Блог

Экспертиза программ дополнительного образования

Система экспертной оценки дополнительных общеразвивающих программ

Статья является продолжением цикла статей, посвященных возможности достижения обучающимися метапредметных и личностных образовательных результатов по дополнительным общеразвивающим программам технической направленности, качеству данных программ и системе их экспертной оценки. В статье уделяется внимание специфике Независимой оценки качества образования дополнительного образования детей (НОК ДОД) как одной из стратегических инициатив столичного и российского образования в целом, а также связи уже сформировавшейся системы экспертной оценки дополнительных общеобразовательных программ с НОК ДОД. Указывается на универсальные возможности системы экспертизы и на ее специфику в сфере научно-технического творчества.

Н.А. Жирова,
методист РНМЦ НО ГБПОУ «Воробьевы горы»
Ю.В. Малова,
старший методист РНМЦ НО ГБПОУ «Воробьевы горы»

Рассмотрим, каким образом построена система экспертной оценки дополнительных общеразвивающих программ, каковы перспективы ее развития и применения в современных условиях. Каковы возможности применения системы экспертизы дополнительных общеобразовательных программ и их роль в оценке качества образовательных организаций в целом? Какие новые тенденции и стратегические линии инициированы сегодня в системе столичного и российского образования?

Оценке качества системы дополнительного образования и качества дополнительных общеобразовательных программ в последнее время уделяется большое внимание. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (гл. 1, ст. 2, п. 29) дает определение понятию «качество»: комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, …ФГТ и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

Ст. 28 ч. 3, п. 13 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» констатирует, что к компетенции образовательной организации относятся: проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования.

Ст. 95 «Независимая оценка качества образования» направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

К нормативно-правовой базе данного процесса относятся также Письмо Минобрнауки РФ от 3.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по независимой оценке качества образования» и соподчиненный ему документ – Письмо Минобрнауки РФ от 28 апреля 2017 г. №ВК-1232109, включающий Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей.

Независимая оценка качества образования дополнительного образования детей (НОК ДОД) проводится в целях:

  • определения потенциала образовательной организации, осуществляющей дополнительное образование детей (материально-техническая, кадровая обеспеченность, организация образовательного процесса, его методическое сопровождение и т.д.);
  • проведения корректировки деятельности образовательной организации для улучшения тех ее составляющих, в осуществлении которых были выявлены дефициты);
  • выработки стратегии развития данной образовательной организации.

При осуществлении НОК ДОД учитываются следующие составляющие: мнение обучающихся, мнение родителей (законных представителей), данные самообследования образовательной организации. На основе их анализа и сопоставления выводится интегральная оценка образовательной организации в целом, интегральная оценка объединений дополнительного образования детей, интегральная оценка реализующихся в образовательной организации дополнительных общеобразовательных программ.

В НОК ДОД участвуют как организации, реализующие дополнительные общеразвивающие программы, так и организации, в которых обучение ведется по дополнительным предпрофессиональным программам, то есть ДШИ, ДМШ и т.д. В последнем случае оценивается образовательная программа организации, составленная с учетом ФГТ.

В рамках НОК проводится оценка качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, а также оценка качества дополнительных общеобразовательных программ. Инструментом их оценки является общественная экспертиза.

Результаты НОК ДОД, как и сама процедура независимой оценки, являются открытыми. Благодаря этому они могут служить для обучающихся и родителей своего рода навигатором, расширяющим возможности выбора образовательной организации, программы обучения, условий, в которых оно проводится и т.д.

Для осуществления экспертизы программ подбираются квалифицированные специалисты. При необходимости они могут пройти подготовку, но если квалификация специалиста высока, он может и без нее быть включен в состав экспертного сообщества.

Поскольку экспертиза качества дополнительных общеобразовательных программ является частью НОК ДОД, раскроем ключевые характеристики системы их экспертной оценки. Прежде чем обратить внимание на особенности экспертизы программ в сфере научно-технического творчества, кратко остановимся на самом понятии экспертизы и истории ее развития в пространстве дополнительного образования.

Институт экспертизы в системе дополнительного образования начал формироваться в конце 90-х годов ХХ столетия. Подходы к осуществлению и формы проведения экспертизы менялись и совершенствовались, но она всегда способствовала развитию перспективных направлений дополнительного образования, росту качества дополнительных общеразвивающих программ, совершенствованию профессионального мастерства педагогов.

«Экспертиза (лат. responsa, от responsio – ответ; англ. expert examination, expertise; фр. expertise) – изучение специалистом (экспертом) или группой специалистов вопросов, правильное решение которых требует профессиональных исследований и специальных знаний в той или иной сфере… Практическим и документальным результатом экспертизы является заключение эксперта или группы экспертов»[1].

Нас интересует, в первую очередь, понятие педагогической экспертизы. Согласно определению Я.Г. Плинера и В.А. Бухвалова, «педагогическая экспертиза – это анализ и оценка функциональной эффективности структурных элементов педагогической системы, составление проекта ее развития и плана его внедрения в практику»[2].

На сегодняшний день экспертиза дополнительных общеобразовательных программ близка к тому, чтобы перейти в состояние строго выверенной, окончательно сформировавшейся системы, имеющей потенциал развития. Это обусловлено тем, что в пространстве столичного образования уже сложилась технология экспертизы.

Рассмотрим составляющие технологии экспертизы дополнительных общеразвивающих программ.

Любая технология, используемая в сфере образования, предполагает уровневую структуру, наличие определенных этапов. Она должна иметь четко сформулированную цель, задачи, которые ее конкретизируют. Как правило, технология опирается на совокупность взаимосвязанных принципов и методов и проводится в установленных формах.

Говоря об экспертизе дополнительных общеразвивающих программ, можно выделить два ее уровня: внутренний и внешний.

Внутренний уровень предполагает проведение экспертизы вновь разработанных дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ внутри конкретной образовательной организации. При этом экспертная группа создается из представителей управленческого звена образовательной организации и педагогов, обладающих достаточным опытом, уровнем знаний в области дополнительного образования. Для того, чтобы процесс экспертизы был эффективным, образовательная организация должна разработать и утвердить локальный нормативный акт, в котором будут указаны обязательные компоненты программы и требования к ее содержанию. При разработке такого локального нормативного акта целесообразно опираться на Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности, размещенные на сайте Департамента образования города Москвы[3]. Таким образом, внутренний уровень экспертизы призван обеспечить единообразие оформления и качество содержательного наполнения дополнительных общеобразовательных программ. Его можно считать своего рода подготовкой к внешнему уровню экспертизы.

Внешний уровень экспертизы дополнительных общеобразовательных программ предполагает, что их оценка проводится специалистами сторонних образовательных организаций, входящими в сообщество профессиональных экспертов. Так же, как и на внутреннем уровне, эксперты будут оценивать технические и содержательные характеристики программы.

Цель экспертизы – выявление лучших образцов педагогической практики для обеспечения роста качества дополнительного образования детей. В нашем случае – в первую очередь мы говорим о росте качества образовательного процесса в сфере научно-технического творчества.

Экспертиза должна решить следующие задачи:

  • зафиксировать наличие (отсутствие) необходимых структурных компонентов в дополнительных общеобразовательных программах;
  • выявить соответствие содержания дополнительных общеразвивающих программ специфике, профилю, уровню дополнительного образования детей;
  • определить имеющийся педагогический потенциал программы (можно ли данную программу рекомендовать к использованию, может ли программа использоваться в течение длительного срока, насколько она универсальна – возможно ли тиражирование ее в другие образовательные организации);
  • выделить инновационный потенциал программы (в программу заложены уже существующие в образовательном пространстве технологии и методики, направленные на достижение метапредметных и личностных результатов обучающихся; в программе представлены разработанные автором технологии (методики, формы) деятельности, позволяющие наиболее эффективно работать над метапредметными и личностными результатами обучающихся в системе дополнительного образования);
  • определить пути совершенствования образовательной деятельности (программа не нуждается в доработке, программа рекомендуется к использованию с учетом замечаний экспертов, программа нуждается в серьезной доработке);
  • создание банка примерных программ, которые могут послужить образцом, эталоном для педагогов.

Экспертиза должна проходить в соответствии со следующими принципами:

  • открытости,предполагающей, что подавать программу на экспертизу могут не только образовательные организации, но и сами педагоги (авторы программ);
  • гласности –если программа в ходе экспертизы получает высокую оценку, она автоматически вносится в банк примерных программ и становится доступной широкой педагогической общественности;
  • единства требований,обозначенных выше;
  • соблюдения педагогической этики,подразумевающего, что результаты экспертизы доводятся до сведения руководителя образовательной организации или соответствующего структурного подразделения и автора программы, но не афишируются;
  • направленности на развитие образовательной организации– рост качества дополнительных общеобразовательных программ является одной из составляющих процесса развития любой образовательной организации, что также фиксируется в Методических рекомендациях по организации НОК ДОД.
Другие публикации:  Заявление осужденного на амнистию

Помимо охарактеризованных нами принципов, процедура экспертизы предполагает использование определенных методов. Как известно, метод – это «способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности»[4].

В процессе проведения экспертизы дополнительных общеобразовательных программ могут использоваться методы индивидуальных экспертных оценок (собеседование или аналитическая экспертная оценка, оформленная в виде соответствующего заключения). В том случае, если программа разработана на стыке образовательных областей или направленностей, что характерно для сферы научно-технического творчества, в частности – робототехники, используются методы коллективной экспертной оценки, когда экспертное заключение оформляется не одним специалистом, а несколькими, входящими в состав экспертной комиссии.

Фактически, для программ технической направленности речь уже может идти о применении полипозиционной экспертизы. В данном случае мы говорим об оценке программы исходя из позиций специалистов в тех сферах деятельности, которые она интегрирует. Так, для робототехники это математика, информатика, геометрия, физика, химия, технология конструирования и материаловедение, черчение, биология.

Экспертиза дополнительных общеразвивающих программ проводится в форме анализа их структурной и содержательной составляющих.

Охарактеризуем этапы экспертизы внешнего уровня.

Первый этап – формирование экспертного сообщества, в которое входят компетентные педагоги дополнительного образования, методисты, для столицы – преподаватели МИОО, для регионов – ИРО, специалисты управленческого звена учреждений дополнительного образования (заместители директоров).

Второй этап – направление дополнительных общеразвивающих программ на экспертизу.

Третий этап – распределение поступивших программ между членами экспертного сообщества. Каждая программа рассматривается не менее чем тремя экспертами, что обеспечивает качество экспертизы.

Четвертый этап – оформление экспертных заключений.

Пятый этап – отбор из общего количества прошедших экспертизу программ тех, которые могут быть включены в банк примерных программ.

Шестой этап – информирование администрации образовательных организаций и авторов программ о результатах экспертизы.

Помимо указанного выше средства обеспечения качества экспертизы, необходимо всегда детально продумывать ее критериальную базу. Только в этом случае можно избежать субъективных оценок, предвзятого отношения членов экспертного сообщества к какой-либо из программ.

Именно поэтому не следует рассматривать экспертизу дополнительных общеразвивающих программ как некий «карательный» инструмент относительно педагога. Направляя программу на экспертизу, педагог получает уникальную возможность «обратной связи» от профессионального эксперта, что способствует распространению опыта, стимулирует его рост, повышение качества педагогической деятельности, поддерживает инновационный поиск педагога.

Остановимся на специфике экспертной оценки дополнительных общеобразовательных программ в сфере научно-технического творчества.

Специфика дополнительных общеразвивающих программ в сфере научно-технического творчества заключается в том, что, как отмечалось выше, каждая из них связана, как правило, не с одной областью деятельности, а с несколькими. Поэтому при разработке программ данной направленности целесообразно уделять особое внимание метапредметному и конвергентному подходам.

Данная характеристика обусловливает и специфику экспертной оценки таких программ. Процедура экспертизы программ любой направленности предполагает, что участвовать в данном процессе должны специалисты, имеющие профильное по отношению к той или иной направленности образование. В особенности это касается сферы технического творчества, где, помимо общенаучных тенденций, подходов и т.д., присутствует обширный блок специальных знаний. Оценить актуальность, корректность терминологического и понятийного аппарата, соответствие содержания программы современному уровню развития техники может только специалист в данной сфере. Значимость этого особенно ярко проявляется в такой высоко интегративной области научно-технического творчества, как робототехника, где, как только что отмечалось, стыкуется до восьми направлений деятельности.

Любая экспертиза делится на две части: техническую и содержательную. Техническая часть подразумевает констатацию наличия или отсутствия тех или иных компонентов программы. Содержательная часть включает в себя анализ как программы в целом, так и каждого из ее компонентов.

Еще раз подчеркнем: для объективности экспертных оценок дополнительных общеобразовательных программ (в том числе – технической направленности) необходимо соблюдать двуединство требований: при разработке программы и при ее экспертизе требования должны быть едины. Эксперт должен руководствоваться тем комплексом показателей и критериев их оценки, которым будет пользоваться автор программы при ее разработке.

Экспертное заключение по дополнительной общеразвивающей программе любой направленности, как и в сфере научно-технического творчества (в том числе в области робототехники), должно содержать количественные данные и качественные.

Техническая часть экспертного заключения предполагает работу эксперта с таблицами, в которых он отмечает наличие того или иного компонента программы, той или иной ее характеристики (критерия) – 1 балл. В случае отсутствия какого-либо компонента или характеристики (критерия) ставится 0 баллов.

Ниже приводятся таблицы, которые составляют техническую часть экспертизы.

Таблица 1.

Техническая часть экспертизы: целостный анализ дополнительной общеразвивающей программы согласно показателям и критериям качества (количественные данные)

Московский центр развития кадрового потенциала образования

4 марта 2016 года проведен семинар для экспертов «Современные подходы к разработке и оценке качества дополнительных общеобразовательных программ». В работе семинара приняли участие 26 человек, среди которых педагогические работники образовательных организаций общего и дополнительного образования детей, а также сотрудники предметных кафедр МИОО.
Участники семинара

  • обсудили вопросы нормативно-правового регулирования разработки дополнительных общеразвивающих программ,
  • проанализировали алгоритм их экспертизы,
  • познакомились с требованиями к процедуре проведения экспертизы в 2016 году.

Кафедра педагогики внеурочной деятельности принимает заявки от ОО на проведение экспертизы данного вида программ на бюджетной основе.

ЭКСПЕРТИЗА ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования» декабря 2014 г. г. Ярославль ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЭКСПЕРТИЗА ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ Раздел 3 части 2 государственного задания ГАОУ ВПО МИОО на 2014 год (приказ Департамента образования города Москвы от 25 декабря 2013 г. 931) Л.Н.Буйлова, Заведующая кафедрой педагогики дополнительного образования детей ГАОУ ВПО МИОО, ведущий научный сотрудник Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ «ФИРО», к.п.н., профессор

2 Нормативная правовая база независимой профессионально-общественной экспертизы Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» ( ФЗ от 29 декабря 2012 г.) Статья 95. Независимая оценка качества образования Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от г. N 1008) Письмо Минобрнауки РФ от N «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» ФГОС начального общего образования (от «6» октября 2009 г. 373) ФГОС основного общего образования (от «17» г. 1897) Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. N «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОСОО (Методические рекомендации) Письмо Минобразования РФ от 13 ноября 2003 г. N /13 «Элективные курсы в профильном обучении» Письмо Минобразования РФ от 4 марта 2010 г. N «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» ВЫВОД: законодательством фактически не регламентируется содержание дополнительных общеразвивающих программ. В связи с этим мы предлагаем некоторые методические подходы, позволяющие образовательной организации эффективно разработать полноценные дополнительные общеразвивающие программы, а экспертам оценить их.

3 Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» ( ФЗ от 29 декабря 2012 г.) — образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ст.12), — образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (ст.28 п.2); -содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ст.75 п.4); -результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности (ст.95 п.6). Выводы: Исключительным правом на разработку и утверждение образовательных программ обладает образовательная организация. Необходимость проведения экспертизы разработанной образовательной программы определяется образовательной организацией в рамках процедуры ее разработки. Согласования образовательной программы не требуется. Руководствуясь законодательно установленными положениями, образовательная организация самостоятельно принимает решение о целесообразности доработки и реализации программы.

Другие публикации:  Инструкция по заполнению бланка огэ по математике 2019

4 Экспертиза программ Эксперты Привлеченные специалисты как из образовательного сообщества, так и представители институтов, общественных организаций Экспертные процедуры Анализ представленных материалов на предмет соответствия разработанным критериям, сравнение с эталоном и др. Экспертное заключение Возможны различные формы: сертификаты соответствия; экспертные заключения; заполненные бланки и др.

5 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЭКСПЕРТИЗЫ установление соответствия общеобразовательных программ ДОД федеральному закону 273-ФЗ от «Об образовании в Российской Федерации» и приказу Минобрнауки России N 1008 от «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» 1. Анализ (проверка) качества программного обеспечения дополнительного образования детей и внеурочной деятельности 2. Изучение содержания образовательных программ на предмет их соответствия современному уровню развития науки, техники, культуры, производства 3. Формулирование необходимых предложений по совершенствованию (коррекции и доработке) образовательных программ 4. Оказание методической помощи по доработке образовательных программ 5. Определение возможных рисков использования новых образовательных программ в образовательном процессе 6. Разработка региональных требований к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных программ, рабочих программ внеурочной деятельности и элективных курсов 7. Проверка возможности использования образовательных программ в качестве примерных Пакет документов для организации работы экспертов: 1.Порядок проведения экспертизы программ 2.Вспомогательные материалы: извлечения из нормативно-правовых документов; актуальные вопросы экспертизы; словарь используемых понятий и терминов 3.Вопросник в помощь эксперту 4.Экспертные листы и комментарии к экспертным листам

6 Экспертиза проходит в 3 этапа: 1)регистрация программ, составление общего списка, техническая экспертиза на соответствие формальным требованиям 2)нормативно-содержательная экспертиза (анализ структуры программ, наполнения структурных элементов в соответствии с критериями экспертного листа) Результаты фиксируются в экспертном листе и являются основанием для экспертного заключения 3)Обобщение результатов.

7 Типичные ошибки в программах — несоответствие представленных документов формату «образовательная программа» и стилю официального документа; — большинство программ не переработано в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами: приводятся устаревшие наименования вида программы и направленности; — отсутствие на титульном листе необходимых и достаточных сведений о программе: выходных данных и сведений об утверждении программы и ее авторах; — в пояснительной записке не всегда раскрывается актуальность, новизна программы, отсутствует краткая характеристика программы, не указываются возрастные особенностей детей; — цель и задачи программы формулируются крайне абстрактно, удаленно от тематики программы, задачи зачастую не соответствуют поставленным целям, срокам реализации программы и не соотносятся с ожидаемыми результатами;

8 Типичные ошибки в программах — ожидаемые результаты и способы их отслеживания самая слабая позиция в программах: результаты не связаны с поставленными задачами, предлагаемые авторами системы оценочных средств для контроля заявленных результатов конструируются совершенно произвольно; наблюдается полная неразбериха в попытках ввести в программы на метапредметные и личностные результаты; — учебно-тематическое планирование зачастую подменяется поурочнокалендарным, в результате чего отсутствует деление на разделы и темы; — методическое обеспечение программ трактуется произвольно, выявлено непонимание различия понятий «формы», «методы» и «технологии» обучения; — содержание программ представляется не реферативно, а описательно, темы не делятся на теорию и практику; — материально-техническое обеспечение не содержит описания кадрового обеспечения, отсутствуют описания оборудования, материалов, необходимых для реализации программы; — списки литературы оформляются неправильно не указываются все необходимые выходные данные изданий, литература не делится на разные категории участников образовательного процесса, не содержат современные издания и интернет-ресурсы.

9 Предложения по итогам экспертизы — разработка стратегии обновления содержания дополнительного образования детей и внеурочной деятельности, включающей обоснование условий прогрессивного развития региональной системы дополнительного образования детей; — формирование нормативных требований к дополнительным общеобразовательным программам, рабочим программам курсов внеурочной деятельности и рабочим программам элективных курсов; — подготовка педагогических кадров к работе в новых условиях Совершенствование нормативно-правового обеспечения разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ, внеурочной деятельности и элективных курсов Активизация работы по обновлению программнометодического обеспечения дополнительного образования детей и внеурочной деятельности с учетом новых направлений, возникающих в сферах науки, искусства, культуры, социальной деятельности, спорта и с ориентацией на потребности населения и инновационной экономики расширение социального партнерства Осуществление научно-методического сопровождения и кадровой поддержки разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ Совершенствование финансово-экономических механизмов Совершенствование управленческих механизмов интеграции организаций общего и дополнительного образования детей

10 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

11 Эксперти за (от лат. expertus опытный, сведущий) это специальная форма анализа данных, проводимая по установленной форме и соответствующая выработанным требованиям. Экспертиза (в образовании) это всестороннее изучение, анализ и оценка экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний и подготовки в соответствующей области (состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности, программно-методической продукции и др.) Цель экспертизы — объективная оценка состояния программного обеспечения данной деятельности и определение ресурсов, необходимых для его формирования и развития. Экспертиза проводится специально привлекаемым для этого лицом экспертом, обладающим специальными знаниями, — с целью вынесения заключения. Экспертное исследование оформляется мотивированным заключением эксперта, в котором описывается ход исследования и даются ответы на поставленные вопросы

12 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ( 273-фз — принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.) ст. 2. п. 9 Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Данное определение определяет и сущность дополнительной общеобразовательной программы. Дополнительное образование вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования Направлено на: формирование и развитие творческих способностей удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья организацию свободного времени Обеспечивает: адаптацию к жизни в обществе профессиональную ориентацию выявление и поддержку одаренных и талантливых детей В Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. 1008) этот перечень уточнен и расширен, а также прописаны условия реализации программ

13 Дополнительные образовательные программы Дополнительные общеобразовательные программы Дополнительные профессиональные программы Дополнительные общеразвивающие программы Программы повышения квалификации Дополнительные предпрофессиональные программы Программы профессиональной переподготовки

14 Примерные требования к программам дополнительного образования детей, (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г ), в контексте Федерального закона 273-ФЗ рекомендуется рассматривать как методические рекомендации Дополнительная общеобразовательная программа как документ, содержащий основные характеристики дополнительного образования, состоит из: титульного листа, пояснительной записки, учебно-тематического плана, содержания программы, методического обеспечения, условий реализации программы, литературы, приложений Направленности физкультурноспортивная художественная техническая естественнонаучная туристско-краеведческая социально-педагогическая

15 ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 1.Общие сведения: Округ Образовательная организация Название программы Шифр Разработчик (разработчики) программы (ФИО) 2. Экспертиза дополнительной общеобразовательной программы: Наименование экспертного показателя Представленность в Внимание! За автором остается право оформить программу по собственной, логически обоснованной структуре или расположить структурные элементы в удобном для него порядке программе да частично нет 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка Направленность и уровень программы Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность Цель и задачи программы Отличительные особенности программы Обучающиеся по программе Сроки реализации программы Формы и режим занятий по программе Ожидаемые результаты и способы их проверки Формы контроля и подведения итогов реализации программы 3. Учебно-тематический план 4. Содержание программы 5. Методическое обеспечение программы 6. Условия реализации программы 7. Список литературы 8. Стиль и культура оформления программы ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (из двух позиций следует выбрать одну) да нет Программа рекомендована к реализации в системе дополнительного образования детей Программа рекомендована к доработке Эксперт (ФИО) //Подпись Тел. Дата проведения экспертизы 2014 г.

Другие публикации:  Материнский капитал в 2019 году в смоленске

16 Рабочая программа локальный документ образовательного учреждения, определяющий содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению конкретной учебного курса К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся: — программы по учебным предметам; — программы элективных курсов; — программы факультативных курсов; — программы курсов внеурочной деятельности РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ являются структурным компонентом Основной образовательной программы (входят в содержательный раздел ООП), поэтому являются обязательными для разработки Структура рабочей программы внеурочной деятельности определяется общеобразовательным учреждением и обозначается в «Положении о внеурочной деятельности», утвержденном руководителем ОО

17 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учѐтом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

18 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования ФОРМЫ

19 Целью внеурочной деятельности является достижение результатов освоения основной образовательной программы, поскольку внеурочная деятельность является одним из средств ее (ООП) реализации. Очевидно, что внеурочная деятельность сориентирована в первую очередь на достижение личностных и метапредметных результатов. Именно это определяет специфику внеурочной деятельности: в процессе ее реализации обучающиеся должны не только и даже не столько узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. 1. Программа курса внеурочной деятельности — нормативный ориентирующий документ, фиксирующий содержание внеурочной деятельности и технологию его реализации. 2. Программы курсов внеурочной деятельности являются структурным компонентом ООП образовательного учреждения, поэтому являются обязательными для разработки. 3. Программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются в самом образовательном учреждении

20 ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Общие сведения: Округ Образовательная организация Название программы Шифр Разработчик (разработчики) программы (ФИО) 2. Экспертиза рабочей программы курса внеурочной деятельности: Наименование экспертного показателя Представленность в Внимание! Структура рабочей программы внеурочной деятельности определяется общеобразовательным учреждением и обозначается в «Положении о внеурочной деятельности», утвержденном руководителем ОО программе да частично нет 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка 3. Общая характеристика курса внеурочной деятельности 4. Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане 5. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности 6. Содержание курса внеурочной деятельности 7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 8. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности 9. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности 10. Культура оформления программы как нормативного документа ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (из двух позиций следует выбрать одну) да нет Программа рекомендована к реализации Программа рекомендована к доработке Эксперт (ФИО) //Подпись Тел. Дата проведения экспертизы 2014 г.

21 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Цели — углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение в рамках направленности (профиля). Отсутствуют государственные стандарты и государственный итоговый контроль по результатам изучения курса. Курсы выбираются самими учащимися на основе их интересов и предпочтений за рамками стандарта. Элективные курсы обязательный образовательный компонент для всех учеников общеобразовательных школ, их выбирает каждый ученик Продолжительность элективного курса от 6 8 ч. до 72 ч. (от 1-2-х месяцев до года) ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ 1.Избыточность (их должно быть много) 2.Кратковременность (6 72 часов) 3.Оригинальность содержания, названия 4. Курс должен заканчиваться определенным результатом (творческое сочинение, проект. ) 5.Нестандартизированность 6.Элективные курсы разрабатываются педагогом 7.Входят в сетку часов

22 ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 1.Общие сведения: Округ Образовательная организация Название программы Шифр Разработчик (разработчики) программы (ФИО) 2. Экспертиза рабочей программы элективного курса: Наименование экспертного показателя Структура рабочей программы элективного курса определяется общеобразовательным учреждением и обозначается в «Положении о внеурочной деятельности», утвержденном руководителем ОО 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка 3. Общая характеристика элективного курса и его место в учебном плане образовательной организации 4. Тематическое планирование элективного курса 5. Содержание элективного курса 6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 7. Планируемые результаты изучения элективного курса, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса 8. Культура оформления программы как нормативного документа Представленность в программе да частично нет ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (из двух позиций следует выбрать одну) да нет Программа рекомендована к реализации Программа рекомендована к доработке Эксперт (ФИО) //Подпись Тел. Дата проведения экспертизы 2014 г.

23 Экспертное заключение составляется в двух экземплярах (или присылается по почте). Экспертное заключение должно быть не менее 2 страниц (формат А4, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1.5). Не следует подробно описывать все составные части и разделы программы. Основной объем заключения должен состоять из анализа и оценки программы, а также рекомендаций авторам (при наличии). Если программа не рекомендуется для реализации, необходимо представить доказательные выводы о нецелесообразности ее применения

24 ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ на дополнительную общеобразовательную программу на рабочую программу внеурочной деятельности на рабочую программу элективного курса Шифр программы Название программы Направленность Уровень Автор(ы) программы (ФИО, должность) Округ Образовательная организация Краткая характеристика программы: цель, срок реализации, объем программы, возраст обучающихся, актуальность программы (соответствие действующему законодательству, отражение современного уровня развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы и т.д.), новизна, преимущества перед аналогичными программами, стиль и качество подачи и оформления материала. Анализ и аргументированная оценка разделов программы (на основе критериев экспертного листа) с указанием достоинств и выявленных недостатков. Особенности программы, на которые необходимо обратить внимание. Рекомендации автору(ам) (конкретные и чѐткие) обоснованные и аргументированные замечания разработчикам программы Заключительный вывод: Программа Автор(ы) Округ Образовательная организация Рекомендуется к реализации Рекомендуется к доработке ФИО, подпись эксперта // 2014 г. Дата проведения экспертизы