Блог

Налоговые системы зарубежных стран учебное пособие

НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры 1

Лыкова Л. Н., Букина И. С. Подробнее

Год: 2018 / Гриф УМО ВО

Купить со скидкой 50% предыдущее издание

Предыдущие выпуски

В учебнике дано развернутое представление о сформировавшихся в ходе исторического развития национальных налоговых системах, описаны процедуры исчисления отдельных налогов, порядок формирования доходов бюджета на базе налоговых доходов. При подготовке курса использовались нормативные документы рассматриваемых стран, официальные публикации министерств финансов и налоговых служб, а также статистическая и иная информация международных организаций (Международного валютного фонда, Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития, Еврокомиссии, Евростата). После каждой главы даны вопросы для самопроверки, информационные ресурсы, а также рекомендуемая литература.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для ‘ class=»text-primary»>Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для ‘ class=»text-primary»>Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.

‘ class=»text-primary»>Наличными оплата принимается через терминалы. Без процентов можно оплатить через отделения салонов связи Евросеть или Связной или через Сбербанк. В терминалах других систем возможно взимание комиссий.

Если оплата производится через салон связи: код платежа необходимо назвать оператору и указать, что платеж для Яндекс.Денег.

Если Вы находитесь за пределами РФ, список компаний, принимающих подобные платежи в Вашей стране, будет виден в окне с кодом платежа.

Возможен ли возврат моего заказа? Возврат средств?

Согласно Постановлению 55 Правительства РФ, книги входят в список непродовольственных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Поэтому, если Вы оплатили и получили заказ, надлежащего качества и в составе, аналогичном оплаченному, возврат не производится.

В остальных случаях возврат заказа и денежных средств обговаривается отдельно. Вы можете связаться с нами по телефону +7 (495) 744-00-12 или электронной почте [email protected] .

Доставка заказов печатных книг осуществляется через партнерскую сеть службу доставки. Доставка данной службой осуществляется в пределах Российской Федерации. В некоторые страны СНГ доставка возможна через транспортные компании по согласованию с сотрудниками Издательства.

Обратите внимание, что для корректной и своевременно доставки необходимо верно указать свой ‘ class=»text-primary»>мобильный телефон , чтобы сотрудник курьерской службы мог с Вами связаться. Указывать телефон необходимо, начиная с цифры 9 (без восьмерки)!

При оформлении заказа можно выбрать один из способов доставки:

    С амовывоз с пункта выдачи заказов. На территории России открыто большое количество пунктов выдачи. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа в блоке «Доставка» нажмите на « ‘ class=»text-primary»>Самовывоз », выберите населенный пункт. (Начните печатать название, появится выпадающий список городов. Выбрать нужно из тех, что есть в списке.) После выбора на карте отразятся все возможные пункты выдачи в данном населенном пункте. Карту можно приблизить. Справа от подходящего пункта выдачи в открывшемся окне необходимо нажать кнопку «Выбрать пункт», тогда адрес появится в строке «Адрес самовывоза». В отдельном окне видны часы работы пункта выдачи, ориентировочная дата готовности заказа, стоимость доставки и поясняющая информация (если таковая имеется). В этом же блоке Вы увидите стоимость доставки и срок хранения заказа.

К урьерская (адресная) доставка. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа нажмите на слово « ‘ class=»text-primary»>Курьерская ». Необходимо указать Ваш населенный пункт (начните водить название в строке «Город», выбрать необходимо из появившегося списка). Затем заполните адрес доставки, начиная с улицы. В комментариях можно указать дополнительные сведения. Сотрудник курьерской службы всегда предварительно звонит перед приездом для согласования времени и адреса, однако можно дополнительно подчеркнуть необходимость звонка заранее. Просим обратить внимание, что без подтверждения от Вас готовности принять заказ, курьер не выезжает по адресу! Время ожидания курьера на адресе составляет строго 15 мин.

Выбрать удобную дату доставки можно из списка дней, что выделены зеленым. В этой же форме Вы увидите стоимость курьерской доставки.

НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

1 ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Л. Н. Лыкова, И. С. Букина НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН УЧЕБНИК И ПРАКТИКУМ ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ 2-е издание, переработанное и дополненное Рекомендовано Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru Ìîñêâà Þðàéò 2016

2 УДК 33 ББК я73 Л88 Авторы: Лыкова Людмила Никитична доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН, профессор кафедры налогового консультирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор кафедры социально-экономических проблем экономического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (главы 1, 4; параграфы 2.2, 3.1, 3.2); Букина Ирина Сергеевна кандидат экономических наук, доцент Департамента теоретической экономики факультета экономических наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», старший научный сотрудник Института экономки РАН, доцент кафедры общей экономической теории Московской школы экономики (факультета) Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (главы 5, 6; параграфы 2.1, 2.3, 2.4, 3.4, 3.5). Рецензенты: Караваева И. В. доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории Института экономики РАН; Кирина Л. С. профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры налогового консультирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Л88 Лыкова, Л. Н. Налоговые системы зарубежных стран : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. Н. Лыкова, И. С. Букина. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, с. Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс. ISBN В учебнике описываются сложившиеся в настоящее время налоговые системы ряда экономически развитых и некоторых развивающихся стран (в частности, США, Канады, Великобритании, Швейцарии, Китая, а также Беларуси и Казахстана). Рассмотрены особенности построения ключевых налогов, формирующих налоговые системы, порядок формирования налоговых баз и установления налоговых ставок и особенности исчисления налогов в зарубежных странах. Существенное внимание уделено вопросам взаимодействия федерации, субъектов федерации и муниципальных властей в процессе реализации налоговых полномочий в федеративных государствах. Рассмотрены особенности налогового администрирования в зарубежных странах и вопросы гармонизации налоговых систем в рамках Европейского союза. Информация о состоянии налоговых систем стран приводится по состоянию на начало 2015 г. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов финансово-экономических специальностей, преподавателей и научных работников. УДК 33 ББК я73 ISBN Лыкова Л. Н., Букина И. С., 2012 Лыкова Л. Н., Букина И. С., 2015, с изменениями ООО «Издательство Юрайт», 2016

3 Оглавление Предисловие. 6 Глава 1. Основные понятия, характеристики и состав налоговых систем зарубежных стран Основные понятия, виды налогов и состав налоговых систем Налоговые системы федеративных и унитарных государств: распределение налоговых полномочий Налоговая политика экономически развитых стран и налоговое бремя: общие положения. 27 Вопросы и задания для самопроверки. 40 Информационные ресурсы. 40 Литература. 40 Глава 2. Налоговые системы федеративных государств Налоговая система США Общая характеристика Федеральные налоги Региональные и местные налоги Налоговая система Канады Общая характеристика Федеральные налоги Налоги провинций Местные налоги Налоговая система ФРГ Общая характеристика Совместные и федеральные налоги Региональные и местные налоги Налоговая система Швейцарии Федеральные налоги Налоги кантонов и муниципалитетов Вопросы и задания для самопроверки Практические задания Информационные ресурсы Литература Глава 3. Налоговые системы унитарных государств Налоговая система Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Налоговая система Франции

4 3.3. Налоговая система Италии Налоговая система Швеции Налоговая система Японии Вопросы и задания для самопроверки Практическое задание Информационные ресурсы Литература Глава 4. Налоговые системы развивающихся стран и стран с переходной экономикой Основные тенденции формирования налоговых систем стран с переходной экономикой Налоговая система Чешской Республики Налоговые системы стран членов Таможенного союза (Республики Казахстан и Республики Беларусь) Налоговая система Республики Казахстан Налоговая система Республики Беларусь Налоговая система Китая Вопросы и задания для самопроверки Практические задания Информационные ресурсы Литература Глава 5. Организация налоговых служб и налоговое администрирование в зарубежных странах Институциональные и организационные характеристики налоговых органов Организация работы налоговых органов с налогоплательщиками Налоговый контроль Управление налоговыми органами Вопросы и задания для самопроверки Практические задания Информационные ресурсы Литература Глава 6. Международные налоговые отношения Гармонизация налоговых систем стран членов Европейского союза Гармонизация косвенного налогообложения Гармонизация прямого налогообложения Конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов Вопросы и задания для самопроверки Практические задания Информационные ресурсы Литература

5 Приложения Приложение 1. Темы для индивидуальных и коллективных рефератов Приложение 2. Тесты итогового контроля Приложение 3. Ответы на тесты итогового контроля

6 6 Предисловие Предлагаемый вниманию читателей учебник «Налоговые системы зарубежных стран» посвящен описанию сложившихся в настоящее время налоговых систем ряда экономически развитых и некоторых развивающихся стран. Основное внимание в работе уделено вопросам построения важнейших налогов, формирующих налоговые системы, порядку формирования налоговых баз и установления налоговых ставок, а также вопросам взаимодействия федерации, субъектов федерации и муниципальных властей в процессе реализации налоговых полномочий и специфике налогового администрирования в этих странах. Авторы стремятся дать студентам развернутое представление о сформировавшихся в ходе исторического развития национальных налоговых системах, описать процедуры исчисления отдельных налогов, порядок формирования доходов бюджета на базе налоговых доходов. Учебник базируется на двух курсах «Налоговые системы зарубежных стран» и «Налоговое администрирование в зарубежных странах», которые его авторы на протяжении ряда лет читали во Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России, а в настоящее время читают в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации. Это обстоятельство предопределило некоторые особенности книги. Целью освоения дисциплины «Налоговые системы зарубежных стран» является формирование у студентов целостного представления об основах налоговых систем зарубежных стран; структуре и составе налоговых систем стран с федеративным и унитарным государственным устройством; особенностях налоговых систем развивающихся стран и стран с переходной экономикой; основных положениях международных соглашений Российской Федерации с этими странами; элементах международного налогового планирования. Задачами курса являются: освоение основных макроэкономических характеристик налоговых систем зарубежных стран и их значения для развития стран; освоение основных принципов формирования налоговых систем различного типа; формирование умения ориентироваться в постоянно развивающемся и изменяющемся налоговом законодательстве зарубежных стран; выработка системного понимания организации налогового администрирования и особенностей формирования налоговых органов в зарубежных странах; формирование умения анализировать показатели, характеризующие налоговые доходы бюджетов зарубежных стран, и делать выводы относительно проводимой этими странами налоговой политики;

7 освоение способов оценки последствий налоговых новаций на примере зарубежных стран. Знакомство с налоговыми системами зарубежных стран, особенностями налогового администрирования в этих странах позволяет студентам посмотреть на российскую налоговую систему под углом зрения тех тенденций, которые сформировались в мировой экономике. При подготовке курса использовались нормативные документы рассматриваемых стран, официальные публикации их министерств финансов и налоговых служб, а также статистическая и иная информация международных организаций (Международного валютного фонда, Всемирного банка, Организации Экономического Сотрудничества и Развития, Еврокомиссии, Евростата). При описании налоговых систем зарубежных стран авторы неизбежно сталкиваются с проблемами перевода на русский язык названий налогов и формулировок налогового законодательства. Не всегда удается найти адекватный термин или группу терминов, поэтому в тех случаях, когда в русскоязычной литературе не сложилось однозначного перевода каких-то терминов, будут приводиться их версии на национальном или на английском языке. Последнее связано с тем, что авторы в качестве ключевых источников информации использовали англоязычные версии сайтов министерств финансов, налоговых и статистических служб, а также справочные материалы на английском языке, размещенные на этих сайтах. Информация о состоянии налоговых систем стран приводится по состоянию на начало 2015 г. В результате освоения дисциплины студенты должны: знать: экономическую природу налогов; правовое определение налогов и сборов; специфические черты налогов, отличающие их от других видов финансовых платежей; функции налогов; роль налогов в современном обществе; основные элементы и структуру налоговых систем федеративных и унитарных государств; основные характеристики и особенности разграничения и реализации налоговых полномочий в федеративных государствах; основы налогообложения юридических лиц и организаций в экономически развитых и развивающихся странах; основы налогообложения физических лиц и особенности реализации социальной политики в сфере налогообложения в экономически развитых и развивающихся странах; особенности косвенного налогообложения в экономически развитых странах и гармонизации налогообложения в станах Европейского сообщества; основные характеристики и тенденции формирования налоговых доходов в странах с переходной экономикой и в развивающихся странах; основные формы международного налогового сотрудничества; особенности нормативно-правовой базы налоговых систем экономически развитых стран; особенности работы налоговых служб в экономически развитых странах; уметь: анализировать поэлементный состав действующих налогов и проводить их классификацию; 7

8 ориентироваться в действующем налоговом и административном законодательстве; проводить сравнительный анализ налогообложения для различных субъектов и объектов в зарубежных странах и России; обосновывать и разрабатывать рекомендации по возможности использования отдельных элементов налоговых систем экономически развитых стран в России; применять современные технические средства и информационные технологии; использовать полученные знания для сравнительного анализа налоговых систем и особенностей работы налоговых служб в России и зарубежных странах; владеть: навыками поиска нормативных и других правовых актов, регулирующих вопросы налогообложения в зарубежных странах; навыками обобщения материалов по конкретным вопросам сравнительного анализа налоговых систем и налогового администрирования в России и зарубежных странах; навыками самостоятельной работы с литературой по вопросам налогообложения, в том числе на иностранных языках; навыками обобщения материалов по конкретным вопросам сравнительного анализа налогообложения физических лиц и организаций в России и зарубежных странах; навыками работы в коллективе; навыками работы в сети Интернет с документами налоговых служб зарубежных стран. Учебник предназначен для студентов и аспирантов экономических специальностей, а также для всех интересующихся вопросами построения и функционирования налоговых систем и процедурами налогообложения за рубежом.

9 Глава 1 Основные понятия, характеристики и состав налоговых систем зарубежных стран В результате изучения материалов данной главы обучающийся должен: знать экономическую природу налогов; правовое определение налогов и сборов; специфические черты налогов, отличающие их от других видов финансовых платежей; функции налогов; роль налогов в современном обществе; уметь анализировать поэлементный состав действующих налогов и проводить их классификацию; владеть навыками самостоятельной работы с литературой по вопросам налогообложения, в том числе на иностранных языках. Ключевые термины: налог; сбор; пошлина; парафискалитет; прямые и косвенные налоги; территориальные и резидентские налоги; импутационная и классическая модели налогообложения дивидендов; налоговые полномочия; налоговая политика; кейнсианская налоговая политика; налоговая политика «экономики предложения»; налоговое бремя; полная налоговая ставка Основные понятия, виды налогов и состав налоговых систем Прежде чем перейти непосредственно к описанию основных элементов, состава и особенностей налоговых систем зарубежных стран, необходимо определить основные термины и понятия, которыми мы будем пользоваться в дальнейшем. Налоги это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законо- 9

10 дательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления. Рассмотрим наиболее значимые характеристики налоговых платежей. 1. Законодательная основа налогом является только тот платеж, который устанавливается в рамках законодательства. 2. Обязательность законом однозначно определяется обязанность граждан уплачивать налоги. Обязательность уплаты налогов основана на возможности принуждения со стороны государства. 3. Индивидуальная безвозмездность налогового платежа означает, что факт уплаты налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить какое-либо действие, предоставить товары или услуги конкретному налогоплательщику. В конечном счете возмездность налоговых отношений тем не менее возникает, поскольку государство предоставляет своим гражданам определенный круг государственных услуг. Однако в каждом конкретном случае уплаты налога такой возмездности нет. 4. Налоги взимаются в пользу субъектов публичной власти в государственный бюджет, местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), государственные внебюджетные фонды. Таким образом, только тот платеж, который поступает в бюджет или государственный внебюджетный фонд (при соблюдении остальных условий) может быть назван налогом. Если платеж, удовлетворяющий приведенным выше трем условиям, поступает не в пользу институтов публичной власти, то таковой считается не налогом, а парафискалитетом. Не все платежи, взимаемые с граждан и юридических лиц на основе обязательности и индивидуальной безвозмездности, являются налогами. Так, штраф, который взимается по решению суда в пользу третьих лиц или даже государства, налогом не является. Выделение указанных четырех основных характеристик налогового платежа позволяет определить отличие налога от сбора и пошлины. В случае пошлины или сбора всегда преследуется специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина или сбор), которая достигается в результате уплаты, т.е. присутствует элемент индивидуальной возмездности. Определенная цель может преследоваться и при уплате некоторых налогов (целевые налоги), однако в этом случае, во первых, цель формулируется не налогоплательщиком, а государством, а во вторых, не возникает элемента возмездности. В случае же взимания сбора (допустим, таможенного), налогоплательщик формулирует цель ввоз тех или иных товаров на территорию страны. Именно налогоплательщик в первую очередь заинтересован во ввозе товара, государство же выдвигает условие ввоза оформление документов и уплату таможенного сбора. В зарубежных налоговых системах сбор это обязательный взнос, уплачиваемый налогоплательщиком в обмен на получение от государства какихлибо услуг. Заметим, что факт наличия в названии налога или иного обязательного платежа слов «налог», «сбор», «пошлина» еще не определяет существо данного платежа. В мировой экономической практике не всегда четко подра- 10

11 зделяются три указанные категории. Так, в Швейцарии плата (по существу, пошлина) за освобождение от воинской повинности названа налогом. Часто акцизы называются акцизными сборами или акцизными пошлинами, будучи по существу налогами. Вернемся к вопросу о парафискалитетах. Парафискалитет обязательный платеж, устанавливаемый в пользу юридических лиц публичного или частного права, которые не являются органами государственной власти или публичной администрации. Парафискалитеты роднит с налогами как законодательный режим их установления (хотя и не всегда), так и обязательность уплаты и индивидуальная безвозмездность. Однако парафискальные платежи устанавливаются в пользу промышленных, коммерческих и социальных предприятий, технических или образовательных учреждений. Примером широкого распространения парафискалитетов является Франция, где подобным образом финансируются расходы торгово промышленных палат, экономических бюро, Центральная касса сельскохозяйственной взаимопомощи, многочисленные фонды социально-экономической ориентации, Национальное бюро навигации и многие другие институты. Различные страны используют эти платежи (все или некоторые из них) для построения своих налоговых систем. Налоговые системы стран базируются на различной комбинации прямых и косвенных налогов, налогов с физических лиц и налогов с юридических лиц, резидентских и территориальных налогов. По методу установления налоги принято разделять на прямые и косвенные. К прямым относят подоходно-поимущественные налоги, т.е. те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки. Прямыми эти налоги названы потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство предъявляет требование уплатить эти налоги именно тем налогоплательщикам, которых оно и собирается обложить этим налогом. Это означает, что при введении прямых налогов государство не предполагает, что этот налог будет переложен налогоплательщиком на кого-то другого. Фактически при прямом налогообложении именно налогоплательщик и несет бремя этого налога. Если прямое налогообложение в основном ориентируется на процесс получения дохода, то косвенное налогообложение более связано с процессом расходования полученных средств. Косвенные налоги фактически являются налогами на потреб ление. Косвенными эти налоги называются потому, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще, т.е. конечным носителем бремени налогов данной группы будет не то лицо, которое является по законодательству налогоплательщиком. Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене реализации товара (работ, услуг) и часто называются также налогами на товары и услуги. К косвенным относят налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налоги с продаж, таможенные пошлины и некоторые другие налоги на товары и услуги (на потребление). 11

12 В зависимости от субъекта налогообложения налогоплательщика налоги делятся на налоги на физических лиц и налоги с юридических лиц. В отношении налоговых систем большинства зарубежных стран такое деление носит очень условный характер. Во первых, потому, что понятие «физические лица» в налоговых системах экономически развитых стран не используется. Его аналогом могут быть «индивиды» (individuals), «лица» (persons) или др. Понятие юридических лиц также встречается крайне редко, как правило, налоговое законодательство зарубежных стран оперирует конкретным перечнем корпорации, акционерные общества, партнерства и т.д. Ниже мы будем использовать термины «физические» и «юридические лица» для простоты и удобства описания рассматриваемых явлений, но воспринимать их нужно с учетом сделанных выше оговорок. Налоги с физических лиц налоги, плательщиками которых в соответствии с национальным законодательством являются физические лица индивид, персона, лицо. Налоги с юридических лиц налоги, плательщиками которых являются не отдельные физические лица, а компании, организации, корпорации, группы лиц и организаций. По характеру властной компетенции налоги подразделяют на государственные и местные. Государственные налоги вводятся законодательными актами высшего представительного органа государства. Однако не все эти налоги поступают в государственный бюджет, часть из них может зачисляться и в доход местных бюджетов. В государствах с федеративным характером государственного устройства можно выделить две составляющих государственного устройства федеральную и субфедеральную. Соответственно, к государственным налогам относятся как федеральные налоги, так и налоги субъектов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, федеральных земель в Германии и т.д.). По характеру определения субъекта и объекта налогообложения налоги делятся на резидентские и территориальные. Если тот или иной налог строится исходя из определения субъекта налогообложения, то определение объекта налогообложения вторично по отношению к субъекту. Например, при индивидуальном подоходном налоге первично определение налогоплательщика физического лица (индивида, персоны). Именно для такого лица рассматривается, какие из его доходов подлежат налогообложению и по какой ставке; на первом месте определение субъекта налога налогоплательщика. Возможна иная ситуация. Вначале определяются объекты налогообложения: например, имущество, расположенное на конкретной территории, или природные ресурсы. Именно определение круга объектов налогообложения при этом носит первичный характер. Субъекты же налогообложения (налогоплательщики) определяются исходя из объектов: налогоплательщиками являются владеющие имуществом на территории (независимо от того, являются они резидентами или нет) или эксплуатирующие природные ресурсы. Для развитых стран, которые ориентированы в большей или меньшей степени на экспорт капитала, в налоговых системах более характерна ори- 12

13 ентация на резидентские налоги. Это позволяет им формировать собственный бюджет фактически за счет доходов, происходящих и с территории других стран принимающих капитал. Обратная ситуация для государств с менее высоким уровнем экономического развития, являющихся в большей степени реципиентами капитала, чем его экспортерами, и (или) обладающих значительными по объему природными ресурсами. Для этой группы стран, с учетом национальных интересов, более предпочтительна ориентация на территориальные налоги, что позволяет им задействовать при формировании доходов собственных бюджетов в том числе и доходы, которые извлекают иностранные налоговые резиденты с территории данной страны. Достаточно сложно выявить страну, налоговая система которой строилась бы только по резидентскому или только по территориальному принципу. Как правило, действует комбинация указанных принципов в рамках налоговых систем. Рассмотрим теперь основные элементы налога, к описанию которых мы будем обращаться при рассмотрении налоговых систем зарубежных стран. Принято различать обязательные или существенные элементы закона о налоге и факультативные его элементы. Без первой группы элементов (или хотя бы в отсутствие одного из них) налог не может быть однозначно определен и, соответственно, может не быть уплачен. Наличие или отсутствие в законе о налоге факультативных элементов не влияет на сам факт уплаты налога. К числу существенных элементов закона о налоге относятся: субъект налога (налогоплательщик); объект налога; налоговая база и порядок ее определения; налоговая ставка (норма налогообложения); налоговый период; сроки, способ и порядок уплаты налога. Отсутствие или неполное описание хотя бы одного из приведенных выше элементов может привести к тому, что налог не будет уплачиваться в полном объеме. Если субъект налога четко не определен, то из-под обложения могут выпадать отдельные категории налогоплательщиков. Если не определен метод учета налоговой базы, то налогоплательщик может рассчитывать налоговую базу наиболее выгодным для себя образом. К числу факультативных элементов закона о налоге, отсутствие которых в целом не влияет на саму обязанность уплатить налог и степень определенности налогового обязательства, относятся следующие: налоговые льготы, на которые может претендовать налогоплательщик; ответственность за налоговые правонарушения; порядок удержания (возврата неправильно удержанных) сумм налога и некоторые другие. Отсутствие в тексте закона перечня налоговых льгот в целом не ставит под сомнение возникновение обязанности уплатить налог. Напротив, в этом случае имеет место наиболее широкий охват налогом различных субъектов и объектов. 13

14 Рассмотрим некоторые элементы налога более подробно. Это необходимо для того, чтобы впоследствии при описании налогов, действующих к разных странах, не было необходимости повторять ключевые определения и понятия. Субъект налогообложения лицо, на которое законом возлагается обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Для налогоплательщика важным является именно указание на необходимость уплаты налога за счет собственных средств. Это означает, что уплата налога должна приводить к сокращению доходов налогоплательщика. Следует различать налогоплательщиков и налоговых агентов. На налогового агента законодательство возлагает обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет (или внебюджетные фонды) налогов. Налоговым агентом является, в частности, любое предприятие, которое выплачивает заработную плату своим сотрудникам. Оно в этом случае является налоговым агентом по удержанию индивидуального подоходного налога. Принято выделять два типа налогоплательщиков в зависимости от характера связи налогоплательщика и государства, которое эти налоги вводит. Это резиденты данного государства и нерезиденты. К резидентам относятся те категории налогоплательщиков, которые в соответствии с законодательством имеют постоянное местопребывание в стране. Соответственно, нерезидентами считаются те, кто не имеет в стране постоянного местопребывания. В отношении резидентов действует так называемая полная налоговая обязанность. Это означает, что у них подлежат налогообложению доходы, полученные как на территории данного государства, так и происходящие с территории других государств. Для нерезидентов предполагается ограниченная налоговая обязанность, что означает налогообложение только тех их доходов, которые происходят с территории данного государства. Есть и другие менее значимые отличия в отношении налогообложения резидентов и нерезидентов (порядок и периодичность декларирования доходов, например). Ниже при описании подоходных налогов различных стран мы будем рассматривать, каким образом в каждой из них решается вопрос о том, кто именно является налоговым резидентом страны. Определение налогового статуса физических лиц может быть произведено на основании использования целого ряда тестов (в разных странах применяются различные тесты): тест физического присутствия (пребывание на территории страны более определенного числа дней в году или за несколько лет); определение места расположения привычного (постоянного) жилища; определение центра жизненных интересов; определение места обычного проживания; факт гражданства. Последовательность применения приведенных выше тестов (их более четкое определение) находят свое отражение как в национальных законодательствах, так и в международных соглашениях. Так, для законодательства США весьма значимым является факт гражданства. Граждане США фактически обязаны платить в этой стране налог 14

15 с доходов, полученных во всем мире, даже если в соответствии с тестом физического присутствия они являются налоговыми резидентами других стран. Вопросы истории Еще в 1924 г. Верховный суд решил, что взимание США налога с получаемых налогоплательщиком (в конкретном случае с гражданина США налогового резидента Мексики 1 ) доходов во всем мире не было ни нарушением Конституции, ни международного права. Суд обосновал такой подход тем, что преимущества гражданства США распространяются и за пределы его территории (например, США стремятся защищать интересы своих граждан в любой стране мира). Тем самым граждане этой страны имеют своего рода страховой полис или договор с правительством. А платой за такой договор и выступают налоги с их доходов. Определение налогового статуса юридических лиц также базируется на широком круге традиционно используемых тестов. Назовем основные из них, которые наиболее часто встречаются в практике: тест инкорпорации (юридическое лицо считается налоговым резидентом страны, если оно в ней зарегистрировано (инкорпорировано); тест юридического адреса означает, что резидентом признается лицо (фирма, предприятие), которое регистрирует в стране свой юридический адрес; в соответствии с тестом места осуществления центрального правления и контроля лицо (корпорация) признается резидентом по налоговому законодательству, если с территории этой страны осуществляется центральное (общее) руководство деятельностью компании и контроль за ее деятельностью. Примером такой страны может считаться Великобритания, где резидентами наряду с фирмами, которые здесь инкорпорированы, признаются также компании, учрежденные за рубежом, если их органы центрального управления и контроля находятся в стране. Одним из более частных критериев определения местонахождения органов центрального управления является частое проведение заседаний Совета директоров компании в Великобритании; тест места осуществления текущего управления компанией предполагает, что для признания факта резидентства для целей налогообложения необходимо, чтобы органы текущего управления компании (например, исполнительная дирекция) находились на ее территории. Примером такой страны может считаться Португалия, где резидентом считается корпорация (компания), если ее головной офис или исполнительная дирекция расположены на территории Португалии; исходя из теста деловой цели лицо (компания) признается резидентом в стране, если основной объем его деловых операций совершается на территории этой страны. К использованию этого теста прибегают, в частности, в Италии. Если компания имеет формальную или функционирующую штабквартиру или ее основные деловые цели реализуются на территории Италии, она рассматривается как налоговый резидент данной страны. Тест инкорпорации, как правило, является основным в определении налогового статуса юридических лиц. Остальные из перечисленных выше тестов носят преимущественно вторичный характер и дополняют первый. 1 Дело Cook v. Tait (1924 г.). 15

16 Еще одним обязательным элементом налогообложения является объект налогообложения. Под объектом налогообложения понимаются те юридические факты, действия, обстоятельства, события, которые обусловливают возникновение обязанности заплатить налог. Необходимо различать объект налогообложения и предмет налогообложения. Последний представляет собой некий физический объект (предмет), в отношении которого совершаются действия, влекущие за собой обязанность уплаты налога. Рассмотрим это на примерах. При обложении налогом на добавленную стоимость объектами налогообложения являются операции, представляющие собой реализацию товаров, выполненных работ, оказанных услуг или операции по ввозу товаров на таможенную территорию страны. Таким образом, имеют место некоторые предметы налогообложения, например произведенные товары, в отношении которых может возникнуть объект налогообложения, если эти товары будут проданы или импортированы. Объект налогообложения возникает только при реализации этих товаров при наличии оборота указанных товаров или при ввозе их на территорию страны. Существенным элементом закона о налоге является определение налоговой базы. Налоговая база представляет собой количественную оценку (или количественное выражение) предмета налогообложения. Когда налоговая база изначально выражается в денежных единицах, то она фактически представляет собой часть предмета налогообложения. Например, налоговая база по налогу на прибыль корпораций представляет собой часть полученной прибыли, а налоговая база по налогу на добавленную стоимость часть суммы реализации продукции. Если налоговая база изначально не может быть выражена в денежных единицах, а представляет собой некоторые материально-вещественные параметры, возникает проблема определения масштаба налога. Масштаб налога это физическая характеристика или параметр, положенные в основу формирования налоговой базы. Так, масштабом налога с владельцев транспортных средств может является мощность двигателя или содержание вредных примесей в выхлопе и т.д. (в квт или л.с., % СО 2 ), масштабом налога на прибыль сумма полученной прибыли (в национальной валюте). К числу других существенных элементов закона о налоге следует отнести налоговый период, который представляет собой срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы и окончательно определяются масштабы налогового обязательства. Налоговым периодом может быть год (календарный, финансовый), квартал, месяц или несколько лет. Налоговая ставка представляет собой сумму налога, подлежащую уплате, приходящуюся на единицу налогообложения. Налоговые ставки могут различаться: по методу установления твердые и процентные. Иначе эти виды ставок называют специфическими и адвалорными 1 ; 1 Адвалорные ставки от латинского ad valorem «согласно оценке», «по стоимости». Это ставки, установленные в процентах от стоимостной оценки налоговой базы. 16

17 экономическому содержанию предельные (маргинальные), фактические и экономические. При установлении специфических налоговых ставок (в виде твердых сумм) в законе фиксируется определенная сумма налога, подлежащая уплате с единицы обложения. Например, при обложении акцизами на алкогольную продукции налоговые ставки зачастую устанавливаются в твердых суммах (долл., евро и т.д.) за 1 л напитка. Аналогично в виде твердых ставок устанавливаются ставки налога на транспортные средства и некоторые другие. Адвалорные (процентные) ставки устанавливаются, соответственно, в процентах от единицы налогообложения. Например, ставки налога на прибыль и индивидуального подоходного налога составляют некую долю от прибыли или доходов (доля, как правило, исчисляется в процентах). Если говорить о втором аспекте проблемы формирования ставок аспекте их экономического содержания, то можно выделить предельные (или маргинальные) ставки налога, фактические (средние или эффективные) и экономические. Предельные налоговые ставки представляют собой номинальные налоговые ставки, указанные в соответствующих законодательных актах. Фактическая (средняя или эффективная) налоговая ставка представляет собой отношение реально уплаченной суммы налога к расчетной величине налоговой базы. Фактическая ставка практически всегда оказывается меньше предельной, поскольку на самом деле ставка, установленная законом, применяется не ко всей сумме налоговой базы, а к той ее части, которая подлежит налогообложению. Когда речь идет об экономической ставке налога, под этим обычно понимают отношение всей суммы уплаченного налога ко всему полученному доходу налогоплательщика. Как правило, этот термин используется в отношении подоходных и сходных с ними по своему экономическому содержанию налогов. К проблеме установления налоговых ставок непосредственно примыкает вопрос о методе налогообложения, применяемом в каждом конкретном случае. Под методом налогообложения обычно понимается порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют следующие методы налогообложения: равное налогообложение; пропорциональное налогообложение; прогрессивное налогообложение; регрессивное налогообложение. Равное налогообложение предполагает установление фиксированной суммы налога, взимаемой с налогоплательщика. В этом случае вообще нет зависимости между налоговой ставкой и налоговой базой. Примером такого равного налогообложения может служить подушный (или подушевой) налог. Этот налог в современном мире используется очень редко. Пропорциональное налогообложение предполагает, что для каждого налогоплательщика устанавливается фиксированная ставка, которая не меняется в зависимости от динамики налоговой базы. При пропорциональном налогообложении имеет место рост объема налога пропорционально росту налоговой базы. 17

18 Прогрессивное налогообложение предполагает, что налоговая ставка растет по мере роста налоговой базы. Так, во многих странах налоговые ставки индивидуального подоходного налога растут по мере роста налоговой базы чем выше доходы налогоплательщика, тем бо льшую долю своих доходов он должен уплачивать в качестве налога. Регрессивное налогообложение предполагает обратную ситуацию снижение налоговой ставки по мере роста облагаемой базы. Такая модель налогообложения применяется в некоторых странах при исчислении налогов на фонд заработной платы (налогов, используемых при формировании фондов социального страхования). В этом случае чем выше сумма выплачиваемого дохода, тем меньше применяемая к ней налоговая ставка. Существенным, но не обязательным, а факультативным элементом налога являются налоговые льготы. Общая цель, ради которой вводятся те или иные налоговые льготы, это сокращение конечной суммы налогового обязательства налогоплательщика. Такое сокращение может носить как принципиальный характер (снижение налогового платежа, которое впоследствии не компенсируется), так и краткосрочный характер (рассрочка или отсрочка налогового платежа). Виды налоговых льгот принято классифицировать в зависимости от того, на сокращение какого именно элемента в процессе формирования суммы налогового платежа та или иная льгота направлена. Если льгота направлена на сокращение (сужение) предмета или объекта налогообложения, то такая льгота относится к налоговым изъятиям. Если льгота направлена на сокращение налоговой базы, это налоговая скидка. Если льгота направлена на сокращение общей суммы начисляемого налогового платежа, то это налоговый кредит 1. Налоговые изъятия представляют собой выведение из-под налогообложения тех или иных элементов, составляющих предмет или объект налогообложения. Например, при налогообложении некоторые виды доходов могут не подлежать налогообложению. Налоговые скидки представляют собой налоговые льготы, которые предоставляются в форме сокращений и вычетов из налогооблагаемой базы. Аналогично при налогообложении прибыли предприятий могут быть использованы такие вычеты, как вычет налоговой амортизации, рассчитанной ускоренным методом. Третья разновидность налоговых льгот налоговые кредиты охватывают наиболее широкий спектр различных льгот, которые представляют собой уменьшение подлежащей уплате в бюджет суммы (без сокращения предмета и объекта налогообложения и не влияя на объем налоговой базы). К данному типу налоговых льгот относят достаточно широкий перечень, а именно: установление пониженной налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков или объектов и предметов налогообложения; отсрочку или рассрочку подлежащего уплате налога; 1 В русскоязычной литературе следует отличать понятие «налоговый кредит», применяемое в широком значении данного слова, в описанном в настоящем разделе значении, от «налогового кредита» в узком значении слова, используемого в рамках действующего в России в настоящее время налогового законодательства. 18

19 возврат ранее уплаченного налога; зачет ранее уплаченного налога при окончательных расчетах по налогу с бюджетом; «налоговый кредит» в узком значении данного термина; замену уплаты налога (или его части) натуральным исполнением. В практике налоговых систем экономически развитых стран широко используются налоговые кредиты (в узком значении данного термина). В этом случае льгота представляет собой вычет из суммы начисленного налогового платежа некоторой части доходов налогоплательщика или его расходов. Так, например, из суммы начисленного налогового платежа могут вычитаться 10% (или некоторая иная величина) от суммы цен закупленного и введенного в действие оборудования определенного типа (при выполнении целого ряда дополнительных условий). Фактически в этом случае речь идет о том, что государство участвует в финансировании соответствующих капитальных вложений (в размере 10%). Этот «налоговый кредит» не является ни платным, ни возвратным, это просто вычет из суммы исчисленного налога. При рассмотрении налоговых систем зарубежных стран мы будем неоднократно возвращаться к описанию налоговых льгот, относящихся к данному виду. В практике налоговых систем ряда зарубежных стран часто выделяют компенсируемые и некомпенсируемые налоговые кредиты. К компенсируемым налоговым кредитам относят те, при которых сложившаяся отрицательная сумма налога подлежит возврату из бюджета налогоплательщику, т.е. компенсируется. Соответственно, некомпенсируемые налоговые кредиты не предполагают возврата из бюджета суммы равной отрицательному значению исчисленного налога просто в этом случае налог принимается равным нулю. Одним из элементов налогообложения является определение способа уплаты налога. Принято выделять три основных способа уплаты налога: по декларации; кадастровый; у источника доходов. Декларационный способ уплаты налогов в современном мире является, пожалуй, наиболее распространенным и предполагает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах (в различных видах). Этот способ наиболее широко применяется при уплате подоходных налогов. С использованием декларационного способа производится уплата и таких налогов, как налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и многие другие. В каждом случае налогоплательщиком представляется декларация, имеющая специфическую для данного вида обложения форму. Кадастровый способ уплаты налогов применяется, как правило, в отношении прямых реальных налогов (налогов на имущество). В мировой практике различают такие виды кадастров, как поземельный, подомовой и промысловый. Такие кадастры содержат информацию об объектах обложения, их физических параметрах и их средней или потенциальной доходности. Уплата налога у источника доходов иногда называется также безналичным способом уплаты налога. Суть данного метода сводится к тому, что налогоплательщик получает доход уже за вычетом удержанного (у источ- 19

20 ника выплаты) налога. В этом случае для налогоплательщика уплата налога фактически предшествует получению дохода, тогда как в случае с уплатой налога по декларации получение дохода предшествует уплате налога. В большинстве стран уплата налога у источника имеет место, например, при выплате дивидендов по акциям предприятий, при выплате доходов от занятости по найму (удерживается подоходный налог как авансовый платеж) и в некоторых других случаях. Обилие налогов, используемых в различных странах, для удобства сопоставления требует использования классификаторов. Существует большое число классификаций и группировок налогов, используемых в мировой практике. Так, в каждой стране имеется собственная классификация как правило, это Бюджетная классификация, в соответствии с которой налоговые доходы отражаются в бюджете страны. Существуют и международные классификации налоговых доходов бюджетов классификация Организации Объединенных Наций (ООН), международных финансовых организаций (Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка), классификация Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др. В качестве примера приведем классификацию налогов, используемую международными финансовыми организациями, для удобства дальнейшего использования несколько ее сократив 1. Классификация налогов в соответствии с Руководством по статистике государственных финансов. 1. Налоги на доходы, прибыль, прирост капитала Уплачиваемые физическими лицами Уплачиваемые юридическими лицами Не распределяемые по категориям. 2. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу Уплачиваемые физическими лицами Уплачиваемые юридическими лицами Уплачиваемые самозанятыми. 3. Налоги на собственность Периодические налоги на недвижимое имущество Периодические налоги на чистую стоимость имущества Налоги на наследуемое имущество, наследство и дарение Налоги на финансовые операции и операции с капиталом Другие налоги на собственность (периодические, непериодические). 4. Налоги на товары и услуги Общие налоги на товары и услуги НДС Налог с продаж Налог с оборота Специальные налоги на товары и услуги Акцизы Прибыль фискальных монополий Налоги на специфические услуги См.: Руководство по статистике государственных финансов.

21 Налоги на использование товаров и разрешение на их использование или осуществление деятельности: налоги на автотранспортные средства; прочие налоги на использование товаров Прочие налоги на товары и услуги. 5. Налоги на международную торговлю и операции Таможенные и другие импортные пошлины Налоги на экспорт Прибыль экспортных монополий Налоги на операции с иностранной валютой Другие налоги на международную торговлю и опе рации. 6. Другие налоги. 7. Взносы и отчисления на социальное страхование Уплачиваемые физическими лицами Уплачиваемые юридическими лицами Уплачиваемые самозанятыми. Приведем некоторые ключевые определения, позволяющие использовать данную классификацию для группировки различных налогов. Раздел 1 «Налоги на доходы, прибыль, прирост капитала» включает все виды подоходных налогов, действующих в стране, которые группируются в зависимости от статуса налогоплательщика (физические или юридические лица). Раздел 2 «Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу» предполагает включение в данную рубрику всех налогов, которые исчисляются в процентах от фонда заработной платы (оплаты труда) или исходя из твердых сумм в расчете на одного занятого и поступают в бюджет. Раздел 7 «Взносы и отчисления на социальное страхование» включает в себя те платежи (независимо от их формального названия налоги, сборы, страховые платежи), которые исчисляются в процентах от фонда заработной платы (оплаты труда) или исходя из твердых сумм в расчете на одного занятого и поступают во внебюджетные фонды, из которых производятся выплаты непосредственно физическим лицам получателям этих средств. Таким образом, различие между платежами, включаемыми во второй и в седьмой раздел, связано с тем, куда эти платежи поступают в бюджет или в «фонды, из которых производятся непосредственно выплаты застрахованным». К группе общих налогов на товары и услуги (раздел 3) относятся те налоги на товары и услуги, которые по закону вводятся на все (или большинство) товаров и услуг (при этом перечень исключений может быть весьма значительным). К специальным налогам на товары и услуги относятся те налоги и сборы, которые вводятся на конкретные, перечисленные в законодательных актах виды товаров или товарных позиций (или услуги). Различие между тремя видами общих налогов на товары и услуги налогом на добавленную стоимость, налогом с оборота и налогом с продаж проводится по двум критериям: количеству стадий, на которых этот налог взимается (одностадийный взимается только на стадии розничной торговли, многостадийный на стадиях оптовой и розничной торговли); 21

22 наличию или отсутствию зачета налога, уплаченного на предшествующих стадиях. Таким образом, НДС представляет собой многостадийный налог при наличии зачета ранее уплаченного налога, налог с оборота многостадийный налог в отсутствии зачета ранее уплаченного налога, а налог с продаж одностадийный налог. Прибыль фискальных (или внешнеэкономических) монополий отражается в разделе налоговых доходов потому, что в тех странах, где существует данная форма поступлений, она представляет собой альтернативу налоговым платежам (замену акцизов на алкоголь государственной фискальной монополией на алкоголь). В завершении рассмотрения ключевых терминов и понятий, которые понадобятся нам в дальнейшем, остановимся еще на двух терминологических группах. Первая из них связана с построением подоходного налога (с физических лиц) и выбором ключевого принципа формирования налоговой базы. С точки зрения принципа различают модели налога, построенные исходя из шедулярного принципа, и таковые, построенные исходя из глобального принципа (по принципу глобального дохода). Шедулярная система обложения предполагает, что доходы налогоплательщика группируются в зависимости от их источника и для каждой из групп применяется своя собственная схема налогообложения (вычеты, скидки, ставки). В отличие от шедулярной, глобальная система (налогообложение исходя из совокупного или глобального дохода) предполагает, что все доходы налогоплательщика суммируются и облагаются единообразно. В настоящее время экономически развитые страны строят свои налоговые системы на базе принципа глобального дохода, но отдельные элементы шедулярного подхода остаются практически во всех налоговых системах. Так, практически всегда имеет место специфическая модель налого обложения дивидендов. Сегодня в экономически развитых странах в чистом виде шедулярная модель практически не встречается последней от нее отказалась Португалия в 1994 г. Вторая терминологическая группа описывает различные режимы налогообложения дивидендов. В настоящее время выделяют две основные модели их налогообложения классическую и импутационную (и бесконечное множество их вариаций и модификаций). Практически любая национальная система представляет собой уникальную модификацию той или иной модели. Так, при импутационной модели налогообложение дивидендов у инвестора непосредственно связано с налогообложением распределяемой прибыли. При этом инвестор уплачивает индивидуальный подоходный налог исходя из установленной законодательством ставки и всех допускаемых при его расчете вычетов. При прогрессивном обложении это означает, что налогоплательщик фактически уплачивает налог по той ставке, которая соответствует его суммарному уровню доходов. Налог, уплаченный корпорацией при обложении прибыли (выплате дивидендов), подлежит зачету у индивидуального инвестора. Эта модель увязывает воедино индивидуальный подоходный налог и налог на прибыль корпораций. 22

Другие публикации:  Какой трудовой договор заключать с иностранцем