Блог

Договор аренды международный

Договор аренды имущества

По договору аренды имущества арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

При сдаче имущества в аренду не допускаются:

  • сдача в субаренду имущества, предоставленного арендатору по договору проката;
  • передача арендатором своих прав и обязанностей другому лицу;
  • предоставление арендованного имущества в безвозмездное пользование;
  • залог арендных прав и внесение их в качестве имущественного вклада или паевого взноса в установленный капитал других юридических лиц.

При сдаче имущества в прокат арендодатель обязан в присутствии арендатора проверить исправность сдаваемого в аренду имущества, а также ознакомить арендатора с правилами эксплуатации имущества либо выдать ему письменные инструкции о пользовании этим имуществом.

При обнаружении недостатков сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующих пользованию им, арендодатель обязан в 10-дневный срок со дня заявления арендатора о недостатках безвозмездно устранить недостатки на месте либо произвести замену данного имущества аналогичным, находящимся в надлежащем состоянии. В договоре проката может быть установлен более короткий срок для устранения неисправности прокатного имущества.

Виды международной аренды

В международной практике в зависимости от сроков или продолжительности различают три вида аренды:

  1. Долгосрочная – с предоставлением товаров внаем на срок от 3 до 5 лет, а по некоторым видам оборудования до 15–20 лет. Такой вид аренды получил название «лизинг» (англ. to lease – сдавать внаем).
  2. Среднесрочная – предполагает сдачу внаем товаров на срок от 1 до 2–3 лет и называется «хайринг».
  3. Краткосрочная – продолжительность от нескольких часов, дней, месяцев до 1 года. В большинстве стран такой вид аренды получил название «рентинг», а в Японии – «чартер».

Классическая аренда отличается от распространенной в настоящее время модификации аренды – лизинга – по следующим характеристикам:

  1. В отличие от арендатора лизингополучатель, как правило, принимает на себя некоторые обязанности, связанные с правом собственности (риск случайной гибели, техническое обслуживание), и выплачивает не ежемесячную плату за право пользования, а полную сумму амортизационных отчислений.
  2. Арендодатель полностью несет ответственность за качество сданного в аренду имущества, в то время как лизингодатель часто переуступает лизингополучателю свое право предъявления рекламаций производителю (поставщику) имущества.
  3. При лизинге в отличие от аренды арендодатель не имеет права досрочного прекращения действия договора по собственной инициативе.
  4. При расчете за аренду размер платежей в основном зависит от рыночной конъюнктуры, в то время как в лизинге учитывается покупная цена объекта, срок лизинга, остаточная стоимость оборудования и стоимость кредита.
  5. Аренда предусматривает, как правило, сдачу временное пользование уже имеющегося в собственности имущества, в то время как лизинг в большинстве своем подразумевает приобретение в собственность имущества по просьбе и указанию лизингополучателя в целях его последующей сдачи в аренду.

Во многих странах в зависимости от содержания и методов осуществления международная аренда делится на два вида:

  • оперативная (текущая) (operating lease) и
  • финансовая аренда (лизинг) (finance lease).

Особенности финансовой аренды (лизинга) в Гражданском кодексе Республики Беларусь выделены в отдельный параграф, а оперативной – нет, считается, что этот вид регулируется общими положениями об аренде.

Оперативная (текущая) аренда предполагает предоставление в аренду заранее приобретенных арендодателем товаров на определенный срок за установленную в арендном договоре арендную плату либо на основе прейскурантных арендных ставок.

По истечении установленного срока арендатор обязан вернуть предмет аренды. Цель оперативной аренды – удовлетворить временные потребности арендатора в арендуемом имуществе. Это может быть одноразовое или сезонное пользование самолетами, судами, строительной техникой либо текущее пользование стандартным промышленным оборудованием для выполнения конкретных заказов (станки, двигатели, моторы и т.д.). Срок арендного договора по текущим лизинговым операциям может составлять от 2–3 лет до 10 лет, по истечении которого арендатор возвращает предмет аренды арендодателю. Риск порчи или утраты имущества лежит на арендодателе, он же осуществляет техническое обслуживание, текущий ремонт и т.д.

В текущей аренде арендные ставки обычно выше, чем в финансовом, так как арендодатель берет на себя целый ряд рисков: коммерческий, морального старения оборудования, снижения рентабельности и другие прямые и косвенные непроизводительные затраты (ремонт, простой техники и т.д.).

Финансовая аренда (лизинг) состоит в том, что лизинговая фирма, выступающая арендодателем, оплачивает полную стоимость движимого или недвижимого имущества, чаще всего, оборудования, заказываемого заинтересованной в аренде фирмой у конкретного поставщика. Арендатор пользуется этим оборудованием на условиях лизингового договора, заключаемого с лизинговой фирмой (арендодателем), как правило, на длительный срок, близкий к сроку окупаемости оборудования (амортизация полной или большей части стоимости оборудования).

По истечении срока лизингового договора арендатор может:

  • продлить договор;
  • заключить новый лизинговый договор;
  • вернуть предмет аренды арендодателю;
  • купить его у арендодателя по остаточной стоимости.

По своей сути финансовая аренда является формой долгосрочного кредитования лизинговой фирмой потребителя (пользователя) оборудования, который путем выплат арендных платежей погашает стоимость оборудования и возмещает услуги арендодателя, включая плату за финансирование.

Техника осуществления финансируемых арендных операций схематично состоит в следующем:

  • клиент–арендатор сам определяет тип необходимого оборудования, его качественные характеристики, описание условий и режимов работы оборудования и т.д.;
  • информирует производителя данного товара о своем намерении заказать оборудование через посредничество лизинговой компании;
  • фирма–арендатор обращается с запросом к лизинговой компании, приложив к нему документы, характеризующие финансовое состояние своей фирмы и счет–проформу на требуемое оборудование;
  • в случае положительного решения по сделке лизинговая фирма составляет лизинговый договор (контракт);
  • фирма–арендатор подписывает договор и визирует бланк–заказ (наряд на поставку) на оборудование, составленный фирмой–поставщиком (изготовителем) оборудования;
  • договор лизинга подписывает лизинговая компания и высылает его поставщику оборудования;
  • фирма–поставщик после изготовления оборудования отгружает его в адрес фирмы–арендатора, которая несет обязанность по приемке оборудования;
  • после отгрузки фирма–поставщик и фирма–арендатор подписывают протокол приемки товара, высылают лизинговой компании, которая оплачивает стоимость оборудования.

Таким образом, лизинговая фирма заключает два договора: лизинговый договор с фирмой–арендатором и договор купли–продажи с поставщиком оборудования.

Лизинговая фирма не несет ответственности за бесперебойность работ оборудования и не предоставляет никаких гарантий. Техническое обслуживание и ремонт оборудования арендатор производит за свой счет. Риск утраты или повреждения оборудования остается на арендодателе как собственнике предмета аренды.

6.6. Договоры международной аренды и лизинга

Российское общество с ограниченной ответственностью АО «Дорстрой» приняло решение рассмотреть возможность получить крупный заказ на строительство автомагистрали. Изучение проекта дороги показало, что основной объем работ связан с расширением и планировке» основы полотна будущей автодороги.

В результате инвентаризации, имеющегося у общества парка дорожно-строительных машин было определено, что не хватает мощных гусеничных бульдозеров для выполнения основного объема земляных работ. Была определена потребность, составившая на первом этапе работ 12 гусеничных бульдозеров, на втором и завершающем этапах — 5 бульдозеров. В связи с этим была изучена возможность приобретения отечественных бульдозеров. Однако выпускающий бульдозеры завод готов был поставить их только при условии финансирования производства на 50% отпускной стоимости и выплаты оставшейся половины суммы авансом по получении извещения об их готовности к поставке. Такими оборотными средствами АО «Дорстрой» не располагало.

Работникам АО «Дорстрой» удалось связаться с представителями американской компании Caterpillar Corp, которая предложила поставить на условиях финансового лизинга 12 бульдозеров с рассрочкой выплат лизинговых платежей на 5 лет, но потребовала государственную гарантию субъекта Федерации на полную сумму лизинга. Руководство субъекта федерации обещало рассмотреть такую возможность только на следующий бюджетный год.

В процессе дальнейших переговоров было принято решение сократить число бульдозеров, необходимых для постоянного использования, до 5 единиц. Это позволило уменьшить до 5 единиц число бульдозеров, которые могли быть взяты в длительный финансовый лизинг, а остальные 7 единиц, оформить договором оперативного лизинга на 9 месяцев, что значительно уменьшило суммы необходимых гарантий.

В качестве гарантии лизинговых платежей за 7 бульдозеров, взятых в оперативный лизинг, был заключен договор залога, предметом которого стали все дорожно-строительные машины, находящиеся в собственности АО «Дорстрой», а также те, которые АО «Дорстрой» приобретет до окончания расчетов с лизингодателем.

В качестве гарантии лизинговых платежей за 5 бульдозеров, полученных в финансовый лизинг по заключенному договору, в залог были приняты сами бульдозеры, все дорожно-строительные машины АО «Дорстрой», а также средства, которые получит АО «Дорстрой» за выполняемые им подрядные работы.

Кроме того, было согласовано, что стоимость оперативного и финансового лизинга будет увеличена на стоимость страхования предпринимательского риска лизингодателя, которым выступила американская компания Interlease.

Сопоставление условий приобретения бульдозеров у отечественного производителя с условиями международного оперативного и финансового лизинга с точки зрения общих затрат показали незначительное преимущество отечественного поставщика, но с точки зрения финансирования операций — огромное преимущество лизинговых операций, не говоря уже о технических характеристиках и эксплуатационных показателях американской техники.

6.6.1. Виды аренды и лизинга

Аренда – это вид предпринимательской или профессиональной деятельности, при которой собственник имущества (арендодатель) с целью получения прибыли передает его во временное владение и пользование или только в пользование другому лицу (арендатору) за согласованную арендную плату.

Объектами аренды могут быть участки земли, недвижимое и движимое имущество, включая здания и сооружения, промышленные и другие комплексы, оборудование, машины, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих естественных свойств в процессе их использования. Например, можно сдать в аренду разбрасыватели удобрений, но не сами удобрения.

Принципиальное отличие сдачи имущества в аренду от его продажи в кредит состоит в том, что при аренде нет перехода права собственности на имущество, обладателем которого остается арендодатель, а арендатор получает право временно владеть им и использовать его для извлечения выгоды.

Арендодатели сдают в аренду арендаторам принадлежащие им объекты по более высокой стоимости, чем они приобрели это имущество на рынке или чем оно им стоило в изготовлении. Эта разница и является доходом арендодателей, причем величина этого дохода регулируется конкуренцией арендодателей на рынке.

Потребители часто предпочитают взять имущество в аренду, чем приобрести его с рассрочкой платежа. Дело в том, что продавцы товаров в кредит закладывают в цену свою прибыль и увеличивают ее на риск возможной неплатежеспособности покупателя.

Использование аренды также может дать потребителям определенные преимущества по сравнению с покупкой. Потребителю не всегда выгодно имущество приобретать.

Например, если потребителю нужна бетономешалка для строительства дома, то выгоднее ее взять в аренду за часть цены, чем при покупке потом, после завершения работ, продавать ее за бесценок.

Потребитель может опасаться, что приобретенный им компьютер быстро морально устареет, а договор аренды может быть заключен на определенный срок, по истечении которого арендатор имеет право отказаться от старой модели и заключить договор аренды на более современную модель.

Арендный договор для арендодателя менее рискован с точки зрения платежеспособности арендатора, чем договор купли-продажи для продавца.

Арендатор, используя аренду средств производства, может начать предпринимательскую деятельность с гораздо меньшим капиталом, поскольку договор аренды иногда предусматривает выплату арендных платежей по мере реализации арендатором продукции на рынке и получения прибыли.

В международной практике аренду называют лизингом. Он подразделяется на два вида:

• оперативный лизинг*, предусматривающий неоднократную сдачу объекта в аренду на короткий срок – от нескольких часов до 2–3 месяцев (например, сдача в прокат (renting) спортинвентаря, автомобилей, сеялок, комбайнов) и на средний срок – от нескольких месяцев до 2–3 лет

• финансовый лизинг*, предусматривающий однократную сдачу объекта на длительный срок, обычно равный или близкий к нормативному сроку амортизации сданного в аренду имущества. Объектами финансового лизинга могут быть здания, сооружения, предприятия, технологическое и медицинское оборудование, дальнорейсовые автопоезда, самолеты, суда и т.д.

* Более подробно операции оперативного и финансового международного лизинга будут изложены в элементе № 10

К операциям по международному оперативному и финансовому лизингу относятся те, в которых лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами разных стран. Получившие в последнее время развитие аренда и лизинг импортируемого в Россию имущества во многих случаях не являются международными лизинговыми операциями. Чаще это две разные операции: приобретение российской фирмой в собственность имущества по сделкам международной купли-продажи и сдача его в аренду или финансовую аренду по внутрироссийским договорам.

Значительные перспективы как одна из форм прямых инвестиций в российскую экономику может дать международный финансовый лизинг современных машин, технологического, научного и другого современного оборудования.

Примерами международного финансового лизинга является сдача в лизинг российских самолетов зарубежным фирмам и получение в лизинг российскими авиаперевозчиками боингов и аэробусов серии А-300 Европейского консорциума.

6.6.2. Определение сторон договора

Договор международного оперативного лизинга является двусторонним документом, заключаемым лизингодателем одной страны и лизингополучателем другой страны.

В международной практике может быть использовано как краткое, так и развернутое определение лизингодателя и лизингополучателя по аналогии с контрактом международной купли-продажи.

Договор международного финансового лизинга может быть двусторонним, когда лизингодателем выступает сам изготовитель или поставщик объекта, либо трехсторонним, когда лизингодатель по указанию лизингополучателя приобретает в собственность объект с техническими характеристиками и условиями поставок, заранее согласованными между лизингополучателем и поставщиком, а затем сдает его в финансовую аренду лизингополучателю.

Нередко будущий лизингополучатель поручает лизинговой компании найти для него поставщика объекта с заданными характеристиками. В этом случае также подписывается трехсторонний договор.

Трехсторонний договор состоит из двух частей, включающих договор купли-продажи между лизингодателем и изготовителем или поставщиком необходимого лизингополучателю объекта и договор между лизингодателем и лизингополучателем.

Продолжение конкретной ситуации к разделу 6.6

Например, трехсторонний договор может быть сформулирован следующим образом:

«Лизинговая компания Inter/ease, именуемая в дальнейшем «Лизингодатель», с одной стороны, АО «Дорстрой», именуемое в дальнейшем «Лизингополучатель», с другой стороны, и Caterpillar Corp., именуемая в дальнейшем «Поставщик», с третьей стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем»,

6.6.3. Предмет договора

Предмет договора международного оперативного лизинга формулируется по аналогии с договорами купли-продажи.

«Лизингодатель сдал, а Лизингополучатель принял на условиях СIFпорт Находка (Incoterms-90) 7 гусеничных бульдозеров типа ВС-370 W36 с техническими характеристиками, содержащимися в Приложении №1 к настоящему договору».

Если те же бульдозеры являются объектом международного финансового лизинга, то предмет договора может быть сформулирован следующим образом:

«Лизингодатель по просьбе Лизингополучателя приобрел у указанного им Поставщика на условиях CIF порт Находка (Incoterms-90) 5 гусеничных бульдозеров типа ВС-370 W36 с техническими характеристиками, согласованными между Лизингополучателем и Поставщиком, и передал их на условиях финансового лизинга Лизингополучателю».

Условия и особенности расторжения договора аренды в Российской Федерации

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Условия и особенности расторжения договора аренды в Российской Федерации

CONDITIONS AND FEATURES OF LEASE TERMINATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Tatiana Astapova

associate professor, candidate of legal sciences, associate professor of the department of civil legal disciplines of the International Institute of Economics and Law, Russia, Moscow

Denis Lipnitsky

undergraduate of the International Institute of Economics and Law, Moscow, Russia

Аннотация: В статье рассматриваются основные условия расторжения договора аренды, предусмотренные законодательством РФ; анализируется подход законодательства к определению различных условий расторжения договора аренды в нынешнее время. Рассматриваются индивидуальные особенности различных условий расторжения договора аренды.

Другие публикации:  Трудовой договор главбух образец

Abstract: The article deals with the basic conditions of termination of the rent, provided by the legislation of the Russian Federation; analyzed legislation approach to defining the various conditions of termination of the rent at the present time. We consider the individual characteristics of the various conditions of termination of the rent.

Ключевые слова: договор аренды; условия расторжения; досрочное расторжение; арендатор; арендодатель; соглашение сторон; судебный порядок; односторонний порядок.

Keywords: rental contract; termination conditions; the early termination; the tenant; the landlor; the agreement of the parties; a court order; a unilateral order.

Гражданский Кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) [4] [5]в качестве общего правила определяет, что основой для изменения и расторжения договора обозначается соглашение сторон, если другого не устанавливает сам ГК РФ, другие законы или договор (п.1 ст.450 ГК [4]). Основания и порядок изменения и расторжения договора аренды урегулированы нормами гл. 29, ст. ст. 619, 620 ГК РФ[5].

Договор также может быть, за исключением указанного п. 1 ст. 450 ГК РФ, изменен или расторгнут:

— по требованию одной из сторон в судебном порядке на основании п. 2 ст. 450, ст. 451 ГК РФ;

— в одностороннем внесудебном порядке (п. п. 1, 2 ст. 310 ГК РФ) [4].

Нужно отличать одностороннее расторжение договора по требованию одной из сторон от одностороннего отказа от исполнения обязательств.

В п. 2 ст. 450 ГК РФ указано несколько фактов, при которых возможно изменение или расторжение договора по требованию одной из сторон по решению суда:

— когда нарушены условия другой стороной договора и эти деяния могут быть оценены как существенное нарушение, то есть нарушение, влекущее для контрагента такой ущерб, при котором он в большой степени лишается того, на что был вправе полагаться при подписании договора;

— в прочих случаях, которые предусмотрены ГК РФ, другими законами или договором[4].

В соответствии со ст. 619 ГК РФ договор можно досрочно расторгнуть в судебном порядке по требованию арендодателя, если арендатор:

1) использует имущество существенно нарушая условия договора или назначение имущества либо с большим количеством нарушений;

2) сильно ухудшает имущество;

3) больше 2-х раз подряд после срока, установленного договором платежа, не оплачивает аренду;

4) не делает капитальный ремонт имущества в указанные сроки, а при их отсутствии в разумные сроки, если выполнение такого ремонта — это обязанность арендатора[5].

Надо отметить, что объяснение положений ГК РФ о существенном нарушении обязательства требует более детального исследования правоприменительной практики, создающиеся в отдельных частях деятельности с участием разных субъектов и учитывая реальные фактические обстоятельства исполнения договорных обязательств. С недавних пор из общего договорного права выделяются нормы, которые регулируют договорные отношения между потребителями и коммерческими организациями. Законодателю необходимо признать, что общее договорное право не дает простому человеку нужных средств защиты от больших организаций. Следовательно, нужно предоставить потребителям дополнительные правовые и процессуальные гарантии охраны их интересов в отношениях с большими юридическими фирмами, включая возложение на юридические организации дополнительных обязанностей.

Употребительно к важному нарушению предлагается оценить соотношение ущерба относительно ожидаемого результата. «По этой причине вполне возможно удовлетворение требования о расторжении договора при нарушении, незначительном по размеру ущерба, и равно отказ в удовлетворении такого же требования, несмотря на то, что ущерб оказался весьма значительным. Решение суда зависит лишь от того, является ли действительно существенной разница между тем, на что вправе была рассчитывать сторона, заключая договор, и тем, что в действительности она смогла получить» [3].

Стороны могут предусмотреть в договоре или соглашении следующие условия:

— о праве требовать возврата, исполненного при расторжении;

— о моменте исправления или расторжения договора.

В соответствии с общим правилом стороны не имеют права требовать возвращения того, что было исполнено ими по договору до момента его изменения или расторжения. Однако, если одна из сторон приняла исполнение, но свое обязательство не исполнила или предоставила неравноценное исполнение, другая сторона может требовать возврата, исполненного в качестве неосновательного обогащения (п. 4 ст. 453 ГК РФ) [4]. Исключения составляют случаи, когда другое предусмотрено законом или договором либо следует из существенных обязательств [9].

Из-за специфики арендных правоотношений только арендодатель в праве вернуть исполненное, а именно вернуть полученный аванс. Исполнение, которое получает арендатор (предоставление имущества во временное владение и (или) пользование), фактически вернуть нельзя. Возврат арендованного имущества не является возвратом исполнения и регулируется самостоятельными нормами Гражданского кодекса РФ (ст. 622 ГК РФ) [5].

Касательно более детального анализа правоприменительной практики, возникающей в отдельных сферах деятельности, следует изучить ситуацию, в которой расторгая договор на основании ст. 619 ГК РФ [5] в случаях, указанных в п. 9 ст. 22 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), арендодатель должен доказать, что арендатор существенно нарушил договор [6].

Исходя из положений Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» [4] (далее — Постановление ВАС) можно определить, что, применяя п. 9 ст. 22 ЗК РФ [6], арбитражные суды, допускают досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более пяти лет, по требованию арендодателя только если существует решение суда и при существенном нарушении условий договора арендатором. При этом Постановление ВАС предлагает руководствоваться следующим: «В отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных ст. 46 ЗК РФ и ст. 450 и 619 ГК РФ, п. 9 ст. 22 ЗК РФ устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в ст. 619 ГК РФ, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка» [10].

Еще одним примером из практики рассмотрения вопросов расторжения договора аренды, ввиду нарушения существенных условий последнего, может служить Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.08.2006 по делу N А56-48357/2005(далее — Постановление ФАС) [8]. Данное Постановление ФАС указывает: «. В соответствии с материалами дела следует, что в этом конкретном случае основой для предъявления требования о досрочном расторжении договора послужило то обстоятельство, что во 2-ом и 3-ем кварталах 2005 года арендатор внес арендную плату не в полном объеме. Это нарушение оценивается с относительности его существенности; для оценки степени существенности нарушения могут иметь значение длительность периода просрочки, размер недоплаты и причины недоплаты . » [8]. Из вышеописанного в Постановлении ФАС следует, что длительность периода просрочки, размер и причина внесения арендной платы не в полностью являются факторами, которые имеют влияние на степень существенности нарушения условий договора аренды.

В силу диспозитивности п. 3 ст. 453 ГК РФ в договоре или соглашении о его расторжении стороны могут установить, что договор считается измененным или расторгнутым, не начиная с времени заключения соответствующего соглашения, а, допустим, с указанной в нем даты. Если время изменения и прекращения договора не согласовано, обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения об изменении или расторжении договора, если иное не следует из соглашения или характера изменения договора (п. 3 ст. 453 ГК РФ) [4].

Из положений п. 3 ст. 615 ГК РФ следует, что арендодатель имеет вправо обратиться в суд с иском о расторжении договора в том случае, если арендатор использует имущество не по назначению или с нарушением условий договора [5].

Надо учитывать, что арендодатель имеет право обратиться в суд с данным иском только после того, как арендатору будет направлено письмо с предупреждением о необходимости исполнить обязательство в разумный срок (ч. 3 ст. 619 ГК РФ) [5].

Если арендатор не вносил арендную плату более 2-х раз подряд, арендодатель даже, если долг оплачен арендатором имеет право обратиться в суд с иском о расторжении договора в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 619 ГК РФ. Но сделать это он обязан в разумный срок, иначе право на расторжение договора в связи с допущенным арендатором нарушением будет утрачено [5].

Из закона (ст.ст. 606-624; 650-655 ГК РФ) следует, что договор аренды не расторгается во внесудебном одностороннем порядке. И только, когда соблюден процесс досудебного урегулировании спора между участниками договора, пострадавшая сторона имеет право обратиться в суд [5].

Анализируя ситуацию, когда договор аренды расторгнут досрочно по требованию арендодателя видно, из положений ст. 452 ГК РФ [4], что предусмотрен общий порядок расторжения договора, в соответствии с которым, требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в 30 дневный срок.

Учитывая нормы ст. 619 ГК РФ, арендодатель имеет право на требование досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения (уведомления) о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок [5].

Т. е., законодатель разделяет предложение о расторжении договора и о предупреждении о необходимости устранить допущенные арендатором нарушения.

Если договор расторгнут по инициативе арендодателя, то, для соблюдения досудебного порядка урегулирования спора арендодателю нужно направить арендатору предупреждение о необходимости исполнения своих обязательств по договору и предложение о расторжении договора, как следствие невыполнения предупреждения. Также стоит отметить, что в одном письме могут быть заявлены предупреждение о надлежащем исполнении обязательств по договору и предложение о расторжении договора.

Говоря о порядке досрочного расторжения договора по предложению арендатора стоит отметить, что ГК РФ не имеет специального правила, которое обязывало бы его заранее предупредить арендодателя о надобности исполнения им обязательств, до подачи арендатором иска о расторжении договора аренды в суд. Это не значит, что арендатор незамедлительно обратится в суд с иском о расторжении договора аренды, ибо в силу общей нормы (ст. 452 ГК РФ) сторона может обратиться в суд с иском о расторжении договора только после отправки своему контрагенту предложение расторгнуть договор [4].

Делая вывод из вышеописанных обстоятельств, для того чтобы досудебный порядок урегулирования спора о расторжении договора по требованию арендодателя можно было считать соблюденным, надо предоставить суду доказательства:

1) о направлении арендатору письменного уведомления о необходимости исполнения им обязательств по договору аренды в разумный срок;

2) направления арендатору предложения о расторжении договора, как следствие невыполнения уведомления;

3) получения от другой стороны отказа на предложение расторгнуть договор или неполучения ответа в тридцатидневный срок, если в предложении не установлен иной срок расторжения договора [1].

Если другое не предусмотрено договором аренды, за досрочным прекращением договором аренды следует прекращение заключенного в соответствии с ним договора субаренды.

Когда прекращает действие договор аренды объект должен быть возвращен арендодателю по акту приема-передачи. Порядок оформления этого документа такой же, как оформление передаточного акта, подписываемого в начале срока действия договора при передаче имущества арендатору. В акте необходимо отразить, такие параметры, как: состояние собственности, возврат имущества в определенный момент времени, место возврата движимого имущества. Арендатор обязан вернуть арендодателю имущество при прекращении договора. При этом имущество необходимо вернуть в том состоянии, в котором оно было получено арендатором, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (к примеру, после реконструкции, если по договору у арендатора была такая обязанность).

От основания, по которому договор аренды был расторгнут зависят и последствия расторжения этого договора для обеих сторон. В соответствии с общим правилом, сторона, которая не исполнила или ненадлежащим образом исполнила условия договора, должна возместить другой стороне вызванные этим убытки. Обычно, преимуществом при получении каких-либо штрафов пользуется арендодатель. Это штрафы и пени за не вовремя оплаченную арендную плату; за передачу (без согласования с арендодателем) прав на аренду третьим лицам; за нарушение строительных норм и правил при перепланировке или реконструкции арендованного помещения; за не вовремя переданное арендованное помещение после прекращения договора аренды [2].

Как показывает практика арендодатель довольно часто предусматривает в условиях договора предварительный взнос – обеспечительный платеж в размере 1-2 месячной арендной платы. Арендатор производит его оплату при заключении договора и депозит ему не возвращается в случае досрочного расторжения договора по инициативе арендатора.

Подводя итог, можно прийти к заключению, что расторжение договора аренды по инициативе обеих сторон возможно не только по основаниям, предусмотренным ГК РФ, но и по основаниям, которые установлены соглашением сторон. Что касается одностороннего расторжения договора аренды, то как было указано выше, он возможен при соблюдении процедуры предупреждения одной из сторон договора о данном намерении, при этом, учитывая сроки получения или не получения ответа на уведомление. Для более детального рассмотрения особенностей расторжения договора аренды с государственными или муниципальными организациями, а также договора аренды земельного участка на продолжительный срок, необходимо обращать внимание на регулирующее данный вид правоотношений законодательство.

Особенности международного договора аренды транспортных средств

Глава 1. Особенности договора аренды транспортного средства

1.1 Отдельные виды договора аренды

1.2 Существенные условия договора аренды транспортного средства

Глава 2. Особенности внешнеэкономических договоров аренды транспортного средства

2.1 Обязательственное право в международном праве

2.2 Виды международной аренды транспортного средства

Глава 3. Вступление России в ВТО и развитие национального транспортного рынка

Список использованной литературы

Для осуществления своей деятельности субъектам хозяйствования приходится использовать различные транспортные средства, в частности автомобили. При этом не всегда есть возможность их приобретения, поэтому автомобили часто берутся в аренду. Один из самых распространенных форм договоров — договоры аренды, в которых предприниматели выступают в качестве либо арендаторов, либо арендодателей.

Правовому регулированию различных видов арендных отношений посвящена глава 34 Гражданского кодекса РФ. Согласно статье 625 кодекса, к отдельным видам договоров аренды и договорам аренды отдельных видов имущества применяются общие положения об аренде1.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса РФ договор аренды относится к числу гражданско-правовых договоров, в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить арендатору определенное имущество во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор должен уплачивать за это арендодателю арендную плату. При этом продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Последнее время становятся очень актуальными международное сотрудничество как с отдельными предпринимателями, так и с предприятиями. Это обусловлено, в первую очередь, общим расширение международного делового сотрудничества.

В целях защиты национального рынка транспортных услуг от недобросовестной конкуренции коммерческое присутствие иностранных перевозчиков будет зависеть от выполнения таких требований, как образование юридического лица на территории России, обязательного российского гражданства для водителей, а также руководителя и двух третей руководящего состава.

В результате интеграции России в международное экономическое сообщество существенно возрастают экспортно-импортные потоки, что увеличит нагрузку на транспортную инфраструктуру.

Другие публикации:  Образец исковое заявления об уточнении в рк

Однако интеграция в мировое экономическое сообщество, при всех своих очевидных выгодах, требует серьезной подготовки2. Это требует от России принятия обязательств по дальнейшей либерализации доступа поставщиков иностранных услуг на российский рынок, что может привести к значительному усилению их позиций. Между тем, российский рынок характеризуется низким уровнем конкурентоспособности значительной части отечественных поставщиков услуг.

Вышесказанное определяет актуальность проблемы, которая позволяет не только подойти по-новому к вопросу аренды транспортного средства, но и рассмотреть данный вопрос с точки зрения международного законодательства.

Степень научной разработанности проблемы. Понятие договора аренды широко используется в юридической науке и правоприменительной практике, что обусловлено распространенностью данного договора в гражданском обороте.

Отдельные стороны проблемы применения норм гражданского законодательства о договоре аренды, неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты договора аренды разрабатывали такие ученые, как Витрянский В.В., Суханов Е.А., Козырь О.М., Завидов Б.Д., Павлодский Е.А., Покровский И.А., Иоффе О.С., Брагинский М.И., Дозорцев В.А., Садиков О.Н., Богачева Т.В., и ряда других авторов.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей заключения договоров аренды транспортного средства в рамках международного сотрудничества.

Задачами данной работы является:

всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования договора аренды;

анализ международного законодательства и применения права в области заключения, расторжения и исполнения договоров аренды транспортного средства;

рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих договор аренды.

Объектом научного анализа настоящей работы являются договор аренды как теоретическая категория и как правовое явление международного сотрудничества.

Предметом данной работы является нормативно-правовые акты и источники, судебная практика.

Глава 1. Особенности договора аренды транспортного средства

1.1 Отдельные виды договора аренды

В понятие договор аренды имущества входят различные виды договоров: отдельные виды аренды и аренда отдельных видов имущества. По этому договору одно лицо (арендодатель) обязуется предоставить другому лицу (арендатору) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. К числу таких договоров, признаваемых отдельными видами аренды или арендой отдельных видов имущества, относятся договоры: проката, аренды транспортных средств, аренды зданий и сооружений, аренды предприятий, финансовой аренды (лизинга)3.

Это связано с желанием выделить наиболее простой и оптимальный способ правового регулирования сходных правоотношений.

Такой подход избавил законодателя от необходимости всякий раз воспроизводить в ГК одни и те же нормы, регулирующие большую часть условий этих договоров, что было бы необходимо сделать, если бы им было необходимо обеспечить самостоятельный характер.

Какой-либо единый критерий для разграничения отдельных видов договора аренды отсутствует. Глава 34 ГК4, регламентирующая договор аренды и его отдельные виды, строится принципу: в отношении отдельных видов договора аренды определяется набор характерных особенностей (квалифицирующих признаков), выделяющих соответствующий договор в отдельный вид аренды либо в аренду отдельного вида имущества при сохранении с договором аренды отношений рода и вида. Причем применительно к различным видам договора аренды квалифицирующие признаки обнаруживаются в самых разных элементах договора: его субъектах, предмете, существенных условиях и т.п. Законодатель не заботится о проведении четких граней между отдельными видами договора аренды. С точки зрения эффективности правового регулирования главное — четко выделить особенности соответствующих договоров и обеспечить их адекватное регулирование с помощью специальных правил, исключающих применение корреспондирующих им общих положений о договоре аренды.

Договор аренды транспортных средств имеет свои отличия по отношению к договору аренды (общим положениям). Во-первых, арендодателем по такому договору может выступать лишь собственник (владелец) транспортного средства (особенность в субъектном составе). Во-вторых, в аренду передается транспортное средство с экипажем или без экипажа (особенность в объекте). В-третьих, транспортное средство передается арендатору на условиях оказания последнему услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства или без таковых (особенности в предмете договора).

Существо специальных правил применительно к договорам, представляющим собой отдельные виды договора аренды, диктуется особенностями указанных договоров.

1.2 Существенные условия договора аренды транспортного средства

Договор аренды автомобиля выделяется в качестве отдельного вида договора аренды исходя из его предмета, которым может стать любой автомобиль, т.е. техническое устройство по перевозке грузов, пассажиров и багажа, движущееся в пространстве5. Нетрудно обнаружить, что и ранее в транспортных уставах и кодексах подвергались специальной регламентации отношения, связанные с автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским, внутренним водным транспортом. Это объясняется тем, что отдельные транспортные средства, входящие в состав указанных видов транспорта, обладают особыми признаками, имеющими гражданско-правовое значение, являющимися сложными техническими устройствами и одновременно источниками повышенной опасности для окружающих. Именно эти качества транспортных средств требуют выделения соответствующих договоров аренды автомобиля в отдельный вид.

Перечень транспортных средств, которые могут быть переданы по договору аренды без водителя, определяются существующими видами транспорта: автомобильный; водный, воздушный железнодорожный транспорт и др.6 Договор аренды автомобиля без экипажа не стал самым распространенным в юридической практике из-за широкого распространения практики передачи автомобиля «по доверенности».

Договор аренды автомобиля без водителя — это гражданско-правовой договор, по которому одна сторона (арендодатель) предоставляет второй стороне (арендатору) транспортное средство за плату во временное пользование и владение без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Как видно из определения, цель договора аренды автомобиля для арендатора — получить во владение и пользование транспортное средство и самостоятельно осуществлять его техническую и коммерческую эксплуатацию. Целью договора аренды без водителя для арендодателя — сдать транспортное средство в аренду и получать за его временное пользование и владение арендатором арендную плату.

Основные характеристики договора аренды автомобиля без водителя следующие7:

Цель договора аренды автомобиля — получить во владение и пользование транспортное средство и самостоятельно осуществлять его техническую и коммерческую эксплуатацию.

предмет договора — транспортное средство любого вида;

управление и техническую эксплуатацию автомобиля осуществляет арендатор самостоятельно или при помощи третьего лица;

автомобиль передается арендатору во владение и пользование, т.е. арендодатель не сохраняет владение предметом

Договор аренды автомобиля без водителя является консенсуальным, возмездным и двусторонним.

Предмет договора аренды автомобиля без экипажа.

Предмет договора аренды автомобиля без экипажа является его существенным условием, а значит при заключении договора аренды автомобиля без водителя его необходимо конкретизировать

Для заключения договора аренды автомобиля без экипажа необходимо понимать что подразумевается законодательством под автомобилем или, как приводится в ГК РФ, «транспортным средством». Законами ГК РФ под транспортным средством понимаются технические устройства, способные к перемещению в пространстве и предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов; обладающие свойствами источника повышенной опасности; использование которых регламентируется транспортными уставами и кодексами. С этих позиций аренда трубопроводного транспорта будет являться не чем иным, как арендой сооружения. По второму признаку аренда конной повозки с неизбежностью будет отнесена к аренде движимой вещи, но не к аренде транспортного средства. По этой же причине нельзя будет признать предметом договора аренды транспортных средств велосипед. По третьему признаку к предмету договора аренды транспортных средств нельзя отнести мотоцикл.

Договор аренды автомобиля без водителя должен содержать точное, емкое и исчерпывающее описание передаваемого в аренду транспортного средства: тип транспортного средства, его характеристики, марку, модель, идентификационный номер и т.д.

Стороны договора аренды автомобиля без экипажа.

Сторонами договора аренды автомобиля без водителя являются арендодатель и арендатор. Законодательство РФ не предъявляет особых требований к субъектному составу договора аренды транспортного средства без экипажа. В качестве сторон могут выступать любые юридические лица или дееспособные граждане.

Форма договора аренды автомобиля без экипажа.

Форма договора аренды транспортного средства без экипажа является простой письменной независимо от его срока или предмета. То есть договор аренды транспортного средства без экипажа целесообразно оформлять в виде единого документа, подписанного сторонами.

К аренде транспортных средств без экипажа не применяются правила о государственной регистрации права аренды недвижимого имущества(ст.633 ГК РФ), хотя большинство транспортных средств: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические транспортные средства — являются в силу указания закона (ч.2 п.1 ст.638 ГК РФ) недвижимым имуществом.

Существенные условия договора аренды транспортного средства без экипажа.

Существенными условиями договора аренды транспортного средства без экипажа являются:

Предмет договора. При заключении договора аренды автомобиля без водителя необходимо конкретизировать и описать транспортное средство: тип, марку, модель, цвет, идентификационный номер и т.д.

Арендная плата. В договоре аренды автомобиля без экипажа должен быть обязательно указан размер и порядок внесения арендной платы. Условие об этом может быть указано как в тексте договора аренды транспортного средства с экипажем, так и в приложении «График арендных платежей»

Ответственность сторон по договору аренды автомобиля без экипажа.

Содержание договора аренды транспортного средства без экипажа по сравнению с общими правилами об аренде изменено в сторону расширения обязанностей арендатора.

Арендатор, в дополнение к общим обязанностям по договора аренды автомобиля без водителя, должен:

В течение всего срока договора поддерживать в надлежащем состоянии сданное в аренду транспортное средство, включая осуществление текущего и капитального ремонта, предоставление необходимых принадлежностей.

Своими силами осуществлять управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую так и техническую. В этих целях арендатор может нанять экипаж или эксплуатировать транспортное средство и управлять им лично.

Нести расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других, расходуемых в процессе эксплуатации, а также расходы на страхование своей ответственности.

Причем, две последние обязанности арендодателя являются диспозитивными нормами договора аренды автомобиля без водителя, а первая — императивной. Необходимо также отметить право арендатора сдавать транспортное средство в субаренду без согласия арендодателя (п.1 ст.638 ГК РФ), если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа.

Арендодатель, в изъятие из его обычных обязанностей по договору аренды автомобиля, должен:

Предоставить арендатору транспортное средство в надлежащем состоянии.

Приложения к договору аренды автомобиля без экипажа.

Договор аренды автомобиля без экипажа содержит приложения:

Перечень арендованных транспортных средств;

График арендных платежей.

Сопутствующие документы к договору аренды автомобиля без экипажа.

Договор аренды автомобиля без экипажа содержит сопутствующие документы:

Акт приема-передачи транспортного средства;

Протокол согласования разногласий.

Глава 2. Особенности внешнеэкономических договоров аренды транспортного средства

2.1 Обязательственное право в международном праве

Самой крупной подотраслью международного права является обязательственное право8. Оно регулирует общественные отношения, связанные с иностранным сотрудничеством. Обязательственное право может касаться различных сторон предпринимательской деятельности, например: приобретение товаров в собственность, сдача имущества в аренду, перевозка грузов, пассажиров и багажа, оказание услуг, кредитование и расчеты, страхование и т.д.

Многочисленные и разнообразные обязательственные правоотношения в совокупности составляют систему обязательств. В зависимости от оснований возникновения, все обязательства делятся на два типа: договорные и внедоговорные обязательства. Договорные обязательства возникают на основе заключенного договора, а внедоговорные предполагают в качестве своего основания неправомерные действия (деликты).

Основаниями возникновения обязательств являются как правило договоры и односторонние сделки,.

Основной тенденцией современной мировой экономики является углубление международного разделения труда и, как следствие, интенсификация обменов товарами и услугами между производителями и потребителями из различных стран. Международный экономический оборот оформляется внешнеэкономическими сделками, по своей природе близкими к гражданско-правовым. В то же время международная коммерческая сделка имеет ряд особенностей и отличий9.

При унификации права международной торговли к международной продаже были отнесены все те случаи, когда:

1) стороны, совершающие сделку, находятся в разных странах (и этот критерий относится к частно-правовому регулированию);

2) товар перемещается через границу (этот критерий характерен для таможенного, налогового регулирования, т.е. является определяющим в сферах публичного права).

Отличительной чертой правового обеспечения международной коммерческой сделки является тесное взаимодействие норм различной системно-правовой принадлежности: норм международного и национального права10. Сфера торговых отношений имеет наиболее унифицированное законодательство и наибольшее число международных соглашений.

До момента подписания договора стороны должны согласовать все его существенные условия в требуемой форме. Форма договора — это способ выражения волеизъявления сторон. Боле распространенным является термин «требования к оформлению сделки». Сюда могут быть отнесены требования о подписании договора на специальном бланке, наличие печатей, необходимость регистрации в контролирующем органе. Конкретный перечень этих требований различается в зависимости от применимого права. Договоры могут совершаться в устной или письменной формах (простой или нотариальной).

В законодательстве большинства государств существуют специальные императивные коллизионные нормы о форме и порядке подписания сделок. В частности, российское законодательство подчиняет форму сделки праву места ее совершения (генеральная коллизионная привязка — ст. 1209 ГК РФ). Если сделка заключена за границей РФ и в ней не соблюдена требуемая форма, она не будет признана недействительной, если соблюдены требования российского права (альтернативная коллизионная привязка, применимая в случае совершения сделки за пределами территории РФ).

В российском праве предусмотрена обязательная простая письменная форма внешнеэкономических сделок, если хотя бы одной из сторон является российское юридическое лицо. Сделки с недвижимостью, с точки зрения формы, подчиняются исключительно праву места нахождения вещи, а в отношении недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр Российской Федерации, — российскому праву (п. 3 ст. 1209 ГК РФ)11.

Коллизионные нормы в отношении формы сделки содержатся в ст. 11 Киевского соглашения «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» 1992 г. и ст.ст. 39 и 40 Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., некоторых двусторонних договорах о правовой помощи.

Несоблюдение требований о форме сделки может служить основанием для признания ее недействительной.

При регулировании договорных обязательств основным коллизионным принципом для определения применимого права выступает принцип автономии воли сторон. Это означает, что стороны могут указать в самом договоре или договориться потом о праве, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по их договору (ст. 1210 ГК РФ).

Выбранное право будет считаться действительным, независимо от времени определения данного права12. То есть оно имеет обратную юридическую силу. При чем выбранное право может применяться Однако необходимо следить, чтобы одна сторона не подчинялась законодательству одного государства, а вторая сторона – другого, в этом случае создается коллизия правового регулирования. Поэтому в подобных случаях рекомендуется пользоваться этим инструментом в исключительных случаях.

Предусмотрены некоторые ограничения автономии воли: выбор сторон не может отменить действие императивных норм права страны, с которой договор реально связан (п. 5 ст. 1210 ГК РФ). Это положение призвано предотвратить обход императивных норм национального права при помощи выбора права другого государства.

Принцип автономии воли сторон нашел свое отражение в ряде универсальных и региональных международных соглашений. К ним относятся Гаагская Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже товаров, 1955 г., Гаагская Конвенция о праве, применимом к агентским соглашениям, 1978 г., Римская Конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 г., Межамериканская Конвенция о праве, применимом к международным контрактам, 1994 г. и др.

Если стороны не выбрали применимое право, то к договору применяется право страны, с которой он наиболее тесно связан, то есть право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора (ст. 1211 ГК РФ). Российский законодатель предусматривает в п. 3 ст. 1211 ГК РФ специальные коллизионные привязки по основным видам внешнеэкономических сделок (например, закон продавца — в договоре купли-продажи, закон перевозчика — в договоре перевозки, дарителя — в договоре дарения и т.д.). Однако следует оговориться, что презумпции, изложенные в этом пункте опровержимы в том случае, если из обстоятельств дела следует иное.

Другие публикации:  Приказ о действиях сотрудников в случае возникновения пожара

Ст. 1215 ГК РФ определяет существенные условия договора а также сферу действия права, подлежащего применению к договору.

В настоящее время все более широкое распространение получают нормы международного коммерческого права (lex mercatoria) — система негосударственного регулирования внешнеторговой деятельности, основу которой составляют резолюции и рекомендации международных организаций по вопросам внешней торговли (общие условия поставок, договоры присоединения, типовые контракты, регламенты и т.д.)13.

Рассмотрим все эти положения на примере договора аренды (или договор имущественного найма) транспортного средства.

Под договором имущественного найма понимают соглашение, по которому одна сторона (наймодатель или арендодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю или арендатору) имущество во временное пользование за установленное вознаграждение, которое другая сторона обязана уплатить.

Как романо-германская, так и англо-американская правовые системы рассматривают договор найма в качестве двустороннего, возмездного и консенсуального. Его предметом служит непотребляемая вещь, движимая или недвижимая. Этот договор широко применяется для регулирования отношений по использованию земли, торгово-промышленных предприятий, зданий и сооружений, средств транспорта и т.д.

В отдельных странах романо-германской правовой системы (Германия, Швейцария) различают имущественный найм и его разновидность — аренду. По договору аренды арендодатель имеет право не только пользоваться вещью, но и извлекать из нее плоды14.

В англо-американском праве различают найм недвижимости и найм движимых вещей. В первом случае у нанимателя возникает ограниченное вещное право, во втором случае — лишь обязательственные права, которые не могут быть предоставлены третьим лицам.

Отношения имущественного найма регулируются исключительно нормами национального законодательства, поскольку в этой области отсутствуют международные унифицированные нормы.

2.2 Виды международной аренды транспортного средства

Международная аренда – это отношения имущественного найма, по которому арендодатель из одной страны передает арендатору из другой страны имущество во временное пользование и за согласованную плату. В ВЭД применяется краткосрочная аренда (рентинг), среднесрочная (хайринг), долгосрочная (лизинг)15.

Рентинг – предусматривает обязательное страхование и техническое обслуживание арендодателем. Ставки складываются под воздействием спроса и предложения на мировом рынке и хорошо известны объекты (транспорт, туристические и др. товары)

Хайринг – транспорт, дорожно-строительные машины, монтажное оборудование. Срок аренды до 1 года. Страхование и тех. обслуживание – в зависимости от условий договора. Сдача в аренду может производиться с эксплуатационным персоналом или без него. Ставки также известны.

Лизинг – это долгосрочная аренда оборудования с помощью и через специализированные компании с возможным последующим выкупом арендатором оборудования. Лизинговая компания по заявке арендатора закупает у поставщика оборудование для использования его в производственных целях арендатором, сохраняя при этом право собственности на объект лизинга до конца лизингового периода. Лизинговая компания получает кредит от кредитной организации, расплачивается с поставщиком и гасит кредит, а также возмещает свои издержки по сделке и получает прибыль из арендных платежей.

Лизинговые сделки по количеству участников бывают16: сделка с двумя участниками (поставщик и арендатор. Это 10-15% от всех лизинговых сделок. В этом случае поставщик выступает и лизингодателем, и описанная выше схема работает также).

Трехсторонняя сделка – поставщик, лизинговая компания, арендатор.

Многосубъектная сделка — когда в лизинг сдается сложное техническое оборудование и для того, чтобы его выкупить лизинговая компания привлекает инвесторов и все они становятся участниками сделки.

Различают несколько видов лизинга:

Финансовый лизинг предусматривает выплату в течение лизингового периода сумм, возмещающих полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыль арендодателя. По истечении лизингового периода арендатор может вернуть объект аренды, заключают новое соглашение на аренду данного оборудования, выкупить объект по остаточной стоимости. Финансовый лизинг отличается наиболее продолжительными сроками использования лизингового имущества, которые могут составлять 10 лет и более.

Операционный лизинг – предполагает возможность лизингодателя сдавать свое имущество, которое он закупает на свой страх и риск, в аренду неоднократно в течение нормативного срока службы этого имущества. Этот вид лизинга позволяет: сократить сроки аренды; возложить риски порчи, утраты или утери объекта лизинга на лизингополучателя.

По объему сервисного обслуживания выделяют «чистый», «мокрый» лизинг, лизинг с неполным набором услуг и генеральный лизинг17.

«Чистый» лизинг – это вид лизинга, при котором все расходы по эксплуатации, ремонту, страхованию используемого оборудования несет арендатор и они не включаются в лизинговые платежи. При этом арендатор обязан содержать объект в рабочем состоянии, тщательно обслуживать его и после окончания срока сделки возвратить лизингодателю в хорошем состоянии с учетом нормального износа.

«Мокрый» лизинг – предусматривает комплексную систему технического обслуживания, ремонта, страхования, а также оказание доп. услуг. Предметом такого лизинга чаще бывает сложное специализированное оборудование.

Лизинг с неполным набором услуг предполагает заранее согласованное разделение функций по техническому обслуживанию объекта между сторонами договора.

Генеральный лизинг позволяет при постоянном и проверенном сотрудничестве арендатора с лизинговой компанией заключить общее соглашение по предоставлению лизинговой линии, по которой можно брать оборудование без заключения дополнительного контракта.

Компенсационный лизинг предусматривает оплату обязательств лизингополучателем поставкой продукции, выпускаемой на взятом в лизинг оборудовании или в форме оказания встречных услуг. Он особенно эффективен при недостатке у предприятия валютных средств для приобретения высокопроизводительных машин и оборудования.

Возвратный лизинг – его сущность состоит в том, что собственник оборудования продает лизинговой компании оборудование, а затем берет его в аренду, то есть продавец оборудования превращает в лизингополучателя. С коммерческой точки этот вид лизинга выгоден тогда, когда фирма испытывает острую нужду в средствах.

К преимуществам международного лизинга для страны лизингополучателя относятся: лизинг увеличивает конкуренцию между источниками финансирования; лизинг повышает общий уровень капиталовложений; сумма лизинговых сделок не учитывается в подсчете нац. задолженности, т.е. появляется возможность повысить лимиты кредиторской задолженности, установленным МВФ по отдельным странам.

Международный лизинг подразделяется на прямой экспортный, прямой импортный, транзитный. Технологически они реализуются с помощью договоров, заключаемых: отечественной лизинговой компанией непосредственно с зарубежным арендатором.

Прямой международный лизинг представляет собой сделку, где все операции совершаются между коммерческими организациями с правом юридического лица из двух разных стран. Его привлекательность состоит в том, что: лизингодатель имеет возможность получить экспортный кредит в своей стране и тем самым расширить рынок сбыта своих товаров и услуг; арендатор обеспечивает полное финансирование использование современных машины, оборудования и ускоренное техническое переоснащением производства. Различие экспортного и импортного лизинга определяется страной месторасположения лизингодателя и лизингополучателя. При импортном лизинге поставщик находится за рубежом, а при экспортном – зарубежным партнером является лизингополучатель18.

Транзитный (косвенный) международный лизинг имеет место в случаях, когда лизингодатель одной страны берет кредит или приобретает имущество в другой стране и поставляет его арендатору в третью страну. Инвестирование в транзитный лизинг по сравнению с прямыми сделками имеет для арендодателя следующие преимущества: получение доступа к местным фин. источникам; уменьшение риска, связанного с обменом валюты; расширение номенклатуры сдаваемых в аренду технических средств; снижение налоговых барьеров за перевод лизинговых платежей за границу; снятие ограничений на деятельность иностранных партнеров-лизингодателей; упрощение процедуры регистрации имущества на имя иностранных владельцев; расширение иностранных рынков сбыта производимой продукции.

Договор лизинга имеет некоторые особенности: оговаривается тех. состояние оборудования, фиксируется срок аренды. Арендодатель может обязываться информировать арендатора о появлении более современного оборудования и поставлять его при перезаключении контракта. Оговаривается право выкупа после завершения лизингового периода, Возможность пролонгирования контракта. Может устанавливаться базисный период, в течение которого стороны не имеют права расторгнуть контракт.

Глава 3. Вступление России в ВТО и развитие национального транспортного рынка

Одной из важнейших задач Российской Федерации на среднесрочную перспективу является завершение переговоров о присоединении к ВТО. Существует много плюсов и минусов вступления в ВТО19.

Общеизвестны аргументы в пользу вступления страны в данную организацию. Предприятиям страны открывается доступ к более дешевым импортным комплектующим и сырью, а населению — к более дешевым товарам и услугам, что в свою очередь способствует повышению уровня жизни.

Полноправное членство России в ВТО применительно к транспорту будет способствовать:

расширению транспортно-экономических связей России с зарубежными государствами;

привлечению в страну столь необходимых для транспортного комплекса иностранных инвестиций;

повышению качества предоставляемых транспортных услуг для российских потребителей и снижению их издержек;

урегулированию проблем дискриминационного отношения к России со стороны зарубежных стран;

распространению на многосторонней основе действия на Россию режима наибольшего благоприятствования, улучшению условий транзитных перевозок через территорию России (важной статьи национального экспорта транспортных услуг);

использованию российскими перевозчиками транспортно-логистических и терминальных систем зарубежных стран, а также их передового опыта по созданию сервисных служб, информационных систем, удовлетворяющих современным нормам и стандартам качества;

разрешению спорных вопросов в рамках механизма ВТО.

Правовую основу регулирования торговли услугами в рамках Всемирной торговой организации составляют Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и являющиеся неотъемлемой его частью индивидуальные перечни принимаемых странами — членами ВТО, так называемых, специфических обязательств по доступу на их национальные рынки услуг.

Специфические обязательства принимаются в отношении услуг, оказываемых на коммерческой основе, и непосредственно определяют уровень доступа иностранных поставщиков на внутренний рынок услуг и условия их деятельности. Специфические обязательства являются предметом согласования (переговоров) со всеми заинтересованными участниками ВТО.

Принятие обязательств ГАТС и согласование специфических обязательств по доступу на рынок услуг — это одно из необходимых условий присоединения России к ВТО.

Согласование конкретных условий доступа на российский рынок является предметом и смыслом переговоров о присоединении.

В настоящее время переговорный процесс по присоединению России к ВТО в части транспортных услуг вышел на качественно новый уровень — от информационно-разъяснительной фазы к реальным переговорам со странами-членами ВТО по определению взаимоприемлемого уровня доступа иностранных поставщиков транспортных услуг на российский рынок. Начата подготовка доклада о присоединении Российской Федерации к ВТО, который определит системные условия членства России.

Характерной чертой российских предложений по транспортным услугам является широкое использование изъятий из режима наибольшего благоприятствования. Любое использование изъятий должно тщательно обосновываться и не иметь более широкий охват, чем абсолютно требуемый. Изъятия могут в некоторых случаях дополнять специфические обязательства, если это отражает общую и уже существующую либеральную практику, установленную в некоторых видах транспортной деятельности.

В целях защиты национального рынка транспортных услуг от недобросовестной конкуренции коммерческое присутствие иностранных перевозчиков будет зависеть от выполнения таких требований, как образование юридического лица на территории России, обязательного российского гражданства для водителей, а также руководителя и двух третей руководящего состава20.

Вместе с тем, членство в ВТО может создать проблемы для отечественных операторов на ряде сегментов рынка транспортных услуг, деятельность которых не регламентирована или недостаточно регламентирована законодательством. Дополнительные проблемы могут возникать в связи с несоответствиями между отечественной и международной практикой обеспечения конкуренции и недискриминационности.

В результате вступления России в ВТО существенно возрастут экспортно-импортные потоки, что увеличит нагрузку на транспортную инфраструктуру.

Однако интеграция в мировое экономическое сообщество, при всех своих очевидных выгодах, требует серьезной подготовки. Присоединение к ВТО потребует от России принятия обязательств по дальнейшей либерализации доступа поставщиков иностранных услуг на российский рынок, что может привести к значительному усилению их позиций. Между тем, российский рынок характеризуется низким уровнем конкурентоспособности значительной части отечественных поставщиков услуг.

В области автомобильного транспорта России предлагается принять обязательства в отношении международных пассажирских и грузовых перевозок, аренды коммерческих транспортных средств с водителем, а также услуг по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств.

Вступление России в ВТО не окажет немедленного негативного влияния на деятельность российских автомобильных перевозчиков при условии сохранения действующего порядка регулирования международных автоперевозок. С этой целью услуги по международным автомобильным перевозкам исключаются из обязательств по автомобильному транспорту и будут регулироваться двусторонними соглашениями о международном автомобильном сообщении. Вместе с тем гораздо менее изученными остаются вопросы стратегических, долгосрочных последствий этого шага для российских автоперевозчиков. Речь идет, в частности, о возможном усилении позиций иностранного капитала в этом секторе, а также о комплексе вопросов, связанных с недавним вступлением КНР в ВТО и присоединении к Конвенции TIR.

Это возможно при реализации следующих задач:

последовательное смягчение и отмена дискриминационных положений налогового и таможенного законодательства, затрудняющих доступ российских перевозчиков к конкурентоспособным транспортным средствам и оборудованию;

обеспечение защиты отечественного рынка международных перевозок на основе проведения политики разумного протекционизма с применением мер тарифного и нетарифного регулирования;

совершенствование законодательных гарантий стабильности условий предпринимательской деятельности и правовой защиты предпринимателей, обеспечения инвестирования и кредитования российских международных перевозчиков;

отстаивание законных интересов России при совершенствовании механизмов определения квот в рамках многосторонних и двусторонних соглашений об автомобильных перевозках, а также при пересмотре базовых условий этих соглашений;

модернизация производственной базы приграничных пунктов пропуска транспортных средств, упрощение процедур таможенного досмотра и оформления, приведение их в соответствие с мировой практикой;

развитие информационного и телекоммуникационного обеспечения перевозок на международных маршрутах с использованием спутниковых систем и бортовых средств связи;

унификация законодательной и нормативной правовой базы России с соответствующими международными правилами;

развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров.

Все эти факты обуславливают развитие законодательства в области управления, пользования и распоряжения транспортными средствами. Что в свою очередь сказывается на развитие всей экономики в целом.

Для осуществления своей деятельности субъектам хозяйствования приходится использовать различные транспортные средства, в частности автомобили. При этом не всегда есть возможность их приобретения, поэтому автомобили часто берутся в аренду. Один из самых распространенных форм договоров — договоры аренды, в которых предприниматели выступают в качестве либо арендаторов, либо арендодателей.

Правовому регулированию различных видов арендных отношений посвящена глава 34 Гражданского кодекса РФ. Согласно статье 625 кодекса, к отдельным видам договоров аренды и договорам аренды отдельных видов имущества применяются общие положения об аренде.

В понятие договор аренды имущества входят различные виды договоров: отдельные виды аренды и аренда отдельных видов имущества. По этому договору одно лицо (арендодатель) обязуется предоставить другому лицу (арендатору) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Договор аренды транспортных средств имеет свои отличия по отношению к договору аренды