Блог

Налог считается законно установленным если

Условия, при которых налог считается установленным

Как правило, в юридической литературе «налогообложение» определяют процесс установления и взимания налогов, а также порядок уплаты налогов юридическими и физическими лицами. Однако это слишком узкий подход. Несколько шире этот термин раскрывает Д.В. Тютин, который под налогообложением понимает урегулированный правом процесс уплаты налогов, а также связанные с ним процессы (в том числе введение и отмена налогов, взыскание налогов, налоговый контроль, привлечение к ответственности за налоговые правонарушения, защита прав налогоплательщиков и др.).

Не вдаваясь в теоретические дискуссии относительно широты определения термина «налогообложение» представляется, что для бухгалтера и его практической деятельности заслуживают внимания вопросы налогообложения с позиции: 1) условия, при которых налог считается установленным. Льготы; 2) налогоплательщики и налоговые агенты; 3) действие законодательства во времени; 4) разрешение противоречий между нормативными правовыми актами; 5) правила определения налогового периода при создании и ликвидации организации; 6) особенности уплаты налогов. Сроки уплаты; 7) налоговая (уточненная) налоговая декларация (расчет); 8) правила исчисления сроков.

Как определено в ст. 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

В связи с этим, если налогоплательщики или какой-либо элемент налогообложения, указанный в п. 1 ст. 17 НК РФ, не определены, налог не считается установленным.
Как указано в п. 3 ст. 11 НК РФ, понятия «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговый период» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.
В части первой НК РФ содержатся общие положения об обязательных элементах налогообложения (ст. ст. 38, 52, 53, 55, 57, 58). В части второй НК РФ лица, признаваемые налогоплательщиками, и элементы налогообложения указаны применительно к каждому налогу.

Несмотря на то что, как указано в НК РФ: специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ, к сожалению, приходится постоянно обращаться к иному законодательству, что создает достаточно большие сложности для бухгалтера, не обладающего глубокими познаниями в области юриспруденции.
И налогоплательщики, и налоговые органы не могут произвольно изменять либо не применять обязательные элементы налогообложения.

Так, к примеру, в Определении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2007 г. N 372-О-П указано, что налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.

В Постановлении от 27 апреля 2009 г. по делу N А54-3070/2008-С3 ФАС Центрального округа указал, что налоговый орган не вправе изменять продолжительность налогового периода либо рассматривать другие периоды времени в качестве налогового периода, если это не только предусмотрено НК РФ.

Также такой элемент, как налоговая ставка, не может рассматриваться самостоятельно и отдельно как от налогового периода, так и от других элементов налогообложения, установленных п. 1 ст. 17 НК РФ (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 апреля 2011 г. по делу N А05-11163/2010). Следовательно, положения налогового законодательства, возлагающие на налогоплательщика определенные обязанности, действуют с начала налогового периода. Иными словами, налог становится обязательным к уплате с начала налогового периода.

Таким образом, факт установления налога имеет место, только в случае, если определены: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Наличие или отсутствие иных элементов налогообложения, не перечисленных в ст. 17 НК РФ, а равно отсутствие каких-либо коэффициентов не влияет на законность установления налога.

Например, корректирующий коэффициент базовой доходности не является обязательным элементом налогообложения, предусмотренным ст. 17 НК РФ (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 октября 2010 г. по делу N А13-3618/2010). В Определении ВАС РФ от 29 мая 2009 г. N ВАС-3703/09 по делу N А37-1921/2007-16/2 отмечено, что из содержания п. 6 ст. 346.29 НК РФ следует, что корректирующий коэффициент К2 корректирует величину базовой доходности, указанную в НК РФ. Его установление является правом муниципального образования, а не его обязанностью. Поэтому при отсутствии данного коэффициента ввиду его неустановления представительным органом муниципального образования или признания нормативного правового акта, установившего коэффициент, недействующим единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности подлежит исчислению исходя из базовой доходности, размер которой обозначен в НК РФ.

Однако данное обстоятельство может затруднять либо вообще исключать возможность исчисления налога.

Так, в Постановлении от 16 декабря 2011 г. по делу N А64-3021/2011 ФАС Центрального округа указал, что на территории города не может быть установлено одновременно две методики определения значения К2 для исчисления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

В Постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 апреля 2010 г. по делу N А56-48990/2009 указано, что дифференцирование размера корректирующего коэффициента К2 в зависимости от формы собственности субъектов предпринимательской деятельности противоречит основным принципам законодательства о налогах и сборах.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 29 марта 2011 г. N Ф03-807/2011 по делу N А73-8634/2010 отмечено, что определения понятия «среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников» применительно к сфере оказания бытовых услуг в НК РФ не содержится. Отсутствует правовое обоснование определения физического показателя и в решении налогового органа. Ссылка налогового органа на Постановление Росстата от 20 ноября 2006 г. N 69, Приказ Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 несостоятельна и правомерно была отклонена судебными инстанциями как не связанная с вопросами налогового регулирования.

Кроме того, необходимо обращать внимание на положения норм НК РФ, действующих в спорный период. К примеру, в Постановлении ФАС Уральского округа от 14 ноября 2011 г. N Ф09-6788/11 по делу N А60-45086/2010 отмечено, что в проверяемый период НК РФ не содержал порядка определения налоговой базы при первичной уступке денежного требования, отсутствовал объект обложения НДС при передаче имущественных прав по договору цессии у первого кредитора (цедента). Прямая норма — абз. 2 п. 1 ст. 155 НК РФ, устанавливающая порядок определения налоговой базы по НДС при первоначальной уступке в виде разницы между суммой дохода от уступки права требования и размером уступаемого денежного требования, введена в действие только с 1 октября 2011 г.

Таким образом, следует различать:

  • обстоятельства, при которых налог считается неустановленным;
  • обстоятельства, затрудняющие либо исключающие возможность исчисления налога.

Во всех этих случаях применим принцип, закрепленный в п. 7 ст. 3 НК РФ: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. При этом в первом случае налогоплательщик вправе вообще не уплачивать налог. Во втором налогоплательщик либо вправе не уплачивать налог, либо уплачивать его в наиболее выгодном для себя размере. Однако, как следует из п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении вопроса о том, имелись ли неустранимые сомнения и противоречия в актах законодательства о налогах и сборах, которые должны трактоваться в пользу налогоплательщиков, необходимо оценивать определенность соответствующей нормы. А это указывает на то, что до тех пор, пока спор не разрешится в суде, налоговый орган, вероятнее всего, будет полагать, что налог установлен, каких-либо обстоятельств, затрудняющих или исключающих возможность исчисления налога, не имеется.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п. 2 ст. 17 НК РФ).

Как установлено ст. 56 НК РФ, льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налогоплательщик по своему выбору вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

При этом следует иметь в виду, что:

  • освобождение от уплаты налогов также является льготой;
  • льготы носят адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых они распространяются;
  • льготы не относятся к обязательным элементам налога;
  • отсутствие льгот, в том числе для других или некоторых категорий налогоплательщиков, само по себе не влияет на оценку правомерности установления налога.

Таким образом, налоговые льготы предоставляют налогоплательщику возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Отсутствие льгот само по себе не влияет на оценку правомерности установления налога.

Статья 17 НК РФ. Общие условия установления налогов и сборов

СТ 17 НК РФ.

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики
и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах
и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиком.

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения
применительно к конкретным сборам.

Другие публикации:  Сколько стоит страховка на оку в 2019 году

Комментарий к Ст. 17 Налогового кодекса

Комментируемая статья определяет основные начала установления налогов и сборов.

Закрепленная в Конституции РФ обязанность каждого платить налоги и сборы касается только тех налогов и сборов, которые являются законно установленными. Если будет определено, что налог (сбор) не был установлен законно, то не может возникнуть и обязанность уплачивать такой платеж.

Тест на признание налогов и сборов законно установленными не раз применялся в российской судебной практике. Конституционный Суд РФ неоднократно принимал решение о признании установленными незаконно ряда обязательных платежей публично-правовой природы: сбора за пограничное оформление (Постановление КС РФ от 11.11.1997), лицензионных сборов за производство, розлив и хранение алкогольной продукции, за оптовую продажу алкогольной продукции (Постановление КС РФ от 18.02.1997), сбора за отпускаемую электроэнергию предприятиям сферы материального производства (Постановление КС РФ от 01.04.1997), лицензионного сбора за поселение в Московской области (Постановление КС РФ от 02.07.1997) и т.д.

Понятие законно установленных налогов и сборов раскрывается в Налоговом кодексе РФ (в комментируемой статье) и решениях Конституционного Суда РФ. Опираясь на нормы Налогового кодекса РФ и правовые позиции Конституционного Суда РФ, можно заключить, что, во-первых, налоги и сборы должны быть установлены представительными органами государственной власти и местного самоуправления и облечены в соответствующие законодательные акты (федеральные или региональные) или решения представительных органов местного самоуправления, принятые в соответствии с установленной процедурой. Во-вторых, должны быть четко определены все основные элементы налога или сбора, без которых оказывается невозможным исчислить и уплатить этот обязательный публично-правовой платеж. В-третьих, налог должен быть введен в действие.

Значение первого требования, предъявляемого к процессу налогового нормотворчества для того, чтобы налог считался законно установленным, связано с тем, что обязанность по уплате налога должна обязательно облекаться в форму закона (на муниципальном уровне — нормативных правовых актов, принимаемых представительными органами муниципальной власти). Закон является основным источником права, поскольку только в законе может содержаться требование к собственнику безвозмездно передать в виде налога часть его собственности в пользу государства или местного самоуправления. Подобное требование становится легальным только тогда, когда облекается в форму закона. В противном случае оно будет нарушать конституционный принцип защиты собственности.

Рассмотрим понятия установления налога и введения налога.

Установить налог, как это не раз отмечал в своих решениях Конституционный Суд РФ, — не значит только дать ему название, необходимо определить в законе все существенные элементы налогообложения (Постановления КС РФ от 04.04.1996, от 18.02.1997, от 11.11.1997 и др.).

Конституционный Суд РФ особо отмечает, что установить налог можно только путем такого непосредственного перечисления в законе о налоге всех основных элементов налогообложения, при котором эти элементы определены четко и однозначно.

В соответствии с комментируемой статьей Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Элементы налогообложения, необходимые для установления налога, исчерпывающим образом перечислены в той же ст. 17 Налогового кодекса РФ:

— порядок исчисления налога;

— порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Налоговые льготы, активно применяемые в современном законодательстве о налогах и сборах в соответствии с требованиями справедливого налогового регулирования, являются факультативным элементом налогообложения и не относятся к основным элементам налогообложения, без которых налог не будет считаться установленным.

Как это установлено в ст. 12 НК РФ, в зависимости от порядка установления налогов и сборов, а также территории, на которой они считаются обязательными к уплате, все налоги в Российской Федерации делятся на три вида — федеральные, региональные и местные.

Вышеупомянутые нормы Налогового кодекса РФ и правовые позиции Конституционного Суда РФ относятся ко всем трем видам налогов. Однако очевидно, что применительно к установлению региональных и местных налогов возникают дополнительные вопросы, связанные с распределением полномочий между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением по вопросам определения основных элементов региональных и местных налогов.

Еще до принятия Налогового кодекса РФ Конституционный Суд РФ отмечал, что регулирование региональных налогов федеральным законодательством носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным содержанием осуществляется региональным законодательством о налогах (Постановление КС РФ от 21.03.1997).

Налоговый кодекс РФ уточнил объем полномочий по установлению региональных налогов, которыми наделяются законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований. Эти органы определяют в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, налоговые ставки, а также порядок и сроки уплаты региональных и местных налогов соответственно, если эти элементы налогообложения не установлены Налоговым кодексом РФ. Кроме того, им предоставляется право устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Следует отметить, что законодательство о налогах и сборах может делегировать органам государственной власти и местного самоуправления отдельные полномочия в рамках установления налога. Налоговый кодекс РФ может наделить федерального законодателя полномочиями по определению элементов региональных и местных налогов, регионального законодателя (законодательные органы государственной власти субъекта РФ) — полномочиями по установлению элементов федеральных и местных налогов, а представительные органы местного самоуправления — полномочиями по определению элементов федеральных и региональных налогов. Например, в соответствии со ст. 222 Налогового кодекса РФ законодательным органам власти субъектов Российской Федерации делегируется право дифференцировать размеры социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц — налогу, который является не региональным, а федеральным.

На региональном и местном уровнях различаются понятия установления и введения налогов и сборов.

Рассматривая вопрос о полномочиях по введению региональных налогов в Российской Федерации, Конституционный Суд РФ отметил в одном из своих решений, что включение регионального налога в перечень Налогового кодекса РФ означает право субъекта Российской Федерации ввести данный налог, а не обязанность сделать это (Постановление КС РФ от 30.01.2001). Это же утверждение в полной мере относится и к местным налогам, и к вводящим их представительным органам местного самоуправления.

Принимая решение о введении регионального или местного налога, представительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления соответственно реализуют это отмеченное в Постановлении Конституционного Суда РФ право вводить или не вводить налог на своих территориях. Помимо этого, в решении о введении налога содержатся, как правило, нормы об определении отдельных элементов налогообложения, отнесенных Налоговым кодексом РФ к нормотворческим полномочиям субъектов Российской Федерации или местного самоуправления.

Введение регионального или местного налога предполагает также определение даты вступления в силу налога или сбора, а также распространение необходимой информации об установленных и введенных региональных и местных налогах.

Элементы налогообложения, которые законодатель должен определить, чтобы налог считался законно установленным, как уже отмечалось, перечислены исчерпывающим образом в комментируемой статье Налогового кодекса РФ. В совокупности они составляют юридический состав налога.

Рассмотрим каждый из этих элементов юридического состава налога.

Установление налога начинается с определения налогоплательщиков — организаций и физических лиц, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возлагается обязанность уплачивать налоги.

Налоговый закон закрепляет объект налогообложения — юридические факты (действия, состояния, события), с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Объектами налогообложения могут быть реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство. Например, по НДС объектом налогообложения выступает реализация товаров, работ и услуг, по акцизам — реализация подакцизных товаров, по транспортному налогу — транспортное средство, по налогу на доходы физических лиц — доход и т.д.

Еще одним элементом налогообложения выступает налоговая база, которая представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база измеряет объект налогообложения, выражает его количественно. По налогу на доходы физических лиц, например, налоговой базой выступает денежное выражение дохода в рублях, по акцизам — объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении или их стоимость в рублях, по земельному налогу — кадастровая стоимость земельного участка в рублях, по транспортному налогу — мощность двигателя в лошадиных силах и т.д.

Установление налога предполагает закрепление в законе налогового периода, под которым понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Так, по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль налоговый период составляет календарный год, по акцизам — календарный месяц и т.д.

Следующим элементом налогообложения, подлежащим закреплению в законе при установлении налога, является налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут выражаться в процентах к налоговой базе (налог на прибыль, на доходы физических лиц, на имущество, НДС и др.; применительно к акцизам такие ставки называются адвалорными), в твердой денежной сумме на единицу налогообложения (транспортный налог, акциз по большинству подакцизных товаров) и в комбинированной (смешанной) форме, предусматривающей сочетание процентной и твердой налоговых ставок (комбинированные ставки устанавливаются применительно к отдельным подакцизным товарам).

В теории налогообложения выделяют три разновидности налоговых ставок, применяемых в современном налоговом законодательстве:

1) пропорциональные — с постоянной процентной величиной;

2) прогрессивные — с процентной ставкой, увеличивающейся с возрастанием налоговой базы;

3) регрессивные — с процентной ставкой, уменьшающейся с увеличением налоговой базы.

Порядок исчисления налога — этот элемент налогообложения, закрепляемый в законе при установлении налога, показывает, кто и как исчисляет налоги. По общему правилу, налогоплательщик исчисляет подлежащий уплате налог самостоятельно исходя из определенной ранее налоговой базы и установленных законодательством налоговой ставки и налоговых льгот.

В отдельных случаях, закрепленных в законодательстве о налогах и сборах, исчисление налога возлагается на налоговые органы. Это касается некоторых налогов, уплачиваемых физическими лицами (налог на имущество, земельный налог, транспортный налог), и делается для того, чтобы освободить граждан от сбора информации, необходимой для исчисления налогов, а также от самих исчислений, требующих от них знаний в деталях законодательства о налогах и сборах.

Другие публикации:  Ходатайство в прокуратуру о продлении срока

Еще один способ исчисления налога предполагает возложение соответствующей обязанности на налоговых агентов, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению и удержанию налогов у налогоплательщика, а затем перечислению удержанных налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговыми агентами выступают, например, организации по уплате налога на доходы физических лиц или по выплате учредителям (акционерам) процентов или дивидендов.

Наконец, установление налога невозможно без закрепления в соответствующем налоговом законе порядка и сроков уплаты налога, а именно:

а) действий, которыми опосредуется налоговый платеж, — совершается он одноразовым платежом или предусматриваются авансовые платежи;

б) способа налогового платежа — наличный или безналичный платеж, возможность уплаты налога через кассу местной администрации или организации федеральной почтовой связи и т.д.;

в) сроков налогового платежа — такие сроки могут определяться в налоговом законе, во-первых, календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, во-вторых, указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо на действие, которое должно быть совершено.

В п. 3 комментируемой статьи закреплено, что при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Так, например, при установлении сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами биологических ресурсов законодатель в главе 25.1 НК РФ определил плательщиков сбора (ст. 333.1), объекты обложения (ст. 333.2), ставки сборов (ст. 333.3), порядок исчисления сборов (ст. 333.4), порядок уплаты сборов (ст. 333.5).

В каком случае налог и сбор считаются установленными?

Элементы налогообложения, которые должны быть четко и однозначно определены в законодательном порядке, для того чтобы сам налог считался законно установленным, перечислены исчерпывающим списком в ст. 17 НК РФ и определены в других статьях НК РФ:

а) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ);

б) объект налогообложения — операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ);

в) налоговая база — элемент налогообложения, представляющий собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ);

г) налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ);

д) налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53 НК РФ);

е) порядок исчисления налога.

В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление;

ж) порядок и сроки уплаты налога.

Общие положения по порядку и срокам уплаты налога закреплены в ст. 57 и ст. 58 НК РФ. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Перечисленные параметры являются основными элементами налогообложения. Без установления хотя бы одного из них налог не будет считаться установленным.

Наряду с основными элементами налогообложения существуют и факультативные (необязательные) элементы налогообложения. Факультативным элементом являются налоговые льготы, которые могут (но не должны в обязательном порядке) предусматриваться законом при установлении налога, если законодатель посчитает необходимым устанавливать такие льготы.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). При этом особо оговаривается, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера.

При установлении сбора законодатель определяет его плательщиков и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Что следует понимать под специальными налоговыми режимами?

Часть вторая НК РФ устанавливает правила обложения налогами и сборами, составляющими в совокупности систему налогов и сборов Российской Федерации, а также определяет законодательные основы специальных налоговых режимов, применение которых допускается в Российской Федерации.

Отдельный раздел части второй НК РФ посвящен специальным налоговым режимам (разд. VIII.1, гл. 26.1 — 26.4). Понятие специальных налоговых режимов, содержащееся в ст. 18 части первой НК РФ, исходит из того, что такие режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, взимание которых предусмотрено на территории Российской Федерации в соответствии с НК РФ.

В настоящий момент действующее законодательство допускает применение следующих специальных налоговых режимов: 1)

единого сельскохозяйственного налога — системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (гл. 26.1 НК РФ); 2)

упрощенной системы налогообложения (гл. 26.2 НК РФ); 3)

системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ); 4)

системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК

Каждый из установленных налоговых режимов имеет свои характерные особенности: 1)

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) позволяет заменить уплатой единого сельскохозяйственного налога совокупность следующих налогов: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, единый социальный налог; 2)

упрощенная система налогообложения освобождает налогоплательщика от уплаты налогов, наиболее сложных по порядку исчисления и уплаты, таких как налог на прибыль (налог на доходы физических лиц), налог на имущество и единый социальный налог; 3)

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности заменяет собой уплату налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога; 4)

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции начинает действовать для налогоплательщика только на основании договора, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Общие условия установления налогов и сборов

К основным началам налогообложения можно отнести также общие условия установления налогов и сборов. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Если хотя бы один из элементов налогообложения по конкретному налогу не определен в актах законодательства о налогах и сборах, то такой налог не является законно установленным.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Налоговые льготы как элемент налогообложения и основания для их использования налогоплательщиком не отнесены законодателем к обязательным общим условиям установления налога.

Обязательное условие установления сборов — определение их плательщиков и элементов обложения применительно к конкретным сборам. Элементами обложения сбором могут быть: объект обложения; облагаемая база, ставка (ставки) сбора, порядок исчисления; порядок и сроки уплаты сбора. Облагаемая база и ставка сбора в принципе могут быть объединены суммой сбора (окладом сбора).

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах

В связи с тем, что в актах законодательства о налогах и сборах содержатся нормы, устанавливающие различные сроки совершения тех или иных действий, для устранения неоднозначности в интерпретации сроков в НК РФ введена ст. 6.1 «Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах». Следует подчеркнуть, что при установлении региональных и местных налогов нельзя устанавливать иной порядок исчисления сроков. Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Сроки, определяемые календарной датой, обычно устанавливаются для предоставления отчетности. В этом случае в акте законодательства четко указан день для совершения какого-либо действия.

Наиболее часто встречается порядок определения срока истечением периода времени (недели, месяца, квартала, полугодия, года и т.д.).

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Другие публикации:  918н приказ

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС в рамках ЕврАзЭС (акцизов и НДС), применяются положения, установленные ТЗ ТС и законодательством РФ о таможенном деле.

1.2. Элементы и классификация налогов. Тесты

а) если они установлены Налоговым кодексом РФ и соответствующими законами на территории соответствующего муниципального образования;

б) если они установлены соответствующими законами на территории субъекта РФ и муниципального образования;

в) во всех муниципальных образованиях РФ, если они установлены главой Налогового кодекса РФ;

г) если они установлены соответствующими законами на тер-ритории субъекта РФ.

1.2.2.При установлении законодательными (представительными) органами субъектов РФ регионального налога налоговые льготы могут быть предусмотрены:

в) да, только для определенных категорий налогоплательщиков.

1.2.3.Местные налоги и сборы обязательны к уплате на территориях:

а) соответствующих муниципальных образований;

б) соответствующих субъектов РФ.

1.2.4.К региональным налогам относится налог:

а) на имущество организаций;

1.2.5.К федеральным налогам относится налог:

а) на имущество физических лиц;

б) на добавленную стоимость;

1.2.6.К местным налогам относится налог:

а) на пользование недрами;

1.2.7.Региональные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ, могут быть установлены:

а) да, только на один налоговый период;

б) нет, не могут быть установлены;

в) да, на территориях муниципальных образований по решению местных органов власти;

г) да, по решению исполнительных органов власти субъектов РФ.

1.2.8.К федеральным налогам и сборам относится налог (допускаются несколько ответов):

а) на добавленную стоимость;

1.2.9.К региональным налогам и сборам относится налог (допускаются несколько ответов):

а) на имущество организаций;

б) на имущество физических лиц;

в) на игорный бизнес;

1.2.10.К косвенным налогам не относится налог:

а) на прибыль организаций;

в) на имущество организаций;

г) на добавленную стоимость.

1.2.11.Из перечисленных ниже налогов укажите прямые лич-ные налоги:

а) на доходы физических лиц;

в) на имущество физических лиц;

1.2.12.Прямой налог — это (допускаются несколько ответов):

б) налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

в) налог на прибыль организаций;

г) налог на добавленную стоимость.

1.2.13.Косвенный налог — это (допускаются несколько ответов):

а) налог на доходы физических лиц;

б) налог на прибыль организаций;

в) налог на добавленную стоимость;

1.2.14.К налоговым льготам не относится:

а) налоговый кредит;

б) снижение ставки налога;

в) необлагаемый минимум;

г) уклонение от уплаты налога.

1.2.15.Укажите верные утверждения в отношении региональных налогов (допускаются несколько ответов):

а) поступают исключительно в региональный бюджет;

б) устанавливаются законами субъекта РФ;

в) устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ;

г) при их установлении органами субъектов РФ определяются налоговые льготы, налоговые ставки в переделах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога.

1.2.16.Налог или сбор считается законно установленным, если:

а) законом определены все его шесть элементов налогообложения;

б) определена хотя бы половина из обязательных элементов налогообложения;

в) определен хотя бы один элемент налогообложения;

г) федеральным законом установлено несколько элементов налогообложения, а остальные установлены местными органами власти или законодательными органами субъектов РФ.

1.2.17.Специальный налоговый режим — это система налогообложения (допускаются несколько ответов):

а) в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

в) установленная законами субъектов РФ;

г) при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

1.2.18.В средствах массовой информации сведения о региональных налогах и сборах должны публиковаться не реже, чем:

а) 1 раз в месяц;

б) 1 раз в квартал;

г) 1 раз в полугодие.

1.2.19.Сведения о действующих налогах и сборах публикует:

а) Министерство финансов РФ;

б) Министерство юстиции РФ;

в) Федеральная налоговая служба;

г) исполнительные органы власти.

1.2.20.Дивиденды — это доход (допускаются несколько ответов):

а) учредителей организации при распределении прибыли, оставшейся после налогообложения:

б) в виде процентов по привилегированным акциям;

в) акционеров организации в виде передачи акций этой организации в собственность.

1.2.21.В качестве процентов налогами облагается доход:

а) получаемый по денежным вкладам в учреждениях банков;

б) выплачиваемый акционеру в части, не превышающей его взноса в уставный капитал организации;

в) участника по доле в уставном капитале организации.

1.2.22.Налогами облагается объект:

а) имеющий стоимостную характеристику, относящийся к имуществу налогоплательщика, за исключением имущественных прав;

б) имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога;

в) имеющий стоимостную характеристику, относящийся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ, за исключением имущественных прав;

г) имеющий стоимостную характеристику, относящийся к имуществу, за исключением имущественных прав.

1.2.23.Льготы, установленные законами субъектов РФ, могут распространяться на налоги:

а) только региональные;

б) региональные и местные, установленные в данном субъекте РФ;

в) все виды налогов, действующие на территории данного субъекта РФ.

1.2.24.Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, могут носить индивидуальный характер:

б) да, включая возможность не уплачивать конкретный налог или сбор;

в) да, включая возможность уплачивать налог или сбор в меньшем размере.

1.2.25.Налоговый период может определяться:

а) годом, кварталом или месяцем;

б) по соглашению между налогоплательщиком и налоговым органом.

1.2.26.Услуга для целей налогообложения — это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения:

б) да, и потребляются в процессе осуществления деятельности.

1.2.27.Налоговая база в соответствии с российским законодательством — это:

а) стоимостное выражением объекта налогообложения;

б) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

в) величина налоговых начислений на единицу измерения.

1.2.28.При установлении сборов могут отсутствовать обязательные для налогов элементы налогообложения:

в) да, если это определено законодательными актами.

1.2.29.Налог считается законно установленным, если:

а) все обязательные элементы налога прописаны согласно требованиям Налогового кодекса РФ;

б) часть обязательных элементов налога прописаны в Налоговом кодексе РФ, а часть — в региональном законодательстве.

1.2.30.Налоговая ставка — это:

а) величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

б) величина, установленная в процентах или других измерениях;

в) стоимостная характеристика налоговой базы.

1.2.31.Величина налога на единицу измерения налоговой базы — это:

а) налоговое бремя;

б) налоговая ставка;

в) налоговый оклад;

г) единица налогообложения.

1.2.32.Реализацией в целях налогообложения не признается:

а) обмен товарами;

б) изъятие имущества путем конфискации;

в) передача товаров на безвозмездной основе;

г) передача основных средств при реорганизации предприятия.

1.2.33.Налоговые органы не вправе проверять правильность применения цен по сделкам (допускаются несколько ответов):

а) при отклонении менее чем на 20 % от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам;

б) по товарообменным операциям;

в) при использовании в расчетах условных единиц;

г) при совершении сделки между взаимозависимыми лицами.

1.2.34.Рыночная цена товара (работ, услуг) — это цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров:

а) в сопоставимых экономических условиях;

б) на ближайшей территории РФ;

в) если покупатель и продавец не являются взаимозависимыми.

1.2.35.При определении рыночной цены товара не учитываются:

а) взаимозависимые сделки;

б) качество продукции, товара, услуги;

в) качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель;

г) объем товарной партии, условия платежа, объем сделки.

1.2.36.Для определения рыночной цены товаров, работ или услуг при отсутствии на соответствующих рынках сделок по идентичным товарам (работам, услугам) используются (допускаются несколько ответов):

а) затратный метод;

б) метод цен последующей реализации;

в) поиск цен на соответствующие товары, работы и услуги за пределами РФ, далее проводится корректировка цены.

1.2.37.При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам) для целей налогообложения принимаются:

а) рыночные цены или тарифы;

б) регулируемые государством цены или тарифы;

в) рыночные цены, определяемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

1.2.38.Применение метода цен последующей продажи означает, что рыночная цена товаров, реализуемых продавцом:

а) определяется на основе цены их предыдущей продажи с наценкой не менее 20 % для последующей продажи;

б) сводится к калькуляции всех прямых и косвенных затрат на их производство и продажу;

в) определяется на основе той цены, по которой они были проданы в дальнейшем покупателям.

1.2.39.Если доходы, полученные налогоплательщиком, нельзя однозначно отнести к доходам от источников в РФ либо к доходам от источников за пределами РФ, то отнесение дохода осуществляется:

а) Министерством финансов РФ;

б) в судебном порядке;

в) Федеральной налоговой службой.

1.2.40.При регистрации организации с 1 по 31 декабря года первым налоговым периодом для нее считается:

а) период с 1 по 31 декабря;

б) период с 1 января следующего финансового года в случае, если в период с 1 по 31 декабря организация не вела финансово- хозяйственную деятельность;

в) со времени создания до 31 декабря следующего финансового года.