года. В начале 2014 года цены на нефть были $110–100 за баррель, а сегодня они – $76, то есть на треть упали доходы от нефти.

Кроме того, доля нефтяной экономики падает, у нас сейчас быстрее растут ненефтяные, несырьевые отрасли. И доля нефтяных доходов к ВВП получается несколько меньше. Чтобы сохранить уровень расходов на инфраструктуру, на образование, на здравоохранение, нужно найти дополнительные доходы. Правительство планирует направить средства от повышения НДС на социальные нужды, прежде всего на здравоохранение.

«Чтобы эта нагрузка не падала на людей, все льготы по налогу на добавленную стоимость на основные социально значимые товары, на основные услуги будут сохранены», – подчеркнул премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Сейчас ставка НДС 10 % действует для продовольственных товаров первой необходимости, например, хлеба, молока и других, детских и медицинских товаров.

Нулевая ставка налога применяется на некоторых внутренних межрегиональных воздушных перевозках. Так, власти продлили действие этой ставки до 1 января 2025 года при пассажирских перевозках в Крым и обратно и если пункт отправления или прибытия находится на территории Дальневосточного федерального округа.

Льготную ставку НДС в 10 % сохранит треть товаров корзины стандартного потребления, подсчитали в Минфине.

Налог на движимое имущество

Однако налоги не только вводятся, но и отменяются. Так, с 2019 года в России отменяется налог на движимое имущество. Поправки в Налоговый кодекс подписал президент РФ.

В соответствии с корректировками, с 1 января 2019 года движимое имущество исключается из объекта налогообложения. Все организации не будут платить налог на имущество с движимых объектов с нового года. Налог на имущество организаций будет исчисляться только с недвижимости.

Напомним, недвижимостью считаются земельные участки, участки недр и все остальное, что связано с землей. Речь идет об объектах, которые нельзя переместить без ущерба (п. 1 ст. 130 ГК). Так, недвижимостью будут здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Все то, что не связано с землей и может перемещаться без ущерба, является движимым имуществом.

Страховые взносы

Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлен в размере 22 % с предельной величиной базы для обложения взносами и 10 % – сверх предельной величины.

Поправки в закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ряд других правовых актов Правительство внесло в Госдуму в июне 2018 года. Согласно документу, временный тариф на страховые взносы в размере 22 % станет постоянным. Сейчас основной тариф взноса в Пенсионный фонд установлен на уровне 26 %, однако по этому тарифу взносы еще никто не платил, поскольку на период до 2020 года действует временный пониженный тариф – 22 % установленного лимита базы и 10 % для доходов выше этого предела.

Общий тариф на взносы в ПФР, ФСС и ФОМС составит 30 %.

Льготы для предпенсионеров

Президент России Владимир Путин утвердил решение о том, что льготы по имущественным налогам будут сохранены для женщин с 55 лет и для мужчин с 60 лет. Закон, текст которого размещен на официальном портале правовой информации, вступает в силу с 1 января 2019 года.

Напомним, Владимир Путин 3 октября подписал закон о пенсионных изменениях. В документе говорится, что пенсионный возраст в России будет постепенно повышен на пять лет – до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин. Законодатели по инициативе президента приняли ряд мер по защите лиц предпенсионного возраста. В частности, было решено ввести уголовную ответственность за отказ в приеме на работу и увольнение предпенсионеров.

Расходы на турпутевку уменьшат налог на прибыль

С 1 января 2019 года расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ работникам, их супругам, родителям и детям учитываются в составе расходов на оплату труда при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Учесть можно будет только расходы на услуги, оказанные по договору о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором или турагентом.

Работодатели смогут включать затраты: услуги по перевозке туриста по территории РФ воздушным, водным, автомобильным и (или) железнодорожным транспортом до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту; проживание туриста; питание туриста, только если оно включено в стоимость проживания; услуги по санаторно-курортному обслуживанию; экскурсионные услуги. Эти расходы включить в затраты организации в их фактическом размере, но не более 50 тыс. руб. на каждого работника или члена семьи за налоговый период. При этом расходы на отдых в совокупности с расходами на добровольное медицинское страхование и расходами по договорам оказания медицинских услуг включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 % от суммы расходов на оплату труда.

Другие публикации:  Мировой суд гдюртюли

Триллион от нефтянки, или что даст новый налог

В 2019 году в российской нефтяной отрасли может, наконец, быть введен налог на добавленный доход (НДД)

О необходимости НДД говорится уже без малого два десятилетия. Ожидается, что этот налог, призванный частично заменить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), стимулирует освоение новых месторождений и ускорит модернизацию отечественной нефтепереработки. Дополнительные поступления в бюджет от НДД оцениваются в триллион рублей, но при введении этого механизма предстоит учесть все нюансы, препятствовавшие его внедрению прежде.

Обещанного три года ждут

Законопроект об НДД для нефтяной отрасли был внесен в Госдуму в конце ноября. Сразу после этого премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минфину и Минэнерго совместно с ФАС и ФНС подготовить проекты правовых актов, необходимых для введения нового налога. Министерствам также поручено проработать вопрос упрощения порядка администрирования капитальных затрат нефтяников и рассмотреть возможность определения совокупной налоговой базы для смежных лицензионных участков, разрабатываемых в рамках единого проекта, с целью расчета НДД.

Проекты подзаконных актов должны быть подготовлены в первом квартале следующего года. Принятие закона уже точно состоится в следующем году, а заработает он в 2019 году, о чем ранее и сообщали в Минэнерго.

Ставка НДД составит 50%, НДПИ упразднен не будет, но ставка будет снижена.

Основная идея НДД – налогообложение не объема добываемой нефти (принцип НДПИ, взимаемого с выручки добывающих компаний), а дохода от ее продажи за вычетом экспортной пошлины, НДПИ, расходов на добычу и транспортировку.

НДД будет введен в пилотном режиме на четырех группах месторождений:

  1. Новые месторождения Восточной Сибири с выработанностью менее 5%.
  2. Месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине.
  3. Действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 млн тонн).
  4. Новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн тонн.

Предварительно известно, что режим НДД появится на лицензионных участках, которые разрабатывают «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз».

Со стороны нефтяников основным инициатором введения НДД выступила «Роснефть». Ее президент Игорь Сечин вскоре после резкого падения цен на нефть и девальвации рубля направил письмо о необходимости более гибкого налогообложения в отрасли (на имя президента Владимира Путина письмо отправлено в январе 2015 года, а в мае того же года – в правительство РФ). Эти два фактора привели к серьезному удорожанию ряда крупных проектов, однако до представления правительственного законопроекта в Госдуму прошло без малого два с половиной года, а первый замминистра энергетики РФ Алексей Текслер сразу предупредил, что эксперимент с НДД будет запущен не раньше 2019 года.

Впрочем, глава Минэнерго Александр Новак заявил, что бюджетные поступления от перехода на НДД для пилотных проектов составят почти 1 трлн руб. до 2035 года.

Оснований подвергать сомнению этот расчет нет – более того, нет иного пути получить дополнительные 100 млн тонн нефти, не вводя НДД, считает советник по экономике Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть», доктор экономических наук Маргарита Козеняшева. Однако, добавляет она, необходимо понимать, что расчетная выручка от реализации углеводородного сырья определяется по довольно непростой формуле, важнейшим элементом в которой выступает цена на нефть, рассчитываемая за определенный период, исходя из уровня цен нефти Urals на мировых рынках в долларах за баррель. Также в формуле присутствует и среднее значение за календарный месяц курса доллара США к рублю.

«Конечно, расчеты, выполненные в Минэнерго, опираются на различные сценарные условия изменения этих параметров, однако довольно трудно заглянуть так далеко за горизонт и точно предсказать, как будет формироваться цена нефть на мировых рынках. Сегодня уже есть немало факторов, свидетельствующих о том, что в самой системе ценообразовании на нефть в мире могут произойти драматические изменения. Вряд ли также кто-то может точно предсказать, как поведет себя и сам доллар, а также и другие важнейшие валюты, увязанные с ним, и прежде всего евро. Конечно, коррективы этой оценки будут, и здесь нет ничего неестественного», – прогнозирует Козеняшева.

Почему введение нового принципа налогообложения заняло столько времени, дал понять Дмитрий Медведев по итогам совещания с крупнейшими игроками в отрасли, которое прошло в Ханты-Мансийске 21 ноября, сразу после ввода в эксплуатацию Эргинского кластера «Роснефти» в Югре.

«Тема эта непростая, здесь важно соблюдать баланс интересов между нефтяным бизнесом и бюджетными задачами», – отметил Медведев по поводу НДД на заседании правительства. Он добавил, что НДД от добычи углеводородного сырья должен стать гибким механизмом, который позволит запустить ряд перспективных проектов, поскольку до момента их окупаемости предлагается сделать налоговую нагрузку существенно ниже, чем сейчас. Эта мера позволит сократить объемы и сроки кредитов, повысить рентабельность и быстрее выйти на самоокупаемость.

НДПИ на «костылях»

Впервые налог на добавленный доход был предложен в 1998 году в условиях падения мировых цен на нефть, что в значительной степени спровоцировало российский августовский дефолт.

«НДД рассматривался в качестве антикризисной меры: им предлагалось заменить акцизы на нефть, ставка по которым была установлена в твердой денежной сумме, – вспоминает генеральный директор Национальной юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев. – Разработчики законопроекта обосновывали необходимость введения НДД опасениями, что нефтяники будут сворачивать производство, а это в конечном итоге может привести к сокращению рабочих мест на предприятиях нефтяной отрасли и смежных с ней отраслей, безработице, массовому переселению людей с севера и запустению городов и поселков. Давались оптимистичные прогнозы, касающиеся исполнения консолидированного бюджета».

В 1999 году цены на нефть начали расти и основания для введения НДД отпали. В августе 2001 года основным налогом для добывающих отраслей стал НДПИ, ставки по нему были установлены в процентах. Хотя всего через два года стало понятно, что принцип налогообложения далек от идеала, и вопрос об НДД был поднят вновь.

«Авторы проекта отмечали, что недифференцированная ставка НДПИ, единая для всех месторождений, оказывает негативное воздействие на производство нефти в труднодоступных регионах в ситуации высоких мировых цен на нефть,

– отмечает Мирзоев. – Оказалось, что доля НДПИ в стоимости нефти, добываемой вблизи от экспортных пунктов, гораздо ниже его доли в стоимости нефти, добываемой в Восточной Сибири и перерабатываемой в глубине России с последующей реализацией там же. По сути, происходило перераспределение части доходов предприятий, добывающих нефть в труднодоступных регионах, в пользу производителей, имеющих выгодное местоположение. Утверждалось, что введение НДД создаст условия для благоприятного инвестиционного климата, обеспечит расконсервирование бездействующих скважин, разработку новых месторождений. Разработчики высоко оценили и налоговые последствия нового налога за счет роста добычи нефти на 10-30 млн тонн в год».

Второй заход на цель оказался неудачным: при проработке деталей механизма НДД возникло множество вопросов, в 2009 году законопроект был снят с рассмотрения.

Изъяны НДПИ не только никуда не делись, но и продолжали усугубляться.

«Принцип действия НДПИ во многом был продиктован реалиями начала 2000-х годов, когда государством в первую очередь решались задачи наполнения бюджета, наведения порядка в налоговой сфере и прекращения порочных практик ухода от налогов под видом продажи «скважинной жидкости» и прочих приспособлений эпохи первоначального накопления капитала в России, – напоминает независимый эксперт в сфере ТЭК Александр Полыгалов. – Введение нового Налогового кодекса и «дело ЮКОСа» обозначили границу между вольницей «налоговой оптимизации» девяностых и новыми, едиными для всех, налоговыми нормами. Эти нормы должны были быть легко администрируемыми, а сами налоговые поступления – легко контролируемыми».

Жесткая привязка НДПИ к объемам добычи и мировым ценам без учета особенности того или иного месторождения очень быстро показала, что у этого механизма имеется неизлечимая «родовая травма»: добыча на многих месторождениях становилась при подобном налоговом режиме коммерчески нецелесообразной.

«Эту травму попытались поправить разнообразными «костылями», принципиально не меняя самой сути механизма, – отмечает Полыгалов. – В текущей редакции Налогового кодекса таких «костылей» целых пять. Они уменьшают НДПИ в зависимости от выработанности запасов, от величины начальных запасов, чтобы оставались рентабельными и месторождения с небольшими запасами, а также от вязкости добываемой нефти, проницаемости пласта и географического фактора. Для нефти, добываемой в Якутии, Иркутской области, Красноярском крае, за Северным полярным кругом и на шельфе Азовского моря, предусмотрена максимально возможная скидка по НДПИ. Пугающее и множащееся количество «костылей» делает целесообразным переход от налогообложения выручки к налогообложению финансового результата. Изменение механизма изъятия природной ренты – решение, давно назревшее».

Другие публикации:  Ходатайство о снижении неустойки по ст 333

Иными словами, вопрос о дифференциации НДПИ был актуален ровно столько, сколько существует сам этот налог – вопрос лишь заключался в том, какая альтернатива будет избрана.

Акцент на физические объемы добычи путем введения ряда параметров в расчеты НДПИ слишком осложнял системы и вызывал резкие возражения Минфина, поэтому, в конечном итоге, восторжествовал более логичный принцип дифференциации по финансовому результату, который сам по себе объективно отражает разные уровни сложности добычи.

«Шаг вперед сделан, и это очень важно, а дорогу осилит идущий. НДД – это не конец развития налоговой системы, а начало перехода к новой эффективной системе налогообложения. Параметры нового налога уже сформированы и до этого были неоднократно просчитаны. Даже компании сектора независимой нефтегазодобычи неоднократно с 2016 года примеряли их на себя и пересчитывали многократно. На сегодняшний день получается, что НДД — это нечто среднее между налогом на прибыль и НДПИ», — считает Маргарита Козеняшева.

По мнению эксперта «Ассонефти», введение НДД в 2018 или 2019 году и первый период его применения в отношении отдельных участков на практике позволит далее скорректировать отдельные параметры для дальнейшего применения налога в отношении других регионов добычи, постепенно распространяя на отрасль в целом.

Задача повышенной сложности

Если понимать НДД как воплощение принципа дифференцированного подхода к нефтедобывающим компаниям, то новый механизм не является чем-то уникальным с точки зрения мировой практики. Из ближайших соседей России достаточно сложная система налогообложения недропользователей применяется в Казахстане.

По словам Мирзоева, она включает ряд платежей: бонусы (подписной и коммерческого обнаружения), платеж по возмещению исторических затрат, НДПИ (различный для нефти, минерального сырья, общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей). В Налоговом кодексе Казахстана предусмотрен налог на сверхприбыль с части чистого дохода, определенного по каждому отдельному контракту на недропользование за налоговый период, превышающей 25% от суммы вычетов (расходов, убытков). Ставки налога на сверхприбыль в Казахстане могут достигать 60%, то есть выше, чем предложенная ставка НДД.

Но налогообложение дополнительного дохода сложнее для налогового администрирования, чем НДПИ, экспортные пошлины и налог на прибыль, предупреждает Мирзоев. Введение нового режима в российскую налоговую систему требует решения ряда вопросов.

«Они, в частности, связаны с определением рыночного уровня цены на реализуемые углеводороды и контролем уровня затрат на разработку месторождений. А перенос уплаты большей части налогов на период после окупаемости затрат лишает государство гарантированных бюджетных поступлений»,

По мнению Мирзоева, целесообразным выглядит введение НДД только для новых месторождений – всех тех, где разработка и добыча нефти будет начата после принятия закона. Налоговые обязательства по уплате НДД по каждому лицензионному участку должны определяться отдельно. В этом случае снижение общих налоговых поступлений от нефтяного сектора будет незначительным – удельный вес новых месторождений в общей добыче нефти в России мал. Следует учесть и возможные лазейки.

«При существующей системе бухгалтерского и налогового учета, недостаточной прозрачности деятельности большинства добывающих компаний, многие из которых имеют сотни дочерних и зависимых обществ, применяемые методы налогового администрирования не способны обеспечить государству доходы от принадлежащих ему запасов полезных ископаемых. Система, основанная на НДД, может стимулировать завышение затрат добывающих организаций и не содействовать экономии издержек и оптимизации деятельности», – допускает Мирзоев.

Плюс переработка

У предстоящего эксперимента с НДД есть еще один важный аспект – увязка нового механизма с господдержкой нефтепереработки. Именно об этом говорилось в недавнем письме Игоря Сечина на имя курирующего ТЭК вице-премьера Аркадия Дворковича, о котором сообщал РБК. В числе льгот в документе было названо снижение тарифов на прокачку нефтепродуктов, заморозка тарифов РЖД на их перевозку сроком на 20 лет, введение возвратного акциза на нефть, которая поставляется на НПЗ «Роснефти», налоговые кредиты по акцизам.

Такая постановка вопроса направлена на поиск баланса между интересами государства (в виде упомянутого выше триллиона рублей) и нефтяных компаний. Именно «Роснефть» ощутила основной груз налогового маневра в нефтегазовой отрасли, в ходе которого был резко – примерно с 15% до 33% – увеличен НДПИ, а параллельно уменьшены пошлины на экспорт нефти и темных нефтепродуктов, что резко снизило рентабельность нефтепереработки.

В относительном выигрыше от налогового маневра остались ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть», а также «Сургутнефтегаз», которые до маневра активно инвестировали в НПЗ, повышая выход светлых нефтепродуктов и уменьшая долю мазута, отмечает Полыгалов.

Для «Роснефти», которая все последние годы инвестировала в основном в нефтедобычу, в разработку шельфа, в приобретение ТНК-ВР и «Башнефти», маневр оказался невыгоден.

«Роснефть» на момент начала налогового маневра имела гораздо больше объектов для инвестирования: семь крупных НПЗ до покупки ТНК-ВР и «Башнефти» и двенадцать с половиной крупных НПЗ, не считая мелких, после двух этих сделок. Для сравнения: у ЛУКОЙЛа четыре крупных НПЗ, у «Газпром нефти» – один плюс доли еще в двух, у «Сургутнефтегаза» – один. Да, покупка ТНК-ВР добавила в актив «Роснефти» относительно развитый Рязанский НПЗ и половину Ярославского НПЗ, а покупка «Башнефти» и трех ее заводов дала «Роснефти» контроль над, пожалуй, наиболее развитым в России нефтеперерабатывающим кластером. Однако относительно отсталая нефтепереработка той же самарской группы заводов и необходимость инвестировать как в новоприобретенный Саратовский НПЗ, так и в уже имевшиеся сибирские заводы или в Туапсинский НПЗ все равно никуда не исчезла», – говорит Полыгалов.

По его оценке, введение НДД скорее увеличит, чем уменьшит налоговую нагрузку на нефтедобывающие компании. Но одновременно может произойти снижение внутренней цены на нефтяное сырье для российских НПЗ, если она будет привязана к себестоимости, а не к механизму экспортного паритета.

Именно повышение НДПИ в рамках налогового маневра привело к росту внутренней цены на нефть для переработчиков, но если с введением НДД ставка НДПИ будет снижена, ситуацию можно отыграть назад.

«НДД – это эксперимент в добыче, его еще будут отрабатывать и дорабатывать, а вот реформа налогообложения нефтепереработки – это отдельная и непростая тема, и пока здесь системного подхода не прослеживается. По крайней мере, сегодня это необоснованные метания, вразрез идущие с тем курсом налогового маневра, который был принят в 2015 году», – добавляет Маргарита Козеняшева.

Впрочем, по ее мнению, все это имеет объективную основу: сгусток нерешенных проблем в российской нефтепереработке обусловлен «наследием» эпохи социалистического строительства (когда нефтеперерабатывающая отрасль была ориентирована на удовлетворение внутренних потребностей), помноженным на проблемы, порожденные переходом на рыночную экономику.

«Мировая нефтепереработка, вернее, ее достигнутые лучшие стандарты – это пока недоступный для нас уровень, да и сама мировая торговля нефтепродуктами – ее структура, формы и прочее – далеко от нас уехала, – констатирует Козеняшева. – При этом сдвиги, которые переживает мировая нефтяная отрасль сегодня, дают такие импульсы, которые любого здравомыслящего инвестора заставят задуматься, окупятся ли те масштабные и массированные инвестиции, необходимые российской нефтеперерабатывающей отрасли, чтобы вывести ее на мировой уровень. И здесь одной реформой налогообложения вообще не обойтись. Здесь не с налогами нужно все связывать, а со стратегическим выбором, что гораздо сложнее».